Применение физической силы пограничниками. Правила применения оружия и боевой техники при охране государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ — Российская газета. §2. Порядок применения специальных средств сот

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1208 "Об утверждении Порядка применения оружия военными кораблями и летательными аппаратами Федеральной пограничной службы Российской Федерации при охране исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 43, ст. 4921);

постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1998 г. N 20 "Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 273);

постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. N 1028 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1208" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4541).

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

Правила применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации

1. Настоящие Правила регулируют порядок применения оружия (стрелковое, артиллерийское, стрелково-пушечное, ракетное) и боевой техники (корабли, катера, патрульные суда (далее - пограничные корабли), вертолеты и самолеты (далее - летательные аппараты) при осуществлении защиты и охраны государственной границы Российской Федерации (далее - государственная граница) в пределах приграничной территории, охраны внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов, охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации и ее природных ресурсов, охраны континентального шельфа Российской Федерации и его природных ресурсов, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

2. Оружие и боевая техника применяются в соответствии с настоящими Правилами:

а) военнослужащими пограничных органов федеральной службы безопасности в составе пограничных нарядов, осмотровых групп, экипажей пограничных кораблей, авиационных подразделений и иных подразделений, предназначенных для обеспечения пограничной деятельности федеральной службы безопасности (далее - сотрудники), при выполнении ими своих служебных обязанностей;

б) военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, привлекаемыми на основании планов взаимодействия и совместных решений соответствующих федеральных органов исполнительной власти к охране государственной границы, в том числе для участия в пограничных поисках и операциях, а также оказания содействия в охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

3. Оружие и боевая техника применяются против лиц, российских и иностранных морских, речных судов, других транспортных средств, нарушивших установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации правила пересечения государственной границы, правила плавания и пребывания иностранных военных кораблей в территориальном море, во внутренних морских водах, правовые режимы исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации (далее соответственно - нарушители, суда-нарушители).

4. Оружие и боевая техника применяются в случаях и в соответствии с требованиями, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

5. В случае предотвращения попыток угона за границу воздушного судна без пассажиров оружие и боевая техника применяются сотрудниками, когда воздушное судно находится на земле в пределах территории аэродрома (аэропорта).

6. При обнаружении иностранных подводных лодок и других подводных транспортных средств, зашедших (пребывающих) в пределы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации не в надводном положении, командир пограничного корабля (летательного аппарата) докладывает об их обнаружении на управляющий командный пункт и действует по его указанию.

Командный пункт, управляющий пограничным кораблем (летательным аппаратом), оповещает об обнаружении подводной лодки взаимодействующий командный пункт Военно-Морского Флота.

По прибытии в район обнаружения подводной лодки противолодочного корабля (самолета или вертолета) Военно-Морского Флота пограничный корабль (летательный аппарат) устанавливает с ним связь и передает контакт с подводной лодкой.

7. Оружие пограничных кораблей (летательных аппаратов) может применяться при преследовании судов-нарушителей по горячим следам во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и над континентальным шельфом Российской Федерации, а также за их пределами до захода этих судов в территориальное море своей страны или третьего государства, если:

а) преследующие пограничные корабли (летательные аппараты), другие силы и средства федеральных органов исполнительной власти, оказывающие им содействие в пределах их компетенции, удостоверятся при помощи находящихся в их распоряжении и практически применимых средств, что преследуемое судно-нарушитель или одна из его шлюпок (другое плавучее средство), которые действуют совместно и используют преследуемое судно-нарушитель в качестве судна-базы, находятся во внутренних морских водах, в территориальном море или (в зависимости от случая) в исключительной экономической зоне и над континентальным шельфом Российской Федерации;

б) преследование судна-нарушителя было начато только после подачи пограничным кораблем (летательным аппаратом) зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей судну-нарушителю увидеть или услышать этот сигнал, который судно-нарушитель игнорирует, предпринимая попытки скрыться;

в) преследование осуществлялось непрерывно с момента его начала до принятия решения о применении оружия.

8. Летательный аппарат, с которого отдается приказ об остановке, до принятия решения о применении оружия по судну-нарушителю, должен сам активно преследовать судно-нарушитель, пока какой-либо пограничный корабль (летательный аппарат), а также другие государственные суда и летательные аппараты, оказывающие содействие в охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, вызванные преследующим летательным аппаратом, не прибудут на место для продолжения преследования, если только преследующий летательный аппарат не может сам задержать судно-нарушитель.

