Какое оборудование ставить на шведа. Как играть на шведском танке. Все это необходимо знать чтоб не получить неприятных сюрпризов посреди боя

ДИВИЗИОН ГЛАВНОГО КАЛИБРА (1 АД)

Корабли проекта 68-бис типа «Свердлов» стали самыми многочисленными представителями своего класса советской постройки.

Благодаря своей удачной конструкции и главным образом сильному артиллерийскому вооружению, последние наши классические крейсера оказались настоящими долгожителями, будучи востребованными в разные годы противостояния на море на всех четырех флотах страны.

Эти, безусловно, красивые корабли с поднятыми флагами расцвечивания не одно десятилетие были неотъемлемой частью флотских парадов в Севастополе и Ленинграде, Балтийске и Североморске, Кронштадте и Владивостоке, а также на безымянных якорных стоянках в «точках» на шельфах морей и океанов.

Но парады и праздники были все же для этих кораблей исключением, правилом же всегда оставалась служба — напряженная и непростая международная ситуация к тому обязывала.

Реализуя на практике крылатое макаровское — «В море — дома, на берегу — в гостях», долгими месяцами находились крейсера в море, возвращаясь в свои базы только для межпоходового ремонта, пополнения запасов и короткого отдыха экипажа. Затем все повторялось сначала.

Моряки, служившие на крейсерах пр.68-бис, справедливо гордились своими кораблями, которые могли нести службу по всех морях и океанах в самых сложных условиях обстановки. При этом крейсера зачастую обеспечивали несение БС другими кораблями и судами. Они снабжали своих товарищей топливом, свежевыпеченным хлебом и другими продуктами, на их палубах получали возможность кратковременного отдыха экипажи подводных лодок, при необходимости корабельные медики оказывали медицинскую помощь морякам других кораблей.

До пополнения советских флотов новыми ракетными противолодочными и авианесущими кораблями крейсеры пр.68-бис были самыми мощными надводными кораблями ВМФ СССР.

Многие из них выполняли функции флагманских кораблей дивизий, эскадр, флотилий и флотов. Их вооружение и технические средства являлись достаточно современными на протяжении почти 40 лет. Причин такого поразительного долголетия много. В первую очередь — это артиллерийское вооружение, в целом не уступавшее лучшим мировым аналогам.

На снимке — крейсер «Свердлов» начала 60-ых годов

Артиллерию главного калибра кораблей пр.68-бис, а, следовательно, и крейсера «Жданов» составляли 12 152-мм орудий Б-38 с длинной ствола в 57 калибров в 4-х трехорудийных башнях МК-5-бис, располагавшиеся в диаметральной плоскости корабля линейно-возвышенно, двумя группами — по две башни в носу и корме. Орудия Б-38, спроектированные КБ завода «Большевик» г. Ленинград в 1940 г. выпускались с перерывом с 1940-1955 годы.

Головные образцы пушек успели испытать еще до Великой Отечественной войны. Первый модернизированный образец МК-5-бис изготовили на ЛМЗ в мае 1950 года. Всего же на этом заводе с 1949 по 1955 годы произвели и сдали 88 башен.



Установки располагали собственным радиолокационным дальномером «Штаг-Б» (2-я и 3-я башни) и оптическим прицелом АМО-3. Башни могли управляться как изнутри (местное управление), так и дистанционно — из центрального артиллерийского поста посредством системы дистанционного управления Д-2.

Радиодальномер «Штаг-Б» сантиметрового диапазона предназначался для управления стрельбой артиллерии главного и универсального калибра. Он был принят на вооружение в 1948 году. Дальность обнаружения надводной цели (эсминец) составляла на испытаниях 120 кбт, дальность точного сопровождения — 100 кбт, средняя ошибка измерения дистанции 15 м.

Боекомплект ГК включал бронебойные, полубронебойные, осколочно-фугасные, осветительные и дистанционные снаряды (всего 2130 снарядов и 2250 зарядов в погребах и 72 снарядов в кранцах первых выстрелов). Снаряды и заряды хранились в специально оборудованных погребах из расчета 570 зарядов для башен 1-3 и 540 для башни 4 на штатных стеллажах, за исключением небольшого числа, размещавшегося в кранцах первых выстрелов. Находились по 18 снарядов (всего 72).

Разгрузка и загрузка стеллажей предусматривалась только ручным способом во избежание самопроизвольного перекатывания снарядов. Каждый снарядный погреб имел по три транспортера, два параллельно ДП и один — поперек ДП, в плоскости шпангоута.

Все зарядные погреба располагались на 2-й платформе и отделялись от снарядных, а также от подбашенных отделений башен ГК. Заряды хранились в огнестойких асбестовых футлярах, которые помещались внутрь металлических. Последние, в свою очередь, находились на стеллажах сотового типа, располагавшихся в продольном и поперечном направлениях. Разгрузка и подача зарядов к электрическим элеваторам предусматривались только вручную.

Боезапас (снаряды и заряды) из погребов подавались с помощью электрических цепных элеваторов до перегрузочных отделений, там перегружались во вращающиеся элеваторы, подававшие снаряды и заряды уже непосредственно в боевые отделения башни. Скорость подачи боезапаса предусматривалась в пределах 9 циклов в минуту, вручную — 3 циклов. Каждый снарядный погреб оснащался автономной системой затопления. До уровня верхней кромки стеллажей он мог быть затоплен забортной водой посредством гидравлических эжекторов производительностью 300 т.ч. На каждый из погребов приходилось по одному эжектору. В качестве аварийного способа предусматривалось затопление естественным путем через донный клинкет зарядного погреба. Правда, в этом случае весь процесс занимал 15-16 минут, а вода в погреб со снарядами могла доходить только до уровня действующей ватерлинии и только после того, как уже был полностью заполнен зарядный погреб. Осушение погребов предусматривалось путем спуска воды через спусковые клинкеты в трюмные отсеки с последующим удалением за борт водоотливными и осушительными средствами.

Помимо этого, каждый снарядный и зарядный погреб оснащался автономной системой орошения с подводом воды от пожарной магистрали через клапаны группового действия. Орошение осуществлялось розеточными дренчерами, установленными под подволоком для горизонтальных поверхностей, и лопаточными — для вертикальных поверхностей в проходах между стеллажами. Система орошения могла быть приведена в действие вручную — путем включения крана из погребов и с нижней палубы. И автоматически — при расплавлении легкоплавких замков от повышения температуры свыше 72 градусов и дистанционно — из ПЭЖ путем включения электромагнитного клапана.

Для управления огнем ГК служила система ПУС «Молния АЦ-68-бис» в составе двух автоматов стрельбы с универсальными преобразователями координат, двух резервных автоматов стрельбы (РАС) и 4-х башенных автоматов стрельбы (БАС). Она соответственно, обеспечивала три схемы стрельбы артиллерии ГК — основную, резервную и башенную, в зависимости от обстоятельств ведения боя, характера цели или на случай невозможности управления огнем основным способом.

В резервном режиме ПУС «Молния АЦ-68-бис» обеспечивалась данными от двух 8-метровых дальномеров ДМ-8-1 и визиров центральной наводки ВМЦ-5 (в двух КДП2-8), двух бортовых визиров ВЦУ (в боевой рубке), визиров МБ-6 и 8 —м дальномера ДМ-8-2 (в башнях ГК), радиодальномеров «Штаг-Б» (2-я и 3-я башни ГК), РЛС «Залп» или «Риф», ультразвукового подводного наблюдения и других технических средств. Данные по элементам движения своего корабля поступали от тех же источников, что при основном способе стрельбы.

Система обеспечивала быстрое обнаружение цели и определение ее элементов движения с помощью оптических и радиолокационных средств. Выработку данных центральной наводки для стрельбы по одной или двум целям и передачу данных для ведения огня по береговым целям при наличии видимых ориентиров. Комбинированную — по четырем различным целям, а также самостоятельную стрельбу башен по видимым целям или осветительными снарядами.

Имелась возможность стрельбы ГК методом завес и по самолетам, хотя и достаточно оригинальным — из-за отсутствия таблиц, соответствующих параметрам движения реактивных самолетов — способом. Стремление задействовать 152 —мм орудия в системе ПВО было вызвано отсутствием в 50-е — 60-е гг. ЗРК коллективной обороны и ограниченной дальностью стрельбы 100-мм артустановок.

Учитывая опыт Великой Отечественной войны, в те годы на крейсерах пр.68-бис отрабатывалась и проводилась артиллерийская стрельба по самолетам орудиями ГК. Она выполнялась на «пониженной высоте» табличным способом с применением артиллерийских таблиц ТС-50. Например, если фактическая высота полета самолета была 7000 м, то она уменьшалась вдвое — до 3500 м. Если скорость полета самолета была 200м.с., то она «половинилась» до 100м.с.

Трубка (установка взрывателя — дальность подрыва снаряда) тоже «половинилась». Таким образом, несмотря на отсутствие полноценных таблиц зенитной стрельбы, появлялась возможность обстреливать воздушные цели. Эта зенитная стрельба выполнялась как носовым, так и кормовым эшелонами башен дивизиона ГК. Управлял огнем командир группы управления артиллерийским огнем дивизиона главного калибра (ГУАО ДГК). Он находился на своем КП (командном пункте) — в ЦАП (центральный артиллерийский пост). Как известно дальность стрельбы ГК составляла 168,8 кабельтовых (30.2 км), вес снаряда порядка 55 кг. От взрыва образовывалось большое поражающее пространство.

