Что такое субъективный идеализм в философии определение. Объективный и субъективный идеализм о принципах общественного развития

Вопрос 1.Особенности и структура философского знания. Мировоззрение и философия.

Философия – это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение главных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем.

Путь философского знания - это путь разумного мышления. И формируется это знание вместе с формированием человека разумного.

Структура философии:

1. Онтология (учение о бытии). На этом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. То есть рассматриваются вопросы о сущности мира и его происхождении, об основе мира, о его развитии.

2. Гносеология (учение о познании). Являясь частью мира, человек противостоит ему. Это приводит к возможности рассмотрения мира как объекта познания. Причем объектом может выступать не только мир в целом, но и общество или отдельный человек. На этом уровне ставится вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем.

3. Аксиология (всеобщая теория ценностей). Здесь выявляются всеобщие ценностные основания бытия человека, отношение человека к бытию.

4. Праксиология анализирует практическую деятельность человека.

К классической тоехзвенной системе примыкают и другие философские дисциплины: логика, философская антропология, этика, эстетика, социальная философия, философия языка, философия религии, философия права, политическая философия.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия - это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Типы мировоззрения в целом можно разделить на социально-исторические и экзистенционально-личностные.

Вопрос 2. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Объективный и субъективный идеализм.

Основной вопрос философии:

Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек и в чем смысл и назначение его бытия? (Кант). +Предельные основания универсального бытия, фундамент в рамках которого осуществляется познание, жизнедеятельность человека в целом.

Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Последовательное рег шение О. в. ф. возможно лишь при учете обеих его сторон. Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным - сознание и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира. Философы-идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Поэтому, с их т. зр., познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Промежуточную, непоследовательную позицию в решении О. в. ф. занимают дуализм, агностицизм. Прежней философии был присущ метафизический подход к решению О.-в. ф., проявляющийся либо в недооценке активности сознания, в сведении познания к пассивному созерцанию (метафизический материализм), в отождествлении сознания и материи (Вульгарный материализм), либо в преувеличении активности мысли, в возведении ее в абсолют, оторванный от материи (Идеализм), либо в утверждении их принципиальной несовместимости (дуализм, агностицизм). Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение О. в. ф.

Идеализм –

категория философского дискурса, характеризующая мировоззрение, которое либо отождествляет мир в целом с содержанием сознания познающего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждает существование идеального, духовного начала вне и независимо от человеческого сознания (объективный идеализм), а внешний мир считает проявлением духовного бытия, универсального сознания, абсолюта. Последовательный объективный идеализм видит в этом начале первичное по отношению к миру и вещам. Термин «Идеализм» ввел Г.В.Лейбниц (Соч. в 4 т., т. 1. М., 1982, с. 332).

Объективный идеализм совпадает со спиритуализмом и представлен в таких формах философии, как платонизм, панлогизм, монадология, волюнтаризм. Субъективный идеализм связан с развитием теории познания и представлен в таких формах, как эмпиризм Д.Беркли, критический идеализм И.Канта, для которого опыт обусловлен формами чистого сознания, позитивистский идеализм.

Материализм –

монистическое философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (боге, абсолютной идее и т.д.). Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира. Различают вульгарный и последовательный материализм. Первый трактует сознание как вид материи («мозг так же выделяет мысль, как печень – желчь»), второй – как ее свойство, возникающее на определенном этапе развития материального мира из свойства, присущего всей материи, – отражения. Положение о первичности материи и вторичности сознания является основой для ответа на вопрос, познаваем ли мир: будучи закономерным продуктом развития материи, сознание человека способно не только познавать мир, но и посредством практики творить его.

ИДЕАЛИЗМ (от греч. ιδέα – идея) – категория философского дискурса, характеризующая мировоззрение, которое либо отождествляет мир в целом с содержанием сознания познающего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждает существование идеального, духовного начала вне и независимо от человеческого сознания (объективный идеализм), а внешний мир считает проявлением духовного бытия, универсального сознания, абсолюта. Последовательный объективный идеализм видит в этом начале первичное по отношению к миру и вещам. Термин «Идеализм» ввел Г.В.Лейбниц (Соч. в 4 т., т. 1. М., 1982, с. 332).