Право применения оружия при преследовании судна-нарушителя по горячим следам прекращается, когда судно-нарушитель входит в территориальное море своего или третьего государства.

9. При применении оружия и боевой техники сотрудники, командиры пограничных кораблей (летательных аппаратов) обязаны:

а) подать нарушителю (судну-нарушителю) принятые в международной практике предупредительные команды (сигналы) об остановке, предоставив возможность их увидеть или услышать для выполнения предъявленного требования;

б) предупредить нарушителя (судно-нарушитель) о намерении применить оружие и боевую технику, если не будет выполнено требование об остановке, кроме случаев их применения без предупреждения;

в) убедиться, что нарушитель (судно-нарушитель) не выполняет поданных команд (сигналов) и не реагирует на предупреждение о намерении применить оружие и боевую технику;

г) принимать меры по недопущению попадания пуль (снарядов) на территорию сопредельного государства, за исключением случаев отражения вооруженного вторжения или нападения с территории этого государства на территорию Российской Федерации или пресечения вооруженных провокаций на государственной границе;

д) прилагать усилия к уменьшению возможного ущерба и сохранению жизни людей в ходе преследования и задержания нарушителя (судна-нарушителя) и (или) недопущению наступления иных тяжелых последствий (попадание пуль (снарядов, ракет) в третьих (посторонних) лиц, другие суда и летательные аппараты);

е) обеспечить предоставление медицинской помощи раненым;

ж) незамедлительно докладывать непосредственным командирам (начальникам) о каждом случае и обстоятельствах применения оружия и боевой техники и действиях нарушителя (судна-нарушителя);

з) соблюдать требования о мерах безопасности, предусмотренные инструкциями (руководствами, наставлениями и уставами), при применении соответствующих видов оружия и боевой техники.

10. Выбор конкретных видов оружия и боевой техники, способов их применения и правильное управление ими осуществляются:

а) в составе пограничного наряда, осмотровой группы, патруля, расчета или подразделений, предназначенных для обеспечения пограничной деятельности, а также в местах дислокации либо в иных местах расположения (расквартирования) подразделений пограничных органов - соответствующими командирами (начальниками) или старшими, а также самостоятельно сотрудниками;

б) в составе экипажа пограничного корабля (летательного аппарата) - командиром пограничного корабля (летательного аппарата), который несет личную ответственность за применение штатного вооружения.

11. Применению оружия и боевой техники должно предшествовать предупреждение, за исключением случаев их применения без предупреждения.

Предупреждение о применении оружия и боевой техники осуществляется путем подачи нарушителю (судну-нарушителю) принятых в международной практике предупредительных команд (сигналов) с требованием остановиться с дистанции, позволяющей нарушителю (судну-нарушителю) увидеть или услышать такие команды (сигналы).

12. Если нарушитель (судно-нарушитель) не подчиняется командам (сигналам) и пытается скрыться, сотрудниками, пограничным кораблем (летательным аппаратом) производятся предупредительные выстрелы.

13. Решение о производстве предупредительных выстрелов принимает:

а) в составе пограничного наряда - старший пограничного наряда либо самостоятельно сотрудники в зависимости от сложившейся обстановки;

б) на пограничном корабле (на борту летательного аппарата) -командир пограничного корабля (летательного аппарата);

в) на патрульном судне - командир осмотровой группы;

г) при нахождении на судне-нарушителе сотрудника, пограничного наряда, осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, - старший пограничного наряда, командир осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, либо сотрудник самостоятельно в зависимости от сложившейся обстановки.

14. При производстве предупредительных выстрелов пограничный наряд, осмотровая группа, экипаж пограничного корабля (летательного аппарата), сотрудники должны принять меры по обеспечению собственной безопасности на случай открытия ответного огня.

15. Перед применением оружия на поражение, за исключением случаев его применения без предупреждения, в зависимости от складывающейся обстановки предупредительные выстрелы могут производиться из стрелкового, артиллерийского, стрелково-пушечного или ракетного оружия.

16. Сотрудниками при выполнении своих служебных обязанностей в составе пограничных нарядов, осмотровых групп и иных подразделений, предназначенных для обеспечения пограничной деятельности, предупредительные выстрелы из стрелкового оружия производятся вверх, после окрика нарушителю "Стой, стрелять буду!".