На снимке — крейсер «Жданов» на бочках, рейд Таллина 1957-1958 годы. Фото капитана 2 ранга В.Смирнова.

После вступления в строй крейсера пр.68-бис много времени проводили в море на различных учениях. Как вспоминает моряк-артиллерист БЧ-2 1АД первого экипажа легкого крейсера «Жданов» Михаил Урванцев — «На берегу мы бывали крайне редко — все время в море! И стрельбы, сплошные стрельбы! Артиллеристы нашего корабля совершенствовали свое мастерство и быстро достигли хороших результатов».

Известно, что в системе боевой учебы советского флота проводились состязания на приз главнокомандующего ВМФ по артиллерийской подготовке. В них принимали участие легкие крейсера всех четырех советских флотов. Состязания устраивались в конце каждого учебного года после того, как на флотах определялись лучшие корабли. Лидеры допускались к таковым стрельбам. Комиссия, назначенная Главкомом ВМФ, определяла лучшего среди лучших. Оценивалась эффективность применения артиллерии крейсера по результатам выполнения на определенном тактическом фоне комплексного боевого упражнения. Корабль, признанный лучшим, награждался переходящим призом главнокомандующего ВМФ.

Первый раз награждение произошло по итогам 1953 года. Правда, тогда в строю находились лишь четыре крейсера пр.68-бис. На Черноморском флоте — «Дзержинский», а на Балтийском — «Свердлов», «Орджоникидзе» и «Жданов».

Так по данным капитана 1 ранга А.Подкользина первыми этот Приз завоевали артиллеристы крейсера «Орджоникидзе». Однако это может быть и не совсем точно. У нас пока нет архивных данных, зато есть эта фотография Михаила Урванцева, на которой моряки 1 АД легкого крейсера «Жданов» с кубком! Снимок начала 1954 года.

13 января 1956 года при подведении итогов за прошедший 1955 год за успехи в боевой и политической подготовке командующий Балтийским флотом наградил крейсер «Жданов» Кубком — «За успешное выполнение состязательной артиллерийской стрельбы».

Занято 2-е место по итогам стрельб на приз ГК ВМФ.

По итогам 1958 года крейсер и артиллеристы вновь стали лучшими на Балтийском флоте и снова 2-е место на приз ГК ВМФ.

Нам удалось связаться с капитаном 1 ранга запаса Замышляевым Владленом Вячеславовичем, служившим на крейсере в течение четырех лет с 1954 по 1958 годы. Он, в частности, вспоминает:

«Я получил назначение на КРЛ «Жданов» в августе 1954 года после окончания высших специальных офицерских классов в г. Ленинграде на должность командира 3-ей башни дивизиона главного калибра, а в 1955 году на должность командира этого дивизиона.

Легкий крейсер «Жданов» (командир кап. 1 ранга Тюняев, затем капитан 1 ранга Васильев, а с 1956 года капитан 1 ранга Гаврилов) входил в состав дивизии крейсеров (командир контр-адмирал Ярошевич) Восточно-Балтийской флотилии (командующий вице-адмирал Абашвили). Главная база флотилии находилась г. Таллин. Летнее, с базированием на ВМБ Таллин и в зимние месяцы с переходом в незамерзающую ВМБ г. Балтийск, которая являлась главной ВМБ дивизии кораблей Балтийского флота.

Корабль проводил боевую подготовку одиночно и совместно с другими кораблями флотилии, включая стрельбу по морским, береговым и низко летящим воздушным целям, в том числе и главным калибром. Наиболее интересным событием в мой период службы на крейсере был дальний поход, который крейсер выполнил в сопровождении двух эскадренных миноносцев Балтийского флота в Средиземное море, с целью нанесения дружественного визита в Югославию (г. Сплит) и Сирию (г. Латакия). Весной 1957 года мы прошли докование в доке ВМБ г. Кронштадта и направились в ВМБ г. Балтийск, минуя Таллин, где оставались наши семьи. Загрузились всем необходимым и в июле вышли в море.

Через датские проливы попали в Северное море, постояли на рейде у Лондона и дальше, минуя Ла-Манш, вышли в Атлантический океан. В Бискайском заливе попали в хороший шторм. Крейсер бросало на больших волнах как шлюпку. Пройдя Гибралтарский пролив, мы наконец вошли в Средиземное море. Все наше дальнейшее движение в Средиземном море проходило вдоль африканского берега. Параллельно с нашим курсом двигалась 6-ая эскадра ВМФ США, а самолеты американцев совершали регулярные облеты наших кораблей на небольших высотах и служили хорошей мишенью для тренировок наших зениток.

Затем был порт г. Сплит в Югославии (официальный визит) и порт г. Латакия в Сирии (неофициальный визит). В октябре 1957 года мы вернулись в г. Таллин. Поставленные перед нашим отрядом кораблей задачи мы выполнили по отзыву командования на «хорошо».


На снимках — кадры из док.фильма визита крейсера в порт Латакия Возвращение крейсера «Жданов» после БС октябрь 1957 года

В июне 1958 года я попрощался с товарищами, с которыми служил на крейсере, в связи с отъездом в Военно-Морскую академию в г. Ленинград, кандидатом для сдачи вступительных экзаменов, в составе группы, в которую я был утвержден командованием ДКБФ.

В.В. Замышляев, 18.04.2011 г.

ЗАМЫШЛЯЕВ ВЛАДЛЕН ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

Род. 5.VII.1928 г. в г. Одесса. Окончил Ленинградское Военно-морское подготовительное училище (1946), основной факультет Военно-морского Ордена Ленина Краснознаменного училища им. М. В. Фрунзе (1950), Высшие ордена Ленина специальные классы офицерского состава, г. Ленинград (1954), Военно-морскую ордена Ленина академию по специальности «Морское специальное вооружение и системы управления» (1961). Капитан I ранга (1971). Командир башни ДГК ЛК «Выборг» (1950-1953). Командир башни ДГК КРЛ «Жданов» (1954-1955). Командир ДГК КРЛ «Жданов» (1955-1958). Военпред (1961-1963), ст. офицер (1963-1969), начальник группы отдела (1969-1970), зам. начальника отдела (1970-1976), начальник отдела (1976-1978) УРАВ ВМФ. Уволен в запас по выслуге лет (1978). Зам. начальника СКБ — главный конструктор систем, зам. начальника СБ — главный конструктор систем, главный специалист по автоматизированным системам управления в НПО «Астрофизика» Министерства общего машиностроения (1979-2000). Проводил фундаментальные исследования, разработку, изготовление и испытания опытных образцов специального оружия. За время службы в УРАВ ВМФ принимал участие в создании комплексов ракетного оружия ВМФ, от фундаментальных исследований, разработки, изготовления и проведения испытаний опытных образцов до запуска их в серию и поставки новых образцов ракетного оружия на флот. Орден «Знак почета». 13 медалей.

Добавим, что весь экипаж крейсера за успешное выполнение поставленных задач дальнего похода 1957 года, за высокую морскую выучку, дисциплину и организованность был награжден жетонами «За Дальний Поход».

Всего лишь за год до этого вышло соответствующее решение Министерства обороны об учреждении жетона «За дальний поход» для награждения военнослужащих ВМФ, участвовавших в дальних заграничных походах.

Достигнутые успехи прошлых лет в следующем 1959 году экипажу крейсера «Жданов», а, следовательно, и артиллеристам 1 АД, продолжить и развить было не суждено.

Постановка в завод на текущий ремонт с модернизацией отдельных систем и аппаратуры корабля в заводе № 890 г. Таллина длилась по сентябрь того года, затем ходовые испытания и наконец, докование в Кронштадте. Желание «ждановцев» быстрее выйти в море для сдачи курсовых задах подстегивалось и разного рода «байками» о новом большом дальнем походе, чуть ли не в Китай. П

отому приказ ГК ВМФ от 9 декабря 1959 года за № 0549 о решении вывода крейсера «Жданов» в резерв, со статическим методом консервации, вызвал гнетущее состояние у всех моряков. Хотя уже тогда было известно, что, к примеру, 7 недостроенных крейсеров пр.68-бис были отправлены на разделку. Шло сокращение вооруженных сил.


На сегодняшний день установлены следующие фамилии офицеров дивизиона, служивших в 50-60-ых годах.

27 марта 1960 года КРЛ «Жданов» был выведен из боевого состава. Сдав боезапас, корабль перешел в Лиепаю. Там на судостроительно-ремонтном заводе № 29 была произведена консервация. По ее окончании был передислоцирован в Балтийск, где вошел в 35 бригаду кораблей резерва, и находился там в отстои с сокращенным экипажем по 1965 год.

О расконсервации и переходе крейсера из Балтийска в Севастополь подробно описал старшина 1 АД «Жданова» И. Каргерман. ()

К началу 60-х боевая ценность артиллерийско-торпедных кораблей уже была невелика. Поэтому руководство флотов искало пути их эффективного использования в новых реалиях войны на море. Считается, что идея переоборудования КРЛ пр.68-бис в корабли управления (КУ) возникла после появления в составе ВМФ США подобных командных пунктов, переоборудованных в т.ч. и из крейсеров.

Вскоре ЦКБ-17 завершило проработку кардинального переоборудования КРЛ пр.68-бис в корабль управления и результаты представило в конце 1962 года министру обороны СССР маршалу Р.Я. Малиновскому. Предполагалось переоборудовать подобным образом по два КРЛ для СФ и ТОФ. Правда, речь шла и том, что эти корабли будут резервными КП на случай выхода из строя береговых.

