Правосубъектность международных организаций. Правосубъектность и виды международных межправительственных организаций. Международная правосубъектность международных организаций

С 20-х годов XX века государства – члены международных организаций – начинают предоставлять организациям права, присущие субъектам международного права Первой международной организации, которая была наделена такими правами, стала Лига Наций. Она имела право на заключение международных соглашений, ее должностные лица обладали привилегиями и иммунитетами (Соглашение между Лигой Наций и Швейцарией 1926 г.).

После Второй мировой войны государства твердо вступили на путь предоставления межгосударственным организациям качества субъекта международного права, и в настоящее время все межгосударственные организации обладают таким качеством.

Возможность межгосударственных организаций быть субъектом международного права была признана в Консультативном заключении Международного Суда ООН от 11 апреля 1949 г. "О возмещении ущерба, понесенного на службе ООН".

Международные организации государств – межгосударственные («межправительственные») организации, производные субъекты международного права, создаваемые государствами и наделяемые ими для содействия решению разнообразных специальных проблем в различных областях международных и внутригосударственных отношений, обладающие меньшим объемом международной правосубъектности, чем государство.

Международные организации создаются и действуют на основе международных договоров – учредительных актов этих организаций.

Международные организации не обладают суверенитетом и территорией и являются своеобразными субъектами международного права, отличающимися от государства.

Это своеобразие выражается в специфичности тех прав, которыми международная организация обладает и которые осуществляет на международной арене (рис. 15). Если суверенное государство может быть субъектом всех правоотношений, которые совместимы с общепризнанными принципами и нормами международного права, то международная организация, создаваемая для выполнения конкретных задач, может вступать лишь в те правоотношения, которые определяются ее функциями и соответствуют учредительному акту организации. Да и сам характер международных прав организации в силу того, что они производны от прав государств, с одной стороны, и строго ограничены функциональными потребностями организаций – с другой, имеет свои специфические особенности.

Рис. 15. Международные межгосударственные организации (формально-юридические и сущностные признаки)

Известно, что международные организации вправе заключать международные договоры. Однако как само право организаций, так и характер заключаемых ими соглашений не лишены своеобразия. В частности, обращает на себя внимание ограниченность этого права, ибо соглашения могут заключаться по сугубо определенному кругу вопросов.

Рядом международно-правовых актов при международных организациях предусмотрены постоянные представительства государств-членов (ООН, ЮНЕСКО и др.).

Определенная специфика существует и в использовании международными организациями такого института международного права, каким являются дипломатические привилегии и иммунитеты.

Своеобразие таких субъектов права, как международные организации, проявляется и в том, что они ограничены в выборе средств принуждения и средств разрешения споров. Известно, что только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Международным Судом ООН. Международные организации вправе лишь запрашивать консультативные заключения Суда.

Международная организация может быть также субъектом международного частного права или субъектом национального права, т.е. юридическим лицом, и в этом качестве она обладает правоспособностью.

В уставах всех межгосударственных организаций есть соответствующие статьи об их юридической правоспособности (например, ст. 104 Устава ООН, ст. 66 Устава ВОЗ, ст. XII Устава ЮНЕСКО). Помимо уставов, права юридического лица организаций закреплены в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 года, Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 года, а также во всех двусторонних соглашениях организаций со страной пребывания.

Любая международная организация волеизъявлением государств-членов может прекратить свое существование. В таком случае, как и в случае прекращения существования государства, может возникнуть вопрос о правопреемстве.

В настоящее время отсутствует общепризнанная норма общего характера о правопреемстве международных организаций.

В международной практике случаи правопреемства возникали в отношении таких международных организаций, как ООН, Лига Наций, ВМО и др.

Вопрос о международной правосубъектности международных организаций актуализируется в связи с постоянным ростом их количества и усилением их роли в решении международных проблем. Практически международные организации становятся универсальными структурами, в рамках которых государства в коллективном порядке решают наиболее важные вопросы международной жизни.