17. Экипажами пограничных кораблей при производстве предупредительных выстрелов из артиллерийского или стрелкового оружия выполняются следующие действия:

а) пограничный корабль приводится в боевую готовность N 1 (если этого не было сделано ранее);

б) визуально и с помощью технических средств осматривается район, уточняются местонахождение и направление движения всех судов и летательных аппаратов, находящихся в районе;

в) по данным технических средств определяются дистанция до судна-нарушителя и элементы его движения;

г) стрельба выполняется тремя выстрелами (очередями) только вверх с углом возвышения и в секторах, гарантирующих непопадание в судно-нарушитель, а также в другие суда и летательные аппараты, находящиеся в районе;

д) стрельба ведется короткими очередями, одиночными выстрелами из одной артиллерийской установки или короткими очередями из стрелкового оружия;

е) подача команд на производство стрельбы и управление артиллерийским оружием осуществляется лично командиром пограничного корабля;

ж) в целях обеспечения мер безопасности выставляются (назначаются) контролеры, команды и действия личного состава пограничного корабля регистрируются средствами объективного контроля, а там, где они не предусмотрены, - записываются наблюдателями групп записи, при этом запись наблюдателя ведется с момента объявления боевой тревоги и до получения командиром пограничного корабля доклада об осмотре каналов стволов артиллерийских установок, бланки групп записи сохраняются на пограничном корабле в течение года как отчетный документ;

з) запись в вахтенном (навигационно-вахтенном) журнале пограничного корабля о чистоте каналов стволов и расходе боеприпасов производится лично командиром корабля.

18. Применение стрелкового оружия для производства предупредительных выстрелов пограничными кораблями допускается только в крайних случаях, когда применение артиллерийского оружия затруднено или невозможно.

19. При производстве пограничными кораблями предупредительных выстрелов из стрелкового оружия:

а) стрельба производится в направлении, обеспечивающем визуальное (зрительное) наблюдение такой стрельбы с останавливаемого судна-нарушителя;

б) огонь ведется трассирующими пулями, очередями;

в) стрельба выполняется сотрудником, назначенным командиром пограничного корабля.

20. При производстве предупредительных выстрелов из штатного вооружения (стрелкового, стрелково-пушечного, ракетного) экипажами летательных аппаратов:

а) с помощью бортовых технических средств и визуально уточняются местоположение всех объектов в районе и направление их перемещения, определяются дистанция до судна-нарушителя и элементы его движения;

б) стрельба производится в секторе, обеспечивающем безопасность всех объектов, находящихся в этом районе, с гарантированным непопаданием в судно-нарушитель и ведется на малой или предельно малой высоте;

в) предупредительные выстрелы (очереди, пуски) выполняются в двух заходах лично командиром экипажа летательного аппарата или по его команде одним из членов летного экипажа либо личным составом пограничного наряда, осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, находящегося на борту летательного аппарата;

г) использование предусмотренного для этого вида летательного аппарата штатного вооружения осуществляется при визуальном контроле экипажа или включенных средствах объективного контроля.

21. О производстве предупредительных выстрелов и действиях нарушителя (судна-нарушителя) старший пограничного наряда, командир осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, командир пограничного корабля (летательного аппарата), сотрудники незамедлительно докладывают непосредственному начальнику, за исключением ситуаций, когда такой возможности не имеется, в том числе и в связи с выходом из строя технических средств связи.

22. Если после производства предупредительных выстрелов нарушитель (судно-нарушитель) продолжает не подчиняться командам (сигналам) и предпринимает попытки скрыться или оказывает сопротивление, оружие применяется на поражение.

23. Решение о применении оружия на поражение принимается:

а) в составе пограничного наряда - старшим пограничного наряда, его непосредственным начальником, которому подчинен пограничный наряд;

б) в составе осмотровой группы - командиром осмотровой группы.

24. Решение о применении оружия на поражение пограничными кораблями (летательными аппаратами, в том числе летательными аппаратами, базирующимися на пограничных кораблях) принимается начальником пограничного органа или лицом, исполняющим его обязанности.

