Внутришкольный контроль по учебной работе в школе. Цели и задачи работы школы по вшк и его отличие от внутреннего мониторинга. Критерии экспертной оценки

Обзор материала

Обзор материала

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

В настоящее время в Российском образовании происходит интенсивное изменение представлений о школе как объекте управления. Под объектом управления в науке понимают то, на что направлены действия субъектов управления, по отношению к чему принимаются управленческие решения. Поэтому от руководителя образовательной организации (как субъекта управления) требуются глубокие и разносторонние знания объекта и постоянное наращивание и обогащение этих знаний.

Если раньше объектом управления в школе выступал учебно-воспитательный процесс, то в современный период времени стало преобладать представление об образовательной организации как особой разновидности социальной организации, которой присущи все черты такой организации:

Наличие внутренней среды,

Ориентация на удовлетворение определенных потребностей обучающихся в достижении внешних и внутренних целей,

Организационная структура и организационная культура,

Взаимодействие с внешней средой и т.п.

Такой сложный и многогранный процесс, как школьное образование, обязательно должен контролироваться. Для этого и существует внутришкольный контроль – деятельность администрации школы, направленная на получение и анализ информации об отклонениях от заданной программы управления для принятия определенного управленческого решения. Иначе можно сказать, что внутришкольный контроль направлен на изучение фактического уровня обучения, воспитания и развития школьников различных возрастных групп, сравнение этого уровня с планируемым, выявление степени и причин несоответствия.

Знание фактического состояния дел в школе, информация о том, что удастся в деятельности школьного коллектива и его руководителей, дают возможность оценить эффективность внутришкольного управления и всех управленческих воздействий, правильность выбора и результативность принимаемых и осуществляемых решений. На основе этого появляется возможность принять новые решения и организовать их выполнение.

Итак, нет сомнений, что контроль в школе необходим всегда, но каким ему быть сегодня?

Прежде всего, в целях повышения эффективности внутришкольного контроля следует выполнять важнейшие условия его рациональной организации, которые вытекают из общих принципов и положений теории и практики педагогического менеджмента.

Генерализация определяет главные направления деятельности, которые подвергаются контролю в первую очередь, и отвергает традиционные представления о том, что контроль необходимо осуществлять в равном объеме по всем направлениям. Это стремление может породить противоречие, ведь чем шире содержание контроля, тем ниже качество получаемой информации.

Интеграция объединяет усилия всех участников образовательного процесса и общественных организаций в осуществлении контроля на основе приоритета права руководителя образовательной организации на координацию этого контроля.

Гуманизация системы отношений требует установления в процессе контроля отношений взаимоуважения и взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса. Это продиктовано необходимостью перехода от субъектно-объектных отношений к субъектно-субъектным, что позволяет руководителю сосредоточить внимание на раскрытии творческого потенциала педагогов.

Индивидуализация позволяет при организации контроля учитывать индивидуальность каждой творческой личности, чтобы создать необходимые условия для ее самовыражения. Не секрет, что в педагогической деятельности результаты труда зависят от единства всего коллектива при ярко выраженной индивидуальности каждого педагога. Поэтому незнание руководителем особенностей личности каждого учителя может привести к нарушению взаимопонимания и, даже, к конфликту.

Дифференциация предполагает осуществление различного уровня контроля для отдельных групп педагогического коллектива, показывающих стабильно высокие результаты обучения или, наоборот, имеющих проблемы в обучении. Реализация этого условия способствует переходу учителей, добивающихся высоких результатов в обучении, на самоконтроль, т.е. деятельность в режиме полного доверия.

Таких учителей можно привлекать к проведению внутришкольного контроля в роли субъекта контроля.

Чтобы внутришкольный контроль был эффективным и качественным, важно соблюдать общие требования к организации внутришкольного контроля и знать его основные принципы.

1. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВШК

Целесообразность (контролю должны подвергаться те стороны образовательного процесса, которые требуют улучшения, изменения и т.п.);

Систематичность (регулярное проведение контроля);

Объективность (проверка деятельности учителя на основе согласованных критериев);

Действенность (результаты контроля должны привести к позитивным изменениям);

Компетентность проверяющего (способность руководителя школы не только умело, со знанием дела вскрывать недостатки учебно-воспитательного процесса, но и находить положительное, достижения в работе учителей и учащихся, выявлять причины недостатков, лично руководить их устранением, внимательно научать, обобщать и внедрять все новое и передовое.

Особенность внутришкольного контроля заключается в его влиянии на личность учителя. Если это молодой учитель, контроль сказывается на его становлении, если педагог опытный, - на укреплении его профессиональной позиции и авторитета в школе. Вот почему в осуществлении контроля важную роль играют такие качества, как профессионализм и компетентность проверяющего (т.е. субъекта контроля).

2. ПРИНЦИПЫ ВШК

Научность (коллективу должны быть известны критерии оценки результатов их работы);

Плановость (контроль должен быть регулярным и запланированным);

Выделение главного звена (не нужно стремиться контролировать все, лучше сосредоточиться на наиболее важных моментах, учитывая особенности контингента, уровень интеллектуального развития и воспитания, мотивации к учению);

Актуальность (не должно быть неконтролируемых участков работы);

3. ФУНКЦИИ ВШК

Информационно-аналитическая;

Контрольно-диагностическая;

Коррективно-регулятивная;

Стимулирующая.

Внутришкольный контроль в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ и т.п. осуществляется в соответствии с утвержденным планом ВШК, который обеспечивает периодичность контроля и исключает его нерациональное дублирование.

План ВШК является модулем плана работы школы и составляется в конце учебного года. Педагогический коллектив знакомится с планом ВШК на августовском педагогическом совете или на совещании при директоре.

4. ЗАДАЧИ ВШК

Создание благоприятных условий для развития учебного заведения;

Обеспечение взаимодействия управляющей и управляемой систем;

Обеспечение сочетания административного контроля с самоанализом и самоконтролем участников педагогического процесса;

Обеспечение сочетания внутришкольного контроля с государственно-общественной экспертизой и внешней оценкой деятельности ОУ;

Создание информационного банка данных о работе каждого учителя.

5. ЭТАПЫ КОНТРОЛЯ

Внутри школьный контроль проводится по следующим этапам:

Постановка цели;

Выбор объекта контроля;

Определение субъекта контроля;

Сбор и обработка информации;

Подведение итогов контроля;

Рассмотрим подробнее этапы и управленческие действия при проведении внутри школьного контроля.

