Мой внутренний мир рисунок карандашом. Карта вашего внутреннего мира. Арт терапии вам в помощь. Круги и кольца

Для взрослых внутренний мир ребенка – «тайна за семью печатями». Только очень светлые и внимательные люди могут время от времени получать доступ туда и наслаждаться детским видением всего, что происходит вокруг.

Одним из таких взрослых, сумевших понять детей, был А. де Сент-Экзюпери. Помните его рисунки и мысли Маленького Принца о взрослых, которые чаще всего заняты проблемами, отвлекающими их от «главного» – того, «чего глазами не увидишь»? На самом деле, эта книга была написана для взрослых, чтобы, прочитав ее, они стали внимательнее к своим детям.

Как понять внутренний мир детей?

Чем наполнен внутренний мир ребенка , на чем он держится? В первую очередь, на любви к родным: дети любят преданно и беззаветно, они тянутся к родителям, радуются вниманию, которое оказывают им взрослые.

Еще в этом мире много фантазии: все, что с ними происходит, дети видят совсем не так, как их родители, в их воображении добро и зло не являются абстрактными понятиями – у них есть имена и образы. Они по-настоящему верят, когда мама говорит, что за плохое поведение может забрать в свою избушку на курьих ножках Баба Яга, а за шторой прячется домовой, который сердится, когда дети громко шумят.

Иногда, сами того не желая, родители пугают детей, забывая, что они многое понимают буквально. Вот история, которую мне рассказала знакомая.

Однажды ей пришлось уйти из дома, чтобы купить молока на завтрак своему трехлетнему ребенку. Час был ранний, и малыш еще спал. Когда она вернулась и тихонько открыла дверь, то услышала голосок сына: «Баба Яга, не ешь меня, я тебе свою клюшку отдам!» В этот момент ее просто захлестнули эмоции: это ведь она все вечером перед сном говорила не желающему утихомириваться малышу, что, если он не будет спать, его заберет и съест Баба Яга. Женщина и не предполагала, насколько серьезно ребенок отнесется к этим словам.

Вообще, если бы взрослые могли представить внутренний мир ребенка , они увидели бы в нем , которым обычно не придают значения, а дети страдают по-настоящему, страхи, боль от размолвок родителей, которые ранят детскую душу. Возможно, тогда они стали бы осторожнее подходить к воспитанию.

Развитие внутреннего мира ребенка

Когда мы говорим, что у кого-то «богатый внутренний мир», то часто не задумываемся, что «богатства» эти копятся с детства. Это умение чувствовать красоту, сопереживать, верить, создавать мечты, ценить других людей и мир, в котором живешь, способность создавать то, что духовно обогатит человечество.

Вот и развитие внутреннего мира ребенка начинается с пробуждения эмоциональных реакций на окружающее. Малышу, еще сидящему в коляске, мама показывает деревья, бабочек, птиц, рассказывает о них. Ребенок еще не в состоянии понять, какие они, но он слышит интонацию, наблюдает отношение мамы к происходящему, и подсознательно учится обращать на это внимание, ценить все живое.

Детская музыка, чтение книг вслух, творческие занятия с родителями, а позже в садике и в школе с педагогами – все это очень важно для формирования внутреннего мира детей.

Посещение выставок, интересные поездки, изучение иностранных языков, знакомство с обычаями своего народа, приобщение к вере – это не просто расширение кругозора или дань традиции. Получая новые впечатления от жизни, осмысливая их, сначала с помощью взрослых, потом самостоятельно, личность становится более зрелой, цельной, устойчивой к негативному влиянию.

Таким образом, обогащая внутренний мир ребенка , развивая его, мы растим разностороннего человека, которому предстоит жить в непростое время, контактировать с другими людьми, даже конкурировать с ними в чем-то. У человека с глубоким внутренним миром значительно больше шансов найти себя и достичь самореализации.

С помощью данной методики можно решить следующие задачи:

Ø Накопить данные об индивидуальной динамике процесса формирования образа цели.

Ø Обследуясь многократно, можно увидеть, изменяется у Вас образ цели или является устойчивым.

Ø На основании этих данных можно составить прогноз относительно перспектив его психологической коррекции, сформулировать задачи психологической работы с ним.

Процедура Тестирования

Материалы : лист белой бумаги формата А4, цветные карандаши.

Инструкция

Сегодня нам предстоит отправиться в путешествие в собственный внутренний мир — во внутреннюю, фантастическую страну.

Вы можете спросить: «Как мы отправимся туда, куда невозможно прийти, где нельзя все рассмотреть, потрогать руками?» И будете правы: этой страны нет на карте мира. Правда, в сказках есть указание на то, что некоторые герои там побывали и в дальнейшем добились успеха. Помните задание: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»? Вот сейчас нам как раз и предстоит подготовиться к подобному путешествию.

Итак...

Без чего опытный путешественник не отправится в путь? Конечно, без карты. Но, скажите, видели вы в продаже «Карту внутренней страны»? Действительно, такие карты не продаются. Что же делать? Придется рисовать карту самостоятельно.

