Должностные лица женскаго монастыря. Свечник храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной
Первый человек, которого мы встречаем, переступив порог храма, - это свечник, он же работник свечного ящика. Формально он продает церковные товары, принимает поминальные записки и ведет запись на требы: венчание, отпевание, крещение и другие. Но на деле это и психолог, и экскурсовод, и катехизатор. Именно с него, а не со священника, у многих людей начинается знакомство с церковной жизнью. Этот человек с уверенностью ответит на большинство интересующих вопросов касающихся веры, храма или службы.
Мы поговорили со свечниками московских приходов и узнали, как они пришли в профессию, в чем ее суть и чем они занимаются в свободное от работы в храме время.
Роман, 48 лет
Свечник храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной
Я стал свечником очень просто: мне предложили, а я не отказался. На тот момент я завершил службу в армии, получил три высших образования в сфере экономики и благополучно работал управляющим автосалоном иномарок. Еще преподавал несколько авторских курсов на экономическом факультете МГУ.
Родители крестили меня еще в младенчестве, с тех самых пор храм стал частью моей жизни. Туда меня водили взрослые, они же и воспитали уважительное отношение к Церкви и вере. Самостоятельно стал приходить на службы уже в сознательном возрасте - сначала просто заходил по дороге, потом это стало происходить все чаще и чаще.
Когда я регулярно ходил в храм как обычный прихожанин, то никогда не думал там работать. Однажды нашему свечнику срочно понадобилось уйти с должности, и на его место священники искали замену. Мне от них не нужны были деньги, а у них на данную функцию не было бюджета, так что общий язык мы нашли быстро, и я стал работать в свой единственный выходной. Это очень похоже на киногероя Форреста Гампа, который работал садовником, имея приличное состояние.
Должность свечника для меня не работа и уж точно не профессия. Это скорее служение, которое заключается в помощи служащим в храме людям и тем, кто в него пришел . Вообще, это можно сравнить с деятельностью моряка верхней палубы небольшой океанской шхуны: помогать пассажирам, другим морякам и капитану. А в прочее время драить палубу.
Чтобы трудиться свечником, достаточно лишь немного жизненного опыта , смирения и чувства юмора. Еще нужно уметь сортировать записочки, подметать пол, не стесняться выносить мусор.
В народе бытует мнение, что за свечным ящиком работают только несостоявшиеся в жизни люди, которым больше и заняться нечем. Поэтому нужно быть готовым к снисходительному отношению и стараться реагировать доброжелательно.
Однажды сюда зашла пожилая мексиканская пара - муж и жена. Они очень интересовались историей храма, задавали много вопросов о вере. Мы с ними попрощались, а потом они приходят часа через три и дарят мне маленькую ламинированную икону Богородицы - на их родине это христианский чтимый образ. Оказалось, что это икона Божией Матери «Прибавление ума», только у них она в зеленых тонах, а у нас в красных.
В свободное время я выращиваю дубы, яблони, деревья грецкого ореха. Это настолько меня увлекло, что пришлось уехать из Москвы в деревню. Сами понимаете, деревья на лоджии не растут как положено. Еще уважаю любительские бальные танцы, раскрашиваю кофейные и чайные чашки. Последнее отбирает много времени и сил, зато мои работы уже просят для выставки музеи и частные галереи.
Мария, 27 лет
Свечница домового храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова
Не скажу, что в моей жизни раньше не было веры, а потом раз - и появилась. Крестили меня в младенчестве, после этого в храм меня водила бабушка несколько раз в год. Самостоятельно и осознанно начала ходить туда лет в пятнадцать - сначала это было эпизодически, потом все более регулярно, а после вступительных экзаменов в университет стала постоянной прихожанкой в нашем храме.
Так прошло несколько лет, потом я неожиданно оказалась без работы. Пока думала, куда податься и какие есть перспективы, меня пригласили работать в свечной лавке. Нужен был человек не со стороны, а из прихода.
Ты не просто тут сидишь и что-то там продаешь - это не работа продавца как таковая. Это сразу и работа психолога, консультанта и даже катехизатора . Люди приходят и задают самые разные, иногда очень странные, дикие или очень банальные вопросы. Например: «А есть у вас икона от всего?», «А для богатства?», «А как заказать молебен, чтобы мне одобрили кредит?».
И ты обязан ответить в меру своего образования, адекватности и знания церковной жизни. Когда вопрос очень сложный или человеку нужно, чтобы с ним просто поговорили, то лучше отправлять к священнику, если ты не знаешь однозначного ответа. И это уже область не столько катехизации, сколько психологии. Люди приходят и рассказывают всю свою жизнь, про свои беды, про то, как у них что-то не получилось или про семейные проблемы.
Нужно быть терпеливым к людям и их слабостям . Нельзя сидеть с таким видом, будто ты тут лучше всех все знаешь, а к тебе приходят сплошные невежды, нельзя относиться к ним свысока. Надо стараться быть всегда приветливым и дружелюбным.
Не скажу, что работник свечного ящика должен обладать сверхглубокими богословскими познаниями, но основу вероучения должен знать твердо. Чтобы он сам никакие даже маленькие суеверия в людях не порождал. Потому что ты не имеешь права нести какую-нибудь чушь . Естественно, нужно очень хорошо знать Катехизис, чтобы на самые простые вопросы ответить.
Самое сложное -это взаимодействие с неадекватными или попросту больными людьми . Бывают, просто не знаешь, как себя вести. Чувствуешь, что человек неожиданно может стать агрессивным. Когда приходят такие люди, это достаточно сильное нервное напряжение.
Меня вдохновляет сама возможность рассказывать о христианстве . Ты помог человеку что-то понять, расстаться с маленьким, но отравлявшим его жизнь заблуждением. Меня очень радует, когда покупают крестики для крестин. Это всегда очень приятно.
Здорово, когда у тебя находится что-то, что человек долго искал и не мог найти в других местах, а у нас это есть. Чаще всего это редкая икона какого-нибудь святого или именная икона.
Думаю, это что-то между работой и служением . Понимаете, назвать это служением с большой буквы - значит неоправданно себя возвышать. Служение - это у священника, у него действительно оно во много раз более тяжелое, чем у любого другого человека, работающего в храме.
С уверенностью могу сказать, что профессией это точно не назовешь. Конечно, это и работа, в самом обычном прямом смысле слова - ты приходишь в определенное время и выполняешь обязательства по реализации товаров и услуг, но и служение, конечно, тоже. Если человек осознанно занимается этим всю свою жизнь и это является его основным занятием, то, наверное, можно и так сказать. Но это большая редкость. В основном работу в церковной лавке люди совмещают с другими видами деятельности.
Я не ставлю перед собой какой-то великой задачи православного просвещения, потому как над этим и так трудятся тысячи людей. Но есть какие-то мелочи и условности, в которых я считаю своей обязанностью помочь разобраться и объяснить, что Бог - он не в свечках и не в записках. Нужно потихоньку отходить от этого «магического» отношения к простым обрядовым моментам.
