Отечественное оружие и военная техника. Большой десантный корабль «Николай Фильченков Большой десантный корабль проекта 1171


Россия Изготовители Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» Годы постройки 1964 год В строю Несколько кораблей в составе ЧФ и ТОФ РФ Основные характеристики Водоизмещение 3400 т - нормальное,
4360 т - полное Длина 113,1 м Ширина 15,3 м Осадка 4,5 м Двигатели 2 дизельных двигателя Мощность 2 × 9000 л. с. Скорость хода 17 узлов Автономность плавания 15-18 суток Экипаж до 90 человек Вооружение Артиллерия ЗИФ-31Б
2М-3 Ракетное вооружение А-215 «Град-М»
3 ПЗРК «Стрела 2»

Большие десантные корабли проекта 1171 (Тапир) (Alligator по классификации НАТО) - серия советских БДК . Предназначены для высадки морских десантов на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов. Способны транспортировать различные виды бронетехники , включая танки. Развитием проекта стали БДК проекта 11711 строящиеся для ВМФ РФ.

История разработки

Десантные возможности

Корабль может размещать в себе грузы из 20 основных боевых танков , или 45 БТРов , или 50 грузовых автомобилей, или 300 человек десанта. Корабль может нести до 1000 тонн различных грузов. На носу находится отсек для бронетехники, и там же располагается десантная аппарель , в виде раздвижных носовых и кормовых ворот.

Вооружение

Основное вооружение кораблей проекта 1171 «Тапир» состоит из одной универсальной спаренной корабельной артиллерийской установки калибра 57 мм - ЗИФ-31"Б". Также для поражения береговых целей и поддержки десанта БДК оснащен двумя пусковыми установками реактивной системы залпового огня «Град-М» дальностью действия около 20 км. Большинство единиц серии вооружалось ракетными комплексами самообороны «Стрела-3 ».

Состав серии

Всего в серии было запланированно 15 кораблей, один из которых так и не был достроен. Строились они с 1964 по 1975 года. 14 кораблей серии долго находились в составе военно-морского флота СССР , а позже и в составе Российского флота. В ЧФ и в ТОФ служат 4 корабля данной серии. Один из кораблей затонул во время буксировки, и один продан Украине, где впоследствии переделан в сухогруз.
Цвета таблицы:
Красный - Списан или утилизирован
Зелёный - Действуйщий в составе ВМФ
Жёлтый - Действующий как гражданское судно
Белый - Не достроен или утилизирован не спущенным на воду

Название Заложен Спущен на воду Введён в состав флота Текущий статус
БДК-10, с 26.07.2003 - Саратов 05.02.1964 01.07.1964 18.08.1966 В составе ЧФ
БДК-6 04.07.1964 15.02.1965 30.12.1966 Списан 19.03.1992 года
БДК-13, с 15.02.1992 - БДК-25 18.02.1965 26.03.1966 30.09.1967 Списан 05.07.1994 года
БДК-62 05.08.1966 01.03.1967 29.12.1967 Списан 01.12.1997 года
БДК-66, с 13.02.1975 - Сергей Лазо 07.03.1967 28.08.1967 27.09.1968 Списан 05.07.1994 года
БДК-69, с 20.10.2002 - Орск 30.08.1967 29.02.1968 31.12.1968 В составе ЧФ
БДК-77, с 15.02.1992 - БДК-80 12.03.1968 31.08.1969 30.09.1969 Списан 05.07.1994 года
Донецкий шахтер 05.09.1968 10.03.1969 31.12.1969 Списан 10.04.2002 года
БДК-100, с 11.04.1970 - Красная Пресня 18.03.1969 11.10.1969 30.09.1970 Затонул 30.06.1993 года
БДК-104, с 25.05.1982 - Илья Азаров 17.10.1969 31.03.1970 10.06.1971 Продан Украине, С 2004 года сухогруз
Александр Торцев 06.04.1970 27.11.1970 31.12.1971 Списан 05.07.1994 года
Петр Ильичев 30.11.1970 30.08.1971 29.12.1972 Списан 30.06.1992 года
Николай Вилков 03.09.1971 30.11.1973 30.07.1974 В составе ТОФ
Николай Фильченков 30.01.1974 29.03.1975 30.12.1975 В составе ЧФ
Николай Голубков - - - Не достроен

Примечания

Ссылки

5 сентября в Севастополь после четырех походов в Средиземное море, которые совершались из Новороссийска, вернулся большой десантный корабль (БДК) «Николай Фильченков» под командованием капитана 2 ранга Игоря Дмитриенко. Экипаж морячил с весны (апрель) по самую осень (5 сентября) и за это время отмерил более 12 000 миль, решая задачи по предназначению в составе группировки сил ВМФ, находящихся в Средиземном море.