Однако международная организация не может рассматриваться как простая сумма государств-членов или как их коллективный уполномоченный, выступающий от имени всех. Для того, чтобы выполнить свою уставную роль, организация должна иметь особую правосубъектность, отличающийся от простого суммирования правосубъектности ее членов. Только при такой предпосылке, как отмечал В. Моравецкий, проблема влияния международной организации на ее сферу имеет какой-либо смысл.

По мнению многих ученых-международников, правосубъектность международной организации включает следующие четыре элемента:

а) правоспособность, т.е. способность иметь права и обязанности;

б) дееспособность, т.е. способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности;

в) способность участвовать в процессе международной правотворчества;

г) способность нести юридическую ответственность за свои действия.

Следует иметь в виду, что каждая международная организация обладает только присущим ей объемом правосубъектности, границы которой определены прежде всего в учредительном акте. Таким образом, организация не может совершать другие действия, чем те,

предусмотренных в ее уставе и других документах (например, в правилах процедуры и резолюциях высшего органа).

Как представляется, к наиболее важных критериев правосубъектности международных организаций можно отнести следующие:

1. Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права.

Этот критерий заключается в том, что государства-члены и соответствующие международные организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять организации и ее сотрудников привилегиями и иммунитетами и т.д. Кроме того, согласно учредительного акта все межправительственные организации являются юридическими лицами: государства-члены наделяют их правами и обязанностями в таком объеме, в котором это необходимо для выполнения их функций.

О признании за международных организаций качества международной личности со стороны других международных организаций свидетельствует ряд фактов:

Участие ряда международных организаций более высокого ранга в работе других международных организаций (например, Европейский Союз является членом многих международных организаций);

Заключение международных организаций между собой соглашений общего (например, о сотрудничестве) или конкретного характера (о выполнении отдельных мероприятий). Право на таких международных договоров предусмотрено статьей 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 года.

2. Наличие обособленных прав и обязанностей.

Смысл этого критерия правосубъектности международных организаций означает их специфическую особенность: Международных организаций имеют следующие права и обязанности, отличающиеся от прав и обязанностей государств и могут быть осуществлены только на международном уровне. Например, в Уставе ЮНЕСКО перечислены следующие обязанности организации: а) содействие сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех имеющихся средств информации; б) поощрение развития

народного образования и распространения культуры в) помощь в сохранении, увеличении и распространении знаний.

3. Право на свободное выполнение своих функций. Сущность данного критерия заключается в том, что каждая

Международных организаций имеет свой учредительный акт (в форме уставов, конвенций или резолюций других организаций с общими полномочиями), правила процедуры, финансовые правила и другие документы, которые в своей совокупности составляют внутреннее право организации.

Свободное и самостоятельное выполнение международных организаций своих функций включает в себя следующие факторы:

При выполнении своих функций международных организаций выходят из компетенции, разумеется, т.е. они вправе оказывать ей расширительное толкование;

При выполнении своих функций международных организаций вправе вступать в определенные правоотношения с государствами, не являющихся их членами. Например, ООН обеспечивает, чтобы государства, не являются ее членами, действовали в соответствии с принципами, изложенными в статье 2 Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;

Международных организаций самостоятельно реализуют предписания норм, составляющих их внутреннее право;

Международных организаций вправе создавать любые вспомогательные органы, которые необходимы для выполнения функций организации;

Международных организаций вправе самостоятельно принимать правила процедуры и другие административные правила. Так, например, организация имеет право требовать у своего члена объяснения, если он не выполняет рекомендации по проблемам ее деятельности. Наконец, она может лишить голоса любого члена, имеющего задолженность по вкладам.

4. Право на заключение договоров.

Такое право, как отмечалось ранее, принадлежит к числу главных критериев международной правосубъектности - одной из характерных черт субъекта международного права является его способность к выработке норм международного права.

Следует иметь в виду, что при реализации своих полномочий международных организаций вправе заключать соглашения публично-правового, частноправового или смешанного характера. Правом на заключения международного договора обладает каждый. международная организация, из положений Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями »или между международными организациями 1986 года, в преамбуле которой сказано, что международная организация такой правоспособностью заключать договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее целей.

