По сравнению с другими государствами. Развитие россии по сравнению с другими странами. Налоги в разных странах мира с «плавающей» налоговой ставкой в зависимости от годового дохода гражданина

Территория России, по сравнению с другими государствами, расположенными в сейсмоактивных регионах, в целом характеризуется умеренной сейсмичностью. Но и у нас в стране есть места, где сильно "трясет", а потому бывает крайне опасно жить.

Курилы и Сахалин

Курильские острова и Сахалин входят в вулканический Огненный пояс Тихого океана. По сути, Курилы – это верхушки вулканов, поднимающиеся над поверхностью океана, да и в образовании Сахалина вулканы сыграли не последнюю роль. Каждый день сейсмостанции фиксируют в этом районе толчки.
Ночью 28 мая 1995 года на Сахалине произошло самое большое землетрясение в России за последние сто лет. Был полностью разрушен Нефтегорск. Несмотря на то, что интенсивность толчков едва превысила 7 баллов под 12-бальной шкале, рухнули крупноблочные сейсмонеустойчивые дома. Погибли 2040 человек, больше 700 были ранены. Настоящей трагедией стало то, что в этот день у старшеклассников был выпускной. Здание, где проходил школьный бал, рухнуло, погребя под собой выпускников.
Как всегда при землетрясениях, спасатели фиксировали чудесные случаи спасения. Например, один мужчина провалился в подвал дома, где смог много дней питаться оставшимися соленьями, и выжил.

Камчатка

Полуостров тоже входит в вулканический пояс Тихого океана. На Камчатке 29 действующих вулканов и десятки «уснувших». Небольшие толчки, связанные с тектоническими процессами и с вулканической деятельностью, регистрируются каждый день. К счастью, большинство землетрясений происходит в море и в малонаселенной местности.
Землетрясение силой в 8,5 баллов, произошедшее 4 ноября 1952 года в Авачинском заливе, вошло в 15 самых сильных землетрясений XX века и было названо «Большим Камчатским». Оно вызвало цунами, которое смыло Северо-Курильск и докатилось до Японии, Аляски, Гавайских островов и даже до Чили.
После этого на Дальнем Востоке была создана сеть сейсмостанций.

Северный Кавказ и побережье Черного моря

За опасность этого региона жителям надо «благодарить» Аравийскую плиту, которая сталкивается с Евразийской. У сейсмологов район называется сложно: Крым-Кавказ-Копетдагская зона Иран-Кавказ-Анатолийского сейсмоактивного региона. Здесь часто бывают землетрясения в 9 баллов и выше. На российской стороне опасными считаются территории Дагестана, Чечни, Ингушетии и Северной Осетии.
Самыми крупными событиями называют девятибалльное землетрясение в Чечне в 1976 году и Чхалтинское землетрясение 1963 года. Все, кто родился в СССР, помнят армянский Спитак, в котором погибло 25 тысяч человек.
Неспокойно и на Ставрополье. Толчки ощущаются в городах Анапа, Новороссийск и Сочи. Большое крымское землетрясение 1927 года описано в знаменитом романе «Двенадцать стульев».

Озеро Байкал находится в середине огромной рифтовой зоны - разлома земной коры. За год здесь регистрируют до 5-6 тысяч толчков. На линии рифта, уходящей в Монголию, есть и своя «долина спящих вулканов» на Окинском плато в Бурятии.
Самое известное землетрясение на Байкале – Цаганское, произошло 12 января 1863 года. Тогда на юго-восточном берегу Байкала под воду ушла целая долина, образовался залив Провал.
Последнее сильное землетрясение произошло 27 августа 2008 года. Эпицентр находился в южной акватории Байкала, сила составила 10 баллов. В Иркутске ощущалось 6-7 баллов. Люди паниковали, выбегали на улицу, рухнула сотовая связь. В Байкальске, где ощущалось до 9 баллов, была прервана работа целлюлозно-бумажного комбината.
К счастью, большинство сильных землетрясений в этом регионе не приводит к жертвам, так как местность населена мало, а многоэтажное строительство рассчитано на подземные толчки.

Алтай и Тыва

И на Алтае, и в Туве к землетрясениям приводят сложные процессы. С одной стороны, на регион влияет громадная плита Индостана, из-за движения которой на север и образовались Гималаи, с другой – Байкальский разлом. Сейсмоактивность в регионе нарастает.
На Алтае много шуму наделало 10-балльное землетрясение, случившееся 27 сентября 2003 года. Оно докатилось до Новосибирска, Кузбасса и Красноярска. Пострадали шесть районов республики, был уничтожен поселок Бельтир, 110 семей остались без крова. Получили разрушения здания в поселках Кош-Агач и Акташ.
В Туве местное население напугало землетрясение, произошедшее вечером 27 декабря 2011 года. В поселках республики трещали и рушились дома. Люстры раскачивались в домах жителей Абакана и Новокузнецка. Страха добавляло то, что на улице был лютый мороз. Сейсмоактивность продолжалась почти всю зиму. Так, в феврале 2012 года сейсмологи насчитали больше 700 толчков.

В огромной по площади Якутии существует два сейсмоопасных пояса. Северный идет от дельты Лены к Охотскому морю вдоль хребта Черского, южный – Байкало-Становой протянулся от Байкала к Охотскому морю. Каждый день здесь происходит по два-три толчка. Сильнейшим землетрясением называют девятибалльное Оймяконское землетрясение 1971 года. Подземные толчки ощущались на территории в миллион квадратных километров и докатились до Магадана. А в апреле 1989 года между долинами рек Лена и Амур произошло землетрясение в 8 баллов на площади в полтора миллиона квадратных километров! Сами якуты уверяют, что на долю республики приходится почти треть всей сейсмоактивности России.

За 300 лет на Урале отмечено 42 землетрясения силой от 3 до 6,5 баллов.
Последние исследования говорят о том, что здесь возможны толчки и до 7 баллов. Правда, такое случается раз в 110-120 лет. Сейчас как раз идет усиление сейсмоактивности.
Последнее сильное землетрясение произошло 30 марта 2010 года недалеко от Качканара. В эпицентре сила толчков составила 5 баллов. В домах дрожали стекла, срабатывали автосигнализации в машинах.

Конечно, тем, кто живет в центральных регионах, происходящее на окраинах России покажется далеким, но, оказывается, существуют события, которые затрагивают всю страну. Так, 24 мая 2013 года на дне Охотского моря, на глубине в 620 километров произошел толчок силой 8 баллов. Землетрясение стало уникальным: оно прокатилось по всей стране и , став четвертым в Западной России за последние 76 лет.
Это землетрясение доставило немало острых ощущений обитателям столичных небоскребов. Некоторые офисы эвакуировали работников.