В марте 1964 г. ВМФ выдал ТТЗ на модернизацию «Адмирала Сенявина» (ТОФ) по пр.68У, вторым подлежащим переоборудованию крейсером вначале определялся «Дзержинский» (ЧФ), ТТЗ для которого появилось в том же году.

Техпроект 68У «Бухта», разработанный ЦКБ-17 (гл. конструктор К.И.Иванов), был одобрен ВМФ в январе 1965 г. с рекомендацией применения его и для УКРЛ «Дзержинский». В марте техпроект 68У утвердил ГК ВМФ с дополнениями, предусматривавшими демонтаж 3 башни ГК, обеспечение постоянного базирование на корабле вертолета КА-25, установки одного ЗРК «Оса-М» и навигационного космического комплекса «Циклон». Позже средства ПВО усилили за счет установки на борту дополнительных 30-мм АУ АК-230. С учетом замечаний техпроект откорректировали, причем для возможности выполнения требований ВМФ демонтажу подлежали обе кормовые башни ГК.

Работы на «Адмирале Сенявине», поставленном к причалу «Дальзавода», прошли в полном соответствии с проектом.

Вторым кораблем, подлежавшим переоборудованию в корабль управления, вместо «Дзержинского», по причине лучшего технического состояния, стал КРЛ «Жданов». Его ремонт и переоборудование начали на Севморзаводе в декабре 1965 года после расконсервации и ввода крейсера в строй, и перехода из Балтийска в Севастополь.

Правда, при этом ввиду жесткой позиции командования ЧФ, выступившего против демонтажа кормовой группы башен ГК, пришлось ограничиться половинчатым решением — снять лишь 3-ю башню. Как следствие, ЦКБ-17 пришлось разработать еще один, сокращенный вариант переоборудования (для «Жданова»), получивший обозначение 68У1. В свою очередь, прежний проект, по которому велась модернизация «Адмирала Сенявина», стал именоваться 68У2 (цифры в обозначениях соответствуют числу снимавшихся башен ГК).

(Получившая распространение версия, будто бы «Сенявин» лишился двух башен ГК случайно (рабочие «Дальзавода» якобы поторопились, лихо демонтировав обе кормовые башни вместо одной) своего документального подтверждения не находят. — Прим. автора.)

Работы с переменным успехом шли довольно долго, и подошли к концу во второй половине 1971 года. На страницах «ждановского» Форума командир 1 башни ГК Станислав Эдуардович Змачинский рассказал, как начинался новый этап службы уже крейсера управления «Жданов» и в 1 АД БЧ-2. Будет уместно частично его опубликовать и здесь.

На снимках — крейсер «Жданов» Севморзавод 1968-1969 г.г., день ВМФ Севморзавод 1971 г.

«Я был назначен на должность командира 1-й башни главного калибра в мае 1971 года с должности командира батареи ЭМ » Находчивый «, на котором я отнёс свою первую боевую службу. Эта боевая служба, впервые на ЧФ длилась 180 суток.

Прибыл я на крейсер, стоявший у стенки Севморзавода во второй половине рабочего дня. На корабле творилось что-то невообразимое: всюду было полно рабочих, и каждый был занят делом. Личный состав на верхней палубе и в коридорах обеспечивал огневые работы, точек с которыми было не счесть. Вокруг стоял грохот, стук. Обстановка была как в преисподней, дураку было понятно, что идёт завершающая стадия ремонта, даже не идёт, а летит!

Встретил меня командир дивизиона капитан 3 ранга Гелумбовский Георгий Петрович, из беседы с которым я узнал много нового и интересного, но отнюдь не радостного для меня. В дивизионе было 3 башни, личного состава — на 3 башни. Штатных командиров башен — вместо трёх — я один. Комдив ласково, но твёрдо объяснил мне, что командовать я буду «пока» всеми тремя башнями и подчинённых у меня будет около сотни человек. «Перспективочка» была не из приятных, тем более, что на штате стоял личный состав лишь первой башни, а остальные были «директивными», т.е. штаб 30 ДиПК (дивизии противолодочных кораблей) своей директивой набрал на кораблях дивизии штатных должностей по количеству боевых номеров в двух башнях ГК (комендоры, акустики, электрики, минеры...), на которых и числился л/с. Отказаться я, естественно, не мог. Так в ДГК стало три офицера: комдив, командир НГУАО лейтенант Кутьин В.Б. и я.

Встала передо мной масса задач. Тут и изучение незнакомой материальной части, боевой и повседневной организации башни и корабля, контроль за представителями промышленности, производящими ремонт не только в 1 БГК, но и ещё в двух башнях. Подготовка и сдача зачётов на допуск к самостоятельному исполнению своих обязанностей и несению дежурства и вахты. Подготовка л/с башни.

По ночам я изучал устройство корабля, — другого времени просто не было. Всего у меня было в три раза больше, чем у «нормального» командира башни: 3 БГК, 3 кубрика, душ офицеров, 3 вент. Вентвыгородки, 6 погребов боезапаса. Особенно убивали объекты приборки только на верхней палубе под моим командованием вместо палубы бака от диаметрали по п/б, находилась вся палуба бака и вся палуба юта.

Короче говоря, всяческих неприятностей я имел в три раза больше чем «обычный» «группенфюрер». Задора и желания служить, причём служить образцово, мне в ту счастливую пору было не занимать. Семья моя жила в Ленинграде, на берег я сходил крайне редко, целиком посвятив себя службе.

На третьи сутки моей службы на крейсере старпом капитан 2 ранга Ефремов арестовал меня на трое суток за недраенную рынду на баке. После обеда на построении по малому сбору можно было наблюдать зелёную-презелёную рынду, висевшую на носовой надстройке. До обеда рабочие разобрали леса на надстройке, скрывавшие рынду и она стала доступна старпомовскому глазу.

«Командиру приборки-3 суток ареста!». Но я был лейтенант нетрусливый и гоношистый. Вместо «Есть!» ответил старпому примерно так: «Пока я выполнял на просторах Мирового Океана задачи боевой службы, Вы в заводе выращивали зелень на рынде, а я теперь за вас должен париться в камере» Старпом чуть не лопнул от злости, но поняв, что перед ним лейтенант какой-то не такой, промолчал. Больше он меня так грубо не трогал.

Своеобразен был командир БЧ-2 капитан 2 ранга Чиняков. Тот нормальным тоном разговаривать вообще не умел — всегда орал. С ним у меня тоже произошёл эпизод. Своё превосходство он подчёркивал тем, что обращался ко всем лейтенантам, и ко мне в том числе, не иначе, как «лейтенант». Мне это быстро надоело. Пришлось ему пару раз внушить, что обращаться следует: «товарищ лейтенант». Чиняков прислушался и стал обращаться, как положено, по уставу. Вообще-то его деятельность запомнилась мне только криком и гопничеством в поведении. Он постоянно внушал нам: «Вот перейдём в дивизию — там вас держать не будут! Всех быстро поснимают!». В итоге после первого же смотра штабом флота сняли с должности Чинякова и несколько старших офицеров. Был издан разгромный приказ Командующего Флотом. В приказе в лучшую сторону были отмечены ЦШП, командиром которого был мичман Даниил Романенко и БГК. Тут же о нас написала флотская газета.

Командиром дивизиона ГК был капитан 3 ранга Гелумбовский Георгий Петрович. Это был грамотный и опытный артиллерист, человек гигантской трудоспособности, не опускавший руки перед возникающими трудностями, имевший свой подход к любому члену экипажа. Старшиной команды подачи был главный старшина сверхсрочной службы Юрий Мыслин, ранее работавший в артзаводе, прекрасно знавший мат. часть. То, что башня получила отличную оценку на смотре Командующего — заслуга личного состава, не жалевшего сил, времени, проявившего подлинное трудолюбие и настойчивость. Впереди стояли более трудные задачи — отстрел материальной части после ремонта, отработка курсовых задач, приём боезапаса, выполнение стрельб.

С осени 1971 года экипаж занимался их выполнением. Крейсер отошёл от стенки Севморзавода и постоянно базировался на бочках в Северной бухте. Рабочих, завершавших ремонт, доставляли на борт заводскими катерами. Организация службы на корабле была крайне низкой.

Мы настойчиво учились, овладевали всеми премудростями крейсерской службы, часто выходили в море. Особенно быстро и разумно это стало получаться с приходом на крейсер нового старпома капитана 2 ранга Шакуна Анатолия Моисеевича. Шакун был настоящим морским волком — знающим, казалось бы, всё на свете, требовательным до такой степени, что многие не только матросы, обходили его по другому борту.

С другой стороны, он относился к людям по-человечески. Вспоминается такой случай: на юте стоит с чемоданом и отпускным билетом в кармане командир батареи ДУК лейтенант Костин В.К.. Стоит долго — баркасы в рейсе, проходящие плавсредства не подходят. Появившийся на юте старпом, поняв обстановку, приказывает вызвать к правому трапу командирский катер, сажает в него лейтенанта, даёт рейс на Графскую пристань и сам провожает катер, стоя на верхней площадке трапа вместо дежурного по кораблю. Проводив катер, он со своей неповторимой улыбкой говорит присутствующим: «Отпуск-дело святое». Пусть лейтенант погуляет!

