Бмд - боевые машины десанта. Бмд - боевые машины десанта Служба в войсках и боевое применение

Новейшая боевая машина. Перефразируя девиз десантников «никто, кроме нас», про «бээмдэшки» можно сказать: такое не может никто, кроме них!

Начата войсковая эксплуатация: стрельба, полевые испытания, преодоление препятствий. Когда три гусеничные машины, окутанные снежным вихрем, синхронно проскакивают мост, чуть не вставая на дыбы, - это, братцы, сильно! Ревут моторы, расторопно бегают десантники, здесь же - заводчане, «представители производителя».
Это - «подконтрольная войсковая эксплуатация», которой наша армия обязана нынешнему министру обороны Сергею Шойгу. Если раньше от появления новой военной техники до принятия ее на вооружение проходили годы (и результаты зачастую оказывались неудовлетворительными), то теперь новинки сразу отправляют в войска, где их гоняют «в хвост и гриву», выявляя слабые места и недочеты. «А заводчане удивляются: у них-то все работало нормально», - смеются военные.
БМД-4М, о которых пойдет речь, проходят такую эксплуатацию с конца прошлого лета, у блогеров каких только названий данных машин можно не услышать. Неудивительно: испытания проходят первые десять экземпляров.

БМД 4М фото боевая машина десанта

«Садовница», которое в интернете присвоили новым боевым машинам, не имеет к ним никакого отношения, равно как и «Бахча-У». Все это - обозначение башен с вооружением, но ни та, ни другая не стоят на новой машине. Поэтому - просто БМД-4М. «Четвертого поколения, модернизированная». А если быть точным - полностью переработанная.

  • Какие БМД - боевае машина десанта бывают

БМД-1, принятая на вооружение в 1969 году, произвела настоящую революцию: десантники получили доселе невиданную машину - легкую, компактную, плавающую... А главное - спускаемую на парашютах.
Помните о первом опыте парашютного десантирования КАМАЗа: после жесткого приземления у него помялся передок. А «бээмдэшки» должны приземляться не просто невредимыми, но с экипажем внутри - и сразу вступать в бой!
Поэтому подвеску сделали гидропневматической, кузов сварили из прочной, но легкой алюминиевой брони (говорят, впервые в советской истории), а с 1971 года водитель-механик и командир десантировались вместе с машиной - в дополнительных креслах, как у космонавтов.
За десять лет было выпущено больше двух тысяч БМД-1 - за это время модель претерпела ряд модернизаций и успела повоевать в Афганистане. Там и оказалось, что 73-мм пушка «Гром» малоэффективна. У нее не было стабилизатора, она не позволяла стрелять по вершинам гор, а снаряды плохо пробивали афганские глинобитные стены.

На 1 фото видна дымовая после стрельбы в БМД 2, на другом фото БМД 1 с короткоствольной 73 мм пушкой в Афганистане фото

Поэтому у БМД-2, принятой на вооружение в 1985 году, пушку заменили на другую - автоматическую, калибра 30 мм (ее называют «вертолетной», поскольку ставят и на боевые вертолеты). И машина получилась настолько удачной, что не просто до сих пор стоит на вооружении, но и остается основной «броней» российского десанта.

фото с башни БМД-2 пламя по бокам - от предыдущего выстрела

А вот БМД-3, которая появилась на рубеже девяностых, наоборот, оказалась неудачной: она получила новый бронекорпус, стала крупнее и намного тяжелее... Но вооружение то не изменилось! А поскольку производство пришлось на эпоху развала экономики, за восемь лет Волгоградский тракторный завод собрал всего 137 экземпляров.
Наконец, в начале двухтысячных появилась БМД-4 - по сути, та же «трешка», только с башней от БМП-3. Но и эту машину едва не постигла судьба предшественницы: завод в Волгограде обанкротился, внедрение в войска невероятно затягивалось...

Огонь из 30-мм автоматической пушки ведет экипаж БМД-2,за ней на заднем плане БМД-4М фото

А военные не просто просили - требовали новую технику. Вот цитата из интервью главнокомандующего ВДВ Владимира Шаманова «Российской газете» в 2012 году:

Машина нужна как воздух. Даже в борьбе с бандформированиями на Северном Кавказе нам не хватало огневой мощи. А если противник посерьезней? С одной 30-мм пушкой и одной срабатывающей через раз противотанковой ракетой на башне сегодня много не навоюешь!

А вот цитата из выступления начальник Генштаба РФ Валерия Герасимова

БМД-2 устарели и морально, и физически. Возраст машин составляет 20-25 лет, а иногда и более. Износ основных узлов и агрегатов не позволяет использовать боевые возможности. По этой причине в ходе марша на полигон (речь идет о внезапной проверке боеготовности войск) вышли из строя две единицы БМД-2.

  • БМД 4М фото боевая машина десанта из Кургана

И вот, наконец, перед нами БМД-4М - разработанная и сделанная уже не в Волгограде, а в Кургане. Внешних отличий от предыдущей БМД-4 всего два: это выхлоп (не на корме, а справа) и катки (с канавкой, как у БМД-2). Зато «начинка»...
Поскольку Курганмашзавод традиционно выпускает боевые машины пехоты, новая «бээмдэшка» на 60% унифицирована с БМП-3: это ходовая часть, башня с вооружением, водометы, электрооборудование.
И «силовой блок» с двигателем - 500-сильным многотопливным УТД-29 завода Барнаултрансмаш. Кстати, на БМД-2 стоит дизель тоже из Барнаула, но 240-сильный. Так что мощность выросла больше чем вдвое! Тогда как масса - в 1,75 раза. И расход топлива вырос почти вдвое: у БМД-2 он равен, если судить по вместимости баков и запасу хода, 56 л/100 км, а у новой машины - 92 л/100 км. Зато сам запас хода остался прежним - 500 км.