Мне, как гражданину своей страны хотелось бы гордиться своей
Родиной. В юности я с ребятами выходил в поле, в лес, на реку,
слышал пение птиц, журчанье весенних ручьёв, видел разноцветие трав и
принял в своё сердце красоту окружающей меня природы. И был счастлив,
что я родился в России. С годами я увидел, что природа стала
изменяться, появился завод с выбросами вредных газов и текущим от
завода отравленным ручьём, была построена автомобильная трасса с постоянным
автомобильным движением. Исчезли все птицы кроме ворон да воробьёв.
В чистом лесу, который я посещал в юности, теперь стали кучи мусора
по лесным дорогам и полянам. И это только мои частные наблюдения
за природой. В России есть множество огромных свалок и болот с
ядовитыми отходами. Из всех отходов по мировой статистике в России
перерабатывается 5 процентов, в Японии 96 процентов, в Германии 95 процентов.
В отношении нас есть неприличное слово, не буду его печатать. Главным
приоритетом являются военные расходы, на 2017 год заложено 2840 млрд.
рублей или 17,23 процента от Бюджета и на правоохранительные органы
1270 млрд. рублей. На образование -549,0, здравоохранение -363,0, на
культуру -93,0, на физкультуру и спорт -86,0 и всего -1091 млрд. рублей.
Это в 2,5 раза меньше военных расходов и меньше, чем на силовые
структуры. Такого соотношения нет ни в одной развитой стране мира.
В России 15500 танков, это наступательная техника, мы собираемся воевать?
И воюем за пределами России, в то время как в оборонительных целях
значительно дешевле и эффективнее иметь новые виды противотанкового
оружия. В США такое вооружение есть. Подготовка к войне, военный
ажиотаж - это не только агрессивная но и близорукая политика военных.
Никогда США и другие страны не нападут на Россию даже при большом
сокращении вооружения. Более того, нас перестанут воспринимать, как
агрессоров. Разрушение России с её экономическими связями по нефти и
газу, приведёт к катастрофе и Европу. Кому это надо. Почему так
происходит? Мы не можем показать Россию с большими научными и
техническими достижениями, а вот в военной технике можем многим странам
диктовать свои условия. Это государственный эгоизм в открытом виде.
Президент Путин в своих выступлениях хвастается о новых видах вооружений
не имеющих аналогов в мире. И что же? Европейские страны и США должны
радоваться этому? Значит они естественно будут усиливать свой военный
потенциал, а возможности их бюджетов гораздо больше чем наш, основанный
на поборах с народа через всё новые и новые налоги. Будущее
благосостояние народа совершенно не соответствует радужной картине Путина.
Только в отсталых странах ВВП страны растёт в год около 1,5 процентов,
промышленное производство практически не развивается, инвестиции сокращаются.
И совершенно не случайно к нам относятся как к потенциальным
агрессорам. Почему бывшие страны Варшавского договора вступили в НАТО?
Значит из двух зол выбирают меньшее.
Взаимоотношения людей, коррумпированность страны, усиление
безнравственности, всё это зависит от уровня сознания, совести
и нравственности Президента страны, Правительства, Государственной Думы
(когда Дума независима) и большинства народа, попадающих под влияние
СМИ и существующей агрессивной среды. Захват высшими чиновниками
Власти национальных богатств страны, вывоз капитала за границу стало
восприниматься многими людьми как норма нашей жизни, но это же глубокая
духовная деградация России. И получили мы в целом по России бездуховное,
безнравственное общество и через это, отстающую экономику от передовых
стран мира, хвастаясь только военной техникой, высасывающей деньги из
народа.
Есть главный показатель характеризующий состояние экономики страны -
это валовой внутренний продукт (ВВП), как совокупность всех благ
произведённых на территории страны в течение года и наш уровень
развития. По этому комплексному показателю на одного человека мы в 2016
году заняли не очень почётное 73-е место среди всех стран мира.
Огромные национальные богатства страны - нефть, газ, золото, лес и другие
ископаемые не характеризуют страну как ведущую экономическую державу.
Мы занимаем второе место только по вооружению, по боевой технике,
по милитаризации страны. Я не знаю, чтобы наши СМИ рассказывали о
наших мировых достижениях в области науки, промышленного машиностроения,
робототехники, изделий промышленного и бытового назначения. Проблема
состоит не в том, чтобы повышать на 5 - 10 процентов пенсии и зарплаты
народу, поднять минимальный размер оплаты труда и оставаться с огромным
количеством людей в условиях выживания. Я пришёл к выводу, что наш
Президент, Правительство, Госдума и другие государственные структуры
озабочены не уровнем жизни народа, а личным обогащением, подгребая под
себя национальные богатства в поисках внутренних и внешних врагов.
А народу вещают благоприятное будущее развитие России. С чего бы это?
Главная ошибка, а точнее преступление Власти, перед тяжёлым будущим
России, когда Президент становится бесконтрольным, полновластным хозяином
страны. Каждый человек имеет свои недостатки, а у Президента эти
недостатки, амбиции, желание подмять всех под себя многократно
увеличиваются. Это относится к любому главе государства, любой страны.
И не случайно во всех развитых странах мира Президент избирается не
более чем на два срока. А у нас эти два срока трактуются под
Президента и получается пожизненно. Совершенно не случайно, что в
ближайшем окружении Президента находятся миллиардеры, подконтрольные
только Путину, поэтому созданы все условия для государственной даже
не коррупции, а захватывания богатств страны. Я поверил Борису Немцову
когда он в своей книге перечислил и показал фотографии около двадцати
дворцов Путина по всей стране. Было бы удивительно при единовластии
оказаться только с относительно скромным государственным окладом,
беднее всех богатейших людей России. А кого у нас из богатых хватают,
арестовывают, сажают или выпускают? Действительно коррупционеров или
чтобы отобрать богатства, хотя бы частично, и поставить на своё место?
Важнейшим показателем развития страны считается уровень (индекс)
экономической свободы, как уровень не вмешательства государства в
процессы производства, распределения и потребления промышленной и
сельскохозяйственной продукции. Уровень свободы рассчитывают по среднему
арифметическому десяти критериев - собственности, инвестиций, труду,
торговли, монитарной, фискальной, финансовой, наличие коррупции, доли
правительства в регулировании экономикой. Оценочная шкала от 0 до 100
баллов, которые в итоге суммируются. Чем выше количество баллов, тем
выше уровень экономической свободы. Страны с наиболее свободной
экономикой (от 80 баллов и выше) считаются Гонконг, Сингапур, Новая
Зеландия, Австралия и Швейцария. Нас следует искать ближе к концу
списка.

