Проблема оценки качества образования. Проблема оценки качества обучения в современной школе. Анализ исходной ситуации

Сегодня большинство стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и Россия, выработали основы политики контроля и оценки образовательной деятельности в рамках глобальной реформы систем образования своих стран. Эти страны приступили к определению норм (стандартов) при разработке программ обучения, что является важным этапом национальной политики в области образования и контроля его качества как составной части. Эти нормы (стандарты) являются необходимой основой для определения целей образовании, создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми-людьми в разных типах образовательных учреждений.

Однако в целом в России еще не приняты необходимые меры для создания регулярной системы оценки работы учебных заведений и системы образования в целом. Необходимо отметить, что в этой сфере существует фундаментальное противоречие: с одной стороны, автономия учебных заведений и преподавательского корпуса от государства в сфере определения программ обучения значительно расширяется; а с другой стороны, автономия учебных заведений и преподавателей может вступать в противоречие с систематическим процессом оценки результатов их деятельности со стороны государства.

Успехи новой политики в области образования связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Действительно, открытость, разделение ответственности, право на разнообразие и соотнесение предложения с потребностями являются теми принципами, которые должны быть в первую очередь внедрены и реализованы в политической и экономической отраслях, чтобы применяться затем в сфере образования.

При оценке качества образования следует выделить следующие положения:

o Оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования).

o Оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности.

Гарантия качества или управление качеством, решаемое в первую очередь путем использования мониторинга качества, означает поэтапное наблюдение за процессом получения продукта, чтобы удостовериться в оптимальном выполнении каждого из производственных этапов, что в свою очередь, теоретически предупреждает выход некачественной продукции.

Принимая во внимание вышеупомянутые понятия, можно сказать, что следующие элементы являются частью системы мониторинга качества образования:

o установление стандарта и операционализация: определение стандартов;

o операционализация стандартов в индикаторах (измеряемые величины);

o установление критерия, по которому возможно судить о достижении стандартов,

o сбор данных и оценка: сбор данных; оценка результатов,

o действия: принятие соответствующих мер, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами.

Мониторинг качества образования может осуществляться непосредственно в образовательном учреждении (самоаттестация, внутренний мониторинг) или через внешнюю по отношению к образовательному учреждению службу, утверждаемую, как правило, государственными органами (внешний мониторинг).

При формировании образовательных стандартов целесообразно руководствоваться плюралистическим видением содержания и цели стандартов (как стандартов содрежания образования, так и стандартов конечного результата, который достигнут обучающимся). Нормативы, относящиеся к условиям, обеспечивающим успешное выполнение стандартов, определяются как нормативы обеспечения "процесса" образования. Примером таких нормативов является наличие необходимого числа учебников и квалифицированных преподавателей, соответствующего материально-технического обеспечения учебного процесса и т.д.

Таким образом, образование предполагается оценивать как результат и процесс деятельности каждого учебного заведения со стороны контроля уровня знаний и умений обучающихся (одновременно педагогическим коллективом и внешними, государственными органами), так и со стороны контроля, оценки деятельности преподавателей.

О контроле качества образования как контроле усвоения знаний со стороны педагогов мы будем говорить особо. Скажем лишь несколько слов об оценке деятельности преподавательского состава .

Нет никакого сомнения в том, что существует связь между образовательным уровнем преподавателя и достигнутыми результатами его учеников; более того, это самый легкий, упрощенный и одновременно опасный способ определения соответствия преподавателя занимаемой должности. Необходимо учитывать, что преподаватели и учебные заведения являются всего лишь элементом образовательной системы, и, вполне возможно не самым влиятельным среди множества других, от которых зависят учебные достижения школьника. Поэтому при понимании необходимости оценки деятельности педагога для контроля качества образования важно помнить, что этот элемент оказывает меньшее влияние на академические, учебные достижения, чем семейное окружение или индивидуальные особенности обучающегося (задатки, мотивация и пр.).

Качество не появляется внезапно. Его необходимо планировать. Планирование качества образования связано с разработкой долгосрочного направления деятельности образовательного учреждения. Мощное стратегическое планирование - один из наиглавнейших факторов успеха любого учреждения в системе образования.

Ведущие цели стратегического планирования определяются не только разработкой общего плана развития образовательного учреждения на некоторый временной период, но и осмыслением и пересмотром главных направлений образовательных услуг, предоставляемых данным учебным заведением, и их соответствия запросам потребителей и прогнозирования развития общества в ближайшем и отдаленном будущем.

Повышение качества образования в МО «Город Адыгейск»

обеспечивается через реализацию следующих задач:

1. Повышение качества обучения через обеспечение дифференциации и индивидуализации содержания образования на расширенном и углубленном уровнях.

2. Организация предпрофильного обучения в 9-х классах и профильного - в 10-11-х классах.

3. Формирование положительного отношения обучающихся к учебному труду, знаниям, науке через организацию интеллектуально-познавательной деятельности на уроках, вне школы, в системе дополнительного образования.

4. Применение современных педагогических и образовательных технологий: признание приоритетными технологий с личностной, интегративной, информационно-коммуникативной, здоровьесберегающей, проектной, когнитивной направленностью: развитие предметно-методической, материально-технической базы школы; совершенствование системы мониторинга качества образовательной деятельности школы; обеспечение достоверности данных педагогической и психологической диагностики.

5. Стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, лучших учителей-профессионалов, классных руководителей, талантливой молодежи.

6. Обеспечение в системе образования организованно-экономических изменений, адекватных условиям общества.

7. Создание единого образовательного пространства.

8. Привлечение общественности в образовательном и воспитательном процессе.

9. Преемственность между общим и профессиональным образованием.

    Актуальность проблемы качества образования

    Качество образования как интегральная характеристика

    Понятия и сущность педагогического контроля

    Функции, свойства и задачи контрольно-оценочной системы

    Модернизация системы контроля качества образования

    Виды, методы и формы контроля

Актуальность проблемы качества образования

Контроль - важнейший компонент практической деятельности педагога, позволяющий выявить достоинства и недостатки новых методов обучения, установить взаимосвязи между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, оценить достижения ученика, выявить пробелы в его знаниях и умениях, определить эффективность работы педаго­гического коллектива в целом (для принятия управленческих решений) и многое другое. С другой стороны, контроль - это объект теоретических исследований, в настоящее время тесно связанный с изменениями подходов к определению и оценке качества образования.