5.1. Постановка цели

Цели контроля могут быть организационно-педагогическими, педагогическими, психологическими. Выбор целей контроля зависит от общих задач, решаемых в учреждении, от объективной оценки учебно-воспитательного процесса, от уровня мастерства педагогического коллектива, от продолжительности работы руководителей школы в данном коллективе и других факторов. Чем полнее учитываются различные факторы при постановке целей контроля, тем эффективнее будет сам контроль.

Главной целью ВШК является:

Установить соответствие функционирования и развития педагогической системы образовательного учреждения требованиям государственного образовательного стандарта с установлением причинно-следственных связей, позволяющих сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса.

Цели ВШК на современном этапе:

Получить информацию о состоянии дел в школе в целом, либо на узком участке работы;

Оценить состояние УВП в школе па основе анализа полученной информации с учетом требований, предъявляемых на сегодняшний день к школе; оценить результаты ли р. принятых руководителями школы или отдельными учителями;

Оценить уровень соответствия образовательной подготовки учащихся базовым требованиям;

Выявить причины трудностей и недостатков, имеющих место в каком-либо звене УВР ОУ;

Изучить положительный опыт работы учителей с целью ознакомления с ним всего коллектива;

Сформулировать выводы о дальнейшей работе руководителей и членов педколлектива;

Предупредить отклонения фактического состояния УВП от планируемого.

5.2. Выбор объекта контроля

Организационно-педагогические условия успешной работы школы;

Состояние учебно-воспитательного процесса;

Методическая работа;

Состояние воспитательной работы;

Экспериментальная работа;

Качество и эффективность работы учителей.

Каждый из перечисленных объектов представляет собой сложное педагогическое явление и может делиться на более мелкие элементы. Соответственно и контролирующая деятельность может быть направлена на изучение как целостного объекта, так и его отдельных частей. Например, контроль состояния учебно-воспитательного процесса может осуществляться по следующим направлениям:

Контроль за выполнением всеобуча;

Контроль за состоянием преподавания учебных предметов:

а) организация повторения в начале и в конце года;

б) адаптация учащихся к новым предметам;

Контроль за уровнем знаний умений и навыков учащихся:

б) подготовка к итоговой аттестации;

Контроль за школьной документацией;

Контроль за работой педагогических кадров:

а) молодые специалисты;

б) аттестация, повышение квалификации;

в) обмен опытом;

г) работа м/о.

Контроль за выполнением всеобуча можно проводить по следующим направлениям:

Посещаемость уроков;

Работа с учащимися «группы риска» (состояние опроса, посещаемость уроков, посещаемость индивидуальных и групповых занятий во второй половине дня и т.п.);

Работа с высокомотивированными учащимися; в обучение на дому;

Семейное обучение;

Экстернат;

Обеспечение обучающихся учебниками и горячим питанием.

Для контроля за ведением школьной документации используются следующие виды документов:

Классные журналы;

Журналы часов компонента образовательного учреждения;

Журналы надомного обучения;

Тетради учащихся (для контрольных, лабораторных, практических работ, работ по развитию речи, рабочие тетради);

Личные дела учащихся;

Дневники учащихся;

Тематические и календарные планы учителей.

Методическая работа является одним из основных видов деятельности образовательной организации. При проведении контроля состояния методической работы учитываются следующие элементы:

Аттестация членов педагогического коллектива;

Повышение квалификации работников школы;

Наставничество;

Работа методических объединений (выполнение плана работы, организация и проведение предметных недель, подготовка и проведение конференций, конкурсов, качество внеклассной работы по предмету, участие детей в окружных и городских предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, работа по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА. мониторинг обученности по предметам и т.п., работа над единой методической темой, самообразование педагогов).

Экспериментальная и научно-исследовательская работа является одним из основных видов образовательной деятельности учебного заведения. Она организуется и проводится в соответствии с действующими руководящими документами. При проведении контроля состояния экспериментальной работы в школе учитываются:

Научно-исследовательская деятельность учащихся;

Научно-исследовательская деятельность учителей;

Результаты экспериментальной работы и инновации.

5.3. Выбор субъекта контроля

Субъектами контроля, как правило, становятся члены администрации школы: директор, заместители директора. Помощь в проведении контроля могут также оказывать председатели методических объединений, классные руководители и опытные учителя.

6. ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

После проведения предварительной работы (определения цели, объекта, субъекта контроля) можно перейти непосредственно к осуществлению контроля.

Говоря о внутришкольном контроле, необходимо различать виды, формы и методы контроля.

Вид контроля - это совокупность форм, методов, средств, объектов контроля, d o целей и задач. По виду внутришкольный контроль бывает фронтальным и тематическим.

Фронтальный контроль проводится не чаще двух-трех раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, воспитательная работа, экспериментальная работа и т.п.) или отдельного подразделения (работа методического объединения, параллель классов и т.п.). Так, например, если на фронтальный контроль ставится работа методического объединения, то проверяются все аспекты его деятельности: внеклассная работа по предмету, обобщение передового опыта коллег, мониторинг обученности по предметам и т.д. Если фронтальный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, то предполагается изучение его опыта и как учителя-предметника, и как классного руководителя, и как организатора внеклассной работы по предмету. Такой контроль, как правило, осуществляется при аттестации учителя.

Фронтальный вид контроля позволяет руководителю получить широкую информацию и на этой основе провести глубокий педагогический анализ состояния дел по конкретному вопросу.

Тематический контроль проводится в течение всего учебного года с целью углубленного изучения объекта управления и получения информации о его состоянии.

Объектом тематического контроля может быть один учитель, методическое объединение, качество знаний учащихся по какой-то теме, формирование умений и навыков на уроках и т.д. Глубокое изучение отдельного вопроса позволяет администрации школы принять продуманное управленческое решение с целью усовершенствования данного вопроса.

Тематический контроль осуществляется в любое время учебного года. Субъектами такого контроля могут быть администрация, общественная организация, председатели методических объединений.

По результатам контроля оформляется справка, проводится собеседование, совещание, составляются методические рекомендации или аналитические материалы.

Предлагаем следующую структуру справки по итогам фронтального или тематического контроля:

1) Нормативная часть. Указывается, на основании чего проводился контроль (согласно ВШК, на основании приказа и т.п.).