Сравнительная таблица развития развитых стран за 2016 год: долл.

Страны ВВП числ. ВВП Всего в т.ч. в т.ч. бизнес
млрд. млн. один баллов корруп. собств.
долл. чел. чел.
1.США 18558 322,6 57220 76,2 73 80 88.8
2.Китай 11383 1374,2 8240 52,7 40 20 52.1
3.Япония 4412 126,8 34870 73.3 74 80 84.1
4.Германия 3468 81,3 41895 73.8 78 90 88.2
5.Англия 2761 65,6 42105 75.8 76 90 91.1
6.Франция 2463 66,5 38173 62.5 71 80 80.2
7.Италия 1848 60,6 30232 61.7 43 55 71.9
8.Индия 2289 1286,7 1747 54.6 36 55 43.3
9.Бразилия 1534 205,4 7747 56.6 42 50 53.6
10.Канада 1462 36,0 40409 79.1 81 90 89.0
11.Австралия 1200 24,0 49144 81.4 81 90 94.1
12.Южная 1321 51,5 25990 - - - -
Корея
13.Россия 1133 146,5 7743 52.1 28 20 76.3
Так что гордиться нам в общем то и не чем, а вот долларовых
миллиардеров у нас за 2016 год 96 человек, больше чем в Англии (50),
Франции (39), Японии (27), Канаде (33), Бразилии (31), Швеции (26),
Австралии (25). Ещё более красочный показатель долларовых миллионеров
132 тысячи человек, их число увеличилось на 10 процентов по сравнению
с 2015 годом, а бедные люди стали ещё беднее. Дело вовсе не в
зависти к богатым, а в созданных условиях их обогащения за короткие
сроки.
Может люди всё-таки поймут, что в России далеко не всё
благополучно и существующая Власть не готова к преображению страны,
а усиление репрессий к инакомыслящим не приведёт к лучшей жизни,
только ускорит развал системы. Когда Власть и обыватели ищут врагов
внутри страны и за её пределами, то они обязательно появятся, так
как враги сидят внутри нас, в нашем сознании, в наших негативных
чувствах.
Главный смысл этой и других моих статей состоит в том, что
необходимо менять не внешние условия правления обществом, а глубокое
духовное, нравственное преображение страны. Нет смысла одних эгоистических
правителей менять на других, стремящихся к власти. Как показал опыт
всех предыдущих революций и революционных ситуаций в истории России,
любая попытка изменить внешние условия развития страны без изменения
состояния сознания народа обречена на провал, ибо внешний мир есть
отражение мира внутреннего отдельного человека и всего общества. Уровень
сознания определяет Бытие, а Бытие формирует реальность. А наша
философия искажает эту великую Истину.
Великие космические Владыки, Учителя человечества давно предлагают
новые пути развития России через свои Послания, но Президент, Правительство
и многие из народа зациклилось на стремлении к обогащению, принимая
за истину ложь и обман Власти через существующие СМИ. Россия
выбирает свой дальнейший тяжёлый путь развития. Люди могут только сами
себе помочь избегая в своей жизни жадность, жестокость, предательство.
По космическому Закону каждый получит в своей будущей судьбе то, что
сотворил. К сожалению наша христианская религия искажает истинное
учение Иисуса Христа, она не ведёт к Богу, не открывает духовного
совершенствования народа. Это было и в 1917 году.
История нас ни чему не учит. В России миллионы верующих
христиан, а страна оказалась в глубоком нравственном и духовном кризисе.
В чём же причина? Верующие увлеклись внешними ритуалами, просьбами к
Богу помочь себе и своим близким, но выхолощено истинное Учение Иисуса
Христа и религия срослась с Властью. Это трагедия. Уважаемые христиане
и служители церкви вы внимательно прочитали Нагорную Проповедь Иисуса
Христа в Евангелие от Матфея? Так почему же не исполняете? Почему
просите защиты чувств верующих, когда сами должны всех прощать и всем
помогать. Иисус Христос сказал в Нагорной Проповеди:"Любите врагов ваших,
благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь
за обижающих вас и гонящих вас". "Если вы будете прощать людям
согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете
прощать согрешения их, то и Отец вам не простит согрешений ваших".
"Не всякий кто слушает эти мои слова и не исполняет их, подобен
будет глупцу, который построил дом свой на песке". "Не всякий, говорящий
мне: "Господи! Господи! войдёт в Царствие Небесное, но исполняющий волю
Отца моего Небесного". Так почему же вы христиане и служители церкви
призываете к защите своих чувств и не защищаете от извергов, избивающих
в тюрьмах осужденных, не защищаете от "правохватательных" полицейских
людей на митингах и выступающих с критикой Власти, не защищаете от
ложных обвинений и беспредела судов?

Примечание: Каждый день по радио и телеканалам я слышу призывы
ведущих помочь больным детям для лечения в России или чаще всего
за границей. Если наша медицина отстаёт от некоторых развитых стран,
то хотя бы в Правительстве создали специальный фонд (можно за счёт
финансирования армии и силовых структур) помощи больным детям. Я не
знаю ни одного случая, чтобы близкие Президенту миллиардеры раскошелились
для больных детей, а так же тысячи российских миллионеров, или это
государственная тайна? Я считаю - это ПОЗОР нашему Правительству и
богатым людям страны. О какой же нравственности и духовности можно
говорить? Нашей идеологией стало необузданное стремление Власти к
обогащению и это как эпидемия растеклась по России.
Однажды Путин сказал Роману Абрамовичу: делиться надо и вот
журналисты ВВС в программе Panorama привели слова бывшего главы
Совкомфлота Дмитрия Скарги о том, что Роман Абрамович подарил Путину
57 - метровую яхту "Олимпия" стоимостью 37 миллионов долларов. Когда
молодые дети чиновников верхних эшелонов Власти становятся миллионерами
и занимают высокие руководящие должности, имеют вклады и особняки за
границей, то о какой борьбе с коррупцией можно говорить? Эта мнимая
борьба в виде расправы с идеологическими противниками (таких примеров
более чем достаточно), или реальная борьба на уровне местной власти.