Получение объективной информации о качестве образования в стране позволяет принимать обоснованные решения с целью обеспечения эффективности образования, его эквивалентности не только в пределах России, но и в мире, конкурентоспособности российских специалистов на мировом рынке труда.

Россия присоединилась к Болонским соглашениям в 2003 г., официально закрепив свое участие подписанием Берлинского коммюнике Конференции Министров. В этой связи российское образование, как и образовательные системы других стран, претерпевает серьезные изменения: меняются приоритеты, структура и содержание образования, вводятся новые стандарты, формируется независимая система оценки результатов обучения и качества образования в целом. В последнее время именно качество обучения и воспитания все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения.

Отличительной особенностью многих европейских экзаменов является ориентация проверки не на воспроизведение знаний, а на их применение в новой для обучающихся ситуации, сочетание теоретического и практического материала, планирование и проведение лабораторных работ и экспериментов

Вопрос о формах, средствах, способах контроля при оценке результатов обучения учащихся остро стоит в современной системе образования и является одним из актуальных направлений. Легко войдя в школьную практику разных стран и принимая различные формы, отметки быстро приобрели социальную значимость, став инструментами давления на учащихся. Недостаток традиционной оценочной системы, основанной на отметках как стимуляторах учения, обнаружился уже в середине XIX в, когда возникла теория свободного воспитания, направленная против любого подавления личности ребенка. Выдающимся представителем идей свободною воспитания в России был Л.Н. Толстой. В своих грудах он сформулировал несколько основных положений, реализованных в Яснополянской школе. «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно», «чтобы ею душевные силы были в наивыгоднейших условиях». В России и некоторых странах Европы были осуществлены опыты по обучению без отметок. В ряде случаев отметки заменялись характеристиками. Одним из новаторов, увязывавших решение оценочной проблемы с перестройкой обучения в целом, был С Т Шацкий В своих школах он вел поиски разнообранных форм текущего и годичного контроля. Выступая против отметок и экзаменов, С Т. Шацкий обращал внимание на то, что учет и оценка должны составлять основу успешности обучения. Он так определяет основные требования к оценке. Главное - нужно оценивать не личность ребенка, а его работу с учетом тех условий, в которых она выполняется. Распространение оценки учебных усилий ребенка на его личность в целом является тормозящим моментом в его работе. «Учет результатов, что у нас обычно имеет место, произведенный отдельно от учета процесса работы, всегда ведет к значительным ошибкам». Следует учитывать, что дети с особой остротой воспринимают несправедливость оценки, долго помнят ее, даже школьную отметку понимают как оценку собственной личности, а не как оценку результата своего труда.

Последние десятилетия характеризуются объединением усилий различных стран в разработке единых подходов к оценке результатов обучения и в проведении международных сравнительных исследований, которые дают ценную информацию о состоянии образования, позволяют сравнивать подготовку учащихся с международными стандартами, осуществлять мониторинг качества образования в мире. Лидирующая роль в проведении подобных исследований принадлежит нескольким признанным организациям: Международной ассоциации по оценке образовательных достижений IEA (International Association of Evaluation of Educational Achievements), ETS (Educational Testing Service), проекту международного сравнительного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Third International Mathematics and Science Study), a также Организации экономического сотрудничества и развития OECD (Organization for Economic Cooperation and Development), осуществляющей проект PISA (Programme for International Student Assessment) по оценке образовательных достижений 15-летних учащихся на предмет их готовности к жизни. Оцениваются наиболее общие качества: мышление, аргументация, постановка и решение проблем, моделирование, использование различных методов представления результатов, коммуникативные умения и компетентности трех уровней (воспроизведение, установление связей и рассуждение) . Каждое из перечисленных выше исследований включает две фазы: 1) выявление тенденций развития образования в мире на основе изучения его состояния в странах-участницах; анализа программ и учебников, научно-методической литературы; 2) сравнительная оценка уровня общеобразовательной подготовки школьников в странах-участницах и установление факторов, влияющих на результаты обучения. В таких исследованиях принимают участие около 50 стран мира, в которых оценивается образовательный уровень подрастающего поколения. Для России особый интерес представляют концептуальные подходы различных государств к национальной системе оценки качества как общего, так и профессионального образования. Поэтому наша страна приняла участие в ряде международных обследований: по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS, по иностранным языкам LES, по оценке учебных достижений - OECD-PISA, в том числе функциональной грамотности 15-летних школьников в области чтения и понимания текстов ("грамотность чтения"), математики ("математическая грамотность") и естествознания ("естественнонаучная грамотность"). И хотя эти исследования не дают полной картины учебной подготовленности школьников, они позволяют выявить общие тенденции, сильные и слабые стороны российского образования, наметить пути более эффективного достижения поставленных целей.

Исследование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study ) - мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования.

Исследование PISA (Programme for International Student Assessment ) - международная программа для оценки компетентности выпускников основной школы.

Качество образования как интегральная характеристика

«Качество обучения и образования» начинается с определения его в философии. В философии качество трактуется как целостная совокупность свойств, их связей и отношений, отличающих один предмет или явление от других предметов или явлений.

Качество - тот нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт обучения и образования. Принято считать, что здесь воплощаются социальные требования общества к учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. С этим нельзя не согласиться. Однако в условиях перехода на новую философию образования - личностную - на передний план выдвигаются эмоциональное и социальное развитие учащегося, сформированность у него ценностно-ориентационной сферы. Поэтому возникает новая задача как перед педагогической наукой поиска научно обоснованной системы оценки качества образовательной подготовки обучающихся.

Говоря о планетарном мышлении, В.И. Андреев в своей книге «Педагогика творческого саморазвития» отмечает: « … мировое сообщество … подошло к пониманию того, что своеобразным мостом от техногенной цивилизации к антропогенной может быть только такое по качеству образование и воспитание человека, которое формировало бы у него планетарное мышление, направленное на решение проблем, связанных с такими приоритетными ценностями, как, например, качество жизни человека, проблем, решение которых не причинило бы вреда нашей планете Земля, а значит, и самому человеку»

Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям

Можно выделить следующие составляющие качества образования: качество целей, нормы; качество условий; качество образовательного процесса; качество конечных результатов.

1. Оценка целей и норм.

2. Оценка качества условий образовательного процесса, среди которых ведущее место занимают управленческие условия. Оценка качества предполагает отслеживание конечных результатов управления и выявление эффективности видов управленческой деятельности: мотивационно-целевой, информационно-аналитической, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-регулировочной и оценочно-результативной.

Кроме того, качественной оценке должны подвергаться кадровые условия, научно-методические, психологические условия и др.

