Долженкова фамилия как правильно ставить ударение. Красноярский государственный университет. Газета =Университетская жизнь=. В форме прилагательных

Основные закономерности ударения в фамилиях на -ин были сформулированы еще А.А.Шахматовым в «Очерке современного русского литературного языка» (М.; Л., 1941. С. 164): Никита - Никитин - Никитина, Илья - Ильин – Ильина. Однако даже и для этих фамилий (не говоря о фамилиях субстантивных типов, а также заимствованных из других языков и обрусевших и новых заимствованных фамилий) весьма значительна роль семейной традиции.

Сохранение ударения, свойственного каждой фамилии, является одним из основных требований литературной нормы. Очень часто даже и известные фамилии произносятся с неправильным ударением. Так, фамилию автора популярного словаря русского языка Сергея Ивановича Ожегова приходится слышать с неправильным ударением «Ожёгов».

Этикет требует спросить: «Простите, с каким ударением произносится ваша фамилия?» Именно с таким вопросом обратился журналист Владислав Листьев к Г.Э.Бурбулису в передаче «Час пик»: «На каком слоге делается ударение в Вашей фамилии?» И получил ответ: «Скорее всего, на втором».

Но акцентология фамилий обладает и рядом специфических свойств. Некоторые типы фамилий выделяются в качестве фамилий особым ударением. В их числе следует называть фамилии на -ово. Это окончание представляет собой фонетическую запись окончания прилагательных, пишущегося с окончанием -ого. Специфически фамильным является перенос ударения в них на последний слог - Дурново (из дурной). Этот старый тип фамилий - некоторые из них известны с XVII в. - принадлежал нескольким семьям русской аристократии: Благово, Хитрово, Дурново, Недоброво, Плохово, Долгово -Сабуров, Петрово-Соловово, Сухово-Кобылин.

Другой тип фамилий, имеющих специфическое ударение, - на -аго . Это фамилии с ударным а и произносимым г в большинстве своем принадлежали дворянским семьям: Белаго (из белый), Бура го, Весела го, Жива го, Мертво го, Парена го, Рыжа го, Смуро го и др.

Специфически фамильное ударение имеют фамилии, совпадающие по форме с отчеством, но отличающиеся от него местом ударения. Имя Адам, отчество – Адамович, фамилия - Адамович, Антонович, Войнович (от имени Воин), Герисимович, Давидович, Данилович, Климович, Леонович, Михайлович, Николаевич, Павлович, Серафимович, Устимович, Ходорович (Ходор из Фёдор) и др.

Специфически фамильным может рассматриваться и ударение с ударным -ым и ударными окончаниями в косвенных падежах фамилий типа Головин, с Головиным, жен. Головина, Шукшин, с Шукшиным, жен. Шукшина, Ростопчин, с Ростопчиным, Ростопчина, Репнин, с Репниным, жен. Репнина, Пнин, с Пниным, жен. Пнина. Так же склоняются фамилии тюркского и иного происхождения: Карамзин, с Карамзиным, жен. Карамзина; фамилия графа Канкрина, отец которого приехал в Россию из Германии: с графом Канкриным, у графини Канкриной; фамилия балетмейстера Баланчина (из Баланчивадзе): совместная постановка с Баланчиным; фамилия Литвин – Литвина, с Литвиным, жен. Литвина (хотя ветречается и нескл. жен. Литвин): устаревшее слово литвин, т.е. «литовец», от которого произошла фамилия, склонялось литвин – литвина.

Характерной для фамилий акцентологической особенностью является преимущественное сохранение ударения на основе у фамилий, совпадающих с нарицательными: дирижер В.И.Сук - В.И.Сука (сук – сука ), писатель Роберт Болт - Роберта Болта (болт – болта), Ференц Лист - Ференца Листа (лист – листа), политический деятель Франции Пьер Кот - Пьера Кота (кот – кота), Андре Жид - Андре Жида (жид – жида), Александр Крот - Александра Крота (крот – крота), Мечислав Гриб - Мечислава Гриба (гриб – гриба), певец Качан - певца Качана (кочан кочана и качна). Пол Юрок – Пола Юрока (юрок - юрка, то же, что вьюрок вьюрка - певчая птица): предки американского импресарио были родом из России.

Фамилии русского происхождения, с морфологической точки зрения, являются прилагательными или существительными. Любая фамилия характеризуется ударением, суффиксом и, как правило, может склоняться. В этой статье мы подробно остановимся на правилах постановки ударения.

Фамилии заканчивающиеся на –ов/-ев.

Ударение в фамилиях на –ов/-ев ударение, как правило, фиксированное, то есть при любых склонениях сохраняется на том же слоге и никогда не переходит на падежное окончание. Чаще всего ударение в фамилиях заканчивающихся на –ов/-ев сохраняется на слоге, на котором оно стоит в базовом существительном, от которого фамилия образована, например: тру́тень, родительный падеж тру́тня – Тру́тнев; Па́вел, род. падеж Па́вла – Па́влов; креме́нь, род. падеж кремня́ – Кремне́в. Правда из этого правила возможны исключения. В некоторых случаях ударение в базовой фамилии по какой-либо причине было перемещено уже после создания фамилии. Например: Жемчуго́в, древнерусское – жемчу́г, род. падеж жемчуга́, современное произношение – же́мчуг, род. падеж же́мчуга. В других случаях некорректное ударение связано с диалектным произношением. Например: Со́колов – это правильно (со́кол, род. падеж со́кола), а зачастую мы произносим и слышим Соколо́в.

Фамилии заканчивающиеся на –ин.

Русские фамилии, заканчивающиеся на –ин по своему происхождению представляют собой прилагательные, образованные от существительных женского или мужского рода с окончанием на –а/-я, например: Ильи́н (Илья́), Бороди́н (борода́). А также от существительных женского рода с окончанием на мягкую согласную, например: Ры́син (рысь). Если же существительное имеет в своем окончании ц, тогда фамилия заканчивается на –ыц, например: Пти́цын (пти́ца). Ударение в фамилиях на –ин постоянное. Ударение смещается в том случае если, стоит на суффиксе –ин в именительном падеже единственного числа мужского рода. В таком случае передвигается окончание. Например: Фоми́н (Фома́) род. падеж мужского рода. Фомина́ – именительный падеж женского рода, Фомины́ – множественное число. В остальном ударение в фамилиях, заканчивающихся на –ин, соответствует ударению базового существительного. Например: Борозди́н (борозда́), Бе́лкин (бе́лка), Капусти́н (капуста́).

Фамилии в форме прилагательных.