25. Самостоятельно принимают решение о применении оружия и боевой техники сотрудники, командир пограничного корабля (летательного аппарата) для необходимой обороны или в условиях крайней необходимости, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для их жизни и здоровья, жизни и здоровья других граждан, опасность повреждения или уничтожения для пограничных кораблей (летательных аппаратов), других судов, летательных аппаратов и может повлечь иные тяжкие последствия (дорожно-транспортные происшествия, катастрофы, диверсии и другие общественные бедствия), а также при отсутствии связи с соответствующим начальником (командиром) и в случаях применения оружия без предупреждения.

26. Приказ о применении оружия на поражение пограничным кораблем (летательным аппаратом) должен быть доведен до командира пограничного корабля (летательного аппарата) в установленном порядке.

27. Начальник пограничного органа или лицо, исполняющее его обязанности, принимает решение о применении сотрудниками оружия и боевой техники по захваченному на земле и предполагаемому к угону воздушному судну после получения информации об отсутствии на его борту пассажиров, поступившей от эксплуатанта воздушного судна и (или) диспетчерской службы аэропортов (аэродромов), обеспечивающей посадку и вылет.

28. Применение оружия на поражение прекращается при выполнении нарушителем (судном-нарушителем) требований об остановке, о следовании в указанном направлении или по указанному курсу и прекращении сопротивления.

29. Обо всех случаях применения оружия и боевой техники сотрудниками, пограничными кораблями (летательными аппаратами), повлекших гибель нарушителей либо иные тяжкие последствия (общественные бедствия и другое), уполномоченные должностные лица пограничных органов незамедлительно в установленном порядке докладывают руководителю федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и информируют соответствующего прокурора.

30. О каждом случае производства предупредительных выстрелов и применения оружия и боевой техники против нарушителей, являющихся гражданами иностранных государств (против иностранных судов-нарушителей), уполномоченные должностные лица Федеральной службы безопасности Российской Федерации незамедлительно (но не позднее одних суток) сообщают в Министерство иностранных дел Российской Федерации и информируют соответствующего прокурора.

Правовые основы применения оружия военнослужащими

при охране государственной границы

Legal basis for the use of weapons by military
at the State Border Guard

, кандидат юридических наук, доцент, *****@***ru .

Shcherbak SI , PhD, Associate Professor.

В статье показаны современные проблемы, обуславливающие необходимость применения оружия военнослужащими при выполнении служебных задач по охране государственной границы. Анализируются и разъясняются положения новых правовых актов , регламентирующих применение оружие.

The article shows the current problems, why they need the use of weapons by military personnel when performing their tasks for the protection of state borders. Analyzes and explains the provisions of new legislation regulating the use of weapons.

Государственная граница, военнослужащие, оружие, основания применения оружия, условия применения оружия, порядок применения оружия.

The state border, the military, weapons, weapons of reason, the terms of use of weapons, the use of weapons.

Третий фактор, объясняющий внимание к обозначенной проблеме, связан с тем, что оружие при защите и охране государственной границы Российской Федерации вправе применять не только пограничники, но также военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Часть восьмая ст. 35 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – закон о Границе) устанавливает, что «Военнослужащие иных органов федеральной службы безопасности, а также военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и иных войск и воинских формирований Российской Федерации, привлекаемые к защите Государственной границы, могут применять оружие и боевую технику в соответствии с требованиями настоящей статьи», а п.2 Порядка применения оружия уточняет, что оружие при охране государственной границы применяется «военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, привлекаемыми на основании планов взаимодействия и совместных решений соответствующих федеральных органов исполнительной власти к охране государственной границы, в том числе для участия в пограничных поисках и операциях, а также оказания содействия в охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации». Следовательно, все военнослужащие, в случае их привлечения к защите и охране государственной границы, должны знать правовые основы применения оружия. Заметим, что правильное применение оружия предполагает соблюдение установленных законодательством правовых основ.

Данная статья имеет целью разъяснить военнослужащим, участвующим или потенциально способным участвовать в охране государственной границы правила применения оружия, и тем самым способствовать обеспечению законности при реализации властных полномочий, поскольку как справедливо отмечает А. Тельминов «…как ни крути, еще пять лет, а то и десять в омской степи будут летать пули» . Создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана возможно повлияет на характер применения принуждения, но остаются другие участки государственной границы, не менее напряженные в этом отношении.

Каковы же современные правовые основы, регламентирующие правила применения оружия должностными лицами, выполняющими задачи по защите государственной границы Российской Федерации? Насколько они обеспечивают возможность оперативно принимать законные решения о применении оружия?

