Десантная подготовка. Воздушно-десантная подготовка, грузовые парашютно-десантные средства, их подготовка, десантирование боевой техники и грузов, учебник — Методика воздушно десантной подготовки в

ЛШНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ СССР

УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДУЮЩЕГО ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫМИ

ВОИСКАМИ

Для ілужебного поАЬЗования

УЧЕБНИК СЕРЖАНТА ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК

Часть вторая

Под общей редакцией генерал-лейтеиаита П. В. ЧАПЛЫГИНА

Утвержден командующим Воздушно-десантными войсками

в качестве учебника для курсантов и сержантов парашютно-

десантных подразделений Воздушно-десантных войск

Ордена Трудового Красного Знамени

ВОЕННОЕ ІІЗДАТЕЛЬСТВО

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОИЫ СССР

MO CK BA- -1975

Учебник состонт нз двух частей.

Часть первая: шесть глав (тактнческая, огневая. ннженерная подготовка; оружие массового поражения вероятного противника и защита от него; оргаиизация, вооружеиие и тактнка действий под-разделений армий США, ФРГ и Англии; сержанты - неттосредствен-ные командиры - воспитатели свонх подчиненных).

Часть вторая: сеѵь глав (воздушно-десантная, техн.ическая, ав-томобильная и физическая подготовка; артнллерня, мннометы и ПТУРС; подготовка по связн; военная топография).

ВВЕДЕНИЕ

Успешное выполнение воздушным десантом боевых задач в тылу противника во многом зависит от выучки и моралыю-боевых качеств воинов-десантников.

В условиях бурного развития научно-технической революции, дальнейшего оснащения войск современным высокоэффективным оружием и техникой возрастает значение специальной и техниче-ской подготовки солдат, сержантов и офицеров.

Настоящий Учебник предназначен для курсантов и сержантов Воздушно-десантных войск. Он содержнт основные вопросы в объеме программы боевой подготовки парашютно-десантных под-разделений по воздушно-десантной, технической, физическоп подго-товке, военной топографии, подготовке по связи, эксплуатации ав-томобилей; знакомит с задачами, назначением, характернстиками артиллерийских систем и сведениями о стрельбе. Учебник излагает обязанности и методические советы сержанту - коыандиру отделе-ния в его практической работе по командованию отделением и в обучении подчиненных.

В первои главе «Воздушно-десантная подго-товка» изложены устройство людских десантных парашютов, по-рядок их укладки и использования при совершенин прыжков из различных типов военно-транспортных самолетов, обязанности вы-пускающего, содержание и порядок наземной отработки элементов прыжка.

Во второй главе «Техннческая подготовка» даны общее устройство боевой машнны десантиой (БМД-1); виды, объем и практические рекомендации по ее техническому обслужи-ванию и эксплуатации; обязанности членов экипажа, a также дан-ные по заправке, смазке и регулировке агрегатов н механизмов, необходимые сержанту в его практической работе по техническому обслуживанию и эксплуатацпн машины.

В третьей главе «Авт.омобпльная подготовка» содержатся краткая техническая характеристпка автомобилей, основные положения по их техническому обслуживанию и эксплуа-тации, внутренней службы в парках, обязанности командира отде-ления и старшего машины.

В чегвертоп главе «Арти л л ер ня, минометы и ПТУРС» излагаются крагкие сведения о задачах, назііачении, воз-можностях и применении артиллерийских систем, целеуказании, стрельбе и корректировании ее.

В пятой главе «Подготовка по связи» содер-жатся краткие данные по переносным радиостанциям тактического звена, аппаратуре для сбора десанта и танковому переговорному устройству Р-124, необходимые сержанту в практической работе.

В шестой главе «Военная топография» излага-ются практические рекомендации по ориентированию на местности, двпжению по азимутам, в работе с картой на местности и состав-лении простейшях боевых графических документов.

В седьмой главе «Физпческая подготовка» даны содержание и методические советы по проведению ежедневного утреннего часа фіізическон подготовки, учебных занятий по гимна-стике, преодолению препятствиіі и ускоренному передвижению, на-падению н самозащите, плаванию и лыжной подготовке.

Для более глубокого изучення ыатериала, содержащегося в Учебнике, необходіімо использовать соответствующие наставления, руководства и специальные учебные пособия.

Глава первая

ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНАЯ ПОДГОТОВКА

Командир отделення отвечает за обучение личного состава от-деления по воздушно-десантной подготовке. » Он обязан:


  • отлично знать материальную часть людских десантных па-рашютов, парашютных прнборов и уметь готовить их к прыжку;

  • знать тяжелую воздушно-десантную технику отделения и уметь готовить ее к десантированию;

  • уметь выполнять прыжки с парашютом в составе подразде-ления и вслед за боевой техникой;

  • знать правила подготовки оружия и снаряжения к прыжку;

  • уметь проводить занятия с отделением на снарядах учебно-тренировочноговоздушно-десантного комплекса по задаче прыжка;

  • уметь контролировать готовность своего отделения и боевоіі техникн к десаитнрованию;

  • знать правила выпуска парашютистов из самолета и уметь выполнять обязанности выпускающего.
I. ЛЮДСКИЕ ДЕСАНТНЫЕ ПАРАШЮТЫ

1. Парашют Д-5 сер. 2

Парашют Д-5 сер. 2 (десантный, пятого образца, второй се-рии - рис. 1) предназначен для совершения учебно-тренировочных и боевых прыжков из военно-транспортных самолетов парашюти-стами в снаряжении и с табельным вооружением десантников всех специальностей.

Парашют Д-5 сер. 2 позволяет совершать прыжки из самолетов на скорости полета до 400 км/ч в составе подразделений с высот от 8000 м до 200 м. Скорость снижения на парашюте Д-5 сер. 2 при общем весе парашютиста 120 кг не превышает 5 м/с.

Парашют Д-5 сер. 2 наспиннын. Вводится в действие выдерги-ванием вытяжного кольца. Требуемое усилне при этом не превы-шает 16 кг. На парашюте устанавливаются один нли два страхую-щнх прибора тіша ППК-У или АД-ЗУ.



Pue. I. Общпй внд парашюта Д-5 сер. 2 в комплекте с запасным парашютом 3-5



Рис. 2. Работа парашюта Д-5 сер. 2 в воздухе:

/ - камера стабилизирующего парашюта; 2 - стабилизнрующнй парашют: 3 - со-единительное звено: 4 - камера есиовного купола; 5 - основной купол; 6 - ранец ларашюта


При совершении учебно-тренировочных прыжков вместе с па-рашютом Д-5 сер. 2 применяется запасной парашют типа 3-5. Па-рашют 3-5 вводится в действие в случае необходимости. Bec пара-шюта Д-5 сер. 2, подготовленного для прыжка, не превышает 15 кг.

Парашют абсолютно надежен в работе и позволяет совершить более 100 прыжков в теченне 12 лет его эксплуатации.

Парашют Д-5 сер. 2 состоит из следующих частей: камеры ста-билизирующего купола, стабилизирующего парашюта 1,5 ы 2 с со-единительным звеном, камеры основного купола, основного купола 83 м 2 , подвесной систеыы, ранца с двухконусным замком, вытяж-ного кольца с тросом, переноснон суыки. В комплект парашюта также входят: парашютный прпбор (основноіі и дублирующнй), паспорт и расходныіі матерпал.

Работа парашюта (рис. 2). При отделении от самолета парашютист в паденни за счет своего веса вводит в действие ста-билизирующпй парашют. Камера стабилизирующего купола с ка-рабином остается в самолете на тросе. Стабнлнзирующий купол, наполняясь воздухом, вводит в действие прибор ППК-У. При ста-билизированном снижении ранец парашюта закрыт. Обычно рас-крывать ранец нужно через 3 с после отделения. После раскрыва-ния двухконусного замка парашютнстом нлн страхующим прибо-ром ранец раскрывается и стабнлизирующин парашют вводит в действие основной купол. При этом сначала выходят стропы, a по-том сам купол, начиная от ннжнеіі кромки и до вершины. Купол наполняется, и парашютист снижается со скоростью 5 м/с. Камера основного купола и стабилизирующий парашют с соединительным звеном снижаются на куполе. Все действия парашютиста при прыжке выполняются согласно РВДС-75.

2. Запасной парашют 3-5

Запасной парашют 3-5 обеспечивает безопасное прнземление парашютиста при полном или частичном отказе основного пара-шюта. При совершении прыжков парашют 3-5 удобно крепится к подвесной системе основного парашюта и размещается на уровне груди парашютиста в горизонтальном положении. Парашют 3-5 вводится в действие вытяжным кольцом с тросом н обеспечивает снижение парашютиста при весе 120 кг со скоростью 7 м/с. Bec па-рашюта 5,2 кг. Запасной парашют 3-5 состоит из купола 50 м 2 , промежуточной подвесной системы, ранца, вытяжного кольца с тросом и переносной сумки. К каждому парашюту приложен паспорт.

Работа запасного парашюта. При выдергивании вытяжного кольца ранец раскрывается и поток воздуха отводит купол от парашютиста. Карманы y вершнны купола способствуют более быстрому наполнению купола. После наполиеиия купола ра-нец остается на подвесной снстеме основного парашюта отдельно от промежуточной подвесной снстемы. В необходимых случаях при

Введенпи в действне запасного парашюта купол требуется придер-жать руками после раскрывания ранца, a затем резко отбросить его в нужном направлении.

