Вопросы для самопроверки

приведите признаки свойственные гражданину государства и гражданину мира

Ответы:

1.1) гражданин мира не привязан к конкретному государству и ему проблемы всего мира важнее проблем своей родины 2) гражданин государства привязан к своей родине, (он там работает, он там родился и т.д.) 2.1)Наличие парламента 2)наличие территорий 3)наличие законов 4)наличие политической власти 5)наличие монархов 6)наличие силовых структур 7)наличие конституции

Похожие вопросы

  • Чему учит рассказ драгунского что я люблю
  • Найдите значение выражения 7/12,5*1,4 пожалуйста фото с решением
  • отзыв о рассказе робинзон Крузо даю 10 быллов
  • ПОМОГИТЕ!!! ПЛИЗЗЗ))). Маша,Катя и Лена отправилась в лес за грибами.Маша нашла 10 грибов, Катя столько сколько Маша и половину от Лениных. А Лена столько сколько Маша и Катя вместе. Сколько всего грибов собрали девочки?
  • На фотографии из диснейленда один из героев книги А)20000 лье под водой Б)Граф Монте-Кристо В)Человек-амфибия Г)Дети капитана Гранта
  • в сосуде содержится 2 моль азота. сколько примерно молекул азота содержится в сосуде?
  • Помогите перевести пожалуйста 8 класс spotlight номер 5 модуль 4е стр 67 под цыфрой 3 таблица, зарание спасибо.
  • Стороны прямоугольника равны 9 см и 9 умножить на корень из трёх см.Найдите углы, которые составляют диагональ со сторонами треугольника.
  • в пустой товарный вагон загрузили 120т. зерна. На первой станции розгрузили 11/24 всего зерна, а на следущей - 6/13 остального. Сколько тонн зерна осталось в вагоне?
  • Помогите, пожалуйста Напишите эффективную программу, которая по двум данным натуральным числам a и b, не превосходящим 30000, подсчитывает количество нечетных натуральных чисел на отрезке (включая концы отрезка). Программа получает на вход два натуральных числа a и b, при этом гарантируется, что 1 ≤ a ≤ b ≤ 30000. Проверять входные данные на корректность не нужно. Программа должна вывести одно число: количество нечетных чисел на отрезке . Пример работы программы: Входные данные: 11, 21 Выходные данные: 6

Вопрос о понятии государства является таким же сложным и древним, как и само государство. К нему постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства – с Древнего Рима и Древней Греции и вплоть до наших дней.

В истории развития человечество имело множество случаев, когда государством управляли без достаточных о нем знаний, лишь на основе проб и ошибок, эмпирического опыта. Результаты такого правления для самого государства и для общества, как правило, были далеко неоднозначными, а нередко весьма плачевными. Поэтому, для грамотного и квалифицированного управления государством необходимо очень глубокое и разностороннее понимание его природы и сущности.

Будучи на протяжении всей истории развития человечества ключевым явлением и понятием политической жизни, политической теории и практики различных стран, государство как институт или организация всегда отличалось от других, догосударственных и негосударственных институтов и организаций своими специфическими признаками.

За всю историю развития человечества великими мыслителями и политическими деятелями разных времен было высказано множество самых различных мнений и суждений об основных признаках государства.

Выявление и изучение этих признаков открывает путь к более глубокому и разностороннему пониманию не только прошлого, но и настоящего нашей страны и многих других стран.

Одной из целей российских реформ является построение гражданского общества. Но мало кто из людей может толком объяснить, что это такое. Выдвинутая идея, как отмечается в печати, звучит привлекательно, но малопонятно для подавляющей части населения.

За понятием «гражданское», несмотря на его условность, стоит обширное и богатое содержание. Смысл данного понятия многогранен и неоднозначен, толкуется учеными по-разному. Но ясно, что не всякое общество, состоящее из граждан, является гражданским.

Для того чтобы понять природу гражданского общества, необходимо рассмотреть его структуру и основные признаки.

Кроме того, очень важно рассмотреть то, как взаимодействуют между собой государство и гражданское общество, их единство и различия.

Целью курсовой работы является исследование взаимовлияния государства и гражданского общества. Основными задачами являются следующие: подробно рассмотреть признаки государства и гражданского общества; изучить структуру гражданского общества; рассмотреть государство и гражданское общество в их соотношении.

1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки определить понятие государства, однако и до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.

Чаще всего государство толковалось как политическая общность, объединение, союз людей (Цицерон, Фома Аквинский, Дж. Локк, И. Кант). Кант воспринимал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги, «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом, – политическая власть».

Такое понимание государства сводилось к характеристике политического общества, а не государства.

Сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия различными авторами – с другой, объективно обусловливают возможность и неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования.