5. Участие в создании норм международного права.

Во правотворческим процессом в рамках международной организации понимается деятельность, направленная на создание правовых норм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.

Правотворческая деятельность МНПО обладает рядом особенностей: во-первых, любая норма, содержащаяся в принятых международной организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть признана государством как международно-правовая норма, а во-вторых, как норма, обязательная для данного государства.

Следует иметь в виду, что правотворчество международных организаций имеет свои пределы: ее вид и объем детально определены и закреплены в ее учредительном договоре. Поскольку устав каждой организации индивидуален, то объем, виды и направления ее правотворческой деятельности отличаются друг от друга. Поэтому конкретный объем полномочий, предоставленных международной организации в сфере правотворчества, можно обнаружить только на основе детального анализа ее учредительного акта.

В международной доктрине относительно основ Для правотворческого процесса международной организации есть две позиции. Одни авторы полагают, что международная организация вправе разрабатывать и утверждать нормы права даже в том случае, если об этом нет конкретных указаний в ее учредительном акте. Другие выступают за то, что правотворческий потенциал международной организации должен базироваться на ее учредительном акте. Таким образом, если международная организация не наделена согласно уставу правотворческими функциями, то она не вправе заниматься

ними. Так, К. Скубишевський думает, что для того, чтобы организация могла принимать нормы права иные, чем нормы внутреннего права, она должна иметь для этого явные полномочия, содержащиеся в ее уставе или в ином договоре, заключенном государствами-членами.

Вместе с тем анализ правотворческой практики международных организаций показывает, что позиция первой группы авторов носит более прагматический характер, так как в уставах многих организаций не содержатся положения о правомочности их одобрять нормы международного права. Но они, однако, принимают активное участие на всех стадиях правотворческого процесса.

Следует особо подчеркнуть, что правотворческая деятельность международных организаций всегда имеет специальную направленность и должна полностью согласовываться с целями такой организации.

Кроме этого, справедлива мысль о том, что правотворчество международной организации правомерное только в том случае, если она направлена на прогрессивное развитие международного права. Это следует из положений преамбулы и статей 1 и 13 Устава ООН. Итак, важнейшим условием правотворческой деятельности международной организации является и то, что производимые таким образом нормы должны соответствовать общепризнанным нормам и принципам международного права.

Отсюда для правотворчества международных организаций характерен ряд таких признаков:

Правотворчество международной организации правомерно только в том случае, если она направлена на прогрессивное развитие международного права

Правотворчество в полном объеме присуща только тем международным организациям, имеющие международную правосубъектность;

Международные организации имеют только такие объем и направления правотворчества, как это предусмотрено в их учредительных актах.

6. Право иметь привилегии и иммунитеты. Основное назначение привилегий и иммунитетов заключается в обеспечении нормальной практической деятельности любой международной организации. Следует иметь в виду, что в одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется специальным соглашением, а в других - национальным законодательством. В общей же форме право на привилегии и иммунитеты закрепляется в учредительном акте каждой организации. Так, например, ООН пользуется на территории каждой из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава).

7. Право на обеспечение выполнения норм международного права.

Наличие такого права в международных организаций, в основе которого лежат полномочия по обеспечения выполнения норм международного права, свидетельствует о независимом характере организаций в отношении государств-членов и является одним из важных признаков правосубъектности. При этом, как уже отмечалось, основными средствами являются институты международного контроля и ответственности, включая применение санкций.

Контрольные функции международных организаций осуществляются в основном двумя способами:

1. Путем предоставления докладов государствами-членами.

2. Посредством наблюдения и обследования контролируемого объекта или ситуации на месте. Представление докладов государствами-членами является наиболее распространенной формой контроля. Например, Устав ЮНЕСКО обязывает каждое государство-член подавать Организации в те сроки и в той форме, что определяет Генеральная конференция, доклады, содержащие сведения о законах, положения и статистические данные, касающимися учреждений и деятельности в области образования, науки и культуры, а также о выполнении рекомендаций и конвенций Генеральной конференции (ст. VIII).

