Большой противолодочный корабль «Керчь

В Севастополе началась утилизация большого противолодочного корабля БПК «Керчь» - бывшего флагмана Черноморского Флота . С огромного корабля уже снимают оборудование и вооружение. Крупнейшая боевая единица ВМФ РФ выведена из строя без единого выстрела.

С июня по ноябрь 2014 года «Керчь» проходила восстановительный ремонт, после которого должна была вновь сменить ракетный крейсер «Москва» на посту флагмана. «Москву» намеревались отправить на капремонт в Североморск.

Утром 4 ноября во время ремонтных работ на БПК произошел странный пожар. Якобы, загорелся электрообогреватель пустого матросского кубрика.

Огонь повредил ряд кормовых отсеков. Крупнейшая боевая единица российского флота была выведена из строя без единого выстрела. Конкретных виновных так и не нашли.

По результатам работы комиссии, расследовавшей ЧП, было принято решение о списании корабля, причем уже в 2015 году. Позднее утилизацию поврежденного судна отложили, объявив о его переводе в резерв как корабль подготовки плавсостава и плавучий штаб ЧФ.

Севастопольская общественность бурно требовала оставить «Керчь» в качестве музея. Он действительно мощен и очень красив, а места в бухте более чем достаточно. Именно так поступили с артиллерийским крейсером «Михаил Кутузов», который стал одной из главных достопримечательностей Новороссийска.

Музейная «Керчь» могла превратиться в важнейший объект военно-патриотического кластера Севастополя . Поток туристов на борт такого корабля гарантирован, причем в любое время года. Если швартовка у причала дорого стоит, его можно поставить на якорной банке. Многочисленные владельцы прогулочных катеров рассчитывали хорошо заработать на доставке посетителей к трапам БПК.

Однако не сложилось. В штабе флоте совершенно неожиданно отказались от идеи подготовки плавсостава. Предложения по музею вообще не стали обсуждать. Судно резко поставили на демонтаж и выгрузку вооружения и оборудования. Официальное пояснение - «утилизируем в связи с нецелесообразностью дорогостоящего ремонта и модернизации».

Похоже, «Керчь» очень спешат отправить «на иголки». Так моряки называют порезку на металлолом. Фото умирающего корабля уже появилось на интернет-форумах. Единственное утешение - по планам командования, имя «Керчь» когда-нибудь присвоят одному из новых кораблей ВМФ России .

…Построенная 43 года назад, «Керчь» была последней из «великолепной семерки» советских БПК проекта 1134 «Беркут-Б». Все они исключены из состава ВМФ РФ и проданны для разборки на металл.

Семь «букарей» проекта 1134Б стали вершиной эволюции советских противолодочных кораблей дальней морской зоны: по факту это мощнейшие ракетные крейсеры с громадным боекомплектом, газотурбинными силовыми установками и гипертрофированными противолодочным вооружением. Их полное водоизмещение достигало 9000 тонн, а высокие мореходные качества и значительный запас топлива позволяли пересечь по диагонали Атлантический океан!

Помимо уникальных боевых возможностей, это корабельное семейство отличалось высокими стандартами обитаемости. Проще говоря, хорошими условиями судового быта. Экипаж имел весьма сносный для Союза уровень комфорта, что особенно важно в условиях длительного несения службы в сложных климатических зонах.

Высокие оценки «великолепная семерка» получала не только от наших моряков, но и со стороны зарубежных экспертов. Так, американцы считали «букарей» наиболее удачным и эффективным проектом советской ПЛО дальней морской зоны. Кроме развитых противолодочных средств, на борту каждого было установлено четыре (!) зенитно-ракетных комплекса.

Такой корабль действительно мог стать уникальным флотским музеем. Севастопольский бизнес готовился серьезно вложиться в проект. Инициативная группа появилась в Москве. Увы, последний БПК пошел «на иголки».

Единственным, кому была уготована по-настоящему героическая судьба, стал большой противолодочный корабль «Очаков». Два десятилетия ржавел ветеран у заводских пирсов Севастополя. Но дождался «Крымской весны» - и закрыл собой гирло бухты Донузлава.

Один российский «Очаков» лег на дно, не выпустив в море целый отряд кораблей ВМС Украины !..