Исходя из этого, вполне понятен сам факт возникновения в различные периоды развития общества множества определений понятия государства и их активного использования «Сколько существовало государствоведов и философов – писал Л. Гумплович, – столько существовало и определений государства». Сам Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать определенный правопорядок.

Как же определялось государство на различных этапах его развития?

Один из величайших мыслителей античности Аристотель считал, что государство «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее».

Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли рассматривал государство через общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов.

В российской литературе разных периодов тоже можно найти немало определений. Например, государство как «объективный факт нашей планеты» представляется в виде «социального явления кооперативного выполнения» за счет населения и для населения страны непременных условий проявления и развития индивидуальной жизни». Государство определяется и как организованное общение людей, связанных между собою духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками.

Марксистская теория рассматривает государство, исходя исключительно из его классовой природы и видит его назначение и роль в осуществлении организованного насилия одного класс (экономически господствующего) над другими (эксплуатируемыми). К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя современное им буржуазное государство, писали, что оно представляет собой капиталистическую машину, «идеального совокупного капиталиста». Аналогичную характеристику давал В.И. Ленин: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

При определении понятия государства важно учитывать не только его классовые элементы и соответствующие признаки, но и внеклассовые, общечеловеческие признаки и черты.

В свете сказанного наиболее приемлемым определением государства, по сравнению с ранее предложенными, было бы определение, в соответствии с которым оно рассматривается как организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется чаще всего через его признаки.

Несмотря на разнообразие государств нынешнего времени, как и существовавших ранее, всем государствам присущи некоторые общие признаки (рисунок 1):

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) территориальная организация населения ;

3) государственный суверенитет ;

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;

5) наличие государственной казны, что связано с существованием налогообложения и взиманием налогов.

Рисунок 1 – Признаки государства

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.

Иногда в качестве основных признаков государства указывают на единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим, определяющим. Они скорее вспомогательные, дополнительные.

Раскроем содержание каждого из перечисленных выше основных признаков государства.

Публичная политическая власть – один из главных признаков государства. Власть в первобытнообщинном обществе не носила политического характера. При родовом строе власть осуществляется самими общинниками. Управление делами общины не было закреплено за особым слоем людей, не составляло чьей-либо профессии. Оно осуществлялось лицами, выбранными членами рода в соответствии с их качествами, заслугами. Их функции не составляли «должности», а осуществлялись в силу доверия и авторитета. Органы родового строя не располагали специальными средствами и аппаратом принуждения. Их решения, в том числе и наказания, осуществлялись самими членами рода.

Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, органов, которые образуют государственный аппарат.

При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применить принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями – армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) применения принуждения в отношении каждого, кто не подчинится предписаниям государственной власти.

Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны.

Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, графства, районы и т.д. Но их назначение и функции едины – организация государственной власти и управление на занимаемой ими территории.

Под территорией государства обычно понимается пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты. Во-первых, земля и ее недра, образующие сухопутную территорию. Во-вторых, реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория государства). В-третьих, воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория государства). В-четвертых, объекты, приравненные к территории государства (морские, воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, и другие принадлежащие государству объекты).

Граждане государства, проживающие на его территории и вне, равно как и сама территория, находятся под защитой государства. Принципы целостности и неприкосновенности территории означают запрещение ее насильственного расчленения или захвата и отторжения ее части. Подобные акты, от кого бы они ни исходили извне, квалифицируются как акты прямой агрессии. У каждого государства есть право и обязанность на защиту своей территории и своих граждан, проживающих на данной территории.

Одним из основных признаков государства является суверенитет. Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в своей деятельности. Ее полноправие в жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, единство государственной власти и независимость.

Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти на данной территории или ставить себя выше государственной власти.

Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.

Единство суверенитета означает, что он не может быть разделен между различными носителями власти и принадлежит государству в целом, а не отдельным его частям или органам.

Независимость государственной власти есть ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Однако эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам.

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства осуществлять правотворчество, т.е. принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны, кроме лиц, обладающих правом дипломатического иммунитета. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Нормативные правовые и другие юридические акты являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти, тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности.

Государственная власть проявляет себя прежде всего посредством нормативного правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между равными элементами общества, т.е. оформляется его правовая организация.

Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги – это только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя помимо налогов и обязательных платежей государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности и другие.

На протяжении всей истории развития государства особо важное значение для его содержания имели налоги. Они всегда были главным источником пополнения казны. Под налогом обычно понимаются обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц.

Виды, размеры и количество налогов могут быть самыми разнообразными и зависят от типа и характера самого государства и общества, а также от существующих в той или иной стране традиций и нравов.

Установления, касающиеся видов и порядка взимания налогов, закреплялись в законах и иных нормативно-правовых актах. Такое закрепление имеет место в настоящее время. В большинстве современных государств существует целая серия законов, составляющих в своей совокупности налоговое право. Уплата налогов нередко рассматривается как конституционная обязанность граждан.