Фамилии в форме прилагательных заканчиваются на –ский/ской, -цкий/цкой. Например: Трубецко́й, Оболе́нский, Вороты́нский, Вя́земский. Суффикс –ско́й/цко́й всегда под ударением, а –ский/цкий безударный. Ударение в фамилиях имеющих форму прилагательных постоянное и в исконно русских фамилиях, как видно из выше приведенных примером, может падать на любой слог. Но изначальный состав древнерусских фамилий в последующем был значительно расширен за счет включения в них двух больших групп. Первая группа – фамилии польского, белорусского и украинского происхождения, например: Яво́рский, Данише́вский, Василе́вский, Краше́вский. Вторая группа – искусственные фамилии созданные русским духовенством, например: Покро́вский, Десни́цкий, Мино́рский. Эти фамилии имеют характерную особенность: ударение на предпоследнем слоге. Исключение из второй группы – Тро́ицкий.

Фамилии в форме прилагательных заканчивающиеся на –ый/-ой и –ий.

Окончание –ый безударное, если стоит после твердого согласного. Например: Холо́дный, Волоса́тый. Окончание –ой под ударением (Ярово́й, Земляно́й). Окончание –ий после мягкого согласного всегда безударное (Вчера́шний). Но после х, ж, г, к, или ш окончание –ий также безударное (Вели́кий, Безу́хий), а –ой наоборот ударное (Большо́й, Плохо́й, Чужо́й). В общем, эти фамилии сохраняют ударение своих базовых прилагательных. Но существуют несколько отличные фамилии, в которых ударение приходится на последний слог, например: Толсто́й (то́лстый).

Фамилии в застывшей форме родительного падежа.

Эти фамилии можно разделить на две основные группы: во множественном и единственном числе. Группа фамилий во множественном числе более многочисленна и известна как сибирская. Ударение такое же, как и в исходных прилагательных, например: Косы́х (косо́й), Ильины́х (Ильи́н), Коро́тких (коро́ткий). Но если они состоят из двух слогов, то просматривается тенденция к смещению ударения на последний слог, например: Мелки́х (ме́лкий), Долги́х (до́лгий).

Группа фамилий в единственном числе, в сою очередь делится на две небольшие группы: фамилии заканчивающиеся на –ово (имеют ударение на конечный слог) и фамилии с окончанием на –аго (имеют ударение на а, например: Жива́го).

Фамилии без суффиксов в форме существительных.

Эти фамилии представлены простыми нарицательными существительными, например: Удо́д, Жук, Медве́дь,Ца́пля и др. Ударение в фамилиях этой группы такое же, как и в исходном нарицательном существительном.

Суффиксальные фамилии.

Ударение в фамилиях с суффиксами –ов/-ев (более редко –ин и –ский) как правило, совпадают с суффиксами исходных существительных и таким образом сохраняют исходное положение ударения в фамилии. Например: Коро́вушкин (коро́вушка, коро́ва), Ники́тушкин (Ники́тушка, Ники́та), Ива́ников (Ива́ник).

Иногда ударение в фамилиях не подчиняется никаким правилам. Это может происходить по нескольким причинам. Одна из них связана с тем, что в русском языке система словообразования включает в себя систему акцентологических суффиксов. Поэтому акцентологически сильный тип фамилии, может оказать влияние на фамилию похожей структуры. Например, фамилии на –унов (Болту́нов от болту́н) имеют ударение на окончание, оказали непосредственное влияние на фамилию Драгуно́в, которая происходит от слова драгу́н. Еще одна причина смещения ударения – психологическая. Это связано с желанием общества уйти от не совсем приятной или вульгарной этимологии. Например: Бы́ков (быка́), Ста́риков (старик, старика́) и т.д. Не совсем понятно расположение ударения и в самой пожалуй распространенной русской фамилии Ивано́в. Ведь происходит она от имени Ива́н и соответственно по всем правилам должна писаться и произноситься как Ива́нов.

!!!

я доказываю, что жизненный путь человека - выбор профессии, хобби, характер, брачные предпочтения и даже возможность оставить след в истории - все это жестко задается рядом факторов. Следует сказать, что к факторам (правда, второстепенным), определяющим судьбу человека, относится «конструкция» его фамилии, которая подсказывает окружающим, как следует относиться к ее обладателю. Фамилия влияет на карьерные перспективы, служебные конфликты и даже выбор друзей и спутника жизни.

Фамилия с ударением на 1 слог - «Решительный».

В русском языке ударение на первый слог обычно имеют слова, обозначающие нечто быстрое и внезапное (например, ветер, буря, ливень, дождь, гром, молния, и даже камень, поскольку он может стремительно падать). Соответственно фамилии с ударением на первый слог звучат, как «стремительные», и окружающие приписывают их обладателям решительность. Например, «Троцкий», «Бегичев», «Ларин» - это нечто, «нападающее» сразу, с первого шага.

Большинство одушевленных предметов, а также неодушевленные предметы, издревле представлявшие первостепенную важность для человека, также имеют ударение на первый слог. Таковы, например, названия большинства пищевых продуктов. Фамилия, имеющая ударение на первом слоге тоже является, своего рода, претензией на величие. Такая фамилия не дает человеку забыть о своем «высоком происхождении». Это все равно, что носить на себе этикетку с надписью «Я - самый сильный и стремительный!», «Меня видно издалека - я тот, кто не прячется!», «Я - начальник!».

Как известно, в музыкальном такте сильными долями являются первая и, в меньшей степени, третья доля (вторая и четвертая - слабые). Соответственно фамилия с ударением на первый или третий слог звучит как сильная и уверенная. Кроме того, фамилии с ударением на первый слог часто произносят резко, порой с интонацией враждебности, и при этом четко проговаривают все звуки. В результате носитель фамилии чувствует, что является опасным противником для того, кто ее произносит.

Среди тех, чья фамилия имеет ударение на первом слоге, много людей с комплексом неполноценности на почве несоответствия своего реального статуса с тем, который «заявлен» в их фамилии. Им кажется, что окружающие, называя по фамилии, дразнят их, напоминая, что они «никто». Больше всего они оскорбляются, когда их фамилию произносят громко, резко, подчеркивая ударный слог. Если вы хотите понравиться обладателю фамилии «с претензией на высокий статус», произносите ее плавно, «любуясь каждым звуком», но редуцировать «выпирающие» гласные не надо - это воспринимается как «умаление статуса».

Фамилия с ударением на 2 и 4 слог - «Статичный»

Слова, обозначающие в русском языке длительные процессы, неподвижные или медленно движущиеся объекты, как правило, произносятся с ударением на второй слог. Например: вода, гроза (процесс), ручей, земля, трава, цветок и т.п. Соответственно фамилии с ударением на второй слог наводят на мысль о нерешительности, пассивности ее обладателя. Так, например, человек по фамилии «Троценко », «Семенов », «Лиговский » представляется нам чем-то, «нападающим» только после «пробного шага». Кстати, это самый распространенный тип фамилий, в чем легко убедиться, пролистав любой телефонный справочник.