3. Парашютные приборы

При совершенин прыжков с парашютом прнмененне параіішт-ных приборов является мероіі повышения безопасностп прыжков, a сами приборы выполняют функцшо средств страховки. Во всех

Рис. 3. Парашютные приборы ППК-У-240Б и АД-ЗУ-Д-240:

1 - шланг; 2 -трос; 3 - серьга; 4 - шнур гибкой шпнльки; 5 - гибкая

шпилька

Случаях парашют должён открывать сам парашютист. Если он этого не сделает, то через заданное время или на заданной высоте парашют откроется с помощью прибора.

Для парашюта типа Д-5 в настоящее время применяются при-боры типа ППК-У-240Б или АД-ЗУ-Д-240 (рис. 3).

Парашютньій прибор ППК-У-240Б

Полуавтомат парашютный комбинированный и унифицирован-ный ППК-У-240Б является модификацией прибора КАП-ЗП и так-же обеспечивает раскрытие ранца парашюта через заданное время или на заданной высоте. Он срабатывает в диапазоне по времени от 2 до 5 с, по высоте от 0,3 до 8 км. Прибор сохраняет работоспо-собность в интервале температур от +60 до -60° С и после подъема его на высоту до 35тш.

Техннческин ресурс прибора составляет 750 срабатываний в те-чение 4 лет, a при 500 срабатываниях в течение 5 лет гарантирует-

Ся полностыо безотказное срабатывапие прибора. При этом прн-бор должен храниться іі экснлуатнриваться бережно.

Устройство прибора. Составиыми частями прибора яв-ляются: корпус с затвором, часовой механизм с блокировочнымн рычагами, анероид с механизмом установки высоты и вытяжное устронство.

Работа прибора. Прнбор может работать как по време-ни, так и по высоте. Прн работе по временн анероид отключается. Для отключения анероида нужно установить высоту ббльшую, чем высота ирыжка. Для прыжка с нарашютом Д-5 сер. 2 высота уста-навлнвается на 4000 м, a время работы часового мехаиизма - нл 3 с. Для того чтобы прибор был готов к действию, его нужно взве-сти, т. е. вставить сначала гибкую шпильку в затвор, чтобы часо-вой механизм был застопорен, и сжать пружины вытяжного устройства, потянув плавно и с усилием около 30 кг за трос до щелчка. Щелчок означает, что вытяжное устройство вошло в со-единение с часовым механизмом и часовой механизм готов к ра-боте. Для установки 3 с нужно, вынув не до конца гибкую шпнль-ку, стравить часовой механизм, пока стрелка ие станет против от-метки 3 на шкале времени. При этом и рычаг блокировки с выре-зом несколько приблизится к упору анероида. С подъемом на высоту анероид расширяется и его упор подннмается вверх, но если высота 4000 м не достнгнута, то упор не выпдет за плоскость верхней платы прибора и анероид мешать работе часового меха-низма не будет. При отделении от самолета гибкая шпилька вы-дергивается фалом из затвора и часовой механизм за счет усилия пружин вытяжного устройства начинает работать. После 3 с ра-боты собачка, связывающая вытяжное устройство с часовым ые-ханизмом, выходит из зацеплення и пружнны резко перемещают трос внутрь вытяжного устронства. Трос посредством серьги от-кроет двухконусный замок, и парашют раскроется.

Высоту на приборе нужно устанавливать с помощью ключа-отвертки из комплекта прибора, a взводить силовые пружины - с помощью стремени или шнура, продетого в серьгу на конце троса.

Гибкую шпильку контрить нужно нитыо в одно сложение вось-меркой, завязав три простых узла. Оставшиеся концы ннти должны иметь длину 15-20 мм. Самостоятельно разбирать прибор запре-щается. Сведения о каждом срабатывании прибора обязательно заносятся в паспорт.

Порядок осмотра прибора ППК-У-240Б перед монтажем на парашют.

Вначале нужно произвести внешний осмотр прибора. При этом убедиться, что пломбы и стекла исправны, нет повреждений кор-пуса и трубки, на шланге нет вмятин и вздутий, нет заедання шпильки в затворе, нити троса y ганки не оборваны, петля не де-формирована, крышка корпуса не смещается, внутри прибора нет пыли н влаги, штнфт анероида не выступает наруж^ за плату. За-тем проверяется работа часового мехашізма, Для этого нужно

Взвести прибор и убедиться, что стрелка зашла за последнее деле-ние шкалы, при движениях гибкой шпильки в затворе на 5 мм ча-совой механизм не стравливает, также и при отгибании шпильки на 90° в сторону. По общей команде выдергиваются гибкие шпиль-ки и на слух определяется плавность работы часового механизма. Время работы должно быть в пределах 5±0,7 с, a часовой меха-низм работает без заеданий. УбедивШись еще раз, что внутри при-бора через стекла не видно посторонних предметов, a шпилька не деформировалась, прибор можно монтировать на парашют.

Парашютный прибор АД-ЗУ-Д

Прибор АД-ЗУ-Д является упрощенным вариантом приборов типа КАП-3 н ППК-У. Он отличается тем, что не имеет анероида и работает только по времени. Bec и габариты прибора АД-ЗУ-Д меньше, чем ППК-У-240Б. Детали часового механизма прибора одинаковы с деталями приборов К.АП-3 п ППК-У. При подготовке прибора отличие состоит в том, что нет проверки срабатывания по высоте, a время работы прибора проверяется с отметки 3 с, при этом время срабатывания должно быть в пределах 3±0,3 с. Мон-тируется прибор, как и прибор ППК-У-240Б.

Методические советы

Командир отделения при проведеннн занятий по материальной части парашюта Д-5 сер. 2, учебной укладке, на тренировках по надеванию парашюта и креплению оружия должен в первую оче-редь убедить молодого солдата в высокой надежности парашюта и безотказности его действия. Этого можно достигнуть только при безукоризненном знании материальной части и глубоком понима-нии назначения каждой части в процессе работы парашюта.

При этом устройство частей парашюта следует объяснять по процессу раскрытия, a назначение и выполняемые функции дан-ной части показывать методом последовательного роспуска уло-женного по всем правилам парашюта. Уложенный парашют рас-полагают на укладочном столе рядом с парашютом, вытянутым на всю длину. Лучшему запоминанию при этом способствует метод объяснения «сверху - вниз», т. е. в той последовательности, в ка-кой эти части вступают в работу при совершении прыжка.

При объяснении работы парашюта в целом следует обратить вниманне на взаимосвязь работы частей парашюта и действий са-мого парашютиста.

Например, если парашютист-десантник выполнил в самолете и в воздухе все необходимые действия, то ничто не может задержать процесс раскрытия парашюта, поскольку карабин камеры стабили-зирующего парашюта будет зацеплен за трос в самолете или за кольцо удлинителя, собачка карабина не даст отсоединиться кара-бину от троса, карабин с камерой при отделении парашютиста от

Самолета останется на тросе, a стабилизирующий парашют войдет в воздушный поток. Безотказное наполнение стабилизирующего па-рашюта произойдет потому, что карманы купола и перья стабили-затора менее чем за 0,1 с направят поток в купол. Выдергивание вытяжного кольца приведет к принудительному раскрываниюдвух-конусного замка, a усилие стабилизирующего купола, равиое весу парашютиста и удерживающее парашютиста в удобном положении для вступлення вработу основного купола идлядействий парашю-тиста в воздухе, вытянет купол н стропы на всю длину, обеспечив этим надежное наполнение купола. Особое устройство камеры ку-пола полностью исключает возможность перехлеста купола стро-пами.

Отсюда наглядно видно, что предпосылка к происшествию мо-жет быть только в двух случаях: при незацеплении карабина и при невыдергивании вытяжного кольца.

Поэтому выполнение этих двух действий обязательно для каж-дого парашютнста-десантника.

Вместе с этим следует объяснять молодым солдатам, что для контроля за зацеплением карабнна назначается выпускающий, отвечающий за весь процесс прыжка парашютіістов из самолета. На случай если парашютист промедлит с вьідергиваннем кольца, то через установленное время парашютный прнбор откроет двух-конусный замок без вмешательства парашютиста.

Сочетание детального объяснения с практическим показом учебного кинофильма обеспечит преодоление каждым солдатом-десантником неуверенности или страха перед парашютным прыж-ком.

II. УКЛАДКА ЛЮДСКИХ ДЕСАНТНЫХ ПАРАШЮТОВ 1. Укладка основного парашюта

Укладку парашюта Д-5 сер. 2 производят два человека - укладывающий (владелец парашюта) и помогающий. Для удоб-ства контроля процесс укладки парашюта делится на этапы, a этапы - на операции. Этапы и правильность укладкн парашюта контролируют командир подразделения и офицер ВДС.

Для укладки парашюты сосредоточнваются иа подготовленном рабочем месте, указанном командиром подразделения. Одновре-менно готовятся укладочные принадлежности, необходимые для быстрой и качественной укладки в помещении, на открытом месте, при наличии ветра (рис. 4). В комплект укладочных принадлежно-стей входят: походное полотнище 16X1 м; подкладочное полот-нище 5,5X1,26 м; 11 металлических костылей; 3 грузика с песком 450x70 мм; укладочная вилка с крючком; переносная сумка для хранения и переноски принадлежностей.

Этапы укладки: I - осмотр парашюта; II - укладка купола; III -упаковка купола в камеру и укладка строп; IV - укладка

Стабилизируюшего парашюта; V - затяжка ранца, монтаж при-бора іі двухконусного замка; VI - подгонка подвеснон системы и заполнение паспорта.