3. Оценка качества образовательного процесса основывается на следующих критериях: критерий качества содержания образовательного процесса; критерий качества образовательных технологий.

Критерий качества содержания образовательного процесса может быть представлен целым рядом показателей, которые в свою очередь группируются по уровням представления содержания образования. В качестве таких уровней выступают: инвариантный, вариативный, личностный.

Инвариантный уровень содержания профессионального образования характеризуется следующими показателями: фундаментальностью содержания, его интегративностью, концептуальностью и деятельностным характером.

Для второго - вариативного - уровня имеют место такие показатели, как вариативность, непрерывность содержания.

Личностный уровень содержания образования - включенность субъектного опыта учащихся в содержание образовательного процесса; согласованность субъектного опыта обучающихся.

Процессуальный критерий образовательного процесса находит свое выражение в демократичности и гуманистичности взаимодействия педагогов с учащимися; многообразии диалогических форм взаимодействия.

4. Оценка качества конечных результатов

Понятия и сущность педагогического контроля

Под «контролем» понимают выявление и измерение результатов учебной деятельности обучаемых, а также оценивание их развития, знаний, умений и навыков.

Контроль - это проверка и оценка знаний обучаемых с целью фиксации промежуточных и конечных результатов процесса обучения и констатация достигнутого уровня обученности.

Контроль качества обучения - определение достигнутого уровня знаний и умений или выявление разницы между реальным и запланированным уровнем усвоения учебной программы.

Понятие « педагогический контроль » можно рассматривать как единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности. Применительно к повседневному учебному процессу, проверочная деятельность направлена на выявление и оценку результатов учебной деятельности школьников или студентов.

Педагогический контроль - это система научно-обоснованной проверки результатов образования учащихся. В более узком смысле контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков.

Процедуру контроля можно изобразить в виде следующей формулы:

К=В+Из.+Оц.

Контроль складывается из нескольких шагов - сначала нужно выявить то, что усвоено учащимися, опознать это, затем следует измерить усвоенное, по уровням усвоения, по осознанности, полноте и т.д. и оценить результат по определенной шкале.

Контроль качества подготовки специалистов как конкретная педагогическая система включает пять структурных компонентов: цель; содержание контролируемой информации; средства контроля; контролирующий

и контролируемый (или обучающий и обучаемый как субъекты контроля).

Цель контроля заключается в установлении состояния усвоения знаний на различных временных этапах учебного процесса; выявлении соответствия уровня усвоения целям подготовки; использовании результатов контроля для управления деятельностью обучаемых. Все три составляющие цели присутствуют в «цели контроля»:

целеполагание - в содержании информации, средствах контроля;

целеосуществление - в процессе контроля;

целеутверждение - в управлении деятельностью обучаемых.

Одной из важнейших целей контроля является реализация корректирующих воздействий. Коррекция необходима всегда, она порождается индивидуальными различиями обучаемых. Именно поэтому для эффективного обучения всегда необходим контроль. Только на его основе возможна корректировка процесса обучения.

«Цель контроля» - компонент, который является результатом многоэтапной трансформации общегосударственных целей подготовки, социального заказа общества на обучение в соответствии с требованиями стандартов.

Содержание контролируемой информации должно полностью соответствовать целям обучения, трансформированным в содержание образования. От степени обоснованности и согласованности целей обучения (для чего учить) и содержания обучения (чему учить) во многом зависит качество професси­ональной подготовки. При этом категория «образование» рас­сматривается как характеристика определенной ступени интел­лектуального и социального развития человека, приобретенного им по итогам обучения в каком-либо звене системы непрерывного образования. Конечные результаты профессионального обучения, как правило выражаются в «требованиях к специалистам», «модели специалиста». В отечественной школе под «содержанием образования» чаще всего понималась система знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных и физических способностей школьников, формирование у них научного мировоззрения и морали, готовит их к жизни, к труду. Однако серия исследований, выполненных за последние десятилетия, расширила и углубила это понятие, которое на данном этапе трактуется как четырехкомпонентная структура, включающая:

    систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся верной диалектико-материалистической картины мира и вооружает их правильным педагогическим подходом к познавательной и практической деятельности;

    систему общих интеллектуальных и практических умений и навыков, лежащих в основе множества конкретных видов деятельности;

    опыт творческой деятельности, основные черты ее, обеспечивающие готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности;

    опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу, т.е. систему мировоззренческих и поведенческих качеств личности, являющихся основой убеждений и интересов молодого человека.

Средства контроля - это всевозможные контрольные задания, вопросы, практические задачи, реализуемые через различные виды, формы и методы контроля, соответствующие целям и условиям оптимизации процесса контроля. Группой ученых и практических работников выдвигается точка зрения о необходимости введения стандарта качества подготовки специалистов, которым определялись бы единые требования к результату обучения - овладению обучающимися определенной системой знаний, умений и навыков. Сам подход к выбору стандарта качества подготовки не является новым, поскольку система независимого тестирования применяется уже давно в ряде стран - в США, например, действует система установленных тесов академической успеваемости SAT (Sholastic Aptitude Test), ACTR (American College Testing Program), GRE (Graduate Record Examination). Названные тесты являются сущности тестами достижений, ориентированными на результаты обучения в средней школе, где при всех различиях и дифференциации содержания обучения общность его все же очень велика.

Из указанных выше основных требований к средствам контроля следует, что необходимо обеспечить объективный контроль результатов учебной деятельности, обеспечить каждого учащегося индивидуальной программой контроля.

Перед преподавателем всегда стоит вопрос - за что ставить положительную оценку? И какую? Для грамотного решения необходимо осознанно выбирать средства контроля, а, значит, решить две основные задачи:

    определить долю минимальной положительной оценки от максимальной, т.е. от полных знаний и умений, определяемых рабочей программой дис­циплины, минимально необходимых в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

    подготовить для учащегося задания различной степени сложности, при выполнении которых им набирается сумма баллов, определяющая выставляе­мую оценку.