К нам периодически заходит мужчина лет сорока, по виду японец. Каждый раз подает денежку и очень аккуратно отпечатанный листочек в файлике, на котором написан сорокоуст «за упокой» с фотографиями нескольких японцев и их православными именами. Видимо, его попросили, и он регулярно приходит это делать.
В остальное время я люблю путешествовать по миру и стране, серьезно увлекаюсь кинематографом и много читаю. Обо всем этом регулярно пишу в своем блоге для себя и своих друзей, которым интересно мои тексты.
Ольга Валентиновна, 47 лет
Свечница храма святых преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского в Северном Тушине
Я пришла к вере уже в сознательном возрасте после окончания школы. Так вышло, что я познакомилась с молодыми ребятами, которые ходили в храм - через них постепенно и пришла к вере, крестилась. Это было время празднования 1000-летия крещения Руси, в народе ощущался духовный подъем.
Работа в храме для меня началась больше 20 лет назад, когда я еще училась в Санкт-Петербурге на архитектурном факультете. Тогда восстанавливался храмПреображения Господня в Тушине, и я участвовала в проектировании дома причта и колокольни. Так сложилось, что именно это стало моей дипломной работой.
Потом я вышла замуж, долгое время занималась детьми и работала воспитателем семейного детского сада. Когда полгода назад открывали наш храм, настоятель пригласил меня потрудиться в качестве свечницы. К тому времени дети уже подросли, и я недолго думая согласилась.
Работа свечника - это служение, близкое к катехизации (наставление в христианской вере). Приходят люди и задают много вопросов, которые касаются непосредственно вхождения в Церковь. Тут важно иметь мудрость, правильно поговорить с человеком, ответить на его вопросы. Конечно, много уже знакомых мне прихожан- им нужно просто доброжелательное отношение. Те, кто приходят в первый раз или после долгого перерыва, очень насторожены и даже боязливы. И вот тут нужно не распространяться слишком много, и в то же время, кратко ответить на их вопросы.
На мой взгляд, суть служения свечника звучит так: «Не навреди» . Люди, которые работают в свечной лавке, находятся на передовой позиции. Первый, кого встречает человек, переступив порог храма, - свечник. Это большая ответственность.
Для наглядности перескажу проповедь митрополита Антония (Блума):
«Вчера вечером на службу пришла женщина с ребенком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребенке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм». Вот ключевой пример для человека, который стоит за свечным ящиком.
Любовь выше всяких правил, и поэтому, даже если человек пришел и что-то делает неправильно, мы не должны делать замечание так, чтобы он ушел из храма . Моя задача - дать любовь, теплоту, внимание, проявить заботу; встретить и либо направить к священнику за советом, либо порекомендовать нужную литературу. При этом нужно понимать, что учить я никого не должна.
Более 10 лет назад при храме было создано общество православных многодетных семей, где я участвую как одна из организаторов. Мы развиваем семейный досуг, обсуждаем проблемы, помогаем друг другу. Одно из наших главных мероприятий – совместное чтение акафиста Божией Матери «Воспитание».
Держать в чистоте подсвечники, иконы, подготавливать все необходимое к службам, совершать генеральные уборки — вот неполный список обязанностей работниц в Боровецкой церкви. Одна из них, Елена Ростова, вот уже год работающая в нашем храме, рассказала об особенностях этого послушания.
«На то была, видно, воля Господа, чтобы я попала именно на эту работу», — говорит Елена, вспоминая, как год назад начала занимать должность работницы. Я и сама помню то время, как однажды она поделилась со мной радостной новостью: «Теперь я буду работать в храме!», и в словах этих было столько оптимизма, так бывает, когда находишь свое место в жизни. С тех пор прихожане видят ее на службе за разными послушаниями, добродушную и отзывчивую, не отказывающей никому в просьбах.
Главная обязанность работниц состоит в том, что подготавливать храм к богослужениям, к . Для этого они приходят рано утром, за час до Литургии и по окончании служб остаются, что привести все в порядок. Кроме того, поскольку в течение дня прихожане ставят свечи, за подсвечниками постоянно нужно следить, сюда же относятся иконы и весь остальной инвентарь храма. Перед большими праздниками, такими как Рождество и Пасха, работницы приглашают всех желающих поучаствовать в большой генеральной уборке. Помимо четырех работниц наводить порядок в церкви помогают и другие прихожанки.
Смирение — одно из самых главных добродетелей в христианской жизни, без которой это работу трудно представить. «Это так здорово, что Господь смиряет всех в этом труде!», — заметила Елена. Она призналась, бывают, конечно, и разногласия между работницами: «В таких ситуациях, очень важно первой подойти к человеку попросить прощения, даже если и нет твоей вины, попросить у Господа прощения, покаяться в таинстве Исповеди». Бывает, что люди приходя в храм с какими-то просьбами, требами, вопросами, например, узнать расписание богослужений, найти ту или иную икону, обращаются за помощью к работницам. Тут важно, как отметила Елена, отвечать максимально вежливо, доброжелательно, тактично, постараться не обидеть никого своими словами. Тем более, когда человек впервые переступает порог Церкви. От того, как его встретят в храме православные прихожане — порой зависит очень многое.
Сиял бы наш храм чистотой и блеском без этих заботливых женских рук? Вряд ли. Ведь работницы, как заметила Елена, словно хозяюшки в доме, только в доме необычном — в храме Господнем, где все священно, где незримо пребывает Сам Господь Бог наш. И нет послушания выше церкви, говорил : «И если только тряпочкой притереть пол в дому Господнем, превыше всякой другого дела поставится у Бога!».
Вероника ВЯТКИНА
Работа в храме на свечном ящике – некая избранность, большая близость к самой сути церковной жизни. Так, по крайней мере, думают многие прихожане, захожане и даже совсем случайные люди в храме.
А как на самом деле? Как обычные люди становятся работниками храмов, и что собой представляет их труд? Надежда Кеба и Ирина Тодчук работают при винницком храме в честь святителя Луки Крымского не первый год...
К нам, православным христианам, у людей сугубо светских претензий много – и неправедные мы, и невеселые, и того нам нельзя, и этого, и праздников у нас слишком много, и посты какие-то постоянные. Список этот наверняка соизмерим с числом страстей человеческих, но многие нарекания, к сожалению, являются небезосновательными.
Например, сложившийся в миру стереотип, что в православных храмах работают суровые тетки, которые человеку нецерковному шага без замечания ступить не дают, чем многих людей от Бога отваживают.
Известна же краткая проповедь митрополита Антония Сурожского, который призвал неких своих прихожан всю жизнь молиться за женщину с ребенком, которая ушла из храма после того, как они сделали ей замечание, что она в брюках и без платка.