Все стрельбы мы выполняли с оценками не ниже «хорошо». Сейчас уже точно не помню, но и «хорошо» вроде бы не было. Ну да ладно, не будем хвастаться. Но точно — ни одной стрельбы не завалили. Большая заслуга в этом командира НГУАО ДГК старшего лейтенанта Валерия Борисовича Кутьина — его задача была посложнее нашей, а нам что, — лишь бы снаряды все вылетели, а куда попадут? На то есть управляющий огнём — командир дивизиона.

На снимках — Ст.лейтенанты Э.Змачинский и В.Кутьин День ВМФ 1972г. старпом капитан 2 ранга Ан.М.Шакун и командир ГУАО ст.лейтенант В.Б.Кутьин Североморск 1972 г.

Вначале на проведение стрельб к нам в командировку прибывали с другого корабля капитан-лейтенанты Варяница и Иванников, затем на постоянной основе были прикомандированы командир 2 БГК капитан-лейтенант Владимир Чеботарёв и командир 3 БГК капитан-лейтенант Александр Васин. Служить стало значительно легче, тем более что оба были опытными артиллеристами«.

В течение учебного года боевой подготовки главный калибр крейсера выполнял не менее пяти зачетных стрельб по морским целям и три-четыре — по берегу. К выполнению калибровых стрельб крейсер приступал только после отработки боевой организации на многочисленных боевых учениях и выполнения полного комплекса стволиковых стрельб. Каждой зачетной стрельбе предшествовала одна подготовительная стрельба и одна чисто учебная — стволиковая, которая выполнялась в условиях зачетной, но с 50 процентами боезапаса.

К стрельбе главным калибром готовились заблаговременно. Снимались плафоны, укреплялись приборы, задраивались горловины, люки, лазы, двери. Все, что могло лопнуть, отвалиться или упасть от сотрясений при залпах — по возможности убиралось.

И все равно после каждой стрельбы имелись небольшие, но потери имущества. Как вспоминал командир БЧ-5 капитан 2 ранга Виктор Иванович Смирнов — когда крейсер стрелял всеми башнями, от сотрясений лопались пожарные магистрали.

К моменту стрельбы личный состав башни главного калибра в количестве 30 человек усиливался так называемым «приходящим личным составом». В «приходящие» по тревоге зачислялись матросы службы снабжения, боцманской команды и других команд и служб. В итоге число моряков башни достигало 60 человек. «Приходящие» наравне с основным расчетом башни участвовали в сложной организации бесперебойной подачи боезапаса к стреляющим орудиям. Поэтому они всегда принимали участие во всех тренировках личного состава башен главного и универсального калибра.

Огонь по морским целям велся только практическими снарядами. Угол возвышения орудий обычно не превышал 18-20 градусов. Если из 72 снарядов два-три «дырявили» щит — это было большой радостью для БЧ-2. Основным способом стрельбы являлся смешанный способ, когда дистанция измерялась с помощью радиолокационной станции, а курсовой угол — оптическим способом. Но выполнялись стрельбы и оптическим способом, когда расстояние до цели измеряли только дальномерами.

Поэтому дальномерщики, от которых зависела точность и успех всей стрельбы, тренировались ежедневно, «гоняя» свои 8-метровые дальномеры по разным целям. Даже когда крейсер стоял в бухте на якоре или бочках, дальномерщики по два-три раза в день проводили тренировки, работая на разных дистанциях.

«Как правило, два-три месяца молодым матросам хватало, чтобы освоиться с премудростями БЧ-2 и своими обязанностями, — вспоминает бывший командир дивизиона главного калибра капитан 2 ранга в отставке Валерий Борисович Кутьин, — в те годы БЧ-2 не имела особых проблем с подготовкой кадров. Тем более что в 70-х годах прошлого века моряки служили по три года и большую часть службы проводили на крейсере, так что знали и умели они очень многое. Отсюда и результаты стрельбы были высокими».

Хорошо подготовленный личный состав БЧ-2 добивался накрытия цели с третьего залпа. Морскую цель представлял большой корабельный щит БКЩ размерами 65 на 13. Его буксировали со скоростью не менее 14 узлов. «Жданов», двигаясь со скоростью 22-24 узла, вел огонь на дистанциях 95-100 кабельтовых. Стреляли все башни главного калибра поочередно, но каждая только двумя стволами. Трехорудийными залпами стрелять запрещалось. Большим количеством орудий главного калибра не стреляли по соображениям безопасности средств связи.

Мало кто наблюдал со стороны за стрельбой главного калибра крейсера пр.68-бис. Обычно стрельбы выполнял один крейсер, реже ему «в нагрузку» выделялся один-два эсминца. Совместной стрельбы хотя бы двух крейсеров данного проекта никто из офицеров БЧ-2 припомнить не может.

Практические снаряды, упав в море, поднимали столбы воды высотой более 20 метров. Эти «всплески», как их называли артиллеристы, могли засечь дальномеры на дистанциях около 18 км., даже если снаряды перелетали через буксировочный корабельный щит. А его конструкция возвышалась от уреза воды на 12-15 метров. Третий залп, как правило, накрывал цель. Остальные снаряды падали в непосредственной близости от щита, «поражая» цель. За год главный калибр выпускал по морским целям около 350 снарядов.

«Обычно мы стреляли по щиту на полигоне боевой подготовки, лежащим километрах в двадцати северо-западнее Севастополя, — вспоминал командир БЧ-2 «Жданова» в 1972-1981 годах капитан 2 ранга Виктор Прокофьевич Чегринец, — как правило, двумя стволами одной башни. Темп выдерживался нормативный. Очередной залп главного калибра следовал через 12 секунд. Дистанция стрельбы по корабельному щиту назначалась в 100-110 кабельтовых, что соответствовало наиболее эффективному использованию артиллерии, если учитывать, что бой бы велся с равноценным противником.

На снимках — командир ГУАО капитан — лейтенант В.Кутьин во время тренировок и с подчиненными ЦАП 1974-1975 годы.

Даже при неполном залпе башен — корпус крейсера испытывал большие нагрузки и вздрагивал. От сотрясений ряд корабельных систем и оборудование помещений получали легкие повреждения, которые устранялись по окончании стрельбы. По свидетельствам командиров дивизионов главного калибра — всплески от падений 55-кг. снарядов хорошо читались на экране РЛС «Залп», ибо достигали высоты 20 метров.

По ним вводились необходимые корректуры, и почти всегда третий залп шел на поражение. При лучших стрельбах в щит длинной 30 метров и высотой 8 метров попадало до 5 снарядов.

В год крейсер сдавал три зачетных стрельбы. Им предшествовали 3-4 подготовительные стрельбы, 2-3 стрельбы проводилось по берегу (на мысе Чауда). Если намечалась призовая стрельба, то без 4-5 тренировочных стрельб к ней корабль не допускался.

В ходе боевой подготовки планировались стрельбы всем имеемым типом боезапаса — бронебойными снарядами, полубронебойными, осколочно-фугасными, осветительными и практическими. Причем — с пониженно-боевыми (16 кг.) и боевыми (24 кг.) зарядами.

Расчеты башен, групп управления артиллерийской стрельбой натаскивали каждый день так, чтобы у особо важных специалистов не пропадали практические навыки, аккуратность в боевой работе и требуемый автоматизм. Точную наводку орудий выверяли по звездам.


На снимках — Виктор Кузнецов с товарищами по посту, середина 70-ых.

В каждом башенном расчете очень щепетильно выбирались — один горизонтальный наводчик, три вертикальных наводчика, а на каждое орудие — замочный и досылающий. От качества их боевой работы всецело зависел результат стрельбы. Каждый наводчик должен был уметь быстро и точно установить ствол на нужный угол возвышения или по азимуту. Погрешность допускалась в 4 тысячных дистанции.

Кроме того, на каждый ствол приходился раздевающий. Ведь заряды доставлялись элеваторами одетые в футляры. Раздевающий вскрывал футляр и передавал заряд досылающему. Если снаряд заходил в канал ствола с помощью автоматического электрического прибойника, то заряд (картуз с порохом) досылался вручную. Эта операция возлагалась на досылающего.

Замочный должен был закрыть замок, убедиться в готовности к залпу и быстро вставить воспламенительную трубку. И весь цикл зарядки орудия и подготовки к стрельбе повторялся через каждые 12 секунд — так требовали нормативы. Хотя в артиллерийской практике редко, но случались затяжные выстрелы, высокая организация боевой работы БЧ-2 не допускала чрезвычайных происшествий.

«Самая интересная стрельба была в моей артиллерийской практике по берегу в районе мыса Чауда с корректировкой на вертолете, — делился своими впечатлениями Виктор Прокофьевич Чегринец, — крейсер стрелял осколочно-фугасными снарядами, и я наблюдал картину поражений объекта сверху. Ведь обычно я находился в КДП и видел лишь цель в дальномер или на развертке РЛС. Падения снарядов при стрельбе по морской цели кажутся далекими и плоскими. С вертолета — вырисовывается совершенно другая картина, здесь ты как корректировщик чувствуешь все поле боя, паришь над ним, словно зоркий орел и с помощью карты направляешь ударную мощь крейсера в нужное место».

На снимке — моряки-комендоры 1 АД призыва 1971-1974 гг.

Несмотря на то, что КРУ «Жданов» на боевых службах приступил к выполнению своих новых основных обязанностей в роли командного пункта 5 Средиземноморской эскадры, артиллеристы по-прежнему упорно тренировались и оттачивали свои навыки.