2) Информационная часть. Указание объекта, который контролировался, сроков контроля, целей и задач контроля, состава проверяющих, объема проделанной работы.

3) Констатирующая часть. Указывается, что выявлено в ходе контроля (итоги проверки с указанием причин выявленных недостатков).

4) Выводы, предложения по итогам контроля, конкретные рекомендации (например, «повторный контроль провести тогда-то» или «в повторном контроле не нуждается»).

Форма контроля - это способ организации контроля. По форме внутришкольный контроль бывает:

Классно-обобщающим;

Тематически-обобщающим;

Предметно-обобщающим;

Обзорным;

Персональным.

Метод контроля - это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели. Существуют следующие методы контроля:

Наблюдение;

Письменная проверка знаний;

Устная проверка знаний;

Тестирование;

Анкетирование;

Проверка документации;

Беседа.

Функции внутришкольного контроля по направлениям:

1. Выполнение организационно-педагогических задач всеобуча.

2. Качество и ход выполнения образовательных стандартов.

3. Качество знаний, умений и навыков учащихся.

4. Уровень воспитанности учащихся.

5. Состояние преподавания учебных дисциплин, реализующих образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения.

6. Состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы.

7. Работа с педагогическими кадрами.

8. Эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся.

9. Исполнение нормативных документов и принятие соответствующих решений.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Формы внутришкольного контроля классифицируются по различным признакам. К числу таких признаков относятся:

а) исполнитель контроля

Директор, его заместители (при появлении регулирующий проблем, не предвиденных в плане)

б) охват объектов контроля

Уровень знаний и воспитания учащихся конкретного класса

Качество и методы преподавания в классе.

Качество работы классного руководителя

2. Фронтальный

Состояние преподавания отдельных предметов во всех или в части классов.

Состояние работы классных руководителей во всех классах или в какой-либо параллели и Т.д.

З. Тематический

Работа всего коллектива над конкретной проблемой.

Уровень знаний и умений учащихся по определенной теме какого-либо предмета.

Состояние работы классных руководителей в определенном направлении, например работа с дневниками учащихся и Т.д.

4. Персональный

Продуктивность преподавательской деятельности, методический уровень учителя в целом или какой-то ОДНОЙ стороны его деятельности, например его уровня требований к знаниям учащихся и Т.д.

5. Обзорный

Состояние: школьной документации; трудовой дисциплины учителей; учебно- технического оборудования и Т.д.

в) используемые методы

2. Проверка документации

Работа с классными журналами, дневниками учащихся, планами урока, личными делами учащихся, журналами по технике безопасности и Т.д.

З. Опрос а) устный

Произвольная беседа или целенаправленное собеседование по специально подготовленной программе.

б) письменный:

контрольная работа (срез); анкетирование открытое; анкетирование закрытое -

Проверка уровня знаний, навыков, умений учащихся. Варианты ответов на запрограммированные вопросы не ограничены.

Варианты ответов ограничены

4. Тестирование

Метод психологической диагностики для измерения индивидуальных различий

5. Оперативный разбор

Анализ только что проведенного урока или мероприятия с его организаторами или участниками и Т.д.

6. Ретроспективный

Оценка деятельности школы выпускниками разбор прошлых лет, преподавателями вузов на основании анализа вступительных экзаменов и Т.д.

г) логическая последовательность Формы контроля:

Текущий;

Предварительный;

Промежуточный;

Итоговый.

д) периодичность проведения Формы контроля:

Эпизодический (в определенный месяц учебного года, четверти);

Периодический (ежедневный, еженедельный и т.д.).

НОВОВВЕДЕНИЯ ВО ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ

Новыми видами контрольных действий, реализующих содержание контроля, являются:

а) для контроля за образовательной подсистемой:

Разработка стандартов контроля: модели выпускника школы, моделей результатов образовательных процессов, моделей социального заказа, планов функционирования и развития школы и др.;

Диагностика состояния образовательной подсистемы школы;

Оценка состояния этой подсистемы с точки зрения соответствия стандартам контроля; анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления;

Принятие решения о направлениях коррекции образовательной под системы школы или о необходимости уточнения стандартов контроля;

Организация исполнения решения (коррекционной работы);

Проверка исполнения решения;

б) для контроля за работой с кадрами:

Разработка стандартов контроля: требований к уровню профессиональной квалификации·, личностным качествам, состоянию здоровья работников школы;

Аттестация работников школы;

Диагностика состояния здоровья работников школы;

Оценка степени соответствия уровня профессиональной подготовленности, личностных качеств, состояния здоровья учителей разработанным стандартам контроля;

Принятие решений о направлениях работы: методической, психологической, медицинской и других служб, корректирующих состояние работы с кадрами;

Проверка ее исполнения;

в) для контроля за работой с контингентом учащихся:

Разработка стандартов контроля: требований к контингенту учащихся, с которым работает школа на каждой ступени образования, - уровню образовательной подготовленности, психофизиологическим особенностям, способностям и склонностям; требований к учащимся, желающим осваивать избранное ими содержание образования на том или ином уровне сложности, и др.;

Диагностика учебных возможностей учащихся;

Аттестация учащихся;

Диагностика психофизиологического состояния детей;

Диагностика детей, нуждающихся в компенсирующем обучении;

Ранняя диагностика и ранняя профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у школьников;

Диагностика и выявление детей, нуждающихся в социально- педагогической поддержке;

Принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние работы с контингентом учащихся;

Организация коррекционной работы;

Проверка ее результативности;

г) для контроля за финансово-хозяйственной и экономической деятельностью в школе:

Осуществление расчетов потребности всех протекающих в школе процессов в ресурсах и отражение этой потребности в бюджете школы;

Осуществление расчетов стоимости инновационных процессов, учитываемых в договорах с внешними по отношению к школе фондами развития образования;

д) для контроля за материально-технической деятельностью, ремонтом школьного оборудования:

Оценка степени соответствия школьных помещений и дидактических средств выработанным стандартам контроля;

Разработка стандартов контроля: графиков занятости помещений школы; требований к оборудованию и учебным помещениям школы с учетом особенностей образовательного процесса;

Принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние материально-хозяйственной деятельности в школе;

Организация выполнения принятых решений и проверка их исполнения;

е) для контроля за внешними связями школы:

Разработка стандартов контроля: содержание необходимых школе творческих контактов с лицами и организациями внешней среды; уровень требуемой квалификации и профессиональной специализации предполагаемых партнеров и т.д.;

Оценка степени соответствия состояния имеющихся внешних связей и стандартов контроля;

Принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние внешних связей школы;

ж) для контроля за отношениями с инстанциями, осуществляющими внешний контроль за работой школы:

Формулирование стандартов контроля, основанных на положениях Закона рф «Об образовании », директивных и нормативных актах, регламентирующих внешний контроль за школами; внутришкольных нормативных актах, согласованных с органами управления образованием, устанавливающих границы полномочий внешних инстанций в контроле за теми образовательными процессами, которые финансируются не из государственного и территориального бюджетов, и др.;

Оценка степени соответствия состояния отношений школы с инстанциями, осуществляющими внешний контроль ее работы.