Да и кто из нас не нарывался на особо рьяных поборников правильного поведения в храме, не сталкивался в доме Божьем с высокомерием и грубостью?! Всяко бывает – как и везде.
Тем не менее, именно свечной ящик в каждом храме становится своего рода форпостом церковной жизни – с него начинаются вопросы впервые пришедших в храм, здесь же сосредоточена основная информация о всех его людях и событиях.
Надежда Кеба и Ирина Тодчук трудятся при храме в честь святителя Луки Крымского в Виннице. Храм этот начинался 15 лет назад в коридоре районной больницы, а сейчас его нарядное здание расположено в лесопарковой зоне, рядом с областным онкодиспансером и центральной городской больницей. И понятно, что многие люди заходят в храм святителя Луки с бедой и болью, со страхом и отчаянием, с надеждой и «на всякий случай».
«Зачем на исповедь?! Он безгрешный!»
– Из больницы в храм почти все приходят через слезы, – говорит Надежда Кеба. – Начинаешь разговаривать, расспрашивать, стараешься помочь. Объясняю, показываю, а по серьезным вопросам направляю к батюшке, чтобы люди шли к нему на исповедь. Часто родственники больного говорят: «Зачем на исповедь?! Он безгрешный!». А потом исповедуются, причащаются.
Надежда Кеба
– Заходит человек в храм, и его сразу видно. Православный, который подкованный, сразу к иконам прикладывается, свечи берет и ставит, записки подает, требы заказывает. А тот, который не то что не православный, а, может, первый раз порог храма переступил – испуган, не в ту среду попал и не знает, куда ему идти и что делать, – рассказывает Ирина Тодчук. – Идешь с ним и проводишь целую экскурсию: рассказываешь, какая икона где находится, что нужно поклониться, перекреститься и свечку поставить. И так целый день. И такое чувство, что ходишь как за малыми детьми. И эти люди точно как дети, и сердиться на них нельзя. Человек первый раз пришел в храм, а Промысел Божий ведь через людей происходит! И не нам судить. Заходят нищие, болящие и страждущие. Заходят просто свечку поставить, не зная, почему они пришли. Но в этом тоже Промысел Божий: они зашли, что-то спросили, завязался разговор. Оказывается, они никогда не исповедовались и не причащались, а мы даем им молитвослов, рассказываем, как подготовиться к исповеди. И выясняется, что этот человек жаждет исповедоваться, но просто стеснялся, не знал, как зайти и сказать об этом.
Ирина Тодчук
«За что мне такое счастье?!»
О своем пути к Богу и возможности трудиться в храме Надя и Ира говорят – Божья воля.
Обе женщины пришли к вере, будучи взрослыми людьми, и не понаслышке знают, что такое поиск истины и главного смысла жизни.
Надежда рассказывает, что в молодости с детьми и к сектантам приходила, да Господь отвел от пагубного пути. Храм святителя Луки Крымского нашла сердцем сразу, когда он еще ютился в коридоре райбольницы – там и с мужем повенчалась, и на службы приходить стала. Говорит, это мама покойная на сороковой день привела ее в эту церковь. Но прошло еще много лет, прежде чем Надя получила возможность трудиться в храме.
– В церкви нужен был работник, и я пришла, попросилась. А перед этим исповедовалась, каялась в грехах, и батюшка мне сказал: «Надя, надо что-то менять», – рассказывает Надежда. – И когда через день отец настоятель позвонил и сказал приходить, я сразу же уволилась из кафе и на следующий день вышла на работу в храм.
Храм во имя свт. Луки Крымского
По словам Нади, она тогда почти ничего не знала для работы в храме – ни икон, ни много другого. Поэтому учила всё – книги брала, у всех, что могла, спрашивала. Говорит, было очень тяжело, но она была счастлива:
– Мне Бог помогал. Заходят люди и все спрашивают. А я про себя думаю: «Господи, помоги! Господи, помоги!». И раз – на ум приходит, что сказать этому человеку. Сейчас намного легче – всё, конечно, я не знаю, но самое нужное уже понимаю и сама могу объяснить. А тогда было очень трудно. Но и тогда, и сейчас, когда остаюсь одна в храме, смотрю на иконы и думаю: «За что мне такое счастье?!»
Надежда рассказывает, что и за пять лет работы в храме у нее нет полной уверенности в своих знаниях и абсолютной правоте. Она все время обращается к Господу за помощью, за вразумлением. И она хорошо понимает людей, впервые переступающих порог храма – их неуверенность, непонимание элементарного и даже нарочитый апломб:
– Мне хочется им помочь, объяснить, услужить как-то. И всегда прошу прийти к батюшке пообщаться, на исповедь. И очень многие вот так приходят.
«Попробуйте быть всем матерью – и маленькому, и большому, и старому»
Ирина рассказывает, что в церковь на честь святителя Луки пришли всей семьей – и мама, и брат, и другие родственники:
– Здесь еще лес был, а мы молебен читали, просили Господа, чтобы нам дали землю под храм. А как стали деревья выкорчевывать и котлован рыть, то уже и работала при будущем храме – мы тут и ночевали, и жили.
Но, вспоминает Ира, не сразу она решилась на работу в церкви – отец настоятель три раза предлагал, а она все колебалась:
– На заводе, где я была контролером ОТК произошло сокращение, и я временно пошла работать на другой завод – в цех разлива воды. Сначала работа там не ладилась, а потом так пошла, что в один день мы заработали, как никогда. Обрадовалась, думаю, все – остаюсь. И только подумала – поскользнулась на мокром, упала и сильно порезала себе руки и ноги. Сразу же ушла оттуда и на следующий день, после перевязки, с забинтованными руками пришла к месту строительства храма – и осталась. Вот так по Божьей воле все и случилось.
Ирина вспоминает, что сначала ей было трудно справляться со многими разными людьми. Приходили и болящие, проклинающие все и вся – и болезнь свою, и саму жизнь. Вот тогда настоятель храма ей и посоветовал: «Ирина, попробуйте быть всем матерью – и маленькому, и большому, и старому. Относитесь ко всем как мама».
– Где-то читала, что Господь так любит каждую человеческую душу, что готов отдать за нее вселенную. Вот такая сильнейшая любовь, что кажется и уму непостижимой, – говорит Ирина. – И когда заходит человек в храм, нужно смотреть не на то, как он одет и что говорит, а видеть в нем образ Божий. А какое у него состояние души, и что с ним произошло – это уже Промысел Божий и Он его ведет. Не наше дело в это вмешиваться, для этого есть священник.