Контролирующий и контролируемый - два взаимосвязанных, взаимно влияющих друг на друга компонента системы, причем контролируемый рас­сматривается в качестве не только объекта, но и субъекта деятельности, организуемой педагогом. Цель подготовки специалиста в учебном заведении состоит в том, чтобы превратить объект (учащегося, студента) в саморазвивающуюся систему. Для индивидуального развития учащихся важно инициировать процесс преодоления противоречий между его возможностями и требованиями к учебной деятельности, причем развертывание способностей может существенно искажаться в зависимости от того, свободен ли человек, насколько принцип свободы учащегося как субъекта образовательного процесса воплощен в реальной действительности. В.Д. Шадриков отмечает, что цель реализации потенции человека должна доминировать, и на каждом уроке именно через призму данной цели должен строиться индивидуализированный процесс. Перед педагогом стоит задача - организовывать процесс контроля так, чтобы обеспечить деловые отношения с обучаемым, их стремление сотрудничать с педагогом

Проблема оценки качества образования

Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени определяется качеством общего и профессионального образования. Качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире.

В связи с этим, в рамках приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных Правительством Российской Федерации, предусмотрено создание моделей организации контроля качества образования и формирование нормативной базы для общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО).

Начиная с 80-х годов ХХ века многие развитые страны (в том числе США, Великобритания, Австралия, Голландия и др.) предпринимают серьезные попытки соотнести результаты функционирования образовательных систем с запросами общества (потребностями инвесторов, в том числе государства, профессиональных сообществ, налогоплательщиков).

В последнее десятилетие разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга качества образования, в рамках эксперимента по введению единого государственного экзамена, а также посредством научно-практических разработок, осуществляемых как на федеральном, так и на региональном уровнях. В работах последних лет находит отражение мировой опыт разработки инструментария оценивания результатов обучения, в том числе тестирования и обработки результатов, на основе современных теорий педагогических измерений.

В частности, в настоящее время продолжается отработка различных моделей новой независимой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. Завершился эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). Ведётся работа по стандартизации банка измерительных и диагностических материалов; разработке технологического обеспечения аттестационных процедур общеобразовательных учреждений, технологии оценки готовности детей к обучению в начальной и основной школе.

В рамках комплексных проектов модернизации образования субъектов Российской Федерации (приоритетный национальный проект «Образование») начата работа по формированию различных моделей региональных систем оценки качества образования в соответствии с Указом Президента РФ от 28.06.07. № 825 «Об оценке деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

В то же время система оценки качества образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Деятельность различных организаций, занимающихся проблемами качества образования, недостаточно координируется. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации, не хватает квалифицированных кадров. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования.

Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, деятельности всей образовательной системы страны и ее территориальных подсистем.

Под общероссийской системой оценки качества образования понимается совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.

Основная цель ОСОКО – получение и распространение достоверной информации о качестве образования.

Создание общероссийской системы оценки качества образования будет способствовать:

– обеспечению единого образовательного пространства;

–повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;

–обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;

–индивидуализации образования, развитию академической мобильности и мобильности трудовых ресурсов;

–созданию инструментов общественного участия в управлении социально – образовательной средой;

–принятию обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней.

В основу концепции положены следующие основные принципы:

Развитие ОСОКО, преимущественно, как системы внешней государственно-общественной оценки; приоритет внешней оценки качества образования над внутренней;

Открытость информации о механизмах, процедурах и результатах оценки в рамках действующего законодательства;

Прозрачность процедур и результатов, нормативный характер формирования и развития ОСОКО;

Функциональное единство ОСОКО на различных уровнях при возможном разнообразии организационно–технических решений;

Применение научно обоснованного, стандартизированного и технологичного инструментария оценки;

Разделение информационно-диагностической и экспертно-аналитических функций (соответственно сбора и интерпретации информации о качестве образования) в рамках ОСОКО;

Профилактика монополизации оценки качества образования;

Системно-целевая направленность формирования информационных ресурсов ОСОКО на всех уровнях.

Объектами оценки качества в системе образования являются:

– образовательные программы (включая и те образовательные программы, для которых не предусмотрены государственные образовательные стандарты). Выбор актуальной и эффективной образовательной программы представляет интерес не только для потребителя, но и для образовательной организации (учреждения), так как именно качественная программа во многих секторах образования влияет на конкурентоспособность образовательной организации. Соответственно, оценка качества и сертификация образовательных программ становится широко востребованной функцией ОСОКО, которая позволяет включить программы в число основных объектов оценки;

– образовательные организации (учреждения) и их системы (сюда входят и органы управления, подведомственные организации и службы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образовательные подразделения предприятий;

– индивидуальные образовательные достижения обучающихся представляют собой наиболее значимый объект оценки. Под обучающимися мы понимаем как тех, кто уже завершил освоение той или иной образовательной программы, так и тех, кто находится на различных промежуточных этапах обучения.

Оценка образовательных программ. Процедуры, методики оценки качества образовательных программ разработаны в настоящее время недостаточно. Требуется целенаправленная разработка соответствующих методик и рекомендаций на федеральном уровне, которая позволит эффективно проводить эту работу на каждом уровне управления образованием.

Самооценка образовательных учреждений в настоящее время практикуется частично.

Достаточно полно она реализуется в учреждениях высшего профессионального образования. Целесообразно, на основе глубокого анализа, выявить и распространить положительный опыт вузов по организации самооценки на образовательные учреждения других уровней.

Оценка образовательных учреждений со стороны органов управления образованием. Механизмы этой оценки развиты относительно полно, но требуют дальнейшего совершенствования, прежде всего в части объективизации соответствующих процедур, показателей и критериев. Об этом свидетельствует неудовлетворенность потребителей уровнем эффективности этого вида оценок.

Оценка индивидуальных достижений обучающихся. На уровне образовательного учреждения оценка индивидуальных достижений обучающихся, как правило, реализуется в рамках двух процедур: государственной итоговой аттестации выпускников и промежуточной аттестации обучающихся в рамках внутренней системы контроля качества образования.

Самооценка обучающихся. В условиях непрерывного образования, «образования в течение всей жизни» способность к самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности становится для человека важнейшим качеством. Развитие этой составляющей внутренней оценки должно быть реализовано за счет разработки соответствующего научно-методического обеспечения.

В полной мере сказанное относится и к самооценке обучающих: учителей, преподавателей и т.д.

Методический инструментарий для оценки качества подготовки учащихся/студентов учреждений образования в большинстве субъектов Российской Федерации разрабатывают, как правило, сами образовательные учреждения на основе соответствующих государственных образовательных стандартов. Используемые оценочные материалы далеки от совершенства.

Необходима целенаправленная работа на федеральном уровне по формированию соответствующих оценочных материалов.

В сложившейся российской практике оценку качества подготовки выпускников, как главную составляющую оценки результативности деятельности учреждений образования, осуществляют сами производители образовательных услуг. Исключение составляет оценка уровня подготовки выпускников средней общеобразовательной школы, для которой в настоящее время впервые реализован механизм независимой оценки в рамках единого государственного экзамена.