Международно-правовые санкции, которые могут применяться международными организациями, большинство авторов подразделяют на две группы:

а) санкции, осуществление которых допустимо всеми

международными организациями;

б) санкции, право на применение которых имеют только определенные организации. К санкций первой группы, в частности, относятся:

Приостановление членства в организации;

Исключение из организации;

Отказ в членстве;

Исключение из международного общения по определенным вопросам сотрудничества.

Применение санкций, отнесенных ко второй группе, зависит от целей, выполняемых данной организацией. Например, Совет Безопасности ООН с целью поддержки или восстановления международного мира и безопасности, согласно статье 42 Устава ООН, вправе применять принудительные действия воздушными, морскими или сухопутными силами. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН.

Следует иметь в виду, что международных организаций предоставлено право принимать непосредственное участие в решении споров, возникающих у них с другими субъектами международного права - государствами и другими международных организаций. При разрешении споров они вправе прибегнуть к тем же мирных средств разрешения споров, которые обычно используют первичные субъекты международного права - суверенные государства.

8. Международно-правовая ответственность.

Выступая на международной арене как самостоятельные образования, международных организаций являются субъектами международно-правовой ответственности. Они, например, должны отвечать за противоправные действия своих должностных лиц. Ответственность организаций может наступить и в случае злоупотребления ими привилегиями и иммунитетами.

Международных организаций могут нести как политическую, так и материальную ответственность.

Политическая ответственность организации может наступить в случае нарушения ею своих функций, невыполнения соглашений, заключенных с другими организациями и государствами, за вмешательство во внутренние дела субъектов международного права.

Материальная ответственность международных организаций может возникнуть в случае нарушения законных прав своих сотрудников, экспертов, перебора денежных сумм и т.д. Они также обязаны отвечать перед правительствами того государства, на территории которого размещаются их штаб-квартиры, за противоправные действия, например за необоснованное отчуждение земли, неуплату коммунальных услуг и др..

Правосубъектность международной организации включает следующие элементы:

а) правоспособность, т.е. способность иметь права и обязанности;

б) дееспособность, т.е. способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности;

в) способность участвовать в процессе международного правотворчества;

г) способность нести юридическую ответственность за свои действия.

Критерии правосубъектности международных организаций:

    Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права. Этот критерий заключается в том, что государства-члены и соответствующие международные организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организации, ее компетенцию, круг полномочий, наделять организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетами.

    Наличие обособленных прав и обязанностей. Смысл этого критерия правосубъектности ММПО означает их специфическую особенность: ММПО обладают такими правами и обязанностями, которые отличаются от прав и обязанностей государств и могут быть осуществлены только на международном уровне.

    Право на свободное выполнение своих функций – каждая ММПО имеет свой учредительный акт, правила процедуры, финансовые правила и другие документы, которые в своей совокупности составляют внутреннее право организации.

    Право на заключение договоров – при реализации своих полномочий ММПО вправе заключать соглашения публично-правового, частно-правового или смешанного характера. Правом на заключение международного договора обладает каждая международная организация.

    Участие в создании норм международного права. Под правотворческим процессом в рамках международной организации понимается деятельность, которая направлена на создание правовых норм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.

    Правом обладать привилегиями и иммунитетами. Основное назначение привилегий и иммунитетов состоит в обеспечении нормальной практической деятельности любой международной организации.

    Право на обеспечения выполнения норм международного права. Наличие такого права у ММПО свидетельствует о независимом характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним из важных признаков правосубъектности.

    Международно-правовая ответственность. Выступая на международной арене как самостоятельные образования, ММПО являются субъектами международно-правовой ответственности. ММПО могут нести как политическую, так и материальную ответственность.

3. Организация Объединенных Наций: история создания, правовой статус и главные органы.

Первым шагом к созданию ООН стала союзническая декларация, подписанная в Лондоне 12 июня 1941 года, в которой союзники обязались «работать вместе, с другими свободными народами, как в войне, так и в мире».

