127 мм орудие. Корабельные орудия. Система Гатлинга на новый лад

Универсальная радиолокационно управляемая одноствольная 127-мм артиллерийская установка Мк 42 была принята на вооружение в конце 50-х гг., как преемница полуавтоматических установок: спаренной 127-мм артиллерийской установки с длиной ствола 38 калибров Мк 32 времен Второй мировой войны и 127-мм одноствольной артиллерийскую установку с длиной ствола 54 калибра Мк 39 первых послевоенных лет. Мк 42 способна к намного более высокому темпу огня и оснащена автоматической системой боепитания с двумя барабанами, в каждом из которых размещается 20 готовых к применению выстрелов. Управляемая электрогидравлическими приводами, Мк 42 может использоваться как в локальном, так и в автоматическом вариантах управления. Расчет для Мк 42 Mod 7/8 — 14 человек, из которых на установке фактически находятся четверо. Более чем 150 артиллерийских установок этого типа используются в военно-морских силах США, Австралии, Японии, Испании и Западной Германии. Вся серия пушек США была доработана к стандарту Мк 42 Mod 10 с дополнением комплекта. То же самое оборудование пригодно для более легкого варианта Мк 42 Mod 9, который был создан для фрегатов класса «Нокс». Оборудование для модернизации имеет твердотельную электронику, требует расчет на 10 процентов меньше и на установке находятся только двое, сокращая численность всего расчета до 12 человек. 127-мм ствол установки Мк 42 имеет обозначение Мк 18. Снаряд с полуактивной лазерной головки самонаведения находится на стадии закупок для них и более поздних установок Мк 45. Снаряд имеет длину 1,548 м, массу 47,4 кг и подобен по концепции снаряду «Копперхед» армии США для 155-мм гаубицы .

Тактико-технические характеристики артиллерийской установки Мк 42

  • Калибр, мм: 127;
  • Количество стволов: один;
  • Масса, т: 65,8 (Mod 7/8), 57,65 (Mod 9) и 63,9 (Mod 10);
  • Угол вертикальной наводки, град.: от минус 5... до +80;
  • Начальная скорость снаряда, м/с: 810;
  • Масса снаряда, кг: 31,8;
  • Максимальный темп стрельбы, выстр./мин.: 20;
  • Дальность эффективного огня, км: 23,8 (по надводной (наземной) цели), 14,8 (по воздушной цели).

XBT2B-D1 (кликабельно )


Желание вооружить самолет максимально тяжелыми пушками или ракетами совершенно понятно и разумно, но на пути конструкторов встала физика. Точнее, третий Закон Ньютона играл против пушек, а против ракет ополчилась аэродинамика. Но кто такой Ньютон, если война?! "В военное время синус может достигать четырёх ", как известно...


Впрочем, пушки, даже безоткатные, военных устраивали слабо, - даже если и без отдачи, - ствол более-менее мощной безоткатки старательно весил, чем немало мешал стремительным самолетам. Ракетные батареи на малогабаритных направляющих мертвой массы практически не имели, - но то, что они делали с аэродинамикой, - УК РСФСР квалифицировал, в свое время, как "..с особым цинизмом и жестокостью ". По военному времени было терпимо, но Вторая Мировая закончилась, а до третьей было некоторое время, которое хотелось использовать с толком. Нужно было найти решение, которое сочетало бы минимальную мертвую массу ракет и обтекаемость пушек. Но, как говорится, правльно заданный вопрос, - уже половина ответа . Извольте видеть решение:

На полях сражений Второй Мировой весьма недурственно зарекомендовали себя высокоскоростные 5" ракеты HVAR. Эти компактные ракеты развивали в полете вполне пушечную скорость в 1360 футов в секунду и летели почти на пять миль. Одно плохо - болтающиеся под крылом ракеты сильно мешали самолету летать, да и боекомплект оставлял желать лучшего - 8-16 ракет на самолет и все.


"Пушка" и БК крупно. Справа - 20мм пушка, для сравнения. (кликабельно )


Поэтому американские конструкторы решили совместить в одном флаконе безоткатку и головную часть ракеты HVAR. Итог их НИОКР перед вами. У самого мощного винтового штурмовика "Скайрейдер " пара 20мм пушек заменена на полуоткрытые (выхлоп вниз) трубы-"стволы", из которых стартуют активно-реактивные 127мм снаряды AERO X10A.

