Токмаков командир подводной лодки гепард. "гепард" - подводный охотник. Но чем же она отличается от рядового "Барса"

14.10.2007 18:34

В 1939 г. фирма "Рейнметалл-Борзиг" начала проектирование 75-мм противотанковой пушки, получившей название 75-мм PaK-40. Первые 15 орудий части Вермахта, находившееся на Восточном фронте, получил только в феврале 1942 г. Основным назначением пушки была борьба с танками и бронемашинами, однако достаточно большой калибр и наличие в ее боекомплекте осколочно-фугасного снаряда позволяли использовать пушку для подавления огневых точек, разрушения различных препятствий легкого типа и для уничтожения живой силы противника. Всего за годы войны было изготовлено более 23303 пушек PaK-40.

Противотанковых пушек PaK-40 было выпущено больше, чем каких либо других пушек Рейха. Об этом свидетельствует ниже приведенная таблица.

производство 75-мм пушки PaK-40:

1942 год

2114 шт.;

1943 год

8740 шт.;

1944 год

11728 шт.;

1945 год

721 шт.;

Итого:

23303 шт.

Кроме колесного лафета пушки РаK-40 в 1942-1944 гг. устанавливали на нескольких типах шасси:
1. Sd.Kfz.135 "Marder I" на шасси французского танка "Лоран". В 1942-1943 гг. было изготовлено 184 самоходные установки;
2. Sd.Kfz.131 "Marder II" на шасси танка Т-ПА и Т-ПР. В 1942-1943 гг. была изготовлена 531 самоходная установка;
3. Sd.Kfz.139 "Marder III" на шасси танка 38(t). В 1942- 1943 гг. было изготовлено 418 самоходных установок в варианте "Н" (двигатель в корме) и 381 установка в варианте "М" (двигатель в передней части);
4. 39 H(f) на шасси "Гочкис". В 1943-1944 гг. было изготовлено 24 самоходные установки;
5. На шасси Р.С.М.(f) в 1943-1944 гг. было изготовлено 10 самоходных установок;
6. На шасси танка PzKpfw IV было изготовлено 164 самоходные установки;
7. На шасси гусеничного тягача К50;
8. На шасси полугусеничного среднего бронетранспортера СМ 251/22;
9. На шасси колесного (4х2) бронетранспортера СМ 234/4.

Основными частями пушки PaK-40 являются: ствол с затвором, люлька с противооткатными устройствами, верхний станок, подъемный, поворотный и уравновешивающий механизмы, нижний станок с ходовыми частями, щитовое прикрытие и прицельные приспособления. Ствол-моноблок снабжен высокоэффективным дульным тормозом, поглощающим значительную часть энергии отката. Лафет с раздвижными станинами обеспечивает возможность ведения стрельбы при углах возвышения от -3° 30" до +22°. Угол горизонтального обстрела составляет 58° 30". При перекатывании орудия силами расчета хоботовая часть орудия устанавливается на направляющее колесо. При этом орудие перемещается дульной частью вперед. Один человек направляет орудие с помощью направляющего рычага.

Для транспортирования орудия с помощью тягача оно оснащено пневматическими походными тормозами, управление которыми осуществляется из кабины тягача. Кроме того, тормозить можно рычагами, расположенными по обеим сторонам лафета. Щитовое прикрытие по конструкции аналогично прикрытию пушки PaK-38 и состоит из верхнего и нижнего щитов. Верхний щит укреплен на верхнем станке и состоит из двух листов - заднего и переднего. Нижний щит закреплен на нижнем станке и имеет откидную часть. Затвор пушки снабжен полуавтоматикой, что обеспечивает довольно высокую скорострельность - 12-14 выстрелов в минуту. В боекомплект пушки PaK-40 входят выстрелы патронного заряжания со следующими типами снарядов:
- осколочно-фугасной гранатой;
- бронебойно-трассирующим снарядом обр. 39;
- бронебойно-трассирующим подкалиберным снарядом обр. 40;
- кумулятивным снарядом.

Для стрельбы по сильнобронированным целям на малых дальностях (до 600 м) использовались кумулятивные снаряды весом 4,6 кг. При угле встречи 60° эти снаряды пробивали броню толщиной 90 мм, что позволяло успешно использовать пушку PaK-40 для борьбы со значительной частью бронетанковой техники СССР и его союзников.

Потери PaK-40 были огромны. До 1 марта 1945 Германия потеряла 18096 этих орудий. Только в 1944 потери составили:

период - потери:

сентябрь 1944

669 шт.;

октябрь 1944

1020 шт.;

ноябрь 1944

494 шт.;

декабрь 1944

307 шт.

Пушка выпускалась до конца второй мировой войны. Ее лафет был использован также для создания модернизированной 105-мм легкой полевой гаубицы обр. 18/40 и 75 мм противотанковой пушки PaK-97/40, представлявшей собой наложение ствола 75-мм французской пушки обр. 1897 года на лафет пушки PaK-40.

Тактико-технические характеристики пушки PaK-40:

масса в боевом положении: 1425 кг;

масса в походном положении: 1500 кг;

калибр: 75 мм;

длина ствола: 46 калибров;

начальная скорость снярада 75-мм пушки PaK-40:

Обычного бронебойного: 732 м/с;

Бронебойного подкалиберного: 933 м/с;

Осколочно-фугасного: 550 м/с;

Кумулятивного: 450 м/с;

угол возвышения: от -3°30" до 22°;

угол горизонтального обстрела: 58°30";

скорострельность: 12-14 выстр/мин;

наибольшая дальность стрельбы: до 8100 м;

дальность эффективной стрельбы: до 1500 м;

бронепробиваемость:

по нормали на дальностях 100 и 1000 м: 98-82 мм.

Источники:
1. Широкорад А. , "Бог войны Третьего Рейха", АСТ, Транзиткнига, 2003
2. Шунков В. , "Вермахт", АСТ, 2003
3. Chris Chant , "Artillery of World War II", 2001

Игорь Лисочкин

В ближайшее время на "Севмашпредприятии" состоится церемония передачи Военно-морскому флоту новой атомной подводной лодки "Гепард", по своим тактико-техническим данным не имеющей равных себе в мире. Из Северодвинска сообщили, что заводская команда уже ушла с лодки, уступив место экипажу военных моряков. Главное событие еще не свершилось, но круги от него уже идут по всему миру, вызывая повышенный интерес военных специалистов и политиков не только России, но и многих других стран. Тут есть о чем подумать и о чем поговорить. "Гепард" построен по проекту Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит". Его генерального конструктора - начальника бюро, лауреата Государственной премии РФ Владимира ПЯЛОВА попросил рассказать о новой АПЛ наш обозреватель Игорь ЛИСОЧКИН.

Нельзя сказать, что "Малахит" мелькает на страницах печати. С одной стороны, в вашем бюро работали Перегудов, Исанин, Чернышев и другие великие кораблестроители, в нем рождались проекты многих подводных кораблей. С другой стороны, боюсь, что название вашего бюро очень многим нашим читателям покажется вообще незнакомым.

Нам (бывшему СКБ-143) уже полвека. На протяжении десятилетий мы занимаемся тем, что создаем основу современного Военно-морского флота - атомные подводные лодки, сочетающие скрытность, мобильность и ударную мощь, способные действовать в любых районах Мирового океана, не требуя завоевания даже регионального господства на море и в воздухе.

Мне трудно судить о том, что ваши читатели знают о нашем бюро. Но его проекты и дела достаточно широко представлены в научной, исторической и мемуарной литературе. "Малахит" и сам выпускает серию книг "Подводное кораблестроение: прошлое, настоящее, будущее". Их вышло уже 15.