Оценка деятельности педагогических кадров. Существующая система оценки (аттестации) руководителей и педагогических работников образовательных учреждений может быть в настоящее время признана относительно удовлетворительной по сравнению с другими аспектами оценки качества образования. В среднесрочной перспективе необходима разработка и апробация новых моделей оценки деятельности педагогических кадров.

Выбор модели системы оценки качества образования, форм и процедур контроля в значительной степени зависят от общеправового контекста, в котором осуществляется образовательная деятельность, в том числе от формата законодательного разграничения полномочий органов государственной власти различных уровней, образовательных учреждений в этой сфере.

Следует заметить, что в последние годы в законодательстве об образовании в этой сфере произошли значительные изменения. В период с 2002 по 2007 годы было внесено около 200 законодательных инициатив, принято более 20 федеральных законов, внесших изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». При этом внесенные в данные законодательные акты изменения коснулись в основном следующих вопросов:

В 2002-2003 годах были, главным образом, затронуты различные вопросы осуществления образовательной деятельности (государственные образовательные стандарты, федеральные перечни учебников, расширение перечня образовательных программ, реализуемых образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования; использование дистанционных технологий и т.п.).

В 2004-2006 годах уточнялись полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере образования, а также статус образовательных учреждений (организаций). Были приняты следующие федеральные законы:

Федеральный закон от 22.08. 2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29.12. 2004 № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований»;

Федеральный закон от 31.12. 2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»;

Федеральный закон от 28.12. 2006 № 242-ФЗ «О внесении изменения в статью 31 Закона Российской Федерации «Об образовании».

В соответствии с этим законами на федеральном уровне были четко разграничены полномочия и предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; установлена исчерпывающая компетенция как федеральных, так и региональных органов государственной власти. При этом законодательное закрепление этих полномочий было основано на принципе обеспечения их финансирования за счет средств бюджетов соответствующих уровней. Таким образом, полномочия были приравнены к расходным обязательствам того или иного уровня власти.

В 2007 году процесс законодательного уточнения полномочий продолжился, но уже в части законодательной регламентации полномочий и процедур по надзору и контроля в сфере образования. Однако в отличие от предыдущих законодательных инициатив, федеральные законы, принятые в 2007 году, основаны на комплексном подходе к урегулированию вопросов надзорно-контрольной деятельности и оценки качества образования.

В основе данного подхода лежат как внутренние процессы развития системы образования (например, утверждение новых практик, проведение и завершение ряда экспериментов (ЕГЭ) в рамках процесса модернизации образования), так и общегосударственные процессы (в частности, реализация административной реформы).

В заключение следует констатировать, что изменения законодательства об образовании последних лет заложили общую правовую рамку для формирования Общероссийской системы оценки качества образования. В первую очередь определены формат и содержание контрольных процедур в сфере образования и организационно-управленческая модель их реализации, включая разграничение полномочий и порядок взаимодействия органов государственной власти. Вместе с тем, создание такой общегосударственной системы подразумевает не только государственный, но и общественный контроль в этой сфере, а также формирование сегмента общественных отношений, связанного с предоставлением различных сервисных услуг как государственными, так и негосударственными организациями в сфере оценки деятельности образовательных учреждений и качества образования. Создание правовых основ осуществления и развития таких сервисов, а также определение роли и форм взаимоотношений органов государственной власти, участников образовательной деятельности, субъектов оказания таких услуг, их законодательное оформление является перспективной приоритетной задачей государственной образовательной политики.

Т.В. Золотухина

Учитель начальных классов

МБОУ Яснинская средняя общеобразовательная школа,

Оловяннинский район

Внутренняя система оценки качества образования: опыт, проблемы, перспективы

Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования как на федеральном, так и на региональном уровне – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.

Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий.

Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса.

К основным задачам системы оценки качества образования относятся:

Оценка уровня образовательных достижений обучающихся, образовательных учреждений для их итоговой

аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения;

Оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования;

Формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели системы оценки качества образования.

Ключевыми процессами в системе оценки качества образования в ОУ являются:

Учебный, воспитательный, методический процессы, а также социально – психологическое сопровождение;

Инновационная деятельность, организация профильного и предпрофильного обучения, связь с общественностью;

Диагностика и мониторинг качества образования.

Для осуществления диагностики качества образования в МБОУ Яснинская СОШ № 1ведется целенаправленный сбор информации о состоянии учебного процесса и факторах, оказывающих на него позитивное и негативное влияние.
В данной технологии предусмотрены педагогическая и психологическая диагностики. Каждый вид диагностики включает в себя ряд процедур, использующих стандартные методики.

Педагогическая диагностика осуществляется с целью получения информации о качестве учебной и воспитательной работы в образовательном учреждении. Основная методика, используемая в ней, предусматривает использование не только методов тестирования, но и традиционные формы контроля обученности - письменная контрольная работа, сочинение, практическая работа и т.д

Диагностика уровня обученности осуществляется на четырех уровнях – входящем, текущем, промежуточном и итоговым. Входящая диагностика проводится в начале учебного года с использованием комплексной работы по предметам. Текущая диагностика проводится после изучения каждой отдельной темы с использованием стандартизированных тестов или других видов контроля. Итоги работы обучающихся подвергаются поэлементному анализу, позволяющему получить качественные показатели уровня обученности по каждому отдельному критерию и параметру содержания образования. Значения этих показателей позволяют судить о параметрах, которыми обучающиеся уже владеют, о параметрах, которыми обучающиеся овладели в недостаточной степени, и о параметрах, которыми обучающиеся не владеют. На основании такого анализа строится программа дальнейших действий учителя, администрации. Психолога – программа коррекционной работы.

Итоговая диагностика проводится один раз в конце учебного года, задания к ней подбираются с учетом результатов текущей диагностики. В эти работы включаются вопросы на проверку прочности знаний и задания, с которыми обучающиеся не справлялись при текущей проверке.