С аэродинамикой сразу полегчало, а боекомплект, - о, боекомплект нового решения мог удовлетворить самый взыскательный вкус маньяка и фаната бабахинга! 38(!) 127мм снарядов весом по 10 килограммов могли наворотить на земле таких дел, что мало не покажется никому. Тем более, что полный боекомплект мог покинуть самолет за, примерно, шесть секунд, - по три выстрела в секунду на каждый "ствол". Кстати, сама "пушка" вышла на удивление легкой, - всего 73 килограмма штучка. Вполне.

Экспериментальный самолет (заводской номер 09094) проходил наземные испытания в Naval Ordnance Test Center (NOTC) на авиабазе China Lake (Inyokern, California). Несмотря на то, что испытания прошли более-менее успешно, - систему на вооружение не приняли. Возникли проблемы с быстрой подачей таких совсем не самолетного калибра снарядов в ствол, разрешить которые так и не удалось, да и эффективная дальность ракет с урезанными двигателями оказалась слишком мала, чтобы рассчитывать на их безнаказанное применение.

Если настоящие полноразмерные HVAR летели на пять километров, что позволяло стрелять из-за пределов досягаемости всяких МЗА и ККП, - то с этими "пушками" пришлось бы соваться чуть ли не дистанцию пистолетного выстрела, что военных летчиков ну никак не устраивало. Машина осталась в истории с индексом на букву "X", т.е., eX perimental , а программа была свернута к 1950 году как бесперспективная.

борьба за конструкции вместо стилей,
расчет суровый гаек и стали

Морская стратегия США в годы Второй мировой заключалась в простом алгоритме: строить корабли быстрее, чем их сможет топить противник. Несмотря на кажущуюся абсурдность такого подхода, он полностью соответствует условиям, в которых оказались США перед войной: колоссальные промышленные мощности и огромная база ресурсов позволяли «раздавить» любого противника.
За предыдущие 50 лет, «американский пылесос», пользуясь неурядицами в Старом Свете, собрал все лучшее со всего мира – грамотную и высококвалифицированную рабочую силу, ведущих ученых и инженеров, «светила мировой науки», новейшие патенты и разработки. Проголодавшаяся в годы «Великой депрессии», американская промышленность только ждала повода, чтобы «рвануть с места в карьер» и побить все стахановские рекорды.

Темпы постройки американских боевых кораблей настолько невероятны, что звучат как анекдот - в период с марта 1941 по сентябрь 1944 год янки ввели в строй 175 эсминцев типа «Флетчер». Сто семьдесят пять – рекорд не побит до сих пор, «Флетчеры» стали самым массовым типом эскадренных миноносцев в .

Для полноты картины стоит добавить, что наряду со строительством «Флетчеров»:

Продолжалось строительство «устаревших» эсминцев по проекту «Бенсон/Гливс» (серия из 92 единиц),

С 1943 года в серию пошли эсминцы типа «Аллен М. Самнер» (71 корабль, включая подкласс «Роберт Смит»).

С августа 1944 года началось строительство новых «Гирингов» (еще 98 эскадренных миноносцев). Как и предыдущий проект «Аллен М. Самнер», эсминцы типа «Гиринг» были очередным развитием очень удачного проекта «Флетчер».

Гладкопалубный корпус, стандартизация, унификация механизмов и , рациональная компоновка – технические особенности «Флетчеров» ускоряли их постройку, облегчали монтаж и ремонт оборудования. Усилия конструкторов оказались не напрасны – масштабы крупносерийного строительства «Флетчеров» удивили весь мир.


Но могло ли быть иначе? Наивно полагать, что морскую войну можно выиграть лишь дюжиной эсминцев. Для успешного проведения операций на просторах океана требуются тысячи боевых и вспомогательных кораблей – достаточно вспомнить, что список боевых потерь ВМС США в годы Второй мировой войны содержит 783 названия (размерами от линкора до патрульного катера).

С точки зрения американской промышленности, эскадренные миноносцы типа «Флетчер» были относительно простыми и дешевыми изделиями. Однако, вряд ли кто из его ровесников – японских, немецких, британских или советских эскадренных миноносцев мог похвастаться таким же впечатляющим комплектом радиоэлектронного оборудования и систем управления огнем. Универсальная артиллерия, эффективный комплекс противовоздушного, противолодочного и торпедного оружия, огромный запас топлива, удивительная прочность и феноменально высокая живучесть – все это превратило корабли в настоящих морских чудовищ, лучших эсминцев Второй мировой войны.