Нам есть о чем рассказать. Ведь по нашему проекту была построена первая отечественная атомная подводная лодка (проект 627). С наших лодок впервые стартовали баллистические ракеты: в 1955 году - с поверхности моря, а в 1960-м - из-под воды. Наконец, в 1962 году наша лодка "Ленинский комсомол" впервые дважды прошла подо льдами Северного Ледовитого океана, трижды всплывала на Северном полюсе...

Бюро специализировано на проектировании так называемых многоцелевых подводных лодок. Владимир Николаевич, пожалуйста, опять-таки для читателя поясните, что значит этот термин.

Подводные корабли делятся на две категории. Одну составляют стратегические ракетоносцы. Их задача скрытно занять позицию в Мировом океане и быть готовыми обрушить на агрессора сокрушающий ядерный удар. Другую категорию - такие лодки, которые способны отыскивать в океане и уничтожать любые подводные и надводные корабли противника, поражать высокоточным оружием береговые цели, вести разведку, осуществлять минирование и выполнять еще ряд функций. Они и называются многоцелевыми.

Кстати, эти лодки сопровождают стратегические ракетоносцы при выходах на боевое дежурство, чтобы обезопасить их от возможных неприятностей.

Как известно, "Малахит" создал проекты уже третьего поколения таких лодок: серию "Барс" (по классификации НАТО - Akula). Верно ли, что это лучшие в мире лодки, которые действуют в Мировом океане?

Верно. И пусть никто не принимает это за похвальбу генерального конструктора - начальника бюро. Это общепризнанно. В зарубежной научной и технической литературе "Барсам" тоже посвящено немало слов, употребленных в самой превосходной степени. Таких лодок у нас построено 14: семь - в Комсомольске-на-Амуре и семь - в Северодвинске. "Гепард" - последняя сошедшая со стапелей лодка этой серии.

- Но чем же она отличается от рядового "Барса"?

- "Рядового" "Барса" нет в природе. Дело в том, что любая лодка строится довольно долго, несколько лет. За это время меняется обстановка в Мировом океане, возникают новые научные идеи, виды оружия и способы их применения. Поэтому приходится совершенствовать лодку. Есть директивные документы, которые прямо обязывают нас, конструкторов, этим заниматься. Так что каждая новая лодка не является простым повторением предыдущей.

Примерно то же - за рубежом. Например, американцы с начала 70-х ведут очень большую серию лодок "Лос-Анджелес" (по-нашему - "лосов"). Серия одна, а корабли - разные. Поскольку их проект пять раз подвергался основательным модернизациям.

Если говорить о "Гепарде", то в нем использован весь предшествующий опыт подводного кораблестроения, последние достижения военной науки и техники.

- В НАТО эту АПЛ уже квалифицировали как Akula-II...

Не знаю, что ответить... Наверное, правильнее было бы - Akula-III. Но это дело специалистов НАТО, пусть они этим и занимаются.

Говорят, что "Гепард" самая скоростная и бесшумная лодка... Представитель Минобороны на "Севмаше" капитан 1-го ранга Павел Нычко заявил: "Теперь мы с гордостью можем сказать - второй лодки, способной сравниться по своим техническим возмож-ностям с "Гепардом", в мире нет".

А ведь были времена, когда американцы называли наши АПЛ "ревущими коровами" и были убеждены, что фиксируют их передвижения с достаточной точностью. Между тем, понятно, очень важно, "кто за кем ходит в океане". И в одно прекрасное время американцы с удивлением убедились, что не они за кем-то ходят, а напротив - ходят за ними! Когда это произошло?

В середине 80-х, с появлением "Барсов". С шумностью дело до этого времени действительно не всегда обстояло благополучно. А все наши лодки всегда были скоростными.

- Проблема малошумящих винтов? Об этом ходило немало разговоров...

Многие так считают, но это не вполне правильно. Конечно, роль винта тут значительна. Но шум от него возникает только на высоких скоростях. В лодке шумят турбина, сотни механизмов, которыми она начинена. И не по причине конструкторских просчетов. Американские лодки были потише за счет более высокой, чем у нас, культуры производства.

И мы долго ссорились с нашими производственниками, требуя во всех механизмах отсутствия дисбалансов и эксцентриситетов, которые вызывают не только шум, но и резонанс смежных конструкций лодки. Ту же задачу перед промышленностью выдвинули директивные органы страны.

Не сразу и не быстро, но с этой проблемой удалось окончательно справиться. Уже первый "Барс" был малошумящей лодкой, а на протяжении строительства серии шумность удалось уменьшить еще в 3,5 раза.

И картина переменилась. Помните случай, когда наши подводники передавали матроса с перитонитом англичанам? Английских военных моряков поразил не сам факт такого контакта, они были в шоке по другой причине: лодка всплыла прямо в районе их учений, а о ее присутствии в нем они не имели ни малейшего представления.

"Гепард" на рабочей скорости, позволяющей ему быстро обследовать достаточно большой район, вообще не засекается существующими гидролокационными средствами. И даже когда он набирает скорость, то способен "увидеть" и "услышать" в океане любого супостата прежде, чем тот его заметит.

- На лодке установлен "вэвээровский" реактор. Один. Почему?

Использование двух реакторов на подлодках было нацелено на повышение надежности. Но модернизированная атомная двигательная установка ОК-650 с одним водо-водяным реактором обладает такой мощностью, надежностью и безопасностью, что дублировать его нет необходимости. Мы достаточно давно идем этим путем, он проверен. Это не новация.

Были сообщения, что "Гепард" успешно прошел два цикла государственных испытаний, включающих проверочные стрельбы и апробирование всех боевых систем.

Я выразился бы точнее: прошел все этапы испытаний. И просто на удивление успешно, практически без замечаний. Подобное случается очень редко.

- Сейчас на любые рассуждения об АПЛ накладывается трагедия "Курска". Что вы можете сказать по этому поводу?

Почти ничего. "Малахит" не привлекался к исследованиям этой аварии, и наших конструкторов никто ни о чем не спрашивал. Мы пользуемся теми же сообщениями в прессе и по телевидению, что и вы.

Но если вы хотите знать частное мнение специалиста, скажу: в гибели корабля не может быть вины ни конструкторов "Рубина", ни экипажа. "Курск" был великолепной лодкой. И авария, скорее всего, возникла из-за невероятного и неожиданного схождения множества обстоятельств, такого схождения, которое случается лишь раз на протяжении жизни нескольких поколений.

Надо понимать, что сейчас АПЛ и у нас, и за рубежом находятся на столь высоком уровне разработки, что их можно считать непотопляемыми. Такими, по существу, они и являются. В этом убеждены многие ученые и конструкторы.

Скажу, что с наших лодок третьего поколения вообще были убраны приспособления, позволявшие водолазу вести переговоры с экипажем, подавать воздух в лодку с надводного корабля. За явной ненадобностью.

Трагедия "Курска" заставила уточнить многие взгляды в области кораблестроения...

В Северодвинске журналисты долго добивались ответа на вопрос: "Какие изменения внесены в средства спасения экипажа в случае тяжелой аварии?" Их заверили, что эти средства выполнены на высочайшем техническом уровне, но о подробностях говорить не стали, сославшись на невозможность раскрывать конструктивные особенности лодки.

Можно предположить, что, поскольку на "Гепарде" все сделано "на высочайшем уровне", вам и не было нужды вносить какие-то изменения. Так?

Ну, во-первых, я считаю, что средства спасения моряков не могут и не должны быть секретными. А во-вторых, ваше предположение неверно. После известных трагических событий мы провели тщательную ревизию всей системы коллективных и индивидуальных средств спасения и внесли в нее заметные изменения.

Приведу только один пример. В процессе строительства "Гепарда", памятуя о тех трудностях, которые пережил экипаж "Комсомольца" при спуске на воду спасательных плотов, мы предлагали оснастить лодку принципиально новыми приборами. Встречали возражения на научно-технических советах. Год назад возражения отпали.

Теперь члену экипажа достаточно нажать на кнопку, пороховой заряд срежет крышку и выбросит на воду спасательный плот, который раскроется автоматически. Таких приборов на "Гепарде" четыре. Я уверен, что экипажу никогда не придется ими пользоваться. Однако известно, что береженого бог бережет.

Кстати говоря, еще задолго до гибели "Курска" мы выступили с предложением об унификации средств спасения подводников на всех флотах мира. Это позволит в мирное время одной лодке приходить на помощь другой вне зависимости от ее национальной принадлежности. Наше предложение не отвергнуто и продолжает рассматриваться.

Но ведь вы работаете в такой отрасли, где контакты конструкторов разных стран вряд ли могут приветствоваться.

Почему же? Такие контакты существуют. Мы, например, встречались с американскими коллегами. Они над нами долго посмеивались по поводу той сверхсекретности, которой окружена наша деятельность. Тогда военные моряки пригласили американцев на свои лодки, показали их, так сказать, "живьем".

- А это не чревато последствиями?

Нет. Конструирование подлодки, ее компоновка осуществляются по хорошо известным законам кораблестроения. Секрет составляют многие ноу-хау, сосредоточенные в ее механизмах, агрегатах и приборах. Но их глазом не увидишь. А конструкторы народ тактичный, лишних вопросов они не задают.

Американцы пообещали нам так же показать свои лодки. Но пока на это не решились. Теперь мы над ними посмеиваемся.

Упорно утверждают, что на церемонии передачи "Гепарда" в состав Северного флота будет присутствовать президент России...

Это может решить только сам президент. Но на Северном флоте, на "Севмаш-предприятии", на "Малахите" такие надежды питают. Тем более что Владимир Владимирович Путин знаком с "Гепардом". В октябре 1999 года, еще будучи премьером, он "выводил" его на ходовые испытания из 55-го цеха.

Последний раз я был на "Малахите" года три назад. Бюро находилось тогда в таком финансовом положении, что, кажется, хуже не бывает. Насколько можно понять, ситуация улучшилась?

Да, мы считаем, что самое тяжелое позади. Начала "дышать" промышленность, и заказчики получили возможность понемногу отдавать нам свои немалые долги. Кроме того, бюро удачно участвовало в тендерах по конверсионным проектам. Один спроектированный нами завод уже купила Белоруссия. Проявил к нему интерес Иран... Конечно, хотелось бы жить лучше, но и особо жаловаться сегодня - грех.

На протяжении последних лет у вас создавалось немало интересных проектов - от подводных ледоколов до городского театра на воде. Без малейших надежд на финансирование. Что это? Упрямство профессионалов?

Давайте рассмотрим хорошо известное явление в сегодняшней промышленности. Стоило ей чуть оживиться, мгновенно возник дефицит кадров. Квалифицированный станочник, сварщик, монтажник - на вес золота. Предприятия переманивают их друг у друга...

Еще более критическая ситуация, если о ней заранее не думать, может возникнуть в науке и в проектировании. Поэтому мы стремились не только сохранить коллектив высоко- квалифицированных специалистов (это удалось), но и вести работу над проектами (в частности судов для освоения морского шельфа) и научными идеями, рассчитанными на дальнюю перспективу. Я убежден, что экономика России поднимется с колен, и следует быть готовыми к этому.

Новейшая многоцелевая российская атомная лодка "Гепард" 5-го поколения предназначена для уничтожения авианосцев, а также поражения береговых объектов и целей.

"Гепард" - многоцелевая атомная подводная лодка усовершенствованного проекта 971 (класс "Барс", по классификации НАТО - "Акула-2").
Проект разработан Морским бюро машиностроения "Малахит". Это одиннадцатая по счету субмарина класса "Барс", выпущенная на Северном машиностроительном предприятии с 1988 года. Две из них - "Гепард" и "Вепрь" (принят в состав Северного флота в 1996 году) - значительно модернизированы. Российские конструкторы утверждают, что эти подводные атомоходы самые бесшумные и самые быстроходные в мире.

На борту корабля имеются два дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 х 750 л. с.) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного - для общекорабельных потребителей.

Гидроакустический комплекс МГК-503 "Скат-КС" с цифровой системой обработки информации имеет мощную систему шумопеленгования и гидролокации. В его состав входит развитая носовая антенна, две бортовые антенны большой протяженности, а также буксируемая протяженная антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном оперении (размеры контейнера значительно больше, чем на АПЛ проекта 671РТМ). Кроме ГАК, АПЛ проекта 971 снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу (установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника).

На корабле установлен навигационный комплекс "Медведица-971", а также комплекс радиосвязи "Молния-М" с системой космической связи "Симфония" и буксируемой антенной.

Торпедо-ракетный комплекс включает четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и четыре - 650-миллиметровых ТА (суммарный боекомплект - более 40 единиц средств поражения, в том числе 28 - калибром 533 мм). Он приспособлен для стрельбы крылатыми ракетами "Гранат", подводными ракетами и ракето-торпедами "Шквал", "Водопад" и "Ветер"), а также торпедами и самотранспортирующимися минами. Кроме того, лодка может осуществлять постановки обычных мин. Управление стрельбой крылатыми ракетами "Гранит" осуществляется специальным аппаратным комплексом.

В 90-х гг. на вооружение подводных лодок поступила универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда УГСТ, созданная "НИИ морской теплотехники" и ГНПП "Регион". Она пришла на смену электрической противолодочной торпеде ТЭСТ-71М и скоростной противокорабельной торпеде 53-65К.

В то же время на основании советско-американских договоренностей 1989 г. из состава вооружения многоцелевых АПЛ были исключены системы оружия с ядерным снаряжением - ракето-торпеды "Шквал" и "Водопад" с СБЧ, а также 28 дальнобойных крылатых ракет РК-55 "Гранит" для уничтожения береговых целей на дальности до 3000 км, которые могут быть снаряжены ядерной боеголовкой мощностью 200 килотонн.

Головной атомоход 971-го проекта - К-284 - был заложен на берегах Амура в 1980 г. и вступил в строй 30 декабря 1984 г. Уже в процессе его испытаний было продемонстрировано достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. Уровень шумности К-284 на 12- 15дБ (т. е. в 4-4,5 раза) оказался ниже шумности самой "тихой" отечественной лодки предшествующего поколения - 671РТМ. По натовской классификации новые АПЛ получили обозначение Akula.
После первых "просто Акул" появились корабли, названные на Западе Imprоved Akula (вероятно, к их числу были отнесены лодки северодвинской постройки, а также последние "комсомольские" корабли). По сравнению со своими предшественниками они имели скрытность лучшую, чем у усовершенствованных лодок типа "Лос-Анджелес" (SSN-688-I) ВМС США.

В 1996 г. в строй вступил подводный крейсер "Вепрь", построенный в Северодвинске. Сохраняя прежние обводы, он имел новые конструкцию прочного корпуса и внутреннюю "начинку". Вновь был сделан серьезный рывок вперед и в области снижения шумности. На Западе этот корабль (а также последующие АПЛ 971-го проекта) назвали Akula-2.

По данным военно-морской разведки США, прочный корпус модернизированного "Барса" имеет вставку длиной 4 м. Дополнительный тоннаж позволил, в частности, оснастить лодку "активными" системами снижения вибрации энергетической установки, практически полностью устранив ее воздействие на корпус корабля. По оценкам американских специалистов, по характеристикам скрытности модернизированная лодка 971-го проекта приближается к уровню американской многоцелевой АПЛ четвертого поколения SSN-21 "Сивулф".

Высокая скрытность и боевая устойчивость дают "Барсам" возможность успешно преодолевать противолодочные рубежи, оборудованные стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения, а также противодействие противолодочных сил. Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить по нему чувствительные ракетные и торпедные удары. Вооружение "Барсов" позволяет им бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты крылатыми ракетами.
Скорость хода под водой достигает 36 узлов. В автономном режиме субмарина может действовать до 100 суток. Экипаж - 61 человек.