Объективный идеализм совпадает со спиритуализмом и представлен в таких формах философии, как платонизм, панлогизм, монадология, волюнтаризм. Субъективный идеализм связан с развитием теории познания и представлен в таких формах, как эмпиризм Д.Беркли, критический идеализм И.Канта, для которого опыт обусловлен формами чистого сознания, позитивистский идеализм.

Объективный идеализм зародился в мифах и религии, но рефлективную форму получил в философии. Материя на первых этапах понималась не как продукт духа, а как со-вечная ему бесформенная и бездуховная субстанция, из которой дух (нус, логос) создает реальные предметы. Дух рассматривался, таким образом, не как создатель мира, а лишь как его формообразователь, демиург. Именно таков идеализм Платона. Его характер связан с той задачей, которую он пытался решить: понять природу человеческого познания и практики на основе признаваемых и сегодня монистических принципов. Согласно первому из них «ни одна вещь не возникает из небытия, но все – из бытия» (Аристотель. Метафизика. М.–Л., 1934,1062b). Из него неизбежно вытекал другой: из какого «бытия» возникают такие «вещи», как, с одной стороны, образы реальных предметов, а, с другой, формы предметов, создаваемых человеческой практикой? Ответ на него гласил: каждая вещь возникает не из любого бытия, а лишь из такого, которое является «тем же самым», что и сама вещь (там же). Руководствуясь этими принципами, Эмпедокл, напр., утверждал, что образ земли сам является землей, образ воды – водой и т.д. Эту концепцию позже назвали вульгарным материализмом. Аристотель возражал Эмпедоклу: «Душа должна быть или этими предметами, или формами их; но сами предметы отпадают – ведь камень в душе не находится». (Аристотель. О душе. М., 1937, с. 102). Следовательно, из действительности в душу переходит не предмет, а лишь «форма предмета» (там же, с. 7). Но образ предмета идеален. Следовательно, идеальна и «подобная» ему форма предмета. К выводу об идеальности формы вещей приводили и размышления о человеческой практике: форма, которую человек придает вещи – это его идея, перенесенная в вещь и преобразованная в ней. Первоначальный объективный идеализм – это проецирование характеристик человеческой практики на весь космос. Эту форму идеализма необходимо отличать от развитых форм объективного идеализма, возникших после того, как задача вывести материю из сознания была эксплицитно сформулирована.

Объяснив из единого монистического принципа два противоположных процесса – познание и практику, объективный идеализм создал основу для ответа на вопрос о том, способно ли человеческое сознание адекватно познать мир? Для объективного идеализма утвердительный ответ почти тавтологичен: конечно же, сознание способно постичь само себя. И в этой тавтологичности – его роковая слабость.

Внутренняя логика саморазвития привела объективный идеализм к новому вопросу: если никакая вещь не возникает из небытия, то из какого бытия возникают такие «вещи», как материя и сознание? Имеют они независимое происхождение или одна из них порождает другую? В последнем случае какая из них первична, а какая – вторична? В явной форме он был сформулирован и решен неоплатонизмом в 3 в. н.э. Реальный мир понимался им как результат эманации духовного, божественного первоединства, а материя – как продукт полного угасания этой эманации. Только после этого возник последовательный объективный идеализм, и дух-демиург превратился в духа-Бога, который не формирует мир, а творит его целиком.