14 августа 1941 года президентом Соединенных Штатов Америки Франклином Делано Рузвельтом и премьер-министром Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Соединенное Королевство) Уинстоном Черчиллем был подписан документ, в котором они предложили свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности. Документ известен как Атлантическая хартия.

1 января 1942 года представителями 26 союзных государств, воевавших против стран «оси», была подписана Декларация Объединенных Наций, в которой они заявили о поддержке Атлантической хартии. В этом документе было впервые использовано название «Объединенные Нации», предложенное президентом Рузвельтом.

11 февраля 1945 года после встречи в Ялте (Ялтинская конференция) Рузвельт, Черчилль и Сталин заявили о своей решимости учредить «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности».

24 октября 1945 года Устав ООН был ратифицирован пятью постоянными членами Совета Безопасности, большинством других подписавших его государств и вступил в силу. Таким образом, Организация Объединенных Наций была создана, 24 октября стало днем ООН.

Задачи, цели и принципы ООН нашли свое закрепление в Уставе организации, подписанном 26 июня 1945 года.

Членами ООН могут быть миролюбивые государства, которые примут на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, и которые, по мнению ООН, могут и желают эти обязательства выполнять. Первоначальными членами ООН было 51 государство.

Устав ООН к числу главных органов относит Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея – сессионный орган ООН – состоит из представителей всех государств-членов. Генеральная Ассамблея имеет право обсуждать любые вопросы, входящие в компетенцию ООН. Она уполномочена рассматривать общие принципы международного сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности, включая проблему разоружения. Однако любой вопрос, по которому необходимо предпринять действия, до и после его обсуждения Генеральной Ассамблеей должен быть передан Совету Безопасности, так как он является единственным органом ООН, уполномоченным принимать решения относительно таких действий.

Очередная сессия Генеральной Ассамблеи проводится 1 раз в год. По мере необходимости могут проводится также специальные сессии Генеральной Ассамблеи, созываемые Генеральным секретарем по требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН. На сессиях каждый член ООН может быть представлен делегацией, состоящей не более чем из пяти делегатов и пяти заместителей, каждая делегация имеет один голос.

На каждой очередной сессии создается семь главных комитетов, в работе которых могу участвовать представители всех государств-членов ООН.

Генеральная Ассамблея на своих сессиях принимает постановления, решения и рекомендации.

Совет безопасности представляет собойважнейший постоянно действующий орган ООН, состоящий из 15 членов: 5 из них – Россия, США, Великобритания, Франция и Китай – являются постоянными, а 10 – непостоянными, избираемыми Генеральной Ассамблеей на срок 2 года (5 членов ежегодно).

На Совет Безопасности возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Его решения, принятые в установленном порядке, обязательны для государств-членов ООН, которые обязаны подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Совет Безопасности уполномочен: расследовать любые споры или ситуации, которые могут вызвать международные трения, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности; делать рекомендации относительно процедуры или методов урегулирования таких споров; разрабатывать планы создания системы регулирования вооружений; определять наличие угрозы миру или акта агрессии и делать рекомендации о мерах, которые надлежит принять; делать рекомендации относительно приема новых членов и исключения из ООН; осуществлять в «стратегических районах» функции ООН по опеке; представлять ежегодные и специальные доклады Генеральной Ассамблее.

Решения Совета Безопасности по процедурным вопросам могут быть приняты девятью голосами любых членов Совета.

Для осуществления Советом Безопасности своих функций по поддержанию международного мира и безопасности государства-члены обязуются предоставлять в его распоряжение, в случае необходимости, вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода.

Роль ООН , и в частности Совета Безопасности, в поддержании мира и обеспечения международной безопасности сводится к осуществлению основных мероприятий:

    Превентивная дипломатия – это действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения.

    Миротворчество – это действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению, главным образом с помощью мирных средств.

    Поддержание мира – это обеспечение присутствия ООН в данном конкретном районе, которое связано с развертыванием военного или полицейского персонала ООН, а нередко и гражданского персонала.