На этом судьба уникальных отечественных БПЛ проекта «Беркут-Б» закончилась. Севастопольцы отказывается понимать, почему высокие чины ВМФ так безапелляционно отказались отдавать «Керчь» под плавучий музей. Он нужен городу русских моряков.

Неужели «металлоломные» деньги решают все?

«Керчь», ранее «Эмануэле Филиберто дюка д’Аоста» или просто «Дюка д’Аоста» (итал. Emanuele Filiberto duca d"Aosta) - итальянский и советский лёгкий крейсер (тип «Дюка д’Аоста»), участник Второй мировой войны.

В составе Черноморского флота ВМФ СССР с 1949 по 1959 годы.

Проект крейсеров типа «Дюка д"Аоста» был разработан в 1932 году в Италии генерал-лейтенантом Умберто Пульезе. Корабль был заложен 24 января 1932 в Италии, на воду спущен 22 апреля 1934.

В состав КВМС Италии вступил 11 июля 1935. Считался одним из современных и мощных лёгких крейсеров 1930-х годов. Девятый корабль серии «Кондотьери».

Основные характеристики:

Водоизмещение 9230 т.
Длина 186,9 м.
Ширина 17,5 м.
Осадка 5,5 м.
Бронирование Продольная переборка: 35 мм.
Броневой пояс: 70 мм.
Палуба: 35 мм.
Орудийные башни: 40-90 мм.
Боевая рубка: 100 мм.
Двигатели 6 котлов Yarrow, 2 турбины Beluzzo/Parsons.
Мощность 110 тысяч л.с.
Движитель 2 винта.
Скорость хода 36,5 узлов.
Дальность плавания 3900 морских миль при 14 узлах.
Автономность плавания 1635 т мазута,
70 т турбинного масла,
253 т котельной воды,
59 т питьевой воды.
Экипаж 578.

Вооружение:

Радиолокационное вооружение РЛС воздушного и надводного обнаружения GUFO, стандартная ГАС.
Артиллерия 4 × 2 - 152-мм/53 OTO29 орудий.
Зенитная артиллерия 3 × 2 - 100-мм/47 Минизини,
4 × 2 - 37-мм/54 Br32,
6 × 2 - 13,2-мм пулемёта Br40.
Противолодочное вооружение два бомбомёта.
Минно-торпедное вооружение 6 торпедных аппарата калибром 533 мм.
Авиационная группа катапульта, два или три самолёта IMAM Ro.43.

Структура корабля

Лёгкий крейсер «Керчь» имел клёпанный корпус с полубаком, который простирался примерно на одну треть его длины. Система набора была смешанной (средняя часть по продольной системе, оконечности – по поперечной).
21 водонепроницаемая поперечная переборка делила корпус на 22 отсека. Предусматривалось, что корабль сможет выдерживать затопление любых двух смежных отсеков. Поперечная метацентрическая высота при нормальном водоизмещении составляла 1,52 м.

Броневая цитадель простиралась от 187 до 27 шпангоута (на крейсере была принята обратная система отчёта шпангоутов, начиная от кормового перпендикуляра), формировалась 70-мм нижним и 20-мм верхним броневыми поясами, 35-мм продольной броневой переборкой (отстояла на 3,5 м от главного броневого пояса) и 20-мм броневой платформой, соединявшей их основания. Дополнительно устанавливались 50-мм носовой и кормовой траверзы, а также 30...35-мм главная броневая и 12...15-мм верхняя палуба и палуба полубака.

Главная энергетическая установка

Энергетическая установка лёгкого крейсера состояла из трёх котельных отделений, в которых размещалось шесть 4-коллекторных водотрубных котлов Yarrow с вертикальными пароперегревателями (производительность – по 80 т/ч давлением до 25 кг/см² и температурой до 350°С).
В двух машинных отделениях были установлены два трёхкорпусных ГТЗА системы Parsons номинальной мощностью по 55 тыс. л.с. каждый при 250 об./мин у гребного вала. На корабле были также два вспомогательных котла.

Электроэнергетическая установка включала четыре турбогенератора по 160 кВт, установленные попарно в носовом и кормовом машинных отделениях, и два дизель-генератора той же мощности, расположенные в носовом и кормовом отделениях ниже ватерлинии за пределами бронированной цитадели. В силовой электросети использовался постоянный ток напряжением 220 В.
Запасы мазута составляли 1635 т, турбинного масла – 70 т, котельной воды – 253 т, питьевой – 59 т.

Вооружение

Главное вооружение корабля составляли четыре 152-мм двухорудийные артиллерийские установки, которые располагались линейно-возвышенно в носовой и кормовой частях корабля. Они отличались мощной баллистикой, имлеи раздельно-гильзовое заряжание с клиновым горизонтально-скользящим затвором.
Боекомплект каждого орудия составлял по 250 выстрелов. Система управления огнём артиллерии главного калибра состояла из центрального автомата стрельбы в центральном артиллерийском посту, командно-дальномерного поста с визиром центральной наводки и двумя 5-метровыми стереодальномерами.
Во второй и третьей башнях были дополнительные стереодальномеры с базой 7,2 м и башенные автоматы стрельбы, что давало возможность управлять огнём автономно.

Универсальный калибр был представлен тремя 100-мм спаренными палубными артустановками системы Минизини с боекомплектом 250 выстрелов на ствол (одна была в диаметральной плоскости).
У этих установок были полуавтоматическое патронное заряжание и электрические привода наведения, однако по скорости наводки, скорострельности и эффективности этот универсальный калибр уже почти не отвечал требованиям в начале войны.
Имелось две группы (правого и левого борта) морских приборов управления артиллерийским зенитным огнём с двумя зенитными автоматами стрельбы и двумя визирно-дальномерными постами с 3-метровыми стереодальномерами.

Малокалиберная зенитная артиллерия корабля располагала четырьмя 37-мм спаренными и восемь 20-мм одноствольными зенитными автоматами фирмы «Breda»: современными, но стрелявшими с наведением только от стандартных оптических и диоптрических прицельных устройств.

Торпедное вооружение было представлено двумя трёхтрубными 533-мм наводящимися торпедными аппаратами: всего было 12 торпед, 6 из которых были в аппаратах и ещё 6 на стеллажах поблизости на надстройке, без боевых зарядных устройств.
В ходе войны, однако, от торпед моряки отказались, поскольку хранить их было весьма опасно, а надобность в них не была большой: освободившиеся веса использовались для хранения дополнительного боезапаса зенитных автоматов.

На корабле были также два бомбомёта и два кормовых бомбосбрасывателя для противолодочных глубинных бомб. В перегруз крейсер принимал на минные дорожки верхней палубы мины заграждения (до 150 штук, в зависимости от образца).
На шкафуте крейсера была поворотная катапульта, на которой хранилось два поплавковых гидросамолёта-биплана типа IMAM Ro.43. Позднее на крейсер была установлена корабельная РЛС воздушного и надводного обнаружения типа «GUFO», которую демонтировали вместе с ГАС при передаче корабля ВМФ СССР.

Служба

Довоенная

В начале своей службы «Дюка д"Аоста» состоял в 7-м дивизионе крейсеров, в 1938 году он проходил подготовку к кругосветному плаванию вместе с «Эудженио ди Савойя» (тот нёс службу в испанских водах в 1936 - 1937 годах, помогая франкистам).
5 ноября 1938 из Неаполя оба корабля вышли в плавание, которое должно было завершиться 25 июля 1939, однако из-за материально-технических и политических проблем протяжённость маршрута пришлось сократить: отряд посетил только порты Бразилии, Аргентины, Чили и Карибского моря, так и не выйдя в Тихий океан, и вернулся в Специю 3 марта 1939.

Война

В начале 1940 года «Дюка д"Аоста» входил в состав 2-й эскадры. Он принял участие в бою у мыса Пунто Стило с 6 по 10 июля, прикрывал конвои в Северную Африку в середине лета, а в конце октября, совместно с другими силами флота, уже организовывал перехват английских крейсеров на пути к Мальте.

С 16 февраля по 28 ноября 1941 «Дюка д"Аоста» действовал в составе 8-й дивизии крейсеров, участвовал в минно-заградительной операции у мыса Бон (с 19 по 24 апреля), после чего в дальнем покрытии конвоев в Ливию в апреле и мае.
Еще три минно-заградительные операции с участием «Duca d"Aosta» проходили 3 июня в водах у Триполи, а также в Сицилийском проливе 28 июня и 7 июля (минные поля под шифрами S2, S31 и S32). В октябре намечалась четвёртая минно-заградительная операция, но после выхода британского флота в море она была отменена.

В конце ноября крейсер участвовал в дальнейших операциях по прикрытию важного конвоя, шедшего из нескольких портов в Италии в Бенгази.
Между 13 и 19 декабря крейсер должен был также сопровождать два конвоя М41 и М42, что совпало с попыткой англичан провести конвой на Мальту. В итоге это вылилось в небольшой первый бой в заливе Сирт, в котором участвовал и «Дюка д"Аоста».

В январе 1942 года он продолжил несение службы по охране конвоев, прикрывая конвой T18 в Триполи. В феврале крейсер участвовал в безуспешных поисках английского конвоя с Мальты.
Уже в июне в составе 8-й дивизии крейсеров «Дюка д"Аоста» вступил в бой против группировки английских крейсеров и эсминцев: в том бою был потоплен английский эсминец «Бедуин».
К концу года корабль был в Неаполе: 4 декабря американцы организовали мощный авианалёт на морскую базу Италии, но крейсер чудом не получил крупных повреждений.

В 1943 году деятельность флота Италии прекратилась из-за истощения запасов топлива. В начале августа «Дюка д"Аоста» стал одним из немногих кораблей, кто попытался воспрепятствовать дальнейшему продвижению союзников в Италию, предприняв неудачную попытку обстрелять позиции союзников в районе Палермо.
К 10 сентября 1943 крейсер совершил 78 боевых выходов в море, выполнил более 90 боевых задач и пошел около 30 тыс. миль, однако огневых соприкосновений с надводным противником не имел. Серьёзных повреждений он также не получил.

В момент капитуляции Италии крейсер был в Тарано, откуда он 8 сентября 1943 год отплыл на Мальту для сдачи английским властям. За всю Вторую мировую войну легкий крейсер не получил ни одного сеьезного повреждения.
12 сентября «Дюка д"Аоста» сдался вместе с остальными кораблями итальянского флота союзникам на Мальте. После небольшого ремонта крейсер вместе с «Джузеппе Гарибальди» и «Дюка делли Абруцци» 27 октября 1943 вышел во Фритаун из Таранто. Он патрулировал Центральную и Южную Атлантику в семи выходах с 1 ноября 1943 по 15 февраля 1944.
В Италию «Дюка д"Аоста» вернулся 3 апреля, после чего стал использоваться только как транспорт. После войны его вывели в резерв.

Послевоенная передача СССР

На Тегеранской конференции в 1943 году было принято решение о разделе итальянского флота после войны. По жребию, проведённому представителями военно-морского командования Великобритании, США, Франции и Советского Союза ровно 45 кораблей передавались в распоряжение СССР. В их числе был и крейсер «Дюка д"Аоста».
Приём корабля советскими моряками не вызвал проблем: по конструкции крейсер не отличался от крейсеров проектов 26 и 26-бис, а его вступление в состав Черноморского флота позволило бы вывести из его состава устаревшие и изношенные «Красный Кавказ» и «Красный Крым». Передача крейсера состоялась 6 февраля 1949 в порту Одессы под условным именем Z-15. 26 февраля крейсер был переименован в «Сталинград», а потом и в «Керчь».

Служба в Черноморском флоте

После приёма в состав Черноморского флота крейсер «Керчь» подвергся ремонту и модернизации на Севастопольском морском заводе имени С.Орджоникидзе. С корабля демонтировали зенитную артиллерию, установив советские РЛС «Гюйс» и «Редан», а также модернизировали систему ПУС артиллерии главного калибра. Тогда крейсер «Керчь» уже уступал крейсерам проекта 68-К.

Формально «Керчь» входила в состав дивизии крейсеров Черноморского флота, однако с самого начала она использовалась для учебных целей. 16 февраля 1956 крейсер был переклассифицирован в учебный крейсер, а 11 марта 1958 и в учебное судно ОС-32.
Всего он отслужил 10 лет в составе ВМФ СССР, не отметившись ни стычками, ни катастрофами. В то же время на «Керчи» проходили службу квалифицированные моряки, которые позднее осваивали новые боевые корабли ракетоносного флота.

20 февраля 1959 учебный крейсер «Керчь» был исключён окончательно из списков флота и позднее пущен на слом. Причин для такого решения было две: линия руководства МО СССР предполагала «ликвидацию крейсеров как класса», поскольку те не отвечали новым условиям вооружённой борьбы; к тому же после гибели линкора «Новороссийск» командование усомнилось в качестве полученных итальянских кораблей и приказало разобрать их как можно скорее.


Вооружение

Однотипные корабли

«Керчь» - большой противолодочный корабль (БПК) проекта 1134Б. Вступил в строй советского ВМФ в декабре 1974 года, был включён в состав Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ). Долгое время находился в строю, и лишь после пожара 2014 года выведен в резерв и далее намечен к переоборудованию в музей.

Общие сведения

На свою вторую боевую службу в Средиземном море БПК «Керчь» выходил в период с 1 декабря 1977 по 28 июня 1978 года. Также в 1978 году корабль завоевал приз ГК ВМФ СССР по ракетной подготовке.

3 мая 1979 года БПК вышел на третью боевую службу, которая также проходила в составе 5-й оперативной эскадры ВМФ СССР, постоянно развёрнутой в Средиземном море. 15 октября 1979 года «Керчь» вернулась в главную базу Черноморского флота. 1979 год для экипажа БПК был также отмечен получением вымпела от министерства обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть».

В 1980 году БПК «Керчь» завоевал переходящее Красное знамя Военного совета КЧФ .

16 октября 1981 года заместитель министра обороны СССР маршал Советского Союза Константин Москаленко на борту «Керчи» выходил на полигон боевой подготовки в районе Севастополя.

В сентябре 1983 года, с 3 по 20 число, корабль участвовал в учениях Черноморского флота в районе Керченского пролива. Руководил учениями главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков , который поднял свой флаг на «Керчи».

С 10 по 14 августа 1984 года БПК нанёс визит в порт Варна (Болгария). Далее предполагался выход «Керчи» на очередную боевую службу - был погружён боезапас, топливо и продовольствие, а также согласован с Турцией проход корабля черноморскими проливами. Однако за сутки до выхода по причине ошибки экипажа была выведена из строя ГЭУ корабля , поэтому вместо «Керчи» к боевой службе экстренно подготовили однотипный «Николаев» .

«Керчь» для ремонта перевели на «Севморзавод» в Севастополе; ремонт было решено совместить с модернизацией радиоэлектронных средств и вооружения. В августе 1987 года на БПК был завершён ремонт, и модернизированный корабль вновь вошёл в боевой состав КЧФ.

БПК «Керчь» (слева) и «Азов» у 12-го причала в Севастополе, конец 1980-х годов

С 28 июня по 2 июля 1989 года БПК нанёс официальный визит в порт Стамбул (Турция), а с 11 по 15 августа 1989 года - в порт Варна (Болгария).

В 1991 году, 25 мая, «Керчь» вновь вышла на боевую службу (БС) в Средиземное море. Выполнив задачи БС, 25 октября 1991 года БПК вернулся в главную базу Черноморского флота.

С 4 по 16 февраля 1992 года БПК вновь выходил в Средиземное море, выступая в роли флагмана ещё не расформированной к тому времени средиземноморской эскадры ВМФ СССР. В этот период корабль участвовал в совместных с 6-м флотом США учениях.

С 16 июня по 10 июля 1993 года корабль выходил на очередную боевую службу в Средиземное море. За время БС дважды - 21 и 23 июня - поддерживался контакт с обнаруженными АПЛ ВМС США. Примечательно, что «Керчь» тогда продолжала ходить под Военно-Морским флагом ВМФ СССР, поскольку претензии отделившейся Украины на все корабли Черноморского флота оставляли вопрос их принадлежности открытым.

В 1994 году БПК «Керчь» обеспечивал безопасность визита президента России Б. Н. Ельцина в порт Пирей (Греция). Этот поход продолжался 17 суток.

При окончательном разделе Черноморского флота между Россией и Украиной в 1997 году корабль достался России, после чего на нём был поднят Андреевский флаг российского ВМФ. До 1997 года корабли Черноморского флота, последними из всех, несли флаги ВМФ СССР.

В ноябре 1998 года корабль совершил официальные визиты в порты Мессина (Италия) и Канны (Франция) под флагом заместителя командующего КЧФ контр-адмирала А. В. Ковшаря.

В 2005 году БПК «Керчь» прошёл текущий ремонт на судоремонтном заводе в Новороссийске, а в 2006 - докование на Севастопольском морском заводе.

В июне 2011 года корабль осуществлял длительное (в течение двух недель) слежение за находившимся в Чёрном море американским крейсером УРО «Монтеррей».

В 2014 году был поставлен в ремонт, после которого «Керчь» планировалось сделать флагманом Черноморского флота взамен уходящего в ремонт РКР «Москва» . Однако серьёзный пожар 4 ноября 2014 года, повредивший ряд кормовых отсеков, поставил целесообразность ремонта БПК под сомнение.

В 2017 году было принято решение о переоборудовании БПК «Керчь» в корабль-музей.

Находясь в составе сил постоянной готовности более 30 лет, БПК «Керчь» прошёл за это время свыше 180000 миль, а в ходе выполнения противолодочных операций общее время контакта с подводными лодками вероятного противника составило 48 часов, в том числе 8 часов с атомными и 40 с дизельными ПЛ.

За время службы корабль нёс следующие бортовые номера :

  • 524 (1974);
  • 529 (1975);
  • 539 (1976);
  • 534 (1977);
  • 703 (1978);
  • 715 (1979);
  • 707 (1981);
  • 708 (1984);
  • 703 (1985);
  • 708 (1987);
  • 714 и 717 (1989);
  • 711 (с мая 1990);
  • 713 (1999);
  • 753 (с января 2016).

Командиры

За время службы большим противолодочным кораблём «Керчь» командовали:

Большой противолодочный корабль "Керчь" был заложен 30.04.1971 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 2003) и 25.05.1971 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 21.07.1972 г., вступил в строй 25.12.1974 г.и 23.01.1975 г. включен в состав КЧФ.
Причиной пожара на большом противолодочном корабле (БПК) "Керчь" Краснознамённого Черноморского флота, по предварительной версии, послужило возгорание электронагревательного прибора в кубрике, сообщил РИА Новости источник в силовых структурах Севастополя.

Пожар на БПК "Керчь" начался 4 ноября около 5 часов утра. Произошло возгорание в машинном отделении. Пожар распространился на площади 80 квадратных метров. Для тушения огня к кораблю подошли три противопожарных катера, прибыли дополнительные аварийно-спасательные группы. Пожар удалось локализовать и потушить к 10 часам утра. Учитывая сильную задымленность помещений, был эвакуирован экипаж корабля, остались лишь пожарные команды и разведчики для обхода мест возгорания.

"На момент возгорания электронагревательного прибора в помещении никого не оказалось, и огонь перекинулся на машинное отделение", - сообщил собеседник агентства.

По его слова, на БПК "Керчь" сейчас работает комиссия по расследованию причин пожара.

"Пятьдесят офицеров и заместитель главкома ВМФ России вице-адмирал Александр Федотенков сейчас проводят разбор. Это серьезное происшествие, так как корабль стоял на 14-м причале Северной стороны Севастополя, рядом находились малые корабли и другие плавсредства. Предстоит выяснить множество вопросов, в том числе рассматривается человеческий фактор", - отметил источник.

БПК "Керчь" был принят в состав ВМФ в 1974 году. Водоизмещение составляет 8500 тонн, скорость 32 узла, дальность плавания до 8 тысяч миль, экипаж 365 человек. На корабле полный спектр вооружения, базируется вертолет Ка-25ПЛ.

В 1976 году в течении 6 месяцев выполнял задачи боевой службы в Средиземном море, командир - капитан 2-го ранга Ю.Г. Гусев. Неоднократно участвовал в различных океанских и морских учениях, боевых службах в Средиземном море.

10.08 - 14.08.1984 г. - нанес визиты в Варну (Болгария);
28.06 - 02.07.1989 г. - в Стамбул (Турция);
11.08 - 15.08.1989 г. - в Варну (Болгария).