Сначала положите перед собой лист бумаги. Теперь подумайте о контуре, который определяет границы страны. Контур образует как бы силуэт страны.

Одни путешественники считают, что контур внутренней страны должен напоминать силуэт человека, другие рисуют символ сердца, третьи обводят свою ладонь, четвертые изображают фантастический контур... Разум здесь не поможет, только сердце и рука путешественника знают силуэт его внутренней страны. Пожалуйста, возьмите карандаш и дайте возможность своей руке нарисовать замкнутый контур страны.

Каков ее ландшафт? Чтобы это увидеть, необходимо раскрасить внутреннее пространство страны, ограниченное контуром. Главное — не думать долго, а просто дать своей руке возможность легко выбирать карандаши и раскрашивать карту. Вероятно, там появятся горы и долины, низменности и возвышенности, реки, моря, озера, леса, пустыни, болота...

Итак, карта внутренней страны готова. Это прекрасно. Но скажите, можно ли пользоваться этой картой? Похоже, пока это трудно. Почему? Возможно, чего-то не хватает? Для того чтобы «прочитать карту», нужны условные обозначения! Обычно условные обозначения помещаются внизу страницы. Или, если ваша карта заняла весь лист, вы можете поместить их на обороте листа.

Пожалуйста, сделайте надпись: «Условные обозначения». Теперь нам предстоит составить список использованных вами условных обозначений. Для этого каждый цвет, который вы использовали при раскрашивании карты, внесите в условные обозначения в виде небольшого цветного прямоугольника.

Если вы использовали красный цвет, в списке обозначений появится красный прямоугольник; если при раскрашивании карты вы использовали зеленый цвет, появится зеленый прямоугольник, и так далее.

Расположите цветные прямоугольники друг под другом, как это обычно делают картографы.

Если вы использовали специальные значки для обозначения рек, водоемов, болот, лесов, полей, гор, их также необходимо представить в списке условных обозначений.

Теперь необходимо дать свое название каждому цветному прямоугольнику, каждому значку. Поскольку это карта внутренней страны, то и ее ландшафт будет связан с вашими внутренними процессами: мыслями, чувствами, желаниями, состояниями.

Могут появиться поляны раздумий, леса желаний, пещеры страхов, моря любви, реки мудрости, болота непонимания, пики достижений и прочее. Какой внутренний процесс, чувство, мысль, желание будет обозначать каждый цветной прямоугольник, — решать только вам. Это ваша страна, это ваша карта. Не стоит долго думать, первое, что приходит в голову, может оказаться самым правильным...

Итак, карта готова. Теперь по ней легко ориентироваться, особенно если знать направление.

Что делают путешественники, собираясь в путь? Изучают карту и прокладывают маршрут своего путешествия. В первую очередь они намечают цель. Иначе зачем отправляться в путь?

Пожалуйста, возьмите яркий карандаш или ручку, внимательно рассмотрите карту и отметьте флажком цель предполагаемого путешествия. То есть место на карте, в котором вы хотите оказаться. Этот значок назовем «флажок цели».

Теперь рассмотрите границы страны и отметьте особым флажком место, в котором вы планируете войти в эту страну. Этот значок назовем «флажок входа».

Итак, у вас есть два флажка: «флажок цели», обозначающий место, являющееся целью вашего пути, и «флажок входа», обозначающий место, с которого начнется ваш путь.

Теперь нужно проложить маршрут до цели. Посмотрите, где находится «флажок цели» и как к нему лучше добраться. Как вы пойдете от «флажка входа» до «флажка цели»? Пожалуйста, обозначьте свой маршрут пунктиром или небольшими стрелочками.

Путешествие всегда предполагает возвращение домой. Проложив маршрут к цели своего пути, опытный путешественник рассматривает варианты возвращения домой, выхода из страны. Пожалуйста, рассмотрите внимательно свою карту и отметьте особым флажком место, в котором вы планируете выйти из страны. Этот значок назовем «флажок выхода». Иногда он совпадает с «флажком входа», иногда — нет. Проложите маршрут от «флажка цели» до «флажка выхода».

Итак, у вас есть карта, есть цель пути и маршрут. А значит, есть готовность к путешествию по собственной внутренней стране.

Но, говорят, если подробно рассмотришь маршрут своего путешествия, то как будто бы совершишь его. Представьте себе, что вы возвратились из путешествия, положили перед собой лист бумаги и написали: «Это путешествие научило меня...» Пожалуйста, закончите фразу.

А теперь взгляните на весь свой маршрут и отметьте каким-либо значком ту точку, в которой, как вам кажется, вы находитесь сейчас. Спасибо!

Психологический Анализ

Семь Ключей От «Карты Внутренней Страны»

1. Энергия рисунка

Энергия рисунка — это особое ощущение от рисунка; чувства, которые вызывает карта.