Двигатели БМД-2 и БМД-4М фото

А вооружение - даже не сдвоенное, а строенное: 100-мм орудие, 30-мм автоматическая пушка и пулемет калибра 7,62 мм. Правда, конструкторам пришлось пойти на компромисс: поскольку «вертолетная» пушка сюда не помещалась, ее заменили на «самолетную», менее скорострельную. Но точность стрельбы, наоборот, выросла: поскольку 30-мм ствол жестко скреплен с толстой «трубой» 100-мм орудия, он не раскачивается при движении. И если раньше для поражения цели на ходу требовалось израсходовать десяток-другой снарядов калибра 30 мм, теперь для этого достаточно нескольких выстрелов.
А противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) запускаются прямо через 100-мм ствол, нажатием кнопки, - тогда как у БМД-2 для этого надо вылезать из машины.
Наконец, теперь БМД десантируется не только с механиком-водителем и командиром, а со всем экипажем и десантом. Это значит, что после приземления бойцам больше не надо искать свои машины - которые зачастую приземляются в нескольких километрах...
Конечно, за все надо платить - например, особенностями десантирования.

съемные крышки капотов, на переднем БМД-2, на заднем плане БМД-4М

Если БМД-2 может «прыгать» из разных самолетов, от АН-26 до Антея, то для покрупневших и потяжелевших БМД-4М подходит исключительно ИЛ-76, причем его сейчас модернизируют, чтобы можно было десантировать не две, а три машины.

фото сравнительные размеры БМД-2 (она слева) новая БМД-4М выглядит настоящим танком. Видна разница в вооружении: у БМД-2 - одна 30-мм пушка, у БМД-4М пушка этого калибра спарена со 100-мм орудием

Ну а теперь - пора почувствовать себя в роли механика- водителя и наводчика! Для начала - на заслуженных БМД-2. Ой, какие БМД-2 низкие по сравнению с бронетранспортерами! «Это чтобы спрятаться от врага, - комментируют военные. - Если БМД лягут на днище, опустившись на гидропневматической подвеске, то могут проползти незамеченными через поле пшеницы». Вдобавок такая подвеска позволяет обманывать электронные прицелы, куда заложены габариты различной бронетехники. Электроника теряется: мол, что это?
Сравним с БТР-82А (который наконец получил электропривод поворота башни и стабилизатор вооружения), присутствует ли что- либо из этого набора на БМД-2. И знаете,что оказалось? У «бээмдэшек» образца восьмидесятых!!!, в отличие от ровесника БТР-80, все это есть!
«ВДВ всегда получали все самое лучшее, - улыбаются десантники. - Поэтому «бээмдэшки» по конструкции лет на двадцать, а то и тридцать, опережают аналогичную технику пехоты».
Но с точки зрения механика- водителя БМД-2 - примерно то же, что и БТР, только с рабочим местом посередине и рычагами вместо баранки. Педалей три, приборная панель - древняя.

спартанское рабочее место механика-водителя БМД-2 приборная панель из советских времен, видна мешанина из трубок и тяг на полу

После запуска дизеля надо первым делом выставить регулятором обороты холостого хода (900-1000 об/мин). Потом, выжав сцепление, включаем первую передачу, тянем оба бортовых рычага на себя, отпускаем сперва сцепление, потом «бортовые» - и поехали. Правда, передачи за меня переключал механик-водитель, сидевший рядом: чтобы я сосредоточился на управлении!!!
Но оно вполне понятное: надо повернуть вправо - тянешь правый рычаг (правая гусеница тормозится, и машина крутится вокруг нее), влево - левый рычаг, затормозить - оба рычага. Рычаги тугие, однако «бээмдэшка» едет именно туда, куда ты хочешь, - хоть на заснеженной дороге, хоть в чистом поле. Да и комфорт езды куда выше, чем у БТРа, благо подвеска гидропневматическая.

БМД 4М фото боевая машина десанта паспортные данные

Модель БМД-2 БМД-4М
Боевая масса, т 8,0 14,0
Экипаж, чел. 2 3
Десант, чел. 5 4 (♦ резервное место)
Наружные длина 5970 6000
габариты, мм ширина 2700 3150
высота 2180 2700
Клиренс, мм мин. 100 100-30
макс. 450 500+30
Двигатель дизель 5Д20-240 многотопливный УТД-29
Макс, мощность, л.с. 240 500
Удельная мощность, л.с./т 30,0 35,7
Трансмиссия механическая гидромеханическая
Макс, скорость, км/ч по шоссе 60-61 70
на плаву 10 10
Емкость топливных баков, л 280 460
Запас хода, км 500 500
Вооружение орудие-пусковая установка (калибр) - 2А70 (100 мм)
пушка (калибр) 2А42 (30 мм) 2А72 (30 мм)
пулемет (калибр) ПКТ (7,62 мм), 2 шт. ПКТМ (7,62 мм)
Боекомплект выстрелов к орудию - 34
выстрелов к пушке 300 464
патронов к пулемету 2980 2000
ПТУР 3 4

А вот на месте наводчика, в башне, мне пришлось туго: в зимнем комбинезоне 56-го размера я еле поместился там. Кое-как протиснулся в люк, просунул ноги под сиденье. Мне говорят: «Видишь три кнопки на «Чебурашке»? Вклю-чай их!» «Чебурашка» - это пульт управления башней и оружием с двумя «ушками» наводки по бокам. А я не то что нажать кнопки, вздохнуть еле могу: «Чебурашка» уперлась прямо в грудь, придавив ее. С трудом включаю электроприводы и понимаю: в обычный прицел смотреть получается, а вот в зенитный (он левее) - уже с трудом.
«Наводчиками сюда надо брать маленьких и тощих», - вздохнул я, выбравшись наружу. Причем если наводчика ранят или убьют - внутри машины его не стащишь со своего места при всем желании. А после стрельб в башне - натуральная дымзавеса: наводчик открывает люк, а оттуда дым валит...

  • Описание БМД 4М фото боевая машина десанта

Неудивительно, что когда я направился к БМД-4М, был настроен скептически. Но был потрясен - вопервых, простором, а во-вторых, обилием сверхсовременных решений и электроники. (Если она выйдет из строя, экипаж просто перейдет на традиционное управление.)
Первый шок ждал меня на месте наводчика. Да я здесь могу не просто дышать, а вольготно двигаться и даже фотографировать! И «Чебурашка» ничуть не мешает. Если прежде «башнёр» сидел в одиночку (а командир - внизу, слева от механика-водителя), то теперь командир и наводчик - бок о бок. У обоих - одинаковые пульты тепловизоров, причем можно наводить и стрелять, глядя прямо в экран. Но есть и традиционные прицелы, и они расположены удобнее, нежели у БМД-2.