Российское законодательство , предоставляющее право должностным лицам применять оружие при охране государственной границы основано, прежде всего, на нормах международного права . Ст. 3 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. предусматривает: «Каждый имеет право на жизнь». Это право было конкретизировано в п. 1 ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) : «Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание».

П. п. 2 и 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) устанавливают:

«2. Каждый человек имеет право покинуть любую страну, включая свою собственную.

3. Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами».

Полномочия по применению и использованию оружия и боевой техники в защите и охране Государственной границы содержатся в законе Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и постановлении Правительства Российской Федерации от 3 января 1998 года № 20 "Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы РФ", принятом во исполнении закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и регламентируют случаи, условия и порядок применения оружия в защите Государственной границы Российской Федерации.

Обобщая особенности нормативного регулирования применения оружия и боевой техники, в законодательстве Российской Федерации, под правовыми основами следует понимать совокупность правил, определяющих обстоятельства, при наличии которых применение оружия является правомерным. Мы полагаем, что под порядком применения оружия следует выделить элементы правовых основ:

Основания (случаи) применения оружия

Условия применения оружия

Собственно порядок применения оружия

Пределы применения оружия

Те обстоятельства, с возникновением которых законодатель полагает возможным применение оружия, трактуются как случаи (основания) применения оружия. Как правило, они являются результатом активных противоправных действий физических лиц, опасного поведения животного и являются определяющими для принятия решения о способе воздействия на правонарушителя.

По смыслу статьи 35 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" в качестве обстоятельств, а именно, случаев, порождающих право применения оружия и боевой техники, выделяются:

вооруженное вторжение на территорию РФ;

угон за границу транспортных средств;

пересечение Государственной границы лицами и транспортными средствами с нарушением установленных правил;

нападение на граждан и др.

В целях реализации положений Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" постановления Правительства Российской Федерации от 8 января 1998 года № 20, издан приказ Директора Пограничной Службы Федеральной службы безопасности РФ "Об объявлении постановления Правительства РФ от 3 января 1998 года № 20 "Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы Российской Федерации" и утверждении правил производства предупредительных выстрелов и применения оружия и боевой техники военнослужащими органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации при защите Государственной границы Российской Федерации".

Данные правила определяют, что "сотрудники (военнослужащие) … имеют право производить предупредительные выстрелы и применять оружие. Так, например, Правил предусматривают в качестве оснований применения оружия и производства предупредительных выстрелов, следующие случаи;

противодействия законным требованиями о соблюдении установленных правил режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу и обеспечения собственной безопасности;

задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление:

незаконного изменения прохождения линии Государственной границы на местности.

Важную роль, в признании действий представителей власти, а именно сотрудников Федеральной службы безопасности, применяющих оружие правомерными независимо от противоправных общественно опасных действий физического лица, угрожающего поведения животного, то есть, являющиеся внешними по отношению к конфликту, образуют условия применения оружия.

Существуют две группы условий. К первой группе условий применения оружия следует отнести те, которые возникают и существуют независимо от воли противодействующих сторон, а ко второй группе следует отнести обстоятельства, порождаемые активными волевыми действиями представителя власти, совершение которых предусмотрено нормой права и является одной из гарантий правомерности нанесения вреда правонарушителю.

По смыслу законодательства, к первой группе условий применения оружия и боевой техники в охране Государственной границы РФ, относятся:

а) условия, допускающие применение:

отсутствие пассажиров в транспортных средствах, при попытке их угона;

применение оружия допускается только в пределах приграничной территории;

отсутствие возможности прекратить нарушение или задержать лиц, нарушающих установленные правила, с помощью других средств;

исполнение служебных обязанностей или общественного долга и др.

б) условия, исключающие применение:

случайный характер пересечения Государственной границы;

несчастный случай;

пол и возраст нападающих и др.

Для сотрудников Федеральной службы безопасности также важное значение имеют такие условия применения оружия, прописанные в Уголовном Кодексе РФ, как обстоятельства, вызывающие состояние необходимой обороны и крайней необходимости.