2. Местоположение «флажка цели»

Название территории, на которой расположен «флажок цели», — это метафора неосознанного, интуитивного стремления автора карты. В данном случае неосознанной цели. Допустим, «флажок цели» находится на Возвышенности достижений. Это означает, что автор рисунка активно стремится к определенным социальным достижениям, так как горы, возвышенности символизируют социальный рост, развитие.

Другой пример — «флажок цели» находится на Поляне раздумий. Это означает, что в данный момент для автора актуален процесс размышлений, но, вероятно, он пока не может посвятить этому столько времени, сколько необходимо. Может, он колеблется с принятием решения, или занят решением некоторой задачи, или ощущает, что нужно остановиться и подумать, все взвесить и сделать важный выбор, который может стать судьбоносным.

Еще пример — «флажок цели» находится в Море желаний на Острове любви. Это означает, что в данный момент для автора наиболее важными являются романтические взаимоотношения, поиск партнера или совершенствование отношений с ним. Вода (озера, моря, реки) символизирует чувственность, эмоциональность, чувствительность, женственность, эротизм. Поэтому, если «флажки целей» попадают на водную территорию, это часто свидетельствует о том, что создатель карты чувствителен, интуитивен, эмоциональная жизнь для него имеет большое значение.

«Флажок цели» может находиться на пересечении двух или трех территорий. Это означает, что образ цели объединяет несколько процессов. Каких — об этом расскажут названия территорий. Для того чтобы автор чувствовал себя удовлетворенным, ему необходимо гармоничное сочетание, объединение этих процессов.

Итак, местоположение «флажка цели» расскажет о том, к какому состоянию неосознанно стремится автор карты (гармонии, отдыха, ясности, удовлетворенности, успеха и пр.). Это состояние будет относиться к определенной группе потребностей.

3. Расположение «флажка цели» относительно центра карты

Если «флажок цели» расположен в центре карты, это означает, что образ цели является интегрирующим для личности автора. То есть достижение данной цели позволит гармонизировать его состояние, мироощущение, обрести покой и стабильность. С другой стороны, центральное положение «флажка цели» указывает на способность автора находить общее в различных точках зрения, координировать, балансировать, уравновешивать разнообразные процессы в команде.

Всю карту можно условно разделить на три равные части по вертикали и три равные части по горизонтали. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение.

По горизонтали

Левая, «женская» часть — символизирует прошлое, то, что человек уже имеет, на что может опираться. Левая часть также может символизировать внутренний мир человека; отражать его глубинные личностные процессы. Интроверсия.

Центральная часть — символизирует настоящее, актуальные для человека процессы, то, о чем он думает, к чему стремится, что является для него значимым.

Правая, «мужская» часть — символизирует будущее, социальные процессы, взаимоотношения в социуме, устремленность в будущее. Экстраверсия.

По вертикали

Верхняя часть символизирует ментальные процессы: мысли, идеи, фантазии, планы, воспоминания.

Центральная часть символизирует эмоциональные процессы.

Нижняя часть символизирует сферу реальных действий. Реализацию планов. Землю, почву под ногами.

Если «флажок цели» находится в верхней части карты, можно говорить о склонности автора рисунка к ментальным построениям. Если «флажок цели» расположен в правой верхней части, — перед нами «генератор идей», человек, устремленный в будущее. Ему нетрудно искать и находить новые, нестандартные решения.

Смещение «флажка цели» в правую часть свойственно людям, ориентированным в будущее, стремящимся к социальным достижениям, инновациям.

Справедливо для правшей. У левшей символическое значение определяется «зеркально».

4. Характер маршрута

Теперь область наших исследований — маршрут от «флажка входа» до «флажка цели». Линия маршрута и его характер расскажут о том, каким образом и по какому сценарию человек склонен добиваться желаемого, идти к своей цели.

Вопросы для анализа пути к цели:

— Через какие территории пролегает маршрут к цели?

Например, маршрут к цели пролегает сначала через Горы препятствий, потом через Долину разочарований, затем через Пустыню поиска, к Озеру надежды на Вершину успеха. Это означает, что в начале пути автор склонен рисовать себе препятствия, ограничения (Горы препятствий). Это приводит его к разочарованию, он может потерять веру в свои силы (Долина разочарований). Но потом он берет себя в руки и начинает искать выход из создавшегося положения (Пустыня поиска). Благодаря этому у него появляется надежда и энергия для достижения цели (Озеро надежды). И при условии, что он будет верить в победу, он достигнет цели (Вершина успеха).

Анализ маршрута позволит понять, склонен ли автор неосознанно придумывать препятствия на пути к достижению цели? Чаще всего человек сам себе изобретает ограничения и ловушки. Как говорил известный сатирик: «Мы сами себе придумываем трудности, а потом мужественно их преодолеваем».

— Маршрут проложен по прямой или петляет по всей стране?

Это наблюдение позволит определить стратегию движения к цели. Есть люди, которые идут прямо, не сворачивая, не отвлекаясь. Помните, в фильме «Чародеи» Ивана учили проходить сквозь стену? Для этого было необходимо: видеть цель и верить в себя. Оба этих условия есть у тех, чей путь проложен по прямой. Правда, у таких людей есть одна особенность: они могут быть одержимы целью. С одной стороны, это прекрасно. Но с другой — это может мешать им видеть маленькие чудеса повседневности.