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», – закрепляется, например, в статье 57 Конституции Российской Федерации 1993 года. «Население подлежит обложению налогами в соответствии с законом», – записано в статье 30 Конституции Японии 1947 года. «Все участвуют в общественных расходах в соответствии со своими экономическими возможностями посредством справедливой налоговой системы», – указывается в п.1 ст.31 Конституции Испании 1978 года.

Кроме названных основных признаков каждое государство характеризуется своими символами, памятными данными, атрибутами. У каждого государства свои гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия. Они, как правило, отличаются краткостью, экспрессивностью и легкой произносимостью. Вместе с присущим каждому государству основными признаками они позволяют провести достаточно четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и негосударственной организацией – с другой.

С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА

Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Локк, Гегель, Маркс и многими другими.

Красной нитью в гражданском обществе практически всеми учеными проводится идея человека. Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить состояние «здоровья» социального организма и необходимые направления его самосовершенствования.

Составными элементами гражданского общества являются:

1) личность;

2) семья;

3) школа;

4) церковь;

5) социальные группы, слои, классы;

6) институты демократии;

7) общественные объединения, политические партии и движения;

8) независимое правосудие;

9) система воспитания и образования;

10) средства массовой информации.

2.1. Понятие и признаки гражданского общества

Категория «гражданское общество» исторически отражает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Формирование гражданского общества всегда так или иначе увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

В Древнем мире этому объективно служила теория эйдоса (идея государства) Платона. Так же следует рассматривать высказывание Аристотеля о том, что государство есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «…Закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех».

Последовательное развитие общественных отношений предопределило и трансформацию взглядов ученых на гражданское общество. На рубеже XVI – XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж. Руссо.

Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта. Главными он считал такие идеи:

а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное;

б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей;

в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.

Эти идеи можно положить в основание теории гражданского общества. Кант делает вывод о том, что для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества. В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским обществом и государством. К первому он относил:

а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами;

б) естественное и общее право;

в) человека.

Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его мнению:

а) из системы государственных институтов;

б) позитивного права;

в) гражданина.

По Гегелю, гражданское общество – это прежде всего система потребностей, основанная на частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное устройство, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Из естественного, «некультурного» состояния, писал Гегель, «люди должны вступить в гражданское общество, ибо только в последнем правовые отношения обладают действительностью». При этом он подчеркивал, что подобное общество возможно лишь «в современном мире». Иными словами, гражданское общество противополагалось дикости, неразвитости. И под ним подразумевалось, конечно, классическое буржуазное общество.

Главным элементом в учении Гегеля о гражданском обществе выступает человек – его роль, функции, положение. Согласно гегелевским воззрениям, отдельная личность является для самой себя целью; ее деятельность направлена прежде всего на удовлетворение собственных потребностей (природных и социальных). В этом смысле она представляет собой некоего эгоистичного индивида. В то же время личность может удовлетворить свои запросы не иначе, как находясь в определенных отношениях с другими людьми. «В гражданском обществе, – писал Гегель, – каждый для себя – цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей».

Маркс, в своих ранних произведениях довольно часто использовал понятие гражданского общества, обозначая им организацию семьи, сословий, классов, собственности, распределения, реальную жизнь людей, подчеркивая их исторически обусловленный характер экономическими и другими факторами.

Основной принцип материалистического понимания истории К. Маркс и Ф. Энгельс видели «в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения – т.е. гражданское общество на его различных ступенях – как основу всей истории; затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы сознания, религию, философию, мораль и т.д. и проследить процесс их возникновения на этой основе».

Гражданское общество, по мнению Маркса, охватывает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Это «материальное общение» включает в себя весь спектр рыночных отношений: частное предпринимательство, бизнес, коммерцию, прибыль, конкуренцию, производство и распределение, движение капиталов, экономические стимулы и интересы. Все это обладает известной автономностью, характеризуется своими внутренними связями и закономерностями.

Критически анализируя права человека, К. Маркс указывал, что они суть не что иное, как права члена гражданского общества. Среди них Маркс, как и Гегель, особо выделяет право на индивидуальную свободу. «Практическое применение права человека на свободу есть право на частную собственность». В чем состоит это право? – спрашивает Маркс. В качестве ответа он цитирует статью 16 французской Конституции 1793 г.: «Правом собственности называется право каждого гражданина пользоваться и располагать по своему усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и своего усердия». Делает вывод: «Эта индивидуальная свобода, как и это пользование ее, образует основу гражданского общества» (статья «К еврейскому вопросу», 1843 г.).