В большинстве законодательных актов для обозначения правил, которые необходимо соблюсти до, и после применения оружия используется термин "порядок". Для сотрудников Пограничной службы Федеральной службы безопасности, в частности, такой порядок установлен в Постановлении Правительства РФ от 3 января 1998 года № 20. Внешне выраженными проявлениями условий, по смыслу вышеназванного постановления Правительства РФ являются:

а) совершаемые до применения оружия:

получение разрешения на применение оружия (в том случае, если представитель власти не имеет права применять оружие самостоятельно);

информирование лица, в отношении которого может быть применено оружия об официальном положении должностного лица;

ясное и конкретное изложение требования, с невыполнением которого связана возможность применения огнестрельного оружия (в зависимости обстоятельств, требования могут иметь форму жестикуляции посредством рук и оружия);

производство предупреждения о применении данной меры принуждения. Предупреждение в зависимости от обстоятельств может быть выражено жестами, словами и предупредительными выстрелами;

предоставление лицу, которому адресовано предупреждение, достаточного времени для выполнения правомерных действий;

б) совершаемые после применения оружия:

предоставление доврачебной помощи лицам, получившим ранения;

охрана места происшествия;

доклад о факте применения оружия и его результатах;

информирование в некоторых случаях родственников и пострадавших лиц;

уведомление прокурора в случае ранения или гибели людей.

Еще одним элементом, составляющим правовые основы, являются пределы применения оружия. Под пределами следует понимать правил, устанавливающие границы допустимых действий должностных лиц по нанесению вреда правонарушителю.

В законодательстве, определяющем полномочия сотрудников и военнослужащих Пограничной службы Федеральной службы безопасности по применению оружия термин "пределы" не употребляется, но правоограничения установлены. Усматривается несколько пределов ограничений.

Первый предел ограничений - по территории. Например, абзац 1 статьи 35 закона РФ "О Государственной границе РФ" определяет допустимым применение оружия в пределах приграничной территории. Однако часть 3 ст.30 указанного закона предусматривает возможным использование предоставленных прав и за пределами приграничной территории в случаях пограничных поисков и операций сотрудников ФСБ на приграничной территории.

Второй предел ограничений - по времени. В большинстве случаев оружие сотрудниками ФСБ во время выполнения своих обязанностей по защите и охране Государственной границы РФ.

Третий предел ограничений - по субъектам применения. Усматривается три категории таких субъектов:

лица с меньшими физическими возможностями (женщины, несовершеннолетние)

пассажиры воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств

лица, которые пересекли Государственную границу случайно или в результате несчастного случая.

Четвертый предел - по размеру причиняемого вреда. Законодатель призывает сотрудников Федеральной службы безопасности стремиться, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным. Это требование очень актуально, так как вытекает из конституционных положений о высшей ценности человеческой жизни и здоровья. Во многом данное положение о минимизации вреда поглощается нормами Уголовного кодекса РФ о необходимой обороне.

В данном параграфе мы провели систематическое рассмотрения порядка применения оружия сотрудниками ФСБ РФ, дали основания применения сотрудниками ФСБ России оружия, выяснили в каких случаях оно может применяться. Опираясь на ссылки законодательства, провели подробный анализ полномочий сотрудников органов Федеральной службы безопасности по применению оружия.

В статье 36 закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" регулирует применение специальных средств в защите Государственной границы в пределах приграничной территории, а также по обеспечению собственной безопасности системы Федеральной службы безопасности Российской Федерации военнослужащие применяют специальные средства (наручники или подручные средства для связывания, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего действия, устройства для принудительной остановки транспорта), физическую силу, включая боевые приемы борьбы, и служебных собак в соответствии с законом РФ "О милиции" .

Полный перечень специальных средств, состоящих на вооружении пограничных органов, основания и правила их применения военнослужащими пограничных органов, а также военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации при защите Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так в частности закон РФ "О милиции" предусматривает, что при применении физической силы, специальных средств сотрудник обязан:

предупредить о намерении использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжкие последствия, или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

стремиться в зависимости от характера опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия, к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников;

Кроме вышеназванных условий данный закон предусматривает запрет применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, организаций.

Положение Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 года № 634 "Об утверждении перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и правил применения специальных средств при защите Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории и обеспечения собственной безопасности системы Федеральной службы безопасности Российской Федерации".