Рис. 4. Комплект укладочных принадлежностей для парашюта

Выполнение этапов (рис. 5)

I э т a п. Осмотр парашюта. Для осмотра и укладки парашют
надо вынуть из переиосной сумки, разместить части парашюта на
полотнище, купол и стропы вытянуть на всю длину. Провернть по
паспорту наличие всех частей и прнступить к осмотру. Части пара-
шюта осматриваются в следующем порядке: камера стабилизи-
рующего купола; стабилизируюший купол со стропами; соедини-
тельное звено; камера основного купола; купол со стропами; под-
весная система; ранец с гибким шлангом и двухконусным замком;
вытяжное кольцо стросом; переносная сумка; прибор ППК-У-240Б
или АД-ЗУ-Д. При осмотре необходимо обращать внимание на на-
личие всех частей парашюта, их исправность и надежность взаим-
ного соединения.

При обнаружении порывов, ожогов, потертостей ткани с обры-вом нитей, при загрязнении, нарушении целости швов, отсутствии каких-либо элементов, a при осмотре металлических деталей- заусенцев, коррозии или заедания движущихся частей, a также при сомненин в исправности частей или правильности их соедине-ния нужно доложить командиру своего подразделения и офицеру ВДС, контролируюшему укладку. После окончания осмотра вста-вить кольцо в карман. a трос пропустить в шланг.

II этап. Укладка купола. После проверки готовности пара-
шюта к укладке приступить к укладке основного купола. Для

Этого укладывающему и номогающему занять свои места (уклады-вающий - y нижней кромки купола, помогающнй - y вершины ку-пола).

Укладывающему взять контрольную 14-ю стропу, на нее поло-
жить петлю 15-й стропы. Второй рукой расправить нижнюю кром-
> ку между этими стропами и положить середину кромки на укла-

Дочное полотнище. Продолжить укладку до заводского клейма. После этого перебросить неуложенную половину купола на уло-женную, сдвинуть контрольную 14-ю стропу вправо на 2-3 см н продолжить укладку купола в аналогичном порядке до заводского клейма. При правильной укладке заводское клеймо на куполе должно располагаться сверху справа. По окончании укладки гру-зики с купола снять, подвернуть правую часть купола, a затем левую по ширине камеры и положить снова грузнки.

Надеть камеру на купол, при этом помогающему удерживать купол от смещения, не допуская оставления на куполе грузиков. После надевания камеры подровнять кромку купола и проверить, чтобы она располагалась на уровне ленты, нашитой по периметру камеры.

Проверить правильность укладки купола.

Для этого помогающий удерживает стропы от смещения y нижней кромки, a укладывающий, взяв в руки стропы 1-ю и 28-ю, проходит от нижней кромки купола до ранца. Распутывать стропы надо подниманием ранца вверх наружу, взявшись за уходящие вниз вовнутрь стропы. При правпльной укладке стропы 1-я и 28-я должны располагаться y свободных концов подвесном системы сверху и первыми изнутри, a на куполе - первыми сверху.

III этап. Упаковка купола в камеру и укладка строп. После контроля положения строп приступить к зачековке камеры стро-пами. Для этого резиновые соты продеть в окна фартука и пропу-стить в них стропы, начиная с нижних сот. Стропы пропускать в соты на 4-5 см. После зачековки камеры они должны выходить из верхней соты на стороне камеры с 6-ю газырями. До окончання проверки этапа стропы в сотах карманами камеры не закрывать.

Затем нужно последовательно уложить купол в камеру и за-тянуть шнур верхней части камеры. Узел соединительного звена и уздечки купола и камеры должен располагаться снаружи. Уло-жить стропы в газыри. Для этого укладочной внлкоіі последова-тельно ввести стропы в каждый газырь, начиная с верхнего цен-тралыюго газыря, затем правого верхиего газыря, левого верхнего и заканчивая правым нижним газырем. Стропы не должны выхо-дить за пределы газырей, a между газырями не допускать образо-вания заметной слабины. Неуложенными должны остаться 60-70 см длины строп. В ходе укладки нельзя перекручивать стропы. Допускается образование слабины отдельных (вытянутых при эксплуатации) строп до 400 мм y пряжек свободных концов. После укладкн строп расправить купол и стропы стабилизнрую-щего парашюта и быть готовыми к проверке этапа. После про-верки закрыть карманы y зачековывающих сот.


Полонівние

эдастичного

кольца,

вшитого

е иишиюю

часть

намеры

посме

одевакий е$

иа нупоя


Нинінив люверсы фартука

С хема располо/нения "нишнсй иромии rtocAt* унладки нупола




Стсбѵлмтор""


14




Лереая . coma



Рис. 5. Укладка парашютов Д-5 сер. 2 и 3-5:

о - распшюжение строп; б - надевание камеры; е - укладка стабнлизирующего купола; г -моптаж парашютного прибора; ц - положение строп 3-Б; е -заправка ранца 3-5

IV этап Укладка стабилизирующего купола. Для укладки
вытянуть стабііліиирующііі"] кѵпол на всю длину, сложить перья
стабилизатора одно на другое, не перекручивая строп купола, по-
догнуть перья дважды наружу к уснлительным лентам и положить
на них грузик. Затем надеть камеру стабилизирующего парашюта
на купол и стропы до колец стабилизатора (карабин - к вершине
купола). Связать нитью в два сложения кольца стабилизатора и
камеры тройным простым узлом. Затем стропы н купол без пере-
кручивання уложить в камеру и затянуть шнур на камере. Узел
шнура надо заправить вовнутрь камеры. Клапаны ранца развести
в стороны, свободные концы сложить вдвое и положить на
ранец.

Быть готовыми к проверке этапа.

V этап. Затяжка ранца, монтаж прибора и двухконусного
замка. После проверки IV этапа положить камеру с куполом н
стропами на ранец, не переворачивая ее. На камеру наложить сна-
чала левьш клапан, затем правый. Взять правую силовую тесьму
с пряжкой іі пропустить ее сверху в кольцо левого клапана, a ле-
вую тесьму - в кольцо правого клапана, при этом стрелки на тесь-
мах должны быть обращены наружу. Силовые тесьмы пропустить
в окна ранца, надеть пряжки на конусы здмка и закрыть предва-
рительно замок. После этого провернть соединенне фала гибкой
шпильки петлей-удавкой к петле соединительнога звена и пропу-
стить фал в кольцо y вершины косынки. Слабину соединительного
звена между кольцом и петлей фала сложить вдвое и заправить
в развилку соты на правом клапане. Оставшуюся часть соедини-
тельного звена и стабилизатора сложить знгзагообразно сверху на
ранец так, чтобы карабин был на стороне клапана ранца с карма-
ном для прнбора. Резиновую соту на клапане пропустить поверх
камеры в кольцо на дне ранца y ero верхнего обреза и зачековать
лентой на ушке карабина. Карабин заправить" между резинками
соты. Смонтировать парашютнын прибор.

Для монтажа осмотренного и исправного прибора ППК-У на парашют надо:


  • установить высоту 4000 м;

  • завести гайку с байонетовым штифтом в отверстие монтаж-нон пластины двухконусного замка, расположенное ближе к концу пластины;

  • вставить корпус прибора в карман ранца и завязать тесьмы;

  • вставить гибкую шпильку в прибор, взвести прибор и уста-новить время 3 с;

  • законтрить гибкую шпильку нитыо в одно сложение вось-меркой;

  • законтрить петлю соединения фала гибкой шпильки к кольцу на клапане ранца нитыо в два сложения;

  • заправить фал гибкой шпильки в карман. Смонтировать окончательно двухконусный замок, для этого:

  • удерживая пряжки силовых тесем, открыть замок;

  • надеть на верхний конус затвора петлю троса вытяжного
16

Кольца, a на ннжнпіі конус затвора - специалыіую серыу пара-шютного прибора;


  • законтрить замок нитью в одно сложенне восьмеркой;

  • амортизатор троса опустить к шлангу;

  • проверить надежность соединения спецнального винта и гайки и согнана ли гайка с байонетовым штнфтом в сторону при-бора полностью;

  • закрыть двухконусный замок клапаном и убедиться, что клапан удерживается на кнопке в застегнутом положенни.
VI этап. Подгонка подвесной системы и заполнение паспорта. Подгонка подвеснон систеыы производится без прпсоединения за-пасного иарашюта.

Для этого нужно:


  • расправить главную лямку;

  • подогнать подвесную систему по росту перемещением пра-вого плечевого обхвата через перемычку корпуса замка ОСК-Д, a левого (нли обоих, если замка ОСК-Д пет)-через плечевую изогнутую пряжку главнон лямки;

  • подогнать подвесную систему по объему уменьшеннем или увелпченпем поясного обхвата посредствим прямоугольных пря-жек;

  • подопіать ножные обхваты перемещенпем лент через пря-моугольные пряжкн;

  • подогнать по велнчпне ленты подтяга ранца с помощью спе-циальных лент и пряжек.
Для окончательной подгонкн подвесной системы необходимо надеть парашют, застегнуть карабнны, пріінять положенне перед прыжком, условно выдернуть кольцо и убедиться, что подвесная система плотно облегает парашютиста и в то же время не стесняет его движений.

Скять парашют, заполнить паспорт. После проверки парашюта в козлах уложнть иарашют в сумку и опечатать сумку.

2. Укладка запасного парашюта

Укладка запасного парашюта организуется аналогично укладке основного парашюта и состонт из следующпх этапов: I - осмотр парашюта; II - укладка купола; III - укладка строп; IV - укладка купола в ранец и затяжка ранца; V - заправка ранца, оформ-ление паспорта.

Выполнение этапов

I этап. Осмотр запасного парашюта. Он выполняется так же, как и осмотр основного парашюта. Особое вниманне обращается на исправность строп и вытяжиого кольцастросом. После осмотра всех частей парашюта нужно вставнть кольцо в карман, a трос - в гибкнн шланг п расположить промежуточную подвесиую систему так, чтобы лямка с муфтой была справа относнтельно купола.