Такая фамилия, в отличие от той, что имеет ударение на первый слог, не кажется ни «сильной», ни «стремительной», ни вызывающей. Произносится она, как правило, мягко, а если фамилия длинная (например, «Кирпичникова»), то и неразборчиво. Такие фамилии произносятся обычно так, что отдельные звуки невнятно «проскакивают», и у вас с детства возникает ощущение, что вы не та персона, на которой задерживается внимание. Правда, если вы готовитесь в разведчики, это вам не повредит.

Что касается окружающих, то человек с подобной фамилией представляется им чем-то пассивным и абсолютно безопасным, поэтому он редко оказывается в одиночестве. То же самое, в еще большей степени, относится и к фамилиям с ударением на четвертый слог. Правда впечатление пассивности не столь выражено, если один из слогов «сильно выпирает», как в фамилиях «Болконский», «Ростоцкий » и т.п.

Фамилия с ударением на 3 слог - «Важная птица»

Как уже было сказано, фамилия с ударением на третий слог, является, с точки зрения музыкальности, звучащей уверенно и «сильно», хотя она и уступает той, что имеет ударение на первый слог. В то же время, обладателю подобной фамилии приписывают такие качества, как рассудительность и осторожность. Это происходит потому, что кажется, будто человек с фамилией «Добролюбов », «Баликоев » или «Кабалевский » «нападает» на противника не сразу, а только после того, как сделает два «пробных шага».

Фамилию с ударением на третий слог иногда произносят, прямо-таки с оттопыренной губой, демонстрируя пренебрежение к заложенному в ней «высокому статусу», но ведь ваше ухо улавливает не только отношение к вам противника, но и то, что он видит в вас «важную птицу».

Фамилия с неоднозначным ударением - «Белая ворона»

Человек с неоднозначным ударением в фамилии чувствует себя неловко из-за того, что статус его неопределен. Если у такого человека, к тому же, необычная внешность или необычное имя, он чувствует себя «белой вороной». Это заставляет его либо стремиться к уединению, либо тратить много сил на создание устойчивого статуса в обществе.

Возможно, вы замечали, что порой члены одной и той же семьи ставят в своей фамилии разные ударения. Те из них, кто имеет развитое чувство собственного достоинства, большие амбиции, высокую должность, не боятся ставить ударение на первый или третий слог (это, как правило, отцы семейств и почтенные дамы старшего возраста). Те же, кто считает, что их реальный статус низок, стараются «отвлечь от себя внимание», смещая ударение на второй или четвертый слог (обычно это молодые женщины и дети). Так, все члены одной знакомой мне семьи, называют себя Александровы, а отец семейства - доктор наук - и его дочь-пианистка - Александровы, поскольку ударение на третий слог звучит как претензия на более высокий статус.

Фамилия с ударением на последнем слоге - «Шокирующий»

Если положение ударного слога в фамилии говорит о силе, с которой вы заявляете о себе, то наличие следующего слога после ударного подтверждает обоснованность этого заявления.

Например, если ваша фамилия «Гущенкович», «Гущенковцев» или «Гущенковский», вас воспринимают как существо, делающее два «пробных шага», «наносящее удар» и затем делающее еще один «шаг» вперед. Следовательно, вас считают осторожным, но все же, способным нанести сильный удар и заступить на место противника. Если же фамилия на ударном слоге и заканчивается (как в фамилии «Гущенков»), она создает впечатление странности и недосказанности, потому что «Гущенков» для нас - это нечто, делающее два «пробных шага», а затем, вдруг, горделиво заявляющее о себе, хотя это совершенно неуместно - ведь наш контакт с фамилией уже закончился. У такого человека больше вероятности получить репутацию хвастуна и враля или, в лучшем случае, любителя шокировать.

Объясняется это тем, что, после ударного слога, символизирующего силу данного человека, фамилия «обрывается». Носитель фамилии ощущает, что заявил о своей силе и значимости, но не «растолковал», в чем же она заключается. Иначе говоря, заявка на превосходство в таких фамилиях ничем не подкреплена. У людей с фамилиями вроде «Горбунов», «Хитрецов», «Стаченцов», «Кочубей», часто появляется желание подкрепить свой статус чем-то наглядным, поэтому они не упускают случая похвастаться. Недаром главного героя своего «Ревизора» Гоголь назвал Хлестаковым.

Аналогичное стремление, хотя, как правило, в меньшей степени, испытывают и те, у кого фамилия состоит не из трех слогов, а из двух («Скачков», «Башкин», «Духнов» и т.п.). Их поведение часто бывает непонятно окружающим. Например, агрессия людей, чья фамилия заканчивается ударным слогом, выражается иначе, чем у тех, у кого «агрессивным» слогом является первый. Последние сначала «взрываются», а затем объясняют причины своего негодования, а те, у кого ударение в фамилии приходится на последний слог, склонны шокировать окружающих в самый последний момент и оставлять их в таком состоянии.

Количество слогов - умение завершать дела

Мы воспринимаем звучание фамилии так же, как звучание музыкального такта. Если в фамилии четное количество слогов, она кажется гармоничной и законченной. Односложная фамилия также воспринимается, как единое целое. Поэтому фамилии, состоящие из трех слогов, наводят на мысль, что их владельцы - личности не самодостаточные и не умеющие доводить начатое до завершения.

Русская литература в фамилиях

Те же самые закономерности можно видеть в русской литературе. Писатели называют деятельных героев фамилиями с ударением на первый слог, беспомощных - на второй, а важных, богатых или мудрых - на третий. Как правило, фамилиями с ударением на первый слог авторы наделяют героев, представляющих стороны в конфликте, а также персонажей отрицательных (ведь зло должно быть активным!), а их жертвы обыкновенно имеют фамилии с ударением на второй слог. Судите сами - вот произведения из школьной программы:

В «Горе от ума» А.С. Грибоедова главный герой - Чацкий - ведет себя крайне наступательно, как и положено человеку с ударением на первом слоге. Его идеологическим противником является Фамусов - тоже человек с «решительной» фамилией, но звучащей более глухо. Главный объект нападок Чацкого - желающий всем угодить Молчалин (ударение на втором слоге), который совершенно неспособен сделать ответный выпад. Персонажем, который шокирует окружающих (своей грубостью), является полковник Скалозуб. Ударение в этой фамилии приходится на последний слог, причем этот слог является третьим, что символизирует достаточно высокий статус полковника, - не случайно именно за него хочет выдать свою дочь Фамусов.

Обратим внимание и на второстепенных персонажей. Горич, друг Чацкого, единственный не верит в его сумасшествие. Внутреннюю солидарность Горича с Чацким символизирует одинаковое с ним ударение на первый слог. Автор дает понять, что друзья у Фамусова достаточно состоятельные, с положением. Недаром среди его гостей мы видим людей с фамилией на первый и третий слог: это Тугоуховские, мошенник Загорецкий (людям с буквой «ц» в фамилии часто приписывают лукавство), Репетилов, а также дамы - Хлестова и Хрюмина. Эти женщины занимаются тем, что всех критикуют. У обеих ударение на первый слог, что символизирует в литературе такое качество, как агрессивность.