Перечисленные в Постановлении специальные средства, физическая сила и служебные собаки используются для преодоления противодействия законным требованиям о соблюдении установленных правил режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и обеспечения собственной безопасности, а также задержания лиц, их нарушивших, когда применение иных способов пресечения правонарушений, исключая применение оружия и боевой техники, не обеспечивает выполнения возложенных на сотрудников (военнослужащих) обязанностей.

В данной главе мы дали рассмотрели правовые основы применения оружия и специальных средств сотрудниками Федеральной службы безопасности, дали их краткую характеристику и привели примеры.

§2. Порядок применения специальных средств сотрудниками ФСБ России

Аналогично предыдущей главе порядок применения специальных средств сотрудниками ФСБ можно разделить на четыре составных части:

случаи применения специальных средств;

условия применения специальных средств;

собственно порядок применения специальных средств;

пределы применения специальных средств.

Правовое регулирование содержания всех вышеназванных элементов определяется в Постановлении Правительства РФ от 24 июля 1998 года № 634 "Об утверждении перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и правил применения специальных средств при защите Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории и обеспечении собственной безопасности системы Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации"

Случаями (основаниями) применения специальных средств в соответствии с Постановлением являются:

воспрепятствование проверке документов у лиц и документов на транспортные средства и перевозимые на них грузы;

нападение на военнослужащих и граждан РФ, участвующих на добровольных началах в защите Государственной границы РФ в пределах приграничной территории;

достаточные основания полагать, что лица намерены либо готовятся оказать вооруженное сопротивление;

захват заложников, зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков местности;

поведение лиц, дающее основания полагать, что могут совершить побеги либо причинить вред окружающим или себе;

невыполнение законных требований об остановке транспортных средств;

иные противоправные действия, нарушающие деятельность Пограничной службы ФСБ России.

Условиями применения специальных средств являются:

предупреждение о намерении использовать их, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований военнослужащего (сотрудника), за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств создает непосредственную опасность жизни и здоровью военнослужащих и граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

стремление, чтобы любой ущерб, причиненных при этом был минимальным;

обеспечение лицам, получившим телесные повреждения, оказания доврачебной помощи;

доклад по команде о применении специальных средств;

соблюдение установленных мер безопасности при обращении со специальными средствами;

в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости военнослужащие при отсутствии специальных средств вправе использовать в указанных целях любые подручные средства;

физическая сила, в том числе боевые приемы борьбы, применяется для преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенным на сотрудников обязанностей.

Пределы применения специальных средств:

а) применение специальных средств допускается только при выполнении обязанностей по защите государственной границы РФ и в пределах приграничной территории;

б) запрет применения специальных средств в отношении лиц, которые нарушили режим Государственной границы, пограничный режим или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, если эти действия совершены явно случайной или в связи с несчастным случаем, воздействием неодолимых сил природы, а равно в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения либо оказания сопротивления, угрожающего жизни и здоровью военнослужащих и граждан РФ, участвующих на добровольных началах в защите государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории.

В ходе работы над данным параграфом мы рассмотрели порядок применения специальных средств сотрудниками ФСБ, разделив на составляющие дали подробную характеристику каждому из элементов.

Подводя итог параграфу, можно сделать вывод, что мы дали понятие порядку применения оружия и специальных средств сотрудниками Федеральной службы безопасности РФ, детально рассмотрели и охарактеризовали особенности всех элементов данной сферы деятельности сотрудников ФСБ.

Заключение

Подводя итог проделанной работе следует отметить, что нами было проведено комплексное исследование в области такой сферы деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности России, как применение оружия и специальных средств. Обобщая результаты проделанной работы мы можем утверждать, что применение и использование оружия и специальных средств сотрудниками ФСБ является мерой государственного принуждения.

В первой части курсовой работы мы сосредоточились на изучении нормативного правового материала, а именно правовых основ, касающихся применения оружия и специальных средств сотрудниками ФСБ. Здесь были приведены основные правовые акты, регулирующую данную сферу деятельности, как на уровне закона, так и на уровне подзаконного нормативного правового акта, им была дана характеристика.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники
при защите государственной границы Российской Федерации


Утратило силу с 10 марта 2010 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 24 февраля 2010 года N 80
____________________________________________________________________

Во исполнение статьи 35 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации.