В конце 80-х годов на нем было модернизировано радиолокационное вооружение (установка нового радара).

После вывода из состава флота ПКР "Москва" с 27.04.1994 г. и до момента вступления в строй из ремонта ГРКР "Москва" ("Слава") 12.06.1997 г. являлся флагманом Черноморского флота.

В ноябре 1998 года под флагом заместителя командующего флотом по вооружению и эксплуатации вооружения контр-адмирала А.Ковшаря совершил официальный визит в Канны (Франция) и в Мессину (Италия).

В настоящий момент находится в составе 30 дивизии надводных кораблей ЧФ. Шефство над кораблем осуществляют: Юго-Восточный округ г. Москвы, г. Белгород, г. Волгоград.

Большой противолодочный корабль «Керчь» является третьим в серии из семи кораблей проекта1134Б (проектный шифр «Беркут-Б», по кодификации НАТО - Kara class), которые были построены на ССЗ имени 61 Коммунара в городе Николаеве, Украина. До появления больших противолодочных кораблей проекта 1155 они были самыми сильными надводными противолодочными кораблями в составе флота.

Назначение БПК проекта 1134Б: Действие в составе поисково-ударных групп по поиску и уничтожению атомных ракетных подводных лодок в удаленных районах океана.

На 2011 год шесть из семи кораблей проекта, вошедших в состав ВМФ СССР в период с 1971 по 1979 года, были исключены из состава ВМФ Российской Федерации и проданы для разборки на металл. На вооружении Черноморского флота остался только БПК «Керчь».

БПК «Керчь» был заложен 30 апреля 1971 года, под строительным номером 2003. Спущен на воду 21 июля 1972 года. Введен в эксплуатацию 25 декабря 1974 года. В этот же день на корабле был поднят Советский военно-морской флаг, а также был включён в состав 70-й бригады противолодочных кораблей 30-й дивизии противолодочных кораблей Краснознамённого Черноморского флота. Портом приписки является Севастополь. С 1999 года имеет бортовой номер 713.

Основные характеристики: Водоизмещение полное 8565 тонн, стандартное 6700 тонн. Длина 173,4 метра, ширина 18,5 метра, осадка 5,74 метра. Скорость полного хода 32 узла. Дальность плавания 5200 миль при 20 узлах. Автономность 30 суток по запасам топлива и воды, 45 суток по запасам провизии. Экипаж 429 человек (51 офицер; 63 мичмана).

Силовая установка: газотурбинная, 92000 л.с., 2 винта

Вооружение: 2 х 4 ПУ ПЛРК «Метель», 2 ПУ ЗРК «Шторм», 2 ПУ ЗРК «Оса-М», 2 х 2 76-мм артустановки АК-726, 4 х 6 30-мм артустановки АК-630, 2 х 5 533-мм торпедных аппарата ПТА-53, 2 х 12 РБУ-6000, 2 х 6 РБУ-1000, 1 вертолет Ка-25ПЛ.

Над кораблём шефствуют: Юго-Восточный административный округ Москвы, администрация Белгорода, администрация Красноармейского района Волгограда.

05 января 1976 года вышел на первую боевую службу в Средиземное море, которая длилась в течении 6 месяцев под командованием капитана 2-го ранга Ю.Г. Гусева. Неоднократно участвовал в различных океанских и морских учениях, боевых службах в Средиземном море.

В 1978 году корабль был награждён призом ГК ВМФ СССР по ракетной подготовке, а в следующем году отмечен вымпелом министерства обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть».

В 1980 году «Керчь» была награждена переходящим Красным знаменем Военного совета КЧФ.

16 октября 1981 года на корабле совершил выход в полигон боевой подготовки в районе Севастополя заместитель министра обороны СССР Маршал Советского Союза К. С. Москаленко.

С 03 по 20 сентября 1983 года участвовал во флотских учениях в районе Керченского пролива под флагом Главкома ВМФ СССР.