Нового успеха 1 АД достиг в 1974 году, когда по итогам стрельб было занято 1-е место на Черноморском флоте и 2-е место на приз ГК ВМФ. В зачет морякам-атриллеристам можно зачислить ночную стрельбу в Средиземном море в ходе учений «Океан-75», а также стрельбы в ходе БС 1976 года.

Шли годы, менялся личный состав, крейсер вновь прошел очередной капитальный ремонт и модернизацию. В новой кампании уже 1981-1986 годов корабль вновь «ожил» после заводских лет «без моря», вновь достиг состояния боевого уровня. Вскоре одна боевая служба стала менять другую, порой перерыв между ними составлял меньше месяца.

О тех годах мы еще вспомним и не раз. И, конечно, о том, что по итогам стрельб в 1985 году КРУ «Жданов» не только занял уже довольно привычное 1-е место на ЧФ, но и завоевал Приз Главнокомандующего ВМФ!

Вспоминает участник той стрельбы командир БЧ-1 капитан 2 ранга в запасе Ринат Сабиров.

«В 1985 году крейсер был допущен к выполнению артиллерийской стрельбы главным калибром на приз главнокомандующего ВМФ. Командовал кораблем капитан 2 ранга Кудрявцев В.Ю., командиром БЧ-2 был капитан 2 ранга Королев Виктор. Грамотный артиллерист, энергичный и трудолюбивый офицер.

Если не изменяет память, было это в апреле месяце. Вышли на выполнение стрельбы. На борту находились — представитель УБП главного штаба ВМФ, УРАВ ВМФ, 4 отдела ЧФ, командир 150 ОБРК капитан 1 ранга Еремин с походным штабом. Графический план выполнения стрельбы был утвержден командующим ЧФ. Исходная точка начала маневрирования для нас была назначена на северной кромке полигона БП № 68, а буксиру со щитом — на южной. Какого же было наше удивление, когда на траверзе маяка Херсонесский радиометрист РЛС „Дон“ доложил — „Вижу двойную цель!“.

Это был буксир со щитом, который двигался на нашу исходную точку. Комбригом было принято решение — нам полным ходом немедленно следовать в исходную точку буксира. Решение верное, так как начни разбираться с буксиром — что и как — точно завалили бы стрельбу. Последнему необходимо было тащиться до точки часа 3.5 — 4. Отстрелялись на „отлично“! При осмотре щита было обнаружено 5-6 попаданий. На других флотах отстрелялись плохо, да и воинская дисциплина подвела.

Так мы завоевали приз ГК ВМФ. Управлял огнем башен ГК капитан 3 ранга Сибирев Илья, командир 1 АД. От имени командующего ЧФ за призовую стрельбу были поощрены — командир БЧ-2 — биноклем, командир БЧ-1 — радиоприемником, командир 1 АД — часами. Позднее артиллеристам 1 АД был вручен Кубок, который на протяжении года хранился в секретной части крейсера.

Прилагаю выполненную по памяти План-схему той стрельбы. Небольшое добавление. Перед пристрелкой репера, производилось сжигание смазки, а также перед выдачей целеуказания производилось сличение элементов движения цели, выработанных штурманом, БИП и ЦАС».

На снимке — командир 1 АД капитан 3 ранга Бортник Э.В. во время стрельб.

КОМАНДИРЫ АРТДИВИЗИОНА ГЛАВНОГО КАЛИБРА (1 АД)В 70-80-Х ГОДАХ
Капитан 3 ранга Гелумбовский Георгий Петрович
Капитан-лейтенант Кутьин Валерий Борисович
Капитан 3 ранга Бортник Эдуард Васильевич
Капитан 2 ранга Сибирев Илья Валентинович
Капитан 3 ранга Дощечников Михаил Федорович
КОМАНДИРЫ БАШЕН ГЛАВНОГО КАЛИБРА 70-80-Х ГОДАХ
Старший лейтенант Змачинский Станислав Эдуардович
Капитан-лейтенант Чеботарев Владимир Иванович
Старший лейтенант Васин Александр Иванович
Капитан-лейтенант Бологурин Сергей Александрович
Старший лейтенант Селиванов
Капитан-лейтенант Воеводкин Виктор Иванович
Капитан-лейтенант Махно Вадим Петрович
Старший лейтенант Богданов Алексей Алексеевич
КОМАНДИРЫ ГРУПП УПРАВЛЕНИЯ
Старший лейтенант Кутьин Валерий Борисович
Старший лейтенант Жиляев Виктор
Капитан-лейтенант Бондаренко Владимир Иванович
Капитан-лейтенант Бологурин Сергей Александрович
ЗАМ. КОМАНДИРА 1 АД ПО ПОЛИТЧАСТИ
Капитан-лейтенант Танасов Валерий Борисович
Капитан-лейтенант Сетманцев Юрий Васильевич
Капитан-лейтенант Рудгенский Сергей Дмитриевич

На снимке — л.с. 4 башни ГК с командиром капитан-лейтенантом В.Махно и мичманом Мартиросяном. Матросы и старшины — Бобров, Солнцев, Пынзарь, Кудретов, Романченко, Нусратов, Педорченко, Павлов, Шамухамедов, Шарафутдинов, Швыркин. Тищенко и др. 1982-1984 годы

Осенью 1986 года КРУ «Жданов» встал на очередной текущий ремонт и некоторую модернизацию средств связи, как выяснилось — последний. Весной 1988 года его с большими усилиями удалось завершить. К ДНЮ ВМФ того года крейсер-ветеран под командованием капитана 2 ранга Адама Римашевского, в очередной раз изменив свой внешний вид, смотрелся как в лучшие свои годы.

Командование ЧФ, 150 бригады ракетных кораблей готовило «Жданов» прежде всего к большим учениям «Осень-88». Корабль должен был в них участвовать как в качестве корабля управления, так и корабля огневой поддержки намечаемого крупного морского десанта.

Капитан 2 ранга Ринат Наилович Сабиров вспоминает: -

«Основной задачей была высадка морского десанта в районе села Григорьевка под Одессой. За действиями кораблей и десанта наблюдал М.С.Горбачев со свитой. Им специально был построен наблюдательный пункт на берегу. КРУ „Жданов“ входил в состав ОКОП (отряд кораблей огневой поддержки). Кстати, участвовали в учениях, не сдав задачу К-2, так как только-только сдали К-1. В районе высадки десанта никаких полигонов БП нет и он очень сложный в навигационном отношении. Просто было выбрано место, чтоб с берега можно было наблюдать за действиями участвующих сил. В момент высадки стреляли главным и универсальным калибром, но холостыми. Оценили наши действия высоко».

Благодаря воспоминаниям прежде всего артиллериста ДУК Валерия Волкова, а также вертикального наводчика 1 АД Павла Кузнецова на страницах «ждановского» Форума, мы смогли узнать многое из того как проходила служба на крейсере в течение последних лет, а точнее периода 1988-1989 годы. ().

В 1988 году крейсер «Жданов» после выхода из завода получил «второе рождение», ставшее его «предсмертным рывком» — пишет Валерий Волков. В течение последующего года участвовал во всех учениях флота, стрельбах и парадах... до самой постановки к своим собратьям — «Дзержинскому», «Ушакову» и «Кутузову» у Троицкой пристани.

Корабль воспитал свое последнее поколение преданных ему душой матросов, дал почувствовать себя, хоть немного, теми, кто носит имя моряков, прошедших службу на военных кораблях.

В сентябре того года КРУ в составе своей 150 бригады принимал участие в общефлотских учениях «Осень-88». К Одессе шли ночью вдоль побережья ЮБК. Задачей корабля было поражение береговых целей условного противника, обеспечив успешную высадку десанта. Позже в газетах было немало фоторепортажей, где упоминалась авиация, десантные корабли и прочие. В то время было еще, что показать Министру обороны и господам наблюдателям.

Более серьезным испытанием для «Жданова» стали последующие стрельбы в составе кораблей бригады — РКР «Слава» и БПК «Скорый» по самолету-мишени ЛА-17. Тогда в постах БЧ-2 шла серьезная ежедневная подготовка. В мой пост принесли магнитофон «Маяк», на который должны были быть зафиксированы все аудиокоманды во время стрельбы, на линейные графики приборов управления огнем зарядили новую бумагу, связь с башнями проверена и перепроверена, каждый пост был готов к стрельбам.

По плану корабли шли параллельными курсами, каждый корабль имел свой сектор обстрела. «Жданов» стрелял первым, всеми калибрами правого борта. На него в бригаде особо не надеялись, и по сценарию «уничтожить деньги советских налогоплательщиков» — т.е. мишень ЛА-17 — должен был на то время суперсовременный отличный ракетный крейсер «Слава».

Перед стрельбами командир корабля капитан 2 ранга А.Римашевский на построении объяснил экипажу задачу и реальное положение вещей простыми словами — " Или мы, или нас..."

Сам момент стрельб и накал страстей не передать словами. Перед первым залпом крейсер на миг замер, а потом все гремело, тряслось, отваливались куски краски с обшивки и подволока... все длилось менее минуты и как финал крик командира корабля по общекорабельной трансляции — " ВСЕ! ЕСТЬ! «Писец!» и уже обычным голосом — «Командирам БЧ-2 прибыть на ходовой мостик».

Затем были собраны графики с самописцев, пленки с магнитофона для «разбора полетов» — стреляли ведь все дивизионы, но кто сбил не столь важно, главное, что мы смогли! А «Славе» тогда стрелять не пришлось".