Показатели. По которым будет вестись проверка обученности, все данные о работе обучающихся сводятся в таблицу.
Показатели, по которым будет вестись проверка обученности, все данные о работе обучающихся сводятся в таблицу.
Таблица 1. Диагностика качества обучения

Ф.И. Обуч-ся

Мониторинг: входящий, промежуточный, итоговый

Отметки за тематические к/р

Отметки выборочно за практические, творческие работы, мини-проекты

Накопленная за четверть

Отметка за четвертную, годовую к/р

Отметка за таблицу умножения, технику чтения

Итоговая за четверть

Диагностика уровня воспитанности осуществляется методом экспертной оценки. Суть метода состоит в коллективной оценке группой, состоящей из экспертов (учителей, работающих с данным учеником) и личности обучающегося, его воспитанности. Экспертная оценка воспитанности обучающихся проводится один раз в год согласно плану внутришкольного контроля всеми учителями, работающими в данной параллели.
Технология оценки. Для каждого класса создаются опросные листы.
Каждый эксперт оценивает каждого ученика по всем критериям и заносит оценки в опросный лист.
По каждому критерию находятся средние значения и вносятся в сводную таблицу.
Таблица 2. Результаты оценки качества воспитанности

Фамилия имя

Любозна-

тельность

Трудолюбие

Бережное

отношение

к природе

Моё

отношение

к школе

Красивое

в моей

жизни

Я и мое

отношение к себе

Средний

балл

Уровень

воспитанности

Регулярная диагностика обученности позволяет вести сравнение показателей качества обученности каждого ученика во времени, наблюдая за темпом роста ребенка, сравнивая его нынешние результаты с прежними. Такое сравнение делает процесс обучения личностно – ориентированным и более гуманным.

В тоже время накопленные данные о качестве обученности обучающихся позволяют вести мониторинг деятельности каждого преподавателя и школы в целом.

В МБОУ Яснинская СОШ №1 разработана процедура анализа и интерпретации результатов. Полученные в результате диагностики данные анализируются и интерпретируются по трем направлениям:

Качество образования каждого ученика;

Обеспечение качества образования каждым учителем;

Обеспечение качества образования в данном классе, на параллели, в образовательном учреждении.

По результатам всех видов диагностики ученик получает рекомендации по коррекции качества образования, если это необходимо.

Располагая результатами диагностики и мониторинга, администратор может вести сравнение качества обучения в каждом классе, по каждому предмету со средними значениями по школе. Сравнительный анализ результатов диагностики позволяет выявить факторы, влияющие на качество образования, и принять адекватное решение по

устранению недостатков в обучении и созданию условий для совершенствования образовательной среды образовательного учреждения.

В качестве таких факторов могут выступать: квалификация педагогов, учебный план, выбранные педагогические технологии, наличие или отсутствие методического обеспечения, материальная база и т.д.
Определив, какой из факторов в данном случае влияет на качество образования, администратор может принять обоснованное решение о дальнейших действиях: планировать методическую работу педагогического коллектива; внести изменение в учебный план; принять или отвергнуть данную педагогическую технологию; использовать в дальнейшем этот учебник или заменить его.

Для того чтобы продуктивно реализовать внутреннюю систему качества образования необходимы следующие мероприятия:
- определение цели деятельности школы, цели преподавания по каждому предмету и образовательной области;

Изучение в районе влияния учебного заведения, спрос на потребности инфраструктуры в том или ином

Постоянное изучение запросов на образование обучающихся, родителей, педагогов. Анализ удовлетворённости качеством образования обучающихся, родителей, учреждений других типов;

Разработка системы текущей и итоговой диагностики хода и результата образовательного процесса, создание системы научно-методического обеспечения;

Совершенствование системы сбора данных, информационных потоков, обработки и анализа информации, принятия на их основе управленческих решений;

Создание творческих групп педагогов, задачей которых является осуществление взаимодействий с другими учебными заведениями;

Установление связей с руководителями организаций, учебных заведений, которые и будут в дальнейшем работать с нашими обучающимися;

Согласование программ с потребителями, через деятельность Управляющего совета, которое заключается в выявлении и сближении позиций сторон в вопросе “чему учить?” как по содержанию, так и по степени практической ориентации знаний;

- управление качеством образования выступает системообразующим компонентом в системе деятельности

общеобразовательных учреждений, обеспечивая целенаправленную работу всех субъектов педагогического процесса по функционированию и развитию.

Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством необходимо обладать

надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса, деятельности системы управления и т. д. Получение такой информации возможно при осуществлении мониторинга.

Образовательный мониторинг-форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая, непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

Оценка качества образования по динамике изменения его результатов очень продуктивный способ, требующий систематического мониторинга результатов. Таким образом, фундаментальной основой механизма управления качеством образования выступает психолого-педагогический, медицинский, социальный мониторинг, а сущностью процесса управления развитием качества образования является рефлексивный подход как в развитии самого объекта (образовательного процесса), так и управления им.

Мониторинг качества образования выступает в роли механизма, благодаря которому все обучающиеся имеют не только обязательный уровень знаний, умений и навыков в соответствии с ФГОС, но и оптимальный (индивидуальный) для каждого уровень образования, выражающийся в его (образовании) качестве.


ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время отсутствует единая точка зрения относительно определения понятий «качество», «качество среднего профессионального образования». В последние годы появились и вошли в жизнь такие понятия, как «качество образования», «качество подготовки специалистов», «качество содержания образования», «качество образовательных услуг», «внутренняя и внешняя система контроля качества подготовки специалистов». В данной работе используются следующие понятия:

    Качество образования (в широком смысле) - социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества, отдельных социальных групп в развитии и формировании жизненных, профессиональных, гражданских компетенций личности.

    Качество профессиональной педагогической подготовки (качество образования в узком смысле) будущего педагога нами трактуется с позиции компетентностного подхода как критерий, характеризующий состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и требованиям общества в развитии и становлении профессиональной педагогической компетентности специалиста.

    Нормы качества образования - выявленные, признанные, зафиксированные документально системы требований к качеству подготовки специалиста (как результату, как процессу, как образовательной системе), соответствующих потребностям общества и личности в качестве среднего педагогического образования определенной структуры и уровня.

    Критерии качества образования - признак степени соответствия качества

подготовки специалиста (как результата, как процесса, как образовательной системы) установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам.

    Оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия образовательного процесса, условий его обеспечения и результатов образовательной деятельности системе требований к качеству образования, зафиксированных в нормативных документах .

    Показатели – система основных характеристик деятельности ОУ, т. е. конкретные характеристики состояния ОУ, изменяющиеся в процессе его развития; характеризуют потенциальные возможности ОУ и результаты его деятельности.

    Критерии – признаки, на основании которых проводится оценка деятельности ОУ по данному показателю; определяют общие требования к деятельности ОУ, установленные на федеральном и региональном уровнях; установлены в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов к условиям и содержанию деятельности ОУ по данному показателю.

