Памятник борцам революции. Памятник борцам за советскую власть: от революции к реставрации

В столице Советской Киргизии - городе Фрунзе был открыт памятник Борцам революции. Его создателю - скульптору Т. Садыкову присуждена золотая медаль Академии художеств СССР 1979 года.
Шагнешь на площадь - и невольно останавливаешься. Гранитный постамент вознес над землей бронзовую фигуру женщины со знаменем. Гордо подняла она голову, широким взмахом правой руки увлекает за собой идущих следом. Их тысячи, миллионы! Величественна поступь молодой киргизки. В крылатой своей высоте она идет в будущее…

Так начинается знакомство зрителя с монументом, созданным скульптором Тургунбаем Садыковым и архитектором Геннадием Кутателадзе. Женщина, несущая флаг, - центральный образ памятника. Это символ победы киргизского народа, в трудной борьбе завоевавшего право на новую жизнь.
Но опросите у людей - их всегда много на площади, - кого изобразил скульптор. И вам ответят: «Уркую Салиеву». Кто же она, женщина, которую знает в республике каждый?
…В конце 20-х годов обстановка в Киргизии оставалась сложной. Во многих селах верховодили местные богатеи - манапы и баи. Подкупая одних, угрожая другим, стравливая между собой третьих, они мешали проведению выборов в сельские Советы. Большевики повели решительную борьбу за освобождение батраков и бедняков от власти эксплуататоров. Важно было также вовлечь в общественную жизнь женщин. Однако мужья под влиянием предрассудков не пускали своих жен на собрания.
И вот в Наукате, на юге Киргизии, народ избрал председателем сельсовета и членом ЦИК республики комсомолку Уркую Салиеву. Пример ее вдохновил женщин. С каждым годом все активнее.включались они в борьбу, многие стали посещать собрания, курсы ликбеза, кружки самодеятельности. Уркуя для них была олицетворением новой жизни.
Шесть лет вела она за собой земляков. И все эти годы враги угрожали Салиевым: «Вырежем весь ваш род!» Однажды ночью басмачи ворвались в дом и исполнили давнюю угрозу. Но остановить народ, идущий дорогой революции, они не могли. Окрепший к тому времени колхоз - семь тысяч человек - взял имя коммунистки. Знамя, которое она несла, подхватили другие.

Прошли десятилетия. Но и сегодня люди, приезжая во Фрунзе с самых разных концов республики, идут на площадь Борцов революции с цветами для Урку и..-.
Фигура женщины со знаменем - несомненная удача Т. Садыкова. В начале 60-х годов он лепил композиционный портрет Салиевой, по крохам собирая иконографический материал, факты биографии. С годами представления об облике и судьбе Уркуи стали значительно богаче. И скульптор решил идти по пути обобщения образа революционерки до символа самой Революции.
Посмотрите: жест рук, подобный взмаху сильных крыльев, решительный широкий шаг, лента флага, развевающаяся за спиной героини, создают ощущение неудержимого порыва к правде, к свету. В то же время движения женщины эпически размеренны, облик ее величаво спокоен. Она не просто идет, а величественно выступает, торжественно шествует на фоне неба. Это победное шествие Революции!
Памятник включает в себя еще две скульптурные группы. Он установлен на невысоком каменном фундаменте - стилобате. Но благодаря повышению в этом месте рельефа рядом со сравнительно невысокой городской застройкой монумент смотрится очень внушительно. Архитектор Г. Кутателадзе сумел создать самые благоприятные условия для восприятия скульптуры. Зритель может обойти памятник, любуясь красотой силуэта, богатством пластики девятиметровой фигуры, а затем, ступив на стилобат, вплотную приблизиться к группам «Пробуждение» и «Революция».
Это философское прочтение Т. Садыковым темы «народ и революция». Историческая конкретность нашла здесь образное претворение, отмеченное ярким национальным своеобразием.
Группа «Пробуждение» - рассказ о киргизском народе, каким он был в канун Великого Октября. Круговая композиция имеет два ясно обозначенных центра. Первый - фигура беркутчи, охотника с беркутом на плече. Второй - русский переселенец, пахарь.