II этап. Укладка купола. Начниают укладку с 12-й стропы.
На стропу 12-ю п\жно ппложнть стропу 13-ю, расправнть кромку
между этими стропамн. Помогающий расправляет полотннше ку-
пола до вершины. Укладку продолжить в таком же порядке до за-
водского клейма. Перебросив затем неуложенные полотнища на
уложенные, сдвинуть стропу 12-ю вправо на 2-3 см и продолжить
укладку купола до заводского клейма. По окончании укладки за-
водское клей.мо должно располагаться сверху посередине. Купол
сложить по ширине ранца, подогнув правую кромку, a затем ле-
вую. При необходиыости прнменять грузнки.

Для проверкц правильности укладкн купола нужно взять стро-пы 1-ю и 24-ю н убеднться, что y иижпеіі кромкн они располага-ются сверху » рядом, a y промежуточноіі подвесноіі системы - сверху и первымп изнутри на полукольцах. Слабнну от вытяжки строп согнать к полукольцам.


  1. этап. Укладка строп. Для укла.ікн строп иужно положить ранец сотами кверху нод промежуточпую подвесную снстему. Кла-пан с кольцом должен располагаться слева, осталыіые клапаиы подвернуты вниз, a перемычка должна проходнть вдоль обреза дна ранца, расположениого дальше от купола. Стропы укладываются с помощью крючка, без перекручнвания нх, в левую дальнюю (от купола) соту, a затем поочередно в остальные соты. На длине 1,4 м до полуколец стропы не укладываются в соты. Эту часть строп нужно уложить на стропы зигзагообразно поперек строп, уложен-ных в соты.

  2. этап. Укладка купола вранец изатяжка ранца. Положить купол на ранец так, чтобы нижняя кромка проходила по пере-мычке, сложить остальную часть купола знгзагообразно на ранец, не допуская «рассынания» купола. Прндержнвая рукой купол,
расправнть клапаны ранца н положить верхний н нпжниіі кла-

Паны на купол.

Уплотняя купол за счет давленпя на него клапанами, надеть люверс ннжнего клапана на коиус верхнего клапана п вставить вспомогателыіую шпнльку. Аналогично иадеть второй люверс на конус, вставив затем шпильку. Расправить карманы y полюсной частн равпомерно сверху на куполе и затянуть сначала левыГі кла-пан (с кольцом), a затем правын, вставив вместо вспомогателыюй шпильки шпильки вытяжного троса. Слабину троса убрать в гпб-кий шланг к кольцу.

V этап. Заправка ранца, оформление паспорта. Заправить
аккуратно отвороты клапанов ц застегнуть ранцевые резинки. Ре-
зинки боковых клапанов должны проходить через кольца крепле-
ния ранца. Осмотрев вннмателыю весь парашют, заполнить пас-
порт.

3. Присоединение запасного парашюта

Для присоединения запасного парашюта надо: - убедиться, что подвесная система подогнана правильно и все карабины застегнуты;


  • нзять занасной парашют;

  • пристегнуть карабины крепления за полукольца на ранце;

  • подтянуть ремни крепления и заправить их под резннки за-пасного на дне ранца;

  • прнсоединить свободные концы промежуточной подвесной системы к скобам на главноіі лямке, вставив пальцы во втулки до конца и повернув пальцы на четверть оборота до попадания ушков пальца в свое гнездо.
Отсоединять запасной парашют нужно в обратном порядке.

III. УПРАВЛЯЕЛШИ ПАРАШЮТ Д-5 СЕР. 4 И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Парашют Д-5 сер. 4 выполнен по тииу парашюта Д-5 сер. 2 и нмеет одинаковое назначение. Основное его отлнчие в том, что ку-іюл выполнен управляемым по горизонту, a посредством свобод-ных концов плавающего типа можно дополннтельно изменять ско-рость горизонтального перемещения. Нет на подвесноіі системе и замка ООК-Д. Дополнительными конструктивными элементами в отличие от Д-5 сер. 2 являются (рис. 6) :


  • вырезы в куполе, закрытые рыболовной сетью, по одному спереди и сзади купола;

  • две стропы управления;

  • две пары свободных концов, нзготовленных каждая из одного отрезка ленты, проходящего своен серединоіі в прямоуголь-ноіі изогнутой пряжке подвесноп системы;
- два шарпка со шнурами и два кармана иа свободных
концах для фиксации последпих от пеироіізвольного переме-
щеиия.

Имеются н некоторые другие отлнчия в конструкцни. Bec пара-шюта Д-5 сер. 4 для прыжка 17 кг.

Особенности укладки парашюта Д-5 сер. 4.

При подготовке парашюта к укладке нужно зафиксировать от перемещения свободные концы, вставив шарпки в карманы. Укладку купола нужно начинать со стропы 13-й, иа нее поло-жить стропу 14-ю и продолжать уклачку. У правпльио уложен-ного купола заводское клеймо должно располагаться сверху справа.

После проверки правильности укладки купола слабину строп унравления заправить в резиновые шлевки. В остальном Д-5 сер. 4 укладывается аналогично парашюту Д-5 сер. 2.

Правила пользования управляемым куполом (рис. 6, г, д). До момента полного наполнения куполаработа пара-шюта Д-5 сер. 4 не отличается от работы парашюта Д-5 сер. 2.

После наполнения купола парашютист получает возможность управлять своим куполом как по горизонту, так и по скорости пе-ремещения, т. е. перемещаться вперед или назад со скоростыо 2,3 м/с, разворачиваться на 180° за 17 с, применять скольжение. Скорость приземлення при нейтральном куполе и штиле не более
















S




«

«

K

-O

»o

c>

Cm

4»^*

Cm

*/



V

A

/

**

"]

\


i

1

V

"1

\

V

ч

V

^

£

^

"~

to

1

r>

1 .

00

\

^

f,

-+r

/^

ОЭ

N

/

«O *

1

|\

Д

/ ~l

Ol

N

\

^

V

t 4 *

o

JX

bX 1 п

N^

:r

U

4

-r^\ / S

сч

l**r*3

\ \^ ^

s

e 4 *

Г л а в а 8

МЕТОДИКА ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОЙ ПОДГОТОВКИ

8.1. Общие положения методики воздушно-десантной подготовки

Воздушно-десантная подготовка является одной из ведущих дисциплин боевой подготовки воздушно-десантных войск. Она включает в себя:


  • изучение материальной части людских десантных парашютов и страхующих парашютных приборов;

  • изучение правил укладки парашютов для совершения прыжка;

  • изучение правил подготовки оружия и снаряжения к совершению прыжка с парашютом;

  • наземную отработку элементов прыжка с парашютом на снарядах воздушно-десантного комплекса;

  • организацию и проведение прыжков с парашютом;

  • подготовку к десантированию вооружения, военной техники и грузов и десантирование их.
Особое место в воздушно-десантной подготовке занимает практическое совершение прыжков с парашютом, являющиеся наиболее ответственным этапом обучения парашютиста-десантника.

Процесс обучения – это активная познавательная деятельность воинов по усвоению учебного материала. Процесс обучения в воздушно-десантных войсках является одной из форм ратного труда военнослужащих, важной составной частью их служебной деятельности. Его результаты находят свое выражение в определенной системе знаний, умений и навыков, которые приобретают обучаемые под руководством своих командиров и начальников.

Знания – продукт познавательной деятельности человека, отражение в его сознании (в форме представлений, понятий) предметов и явлений объективного мира, законов природы и общества. Умение – это практическое действие, выполняемое на основе усвоенных знаний. Навык есть практическое действие, отличающееся высокой степенью освоения («автоматизированностью»). Между навыками и умениями существует сложное взаимодействие: в одних случаях навык является усовершенствованным умением, в других – умение вырастает на основе навыков.

Достижение высоких результатов обучения во многом зависит от тех путей, по которым осуществляется движение от незнания к знанию, от неполного знания к более полному. Этими путями и способами являются методы обучения .

Методы обучения – то те пути и способы, с помощью которых достигается сообщение и усвоение знаний, формирование умений и навыков, выработка высоких морально-боевых качеств, обеспечивается боевое сколачивание подразделений и частей. Каждый метод состоит из взаимосвязанных элементов, именуемых приемами обучения. При этом одни и те же приемы могут входить в состав различных методов. Свое название тот или иной метод получает чаще всего по ведущему приему (таблица 1).

В зависимости от характера учебного материала эти методы могут выступать в той или иной наиболее отвечающей ему разновидности. Чем следует руководствоваться, выбирая тот или иной метод? Как известно, на любом занятии руководителем могут быть поставлены три главные дидактические или наиболее общие учебные цели: сообщить воинам новые знания и добиться их глубокого усвоения; выработать у обучаемых умения и навыки; закрепить знания и совершенствовать умения и навыки. Достижение первой цели требует преимущественно таких методов, как устное изложение, показ, беседа; второй – упражнения, сопровождаемого кратким объяснением; третьей – самостоятельного чтения учебников, технической литературы и других источников, самостоятельных тренировок.

Качественная подготовка личного состава к совершению прыжков с парашютом в кратчайшие сроки требует от командиров всех степеней решения ряда сложных проблем. Задача сводится к тому, чтобы при минимальных затратах учебного времени обеспечить глубокое усвоение необходимого объема знаний и высокий уровень отработки практических умений и навыков. Интенсификация процесса обучения личного состава тесно связана с освоением и развитием методов и средств обучения, всемерным повышением методической культуры офицеров и сержантов. Более того, вопрос о глубине знаний, качестве умений и навыков есть, в сущности, вопрос о методах обучения, то есть о способности руководителя занятия рационально преподносить учебный материал, организовать практическую работу обучаемых, контролировать их действия. Методическое мастерство руководителя занятия характеризуется умением найти тот прием и то средство, которые необходимы именно в данное время, на данном занятии, эффективно применить уже много раз использовавшийся метод с учетом конкретных условий обучения (состава обучаемых, места, средств наглядности, отведенного времени). Методическое мастерство выражается также и в том, чтобы обеспечить наиболее целесообразное для данного момента сочетание приемов и методов обучения.