БМД-4М - простор, современная обстановка, всего две педали... и сообщениями борткомпьютера, цветным ударопрочным дисплеем

Не меньше шокировали простор и обстановка в «кабине водителя». Вместо рычагов - руль наподобие велосипедного, над ним - селектор переключения передач, напоминающий Волгу ГАЗ-21. Здесь стоит коробка-«автомат»? Именно так! Потому и педали сцепления нет, зато «тормоз» широкий, под любую ногу.
Над штурвалом - блок подсвеченных кнопок с четкими надписями, по левую руку - разноцветный (что вообще сразило наповал) противоударный монитор с изображением приборов и сообщениями борткомпьютера («К запуску готов», «Стояночный тормоз включен», «Внимание! Закрой люки!»). Ощущение - будто сидишь не в «танчике», а в звездолете!
Ну, люк я закрывать не буду, поскольку поеду, как и на БМД-2, «по-походному», - приподняв сиденье ножным рычажком у основания и высунув голову наружу. А как запускать мотор?
«Электростартером, воздухом или комбинированным способом, - инструктируют меня. - Нажимаешь нужную кнопку, потом ждешь 20 секунд, пока система завершит диагностику, выжимаешь педаль газа, жмешь кнопку стартера еще раз...»

Блок кнопок и селектор коробки-«автомата» фото БМД-4М

В бронетехнике - цветной монитор с изображением приборов У водителя-механика БМД-4М - простор, современная обстановка, всего две педали... и сообщения борткомпьютера? Не может быть! И штурвал вместо рычагов, блок кнопок и селектор коробки - «автомата» очень информативны. Три желтые кнопки (справа) отвечают за запуск двигателя.

Р-р-р-бац: загрохотавший двигатель внезапно заглох. Я что-то сделал не так? Слишком резко отпустил «газ»! Но со второго раза все получилось. Мне помогли выставить обороты, я снял машину с «горного тормоза» (аналог автомобильного ручника), передвинул селектор трансмиссии на «R» и, «бибикнув», аккуратненько сдал на-зад. А дальше все просто: первая передача, разгон, вторая - и погнал по полю, подруливая буквально одним пальцем. И если БМД-2 управляется отлично, то БМД-4 - еще и невероятно легко. И потому к выражению военных «красивая техника хорошо воюет» могу добавить: а в удобной и современной не устаешь! Наводчику в БМД-4М гораздо просторнее и удобнее, у наводчика, и у командира - тепловизоры, при помощи которых можно и наводить, и стрелять.

Рабочий клиренс БМД-4М 420 мм, но может изменяется от 500 до 100 мм

Знаете, чего я не ожидал? Того, как ответят десантники на мой вопрос, нравится ли им служба. Несколько человек из экипажей БМД, не сговариваясь, сказали, что им очень интересно: «Ну как же, новую технику изучаем». А служить с интересом - согласитесь, совсем другое, нежели осваивать машины, за рычагами которых сидели еще отцы нынешних ребят.
До 2025 года ВДВ должны получить около 1500 новых «бээмдэшек» - аналогов которым, как уверяют военные, в армиях других стран нет. Так что - за десант! И за то, чтобы эти машины стреляли только на полигонах.

В начале шестидесятых годов командование воздушно-десантных войск потребовало от промышленности создать специализированную боевую машину. Боевая машина десанта (БМД) должна была иметь высокую подвижность и мощное вооружение. При этом главным качеством перспективной техники была возможность перевозки и десантирования с существующих военно-транспортных самолетов.


На этапе формирования требований к новой боевой машине нередко высказывались сомнения в самой возможности создания техники с подобными возможностями и минимальными габаритами. Тем не менее, командующий ВДВ генерал-полковник В.Ф. Маргелов смог убедить противников проекта в его необходимости. Согласно окончательным требованиям, новая БМД должна была иметь характеристики на уровне боевой машины пехоты БМП-1. Возможности самолетов Ан-12 сказались на требованиях к габаритам и весу машины. Так, боевой вес БМД с парашютной системой не должен был превышать 12 тонн.

В исследовательских работах по теме перспективной БМД были заняты несколько предприятий, в том числе Волгоградский тракторный завод. В 1964 году волгоградские инженеры закончили работу над двумя вариантами эскизного проекта боевой машины. Оба варианта разрабатывались в рамках одного проекта «Объект 915» и поэтому имели несколько общих черт. В двух вариантах проекта предусматривалось использование одного и того же двигателя, а также схожих компоновочных решений.

В двух эскизных проектах предлагалось разместить боевое отделение в средней части бронированного корпуса, а моторно-трансмиссионное – в корме. Различия в компоновке заключались в размещении экипажа и десанта. В первом варианте проекта три десантника располагались в передней части корпуса и могли использовать пулеметные установки. За местами трех десантников разместили боевое отделение, в котором предполагалось оборудовать рабочие места механика-водителя и командира-наводчика. Поскольку место механика-водителя перенесли во вращающуюся башню, его оборудовали специальным поворотным механизмом, предназначенным для сохранения положения вне зависимости от угла поворота башни. Подобные механизмы разрабатывались для некоторых предыдущих проектов легкой бронетехники. За боевым отделением удалось поместить еще два сиденья для десантников. Для посадки и высадки десант мог воспользоваться люками в крыше и корме корпуса.



Второй вариант проекта «Объект 915» был менее смелым в отношении примененных идей. Рабочее место механика-водителя поместили в носовой части корпуса. Слева от него предусмотрели сиденье командира, справа – десантника. Командир и десантник располагали пулеметными установками. В качестве комплекса вооружения второго варианта БМД использовали башню, заимствованную у БМП-1. Между боевым и моторно-трансмиссионным отделением поместили три сиденья для десантников. Набор люков в корпусе соответствовал первому варианту.