Рассмотрим произведения А.С.Пушкина. Повесть «Станционный смотритель» сводится к конфликту между двумя людьми - Выриным и Минским , «Барышня-крестьянка» - к ссоре между помещиками Берестовым и Муромским .

В романе «Дубровский» главный герой (второй слог) лишается своего поместья, а затем и невесты, стараниями богача Троекурова (третий слог).

В повести «Капитанская дочка» отрицательным героем является агрессивный негодяй Швабрин , а его жертвы - положительные Петр Гринев и Маша Миронова . В этом произведении встречается еще один отрицательный персонаж с ударением на первый слог - Зурин - человек, который знакомится с Гриневым в трактире, учит его играть в бильярд, спаивает и выигрывает у него 100 рублей.

В романе «Евгений Онегин» три главных героя: Татьяна Ларина , которая является самым активным персонажем (ударение, соответственно, на первый слог), уклончивый Онегин и поэт Ленский, вызвавший Онегина на дуэль. Письмо с вызовом Онегину привозит Зарецкий (в фамилии «лукавый» звук «ц»!), имеющий в романе такую характеристику: «некогда буян, картежной шайки атаман, глава повес, трибун трактирный».

В «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова красной нитью проходит мысль об отсутствии у персонажей жизненной цели. Соответственно, все они с фамилиями на второй слог. Ударение на первый слог встречается только раз, в иностранной фамилии Вернер, которая принадлежит второстепенному персонажу.

«Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, безусловно, герой решительный и сильный духом - патриот, отважный вояка, отец, застреливший за предательство собственного сына. А вот фамилия непутевого Андрия, кстати, была не Бульба, а Бульбенко , равно как у его скромного брата Остапа.

В «Ревизоре» Н.В. Гоголя главный герой - хвастун и враль Хлестаков. Ударение в фамилии приходится на последний слог, причем этот слог является третьим (сильная позиция). Как уже было сказано, фамилии с ударением на последнем слоге предрасполагают к хвастовству и шокированию окружающих.

Главный герой «Мертвых душ» Н.В.Гоголя - авантюрист Чичиков. «Шокирующий» персонаж с ударением на последнем слоге - помещик Ноздрев.

В «Грозе» Н.Островского изобретатель-неудачник носит фамилию Кулигин, богатая купчиха - Кабанова, а шокирует окружающих своим поведением купец Дикой.

Самым пассивным персонажем в русской литературе является, без сомнения, Обломов из одноименного романа И.Гончарова. Его лень и отсутствие жизненной цели еще более курьезны, чем у других «второсложников» - Онегина и Печорина. Согласно сюжету, невеста Обломова предпочла ему человека с энергичной фамилией Штольц, а Обломов женился на другой «второсложнице» - вдове Пшеницыной, после чего вскоре умер, - видимо, от безделья.

В романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева все нигилистские теории Е.Базарова (2-й слог) разлетелись в пух и прах, когда он влюбился в Одинцову (3-й слог) - умную, хладнокровную женщину. Образно выражаясь, его фамилия столкнулась с более высокоранговой фамилией, и потерпела поражение.

Роман «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина описывает быт богатой помещичьей семьи Головлевых (3-й слог).

В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» народную мудрость воплощает Гриша Добросклонов (третий слог).

Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского посвящен сомнениям и колебаниям Раскольникова (2-й слог), который так и не смог вжиться в образ активного злодея, а мудрость и рассудительность воплощает Сонечка Мармеладова (3-й). Другую сторону значения фамилии на третий слог являет собой отрицательный персонаж - состоятельный Свидригайлов. Еще одним ярким отрицательным персонажем является негодяй Лужин.

В «Войне и мире» Л.Н.Толстого Андрей Болконский (2-й) выведен как человек с высокими амбициями. Из всех героев «Войны и мира» у него самая «вызывающая» фамилия (второй слог звучит более ярко, чем у других персонажей). Увы, эти мечты не сбываются, а впоследствии автор и вовсе «убивает» Болконского.

Остальные герои романа - Безухов, Ростова, Куракин, Карагина имеют фамилии с ударением на второй слог, причем, в отличие от фамилии «Болконский», ударный слог у них почти незаметен. Особенно сглаженно звучит фамилия «Безухов», что вполне согласуется с характером этого персонажа. Все они «плывут по течению». Никто из них не годится на роль лидера, - человека, знающего, как и зачем жить. Толстой явно недолюбливает героев-лидеров, и единственные персонажи романа с ударением на первом слоге - это малопривлекательные супруги по фамилии Берг, которые, пользуясь войной, скупают по дешевке вещи. Только они и знают точно, что им нужно.

Судя по всему, с точки зрения Л.Н.Толстого, самым мудрым персонажем романа является крестьянин Платон Каратаев (3-й слог), беседа с которым в плену у французов, вызвала у Пьера Безухова некое духовное озарение. Военный по фамилии Жерков (фамилия, оканчивающаяся ударным слогом) шокирует окружающих своим отношением к войне как к развлечению.

В «Поднятой целине» М.Шолохова представители советской власти Давыдов, Нагульный и Разметнов раскулачивают крестьян по фамилии Гаев и Бородин. Кулаки, в свою очередь, собираются на сходку у крестьянина по фамилии Островнов (богатых поддерживает, естественно, крестьянин с ударением на третий слог). У последнего поселяется враг советской власти Половцев, решивший поднять восстание (самый решительный персонаж!). Больше героев с ударением на первый слог в романе нет, все остальные крестьяне - жертвы коллективизации - имеют фамилии с ударением на второй слог.

(Продолжение следует)

В следующий раз читатели «ПСИ-ФАКТОРА» узнают о том, как фамилия влияет на возможность сделать карьеру в той или иной области, получить высокую должность, выиграть на выборах, а также на наши личные отношения - на выбор друзей, супругов, и даже на служебные конфликты.

© Владината Петрова , 2013 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Вы хотели сказать труднопроизносимые, как у Чехова - Коленоморепереходященский?

Нет, именно трудные фамилии , перед которыми часто становишься в тупик, не зная, на каком слоге находится в них грамматическое ударение, или мучительно размышляя, склоняются они или нет. Особенно много неприятностей доставляют нам иностранные имена и фамилии. Здесь, как говорится, сам черт ногу сломит.

И все же, несмотря на это, люди, серьезно занимающиеся повышением уровня речевой культуры, почти всегда находят правильный выход из затруднительного положения. Попробуем и мы разобраться в этом действительно сложном и запутанном вопросе.

Перед нами одна из самых распространенных русских фамилий - Иванов. Как правильнее произнести ее - Ивано́в или Ива́нов?