Поэтому задача каждого офицера воздушно-десантных войск (и в первую очередь командира парашютно-десантного подразделения) – постоянно работать над методической подготовкой, развивать и совершенствовать свои навыки в организации и проведении всех видов занятий по воздушно-десантной подготовке.

Таблица 1

^ Основные методы обучения, их разновидности и составные части (приемы)


Методы обучения и их разновидности
Приемы обучения
Действия руководителя
занятия
Работа обучаемых

^ Устное изложение учебного материала
Объяснение
Рассказ

Лекция

Беседа

Объяснительная
Эвристическая

Контрольная

Показ:

Личный показ руководителем занятия

Показ действий вооружения и военной техники

Показ действий заранее подготовленными помощниками руководителя занятия

Показ действий подразделения

Упражнения и

тренировки

Сенсорные

Двигательные

Умственные

^ Самостоятельная работа

индивидуальная

групповая

Доказательства, рассуждения, описания; демонстрация вооружения и военной техники, наглядных пособий; показ приемов и действий

Повествование, описание, рассуждение; демонстрация наглядных пособий

Развернутые описания и повествования; объяснения; демонстрация наглядных пособий

Постановка вопросов; объяснение; анализ ответов; демонстрация наглядных пособий

Показ приемов и действий по разделениям и в целом в нормальном и замедленном темпах; объяснение; демонстрация наглядных пособий, оружия и военной техники

Разучивание приема (действия) по разделениям и слитно, в замедленном и нормальном темпах; анализ ошибок; повторный показ приема (действия); объяснение. Выполнение приема в целом

Чтение; составление плана, конспекта, схемы; заучивание по частям и в целом; пересказ; практические действия на тренажерах, военной технике, учебном оружии, спортивных снарядах


Ставит учебные задачи; излагает учебный материал, организует его восприятие обучаемыми; управляет процессом усвоения знаний

Объявляет цель беседы; формулирует вопросы; слушает, исправляет и обобщает ответы, подводит итоги

Ставит учебные цели. В ходе показа приемов и действий направляет внимание обучаемых на наиболее сложные элементы, объясняет порядок и правила их исполнения; иллюстрирует объяснение путем использования наглядных пособий

Формулирует цель занятия; подает команды, дает вводные; с помощью различных средств создает обстановку, приближенную к боевой; контролирует действия обучаемых, исправляет ошибки, показывает приемы. Подводит итоги

Указывает объем и цели работы, приемы выполнения задания, организует самостоятельную работу обучаемых, оказывает им помощь и проверяет результаты


Активно воспринимают и осмысливают излагаемый материал; производят необходимые практические действия; ведут записи; отвечают на вопросы руководителя занятия

Отвечают на вопросы; слушают и осмысливают ответы товарищей, объяснения руководителя

Наблюдают; вслед за руководителем повторяют показываемые приемы и действия. осмысливают назначение приемов, действий, связь их составных частей

Многократно повторяют разучиваемые приемы и действия; анализируют свои ошибки; совершенствуют приобретенные умения и навыки

Осмысливают и запоминают учебный материал; выполняют приемы действий с оружием и военной техникой на тренажерах и гимнастических снарядах; совершенствуют навыки; выполняют индивидуальные задания

^ 8.1.1. Требования сборника нормативов по боевой подготовке

воздушно-десантных войск

Проведение практических занятий по укладке парашютов, подготовке к десантированию оружия и снаряжения, наземной отработке элементов прыжка с парашютом имеет цель привить десантникам твердые навыки в выполнении всех действий, выполняемых при подготовке и совершении прыжка. Основной формой контроля степени усвоения военнослужащими учебного материала и качества приобретенных ими двигательных навыков являются нормативы.

Нормативы – временные, количественные и качественные показатели выполнения военнослужащими или подразделениями задач, приемов и действий, связанных с применением оружия и техники в ходе боевой подготовки.

Нормативы для проверки готовности личного состава к совершению парашютных прыжков, как правило, имеют временные и качественные составляющие.

Выполнение их с положительной оценкой свидетельствует о наличии у военнослужащего двигательных навыков, достаточных для допуска его к совершению прыжка с парашютом.

В этом разделе приводятся основные нормативы, отрабатываемые на занятиях по воздушно-десантной подготовке.

Норматив № 1

Укладка парашютов для совершения прыжка


Условия и порядок

выполнения

норматива


Объем

работы


Под-

ление

Оценка по времени

Отл.

Хор.

Удовл.

Парашюты находятся в переносной сумке

Один основной и один запасной парашюты на двоих укладывающих

2 чел.

Рота


45 мин.

15 мин.


1 час

30 мин.


1 час

45 мин.


^ Индивидуальная оценка при выполнении норматива

^

Ошибки, определяющие оценку «неудовлетворительно»:

Норматив № 2

(на автоматчика, пулеметчика, гранатометчика)
Условия и порядок
выполнения норматива
Объем
работы
Под-
разде-

ление

Оценка по времени

Отл.

Хор.

Удовл.



Один основной и один запасной парашюты на каждого; оружие и снаряжение – по штатной специальности

2 чел.

рота


8 мин.

25 мин.


10 мин.

30 мин.


15 мин.

Норматив № 4

Крепление оружия и снаряжения, надевание парашютов

для совершения прыжка со стрельбой в воздухе

Условия и порядок
выполнения норматива
Объем
работы
Под-
разде-

ление

Оценка по времени

Отл.

Хор.

Удовл.

Парашюты установлены в «козлы» на стеллажах. Предметы экипировки – на личном составе: рюкзак в походном положении, оружие в положении «на ремень». Чехлы и ремни крепления оружия находятся в рюкзаках.

Один основной и один запасной парашюты на каждого; оружие –

автоматы АКС-74


2 чел.

5 мин.

7 мин.

9 мин.

^ Индивидуальная оценка действий при выполнении нормативов № 2 и № 4

Основные недостатки, снижающие оценку:


  • не выполнена подгонка подвесной системы;

  • ремень автомата не прихвачен грудной перемычкой подвесной
системы парашюта;

  • рюкзак не переведен в положение для десантирования;

  • сумки для магазинов и гранат рюкзака не надеты на поясной ремень;

  • не заправлены свободные концы лент крепления запасного парашюта.
Недостатки, определяющие оценку «неудовлетворительно»:

  • не застегнут карабин подвесной системы парашюта или рюкзака;

  • не зафиксирована скоба крепления запасного парашюта;

  • оружие и снаряжение мешают работе парашюта.

^ 8.2. Порядок подготовки руководителя к проведению занятия

по воздушно-десантной подготовке

Воздушно-десантная подготовка организуется и проводится согласно Программе боевой подготовки соединений и частей воздушно-десантных войск. В соответствии с этой программой и планирующими документами штаба части в подразделениях составляются расписания занятий, в которых указываются тема, учебные вопросы, место и время проведения занятий.

Занятия по воздушно-десантной подготовке проводятся руководителями, хорошо знающими воздушно-десантную технику и имеющими практический опыт прыжков с парашютом.

В подготовку руководителя к занятию входит:


  • уяснение темы, учебных целей и содержания занятия;

  • расчет времени;

  • изучение литературы по теме и составление плана-конспекта;

  • подготовка материального обеспечения занятия.
Уяснение учебных целей и содержания занятия позволяет руководителю более целеустремленно готовиться к занятию, детально изучить, углубить или повторить материал по теме предстоящего занятия.

Составление плана-конспекта обязательно для каждого руководителя. Это позволяет обдумать каждую деталь занятия и помогает предусмотреть все необходимые учебные вопросы. В составлении плана-конспекта нет определенных и выработанных на все виды занятий шаблонов. План-конспект является плодом творческого труда офицера при подготовке его к предстоящему занятию. Содержание каждого вопроса и глубина его изложения определяются степенью подготовленности обучаемых, учебными задачами и временем, отводимым на проведение занятия.

В плане-конспекте должны быть предусмотрены: учебные цели, учебные вопросы, метод проведения занятия, материальное обеспечение, расчет времени, краткое содержание учебных вопросов, действия руководителя и обучаемых, последовательность отработки учебных вопросов. План-конспект не должен быть громоздким. Не следует стремиться к тому, чтобы в нем было подробное описание всего того, что руководитель намерен изложить на занятии. План-конспект составляется не для того, чтобы его читать в ходе занятия. Он предназначен для ориентировки руководителя в последовательности изложения материала и для полного охвата учебного материала.

Усвоение учебного материала личным составом всегда зависит от метода проведения занятия, материального обеспечения, правильного распределения учебного времени и подготовленности руководителя.