Если путь петляет по стране, это означает, что автор карты человек творческий, увлекающийся, любознательный. Ему хочется везде побывать, все посмотреть. Это прекрасно.

— Есть ли на маршруте территории, где происходит «хождение по кругу»?

Территория, на которой приходится ходить по кругу, либо является камнем преткновения, нерешенной проблемой, либо значимым для человека ресурсным состоянием.

5. Расположение «флажка входа» и «флажка выхода»

«Флажок входа» и «флажок выхода» задают начало и конец пути. Они могут быть расположены в пяти основных комбинациях:

1. «Флажок входа» и «флажок выхода» совпадают (или находятся в одной части карты). Человек приходит к тому, с чего начал, но на новом уровне, с новыми знаниями. Символизирует завершение цикла «спирали жизни» и переход на следующий уровень. Человек умеет учиться на собственном опыте, гармонично доводить дело до конца.

2. «Флажок входа» находится в нижней части, «флажок выхода» — в верхней. Человек склонен идти от практики — к теории. Сначала действует, пробует, потом осмысляет. Исследователь, идущий эмпирическим путем. Человек дела.

3. «Флажок входа» находится в верхней части, «флажок выхода» — в нижней. Человек склонен идти от теории — к практике. Он умеет сначала все обдумать, взвесить, потом перейти к делу.

4. «Флажок входа» находится в левой части, «флажок выхода» — в правой. Прежде чем принять решение, начать какое-либо дело, человек может переживать, обдумывать стратегию, тревожиться. Но, начав движение, обретает чувство перспективы. Умеет использовать прежние наработки команды в новых делах.

5. «Флажок входа» находится в правой части, «флажок выхода» — в левой. Человек умеет тонко чувствовать различные новые веяния, имеет нюх, чутье на нечто выгодное и перспективное. Умеет «встраивать» инновационное в традиционное.

6. Урок путешествия

Здесь центром внимания становится продолжение фразы: «Это путешествие научило меня, прежде всего...» Высказывание, которым автор продолжил эту фразу, расскажет о том, над чем в данный момент «работает» его внутренний мир, над чем он размышляет, какие вопросы неосознанно решает, в каком направлении развивается.


Вы замечали за собой привычку водить ручкой по бумаге во время, например, телефонного разговора? Многие из нас машинально изображают различные примитивные узоры, предметы или фигуры, когда задумываются или ведут необременительную беседу. По мнению психологов, такие рисунки могут многое рассказать о внутренних переживаниях человека, поскольку здесь на первый план выходит подсознание.

Итак, попробуем разобраться, о чем говорят машинальные изображения, сделанные на полях попавшейся под руку бумаги.

Круги.
Круги, которые связанны друг с другом, по мнению психологов, сигнализируют о внутреннем одиночестве человека. Чаще всего таким символы говорят о стремлении к дружескому соучастию. Человеку, который выводит на полях всевозможные окружности, не хватает внимания и соучастия близких людей.

Ромбы, квадраты и прочие геометрические фигуры с углами.
А такие рисунки четко сообщают о том, что перед нами человек целеустремленный и даже упрямый, которому свойственна прямолинейность и настойчивость. Вместе с тем, такие люди часто бывают чрезмерно настороженными и они с трудом открываются окружающим.

Человечки.
Нарисованные человеческие фигурки тоже могут многое рассказать о человеке. Например, нарисованные маленькие человечки говорят о внутреннем ощущении беспомощности, а вот схематическое изображение свидетельствует об эмоциональной растерянности и желании оградиться от окружающих.

Сердечки.
Сердечки выдают сентиментальную личность, которую в данный момент переполняют чувства. Вполне вероятно, что человек находится в состоянии влюбленности или просто испытывает сильный эмоциональный всплеск. Причем со стороны такие люди могут выглядеть сдержанно и неприступно, но рисунок легко выдает истинные чувства.

Звезды.
Нарисованные на полях звезды, выдают человека честолюбивого и стремящегося к успеху. Звезды - свидетельство природного оптимизма и умения справляться с любыми трудностями.

Солнце, облака, цветы.
Такие рисунки говорят о жизнерадостном настрое человека. Подобные изображения свойственны мягким и спокойным людям, которые всегда приходят на помощь окружающим в трудную минуту. Они позитивны, оптимистичны и немного сентиментальны.

Дома и коробки.
Любители в задумчивости изображать на бумаги всевозможные симметричные формы обладают изрядной самоуверенностью. Такие люди привыкли все планировать и просчитывать, поэтому их трудно застать врасплох.

Спиральные линии.
Спирали и волнистые линии - верный признак того, что человек находится во власти собственных переживаний. Проблемы окружающих его не сильно волнуют, поскольку все внимание сосредоточено на личных эмоциях и поисках внутренней гармонии.