Беркутчи - символ стойкости, мужества, мудрости народа. К его плечу склонила голову женщина в элечеке - национальном головном уборе. Рука ее, ища опоры, почтительно касается руки охотника - жест характерно киргизский. Размышление о будущем, горькие думы о настоящем - такова завязка композиции. Время здесь - не «остановленное» художником мгновенье, а те долгие годы, в течение которых вызревала народная решимость покончить с вековой нищетой и несправедливостью. Молодой энергичный киргиз, сидящий на яке с винтовкой в руке, - это уже осознанная решимость. Значит, пробудились даже те, кто пасет стада высоко в горах, вблизи вечных снегов.
Крайний справа - русский крестьянин в посконной рубахе с засученными рукавами. В одной руке у него ружье, движение другой читается как обращение ко всему народу Киргизии. Словно отвечая на его призыв, поднимается на борьбу юноша-киргиз… В образах памятника как бы обретает плоть киргизская пословица: «У богача не счесть скота и злата, зато у бедняка мечта крылата».
Ведущую роль в революции братского русского народа скульптор подчеркнул и в другой группе. Герои Т. Садыкова идут вслед за красноармейцем в буденовке и долгополой шинели. И киргиз-доброотрядец, и готовая преодолеть вековые предрассудки молодая женщина с младенцем на руках, и киргизский Павлик Морозов - Кычан Джакыпов, и дехканин с юга уже сделали выбор.
Когда в России свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, мир еще не знал такого географического названия - Киргизия. Это была глухая окраина Туркестанского края. В 1924 году она становится автономной областью, а в 1926-м - автономной республикой в составе РСФСР. Так впервые за свою историю киргизский народ обрел национальную государственность. Причем государственность высшей формы - социалистическую.

И вот за одно десятилетие под руководством Коммунистической партии пройден путь от вековой отсталости и нищеты до реального утверждения в Киргизии социалистических отношений. Фактически была ликвидирована власть манапов и баев. Свет знаний пришел в Киргизию, до этого почти полностью безграмотную. Произошло раскрепощение женщины. Осуществлен переход к оседлости кочевых и полукочевых хозяйств. Проведена коллективизация. В 1936 году республика провозглашена союзной. Эти исторические перемены вместило в себя всего одно десятилетие!
Понятно, что рассказать о них в скульптурном памятнике - дело далеко не простое. В первых эскизах Т. Садыкова фигурировал конь, единым прыжком переносящий народ Киргизии в социализм. Но по мере углубления в исторический материал скульптору стало ясно, что такая аллегория мало что скажет сердцам людей. Годы поисков и труда дали замечательный результат.
Очень точно сказал о памятнике Борцам революции Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии писатель Чингиз Айтматов: «Воздвигнув величественный монумент в честь перво строителей новой жизни на древней земле Ала-Too, мы тем самым выражаем им свою сыновнюю любовь и признательность, дань восхищения и благодарности, нашу верность и нерушимое единство с поколением и сподвижниками Ленина, продолжателями дела которых мы считаем себя по праву».

Краснопресненский район столицы. Здесь каждая улица, каждый переулок - свидетель мятежных декабрьских дней 1905 года, которые Владимир Ильич Ленин назвал "генеральной репетицией" Великой Октябрьской социалистической революции.

В названиях улиц - Декабрьской, Дружинниковской, Баррикадной, 1905 года, площади Восстания, в гранитных обелисках и бронзовых памятниках, в надписях на мраморных досках, укрепленных на стенах заводских корпусов,- во всем ощущается дыхание незабываемого 1905 года.