    Миростроительство в конфликтный период – это действия, направленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами после ликвидации конфликта или конфликтной ситуации.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) состоит из 54 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей: 18 членов ЭКОСОС избираются ежегодно сроком на 3 года.

Совет имеет своей целью содействие развитию международного сотрудничества в экономической и социальнойобластях.Он осуществляет исследования и составляет доклады по международным вопросам. Очередные сессии проводятся два раза в год, решения принимаются простым большинством.

Совет по опеке был создан для оказания помощи Генеральной Ассамблее в осуществлении международной системы опеки. По Уставу ООН Совет по опеке должен включать: а) государства, управляющие территориями под опекой; б) постоянных членов Совета Безопасности, не имеющих территорий под опекой; в) членов Совета по опеке, избираемых Генеральной Ассамблеей на три года.

Основная цель Совета по опеке – достижение всеми подопечными территориями самоуправления и независимости либо в качестве суверенных государств или путем свободного присоединения к соседним независимым государствам.

Совет собирается на свои сессии лишь по мере необходимости.

Международный Суд – главный судебный орган ООН. Международный Суд действует на основе Устава ООН и Статута Международного Суда ООН, являющегося неотъемлемой частью Устава. Государства – нечлены ООН также могут участвовать в Статуте Международного Суда на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

В составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены Суда действуют в личном качестве и не являются представителями государства своего гражданства. Они не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не вправе посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Суд вправе рассматривать конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия.

Секретариат – постоянно действующий административный орган ООН, состоящий из Генерального секретаря и необходимого персонала. Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на срок 5 лет и может быть в том же порядке назначен на новый срок. На Секретариат возложена обязанность по обеспечению необходимых условий для работы других органов ООН: составление протоколов, осуществление устных и письменных переводов выступлений и документов, опубликование резолюций и других материалов.

Генеральный секретарь назначает персонал Секретариата и руководит его работой.

Понятие и признаки международной организации

Право международных организаций

Тема 13.

Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями. Новым этапом в их развитии явилось учреждение первых международных универсальных организаций – Всемирного телеграфного союза (1865 г.) и Всемирного почтового союза (1874 г.), которые имели постоянную структуру.

Международная организация – учрежденная международным договором организация, призванная на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями.

Аналогичные определения встречаются в международно-правовых актах. Организации носят самые разные наименования: организация, фонд, банк, союз (Всемирный почтовый союз), агентство, центр. Известно, что ООН на других языках именуется «Объединенные Нации». Все это не влияет на статус организаций.

Отличительными признаками международной организации являются следующие:

1. Создание путем заключения особого договора, являющегося учредительным актом (устав, статут).

2. Наличие системы постоянно действующих органов.

3. Автономный статус и соответствующие функции.

4. Уважение суверенитета государств-членов.

Всем этим определяется международная правосубъектность организации, воля которой не обязательно совпадает с волей каждого из её членов.

Международные организации являются органом сотрудничества государств, они не носят надгосударственного характера.

Международный суд ООН не раз подчеркивал, что в природе международных организаций нет ничего такого, что позволило бы рассматривать их как нечто подобное сверхгосударству. Организация обладает лишь той компетенцией, которой ее наделили государства.

Вместе с тем сегодня существуют и наднациональные, надгосударственные организации (Европейский Союз). Таким организациям государствами передано осуществление некоторых суверенных полномочий. По определенным вопросам они могут принимать решения, непосредственно обязывающие физические и юридические лица. Более того, такие решения могут приниматься большинством голосов. Эти организации имеют механизм принудительного осуществления своих решений.

Международные организации в качестве общего правила обладают правосубъектностью как по международному праву, так и по внутреннему праву государств-членов. Их международная правосубъектность определяется уставом и международным правом. Констатировав наличие у международной организации правосубъектности, Международный суд определил её как «способность обладать международными правами и нести международные обязанности». Вместе с тем, Суд указал на отличие правосубъектности организации от правосубъектности государства:



«Субъекты права в любой правовой системе не обязательно идентичны по своему характеру и по объему своих прав; при этом их характер зависит от потребностей сообщества».