В отличии от своих европейских «коллег», «Флетчеры» изначально проектировались для действий на океанских коммуникациях. 492-тонный запас мазута обеспечивал дальность плавания 6000 миль 15-узловым ходом – американский эсминец мог по диагонали пересечь Тихий океан без пополнения запасов топлива. В реальности, это означало возможность действовать в отрыве на тысячи миль от пунктов материально-технического снабжения и выполнять боевые задачи в любом районе Мирового океана.


Другим важным отличием «Флетчеров» от кораблей европейской постройки был отказ от «погони за скоростью». И хотя, в теории, котлотурбинная силовая установка мощностью 60 000 л.с. позволяла «американцу» разгоняться до 38 узлов, в реальности скорость перегруженного топливом, боеприпасами и снаряжением «Флетчера» едва достигала 32 узлов.
Для сравнения: советская «семерка» развивала 37-39 узлов. А рекордсмен – французский лидер эсминцев «Ле Террибль» (ГЭУ мощностью 100 000 л.с.) показал на мерной миле 45,02 узла!

С течением времени выяснилось, американский расчет оказался правильным – корабли редко ходят полным ходом, а погоня за чрезмерной скоростью приводит лишь к перерасходу топлива и негативно влияет на живучесть корабля.

Основным вооружением «Флетчера» стали пять 127 мм универсальных орудий Mk.12 в пяти закрытых башнях с боекомплектом 425 выстрелов на орудие (575 выстрелов в перегруз).

127 мм пушка Mk.12 с длиной ствола 38 калибров оказалась очень удачной артиллерийской системой, сочетавшей в себе могущество пятидюймового морского орудия и скорострельность зенитной пушки. Опытный расчет мог сделать по 20 и более выстрелов в минуту, но о даже средний темп стрельбы 12-15 выстр./мин был для своего времени отличным результатом. Пушка могла эффективно работать по любым надводным, береговым и воздушным целям, являясь при этом основой ПВО эсминца.


Баллистические характеристики Mk.12 особых эмоций не вызывают: 25,6-килограммовый снаряд покидал срез ствола со скоростью 792 м/с – довольно средний результат для морских орудий тех лет.
Для сравнения, мощная советская 130 мм корабельная пушка Б-13 образца 1935 года могла послать к цели 33-кг снаряд со скоростью 870 м/с! Но, увы, Б-13 не обладала и долей универсальности Mk.12, темп стрельбы всего 7-8 выстр/мин, но главное…

Главным была система управления огнем. Где-то в глубине «Флетчера», в боевом информационном центре наряжено гудели аналоговые компьютеры системы управления огнем Мk.37, обрабатывающие поток данных, поступающих с радара Mk.4 - пушки американского эсминца централизованно наводились на цель по данным автоматики!

Супер-пушке нужен супер-снаряд: для борьбы с воздушными целями янки создали феноменальный боеприпас – зенитный снаряд Mk.53 с радиолокационным взрывателем. Маленькое электронное чудо, мини-локатор, заключенный в оболочку 127 мм снаряда!
Главным секретом были радиолампы, способные выдерживать колоссальные перегрузки при выстреле из орудия: снаряд испытывал ускорение 20 000 g , при этом совершал 25 000 оборотов в минуту вокруг своей оси!


А снаряд-то не простой!


Кроме универсальных «пятидюймовок», у «Флетчеров» был плотный контур ПВО из 10-20 мелкокалиберных зенитных автоматов. Изначально установленные счетверенные 28 мм установки 1,1" Mark 1/1 (т.н. «чикагское пианино») оказались слишком ненадежны и слабы. Осознав, что с зенитными орудиями собственного производства ничего не вышло, американцы не стали «изобретать велосипед» и развернули лицензионное производство шведских 40 мм зенитных автоматов «Бофорс» и швейцарских 20 мм полуавтоматических зениток «Эрликон» с ленточным питанием. Шведский и швейцарский автоматы оказались настолько удачны, что и в наши дни остаются на вооружении армий десятков стран мира (в том числе - США).


Для тяжелого зенитного автомата «Бофорс» был разработана оригинальный директор управления огнем Mk.51 с аналоговым вычислительным устройством – система зарекомендовала себя с наилучшей стороны, под конец войны половина из сбитых японских самолетов приходилась на счет спаренных (счетверенных) «Бофорсов» оснащенных СУО Mk.51.
Для мелкокалиберных автоматических зениток «Эрликон» был создан аналогичный прибор управления стрельбой под индексом Mk.14 – ВМС США не было равных по точности и эффективности зенитного огня.