Предшественники “Гепарда” оставляли завод через два года после закладки. Перед “Гепардом” были “Барс”, “Пантера”, “Волк”, “Леопард”, “Тигр”, “Вепрь”. Моряки называют эту серию лодок кошачьей, хотя официально проект 971, к которому принадлежит “Гепард” имеет шифр “Щука-Б”, а по натовской классификации — “Акула-2”. Несмотря на разницу в названиях, все они близки новой лодке. В них подмечена одна главная особенность “кошачьей” серии — бесшумность хода. Это лодки третьего поколения.
Даже при самых благоприятных условиях американская субмарина типа “Лос-Анджелес”, обладающая самой совершенной гидроакустикой, сможет обнаружить “кошачью” лодку не далее чем за 10 километров. Это расстояние критическое. Подкравшаяся незаметно АПЛ уже может беспрепятственно выполнить боевую задачу.

Американский военно-морской аналитик Н. Полмер на слушаниях в комитете национальной безопасности палаты представителей Конгресса США отметил: “Появление подводных лодок типа “Акула”, а также других русских АПЛ третьего поколения продемонстрировало, что советские кораблестроители ликвидировали разрыв в уровне шумности быстрее, чем ожидалось. В 1994 году стало известно, что разрыва уже не существует”.

“Кошачья” серия лодок приходится ближайшей родственницей созданной в нижегородском ЦКБ “Лазурит” АПЛ “Барракуда” проекта 945. Напомним, что эта лодка глубоководная, с титановым корпусом. Сегодня широко известно имя ее главного конструктора — Герой России Николай Кваша.
До мая 1990 года успели построить шесть подводных лодок этого типа.
У “Барракуды” был один существенный недостаток. Она была очень дорогой, да и не каждая российская верфь, где делали подводные лодки, могла работать с титаном. Флоту нужна была серия подводных кораблей широкого профиля, дешевых и простых в исполнении. За основу был взят проект 945, но корпус лодки делали из маломагнитной стали. Новую серию лодок отнесли к проекту 971.

Свое “кошачье” название эта серия АПЛ унаследовала от первых российских лодок начала XX века. Тот, прежний “Гепард” был заложен в сентябре 1913 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Через полтора года лодка уже вошла в строй боевых кораблей. Она участвовала в первой мировой войне, обеспечивая проведение поисковых и разведывательных акций на морских коммуникациях противника. Лодка совершила 15 боевых походов. Но в октябре 1917 года, находясь на патрулировании в Балтийском море, бесследно пропала. Причина трагедии и место гибели не установлены до сих пор.
Серию лодок проекта 971 разрабатывали ленинградцы. Кроме того, что лодки малошумные, они еще и грозные. Торпедно-ракетный комплекс включает суммарный боекомплект — более 40 единиц средств поражения. С лодок могут запускаться крылатые ракеты “Гранат”, подводные ракеты и ракеты-торпеды “Шквал”, “Водопад” и “Ветер”. Лодка может быть использована и как минный заградитель.

С появлением в водах северных морей и на Тихом океане “кошачьих” АПЛ американцам пришлось забыть слова, которые они непрестанно повторяли: “У русских субмарин больше нашего, но они скверно сделаны”.
А начальник оперативного отряда ВМС США адмирал Джерми Борда, проанализировав все контакты своих лодок с субмаринами “кошачьей” серии, пришел к выводу, что по малошумности они соответствуют лодкам четвертого поколения.
Обеспокоившись стремительным развитием российского подводного кораблестроения, американская сторона предприняла попытку вовлечь в задуманную операцию международную неправительственную экологическую организацию “Гринпис”. Повинуясь заказчикам, та всю свою деятельность перенесла на северные моря, борясь с их ядерным заражением. Как только строительство новых субмарин в России прекратилось, “Гринпис” тут же покинул северную акваторию.

Был и еще один инцидент, связанный с этими лодками. В начале 80-х годов наша страна приобрела уникальные высокоточные металлорежущие станки у японской фирмы “Тошиба”. Сделка была секретной, но о ней узнала пресса и тут же раструбила по всему миру. Эти станки позволяли применять новые технологии в обработке гребных валов и лопастей винтов, тем самым резко снижая шумность хода субмарины. США, узнав о сделке, тут же объявили “Тошибе” о введении экономических санкций. Но было уже поздно.
Корпус лодки имеет гидроакустическое покрытие и разделен на семь основных отсеков. Для экипажа созданы комфортные условия: комната отдыха, тренажерный зал и даже маленькая сауна с бассейном. Жилые кубрики на четыре человека очень похожи на купе пассажирского поезда.

Интересный случай произошел 29 февраля 1996 года в самый разгар учений сил НАТО. Боевые корабли вели поиск условного подводного противника. Учебная задача была выполнена, как вдруг на связь вышла... российская подводная лодка. Ее командир просил о помощи. Надо было срочно эвакуировать матроса с острым приступом аппендицита.
Для англичан к которым адресовалась просьба, это был шок. До сих пор они теряются в догадках: то ли помощь действительно была нужна, то ли это хорошо задуманная операция. Когда лодка всплыла на поверхность, то все увидели, что она находится в самом центре ордера натовских кораблей. Будь боевая обстановка реальной...

"Гепард" на рабочей скорости, позволяющей ему быстро обследовать достаточно большой район, вообще не засекается существующими гидролокационными средствами. И даже когда он набирает скорость, то способен "увидеть" и "услышать" в океане любого супостата прежде, чем тот его заметит.
В шок были повержены и американцы, когда “случайно” обнаружили нашу “Щуку” вблизи своих территориальных вод.
Еще одна “Щука” отличилась летом 1999 года во время агрессии НАТО против Югославии. Тогда прошло сообщение, что в водах Средиземного моря замечена наша подводная лодка. Ее действительно заметили, когда она проходила узкий Гибралтарский пролив. Но потом она как растворилась. Через некоторое время она появилась у берегов Корсики и Югославии. За ней охотились как надводные корабли, так и противолодочные самолеты. Поиграв в прятки, лодка спокойно покинула Средиземное море.
Шок был потом, когда в штабе НАТО узнали, что вместе с хотя бы на короткий срок замеченной ими “Щукой” в Средиземном море находился подводный крейсер “Курск” и “Барракуда” (“Псков”). Их обнаружили только тогда, когда они уже возвращались к родным берегам.

По утверждению представителей ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5- 7 узлов шумность лодок типа Imprоved Akula, фиксировавшаяся средствами гидроакустической разведки, была меньше шумности наиболее совершенных АПЛ ВМС США типа Imprоved Lоs Angeles.
По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда (Jeremy Bооrda), американские корабли оказались не в состоянии сопровождать АПЛ Imprоved Akula на скоростях менее 6-9 узлов (контакт с новой российской лодкой состоялся весной 1995 г. у восточного побережья США). По мнению адмирала, усовершенствованная АПЛ Akula-2 по характеристикам малошумности соответствует требованиям к лодкам четвертого поколения.

Появление уже после окончания "холодной войны" в составе российского флота новых сверхскрытных атомоходов вызвало серьезную озабоченность в США. В 1991 г. этот вопрос был поднят в конгрессе. На обсуждение американских законодателей было вынесено несколько предложений, направленных на то, чтобы исправить в пользу США сложившееся положение. В соответствии с ними предполагалось, в частности:
- потребовать от нашей страны придать гласности свои долгосрочные программы в области подводного кораблестроения;
- установить для РФ и США согласованные ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ;
- оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции.
К компании по борьбе с российским подводным кораблестроением подключилась и международная неправительственная экологическая организация "Гринпис", активно выступившая за запрещение подводных лодок с ядерными силовыми установками (в первую очередь, разумеется, российских, представляющих, по мнению "зеленых", наибольшую экологическую опасность). С целью "исключения ядерных катастроф", "Гринпис" рекомендовала правительствам западных стран поставить предоставление финансовой помощи России в зависимости от решения этого вопроса.