Объективный идеализм использовал теорию эманации вплоть до 17 в. Еще Лейбниц трактовал мир как продукт излучений (fulgurations) Божества, понимаемого как первичное Единство (Лейбниц Г.В. Соч. в 4 т., т. 1, с. 421). Крупный шаг в развитии объективного идеализма осуществил Гегель. Он истолковал реальный мир как результат не эманации, а саморазвития абсолютного духа. Источником этого саморазвития он считал противоречие, внутренне присущее ему. Но если мир – продукт саморазвития идеи, то из чего возникает сама идея? С угрозой дурной бесконечности столкнулись Шеллинг и Гегель, которые попытались избежать ее путем выведения идеи из чистого бытия – тождественного ничто. Для последнего вопрос «из чего?» уже лишен смысла. Альтернативой обеим концепциям является теория, трактующая мир как изначально имеющий духовную природу и тем снимающая вопрос о выведении его из чего-то иного.

Первоначально объективный идеализм (как и материализм) исходил из существования мира вне и независимо от человеческого сознания как чего-то само собой разумеющегося. Лишь к 17 в. культура философского мышления выросла настолько, что этот постулат был подвергнут сомнению. Именно тогда возник субъективный идеализм – философское направление, зародыш которого можно найти уже в античности (тезис Протагора о человеке как мере всех вещей), но которое получило классическую формулировку лишь в Новое время – в философии Д.Беркли. Последовательный субъективный идеалист-солипсист признает существующим только свое сознание. Несмотря на то, что такая точка зрения теоретически неопровержима, в истории философии она не встречается. Даже Д.Беркли не проводит ее последовательно, допуская кроме своего собственного сознания сознание других субъектов, а также Бога, что фактически делает его объективным идеалистом. Вот аргумент, на котором базируется его концепция: «Для меня достаточное основание не верить в существование чего-нибудь, если я не вижу основания верить в это» (Беркли Д. Соч. М., 1978, с. 309). Здесь, конечно, ошибка: отсутствие оснований признавать реальность материи не является основанием отрицать ее реальность. Более последовательна позиция Д.Юма, оставлявшего теоретически открытым вопрос: существуют ли материальные объекты, вызывающие в нас впечатления. Именно в спорах философов Нового времени начала широко использоваться характеристика взгляда, согласно которому нам даны только представления в качестве объекта, как идеализма. Т.Рид именно так описывал взгляды Д.Локка и Д.Беркли. X.Вольф называл идеалистами тех, кто приписывал телам лишь идеальное существование (Psychol, rat., § 36). И.Кант отмечал: «Идеализм состоит в утверждении, что существуют только мыслящие существа, а остальные вещи, которые мы думаем воспринимать в созерцании, суть только представления в мыслящих существах, представления, которым на самом деле не соответствует никакой вне их находящийся предмет» (Кант И. Пролегомены. – Соч., т. 4, ч. I. М., 1964, с. 105). Кант проводит различие между догматическим и критическим идеализмом, который он называет трансцендентальным идеализмом. Фихте положил начало возрождению объективного идеализма в Германии, соединив гносеологический, этический и метафизический идеализм. Представители абсолютного идеализма Шеллинг и Гегель пытались представить природу как потенцию и выражение мирового духа. А.Шопенгауэр усматривал абсолютную реальность в воле, Э.Гартман – в бессознательном, Р.-Эйкен – в духе, Б.Кроче – в вечном, бесконечном разуме, реализующемся и в личности. Новые варианты идеализма развивались в связи с учением о ценностях, которые противопоставлялись эмпирическому миру как идеальное бытие, воплощающее абсолютный дух (А.Мюнстерберг, Г.Риккерт). Для позитивизма ценности и идеалы – фикции, имеющие теоретико-практическое значение (Д.С.Милль, Д.Бейн, Т.Тэн, Э.Мах, Ф.Адлер). В феноменологии идеализм трактуется как форма теории познания, которая усматривает в идеале условие для возможности объективного познания, а вся реальность трактуется как смыслополагание (Husserl Ε. Logische Untersuchungen, Bd. 2. Halle, 1901, S. 107 и далее). Сама феноменология, возникнув как вариант трансцендентального идеализма, постепенно трансформировалась вместе с принципами конституирования, эгологии в объективный идеализм.

Критика идеализма в его разных формах развернута (конечно, с разных позиций) в работах Л.Фейербаха, К.Маркса, Ф.Энгельса, Ф.Иодля, В.Крафта, М.Шлика, П.А.Флоренского и др.