Символом пролетарской отваги и революционной стойкости, проявленных пресненскими рабочими в героические дни первой русской революции, является величественный монумент, воздвигнутый на площади Краснопресненской заставы у станции метро "Улица 1905 года". Сооруженный по проекту скульпторов О. А. Иконникова, В. А. Федорова и архитекторов М. Е. Константинова, А. М. Половникова, В. Н. Фурсова в честь 75-летия со дня Декабрьского вооруженного восстания 1905 года, он был торжественно открыт в канун начала работы XXVI съезда КПСС - 17 февраля 1981 года.

На низком протяженном постаменте из полированного красного гранита поднялись три пятиметровые бронзовые скульптурные группы. В центре композиции - под развевающимся знаменем дружинники с оружием в руках. В их образах как бы воплощены черты руководителей восставшего московского пролетариата, таких, как Н. Э. Бауман и 3. Я. Литвин-Седой.

Справа от них запечатлена схватка безоружного рабочего и девушки с конным жандармом - в память об эпизоде, когда молодые ткачихи с "Трехгорки" Мария Козырева и Александра Быкова (Морозова) с красным знаменем смело бросились навстречу казакам и заставили их повернуть назад.

Слева - павший боец революции и женщина в гневе и скорби, поднявшая сжатые в кулак руки.

На постаменте надпись: "Революции 1905-1907 годов посвящается".

"Здесь 7 декабря 1905 года мощным заводским гудком рабочие мастерских Московско-Брестской железной дороги возвестили о начале всеобщей политической стачки и вооруженном восстании на Пресне", - гласит мемориальная доска (1974 г., скульпторы Г. Д. Распопов, В. И. Юдин, архитектор Г. П. Карибов) на главном корпусе электромашиностроительного завода "Памяти революции 1905 года".

Десять минут в морозном воздухе слышался призывный гудок рабочих-железнодорожников, по сигналу которых забастовала вся трудовая Москва.

11 декабря газета "Известия Московского Совета рабочих депутатов" писала: "На улицах Москвы идет в течение многих часов ряд кровавых сражений восставшего народа с царскими войсками... Непрерывно трещат ружейные залпы. Идет пальба из пушек по собирающимся толпам рабочих. Покрывающий уличные мостовые снег обильно полит свежей кровью борцов за свободу".

Наиболее упорные и жестокие бои довелось выдержать боевым дружинам Пресни, к которой постоянно тянулись вооруженные рабочие отряды из других районов. На подмогу пресненцам прибыл из Иваново-Вознесенска отряд во главе с Михаилом Васильевичем Фрунзе.

Одно из достопримечательных мест революционной Красной Пресни - бывший Горбатый мост (угол Конюшковской и Рочдельской улиц), в память кровопролитных боев рабочих с царскими войсками названный мостом имени 1905 года. Здесь в дни восстания были возведены баррикады, преграждавшие путь от центра города к оплотам боевых дружин мебельной фабрики Шмита, Даниловского сахарного завода (ныне завода имени Мантулина) и бывшей Прохоровской мануфактуры ("Трехгорка").

Этот каменный мост был сооружен в конце XVII века взамен одной из деревянных плотин, которые когда-то перекрывали устье речки Пресни, образуя цепь прудов. Сохранились лишь верхние пруды на территории зоопарка, остальные со временем были засыпаны. Постепенно почти целиком ушел в землю и сам мост.

Реставраторы восстановили его. Вновь облицевали белым камнем, проезжую часть покрыли брусчаткой. Каменные парапеты, как и прежде, соединены деревянными перилами. На мосту установлены уличные фонари начала XX века. Под его арочным пролетом создан искусственный водоем. А рядом с обновленным мостом на гранитном постаменте поднялась бронзовая трехфигурная скульптурная композиция, посвященная "Героям дружинникам, участникам баррикадных боев на Красной Пресне".

В едином порыве запечатлены молодой рабочий с винтовкой, пожилой дружинник, смертельно раненный в схватке с врагом, и работница с развернутым красным знаменем в руках.

Открытие революционного мемориала, созданного скульптором Д. Б. Рябичевым и архитектором В. А. Нестеровым, состоялось 22 декабря 1981 года.