В практике работы школ утвердили себя новые организационные формы и cтpyтypы контрольной деятельности:

а) за образовательной системой школы:

Совет выпускников школы, отслеживающий промежуточные и конечные послешкольные результаты образовательного процесса и вносящий предложения о внесении корректив в прогностическую модель выпускника школы;

Стратегический комитет или совет по развитию школы, функционирующие независимо или в составе Совета школы;

Научно-методический совет, отслеживающий степень достижения целей инновационных проектов;

Кафедры, отслеживающие степень достижения целей освоения образовательных модулей в рамках направлений и профилей школьного образования;

Преподаватели вузов, приглашенные специалисты, осуществляющие совместно с работниками школ промежуточный и итоговый контроль качества знаний учащихся последней ступени школьного образования;

Экспертные советы при органах внутришкольного упра~ ления (совете по развитию школы, научно-методическо совете, кафедрах), оценивающие степень соответствия р зультатов контрольной деятельности требованиям научного подхода;

б) за работой с кадрами:

Независимые аттестационные комиссии при территориальных органах управления образованием, оценивающие степень соответствия уровня профессиональной подготовленности работников школы;

Внутришкольные фонды развития, обеспечивающие соответствие между размером личного вклада каждого работника школы в решение проблем школы и размером доплат к их заработной плате;

Руководители кафедр, методических объединений (МО), руководители инновационных проектов, обеспечивающие соответствие между уровнем профессиональной подготовленности, личностными качествами работников школы и требованиями к ним, порождаемыми задачами функционирования и развития школы;

Органы школьного самоуправления, обеспечивающие соответствие между поведенческими аспектами профессиональной деятельности работников школы и нормами школьной культуры, отраженными в "Уставе школы и других внутришкольных нормативных актах;

Функциональные службы школы, обеспечивающие соответствие соматического, психического и нравственного здоровья работников школы требованиям валеологического подхода.

Положение о внутришкольном контроле

1. Общие положения.

1.1. Внутришкольный контроль - главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения.

1.2. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами"" администрации школы наблюдёНий, обследований, ~ествляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ, субъекта РФ, муниципалитета, школы в области образования.

1.3. Положение о внутришкольном контроле утверждается директором школы, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.

2. Цели и задачи.

2.1. Целями внутришкольного контроля являются: совершенствование деятельности образовательного учреждения, повышение мастерства учителей, улучшение качества образования в школе.

2.2. Задачи внутришкольного контроля:

Осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;

Выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;

Анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

Анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

Изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;

Анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;

Оказание методической помощи педагогическим работ~икам в процессе контроля.

Функции внутришкольного контроля:

Информационно-аналитическая;

Контрольно-диагностическая; - коррективно- peгулятивная.

3. Методы, виды и формы:

3.1. Методы контроля:

Анкетирование;

Тестирование;

Социальный опрос;

Мониторинг;

Наблюдение;

Изучение документации;

Анализ;

Беседа;

Письменные и устные проверки знаний учащихся.

3.2. Виды внутришкольного контроля:

Тематический - изучение конкретного вопроса в деятельности коллектива, МО, отдельного учителя, класса, параллели;

Фронтальный - всестороннее изучение деятельности коллектива, МО, отдельного учителя, класса, параллели.

3.3. Формы внутришкольного контроля:

Персональный;

Классно-обобщающий;

Комплексный;

Предметно-обобщающий;

Тематически-обобщающий;

Предварительный;

Промежуточный;

Итоговый;

Входной.

3.4. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок. Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.

3.5. Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций; урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

4. Организация внутришкольного контроля.

4.1. Внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его заместители по учебно-воспиrательной работе, руководители методических объединений, . другие специалисты.

4.2. В качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут "привлекаться посторонние (компетентные) организации и-отдельные специалисты.

4.3. Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий.

4.4. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля.

4.5. При обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законодательства Российской Федерации в области образования о них сообщается директору школы.

4.6. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане не указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения.

4.7. При проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков.

4.8. В экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании).

4.9. Основания для внутришкольного контроля:

Заяление педагогического работника на аттестацию;

Плановый контроль;

Проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

Обращение физических и юридических лиц по поводу наруше~ий в области образования.

5. Оформление результатов.

5.1. Результаты внутришкольного контроля оформляются В виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или В иной форме, установленной в школе.

5.2. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников школы в течение семи дней с момента завершения проверки. Педагогические работники после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля.

При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом и выводами, обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием.

5.3. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел проводятся: заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом; сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы; результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

5.4. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения:

Об издании соответствующего приказа;

Об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;

О проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);

О привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;

О поощрении работников;

Иные решения в пределах своей компетенции.

Похожи по своему функционалу, однако каждая из этих составляющих имеет свои цели и задачи.

Работа школы по проведению ВШК должна отвечать его цели. Цель внутришкольного контроля - контроль состояния образовательной системы, обеспечение её , получение информации для принятия внутренних управленческих решений. Направления работы ВШК в школе могут быть следующими: внутришкольный контроль качества результатов освоения основной образовательной программы общего образования по уровням общего образования, условий реализация основной образовательной программы общего образования, внутришкольный контроль соответствия содержания основной образовательной программы требованиям ФГОС общего образования, внутришкольный контроль качества процесса управления и реализации основной образовательной программы общего образования.

В работу школы по проведению ВШК входит ряд задач: выполнение требований федерального государственного стандарта, исполнение законодательства в сфере образования, выявление нарушений и недостатков в деятельности образовательной организации, осуществление анализа по различным направлениям, изучение результатов управленческой педагогической деятельности, разработка предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций, оказание научно-методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.