«Помню эти стрельбы, — продолжает Павел Кузнецов. В меня лично возник вопрос, как мы будет стрелять по «самолету»... А стреляли так. Есть бронебойные снаряды, есть фугасные, а мы стреляли в тот раз дистанционными гранатами. На конце такого снаряда есть специальная вращавшаяся шкала, где командир орудия выставлял задержку, которую объявлял командир дивизиона. Темп стрельбы боевой, т.е. 12 секунд. Стрелять начал главный калибр, поскольку наши орудия могли быть на 30 км. Напряжение было сильное. Я опустил ствол (11 тонн) на угол заряжания и он застопорился... Ожидание, как показалось было долгим. И вдруг слышу голос комдива «Задержка...»

Я вцепился в «руль» еще крепче, надеясь, что сейчас ствол расстопориться, и я продолжу наводить. Правым ухом слышу — лоток со снарядом опустился, механизм догнал снаряд в ствол. Я позволил себе оглянуться — двое раздевающих уже приготовили заряд (32 кг в мешке).

Как только лоток освободился, командир орудия гаркнул — «Заряд!». Теперь все зависит от меня и от замочного (пока я гоню ствол на наводку, он должен успеть в стреляющий механизм вставить «пистон» и повернуть рычаг «товсь». Как только я выполнил наводку, а он повернул рычаг — цепь стрельбы замкнулась, кнопку залпа должен нажать комдив.

И понеслось! Стволы разом грохнули, и далее все по новой за 12 секунд. Успели выстрелить, по-моему, 3 раза, потом начал универсальный калибр, а потом 37-мм автоматы и АК-230. Наступила пауза. Через некоторое время слышу звук отдраиваемой броняшки, поворачиваю голову и вижу комдива капитана 3 ранга Михаила Дощечникова. Он сиял и буквально прокричал — «Товарищи! Поздравляю — мы ее сбили, именно мы!». Он повторил это еще раз и «полетел» во вторую башню. А я облегченно выдохнул«.

Примерно с конца 1986 года крейсера пр.68-бис практически все поставили на «прикол», на всех флотах. Позже отдельными Приказами ГК ВМФ их стали выводить из состава флота и разоружать. На ЧФ так поступили с крейсерами «Дзержинский» и «Ушаков». Правда, они требовали ремонт и уже не первый год находились на консервации. Однако, даже только-только закончивший капитальный ремонт и модернизацию крейсер «Михаил Кутузов», на который были потрачены десятки миллионов рублей, оказался флоту в тягость, а стране — в ненадобность. Лишь долголетняя борьба «ветеранов-кутузовцев» за свой крейсер, уберегла его от разоружения и сдачи на слом.

Со «Ждановым» поступили иначе. Опять-таки невзирая ни никакие материальные затраты по капитальному ремонту и вводу его в строй, менее через год его убрали в ту же Троицкую. Вначале корабль официально лишили названия в угоду «демократическим требованиям общественности»... Крейсер приказом Главкома был переименован в КРУ-101.

Далее, весной 1989 года произошел трагический случай с матросом БЧ-5 Завкиевым в 3-м котле. От полученных ожогов взорвавшегося испарителя он скончался в госпитале. Под предлогом разбирательства данного ЧП корабль поставили в Троицкую, а потом, дескать, в «консервацию»... Был сдан боезапас.

Началось резкое сокращение личного состава. Собственно на этом заканчивается история службы как 1 АД БЧ-2, так и крейсера.



10 декабря 1989 года в соответствии с приказом МО СССР ввиду неудовлетворительного технического состояния и невозможностью дальнейшего использования по прямому назначению КРУ-101 исключался из боевого состава флота с последующей сдачей в ОФИ на слом...

24 октября 1990 года состоялся спуск военно-морского флага. Крейсер был разоружен. В таком состоянии он еще более года простоял в ожидании увода в Индию для разборки на металл.

«27 сентября 1989 года попрощавшись со „Ждановым“, — пишет Павел Кузнецов, — я отправился дослуживать на БПК „Скорый“. Последний же раз мне довелось увидеть крейсер 27 мая 1991 года. Уезжая на поезде домой, на мгновение мелькнула корма корабля. Отсутствие деревянного настила, а также 4 башни ГК, да и другого вооружения — все говорило о скорой его „кончине“. Стало грустно. Я ехал домой и еще не знал, что через несколько месяцев исчезнет страна, за которую я служил, что останутся лишь воспоминания...

Хорошо, что есть наш сайт, потому как здесь можно вспомнить свою молодость, свои, наверное, лучшие годы жизни, когда ты был частью чего-то большого и был нужен на своем месте».

В статье использованы некоторые отрывки из книги «Крейсера «Холодной войны» В.Заблоцкого и несколько снимков. Остальные фотографии от — капитана 1 ранга Ан. Шакуна, капитана 2 ранга В.Смирнова, капитана 2 ранга В.Кутьина, Ан. Лубянова, а также моряков-«ждановцев» — М.Урванцева, В.Арапова (вырезка из газеты «Флаг Родины»), Н. Бадашева, В.Викарчука, В.Бушуева (Кочеткова-Водотыка), В.Волкова, С.Китель, В.Кузнецова, А.Конончука, И.Мороза, Ан. Никифорова, Ан. Федосеева, фотоколлекционеров — Балакина, Костриченко, Nakat и Интернета.

Подготовили В.Арапов, Н.Казаков, В.Патосин
Опубликовал К. Трунов.
ноябрь 2011 года.

Или Свердлов еврейская фамилия топонимического происхождения. Происходит от названия местечек Свердлы Дисненского уезда Виленской губернии и Полоцкого уезда Витебской губернии. Соответственно на начало 20 века имела локальное… … Википедия

«СВЕРДЛОВ» - 1) монитор Амурской воен. фл и. Заложен в 1907 в С. Петербурге как речная канонер. лодка. В 1908 корабль по частям перевезён по ж.д. в Кокуй (Читинская обл.) и собран на р. Шилка, вступил… … Военный энциклопедический словарь

Лёгкий крейсер - боевой надводный корабль, подкласс крейсеров, появившийся в начале XX века, продукт эволюции бронепалубных крейсеров под влиянием опыта русско японской войны. Лёгкие крейсера являлись относительно крупными (в сравнении с эсминцами, минными … Википедия

Максим Горький (крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Максим Горький (значения). «Максим Горький» … Википедия

Красный Крым (крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Красный Крым. «Светлана» с 5 февраля 1925 года «Профинтерн» с 31 октября 1939 года «Красный Крым» … Википедия

Молотов (крейсер) - Молотов … Википедия

Красный Кавказ (крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Красный Кавказ. «Красный Кавказ» … Википедия

Киров (крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Киров. «Киров» … Википедия

Червона Украина (крейсер) - «Адмирал Нахимов» с 7 декабря 1922 «Червона Украина» … Википедия

Кагул (бронепалубный крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Кагул. «Кагул» с 25 марта 1907 г. «Память Меркурия» с 31 декабря 1922 г. «Коминтерн» … Википедия

Книги

  • Легкие крейсера типа «Чапаев» , Аркадий Морин. В этой книге вы найдете исчерпывающую информацию об этапных кораблях советского флота. Коллекционное издание иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий. Символично, что…

Артиллерийского крейсера проекта "68-бис Свердлов" - одни из первых послевоенных проектов. Его рождению предшествовала большая работа, длившаяся почти 15 лет. Дело в том, что в качестве корабля-прототипа для крейсеров данной серии был выбран легкий, по тогдашней классификации кораблей ВМФ Военно-морской флот , крейсер пр. 68-k Чапаев , в свою очередь созданный на основе разработанного еще до Великой Отечественной войны корабля проекта 68.

Впервые на этом проекте советским кораблестроителям удалось реализовать идею создания «полностью сварного корпуса» из низколегированной стали, что по расчетам дало не только повышение технологичности постройки, но и снижение экономических затрат.

Для защиты жизненно важных частей корабля в бою от артиллерии противника было применено традиционное общее и местное бронирование: противоснарядное - цитадель, башни главного калибра, боевая рубка; противоосколочное и противопульное - боевые посты верхней палубы и надстроек. Использовалась в основном гомогенная броня, основную массу бронирования составляла масса «броневой цитадели», конструктивно сформированной из палубного (броневая - нижняя палуба), бортового и траверзного бронирования. Толщина брони, примененной в этой конструкции равнялась: бортовая - 100 мм, носового траверза- 120 мм, кормового-100 мм, нижней палубы - 50 мм.

Конструктивная подводная защита от воздействия торпедного и минного оружия противника включала в себя двойное дно корпуса (протяженность до 154 м), систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок, а также 23 главных водонепроницаемых автономных отсека корпуса, сформированных поперечными герметичными переборками. В общей и местной прочности корабля немалую роль играла и смешанная система набора корпуса - преимущественно продольная - в средней части и поперечная - в его носовой и кормовой оконечностях.

Расположение служебных и жилых помещений практически не отличалось от принятого на крейсерах пр. 68-k Чапаев .

Особенностью крейсеров пр. "68-бис Свердлов" также являлось наличие специальных артиллерийских радиолокационных станций в дополнение к оптическим средствам наведения орудий на цель. Так, помимо двух командно-дальномерных постов КДП-8 и башенных артиллерийских дальномеров ДМ-8-2, на этих кораблях для управления стрельбой главного калибра были использованы РЛС Радио-локационная станция «Риф» и АРЛС «Залп», а на II и III башнях МК-5-бис смонтированы собственные радиодальномеры.