Однако вопрос о том, как обосновать существование мира вне нас, остается открытым и в современной философии. Разработано множество способов как решить, так и обойти его. Наиболее курьезный – утверждение, что один и тот же объект, в зависимости от точки зрения, может быть представлен как существующий и вне сознания, и внутри него, наиболее же распространено утверждение, что выбор между субъективным идеализмом и реализмом (под которым понимаются объективный идеализм и материализм), подобен выбору между религией и атеизмом, т.е. определяется личной верой, а не научным доказательством.

Литература:

1. Маркс К. , Энгельс Ф. Немецкая идеология. – Они же. Соч., т. 3;

2. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. – Там же, т. 21;

3. Флоренский П.А. Смысл идеализма. Сергиев посад, 1914;

4. Willmann О. Geschichte des Idealismus, 3 Bde. Braunschweig, 1894;

5. Jodl F. Vom wahren und falschen Idealismus. Münch., 1914;

6. Kraft V. Wfeltbegriff und Erkenntnisbegriff. W., 1912;

7. Schlick M. Allgemeine Erkenntnislehre. W., 1918;

8. Kronenberg M. Geschichte des deutschen Idealismus. Bd. 1–2. Münch., 1909;

9. Liebert A. Die Krise des Idealismus. Z.–Lpz., 1936;

10. Ewing A.С. Idealist tradition from Berkeley to Blanshard. Chi., 1957.

Идеализм (от греческого idea – мыслимый образ) – совокупность философских концепций утверждающих действительное существование реальности имматериальной природы: психики, души, духа, идеи, мысли, разума и подобного. В зависимости от направления идеализма помимо его деления на объективный и субъективный, о которых позже, выдвигаются различные утверждения, как например, прямую зависимость материи от имматериального, происхождение материи из идеального, то есть первичность имматериального в разных формах от неких космогонических имматериальных сущностей до разумного начала в виде волевой созидающей разумной сущности (творца). Но так как космогонические воззрения материализма и идеализма я затрону в части книги специально для этого отведённой, то здесь речь пойдёт только о двух основных направлениях идеализма – объективном и субъективном. На самом деле идеализм многоранен и точно его определить не представляется возможным уже в силу предметов его изучения – имматериальных, которые не поддаются на прямую чувственному опыту и не редко знания о них распространяются не далее теоретических моделей, но это детали. Верно определять как идеализм соответствующие его признакам персональные или определённые философские концепции, например, сатанистский идеализм верное понятие отражающее часть комплекса философских концепций сатанизма. Также все религии и религиозные комплексы относятся к идеализму утверждая о чём-то имматериальном по содержанию независимо от его формы: духа предка, божеств или чего-то метафизического и прочего подобного.

Субъективный идеализм по заявляемой им модели мироустройства выбивается из научного знания, скажем так своей оригинальностью, а именно тем, что в широком смысловом значении это направление идеализма отрицает действительное существование какой-либо реальности вне сознания субъекта. То есть реально существует только то, что мыслится субъектом сознания, а прочее либо неявные продукты этого сознания, либо не является реальностью. Одной из разновидностей такого идеализма является, например, солипсизм (от латинского solus – один и ipse – сам (solus ipse sum)), который развивает утверждение о действительно существующей реальности только в сознании субъекта до суждения о действительной реальности только самого субъекта сознания. То есть солипсизм к нереальному или сомнительному относит и других индивидов – носителей разума и предметы, которые существуют только в рамках сознания мыслящего субъекта. В субъективном идеализме понятие восприятие нивелируется и смешивается с мышлением и воображением – воспринимается только то, что мыслится субъектом сознания, а прочее не существует реально в действительности. Теоретические проблемы и проблемные следствия субъективного идеализма и, например, солипсизма лежат на поверхности и очевидны, но как критика не беспокоят сторонников этих направлений, так как исходя из концепции субъективного идеализма проблемами или следствиями не являются, а только мыслятся как реально несуществующие в рамках других философских концепций и теорий. Более сказанного выше могу конечно же добавить как критики, так и деталей о субъективном идеализме, но доказать его проблематично, а исходя из своей же модели мироздания он устойчив к критике и она не является для него ни вредной, ни продуктивной. То есть здесь остаётся только та самая вера, о которой я писал ранее, которая либо побуждает принять модель субъективного идеализма как верную и таким образом устранить для субъекта исследования проблемы с достоверностью и аргументацией. Либо не принимать эту модель и отринуть её как противоречащую любой модели или теории базирующейся на объективной реальности.