Внутренний мониторинг качества образования в школе, в свою очередь, представляет собой деятельность по информационному обеспечению управления образовательной организации, основанной на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса образовательной деятельности, его ресурсного обеспечения, результатов. Внутренний мониторинг в школе может включать следующие направления: мониторинг качества образовательных результатов, мониторинг качества реализации образовательного процесса или образовательной деятельности, мониторинг качества условий, обеспечивающих образовательный процесс или образовательную деятельность.

Цель внутреннего мониторинга в школе - это получение своевременной полной и достоверной информации о состоянии текущей основной деятельности для эффективного управления образовательной организацией.

Оценка и контроль в работе школы по проведению ВШК

Контроль - это один из элементов управленческого цикла. Оценка - это процедура соответствия фактически достигнутых и планируемых результатов, в соответствии с требованием ФГОС. Цель внутришкольного контроля - поддержание жизнеспособности образовательной системы. Цель оценки - аудит текущего состояния образовательной системы, информационная открытость образовательной организации.

В рамках работы школы по организации ВШК контроль следует понимать как обновлённую развивающую функцию управления образовательной организацей, условие мобильности и конкурентоспособности образовательной системы. Оценка - это условие информационной открытости образовательной системы, инструмент управления качеством образования, в частных случаях, как средство контроля.

Материалы ВСОКО можно и нужно использовать в рамках работы школы по ВШК, особенно в части контроля образовательных достижений учащихся. В части аналитической оценочной информации может быть иллюстрация результатов внутришкольного контроля. Например, результаты итоговой аттестации учащихся, результаты промежуточного контроля успеваемости учащихся, результативность участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, применительно к программам формирования и развития универсальных учебных действий. Также в работу школы по проведению ВШК можно включить результативность проектной деятельности учащихся применительно к оценке индивидуальных достижений учащихся. Полезной является и информация о состоянии материально-технической базы общеобразовательной организации, в том числе об оснащённости кабинетов и состоянии кадрового ресурса общеобразовательной организации.

Параметры ВСОКО формируются на основе требования ФГОС к условиям, программам, результатам освоения программ. Информация ВСОКО открыта для потребителей, и если школа в рамках работы по ВШК решит выйти за регламентируемый минимум отчёта о самообследовании, то это должно сработать на укрепление её имиджа.

Разделы: Администрирование школы

Внутришкольный контроль (ВШК) является одной из важнейших управленческих функций. Что же необходимо знать и уметь, чтобы внутришкольный контроль стал помощью и эффективным способом работы с учителями по повышению их педагогического мастерства? По моему твёрдому убеждению, залогом успешности планирования и выполнения ВШК является: активность и ответственность каждого члена педагогического коллектива за результат своего труда. А это неизбежно должно привести к повышению качества учебно- воспитательного процесса. Следует помнить и о четырёх требованиях к контролю: систематичность, объективность, действенность и компетентность проверяющего.

Чем же является контроль по отношению к педагогу? Управляющим центром, корректирующим выполнение необходимых действий. Функции контроля – проверка и анализ того, что происходит в школе, сравнение с тем, что должно быть по различным нормативным документам и корректировка деятельности педагогов в соответствии с преследуемыми педагогическим коллективом целями и задачами. Эффективный контроль тесно связан с его переходом на диагностическую основу, превращением в инструмент развития творческого потенциала педагога, с получением объективной информации о жизни школы в целом.

Внутришкольный контроль - это сложный и многоплановый процесс, но всё же имеющий некоторую закономерную упорядоченность и организацию частей, которые находятся во взаимосвязях и выполняют определённые функции. Взаимосвязь этих частей есть структура. Структура является существенной стороной ВШК. А для того чтобы ясно представлять структуру ВШК, необходимо определить направления (разделы), входящие в него, и содержание каждого направления (раздела) контроля. Эффективный контроль не предполагает тотальные проверки по всем направлениям деятельности школы. Целесообразно вычленить приоритетные направления (разделы). В нашей школе это: обеспечение получения основного общего образования всеми категориями обучающихся; оформление и ведение школьной документации; знания, умения и навыки по предметам и состояние преподавания учебных предметов; классно-обобщающий контроль; контроль за работой педагогических кадров; подготовка к государственной (итоговой) аттестации. Каждое из направлений имеет свои особенности с точки зрения организации и содержания работы, но в тоже время тесно взаимосвязано между собой. Например, понятно, что должное состояние преподавания учебных предметов и успешное прохождение государственной (итоговой) аттестации выпускниками школы зависит от педагогического мастерства каждого педагога.

Второе, что необходимо чётко знать руководителю о ВШК, это содержание каждого направления (раздела) контроля. Без этих знаний невозможно глубоко изучить и проанализировать информацию, внести коррективы в дальнейшую работу педагогов и школы в целом. И третье, чем должен владеть администратор, осуществляющий контроль, это знание его видов, форм и методов. Контроль может осуществляться в виде плановых и оперативных проверок, проведения административных контрольных работ или мониторинговых исследований. Формы контроля можно классифицировать по признаку исполнения: коллективная, взаимоконтроль, административные плановый и внеплановый и самоконтроль – форма, свидетельствующая о наивысшей степени организации педагогического коллектива. По объекту контроля: классно-обобщающий, тематический, фронтальный, персональный; по используемым методам: наблюдение, проверка внутришкольной документации, тестирование, анкетирование; по признаку последовательности: предварительный, текущий, промежуточный, итоговый.

Любая форма контроля должна осуществляться в строгой последовательности: обоснование проверки, формулирование цели, разработка плана-задания, сбор информации, анализ результатов проверки, обсуждение итогов. Контроль будет эффективным только тогда, когда собранная информация будет служить основой для педагогического анализа, а через анализ и для коррекции и регулирования. Поэтому результаты внутришкольного контроля обязательно должны анализироваться и оформляются в виде аналитической справки, содержащей констатацию фактов, выводы и предложения и доводиться до каждого педагога.

Итак, что же необходимо знать о ВШК.

Совет №1:

1. структуру ВШК;

2. приоритетные, для Вашей школы, направления ВШК;

4. виды, формы и методы ВШК;

5. цепочку последовательности проведения ВШК.

Руководство школой будет эффективно, если контроль осуществляется не от случая к случаю, а носит систематический характер, на основании намеченного плана. Для того чтобы план ВШК стал документом, ориентированным на достижение целей и задач работы школы, на повышение педагогического мастерства учителей, на качество учебно-воспитательного процесса, на успешность выпускников школы, был документом, носящим контрольно-диагностический и регулятивно-коррекционный характер, необходимо чётко определить направления контроля и содержание каждого из них, цели контроля, формы и методы, кто и когда осуществляет контроль, где обсуждаются результаты. Для этого необходимы тщательный анализ работы школы за прошедший год, формулировка целей и задач на предстоящий год, построение циклограммы работы по месяцам и на неделю. Далее определяются основные блоки ВШК, темы заседаний педагогических советов, вопросы для совещаний при директоре и при заместителе директора.

Совет № 2:

1. подходить ответственно к анализу работы школы за прошедший год, ибо только тщательный анализ позволит получить полную картину дел в школе и выявить стороны подлежащие изучению и контролю;

2. не возлагать на себя весь груз ВШК. Делегировать контролирующие функции другим субъектам образовательного пространства. Например, контроль за уровнем ЗУНов, ведением ученических тетрадей может осуществляться руководителями предметных методических объединений;

3. разработать оптимальную форму плана ВШК: компактную, наглядную, отражающую все стороны жизни школы, удобную для повседневной работы.

План ВШК является открытым документом в нашей школе, с ним может работать любой педагог, кроме того, в начале каждого месяца на специальный стенд в учительской и методическом кабинете вывешивается выписка из этого плана, для того чтобы каждый педагог был знаком с вопросами стоящими на контроле. Это исключает непонимание со стороны педагогов и позволяет быть готовыми к поверкам.

Совет № 3:

1. Внимательно изучи школьное положение о должностном внутришкольном контроле, раздел “Правила внутришкольного контроля”.

2. Прежде чем отправиться на урок к тому или иному педагогу изучи классный журнал, дающий представление об успеваемости учащихся по преподаваемому предмету за определенный период, а также тему, которая изучалась на предыдущем уроке, обрати внимание на регулярность и своевременность заполнения журнала и выставления оценок обучающимся.

3. Анализ каждого урока проводи индивидуально с каждым учителем. При обсуждении будь принципиальным и требовательным, но корректным и доброжелательным. Неприятные для учителя замечания аргументируй фактами.

Довольно удобной и полезной формой внутришкольного контроля является сбор информации в виде отчётов учителей и классных руководителей. Например: “Отчёт учителя-предметника” подаётся в конце каждой четверти и позволяет отследить прохождение программного материала по учебному предмету, выполнение практической части учебной программы, успеваемость обучающихся по этому предмету. “Отчёт классного руководителя”, также подаётся каждую четверть и позволяет получить сведения о классе (количество обучающихся; количество прибывших и выбывших в течение четверти; показатели успеваемости класса; количество “отличников”, “хорошистов”, учащихся, занимающихся с одной, двумя “3”. Кроме того, информация, полученная из этих двух отчётов, позволяет без труда справиться с заполнением “Отчета по движению” и “Отчета по успеваемости школьников по четвертям”. (Приложение №1).

Совет № 4 (последний, но не главный!):

1. Оптимизируй свой труд и цени время коллег.

2. Предлагай педагогам такие формы отчётов, которые будут действительно полезны.

3. Не забывай, в какое время ты живёшь и работаешь, но не пренебрегай опытом педагогов со стажем и литературой с очень давним годом издания.

И, наконец, самый главный совет – “не стой” на месте, развивайся, самосовершенствуйся, учись, веди за собой, будь в центре всех школьных дел и событий, будь генератором идей и задумок, подавай пример во всём! И тогда, обязательно, всё задуманное исполниться!

На фестиваль педагогических идей “Открытый урок” я хочу представить пакет аналитических документов, касающихся проверки оформления и ведения школьной документации. Они могут быть полезны в работе как начинающим завучам, так и более опытным коллегам.

Классный журнал – важнейший государственный документ. Он отражает все стороны учебной деятельности ученика. В классном журнале есть специальная инструкция по его ведению. В начале года я провожу совещание по данной инструкции с учителями школы. После этого каждый учитель расписывается, что с инструкцией по ведению журнала ознакомлен. Цели контроля по проверке классных журналов формулируются следующим образом: состояние оформление журналов, накопляемость оценок; состояние классных журналов на конец 1 четверти; состояние посещаемости учащихся выпускных 9, 11 классов по классным журналам; выявление уровня работы классных руководителей по оформлению журналов, определение накопляемости оценок учителями-предметниками; проверка выполнения государственных программ и их практической части, объективность выставления оценок за четверть; своевременность и правильность заполнения журнала учителями-предметниками, состояние опроса у слабых и неуспевающих учащихся.

Если суммировать констатирующие части справок по проверке журналов, то в общем получается следующая картина: отмечается группа классных руководителей и учителей-предметников, у которых все в порядке; часть классных руководителей не до конца оформила журнал: данные об учащихся, показатели по физической культуре, листы здоровья; несвоевременно отмечаются пропуски учащихся, особенно, если это отдельные уроки, на странице пропусков; отсутствует запись уроков у отдельных учителей; неудовлетворительно поставлен опрос по предмету у некоторых учителей; необъективно выставлены оценки за четверть, год; недостаточная работа со слабоуспевающими учащимися, что является причиной большого количества текущих неудовлетворительных оценок; нарушение инструкции по ведению журнала.

Типичные рекомендации по работе с журналами следующие: обсуждение “Справки” на совещании при директоре, осуществление повторного контроля в такие-то сроки; приглашение для беседы с директором школы учителей, нарушающих инструкцию по ведению журнала. (Приложение №2).