Отдельно стоит отметить минно-торпедное оружие эсминца типа «Флетчер» – два пятитрубных торпедных аппарата и десять торпед Mk.15 калибра 533 мм (инерциальная система наведения, масса боевой части – 374 кг торпекса). В отличие от советских эсминцев, ни разу не применивших торпеды на протяжении всей войны, американские «Флетчеры» регулярно проводили торпедные стрельбы в боевых условиях и часто достигали солидных результатов. Например, в ночь с 6 на 7 августа 1943 года соединение из шести «Флетчеров» атаковало группу японских эскадренных миноносцев в заливе Велла – торпедный залп отправил на дно три из четырех эсминцев противника.


Mk.10 Hedgehog. Несмотря на кажущуюся компактность и "легковесность" штырей, это 2,6-тонное устройство (13 тонн с учетом платформы), способное метать 34-кг реактивные бомбы на дальность пару сотен метров. Стандарный боекомплект - 240 глубинных бомб.

Для борьбы с подлодками на американских эсминцах с 1942 года устанавливался многоствольный реактивный бомбомет Mk.10 Hedgehog («Ёж»), британской конструкции. Залп из 24 глубинных бомб мог накрыть обнаруженную подлодку в 260 метрах от борта корабля. Кроме того, на борту «Флетчера» имелась пара бомбосбрасывающих устройств для атаки подводной цели, находящейся в непосредственной близости от корабля.

Но самым необычным оружием эсминца типа «Флетчер» был гидросамолет Vought-Sikorsku OS2U-3, предназначенный для разведки и, при необходимости, атаки цели (обнаруженных подлодок, катеров, точечных целей на берегу) с применением бомб и пулеметного оружия. Увы, на практике выяснилось, что гидросамолет эсминцу не к чему – слишком трудоемкая и ненадежная система, лишь ухудшающая другие характеристики корабля (живучесть, сектор обстрела зенитных автоматов и т.д.) В результате гидросамолет «Воут-Сикорский» сохранился лишь на трех «Флетчерах».

Живучесть эсминца. Без преувеличения, живучесть «Флетчера» была потрясающей. Эсминец «Ньюкомб» выдержал пять атак самолетов-камикадзе в одном бою. Эсминец «Стенли» был пробит насквозь реактивным самолетом-снарядом «Ока», управляемым пилотом-камикадзе. «Флетчеры» регулярно возвращались на базу, имея жестокие повреждения, фатальные для любого другого эсминца: затопление машинных и котельных отделений (!), обширные разрушения силового набора корпуса, последствия страшных пожаров от попаданий камикадзе и пробоины от вражеских торпед.


Причин исключительно живучести «Флетчера» было несколько. Во-первых, высокая прочность корпуса – прямые линии, ровный силуэт без изысканных обводов, гладкие палубы – все это способствовало увеличению продольной прочности корабля. Свою роль играли непривычно толстые борта – обшивка «Флетчера» выполнялась из 19 мм листов стали, палуба – полдюйма металла. Помимо обеспечения противоосколочной защиты, эти меры влияли самым положительным образом на прочность эсминца.

Во-вторых, высокая живучесть корабля обеспечивалась некоторыми специальными конструктивными мерами, например, наличием двух дополнительных дизель-генераторов в изолированных отсеках в нос и корму от котельно-турбинной установки. Именно этим объясняется феномен выживания «Флетчеров» после затопления машинных и котельных отделений – изолированные дизель-генераторы продолжали питать шесть помп, поддерживая корабль на плаву. Но и это еще не все – для особо тяжелых случаев был предусмотрен набор переносных бензиновых установок.

Всего из 175 эсминцев типа «Флетчер» в боевых действиях было потеряно 25 кораблей. Вторая мировая завершилась, а история «Флетчеров» продолжалась: огромный флот из сотен эсминцев бел переориентирован на решение задач Холодной войны.
У Америки появилось много новых союзников (среди которых были бывшие враги – ФРГ, Япония, Италия), чьи вооруженные силы были полностью уничтожены в годы войны – требовалось быстро восстановить и модернизировать их военный потенциал, чтобы противопоставить их СССР и его сателлитам.

