По сравнению с другими государствами. Сравнение жизни в словении с другими государствами ес. Самые низкие подоходные налоги в разных странах мира для физлиц

  • Раздел 1. Общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины
  • Тема 1. Возникновение теории государства и права как науки
  • Тема 2. Предмет теории государства и права
  • Тема 3. Методология теории государства и права
  • Тема 4. Теория государства и права как учебная дисциплина
  • Раздел 2. Происхождение государства и права
  • Тема 1. Общая характеристика первобытно-общинного строя
  • Тема 2. Причины и условия возникновения государства и права
  • Тема 3. Пути реформирования государства и права
  • Тема 4. Общая характеристика теорий происхождения
  • Раздел 3. Типология государства и права
  • Тема 1. Необходимость в типологии
  • Тема 2. Понятие типа и сущности государства
  • Тема 3. Формационные и цивилизационные типологии
  • Тема 4. Разновидность смены типов государства
  • Тема 5. Характеристика основных типов государства
  • Тема 6. Основные черты государства и права в период
  • Раздел 4. Государство в политической системе общества
  • Тема 1. Понятие и структура политической системы общества
  • Тема 2. Государство - основное звено
  • Тема 3. Государство и политические партии
  • Тема 4. Государство и религиозные организации
  • Тема 5. Государство и предпринимательские структуры
  • Тема 6. Государство и органы местного самоуправления
  • Раздел 5. Функции государства
  • Тема 1. Понятие и содержание функций государства
  • Тема 2. Генезис развития функций советского государства
  • Тема 3. Функция сотрудничества с другими государствами
  • Тема 4. Формы осуществления функций
  • Раздел 6. Механизм государства
  • Тема 1. Понятие и содержание механизма государства
  • Тема 2. Органы государства и их классификация
  • Тема 3. Принципы организации и деятельности
  • Тема 4. Компетенция органов власти
  • Тема 5. Государственная служба
  • Тема 6. Роль и место бюрократии в механизме государства
  • Раздел 7. Формы государства
  • Тема 1. Сущность и предназначение государства
  • Тема 2. Формы государственного правления
  • Тема 3. Формы территориального устройства
  • Тема 4. Нетипичные формы правления
  • Тема 5. Территориальное устройство российской федерации
  • Тема 6. Формы политического (государственного) режима
  • Тема 7. Чрезвычайные государственно-правовые режимы
  • Тема 8. Причины и особенности изменения форм государства
  • Раздел 8. Понятие и содержание права. Основные подходы к его пониманию
  • Тема 1. Происхождение права
  • Тема 2. Основные теории, объясняющие происхождение права
  • Тема 3. Право в системе социальных и технических норм
  • Тема 4. Признаки права
  • Тема 5. Общие принципы права
  • Тема 6. Функции права
  • Тема 7. Типология права
  • Раздел 9. Основные правовые семьи мира
  • Тема 1. Основные черты правовых семей
  • Тема 2. Романо-германская (континентальная) правовая семья
  • Тема 3. Англосаксонская правовая семья (общего права)
  • Тема 4. Религиозно-традиционные правовые семьи
  • Тема 5. Социалистическая (российская) правовая семья
  • Раздел 10. Нормы права
  • Тема 1. Понятие нормы права и ее признаки
  • Тема 2. Структура правовой нормы
  • Тема 3. Основные виды правовых норм
  • Тема 4. Соотношение правовой нормы и статьи
  • Тема 3. Действие нормативных правовых актов
  • Раздел 12. Правотворчество
  • Тема 1. Понятие, принципы и способы правотворчества
  • Тема 2. Стадии правотворческого процесса
  • Тема 3. Приемы и методы, используемые
  • Раздел 13. Система права
  • Тема 1. Система права и ее структурные элементы
  • Тема 2. Частное и публичное право
  • Тема 3. Правовые режимы
  • Тема 4. Соотношение норм международного
  • Раздел 14. Система законодательства
  • Тема 1. Система законодательства
  • Тема 2. Чрезвычайное законодательство в системе
  • Тема 3. Соотношение системы права
  • Тема 4. Развитие системы права и системы законодательства
  • Тема 5. Основные тенденции развития
  • Раздел 15. Правовые отношения
  • Тема 1. Понятие и условия возникновения правоотношений.
  • Тема 2. Содержание правовых отношений
  • Тема 3. Структура правоотношений
  • Тема 4. Юридические факты
  • Тема 5. Виды правоотношений
  • Раздел 16. Реализация права
  • Тема 1. Понятие и виды реализации права
  • Тема 2. Применение норм права
  • Тема 3. Правоприменительный акт
  • Тема 4. Пробелы в праве
  • Раздел 17. Толкование норм права
  • Тема 1. Понятие и цели толкования норм права
  • Тема 2. Виды толкований норм права
  • Тема 3. Приемы (способы) толкования правовых норм
  • Тема 4. Акты толкования норм права
  • Раздел 18. Механизм правового регулирования
  • Тема 1. Понятие механизма действия права
  • Тема 2. Понятие и стадии механизма правового регулирования
  • Тема 3. Аспекты механизма правового регулирования
  • Раздел 19. Правомерное поведение, правонарушения и юридическая ответственность
  • Тема 1. Понятие и признаки правомерного поведения
  • Тема 2. Понятие и признаки правонарушения,
  • Тема 3. Состав правонарушений
  • Тема 4. Юридическая ответственность и ее виды
  • Тема 5. Помилование как акт милосердия,
  • Раздел 20. Законность и правопорядок
  • Тема 1. Понятие и основные принципы законности
  • Тема 2. Гарантии законности
  • Глава 7. Судебная власть
  • Тема 3. Законность и целесообразность
  • Тема 4. Содержание понятия законности в россии
  • Тема 5. Понятие правопорядка,
  • Тема 6. Социальное значение законности и правопорядка
  • Раздел 21. Государство, право и личность
  • Тема 1. Соотношение государства, правовой системы и личности
  • Тема 2. Основные положения правового статуса
  • Тема 3. Принципы правового статуса личности
  • Тема 4. Механизм реализации правового статуса личности
  • Раздел 22. Правосознание и правовая культура
  • Тема 1. Понятие, структура, виды и функции правосознания
  • Тема 2. Понятие правовой культуры
  • Тема 3. Правовое воспитание
  • Раздел 23. Государство, право и экономика
  • Тема 1. Соотношение государства, права и экономики
  • Тема 2. Воздействие права на экономику
  • Тема 3. Воздействие государства на экономику
  • Тема 4. Советская социалистическая модель
  • Тема 5. Западная либеральная модель
  • Раздел 24. Роль государства в формировании рыночных отношений в современной россии
  • Тема 1. Способы и средства, применяемые государством
  • Тема 2. Банковская система государства
  • Тема 3. Пути повышения эффективности национальных экономик
  • Тема 4. Государство, экономика
  • Тема 5. Проблемы формирования рыночных отношений
  • Тема 6. Социальная ответственность бизнеса
  • Раздел 25. Правовое государство
  • Тема 1. Становление и развитие идеи правового государства
  • Тема 2. Условия формирования правового государства
  • Тема 3. Понятие и признаки правового государства
  • Тема 4. Проблемы и пути формирования правового
  • Раздел 26. Государство, право и гражданское общество
  • Тема 1. Взаимосвязь государства, права
  • Тема 2. Структура гражданского общества
  • Тема 3. Признаки гражданского общества
  • Тема 4. Формирование гражданского общества
  • Содержание
  • Тема 4. Разновидность смены типов государства