«Стараешься никого не обидеть»
– Самое тяжелое – работать с людьми. По-разному люди реагируют, каждый хочет внимания, будто он один. И когда к кассе стоит большая очередь, с одним разговариваешь, другие ждут, и стараешься всем угодить, никого не обидеть. Но это очень изнуряет – бывают такие дни тяжелые, что потом полдня отлеживаешься. Пришлось еще один выходной попросить у батюшки, – рассказывает Ирина. – Когда огромное количество людей пройдет за выходной день или в большой праздник – усталость чувствуется неимоверная. Уже просто перестаешь соображать, но стараешься всегда улыбаться. Особенно бабулькам, потому что они – самые настоящие дети. Им отказать невозможно, и к ним нужен такой подход, будто каждая бабулька – единственный человек на свете.
– Самое сложное – общение с людьми, – говорит Надежда. – Люди приходят разные, и к каждому нужно найти подход, не обидеть случайно. Задача - и объяснить, и обслужить, и показать. Временами бывает тяжело, потому что люди не понимают. Но разъяснишь, и – слава Богу!
По словам Надежды, иногда приходят люди в церковь и просто поскандалить, спровоцировать на конфликт:
– Особенно в последнее время много стали приходить, чтобы на тему политики поспорить. Но я сдерживаюсь и не говорю на такие темы. Временами хочу что-то объяснить, но понимаю, что это бессмысленно.
«За другого человека жизнь не проживешь»
– И если человек в храме что-то делает не так, мы стараемся как-то намеком, ненавязчиво сказать об этом, чтобы не задеть и не обидеть, – говорит Ирина. – За другого человека жизнь не проживешь, и поэтому мы можем только рассказать, как нужно сделать – исповедоваться, причаститься, посоветоваться со священником. Сказать то сказали, и он вроде загорелся, а потом всяко может быть – человек выбор делает. Главное - много информации не давать, а то он сразу – к выходу ближе.
Часто, по словам Ирины, приходят в церковь люди с различными суевериями. Например, просят обереги:
– Мы объясняем, что оберег – это язычество, у нас в церкви оберегов нет. У нас есть самое главное – крестик. Тогда просят ладанку. А мы объясняем, что иконка – это хорошо, но крестик – главное. И просим, чтобы он купил крестик. Если человек упирается и не хочет, значит, не время еще ему. Главное – не быть навязчивым.
Ирина рассказала, что в храме раньше были бабушки-прихожанки, которые любили подсказать, куда и как стать, и что сделать. Настоятель храма взял их инициативность под строгий контроль. И если, например, заходит в храм женщина в брюках или с непокрытой головой, а одна из таких бабушек норовит ей сделать замечание, бабушку тут же просят умерить пыл – есть работники храма, которые все видят и знают, как реагировать.
– В притворе всегда есть юбочки-платочки, и мы предлагаем надеть, но никогда не настаиваем, – говорит Ирина. – С человеком, в первую очередь, разговариваем, а потом уже предлагаем, а не так – сразу в лоб. Если не время говорить, подходим с юбочкой и платочком, улыбаемся и просим надеть. Если это воспринимается агрессивно, мы оставляем ситуацию, как она есть. Теперь уже батюшка, если посчитает нужным, может отреагировать.
«Чтобы человек не заблудился»
Бывает, по словам Ирины, что приходят в храм и люди пьяные. Могут они плакать и рыдать, рваться поцеловать иконы:
– Обычно пьяные, которые приходят в храм, хотят исповедоваться – причем, срочно, немедленно. Мы утешаем, и часто они начинают рассказывать свою жизнь, а мы выслушиваем и снова утешаем. Пьяных не исповедуют, но это решает священник.
Бывали случаи, что придет человек чуть выпивший и говорит, что если сейчас не исповедуется, то что-то с собой сделает. Тогда мы срочно зовем священника, и он уже с ним беседует.
Ирина отмечает, что и трезвые люди часто приходят в храм и плачут, рассказывают свою беду. Она и другие женщины на свечном ящике и выслушивают, и сочувствуют, и советуют, и пытаются поучаствовать в ситуации:
– Болящие приходят в церковь как к последнему кораблю, заходят и говорят: «У вас тут так тихо и хорошо, что отсюда невозможно уйти!». Постоянно такие слова слышим. Отдыхают тут люди. Они не понимают, что такое благодать Божья, но чувствуют ее.
Ирина рассказывает, что почти каждый, кому поставили онкодиагноз, спрашивает, почему он заболел.
– Говорю болящим всегда примерно такие слова, что Господь с человеком говорит сначала шепотом любви, но если тот не слышит – голосом совести, и лишь тогда посылает скорби или болезни. И они соглашаются, говорят да, «як тривога, то до Бога».
И Ирина, и Надежда признали, как иногда чувствуют, что что-то недосказали человеку, и это очень важное. И потом совесть мучает:
– Самое главное в нашей работе: если человек зашел в храм – не упустить его, не потерять, чтобы он не заблудился. Чтобы он почувствовал, что пришел домой – к Господу. Господь ждет каждого человека, а мы со стороны. Человек заходит в храм и смотрит по центру, как бы в небо – душа его чувствует Бога. А потом он расставляет руки и говорит, что не знает, что делать – это уже идет все человеческое. И тут нужны мы, чтобы его поддержать.
«Мы избрали для себя, - говорит преп.Феодор, основатель Студийского монастыря в Византии (VIII в.), - не воинское звание, не гражданский чин; мы избрали гораздо большее и несоизмеримо более совершенное, чем все это, - служение небесное или, выражаясь точнее, истинное и непреходящее, заключающееся не в словах, а в самом деле».
«Истинное монашество по самой своей сущности заключается не в черных ризах, постах, долгих молитвах, не в умерщвлении только плоти и исключительных заботах о своем личном спасении, а единственно в исполнении самим делом заповедей Христовых, в деятельном, непрестанном проявлении к нашим ближним любви, правды, милости, без которых ни одному человеку не возможно спастись».
Должностные лица монастыря
Настоятельница
1. Настоятельница назначается правящим Архиереем и утверждается в этой должности Священным Синодом.
2. Имя Настоятельницы по монастырской традиции возносится за всеми Богослужениями.
3. Она ведет все монастырское дело, в связи с чем должна хорошо знать все нужды обители, дабы иметь постоянное попечение о всем.
4. Настоятельница правомочна: заключать и подписывать договора, распоряжаться денежными средствами и материально-имущественными ценностями монастыря, разрабатывать правила внутреннего распорядка, пользоваться печатью монастыря и хранить ее у себя, выдавать доверенности.
5. Настоятельница по некотором испытании зачисляет в число сестер вновь поступивших послушниц и отчисляет тех, кто оказывается неспособным к жительству в монастыре, доводя свои распоряжения до сведения правящего Архиерея.
6. На обязанности Настоятельницы лежит всемерное поддержание в монастыре высокой духовной дисциплины и доброго порядка; забота о духовном делании, и совершенствовании инокинь; наблюдение за благолепием и уставностью богослужения в монастырских храмах; попечение о хозяйстве, о внешнем состоянии храмов и других монастырских постройках.