"Красная Пресня была главной крепостью восстания, ее центром. Здесь сосредоточились лучшие боевые дружины, которыми руководили большевики", - гласит надпись на стене вестибюля станции метро "Краснопресненская", перед которой высится бронзовая скульптура рабочего-дружинника на трехметровом постаменте из полированного гранита.

В монументальной фигуре вооруженного рабочего воплощены героизм и величие пролетариата, поднявшего восстание против царизма.

Статуя Дружинника пятого года, сооруженная в 1955 году, к 50-летию революционных боев 1905 года, была создана скульптором А. Е. Зеленским и архитектором К. С. Алабяном, автором станции метро "Краснопресненская".

В сквере имени 1905 года сооружен мемориальный ансамбль в память героев первой революции в России.

Бронзовая скульптура рабочего, выламывающего камень из булыжной мостовой, чтобы использовать его как оружие, установлена на невысокую гранитную плиту. За ним - стенка, облицованная светло-серым гранитом, на которой из накладных бронзовых букв помещены ленинские слова: "Подвиг пресненских рабочих не пропал даром. Их жертвы были не напрасны".

Это отлитая из бронзы копия знаменитой скульптуры "Булыжник - оружие пролетариата", созданной И. Д. Шадром еще в 1927 году и с тех пор постоянно находящейся в экспозиции Третьяковской галереи.


Мемориал "Булыжник - оружие пролетариата"

"Героям Декабрьского восстания декабря 1905 г.", - вырублена надпись на черном гранитном обелиске, установленном в сквере на улице 1905 года в 1920 году, на деньги, собранные рабочими Красной Пресни.

Двенадцать дней, с 7 по 19 декабря, длилась неравная кровавая схватка, взволновавшая всю Россию. Двенадцать дней Пресня была во власти рабочих.

15 декабря по приказу Николая II из Петербурга в Москву на подавление восстания прибыл лейб-гвардии Семеновский полк с двумя тысячами солдат, а затем и Ладожский полк.

Бои шли днем и ночью. Пресня пылала в зареве пожара. Первый натиск царских войск дружинникам удалось сдержать, но дальнейшее сопротивление стало невозможным, и 19 декабря героическая Пресня прекратила борьбу.

На Дружинниковской улице в Детском парке имени Павлика Морозова стоит еще один гранитный мемориал, также сооруженный в 1920 году, на лицевой стороне которого в нише вырублена надпись: "Декабрьское восстание на Пресне. Декабря 1905 г. Декабря 1920 г." и сверху - серп и молот.

Обелиск воздвигнут на том месте, где в период восстания находилась мебельная фабрика Шмита, боевая дружина которой оказала особенно упорное сопротивление гвардей-цам-семеновцам.

Николай Павлович Шмит (1883-1907) - студент Московского университета. Унаследовав от отца фабрику, многое сделал для улучшения жизни рабочих. Он сократил рабочий день с 12 до 9 часов, повысил заработную плату, активно содействовал созданию на своем предприятии подпольной большевистской организации. Во время восстания 1905 года вооружал на свои средства рабочих.

В ночь на 17 декабря 1905 года Николай Шмит был арестован и после 14-месячного заточения убит в тюремной камере.

На мемориальном знаке, имеющем форму куба, облицованного гранитом, изображен рельефный портрет и вычеканена в меди надпись: "Шмит Николай Павлович студент-революционер, активный участник подготовки Декабрьского вооруженного восстания 1905 года на Пресне. 13 февраля 1907 года был зверски убит царской охранкой в Бутырской тюрьме".

Памятный знак Н. П. Шмиту (скульпторы Г. Д. Распопов, В. И. Юдин, архитектор Г. П. Карибов) сооружен в Шмитовском проезде и открыт 9 декабря 1971 года.

"Борцу за рабочее дело Мантулину Федору Михайловичу, расстрелянному в 1905 году 19 декабря", - гласит надпись на беломраморной доске, укрепленной на гранитной плите, установленной в 1920 году во дворе дома № 24 по Мантулинской улице.