Эффективное боевое использование артиллерии главного калибра обеспечивалось новой системой приборов управления стрельбой «Молния АЦ-68-бис А».

Универсальный калибр корабля, представленный двумя бортовыми батареями (каждая из трех установок), оснащался двумя приданными им стабилизированными постами наводки СПН-500 (обеспечивали стрельбу по воздушным целям в условиях качки корабля) и двумя - побатарейно, оптическими дальномерами ЗДМС-4. Кроме того, для управления огнем 100-мм универсальной артиллерии была применена АРЛС «Якорь».

Зенитные автоматы В-11 устанавливались на надстройках, на носовых и кормовых углах относительно диаметральной плоскости корабля. Как и установки СМ-5-1-бис, автоматы В-11 были сопряжены с системой приборов управления стрельбой «Зенит-68-бис».

Корабли типа "68-бис Свердлов" были оснащены также современными по тому времени навигационным и радиотехническим вооружением, средствами связи.

К середине 50-х годов из запланированных 25 единиц пр. "68-бис Свердлов", флот пополнился лишь 14 крейсерами данного проекта, ставшими после списания линкоров типа Петропавловск основными кораблями в ядре надводных сил ВМФ Военно-морской флот .

Большая часть крейсеров "68-бис Свердлов", получила названия либо в честь выдающихся военных деятелей России, либо известных партийных деятелей, либо по названию городов.

Научно-техническая революция в военном деле, начавшаяся в ВМФ Военно-морской флот с середины пятидесятых вскоре потребовала усиления огневых зенитных средств крейсеров типа "68-бис Свердлов". Была осуществлена замена части прежних зенитных систем сначала на автоматы В-11-м, а затем дополнительно установили новые системы корабельной МЗА калибра 30 мм. Было произведено переоборудование и оснащение кораблей и более современными радиолокационными и радиотехническими средствами. Все это на некоторых крейсерах типа "68-бис Свердлов" осуществлялось по проекту 68-а.

Свердлов1952 /1990

Строительство крейсера под заводским номером О-408 осуществлялось на Балтийском судостроительном заводе имени С. Орджоникидзе (в то время - завод № 189 Наркомата судостроительной промышленности). На воду он был спущен 5 июля 1950 г. После достройки на плаву корабль прошел заводские и государственные испытания, а с 29 ноября 1951 г. по 16 января 1952г. в районе о-вов Осмусаар-Пакри, в условиях волнения моря 4-7 баллов - мореходные. 15 мая 1952 г. Комиссия государственной приемки кораблей подписала акт о включении его в состав Военно-Морского Флота.

Дзержинский1952 /1988 Орджоникидзе1952 /1972

В феврале 1960 года в Индонезию прибыл Никита Хрущев. Во время визита было подписано соглашение о поставках кораблей, самолетов, вертолетов, танков и другого вооружения. Несомненно, самым дорогостоящим объектом среди них оказался крейсер проекта "68-бис Свердлов" . До этого дня кораблей такого водоизмещения другим флотам СССР не передавал.

Для передачи ("объект 055") был выбран легкий крейсер "Орджоникидзе" из состава Балтийского флота. 11 января 1961 года вышло специальное постановление, по которому ЦКБ Центральное конструкторское бюро -17 приступило к разработке проекта "тропикализации" корабля. Предполагались крупные модернизационные работы для следующих климатических требований: температура воздуха +40 град. С, влажность 95 проц., температура воды +30 град. С. Работы шли с размахом, однако прибывшие в Балтийск представители индонезийского ВМФ Военно-морской флот намекнули, что денег на столь крупные работы они не дадут. Требования понизились, и все обошлось лишь заменой дизель-генераторов на более мощные (для установки дополнительных вентиляторов, в основном индивидуальных).

14 февраля 1961 года "Орджоникидзе" прибыл в Севастополь и встал в завод, а 5 апреля 1962 года вышел на ходовые испытания. К тому времени офицерский состав от ВМС Военно-морские силы Индонезии уже был сформирован и находился на корабле. Между прочим механик крейсера Ятиджан впоследствии "вырос" до начальника технического управления ВМС Военно-морские силы Индонезии. Большинство моряков также получили руководящие должности.

5 августа 1962 года крейсер "Орджоникидзе" прибыл в Сурабайю и после церемонии передачи и переименования в "Ириан" 24 января 1963 года был исключен из состава ВМФ Военно-морской флот СССР.

Не имея прежде своего флота, индонезийцам пришлось осваивать дорогостоящие корабли и достаточно сложную технику методом проб и ошибок. В ноябре 1962 года при всплытии от гидравлического удара вышли из строя дизели у одной из подводных лодок, один из эсминцев разбил себе корму, а на крейсере прекратили работу три котла из шести. Влияли на состояние флота высокая температура и влажность воздуха, а также агрессивность забортной воды, да и обслуживалась техника не должным образом.

К 1964 году крейсер практически потерял боеспособность. Вот почему было принято решение отправить "Ириан" на ремонт в СССР, во Владивосток. В марте 1964 года крейсер прибыл на "Дальзавод". И морякам, и судоремонтникам бросились в глаза запущенность корабля и огромное количество мелких работ, которые обычно выполняются силами экипажа. Тем не менее все пункты, отмеченные в договоре на проведение ремонта, были выполнены. В августе того же года в сопровождении нашего эсминца "Ириан" ушел в Сурабайю.

А уже в 1965 году произошли известные события, в результате которых к власти пришел "отец созидания" Сухарто. Отношение к флоту у него было совсем иным, нежели у предыдущего правительства. Крейсер стоял на рейде Сурабайи и со временем превратился в плавучую тюрьму для противников нового режима.

В 1970 году брошенный и забытый "Ириан" прибило к отмели. Корпус наполнился водой. Спасательных работ никто не проводил. И, по сообщениям западных источников, в 1972 году флагман индонезийских ВМС Военно-морские силы начали разбирать на металлолом.

Жданов1952 /1992

Заложен 11.02.1950 г., дата спуска на воду 27.12.1950 г., а вступил в строй 31.12 1952 года.(в/ч 63834) Получил наименование в честь Ан.А. Жданова – видного советского партийного и государственного деятеля.

25.01.1953 г. – поднят военно-морской флаг СССР, вошел в состав 8-го ВМФ Военно-морской флот .

27.03.1960 г. – выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кронштадте на отстой.

В 1965 году крейсер расконсервирован и вновь введен в строй. Затем совершает переход в Севастополь. В конце этого года был поставлен к причалу Севморзавода для ремонта и переоборудования. Вошел в состав КЧФ.

В течении 1966 -1970 годов - переоборудуется по проекту 68У1 под корабль управления.

В 1971 году в мае-сентябре проходит швартовые и заводские ходовые испытания, в октябре – ноябре государственные испытания. Приемный акт подписан 27 ноября, а в конце года был переклассифицирован в крейсер управления (КРУ). Корабль предназначался для управления силами флота с размещением командира соединения со штабом. Оснащен средствами для сбора информации и ее переработки, а также новейшими средствами связи, в том числе спутниковой. Так в 1971 году на вооружение поступила первая боевая космическая навигационно-связная система "Циклон". В ее состав вошли три аппаратных комплекса: "Цунами–АМ" на искусственных спутниках Земли, "Цунами-БМ" (P-790) на кораблях и "Цунами–ВМ" на береговых объектах. Соответственно КРУ "Жданов" получил аппаратуру "Цунами–БМ".

1977-1978 год. 7 февраля КРУ поставлен в Севморзавод на капитальный ремонт. В ходе которого прошла и модернизация средств связи. Так на кормовой автоматной площадке установили новые антенны космической связи. В 1976 году на вооружение принимается аппаратура системы единой космической связи МО СССР "Кристалл", в которую входила корабельная аппаратура "Кристалл-К". Именно она и устанавливается на крейсере. Затем докование. К концу года крейсер вошел в строй.

1986-1988 год. В сентябре корабль становится в Севморзавод на последний капитальный ремонт и модернизацию. Через два года, в том же сентябре, принимает участие в учениях Черноморского флота "Осень88".

1989 год. Выведен в резерв и поставлен в Севастополе на отстой в Троицкой бухте. В феврале снято наименование "Жданов". Нового не присваивалось, числился как "КРУ 101".

1990 год. 19 апреля спущен флаг ВМФ Военно-морской флот , далее началось разоружение крейсера, исключение из состава военно-морского флота и передача в Отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.

1992 год. Крейсер продан на металлолом частной фирме в Индию.

Александр Невский1952 /1989 Адмирал Нахимов1953 /1962 Адмирал Ушаков1953 /1992 Адмирал Лазарев1953 /1991 Александр Суворов1953 /1991 Адмирал Сенявин1954 /1992

13 июня 1978 г. день артиллерийский крейсер Тихоокеанского флота "Адмирал Сенявин" выполнял артиллерийские практические стрельбы главным калибром. При подаче электросигнала на производство девятого залпа правое орудие башни № 1 не выстрелило. Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд. В результате произошло воспламенение заряда в каморе орудия. От вылетевшей струи газов воспламенились, приготовленные к стрельбе заряды, в башне возник пожар, быстротечно перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение. Когда отдраили бронированную дверь, живых в башне не оказалось. Все тридцать семь человек - расчеты боевого и перегрузочного отделений, а также присутствующие на стрельбе - погибли».