7. Настоятельница в качестве лица официального и ответственного за свою обитель, принимает разных посетителей: богомольцев, иностранных и отечественных гостей, сотрудников церковных и государственных учреждений, руководствуясь в сем добрыми намерениями и собственным благорассуждением, что будет служить ко благу и пользе ее монастыря.
8. Основной заботой Настоятельницы является попечение о духовном состоянии своего сестричества, их прилежании к молитве, к богослужению монастыря, их усердии в послушании и, особенно, в стремлении к чистоте и святости жизни. Настоятельница постоянно держит связь с духовниками монастыря и наблюдает, как часто сестры приступают к Таинству Исповеди и Причащения.
9. Настоятельница, воспитывая волю инокинь, насаждая в них смирение, проверяет исполнение послушаний, возложенных на каждого из членов обители, и в случае необходимости делает замечания, а та и строгие выговоры, вплоть до епитимий, в целях вразумления и исправления согрешающей сестры, добиваясь от нее признания и покаяния в соделанных ошибках. По словам св. Василия Великого, инокини должны открывать Настоятельнице даже сокровенные тайны сердца. В общежительном монастыре всё происходящее должно доводиться до ее сведения, чтобы, с одной стороны, сообщить всему внутреннему управлению характер единства, а с другой - чтобы освободить должностных лиц от греха самочиния, тяготящего совесть послушницы и производящего смущение в сестричестве. Настоятельница непосредственно следит за правильностью действий должностных лиц, часто посещает места общих послушаний.
10. В случае отлучки, болезни или смерти Настоятельницы во временное отправление ее обязанностей вступает казначея монастыря. В исключительных случаях заместителем Настоятельницы монастыря может быть иное лицо из состава Духовного собора монастыря.
11. Все должностные лица монастыря, кроме казначеи, назначаются Настоятельницей письменным распоряжением по монастырю.
Казначея
1. Казначея назначается Указом правящего Архиерея по представлению Настоятельницы. Казначея в своей деятельности находится в непосредственном подчинении Настоятельницы.
2. На обязанности казначеи лежит внимательное наблюдение за поступлением и расходом монастырской казны и ведение приходно-расходных книг, с соблюдением правил отчетности. Эти книги ежемесячно представляются для ознакомления Настоятельнице. Составляет ежегодный отчет Настоятельнице для представления правящему Архиерею.
3. Казначея также следит за состоянием и движением всех иных видов материальных ценностей монастыря.
4. Казначея ведет архив важнейших монастырских документов как хозяйственных, так и финансовых.
5. Казначея следит за состоянием и хранением описей монастырского имущества и ценностей, поступающих в монастырь.
6. С благословения Настоятельницы казначея выдает авансовые деньги эконому и другим лицам, посылаемым для покупок, и с них требует отчета. На казначее лежит забота о повседневных нуждах сестер.
7. В последних числах месяца казначея в присутствии троих лиц из старших сестер вскрывает церковные кружки, считает деньги и общую сумму заносит в кассовую книгу.
8. Ключи от монастырских кружек хранятся в казначействе. Казначее подотчетны свечница, бухгалтер, кассир, библиотекарша.
Благочинная
1. На обязанности благочинной лежит надзор за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением сестер монастыря, за дисциплиной и отношением их к своим послушаниям, как в храме, так и по монастырю. Она следит за тем, чтобы в назначенное время все добросовестно занимались работой.
2. Благочинная следит, чтобы в храме во время богослужения соблюдалась полная тишина и строгий порядок. Для сего назначает инокинь, обеспечивающих дисциплину в храме. Контролирует исправное прочитывание на Литургии, молебнах и панихидах синодиков и поданных прихожанами записок и поминаний.
3. В случае нарушений дисциплины кем-либо из сестер благочинная делает наставление, вразумляя ее сестринским словом.
4. Благочинная имеет право на вход в келий сестер, чтобы знать их бытовые нужды, а также следить за порядком и чистотой в них.
5. В целях сохранения монастырской дисциплины благочинная должна заботиться о том, чтобы в келиях обители не находились посторонние лица - даже близкие родственники, свидание с которыми можно допустить только в специально отведенной для сей цели приемной комнате, и то с разрешения Настоятельницы. Следит, чтобы сестры без нужды не посещали лиц, разместившихся в гостиничных кельях.
6. Монастырских гостей благочинная размешает в гостиных комнатах и заботится о них. Обязывает трудников и паломников подчиняться монастырским правилам и распорядку.
7. В подчинении благочинной находятся привратники, дворники, церковные сторожа, звонари.
8. Благочинная может иметь помощницу, которая в его отсутствие выполняет те же функции.
9. 0 всех нарушениях дисциплины среди сестер благочинная докладывает Настоятельнице. Она ежедневно доводит до сведения Настоятельницы, как сестры провели день, не было ли уклонений от послушаний или отступлений от правил иноческой жизни.
10. Благочинная отвечает за неукоснительное соблюдение сестрами обители распорядка дня монастыря. Через чередных священнослужителей удовлетворяет духовные нужды (требы) прихожан и паломников.
Ризничая
1. Ризничая находится в непосредственном ведении благочиной. На обязанности ризничей лежит заведование церковной утварью, облачением и всем храмовым имуществом, а также их бережное хранение и использование по прямому назначению.
2. Ризничая ведет опись всего церковного имущества и всех ризничных вещей, особенно вновь поступивших, с установлением инвентарного номера, указанием источника поступления, века, цены. По возможности в опись заносят историю особенно ценных реликвий храма, икон, мощей. Ценности ризницы следует хранить в безопасном месте. Без благословения Настоятельницы описи никому не выдавать. Периодически представлять их для знакомства Настоятельнице монастыря.
3. Ключи от ризницы и храмов ризничая должна хранить у себя.
4. Ризничая по указанию благочинной выдает облачение для священнослужения и другие предметы ризницы, следит за тем, чтобы вещи, требующие починки или стирки; своевременно исправлялись и стирались, а церковная утварь регулярно чистилась и протиралась.
5. Ризничая может иметь в своем распоряжении одного или даже двух помощниц, если в том есть необходимость. Ей подчиняются экклисиарша, портные монастырской пошивочной, просфорницы.
6. Ризничая, с благословения Настоятельницы, может приобретать необходимую утварь, с последующим отчетом перед казначеей.
Эконом
1. Эконом находится в непосредственном ведении Настоятельницы. На обязанности эконома лежит заведование и надзор за хозяйственной и строительной частью монастыря, снабжение нужными материалами.
2. Особо печется о храмах и часовнях, как первых святынях монастыря. Забота эконома распространяется на сестринские корпуса, а также на все подсобные помещения.
3. В распоряжении эконома находятся как инокини, занимающиеся монастырскими хозяйственными трудами, так и наемные рабочие, которых эконом принимает и назначает в нужное время для производства различного рода работ, согласуя свои рабочие планы с Настоятельницей, с ее благословением. В подчинении эконома находятся: келарша, рухлядная, заведующие мастерскими, трапезница, повар, закупщик. Контролирует использование монастырского транспорта.