    Смена государственно-правовых систем происходит тремя путями. Фактически каждое государство в процессе своего исторического развития в той или иной степени использовало все варианты смены своих государственно-правовых систем.

    Революция - резкое и быстрое изменение существенных признаков государственно-правовой системы с целью укрепления и формирования другой общественно-экономической формации. Ядром революции является акт, как правило, насильственного овладения государственной властью.

    Наиболее точно и лапидарно сущность революций выразил в афористичной форме французский писатель Виктор Гюго, сказавший, что нищета порождает революцию, а революция - нищету.

    Эволюция - постепенное, преимущественно ненасильственное, изменение существенных признаков государственно-правовой системы с той же, что при революции, целью.

    Конвергенция - постепенное сближение различных формаций и государственно-правовых систем, в частности капиталистической и социалистической. По своей сути конвергенция - проявление эволюционной смены типа государства и прав.

    Тема 5. Характеристика основных типов государства

    Рабовладельческое государство

    Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (8-6 вв. до н. э.) и в Риме (6 в. до н. э.). Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик.

    Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников - рабов. Главные создатели материальных благ - рабы - не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектами права и эксплуатации.

    Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки - ремесленники, мелкие земледельцы. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений-восстаний (восстание рабов в Сицилии во 2 в. до н. э., восстание Спартака в 1 в. до н. э. и др.).

    К внутренним функциям рабовладельческого государства относились: 1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; 2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия; 3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.

    Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции обороны своей территории и мирных связей с другими государствами; функцию захвата чужих территорий; функцию управления завоеванными территориями. Важнейшую роль в этом играла армия. Она участвовала в осуществлении внешних и внутренних функций. Частями государственного аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

    Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Рим становится неограниченной монархией.

    Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый - демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид - аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители власти и представители крупной военно-земельной аристократии.

    В императорский период рабовладельческое право Рима достигло наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.

    Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка. Ему на смену шло феодальное государство.

    Таким образом, основой рабовладельческого государства являлась частная (персонифицированная) собственность на средства производства, включая рабов: раб - говорящий инструмент. Признавалось юридическое (формальное) равенство свободных, конечно, с поправками "на должность" и социальное положение.

    Феодальное государство

    На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

    Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

    Классовая дифференциация феодального общества сочеталась с делением на сословия. Это такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

    Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: а) децентрализованной феодальной раздробленности; б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

    В государственный аппарат феодального государства входили войска, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды. На последнем этапе развития феодального общества стали зарождаться буржуазные производственные отношения, в основе которых работник имел возможность свободно продавать свой труд.

    Подводя итог, необходимо отметить, что основа феодального государства - частная собственность на средства производства, включая феодальную собственность на землю, но не работников (по общему правилу). Жесткое разделение общества, в том числе феодалов, на сословия и сословные группы с четко выраженным юридическим неравенством.

    Буржуазное (капиталистическое) государство

    Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом: "Свобода, равенство, братство". Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной - огромный шаг вперед по пути социального прогресса.

    Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане считались равны перед законом, но сохранялось экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов - буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения. В своем развитии оно прошло ряд этапов.

    Первый этап можно назвать периодом становления и развития. Это период конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяет стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

    Для более эффективного развития рыночных отношений в государствах формируются банковские системы. По мере развития денежно-кредитной национальной системы происходит процесс централизации банковской эмиссии в немногих крупных коммерческих банках. Впоследствии монопольное право выпуска банкнот и проведение единой кредитно-денежной политики государства стало закрепляться за одним банком, ставшим центральным. Необходимость создания центральных банков возникла как историческая и экономическая потребность в условиях дальнейшего развития рыночных отношений.

    С целью избежания потерь на финансовых рынках стал необходим единый финансовый орган государства, обладающий контрольно-надзорными функциями по отношению к другим финансово-кредитным структурам. В большинстве европейских стран функции центрального банка были закреплены государством за отдельными банками в период с середины XIX - XX в. Например, полномочия единого эмиссионного центра были закреплены: за Банком Франции в 1848 г.; за Банком Испании - в 1874 г.; Федеральная резервная система США была создана в 1913 г.

    По указу императора Александра II Государственный банк России был учрежден в 1860 г. В соответствии с уставом он подчинялся министерству финансов и являлся банком краткосрочного коммерческого кредита, предназначенным содействовать "упрочению денежной кредитной системы" и "оживлению торговых оборотов" в стране. Вначале он не имел эмиссионного права, обладая лишь разрешением о "временных выпусках" в небольших объемах кредитных билетов, в том числе векселя и срочные обязательства.

    В 1884 г. по инициативе министра финансов России С.Ю. Витте, являвшегося сторонником идеи национальной экономики, был принят новый устав Государственного банка. Теперь он стал обладать правом кредитования отечественных производителей посредством выдачи промышленных ссуд, значительную часть которых составляли кредиты, предоставляемые для развития промышленности и торговли, а также крестьянам и ремесленникам.

    Второй этап совпал с периодом монополистического капитализма (углубление кризиса буржуазной государственности: конец XIX в. - первая половина XX в.). В экономике происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкурентоспособности объединяются, монополизируются различные виды производства. Возникают мощные объединения - тресты, синдикаты, корпорации и т.п. Усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

    Следствием этого стали периодические кризисы, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Это привело к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных идей. Парижская Коммуна 1871 г. - исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.

    На рубеже XIX и XX столетия буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии, которая начинает отказываться от демократии и законности. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во внешней - функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия XX в. - это годы Первой мировой войны, пролетарских революций, распад колониальной системы, тяжелые экономические кризисы. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива - или саморазрушение под натиском острых противоречий, или реформы и преобразования. Они выбрали второй путь.

    В 30-е годы двадцатого столетия буржуазное государство вступило в третий этап своего развития, который является переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил "Новый курс" президента США Ф. Рузвельта. Однако более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, стали происходить только после Второй мировой войны. На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Экономика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям.

    Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и вместе с другими слоями общества образуют "средний" класс - основной стабилизатор общественных отношений.

    Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из потребностей всего общества - экономическая, социальная. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.п.

    Буржуазное государство - это, прежде всего, неукоснительное распространение частной собственности на средства производства. Оно функционирует в условиях научного и технического прогресса, полного юридического равенства всех без исключения членов общества.

    Социалистическое государство

    Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности и христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

    Основные учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны.

    В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь уже на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.

    Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим "полугосударством", которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.

    Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам. В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные деформациями и стремившиеся перейти к социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реалистичны. Они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. Догматизм в теории, субъективизм, волюнтаризм и необоснованное стремление к "большим скачкам" в социальном развитии, как свидетельствует не только опыт Китая, приводит к ошибкам в практике государственного строительства (например, опыт культурной революции).

    Социалистическое государство характеризуется следующими основными чертами: принудительная отмена частной собственности и обобществление средств производства; формальное юридическое равенство граждан; декларируемая цель государственно-правовой системы - всеобщее материальное и духовное благополучие людей.

    Характеристика особо охраняемых природных территорий (ООПТ категорий Ia, Ib и II по международной классификации) в отдельных странах мира

    Количество ООПТ, ед.

    Общая площадь ООПТ

    Средняя площадь одного ООПТ,

    в % от территории страны

    Россия

    34,9 1

    294 2

    Европа

    Беларусь

    Германия

    Нидерланды

    Норвегия

    Финляндия

    Швейцария

    Азия

    Индонезия

    Казахстан

    Туркмения

    Узбекистан

    Америка

    Австралия и Океания

    Австралия

    Новая Зеландия

    1 Млн. га; без учета морской акватории, входящей в состав ряда заповедников. Дополнительные сведения и порядок расчетов см. в тексте. По России данные приведены на начало 2008 г., по другим государствам - за последний имеющийся год

    2 С учетом морской акватории

    Попытки организовать международные статистические сопоставления ООПТ за последние десятилетия предпринимались неоднократно. Работа осуществлялась в рамках ведущих организаций мира: Международного союза охраны природы (МСОП), Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Института мировых ресурсов (ИМР), Всемирного Банка (ВБ), Статистического бюро Европейских сообществ (Евростата), Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), Межгосударственного статистического комитета СНГ (Статкомитета СНГ) и др.

    Несмотря на кажущуюся простоту работы, ее проведение сопряжено с большими сложностями. Имеющиеся в настоящее время данные не полностью гармонизированы; поэтому их анализ требует определенной осторожности. Трудности, препятствующие корректным сравнениям, возникают из-за разнообразия ООПТ, различий в предпосылках и условиях их формирования по странам мира, несовпадения законодательных норм по отдельным государствам, разнородности функциональных задач и признаков ООПТ, национальной специфики в учете и статистике этих территорий, а также других факторов.

    В конце 2008 - начале 2009 гг. Росстат выпустил два статистических сборника: «Охрана окружающей среды в России» и «Россия и страны мира». В них, в частности, представлены результаты указанных сопоставлений, проведенных международными органами. На базе этих сборников, а также некоторых других материалов можно построить соответствующую таблицу (см. выше). При формировании таблицы по России были взяты только государственные природные заповедники и национальные парки - ООПТ категорий Ia, Ib и II по международной классификации МСОП, т.е. особо значимые природные территории с высоким уровнем охраны и соответствующими мерами по их сбережению. По другим странам использованы данные, отражающие примерно адекватный (аналогичный) состав ООПТ.

    Результаты анализа таблицы, а также материалов Госдоклада «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2007 году», такого же доклада за 2006 г., ряда публикаций ИМР и национальных статистических органов позволяют сделать следующие основные выводы.

    1. Существующее мнение о весьма низкой доли ООПТ в общей площади России по сравнению с другими странами является предвзятым. Суммарная доля госзаповедников и нацпарков в нашей стране, приведенная в таблице без учета площади морских акваторий , составляла на начало 2008 г.почти 35млн. га, или2% территории России (не вполне логично сравнивать территорию ООПТ, включая морские участки, с территорией суши страны). Это значительно больше, чем во многих развитых государствах мира.

    Характерно, что если все же произвести расчет с учетом морских акваторий, то площадь рассматриваемых ООПТ на начало 2008 г. составляла уже 41,5 млн. га, а соответствующее отношение было на уровне 2,4% к территории суши России.

    Характерно, что по имеющимся оценкам на начало 2009 г. все приведенные цифры дополнительно увеличились.

    Следует учитывать, что в составе российских ООПТ имеются объекты федерального значения, отличных от госзаповедников и нацпарков, но которые в принципе также могут быть отнесены к категориям Ia, Ib b II классификации МСОП (ряд государственных природных заказников и др.).