В сознании российских граждан гораздо больше утверждалась идея правового государства, о чем много говорят, пишут и спорят. Очевидно и то, что менее освоены представления о гражданском обществе, его ценности, структуре, предпосылках. Отчасти это объясняется тем, что в действующем Основном законе страны Российская Федерация рассматривается в качестве демократического правового государства. Вместе с тем здесь не формулировки «гражданское общество». Однако интерес к созданию в России гражданского общества в последнее время усиливается, нередко проявляется на самых различных уровнях. При этом утверждается, что «необходимость гражданского общества и его автономии по отношению к государству составляет одну из главных «несущих» конструкций, на которых строятся как теория, так и практика нашей жизни».

В советской юридической и философской литературе проблемы гражданского общества не исследовались в связи с несколькими существенными обстоятельствами.

Существенной предпосылкой к возрождению гражданского общества в современной России было принятие новых нормативных документов: в ноябре 1991 года «Декларации прав и свобод человека» и в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации, закрепляющей отдельные элементы гражданского общества – многообразие форм собственности, включая частную, многопартийность, широкие экономические, политические и личные права и свободы человека и гражданина и другое.

Исследование социальной природы гражданского общества, его творческого потенциала предполагает раскрытие признаков, свойственных такому обществу (рисунок 2).

Рассмотрим эти признаки подробнее:

1. Понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально–экономической, политической, нравственной и правовой зрелости, развитости. По этой причине не могло быть гражданским наше общество в период советской власти, поскольку степень его развития не была высокой, все важнейшие сферы общественной жизни были либо полностью, либо частично огосударствленными, находились в области правового регулирования.



Рисунок 2 – Признаки гражданского общества

1. Гражданское общество – это такое социальное пространство, в котором люди взаимодействуют относительно свободно, без непосредственного вмешательства государства. Соответственно, важнейшим элементом гражданского общества является юридически свободный индивид. В условиях гражданского общества изживает себя представление о человеке как «винтике» государственного механизма, интересы которого полностью подчинены целям государственной власти.

2. Гражданское общество в целом осуществляется через такие негосударственные институты, как семья, система образования, научные и духовные объединения, профессиональные, женские, молодежные организации, различного рода ассоциации представителей различных профессий (врачей, инженеров, адвокатов и так далее). Назовем и иных субъектов, независимых от государства и действующих самостоятельно в рамках закона. Это – предприниматели, партии, общественные объединения, движения и иные негосударственные организации. Они определяют степень зрелости гражданского общества, его социальную значимость.

3. Гражданское общество способствует развитию и укреплению демократических институтов, передаче государством своих властных полномочий определенным общественным организациям, органам самоуправления. Можно сказать, что структуры гражданского общества создаются по преимуществу снизу, а не конструируются по приказу государственных структур. Субъекты, входящие в такую социальную сферу, независимы друг от друга и взаимодействуют как свободные и равные партнеры. Вместе с тем очевидно и то, что общества свободного от государственного регулирования, не было никогда, кроме «доисторической» родоплеменной фазы.

4. Права человека – главный ценностный ориентир гражданского общества и правового государства. Они являются нормативной формой выражения меры свободы индивидов, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности.

Особо значима в современных условиях возможность граждан создавать политические партии, общественные движения для непосредственного решения и общественных, и государственных проблем (участие в выборах, защита производственных, социальных и других интересов и тому подобное).

На основании сказанного можно отметить, что гражданское общество – это негосударственная общность людей, объединенных по различным показателям в определенные социальные группы и формирования (партии, общественные движения), действующие на основе правовых и иных социальных норм в целях удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей и интересов, их реализации.

2.2. Структура гражданского общества

Структура – это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

Прежде всего здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающим соединение биологического и социального начал в обществе.

Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и тому подобное).

Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная. Государственная и иные формы собственности.

Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй, наиболее важный для общественной системы структурный слой Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан.

Отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного продукта являются важной составной частью экономической системы, хотя они в определенной степени функционирует и в рамках другой системы – социальной.

Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) – государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения весьма разнообразны: это отношения между государством и иными структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и так далее. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью которой всегда выступает политическая (государственная) власть.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.

Базовый блок в этой сфере составляет отношения, связанные с образованием. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная, но и общественная система в целом.

Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Пути формирования этих отношений разнообразны и их воздействие на человека неоднозначно.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

При характеристике структуры гражданского общества следует иметь в виду три обстоятельства.

Во-первых, изложенная классификация предпринята в учебных целях и носит условный характер. В действительности названные структурные части, отражающие сферы жизнедеятельности общества, тесно взаимосвязаны. Объединяющим фактором, эпицентром многообразных связей между ними выступает человек (гражданин) как совокупность общественных отношений и мера всех вещей.

Во-вторых, при изучении социальной, экономической и других систем как относительно самостоятельных явлений нельзя недооценивать и другие структурные составляющие (идеи, нормы, традиции).