2. Федеральной пограничной службе Российской Федерации в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением, разработать и утвердить правила производства предупредительных выстрелов и применения оружия и боевой техники военнослужащими органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации при защите государственной границы Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации

В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 января 1998 года
N 20

ПОРЯДОК
применения оружия и боевой техники при защите
государственной границы Российской Федерации

1. Настоящий Порядок регулирует применение оружия и боевой техники (оружие военных кораблей, летательных аппаратов, автобронетанковой техники) военнослужащими органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации (далее именуются - военнослужащие), выполняющими задачи по защите государственной границы Российской Федерации на суше, море, реках, озерах, иных водоемах и в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах приграничной территории.

2. Оружие и боевая техника применяются в случаях и в соответствии с требованиями, определенными статьей 35 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" .

3. Военнослужащие применяют оружие и боевую технику по решению соответствующих командиров (начальников) или старших, а также самостоятельно при выполнении задач по защите государственной границы Российской Федерации (далее именуется - государственная граница) при нахождении в составе пограничных нарядов, осмотровых групп, расчетов, экипажей, подразделений, воинских частей и соединений.

4. Командир военного корабля или летательного аппарата перед применением оружия на поражение обязан:

подать судну, нарушившему общепризнанные принципы и нормы международного права или правила плавания (пребывания) в водах Российской Федерации (далее именуется - судно-нарушитель), принятые в международной практике сигналы с требованием остановиться (с дистанции, позволяющей экипажу этого судна увидеть или услышать эти сигналы);

предупредить в процессе преследования судно-нарушитель путем подачи принятых в международной практике сигналов (с дистанции, позволяющей экипажу этого судна увидеть или услышать эти сигналы) о применении оружия против судна в случае, если оно не выполнит требование остановиться;

произвести в случае неподчинения предупредительные выстрелы. При этом должны быть приняты меры по недопущению попадания в судно-нарушитель и находящиеся в этом районе другие суда и летательные аппараты. Решение о производстве предупредительных выстрелов принимает командир военного корабля или летательного аппарата;

убедиться в том, что, несмотря на поданные сигналы и предупредительные выстрелы, судно-нарушитель не выполняет требования остановиться и пытается скрыться.

О производстве предупредительных выстрелов и действиях судна-нарушителя командир военного корабля или летательного аппарата незамедлительно докладывает непосредственному начальнику.

Решение о применении оружия на поражение против судна-нарушителя принимает командир военного корабля, летательного аппарата или его непосредственный (прямой) начальник.

Применение оружия на поражение базирующимися на военном корабле вертолетами производится по решению командира военного корабля.

5. Оружие летательных аппаратов Федеральной пограничной службы Российской Федерации, выполняющих задачи по защите государственной границы, при их нахождении в составе дежурных сил и средств противовоздушной обороны может применяться по низколетящим и малоскоростным целям (легкомоторные самолеты и вертолеты, дельтапланы, воздушные шары и т.п.) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 года N 977 "О порядке применения оружия и боевой техники при охране Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст.4982).

6. За пределами территориального моря Российской Федерации оружие военных кораблей и летательных аппаратов может применяться против судна-нарушителя до захода этого судна в территориальное море своего или третьего государства, если преследование было начато в водах Российской Федерации после подачи принятых в международной практике сигналов с требованием остановиться (с дистанции, позволяющей экипажу этого судна увидеть или услышать эти сигналы), велось непрерывно и исчерпаны другие меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания судна.

7. При применении оружия и боевой техники должны приниматься меры по недопущению попадания пуль (снарядов) на территорию сопредельного государства, за исключением случаев отражения вооруженного вторжения или нападения с территории этого государства на территорию Российской Федерации и пресечения вооруженных провокаций на государственной границе.

Оружие и боевая техника не применяются, если не обеспечиваются меры по недопущению попадания в находящиеся в этом районе другие суда и летательные аппараты или если в результате их применения могут пострадать посторонние лица.

8. Уполномоченные должностные лица Федеральной пограничной службы Российской Федерации незамедлительно (но не позднее одних суток) сообщают:

в Министерство иностранных дел Российской Федерации о каждом случае производства предупредительных выстрелов и применения оружия и боевой техники против иностранных судов-нарушителей;

в соответствующий орган прокуратуры о каждом случае применения оружия и боевой техники, повлекшем ранение или гибель людей.

9. Военнослужащие органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации за нарушение настоящего Порядка несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
"Собрание законодательства Российской Федерации",
N 2, 12.01.98, ст.273