52 «Флетчера» были проданы или отданы в лизинг ВМС Аргентины, Бразилии, Чили, Колумбии, Греции, Турции, ФРГ, Японии, Италии, Мексики, Южной Кореи, Тайваню, Перу и Испании – все 14 стран мира. Несмотря на свой почтенный возраст, крепкие эсминцы оставались в строю под другим флагом еще более 30 лет, а последние из них были списаны лишь в начале 2000-х годов (ВМС Мексики и Тайваня).

В 1950-е годы рост подводной угрозы от стремительно увеличивающегося числа субмарин ВМФ СССР заставил по-новому взглянуть на применение старых эсминцев. Оставшиеся в составе ВМС США «Флетчеры» было решено переоборудовать в противолодочные корабли по программе FRAM – fleet rehabilitation and modernization.

Вместо одного из носовых орудий был смонтирован реактивный бомбомет RUR-4 Alpha Weapon, противолодочные 324 мм торпеды Mk.35 с пассивным самонаведением, два гидролокатора – стационарный сонар SQS-23 и буксируемый VDS. Но главное – на корме была оборудована вертолетная площадка и ангар на два беспилотных (!) противолодочных вертолетов DASH (Drone Antisubmarine Helicopter), способных нести пару 324 мм торпед.


Посадка беспилотного вертолета DASH на палубу эсминца "Аллен М. Самнер"


В этот раз американские инженеры явно «перегнули палку» - уровень компьютерной техники 1950-х годов не позволял создать эффективный беспилотный летательный аппарат, способный выполнять сложнейшие операции в открытом море – вести борьбу с субмаринами субмарин на удалении десятков километров от борта корабля и осуществлять взлетные и посадочные операции на тесной, раскачивающейся под ударами волн вертолетной площадке. Несмотря на многообещающие успехи в полигонных условиях, 400 из 700 поставленных флоту «беспилотников» разбились в течение первых пяти лет эксплуатации. К 1969 году систему DASH сняли с вооружения.

Впрочем, модернизация по программе FRAM имеет мало отношения к эсминцам типа «Флетчер». В отличие от чуть более новых и чуть более крупных «Гирингов» и «Аллен М. Самнеров», где модернизации FRAM подверглись около сотни кораблей, модернизация «Флетчеров» была признана малоперспективной – полный «курс реабилитации и модернизации» успели пройти всего три «Флетчера». Остальные эсминцы использовались в эскортных и разведывательных миссиях в качестве торпедно-артиллерийских кораблей вплоть до конца 1960-х годов. Последний эсминец-ветеран покинул состав ВМС США в 1972 году.


Эсминец-музей "Кассин Янг", Бостон, наши дни


Камбуз эсминца "Кассин Янг"

История эксплуатации

Характеристики орудия

Характеристики снарядов

127-мм орудие Mark 12 - универсальное орудие ВМС США времен Второй Мировой войны , устанавливавшееся на корабли и вспомогательные суда всех классов. По совокупности характеристик - одно из самых удачных универсальных орудий эпохи. На вооружении флотов отдельных государств состояло до 1990х годов.

История создания

К началу 1930х годов на вооружении ВМС США состояли, в нескольких модификациях, два принципиально разных орудия одного калибра - длинноствольное противоминное 127-мм орудие 5"/51 и короткоствольное зенитное орудие 127-мм орудие 5"/25 . Последнее зачастую рассматривалось артиллерийскими офицерами как универсальное. В этой роли его планировали использовать для вооружения эскадренных миноносцев типа Farragut . Однако короткоствольные 5"/25 орудия, при всех своих достоинствах (весьма эффективная стрельба по воздушным целям, легкость наводки, существенная экономия массы), по своим баллистическим характеристикам слишком сильно уступали 5"/51 орудиям. В итоге был найден компромисс в виде универсального 5"/38 орудия, превосходившего 5"/25 по эффективности зенитного огня и не слишком сильно уступавшего 5"/25 в эффективности огня по надводным и наземным целям.

Описание конструкции

Заряжание было ручное и раздельное. Возле каждого орудия было по двое человек.Функции этих людей заключаются в извлечении выстрела, состоящего из снаряда которое подается заряжающим и гильзы с зарядом которые подается вторым заряжающим с подъёмника и перемещения его на зарядный лоток. После этого начинается заряжания.

Электрогидравлический досылатель- это устройство,которое крепится болтами к верхней части затвора.Досылатель снабжен электродвигателем и предназначен для досылания килограммового выстрела в зарядную камеру при любом угле возвышения орудия.

Средняя стоимость одного орудия в 1945 году составляла 100 000 долларов США.