На протяжении всей истории страны в умах лучших представителей
народа присутствовала убеждённость в том, что Россия имеет свой
уникальный путь, свою особую миссию и этот путь связан с глубокой
истинной Верой в Бога. Эта Вера в особый духовный путь, в высшую
справедливость передавалась через энергоинформационные поля людей из
поколения в поколение со времён высоко духовной Гипербореи, бывшей на
севере России. Однако через многие века и властные структуры произошла
духовная деградация большинства населения северных территорий. А сегодня
наши невежественные политологи считают, что никакого особого пути у
нас нет. Одной из уникальных и очень важных открытий для народа
может служить книга: "Духовная миссия России". Эта книга как глоток
горного воздуха, как святой источник для совершенствования сознания,
для нравственного просвещения народа, для дальнейшего пути развития
России. Книга основана на Посланиях Великих Учителей человечества. Она
была выпущена тиражом 2000 экземпляров. Можно только удивляться, что
это небольшое количество книг не распроданы по всей России. Этот
пример ещё раз показывает сложившуюся ситуацию - тёмные силы, негативные
энергии как ржавчина разъедают народ России.
Из всего сказанного возникает вопрос - следует ли на выборах
Президента избирать другого человека вместо Путина? Проблема России
состоит в том, что общий духовный уровень народа соответствует
духовному уровню Президента и его команды (с отдельными нюансами).
Другой человек вместо Путина не будет лучше по нашим общим понятиям.
Только нравственное преображение народа России может дать и духовного
лидера страны. К сожалению мы оказались в тупике, и будем развёрнуты
к Богу силовым методом через катаклизмы и наши трагедии. Мы сами,
если даже неосознанно, выбрали негативный путь нашего дальнейшего развития.

Подоходный налог - это основной вид прямых налоговых платежей. Он взимается как с юридических, так и с физических лиц. Исчисляется в процентах от годового дохода человека.

Во многих странах подоходный налог взимается исключительно с физических лиц, то есть людей, которые работают по найму, а не являются индивидуальными предпринимателями или акционерами компаний. В таких государствах юридические лица ежегодно вносят налог на прибыль, который также исчисляется в процентах от годовой прибыли предприятия или организации.

В экономике считается, что высокие налоговые ставки в государстве уменьшают конкурентоспособность страны по сравнению с другими государствами.

Страны с самыми низкими налогами на прибыль для юридических лиц

Место в рейтинге налогов Название страны Ставки налогов (в % от общего дохода предприятия)
1 Македония 7,4
2 Катар 11,3
3 Кувейт 12,8
4 Бахрейн 13,5
5 Лесото 13,6
6 Саудовская Аравия 14,5
7 Замбия 14,8
8 Объединенные Арабские Эмираты 14,8
9 Грузия 16,4
10 Сингапур 18,4
11 Хорватия 18,8
12 Люксембург 20,2
13 Армения 20,4
14 Намибия 20,7
15 Камбоджа 21
16 Канада 21
17 Черногория 22,3
18 Гонконг 22,8
19 Оман 23
20 Кипр 23,2
21 Босния и Герцеговина 23,3
22 Монголия 24,4
23 Маврикий 24,5
24 Ботсвана 25,3
25 Лаос 25,8
26 Ирландия 25,9
27 Дания 26
28 Таиланд 26,9
29 Болгария 27

С новыми поправками в налоговом кодексе Вы можете ознакомиться посмотрев видео, представленном ниже.

Самые низкие подоходные налоги в разных странах мира для физлиц

Место в рейтинге Название страны Ставка подоходного налога (в %)
1 Албания 10
2 Босния и Герцеговина 10
3 Болгария 10
4 Казахстан 10
5 Беларусь 12
6 Макао 12
7 Россия 13
8 Иордания 14
9 Коста-Рика 15
10 Гонконг 15
11 Литва 15
12 Маврикий 15
13 Сербия 15
14 Судан 15
15 Йемен 15
16 Венгрия 16
17 Румыния 16
18 Ангола 17
19 Украина 18
20 Черногория 19
21 Словакия 19

C самыми странными налогами в мире Вы можете ознакомиться, посмотрев видео.

Таблица стран с самыми высокими налогами

Страны с самыми высокими налогами в мире

Место в рейтинге Название государства Размер общей налоговой ставки (в %)
1 Аргентина 137,3
2 Боливия 83,7
3 Таджикистан 80,9
4 Колумбия 75,4
5 Алжир 72,7
6 Мавритания 71,3
7 Бразилия 69
8 Гвинея 68,3
9 Франция 66,6
10 Никарагуа 65,8
11 Венесуэла 65,5
12 Италия 65,4
13 Китай 64,6
14 Чад 63,5
15 Гамбия 63,3
16 Бенин 63,3
17 Тунис 62,4
18 Индия 61,7
19 Испания 58,2
20 Коста-Рика 58
21 Бельгия 57,8
22 Шри-Ланка 55,6
23 Украина 52,9
24 Австрия 52
25 Кот-д`Ивуар 51,9
26 Мексика 51,8
27 Япония 51,3

Список стран с самыми высокими подоходными налогами:

  1. Аруба. Налоговая ставка равна 58,95 %. В данную ставку входит социальный налог, который, в свою очередь, включает:
  • Пенсионный взнос. Выплачивается как работодателем, так и рабочим. Работник обязан отчислять 4 %, а работодатель выплачивает 9,5 %.
  • Страховой взнос. Выплачивается также работодателем в сумме 8,9 % и наемным рабочим в сумме 2,6 %.
  1. . Ставка подоходного налогового платежа равна 56,6 %, из которых 7 % - это социальный взнос.
  2. Дания. Ставка - 55,4 %. До 2008 года на территории Дании действовала ставка подоходного налога в размере 62,3 %, но правительство приняло решение уменьшить размер налога. В стране уклониться от выплаты налоговых платежей практически невозможно. Налогами облагается даже церковь, которая отчисляет до 1,5 % от дохода.
  3. Нидерланды. Ставка подоходного налогового платежа равна 52 % (ранее данный налог достигал 72 %). Помимо подоходного налогового платежа, граждане страны обязаны отчислять налог на пользование землей в размере 6 % и налог при получении наследства в размере 40 %.
  4. Бельгия. Налоговые ставки:
  • Подоходный - 50 %.
  • Социальный взнос - 13 %.
  • Муниципальный - 11 %.
  1. Австрия и Япония. Сумма подоходного налога в этих странах равна 50 %.
  2. . Ранее фиксированная ставка равнялась 53,5 %, но в 2004 году по решению правительства налогообложение физических лиц снизилось до 49,2 %.
  3. Ирландия является одной из стран с самой высокой ставкой подоходного налога, которая равна 48 %. Напомним, что данная ставка намного выше среднего подоходного налога на всей территории северной части Европы, который равняется на сегодняшний день 40 %.
  1. Великобритания. Правительством страны в 2010 году было принято решение об увеличении ставки подоходного налогового платежа на 10 % (в 2010 году ставка с учетом повышения равнялась 50 %). Но повышение себя не оправдало, и с 2013 года она равняется 45 %, то есть стала ниже на 5 %.