    2. Международные сопоставления ООПТ по сумме категорий I - V классификации МСОП - т.е. включая территории категорий III-V с меньшей природоохранной значимостью и уровнем охраны нежели категории Ia, Ib b II, но с более высокими возможностями хозяйственной деятельности - дают несколько иную картину. В частности, в Российской Федерации доля таких ООПТ (без учета курортов, лечено-оздоровительных местностей и некоторых других территорий) от всей площади страны равна примерно 7%. В тоже время по данным такой авторитетной международной организации как ИМР, в Австрии этот показатель составляет 28%, Германии - свыше 29%, Дании - около 22%, Швейцарии - почти 29%.

    В Великобритании рассматриваемая доля превышает 15%, США - 8%, Китае - 11%.

    Указанные цифры в целом свидетельствуют об относительно небольшой роли ООПТ категорий III - V МСОП в нашей стране по сравнению с многими зарубежными государствами. Судя по всему, в этом направлении в России предстоит большая работа.

    Вместе с тем возникает ряд серьезных вопросов к корректности проведенных ИМР международных сопоставлений. В частности получается, что в Австрии, Германии, Дании, Швейцарии под той или иной природоохранной защитой, а также с запрещением и/или ограничением ряда видов экономической деятельности оказывается от одной пятой до более четверти территории страны(!). Это слабо соотносится с общим высоким уровнем экономического развития перечисленных государств и неизбежным масштабным освоением территории.

    Характерно также, что по сведениям ИМР во Франции и Бельгии этот показатель не превышает 3%. В Финляндии он составляет несколько более 3%, в Нидерландах - 5%.

    Таким образом, в даже соседних государствах имеют место кратные расхождения: 29% в Германии против 3% во Франции, 10% в Швеции против 3% в Финляндии и т.д.

    По нашему мнению такая ситуация во многом объясняется методологическими разночтениями и отсутствием единства подходов в учете и оценках, о чем говорилось ранее. Автор рискнет высказать предположение, что в отдельных странах ООПТ включают участки типа «уличных газонов» или близких им территорий, охраняемых частных владений и т.п. В этой связи необходимо усилить работу по гармонизации международных сопоставлений ООПТ с обязательным участием российских специалистов. Целью работы должна быть проверка представленных цифр на предмет их сопоставимости.

    3. Как известно, на Европейской территории России сконцентрирована подавляющая часть хозяйственного потенциала и проживает основная масса населения страны. На этой территории особо высока антропогенная нагрузка на окружающую природную среду. Здесь же имеются определенные проблемы в области научно обоснованного размещения и устойчивого функционирования сети ООПТ. Данное размещение также должно быть максимально безконфликтным (малоконфликтным) по отношению к сложившейся практике хозяйствования и интересам жителей конкретных регионов. Тем не менее, доля государственных заповедников и национальных парков, расположенных на ЕТР, от общей площади этой территории находится на уровне 1,7%.

    Очевидно, что для сравнения со странами Европы было бы корректно использовать не только данные в целом по России, но и по ЕТР. Данные, приведенные в таблице, показывают, что соответствующая доля здесь опять-таки выше, чем во многих европейских государствах.

    Применительно к Азиатской территории России рассматриваемая доля составляет примерно 2,2%.

    4. Из таблицы следует, что организационное построение сети ООПТ категорий Ia, Ib и II классификации МСОП в странах мира значительно отличается друг от друга. В частности, в ряде государств функционирует ограниченное число территорий с относительно большой средней площадью одного ООПТ (Россия, Казахстан, Туркмения, Узбекистан и др.). В других государствах присутствует противоположная организационная система - имеется значительное число охраняемых территорий при их сравнительно небольшой средней площади (Швеция, Канада, Австралия, Норвегия и др.).

    Характерно, что далеко не всегда в странах со значительной территорией средняя площадь одного ООПТ также большая, как и в малых государствах средняя площадь единичного ООПТ не обязательно мала.

    5. По данным Росстата затраты на содержание государственных природных заповедников и национальных парков за счет всех источников в 2007 г. составили 2,1 млрд. руб., а в 2008 г. - более 2,2 млрд. руб. По сравнению с 2004 г. - т.е. за период роста экономики и значительного расширения бюджетных доходов и расходов - эти затраты увеличились почти на 50%. Однако почти весь прирост имел номинальный характер, т.е. пришелся на повышение цен. Увеличение в реальном выражении было незначительным.