Кресты.
Изображение крестов (строгих форм или стилизованных) всегда говорит о том, что человек испытывает чувство вины. Возможно, что подобные эмоции он ощущает по отношению к человеку, с которым разговаривает в данный момент (если, например, идет телефонный разговор). Однако это может быть и чувство, не связанное непосредственно с собеседником. В любом случае, если вы заметили за собой склонность к подобным изображениям, стоит разобраться в собственных внутренних переживаниях и сделать правильные выводы.

Шахматные клетки.
Изображения шахматной доски могут говорить о том, что человек находится в затруднительном положении и не знает, как правильно из него выйти. Возможно, он чего-то опасается или чувствует определенную зажатость, неуверенность в собственных силах и скованность. В любом случае, на подсознательном уровне автор стремится вырваться из сложившегося положения и найти нужное решение.

Соты.
Пчелиные соты выдают человека, мечтающего о гармоничной и спокойной жизни. Кроме того, этот рисунок может говорить о том, что автор очень хочет создать собственное семейное гнездышко. Вполне вероятно, что человек не признается в этом желании даже самому себе, но именно осуществление этой тайной мечты может стать его пропуском в долгожданный уравновешенный и стабильный мир внутреннего комфорта.

Деревья.
Деревья могут многое рассказать об авторе изображения. Если ветки нарисованного дерева тонкие и сухие, то человек, скорее всего, чувствует себя потерянным, ему не хватает внутренней уверенности в себе. Крепкий ствол и раскидистая крона, напротив, выдает спокойного и жизнерадостного человека, которого в данный момент все устраивает в жизни.

Каракули.
Бессмысленные каракули говорят о том, что перед нами человек, который находится в незавидном положении. Возможно, его что-то беспокоит и он не знает, как справится с навалившимися проблемами. Внутреннее беспокойство - вот главный посыл таких изображений.

Подписи.
Подписи, щедро оставленные человеком, говорят о том, что перед нами натура тщеславная и эгоистичная. Выведение собственных инициалов в момент, когда рисующий о чем-то думает или рассуждает, свидетельствует об определенной зацикленности на себе и своих проблемах. Такой человек крайне себялюбив и любит быть в центре внимания.

Большой интерес для графолога представляют различные рисунки и каракули, которые люди оставляют на телефонных книжках, в блокнотах, на бумажных салфетках и полях газет, когда они разговаривают по телефону, ждут, пока их обслужат в ресторане, во время заседаний или делового разговора. Эти изображения тоже позволяют раскрыть внутренний мир человека.

Люди, когда чертят каракули, чаще всего, делают это бессознательно. Сидя на собрании, человек автоматически покрывает свой блокнот изображениями цветов или птичек. Или же во время телефонного разговора чертит на бумаге жуткие физиономии. Именно потому, что эти каракули пишутся бессознательно, они представляют такой интерес.

Разнообразию в каракулях нет предела. Однако приведенные нами примеры могут служить иллюстраций для наиболее общих правил.

1. Изображение домика или домашней мебели раскрывает любовь к теплой домашней атмосфере. Такие рисунки встречаются у одиноких женщин или холостяков. Но порой подобные изображения оставляют на бумаге даже женатые или замужние люди, которые, на первый взгляд, кажутся грубоватыми или жесткими. Как бы ни изображались дома или домашние предметы, эти рисунки показывают стремление обрести домашний уют и семейное тепло.

2. Цветы и листья показывают, что у человека добрая натура. Такие люди любят помогать другим и отличаются очень мягким характером.

3. Красивые профили и различные изображения людей рисуют люди, заинтересованные в общении. Часто их рисуют те, кто работает с людьми. Эти рисуночки раскрывают общительную натуру и любовь к людям.

4. Однако, когда рожицы безобразные или устрашающие, это означает, что автор рисунков чем-то недоволен или его что-то расстроило.


5. Треугольники, овалы, квадраты — это показатели способности к руководящей деятельности. Часто углы в таких геометрических фигурах бывают заштрихованы, а автор этих чертежей создает правильные орнаменты. Все это указывает на способность планировать и организовывать.

6. Изогнутые, изящные линии, иногда вьющиеся непрерывно, свидетельствуют о такте человека, его способности проявлять интерес к различным вопросам, а также легко и непринужденно вести беседу.

7. Птичка с развевающимися перышками, хвостиком и преувеличенно большими когтями — это признак живого воображения и чувства юмора. Обильно разукрашенные забавные зверюшки и рыбки принадлежат к той же категории.

8. Когда рисуют звезду, это показатель оптимистической натуры. Даже перед лицом трудностей такой человек не сразу опустит руки.


9. Те, кто рисуют замкнутые круги, не связывая их с другими изображениями, имеют высокие духовные цели, лишенные материальной выгоды.

10. «Крестики-нолики» и другие подобные игры — проявление спортивного духа.

11. Волнистые линии, извивающиеся непрерывно, показывают, что у человека развита склонность к музыке.

12. Скрипичный ключ и музыкальные ноты безошибочно говорят о вкусах человека.