Подоходный налог в разных государствах

Данный вид налогового платежа в разных странах исчисляется по-разному.

Есть государства с единой фиксированной ставкой, а есть и такие, где сумма отчисляемых средств напрямую зависит от годового дохода гражданина.

Подоходные налоги в странах мира с фиксированной ставкой:

  1. Беларусь - 13 %.
  2. - 10 %.
  3. Латвия - 25 %.
  4. Литва - 15 %.
  5. Эстония –- 20 %.
  6. Россия - 13 %.

Налоги в разных странах мира с «плавающей» налоговой ставкой в зависимости от годового дохода гражданина:


Размер подоходного налога в разных странах

Страна Размер подоходного налога (в %)
56,50
Зимбабве 45,00
50,30
50,00
Словения 50,00
Ирландия 48,00
Греция 46,00
Республике Конго 45,00
Люксембург 43,60
Папуа - Новая Гвинея 42,00
ЮАР 40,00
Чили 40,00
Гвинея 40,00
Сенегал 40,00
40,00
Тайвань 40,00
Уганда 40,00
39,60
Норвегия 40,00
Марокко 38,00
Южная Корея 38,00
Суринам 38,00
Намибия 37,00
Алжир 35,00
Аргентина 35,00
Барбадос 35,00
Камерун 35,00
Кипр 35,00
Эквадор 35,00
Экваториальная Гвинея 35,00
Эфиопия 35,00
Габон 35,00
Мальта 35,00
Таиланд 35,00
Тунис 35,00
35,00
Вьетнам 35,00
Замбия 35,00
Венесуэла 34,00
Индия 33,99
Колумбия 33,00
Мавритания 33,00
Новая Зеландия 33,00
Пуэрто-Рико 33,00
Свазиленд 33,00
Мозамбик 32,00
Филиппины 32,00
32,00
Конго 30,00
Сальвадор 30,00
Индонезия 30,00
Кения 30,00
Лесото 35,00
Малави 30,00
Мексика 30,00
Никарагуа 30,00
Перу 30,00
Руанда 30,00
Сьерра-Леоне 30,00
Танзания 30,00
Бразилия 27,50
Самоа 27,00
25,00
Малайзия 26,00
Азербайджан 25,00
Бангладеш 25,00
Доминиканская Республика 25,00
Египет 25,00
Гана 25,00
Гондурас 25,00
Ямайка 25,00
Панама 25,00
Тринидад и Тобаго 25,00
Лаос 24,00
Нигерия 24,00
Шри-Ланка 24,00
Албания 10,00
Чешская Республика 22,00
Сирия 22,00
Узбекистан 22,00
Эстония 21,00
Лихтенштейн 21,00
Афганистан 20,00
Камбоджа 20,00
Фиджи 20,00
Грузия 20,00
Остров Мэн 20,00
Ливан 20,00
Мадагаскар 20,00
Мьянма 20,00
Пакистан 20,00
Сингапур 20,00
Молдова 18,00
Ангола 17,00
17,00
Румыния 16,00
Коста-Рика 15,00
Венгрия 16,00
Ирак 15,00
Сербии 15,00
Сейшельские острова 15,00
Судан 15,00
Йемен 15,00
Иордания 14,00
Боливия 13,00
Таджикистан 13,00
Макао 12,00
10,00
Косово 10,00
Ливия 10,00
Монголия 10,00
Гватемала 31,00
  • Раздел 1. Общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины
  • Тема 1. Возникновение теории государства и права как науки
  • Тема 2. Предмет теории государства и права
  • Тема 3. Методология теории государства и права
  • Тема 4. Теория государства и права как учебная дисциплина
  • Раздел 2. Происхождение государства и права
  • Тема 1. Общая характеристика первобытно-общинного строя
  • Тема 2. Причины и условия возникновения государства и права
  • Тема 3. Пути реформирования государства и права
  • Тема 4. Общая характеристика теорий происхождения
  • Раздел 3. Типология государства и права
  • Тема 1. Необходимость в типологии
  • Тема 2. Понятие типа и сущности государства
  • Тема 3. Формационные и цивилизационные типологии
  • Тема 4. Разновидность смены типов государства
  • Тема 5. Характеристика основных типов государства
  • Тема 6. Основные черты государства и права в период
  • Раздел 4. Государство в политической системе общества
  • Тема 1. Понятие и структура политической системы общества
  • Тема 2. Государство - основное звено
  • Тема 3. Государство и политические партии
  • Тема 4. Государство и религиозные организации
  • Тема 5. Государство и предпринимательские структуры
  • Тема 6. Государство и органы местного самоуправления
  • Раздел 5. Функции государства
  • Тема 1. Понятие и содержание функций государства
  • Тема 2. Генезис развития функций советского государства
  • Тема 3. Функция сотрудничества с другими государствами
  • Тема 4. Формы осуществления функций
  • Раздел 6. Механизм государства
  • Тема 1. Понятие и содержание механизма государства
  • Тема 2. Органы государства и их классификация
  • Тема 3. Принципы организации и деятельности
  • Тема 4. Компетенция органов власти
  • Тема 5. Государственная служба
  • Тема 6. Роль и место бюрократии в механизме государства
  • Раздел 7. Формы государства
  • Тема 1. Сущность и предназначение государства
  • Тема 2. Формы государственного правления
  • Тема 3. Формы территориального устройства
  • Тема 4. Нетипичные формы правления
  • Тема 5. Территориальное устройство российской федерации
  • Тема 6. Формы политического (государственного) режима
  • Тема 7. Чрезвычайные государственно-правовые режимы
  • Тема 8. Причины и особенности изменения форм государства
  • Раздел 8. Понятие и содержание права. Основные подходы к его пониманию
  • Тема 1. Происхождение права
  • Тема 2. Основные теории, объясняющие происхождение права
  • Тема 3. Право в системе социальных и технических норм
  • Тема 4. Признаки права
  • Тема 5. Общие принципы права
  • Тема 6. Функции права
  • Тема 7. Типология права
  • Раздел 9. Основные правовые семьи мира
  • Тема 1. Основные черты правовых семей
  • Тема 2. Романо-германская (континентальная) правовая семья
  • Тема 3. Англосаксонская правовая семья (общего права)
  • Тема 4. Религиозно-традиционные правовые семьи
  • Тема 5. Социалистическая (российская) правовая семья
  • Раздел 10. Нормы права
  • Тема 1. Понятие нормы права и ее признаки
  • Тема 2. Структура правовой нормы
  • Тема 3. Основные виды правовых норм
  • Тема 4. Соотношение правовой нормы и статьи
  • Тема 3. Действие нормативных правовых актов
  • Раздел 12. Правотворчество
  • Тема 1. Понятие, принципы и способы правотворчества
  • Тема 2. Стадии правотворческого процесса
  • Тема 3. Приемы и методы, используемые
  • Раздел 13. Система права
  • Тема 1. Система права и ее структурные элементы
  • Тема 2. Частное и публичное право
  • Тема 3. Правовые режимы
  • Тема 4. Соотношение норм международного
  • Раздел 14. Система законодательства
  • Тема 1. Система законодательства
  • Тема 2. Чрезвычайное законодательство в системе
  • Тема 3. Соотношение системы права
  • Тема 4. Развитие системы права и системы законодательства
  • Тема 5. Основные тенденции развития
  • Раздел 15. Правовые отношения
  • Тема 1. Понятие и условия возникновения правоотношений.
  • Тема 2. Содержание правовых отношений
  • Тема 3. Структура правоотношений
  • Тема 4. Юридические факты
  • Тема 5. Виды правоотношений
  • Раздел 16. Реализация права
  • Тема 1. Понятие и виды реализации права
  • Тема 2. Применение норм права
  • Тема 3. Правоприменительный акт
  • Тема 4. Пробелы в праве
  • Раздел 17. Толкование норм права
  • Тема 1. Понятие и цели толкования норм права
  • Тема 2. Виды толкований норм права
  • Тема 3. Приемы (способы) толкования правовых норм
  • Тема 4. Акты толкования норм права
  • Раздел 18. Механизм правового регулирования
  • Тема 1. Понятие механизма действия права
  • Тема 2. Понятие и стадии механизма правового регулирования
  • Тема 3. Аспекты механизма правового регулирования
  • Раздел 19. Правомерное поведение, правонарушения и юридическая ответственность
  • Тема 1. Понятие и признаки правомерного поведения
  • Тема 2. Понятие и признаки правонарушения,
  • Тема 3. Состав правонарушений
  • Тема 4. Юридическая ответственность и ее виды
  • Тема 5. Помилование как акт милосердия,
  • Раздел 20. Законность и правопорядок
  • Тема 1. Понятие и основные принципы законности
  • Тема 2. Гарантии законности
  • Глава 7. Судебная власть
  • Тема 3. Законность и целесообразность
  • Тема 4. Содержание понятия законности в россии
  • Тема 5. Понятие правопорядка,
  • Тема 6. Социальное значение законности и правопорядка
  • Раздел 21. Государство, право и личность
  • Тема 1. Соотношение государства, правовой системы и личности
  • Тема 2. Основные положения правового статуса
  • Тема 3. Принципы правового статуса личности
  • Тема 4. Механизм реализации правового статуса личности
  • Раздел 22. Правосознание и правовая культура
  • Тема 1. Понятие, структура, виды и функции правосознания
  • Тема 2. Понятие правовой культуры
  • Тема 3. Правовое воспитание
  • Раздел 23. Государство, право и экономика
  • Тема 1. Соотношение государства, права и экономики
  • Тема 2. Воздействие права на экономику
  • Тема 3. Воздействие государства на экономику
  • Тема 4. Советская социалистическая модель
  • Тема 5. Западная либеральная модель
  • Раздел 24. Роль государства в формировании рыночных отношений в современной россии
  • Тема 1. Способы и средства, применяемые государством
  • Тема 2. Банковская система государства
  • Тема 3. Пути повышения эффективности национальных экономик
  • Тема 4. Государство, экономика
  • Тема 5. Проблемы формирования рыночных отношений
  • Тема 6. Социальная ответственность бизнеса
  • Раздел 25. Правовое государство
  • Тема 1. Становление и развитие идеи правового государства
  • Тема 2. Условия формирования правового государства
  • Тема 3. Понятие и признаки правового государства
  • Тема 4. Проблемы и пути формирования правового
  • Раздел 26. Государство, право и гражданское общество
  • Тема 1. Взаимосвязь государства, права
  • Тема 2. Структура гражданского общества
  • Тема 3. Признаки гражданского общества
  • Тема 4. Формирование гражданского общества
  • Содержание
  • Тема 4. Разновидность смены типов государства