Беспокойство американской стороны вызывает и то обстоятельство, что большой интерес к лодкам “кошачьей” серии проявили Индия, Китай и Южная Корея. Причем индийские ВМС успели раньше всех. Были обговорены условия покупки двух субмарин, которые сейчас достраиваются на стапелях “Севмаша”.
Жалко, конечно, что этот стратегический запас уходит на сторону, но таковы реалии, иначе наши ВМС не получили бы “Гепарда”.
В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки 971-го проекта находятся в составе Северного (бухта Ягельная) и Тихоокеанского (Рыбачий) флотов. Они достаточно активно (разумеется, по меркам нынешнего времени) используются для несения боевой службы.


Гепард
проект 971 «Щука-Б», заводской номер 835

фотографии

историческая справка


1991 год 23 сентября
заложена в цехе № 50 ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске как большая атомная подводная лодка.

1993 год 22 февраля
зачислена в списки кораблей ВМФ, присвоено наименование «Гепард».

1993 год
приостановлено строительство из-за недостаточного финансирования, плановый срок сдачи пл в 1995 году перенесен на 12.1998.

1997 год 4 декабря
передано Гвардейское наименование, Гвардейский флаг и исторический журнал от «Б-22» проекта 675мкв.

1999 год 17 сентября
выведена из цеха в присутствии Председателя Правительства РФ Путина В.В., заместителя Председателя Правительства РФ Клебанова И.И., директора ФСБ Патрушева Н.В. и др. официальных лиц.

1999 год с 15 декабря по 22 сентября 2000 года
выполнена программа швартовных испытаний.

2000 год с 10 по 25 декабря
выполнена программа первого этапа заводских испытаний.

2001 год с 10 по 26 июля
выполнена программа третьего этапа заводских испытаний, совмещенного с государственными ходовыми испытаниями.

2001 год 3 декабря
подписан приемный акт, вступила в строй. Председатель комиссии Госприемки – кап. 1 ранга Сорокин Г.А., командир – кап. 1 ранга Косолапов Д.Д., ответственный сдатчик – Сорокин В.Н., сдаточный механик – Деев А.Г., ведущий военпред – кап. 2 ранга Троянов С.Л.

2001 год 4 декабря
торжественно поднят Гвардейский Военно-морской флаг в присутствии Президента РФ Путина В.В. и других официальных лиц, дата 4 января утверждена как годовой праздник экипажа.

2002 год январь (приблизительно)
включена в состав 24-й дпл 3-й Флпл СФ с базированием в б. Ягельная гб. Сайда.

2004 год с сентября по октябрь
выполнила задачи первой боевой службы под командованием кап. 1 ранга Кабанцова К.П. в Атлантическом океане.

2004 год
завоевала приз ГК ВМФ «За длительное слежение за иностранной подводной лодкой» и

2005 год с сентября по октябрь
выполнила задачи второй боевой службы под командованием кап. 1 ранга Кабанцова К.П. и старшим на борту командиром 24-й дпл кап. 1 ранга Минаковым А.Н.

2005 год
приняла участие в учениях УПАСР СФ с привлечением разнородных сил флота.

2006 год ноябрь
на борту проводились съемки документального фильма операторской группой канала РТР.

2007 год с июня по июль
выполнила задачи боевой службы под командованием кап. 1 ранга Вакуленко Э.А. и старшим на борту НШ кап. 1 ранга Кочемазовым В.Н. в Атлантическом океане.

2007 год октябрь
выполнила задачи испытательных торпедных стрельб с 266-м экипажем под командованием кап. 2 ранга Петрова Е.А.

2007 год
удостоена переходящего кубка Губернатора Мурманской области «Лучшей подводной лодке Северного флота».

2008 год с сентября по октябрь
выполнила задачи боевой службы командованием кап. 1 ранга Вакуленко Э.А. и старшим на борту командиром 24-й дпл кап. 1 ранга Кочемазовым В.Н.

2009 год
выполнила задачи испытательных торпедных стрельб по программе «Кант» с 608-м экипажем под командованием кап. 1 ранга Дмитрова А.В.

2009 год с июня по сентябрь
выполнила задачи боевой службы с 608-м экипажем командованием кап. 1 ранга Дмитрова А.В. и старшим на борту ЗКД 24-й дпл кап. 1 ранга Зверевым О.Ю.

2009 год
удостоена переходящего кубка Губернатора Мурманской области «Лучшей подводной лодке Северного флота».

2010 год с июня по август
выполнила задачи боевой службы с экипажем «К-154» «Тигр» под командованием кап. 2 ранга Булгакова П.И. и старшим на борту командиром 24-й дпл кап. 1 ранга Кабанцовым К.П.

2012 год с апреля по май
выполнила задачи боевой службы под командованием кап. 2 ранга Булгакова П.И. и старшим на борту командиром 24-й дпл кап. 1 ранга Кабанцовым К.П.

находится в составе ВМФ

командиры:

1. Майданников С.В. (06.09.1993 – 15.09.1996);
2. Семенов А.Г. (15.09.1996 – 27.11.1997);
3. Минаков А.Н. (08.12.1997 – 03.12.1998);
4. Косолапов Д.Д. (03.12.1998 – 17.06.2003);
5. Кабанцов К.П. (17.06.2003 – 31.08.2005);
6. Котенков А.Ю. (31.08.2005 – 06.04.2006);
7. Вакуленко Э.А. (06.04.2006 – 2010);
8. Шпорт К.В. (2010 – н.вр.).

экипаж подводной лодки

фотографии

историческая справка экипажа


1993 год 21 июля
на основании ДГШ ВМФ от 21.07.1993 начато формирование экипажа на базе 24-й дпл 3-й Флпл СФ.

1993 год с 12 мая по 6 сентября 1994 года
в 270-м УЦ ВМФ в гор. Сосновый Бор прошел обучение по программе вновь сформированного экипажа.

1997 год
в связи с задержкой строительства, большая часть личного состава экипажа, находящегося в пункте базирования, переназначена в другие экипажи, имеющие недокомплект личного состава. Для восполнения штатной численности и в связи с расформированием экипажа «К-337» «Кугуар», принято решение личный состав последнего в полном составе переназначить на штаты экипажа «К-335» «Гепард».

1999 год 7 сентября
экипаж прибыл на ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинск, временно подчинен 339-й обрпл БелВМБ.

2002 год с 9 мая по 10 сентября
в 270-м УЦ ВМФ в гор. Сосновый Бор прошел обучение по программе расширенной межпоходовой подготовки.

2005 год с 2 марта по 22 апреля

2007 год с декабря по февраль 2008 года
в 270-м УЦ ВМФ в гор. Сосновый Бор прошел обучение по программе межпоходовой подготовки.

2010 год
в 270-м УЦ ВМФ в гор. Сосновый Бор прошел обучение по программе межпоходовой подготовки.

2010 год сентябрь
экипаж под командованием кап. 2 ранга Вакуленко В.А. на «К-154» «Тигр» выполнил стрельбу крылатой ракетой по боевому полю.«Чижа».

2011 год с апреля по июнь
выполнила задачи боевой службы на «К-154» «Тигр» под командованием кап. 2 ранга Шпорт К.В. и старшим на борту НШ 24-й дпл кап. 1 ранга Котенковым А.Ю.