Боеприпасы

Будучи универсальным среднекалиберным орудием, Mark 12 могло использовать широкую номенклатуру боеприпасов.

Обозначение Тип Описание
AAC Зенитная Высокая производительность фрагментацию оболочки с носовой механической времени взрывателя.
AAC Зенитная простая Среднего проникая оболочку с механическим времени взрывателя и базовой детонирующего взрывателя. Предназначен для использования на любом самолете или легкобронированных кораблей. Для воздушных судов, время взрыватель установлен взорваться снаряд просто прежде чем он достигнет цели. Детонация ударная волна и расширения конуса шрапнели увеличивает шанс поражения целей. Для судов, время взрыватель остается на сейф, а база детонирующий взрыватель взорвется снаряд 25 миллисекунд после удара.
AAVT Зенитная VT Высокая производительность фрагментацию оболочки с VT (близость) взрывателя.
AP Бронебойная Толстостенной проникновения снаряда с базовой детонирующего взрывателя.Взрывной заряд, как правило, Взрывчатое вещество D, потому что он менее чувствителен к ударам.
SS Осветительный снаряд Тонкостенный снаряд с таймером взрывателя. Внутри осветительная вспышка прикреплена к парашюту. При срабатывании взрывателя, пороховой заряд выбрасывает из снаряда осветительный заряд и парашют. Перед поиском, данные снаряды использовались для подсвечивания целей в ночное время суток. В настоящее время они до сих пор используются для поддержки пехоты ночью и в спасательных операциях.
WP Белый фосфор Тонкостенные оболочки с точки детонирующего взрывателя используется для дымовых завес. Это также имеет некоторые зажигательный эффект.
AA non-frag Зенитный без фрагментации
AAVT non-frag Зенитная VT без фрагментации Тонкостенные оболочки с механическим времени взрывателя и упакованы с дымовой производства химического вещества, которое выбрасывается из тыла на маленькой черной порохового заряда. Он используется на практике зенитных побегов.
Оболочка без взрывателя, и заполнены песком. Он используется на практике поверхностных побегов.
W Окно Тонкостенные оболочки с механическим времени взрывателя и упакованы с полосками металлической фольги, что выбрасывается из тыла на маленькой черной порохового заряда. Он используется, чтобы запутать противника РЛС.

Метательный заряд состоял из латунной гильзы четырех типов (Mark 5, Mark 5 Modified, Mark 8 или Mark 10 ), снаряженной 6,9 - 7,8 кг взрывчатого вещества - бездымного пороха марок SPD , SPDN D272 , SPDN D282 или безвспышечного SPDF D274 . Также применялись заряды пониженной мощности, с 1,6 кг взрывчатого вещества.

Ствол

Ствол орудия имеет диаметр 127 мм и длину 4800 мм. В канале находятся 45 хромированных нарезов правого вращения. Шаг нарезки 3800 мм. На орудиях модификации Mark 12 (mod 0-1) ствол закреплен на кожухе. Это было сделано для замены стволов.На модификации Mark 12 mod 2 ствол выполнен со ствольной коробкой и сделан из стали повышенной прочности.

Типы артустановки

Есть четыре основных типа установки:

Модификации

Модификация Кол-во стволов Масса АУ, кг Угол подъема стволов Конструкция
Mk21 1 13272-14200 −15 / +85
Mk21 mod 16 1 - −15 / +85 Открытая на центральном штыре
Mk22 2 34 133 −10 / +35
Mk24 Mod1 1 13270-14152 −15 / +85 Открытая на центральном штыре
Mk24 Mod2 1 - −15 / +85 Открытая на центральном штыре
Mk24 Mod11 1 - −10 / +85 Открытая на центральном штыре
Mk25 1 19 051-20 367 −15 / +85 Закрытая на кольцевом погоне
Mk28 Mod0 2 70 894 −15 / +85 Закрытая на кольцевом погоне
Mk28 Mod2 2 77 399 −15 / +85 Закрытая на кольцевом погоне
Mk29 Mod0 2 49 000 −15 / +85 Закрытая на кольцевом погоне
Mk30 Mod0,2,4,5 1 18 552 −15 / +85 Закрытая на кольцевом погоне
Mk30 Mod1 1 15195 −15 / +85 Открытая на центральном штыре

«Симс»,«Бенсон» и «Гливс»

Появившаяся к концу Второй Мировой войны авиационная техника не оставляла никаких сомнений в одном простом факте: существующие зенитные средства уже устарели. В самое ближайшее время все имеющиеся зенитные орудия не только потеряют свою эффективность, но и станут практически бесполезными. Требовалось что-то совершенно новое. Однако до создания полноценных зенитных ракет оставалось немало времени, а защищать воздушное пространство нужно было уже сейчас. Увеличение высот полета самолетов привело военных нескольких стран к своеобразному «увлечению» зенитными орудиями особо большого калибра. К примеру, в конце сороковых и начале пятидесятых в СССР конструкторы работали над проектом орудия КМ-52 калибра 152 миллиметра.