13. Если поля изрисованы сердечками, это говорит о романтичной и сентиментальной натуре автора.

14. Маски, перья, крылья, говорят о непредсказуемости и загадочности человека, а также о присутствии легкости и игривости в его характере.


15. Меланхолики и флегматики обычно изображают на листке вытянутые рисунки с плавными линиями, различные капли и воду.

16. Размашистые рисунки говорят о свободе мысли, а «скромные» наброски о целеустремленности.

Эти примеры, конечно же, не исчерпывают все варианты каракулей, которые чертят люди. Существуют сотни тысяч различных вариантов. К тому же любой подобный рисунок носит сугубо индивидуальный характер.

Техника рисунка также может многое рассказать о личности «художника». Четкие рисунки (сильный нажим на карандаш, без лишних штрихов) показывают, что человек уверен в себе.


Анализ каракулей дает не столь точные результаты, как анализ почерка. Однако он может существенно дополнить анализ почерка. Кроме того, при анализе каракулей можно использовать те же способы, что и при анализе почерка, и обращать внимание на округлость или угловатость рисунка, его размеры и прочее…

Жизнь детей наполнена различными эмоциями и чувствами. Однако для ребенка проблематично правильно высказывать их, здесь на помощь приходит арт-терапия. В процессе рисования ребенок полностью раскрывает свой внутренний мир и на листке выражает свои чувства, переживания и другие эмоции. Основной задачей родителей является научиться правильно и регулярно «читать» художества своего малыша, это позволит более хорошо познать ребенка и при необходимость вовремя обратиться за помощью к специалистам.

Что говорит детский рисунок о ребенке и его отношении к окружающим?

Во время рисования дети не контролируют свои эмоции, они создают «шедевр» душой, а не разумом. Поэтому очень важно обращать внимание на все детали рисунка, ведь это позволяет сделать определенные выводы о психологическом состоянии ребенка и об его отношении ко всему, что его окружает. Рассмотрим ниже, как по некоторым особенностям и деталям детского рисунка можно понять, что думает и чувствует ребенок.

Выбор цвета

Каждый ребенок очень тонко чувствует и сопоставляет свои ощущения с определенным цветом. Для точного тестирования важно, чтобы у малыша был максимальный набор цветов для создания рисунка.

О чем говорит преобладающий цвет на рисунке?

Цвет Какими чертами характера обладают дети, предпочитающие определенный цвет? О чем говорит преобладание или отсутствие данного цвета на рисунке?
Красный Агрессивность, сила воли, вспыльчивость, возбудимость, эксцентричность, повышенная активность и решительность. Преобладание красного оттенка на рисунке указывает на открытость и активность. Такой ребенок непоседливый, непослушный, возбудимый, часто ломающий игрушки.

В будущем такие дети стремятся добиться признания, успехов, похвалы на фоне напористости и эгоистичности.

Отсутствие данного цвета может свидетельствовать о комплексе неполноценности и стремлению к уединению. Чаще всего это дети, воспитываемые в семье с частыми скандалами между родителями.

Розовый Утонченность, нежность, сентиментальность, слабость, жалостливость, робость и оптимизм. Имеется зависимость от окружающих, ищет постоянной поддержки, нуждается в проявлении любви со стороны родителей и постоянном тактильном контакте.
Желтый цвет Ребенок любознательный и оптимистичный, непосредственный и общительный, положительно эмоциональный, но зависимый и ревнивый. Любовь к желтому свойственна творческим личностям. Мечтательность и сказочность, оригинальность и инакомыслие отличают ребенка выбирающего данный цвет. Он предпочитает одиночество и абстрактные игрушки (палочки, камешки и т.д.) Всегда во что-то верит и надеется. Могут проявиться безответственность и непрактичность.

Если цвет не нравится ребенку, значит он несколько замкнут и сосредоточен на своем внутреннем мире.

Оранжевый Основные качества ребенка: жизнерадостность, богатая фантазия, мечтательность энергичность и хорошая интуиция. Повышенная возбудимость, не имеющая выхода, веселье, шалости и крики без причины – признаки характеризующие состояния малыша. Насторожить должно чрезмерное использование данного цвета.
Зеленый Символизирует упрямство и настойчивость, независимость и уравновешенность, высокие интеллектуальные способности, стремление к безопасности и духовное напряжение. Применение данного цвета в больших количествах говорит о нехватке материнской любви и чувстве заброшенности.

В будущем развивается консерватизм и боязнь перемен. Ребенку требуется ощущать себя защищенным и испытывать чувство надежности.