Ф. М. Мантулин (1880-1905) работал машинистом на Даниловском сахарном заводе (ныне Краснопресненский сахарорафинадный завод имени Мантулина). В дни Декабрьского вооруженного восстания был организатором и руководителем боевой дружины завода. 19 декабря ранним утром, когда на территорию завода ворвались царские войска, многих рабочих арестовали, а некоторых расстреляли.

"Спите, дорогие товарищи, мы за вас отомстим. Вы первые подняли знамя восстания. Мы донесли его до диктатуры пролетариата. Клянемся донести его до торжества мирового коммунизма. От рабочих Краснопресненской Трехгорной м-ры. 1905-1923 гг.", - высечено на мраморной доске, укрепленной на фасаде одного из корпусов ткацкой фабрики, под именами 14 защитников Пресни, расстрелянных 21 декабря 1905 года.

Бережно хранят память об участниках революции 1905 года и жители Перовского района столицы, боевые дружины которого в дни декабрьских событий сражались с казаками и юнкерами на Каланчевской (ныне Комсомольская) площади. Блокировав Казанский вокзал, они под командованием машиниста А. В. Ухтомского обезоруживали воинские эшелоны, шедшие по Казанской железной дороге в Москву.

После подавления восстания перовцы-дружинники из отряда Ухтомского были расстреляны. В Люберцах был казнен и сам Алексей Владимирович Ухтомский (1876-1905).

В память рабочих-перовцев, павших в борьбе с царизмом, на Кусковской улице на гранитном постаменте установлена бронзовая скульптура рабочего (скульптор В. В. Глебов, архитектор А. М. Каминский). На пьедестале высечено: "Участникам Московского декабрьского восстания революции 1905 г. от трудящихся города Перово. Ноябрь. 1957 г.".

Именем машиниста А. В. Ухтомского названы улица и переулок в Москве и одна из станций Московской железной дороги недалеко от Люберец, где герою революции пятого года сооружен памятник (1960 г., скульптор Н. А. Дворецкая).

На южной стороне Царицынского пруда (Красногвардейский район, жилой массив Л енино-Дачное) в 1977 году, к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции, был сооружен гранитный обелиск, посвященный памяти тех, кто в 1905 году выступил с оружием в руках на борьбу с царским самодержавием, а в 1917-м - боролся за установление рабоче-крестьянской власти.

Памятник установлен на том месте, где были похоронены ветераны двух революций. На нем, украшенном чеканным изображением развевающегося знамени с лозунгом "Вся власть Советам", вырублены 46 фамилий и среди них - имя Ф. С. Шкулева, чья песня "Мы кузнецы" пережила десятилетия.

Филипп Степанович Шкулев (1868-1930) -один из зачинателей русской пролетарской поэзии, рабочий, выходец из крестьянской семьи деревни Печатники, которая вошла в Люблинский район Москвы. Поэтому здесь есть улица, названная его именем. Песня "Мы кузнецы" была им написана в самый разгар революции 1905 года. Ее революционный пафос высоко оценил В. И. Ленин. Не случайно в мае 1912 года, когда рождалась рабочая газета "Правда", Владимир Ильич пригласил для сотрудничества в ней Ф. С. Шкулева. Память о поэте-большевике бережно хранят учащиеся школы № 773, что на улице Полбина, 18. В ней создана музейная комната, посвященная Шкулеву.



Мирная передышка молодой Советской Республики длилась недолго. Весной 1918 года державы Атланты начали открытую военную интервенцию, а к лету Советская Россия оказалась в огненном кольце фронтов. В разгар борьбы с уральской контрреволюцией на Волге и в Сибири вспыхнул мятеж чехословацкого корпуса. Выступление белочехов послужило сигналом к кулацким мятежам в ряде городов и сел.