В это же время в Великобритании развитие зенитных систем также шло по направлению увеличения калибра. До 1950 года было проведено две опытно-конструкторские работы под названиями Longhand и Ratefixer. Целью обеих программ было увеличение калибра зенитных пушек и одновременное повышение темпа стрельбы. В идеале орудия этих проектов должны были представлять собой некие гибриды крупнокалиберных зенитных пушек и скорострельных автоматов малого калибра. Задача была непростой, но английские инженеры с ней справились. В результате программы Longhand было создано 94-мм орудие Mk6, также известное под именем Gun X4. Программа Ratefire привела к созданию сразу четырех 94-мм пушек, обозначенных литерами C, K,CK и CN. До 1949 года, когда Ratefire закрыли, скорострельность пушек удалось довести до 75 выстрелов в минуту. Gun X4 была принята на вооружение и использовалась до конца 50-х. Продукты программы Ratefire, в свою очередь, в войска не пошли. Результатом проекта стал только большой объем материалов, касавшихся исследовательской стороны проектирования таких артиллерийских систем.

Все эти наработки планировалось использовать в новом, более монструозном проекте. В 1950 году RARDE (Royal Armament Research & Development Establishment – Королевское управление по исследованию и разработке вооружений) выбрало в качестве разработчика новой системы известную фирму Vickers. В первоначальном техническом задании говорилось о создании скорострельного зенитного орудия калибра 127 мм (5 дюймов) с водяным охлаждением ствола при стрельбе и с двумя барабанными магазинами на 14 выстрелов каждый. Автоматика пушки должна была работать за счет внешнего источника электроэнергии, а в качестве метаемого снаряда предлагался стреловидный оперенный боеприпас. Управление огнем нового орудия, согласно заданию, должен был осуществлять один человек. Информация о расположении цели и необходимом упреждении выдавалась ему отдельной РЛС и вычислителем. Для облегчения разработки компания «Виккерс» получила всю необходимую документацию проекта Ratefire.

Проект назвали QF 127/58 SBT X1 Green Mace («Зеленая булава»).

Фото 2.

Поставленная перед Vickers задача была весьма непростой, поэтому RARDE разрешили сначала сделать орудие меньшего калибра и на нем отработать все нюансы полноценной пушки. Меньший калибр пробной пушки по факту оказался больше, чем у программ Longhand и Ratefire – 4,2 дюйма (102 миллиметра). Постройка опытной «малокалиберной» пушки под обозначением 102mm QF 127/58 SBT X1 закончилась в 54-м году. Восьмиметровый ствол этого орудия вместе с противооткатными устройствами, двумя бочкообразными магазинами, системами наведения, кабиной оператора и прочими системами в итоге потянул почти на 25 тонн. Само собой, такому монстру требовалось некое специальное шасси. В качестве оного избрали специальный шестиколесный буксируемый прицеп. На нем и установили все агрегаты опытной пушки. Надо заметить, прицеп смог уместить на себе только орудие с системой крепления, магазины и кабину оператора. Последняя представляла собой будку наподобие кабины современных автокранов. Поскольку наведение орудия, перезарядка и перекачивание воды для охлаждения ствола производились при помощи электромоторов, в состав комплекса пришлось ввести отдельные машины с электрогенератором и запасом снарядов. И это не считая радиолокационной станции, необходимой для обнаружения целей и наведения на них пушки.

Фото 3.

Фото 4.