    По данным официальной статистики США общие расходы по Системе национальных парков страны в 2007 г. превысили 2,4 млрд. долл. По сравнению с 2004 г. увеличение этих затрат составило менее 2% (см. Statistical Abstract of the US 2009 , p. 755).

    Приведенные данные по России и США не вполне сопоставимы из-за различий в организации финансирования, нестыковок в учете и других факторов. Необходимо также учитывать, что сравнения российских и американских расходов на основе официального курса валют статистически некорректны.

    Поэтому можно сделать лишь следующий вывод: в России мероприятия по содержанию и охране ООПТ осуществляются за счет значительно меньших денежных средств, чем в США. При этом работы в нашей стране производятся также на меньших охраняемых площадях (см., в частности, таблицу).

    В тексте приведены показатели ВВП в среднегодовом измерении, цены на основные группы товаров и услуг.

    По сравнению со средними показателями в ЕС, в Словении ВВП и уровень индивидуального потребления за 2016 год не выросли. С другой стороны, к средним значениям в Евросоюзе приблизились цены на товары и услуги. Существенно подорожали товары и услуги в сферах личного транспорта, здравоохранения и обуви.

    Стоимость услуг на среднегодовом уровне приблизилась к средним показателям в ЕС на 2,3%, а стоимость товаров – на 1%.

    Валовой внутренний продукт в 2016 году в Словении, по сравнению со средним значением в ЕС, снизился на 4%, а уровень индивидуального потребления – на 3%.

    В последний год цены на услуги в Словении приблизились к среднему показателю в ЕС, где 11 стран-членов имеют более низкие значения. Более низкий ВВП, чем Словения, имеет 12 стран-членов ЕС. Ещё 6 государств ЕС имеет более низкий уровень индивидуального потребления. Среди соседних стран Хорватия, по сравнению со средним значением в ЕС, имеет на 24% меньший ВВП, чем Словения, и более низкую стоимость услуг (на 21%). Стоимость услуг, по сравнению со Словенией, также на 28% ниже в Венгрии, имеющей, с учётом среднего показателя в ЕС, на 16% низший ВВП.

    Значительно ниже среднеевропейского показателя цены на товары и услуги в категории коммунальные услуги, водоснабжение, электричество, газ и другие виды топлива. Цены в Словении на 30% ниже среднеевропейского значения из-за 4 достаточно дорогих стран. Стоимость коммунальных услуг в Великобритании, Люксембурге, Дании и Ирландии на 40% превышает среднеевропейский показатель.

    Стоимость строительства в Словении составляет 60% от среднего показателя в ЕС. Дешевле, чем в Словении, можно строить в 9 странах ЕС. Дороже всего – в Швеции. Там стоимость строительства на 60% превосходит среднеевропейское значение.

    Цены на безалкогольные напитки в Словении составляют примерно 90% среднего показателя в ЕС. Дешевле, чем в Словении, их можно купить в 5 странах ЕС.

    Цены на одежду в Словении на 2% ниже среднеевропейского значения, а текстиль дешевле только в четверти стран ЕС. Стоимость обуви составляет 90% от среднеевропейского показателя. Дешевле, чем в Словении, её можно купить в 3 странах ЕС.

    Самые дорогие продукты в Словении – из категории растительные масла и жиры. Они почти на 20% выше среднего показателя в ЕС. Продукты из данной категории продаются дороже, чем в Словении, ещё в 7 странах ЕС. На 5% дороже в Словении стоят товары и услуги категории программное обеспечение, а также хлеб и хлебобулочные изделия. Более чем на 3% превышает среднеевропейский показатель стоимость товаров в категории молоко, сыр и яйца. Цены на алкогольные напитки, морепродукты, бытовая техника также превышают среднее значение в ЕС.

    В 2016 году наиболее существенно подорожали товары в группе аксессуары и оборудование для личного транспорта. Цены на них приблизились к среднему значению в ЕС на 7%. Почти на 6% подорожала обувь. Более чем на 3% приблизились к среднеевропейскому показателю в ЕС цены на товары и услуги в категориях здравоохранение, коммуникации, молоко, сыр и яйца, хлеб и хлебобулочные изделия, а также – алкогольные напитки.

    Принимая во внимание среднеевропейский показатель, в Словении наиболее существенно подешевела стоимость строительства. Помимо неё, также снизились цены на товары и услуги в категориях рестораны и отели, табак и морепродукты.

    Подоходный налог - это основной вид прямых налоговых платежей. Он взимается как с юридических, так и с физических лиц. Исчисляется в процентах от годового дохода человека.