    Смена государственно-правовых систем происходит тремя путями. Фактически каждое государство в процессе своего исторического развития в той или иной степени использовало все варианты смены своих государственно-правовых систем.

    Революция - резкое и быстрое изменение существенных признаков государственно-правовой системы с целью укрепления и формирования другой общественно-экономической формации. Ядром революции является акт, как правило, насильственного овладения государственной властью.

    Наиболее точно и лапидарно сущность революций выразил в афористичной форме французский писатель Виктор Гюго, сказавший, что нищета порождает революцию, а революция - нищету.

    Эволюция - постепенное, преимущественно ненасильственное, изменение существенных признаков государственно-правовой системы с той же, что при революции, целью.

    Конвергенция - постепенное сближение различных формаций и государственно-правовых систем, в частности капиталистической и социалистической. По своей сути конвергенция - проявление эволюционной смены типа государства и прав.

    Тема 5. Характеристика основных типов государства

    Рабовладельческое государство

    Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (8-6 вв. до н. э.) и в Риме (6 в. до н. э.). Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик.

    Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников - рабов. Главные создатели материальных благ - рабы - не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектами права и эксплуатации.

    Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки - ремесленники, мелкие земледельцы. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений-восстаний (восстание рабов в Сицилии во 2 в. до н. э., восстание Спартака в 1 в. до н. э. и др.).

    К внутренним функциям рабовладельческого государства относились: 1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; 2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия; 3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.

    Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции обороны своей территории и мирных связей с другими государствами; функцию захвата чужих территорий; функцию управления завоеванными территориями. Важнейшую роль в этом играла армия. Она участвовала в осуществлении внешних и внутренних функций. Частями государственного аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

    Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Рим становится неограниченной монархией.

    Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый - демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид - аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители власти и представители крупной военно-земельной аристократии.

    В императорский период рабовладельческое право Рима достигло наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.

    Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка. Ему на смену шло феодальное государство.

    Таким образом, основой рабовладельческого государства являлась частная (персонифицированная) собственность на средства производства, включая рабов: раб - говорящий инструмент. Признавалось юридическое (формальное) равенство свободных, конечно, с поправками "на должность" и социальное положение.

    Феодальное государство

    На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

    Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

    Классовая дифференциация феодального общества сочеталась с делением на сословия. Это такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

    Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: а) децентрализованной феодальной раздробленности; б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

    В государственный аппарат феодального государства входили войска, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды. На последнем этапе развития феодального общества стали зарождаться буржуазные производственные отношения, в основе которых работник имел возможность свободно продавать свой труд.