Конечно, Ивано́в, скажет любой из опрошенных. Действительно, сотни тысяч Ивановых, живущих в нашей стране, делают в своих фамилиях ударение на последнем слоге и отстаивают правильность, и незыблемость этого ударения. А вместе с тем некоторые ученые и специалисты по культуре речи считают ударение на последнем слоге в фамилии Иванов неправильным, противоречащим законам русского словообразования, так как ударение в фамилиях берет начало от ударения в родительном падеже того существительного или имени, от которого оно образовано: ла́птя - Ла́птев, во́лка - Во́лков, щу́ки - Щу́кин, о́куня - О́кунев, ерша́ - Ершо́в, Степа́на - Степа́нов, Петра́ - Петро́в, Па́вла - Па́влов и т. д.

Ударение на первом слоге в фамилии Иванов (Ива́нов) оправдывается еще и тем, что фамилии всех известных прославившихся Ивановых произносятся с ударением на первом слоге: писатель Всеволод Ива́нов, композитор Ипполитов-Ива́нов, художник Александр Ива́нов. И уж конечно, никому и в голову не придет название пьесы Чехова «Ива́нов» произносить как Ивано́в. Как же нам быть? Очень просто, - скажет человек, прочитавший эти правила, - всех без исключения Ивано́вых переименовать в Ива́новых, и дело с концом.

Но этого сделать нельзя, так как рассматриваемое языковое явление приобрело массовый характер и, перестав подчиняться существующим правилам, фактически стало нормой. Следовательно, сотни тысяч Ивано́вых могут жить спокойно, никто не станет посягать на столь милое их сердцу ударение. А если кому-нибудь из них вздумается называть себя Ива́новым, то история или наука от этого, как говорится, ничуть не пострадает. Тем более, что есть неписаное правило, говорящее о том, что фамилию человека следует произносить так, как произносил или произносит ее он сам.

Известно, что выдающийся русский композитор Мусоргский возмущался тем, что многие произносят его фамилию с ударением на втором слоге Мусо́ргский, в то время когда он сам произносил ее с ударением на первом слоге Му́соргский, основываясь на прозвище одного из своих предков «Му́сорги», что в переводе с греческого означает - преданный музам, то есть искусству.

Вообще же вопрос об ударениях в русских фамилиях весьма сложен и противоречив. Вот, например, несколько фамилий: Зверев, Гусев, Гвоздев, Носов, Ломов, Царев. Все они образованы от простых односложных слов: зверь - зве́ря - Зве́рев, гусь - гу́ся - Гу́сев, нос - но́са - Но́сов, лом - ло́ма - Ло́мов, царь - царя́ - Царёв. Но если взять, например, такое односложное слово, как конь, то получится весьма странная фамилия Конёв (конь - коня́ - Конёв), которая произносится повсеместно, вопреки всем правилам, как Ко́нев.

Как было уже сказано, особую трудность представляет собою склонение иностранных имен и фамилий. Чтобы не становиться в тупик и не делать ошибок в произношении, необходимо знать, что почти все иностранные имена и фамилии мужского рода, оканчивающиеся на согласную букву, подвержены у нас закону склоняемости, свойственному русскому языку. Мы говорим басни Лафонтена, романы Жюля Верна, баллады Фридриха Шиллера, сонеты Вильяма Шекспира, вальсы Иоганна Штрауса, рассказы Анатоля Франса и т. д. Адресуя письма знакомым или друзьям, носящим иностранную фамилию, мы пишем: Арнольду Львовичу Шварцу, Фрицу Вильгельмовичу Шмидту, Гансу Юльевичу Мюллеру, Эдуарду Карловичу Янису.

С другой стороны, надо помнить, что мужские иностранные фамилии, оканчивающиеся на гласную букву, как правило, не склоняются, что говорить и писать надо: роман Гюго, поэма Гёте, опера Верди, комедия Сарду, балет Петипа, письма Мериме, статуя Микеланджело, картина Леонардо да Винчи и т. д. Не склоняются также все женские иностранные фамилии с конечным согласным: игра Анжелики Браун, романы Анны Зегерс, рассказы Гертруды Келлерман, и т. д.

Славянские же - русские, украинские, белорусские, польские, чешские фамилии, оканчивающиеся на гласную, почти все склоняются. По этому поводу писатель Б. Н. Тимофеев говорит: «Вот для примера такие фамилии, как русская «Глинка», украинская «Гребенка», белорусская «Крапива», польская «Сапега», чешcкая «Сметана». Мы говорим музыка Глинки, стихи Гребенки, басни Крапивы, войско Сапеги, опера Сметаны. Чтобы убедиться в правильности этого утверждения, достаточно взглянуть на памятники Глинке в Петербурге и в Смоленске. На граните пьедестала четко выбито: «Михаилу Ивановичу Глинке».

Но уже с фамилиями на -ко такого единства нет. Большинство из нас, к примеру, говорит: стихи Шевченко. Но наряду с этим существует старинная форма: стихи Шевченка, а в разговорной речи встречается иногда форма: «стихи Шевченки».

Можно спросить, есть ли в русском языке несклоняемые фамилии?

Сколько угодно: Кураго, Сипяго, Дубяго и др. С ними тоже надо быть осторожным, а то, чего доброго, еще скажешь: «Какое симпатичное лицо у этого Дубяги» или что-нибудь в этом роде.

Правда, в русском языке есть еще фамилии на -ых, -их, -ово (Милых, Седых, Чутких, Дурново), но их при всем желании не просклоняешь.

В таком случае оставь свой комментарий или расскажи о ней друзьям и коллегам.

Ударение в фамилиях

Фамилии русского происхождения, с морфологической точки зрения, являются прилагательными или существительными. Любая фамилия характеризуется ударением, суффиксом и, как правило, может склоняться. В этой статье мы подробно остановимся на правилах постановки ударения.

Фамилии заканчивающиеся на –ов/-ев.

Ударение в фамилиях на –ов/-ев ударение, как правило, фиксированное, то есть при любых склонениях сохраняется на том же слоге и никогда не переходит на падежное окончание. Чаще всего ударение в фамилиях заканчивающихся на –ов/-ев сохраняется на слоге, на котором оно стоит в базовом существительном, от которого фамилия образована, например: тру́тень, родительный падеж тру́тня – Тру́тнев; Па́вел, род. падеж Па́вла – Па́влов; креме́нь, род. падеж кремня́ – Кремне́в. Правда из этого правила возможны исключения. В некоторых случаях ударение в базовой фамилии по какой-либо причине было перемещено уже после создания фамилии. Например: Жемчуго́в, древнерусское – жемчу́г, род. падеж жемчуга́, современное произношение – же́мчуг, род. падеж же́мчуга. В других случаях некорректное ударение связано с диалектным произношением. Например: Со́колов – это правильно (со́кол, род. падеж со́кола), а зачастую мы произносим и слышим Соколо́в.

Фамилии заканчивающиеся на –ин.