Объективный идеализм утверждает действительное существование объективной реальности имматериальной природы вне сознания субъекта. Далее говоря идеализм я буду подразумевать только объективный идеализм, а если речь пойдёт о субъективном идеализме, то я уточню это. Соотношение идеализма и материализма в зависимости от направления различно, от полного устранения материи как продукта уже имматериального, до признания тесных связей материи и имматериального и их взаимовлияния. Проблему первичности материи или имматериального я затрону в другой части книги, а здесь сосредоточусь на проблематике и следствиях идеализма. И употребляя понятие метафизика я буду подразумевать теорию и практику исследования и познания мироустройства лежащего вне компетенции физики и естественных наук, то есть имматериальной природы, а не разнообразные трактовки понятия метафизика, существующие в философии. То есть метафизическая природа в данном случае это схожее с имматериальной природой, но с известными допущениями и оговорками.

Как я упоминал ранее в это главе связь разума с нематериальным, и собственно его возможную метафизическую природу, разумные существа заметили раньше появления классического материализма. Произошло это, скорее всего в связи с тем, что они воспринимали некоторую тождественность сна и смерти, стараясь найти доказательства или аргументацию теоретических конструкций на основании это связи. Такое обстоятельство породило надежду в человеке на иную жизнь или существование за гранью материального, особенно такая перспектива была популярна в «низших» слоях населения среди маргиналов и люмпенов, так пример представления о реинкарнации («Кто был никем, тот станет всем»). На почве этих представлений предприимчивые индивиды, которых вернее называть мошенниками, создали сначала представление о таланте избранных личностей, естественно их самих же, видеть, понимать и управлять метафизическими сущностями и возможностями. Впоследствии появилось понятие о духах, оно культивировалось из мыслей о том, что умершие предки осуществляют протекцию своего потомства. И так далее вплоть до первых религий и жрецов. Это вкратце один из путей развития донаучного и дофилософского идеализма.

Фантазия человечества соперничает лишь
с разумом определённых индивидов.

Итак, различные представления о душе и духах породили сонм религий и культов, но всех их роднит одна интересная особенность. Ввиду своей ограниченности никто из приверженцев этих учений так и не смог эффективно отделить имматериальное от материального. Например, представление романо-католической церкви и её адептов, хоть они утверждают о бестелесности души, прослеживают ряд спорных моментов. Ряд примеров: в-первых, описание Иеговы, который создал человека по своему образу и подобию, следовательно, хотя он и представляется номинально в одной из своих форм как дух, но имеет чисто материальные органы и системы (глаза, руки, ноги и так далее). Значит, Иегова ощущает материю через органы чувств, воспринимая вещественный мир как живой организм; а также испытывает влияние гравитации, передвигается по средствам своего тела, совершает манипулятивные функции руками и тому подобное, особенно вспоминая как он искал Адама в Эдеме. Назревает вопрос: что в нём от духа? В-вторых, греко-католическая церковь нисколько не отделяет душу от тела, это видно из их представлений о Рае как о пространственно протяжённом месте с другими признаками материи (кстати, то же самое в исламе), в-третьих, поклонение трупам (мощам), то есть вещественному. И это лишь малая часть примеров. Вот на таком представлении души и духа неотрывном от материи построен «мост» с классическим материализмом и «стена» ограничивающая совершенствование до «чистого идеализма» причём не только в религии.