102-мм зенитное чудо отправилось на полигон в том же 1954 году. После недолгих пробных стрельб для испытания противооткатных устройств и системы охлаждения начались полноценные проверки автоматики. Пользуясь возможностями электрического привода системы заряжания, испытатели постепенно поднимали темп стрельбы. К концу года его удалось довести до рекордного значения в 96 выстрелов в минуту. Надо заметить, это «чистый» темп стрельбы, а не практический. Дело в том, что механика перезаряжания могла выдать эти самые 96 выстрелов, но две «бочки» с 14 снарядами в каждой по определению не могли обеспечить залп длиной хотя бы в полминуты с максимальной скорострельностью. Что касается замены магазинов, то на опытной 102-мм пушке проекта Green Mace это производилось при помощи подъемного крана и занимало порядка 10-15 минут. Планировалось, что после отработки систем самой пушки будут разработаны средства быстрой перезарядки. Помимо рекордной скорострельности орудие имело следующие характеристики: 10,43-килограммовый подкалиберный оперенный снаряд покидал ствол со скоростью более 1200 м/с и летел на высоту до 7620 метров. Вернее, на этой высоте обеспечивались приемлемая точность и надежность поражения. На больших высотах из-за аэродинамической стабилизации снаряда эффективность поражения ощутимо падала.

Фото 5.

К весне 55-го испытания опытной 102-мм пушки закончились и фирма «Виккерс» приступила к созданию полноценного 127-миллиметрового орудия. И тут начинается самое интересное. Проект Green Mace и так является не особо известным, а что касается его поздних стадий, то тут больше слухов и предположений, нежели конкретных фактов. Известно только то, что в планы конструкторов входило два варианта «Зеленой булавы» – гладкоствольный и нарезной. Согласно одним источникам, орудие QF 127/58 SBT X1 было построено и даже успело начать испытания. Другие источники, в свою очередь, утверждают о некоторых проблемах в ходе разработки, из-за которых опытный образец 127-мм пушки построить не удалось. Приводятся примерные характеристики «полноразмерного» орудия, но точных данных до сих пор нет. Так или иначе, все источники сходятся в одном. В 1957 году, приняв во внимание неудовлетворительные характеристики проекта Green Mace по высоте досягаемости и точности, британское военное ведомство прекратило работы по скорострельной крупнокалиберной зенитной артиллерии. В то время общемировой тенденцией развития противовоздушной обороны стал переход к зенитным ракетам и «Зеленая булава», даже не закончив испытания, рисковала стать полнейшим анахронизмом.

Словно пытаясь уберечь интересный проект от такого «позора», RARDE в 1957 году закрыло его. До принятия на вооружение первой версии зенитного ракетного комплекса Bloodhound оставалось менее года.

Фото 6.

Фото 7.

Вот блогер strangernn задает такой вопрос: что хотели добиться французы со своей 127-мм скорострелкой Green Mace и куда спешили отставшие по своему пацифизму шведы со 120-мм автоматической зенитной пушкой? И сам отвечает: «Разве могли французы пройти мимо возможности роскошно встать на те же грабли, что и законодатели мод в зенитной артиллерии, съевшие во Вторую Мировую на них всех собак в округе (немцы тоже были знатоки, но им в этот момент было нельзя)? Ну, они на них и встали, построив в и испытав в 1948-1953 годах орудие «Canon SFAC antiaerien de 105″.

Зачем все европейцы последовательно делали это? Да все за тем же, — реактивные самолеты сбивать. С их высотами и скоростями снарядов надо было еще больше, объем подлежащего засеивания снарядами пространства вырос во много раз. А с учетом появления ЯО — даже одиночный самолет надо было сбивать с гарантией. Вот, пробовали…. Правда, калибр орудия французы выбрали менее бескомпромиссный, всего 105-мм, а в остальном… В остальном никуда особенно не денешься: два барабанных магазина на 10 выстрелов (и 11-я позиция в тракте подачи), — 22 выстрела (Наверное, 23 все-таки. В стволе первый-то снаряд должен же быть), которые могли быть выпущены чуть менее, чем за одну минуту (технический темп огня — 30 выстрелов в минуту). Это, все-таки, в 3-4 раза больше, чем самый тренированный расчет сумеет сделать. А в пересчете на батарею — уже близко к требуемому.

Фото 8.

Но, произошло то же самое, что и с другими проектами скорострельных крупнокалиберных зениток: подсчитав стоимость таких орудий, и приплюсовав к этому стоимость сотен и тысяч снарядов с радиовзрывателями — военные сообразили, что очень дорогие управляемые ракеты, — на самом деле, не такие уж и дорогие, и даже больше того, с учетом их дальнобойности (пушка стреляла всего на 17 километров по горизонту и до 9500 по высоте) — просто таки даже очень дешево. А про скорострельную зенитную крупнокалиберную артиллерию постарались забыть, как про страшный сон

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -