ВВС Индии. Техническое состояние и инциденты. Ввс индии военно-воздушные силы История военно воздушные силы индии

Военно-воздушные силы Индии созданы 8 октября 1932 года, когда первая группа индийских пилотов была направлена на обучение в Великобританию. Первая эскадрилья индийских ВВС, сформированная 1 апреля 1933 года в г. Карачи, вошла в состав ВВС Великобритании. Распад в 1947 году британской колонии на два государства (Индию и Пакистан) привел к разделу и ее военно-воздушных сил. В состав индийских военно-воздушных сил вошли только 6,5 эскадрилий. В настоящее время ВВС Индии-четвертые по численности после США, Китая и России.

Организация, численность, боевой состав и вооружение. Общее руководство военно-воздушными силами осуществляет штаб, возглавляемый начальником (он же главнокомандующий ВВС) в ранге главного маршала авиации. Он несет ответственность перед правительством страны за состояние ВВС, решение возложенных на них задач и дальнейшее их развитие.

Штаб руководит разработкой национальных планов оперативного и мобилизационного развертывания, планирует и контролирует боевую и оперативную подготовку, обеспечивает участие ВВС в национальных учениях, организует взаимодействие со штабами сухопутных войск и военно-морских сил. Являясь высшим органом оперативного управления военно-воздушными силами, он подразделяется на оперативную и общую части.

Организационно военно-воздушные силы Индии состоят из пяти авиационных командований - Западное (штаб в г. Дели), Юго-Западное (Джодхпур), Центральное (Аллахабад), Восточное (Шиллонг) и Южное (Тривандрум), а также учебное.

Авиационное командование является высшим оперативным объединением, которое возглавляет командующий в звании маршала авиации. Оно предназначено для ведения воздушных операций на одном или двух операционных направлениях. Командующий отвечает за боеготовность частей и подразделений, планирует и проводит оперативную и боевую подготовку, учения и тренировки в масштабе вверенного ему командования. В военное время он взаимодействует с командованиями корпусов сухопутных войск и силами флота, ведущими боевые действия в зоне его ответственности. В авиационном командовании имеются авиационные крылья, крылья зенитных управляемых ракет, а также отдельные части и подразделения. Боевой состав этого командования непостоянен: он зависит от оперативной обстановки в зоне ответственности и поставленных задач.

Авиационное крыло является тактическим соединением национальных ВВС. Оно состоит из штаба, одной - четырех авиационных эскадрилий, а также подразделений боевого и тылового обеспечения. По составу авиакрылья, как правило, неоднотипны, и в них могут входить эскадрильи различных родов авиации.

Авиационная эскадрилья является основным тактическим подразделением национальных ВВС, способным действовать самостоятельно или в составе авиакрыла. Она обычно включает три отряда, два из которых - летные (боевые), а третий - технический. На вооружении эскадрильи находятся самолеты одного типа, количество которых (от 16 до 20) зависит от предназначения эскадрильи. Авиаэскадрилья базируется, как правило, на одном аэродроме.

Военно-воздушные силы насчитывают 140 тыс. человек. Всего на вооружении имеется 772 боевых самолета (по состоянию на 1 сентября 2000 года).

Боевая авиация включает истребительно-бомбардировочную, истребительную и разведывательную.

Истребительно-бомбардировочная авиация имеет 17 эскадрилий, на вооружении которых находятся самолеты МиГ-21, МиГ-23 (рис. 1), МиГ-27 (279 единиц) и «Ягуар» (88).

Истребительная авиация представляет собой основу национальных военно-воздушных сил. Она насчитывает 20 эскадрилий, на вооружении которых состоят самолеты Су-30 (рис. 2), МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29 (рис. 3) различных модификаций (325 единиц) и «Ми-раж-2000» (35 единиц, рис. 4).

Разведывательная авиация включает две эскадрильи (16 самолетов), оснащенные самолетами-разведчиками МиГ-25 (восемь), а также устаревшими самолетами «Канберра» (восемь).

Истребительная авиации ПВО представлена одной авиационной эскадрильей самолетов МиГ-29 (21 единица).

В состав вспомогательной авиации входят подразделения транспортной авиации, самолеты связи, правительственная эскадрилья, а также учебно-боевые и учебные эскадрильи. На их вооружении находятся: 25 самолетов Ил-76,105 Ан-32 (рис. 5), 40 Do-228 (рис. 6), два Боинг 707, четыре Боинг 737,120 НJT-16 «Киран-1», 50 HJT «Киран-2» (см. цветную вклейку), 38 «Хантер», а также вертолеты 80 Ми-8 (рис. 7), 35 Ми-17, десять Ми-26,20 «Читак». Кроме того, в ВВС имеются три эскадрильи боевых вертолетов Ми-25 (32 единицы).

Аэродромная сеть. По данным зарубежной печати, на территории страны расположены 340 аэродромов (из них 143 с искусственным покрытием: 11 имеют взлетно-посадочные полосы длиной свыше 3 000 м, 50 - от 2 500 до 3 000 м, 82 - от 1 500 до 2 500 м). В мирное время для базирования боевой и вспомогательной авиации выделено около 60 аэродромов различных классов, основными из которых являются следующие: Дели, Сринагар, Патхан-кот, Амбала, Джодхпур, Бхудж, Джамнагар, Пуна, Тамбарам, Бангалор, Тривандрум, Агра, Аллахабад, Гвалиор, Нагпур, Калайкунда, Багдогра, Гаухати, Шиллонг (рис. 8).

Подготовка и переподготовка личного состава ВВС осуществляются в учебных заведениях, входящих в состав учебного командования военно-воздушных сил, которое готовит специалистов для всех родов авиации, штабов, учреждений и служб ВВС. Летчики, штурманы и бортрадисты проходят подготовку в летном колледже ВВС (г. Джодхпур). В это учебное заведение принимаются выпускники авиационного отделения академии национальной обороны и национального кадетского корпуса. По его окончании курс обучения продолжается в одном из учебных крыльев учебного авиационного командования, после чего выпускникам присваивается офицерское звание.

Противовоздушная оборона Индии носит в основном объектовый характер. Главные ее усилия сосредоточены на прикрытии от воздушного нападения наиболее важных военных объектов, военно-промышленных и административных центров. Силы и средства противовоздушной обороны включают подразделения истребительной авиации ПВО, комплексы зенитных управляемых ракет, пункты и центры управления, а также средства обнаружения, обработки и передачи данных, обеспечивающие все компоненты системы ПВО необходимой информацией.

В настоящее время вся территория Индии разделена на пять районов ПВО (Западный, Юго-Западный, Центральный, Восточный и Южный), границы которых совпадают с зонами ответственности соответствующих авиационных командований. Районы ПВО делятся на секторы. Сектор является низшей территориальной единицей ПВО, в пределах которой осуществляется планирование боевых действий, а также руководство силами и средствами ПВО.

Рис. 7. Группа транспортно-десантных вертолетов Ми-8

Основная организационная единица противовоздушной обороны - крыло ЗУР. Как правило, оно состоит из штаба, двух - пяти огневых эскадрилий ЗУР и технической эскадрильи.

Оперативное управление силами и средствами ПВО осуществляется на трех уровнях: оперативный центр ПВО Индии, оперативные центры районов ПВО, центры управления и оповещения секторов ПВО.

Оперативный центр ПВО является высшим органом управления противовоздушной обороной страны, который занимается сбором и обработкой данных о воздушной обстановке и ее оценкой. Во время ведения боевых действий он выдает целеуказания районам ПВО, осуществляет руководство распределением сил и средств районов с целью отражения воздушного нападения на наиболее опасных направлениях.

Оперативные центры районов ПВО решают следующие задачи: оценивают воздушную обстановку, руководят силами и средствами ПВО, организуют перехват воздушных целей в зоне своей ответственности.

Центры управления и оповещения секторов ПВО являются основными органами управления в системе противовоздушной обороны. В их функции входит: наблюдение за воздушным пространством, обнаружение, идентификация и сопровождение воздушных целей, передача сигналов оповещения, объявление тревог, передача команд на подъем в воздух истребителей и наведение их на цель, а также передача целеуказаний и команд на открытие огня зенитными ракетными комплексами.

Для наблюдения за воздушной обстановкой на территории Индии развернута сеть стационарных и мобильных радиолокационных постов. Обмен данными между ними и центрами ПВО осуществляется с помощью кабельных линий, систем тропосферной и радиорелейной связи, а также автоматизированной системы управления ВВС Индии.

На вооружении эскадрилий ЗУР состоят 280 пусковых установок ЗРК С-75 «Двина» и С-125 «Печора».

Рис. 8. Расположение основных авиабаз ВВС Индии

Оперативная и боевая подготовка военно-воздушных сил Индии направлена на повышение уровня подготовки органов управления всех степеней, боевой и мобилизационной готовности авиационных объединений, соединений и частей, поддержание их в высокой степени боеготовности, а также на совершенствование форм и способов применения авиации, сил и средств ПВО в современной войне. При этом в условиях ограничения правительством финансовых потребностей вооруженных сил командование ВВС в целом обеспечивает выполнение основных плановых мероприятий боевой подготовки главным образом за счет комплексного подхода к организации их проведения и оптимизации состава привлекаемых сил и средств. Учитывая, что индийское руководство рассматривает Пакистан в качестве главного вероятного противника, большинство учебно-боевых мероприятий Западного, Юго-Западного и Центрального авиационных командований ВВС Индии проводится на фоне обострения обстановки на индийско-пакистанской границе с последующим перерастанием пограничного конфликта в полномасштабные боевые действия.

Развитие военно-воздушных сил. Военно-политическое руководство Индии уделяет постоянное внимание развитию ВВС и повышению их боевых возможностей. В частности, сил предусматривается дальнейшее совершенствование их организационной структуры и повышение боевых возможностей, качественное улучшение самолетного парка и развитие аэродромной сети, широкое применение средств РЭБ, а также внедрение автоматизированных систем управления. Командование ВВС считает необходимым продолжить принятие на вооружение многоцелевых истребителей Су-30И, активизировать реализацию программы модернизации морально устаревших истребителей типов МиГ-21 и МиГ-23, определиться с поставкой из Франции 10 самолетов «Мираж-2000», а также при содействии британских специалистов приступить к производству на индийских авиапредприятиях модернизированных тактических истребителей «Ягуар». К числу приоритетных национальных программ, реализуемых в настоящее время, относятся разработка опытных образцов легкого боевого самолета, легкого боевого вертолета, ЗРК ближнего действия «Тришул» и средней дальности «Акаш».

В целом, по оценке индийского командования, выполнение плана модернизации ВВС позволит значительно повысить боевые возможности этого вида вооруженных сил и привести его в соответствие с требованиями национальной военной доктрины.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

О состоянии ВВС Индии

События последних дней приковали внимание к состоянию индийских ВВС. Отечественная публика несколько удивлена ходом очередного обострения затяжного конфликта между Индией и Пакистаном. Казалось бы, оснащенные сотнями современных самолетов ВВС Индии объективно проиграли первый раунд противостояния многолетнему противнику. Более того, вместо применения современных боевых машин, вроде поставленных из России Су-30, в первые дни обострения в бой пошли устаревшие МиГ-21 и «Мираж-2000». 27 февраля в приграничном с Пакистаном штате Кашмир были потеряны вертолет Ми-17, возможно упавший по причинам, не связанным с действиями противника, кроме того, истребитель МиГ-21-90 был сбит пакистанскими F-16. Подобный результат выглядит несколько странным на фоне технического превосходства Индии над авиацией соседа. Однако, стоит разобраться в состоянии ВВС страны более детально.

Действительно, самолетный парк Индии является, пожалуй, самым современным в регионе. На вооружении местных ВВС имеется минимум 220 истребителей Су-30МКИ, произведенных по лицензии на территории страны. Еще 50 самолетов этого типа были поставлены из России в собранном виде.

Су-30МКИ ВВС Индии

Кроме того, на вооружении индийской авиации имеются свыше 60 истребителей МиГ-29, поставленных еще из СССР. В начале 2019 стало известно о том, что индийское руководство ведет переговоры с РФ о поставке дополнительной партии истребителей МиГ-29.

Наряду с российской авиационной техникой, Индия пытается закупать современные самолеты и в западных странах. В частности, во Франции должна была быть закуплена партия из 36 истребителей «Рафаль». Однако, по сей день самолеты этого типа на вооружение индийских ВВС не поступили в следствии многочисленных скандалов, связанных с коррупционными схемами.

Помимо закупок авиационной техники за рубежом, Индия пытается наладить выпуск собственных самолетов. В частности, на вооружении местных ВВС планируется принять истребители Tejas, которые в перспективе должны заменить устаревшие МиГ-21. Длина истребителя Tejas составляет 13,2 м, размах крыла - 8,2 м, высота - 4,4 м. Пустой самолёт весит 5,5 т, его максимальная взлётная масса составляет 15,5 т. Самолёт вооружён 23-мм двухствольной пушкой ГШ-23 и имеет 8 точек подвески для бомб, ракет и вспомогательного оборудования. Однако пока производство самолетов этого типа идет достаточно медленными темпами.