4. Распределение времени работающих сестер зависит от усмотрения Настоятельницы или благочинной, а эконом лишь следит за тем, чтобы в назначенное время все работали.
5. Распределение времени наемных рабочих зависит от усмотрения эконома, которая назначает необходимые работы и следит за качеством их исполнения.
6. Если в монастырском хозяйстве эконом находит нужным и полезным осуществлять какие-либо улучшения, то ей предоставляется право изложить свои соображения Настоятельнице, и после одобрения и благословения она может приступить к осуществлению своих планов.
7. На экономе лежит особое монастырское послушание - вести работы по строительству и хозяйству с минимальными затратами, оберегая монастырскую казну, тщательно охраняя и расходуя хоз. материалы.
8. Эконом при желании и необходимости может иметь помощницу.
9. Эконом получает право от монастыря держать связь в деловых вопросах с государственными ведомствами.
10. Работы в монастырском хозяйстве начинаются и оканчиваются по-церковному - молитвой.
Келарша
1. Келарша находится в непосредственном ведении эконома. Обязанности келарши заключаются в приобретении необходимых продуктов питания, а также наблюдения за их сохранностью.
2. Под наблюдением келарши находится монастырская кухня, склады с продовольствием, просфорня и трапезная, в коих должна соблюдаться чистота и опрятность.
3. Келарша наблюдает, чтобы на трапезе всегда приготовлялось то, что положено по монастырскому Уставу.
4. Без особого благословения Настоятельницы келарша не должна отпускать пищу в монашеские келий.
5. Келарша совместно с экономом заботится о своевременной заготовке овощей и фруктов на зимний период.
6. Келарше подчиняются следующие лица: трапезница, повар, и все кухонные работницы.
7. В случае отсутствия келарши его во всем замещает его помощница трапезница.
Рухлядная
1. Рухлядная находится в непосредственном ведении эконома. Рухлядная наблюдает за приобретением и изготовлением обуви или одежды для сестер, а также за их починкой. В своих сношениях с сестрами рухлядной подобает быть беспристрастной и внимательной, ибо часто случается, что иная по скромности своей не спросит, а нуждается в вещах, иная же требует без нужды излишнего.
2. Вновь поступающим, вместо подрясника, который надлежит выдавать лишь по истечении некоторого времени, следует выдавать особую черную одежду.
3. Что касается материала, из которого должно шить сестрам одежды, то материю следует покупать простую, более отличающуюся прочностью, чем изысканностью, и не цветную, но черную или серую (на подрясники), ибо щегольство в одежде неприлично иноческому смирению.
Уставщица
1. Уставщица находится в непосредственном ведении благочинной. Обязанности уставщицы заключаются в неукоснительном наблюдении за чином всех церковных служб, дабы таковые совершались в соответствии с Типиконом и местными монастырскими обычаями.
2. Уставщица следит за суточными чтецами, за правильным и уставным отправлением ими часов, тропарей, кондаков, кафизм и иных чтений, кои должны исполняться без ошибок, благоговейно, отчетливо и традиционно.
3. Новоначальных и малознающих чтецов уставщице следует обучать правильному церковному чтению.
4. Уставщица должна следить за состоянием церковно-богослужебных книг, а пришедшие в негодность своевременно реставрировать или, с благословения Настоятельницы, уничтожать, если таковые не поддаются ремонту.
5. В послушании уставщицы находятся: регентша, чредные чтецы и певцы.
6. Уставщица может иметь помощницу, коей должна передавать свои познания и опыт.
Регентша
1. Обязанности регентши состоят в управлении монастырским хором и в установлении образцового порядка на клиросе.
2. Хор должен петь стройно и молитвенно, чтобы пение трогало, умиляло и приносило духовную пользу всем молящимся.
3. Ни регентша, ни певчие не должны допускать на клиросе шуток, смеха, ссор, празднословия и шума.
4. Регент поручает канонарху заблаговременно просмотреть тексты стихир, чтобы он мог канонаршить внятно и отчетливо, делая смысловые остановки между фразами.
5. Регентша обязана систематически организовывать спевки хора, в которых должны принимать участие все певчие.
6. Регентша подчиняется уставщице и с ней согласовывает все богослужения.
7. Перечень песнопений представляет Настоятельнице на утверждение.
Экклесиарша
1. На обязанности экклесиарши лежит наблюдение за прислуживанием в Алтаре и храме Алтарниц, за чистотою и опрятностью храма, за своевременным производством благовеста к церковным службам, за освещением алтаря и храма, а также за благоговейным совершением крестных ходов и иных богослужебных процессий (погребение скончавшихся, освящение воды, куличей, фруктов).
2. Экклесиарша подчиняется ризничей. Экклесиарше подчиняются Алтарницы.
Алтарница
1. Обязанности алтарницы требуют весьма внимательного к себе отношения, так как послушание это сопряжено с присутствием ее в алтаре близ святого Престола и Жертвенника, при которых недопустимы праздные разговоры, смех, шутки и все непристойное этому святому месту. Алтарница должна заблаговременно прийти в алтарь, чтобы приготовить все необходимое для службы.
2. На алтарнице лежит обязанность прислуживать за богослужением, возжигать светильники и кадило, приготовлять просфоры, вино, воду, теплоту и иные вещи, относящиеся к богослужению.
3. На алтарнице лежит обязанность смотреть за чистотой в алтаре и храме; чистить кадило, подсвечники, снимать пыль и паутину с окон, икон, смотреть за коврами, воду с умывальника выливать в специально отведенное и устроенное место, проветривать и подметать алтарь. Она следит за освещением алтарей и храмов.
4. На обязанности алтарницы лежит постоянный контроль за исправным прочитыванием на Литургии, молебнах и панихидах синодиков и поданных мирянами записок и поминаний.
5. По окончании богослужения алтарница тщательно проверяет алтарь на предмет пожарной безопасности. Обычно боковые двери алтаря отпирает и запирает сама алтарница.
Свечница
1. На обязанности свечницы лежит прием пожертвований, поминовений, а также и других поступлений, каковые она должен сдавать казначее.
Звонарша
1. Звонарша в положенное время производит благовест к богослужению.
2. Благовест или трезвон производится в соответствии с уставом и обычаем данного монастыря. Характер звонов должен отвечать установившимся традициям.
3. Звонарша не должна допускать посторонних лиц на колокольню без особого распоряжения и надобности.
4. Звонарша следит за состоянием всей звонницы.
Письмоводительница
1. На обязанности письмоводительницы лежит ведение всего канцелярского делопроизводства монастыря.
2. Все письменные дела монастыря, в том числе и архивные, должны всегда находиться в полном порядке и быть надлежащим образом зарегистрированы.