В-третьих, надо видеть то, что связующим, упорядочивающим фактором структуры и процесса жизнедеятельности общественной организации служит право с его естественной обще-гуманистической культурой, подкрепленной прогрессивным, демократическим законодательством, что логика развития гражданского общества неизбежно приводит к идее правовой государственности, правового демократического общества.

3. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Взаимоотношения государства и гражданского общества сложны и разнообразны по своему содержанию.

С одной стороны, гражданское общество возникает в процессе отделения от государства определенных социальных структур, усиления их относительной самостоятельности, разгосударствления ряда общественных отношений. С другой – в социальной системе государство как организация власти является управляющей системой, а гражданское общество подсистемой управляемой.

Организация и деятельность основных институтов гражданского общества (общественно-политических, экономических, социальных и др.) осуществляется с участием государства и в соответствии с Конституцией РФ, действующим законодательством.

Государство обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и др., что отражает формирование новых социально-экономических и политических реальностей в современной России и то, что у государства и гражданского общества много объединяющих черт.

Линии взаимодействия рассматриваемых нами явлений определяются многими факторами. Можно сказать, что государство, которое не опирается на гражданское общество и не сдерживается им, столь же опасно, как и гражданское общество, которое не упорядочивается государством, не объединяется им в новую общезначимую целостность.

Более предметное воздействие государства на гражданское общество происходит следующим образом:

1. Государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса (ФЗ «О политических партиях» (2001) и др.).

2. Гарантирование возможности субъектам гражданского общества, и прежде всего тем из них, которые реализуют свои интересы в различных звеньях политической системы (участие в избирательном процессе, в формировании представительных органов власти и др.).

3. Установление правовых запретов относительно тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц не только в частную и личную жизнь человека и гражданина, но и общественных структур (профсоюзных организаций и др.).

4. Законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, определенной автономии общественных объединений в различных сферах жизнедеятельности (экономической, политической и др.).

Это с одной стороны. С другой – гражданское общество во многом определяет функционирование государства, его органов. Во-первых, правотворческая деятельность государства тесно связана с деятельностью таких структурных элементов гражданского общества, как политические партии, общественные организации граждан. Во-вторых, существующие структуры гражданского обществ (общественная палата, различные территориальные комитеты в регионах, административно-территориальных единицах) способствуют совершенствованию форм прямой и представительной демократии, созданию условий для активной деятельности политических партий, выражающих различные мнения, нередко несовпадающие с мнением правящей элиты, развитию местного самоуправления и др. Сказанное подтверждает то, что при демократическом режиме гражданское общество тесно взаимодействует с государством.

Диалектическая взаимосвязь гражданского общества с государством проявляется и в том, что чем совершеннее гражданское общество, тем менее заметна роль государства, поскольку многие общественные структуры выполняют более значительную роль в решении ключевых социальных задач. В неразвитом гражданском обществе незначительное участие общественных организаций и иных подобных структур в решении экономических, политических и других важных проблем приводит к чрезмерному усилению государства. Как видно, гражданское общество представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему. Вместе с тем его развитие проходит более успешно, если государство создает для этого необходимые условия. Гражданской общество есть та социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод граждан и объединений. Чем более развито гражданское общество, тем более демократично государство. Таким образом, гражданское общество и государство не могут существовать отдельно, взаимно не дополняя друг друга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие государства очень сложное и многогранное, его пытаются определить с самых древних времен очень разные авторы. В мире существует множество разных государств, несмотря на их разнообразие у них существует некоторые общие признаки, такие как суверенитет, публичная власть. территориальная организация населения и другие. Государство обязано защищать своих граждан и их права. Свою территорию и границы.

Понятие «гражданское общество» отличается от понятия государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей. Представления о гражданском обществе как не только суммы индивидов, но и о системе их связей через экономические, правовые и другие отношения получили развитие в трудах ряда мыслителей.

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе.

Гражданское общество – не государственно-политическая, а экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.

Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы. Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства.

Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников. Реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости.

Гражданское общество – открытое, демократическое, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Оно не совместимо с директивно-распределительной экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности. Свободные индивиды – собственники объединяются для совместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу.

С развитием гражданского общества в структуре государственных органов появляются и устанавливаются в качестве постоянных общенациональные представительные учреждения парламентского типа, обладающие правами утверждения налогов и сборов, поступающих в казну государства, а также принятие наиболее важных нормативно-правовых актов. Возникновение и развитие представительной демократии − явления, свойственное эпохе формирования гражданского общества. Представительные учреждения. избиравшиеся поначалу на основе имущественных цензов, всегда законодательствами от имени всего народа.

Государство выступает от имени всего населения (народа, нации или, по крайней мере, официально притязает на то, что оно выражает и защищает интересы всей страны, народа, подданных или граждан).

Современное представительное государство официально признает юридическое равенство граждан, их права и свободы, а также гарантии этих прав и свобод.

Законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами – едва ли не главный признак и основа гражданского общества.

Отделение государства от общества и обособление общества от государства выражено в различии их структур, принципов организации и строения.

Всякое государство организованно как руководимая единым центром вертикальная система, иерархия государственных органов и должностных лиц, связных отношениями подчиненности и государственной дисциплины. Постоянная и главная цель государства, его оправдание и легитимация - охрана общества и управление им.

В отличие от государства гражданское общество представляет собой горизонтальную систему многообразных связей и отношений граждан и их объединений, союзов, коллективов. Эти связи основаны на равенстве и личной инициативе, в том числе в самостоятельности добычи средств и существованию. Цели граждан и их объединений разнообразны и изменчивы в соответствии с их интересами.

Различие структур гражданского общества и государства налагает отпечаток на способы правового регулирования частных и публичных отношений.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Конституция РФ от 12.12.1993 // Р.Г. – 1993 г. №237 – 25 декабря. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. Собрание соч. т.4.,М., 2004.

Призванный обеспечить порядок и организовать жизнь людей. Первые государства появляются в глубокой древности - приблизительно 5-6 тыс. лет назад.

Государство составляет фундамент политической сферы общества. В его распоряжении находятся армия, полиция (милиция), суды и законы страны, с помощью которых обеспечивается правопорядок на всей территории и охраняется жизнь всех людей. Государство создает специальные органы, которые помогают решать разные вопросы: суды разбираются с правовыми конфликтами, армия защищает от нападения врагов, министерства (ведомства) занимаются хозяйственными проблемами. Таким образом, государство решает проблемы, связанные с жизнью людей внутри страны: организует хозяйственную деятельность, охраняет общественный порядок, помогает инвалидам, пенсионерам, сиротам. Кроме того, государство занимается вопросами, возникающими в отношениях с другими странами: оно защищает свою территорию и людей от нападений, заключает договоры с другими государствами, участвует в решении международных проблем.

Первые государства появились в долинах плодородных рек Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ, на морских побережьях. Из курса школьной истории вы уже знаете о том, как жили люди в Древнем Египте, Шумере, Китае , Индии, Вавилоне.

Интересные факты

До сих пор в научном мире вопрос о происхождении государства остается спорным. Ученые не могут однозначно сказать, почему возникли государства у разных народов. Одни считают, что главную роль в этом процессе сыграли завоевания: сильные покорили слабых и стали ими управлять. Другие полагают, что люди договорились объединиться и придумали органы управления, которые помогали регулировать отношения и наказывать тех, кто нарушал порядок. Третьи придерживаются мнения, что создание государства - это закономерный процесс развития экономики (хозяйства), который приводит к появлению бедных и богатых, необходимости защитить имущество и интересы властвующих.

Самой древней формой демократического государства считается город-полис. Греческое слово «полис» обозначает общество, государство, военное поселение.

Государство-полис просуществовало несколько тысячелетий. Канули в небытие Древняя Греция и Римская империя, а города-государства еще сохранялись в Северной Италии в XV-XVI веках. Это были самоуправляющиеся общины. Они включали только свободных людей, которые отстояли свою свободу с оружием в руках, выступив против феодала. Объединившись вместе, люди избрали на общем собрании новые органы управления и провозгласили суверенитет - государственную независимость. В свое время такими государствами были Флоренция и Венеция - всемирно известные ныне города-памятники.

Государства бывают разные. Выделяют демократические (от греч. demos и kratos - власть народа) и недемократические государства. В демократическом государстве народ участвует в управлении им, принимает важнейшие решения, может критиковать действия властей, контролировать их. Государство берет на себя обязанность защищать права людей, охранять их покой, обеспечивать безопасность и порядок. В недемократических государствах отношения между властью и народом совсем другие. Власть находится, как правило, в руках одного человека или группы людей. Народ практически отстранен от участия в осуществлении власти. Правители могут не считаться с интересами населения .

По тому, кто возглавляет власть, государства делятся на монархии и республики. При монархии во главе государства стоит король или царь, власть которого передается по наследству. Иногда представители одной семьи правят государством десятилетиями и столетиями. Так, династия Романовых управляла Российской империей три века.

При республике верховную власть осуществляют органы, которые избираются народом на определенный срок (во многих странах они называются парламентом). Большинство современных государств являются республиками, например США, Италия, Германия , Россия.

Сегодня термин «государство» употребляется в разных значениях. В широком смысле государство - это то же самое, что страна и политически организованный народ, проживающий на данной территории. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве. Для обозначения государства использовались разные термины: «княжество», «королевство», «империя», «республика», «царство» и др.

В узком значении этого слова государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом] систему учреждений, обладающую верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями , движениями.

Интересные факты

Одними из самых маленьких государств являются Науру и Тувалу, расположенные на островах Тихого океана.