По результатам сравнения двух вариантов наиболее выгодным был признан первый. В апреле 1964 года был собран макет перспективной БМД «Объект 915» первого варианта, в котором механик-водитель располагался в боевом отделении. Несмотря на сравнительную сложность подобного расположения рабочего места водителя, в то время оно рассматривалось как удобное и перспективное техническое решение. В таком случае механик-водитель должен был следить за дорогой через перископические наблюдательные приборы, расположенные на крыше башни. Это положительно сказывалось на обзоре при движении как по суше, так и по воде. Тем не менее, были выявлены определенные проблемы психологического характера: привыкание к работе во вращающейся башне могло вызывать большие затруднения.

Сравнение высот танка ПТ-76 и полноразмерного макета БМД «Объект 915» (второй вариант) в положении при минимальном клиренсе, 1965 г

Строительство макета позволило определить плюсы и минусы новой компоновки, а затем доработать ее. В дальнейшем разработка проекта «Объект 915» велась путем развития первого эскизного проекта. Таким образом, в техническом проекте корпус перспективной БМД разделялся на три отсека. В передней части машины предусмотрели три сиденья для десанта, три пулеметные установки с пулеметами ПКТ, аккумуляторные батареи, стеллажи для коробок боекомплекта и части ЗИП. В средней части корпуса расположили боевое отделение с вращающейся башней. Слева от вооружения в башне поместили поворотную платформу с рабочим местом механика-водителя. Для наблюдения за обстановкой над платформой предусмотрели небольшую башенку с приборами ТНПО-170. Один из них можно было заменить прибором ночного видения ТВМ-26. Справа от вооружения в башне поместили сиденье командира и набор прицельного оборудования. Смотровые приборы командира были аналогичны приборам водителя. Там же, справа от вооружения, предусмотрели место для боеукладок орудия, пулемета и ракетного комплекса.

Сразу за боевым отделением, перед моторной перегородкой находились два сиденья для десантников и стеллажи для боекомплекта. Рядом с местами десантника находились шаровые установки для ведения огня из автоматов. Для посадки и высадки десантников в кормовом листе боевого отделения должен был находиться сравнительно крупный люк. В крышке люка также предусмотрели наблюдательный прибор и шаровую установку для стрельбы из автомата.

В кормовой части корпуса разместили дизельный двигатель УТД-20А мощностью 250 л.с. Примечательно, что двигатель для «Объекта 915» имел меньшую мощность в сравнении с базовым УТД-20, примененным на БМП-1. Перспективная боевая машина десанта получалась почти вдвое легче машины пехоты, что позволило выбрать двигатель меньшей мощности. 250-сильный дизель УТД-20А обеспечивал оптимальное соотношение удельной мощности и расхода топлива. Внутри корпуса удалось разместить несколько топливных баков общей емкостью 400 литров. Расчетный запас хода достигал 500 километров.

При разработке бронированного корпуса для БМД «Объект 915» волгоградские конструкторы применили наработки, полученные в ходе проекта экспериментального плавающего танка «Объект М906». Предполагалось широко использовать сплавы алюминия, которые позволяли снизить массу бронекорпуса до 1,5 тонны. Стальной корпус с аналогичным уровнем защиты получался на 500-550 кг тяжелее. Лобовые детали корпуса и башни новой машины десанта обеспечивали защиту от пуль калибра 14,5 мм при стрельбе с любой дистанции. Борт защищал экипаж и агрегаты от 7,62-мм пуль на расстоянии 400 м. Интересен тот факт, что одновременно с алюминиевым корпусом разрабатывался стальной. При массе около 2,5 тонн он обеспечивал больший уровень защиты.

Ходовая часть БМД «Объект 915» использовала регулируемую пневматическую подвеску. На каждом из бортов машины имелись шесть опорных катков с пневматической рессорой, гидравлическим амортизатором и ограничителем хода катка. Также на каждом борту БМД предусмотрели по три поддерживающих ролика, направляющее колесо с гидравлической системой натяжения гусеницы, а также ведущее колесо с цевочным зацеплением. Использование пневматической подвески позволило создать систему изменения клиренса. На рабочем месте механика-водителя предусмотрели пульт управления, при помощи которого он мог изменять клиренс в пределах от 100 до 450 мм и регулировать натяжение гусеницы.

В требованиях к проекту значилось пересечение водных преград вплавь. Герметичный корпус имел хороший запас плавучести (порядка 60%), что можно было использовать для перевозки дополнительного груза весом около 2 тонн. Для передвижения по воде в моторно-трансмиссионном отделении разместили два водомета. Расчеты показывали, что «Объект 915» сможет плавать со скоростью до 12 км/ч.

Для упрощения конструкторских работ боевую машину десанта «Объект 915» в первом варианте проекта оснастили башней, разработанной для легкого танка «Объект 911Б». В результате этого главным вооружением новой БМД стало гладкоствольное орудие 2А28 «Гром» калибра 73 мм. В одной установке с пушкой предполагалось монтировать пулемет ПКТ. На крыше башни предусмотрели пусковую установку противотанковых ракет комплекса 9М14 «Малютка». Таким образом, комплекс вооружений перспективной машины десанта полностью удовлетворял требованиям заказчика относительно унификации с БМП-1. Для наведения орудия и пулемета командир мог использовать комбинированный (дневной и ночной) прицел ПКБ-62. Углы вертикальной наводки составляли от -3° до +20°.

Три пулемета, размещенные в передней части корпуса, оснащались перископическими прицелами и перекрывали широкий сектор передней полусферы. Все три пулеметные установки позволяли вести огонь в горизонтальном секторе шириной 35°. Допустимые углы возвышения – от -3° до +15°. В проекте БМД «Объект 915» использовались пулеметные установки, разработанные в ходе предыдущего проекта боевой машины пехоты «Объект 914».

Боекомплект орудия 2А28 состоял из 40 активно-реактивных выстрелов, 27 из которых располагалось в механизированной укладке автомата заряжания. Последняя находилась в кормовой нише башни и состояла из 27 трубчатых контейнеров, соединенных в цепь. Электрические приводы по команде экипажа доводили на линию заряжания очередной контейнер и досылали выстрел в ствол орудия. Остальные 13 выстрелов предполагалось перевозить в укладках боевого отделения. В боевом отделении также удалось разместить укладки на 4000 пулеметных патронов, две ракеты комплекса «Малютка», 10 ручных гранат и сигнальный пистолет с боеприпасами.

На определенной стадии проекта конструкторы Волгоградского тракторного завода рассматривали иные варианты комплекса вооружений. Так, вместо орудия «Гром» предлагалось установить два 14,5-мм пулемета КПВТ и сохранить пусковую установку ракетного комплекса. Кроме того, предлагалось создать двухместную башню с автоматической пушкой калибра 30 мм, что было позже воплощено в проекте боевой машины пехоты БМП-2.

Развитие первого варианта проекта «Объект 915» привело к появлению новой смелой идеи. Конструкция этой боевой машины позволяла создать унифицированное шасси для военной техники различного назначения с боевой массой не более 10-12 тонн. Имеются сведения о создании эскизных проектов легкого танка, командно-штабной и санитарной машин, а также самоходной зенитной установки. В конце 1964 года началась сборка натурного макета второго варианта БМД, разработанного в рамках проекта «Объект 915».

Проект боевой машины десанта «Объект 915» выглядел многообещающе, но все же некоторые его нюансы не устраивали заказчика. Тем не менее, технический проект БМД, разработанный в 1964 году, определил направление дальнейшего развития этого класса техники. По результатам сравнения нескольких проектов министерство обороны выбрало Волгоградский тракторный завод в качестве разработчика новой боевой машины для десанта. В 1965 году стартовал проект, сохранивший старое обозначение. В ходе нового проекта «Объект 915» была создана боевая машина, принятая на вооружение под названием БМД-1.

По материалам сайтов:
http://dogswar.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://b-m-d.info/
http://arms-expo.ru/

Советская/российская боевая гусеничная плавающая машина, авиадесантируемая парашютным, парашютно-реактивным или посадочным способом. БМД-3 предназначена для транспортировки личного состава воздушно-десантных войск, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя.

Принята на вооружение в 1990 г.

История создания

Работы по созданию БМД-3 были начаты параллельно с разработкой БМП-3. Однако, результаты разработки показали, что масса БМП-3 со средствами десантирования значительно превысит 20 тонн, таким образом самолёт Ил-76М сможет поднять на борт только одну боевую машину. Поэтому в начале 1980-х годов были открыты работы по созданию облика боевой машины десанта. В ходе проектирования рассматривались два варианта БМД-3. Первый предполагал машину с комплексом вооружения из 100-мм орудия 2А70 спаренного с 30-мм малокалиберной автоматической пушкой 2А72. Расчётная масса такой БМД составляла 18 тонн. Второй вариант предполагал использование боевого модуля с 30-мм автоматической пушкой 2А42. Таким образом загрузка самолёта Ил-76М составляла либо 2 БМД массой 18 тонн, либо 3 БМД массой 12,5 тонн. Проведённые впоследствии научно-исследовательские работы доказали, что при втором варианте задачи БМД выполняются намного эффективнее. На основании полученного опыта и по результатам исследований 20 мая 1983 года постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС № 451-159 официально была открыта ОКР под шифром «Бахча». Работы предусматривали разработку боевой машины десанта массой 12,5 тонн. Головным разработчиком был назначен Волгоградский тракторный завод.

Через месяц после выхода постановления было согласовано тактико-техническое задание на новую БМД, а также завершён этап технического проекта. При разработке новой БМД был использован опыт, полученный в ходе выполнения работ по БМД-1 и лёгкому танку «Объект 934». К 1985 году были изготовлены и завершили приёмо-сдаточные испытания три опытных образца новой БМД. По результатам испытаний выявилось, что все образцы превышали допустимую массу на 190-290 кг, ходовая машины давала многочисленные сбои в работе, однако благодаря оперативной работе конструкторского бюро ВгТЗ большинство недостатков было устранено и в мае 1986 года опытные БМД завершили предварительные испытания.

В 1986 году Волгоградский тракторный завод изготовил ещё 3 опытных образца, которые были направлены на Государственные испытания. Новые образцы превысили допустимую массу на 400 кг, так как были изготовлены с учётом мероприятий по повышению надёжности узлов ходовой части. Государственные испытания БМД проходили в период с 27 октября 1986 года по 27 октября 1987 года. По результатам испытаний две из трёх машин были доработаны и отправлены на контрольные испытания в различных климатических зонах. Испытания проводились в период с 10 июля по 19 ноября 1988 года. Результат испытаний по теме «Бахча» был оценён как положительный. Машина в целом соответствовала предъявляемым тактико-техническим требованиям, поэтому 10 февраля 1990 года боевая машина «Объект 950» была принята на вооружение СССР под обозначением БМД-3.

Описание конструкции

Благодаря двухканальному прицелу вести огонь из пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемёта может как наводчик-оператор, так и командир машины. На машине установлен стабилизированный комбинированный дневной и ночной (активный-пассивный) перископический прицел.
В БМД-3 установлены индивидуальные универсальные сиденья для всего боевого расчёта (7 человек), которые крепятся не к днищу, а к крыше корпуса, это повышает защиту расчёта машины от мин и фугасов.
Имеется защита от оружия массового поражения.
Боекомплект, шт.:
-30-мм выстрелы к пушке 2А42 (500)
-патроны калибра 7,62 мм (2000)
-ПТУР «Конкурс» (4)
-выстрелы к гранатомёту АГС-17 (290)
-патроны калибра 5,45 мм (2160)
-Авиатранспортирование: Ил-76, Ан-22, Ан-124, Ми-26
-Авиадесантирование: Ил-76, Ан-22

Характеристики

Боевая масса, т: 12,9..13,2
-Экипаж, чел.: 2
-Десант, чел.: 5
-Размеры:
-Длина корпуса, мм: 6000
-Длина с пушкой вперёд, мм: 6360
-Ширина корпуса, мм: 3114
-Высота, мм: 2170..2450
-База, мм: 3200
-Колея, мм: 2744
-Клиренс, мм: 130..530
Бронирование:
-Тип брони: противопульная. Башня из стали, корпус из алюминиевой брони
Вооружение:
-Калибр и марка пушки: 30-мм 2А42
-Тип пушки: нарезная малокалиберная автоматическая пушка
-Боекомплект пушки: 500+360
-Углы ВН, град.: -5..+75
-Углы ГН, град.: 360
-Дальность стрельбы, км: до 4
-Прицелы: БПК-2-42, 1ПЗ-3, ПЗУ-5, ППБ-2-2
-Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ 1 х 5,45-мм РПКС-74
-Другое вооружение: 1 х АГС-17 «Пламя» 1 х ПУ ПТРК 9М111 «Фагот»/9М113 «Конкурс»
Подвижность:
-Тип двигателя: Марка: 2В-06-2 Тип: дизельный с наддувом Объём: 16950 куб.см Конфигурация: Оппозитный-6 Цилиндров: 6 Расход топлива при смешанном цикле: 136..164 л/100 км Расход топлива на трассе: 90 л/100 км Охлаждение: жидкостное Тактность (число тактов): 4 Порядок работы цилиндров: 1л-3п-2л- -1п-3л-2п Рекомендованное топливо: ДЛ, ДЗ, ДА, ТС-1, Т-2, А-72, А-76, АИ-93 Мощность двигателя, л. с.: 450
-Скорость по шоссе, км/ч: 70..71
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: 500
-Запас хода по пересечённой местности, км: 275..330
-Удельная мощность, л. с./т: 24,3
-Тип подвески: независимая, индивидуальная пневматическая
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,32..0,48
-Преодолеваемый подъём, град.: 35
-Преодолеваемая стенка, м: 0,8
-Преодолеваемый ров, м: 1,5
-Преодолеваемый брод, м: плавает

Воздушно-десантные войска всегда были элитой - сначала в Советской, а затем и в Российской армии. Они отличаются от обычных сухопутных подразделений не только повышенным уровнем боевой подготовки, но и особым оснащением, частью которого, начиная еще с 60-х годов прошлого века стали боевые машины десанта. Наиболее современным образцом этой легкой бронированной техники являются БМД 4М. Их серийное производство продолжается с 2015 года, однако, «биография» новых боевых машин началась значительно раньше и была довольно непростой.

История разработки боевой машины десанта БМД-4М

В 80-е годы прошлого века в Советской армии произошла смена поколений лёгкой бронетехники: мотострелковые войска получили БМП-2 , а воздушно-десантные – БМД-2. Эти машины отличались между собой по компоновке и общему весу, но были унифицированы по вооружению, главным элементом которого являлась автоматическая тридцатимиллиметровая пушка 2А42.

По всей видимости, как военные заказчики, так и конструкторы бронетехники планировали и далее обеспечивать «огневое равенство» обычной пехоты и десантников. Между тем еще в 1977 году начались работы по созданию БМП-3, вооружение которой было радикально усилено за счет нового орудия 2А70 калибром 100 мм. Попытка установить такую же пушку на БМД грозила недопустимо увеличить её массу.

Несмотря на эти опасения, уже при проектировании будущей БМД-3 изучалась возможность использования на ней тех же видов оружия, что и на БМП-3. Расчеты показали, что вес такой машины будет превышать 18 тонн. Это означало, что основной военно-транспортный самолет Ил-76 сможет взять на борт только две БМД, что не устраивало командование воздушно-десантных войск.

В итоге БМД-3 осталась с той же пушкой 2А42, что и БМД-2, отличаясь от последней системой управления оружием и несколько усиленной бронёй. В качестве «полумеры» для увеличения уровня вооруженности новую машину оснастили автоматическим гранатомётом. В 1990 году БМД 3 приняли на вооружение, однако, весь объем её последующего серийного выпуска составил только 137 единиц.

В результате к началу двадцать первого века российские ВДВ пришли с морально устаревшими БМД-1 и БМД-2. Обе эти машины уже не могли обеспечивать полноценную огневую поддержку на поле боя. Предвидя такую ситуацию, конструкторы Волгоградского тракторного завода еще в 1997 году решили вернуться к старой идее и попытаться модернизировать БМД-3, установив на ней боевое отделение «Бахча-У», как и на БМП 3.

В последний день 2004 года обновленная боевая машина десанта получила название БМД-4. Уже через несколько месяцев первые образцы поступили в воздушно-десантные войска. Следует отметить, что еще в период разработки конструкторам удалось добиться от заказчиков некоторого смягчения требований к весу машины. Поначалу военные хотели, чтобы масса БМД-4 была той же, что и у БМД-3, но после долгих и мучительных переговоров стороны сошлись на ограничении в 13 200 килограммов. Другие полученные на БМД 4 технические характеристики заказчиков вполне устраивали.

В реальности же вес составил 13,6 тонны, что сразу же вызвало немало претензий, хотя и так было ясно, что установить стомиллиметровую пушку с боекомплектом и не утяжелить машину физически невозможно.

Стремясь снизить массу, конструкторы сняли с БМД автоматический гранатомёт и несколько уменьшили боекомплект тридцатимиллиметровой пушки, но добиться полной «компенсации» при этом не удалось.

Несмотря на целый ряд позитивных отзывов, Министерство обороны не спешило с заказами на БМД-4. Причины этого вскрылись несколько позже, но Волгоградскому тракторному заводу это уже не помогло – в 2005 году предприятие обанкротилось, и было фактически упразднено. Поскольку воздушно-десантные войска по-прежнему нуждались в обновлении своего парка бронетехники, проект БМД-4 был передан «Курганмашзаводу», производителю БМП-3.

Уже в 2008 году был продемонстрирован переделанный вариант боевой машины десанта, получивший обозначение БМД-4М. Конструкторы «Курганмашзавода» существенно изменили геометрию бронекорпуса, приблизив её к БМП-3, и установили более мощный двигатель, что позволило немного повысить скорость и маневренность. В то же время комплект вооружения остался прежним. Казалось, что проект, наконец, сдвинулся с мёртвой точки, однако, тут-то и всплыли остававшиеся до этого «под ковром» противоречия среди военного руководства.

В апреле 2010 года В.А. Поповкин, первый заместитель министра обороны России, от имени этого ведомства сказал, что никаких закупок БМД-4М не планируется. Новую машину немедленно начали яростно критиковать – на этот раз вполне публично. Особое возмущение высказывалось относительно низкого уровня защиты экипажа и высокой закупочной цены (примерно на 10% больше, чем у танка Т-90А). Дело дошло до заявлений о необходимости приобретения иностранной военной техники для ВДВ.

В 2012 году БМД-4М в очередной раз «похоронил» Н.Е. Макаров, начальник генерального штаба ВС РФ, который попутно обругал еще и БМП-3. Между тем были у новой машины и сторонники. При этом нетрудно было заметить, что против БМД-4М выступали генералы из «обычных» сухопутных войск, в то время как их оппонентами являлись представители ВДВ. Наиболее же авторитетным «защитником» новой машины стал В.А. Шаманов.

Следует учитывать, что с 2007 по 2012 год Министерством обороны руководил А.Э. Сердюков, который относился к воздушно-десантным войскам с откровенной неприязнью, поскольку они явно «не вписывались» в проводимую им реформу. Какое-то время даже стоял вопрос о полном упразднении ВДВ. Разумеется, десантники не могли смириться с подобным отношением, что привело к долгой и бессмысленной «войне», одной из жертв которой вполне могла стать и БМД-4М.

Лишь в 2016 году было принято решение о принятии на вооружение новой боевой машины десанта. Объем серийного выпуска БМД-4М составил свыше 180 единиц, производство продолжается. Более того, планируется изготовление новых видов десантной бронетехники на шасси этой машины. Сбудутся ли эти замыслы, сказать сложно, потому что финансовое положение «Курганмашзавода» довольно тяжёлое – вот уже много лет предприятие буквально балансирует на самом краю пропасти, а другого производителя в России сейчас просто нет.

Цели и задачи

Боевая машина десанта БМД-4М создана для решения следующих основных задач:

  1. Перевозка бойцов ВДВ в ближнем и оперативном тылу;
  2. Уничтожение огневых точек, бронетехники, укреплений и живой силы противника;
  3. Обеспечение защиты бойцов ВДВ на поле боя от огня стрелкового оружия и осколков наиболее распространенных видов снарядов и мин.

Основное качество, отличающее БМД от обычной боевой машины пехоты – она может десантироваться как парашютным, так и посадочным способом, причем вместе с экипажем.

Описание конструкции

По своему внутреннему устройству БМД-4М во многом похожа на более ранние гусеничные машины для ВДВ, прежде всего, на БМД-3, однако, инженеры «Курганмашзавода» внесли в конструкцию целый ряд изменений, направленных на достижение максимального уровня унификации с БМП-3. Такой подход намного упрощает серийное производство, ремонт и техническое обслуживание.

Корпус и башня

Компоновка БМД-4М та же, что и у других советских/российских боевых машин десанта. В передней части корпуса находится отделение управления. В нем предусмотрены места для двух десантников и механика-водителя (в центре). Средняя часть машины представляет собой боевое отделение. Непосредственно над ним – вращающаяся башня. Здесь, вместе с основными системами вооружения размещаются командир и наводчик.

Башня, в отличие от алюминиевого корпуса, изготовлена из стальной брони. Она представляет собой часть единого боевого модуля «Бахча-У», который устанавливается и на другие образцы российской лёгкой бронетехники. Поворачивать башню в горизонтальной плоскости можно на 360 градусов.

Система управления огнем (СУО)

Комплект оборудования, предназначенного для ведения точного огня по различным целям, включает в себя следующие основные элементы:

  1. Прицел командира. С помощью этого прибора командир может самостоятельно стрелять по различным целям из пушек и пулемета, или же давать целеуказание наводчику. Используются дальномерный, дневной и ночной каналы;
  2. Прицел наводчика. В отличие от командира, этот член экипажа БМД-4М может применять противотанковые управляемые ракеты, для чего в его прицеле имеется отдельный информационный канал. При необходимости можно использовать двенадцатикратное оптическое увеличение. Кроме того, имеется сопряженный с прицелом тепловизор ;
  3. Стабилизатор вооружения. Выравнивание выполняется в двух плоскостях;
  4. Устройство для автоматического сопровождения целей, интегрированное с прицелами;
  5. Баллистический вычислитель.

Кроме того, у командира и наводчика имеются мониторы и пульты управления. Все эти устройства работают в тесном взаимодействии, которое достигается благодаря использованию единой информационной системы, дополненной датчиками для получения внешних данных об окружающей обстановке.

Характеристики бортовой системы управления огнём обеспечивают точное поражение целей как с места, так и в ходе движения, в том числе на плаву. Имеется также возможность вести навесную стрельбу осколочно-фугасными снарядами с закрытых позиций.

Силовая установка и трансмиссия

На БМД-4М устанавливается многотопливный дизельный двигатель УТД-29 с жидкостным охлаждением, такой же, как и на БМП-3. Этот десятицилиндровый мотор достигает своей максимальной мощности в 500 лошадиных сил при частоте вращения главного вала в 2600 оборотов в минуту. Наибольший крутящий момент – 1460 Нм. Двигатель обладает собственной массой в 910 килограммов. Он способен работать в условиях высокогорья, сохраняя все свои ТТХ даже на высоте в 4500 метров.

Трансмиссия боевой машины десанта тоже унифицирована с БМП-3 и собирается в одном блоке с двигателем. Коробка передач – автоматическая, четырёхступенчатая, с гидродинамическим трансформатором. При движении задним ходом машина способна достигать скорости в 20 км/ч.

Ходовая часть

Представители «Курганмашзавода» неоднократно заявляли, что им удалось добиться унификации БМД-4М с БМП-3 и по ходовой части, однако если это и произошло, то изменения, видимо, коснулись в основном скрытых от глаз деталей конструкции. Внешне же на БМД 4М хорошо заметны прежние пять опорных катков с каждой стороны машины. Не замечается ничего нового и в конструкции гусениц.

Боевая машина ВДВ БМД-4М оборудована гидропневматической подвеской, позволяющей изменять клиренс от 190 до 590 мм, приподнимая и опуская корпус.

Вооружение

В состав универсального боевого модуля «Бахча-У», установленного на БМД-4М, входят следующие виды оружия:

  1. Орудие 2А70 с автоматом заряжания. Калибр – 100 мм, прицельная дальность – до 7 км, вес выстрела – от 15,8 до 18,2 кг, скорострельность – до 10 выстрелов в минуту;
  2. Автоматическая пушка 2А72. Калибр – 30 мм, прицельная дальность – до 4 км (по живой силе). Питание – селективное, осколочно-фугасными или бронебойными патронами 30х165 мм;
  3. Пулемет ПКТМ. Калибр – 7,62 мм, прицельная дальность – до 1,5 км;
  4. Противотанковые управляемые ракеты «Аркан» 9М117М3. Запускаются через ствол основного орудия. Прицельная дальность – до 5,5 км, бронепробиваемость – 750 мм (средняя). Боевая часть – тандемная.

Боекомплект основного орудия включает в себя 34 выстрела, из которых 4 – это ПТУР «Аркан», а 30 обычных выстрелов размещены в «карусели» автомата заряжания.

Боекомплект пушки 2А72 состоит из 350 снарядов. При необходимости десантирования их количество должно быть уменьшено до 254 для снижения веса. По сравнению с орудием 2А42, которое устанавливалось на БМД-2, новая пушка обладает гораздо более низкой отдачей, но это преимущество получено за счет снижения темпа стрельбы, что ставит под вопрос эффективность поражения воздушных целей. Впрочем, для БМД 4М характеристики «зенитного огня» не так уж важны.

Пулемет ПКТМ комплектуется двумя тысячами патронов.

Кроме того, по бортам башни имеется шесть мортирок для запуска дымовых гранат 3Д6М.

Тактико-технические характеристики

Основные параметры приведены как для БМД-4М, так и для исходного варианта боевой машины.

БМД-4М БМД-4
Масса 13 500 кг 13 600 кг
Длина корпуса 6,1 м 6,1 м
Ширина 3,11 м 3,114 м
Высота 2,45 м 2,4 м
Клиренс 19-59 см 19-59 см
Максимальная скорость 70 км/ч 67,5 км/ч
Скорость по воде 10 км/ч 10 км/ч
Запас хода 500 км 500 км
Мощность двигателя 500 л.с. 450 л.с.
Вместимость Экипаж – 3 человека, десант – 5 человек Экипаж -3 человека, десант – 5 человек.

Благодаря замене двигателя, боевая машина десанта БМД 4М обладает более высокой удельной мощностью – 37 лошадиных сил на тонну (у БМД-4 было 33 л.с. на т.).

Достоинства и недостатки

Основное преимущество, которым обладает БМД-4М по сравнению со всеми более ранними моделями боевых машин десанта, – это очень мощное вооружение, позволяющее поражать любые цели на значительных дистанциях.

Имеются у этого образца лёгкой бронированной техники и другие достоинства:

  1. Высокий уровень совместимости с БМП-3 обеспечивает повышенную ремонтопригодность, простоту эксплуатации и технического обслуживания, а также улучшает снабжение комплектующими;
  2. Отличная проходимость по любому бездорожью;
  3. БМД-4М отличается прекрасной управляемостью, уверенно проходя резкие повороты и преодолевая крутые склоны. Машина уже не раскачивается, «входя в резонанс», как это случалось с БМД-1 и БМД-2;
  4. Имеется возможность усиления защищенности при помощи комплекта накладной брони. Правда, при десантировании её использование невозможно;
  5. У БМД-4М есть определенный запас модернизации - на её базе можно делать многие другие виды боевой техники.

Недостатки новой машины во многом традиционны для всего этого класса вооружений:

  1. Слабая броневая защита экипажа. БМД-4М сравнительно легко поражается малокалиберными автоматическими пушками, а борта уязвимы и для крупнокалиберных пулеметов;
  2. Боекомплект основного орудия находится в середине машины и не имеет дополнительных средств защиты. Таким образом, при детонации 100-мм снарядов весь экипаж гарантированно погибнет;
  3. Противоминная защита никак не усилена по сравнению с ранними моделями;
  4. Внутри БМД-4М очень тесно, особенно если бойцы в полном боевом снаряжении.

Кроме того, нарекания вызывает сама компоновка машины. Неоднократно высказывалось мнение о том, что впереди следовало бы разместить моторно-трансмиссионное отделение, что стало бы дополнительной защитой для экипажа. Вот только такое решение несовместимо с десантированием из-за переноса центра тяжести.

Модификации БМД-4М

Пока что вариантов БМД-4М только два – базовая модель и модернизированная до её уровня «командирская» БМД-4К, получившая обозначение БМД-4КМ.

В скором будущем должно появиться целое семейство новых модификаций:

  1. Самоходное противотанковое орудие 2С25М «Спрут-СДМ1». Опытные образцы этой машины представляют собой боевое отделение уже имеющейся десантной самоходки «Спрут-СД», переставленное на доработанное и удлиненное шасси БМД-4М;
  2. Самоходное орудие для ВДВ 2С42 «Лотос». Шасси – такое же, как у «Спрут-СДМ1», вооружение – длинноствольная универсальная пушка калибром в 120 мм. Эта машина должна придти на смену широко известной «Ноне-С»;
  3. «Корнет-Д1», индекс 9П162М. Установка для противотанковых управляемых ракет «Корнет» на шасси БМД-4М;
  4. «Птицелов». Зенитно-ракетный комплекс ближнего действия для воздушно-десантных войск. Информации о нем мало, но известно, что и он будет выпускаться на базе БМД-4М.

Кроме того, в прессу попадали сообщения об использовании БМД-4М для создания ремонтно-эвакуационного тягача и разведывательной машины.

Вся эта новая техника, скорее всего, появится уже в следующем десятилетии.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них