3. Переписка монастыря с разными организациями и частными лицами должна вестись аккуратно и не задерживаться.
4. Письмоводительница принимает монастырскую корреспонденцию и представляет ее Настоятельнице. Она же занимается вопросами почтовых переводов, посылок и оформляет их надлежащим образом.
5. Письмоводительница может иметь помощницу, которая сдает на почте и принимает там всю монастырскую корреспонденцию.
6. Письмоводительница подчиняется Настоятельнице или казначее и руководствуется их указаниями.
Библиотекарша
1. На обязанности библиотекарши лежит заведование монастырской библиотекой, приобретение необходимых книг, а также других изданий, составление каталога и картотеки.
2. Библиотекарша выдает книги насельницам обители, ведя учет, кому и что выдано. Передавать другому лицу взятую из библиотеки книгу не разрешается. От уходящих из монастыря библиотекарша обязана требовать возвращения взятых книг.
3. Должность библиотекарши требует человека опытного в духовном делании, который производил бы выдачу книг, сообразуясь с развитием и духовной подготовкой каждого, желающего взять книгу.
4. Библиотекарша поврежденные книги своевременно отдает в реставрацию. Наблюдает за книгохранилищем, следит за внутренним режимом в нем и особенно за пожарной безопасностью.
Просфорница
1. Просфорница находится в непосредственном ведении благочинной. Просфорница отвечает за качество и своевременность изготовления просфор, особенно богослужебных.
2. Просфора выпекается из чистой, свежей пшеничной муки высшего сорта.
3. Сама просфорница должна жить в чистоте и благоговении, пребывая в молитве, наипаче же во время работы в просфорне, где недопустимы посторонние разговоры, смех, шутки, так как выпекается святой хлеб для Таинства Божественной Евхаристии.
4. Просфорница получает муку и все необходимое у келарши.
5. Помещение просфорни содержит в надлежащей чистоте и порядке. О необходимости ремонтных работ в просфорне докладывает эконому.
Трапезница
1. Трапезница находится в непосредственном ведении эконома. Трапезница наблюдает за своевременным и качественным приготовлением пищи для сестер в поварской и смотрит за порядком во время трапезы.
2. Во время принятия пищи в трапезной обычно читается житие святых, пролог или что-нибудь из сочинений святых отцов. Этой духовной книгой трапезница обеспечивает назначенного чтеца и хранит ее.
3. Трапезница каждый день (или однажды на всю неделю) испрашивает благословение у Настоятельницы, какую и в каком количестве готовить пищу.
4. По окончании общей трапезы, во вторую очередь, вкушает трапезница, чтец и те из сестер, которые, находясь в неотложных послушаниях, не попали в первую очередь. После второй трапезы трапезница никому пищу не отпускает, разве по особому указанию" Настоятельницы.
5. Трапезница наблюдает за тем, чтобы в трапезной всегда соблюдалась чистота помещения, столов и посуды.
6. Накрывает столы к установленным часам питания сестер и затем убирает посуду.
Больничная
1. Обязанности больничной состоят в уходе и присмотре за находящимися на лечении в изоляторе монастыря.
2. Больничная должна быть мягкой, терпеливой, сострадательной и заботливой к больным.
3. Больничная обеспечивает больных пищей, питием и лекарствами в положенное для сего время.
Гостиничная
1. Гостиничная подчиняется благочинной. Обслуживает приезжающих в монастырь с обязательным ведением гостевого журнала по заведенному образцу, согласно установленному порядку.
2. Знакомит всех временно проживающих под расписку в гостевом журнале со следующими требованиями: а/ подчиняться требованиям распорядка дня монастыря; б/ выполнять послушания, полученные через гостиничного; в/ не посещать келий сестер монастыря; г/ в случае нарушения дисциплины покинуть монастырь по первому требованию.
3. Не принимать для проживания без благословения Настоятельницы или благочинной.
Зав. мастерскими
1. На обязанности заведующей какой-либо мастерской лежит надзор за работами, в ней производящимися, а также за сестрами и порядком в мастерской.
2. О нарушениях в работе или злоупотреблениях должно докладывать Настоятельнице.
Проблема оплаты труда в храме и в православных учреждениях – больная, но негласная тема. Можно ли получать деньги за работу в храме? Правы ли те, кто решает не платить заработную плату сотрудникам, говоря, что работать надо без оплаты, во славу Божию? Не секрет, что во многих православных фирмах и компаниях, коммерческих, работающих на одном рынке со светскими, зарплаты намного ниже (мы же православные!), отношение к сотрудникам бывает не самое вежливое (смиряйтесь!), в результате качество работы православных оставляет желать лучшего.
– Ставки?! – брови женщины взлетели так высоко, что исчезли под платком, повязанным «в нахмурку». – Нет у нас никаких ставок. Мы поем во славу Божию. Ангела-хранителя!
Она развернулась и ушла, а я оторопело смотрела, как подол ее юбки подметает пол. Последнее было сказано таким тоном, что я невольно вспомнила известный анекдот о том, как ругаются двое православных: «Спассси вассс Госссподи!» – «Нет, это вассс спассси Госссподи!».
В этот сельский храм, красивый, недавно отреставрированный, я попала случайно, когда ездила в область по делам. До электрички оставалось время, и я решила зайти – еще не закончилась. Ухоженный сад вокруг церкви, богатая свечная лавка, роспись на стенах, иконы, цветы – такому убранству позавидовал бы и городской храм. Вот только хор подкачал. Жиденькие женские голоса фальшиво перебирали две-три ноты.
Это было странно. Ни для кого не секрет, что сельские храмы обычно находятся в плачевном финансовом состоянии, но здесь явно чувствовалось наличие богатого спонсора. В таком случае на хоре обычно не экономят. До города рукой подать, а безработных певчих в Петербурге всегда хватает.
После молебна я разговорилась с одной из клирошанок, сурового вида тетенькой средних лет. Она охотно отвечала на мои вопросы, но стоило коснуться оплаты, – темы, такой же обычной для , как репертуар или состав хора – и от нее повеяло ледяным холодом.
Надо сказать, что вопрос оплаты труда церковнослужителей – странный вопрос. С одной стороны, эта тема считается как бы неприличной. С другой стороны – затрепана до дыр. Знаю один певческий форум, где примерно каждая вторая начатая тема рано или поздно сводится к денежным делам. Священников оставим в сторонке – как по этическим соображениям, так и по причине слишком уж большой линейки, от пресловутого фольклорного «попа на мерседесе» до сельского батюшки, сажающего морковку для пропитания. Но остается еще довольно приличный штат: алтарники, певчие, свечницы, уборщицы, просфорницы, повара в трапезной, сторожа.