Науру имеет площадь 21 кв. км, а проживает в этом государстве 11 тыс. человек! Это республика, по конституции глава государства - президент, который возглавляет правительство из пяти человек.

Территория Тувалу 24 кв. км, а население - около 8 тыс. человек. По конституции во главе государства стоит генерал-губернатор.

Существуют несколько главных признаков государства.

Во-первых, единая территория. Государственная власть действует на определенной территории. Она объединяет и защищает людей на этой территории независимо от их родства. Территория государства имеет границы.

Во-вторых, суверенитет. Это понятие обозначает верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость в международных отношениях. То есть именно власть имеет право устанавливать единый порядок на территории всей страны и действовать от имени всего населения.

В-третьих, аппарат управления, т.е. особая группа людей, которые фактически осуществляют в часть в стране. Для поддержания порядка используются полиция (милиция), армия, тюрьмы, суд.

В-четвертых, налоги. Без налогов, которые собираются с населения, не может существовать и действовать ни одно государство. Налоги необходимы для содержания государственного аппарата, армии, милиции, а также для помощи части населения (инвалидам, сиротам), развития науки и искусства .

В-пятых, наличие своих законов, в которых записаны обязательные правила поведения для людей, находящихся на территории государства. Несоблюдение законов влечет юридическую ответственность.

В-шестых, гражданство, или подданство, т. е. обязательное «членство» в государстве.

Что такое гражданство?

Попробуем разобраться, кого называют гражданами и что обозначает такое название. Гражданами той или другой страны называют людей, которые имеют правовые отношения с государством, права и обязанности, закрепленные в законах и охраняемые государственной властью. Гражданство - это взаимная ответственность человека и государства. Государство защищает своего человека, а он, в свою очередь, выполняет возложенные на него обязанности, отстаивая интересы своего отечества.

В Древней Греции и в Древнем Риме гражданами считались только свободные люди. Рабы к гражданам не принадлежали.

Неравное правовое положение граждан и неграждан государства сохранилось и в наши дни. Гражданин России имеет право принимать участие в управлении государством, выбирать представителей в органы власти, высказывать собственную точку зрения по важным проблемам для страны на референдуме (всенародном голосовании). В Конституции РФ записано: «Только граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». А вот неграждане (иностранцы, например) этого права лишены.

Уезжая на постоянное место жительства за границу (так называют пределы государства), многие люди начинают отчетливо осознавать смысл и значение слова «Родина», испытывая добрые чувства к тому государству, где они родились и выросли. Подобные переживания, сопряженные с большой любовью, уважением к своей стране, называют патриотическими. Чувство патриотизма, характерное для большинства жителей страны, заставляло людей жертвовать своими интересами, жизнью во имя государства во время войн, гордиться принадлежностью к конкретному государству, отстаивать его интересы. В истории бывали случаи, когда ради денег и иной выгоды граждане государства оказывали помощь иностранным спецслужбам в проведении враждебной деятельности на территории своей страны, выдавали информацию, которая является государственной тайной. Такое поведение считается тяжким преступлением и влечет за собой уголовное наказание.

В нашей стране действует Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». В нем прописаны правила, в соответствии с которыми человек становится гражданином России или перестает им быть. Если родители ребенка являются гражданами Российской Федерации, то и их ребенок автоматически становится гражданином, независимо от того, где он появился на свет. В другом случае между родителями устанавливается письменное соглашение, на основании которого решается вопрос о гражданстве ребенка.

Человек с 18 лет имеет право обратиться к президенту государства с просьбой о приеме в гражданство независимо от своего происхождения, национальной принадлежности, уровня доходов, образования, вероисповедания.

Но получить гражданство может не каждый. Закон устанавливает определенные требования. Например, для иностранца, захотевшего стать гражданином Российской Федерации, надо проживать в России не менее пяти лет, а для человека без гражданства - три года. Для беженцев устанавливаются особые правила.

Человек может быть гражданином не одной страны, а двух. Такое положение называется двойным гражданством.

А вот люди, лишенные гражданства, являются апатридами - людьми без гражданства. В государстве могут проживать и те, кто имеет гражданство другого государства. Их мы называем иностранцами.

По Конституции РФ лишить человека гражданства нельзя. В истории бывали случаи, когда неугодных власти людей лишали гражданства и высылали насильственно за пределы страны.

Государственные символы и черты

У каждого государства есть своя эмблема - официальный отличительный знак, который представлен на флагах, деньгах, печатях. В России Государственный герб представляет собой золотого двуглавого орла, помещенного на красном четырехугольном геральдическом (геральдика - наука о гербах) щите. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В лапах орла - скипетр и держава, а на его груди на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона . Государственный гимн нашего отечества был написан С.В. Михалковым на музыку А.В. Александрова.

Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трех равных по величине горизонтальных полос: верхней - белого цвета, средней - синего и нижней - красного.