Тетрадь – обязательный атрибут обучения школьника. Трудно назвать предмет учебного плана, по которому школьник не имел бы тетради. Понимая, что без определенного контроля за ведением тетради нельзя добиться не только знаний ученика по предмету, но и элементарной грамотности, государство оплачивает проверку тетрадей учителям-предметникам. При проверки тетрадей контролируется: выполнение учителем норм проверки тетрадей; выполнение учащихся домашних работ; правильность оформление письменных работ; соблюдение единого орфографического режима; наличие (отсутствие) работы над ошибками; правильность ведения тетрадей для контрольных работ и их сохранность в течение года; соответствие объема классных и домашних работ. (Приложение №3)

Личное дело ученика – номенклатурный документ установленного образца, куда наряду с анкетными данными вносятся итоговые отметки успеваемости ученика по годам обучения. Личное дело сопровождает ученика по всему его учебному пути с 1 по 11 класс. В соответствии с законом личные дела учащихся хранятся в школе в течение трех лет после окончания ими школы. Личное дело ученика – это своеобразная визитная карточка школы. По нему судят о школе, в которой учился ребенок. Именно поэтому необходимо регулярно контролировать ведение личных дел учащихся. Привожу пример справки по проверке личных дел учащихся. (Приложение №4).

Тематическое планирование учителя предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функции учебно-воспитательного процесса в системе уроков по данной теме или разделу учебной программы. Проверку тематического планирования провожу в начале учебного года по разработанной мною схеме. (Приложение №5). В конце каждого полугодия контролирую выполнение государственных программ, их соответствие календарно-тематическому планированию, выполнение практической части программ и норм контрольных работ. (Приложение №6) . По итогам проверки все замечания и рекомендации доводятся до сведения учителей и оформляются в справках.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

фронтальный

тематический

персональный

классно-обобщающий

ФРОНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Сроки

Рабочая группа

Итоги

сентябрь

Предварительный фронтальный контроль: - анализ результатов прошлого года; - готовность школы к новому учебному году: материально- техническая база, обеспечение кадрами, комплектование кружков, объединений доп. образования, создание воспита­ тельных центров, состояние школьной документации, анализ трудоустройства, итоги летнего отдыха

Руководители школы, бухгалтер

Педсовет, совеща­ние при директоре, приказ по школе

октябрь, январь

Текущий фронтальный контроль: -итоги планирования воспитательной работы в классах, охват дополнительным образованием ; - сохранность контингента дополнительного образования; - ведение документации классными руководителями ; - смотр лабораторий классных руководителей; - выполнение учащимися Устава школы

Руководители школы, руково­дители МО, учи­ теля, кл. руково­ дители

Педсовет, совеща­ние при директоре, производственное совещание, заседа­ние МО

май

Итоговый фронтальный контроль: -завершение учебного года: итог работы за учебный год; оценка деятельности классных руководителей , оценка работы орга­нов ученического самоуправления и детских организаций; - результативность деятельности кружков и секций дополнительного образования. Тематический контроль

Заместитель директора по в/р, руководители МО

Итоговый педсовет, рабочее совещание при зам. директора, заседание МО

октябрь

Изучение деятельности классных руководителей: -5-х (10-х) классов по адаптации учащихся; - 9:х, 11-х классов по профориентации выпускников

Зам. директора по УВП. ВР

Справка, совещание при директоре

ноябрь

Охрана жизни и здоровья детей, формирование здорового образа жизни; профилактика негативных проявлений среди учащихся; состояние горячего питания

Заместители директора , соц педагог

Справка. Производ­ственное совещание

декабрь

Оценка деятельности аттестуемых учителей по внеклассной работе ; состояние духовно-нравственного воспитания уча­ щихся

Заместители директора

Совещание. Справка

январь

Анализ результатов воспитательной работы за полугодие: - итога диагностики уровня воспитанности учащихся; - итога контроля за уровнем профессионализма классных руководителей

Заместитель ди­ ректора по вос­ питательной ра­ боте, руководи­ тели МО, кл. руководители

Педсовет, произ­ водственное сове­щание

февраль

Реализация программы «Семья и школа»: взаимодействие кл. руководителей с семьей по формированию личности, по работе с трудными, одаренными детьми, по профилактике и предупреждению употребления нарковеществ

Заместитель ди­ ректора по вос­ питательной ра­ боте, психолог, социальный пе­ дагог, родитель­ ский совет

Общешкольное со­ брание, совещание с участием родителей

март

Гражданско-правовое образование и воспитание школьни­ ков; патриотическое воспитание и образование

Заместители ди­ректора, руково­дители МО учи­телей истории, географии, лите­ ратуры, кл. ру­ководители

Справка, рабочее совещание с уча­ стием ученического актива

апрель, май

Итоги работы над методической темой школы; анализ инно­ вационных форм внеурочной работы с учащимися; летний отдых: задачи и перспективы

Заместители ди­ректора, руково­ дители проблем­ ных групп

Заседание МО справка, рабочее совещание

ВАРИАНТЫ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Анализ эффективности деятельности или профессиональной компетенции классных руководителей (молодых, опытных, классов коррекции).

О выполнении решений педсовета (ов), приказа УО, школы о...

Анализ работы классных руководителей:

- по созданию воспитательной системы;

- по обеспечению программно-целевого подхода в воспитательной работе;

- по поддержке деятельности детских организаций или органов самоуправления;

- мониторинг воспитанности учащихся 9-х, 11 - х классов.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Сроки

Рабочая группа

Итоги

Сентябрь, октябрь

Изучение готовности к работе молодых учителей и классных руководителей, их адаптация в педагогическом коллективе к требованиям школы

Директор, зам. директора, руководитель «школы молодого учителя»

Октябрь, февраль

Изучение опыта аттестуемых учителей по организации внеурочной деятельности учащихся

Члены аттестационной комиссии

Представление характеристик, творческие отчеты, обобщение опыта

Март- апрель

Создание педагогических условий саморазвития, самовыражения учащихся во внеурочной деятельности классными руководителями

Зам. директора по воспитательной работе, руководители МО, МО кл. руководителей

Собеседования, тематический отчет

В течение года

Взаимопосещение уроков учителями-предметниками, внеклассных мероприятий классными руководителями

Заместители директора, руководители МО

Собеседования, анализ и самоанализ уроков и внеклассных мероприятий

Варианты тем персонального контроля

Изучение деятельности классного руководителя по реализации школьной методической темы.

Профессиональная инфантильность и её причины.

Особенности работы классного руководих, 11-х классов со старшеклассниками.