Русские фамилии, заканчивающиеся на –ин по своему происхождению представляют собой прилагательные, образованные от существительных женского или мужского рода с окончанием на –а/-я, например: Ильи́н (Илья́), Бороди́н (борода́). А также от существительных женского рода с окончанием на мягкую согласную, например: Ры́син (рысь). Если же существительное имеет в своем окончании ц, тогда фамилия заканчивается на –ыц, например: Пти́цын (пти́ца). Ударение в фамилиях на –ин постоянное. Ударение смещается в том случае если, стоит на суффиксе –ин в именительном падеже единственного числа мужского рода. В таком случае передвигается окончание. Например: Фоми́н (Фома́) род. падеж мужского рода. Фомина́ – именительный падеж женского рода, Фомины́ – множественное число. В остальном ударение в фамилиях, заканчивающихся на –ин, соответствует ударению базового существительного. Например: Борозди́н (борозда́), Бе́лкин (бе́лка), Капусти́н (капуста́).

Фамилии в форме прилагательных.

Фамилии в форме прилагательных заканчиваются на –ский/ской, -цкий/цкой. Например: Трубецко́й, Оболе́нский, Вороты́нский, Вя́земский. Суффикс –ско́й/цко́й всегда под ударением, а –ский/цкий безударный. Ударение в фамилиях имеющих форму прилагательных постоянное и в исконно русских фамилиях, как видно из выше приведенных примером, может падать на любой слог. Но изначальный состав древнерусских фамилий в последующем был значительно расширен за счет включения в них двух больших групп. Первая группа – фамилии польского, белорусского и украинского происхождения, например: Яво́рский, Данише́вский, Василе́вский, Краше́вский. Вторая группа – искусственные фамилии созданные русским духовенством, например: Покро́вский, Десни́цкий, Мино́рский. Эти фамилии имеют характерную особенность: ударение на предпоследнем слоге. Исключение из второй группы – Тро́ицкий.

Фамилии в форме прилагательных заканчивающиеся на –ый/-ой и –ий.

Окончание –ый безударное, если стоит после твердого согласного. Например: Холо́дный, Волоса́тый. Окончание –ой под ударением (Ярово́й, Земляно́й). Окончание –ий после мягкого согласного всегда безударное (Вчера́шний). Но после х, ж, г, к, или ш окончание –ий также безударное (Вели́кий, Безу́хий), а –ой наоборот ударное (Большо́й, Плохо́й, Чужо́й). В общем, эти фамилии сохраняют ударение своих базовых прилагательных. Но существуют несколько отличные фамилии, в которых ударение приходится на последний слог, например: Толсто́й (то́лстый).

Фамилии в застывшей форме родительного падежа.

Эти фамилии можно разделить на две основные группы: во множественном и единственном числе. Группа фамилий во множественном числе более многочисленна и известна как сибирская. Ударение такое же, как и в исходных прилагательных, например: Косы́х (косо́й), Ильины́х (Ильи́н), Коро́тких (коро́ткий). Но если они состоят из двух слогов, то просматривается тенденция к смещению ударения на последний слог, например: Мелки́х (ме́лкий), Долги́х (до́лгий).

Группа фамилий в единственном числе, в сою очередь делится на две небольшие группы: фамилии заканчивающиеся на –ово (имеют ударение на конечный слог) и фамилии с окончанием на –аго (имеют ударение на а, например: Жива́го).

Фамилии без суффиксов в форме существительных.

Эти фамилии представлены простыми нарицательными существительными, например: Удо́д, Жук, Медве́дь,Ца́пля и др. Ударение в фамилиях этой группы такое же, как и в исходном нарицательном существительном.

Ударение в фамилиях с суффиксами –ов/-ев (более редко –ин и –ский) как правило, совпадают с суффиксами исходных существительных и таким образом сохраняют исходное положение ударения в фамилии. Например: Коро́вушкин (коро́вушка, коро́ва), Ники́тушкин (Ники́тушка, Ники́та), Ива́ников (Ива́ник).

Иногда ударение в фамилиях не подчиняется никаким правилам. Это может происходить по нескольким причинам. Одна из них связана с тем, что в русском языке система словообразования включает в себя систему акцентологических суффиксов. Поэтому акцентологически сильный тип фамилии, может оказать влияние на фамилию похожей структуры. Например, фамилии на –унов (Болту́нов от болту́н) имеют ударение на окончание, оказали непосредственное влияние на фамилию Драгуно́в, которая происходит от слова драгу́н. Еще одна причина смещения ударения – психологическая. Это связано с желанием общества уйти от не совсем приятной или вульгарной этимологии. Например: Бы́ков (быка́), Ста́риков (старик, старика́) и т.д. Не совсем понятно расположение ударения и в самой пожалуй распространенной русской фамилии Ивано́в. Ведь происходит она от имени Ива́н и соответственно по всем правилам должна писаться и произноситься как Ива́нов.

Поиск ответа

Всего найдено: 12

Как ставить ударения в фамилиях? Подчиняются ли они правилам?

Правила русского языка не регламентируют постановку ударений в фамилиях.

Ответ справочной службы русского языка

Ударение в фамилиях не регламентируется правилами русского языка. Лучше уточнить произношение у носителя фамилии.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Правил постановки ударения в фамилиях не существует. Место ударения определяет носитель фамилии.

Ответ справочной службы русского языка

Правил постановки ударения в фамилиях не существует. Место ударения в фамилии определяет ее носитель.

Ответ справочной службы русского языка

Правил постановки ударения в фамилиях не существует. Место ударения в фамилии определяет ее носитель. Если речь идет о советском военачальнике, флотоводце, правильно: Тр и буц.

Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, на какой слог падает ударение в фамилии Молоховец (имеется в виду Елена Молоховец)?

Ответ справочной службы русского языка

К сожалению, не знаем. Единого правила для постановки ударения в фамилиях нет.

Ответ справочной службы русского языка

Правил постановки ударения в фамилиях нет; место ударения определяет носитель фамилии.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Правил постановки ударения в фамилиях нет. Место ударения в фамилии определяет ее носитель.

Ответ справочной службы русского языка

Скорее всего, ударение падает на второй слог: _МаксИмов_. Однако четких правил постановки ударения в фамилиях в русском языке нет.

Ответ справочной службы русского языка

Правил постановки ударения в фамилиях нет, точно ответить затруднительно.

© 2000-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Грамоту.ру» обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57155, выдано Роскомнадзором 11.03.2014.

О фамилиях

Фамилию великого английского писателя Вильяма Шекспира следовало бы произносить с ударением на первом слоге «Ше кспир». Однако все мы говорим «Шекспи р»: так повелось со времени появления Шекспира на русской сцене и в русских книжных переводах. Непонятно, почему, - ведь фамилию другого великого английского поэта Байрона мы произносим правильно. Достаточно вспомнить лермонтовские строки:

«Нет, я не Ба йрон. Я другой,

Еще неведомый изгнанник. »

Заметим кстати, что и имя знаменитого шекспировского героя «Гамлет» долгое время произносилось у нас с неправильным ударением на последнем слоге - «Гамле т», но за последнее время вошло в норму правильное произношение - «Га млет». (Но «Макбе т» надо произносить с ударением на последнем слоге: это, в сущности, «Мак - Бет» - то есть в старинной форме «сын Бета».)