Как водится, мнения полярны. Ультралевые уверены, что работа… прошу прощения, служение в храме и – две вещи несовместные. Зарабатывать презренный металл можно где угодно «в мире», но все, что делается для Церкви, должно быть бескорыстным. При этом право священника «кормиться от алтаря» никто не оспаривает. Ультраправые (которые в своем «ультра» отличаются от левых лишь деталями) напротив считают, что сидеть на двух стульях недопустимо. Если уж служишь в храме, значит, никакой другой работы быть не должно. А поскольку питаться воздухом пока еще не умеют даже самые благочестивые христиане, церковь должна обеспечивать своим работникам пристойное материальное существование.
Ясное дело, что понятия о «пристойном материальном существовании» у всех разные. Как говорится, кому щи жидкие, а кому жемчуг мелкий. Но я лично не встречала певчего или псаломщика, который мог бы обеспечить себя, неработающую жену и пару-тройку детишек только с храмовых доходов. И вот тут начинается следующий «холивар» (в скобках замечу, что, пожалуй, ни в одном интернет-сообществе не бывает таких яростных и в то же время бесплодных склок, как в православном секторе сети).
Самые неистовые ультрас настаивают на том, что церковь обязана платить служащим столько, чтобы они не смотрели на сторону и отдавали всего себя без остатка храму. Робкие попытки объяснить, что далеко не каждый храм в состоянии изыскать такие средства, отметаются, в ход идет все тот же образ жадного « » – наследника известного пушкинского персонажа. Печально, но такие настоятели действительно встречаются и формально дают своим существованием материал для неприятных обобщений, из которых «ревнители» тут же делают вывод: Церковь насквозь прогнила, срочно нужны реформы. Или вообще новая церковь…
В питерской певчей тусовке есть один знаменитый тенор. Знаменит он вовсе не своими певческими качествами, кстати, весьма скромными. Известен он тем, что вот уже не первый год ищет работу, но не соглашается на ставки ниже тысячи рублей за службу – а лучше, чтобы полторы. Притом что 600-700 рублей в Петербурге считается очень даже неплохой ставкой, есть храмы, где всего по сотне платят. Считает себя идейным борцом за «достойную оплату». В итоге регенты, которым нужен тенор, публикуя в сети объявление, зачастую делают приписку: «NN не предлагать!».
Подобным экземплярам отвечают правые другого сорта: ну, если ты не готов на жертвы, не готов трудиться для церкви за крошечную зарплату, отказывая себе и своей семье в самом необходимом, зачем ты вообще сюда пришел? Иди и устройся бухгалтером. Будешь простым прихожанином, положишь свою десятку в кружку для пожертвований – и свободен. При этом «простые прихожане» считаются чуть ли ни вторым сортом и именуются с пренебрежительной интонацией «народ».
А что левые? В некотором роде это наследие советских времен, когда в церкви в большинстве случаев действительно трудились безвозмездно – лишней копейки не было. Низкий поклон тем, кто это делал. Но времена изменились, а подход местами остался прежним. Знаю далеко не бедный храм, где на оплату служащих не тратят ни рубля, на всех «постах» – духовные чада настоятеля. Спросите, что плохого в том, что люди жертвуют Господу свое время и силы? Да ничего, наоборот прекрасно. Вот только чтецы в этом храме запинаются через слово, бабушки и девочки в «хоре» поют мимо нот, и все дружно презирают «наемников» которые, по их мнению, пытаются одновременно служить и Богу, и маммоне.
«Мы поем во славу Божию», – гордо сказала клирошанка, проводя черту и отказывая мне, получающей на клиросе деньги, в праве петь для Господа. Откуда это убеждение, что только бесплатный труд славит Бога? Почему вообще некоторые люди считают, что в их компетенции судить, что угодно, а что неугодно Богу?
Конечно, это риторические вопросы, но я никак не могу согласиться с тем, что фальшивое кваканье на «девятый глас» восхваляет Господа – в отличие от чистого, красивого пения, которое помогает молиться всем пришедшим в храм. Или, может быть, свечница-«безмездница», с руганью выгнавшая из храма девушку в джинсах, более угодила Богу, чем «наемница», которая спокойно объяснила той же девушке, в каком виде ей лучше прийти в следующий раз?
Первые годы моей клиросной жизни прошли в «левом» – любительском хоре. Потом я перешла в «правый» – профессиональный, но денег там все равно не получала и считала это вполне нормальным. Первая полученная в другом храме зарплата вызвала смущение: как, брать деньги за труд в церкви?! Батюшка на исповеди сказал в ответ на мои сомнения: «Денег в храме не проси, а что дают, – бери, как от Бога. Если твоей семье эти деньги не нужны – отдай тем, кто нуждается, но не отказывайся, чтобы не впасть в фарисейское искушение: вот я какая бескорыстная и замечательная, не то что эти сребролюбцы».
Если уж речь зашла о клиросе, надо сказать, что певчие по характеру своего служения сильно отличаются от прочих церковных тружеников. Алтарники, чтецы, свечницы – это, прежде всего, определенный набор практических навыков и опыт. Для певчих этого мало. Любого человека с хорошими ушами можно научить более-менее чисто петь на слух, но без музыкальной грамоты, а еще лучше – без музыкального образования, на клиросе делать нечего.
В теории, клирошанин, поющий по две службы в день в храме с достаточно высокой ставкой, по оплате вполне выходит на уровень офисного работника. Другой вопрос – на сколько его хватит. Такая нагрузка по силам только опытному певцу с правильно поставленным голосом. Но такие певцы, как правило, не поют в храмах, а если и поют, то по большим праздникам. А кто поет остальные службы? Если не смотреть на любителей, отмучивших когда-то пару классов музыкальной школы, в основном это музыканты всех мастей, имеющие где-то свою обычную работу и приходящие в храм либо петь «для души», либо – да, именно подработать.
И вот тут происходит интересная вещь. Церковь – как живой организм! – или настолько, что оно становится своим. Невоцерковленные люди, приходящие в храм только ради денег, неважно, больших или совсем крошечных, либо в скором времени уходят, либо воцерковляются. И в этом случае получается, что труд, который изначально был ну совсем «не во славу Божию», привел человека к Богу.
Как бы там ни было, кто бы что ни говорил, в настоящее время трудно прожить, работая только в храме. Бабушки-свечницы получают пенсию, матушек-регентов прокормит муж, а остальным приходится искать вторую – а чаще первую, основную – работу в другом месте. Может, это и есть «царский» – срединный путь, когда работа в храме дает в первую очередь духовную составляющую жизни, а материальную – как получится? Кто-то может позволить себе трудиться в церкви бесплатно, имея хорошую мирскую зарплату или финансовую поддержку семьи, а для кого-то те небольшие деньги, которые в состоянии заплатить храм, – серьезное подспорье. Наверное, главное – чтобы человек хорошо понимал, что именно он может отдать и получить, приходя работать в церковь. А работа эта очень непростая, и не только в материальном смысле. Почему – это тема отдельного разговора