Основными формами и методами занятий по воздушно-десантной подготовке являются:


  • групповые занятия – при изучении материальной части людских десантных парашютов и страхующих парашютных приборов;

  • практические занятия – при изучении правил укладки парашютов, а также действий десантника-парашютиста при совершении прыжка;

  • тренировки – еженедельные занятия на снарядах воздушно-десантного комплекса при отработке действий парашютистов в процессе совершения прыжков.
В ходе занятий руководитель должен в комплексе применять различные методические приемы. Так, к примеру, для объяснения материальной части парашюта целесообразно применять логическую схему рассказа (объяснения), сочетая ее с показом. Вначале руководитель должен указать назначение парашюта, его технико-эксплуатационные характеристики, затем назвать и показать части парашютной системы, после чего подробно рассказать об их назначении и устройстве, сопровождая свой рассказ показом на материальной части. При этом части парашюта следует называть и показывать на уложенном парашюте методом его последовательного раскрытия по ходу изложения учебного материала. А при объяснении устройства каждой части надо придерживаться следующей схемы:

Назвать и показать часть;

Указать назначение части;

Назвать ее форму (если она явно выражена);

Назвать материал, из которого изготовлена часть;

Указать цифровые данные (площадь, длина, вес, прочность и т.д.);


  • как часть устроена и что на себе имеет (изложение следует вести сверху вниз).
При проведении практического занятия по укладке парашютов используется такой методический прием как рассказ в комплексе с образцовым личным показом руководителем последовательности и правил укладки парашютов по этапам и элементам.

При проведении занятия на воздушно-десантном комплексе по отработке элементов прыжка с парашютом применяется рассказ и показ руководителем правил совершения прыжка в целом, а затем по элементам. После этого личный состав разучивает показанные действия по элементам, а затем в целом. Разучив действия и поняв их смысл, обучаемые переходят к тренировке.

В ходе занятия руководитель должен внимательно следить за тем, как материал усваивается обучаемыми. Периодически (а лучше после отработки каждого вопроса) необходимо задавать личному составу контрольные вопросы, чтобы определить, какая информация не усвоена обучаемыми, а также проверить, правильно ли делаются ими записи в тетради.

Каждое очередное занятие целесообразно начинать с контрольных опросов, чтобы проверить, как усвоен личным составом материал предыдущего занятия. Вопросы должны быть конкретными, краткими, не требующими больших развернутых ответов. Вопросы следует ставить перед всеми обучаемыми и давать некоторое время на их обдумывание, после чего вызывать одного из обучаемых для ответа. Такой метод заставляет думать всю аудиторию; весь личный состав должен быть готов к ответу на поставленный вопрос.

На всех занятиях руководитель должен прививать личному составу уважение к воздушно-десантной технике и приучать к бережному обращению с нею. Необходимо постоянно внушать обучаемым, что бережное отношение к парашюту обеспечивает его исправность, а это, в свою очередь, гарантирует безопасность совершения прыжка.

Большую роль в успешном, качественном проведении занятия играет материальное обеспечение. Необходимая материальная база должна быть заблаговременно подготовлена и сосредоточена на месте занятия. Качество занятия заметно снижается, если на нем допускаются условности из-за отсутствия необходимой материальной части.

В ходе всего занятия руководитель должен следить за дисциплиной обучаемых, требовать от подчиненных выполнения уставных положений при ответах на вопросы, при обращении к старшим и т.д.

Педагог обязан руководить работой личного состава по наиболее целесообразному ведению в тетрадях записи изучаемого материала, то есть выделять в своем рассказе те места, которые необходимо записать, и давать для этого время.

В конце занятия рекомендуется подвести итог, дать общую оценку работы взвода на занятии, отметить, кто из обучаемых хорошо усвоил материал, а кто слабо разобрался в изложенном материале. Этим обучаемым руководитель должен указать, какие учебные вопросы они должны дополнительно изучить, а также назначить хорошо подготовленного десантника для оказания помощи отстающим. Далее руководитель должен поставить задачу на самостоятельную подготовку и указать литературу для подготовки.

Зарождение и развитие воздушно-десантной подготовки связано с историей парашютизма и совершенствованием парашюта.

Создание различных приспособлений для безопасного спуска с большой высоты уходит в глубину веков. Научно обоснованным предложением такого рода является изобретение Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг.). Он писал: «Если у человека есть шатер из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и высотой 12, то он сможет бросаться с любой высоты без опасности для себя». Впервые практический прыжок был совершен в 1617 г., когда венецианский инженер-механик Ф. Веранцио сделал приспособление и, прыгнув с крыши высокой башни, благополучно приземлился.

Слово «парашют», сохранившееся до настоящего времени, было предложено французским ученым С. Ленорманом (от греческого pаrа – против и французского chute – падение). Свой аппарат он построил и лично испытал, совершив в 1783 г. прыжок из окна обсерватории.

Дальнейшее развитие парашюта связано с появлением аэростатов, когда возникла необходимость создания спасательных приспособлений. Парашюты, применявшиеся на аэростатах, имели либо обруч, либо спицы для того, чтобы купол был всегда в раскрытом состоянии, и его можно было применить в любой момент. Парашюты в таком виде крепились под гондолой воздушного шара или являлись промежуточным соединительным звеном между аэростатом и гондолой.

В XIX веке в куполе парашюта начали делать полюсное отверстие, из каркаса купола были изъяты обручи и спицы, а сам купол парашюта стали прикреплять к оболочке воздушного шара сбоку.

Пионерами отечественного парашютизма являются Станислав, Юзеф и Ольга Древницкие. Юзеф к 1910 г. совершил уже более 400 прыжков с парашютом.

В 1911 году Г. Е. Котельников разработал и запатентовал ранцевый парашют РК-1. Испытания его успешно прошли 19 июня 1912 г. Новый парашют был компактен и отвечал всем основным требованиям применения в авиации. Купол его изготовлялся из шелка, стропы разделялись на группы, подвесная система состояла из пояса, нагрудного обхвата, двух плечевых ремней и обхватов для ног. Главной особенностью парашюта была его автономность, дающая возможность пользоваться им независимо от самолета.

До конца 20-х годов парашюты создавались и совершенствовались в целях спасения жизни аэронавта или летчика в случае вынужденного покидания летательного аппарата в воздухе. Методика покидания отрабатывалась на земле и основывалась на теоретических и практических исследованиях прыжка с парашютом, знании рекомендаций по покиданию летательного аппарата и правил пользования парашютом, т. е. закладывались основы наземной подготовки.

Без тренировки в практическом совершении прыжка парашютная подготовка сводилась к тому, чтобы научить летчика надеть парашют, отделиться от самолета, выдернуть вытяжное кольцо, а после раскрытия парашюта рекомендовалось: «при приближении к земле, подготавливаясь к спуску, принять сидячее положение в помочах, но так, чтобы колена были ниже бедер. Не пытайтесь встать, не напрягайте мускулы, свободно опуститесь, и если потребуется, то покатитесь по земле».

В 1928 г. командующему войсками Ленинградского военного округа М. Н. Тухачевскому была поручена разработка нового Полевого устава. Работа над проектом устава вызвала необходимость у оперативного отдела штаба военного округа подготовить для обсуждения реферат на тему «Действия воздушного десанта в наступательной операции».

В теоретических трудах делался вывод, что сама техника высадки воздушных десантов и сущность их боя в тылу противника предъявляют повышенные требования к личному составу десанта. Программа их подготовки должна строиться на основе требований воздушно-десантных операций, охватывать широкую область навыков и знаний, так как в воздушном десанте на учете каждый боец. Подчеркивалось, что превосходная тактическая подготовка каждого члена десанта должна сочетаться с его исключительной решительностью, основанной на глубокой и быстрой оценке обстановки.

В январе 1930 г. Реввоенсовет СССР утвердил обоснованную программу строительства определенных типов летательных аппаратов (самолетов, аэростатов, дирижаблей), которые должны были полностью учитывать запросы нового, зарождающегося рода войск – воздушной пехоты.

Для проверки теоретических положений в области применения воздушных десантов на аэродроме 11-й авиабригады в Воронеже 26 июля 1930 г. открылись первые в стране парашютные занятия с выполнением прыжков из самолета. Было подготовлено 30 парашютистов в целях выброски экспериментального воздушного десанта на предстоящем опытно-показательном учении ВВС Московского военного округа. В ходе решения задач учения нашли свое отражение основные элементы воздушно-десантной подготовки.

Для участия в десанте было отобрано 10 человек. Личный состав десанта был разбит на две группы. Первую группу и отряд в целом возглавил военный летчик, участник гражданской войны, энтузиаст парашютного дела комбриг Л. Г. Минов, вторую – военный летчик Я. Д. Мошковский. Основная цель данного эксперимента заключалась в показе участникам авиационного учения техники выброски парашютного десанта и доставки ему необходимого для боя оружия и боеприпасов. Планом предусматривалось также исследование и ряда специальных вопросов парашютного десантирования: снижение десантников в условиях одновременной групповой выброски, темп выброски десантников, величина их рассеивания и время сбора после приземления, время, затрачиваемое на отыскание сброшенного на парашютах вооружения, и степень его сохранности.

Предварительная подготовка личного состава и вооружения перед десантированием проводилась на боевых парашютах, а тренировка – непосредственно на том самолете, с которого предстояло совершать прыжок.

2 августа 1930 г. с аэродрома поднялись самолет с первой группой парашютистов во главе с Л. Г. Миновым и три самолета Р-1, которые несли под крыльями по два контейнера с пулеметами, винтовками, боеприпасами. Вслед за первой была выброшена вторая группа парашютистов во главе с Я. Д. Мошковским. Десантники, быстро собрав парашюты, направились на сборный пункт, по пути распаковали контейнеры и, разобрав оружие, приступили к выполнению поставленной задачи.

2 августа 1930 г. вошло в историю как день рождения воздушно-десантных войск. С этого времени у парашюта появилось новое назначение – обеспечивать высадку войск в тылу противника, а в составе Вооруженных Сил страны появился новый род войск.