    Индикаторы – количественные или качественные оценки критериев, позволяющие определить текущее состояние ОУ, осуществлять сравнительный анализ установленных нормативов с фактическими данными ОУ.

    Компетенция - способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

    Общая компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.

    Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.

    Компетентность - наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности.

Нормативно-правовая база, регулирующая процесс оценки качества подготовки специалистов, на настоящий момент состоит из документов федерального, регионального уровня и локальных документов организации.

На федеральном уровне приняты следующие документы:

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 « Об утверждении государственной программы Российской Федерации « Развитие образования » на 2013 - 2020 годы »;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (2009 г.);

Профессиональный стандарт « Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) », утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.

Региональные нормативно-правовые документы, регулирующие процесс оценки качества подготовки специалистов среднего звена:

Областной закон об образовании Архангельской области, принят Архангельским областным Собранием депутатов (Постановление от 26 июня 2013 года N 1970);

Государственная программа Архангельской области « Развитие образования и науки Архангельской области (2013-2018 годы) », утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года N 463-пп;

Распоряжение правительства Архангельской области от 01 декабря 2014 г. №1618 « Об утверждении положения об общественном совете по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности расположенных на территории Архангельской области организаций, осуществляющих образовательную деятельность ».

Для определения сущности оценки качества подготовки специалистов среднего звена, используя существующую литературу и нормативно-правовую базу, сделаем анализ следующих понятий: качество образования, качество подготовки специалиста, оценка качества образования.

Мы будем исходить из следующих концептуальных положений. Качество – категория многоуровневая, многоаспектная, многофункциональная и многомерная. По мнению О.Е. Пермякова и С.В Меньковой , понятие «качество образования» имеет философский характер, то есть «устанавливает совокупность свойств и меру ценности системы образования, отличающие ее от других областей знаний и обуславливающие способность этой сферы человеческой деятельности все более полно удовлетворять государственные, общественные и личностные потребности ». С.Е.Шишов, В.А. Кальней рассматривают понятие « качество образования » как, в первую очередь, социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. М.М. Поташник видит качество образования через соотнесение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника». Таким образом, видим, что подходы к определению понятия качества образования могут быть разными, все зависит от того, что поставить во главу угла: качество процесса, качество результата, качество условий - или поставить знак равенства между этими понятиями.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.29. сформулировал понятие «качество образования» как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы», т.е. в общем виде можно качество образования трактовать как соответствие требованиям стандарта и требованиям заказчика.

Под качеством подготовки принято понимать соответствие уровня подготовки специалиста требованиям профессиональной среды, в которой ему предстоит работать. Стоит согласиться с мнением Ю.Н. Дрешер, профессор, заведующая кафедрой документоведения и издательского дела Казанского государственного университета культуры и искусств, доктор педагогических наук: « Подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста требует разрешить противоречия между: знаниевой ориентацией содержания подготовки и личностным развитием будущего специалиста; традиционным подходом к оценке качества подготовки специалиста и складывающимся рынком образовательных услуг; потребностью в системе эффективных диагностических методик при оценке качества подготовки специалиста и недостаточностью научно-методического обеспечения текущего и итогового контроля оценки качества подготовки; требованиями, предъявляемыми к специалисту рынком труда, и готовностью преподавателей к подготовке конкурентоспособного специалиста; сложившейся системой оценки уровня подготовки специалиста и ориентацией студентов на адекватную оценку своих профессиональных качеств ». Европейский и отечественный опыт профессионального образования показывает, что новой альтернативой частичному изменению сложившейся системы может выступать использование механизмов, традиционно разработанных для сферы бизнес-менеджмента, в частности на основе международного стандарта ИСО 9001:2008. Разработка и практическая реализация новой методологии управления качеством подготовки специалистов со средним профессиональным образованием на основе международного стандарта ИСО 9001:2008 связывается с решением комплексов задач. Первый комплекс ориентирован на глубокое и всестороннее познание системного многоаспектного объекта управления – феномена «качество подготовки специалистов», структуры общественных и личных потребностей, удовлетворяемых через деятельность образовательного учреждения. Второй комплекс связан с установлением, обоснованием и выбором цели в системах управления качеством подготовки специалистов, с их эталонизированием. Третий комплекс сопряжен с поиском средств и технологий воздействия на управляемый объект – качество подготовки специалиста – для наилучшего достижения цели управления с разработкой механизма управления. Согласно определению Международной организации по стандартизации стандарт качества (ISO 9001) представляет собой определенный набор требований, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации. Именно поэтому методологическую основу оценки качества составляют государственные образовательные стандарты, представляющие собой эталон минимальных требований к квалификации выпускника учреждения профессионального образования. Для достижения успеха в подготовке высококвалифицированных специалистов необходимо установить эффективную управленческую систему. Система менеджмента качества (СМК) ИСО 9001:2008 является практическим инструментом, помогающим организации определить путь к управлению качеством.