КЛАССНО-ОБОБЩАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ

Сроки

Рабочая группа

Итоги

октябрь

Изучение уровня организации учебно- воспитательного процесса

класса

Заместители директора

Рабочее совещание

январь

Организация учебно-воспитательной работы в 5-х классах

Заместители директора

Совещание при директоре, справка

февраль

Анализ уровня знаний и воспитанности учащихся 9-х классов

Заместители директора

Справка, рабочее совещание

март

Анализ формирования у учащихся самосознания и межличностных отношений

Зам. директора по воспитательной работе

Справка

май

Организация летнего труда и отдыха учащихся

Заместитель директора по воспитательной работе

Малый педсовет, собрание учащихся

ВИДЫ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Самоконтроль

Мягкий контроль

Постоянный контроль

Для классного руководителя, который интересуется воспитательной работой :

знает цели школы, заинтересован в их выполнении и много делает для этого;

видит нерешенные проблемы в своей деятельности;

не удовлетворен достигнутым, имеет ясные перспективы улучшения своих результатов;

готов самостоятельно отвечать за результаты своей деятельности;

опирается в работе на самоанализ, осуществляет критическую оценку используемых рекомендаций и методик;

имеет стабильные положительные результаты в работе.

Для классного руководителя, который проявляет интерес к работе в зависимости от созданных условий :

знает цели, готов приступить
к их выполнению;

видит нерешенные проблемы

в своей деятельности, но оправдывает их внешними отрицательными факторами;

не удовлетворен достигнутым, но не имеет ясных перспектив;

готов отвечать за результаты своей деятельности при условии помощи руководства;

имеет личные достижения

Для классного руководителя, который интереса к работе не испытывает:

целей не знает;

не видит нерешенных про­ блем в своей деятельности;

удовлетворен достигну­ тым, затрудняется в опреде лении перспектив своей деятельности;

не хочет брать на себя от ветственность за результаты своей деятельности;

опирается в работе на го товые разработки, рецепты;

положительные результаты незначительны

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

1. Компетентность и добросовест­ ность очевидны,

проверены временем

Цель контроля:

Уровень продуктивности проводимой работы

2. Мастера своего дела, но нуждаются в новых идеях

Цель контроля:

Увлечь идеей (собеседование, посещение мероприятий)

3. Нуждаются только в методическом контроле

Цель контроля:

Методическая помощь (посещение мероприя­ тий, собеседование)

4. Недостаточная добросовестность, профессиональная инфантильность, низкий профессионализм

Цель контроля:

Наблюдение за профессионализмом (посещение, собеседование)

5. Вновь принятые на работу (со стажем и молодые)

Цель контроля:

Проверить, насколько учитель владеет педаго­гическим искусством. Прогноз пед. потенциа­ ла. Оказание методической помощи

Оценка качества

воспитательной работы классного руководителя

Процедура оценивания результатов работы пе дагога включает в себя следующие виды изучения:

выполнение педагогами должностных обязан ностей в виде собеседования в заранее установ ленном и известном педколлективу порядке (напри мер, по окончании каждого полугодия);

выполнение плана воспитательной работы, где основным «зеркалом» профессионализма является раздел «педагогические наблюдения»;

анализ анкет и опросников, диагностирующих характер отношений «воспитатель-воспитанник», «воспитатель-родители» и др.;

вовлеченность, занятость детей в дополнитель ной развивающей деятельности (помогающей

со­ циализации) в школе и за ее пределами: кружки, секции, клубы и т. д. (в особенности тех из

воспи танников, у кого есть проблемы с учебой);

результаты контроля посещенных классных часов, воспитательных мероприятий, наблюдения за поведением и деятельностью классного коллектива в общешкольных делах в течение учебного года и т. д.

Изучение деятельности классного руководителя заместителем директора по ВР

Приступая к изучению деятельности классного руководителя, заместитель

директора должен:

четко сформулировать цель изучения, соста­ вить ее план;

раскрыть объём, содержание, формы и мето­ды изучения;

ознакомить каждого проверяющего и про­ веряемого с методами педагогического анализа воспитательного процесса и способами фиксиро­ вания полученных данных;

Призвать к соблюдению в процессе работы доброжелательности и открытости.

Изучение состояния воспитательной работы с учащимися в каждом отдельном классе пред полагает, прежде всего, ознакомление с планами классных руководителей.

Можно обратить внимание на следующее:

1.. Как глубоко изучил классный руководитель ученический коллектив?

2.Сделал ли классный руководитель критический анализ содержания, форм, методов и результатов своей работы в классе?

3.Сумел ли поставить конкретные задачи с уче­ том общих целей, а также уровня воспитанности детей?

4.Какие мероприятия осуществлены и намече­ны для сплочения ученического коллектива?

5.Какое внимание уделил классный руководи­тель работе с активом класса, организации учени ческого самоуправления?

6.Уделено ли внимание совместной работе с учителями, работающими в данном классе?

7.Как классный руководитель привлекает роди­ телей, общественность к воспитательной работе в классе, как организует работу по повышению педагогической культуры родителей?

Анализ главного документа классного руководи теля - плана воспитательной работы - позволит заместителю директора составить представление о целенаправленности его деятельности по воспи танию и развитию личности каждого ребенка в классном коллективе.

Примерная схема аспектного анализа внеклассного мероприятия

Форма проведения

Возможность самореализации личности во внеклассном мероприятии

Воспитательные возможности мероприятия

1. Место проведения (использование возможностей школы).

2. Соответствие оформления содержанию мероприятия.

3. Соответствие формы и содержания мероприятия.

4.Организация разных видов деятельности .

5.Четкость проведения.

6.Зрелищность.

7.Продолжительность.

1.Взаимосвязь содержания мероприятия с учебной работой.

2. Продуманность мероприятия (глубина содержания и логика подачи материала, влияние содержания на развитие интересов учащихся)

3. Элемент поиска, новизна в содержании мероприятия.

4. Побуждает ли внеклассное мероприятие к самообразованию?

5. Внимание и интерес аудитории (опирается ли содержание мероприятия на интересы ребят)

1. Адресность (соответствие возрастным особенностям).

2. Творчество как элемент самореализации личности.

3. Является ли внеклассное мероприятие стимулом в духовном и интеллектуальном развитии личности.

4. Выразительность исполнения.

5. Формирование умений и навыков в процессе подготовки и проведения мероприятий.

1. Массовость и активность учащихся.

2. Формированию, каких черт творческой личности способствует данное мероприятие?

(неординарность, организаторские качества, демократизм, гуманизм)

3. Воспитание общей культуры.

4. Состязательность и соревновательность.

5. Эмоциональный настрой.

6. Создание условий для самовыражения детей.

Выводы:____________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения:________________________________________________________________________________________________________________________________