В 1930 г. открылась первая в стране фабрика по производству парашютов, ее директором, главным инженером и конструктором был М. А. Савицкий. В апреле этого же года были изготовлены первые опытные образцы спасательного парашюта типа НИИ-1, спасательных парашютов ПЛ-1 для летчиков, ПН-1 для летчиков-наблюдателей (штурманов) и парашютов ПТ-1 для совершения учебно-тренировочных прыжков летно-подъемным составом ВВС, десантниками и спортсменами-парашютистами.

В 1931 г. на этой фабрике были изготовлены парашюты ПД-1 конструкции М. А. Савицкого, которые, начиная с 1933 г. стали поступать на снабжение парашютно-десантных частей.

Созданные к тому времени парашютно-десантные мягкие мешки (ПДММ), парашютно-десантные бензиновые баки (ПДББ) и другие виды десантной тары в основном обеспечивали парашютную выброску всех видов легкого оружия и боевых грузов.

Одновременно с созданием производственной базы парашютостроения широко развернулась научно-исследовательская работа, которая ставила перед собой следующие задачи:

Создание такой конструкции парашюта, который выдержал бы нагрузку, получаемую после раскрытия при прыжке из самолета, летящего с максимальной скоростью;

Создание парашюта, обеспечивающего минимальные перегрузки на организм человека;

Определение максимально допустимой перегрузки для человеческого организма;

Изыскание такой формы купола, которая при наименьших затратах материала и простоте изготовления обеспечивала бы наименьшую скорость снижения парашютиста и препятствовала бы его раскачиванию.

При этом все теоретические расчеты необходимо было проверить на практике. Необходимо было определить, насколько безопасен прыжок с парашютом с той или иной точки самолета при максимальной скорости полета, рекомендовать безопасные приемы отделения от самолета, изучить траектории движения парашютиста после отделения при различных скоростях полета, изучить влияние парашютного прыжка на организм человека. Очень важно было знать, каждый ли десантник сможет открыть парашют вручную или необходим специальный медицинский отбор.

В результате исследований врачей Военно-медицинской академии были получены материалы, впервые осветившие вопросы психофизиологии прыжка с парашютом и имевшие практическое значение для отбора кандидатов для подготовки инструкторов по парашютно-десантной подготовке.

Для решения задач десантирования использовались бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3 и Р-5, а также некоторые типы самолетов гражданского воздушного флота (АНТ-9, АНТ-14 и позже ПС-84). Самолет ПС-84 мог транспортировать парашютные подвески, а при внутренней загрузке мог брать 18 – 20 ПДММ (ПДББ-100), выброску которых можно было производить одновременно через обе двери силами десантников или экипажа.

В 1931 г. план боевой подготовки авиамотодесантного отряда впервые содержал парашютную подготовку. Для освоения новой дисциплины в Ленинградском военном округе были организованы сборы, на которых было подготовлено семь инструкторов парашютного дела. Инструкторы парашютной подготовки проводили большую экспериментальную работу в целях накопления практического опыта, поэтому прыгали на воду, на лес, на лед, с дополнительным грузом, при ветре до 18 м/с, с различным вооружением, со стрельбой и метанием гранат в воздухе.

Начало новому этапу в развитии воздушно-десантных войск положило постановление Реввоенсовета СССР, принятое 11 декабря 1932 г., в котором намечалось сформировать к марту 1933 г. по одному авиадесантному отряду в Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском военных округах.

В Москве 31 мая 1933 г. была открыта Высшая парашютная школа ОСОАВИАХИМ, приступившая к планомерной подготовке инструкторов-парашютистов и укладчиков парашютов.

В 1933 г. были освоены прыжки в зимних условиях, установлены возможные для массовых прыжков температура, сила ветра у земли, наилучший способ приземления и обоснована необходимость разработки специального обмундирования десантника, удобного для совершения прыжка и для действий на земле в ходе боя.

В 1933 г. появился парашют ПД-2, через три года парашют ПД-6, купол которого имел круглую форму и площадь 60,3 м 2 . Осваивая новые парашюты, приемы и способы десантирования и накопив достаточную практику в выполнении различных прыжков с парашютом, инструкторы-парашютисты давали рекомендации по улучшению наземной подготовки, по совершенствованию способов покидания самолета.

Высокий профессиональный уровень инструкторов-парашютистов позволил им подготовить к десантированию осенью 1935 г. на учениях Киевского округа 1200 парашютистов, под Минском в этом же году – более 1800 человек, а на учениях Московского военного округа в 1936 г. – 2200 парашютистов.

Таким образом, опыт учений и успехи советской промышленности позволили советскому командованию определить роль воздушно-десантных операций в современном бою и перейти от экспериментов к организации парашютно-десантных частей. В Полевом уставе 1936 г. (ПУ-36, § 7) указывалось: «Парашютно-десантные части являются действенным средством для дезорганизации управления и работы тыла противника. Во взаимодействии с войсками, наступающими с фронта, парашютно-десантные части могут оказывать решающее влияние на полный разгром противника на данном направлении».

В 1937 г. для подготовки гражданской молодежи к службе в армии был введен в действие Курс учебно-спортивной парашютной подготовки (КУПП) ОСОАВИАХИМ СССР на 1937 год, в котором задача № 17 включала такой элемент, как прыжок с винтовкой и складными лыжами.

Учебными пособиями для воздушно-десантной подготовки были инструкции по укладке парашютов, которые являлись и документами на парашют. Позднее, в 1938 г., было издано Техническое описание и инструкция по укладке парашютов.

Летом 1939 г. был проведен сбор лучших парашютистов Красной Армии, который явился демонстрацией огромных успехов, достигнутых нашей страной в области парашютизма. По своим результатам, по характеру и массовости прыжков сбор являлся выдающимся событием в истории парашютизма.

Опыты проведенных прыжков анализировались, выносились на обсуждение, обобщались, и все лучшее, приемлемое для массового обучения доводилось на сборах до инструкторов парашютной подготовки.

В 1939 г. в составе парашюта появилось страхующее устройство. Братья Доронины – Николай, Владимир и Анатолий создали полуавтоматический прибор (ППД-1) с часовым механизмом, раскрывающим парашют через заданное время после отделения парашютиста от самолета. В 1940 г. был разработан парашютный прибор ПАС-1 с анероидным устройством конструкции Л. Савичева. Прибор предназначался для автоматического раскрытия парашюта на любой заданной высоте. В последующем братья Доронины совместно с Л. Савичевым сконструировали парашютный прибор, соединив временной прибор с анероидным и назвав его КАП-3 (комбинированный автомат парашютный). Прибор обеспечивал раскрытие парашюта на заданной высоте или по истечении заданного времени после отделения парашютиста от самолета в любых условиях, если этого по какой-либо причине не сделает сам парашютист.

В 1940 г. был создан парашют ПД-10 с площадью купола 72 м 2 , в 1941 г. – парашют ПД-41, перкалевый купол этого парашюта площадью 69,5 м 2 имел квадратную форму. В апреле 1941 г. в НИИ ВВС были завершены полигонные испытания подвесок и платформ для сбрасывания парашютным способом 45- миллиметровых противотанковых орудий, мотоциклов с колясками и т. д.

Уровень развития воздушно-десантной подготовки и парашютно-десантных средств обеспечивал выполнение задач командования в ходе Великой Отечественной войны.

Первый в Великой Отечественной войне небольшой воздушный десант был применен под Одессой. Он был выброшен в ночь на 22 сентября 1941 г. из самолета ТБ-3 и имел задачу рядом диверсий и огнем нарушить связь и управление противника, создать панику в тылу врага и тем самым оттянуть с побережья часть его сил и средств. Благополучно приземлившись, парашютисты-десантники в одиночку и небольшими группами успешно выполнили поставленную задачу.

Выброска в ноябре 1941 г. воздушного десанта в Керченско-Феодосийской операции, десантирование 4-го воздушно-десантного корпуса в январе – феврале 1942 г. в целях завершения окружения Вяземской группировки противника, десантирование 3-й и 5-й гвардейских десантных бригад в Днепровской воздушно-десантной операции в сентябре 1943 г. внесли неоценимый вклад в развитие воздушно-десантной подготовки. Например, 24 октября 1942 г. был высажен воздушный десант непосредственно на аэродром Майкоп для уничтожения самолетов на аэродроме. Высадка десанта тщательно готовилась, отряд был разделен на группы. Каждый парашютист-десантник совершил пять прыжков днем и ночью, тщательно были проиграны все действия.

Для личного состава был определен комплект вооружения и снаряжения в зависимости от выполняемой ими задачи. Каждый парашютист-десантник диверсионной группы имел автомат, два диска с патронами и дополнительно три зажигательных прибора, фонарь и продовольствие на двое суток. В группе прикрытия было два пулемета, десантники этой группы не брали некоторых предметов вооружения, но имели дополнительно по 50 патронов к пулемету.

В результате нападения отряда на Майкопский аэродром было уничтожено 22 самолета противника.

Обстановка, сложившаяся в ходе войны, потребовала использования воздушно-десантных войск как для действий в составе воздушных десантов в тылу противника, так и для действий с фронта в составе гвардейских стрелковых соединений, что предъявляло дополнительные требования к воздушно-десантной подготовке.

После каждого десантирования обобщался опыт, и делались необходимые поправки в обучении десантников. Так, в пособии командиру отделения воздушно-десантных частей, изданном в 1942 г., в главе 3 было записано: «Обучение укладке и эксплуатации материальной части десантных парашютов ПД-6, ПД-6ПР и ПД-41-1 проводить по техническим описаниям этих парашютов, изложенным в специальных брошюрах», а в разделе «Подгонка оружия и снаряжения для боевого прыжка» указывалось: «Для проведения занятий прикажи подготовить парашюты, винтовки, пистолеты-пулеметы, ручные пулеметы, гранаты, носимые лопаты или топоры, подсумки-патронташи, сумки для магазинов ручного пулемета, плащ-палатки, ранцы или вещевые мешки». Там же на рисунке был показан образец крепления оружия, где дульная часть оружия с помощью резинки или тренчика крепилась к главному обхвату.