Применительно к образованию под « предметом », « продуктом » или « объектом » следует понимать « качество подготовки ». Соответственно, под « удовлетворением определенных потребностей », следует понимать « удовлетворение потребностей в качестве подготовки » тех субъектов деятельности, которые являются « потребителем » образовательных услуг или выпускников образовательных учреждений. К таковым можно отнести работодателей как « потребителей специалистов », поступающих в образовательные учреждения, обучающихся и членов их семей как потребителей образовательных услуг. С другой стороны, работодателей, в роли которых выступают учреждения и организации, общественные организации, федеральные и региональные органы исполнительной власти, в т.ч. осуществляющие управление в сфере образования, можно отнести к категории « заказчиков ». Кроме обозначенных групп субъектов деятельности в системе профессионального образования в постоянных взаимоотношениях с ними находятся « провайдеры образовательных услуг » – образовательные учреждения. Социальные нормы по качеству образования выступают в роли оснований для оценки качества. Они могут формироваться как от достигнутого уровня, так и от будущего. Это означает, что социальные нормы по качеству должны преимущественно опираться на построение прогнозных моделей качества подготовки специалистов. Качество подготовки специалистов – динамический процесс, который развивается в результате постоянной оценки и самооценки. Основной целью такой оценки и самооценки должна явиться не просто констатация достигнутого уровня качества подготовки, а повышение этого уровня за счёт целенаправленных и последовательно осуществляемых изменений в соответствии с меняющимися условиями поведения внешней среды. Реализация такого подхода к определению качества подготовки специалистов предполагает необходимость разработки методологического инструментария выявления, изучения и учёта актуальных и перспективных требований всех потребителей. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов СПО третьего поколения предполагало значительные отличия от предыдущих стандартов. В новых стандартах введены понятия «общекультурные компетенции и профессиональные компетенции». Требования к результатам освоения дисциплины определяются формированием определенных общекультурных и профессиональных компетенций. В этой связи особый интерес вызывает методология многомерного подхода к проблемам формирования критериев оценок качества подготовки специалистов, предложенная Г.И.Ибрагимовым . Его концепция многомерного мышления может рассматриваться как способ понимания природных, общественных и духовных явлений, учитывающий многокачественность и многоаспектность познаваемых объектов. С позиции концепции многомерности как новой парадигмы мышления ясно, что не может быть разработана единая, “правильная” система критериев и методов оценки качества готовности выпускников базового профессионального учреждения к условиям современного производства и социальной сферы. Каждая система критериев имеет свои возможности, границы применения, определяемые исходными позициями, положенными в основу, и многими другими факторами. В свою очередь индивидуальные образовательные достижения рассматриваются в виде системной совокупности иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) подготовки специалистов, к которым относятся общие и профессиональные компетенции, зафиксированные в федеральных государственных образовательных стандартах в виде требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ. Результаты многолетнего исследования по актуальной проблеме мониторинга и оценке качества подготовки специалистов среднего звена, проведенного коллективом ученых и специалистов системы СПО на базе Института педагогики и психологии профессионального образования РАО под научным руководством академика Г.В. Мухаметзяновой, интересны тем, что оценка качества подготовки рассматривается как систематический анализ соответствия реального состояния заданным требованиям с целью принятия управленческих решений, направленных на обеспечение нового качества подготовки специалистов. В заключение Г.В. Мухаметзяновой рассмотрен ряд современных концептуальных положений, на которых может базироваться формирование модернизированной системы критериев оценки качества подготовки специалистов.

На уровне учебного заведения можно говорить о внутреннем и внешнем качестве профессионального образования. Внутреннее качество – это трёхуровневая структура, включающая: проектируемый уровень – качество федерального государственного образовательного стандарта; реализуемый уровень – качество реализуемого содержания и процесса, условий образования, а также управления образовательным процессом; достигнутый уровень – качество результата.

Внешнее качество определяется качеством связей учреждения со своими социальными партнёрами. Эта система взаимосвязей влияет на имидж учебного заведения. В соответствии с изложенной структурой качества можно говорить о группе внутренних критериев оценки качества и группе внешних критериев оценки качества.

Основной вопрос при оценке внутреннего качества подготовки специалистов – это вопрос о требованиях к их подготовке. Сегодня они сформулированы в ФГОС СПО. Однако их анализ показывает, что основными пробелами в них являются недостаточно обоснованный характер многих сформулированных компетенций, их перегруженность по многим направлениям подготовки.

Важность проблемы качества подготовки высококвалифицированных кадров была обозначена Президентом России В.В. Путиным. 12 декабря 2012 года он дал поручение Правительству в двухгодичный срок разработать и внедрить национальную систему оценки качества профессионального образования. В профильном комитете Госдумы в октябре 2013 года прошли слушания под названием «Инструменты оценки эффективности и качества профессионального образования: состояние и перспективы совершенствования нормативного обеспечения». Итогом парламентских слушаний стало принятие проекта рекомендаций по формированию Национальной системы оценки качества профессионального образования.

На уровне государственного регулирования в Российской Федерации существуют Федеральный закон « Об образовании Российской Федерации » от 29 декабря 2012 г. N 273, который определяет:

    создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст.13,95)

    проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в рамках компетенций, прав, обязанностей и ответственности образовательной организации, Ст.28.

На региональном уровне Правительство Архангельской области утвердило государственную программу Архангельской области « Развитие образования и науки Архангельской области (2013 - 2018 годы) », постановление от 12 октября 2012 года № 463-пп, где одной из задач развития среднего профессионального образования является модернизация государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования основным результативным критерием качества подготовки специалистов среднего звена, по которому оценивается эффективность реализуемой образовательной программы, в системе оценки качества, предъявляет требование оценки качества освоения ППССЗ, которая должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся (п.8.2.), что, безусловно, не является адекватной оценкой степени готовности выпускника к успешной профессиональной деятельности. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

    оценка уровня освоения дисциплин;

    оценка компетенций обучающихся. (п.8.4.)

По ситуации может производиться: оценивание в процессе обучения или специфическое оценивание, проводимое в специально созданных условиях. По субъектам оценивание может быть: внутреннее – кто учит, тот и оценивает; внешнее – оценивает тот, кто не учил; самооценивание - оценивает тот, кто учился.

Оценка образовательных результатов в рамках модульно-компетентностного подхода обладает своими особенностями:

1.Оценка осуществляется независимо по каждому модулю. В рамках ФГОС СПО оценивание представляет собой определение степени соответствия достигнутых образовательных результатов требованиям ФГОС.

2. Целью оценки является установление соответствия имеющихся общих и профессиональных компетенций требованиям ФГОС и требованиям рынка труда, то есть оценивание не фиксация итогов, а точка, за которой следует новый этап развития и повышения качества образования.

В условиях современного рынка труда качество подготовки будущего специалиста и рабочего приобретает статус одного из важнейших показателей работы учреждений профессионального образования и заключается в способности образовательных услуг удовлетворить запросы и ожидания потребителей. В этом контексте управление качеством профессионального образования в колледже призвано обеспечить реализацию разных функций, одна из которых - оценка процесса обучения и его результатов всеми заинтересованными сторонами (включает наличие индикаторов/критериев эффективности процесса и результата, систему оценки и сертификации уровня обученности, самооценку, проводимую обучающими структурами).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Дрешер Ю.Н. Как оценить качество подготовки специалиста //Образовательные технологии. – 2014. - №2. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n

    Мухаметзянова Г.В. Приоритетные задачи профессионального образования в современной теории и практике // Среднее профессиональное образование. – 2010. - №10. Режим доступа:

    Пермяков О.Е., Менькова С.В. Диагностика формирования профессиональных компетенций. – М.: ФИРО, 2010. – 114 с.

    Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 448 с.

    Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // официальный сайт газеты "Российская Газета".:

    Шишов С. Е. Мониторинг качества образования в школе [Электронный ресурс] / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. - М. : Российское педагогическое агентство, 1998. - 354 с.