находится в составе ВМФ

Дополнительно:

Фотоальбом К-335 «Гепард»

Описание проекта 971

Список принятых сокращений

источники:

Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
Бережной С.С., Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд. СМП, Северодвинск, 2000 г.;
Осинцев В.В. «Атомная подводная лодка К-335 «Гепард» пр.971». «24-я дивизия ПЛ СФ», спецвыпуск альманаха «Тайфун», СПб, 2010 г.;
Буклет «20 лет 24 дивизии атомных подводных», юбилейный выпуск, изд. ОАО МИПП «Север», Мурманск, 2005 г.;
Буклет «25 лет 24 дивизии атомных подводных», юбилейный выпуск, Гаджиево, 2010 г.;
Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий;
Информация из новостных сообщений СМИ.

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail:

В июле 1976 года для расширения фронта производства многоцелевых подлодок третьего поколения военное руководство приняло решение о разработке на базе «горьковского» 945-го проекта новой, более дешевой атомной подводной лодки, главным отличием которой от прототипа должно было быть применение стали вместо титановых сплавов в корпусных конструкциях. Поэтому разработку субмарины, получившей номер 971 (шифр «Щука-Б»), вели по прежнему ТТЗ, минуя эскизное проектирование.


Особенностью новой атомной подлодки, разработку которой поручили СКВ «Малахит» (Ленинград), было значительное снижение шумности, который приблизительно в 5 раз меньше по сравнению с самыми совершенными советскими торпедными лодками второго поколения. Достичь этого уровня предполагалось за счет реализации ранних наработок конструкторов СКВ в области увеличения скрытности лодок (в СКВ в 1970-х годах разрабатывалась сверхмалошумная атомная подлодка), а также исследований специалистов ЦНИИ им. Крылова.

Усилия разработчиков субмарины увенчались успехом: новый атомоход по уровню скрытности впервые в подводного кораблестроения СССР превзошел самый лучший аналог американского производства - многоцелевую атомную подлодку третьего поколения типа «Лос-Анджелес».

Подлодку 971-го проекта оснастили мощным ударным вооружением, значительно превосходившим (по ракетно-торпедному боекомплекту, калибру и числу торпедных аппаратов) потенциалы советских и зарубежных подлодок аналогичного назначения. Новая подлодка, как и корабль 945-го проекта, была предназначена для борьбы с корабельными группировками и подводными лодками противника. Лодка может принимать участие в проведении операций спецназначения, осуществлять минные постановки и вести разведку.

13.09.1977 утвердили техпроект «Щуки-Б». Однако в дальнейшем его подвергли доработке, вызванной необходимостью увеличить технологический уровень ГАК до уровня американских субмарин (США в данной области вновь вырвались вперед). На подлодках типа «Лос-Анджелес» (третье поколение) был установлен гидроакустический комплекс AN/BQQ-5, имеющий цифровую обработку информации, обеспечивающую более точное выделение на фоне помех полезного сигнала. Другой новой «вводной», которая обусловила необходимость внесения изменений, стало требование военных установить на подлодку стратегические КР «Гранат».

Во время доработки (завершилась в 1980 году) субмарина получила новый цифровой гидроакустический комплекс с улучшенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет «Гранат».

В конструкции атомной подлодки 971-го проекта реализовали новаторские решения, такие как комплексная автоматизация технических и боевых средств субмарины, сосредоточение управления кораблем, вооружением и в едином центре - ГКП (главный командный пункт), использование всплывающей спасательной камеры (была успешно проверена на подлодках проекта 705).

Подлодка 971-го проекта относится к двухкорпусным субмаринам. Прочный корпус изготавливается из высокопрочной стали (предел текучести составляет 100 кгс/мм2). Основное оборудование, рубки и боевые посты, главный командный пункт размещены в зональных амортизированных блоках, которые представляют собой каркасные пространственные конструкции с палубами. Акустическое поле корабля значительно уменьшается амортизацией, которая позволяет обезопасить оборудование и экипаж от динамических перегрузок, которые возникают во время подводных взрывов. Также, блочная компоновка дала возможность рационализировать процесс строительства субмарины: монтаж оборудования перенесли из условий отсека (довольно стеснены) в цех, на зональный блок доступный с различных сторон. После окончания монтажа зональный блок «закатывают» в корпус АПЛ и подсоединяют к трубопроводам и магистральным кабелям корабельных систем.

На атомных подлодках использована развитая система двухкаскадной амортизации, которая значительно снижала структурный шум. Механизмы установлены на амортизированных фундаментах. Все зональные блоки от корпуса АПЛ изолированы резинокордными пневматическими амортизаторами, которые образуют второй каскад виброизоляции.

Благодаря внедрению комплексной автоматизации экипаж субмарины удалось уменьшить до 73 человек (из которых 31 офицер). Это почти вдвое меньше численности экипажа атомной подлодки типа «Лос-Анджелес» (составляет 141 человек). На новом корабле по сравнению с атомными подлодками проекта 671РТМ улучшены условия обитаемости.

Энергоустановка субмарины включает 190-мегаваттный водоводяной реактор ОК-650Б на тепловых нейтронах, имеющий четыре парогенератора (для 1-го и 4-го контуров по паре циркуляционных насосов, для 3-го контура – три насоса) и одновальную блочную паровую паротурбинную установку, имеющую широкое резервирование механизации. На валу мощность составляла 50 тыс. л.с.

ПЛА «Барс» пр.971 в море

Установлена пара турбогенераторов переменного тока. Потребители постоянного тока питаются от двух групп аккумуляторных батарей и двух обратимых преобразователей.

Подлодка оснащена семилопастным винтом, имеющим уменьшенную частоту вращения и улучшенные гидроакустические характеристики.

В случае выхода главной энергетической установки из строя для ее последующего ввода имеются вспомогательные средства движения и аварийные источники энергии - два подруливающих устройства и гребные электродвигатели постоянного тока каждый мощностью 410 л.с. Вспомогательные средства обеспечивают скорость движения 5 узлов и служат для маневрирования на ограниченной акватории.

На борту субмарины имеется два дизельных генератора ДГ-300 мощностью по 750 лошадиных сил с обратимыми преобразователями, запас топлива на десять суток работы. Генераторы предназначались для выработки переменного тока – питают общекорабельные потребители и постоянного тока – для питания гребных электродвигателей.

ГАК МГК-540 «Скат-3», имеющий цифровую систему обработки данных с мощной системой гидролокации и шумопеленгования. Гидроакустический комплекс состоит из развитой носовой антенны, двух бортовых антенн большой протяженности и буксируемой протяженной антенны, размещенной в контейнере, установленном на вертикальном оперении.

Максимальная дальность обнаружения цели посредством нового комплекса увеличилась в 3 раза по сравнению с гидроакустическими системами, установленными на субмаринах второго поколения. Значительно уменьшилось и время определения параметра движения цели.

Кроме гидроакустического комплекса, атомные подлодки 971-го проекта снабжены высокоэффективной системой обнаружения подлодок и надводных судов по кильватерному следу (на лодке установлена аппаратура позволяющая фиксировать такой след через несколько часов после прохождения подлодки противника).

На лодке установлены комплексы «Симфония-У» (навигационный) и «Молния-МЦ» (комплекс радиосвязи), имеющий буксируемую антенну и систему космической связи «Цунами».

Торпедо-ракетный комплекс состоит из 4 ТА калибра 533 миллиметров и 4 аппаратов калибра 650 миллиметров (суммарный боекомплект - 40 ед. средств поражения, среди которых 28 533-миллиметровых). Он приспособлен для ведения огня КР «Гранат», подводными ракето-торпедами («Ветер», «Шквал» и «Водопад») и ракетами, самотранспортирующимися минами и торпедами. Кроме того, подлодка способна производить постановку обычных мин. Управление огнем при использовании крылатых ракет «Гранат» осуществляется аппаратным спец. комплексом.