Национальная правосубъектность организаций определяется их уставом и внутренним правом государств-членов. Обычно они могут заключать контракты, иметь движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, возбуждать судебное разбирательство.

Нередко в учредительных актах организаций содержатся специальные положения по этому вопросу. В многостороннем соглашении о Международной организации спутниковой связи (ИНТЕЛСАТ) 1971 г. читаем, что:

а) ИНТЕЛСАТ обладает правосубъектностью. Она пользуется в полной мере правоспособностью, необходимой для осуществления своих функций и достижения своих целей, в том числе способностью:

i) заключать соглашения с государствами или международными

организациями;

ii) заключать контракты;

iii) приобретать собственность и распоряжаться ею;

iv) быть стороной в судебном разбирательстве.

b) Каждый участник принимает такие меры в пределах своей юрисдикции, которые необходимы для того, чтобы эти положения вступили в силу в соответствии с его собственным законодательством.

Организации участвуют в пределах своей компетенции в дипломатических сношениях. При ряде организаций существуют постоянные представительства государств, в свою очередь организации направляют свои миссии в государства.

Организации участвуют в деятельности по признанию государств и правительств. Юридически это прерогатива государств, но прием в организацию – прямой путь к признанию, что имеет порой даже большее значение, чем признание со стороны отдельных государств.

Организации обычно создаются при помощи международных договоров, в порядке исключения – при помощи резолюций других организаций. Заключившие такой договор государства именуются первоначальными участниками. Впрочем, их правовой статус не отличается от статуса новых членов.

Правосубъектность – это свойство лица, при наличии которого оно приобретает качества субъекта права.

Международная организация не может рассматриваться как простая сумма государств-членов или даже как их коллективный уполномоченный, выступающий от имени всех. Для того чтобы выполнить свою активную роль, организация должна обладать особой правосубъектностью, отличающейся от простого суммирования правосубъектности ее членов. Только при такой предпосылке проблема воздействия международной организации на ее сферу имеет какой-либо смысл.

Правосубъектность международной организации включает следующие четыре элемента:

1. правоспособность, т. е. способность иметь права и обязанности;

2. дееспособность, т. е. способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности;

3. способность участвовать в процессе международного правотворчества;

4. способность нести юридическую ответственность за свои действия.

Одним из главных атрибутов правосубъектности международных организаций является наличие у них собственной воли, позволяющей ей непосредственно участвовать в международных отношениях и успешно осуществлять свои функции. Большинство российских юристов отмечают, что межправительственные организации обладают автономной волей. Без своей собственной воли, без наличия определенного комплекса прав и обязанностей международная организация не могла бы функционировать нормально и выполнять возложенные не нее задачи. Самостоятельность воли проявляется в том, что после того как организация создана государствами, она (воля) представляет собой уже новое качество по сравнению с индивидуальными волями членов организации. Воля международной организации не есть сумма воль государств-членов, равно как не есть слияние их воль. Эта воля «обособлена» и от воль других субъектов международного права. Источником воли международной организации является учредительный акт как продукт согласования воль государств-учредителей.

Наиболее важными чертами правосубъектности международных организаций являются следующие качества:

1. Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права. Сущность данного критерия заключается в том, что государства-члены и соответствующие международные организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетом и т.д. Согласно учредительным актам все межправительственныеорганизации являются юридическими лицами. Государства-члены наделяют их праводееспособностью в таком объеме, в какомэто необходимодля выполнения их функций.

2. Наличие обособленных прав и обязанностей . Этот критерий правосубъектности межправительственных организаций означает, что организации обладают такими правами и обязанностями, которые отличны отправ и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном уровне. Например, в Уставе ЮНЕСКО перечислены следующиеобязанности организации: а) способствованиесближению и взаимномупониманию народов путем использования всех имеющихся средств информации; б) поощрение развития народного образования и распространения культуры; в) помощь в сохранении, увеличении и распространении знаний.