    Подводя итог, необходимо отметить, что основа феодального государства - частная собственность на средства производства, включая феодальную собственность на землю, но не работников (по общему правилу). Жесткое разделение общества, в том числе феодалов, на сословия и сословные группы с четко выраженным юридическим неравенством.

    Буржуазное (капиталистическое) государство

    Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом: "Свобода, равенство, братство". Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной - огромный шаг вперед по пути социального прогресса.

    Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане считались равны перед законом, но сохранялось экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов - буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения. В своем развитии оно прошло ряд этапов.

    Первый этап можно назвать периодом становления и развития. Это период конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяет стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

    Для более эффективного развития рыночных отношений в государствах формируются банковские системы. По мере развития денежно-кредитной национальной системы происходит процесс централизации банковской эмиссии в немногих крупных коммерческих банках. Впоследствии монопольное право выпуска банкнот и проведение единой кредитно-денежной политики государства стало закрепляться за одним банком, ставшим центральным. Необходимость создания центральных банков возникла как историческая и экономическая потребность в условиях дальнейшего развития рыночных отношений.

    С целью избежания потерь на финансовых рынках стал необходим единый финансовый орган государства, обладающий контрольно-надзорными функциями по отношению к другим финансово-кредитным структурам. В большинстве европейских стран функции центрального банка были закреплены государством за отдельными банками в период с середины XIX - XX в. Например, полномочия единого эмиссионного центра были закреплены: за Банком Франции в 1848 г.; за Банком Испании - в 1874 г.; Федеральная резервная система США была создана в 1913 г.

    По указу императора Александра II Государственный банк России был учрежден в 1860 г. В соответствии с уставом он подчинялся министерству финансов и являлся банком краткосрочного коммерческого кредита, предназначенным содействовать "упрочению денежной кредитной системы" и "оживлению торговых оборотов" в стране. Вначале он не имел эмиссионного права, обладая лишь разрешением о "временных выпусках" в небольших объемах кредитных билетов, в том числе векселя и срочные обязательства.

    В 1884 г. по инициативе министра финансов России С.Ю. Витте, являвшегося сторонником идеи национальной экономики, был принят новый устав Государственного банка. Теперь он стал обладать правом кредитования отечественных производителей посредством выдачи промышленных ссуд, значительную часть которых составляли кредиты, предоставляемые для развития промышленности и торговли, а также крестьянам и ремесленникам.

    Второй этап совпал с периодом монополистического капитализма (углубление кризиса буржуазной государственности: конец XIX в. - первая половина XX в.). В экономике происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкурентоспособности объединяются, монополизируются различные виды производства. Возникают мощные объединения - тресты, синдикаты, корпорации и т.п. Усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

    Следствием этого стали периодические кризисы, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Это привело к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных идей. Парижская Коммуна 1871 г. - исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.

    На рубеже XIX и XX столетия буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии, которая начинает отказываться от демократии и законности. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во внешней - функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия XX в. - это годы Первой мировой войны, пролетарских революций, распад колониальной системы, тяжелые экономические кризисы. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива - или саморазрушение под натиском острых противоречий, или реформы и преобразования. Они выбрали второй путь.

    В 30-е годы двадцатого столетия буржуазное государство вступило в третий этап своего развития, который является переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил "Новый курс" президента США Ф. Рузвельта. Однако более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, стали происходить только после Второй мировой войны. На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Экономика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям.

    Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и вместе с другими слоями общества образуют "средний" класс - основной стабилизатор общественных отношений.

    Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из потребностей всего общества - экономическая, социальная. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.п.

    Буржуазное государство - это, прежде всего, неукоснительное распространение частной собственности на средства производства. Оно функционирует в условиях научного и технического прогресса, полного юридического равенства всех без исключения членов общества.

    Социалистическое государство

    Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности и христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

    Основные учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны.

    В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь уже на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.

    Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим "полугосударством", которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.

    Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам. В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные деформациями и стремившиеся перейти к социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реалистичны. Они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. Догматизм в теории, субъективизм, волюнтаризм и необоснованное стремление к "большим скачкам" в социальном развитии, как свидетельствует не только опыт Китая, приводит к ошибкам в практике государственного строительства (например, опыт культурной революции).

    Социалистическое государство характеризуется следующими основными чертами: принудительная отмена частной собственности и обобществление средств производства; формальное юридическое равенство граждан; декларируемая цель государственно-правовой системы - всеобщее материальное и духовное благополучие людей.

    Характеристика особо охраняемых природных территорий (ООПТ категорий Ia, Ib и II по международной классификации) в отдельных странах мира

    Количество ООПТ, ед.

    Общая площадь ООПТ

    Средняя площадь одного ООПТ,

    в % от территории страны

    Россия

    34,9 1

    294 2

    Европа

    Беларусь

    Германия

    Нидерланды

    Норвегия

    Финляндия

    Швейцария

    Азия

    Индонезия

    Казахстан

    Туркмения

    Узбекистан

    Америка

    Австралия и Океания

    Австралия

    Новая Зеландия

    1 Млн. га; без учета морской акватории, входящей в состав ряда заповедников. Дополнительные сведения и порядок расчетов см. в тексте. По России данные приведены на начало 2008 г., по другим государствам - за последний имеющийся год

    2 С учетом морской акватории

    Попытки организовать международные статистические сопоставления ООПТ за последние десятилетия предпринимались неоднократно. Работа осуществлялась в рамках ведущих организаций мира: Международного союза охраны природы (МСОП), Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Института мировых ресурсов (ИМР), Всемирного Банка (ВБ), Статистического бюро Европейских сообществ (Евростата), Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), Межгосударственного статистического комитета СНГ (Статкомитета СНГ) и др.

    Несмотря на кажущуюся простоту работы, ее проведение сопряжено с большими сложностями. Имеющиеся в настоящее время данные не полностью гармонизированы; поэтому их анализ требует определенной осторожности. Трудности, препятствующие корректным сравнениям, возникают из-за разнообразия ООПТ, различий в предпосылках и условиях их формирования по странам мира, несовпадения законодательных норм по отдельным государствам, разнородности функциональных задач и признаков ООПТ, национальной специфики в учете и статистике этих территорий, а также других факторов.

    В конце 2008 - начале 2009 гг. Росстат выпустил два статистических сборника: «Охрана окружающей среды в России» и «Россия и страны мира». В них, в частности, представлены результаты указанных сопоставлений, проведенных международными органами. На базе этих сборников, а также некоторых других материалов можно построить соответствующую таблицу (см. выше). При формировании таблицы по России были взяты только государственные природные заповедники и национальные парки - ООПТ категорий Ia, Ib и II по международной классификации МСОП, т.е. особо значимые природные территории с высоким уровнем охраны и соответствующими мерами по их сбережению. По другим странам использованы данные, отражающие примерно адекватный (аналогичный) состав ООПТ.