16 мая 1918 года контрреволюционный мятеж вспыхнул и в Саратове. Мятежники захватили ряд городских кварталов и почтамт. Выкатив на Ильинскую площадь (ныне пл. Фрунзе) артиллерийскую батарею, они обстреляли здание Совета рабочих депутатов. Исполнительный комитет Совета организовал оборону и обратился за помощью к Советам ближайших городов. Саратов был объявлен на военном положении.

Исполком Покровского Совета направил трехтысячный отряд для подавления мятежа. 18 мая подошли красногвардейские отряды из Аткарска и Ртищева. После короткого боя к вечеру этого же дня восстание было полностью подавлено. Прибывшие с Уральского фронта воинские части помогли навести в городе революционный порядок. В борьбе с мятежниками погибли 16 красногвардейцев, 34 человека были ранены. От тяжелых ран умер член губисполкома Иван Полищук.

Исполком Саратовского Совета вынес решение, в котором говорилось: "Похоронить в братской могиле товарищей, павших в борьбе на славном посту в защиту рабоче-крестьянской революции".

Похороны жертв контрреволюционного мятежа состоялись в воскресенье 26 мая 1918 года в сквере Радищевского музея, на Театральной площади. Под винтовочные салюты и склоненные красные знамена гробы с телами погибших - Ивана Полищука и 10 красногвардейцев - были опущены в братскую могилу. Вместе с ними в братской могиле был перезахоронен редактор саратовской "Красной газеты" Давид Натанович Циркин, убитый 12 марта 1918 года во время демонстрации в первую годовщину Февральской революции, и первый комиссар печати Саратовского Совета двадцатидвухлетний Петр Алексеевич Алексеев, убитый 26 марта владельцем типографии Рабиновичем в момент национализации его типографии.

Позднее в братской могиле были похоронены погибший в Вольске председатель исполкома Совета и ревкома Михаил Михайлович Струин; стрелки латышского полка Вилис Лутер, Скудрит, Карл Петерсон; один из организаторов латышского полка в Саратове заместитель председателя губЧК латыш Карл Карлович Блукис; заместитель председателя губревтрибунала Гикель Давидович Хацкелевич; председатель губЧК Григорий Петрович Петров.

В первую годовщину Октябрьской революции - 7 ноября 1918 года - на братской могиле был открыт памятник - кирпичный склеп, покрытый сверху большим деревянным помостом. На помосте возвышался деревянный обелиск. Братская могила получила название Могилы жертв революции и гражданской войны.

Перед Великой Отечественной войной обелиск был заменен большим камнем. В канун 40-й годовщины Октябрьской революции 1917 года на братской могиле был установлен величественный монумент высотой 7,5 метра, представляющий собой трехфигурную композицию, венчающуюся знаменем - символом победы в Октябре 1917 года. Склонив голову, опускается на землю сраженный пулей солдат-знаменосец. Слабеющая рука бойца скользит по древку. Но знамя, на котором начертано "За власть Советов!", уже подхвачено твердою рукой рабочего-красногвардейца. Рядом с ним, собрав силы в яростном порыве, приготовился к броску гранаты раненый матрос. На лицевой грани пьедестала на мраморе золотом высечено: "Борцам социалистической революции 1917 года". Автор памятника - саратовский скульптор В. Перфилов.

У подножия памятника уложена гранитная плита с именами похороненных здесь борцов за дело социалистической революции. А в самый канун 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции - 6 ноября 1967 года - здесь в торжественной обстановке вспыхнул Вечный огонь, зажженный от огня Вечной славы на площади Павших Борцов в городе-герое Волгограде и доставленный в Саратов делегацией трудящихся Саратова.

В канун 70-й годовщины Октябрьской революции памятник подвергся значительной реконструкции. Под его основание был положен новый высокий постамент, облицованный серым гранитом.

Мирная передышка молодой Советской Республики длилась недолго. Весной 1918 года державы Атланты начали открытую военную интервенцию, а к лету Советская Россия оказалась в огненном кольце фронтов. В разгар борьбы с уральской контрреволюцией на Волге и в Сибири вспыхнул мятеж чехословацкого корпуса. Выступление белочехов послужило сигналом к кулацким мятежам в ряде городов и сел.