И, разумеется, классический идеализм считает, что разум первичнее материи, из этого мнения происходит теория креационизма, то есть материю создал разум, а именно это бог каждой религии соответственно. В исламе это Аллах, в христианстве это Иегова и так далее. Теория биотической эволюции не признаётся, всё прослеживается из концепции креационизма и управления всеми процессами богом-демиургом. Такие взгляды обусловлены историческим активным совершенствованием материализма и идеализма в философии сопряжённым с поиском космогонической первопричины. В любом случае идеализм и материализм искусственно противопоставляют и с этой точки зрения – первопричины сущего: имматериальной или материальной. Но идеализм и материализм вполне могут дополнять друг друга, конечно же если речь идёт не о условно крайних направлениях этих концепций, которые исключают природу один другого. Ранее в философии господствовал метод умозрительного исследования, когда изыскания заключались в субъективной рефлексии мыслителя. Проблема этого метода в том, что субъективное мнение философа не гарантирует совпадения с реальной действительностью. Таким образом, защищая субъективный идеализм и общую субъектность исследования в сатанизме мотивами неких персональных переживаний или личным восприятием сомнительно, что такие апологеты получат данные и знания близкие или соответствующие действительности, они получат субъективные мнения. Сатанизму следует либо уменьшить влияние субъективного идеализма в себе, либо вовсе его исключить если это возможно, собственно так и поступила философия в частности и наука в общем совершенствуя свою методологию. А если исследовательский аппарат сатанизма в данный момент находится на уровне, когда субъективные мнения и рефлексия составляют большую долю того, что понимается как знание, то следует с двойными усилиями совершенствовать аппарат, а не выступать с защитой субъективизма в сатанизме.

Основы философии

контрольная работа

1. Субъективный и объективный идеализм. В чем заключается суть этих направлений в философии

Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная область знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех других философских проблем, является вопрос об отношении материального и духовного (идеального), формулируемый традиционно как вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Оговоримся сразу, что понятия "бытие", "природа", "материя", "материальное" в данном контексте употребляются как синонимы, равно как и понятия "дух", "мышление", "сознание", "духовное" (идеальное). Данный вопрос имеет глубокие жизненные основания. Дело в том, что в существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, т.е. существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные, т.е. идеальные, существующие в сознании. Поскольку философия является системой знаний о мире как целом, постольку и возникает необходимость выяснить, прежде всего, как соотносятся материальное и идеальное, материя и сознание, дух и природа, составляющие это единое целое.

Вопрос об отношении мышления к бытию получил название основного вопроса философии. Идеализм - это философское направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности сознания и вторичности материи. В идеализме существуют два течения - объективный идеализм и субъективный идеализм.

Объективный идеализм полагает, что объективно, независимо от сознания человека существует некое духовное начало - мировой дух, мировой разум, мировая идея (или мир идей), а природа, бытие, материя, человек есть лишь порождение этого духовного начала. Наиболее крупными представителями объективного идеализма в истории философии были Платон (427 - 347 гг. до н.э.) и Г.В.Ф. Гегель (1770-1831 гг.). Ныне это персонализм, неотомизм и т.д. Идеализм в своей объективной форме зародился еще до нашей эры, и долгое время (вплоть до XVII в.) развивалась именно эта форма идеализма. Почему? Дело в том, что человек не сразу стал концентрировать внимание на себе самом; перед человеком, только вступающим на путь своего развития, вставали вопросы осмысления, прежде всего, внешнего для него мира. С чем это было связано? Живя в мире и будучи полностью зависимым от него, человек должен был узнать как можно больше о природе, которая его окружала, о строении мироздания. Необходимо было выяснить, почему мир, в котором живет человек, так устроен, откуда он взялся. Следовательно, человек пока не концентрировал свое внимание на самом себе как личности, субъекте, способном что-либо менять в этом мире, быть в какой-то мере свободным по отношению к нему. Все внимание было направлено на объект, на попытки объяснить этот объект. Это было обусловлено сильной зависимостью каждого отдельного человека от природы, от совместной деятельности, невозможностью в достаточной степени проявить свою индивидуальность. Поэтому и объяснение мира "разыскивалось" вне человека (субъекта). Таким образом, абсолютизировался момент объективной необходимости обстоятельств и причин, их порождающих. Как видим, объективный идеализм тесно смыкается с теологией (учение о божественном начале), но не тождествен ей.