Из иностранных фамилий, несравненно более новых, чем Шекспир, удивляет неправильность произношения фамилии великого немецкого ученого Рентгена: ее следует произносить «Ре нтген», с ударением на первом слоге, но мы почему-то произносим ее на «французский» манер: «Рентге н».

Зато фамилия великого французского ученого Пасте ра многими произносится на «немецкий» лад: «Па стер».

Что касается русских фамилий, то следует остановиться в первую очередь на самой распространенной фамилии «Иванов», которая произносится двояко: «Ивано в» и «Ива нов».

Как правильнее? Мне кажется, что спорить тут нё о чем; надо произносить «Ива нов».

Почему? Да хотя бы потому, что мы делаем такое ударение во всех схожих фамилиях: «Степанов», «Романов», «Селифанов», «Ульянов», «Демьянов», «Касьянов». Ведь никому же не придет в голову говорить «Степано в», «Романо в» и т. д.?

Вопросы и ответы

Слово «кофе» — среднего рода?

Согласно строгой литературной норме слово «кофе» (и раньше, и сейчас) – существительное мужского рода. Но в разговорной речи его можно употреблять как существительное среднего рода, и это далеко не тенденция последних лет – указание на допустимость такого употребления находим еще в словарях 1970-80-х гг. (см., например: Л.И.Скворцов. Правильно ли мы говорим по-русски? М., 1980). Необходимо подчеркнуть: средний род слова «кофе» (и раньше, и сейчас) – допустимое разговорное употребление. Но мы ведь с вами люди грамотные, а потому следуем строгой литературной норме: кофе – он мой.

Как правильно: «скучаю по вам» или «скучаю по вас»?

Возможны оба варианта, но предпочтительным пока следует считать вариант «скучаю по вас».

Скучаю (а также грущу, тоскую и т.п.) по вас – старая норма; по вам – новая. Прежние лингвистические издания рекомендовали как нормативные только скучать по вас, по нас. Сегодня эти варианты конкурируют, что находит отражение и в справочниках. Так, «Русская грамматика» (М., 1980) формы скучать по вам и скучать по вас рассматривает как вариативные.

В справочнике Д.Э. Розенталя «Управление в русском языке» указано, что с существительными и местоимениями 3-го лица правильно: скучать по кому-чему, например: скучать по сыну, скучать по нему. Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно: скучать по ком, например: скучали по нас, скучаем по вас.


Материалы вопросов и ответов взяты с сайта «Трудности русского языка»

Вопросы и ответы на сайте Грамота.Ру

Как правильно ставить ударение в русских фамилиях на –ов, -ова (Иванов, Соколова)?

О.В. Куприянова, Помогаловская ООШ

При подвижности и разноместности русского ударения вопрос о том, как следует произносить фамилии на — ов, является не праздным. Исторически ударение в фамилии теснее всего связано с ударением в форме родительного падежа исходного существительного: если ударение подвижно в единственном числе, то оно в фамилии переходит на суффикс: Пётр – Петра — Петров; столя р – столяра – Столяро в. Надо заметить, что это изначальное правило отнюдь не абсолютно. Действие закона аналогии увело многие из фамилий далеко от ударения в тех словах, с которыми они когда-то непосредственно были связаны. Ср.: Соколо в, Су харев. Даже самая простая и самая распространенная русская фамилия Иванов вызывает затруднения. Дело в том, что в XIX веке в среде образованных людей было принято ударение Ива нов. Именно так произносится эта фамилия в драме Чехова, так же звучит фамилия писателя Всеволода Ива нова. В произведении В. Саянова «Небо и земля» имеется такое разъяснение различной постановки ударения в этой фамилии: «Вот хотя бы армию взять: солдат – обязательно Ивано в, а офицер, хотя и десятый, а все-таки Ива нов».

После революции на смену устаревающему ударению Ива нов приходит более демократическое – Ивано в, которое является общеупотребительным и сегодня.

Почему дефис иногда называют висячим?

Н.М. Филиппова, Чебаковская СОШ

Дефис – это соединительная черточка между частями сложного слова при полуслитном написании или между двумя словами, которые образуют сложно-составное слово. Например, северо-восток, плащ-палатка, по-новому .

Висячим называется дефис, который пишется в конце сложного слова вместо второй части, если эта вторая часть повторяется в следующем сложном слове. А она присоединяется к первому союзом и . Например: радио- и телепрограммы, семи- и восьмилетние дети.

Что такое мертвые языки?

О.В.Соколова, МОУ ДПО ИОЦ

Литературный энциклопедический словарь объясняет словосочетание мертвые языки следующим образом: языки, утратившие речевой коллектив, для которого они являлись средством общения. Некоторые языки исчезли, оставив лишь косвенные свидетельства своего существования в виде топонимии отдельных элементов в языках, вновь распространившихся на данной территории. Но многие мертвые языки, имевшие письменность, сохранились в виде художественных текстов. Некоторые из них до сих пор не расшифрованы, например этрусский. Другие продолжают использоваться в качестве тайных или культовых языков, например, язык геэз в Эфиопии. Наиболее развитые мертвые языки с богатой литературной традицией (латинский, древнегреческий, санскрит) и сейчас сохраняют свое значение как языки эпических творений. В средневековье языком науки и католической церкви в Европе являлась латынь, которая и в наши дни служит источником научной терминологии. В истории культуры южных и восточных славян велика роль письменного старославянского языка. На его основе на Руси с XI века сложился церковнославянский язык: на нем создавались литературные произведения (преимущественно религиозного содержания), он оказал существенное влияние на формирование древнерусского литературного языка.

Какой корень в словах минута и богатый?

Л.П. Родина, учитель русского языка и литературы МОУ Емишевская ООШ

С точки зрения современных языковых словообразовательных отношений в качестве непроизводных основ (корней) выделяются минут — и богат -. В историческом аспекте, с этимологической точки зрения, эти лексические единицы являются производными и членятся в основе на корневые и аффиксальные морфемы.

Слово минута в этимологическом плане является латинским заимствованием, пришедшим в русский язык из французского языка. В исходном minuta – в отличие от нашего языка – можно выделить уже корень min -, поскольку рядом есть глагол mihyere «уменьшать», mihor «меньший», mihys «меньше» и т. д., непосредственно соотносительные с нашей минутой . С этимологической точки зрения min в minus – то же самое, что в дренерусском мынъ «малый, маленький».