16 мая 1918 года контрреволюционный мятеж вспыхнул и в Саратове. Мятежники захватили ряд городских кварталов и почтамт. Выкатив на Ильинскую площадь (ныне пл. Фрунзе) артиллерийскую батарею, они обстреляли здание Совета рабочих депутатов. Исполнительный комитет Совета организовал оборону и обратился за помощью к Советам ближайших городов. Саратов был объявлен на военном положении.

Исполком Покровского Совета направил трехтысячный отряд для подавления мятежа. 18 мая подошли красногвардейские отряды из Аткарска и Ртищева. После короткого боя к вечеру этого же дня восстание было полностью подавлено. Прибывшие с Уральского фронта воинские части помогли навести в городе революционный порядок. В борьбе с мятежниками погибли 16 красногвардейцев, 34 человека были ранены. От тяжелых ран умер член губисполкома Иван Полищук.

Исполком Саратовского Совета вынес решение, в котором говорилось: "Похоронить в братской могиле товарищей, павших в борьбе на славном посту в защиту рабоче-крестьянской революции".

Похороны жертв контрреволюционного мятежа состоялись в воскресенье 26 мая 1918 года в сквере Радищевского музея, на Театральной площади. Под винтовочные салюты и склоненные красные знамена гробы с телами погибших – Ивана Полищука и 10 красногвардейцев – были опущены в братскую могилу. Вместе с ними в братской могиле был перезахоронен редактор саратовской "Красной газеты" Давид Натанович Циркин, убитый 12 марта 1918 года во время демонстрации в первую годовщину Февральской революции, и первый комиссар печати Саратовского Совета двадцатидвухлетний Петр Алексеевич Алексеев, убитый 26 марта владельцем типографии Рабиновичем в момент национализации его типографии.

Позднее в братской могиле были похоронены погибший в Вольске председатель исполкома Совета и ревкома Михаил Михайлович Струин; стрелки латышского полка Вилис Лутер, Скудрит, Карл Петерсон; один из организаторов латышского полка в Саратове заместитель председателя губЧК латыш Карл Карлович Блукис; заместитель председателя губревтрибунала Гикель Давидович Хацкелевич; председатель губЧК Григорий Петрович Петров.

В первую годовщину Октябрьской революции – 7 ноября 1918 года – на братской могиле был открыт памятник – кирпичный склеп, покрытый сверху большим деревянным помостом. На помосте возвышался деревянный обелиск. Братская могила получила название Могилы жертв революции и гражданской войны.

Перед Великой Отечественной войной обелиск был заменен большим камнем. В канун 40-й годовщины Октябрьской революции 1917 года на братской могиле был установлен величественный монумент высотой 7,5 метра, представляющий собой трехфигурную композицию, венчающуюся знаменем – символом победы в Октябре 1917 года. Склонив голову, опускается на землю сраженный пулей солдат-знаменосец. Слабеющая рука бойца скользит по древку. Но знамя, на котором начертано "За власть Советов!", уже подхвачено твердою рукой рабочего-красногвардейца. Рядом с ним, собрав силы в яростном порыве, приготовился к броску гранаты раненый матрос. На лицевой грани пьедестала на мраморе золотом высечено: "Борцам социалистической революции 1917 года". Автор памятника – саратовский скульптор В. Перфилов.

У подножия памятника уложена гранитная плита с именами похороненных здесь борцов за дело социалистической революции. А в самый канун 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции – 6 ноября 1967 года – здесь в торжественной обстановке вспыхнул Вечный огонь, зажженный от огня Вечной славы на площади Павших Борцов в городе-герое Волгограде и доставленный в Саратов делегацией трудящихся Саратова.

В канун 70-й годовщины Октябрьской революции памятник подвергся значительной реконструкции. Под его основание был положен новый высокий постамент, облицованный серым гранитом.