3. Право на свободное выполнение своих функций . Каждая межправительственная организация имеет свой учредительный акт (в формеконвенций, уставов или резолюций организации с более общими полномочиями), правила процедуры, финансовые правила и другие документы,формирующие внутреннее право организации. Чаше всего при выполнении своих функций межправительственные организации исходят из подразумеваемой компетенции. При выполнении своих функций они вступают в определенные правоотношения с государствами-нечленами. Например, ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с принципами, изложенными в ст. 2Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности.

Самостоятельность межправительственных организаций выражается в реализации предписания норм, составляющих внутреннее право этих организаций. Они вправе создавать любые вспомогательные органы, которые необходимы для выполнения функций таких организаций. Межправительственные организации могут принимать правила процедуры и другие административные правила. Организации имеют право лишить голоса любого члена, имеющего задолженность по взносам. Наконец, межправительственные организации могут потребовать у своего члена объяснения, если он не выполняет рекомендации по проблемам их деятельности.

4. Право на заключение договоров. Договорную правоспособностьмеждународных организаций можно отнести к числу главных критериевмеждународнойправосубъектности, так как одну из характерных чертсубъекта международного права составляет его способность к выработкенорм международного права.

В порядке реализации своих полномочий договоры межправительственных организаций имеют публично-правовой, частноправовой или смешанный характер. В принципе, каждая организация может заключать международные договоры, что вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. В частности, в преамбуле этой Конвенции сказано, что международная организация обладает такой правоспособностью заключать договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее целей. Согласно ст. 6 данной Конвенции правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации.

5. Участие в создании норм международного права. Правотворческий процесс международной организации включает деятельность, направленную на создание правовых норм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Следует особо подчеркнуть, что никакая международная организация, в том числе и универсальная (например, ООН, ее специализированные учреждения), не обладает «законодательными» полномочиями. Это, в частности, означает, что любая норма, содержащаяся в принятых международной организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во-вторых, как норма, обязательная для данного государства.

Правотворчество международной организации не является беспредельным. Объем и вид правотворчества организации строго определены в ее учредительном договоре. Поскольку устав каждой организации индивидуален, то объем, виды и направления правотворческой деятельности международных организаций отличаются друг от друга. Конкретный объем полномочий, предоставленных международной организации в области правотворчества, можно выяснить только на основе анализа ее учредительного акта.

В процессе создания норм, регулирующих отношения между государствами, международная организация может выступать в различных ролях. В частности, на начальных фазах правотворческого процесса международная организация может:

· быть инициатором, выступающим с предложением о заключении определенного межгосударственного договора;

· созвать в дальнейшем дипломатическую конференцию государств с целью согласования текста договора;

· сама сыграть роль такой конференции, осуществляя согласование текста договора и его утверждение в своем межправительственном органе;

· после заключения договора выполнять функции депозитария;

· пользоваться определенными полномочиями в области интерпретации или пересмотра договора, заключенного при ее участии.

Международные организации играют значительную роль в формировании обычных норм международного права. Решения этих организаций содействуют зарождению, становлению и прекращению норм обычая.

6. Право обладать привилегиями и иммунитетами. Без привилегий и иммунитетов невозможна нормальная практическая деятельность любой международной организации. В одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется специальным соглашением, а в других - национальным законодательством. Однако в общей форме право на привилегии и иммунитеты закрепляется в учредительном акте каждой организации. Так, ООН пользуется на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава). Имущество и активы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), где бы они ни находились икто бы ни являлся их держателями, обладают иммунитетом от обыска, конфискации, экспроприации или любой иной формы изъятия или отчуждения путем исполнительных или законодательных действий (ст. 47 Соглашения об учреждении ЕБРР).

Любая организация не может ссылаться на иммунитет во всех случаях, когда она по своей инициативе вступает в гражданские правоотношения в стране пребывания.

7. Право на обеспечение выполнения норм международного права . Наделение международных организаций полномочиями по обеспечению выполнения норм международного права свидетельствует о независимом характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним из важных признаков правосубъектности.

При этом основными средствами являются институты международного контроля и ответственности, включая применение санкций. Контрольные функции осуществляются двумя способами:

· путем представления докладов государствами-членами;