В слове богатый при сравнении его с устаревшим антонимом убогий «бедный» (вспомним у Пушкина в «Цыганах»: убогий ужин старика ) проглядывает корень бог — со значением «богатство, довольство», в настоящее время, безусловно, не выделяемый. В древнерусском языке бедный обозначался также словом небогъ (отсюда на тебе, небоже, что нам негоже с последующим «атеистическим» выбросом не-).

tmr-mo-rl.narod.ru

Это интересно:

  • Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя - это права. В России водительское удостоверение (ВУ) - это документ установленного образца в виде […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]
  • Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Веб-дизайн и поисковая оптимизация Вебдизайн с jQuery - это очень просто! Фотогалерея jQuery - просто и красиво! Фотогалерея jQuery со слайд-шоу Фотогалерея для интернет магазина Фотогалерея prettyPhoto Фотогалерея […]
  • Виды и типы конфликтов Для правильного понимания и толкования конфликтов, их сущности, особенностей, функций и последствий важное значение имеет типологизация, т.е. выделение основных типов конфликтов на основе выявления сходства и […]
  • Налог на вклад. Платить или не платить налог с банковских вкладов? Налог на вклад - платить или нет? Налоги, за небольшим исключением, надо платить с любого дохода, и банковские вклады тоже подлежат налогообложению. Правда, на […]

Согласно строгой литературной норме слово «кофе» (и раньше, и сейчас) – существительное мужского рода. Но в разговорной речи его можно употреблять как существительное среднего рода, и это далеко не тенденция последних лет – указание на допустимость такого употребления находим еще в словарях 1970-80-х гг. (см., например: Л.И.Скворцов. Правильно ли мы говорим по-русски? М., 1980). Необходимо подчеркнуть: средний род слова «кофе» (и раньше, и сейчас) – допустимоеразговорное употребление. Но мы ведь с вами люди грамотные, а потому следуем строгой литературной норме: кофе – он мой.

Как правильно: «скучаю по вам» или «скучаю по вас»?

Возможны оба варианта, но предпочтительным пока следует считать вариант «скучаю по вас».

Скучаю (а также грущу, тоскую и т.п.) по вас – старая норма; по вам – новая. Прежние лингвистические издания рекомендовали как нормативные только скучать по вас, по нас. Сегодня эти варианты конкурируют, что находит отражение и в справочниках. Так, «Русская грамматика» (М., 1980) формы скучать по вам и скучать по вас рассматривает как вариативные.

В справочнике Д.Э. Розенталя «Управление в русском языке» указано, что с существительными и местоимениями 3-го лица правильно: скучать по кому-чему, например: скучать по сыну, скучать по нему. Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно: скучать по ком, например: скучали по нас, скучаем по вас.


Материалы вопросов и ответов взяты с сайта "Трудности русского языка"

Как правильно ставить ударение в русских фамилиях на –ов, -ова (Иванов, Соколова)?

О.В.Куприянова, Помогаловская ООШ

При подвижности и разноместности русского ударения вопрос о том, как следует произносить фамилии на - ов, является не праздным. Исторически ударение в фамилии теснее всего связано с ударением в форме родительного падежа исходного существительного: если ударение подвижно в единственном числе, то оно в фамилиипереходит на суффикс: Пётр – Петра - Петров; столя р – столяра – Столяро в. Надо заметить, что это изначальное правило отнюдь не абсолютно. Действие закона аналогии увело многие из фамилий далеко от ударения в тех словах, с которыми они когда-то непосредственно были связаны. Ср.: Соколо в, Су харев. Даже самая простая и самая распространенная русская фамилияИванов вызывает затруднения. Дело в том, что в XIX веке в среде образованных людей было принято ударениеИва нов. Именно так произносится эта фамилия в драме Чехова, так же звучит фамилия писателя Всеволода Ива нова.В произведении В. Саянова «Небо и земля» имеется такое разъяснение различной постановки ударения в этой фамилии: «Вот хотя бы армию взять: солдат – обязательно Ивано в, а офицер, хотя и десятый, а все-таки Ива нов».

После революции на смену устаревающему ударению Ива нов приходит более демократическое – Ивано в, которое является общеупотребительным и сегодня.

Почему дефисиногда называют висячим?

Н.М. Филиппова, Чебаковская СОШ

Дефис – это соединительная черточка между частями сложного слова при полуслитном написании или между двумя словами, которые образуют сложно-составное слово. Например, северо-восток, плащ-палатка, по-новому .

Висячим называется дефис, который пишется в конце сложного слова вместо второй части, если эта вторая часть повторяется в следующем сложном слове. А она присоединяется к первому союзом и . Например: радио- и телепрограммы, семи- и восьмилетние дети.

Что такое мертвые языки?

О.В.Соколова, МОУ ДПО ИОЦ

Литературный энциклопедический словарь объясняет словосочетание мертвые языки следующим образом: языки, утратившие речевой коллектив, для которого они являлись средством общения. Некоторые языки исчезли, оставив лишь косвенные свидетельства своего существования в виде топонимии отдельных элементов в языках, вновь распространившихся на данной территории.Но многие мертвые языки, имевшие письменность, сохранились в виде художественных текстов. Некоторые из них до сих пор не расшифрованы, например этрусский. Другие продолжают использоваться в качестве тайных или культовых языков, например, язык геэз в Эфиопии. Наиболее развитые мертвые языки с богатой литературной традицией (латинский, древнегреческий, санскрит) и сейчас сохраняют свое значение как языки эпических творений. В средневековье языком науки и католической церкви в Европе являлась латынь, которая и в наши дни служит источником научной терминологии. В истории культуры южных и восточных славян велика роль письменного старославянского языка. На его основе на Руси с XI века сложился церковнославянский язык: на нем создавались литературные произведения (преимущественно религиозного содержания), он оказал существенное влияние на формирование древнерусского литературного языка.

Какой корень в словах минута и богатый?

Л.П. Родина, учитель русского языка и литературы МОУ Емишевская ООШ

С точки зрения современных языковых словообразовательных отношений в качестве непроизводных основ (корней) выделяются минут - и богат -. В историческом аспекте, с этимологической точки зрения, эти лексические единицы являются производными и членятся в основе на корневые и аффиксальные морфемы.

Слово минута в этимологическом плане является латинским заимствованием, пришедшим в русский язык из французского языка. В исходном minuta – в отличие от нашего языка – можно выделить уже корень min -, поскольку рядом есть глагол mihyere «уменьшать», mihor «меньший», mihys «меньше» и т. д., непосредственно соотносительные с нашей минутой . С этимологической точки зрения min в minus – то же самое, что в дренерусскоммынъ «малый, маленький».

В слове богатый при сравнении его с устаревшим антонимом убогий «бедный» (вспомним у Пушкина в «Цыганах»: убогий ужин старика ) проглядывает корень бог - со значением «богатство, довольство», в настоящее время, безусловно, не выделяемый. В древнерусском языке бедный обозначался также словом небогъ (отсюдана тебе, небоже, что нам негоже с последующим «атеистическим» выбросом не-).