Синий Ребенок отличается концентрацией и сосредоточенностью на проблемах своего внутреннего мира, ищет покой и удовлетворение, спокойствие и верность, он часто прибегает к самоанализу. Преобладающие эмоции юного «художника», который любит рисовать синим, — спокойствие и уравновешенность, склонность к самопожертвованию. Выбор этого цвета говорит о том, что ребенок в данный момент нуждается в покое.
Голубой Частая смена образа жизни, необязательность, беспечность и беззаботность характерны для любителей голубого цвета. Если на рисунке много голубого, то это говорит об уравновешенности и спокойствии ребенка в момент рисования.
Сине-зеленый Сила воли, серьезный нрав, педантизм, забота к окружающим и принципиальность. Преобладание на рисунке сине-зеленого оттенка характеризует особое состояние нервной системы, а точнее ее перевозбуждение. Ребенку требуется больше свободы и поощрений, возможно даже снижение предъявляемых требований.
Фиолетовый Свойственен детям с богатой фантазией, отличной интуицией, чувствительным и ранимым, обладающих богатым внутренним миром, а также незрелостью и интеллектуальной, и эмоциональной. Впечатлительны, ранимы, возбудимы, внушаемы, нуждаются в поддержке — эти характеристики подходят к детям, на рисунках которых преобладает фиолетовый.
Лиловый Дети любящие данный цвет слабы, нежны, одиноки и беззащитны, честны, часто замкнуты в себе и музыкальны. Ребенок использует данный цвет, когда погружен в себя, ощущает себя одиноким, слабым и беззащитным.
Коричневый Медлительность, дискомфорт, отрицательное эмоциональное состояние. Много коричневого на рисунке сигнализирует о слабом здоровье, неурядицах в семье, пережитых драматических событиях, умственной неполноценности.
Серый Безразличие, рассудительность, уход от тревог, отстраненность. Много серого цвета на рисунке говорит об ощущении беспросветности, рутины, бедности и отторжения. Ребенок отличается замкнутостью и несмелостью. Возможно, ребенок просто устал.
Черный Подавленность, разрушения и протест. Черный рисунок свидетельствует о том, что ребенок переживает стресс, он не уверен в себе и несчастлив. Этот цвет символизирует преждевременное созревание сложной психики.
Белый Ребенок честный и чистоплотный, часто страдающий от одиночества и пустоты. Ребенок использует белый цвет для рисования, когда чувствует себя одиноким, переживает нервное перенапряжение и душевное беспокойство. У малыша отсутствует жизненная энергия и любознательность.

Яркие радужные цвета говорят о хорошем настроении и положительных эмоциях ребенка, а бледный рисунок с преобладанием мрачных цветов свидетельствует о сниженном эмоциональном состоянии или плохом настроении, возможно ребенку нездоровится.

Изображения людей, выражения лиц

В раннем возрасте дети рисуют людей в виде головоногих кругов с палками вместо рук и ног. В этом случае обращают внимание на цвета и силу нажатия карандаша, пропорциональность каждого героя относительно друг друга. В более старшем возрасте дети начинают прорисовывать голову и лица, руки и ноги.

  • В норме ребенок чаще всего рисует людей своего пола, в противном случае можно говорить о внутренних разладах.
  • Размер головы символизирует об умственном развитии и способностях, а наличие головного убора показывает, что ребенок нуждается в защите.
  • Наличие лица и четкость его черт говорит об открытости малыша и его общительности.
  • Чем хуже прорисовано лицо, тем «закрытей» характер ребенка.
  • Расспросите ребенка об эмоциях и настроении изображенных персонажей, это позволит поразмышлять над ситуацией с точки зрения ребенка.
  • Наличие ушей является показателем получения информации посредством слуха и умению прислушиваться.
  • Рот и зубы прорисовывают детки с агрессивным настроем, а глаза больших размеров указывают на детские страхи, особенно если прорисованы зрачки.
  • Размер рук является показателем физического развития, а спрятанные — говорят о неуверенности ребенка.
  • Руки поднятые вверх рисуют агрессивно настроенные малыши, а широкий размах говорит о готовности действовать.
  • Ноги длинные указывают на независимость ребенка, а широкая постановка говорит о самоуверенности малыша.
  • Непропорциональное туловище маленького размера рисуют дети с чувством неполноценности.
  • Демонстративность и выражение агрессии в рисунках деток старше 4-х лет проявляется через изображение половых органов.

Размеры фигур

Чем важнее для ребенка человек или предмет, тем крупнее он их изображает и наоборот. На рисунке изображаются наиболее значимые персонажи в жизни малыша.

Часто проявлением агрессии или же защитной формой поведения является изображение больших кулаков, прорисованных ногтей и зубов, наличие угрожающей позы и даже оружия.

Контуры линий

  • Четкие, жирные и ровные линии, нарисованные уверенно и без сомнений, свидетельствуют об уверенности в себе ребенка и о том, что он счастлив.
  • Слабое нажатие говорит о нерешительности юного «художника», его быстрой утомляемости, эмоциональной чувствительности и неустойчивой психике.
  • Сильное надавливание и частое ломание грифеля свойственно агрессивным детям.
  • Разная сила нажатия во время рисования говорит о частой смене настроения.
  • Мягкий по характеру малыш использует извилистые и плавные линии, а при наличии волевого характера на рисунке преобладают углы и прямые четкие линии.
  • Признаком импульсивности являются не доведенные до конца линии или же размашистая небрежная манера письма.
  • Самоисправления, особенно если они не привели к улучшению изображения, говорят о повышенной тревожности малыша, об этом свидетельствует и штриховка.