Молотовск1954 /1988 Михаил Кутузов1954 /1989

Крейсер "Михаил Кутузов" был заложен 22 февраля 1951 года на судоверфи в г. Николаеве. 9 августа 1954 года на крейсере поднят Военно-морской флаг Союза ССР. 31 января 1955 года приказом МО СССР крейсер зачислен в состав эскадры Черноморского флота.

Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года - приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море. Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.

За прошедшие годы для многих поколений военных моряков крейсер стал настоящей школой боевой выучки, воинского мастерства, школой жизни. За большой вклад в дело боевой готовности флота более 700 военнослужащих корабля награждены орденами и медалями. Крейсер дал путевку в жизнь 17 адмиралам, 73 капитанам I ранга.

Кроме боевой подготовки, несения боевых служб вдали от Родины, крейсер систематически выполнял правительственные задании: дипломатические миссии, визиты дружбы и заграничные походы, приемы глав иностранных государств и правительств, крупных иностранных военачальников, а также космонавтов, деятелей науки и культуры. В настоящее время крейсер в резерве 3 категории 1-ой очереди. Вооружение и техника в 1987 году законсервированы с применением динамического осушения. Корабль прошел четыре текущих ремонта, один средний и модернизацию техники и вооружения. Последнее докование - в ноябре 1985-2001 года. Проверка физических полей - апрель 1986 года. Вся материальная часть крейсера в строю.

В 1994 году ветераны крейсера выступили с инициативой сохранить единственный и последний в ВМФ Военно-морской флот России артиллерийский крейсер как исторический центр широкого профиля - как центр военно-исторической, патриотической, ветеранской и зкскурсионно-туристической работы.

Директивой ГШ ВМФ Военно-морской флот от 26.12.96 г. № 730/1/2273 предусмотрено использовать крейсер как корабельный центр военно-патриотического воспитания и истории Отечественного флота. В связи с отсутствием средств оставить на ответственном хранении в составе ЧФ в главной базе флота в городе Севастополе.

Из Вики:
Фертоинг - способ постановки корабля на два якоря, при котором судно в любом положении при разворачивании находится между якорями. Для кораблей класса линкор - тяжелый крейсер, постановка на два якоря способом фертоинга - весьма сложный маневр, требующий отличной выучки швартовой команды и безукоризненной исправности швартовой оснастки корабля. По нормам Адмиралтейства этот маневр должен занимать 1,5-2,5 часа.

7-18 июня 1953 года - первый послевоенный дружественный визит советского корабля. Наш Военно-Морской флот и в мирное время выполняет весьма важные и ответственные задачи по демонстрации флага страны на просторах Мирового океана, повышению международного авторитета государства, а также по укреплению доверия и уважения к России народов посещаемых стран. Все эти задачи были прекрасно решены в ходе визита крейсера "Свердлов" в Англию.

В начале 1950-х годов началась "холодная война". Значительно обострилась международная напряженность, страны Запада резко сократили торгово-экономические, культурные и другие связи с Советским Союзом. Важная роль в проведении этого курса отводилась Военно-Морским Силам. Империалистические государства активно использовали их для устрашения потенциальных противников. Визиты же наших кораблей всегда носили и носят исключительно дружественный характер.
В этих условиях Военно-Морские Силы (10.9 1955 г. ВМС переименовали в ВМФ) были одним из действенных инструментов нашей дипломатии по пропаганде миролюбивой политики Советского Союза среди населения стран Запада. Особенно эффективными в этом отношении были дружественные визиты наших кораблей. Они наглядно демонстрировали уровень развития науки и техники в стране, ее реальную военную мощь и высокий культурный уровень наших моряков. Это служило прекрасным противодействием любым попыткам буржуазной пропаганды представить нас в виде грубых варваров.

В первое послевоенное десятилетие наш военный флот пополнялся кораблями, боевой техникой и вооружением, которые не уступали иностранным образцам. В этот период стали входить в строй и крейсера проекта 68-бис типа "Свердлов". Они предназначались для боевых действий в составе эскадры, а также для поддержки корабельного дозора и разведки, охранения эскадры от атак легких сил противника.

Эти крейсера были самыми сильными артиллерийскими кораблями и стали вершиной эволюции военно-морской техники отечественного флота. Они, безусловно, превосходили своих английских собратьев, находившихся в строю в середине 50-х годов. Особенно существенным было превосходство крейсеров типа "Свердлов" при стрельбе по береговым целям. Здесь надо отметить, что после 1945 года в локальных войнах число выпущенных по берегу 152 - 406-мм снарядов было соизмеримо с общим расходом боеприпасов тех же калибров в ходе второй мировой войны.

В начале 1953 года советские ВМС получили приглашение принять участие в военно-морском параде на Спитхедском рейде Портсмутской военно-морской базы по случаю коронации Ее Королевского Величества Елизаветы II. Предстоял первый за все послевоенное время официальный дружественный визит советского корабля в западноевропейскую военно-морскую базу, да еще с такой ответственной миссией. Выбор пал на головной крейсер новейшей послевоенной серии "68-бис" - "Свердлов" под командованием капитана 1 ранга О.И. Рудакова.

Сложная и интересная судьба была у этого человека. Внешне он напоминал русского былинного богатыря, а по характеру был исключительно порядочным человеком. В 1937 году он в составе экипажа линкора «Марат» принимал участие в военно-морском параде на Спитхедском рейде Портсмута по случаю коронации короля Великобритании Георга VI. В конце 1941 года был назначен помощником командира эсминца «Сокрушительный» Северного флота.

В ноябре 1942 года во время сильного шторма кораблю оторвало кормовую часть корпуса. При спасении экипажа командование кораблем покинуло «Сокрушительный» в числе первых. Состоялся суд, О.И. Рудаков был приговорен к «высшей мере», но затем он был отправлен в штрафбат. После восстановления в офицерском звании, в феврале 1944 года О.И. Рудаков вернулся на Северный флот и продолжил службу на эсминцах, быстро восходя по служебной лестнице.

За сутки до выхода из главной базы флота - города Балтийска на крейсер прибыл военно-морской министр СССР адмирал Н. Г. Кузнецов. Обращаясь к экипажу крейсера, он заявил: "Вам поручено ответственное задание правительства и, выполняя его, вы или поможете правительству делать политику, или помешаете. Выражаю уверенность в успехе вашего похода!"

Для парада на рейде Спитхеда собралось более 200 кораблей. Крейсеру предстояло сложное маневрирование для того, чтобы занять свое место в парадном строю, которое должны были обозначить сигнальным буем с государственным флагом СССР. Рудаков отклонил помощь лоцмана и сам повел корабль. Надо было встать на якорь методом фертоинг, что требовало ювелирной точности в управлении огромным кораблем. По принятым тогда стандартам для кораблей такого класса как "Свердлов" отличной считалась постановка за 45 минут.

"Свердлов" вышел в зону якорной стоянки, однако сигнальный буй отсутствовал. (Позднее командир корабля получил официальные извинения по этому поводу). Штурман быстро установил, что ошибки нет, крейсер вышел точно. При входе на рейд прогремели залпы салюта наций. Это привлекло к нашему кораблю всеобщее внимание. Результаты фертоинговых постановок ранее пришедших кораблей хорошо известны: американский крейсер - 2 часа, французский - 4 часа, а шведский еще больше, завершения его постановки просто устали ждать. "Свердлов" встал на якорь за 12 минут. Это был триумф.

Крейсер простоял на рейде неделю и неизменно пользовался большой популярностью населения. На палубе крейсера постоянно что-то происходило: собирались фотографирующиеся группы, небольшие спортивные соревнования, находившийся на борту Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота имитировал на верхней палубе отдых моряков в виде спонтанных песен и плясок. Отличная морская выучка экипажа, высокая культура поведения наших моряков на берегу и интересный отдых матросов на верхней палубе корабля находили доброжелательный отклик в британской прессе.

Парад состоялся 17 июня. Все корабли в праздничном убранстве. Команда корабля выстроена вдоль борта. Хлопают на ветру флаги расцвечивания. На рее фок-мачты крейсера британский и советский флаги - это наш салют английской королеве и ее флоту. Елизавета II на яхте обходит строй кораблей. Наши моряки встречают ее мощным троекратным "Ура!" После парада на флагмане эскадры королева дает традиционный прием для флотской элиты. Старшие офицеры приглашению не подлежат, однако О. И. Рудаков, хотя и имел звание капитана 1 ранга, приглашение получил и даже удостоился чести поприветствовать королеву в числе первых. Торжества закончились салютом и иллюминацией.

Праздник и весь период пребывания нашего крейсера на рейде Спидхейда прошли очень успешно. По сообщению нашего посольства в Лондоне, в деле покорения сердец рядовых британцев неделя пребывания крейсера "Свердлов" в Англии сыграла роль большую, чем годы кропотливой дипломатической деятельности. После завершения торжеств, крейсер благополучно вернулся в Балтийск. На базе его встречали, как победителя. Корабль посетил министр обороны СССР Н. А. Булганин и лично наградил каждого члена экипажа. Командир корабля О. И. Рудаков был произведен в контр-адмиралы и награжден орденом Боевого Красного Знамени. В честь крейсера "Свердлов" был дан концерт по радио. После этого дружественные визиты и деловые заходы советских военных кораблей и вспомогательных судов в порты иностранных государств стали широко распространенным явлением.
Владимир Додонов - автор статьи