Истребитель Tejas

Ударная составляющая индийских ВВС представлена авиационной техникой 70-х-80-х годов. В частности, истребителей МиГ-21 насчитывается свыше 200, кроме того, на вооружении ВВС Индии имеются свыше 60 истребителей-бомбардировщиков МиГ-27. Большое распространение в стране получили французские самолеты. Так, в состав ВВС входят свыше 100 французских истребителей-бомбардировщиков «Ягуар», часть и которых выпущена в Индии по лицензии, а также около 50 многоцелевых истребителей «Мираж-2000». Именно «Миражи» нанесли удар по лагерям террористов в Кашмире 26 февраля этого года. Наличие огромного парка устаревших истребителей-бомбардировщиков приводит к высокому проценту аварийности в ВВС Индии, но об этом будет рассказано отдельно.

Индия обладает самолетами ДРЛО и радио-электронной разведки. Что существенно увеличивает потенциал ВВС страны. В частности на вооружении индийской армии состоят 3 российских самолета А-50, которые были задействованы в операции против боевиков в Кашмире 26 февраля, а также 5 машин DRDO AEW&CS бразильского производства и 3 машины радиоэлектронной разведки Gulfstream и 3 Bombardier 5000, полученные из Израиля.

Довольно мощно выглядит парк индийской военно-транспортной авиации. Индия обладает 6 самолетами-заправщиками Ил-78, которые использовались для дозаправки «Миражей-2000» в ходе ударов в Кашмире, 27 самолетами Ил-76, примерно 100 транспортными самолетами Ан-32, прошедшими модернизацию, а также 10 американскими транспортными самолетами С-17 и 5 машинами С-130 «Геркулес». В условиях горной местности военно-транспортная авиация страны способна в короткие сроки обеспечить переброску подкреплений в район конфликта воздушным путем.

ВВС Индии располагают значительным количеством учебно-тренировочных самолетов. В частности, в состав индийской авиации входят свыше 80 машин BAE Hawk Mk.132 , 75 Pilatus PC-7, свыше 150 HAL Kiran , а также 80 HAL HPT-32 Deepak. Примечательно, что машины двух последних типов являются местной разработкой. В случаи начала масштабной войны эти самолеты могут быть использованы в качестве легких штурмовиков.

BAE Hawk Mk.132 на параде

Ударных вертолетов у Индии не много. Так, вертолетов Ми-35,вполне отвечающих боевым действиям в горной местности насчитывается около 20. Однако, в состав индийской армии входят свыше 220 машин Ми-17, которые вполне могу нести неуправляемое вооружение. В частности, в ходе боевых действий против Пакистана в 1999 машины этого типа применялись в Кашмире в качестве ударных. Ми-17 неплохо показали себя в условиях высокогорья. К слову, 27 февраля по неизвестным причинам в Кашмире был потерян вертолет этого типа, вероятнее всего использовавшийся для снабжения приграничной группировки. Кроме того, на вооружении индийской армии состоят 40 легких вертолетов Aérospatiale SA 316B (HAL SA316B) , лицензию на производство которых купили у Франции, и около 120 легких машин HAL SA315B и HAL Dhruv индийской разработки. Однако, использование легких многоцелевых вертолетов в условиях высокогорья представляется сомнительным. Наряду с состоящими на вооружении машинами, Индия заключила договор о поставке свыше 20 вертолетов АН-64 «Апач» из США.

Наряду с ВВС Индии, боевой авиацией обладает и ее военно-морской флот. Так, в России были заказаны в общей сложности 45 истребителей МиГ-29К,способные решать боевые задачи различного профиля.

Казалось бы, потенциал ВВС Индии, обладающей сотнями современных боевых самолетов, а также способной как собирать авиационную технику по лицензии, так производить собственные боевые самолеты, не оставляет Пакистану никаких шансов на успех. Однако, наряду с современной авиационной техникой, в составе местных ВВС имеются сотни устаревших еще в 80-х годах самолетов. По иронии судьбы, именно эти машины, которые дислоцированы в Кашмире и столкнулись 27 февраля с пакистанскими истребителями F-16. МиГ-21 был передовым самолетом своего времени, и даже сейчас способен наносить удары по наземным целям, но в противоборстве с истребителями следующих поколений фактически не имеет шансов на успех.

Кроме наличия устаревшей техники в индийской авиации имеются серьезные проблемы с человеческим фактором. Так, высокая аварийность стала настоящим бичом местных ВВС. В течении 2018 года в авариях было потеряно не меньше 13 летательных аппаратов. Еще 5 самолетов разбились с начала нового, 2019 года. Да и само руководство ВВС страны довольно легкомысленно отнеслось к потенциалу пакистанских ВВС. Размещение устаревших МиГ-21 в зоне конфликта и отправка их в бой против истребителей F-16 Пакистана очевидно вызвана банальной недооценкой противника, которая и привела к потерям авиационной техники.

Дмитрий Валюженич для ANNA-News


Владимир ЩЕРБАКОВ

Современная Индия представляет собой быстро развивающееся государство мирового масштаба. Постоянно растет ее значение и как мощной аэрокосмической державы. Например, страна располагает собственным современным космодромом SHAR на острове Шрихариката, имеет хорошо оснащенный центр управления космическими полетами, развитую национальную ракетно-космическую промышленность, силами которой разрабатываются и серийно строятся ракеты-носители, способные выводить в космос полезную нагрузку (в том числе и на геостационарные орбиты). Страна уже вышла на международный рынок космических услуг и имеет опыт вывода в космос иностранных спутников. Есть и свои космонавты, причем первый из них - майор ВВС Рокеш Шарма - побывал в космосе но советском космическом корабле «Союз» еще в апреле 1984 г.

Военно-воздушные силы (ВВС) Республики Индия - самый молодой вид национальных вооруженных сил. Официально датой их образования считается 8 октября 1932 г., когда в Русал-пуре (сейчас находится на территории Пакистана) британская колониальная администрация начала формирование первой авиационной эскадрильи Королевских ВВС Великобритании из представителей местного населения. Главное командование ВВС Индии было сформировано только после приобретения страной независимости в 1947 г.

В настоящее время индийские военно-воздушные силы являются наиболее многочисленными и боеготовыми среди всех государств Южной Азии и даже входят в первую десятку наиболее крупных и мощных ВВС стран мира. Кроме того, они имеют реальный и достаточно богатый опыт ведения боевых действий.

Организационно ВВС Республики Индия состоят из штаба (расположен в г. Дели), учебного командования, командования материально-технического обеспечения (МТО) и пяти оперативных (региональных) авиационных командований (АК):

Западное АК со штабом в Пала-ме (район Дели): в его задачу входит обеспечение ПВО большой территории, от Кашмира до Раджастана, в том числе и столицы государства. При этом, учитывая сложность обстановки в районе Ладаха, Джамму и Кашмира, там сформирована отдельная оперативная группа;

Юго-Западное АК (штаб в Ганди-нагаре): его зоной ответственности определены Раджастан, Гуджарат и Саураштра;

Центральное АК со штабом в Аллахабаде (другое название Илахабад): в зону ответственности входит практически вся Индо-гангская равнина;

Восточное АК (штаб в Шиллонге): осуществление ПВО восточных районов Индии, Тибета, а также территорий на границах с Бангладеш и Мьян-мой;

Южное АК (штаб в Тривандруме): сформировано в 1984 г., отвечает за безопасность воздушного пространства в южной части страны.

Командованию МТО, штаб которого расположен в г. Нагпур, подчинены различные склады, ремонтные мастерские (предприятия) и парки хранения авиационной техники.

Учебное командование имеет штаб в г. Бангалор и отвечает за учебно-боевую подготовку личного состава военно-воздушных сил. Оно располагает развитой сетью учебных заведений разного ранга, большая часть которых расположена на юге Индии. Базовая летная подготовка будущих пилотов осуществляется в Военно-воздушной академии (г. Дандгал), а дальнейшее обучение летчики проходят в специальных школах в Бидаре и Хакимпете на учебных самолетах TS. 11 «Искра» и «Киран». В ближайшем будущем в распоряжение ВВС Индии поступят и реактивные учебно-тренировочные самолеты «Хок» МИ 32. Кроме того, в составе учебного командования есть и центры специальной подготовки, такие как Колледж воздушной войны (College of Air Warfare).

Имеется также межвидовое объединенное Дальневосточное командование вооруженных сил (употребляется также название Андамано-Никобарс-кое командование) со штабом в Порт-Блэре, которому оперативно подчинены дислоцирующиеся в том районе части и подразделения ВВС.

Возглавляет данный вид ВС Индии командующий военно-воздушными силами (местное название - начальник штаба ВВС), обычно в ранге главного маршала авиации. Основные военно-воздушные базы (ВВБ): Аллахабад, Бам-раули, Бангалор, Дандигал (здесь расположена Военно-воздушная академия Индии), Хакимпет, Хайдарабад, Джам-нагар, Джоджпур, Нагпур, Дели и Шил-лонг. В разных районах Индии также имеется более 60 других основных и резервных ВВБ и аэродромов.

Согласно официальным данным, общая численность индийских ВВС достигает 110 тыс. человек. На вооружении данного вида национальных вооруженных сил республики состоят более 2000 самолетов и вертолетов боевой и вспомогательной авиации, в том числе:

Истребителей-бомбардировщиков

Истребителей и истребителей ПВО

Около 460;

Самолетов-разведчиков - 6;

Транспортных самолетов - более 230;

Учебных и учебно-боевых самолетов - более 400;

Вертолетов огневой поддержки - около 60;

Многоцелевых, транспортных вертолетов и вертолетов связи - около 600.

Кроме того, командованию ВВС подчинены несколько десятков дивизионов ПВО, на вооружении которых находятся более 150 зенитных ракетных комплексов различных типов, в основном советского и российского производства (наиболее новые - 45 ЗРПК «Тунгуска» М-1}.


В парадном строю самолеты ОКБ Микояна, находящиеся на вооружении индийских ВВС



Истребитель-бомбардировщик «Ягуар» и истребитель МиГ-29 ВВС Индии



Истребитель-бомбардировщик МиГ-27МЛ «Бахадур»


На особом положении находится и спецназ ВВС Индии, подразделения которого именуются Garud. В его задачу входит оборона наиболее важных объектов ВВС, проведение антитеррористических и противодиверсион-ных операций.

Следует, однако, подчеркнуть, что по причине достаточно высокой аварийности в индийских ВВС точно указать количественный состав их авиапарка но данный момент не представляется возможным. К примеру, по данным авторитетного в регионе журнала Aircraft amp; Aerospace Asia-Pacific, только за период 1993-1997 гг. индийские ВВС потеряли в общей сложности 94 самолета и вертолета различных типов. Частично потери, конечно же, восполняются за счет лицензионного производства самолетов на индийских авиазаводах или дополнительных закупок, но, во-первых - частично, а во-вторых - это происходит не достаточно оперативно.

Основной тактической единицей индийских ВВС традиционно является авиационная эскадрилья (АЭ), которая насчитывает в среднем до 18 самолетов. Согласно положениям проводимой в настоящее время реформы вооруженных сил, к 2015 г. должно насчитываться 41 АЭ боевой авиации (в том числе и вертолетных с ударными вертолетами). Причем не менее трети из общего их количества должны составлять эскадрильи, оснащенные многоцелевыми самолетами - большей частью Су-ЗОМКИ. По данным на начало 2007 г., в составе национальных ВВС имелось более 70 АЭ, в том числе:

Истребительных ПВО - 15;

Истребительно-штурмовых - 21;

Морской авиации - 1;

Разведывательных - 2;

Транспортных - 9;

Танкеров-заправщиков - 1;

Вертолетных ударных - 3;

Вертолетных транспортных, связи и наблюдения - свыше 20,

Несмотря на внушительный самолетный и вертолетный парк, ВВС Индии испытывают на современном этапе достаточно серьезные трудности с поддержанием всех летательных аппаратов в нормальном техническом состоянии. По мнению многих аналитиков, значительная часть самолетов и вертолетов еще советского производства устарела технически и морально и находится в небоеспособном состоянии. Высоки в индийских ВВС, как уже отмечалось ранее, и показатели аварийности, что также, скорее всего, является следствием низкой технической готовности самолетов и вертолетов старых типов. Так, по данным министерства обороны Индии, с 1970 г. по 4 июня 2003 г. было потеряно 449 самолетов: 31 «Ягуар», 4 «Миража» и 414 «МиГов» различных типов. В последнее время этот показатель несколько улучшился - до 18 самолетов в 2002 г. (т.е. 2,81 машины на каждые 1000 летных часов) и еще меньше в последующие годы - но все же довольно ощутимо «прореживает» ряды индийской авиации.

Такое положение дел не может не вызывать озабоченности у командования национальных ВВС и вооруженных сил в целом. Поэтому неудивительно, что бюджет ВВС на 2004-2005 ф.г. значительно возрос и составил около 1,9 млрд. долл. При этом финансирование закупок авиационной техники, боеприпасов и снаряжения осуществляется по отдельным статьям из общего бюджета вооруженных сил, который на этот период составил 15 млрд. долл. (увеличение на 9,45% по сравнению с предыдущим финансовым годом составляет около 2,12% от ВВП) плюс еще 5,7 млрд. долл. - расходы на НИОКР и закупки ВВТ в течение 2004-2007 гг.

Путей решения проблем с авиационным парком два. Это модернизация старой и закупка новой авиационной техники и вооружения, К первым, безусловно, относится осуществляемая программа модернизации 125 истребителей МиГ-21бис (МиГ-21 в разных модификациях поставлялся Советским Союзом и производился в Индии по лицензии, причем первая группа сотрудников КБ прибыла в страну для организации на месте производства этих самолетов еще в 1965 г.). Новая модификация получила обозначение МиГ-21-93 и оснащается современной БРЛС «Копье» (ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР»), новейшей авиони-кой и т.д. Программа модернизации завершена в первом квартале 2005 г.



Л и ней ко истребителей МиГ-29




Не остались в стороне и другие страны. Например, украинская компания «Укрспецэкспорт» в 2002 г. подписала соглашение ориентировочной стоимостью около 15 млн. долл. по вопросу капитального ремонта шести учебно-боевых самолетов МиГ-23УБ из состава 220-й авиаэскадрильи. В рамках работ, осуществлявшихся Чугуевским авиаремонтным заводом МО Украины, проводился ремонт двигателей Р-27Ф2М-300 (непосредственным исполнителем здесь являлся Луганский авиаремонтный завод), планера и пр. Самолеты переданы ВВС Индии попарно в июне, июле и августе 2004 г.

Производится и закупка новой техники. Главной программой здесь, без сомнения, является приобретение 32 многофункциональных истребителей Су-ЗОМКИ и лицензионное производство еще 140 машин этого типа уже на территории самой Индии (Россией передана «глубокая лицензия» без права реэкспорта данных самолетов). Стоимость этих двух контрактов оценивается в почти 4,8 млрд. долл. Особенностью программы «Су-ЗОМКИ» является то, что на самолете широко представлена авионика индийской, французской, английской и израильской разработки, которая была успешно интегрирована российскими специалистами в бортовой комплекс истребителя.

Первые Су-30 (в модификации «К») были включены в состав 24-й истребитель но-штурмовой АЭ «Охотничьи соколы», подчиненной Юго-Западному авиационному командованию. Зоной ответственности последнего являются наиболее стратегически важные районы, примыкающие к Пакистану и богатые запасами нефти, природного газа и т.п., в том числе и на морском шельфе. Кстати, в распоряжении этого же командования находятся и практически все истребители МиГ-29. Это свидетельствует о той высокой оценке, которую дают российским самолетам индийские военные и политики.

Поставленные корпорацией «Иркут» Су-ЗОМКИ были официально приняты на вооружение ВВС Индии и включены в боевой состав 20-й истребитель-но-штурмовой АЭ, базирующейся на ВВБ Лохегаон около города Пуна. На торжественной церемонии присутствовал бывший министр обороны страны Джордж Фернандес.

Впрочем, еще 11 июня 1997 г. в ходе официальной церемонии включения в состав ВВС первых восьми Су-ЗОК, проводившейся на ВВБ Лохегаон, главнокомандующий индийских ВВС главный маршал авиации Сатиш Кумар Сари на заявил, что «Су-ЗОК - это совершеннейший истребитель, полностью отвечающий настоящим и будущим потребностям ВВС». Представители же командования ВВС соседнего Пакистана неоднократно высказывали и продолжают высказывать «глубокую озабоченность» поступлением таких современных самолетов на вооружение индийской авиации. Так, по их словам, «сорок самолетов Су-30 обладают такой же разрушительной мощью, кок 240 самолетов старых типов, состоящих но вооружении ВВС Индии, и имеют большую дальность действия, чем ракеты «Притви». (Bill Sweetman. Looking to a fighter future. Jane"s International Defense Review. February 2002, pp. 62-65)

В Индии эти самолеты выпускаются на заводах компании Hindustan Aeronautics Ltd (HAL), которая инвестировала около 160 млн. долл. в установку новой сборочной линии. Передача первого собранного в Индии Су-30МКИ состоялась 28 ноября 2004 г. Последний лицензионный истребитель должен быть передан в войска не позднее 2014 г. (ранее планировалось завершить программу к 2017 г.).

Следует особо отметить и тот факт, что индийские источники неоднократно высказывали мнение о том, что новейший российский самолет сможет пополнить собой и список средств доставки ядерного оружия Индии. Особенно в том случае, если переговоры о покупке бомбардировщиков Ту-22МЗ, имеющих дальность полета около 2200 км и максимальную боевую нагрузку 24 т, закончатся ничем. А, как известно, военно-политическое руководство Индии придает большое значение повышению боевых возможностей созданного 4 января 2003 г. командования стратегических ядерных сил, которое возглавил в прошлом летчик-истребитель, а ныне маршал авиации Т. Астхана (бывший командующий Южного авиационного командования ВВС Индии).



Модернизированный истребитель МиГ-21-93



Транспортный вертолет Ми-8Т




Что касается самих ядерных боеприпасов, то по имеющимся данным в 1998 г. в ходе проводившихся в пустыне Раджастан на армейском полигоне Похран ядерных испытаний индийские специалисты использовали и авиационные бомбы мощностью менее одной килотонны. Вот их-то и планируют подвешивать под «сушки». Учитывая же наличие в индийских ВВС танкеров-заправщиков, Су-30МКИ в качестве носителя ядерного оружия малой мощности способен действительно превратиться в стратегическое оружие.

В 2004 г. наконец-то была решена одна из наиболее насущных проблем индийских ВВС - обеспечение их современными учебными самолетами. В результате контракта стоимостью 1,3 млрд. долл., подписанного с британской компанией ВАБ Systems, индийские летчики получат 66 реактивных учебных самолетов «Хок» Мк132.

Правительственный комитет по вопросам закупок ВВТ одобрил данное соглашение еще в сентябре 2003 г., но окончательное решение было традиционно приурочено к важному событию, каким стала выставка Defexpo lndia-2004, проводившаяся в феврале 2004 г. в столице страны. Из 66 заказанных самолетов 42 будут собраны непосредственно в Индии на предприятиях национальной компании HAL, а первая партия из 24 машин - на заводах BAE Systems в Броу (Восточный Йоркшир) и Вартоне (Ланкашир). Индийский вариант «Хока» будет во многом аналогичен модификации «Хок» Мк115, который используется в рамках Программы подготовки пилотов для ВВС НАТО на территории Канады (NATO Flying Training in Canada, или NFTC).

Изменения коснутся некоторого оборудования кабины пилотов, также будут удалены все системы американского производства. Взамен него и части английского оборудования будет установлено аналогичное по назначению, но разработанное и произведенное в Индии. В так называемой «стеклянной» кабине предполагается установить многофункциональные дисплеи на приборной доске (Head Down Multi-Function Display), дисплей на лобовом стекле (Head Up Display) и систему управления с расположением приборов на РУДе (Hands-On-Throttie-And-Stick, или НОТ AS).

Кроме того, успешно продвигается и программа по созданию силами индийской аэрокосмической промышленности учебного самолета промежуточной подготовки HJT-36 (в индийских источниках употребляется название Intermediate Jet Trainer, или IJT), предназначенного на замену устаревшему самолету HJT-16 «Киран». Первый прототип самолета HJT-36, разработку и строительство которого ведет с июля 1999 г. компания HAL, выполнил успешный испытательный полет еще 7 марта 2003 г.

Еще одним несомненным успехом индийской оборонной промышленности можно считать и сконструированный собственными силами вертолет «Дхрув» (Dhruv), призванный постепенно заменить многочисленный парк вертолетов «Чита» и «Читак». Официальное принятие нового вертолета на вооружение ВС Индии состоялось в марте 2002 г. С тех пор в войска (как в ВВС, так и в СВ) были поставлены несколько десятков машин, которые проходят интенсивную проверку. Предполагается, что в течение последующих лет в вооруженные силы республики поступят не менее 120 вертолетов «Дхрув». Причем последний имеет также и гражданскую модификацию, которую индийцы продвигают на международный рынок. Уже имеются реальные и потенциальные заказчики этих винтокрылых машин.-



Истребитель «Мираж» 2000Н



Транспортный самолет Ан-32


Понимая, что в современных условиях наличие в составе ВВС самолетов ДРЛО уже стало жизненно важной необходимостью, индийское командование 5 марта 2004 г. заключило контракт с израильской компанией IAI на поставку трех комплектов системы ДРЛО Phalcon, которые будут установлены на специально переоборудованных для этой цели самолетах Ил-76. В состав комплекса ДРЛО входят РЛС с фазированной антенной решеткой Е1/ М-2075 компании Elta , системы связи и обмена данными, а также аппаратура радиоэлектронной разведки и радиоэлектронного противодействия. Практически вся информация по системе Phalcon засекречена, но некоторые израильские и индийские источники утверждают, что по своим характеристикам она превосходит аналогичный комплекс российского самолета ДРЛО А-50, также разработанного на базе транспортного самолета Ил-76 (что касается индийских специалистов, то они могут делать подобные заявления, поскольку летом 2000 г. имели возможность поближе ознакомиться с российским «аваксом» в ходе учений ВВС, в которых специально принимали участие два А-50. (Ranjit В. Rai. Airpower in India - a review of the Indian Air Force and the Indian Navy. Asian Military Review, Volume 11, Issue 1, February 2003, p. 44). Стоимость контракта составляет 1,1 млрд. долл., из которых 350 млн. долл. Индия обязалась выплатить в виде предоплаты в течение 45 дней от даты подписания соглашения. Первый самолет будет передан индийским ВВС в ноябре 2007 г., второй - в августе 2008 г. и последний - в феврале 2009 г.

Следует отметить, что индийцы пытались решить данный вопрос своими силами и разработали проект переоборудования нескольких транспортных самолетов HS.748, выпускавшихся в Индии по английской лицензии, в самолет ДРЛО (программа получила название ASP). Грибообразный обтекатель РЛС, расположенной на фюзеляже ближе к хвосту, имеет в диаметре 4,8 м и поставлен немецким концерном DASA. Работы по переоборудованию были возложены на отделение HAL в городе Канпур. Опытный самолет совершил первый полет в конце 1990 г. Но затем программу приостановили.

Реализация принятой на рубеже веков новой военной доктрины ВС Индии потребовала от авиационного командования создания парка самолетов-заправщиков. Наличие таких самолетов позволит индийским военно-воздушным силам решать свои задачи на совершенно другом уровне. Согласно заключенному в 2002 г. контракту, Индия получила шесть танкеров-заправщиков Ил-78МКИ, строительство которых поручили Ташкентскому авиационному заводу. Каждый «Ил» может принимать на борт 110 т топлива и выполнять дозаправку семи самолетов за один вылет (первыми кандидатами для работы с танкерами определены «Миражи» и Су-30К/МКИ). Стоимость одного самолета составляет около 28 млн. долл. Интересно, что израильская авиационная промышленность и здесь «оторвала кусок», заключив контракт на оборудование самих «Илов» системой дозаправки в воздухе.

Индийская компания HAL продолжает программу разработки национального легкого боевого самолета LCA, начатую еще в 1983 г. Техническое задание на самолет было сформулировано ВВС Индии в 1985 г., через три года по контракту стоимостью 10 млн. долл. французская компания Avions Marcel Dassault-Breguet Aviation выполнила проектирование самолета, а в 1991 г. началась постройка опытного LCA. Первоначально поступление на вооружение нового самолета было запланировано на 2002 г., однако программа стала пробуксовывать и постоянно откладывалась. Основная причина - нехватка финансовых средств и технические трудности, с которыми столкнулись индийские специалисты.

В среднесрочной перспективе следует ожидать поступление на вооружение и нового российско-индийского транспортного самолета, который получил пока обозначение Ил-214. Соответствующее соглашение было подписано во время визита в Дели 5-8 февраля 2002 г. российской делегации в составе представителей нескольких министерств и ведомств во главе с тогдашним министром промышленности, науки и технологий России Ильей Клебановым. Тогда же было проведено и второе заседание российско-индийской Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Главным разработчиком самолета выступает Россия, а его производство будет осуществляться на заводах российской корпорации «Иркут» и индийской компании HAL.

Однако, по мнению индийских военных, основной акцент в ближнесроч-ной перспективе следует сделать на закупке новейших боеприпасов, преимущественно высокоточного оружия класса «воздух-поверхность», которого в ВВС Индии практически нет. По данным индийских источников, подавляющее большинство современного авиационного вооружения индийской авиации составляют обычные авиабомбы и устаревшие ракеты различных классов. В нынешних же условиях высокотехнологичной войны требуются управляемые авиабомбы, «умные» ракеты средней и большой дальности, а также другие новейшие средства вооруженной борьбы.



Совместный пилотаж МиГ-29 и F-15 в ходе одного из американо-индийских учений




В ноябре 2004 г. командование ВВС Индии предварительно утвердило рабочий план действий, который предусматривает более широкое использование выделяемых данному виду вооруженных сил бюджетных средств на закупки авиационного вооружения. Предполагается, что на эти цели в распоряжение командующего ВВС ежегодно будет выделяться около 250 млн. долл.

Особо следует отметить, что предусматривается оснащение имеющихся в распоряжении ВВС беспилотных ЛА типов «Серчер», «Марк-2» и «Герои» малокалиберными управляемыми боеприпасами с приемниками GPS и современными системами разведки и наблюдения для эффективного использования их в горных районах (преимущественно на границе с Пакистаном). В качестве первоочередной меры по укреплению ПВО авиационных группировок командование ВВС предложило руководству министерства обороны поставить в войска как минимум 10 дивизионов ЗРК ближнего действия «Шорд» (Shord).

Индийское военно-политическое руководство стремится к всемерному развитию военно-технического сотрудничества с различными зарубежными государствами, не желая попадать в зависимость от какого-либо одного партнера. Наиболее длительную историю насчитывают военно-технические связи с Великобританией (что вполне естественно, учитывая давнее колониальное прошлое страны) и с Россией. Однако у Дели постепенно появляются новые партнеры.

В 1982 г. был подписан меморандум о взаимопонимании (в ранге долгосрочного межправительственного соглашения) между Индией и Францией по вопросам военно-технического сотрудничества, в том числе поставки ВВТ, лицензионного производства ряда образцов вооружения и военной техники. Предусмотрена также и возможность так называемой передачи технологий. Для наиболее эффективной реализации соглашения была создана межправительственная консультативная группа.

Затем последовал Израиль, с которым у Индии установились достаточно прочные отношения в различных областях, а наиболее «свежим» партнером стали Соединенные Штаты. Последние в сентябре 2002 г. в новой Стратегии национальной безопасности впервые придали Индии статус «стратегически важного партнера».

Обоюдное решение установить между двумя странами стратегическое партнерство было принято еще в ноябре 2001 г. в ходе встречи на высшем уровне между американским президентом Джорджем Бушем-младшим и премьер-министром Индии Аталом Бехари Ваджпайи. 21 сентября 2004 г. в Вашингтоне прошли переговоры между президентом США и новым премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом. Встреча, в ходе которой был рассмотрен широкий круг вопросов в таких важных областях, как двустороннее сотрудничество, региональная безопасность и развитие экономических связей, состоялась спустя буквально несколько дней после подписания 17 сентября Индией и США важного документа о снятии американских ограничений на экспорт оборудования для объектов индийской атомной энергетики. Был также упрощен порядок лицензирования экспортной деятельности американских компаний в области коммерческих космических программ, а Индийская организация космических исследований (fSRO) исчезла из «черного списка» Министерства торговли США.

Данные мероприятия осуществляются в рамках первого этапа долгосрочной программы стратегического сотрудничества, обнародованной в январе 2004 г. и имеющей целью устранение всех барьеров на пути двустороннего сотрудничества в области высоких технологий, коммерческого использования космического пространства и усиления политики нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ). В американских кругах ее часто именуют «Очередные шаги к стратегическому партнерству» (Next Steps in Strategic Partnership, или NSSP),

На втором этапе NSSP основной акцент делается на продолжение устранения барьеров, препятствующих более тесному сотрудничеству в сфере высоких технологий, и совместные шаги по укреплению режима нераспространения ОМУ и ракетных технологий.

Если же говорить о России, то для нее тесное сотрудничество с Индией, в том числе и в военно-технической сфере, является жизненно важным. Индия - это не только «приоритетный» покупатель нашего оружия, но и стратегический союзник, фактически прикрывающий наши границы с южно-азиатского направления. Не говоря уже о том, что Индия - это доминирующая на сегодняшний день держава в регионе Южной Азии. В заключение же стоит упомянуть, что только с Индией у России имеется долгосрочная «Программа военно-технического сотрудничества», рассчитанная первоначально на период до 2000 г., но продленная теперь до 2010 г. И нашему военно-политическому руководству ни в коем случае нельзя упустить в этом вопросе инициативу.


Image caption Последняя катастрофа индийского МиГ-21 произошла во время захода на посадку - самого сложного маневра

На рассмотрении в Высоком суде Дели находится иск пилота ВВС страны с требованием признать самый распространенный в мире истребитель МиГ-21 объектом, нарушающим право человека на жизнь.

Причем речь идет не о жизни тех, против кого можно применять этот самолет - иск в суд подал пилот ВВС Индии, командир авиакрыла Санджит Сингх Кайла, который утверждает, что самолет не только нарушает его право на жизнь, но также не обеспечивает право на безопасные условия труда, которое гарантирует конституция страны.

Исковое заявление в суд он подал 17 июля, спустя 48 часов после катастрофы МиГ-21 неподалеку от авиабазы "Нал" в Раджистане, в которой погиб молодой индийский летчик.

Суд принял заявление и отложил заседание до 10 октября, чтобы изучить список катастроф с участием этих самолетов.

Открытые данные, которые попали в прессу, говорят, что из более чем 900 МиГ-21, которые были получены ВВС Индии, разбились более 400 самолетов. При этом погибло более 130 пилотов.

За последние три года в ВВС Индии произошло 29 аварий. 12 из них - с участием МиГ-21. В Индии этот самолет, бывший в течение десятилетий основой истребительного парка, прозвали "летающим гробом".

Правда, точно такое же прозвище получил среди своих пилотов и противник МиГа по индо-пакистанской войне - американский истребитель F-104.

"Балалайка"

Сверхзвуковой реактивный истребитель второго поколения МиГ-21 был создан в ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов.

Новый МиГ по всем показателям оказался на порядок более сложной и технологичной машиной, чем его предшественник МиГ-19. В советских ВВС его за характерную форму треугольных крыльев тут же прозвали "балалайкой".

Это число учитывает истребители, выпущенные в Индии, Чехословакии и Советском Союзе, но не учитывает китайские копии - истребители J7 (то есть, по сути, их было произведено еще больше).

Индия решила приобрести МиГ-21 в 1961 году. Поставки начались в 1963-м, и через несколько лет МиГ вместе с другим тяжелым истребителем Су-7 принял участие в войне с Пакистаном.

Этот самолет изменил ситуацию в индийских ВВС, поднял их на качественно новый уровень.

"Прекрасная леди"

В ходе индо-пакистанского конфликта он сыграл важную роль в воздушных боях, и во многом именно тогда зародилось особое к нему отношение у индийских пилотов.

Среди них многие, если не большинство, отнюдь не разделяют мнение Санджита Сингха Кайла, который подал заявление в суд.

"Это был лучший истребитель своего времени. Сколько он у нас летает, 40 лет? И все еще на службе. Это просто прекрасный самолет", - сказал Русской службе Би-би-си генерал-полковник ВВС Индии в отставке Йоги Рай.

Другой генерал ВВС Индии - Анил Типнис - опубликовал на индийском военно-аналитическом сайте Bharat Rakshak статью под название "Моя прекрасная леди - Ода МиГ-21".

"За четыре десятка лет МиГ-21 стал основой противовоздушной обороны Индии как в мирное, так и в военное время. Он бдительно защищал страну днем и ночью", - писал в своей заметке генерал.

МиГ ошибок не прощает

Image caption МиГ-21 стал рекордсменом мира по числу выпущенных единиц. Им были вооружены многие союзники СССР.

Однако число аварий и катастроф - неоспоримый факт. Количество МиГ-21, уничтоженных в результате аварий, число пилотов, погибших в этих авариях, - больше, чем число убитых врагом летчиков.

Генерал-полковник ВВС Индии в отставке Йоги Рай объяснил это просто: "Количество МиГ-21 в Индийских ВВС велико, их активно используют, соответственно число аварий тоже велико". Однако есть и другие версии.

Прежде всего, как рассказал Би-би-си выпускник Борисоглебского высшего военного авиационного училища Владимир В., сам учившийся летать на МиГ-21, этот самолет вследствие своих летных характеристик сложен в управлении - он не прощал ошибок малоопытному пилоту.

С очень небольшой площадью крыла он был рассчитан на высокую скорость полета, но для того чтобы посадить самолет, требовалось очень большое умение.

"Про 21-й шутили: "Зачем ему крылья? - Чтобы курсанты летать не боялись". Там очень строго по оборотам было. Если не выдержал мощность, убрал, то все - провалился, вертикальная скорость большая, и все", - рассказал пилот.

При этом из-за этой же особенности конструкции самолет не мог планировать - если он начинал падать, то можно было только катапультироваться.

Правда, этой же самой болезнью страдали и другие истребители этого поколения - в СССР самым аварийным считался Су-7, в ВВС западных стран ходили легенды о катастрофах противника МиГ-21 - американского истребителя F-104, чья аварийность соответствовала уровням индийских МиГ-21.

Последний, будучи концептуально близок к МиГ-21, точно также страдал от того, что его готовили к полетам на большой скорости, а не к удобной посадке.

Запчасти

За последние 10-15 лет, насколько мне известно, после того, как Советский Союз стал Россией, поступающие запчасти необходимо... проверять Удай Баскар
индийский военный эксперт

МиГ-21, разбившийся неподалеку от авиабазы "Нал" в Раджистане, упал во время захода на посадку. Официальных сообщений о причинах его падения нет, но известно, что его пилотировал малоопытный лётчик.

В Индии, как отмечают многие эксперты, существует проблема освоения скоростных самолетов курсантами - они не успевают набрать опыт при пересаживании с учебных на скоростные самолеты.

Другая проблема - запчасти. Как рассказал в интервью Би-би-си один из ведущих индийских военных экспертов Удай Баскар, у военных есть немало претензий к российским предприятиям по качеству авиационных запчастей.

"За последние 10-15 лет, насколько мне известно, после того, как Советский Союз стал Россией, поступающие запчасти необходимо... проверять", - сказал он, подчеркнув, что это не официальная позиция индийских ВВС, а его личное мнение.

Проблема запчастей для МиГов действительно существует. Возможно, по причинам, которые осторожно отметил индийский аналитик, а, возможно, по иным причинам, Индия закупает запчасти для истребителей не только в России, но и в других странах.

В мае 2012 года российский посол в Индии Александр Кадакин заявил, что индийские Миги разбиваются из-за контрафактных запчастей, посоветовав закупать их только в России.

Диверсификация поставок

Сейчас на вооружении ВВС Индии остается около сотни истребителей МиГ-21. Они будут окончательно выведены из состава по мере поступления новых машин - недавно в Индии был завершен конкурс на поставку 126 истребителей на сумму более 10 млрд долларов.

В тендере участвовал и российский истребитель МиГ-35, который в результате проиграл французскому Rafale.

Помимо этого, Россия проиграла и в конкурсах на поставку Индии военно-транспортных и ударных вертолетов.

В каждом конкретном случае эксперты отмечают, что проигрыш можно объяснить несоответствием российских аппаратов техническим условиям.

Однако есть и общая тенденция - Индия, в течение десятилетий зависевшая от поставок оружия из СССР, теперь хочет попробовать и западные вооружения.

И значит МиГ-21, четыре десятилетия охранявший индийское небо, скоро останется только в памяти индийцев - как надежный защитник и не очень надежный летательный аппарат.

Главный маршал авиации ВВС Индии Бирендер Сингх Дханова назвал условия закупки Су-57 у России. Об этом он рассказал в интервью газете «Красная звезда». По словам военачальника, Нью-Дели готов вернуться к вопросу о сотрудничестве с Россией…

14.07.2019

«Штерн»: Кремль избрал тактику демпинга на авиационном рынке, чтобы оттеснить американцев Германский журнал «Штерн» решил разобраться: что же происходит с завершившим цикл испытаний и готовым к передаче в войска российским истребителем пятого поколения Су-57? Почему его судьба столь разительно отличается…

05.03.2019

Почему пакистанский перехватчик JF-17 опасен для индийских истребителей «Made in in Russia» 27 февраля во время воздушного боя между F-16 и МиГ-21, ставшего знаменитым на весь мир, с пакистанской стороны в небо над Кашмиром были подняты легкие истребители JF-17 Thunder («Гром» - авт.). «Громы»,…

03.03.2019

Плохая новость для США: пакистанский истребитель мог сбить не только Су-30МКИ, но и МиГ-21−93 Результаты столкновения между истребителями ВВС Индии и Пакистана довольно неоднозначны и не поддаются точному учеты. Многое в воздушном бою 27 февраля покрыто мраком и неизвестностью благодаря стремлению…

02.03.2019

Плохая новость из Кашмира превратилась для российского самолетостроения в хорошую сенсацию Сведения о столкновении 27 февраля 2019 года между индийскими истребителями МиГ-21 «Бизон» и пакистанскими перехватчиками F-16 Fighting Falcon («Атакующий сокол») поступают крайне противоречивые и искаженные встречными заявления. Само…

28.02.2019

В воздушном бою между индийской и пакистанской авиацией 27 февраля участвовали в общей сложности 32 самолета, сообщает телеканал NDTV. По информации его источников, ВВС Индии задействовали восемь истребителей - четыре Су-30МКИ, два модернизированных Dassault Mirage…

28.02.2019

Обмен авиаударами между Индией и Пакистаном не приведет к полноценной войне между двумя странами – ядерные державы не воюют друг с другом, в этом и есть главный смысл обладания атомной бомбой. Тем не менее нынешнее…

27.02.2019

Американцы отвернулись от Исламабада, это место займет Россия Традиционно Дели для Москвы был ближе, чем Исламабад. С Индией мы дружили, с Пакистаном были в натянутых отношениях. Джавахарлалу Неру, Махатме и Индире Ганди памятники до сих пор стоят, а вот премьера Зия-уль-Хака только недобрым словом поминали. Легко объяснимо - Пакистан…

27.02.2019

Пакистанская армия утверждает, что в среду утром сбила два индийских военных самолета, нарушивших воздушное пространство страны в спорном регионе Кашмир. «Один из самолетов упал на территории Азад Кашмира, другой — в районе линии контроля», —…

13.02.2019

Индия покупает эскадрилью российских многоцелевых истребителей Дели экстренно потребовались русские МиГ-29. Сейчас ВВС Индии ведут переговоры с Москвой о приобретении в срочном порядке 21 многоцелевого истребителя. 12 февраля об этом сообщила газета The Economic Times. По данным издания, стороны еще в прошлом…