Государственным языком на территории нашей страны является русский язык, а денежной единицей - рубль.

Согласно конституции, источником власти в нашей стране является народ. Он может осуществлять свою власть непосредственно через органы государственной власти, местного самоуправления. Депутаты Государственной думы, например, принимая законы, представляют интересы народа, который выбрал их.

Российское государство носит светский характер. Это значит, что никакая религия не может стать государственной, обязательной. Каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания, т. е. вопрос о выборе религии для себя или отказ от религиозных взглядов - это личное дело каждого человека, и решает он его самостоятельно.

Государство лояльно относится ко всем существующим в России религиям, поддерживает их инициативы по духовно-нравственному воспитанию молодого поколения.

Обратимся к закону

Закон «О гражданстве Российской Федерации»
(Извлечение)

Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации <...> поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности ;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными рганами Российской Федерации;

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы.

Подведем итоги

Государством называют политическую организацию общества, необходимую для его управления.

Государства возникли 5 - 6 тыс. лет назад. Государства различаются по форме. Они бывают демократическими и недемократическими, монархиями и республиками.

Взаимоотношение человека с государством определяет его гражданство. В государстве могут проживать граждане (те, кто имеет связь с государством), иностранцы (граждане другой страны). Документом, подтверждающим гражданство, является паспорт. Он выдается каждому гражданину с 14 лет.

Проверьте свои знания

1. Объясните смысл понятий: «государство», «гражданин », «гражданство», «суверенитет».
2. Когда и почему появились первые государства? (При ответе вспомните материал по истории Древнего мира.)
3. Известна фраза французского короля Людовика XIV «Государство - это я», которой он определил свою неограниченную власть в стране. А как вы понимаете выражение «Государство - это мы»?
4. Продолжите фразы: «Положение гражданина отличается от положения негражданина...», «Государства бывают...», «Признаками государства являются...».

Практикум

Прочитайте извлечение из Закона «О гражданстве Российской Федерации».
Дайте консультацию человеку, который захотел стать гражданином России, но ему отказали в этом.
По каким основаниям это могло быть сделано?

Тема: Гражданин и государство.

1. Происхождение государства

2. Признаки государства

3. Формы государства

4. Политические режимы

5. Гражданство

Введение

Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит взависимости каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий.

Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Кризис политической власти в России заставил многих пересмотреть свои взгляды на демократическое государство. СССР существовал за счет жесткой идеологии, тоталитарного режима. Когда же Горбачев попытался привнести демократические принципы (реально), советская система рухнула. Попытка построить западную демократию привела к тому, что мы имеем сегодня. На фоне всего этого важно разобратся хотя в понятии самого государства и выяснить наличие государственных перспектив у России.

1. Происхождение государства

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли.

Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи, интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появлению экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства.

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это «объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление» .

Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общем достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.

История государства неотделима истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация,- народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности» . В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства – задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.

Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства – всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общество.

В настоящее время благодаря успехам археологии и этнографии знание о первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно обогатилось. Если в 19-начале 20 века историческое знание об общественном развитии охватывало период примерно в 3 тысячи лет, а все, что было до этого определялось как предыстория, то теперь, к концу 20 века, история многих регионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное знание об этом историческом диапазоне в жизни человечества.

Кроме того, если для 19- начала 20 века был характерен в основном евроцентристский взгляд на историю, т.е. использовались знания истории Европы и некоторых прилегающих к ней регионов, а затем эти знания искусственно распространялись на весь остальной мир, то в 20 веке в орбиту научного осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного шара. Теория государства и права становится, таким образом, действительно логическим обобщением истории всепланетного государственно-правового развития общества.

В этом новом понимании первобытного общества прежде всего следует выделить знания, характеризующие развитие этого общества, периодизацию первобытной истории. Иными словами, речь идет о том, что само это общество никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации – общеисторическую, археологическую, антропологическую. Особую методологическую ценность «представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию»» .

Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г. Чайлд в середине 20 века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите от присваивающего к производящему хозяйству.

2. Признаки государства

Государство всех времен и типов характеризуется рядом устойчивых, общеисторических признаков и функций. К ним относятся: обязательное формирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе; наличие характерной политической организации - политической системы, структур центральной и периферийной власти и отношений между ними; обязательное расширение государственной территории в связи с осуществлением его внешнеполитических функций; ряд обязательств перед страной и народом: поддерживать внутренний мир и порядок, защищать подвластную территорию, регулировать классовые, социальные, национальные, экономические отношения, преследовать цели общего блага; ряд монопольных прав: монополия неэкономического принуждения, исключительное право издавать обязательные для всех законы, исключительное право эмиссии денежных знаков, право определять и взымать налоги и сборы, выпускать займы и т. д.