Сложность ввода в действие парашюта с помощью вытяжного кольца, а также ускоренная подготовка парашютистов-десантников во время войны вызвали необходимость создания парашюта, раскрывающегося автоматически. С этой целью в 1942 г. создается парашют ПД-6-42 с круглой формой купола площадью 60,3 м 2 . Впервые на этом парашюте была применена вытяжная веревка, которая обеспечивала раскрытие парашюта принудительным способом.

С развитием воздушно-десантных войск развивается и совершенствуется система подготовки командных кадров, начало которой было положено созданием в августе 1941 г. в городе Куйбышеве воздушно-десантного училища, которое осенью 1942 г. было передислоцировано в Москву. В июне 1943 г. училище расформировывается, а подготовка кадров продолжается на Высших офицерских курсах ВДВ. В 1946 г. в городе Фрунзе для пополнения офицерскими кадрами воздушно-десантных войск формируется военно-парашютное училище, слушателями которого стали офицеры ВДВ и выпускники пехотных училищ. В 1947 г. после первого выпуска офицеров, прошедших переподготовку, училище было передислоцировано в город Алма-Ату, а в 1959 г. – в город Рязань.

Программа училища предусматривала изучение воздушно-десантной подготовки (ВДП) как одной из основных дисциплин. Методика прохождения курса строилась с учетом требований, предъявляемых к воздушным десантам в Великой Отечественной войне.

После войны преподавание курса воздушно-десантной подготовки постоянно ведется с обобщением опыта проводимых учений, а также рекомендаций научно-исследовательских и конструкторских организаций. Кабинеты, лаборатории и парашютные городки училища оборудуются необходимыми парашютными снарядами и тренажерами, макетами военно-транспортных самолетов и вертолетов, стапелями (парашютными качелями), трамплинами и т. д., что обеспечивает ведение учебного процесса в соответствии с требованиями военной педагогики.

Все парашюты, выпускаемые до 1946 г., были предназначены для совершения прыжков из самолетов на скорости полета 160 – 200 км/ч. В связи с появлением новых самолетов и увеличением скорости их полета возникла необходимость в разработке парашютов, обеспечивающих нормальное совершение прыжков на скорости до 300 км/ч.

Увеличение скорости и высоты полета самолетов потребовало коренного усовершенствования парашюта, разработки теории прыжка с парашютом и практического освоения прыжков с больших высот с применением кислородных парашютных приборов, на разных скоростях и режимах полета.

В 1947 г. был разработан и выпущен парашют ПД-47. Авторы конструкции – Н. А. Лобанов, М. А. Алексеев, А. И. Зигаев. Парашют имел перкале-вый купол квадратной формы площадью 71,18 м 2 и массу 16 кг.

В отличие от всех предшествующих парашютов ПД-47 имел чехол, надеваемый на основной купол перед укладкой его в ранец. Наличие чехла снижало вероятность перехлестывания купола стропами, обеспечивало последовательность процесса раскрытия и уменьшало динамическую нагрузку на парашютиста в момент наполнения купола воздухом. Так была решена задача обеспечения десантирования на больших скоростях. Вместе с тем, наряду с решением главной задачи – обеспечением десантирования на больших скоростях, парашют ПД-47 имел ряд недостатков, в частности, большую площадь рассеивания парашютистов-десантников, что создавало угрозу схождения их в воздухе при массовом десанте. В целях устранения недостатков парашюта ПД-47 группа инженеров во главе с Ф. Д. Ткачевым в 1950 – 1953 гг. разработала несколько вариантов десантных парашютов типа «Победа».

В 1955 г. на снабжение воздушно-десантных войск был принят парашют Д-1 с куполом площадью 82,5 м 2 круглой формы, изготовленный из перкаля, массой 16,5 кг. Парашют позволил совершать прыжки из самолетов на скорости полета до 350 км/ч.

В 1959 г. в связи с появлением скоростных военно-транспортных самолетов возникла необходимость усовершенствования парашюта Д-1. Парашют был снабжен стабилизирующим парашютом, были модернизированы также ранец парашюта, чехол основного купола и вытяжное кольцо. Авторами усовершенствования были братья Николай, Владимир и Анатолий Доронины. Парашют получил наименование Д-1-8.

В семидесятые годы на вооружение поступил более совершенный десантный парашют Д-5. Он прост по конструкции, удобен в эксплуатации, имеет единый метод укладки и обеспечивает совершение прыжков из всех типов военно-транспортных самолетов в несколько потоков на скорости до 400 км/ч. Основные его отличия от парашюта Д-1-8 заключаются в отсутствии вытяжного шарового парашюта, немедленном вводе в действие стабилизирующего парашюта, отсутствии чехлов основного и стабилизирующего парашютов. Основной купол площадью 83 м 2 имеет круглую форму, изготовлен из капрона, масса парашюта 13,8 кг. Более совершенным видом парашюта Д-5 является парашют Д-6 и его модификации. Он позволяет свободно разворачиваться в воздухе с помощью специальных строп управления, а также значительно уменьшать скорость сноса парашютиста по ветру путем перемещения свободных концов подвесной системы.

В конце двадцатого века воздушно-десантные войска получили еще более совершенную парашютную систему – Д-10, которая благодаря увеличенной площади основного купола (100 м 2) позволяет увеличить полетный вес десантника и обеспечивает меньшую скорость его снижения и приземления. Современные парашюты, отличающиеся высокой надежностью раскрытия и дающие возможность выполнять прыжки с любой высоты и при любых скоростях полета военно-транспортных самолетов, постоянно совершенствуются, поэтому изучение техники прыжка с парашютом, развитие методики наземной подготовки и практического совершения прыжка продолжается.

Парашютная подготовка – один из обязательных элементов, которым должен владеть спецназовец, будь он сухопутным или морским.


Французский спецназ отрабатывает десантирование с помощью парашюта

Хотя и не был первой страной, претворившей на практике идеи использования подразделений специального назначения, советские военные стали первопроходцами в подготовке парашютистов. Уже в 1929 г. небольшие группы солдат высаживались с самолетов в песках Средней Азии для борьбы с басмачами. А в следующем году, после военных учений, проведенных в Московском военном округе, была окончательно выработана концепция использования парашютных войск. В 1931 г. боевая группа батальонного уровня, получившая название парашютно-десантного отряда (ПДО), была создана в Ленинградском военном округе, где примерно в то же время открылся экспериментальный центр парашютной подготовки. 1935 г. во время учений под Киевом был выброшен с парашютами полный батальон, а в следующем году была сделана попытка совершить парашютное десантирование уже целым полком. Незадолго до начала Второй мировой войны в Красной армии числилось не менее 30 парашютных батальонов.

Вопреки расхожему мнению, десант – это не только общеизвестные Воздушно-десантные войска, это и части спецназа ГРУ, и десантно-штурмовые части Сухопутных войск, и разведывательно-десантные роты мотострелковых и танковых дивизий, и части специальной морской разведки. Всех их объединяет одно – парашют, с помощью которого бойцы доставляются в тыл противника.

Парашютно-десантная подготовка (ПДП) включена в программу обучения личного состава всех видов вооруженных сил, которому по роду службы необходимо иметь соответствующие навыки. Прежде всего это члены экипажей самолетов и вертолетов, военнослужащие войск специального назначения, дивизий и бригад ВДВ, разведывательных подразделений некоторых родов войск, парашютисты-спасатели.


Парашютная подготовка бойцов SAS

Парашютно-десантная подготовка организуется и проводится как централизованно (на специальных курсах для всех видов ВС), так и непосредственно в частях и подразделениях в процессе прохождения воинской службы. ПДП включает три этапа: первый – начальная подготовка в учебном центре подготовки парашютистов, второй – в войсках и третий (усложненный) – в школе высотных прыжков с парашютом. Последний этап проходит лишь часть личного состава войск специального назначения, разведывательных подразделений морской пехоты (МП), воздушно-десантной и воздушно-штурмовой дивизий. Он является обязательным для парашютистов-спасателей и членов команд боевого управления сил специальных операций ВВС. Кроме того, отдельно (на специальных курсах) готовятся инструкторы из числа наиболее опытных парашютистов.

Для спецназовца обязательна десантная подготовка. Первый прыжок роднит всех бывших и будущих выпускников Рязанского училища ВДВ. Рев сирены, открытая дверь самолета, прыжок и незабываемое ощущение полета, когда ветер шумит совсем рядом, наверху – только небо, а под ногами проносится земля. Она такая красивая, похожая на лоскутное одеяло: нарезана квадратами, со зданиями-игрушками и ниточками дорог. Согласно плану обучения, каждый курсант должен совершить за год

5-7 прыжков. Но иногда ребята прыгают больше, если позволяет физическая подготовка и есть желание курсанта. Желание парить подольше в воздухе для спецназовца не приемлемо. «Чем меньше ты в воздухе, тем больше шансов выжить», – говорят они, подразумевая, что в небе они становятся наиболее уязвимыми для противника.


Русский десантник над Петербургом

Программа парашютно-десантной подготовки

1. Ознакомительный полет молодых бойцов на самолете и вертолете.

2. Учебные прыжки без оружия и снаряжения.

3. Прыжки с оружием и снаряжением.

4. Прыжки с оружием и грузовым контейнером ГК30.

5. Прыжки зимой.

6. Прыжки на воду.

7. Прыжки на лес.

8. Прыжки с длительной стабилизацией падения.