С 01 по 9 августа 1984 года с официальным визитом находился в болгарском порту Варна. После завершения визита и принятия на борт боезапаса, топлива и продовольствия, корабль должен был выйти в море на очередную боевую службу, но за сутки до выхода один из мичманов, не проверив наличие масла, провернул главные механизмы, отчего главная энергетическая установка корабля вышла из строя и вместо «Керчи» на боевую службу пришлось отправлять БПК «Николаев» (бортовой номер «Керчи» - 707 - был нанесён на борт «Николаева», так как именно он был указан в заявке на прохождение турецких проливов), а БПК «Керчь» был поставлен в док «Севморзавода» для проведения среднего ремонта и модернизации.

В ходе ремонта и модернизации на корабле были заменены ГТУ, установлены новые комплексы ПЛРК УРК-5 «Раструб» и ЗРК «Шторм-Н», комплекс космической связи «Цунами-БМ» системы «Циклон-Б» и 45-мм салютные орудия; РЛС «Восход» заменена на РЛС «Подберёзовик».

При модернизации в 1988 году произошло возгорание холодильника в офицерском буфете. Пожар обнаружили только через 25 минут, но надстройка загореться не успела и удалось отстоять корабль и избежать жертв. После ремонта, с 23 июня по 2 июля 1989 года корабль нанёс официальный визит в порт Стамбул, а с 11 по 15 августа - официальный визит в Варну.

С 04 по 16 февраля 1992 года корабль вышел на очередную боевую службу уже под Военно-Морским флагом несуществующей страны, и, будучи флагманом 5-й ОПЭСК, участвовал в совместных учениях с кораблями 6-го флота США.

При выполнении швартовки 01 марта 1993 года врезался в бетонную стенку 14-го причала Севастопольской ВМБ и получил очень серьёзные повреждения кормы, для ликвидации которых встал на двухнедельный ремонт.

С 16 июня по 10 июля 1993 года БПК «Керчь» находился на своей последней в XX веке боевой службе. За время похода дважды (21 и 23 июня) был зафиксировал контакт с атомными ПЛ США. По итогам 1993 года корабль завоевал Приз ГК ВМФ РФ по ракетной подготовке.

В 1994 году «Керчь» выходила в семнадцатисуточный поход в Средиземное море для обеспечения визита Президента России Б. Н. Ельцина в Грецию. Задачи обнаружения иностранных ПЛ в походе не решались.

После вывода из состава флота ПЛК «Москва» с 27 апреля 1994 года и до момента вступления в строй из ремонта ГРКР «Москва» 12 июня 1997 года являлся флагманом Черноморского флота.

В ноябре 1998 года «Керчь» под флагом заместителя командующего ЧФ контр-адмирала А. В. Ковшаря (бывшего командира корабля) посетил с официальными визитами Канны (Франция) и Мессину (Италия).

В 2005 году прошел текущий ремонт на Новороссийском судоремонтном заводе. В ходе ремонта был заменён один из турбогенераторов, выполнен ряд корпусных работ, отремонтирована донно-забортная арматура, устранено 6-мм биение левой валолинии.

В 2006 году на «ФГУП 13 Судоремонтный завод ЧФ МО РФ» было проведено первое с 1991 года техническое обслуживание РЛС «Подберёзовик». В том же году корабль прошёл докование на «Севморзаводе», где был выполнен ремонт РЛС МР-700 «Подберёзовик».

В июне 2011 года БПК «Керчь» осуществлял двухнедельное слежение в акватории Черного моря за ракетным крейсером ВМС США «Монтеррей».

С июня 2014 по ноябрь 2015 года пройдёт плановый восстановительный ремонт, после чего сменит ГРКР на посту флагмана ЧФ на время его модернизации.

По сообщению от 04 июля 2014 года завершается дефектация (однако, 27 июля 2014 принимал участие в параде на День ВМФ).

Во время ремонта, на БПК «Керчь» произошло возгорание. По предварительной версии в кубрике. В настоящее время ведется расследование обстоятельств происшествия. Также комиссия ВМФ России рассматривает возможность утилизации корабля, поскольку ущерб от пожара слишком велик.

17 мая 2015 года большого противолодочного корабля состоялся концерт духовно-патриотической песни.

По сообщению от 18 февраля 2016 года корабль в плавучий музей. С такой инициативой выступили члены севастопольского отделения «Партии ветеранов России», которые предлагают не утилизировать корабль.