Другой разновидностью идеализма является субъективный идеализм. Термин "субъективный" означает "зависимый от сознания субъекта, существующий лишь в сознании субъекта". Для субъективного идеализма характерна абсолютизация роли сознания субъекта. Каковы его "земные" основы? Дело в том, что начиная с эпохи Возрождения, в период зарождения капиталистических производственных отношений проявляется пристальное внимание к внутреннему миру человека, к субъективному "Я". С чем это связано? Во-первых, достаточно высокий для того времени уровень развития материального производства, накопленный человечеством опыт освоения природы, а также значительные научные достижения и в целом развитие духовной культуры привели к тому, что человек из полностью зависимого от внешнего объекта (природы, общественной ситуации, религии и т.п.) постепенно превращается в субъекта, в определенной степени господствующего над объектом. Человек начинает чувствовать себя более свободным, в чем-то определяющим внешние обстоятельства. Естественно, встает задача изучения своих собственных, человеческих, субъективных способностей, определения человеческого "Я".

Во-вторых, зарождение и развитие частного капиталистического предпринимательства требовало научного осмысления роли личности в общественной жизни в целом и в процессе производства, прежде всего. Следовательно, внимание к изучению субъективной активности в познании и в утверждении активной роли субъекта в практической жизни было объективно обусловлено зарождением капиталистического способа производства.

Чтобы более наглядно представить точку зрения субъективного идеализма, попытаемся ответить на вопрос: как для каждого из нас представлен окружающий мир, как и где он существует? Он существует для нас только через наши собственные ощущения и только в нашем сознании. Лиши нас ощущений и сознания, и мир для нас перестанет существовать: мы никак не сможем его почувствовать и осмыслить. Причем каждый из нас представляет мир по-своему, индивидуально, каждое субъективное сознание уникально. Получается, что вне нашего сознания материальный мир для нас не существует. Иными словами, субъективный идеализм отождествляет вещи, объекты с ощущениями субъекта. Основной тезис субъективного идеализма: "предмет, вещь - совокупность ощущений субъекта". Упрощенно логику рассуждений субъективного идеалиста можно представить следующим образом: на вопрос "Что такое яблоко?" можно ответить так: "Яблоко - это круглое, сладкое, твердое, красное" и т.д. А что такое "красное", "твердое", "сладкое", "круглое"? Это ощущения субъекта. Следовательно, вещи (предметы) - это совокупность ощущений субъекта. Если последовательно проводить эту идею, то можно прийти к солипсизму (от лат. solus - единственный, ipse - сам), т.е. к выводу о том, что существует только человек и его сознание, а объективный мир, в том числе и другие люди, существуют лишь в сознании субъекта. Таким образом, гносеологическим основанием субъективного идеализма является абсолютизация ощущения как источника познания.

Наиболее крупными представителями субъективного идеализма в истории философии являются английский философ Д. Беркли (1685-1753), английский философ, историк, психолог Д. Юм (1711-1776) и немецкий философ И. Фихте (1762-1814). Сегодня субъективный идеализм представлен такими течениями, как экзистенциализм, неопозитивизм и др. Современный субъективный идеализм ставит проблему специфически: через ориентацию на ценности и смысл жизни каждого конкретного человека. Для человека объективный, вне сознания существующий мир не имеет никакого смысла. Важно другое: что есть внутри меня, что я внутренне, субъективно переживаю? Моя жизнь уникальна и неповторима, у меня собственное представление о смысле жизни, об идеалах и ценностях. Объект во мне, а не вне меня, он от меня зависит. Мое "Я" первично, определяющее, остальное бессмысленно. Проникнуть во внутренний мир другого человека нет никакой возможности. Мое "Я" "приговорено вариться" внутри себя, меня не интересуют какие-то объективные законы материального мира сами по себе. Такая форма мировоззрения, призывающая обратиться внутрь себя, своего субъективного "Я" и закрыть глаза на то, что делается вне его (Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.), характерна для той системы общественных отношений, из которой человек устранен как личность, где понятие свободы вывернуто наизнанку.