Компоновка рисунка на листе

Неуверенность в себе у детей проявляется в компоновке рисунка. Они располагают его сжато в какой–то части листа, а не на всей его площади. Наблюдается частое стирание деталей, сомнения ребенка в правильности изображения, граница (черта) земли или пола прорисована выше нижней границы листа.

Рисунок своей семьи

  • Дети начинают рисовать семью с самого значимого для них человека, причем чем крупнее он прорисован, тем авторитетнее он для «художника». Он лучше прорисован и украшен.
  • Если с кем-то у ребенка плохой контакт, то его ребенок не рисует, либо изображает его схематично.
  • Семья у ребенка дружная, если все держаться за руки, и, наоборот, если каждый занят своим делом.
  • Если между людьми имеются разделяющие предметы (например, дерево), значит ребенок чувствует наличие проблемы в общении.
  • Изображение игры говорит о наличии соперничества в семье. Если кто-то нарисован с поднятыми вверх руками, значит от него исходит агрессия, либо он нуждается в помощи.
  • Наличие на рисунке недостоверной информации (умершие или несуществующие люди) говорит о дискомфорте ребенка, его стремлении изменить ситуацию.
  • Если юный «художник» изобразил себе крупнее взрослых, значит он чувствует себя уникальным и значимым. А вот об при ощущении себя лишним говорит отсутствие самого дитя на картинке.

Как расшифровать детский рисунок: 5 примеров

Следует помнить, что ребенок переносит на бумагу в виде рисунка то, что он чувствует и переживает в данный момент. Для правильной оценки психоэмоционального состояния малыша требуется несколько рисунков, сделанных в различное время.

Может быть, что ребенок в целом положителен, открыт и все у него в порядке, однако в момент рисования он был в ссоре или находился под воздействием не очень приятного момента, естественно, что и на рисунке появиться негатив, но ведь это только сейчас. А возможно ребенок изо дня в день рисует «крик о помощи», а родители не понимают.

Примеры расшифровки детских рисунков

Рисунок №1.

О чем говорит рисунок №1?

Несколько хаотичный, но в тоже время яркий и динамичный рисунок. Ребенок выделяет маму как эмоциональный центр семьи, украшает ее платье и располагает рядом солнце (символ тепла), себя и собаку. Себя автор изображает на равных со взрослыми, но в тоже время недостающей до земли – скорее всего она импульсивная, боевая девочка с мальчишеским характером. Уровень самоконтроля невысок, об этом свидетельствует размашистая манера письма с сильным нажимом.

Рисунок №2.


О чем говорит рисунок №2?

Рисунок характерен для деток старше 6 лет, следовательно ребенок развивается с опережением. Семья изображена динамично, ярко и в тоже время неспокойно. Цветовая гамма предполагает половую идентификацию «художника» с отцом, однако ближе он все-таки к маме. Судя по рисунку можно предположить, что мальчику не хватает места, он не твердо стоит на ногах. При этом фиолетовый цвет говорит о возможной психоэмоциональной нестабильности и частой смене настроения. Крупные и угловатые фигуры свидетельствуют о прямолинейности в общении и склонности к конфликтам. Прорисованные зрачки и наличие штриховки указывают на имеющуюся скрытую тревогу.

Рисунок №3.

О чем говорит рисунок №3?

Общая композиция указывает на то, что все счастливы и ребенок растет в доброжелательной атмосфере. Автор сгруппировала всех членов семьи, детей и кошек справа, а взрослых слева от дерева, это говорит о четкой иерархии, папа с мамой и бабушка пользуются большим авторитетом, настораживает только изображенный покойный дедушка, а наличие между ним и бабушкой дерева говорит о разделении их непреодолимой преградой.

Рисунок №4.

О чем говорит рисунок №4?

Девочка изобразила свой прототип. Следует обратить внимание на крупный и яркий рисунок, однако расположенный в верхней части листа, это говорит о позитивной самооценке, активности и эмоциональности, высоком уровне самоконтроля, общительности и развитом интеллекте на фоне неуверенности и недостаточной устойчивости (маленькие ножки и явный акцент на линию земли). Такая ситуация наблюдается в семьях, где уделяют много внимания ребенку, что лишает его возможности проявить самостоятельность.

Рисунок №5.

О чем говорит рисунок №5?

Изображение на рисунке свидетельствует о позитивном восприятии мира. Папа с мамой нарисованы вместе, хотя они разведены. Папа несет цветы, что говорит о надежде мальчика на то, что родители вновь будут вместе. Изображенные птицы, как символ надежды, только подтверждают данное предположение. Мальчик хочет быть похож на отца, об этом свидетельствует схожие цвета одежды папы и сына.

Позволяйте ребенку чаще рисовать, ведь так он может выплеснуть свои эмоции, а вы сможете лучше познать своего малыша, главное правильно читать послания детского подсознания. Также понять своего ребенка можно при помощи , о которой вы можете прочитать на нашем сайте.