    Во многих странах подоходный налог взимается исключительно с физических лиц, то есть людей, которые работают по найму, а не являются индивидуальными предпринимателями или акционерами компаний. В таких государствах юридические лица ежегодно вносят налог на прибыль, который также исчисляется в процентах от годовой прибыли предприятия или организации.

    В экономике считается, что высокие налоговые ставки в государстве уменьшают конкурентоспособность страны по сравнению с другими государствами.

    Страны с самыми низкими налогами на прибыль для юридических лиц

    Место в рейтинге налогов Название страны Ставки налогов (в % от общего дохода предприятия)
    1 Македония 7,4
    2 Катар 11,3
    3 Кувейт 12,8
    4 Бахрейн 13,5
    5 Лесото 13,6
    6 Саудовская Аравия 14,5
    7 Замбия 14,8
    8 Объединенные Арабские Эмираты 14,8
    9 Грузия 16,4
    10 Сингапур 18,4
    11 Хорватия 18,8
    12 Люксембург 20,2
    13 Армения 20,4
    14 Намибия 20,7
    15 Камбоджа 21
    16 Канада 21
    17 Черногория 22,3
    18 Гонконг 22,8
    19 Оман 23
    20 Кипр 23,2
    21 Босния и Герцеговина 23,3
    22 Монголия 24,4
    23 Маврикий 24,5
    24 Ботсвана 25,3
    25 Лаос 25,8
    26 Ирландия 25,9
    27 Дания 26
    28 Таиланд 26,9
    29 Болгария 27

    С новыми поправками в налоговом кодексе Вы можете ознакомиться посмотрев видео, представленном ниже.

    Самые низкие подоходные налоги в разных странах мира для физлиц

    Место в рейтинге Название страны Ставка подоходного налога (в %)
    1 Албания 10
    2 Босния и Герцеговина 10
    3 Болгария 10
    4 Казахстан 10
    5 Беларусь 12
    6 Макао 12
    7 Россия 13
    8 Иордания 14
    9 Коста-Рика 15
    10 Гонконг 15
    11 Литва 15
    12 Маврикий 15
    13 Сербия 15
    14 Судан 15
    15 Йемен 15
    16 Венгрия 16
    17 Румыния 16
    18 Ангола 17
    19 Украина 18
    20 Черногория 19
    21 Словакия 19

    C самыми странными налогами в мире Вы можете ознакомиться, посмотрев видео.

    Таблица стран с самыми высокими налогами

    Страны с самыми высокими налогами в мире

    Место в рейтинге Название государства Размер общей налоговой ставки (в %)
    1 Аргентина 137,3
    2 Боливия 83,7
    3 Таджикистан 80,9
    4 Колумбия 75,4
    5 Алжир 72,7
    6 Мавритания 71,3
    7 Бразилия 69
    8 Гвинея 68,3
    9 Франция 66,6
    10 Никарагуа 65,8
    11 Венесуэла 65,5
    12 Италия 65,4
    13 Китай 64,6
    14 Чад 63,5
    15 Гамбия 63,3
    16 Бенин 63,3
    17 Тунис 62,4
    18 Индия 61,7
    19 Испания 58,2
    20 Коста-Рика 58
    21 Бельгия 57,8
    22 Шри-Ланка 55,6
    23 Украина 52,9
    24 Австрия 52
    25 Кот-д`Ивуар 51,9
    26 Мексика 51,8
    27 Япония 51,3

    Список стран с самыми высокими подоходными налогами:

    1. Аруба. Налоговая ставка равна 58,95 %. В данную ставку входит социальный налог, который, в свою очередь, включает:
    • Пенсионный взнос. Выплачивается как работодателем, так и рабочим. Работник обязан отчислять 4 %, а работодатель выплачивает 9,5 %.
    • Страховой взнос. Выплачивается также работодателем в сумме 8,9 % и наемным рабочим в сумме 2,6 %.
    1. . Ставка подоходного налогового платежа равна 56,6 %, из которых 7 % - это социальный взнос.
    2. Дания. Ставка - 55,4 %. До 2008 года на территории Дании действовала ставка подоходного налога в размере 62,3 %, но правительство приняло решение уменьшить размер налога. В стране уклониться от выплаты налоговых платежей практически невозможно. Налогами облагается даже церковь, которая отчисляет до 1,5 % от дохода.
    3. Нидерланды. Ставка подоходного налогового платежа равна 52 % (ранее данный налог достигал 72 %). Помимо подоходного налогового платежа, граждане страны обязаны отчислять налог на пользование землей в размере 6 % и налог при получении наследства в размере 40 %.
    4. Бельгия. Налоговые ставки:
    • Подоходный - 50 %.
    • Социальный взнос - 13 %.
    • Муниципальный - 11 %.
    1. Австрия и Япония. Сумма подоходного налога в этих странах равна 50 %.
    2. . Ранее фиксированная ставка равнялась 53,5 %, но в 2004 году по решению правительства налогообложение физических лиц снизилось до 49,2 %.
    3. Ирландия является одной из стран с самой высокой ставкой подоходного налога, которая равна 48 %. Напомним, что данная ставка намного выше среднего подоходного налога на всей территории северной части Европы, который равняется на сегодняшний день 40 %.
    1. Великобритания. Правительством страны в 2010 году было принято решение об увеличении ставки подоходного налогового платежа на 10 % (в 2010 году ставка с учетом повышения равнялась 50 %). Но повышение себя не оправдало, и с 2013 года она равняется 45 %, то есть стала ниже на 5 %.