Это была очень напряженная ратная работа и боевая учеба, - говорит командир корабля капитан 2 ранга Игорь Дмитриенко, - за четыре месяца мы прошли 8 раз Проливную зону и оставили за кормой более 12 000 миль.

Для капитана 2 ранга Игоря Дмитриенко (он был старшим помощником командира на БДК «Ямал» и «Орск») это первое испытание в качестве командира. И справился он с задачей успешно. Кроме доставленных в сирийский порт Тартус грузов экипаж вел активную боевую подготовку в составе группировки сил ВМФ, куда входили БПК Северного флота «Вице-адмирал Кулаков», «Североморск», сторожевые корабли Балтийского флота «Неустрашимый», «Ярослав Мудрый» и другие.

Отрабатывалось совместное маневрирование, учения по связи, по борьбе за живучесть, по оказанию помощи «аварийному» кораблю, по охране и обороне корабля на незащищенном рейде…Словом, скучать морякам не приходилось.

Первым серьезным испытанием эта серия походов явилась и для недавно назначенного старшим помощником командира корабля капитан-лейтенанта Алексея Ященко. Он также успешно справился со своими обязанностями и с честью выдержал экзамен.

Командир БДК «Николай Фильченков» капитана 2 ранга Игоря Дмитриенко отметил умелые грамотные действия командира БЧ-4-7 капитан-лейтенанта Александра Чирвы, который имеет достаточный опыт исполнения должности, а также его подчиненного старшины команды связи мичмана Ивана Чумаченко – мастера своего дела. Добросовестно исполнял свои обязанности и призванный с гражданки инженер БЧ-1 старший лейтенант Дмитрий Бойко.

Из БЧ-5, которую возглавляет капитан-лейтенант Василий Кутепов, командир БДК отметил старшину трюмно-котельной команды Дмитрия Лескина, который отмерил на корабле уже не один десяток тысяч миль. Из контрактников командир «Николая Фильченкова» выделил телемеханика старшину 1 статьи Алексея Рожкова. Похвалы заслужили начальник строевой части старшина 1 статьи Алексей Соколов, марсовый матрос Степан Сидоров.

А 6 сентября, уже на следующий день после четырехмесячного отсутствия в Севастополе корабль снова вышел в море. Всего одни сутки на встречу с родными и близкими. Он направился в Новороссийск, где после пополнения запасов и необходимой загрузки возьмет курс на Босфор. Его ждет очередной дальний средиземноморский поход. Вот так трудятся моряки-черноморцы десантных кораблей, решая поставленные задачи.

БДК «Николай Фильченков» с группой антитеррора на борту уже совершил переход из Севастополя в Новороссийск. Здесь он примет предназначенные для доставки в сирийский Тартус грузы и возьмет курс на пролив Босфор. Его вновь ждет восточный район Средиземного моря, где он продолжит несение боевой службы в составе постоянного оперативного соединения ВМФ. Он будет в готовности к эвакуации российских граждан из Сирии. Как, впрочем, и к выполнению других задач, которые могут внезапно возникнуть.

БДК «Николай Фильченков» по своим десантным возможностям мощный корабль еще советской постройки. Он может размещать в себе грузы из 20 боевых танков, или 45 БТРов, или 50 грузовых автомобилей и 300 человек десанта. Корабль может нести до 1000 тонн различных грузов.

Основное вооружение кораблей проекта 1171 «Тапир» состоит из одной универсальной спаренной корабельной артиллерийской установки калибра 57 мм. Также для поражения береговых целей и поддержки десанта БДК оснащен двумя пусковыми установками реактивной системы залпового огня А-215 Град-М с дальностью действия около 20 км. Большинство кораблей серии вооружалось переносными зенитно-ракетными комплексами «Стрела-3».

Владимир ПАСЯКИН.