Таким образом, идеализм (как объективный, так и субъективный) имеет определенные гносеологические (теоретико-познавательные) корни. Они - в самом процессе познания, в его сложности и противоречивости. Уже в процессе познания существует возможность отрыва ощущений, понятий человека от реальных вещей, отлета фантазии от объективной реальности. Эта возможность становится действительностью в результате одностороннего, преувеличенного развития, раздувания одной из сторон, черточек, граней познания в абсолют, оторванный от природы, от материи и обожествленный. Объективный идеализм абсолютизирует роль понятий, абстрактного мышления, что и приводит к выводу о первичности идей, понятий и вообще идеального по отношению к материи, природе, бытию. Субъективный идеализм абсолютизирует роль ощущений, восприятий, одинаково противопоставляя их всему остальному миру.

Идеализм как направление философской мысли

Объективный идеализм. Гносеологический источник объективного идеализма - характерная мистификация сущностных отношений между мыслительными структурами и действительностью. Разлучая мысль с познавательным процессом...

Классический период развития античной философии

Особое место в античной философии классического периода занимает Платон (427-347 до н.э.). В своих многочисленных диалогах (особый жанр философствования) Платон первоначально выступает как апологет Сократа...

Концепции современной философии

Существуют две основные концепции происхождения философии. Существует формальное единство этих концепций. Оно проявляется даже в их названии: мифогенная, гносеогенная...

Материализм и идеализм как два способа философского освоения человека и мира

Идеализм (французское idealisme от греч. idea- идея) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное - первично, основоположно, а материя, природа, физическое - вторично, производно, зависимо...

Мировоззренческая функция философии

Проблема первоначала, первоосновы всего (архэ) была впервые в античной философии поставлена в милетской школе. Фалес (624 - 547 до н.э.) считал, что все происходит из воды, Анаксимандр (ок. 610 - 546 до н.э...

Немецкая классическая философия

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770-1831) считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников. Гегель утверждал...

Основные течения философской мысли в России XIX-XX веков

Для русской жизни в XX в. характерно не только революционное движение в социально-политической области, но не менее характерно революционное или реформистское движение и в религиозно-философской области...

Основы философии

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире - одна из основных проблем в истории философской мысли. Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира...

Проблема истины в эпистемологии

Как указывалось выше, реализм рассматривает объект познания как существующий независимо от субъекта, будь объект материальным предметом или идеей. Субъективный идеализм, со своей стороны, утверждает...

Соотношение понятий "быт" и "бытие"

Философия, включая в круг своего анализа проблему бытия, опирается на практическую, познавательную, духовно-нравственную деятельность человека. Эта проблема осмысливается с помощью категории бытия...

Философия

Немецкая классическая философия - это совокупность философских учений, которые возникли в Германии во второй половине XVIII - начале XIXв. Основоположник немецкой классической философии - И. Кант (1724-1804)...

Философия в античном мире

В 5 - 4 веках до н.э. против рабовладельческой демократии, против естествознания и материализма выступили Сократ и Платон, продолжавшие в политике и философии линию пифагорейцев. Кризис афинской демократии...

Философия Нового времени

Английский философ Дж. Беркли (1685-1755) убедительно продемонстрировал, что локковская теория абстракций не способна объяснить образование таких фундаментальных понятий науки как материя и пространство. По Беркли, предпосылка понятия о материи...

Философия по Зиммелю

На протяжении веков темы философских рассуждений менялись в ходе развития человеческого общества. Природу сделали предметом изучения греческие философы. Интересовали космогонические и космологические вопросы: возникновение и строение мира...