    Подоходный налог в разных государствах

    Данный вид налогового платежа в разных странах исчисляется по-разному.

    Есть государства с единой фиксированной ставкой, а есть и такие, где сумма отчисляемых средств напрямую зависит от годового дохода гражданина.

    Подоходные налоги в странах мира с фиксированной ставкой:

    1. Беларусь - 13 %.
    2. - 10 %.
    3. Латвия - 25 %.
    4. Литва - 15 %.
    5. Эстония –- 20 %.
    6. Россия - 13 %.

    Налоги в разных странах мира с «плавающей» налоговой ставкой в зависимости от годового дохода гражданина:


    Размер подоходного налога в разных странах

    Страна Размер подоходного налога (в %)
    56,50
    Зимбабве 45,00
    50,30
    50,00
    Словения 50,00
    Ирландия 48,00
    Греция 46,00
    Республике Конго 45,00
    Люксембург 43,60
    Папуа - Новая Гвинея 42,00
    ЮАР 40,00
    Чили 40,00
    Гвинея 40,00
    Сенегал 40,00
    40,00
    Тайвань 40,00
    Уганда 40,00
    39,60
    Норвегия 40,00
    Марокко 38,00
    Южная Корея 38,00
    Суринам 38,00
    Намибия 37,00
    Алжир 35,00
    Аргентина 35,00
    Барбадос 35,00
    Камерун 35,00
    Кипр 35,00
    Эквадор 35,00
    Экваториальная Гвинея 35,00
    Эфиопия 35,00
    Габон 35,00
    Мальта 35,00
    Таиланд 35,00
    Тунис 35,00
    35,00
    Вьетнам 35,00
    Замбия 35,00
    Венесуэла 34,00
    Индия 33,99
    Колумбия 33,00
    Мавритания 33,00
    Новая Зеландия 33,00
    Пуэрто-Рико 33,00
    Свазиленд 33,00
    Мозамбик 32,00
    Филиппины 32,00
    32,00
    Конго 30,00
    Сальвадор 30,00
    Индонезия 30,00
    Кения 30,00
    Лесото 35,00
    Малави 30,00
    Мексика 30,00
    Никарагуа 30,00
    Перу 30,00
    Руанда 30,00
    Сьерра-Леоне 30,00
    Танзания 30,00
    Бразилия 27,50
    Самоа 27,00
    25,00
    Малайзия 26,00
    Азербайджан 25,00
    Бангладеш 25,00
    Доминиканская Республика 25,00
    Египет 25,00
    Гана 25,00
    Гондурас 25,00
    Ямайка 25,00
    Панама 25,00
    Тринидад и Тобаго 25,00
    Лаос 24,00
    Нигерия 24,00
    Шри-Ланка 24,00
    Албания 10,00
    Чешская Республика 22,00
    Сирия 22,00
    Узбекистан 22,00
    Эстония 21,00
    Лихтенштейн 21,00
    Афганистан 20,00
    Камбоджа 20,00
    Фиджи 20,00
    Грузия 20,00
    Остров Мэн 20,00
    Ливан 20,00
    Мадагаскар 20,00
    Мьянма 20,00
    Пакистан 20,00
    Сингапур 20,00
    Молдова 18,00
    Ангола 17,00
    17,00
    Румыния 16,00
    Коста-Рика 15,00
    Венгрия 16,00
    Ирак 15,00
    Сербии 15,00
    Сейшельские острова 15,00
    Судан 15,00
    Йемен 15,00
    Иордания 14,00
    Боливия 13,00
    Таджикистан 13,00
    Макао 12,00
    10,00
    Косово 10,00
    Ливия 10,00
    Монголия 10,00
    Гватемала 31,00