Большие десантные корабли проекта 1171 «Тапир» (по классификации НАТО - «Alligator») - серия советских БДК, которые предназначены для высадки морских десантов на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов. БДК способны транспортировать различные виды бронетехники, включая танки. Развитием проекта стали БДК проекта 11711 строящиеся для ВМФ РФ.

Корабль может размещать в себе грузы из 20 основных боевых танков, или 45 БТРов, или 50 грузовых автомобилей, и 300 человек десанта (два кубрика десанта, в первом и четвёртом твиндеках). Корабль может нести до 1000 тонн различных грузов. На носу находится отсек для бронетехники, и там же располагается десантная аппарель, в виде раздвижных носовых и кормовых ворот.

Большой десантный корабль «Николай Фильченков» (бортовой номер 152) был заложен в Калининграде на судостроительном заводе «Янтарь» 30 января 1974 года, заводской номер 304. Спуск на воду состоялся 29 марта 1975 года. В состав флота вошел 30 декабря 1975 года. Место базирования: Черноморский флот.

Основные характеристики: Водоизмещение 4650 тонн. Длина 113,1 метра, ширина 15,6 метра, осадка 4,5 метра. Максимальная скорость хода 16,5 узла. Дальность плавания 10000 морских миль при 15 узлах. Экипаж 55 человек.

Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 9000 л.с.

Вместимость: до 1500 тонн техники и грузов.

Вооружение: 1х2 57-мм артустановка ЗИФ-31Б, 2х2 25-мм зенитных автомата 2М-3М, 3х8 ПУ ПЗРК, система залповой стрельбы А-215 «Град-М».

Первоначально БДК «Николай Фильченков» входил в состав 39-й дивизии морских десантных сил. При несении боевых служб в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке БДК неоднократно выполнял задачи оказания интернациональной помощи. В частности, «Николай Фильченков» базировался в портах Анголы (март-июль 1976 года, с ноябрь 1977 по январь 1978 года).

Корабль неоднократно выполнял задачи боевой службы в Средиземном, Красном морях, Атлантическом и Индийском океанах. С 1975 по 2004 года корабль по итогам года восемь раз объявлялся отличным, в 1996 и 1997 годах - лучшим кораблем на ЧФ среди кораблей 2-го ранга.

В ходе раздела Черноморского флота корабль был переподчинен командованию 30-й дивизии надводных кораблей.

В августе 2000 года БДК «Николай Фильченков» в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота выполнял задачу по перевозке за четыре рейса вооружения и техники контингента Группы российских войск в Закавказье из пункта погрузки Гонио (в районе Батуми) в пункт высадки Утришенок (в районе Новороссийска). В 2001 году выполняя задачи по перевозке военной техники и боевой подготовки более 100 суток находился вне пункта базирования.

В настоящее время большой десантный корабль «Николай Фильченков» входит в состав 197-й бригады десантных кораблей 30-й ДиНК и активно используется в учениях и боевой подготовке флота.

23 марта 2005 года БДК «Николай Фильченков» в районе города Феодосия произвел высадку на морской десантный полигон в районе горы Опук личного состава и техники 382-го отдельного батальона морской пехоты Черноморского флота РФ (всего 142 человека и 28 единиц техники), чем спровоцировал политический скандал между Украиной и Российской Федерацией.

24 марта 2015 года и направился в Средиземное море. По сообщению от 17 апреля в рамках отработки элементов курсовой задачи К-2 (действия одиночного корабля в море по предназначению) боевой техники и личного состава отдельной бригады морской пехоты ЧФ в районе морского десантного полигона Опук под Феодосией. 15 июня и направился в Средиземное море. 15 июля и в третий раз направился в Средиземное море. 20 августа в южном направлении с грузом на верхней палубе.

17 апреля 2017 года прошел через пролив Босфор и вернулся в Черное море, завершив четвертый поход к берегам Сирии в текущем году. По сообщению от 21 апреля 2018 года выполнение задач в составе постоянной группировки Военно-Морского Флота России в Средиземном море и взял курс в пункт постоянного базирования - город-герой Севастополь. По сообщению от 13 сентября в Севастополь после учения в Средиземном море, которое проходило с 01 по 08 сентября под руководством главнокомандующего Военно-Морским Флотом России.