В 1990-х годах на вооружение АПЛ поступила УГСТ (универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда), разработанная в «Научно-исследовательском институте морской теплотехники» и Государственном научно-производственном предприятии «Регион». Она сменила электрические противолодочные торпеды ТЭСТ-71М и скоростные противокорабельные торпеды 53-65К. Предназначение новой торпеды было поражение надводных кораблей и подлодок противника. Значительный запас топлива и мощная тепловая энергоустановка обеспечивают торпеде большой диапазон глубин хода и возможность поражения на больших дистанциях высокоскоростных целей. Малошумный водометный движитель и аксиально-поршневой двигатель (используется унитарное топливо) дают возможность универсальной глубоководной самонаводящейся торпеде развивать скорость свыше 50 узлов. Движитель, не имеющий редуктора, связан с двигателем напрямую, что, вместе с другими мерами, должно значительно увеличить скрытность использования торпеды.

На УГСТ используются двухплоскостные рули, которые выдвигаются за обводы после выхода торпеды из трубы торпедного аппарата. У комбинированной акустической аппаратуры самонаведения имеются режимы локации подводных целей и поиска надводных кораблей по кильватерному следу судна. Есть система проводного телеуправления (торпедная катушка длиной 25 тыс. м). Комплексом бортовых процессоров обеспечивается надежное управление системами торпеды во время поиска и поражения целей. Оригинальное решение – наличие алгоритма «Планшет» в системе наведения. «Планшет» моделирует в момент стрельбы на борту торпед тактическую картину, которая накладывается на цифровую картину акватории (глубины, фарватеры, рельеф дна). После выстрела данные обновляют с борта носителя. Современные алгоритмы придают торпедам свойства системы, имеющей искусственный интеллект, позволяющим одновременно использовать несколько торпед по нескольким или одной цели во время активного противодействия противника или при сложной мишенной обстановке.

ПЛА «Волк» (К-461) и «Барс» (К-480) 24-й дивизии СФ в Гаджиево

Длина универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды - 7200 мм, вес - 2200 кг, вес ВВ - 200 кг, скорость хода -50 узлов, глубина хода -500 метров, дальность стрельбы - 50 тыс. м.

Также продолжается совершенствование ракето-торпед входящих в состав вооружения атомных подлодок проекта 971. На сегодняшний день ракето-торпеды комплектуются второй ступенью, которая представляет собой подводную ракету АПР-3М (масса 450 кг, калибр 355 мм, вес БЧ 76 кг), имеющую гидроакустическую систему самонаведения, с радиусом захвата 2 тыс. м. Использование закона наведения с адаптивным углом упреждения дало возможность сместить центр группировки ракет к середине подводных целей. В торпеде применяется регулируемый турбоводометный двигатель на высококалорийном смесевом топливе, который обеспечивает АПР-3М значительную скорость сближения с целью, которая затрудняет применение средств гидроакустического противодействия противником. Скорость подводного хода - от 18 до 30 метров в секунду, максимальная глубина поражения целей - 800 метров, вероятность поражения цели - 0,9 (при среднеквадратичной ошибке целеуказания от 300 до 500 метров).

При этом на основании договоров между СССР и США, подписанных в 1989 году, из числа вооружения многоцелевых атомных подлодок исключили системы оружия, имеющие ядерное снаряжение - ракето-торпеды «Шквал» и «Водопад», а также крылатые ракеты типа «Гранат».

Подлодка «Щука-Б» – первый тип многоцелевой АПЛ, серийное строительство которой первоначально организовали не в Ленинграде или Северодвинске, а в Комсомольске-на-Амуре, что свидетельствовало о возросшем уровне развития данной отросли на Дальнем Востоке. Головной атомоход 971-го проекта – К-284 - был заложен в 1980 году на берегах Амура и 30.12.1984 вступил в строй. Уже в процессе испытаний данного судна было продемонстрировано достижение более высокого уровня акустической скрытности. У К-284 уровень шумности в 4-4,5 раза (на 12-15 дБ) оказался ниже уровня шумности самой «тихой» советской подлодки предшествующего поколения - 671РТМ. Это вывело СССР в лидеры по данному важнейшему показателю подводных судов.


Характеристика атомной подводной лодки проекта 971:
Наибольшая длина – 110,3 м;
Наибольшая ширина – 13,6 м;
Средняя осадка – 9,7 м;
Нормальное водоизмещение – 8140 м3;
Полное водоизмещение – 12770 м3;
Рабочая глубина погружения – 520 м;
Предельная глубина погружения – 600 м;
Полная скорость подводного хода – 33,0 узла;
Надводная скорость – 11,6 узлов;
Автономность - 100 суток;
Экипаж – 73 человека.

Во время серийного строительства велось непрерывное совершенствование конструкции субмарины, была проведена акустическая отработка. Это дало возможность укрепить достигнутое положение в области скрытности, ликвидировав превосходство США.

Новые атомные подлодки по классификации НАТО получили обозначение Akula (что вносило путаницу, поскольку на букву «А» начиналось название другой подлодки СССР – Alfa 705-го проекта). После первых «Акул» появились суда, которые на Западе были названы Improved Akula (к их числу, вероятно, были отнесены субмарины построенные в Северодвинске, а также последние корабли «комсомольской» постройки). Новые субмарины по сравнению с предшественниками имели лучшую скрытность, чем у усовершенствованных подлодок SSN-688-I (тип «Лос-Анджелес») американских ВМС.

ПЛАРК пр.949-А и ПЛА пр.971 в базе

Первоначально лодки 971-го проекта несли только тактические номера. Но 10.10.1990 вышел приказ главнокомандующего военно-морского флота Чернавина о присвоении названия «Пантера» подлодке К-317. В дальнейшем и другие атомоходы проекта получили имена. К-480 – первая «северодвинская» лодка - получила имя «Барс», ставшее вскоре нарицательным для всех субмарин 971-го проекта. Первый командир «Барса» – капитан второго ранга Ефременко. По ходатайству Татарстана в декабре 1997 году субмарина «Барс» была переименована в «Ак-Барс».

Построенная в Северодвинске крейсерская атомная подводная лодка (КАПЛ) «Вепрь» вступила в строй в 1996 году. Сохраняя прежние обводы, субмарина имела новые внутреннюю «начинку» и конструкцию прочного корпуса. В области снижения шумности также был сделан очередной серьезный рывок вперед. На Западе данная подлодка корабль (а также последующие суда проекта 971) назвали Akula-2.

По словам главного конструктора проекта Чернышева (который скончался в июле 1997 года), «Барс» сохраняет значительные модернизационные возможности. Например, задел, который имеется у «Малахита», дает возможность повысить поисковый потенциал субмарины примерно в 3 раза.

По данным американской военно-морской разведки, в прочном корпусе модернизированного «Барса» имеется вставка длиной 4 метра. Дополнительный тоннаж позволил оснастить подлодку «активными» системами снижения вибрации энергоустановки, практически полностью устранив воздействие вибрации на корпус судна. По оценкам специалистов, модернизированная лодка проекта 971 по характеристикам скрытности приближается к уровню многоцелевой АПЛ четвертого поколения SSN-21 «Сивульф» ВМС США. По глубине погружения, скоростным характеристикам и вооружению данные субмарины приблизительно равноценны. Таким образом, усовершенствованная атомная подводная лодка проекта 971 может рассматриваться как подлодку, близкую к уровню четвертого поколения.