    Результаты анализа таблицы, а также материалов Госдоклада «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2007 году», такого же доклада за 2006 г., ряда публикаций ИМР и национальных статистических органов позволяют сделать следующие основные выводы.

    1. Существующее мнение о весьма низкой доли ООПТ в общей площади России по сравнению с другими странами является предвзятым. Суммарная доля госзаповедников и нацпарков в нашей стране, приведенная в таблице без учета площади морских акваторий , составляла на начало 2008 г.почти 35млн. га, или2% территории России (не вполне логично сравнивать территорию ООПТ, включая морские участки, с территорией суши страны). Это значительно больше, чем во многих развитых государствах мира.

    Характерно, что если все же произвести расчет с учетом морских акваторий, то площадь рассматриваемых ООПТ на начало 2008 г. составляла уже 41,5 млн. га, а соответствующее отношение было на уровне 2,4% к территории суши России.

    Характерно, что по имеющимся оценкам на начало 2009 г. все приведенные цифры дополнительно увеличились.

    Следует учитывать, что в составе российских ООПТ имеются объекты федерального значения, отличных от госзаповедников и нацпарков, но которые в принципе также могут быть отнесены к категориям Ia, Ib b II классификации МСОП (ряд государственных природных заказников и др.).

    2. Международные сопоставления ООПТ по сумме категорий I - V классификации МСОП - т.е. включая территории категорий III-V с меньшей природоохранной значимостью и уровнем охраны нежели категории Ia, Ib b II, но с более высокими возможностями хозяйственной деятельности - дают несколько иную картину. В частности, в Российской Федерации доля таких ООПТ (без учета курортов, лечено-оздоровительных местностей и некоторых других территорий) от всей площади страны равна примерно 7%. В тоже время по данным такой авторитетной международной организации как ИМР, в Австрии этот показатель составляет 28%, Германии - свыше 29%, Дании - около 22%, Швейцарии - почти 29%.

    В Великобритании рассматриваемая доля превышает 15%, США - 8%, Китае - 11%.

    Указанные цифры в целом свидетельствуют об относительно небольшой роли ООПТ категорий III - V МСОП в нашей стране по сравнению с многими зарубежными государствами. Судя по всему, в этом направлении в России предстоит большая работа.

    Вместе с тем возникает ряд серьезных вопросов к корректности проведенных ИМР международных сопоставлений. В частности получается, что в Австрии, Германии, Дании, Швейцарии под той или иной природоохранной защитой, а также с запрещением и/или ограничением ряда видов экономической деятельности оказывается от одной пятой до более четверти территории страны(!). Это слабо соотносится с общим высоким уровнем экономического развития перечисленных государств и неизбежным масштабным освоением территории.

    Характерно также, что по сведениям ИМР во Франции и Бельгии этот показатель не превышает 3%. В Финляндии он составляет несколько более 3%, в Нидерландах - 5%.

    Таким образом, в даже соседних государствах имеют место кратные расхождения: 29% в Германии против 3% во Франции, 10% в Швеции против 3% в Финляндии и т.д.

    По нашему мнению такая ситуация во многом объясняется методологическими разночтениями и отсутствием единства подходов в учете и оценках, о чем говорилось ранее. Автор рискнет высказать предположение, что в отдельных странах ООПТ включают участки типа «уличных газонов» или близких им территорий, охраняемых частных владений и т.п. В этой связи необходимо усилить работу по гармонизации международных сопоставлений ООПТ с обязательным участием российских специалистов. Целью работы должна быть проверка представленных цифр на предмет их сопоставимости.

    3. Как известно, на Европейской территории России сконцентрирована подавляющая часть хозяйственного потенциала и проживает основная масса населения страны. На этой территории особо высока антропогенная нагрузка на окружающую природную среду. Здесь же имеются определенные проблемы в области научно обоснованного размещения и устойчивого функционирования сети ООПТ. Данное размещение также должно быть максимально безконфликтным (малоконфликтным) по отношению к сложившейся практике хозяйствования и интересам жителей конкретных регионов. Тем не менее, доля государственных заповедников и национальных парков, расположенных на ЕТР, от общей площади этой территории находится на уровне 1,7%.

    Очевидно, что для сравнения со странами Европы было бы корректно использовать не только данные в целом по России, но и по ЕТР. Данные, приведенные в таблице, показывают, что соответствующая доля здесь опять-таки выше, чем во многих европейских государствах.

    Применительно к Азиатской территории России рассматриваемая доля составляет примерно 2,2%.

    4. Из таблицы следует, что организационное построение сети ООПТ категорий Ia, Ib и II классификации МСОП в странах мира значительно отличается друг от друга. В частности, в ряде государств функционирует ограниченное число территорий с относительно большой средней площадью одного ООПТ (Россия, Казахстан, Туркмения, Узбекистан и др.). В других государствах присутствует противоположная организационная система - имеется значительное число охраняемых территорий при их сравнительно небольшой средней площади (Швеция, Канада, Австралия, Норвегия и др.).

    Характерно, что далеко не всегда в странах со значительной территорией средняя площадь одного ООПТ также большая, как и в малых государствах средняя площадь единичного ООПТ не обязательно мала.

    5. По данным Росстата затраты на содержание государственных природных заповедников и национальных парков за счет всех источников в 2007 г. составили 2,1 млрд. руб., а в 2008 г. - более 2,2 млрд. руб. По сравнению с 2004 г. - т.е. за период роста экономики и значительного расширения бюджетных доходов и расходов - эти затраты увеличились почти на 50%. Однако почти весь прирост имел номинальный характер, т.е. пришелся на повышение цен. Увеличение в реальном выражении было незначительным.

    По данным официальной статистики США общие расходы по Системе национальных парков страны в 2007 г. превысили 2,4 млрд. долл. По сравнению с 2004 г. увеличение этих затрат составило менее 2% (см. Statistical Abstract of the US 2009 , p. 755).

    Приведенные данные по России и США не вполне сопоставимы из-за различий в организации финансирования, нестыковок в учете и других факторов. Необходимо также учитывать, что сравнения российских и американских расходов на основе официального курса валют статистически некорректны.

    Поэтому можно сделать лишь следующий вывод: в России мероприятия по содержанию и охране ООПТ осуществляются за счет значительно меньших денежных средств, чем в США. При этом работы в нашей стране производятся также на меньших охраняемых площадях (см., в частности, таблицу).