Подлодки проекта 971 изготовленные в Комсомольске-на-Амуре:
К-284 «Акула» – закладка – 1980 г.; спуск на воду – 06.10.82; ввод в строй – 30.12.84.
К-263 «Дельфин» – закладка – 1981 г.; спуск на воду – 15.07.84; ввод в строй – декабрь 1985 г.
К-322 «Кашалот» – закладка – 1982 г.; спуск на воду – 1985 г.; ввод в строй – 1986 г.
К-391 «Кит» – закладка – 1982 г.; спуск на воду – 1985 г.; ввод в строй – 1987 г. (в 1997 году лодку переименовали в КАПЛ К-391 «Братск»).
К-331 «Нарвал» – закладка – 1983 г.; спуск на воду – 1986 г.; ввод в строй – 1989 г.
К-419 «Морж» – закладка – 1984 г.; спуск на воду – 1989 г.; ввод в строй – 1992 г. (В январе 1998 года приказом ГК ВМФ К-419 была переименована в К-419 «Кузбасс»).
К-295 «Дракон» – закладка – 1985 г.; спуск на воду – 15.07.94; ввод в строй – 1996 г. (1 мая 1998 года субмарине «Дракон» передали гвардейский андреевский флаг атомной подлодки К-133, а строящейся АПЛ К-152 «Нерпа» - гвардейский андреевский флаг К-56. К-295 в августе 1999 года переименовали в крейсерскую атомную подводную лодку К-295 «Самара»).
К-152 «Нерпа» – закладка – 1986 г.; спуск на воду – 1998 г.; ввод в строй – 2002 г.
Подлодки проекта 971 изготовленные в Северодвинске:
К-480 «Барс» – закладка – 1986 г.; спуск на воду – 1988 г.; ввод в строй – декабрь 1989 г.
К-317 «Пантера» – закладка – ноябрь 1986 г.; спуск на воду – май 1990 г.; ввод в строй – 30.12.90.
К-461 «Волк» – закладка – 1986 г.; спуск на воду – 11.06.91; ввод в строй – 27.12.92.
К-328 «Леопард» – закладка – ноябрь 1988 г.; спуск на воду – 06.10.92; ввод в строй – 15.01.93. (В 1997 году крейсерская АПЛ «Леопард» передали орден Боевого Красного Знамени. В некоторых публикациях говорится, что 29 апреля 1991 г унаследовала Краснознаменный Военно-морской флаг от атомной подводной лодки К-181 проекта 627А).
К-154 «Тигр» – закладка – 1989 г.; спуск на воду – 10.07.93; ввод в строй – 05.12.94.
К-157 «Вепрь» – закладка – 1991 г.; спуск на воду – 10.12.94; ввод в строй – 08.01.96.
К-335 «Гепард» – закладка – 1992 г.; спуск на воду – 1999 г.; ввод в строй – 2000 г. (С 1997 года - гвардейская КАПЛ).
К-337 «Кугуар» – закладка – 1993 г.; спуск на воду – 2000 г.; ввод в строй – 2001 г.
К-333 «Рысь» – закладка – 1993 г.; снята со строительства из-за отсутствия финансирования в 1997 г.

«Барсы» на Северном Флоте сведены в дивизию, базирующуюся в бухте Ягельная. В частности, атомная подлодка «Волк» в декабре 1995 - феврале 1996 годов (на борту находился экипаж атомной подводной лодки «Пантера» под командованием капитана первого ранга Справцева, старший на борту - зам. командира дивизии капитан первого ранга Королев), находясь в Средиземном море на боевой службе, осуществлял дальнее противолодочное обеспечение тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». При этом выполнили длительное слежение за несколькими субмаринами НАТО, среди которых американская атомная подлодка типа «Лос-Анджелес».

Боевая устойчивость и высокая скрытность дают «Барсам» возможность преодолевать противолодочные рубежи, которые оборудованы стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения и имеют противодействие противолодочных сил. «Барсы» могут работать в зоне господства противника, нанося чувствительные торпедные и ракетные удары по нему. Вооружение субмарин позволяет бороться с надводными кораблями и подлодками, а также поражать с высокой точностью наземные объекты при использовании крылатых ракет.


ПЛА «Гепард»

Каждая лодка проекта 971 в случае вооруженного конфликта может создать угрозу, а также сковать значительную группировку противника, не допуская ударов по территории России.

По данным ученых из Московского физико-технического института, приведенным в брошюре «Будущее стратегических ядерных сил России: дискуссия и аргументы» (1995 год, Долгопрудный), даже в случае самых благоприятных гидрологических условиях, которые характерны для Баренцева моря в зимний период атомные подлодки проекта 971 могут обнаруживаться американскими субмаринами типа «Лос Анджелес» с гидроакустическим комплексом AN/BQQ-5 на дальности до 10 тыс. м. В случае менее благоприятных условий в этом районе обнаружить «Барс» ГАС практически невозможно.

Появление субмарин, имеющих столь высокие боевые качества, изменило ситуацию и заставило американские ВМС считаться с возможностью значительного противодействия со стороны флота России даже при условии полного превосходства наступательных сил США. «Барсы» могут атаковать не только ударные группировки американских военно-морских сил, но и их тылы, включая пункты снабжения и базирования, береговые центры управления, на каком бы удалении они не размещались. Скрытные, а значит недосягаемые для противника, атомные подводные лодки проекта 971 превращают потенциальную войну на просторах океана в подобие наступление через минное поле, где любая попытка движения вперед грозит незримой, однако реальной опасностью.

Уместно привести характеристику подлодкам проекта971, данную Н. Полмаром, видным военно-морским аналитиком США, во время слушаний в комитете по нац. безопасности палаты представителей конгресса Соединенных Штатов Америки: «Появление подлодок типа Akula и других русских атомных подводных лодках третьего поколения продемонстрировало, что кораблестроители СССР разрыв в уровне шумности ликвидировали быстрее, чем ожидалось». В 1994 году стало известно, что данный разрыв ликвидирован полностью.

По утверждению представителей американских ВМС, на оперативных скоростях около 5-7 узлов шумность лодок типа Improved Akula, которая фиксировалась средствами гидроакустической разведки, была ниже шумности наиболее совершенных атомных подлодок Военно-морских сил США типа Improved Los Angeles. По словам адмирала Джереми Бурда (Jeremy Boorda), начальника оперативного отдела американских ВМС, корабли США оказались не способными сопровождать подлодки Akula на скорости менее 9 узлов (контакт с новой подлодкой России состоялся весной 1995 г. у восточного побережья Соединенных Штатов). Усовершенствованная атомная подлодка Akula-2, по мнению адмирала, по характеристикам малошумности соответствует требованиям, выдвигаемым к лодкам четвертого поколения.

Появление в составе флота России уже после окончания «холодной войны» новых сверхскрытных субмарин вызвало серьезную озабоченность в Соединенных Штатах. Данный вопрос в 1991 году подняли в конгрессе. На обсуждение законодателей США было вынесено несколько предложений, которые были направлены на то, чтобы исправить сложившееся положение в пользу Соединенных Штатов Америки. В частности в соответствии с ними предполагалось:
- потребовать от России придать гласности долгосрочные программы в области строительства субмарин;
- установить для США и Российской Федерации согласованные ограничения на количество многоцелевых атомных подводных лодок;
- оказать России помощь в переоборудовании верфей, которые строят атомные подлодки, для производства невоенной продукции.

К компании по борьбе с подводным кораблестроением России подключилась и неправительственная международная экологическая организация «Гринпис», которая активно выступала за запрещение подлодок, имеющих ядерные силовые установками (разумеется, это касалось в первую очередь, российских субмарин, которые, по мнению «зеленых», представляют наибольшую экологическую опасность). «Гринпис» с целью «исключения ядерной катастрофы» рекомендовала правительствам западных государств поставить предоставление фин. помощи России в зависимости от решения данного вопроса.

Однако темпы пополнения военно-морского флота новыми многоцелевыми подлодками к середине 1990-х годов резко снизились, что сняло для Соединенных Штатов остроту проблемы, хотя усилия «зеленых» (как известно, многие из которых тесно связаны со спецслужбами НАТО), направленные против ВМФ РФ, не прекратились даже сегодня.

В настоящее время многоцелевые атомные подлодки проекта 971 входят в состав Тихоокеанского (Рыбачий) и Северного (бухта Ягельная) флотов. Они достаточно активно используются для несения боевой службы.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter