Смирнов методологические основы психологии. Методологические основы психологии. 2. базовые учебники



  1. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров М.: Советская энциклопедия, Санкт - Петербург: Фонд "Ленинградская галерея", 1993. - 1630с. (или более поздние издания).
Дополнительная литература:

        1. Bedny G.Z., Karwowski W. A A functional model of the human orienting activity // Theoretical Issues in Ergonomics Science. 2004. Vol. 5. Number 4. – pp. 255 – 274.
Семинары 8 и 9

Принцип системности в психологии

Вопросы:


  1. Понятия «система», «системный подход».

  2. Функциональный анализ.

  3. Структурный анализ.

  4. Системно-исторический подход.

  5. Подготовить краткое описание личности Вашего знакомого (учащегося) по следующей схеме:
а) перечислить надсистемы; б) функции (Петрова) в его надсистемах (только социальных); в) структура личности; г) генез личности; д) избыточная неадаптивность.

6. Подготовить краткое описание известной Вам семьи по следующей схеме:

а) перечислить надсистемы; б) подсистемы; в) функции в надсистемах (только социальных); г) структура семьи; д) генез; е) избыточная неадаптивность; ж) системообразующий фактор.

7. Анализ фирмы, организации. +функциональные подсистемы; + единицы анализа.

Доклады:

1. Понятие о единицах анализа системы.


        1. Избыточные неадаптивные элементы системы.

        2. Теория систем Л. фон Берталанфи.

        3. Синергетика.

        4. Автопоэзис (аутопоэзис).

        5. Теория диссипативных структур.
Основная литература:

1,2. базовые учебники.


3. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.

Дополнительная литература:

1. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, Санкт - Петербург: Фонд "Ленинградская галерея", 1993. - 1630с. (или более поздние издания).

Основная литература:

1,2. Базовые учебники.

Дополнительная литература:


        1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.

        2. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, Санкт - Петербург: Фонд "Ленинградская галерея", 1993. - 1630с. (или более поздние издания).
Семинар 12

Дискуссия по проблеме соотнесения психологической науки и психологической практики

Группа будет разделена на две части по алфавиту (списку).


  1. Группа 1 (фамилии от «А») готовит обоснование следующей позиции: «Психологическая практика опирается на разработки ученых-психологов».
Подготовить аргументацию, примеры. Подумать, какие Ваши оппоненты могут привести контрпримеры, контраргументацию. Какие вопросы Вы сможете задать к аргументации оппонентов? Каков базис Вашей аргументации и аргументации оппонентов? Как сможете показать, что примеры оппонентов скорее подтверждают Вашу позицию, чем их позицию?

  1. Группа 2 (вторая половина списка) готовит обоснование следующей позиции: «Психологическая практика НЕ опирается на разработки ученых-психологов».
Подготовить аргументацию, примеры по инструкции для группы 1.

Основная литература:

1. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006. – С. 125 – 131.

Дополнительная литература:


  1. Берулава Г.А. Методология современной психологии . М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. – Главы 5,6.
Семинары 13 и 14.

Вопросы:


        1. Пояснить смысл терминов, используемых в таблице 1 и в таблице 2 (см. ниже).

        2. Как проявляется принцип детерминизма в вертикальном сопряжении понятий таблицы 1 и таблицы 2.

        3. Как проявляется принцип развития в вертикальном сопряжении (снизу вверх) таблицы 1 и таблицы 2.

        4. Как проявляется принцип системности в вертикальном и горизонтальном сопряжении понятий таблицы 2.

        5. Почему А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский считали задачу поиска единиц анализа психики бесперспективной?

        6. Сформулируйте теоретические проблемы современной психологии как проблемы объяснения сопряженности онтологической составляющей соседних по вертикали понятий. Сформулируйте понятия «теоретическая проблема психологии», «теоретическая психология».

        7. Какие известные Вам психологические феномены не охвачены системой категорий из таблицы 2?
Доклады к семинару 14.

1 – 12. Проблема сопряжения понятий и ее решение в современной психологии. Например: проблема соотношения : 4. Потребности и мотива. 5. Мотива и ценности. 6. Ценности и идеала.


Табл. 1. Структура пространства природы и социума

Ноосфера

Психосфера

Биосфера

Табл. 2. Структура психосферы


Экстрапсихологические категории:

Личность

Идеал

Активность

Логос

Соучаствование

Смысл

Метапсихологические категории:

Я

Ценность

Деятельность

Сознание

Общение

Чувство

Базисные психологические категории:

Индивид

Мотив

Действие

Образ

Отношение

Переживание

Протопсихологические категории:

Организм

Потребность

Реакция

Сигнал

Различение

Аффективность

Основная литература:

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1998. – Раздел: Категориальная система – ядро теоретической психологии (вместо заключения).

Дополнительная литература:

Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. – Глава 3.

Семинар 15

Общение


        1. Понятие «общение».

        2. Категория «общение» в системе категорий психологии. Соотнесение категорий (см. Табл. 2 семинара 14).

        3. Функции общения.

        4. Структура общения.
Доклады: 1. «Язык животных» и язык человека. Функции, различия. 2. Совместная деятельность. 3. Совместное творчество как ресурс деятельности организации (понятия). 4. Групповая рефлексивность и корпоративная память.

Основная литература:

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. – 444 с. (или более поздние издания). – Глава 5. Общение.

Дополнительная литература:


        1. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований // Психологический журнал. 2011, № 3 (Т. 32), с. 3 – 21.

        2. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Обмен знаниями, групповая рефлексивность и корпоративная память как объекты социальной психологии // Психологический журнал. 2010, № 3 (Т. 31), с. 5 – 16.
Семинар 16

Сознание


  1. Онтологический аспект проблемы сознания .

  2. Теории сознания.

  3. Структура сознания.

  4. Функции сознания: когнитивная, регулятивная, коммуникативная, проектировочная.

  5. Проблемы разработки теории сознания.
Вопрос для обсуждения:

Зачем А.Н. Леонтьев, описавший структуру (образующие) сознания (значение, личностный смысл, чувственная ткань), ввел еще понятие «образ мира»?

Доклады:

Теории сознания.

Основная литература:


        1. Зинченко В.П. От потока к структуре сознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009, Т.6., № 2. – С. 3 – 36.

        2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. – С. 173 - 189.

        3. Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М.: Пчела, 2008. – С. 308 - 320.
Дополнительная литература:

1. Акопов Г.В. Психология сознания. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – 272 с.

2. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб: «Издательство ДНК», 2000. – 528 с.


  1. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. – Глава 4.

  2. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная архитектоника смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989. – 287 с.

  3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с. – Гл. 6.

  4. Akopov Garnik V. Consciosness as a central problem of modern psychology // Psychology in Russia: state of the Art. Scientific Yearbook / Ed by Yu.P. Zinchenko & V.F. Petrenko. – Moscow: Lomonosov Mocrow State University; Russian Psychology Society, 2011. – pp. 15 – 23.

  5. Yung R.M. Mental Space. London: Process Press, 1994.
Семинар 17

Актуальные проблемы современной психологии (1)

Вопросы:


  1. Психофизическая проблема.

  2. Психофизиологическая проблема.

  3. Психогенетическая проблема.

  4. Психогностическая проблема.

  5. Психосоциальная проблема.

  6. Проблема соотношения социального и биологического в психическом развитии.
Семинар 18

Актуальные проблемы современной психологии (2)
Вопросы:


  1. Критерии научности (повторить).

  2. Психопраксическая проблема.

  3. Психоэнергетическая проблема.

  4. Психотерапевтические мифы.

  5. Психология и парапсихология.

  6. Психология и религия.
Основная литература:

  1. Берулава Г.А. Методология современной психологии. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. – С. 51 – 64, 161 – 180.

  2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006. – Гл.2.

  3. Ломов Б.Ф. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. – Гл.7.

  4. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии . М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – Гл.5.
Дополнительная литература:

  1. К читателям // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т.4. № 4. С. 3 - 6.

  2. Серкин В.П. Влияние религиозных и эзотерических учений на развитие психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т.4. № 4. С. 75 – 79.

  3. Слободчиков В.И. Толерантность к нетерпимости // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т.4. № 4. С. 13 - 17.

  4. Выберите статью из этого номера журнала «Психология для обсуждения».

  5. Benner David G. Psycotherapy and the Spirits Quest. Grand Rapids, Michigan: Baker Books House, 1988.

  6. Anthony Freeman. A Daniel Come To Judgement? Dennett and the Revisioning of Transpersonal Theory // Journal of Consciousness Studies, 13, No. 3, 2006, pp. 95–109

  7. Panov V.I., Khisambabeyev Sh.R. Climate Chandge and the Ecological Psychology // Psychology in Russia: state of the Art. Scientific Yearbook / Ed by Yu.P. Zinchenko & V.F. Petrenko. – Moscow: Lomonosov Mocrow State University; Russian Psychology Society, 2011. – pp. 62 – 73.
Семинар 19

Культурно-историческая теория (КИТ)

Вопросы:


  1. Основания КИТ.

  2. Суть КИТ.

  3. Наиболее эвристичные понятия КИТ (единицы анализа, интериоризация-эксетриоризация, ЗБР, ССР и др.).

  4. Критика и развитие КИТ.

  5. Культурно-историческая психология.
Доклады

Темы

581

582

583

584

Суть КИТ (до 10 мин.).

ЗБР (до 5 мин.).

ССР (до 5 мин.).

Критика КИТ (до 7 мин.).

Развитие КИТ (до 10 мин.).

Культурно-историческая психология (до 7 мин.).

Основная литература:

  1. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.С. 48 – 57.

  2. Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. М.: Академический проект; Трикста, 2011. – С. 499 – 500.

  3. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. – С. 227 - 230.

  4. Роджер Смит. История психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 326 - 330.

  5. Шабельников В.К. История психологии. Психология души. М.: Академический проект: Мир, 2011. – С. 293 - 297.
Дополнительная литература (для обучавшихся по другому (непсихологическому) профилю):

  1. Константинов В.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.

  2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2010. - С. 95 -98.

        1. Приложение 2
Темы прочитанных лекций

Лекция 1


  1. Понятие «методология».

  2. Научная рефлексия. Методология как форма рефлексии науки.

  3. Понятие «метод».
Лекция 2

  1. Понятие «наука».

  2. Формы существования науки.

  3. Научные революции.
Лекция 3

  1. Проблема демаркации.

  2. Различия: методология, мировоззрение, наука, философия.

  3. Проблема знания.

  4. Предмет и объект исследования, познавательная ситуация: предмет.
Лекция 4

  1. Предмет и объект исследования.

  2. Основные методы методологического исследования.

  3. Научные модели.
Лекция 5

  1. Проблемы современной психологии (внешние рамки развития).

  2. Рациональная, эмпирическая и практическая психология.
Лекция 6

  1. Теоретические и эмпирические методы психологии.

  2. Моделирование в психологии.

  3. Требования к модели.
Лекция 7

  1. Особый вид моделей – единицы анализа психического .

  2. Математическое моделирование и психология.
Лекция 8

  1. Теория как модель реальности в психологии.

  2. Характеристики теории.

  3. Компоненты теории (по В.Н. Дружинину).
Лекция 9

  1. Классификации научных теорий.

  2. Структура теорий.

  3. Теория и практика (психогностическая проблема).
Лекция 10

  1. Проблема закона в психологии.

  2. Классификация законов (по Б.Ф. Ломову).

  3. Виды детерминизма: причинный, целевой, множественный, синхронный, «вероятностный», опосредствованный.
Лекция 11

        1. Варианты решения проблемы детерминизма в отечественной психологии .

        2. Категории психологии.
Лекция 12

              1. Слово и его значение.

              2. Обобщающая, абстрагирующая и анализирующая функции слова .

              3. Понятия и категории. Функции категорий. Виды категорий.

              4. Выделение категорий: исторический аспект. Базовые категории диалектики.

              5. Группы категорий психологии, выделяемые разными авторами.
Лекция 13

1. Определения понятия «психика».

2. Критерии психического.

3. Стадии развития психики.

Лекция 14

1. Вопрос о субстанции психического.

2. Материалистический подход.

5. Стадии развития психики.

Лекция 15

1. Стадии развития психики.

2. Подходы к пониманию психического в отечественной психологии.

4. Субъективный характер психического.

5. Поиски механизмов психического отражения.

6. Уровни психического отражения.

Лекция 16. Сознание


        1. Взгляды на природу сознания.

        2. Определения понятия «сознание».

        3. Сознание как качественно новая форма психического отражения.

        4. Структура сознания.

        5. Свойства сознания.
Лекция 17. Теория деятельности

2. Решаемые теоретические проблемы.

3. Характеристика деятельности.

4. Теория деятельности как общепсихологическая парадигма.

15. Приложение 3

Дополнительное задание 1

(необязательное)

Дополнительное задании студент не обязан выполнять. Студент может выполнить дополнительное задание при желании набрать один или два дополнительных балла.

Суть задания состоит в самостоятельном составлении теста по предмету. Тест должен состоять из закрытых вопросов следующего типа:


        1. Выбрать правильный ответ из нескольких вариантов ответа.

        2. Правильно совместить понятия, расположенные в случайном порядке .

        3. Вставить правильный ответ соответственно контексту (предложению, фразе).
За десять зачтенных преподавателем вопросов студентов получает один балл. Более двух баллов набрать с помощью дополнительного задания нельзя.

        1. При составлении вопросов постарайтесь быть оригинальными (подумайте, какие вопросы, прежде всего, составят Ваши однокурсники и постарайтесь не повторить их).

        2. Тематика не менее половины Ваших вопросов должна быть шире , чем тематика первых трех глав базовых учебников.
Сроки: д ополнительные задания, сданные после 22.12.11 до зачета преподавателем не рассматриваются, баллы не учитываются.

16. Приложение 4

Дополнительное задание 2

(необязательное)

Студентам, желающим получить по итогам текущей работы до 2 (двух) дополнительных баллов, необходимо составить до 10 (десяти) обучающих упражнений по предмету «Теория и методология современной психологии», аналогичных выполняемым на семинарских занятиях. Каждое зачтенное преподавателем упражнение оценивается в среднем на 0,2 балла. Более двух баллов набрать с помощью этого задания нельзя (не нужно присылать по 100 упражнений).

Описание каждого упражнения должно включать с себя следующие четыре составляющие : 1) текст задания – не более 800 знаков с пробелами; 2) правильный ответ (варианты правильного ответа); 3) инструкция (задание) студентам; 4) объяснение получаемого в результате упражнения учебного результата.

Учебными результатами могут быть следующие: навыки рефлексивной работы; навыки выделения оснований; выделения принципа; объединения данных в систему (не просто перечисление); получение знаний по предмету как результат выполнения учебных действий; получение знаний по предмету для выполнения учебных действий; получение знаний по предмету как результат решения предложенной проблемы; навыки переформатирования текста с сохранением смысла и информации; навыки обобщение, нахождения закономерности, аналогии; опровержения и пр.

Просто запоминание знаний по предмету в результате выполнения упражнения не
2012 -> Программа дисциплины Международные стратегии развития организации для направления 080500. 62 «Менеджмент»
2012 -> 5 Аминокислоты
2012 -> -
2012 -> Элементы теории случайных процессов

Настоящее издание является учебником к обязательному курсу «Методологические основы психологии». Психологическая наука в нем представлена в контекстах основных методологических подходов, специфики психологического знания и принципов психологии, изменения критериев научности и связи психологического объяснения с представлениями о ее предмете и методах исследования. Соотношение теории, закона и методов в психологии раскрывается на фоне динамики представленных в ней парадигм и обсуждения таких центральных проблем, как проблема кризиса (в разных вариантах ее осмысления), особенности психологического понимания и объяснения, стадиальность развития научного знания. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности 030301 (020400) «Психология» и 030302 (022700) «Клиническая психология», а также преподавателей и исследователей в различных областях психологии и методологии научного знания.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. В учебнике психологическая наука представлена в контекстах основных методологических подходов, специфики психологического знания и принципов психологии, изменения критериев научности и связи психологического объяснения с представлениями о ее предмете и методах исследования. Соотношение теории, закона и методов в психологии раскрывается на фоне динамики представленных в ней парадигм и обсуждения таких центральных проблем, как проблема кризиса (в разных вариантах ее осмысления), особенности психологического понимания и объяснения, стадиальность развития научного знания. В книге учтены дискуссии последних лет о проблемах методологии психологии, а также отражены новые интересные публикации по данной теме в отечественных периодических изданиях и сборниках.

    На нашем сайте вы можете скачать книгу "Методологические основы психологии 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата" Татьяна Васильевна Корнилова бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

    Год выпуска: 2006

    Жанр: Психология

    Формат: PDF

    Качество: OCR

    Описание: Несмотря на то что курс «Методологические основы психологии» является обязательным для специалиста-психолога, а интерес к данной области психологии усиливается, соответствующих университетских учебников до сих пор не существует. Этот пробел во многом восполняется настоящим изданием, в котором много внимания уделяется анализу методологии науки как особому типу знания, а также сущности научною знания в психологии. Изменение критериев научности, смена парадигм в психологии и связи психологического объяснения с используемыми методами - эти проблемы предваряют анализ основных принципов психологическою исследования. Cooтношение теории, закона и методов психологии раскрывается па фоне обсуждения одной из центральных проблем - проблемы кризиса (в разных вариантах ее осмысления и понимания возможностей ее разрешения).
    Книга «Методологические основы психологии» рекомендуется студентам и аспирантам, а также преподавателям и исследователям в различных областях психологии и методологии научного знания.

    «Методологические основы психологии»


    Общие представления о методологии науки

    1. Понятие метода в узком и широком смысле
    2. Соотношение понятий «наука», «философия» и «мировоззрение»
    3. Виды и формы рефлексии научного знания
    4. Структура методологического знания (уровни и подходы)
    5. Дескриптивная и нормативная функции методологического знания
    6. Понятия объекта и предмета научного исследования (познавательная ситуация)
    7. Соотношение методологии и психологии. Значение психологического знания для методологии науки
    История развития и современные представления о научном познании
    1. Историческая относительность форм, средств, идеалов и норм научного познания
    2. Субъективное и объективное знание в теориях познания
    3. Научная революция XX в.: возникновение неклассического естествознания
    4. Позитивизм и его роль как методологического базиса наук на определенной ступени развития научного познания
    5. Понятия парадигмы и научной революции по Т. Куну
    6. Принцип фальсифицируемости гипотез в теории критического реализма К. Поппера
    7. И. Лакатос и концепция внутреннего единства логики доказательства и опровержения
    8. Старые дихотомии в современных методологических подходах
      1. Новые критерии научного знания
      2. Фаллнбилизм
      3. Релятивизм и операционализм
      4. Номинализм, реализм, рационализм
      5. Интуитивизм
      6. Теоретическое - эмпирическое
    9. Постнеклассическая стадия развития науки
    10. Постпозитивистская трактовка развития науки
    Специфика методологии психологии
    1. Особенности психологического знания
    2. Ненаучное психологическое знание и возможность психологического знания как научного
    3. Рациональная и эмпирическая психология (в истории становления психологии как науки)
    4. Ассоцианизм как первое направление психологии
    5. Современное представление о теоретических и эмпирических методах в психологии
    6. Моделирующий подход в теории познания и психологические гипотезы
    Причинность и детерминизм в методологии науки
    1. Причинность как принцип научного объяснения
      1. Принцип детерминизма: от античного к механистическому и вероятностному
      2. Биологический детерминизм и классическая картина мира
    2. Зарождение представлений о психологической причинности
      1. Возникновение представлений о психологической причинности
      2. Каузальность в классической и неклассических парадигмах
      3. Причинность и закон
    3. Формирование новых подходов к пониманию причинности в естествознании
    Психология как самостоятельная наука
    1. Первые научные парадигмы в психологии и признаки кризиса
    2. Структура и специфика психологических теорий
      1. Множественность подходов к выделению структуры
      2. Теории разной степени общности
    3. Психологические теории и пограничные области знания
    4. Практика в противопоставлении психологической теории
    Кризис в психологии и поиск общей методологии
    1. Постановка проблемы кризиса в психологии
      1. От понятия кризиса к пониманию психологии как мультипарадигмальной науки
      2. Основные признаки кризиса
      3. Кризисная или мультипарадигмальная наука? (Резюме)
    2. Теоретическая психология как оппозиция общей психологии
    3. Классификация общепсихологических теорий на основе закрытой типологии
    4. Методологический плюрализм в психологии
    5. Методология без общепсихологической теории и в контексте логики науки
    Теория деятельности как методологический подход в психологии
    1. Деятельностное опосредствование
    2. Соотношение понятий «взаимодействие», «отражение» «активность», «деятельность»
      1. Категории «взаимодействие» и «отражение»
      2. Категория «активность»
      3. Деятельность как философская категория
    3. Теория деятельности как общепсихологическая парадигма
    4. Возвращение категории образа в подходе А. Н. Леонтьева (как аспект преодоления постулата непосредственности)
    5. Перспективы деятельностного подхода
    Психологическая причинность
    1. Различия в понимании психологической причинности и сути психологического экспериментирования
      1. Множественность представлений о психологической причинности

    «Формирование системы инновационного образования

    в МГУ им. М. В. Ломоносова»

    Корнилова Т. В., Смирнов С. Д.

    К67 Методологические основы психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 320 с: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

    ISBN 978-5-94807-015-5 5-94807-015-8

    Несмотря на то что курс «Методологические основы психологии» является обязательным для специалиста-психолога, а интерес к данной области психологии усиливается, соответствующих университетских учебников до сих пор не сущест­вует. Этот пробел во многом восполняется настоящим изданием, в котором много внимания уделяется анализу методологии науки как особому типу знания, а также сущности научного знания в психологии. Изменение критериев научности, смена парадигм в психологии и связи психологического объяснения с используемыми методами - эти.проблемы предваряют анализ основных принципов психологиче­ского исследования. Соотношение теории, закона и методов психологии раскры­вается на фоне обсуждения одной из центральных проблем - проблемы кризиса (в разных вариантах ее осмысления и понимания возможностей ее разрешения).

    ББК 88я7 УДК 159.9(075)

    Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни быпо форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

    ISBN 978-5-94807-015-5 © ООО «Питер Пресс», 2007

    Предисловие 8

    10


    1. Понятие метода в узком и широком смысле 10

    2. Соотношение понятий «наука»,
    «философия» и «мировоззрение» 12

    1. Виды и формы рефлексии научного знания 16

    2. Структура методологического знания
    (уровни и подходы) 19

    1.5. Дескриптивная и нормативная функции


    методологического знания 22

    1.6. Понятия объекта и предмета научного исследования

    (познавательная ситуация) 26

    1.7. Соотношение методологии и психологии. Значение

    психологического знания для методологии науки 28

    Глава 2. История развития и современные представления

    о научном познании 32

    2.1. Историческая относительность форм, средств, идеалов

    и норм научного познания 32


    1. Субъективное и объективное знание в теориях познания 35

    2. Научная революция XX в.: возникновение неклассического естествознания 40

    3. Позитивизм и его роль как методологического базиса наук
    на определенной ступени развития научного познания 42

    1. Понятия парадигмы и научной революции по Т. Куну 46

    2. Принцип фальсифицируемости гипотез
    в теории критического реализма К. Поппера 50

    1. И. Лакатос и концепция внутреннего единства логики доказательства и опровержения 55

    2. Старые дихотомии в современных методологических
    подходах 58

    2.8.1. Новые критерии научного знания 58

    2.9. Постнеклассическая стадия развития науки 66

    2.10. Постпозитивистская трактовка развития науки 67

    Глава 3. Специфика методологии психологии 70


    1. Особенности психологического знания 70

    1. Ненаучное психологическое знание и возможность психологического знания как научного 74

    1. Рациональная и эмпирическая психология
    (в истории становления психологии как науки) 77

    1. Ассоцианизм как первое направление психологии 82

    2. Современное представление о теоретических
    и эмпирических методах в психологии 86

    3.6. Моделирующий подход в теории познания

    и психологические гипотезы 90

    Глава 4. Причинность и детерминизм

    в методологии науки 92

    4.1. Причинность как принцип научного объяснения 92

    4.1.1. Принцип детерминизма: от античного

    к механистическому и вероятностному 92

    4.1.2. Биологический детерминизм и классическая картина мира... 98

    4.2. Зарождение представлений о психологической


    причинности 101

    1. Возникновение представлений о психологической причинности 101

    2. Каузальность в классической и неклассических парадигмах 104

    3. Причинность и закон 106
    4.3. Формирование новых подходов к пониманию
    причинности в естествознании 109

    Глава 5. Психология как самостоятельная наука 113

    5.1. Первые научные парадигмы в психологии

    и признаки кризиса 113

    5.2. Структура и специфика психологических теорий 118


    1. Множественность подходов к выделению структуры 118

    2. Теории разной степени общности 120

    1. Психологические теории и пограничные области знания... 122

    2. Практика в противопоставлении психологической
    теории ". 125

    Глава 6. Кризис в психологии и поиск общей методологии 132

    6.1. Постановка проблемы кризиса в психологии 132

    6.1.1. От понятия кризиса к пониманию психологии

    как мультипарадигмалыюй науки 132


    1. Основные признаки кризиса 137

    2. Кризисная или мультипарадигмальная наука? (Резюме) 144

    1. Теоретическая психология как оппозиция общей психологии 147

    2. Классификация общепсихологических теорий
    на основе закрытой типологии 149

    1. Методологический плюрализм в психологии 151

    2. Методология без общепсихологической теории
    и в контексте логики науки 153

    Глава 7. Теория деятельности как методологический подход

    в психологии 156


    1. Деятельностное опосредствование 156

    2. Соотношение понятий «взаимодействие», «отражение», «активность», «деятельность» 157

    1. Категории «взаимодействие» и «отражение» 157

    2. Категория «активность» 165

    3. Деятельность как философская категория 170
    7.3. Теория деятельности как общепсихологическая

    парадигма 175


    1. Возвращение категории образа в подходе А. Н. Леонтьева (как аспект преодоления постулата непосредственности) .... 181

    2. Перспективы деятельностного подхода 183
    Глава 8. Психологическая причинность 189

    8.1. Различия в понимании психологической причинности

    и сути психологического экспериментирования 189

    8.1.1. Множественность представлений о психологической

    причинности 189

    8.1.2. Расщепление психологии на академическую

    и практическую 192

    8.1.3. Искажения в понимании экспериментальной парадигмы 193

    8.2. Подходы к пониманию закона в психологии 195


    1. Проблема статуса и сути психологического закона 195

    1. Дискуссия о психологическом законе в отечественной психологии 198
    8.3. Изменения в понимании причинности

    в связи с освоением марксистского наследия 202


    1. Закон как аспект психологической теории и как методологический аспект понимания детерминации 202

    2. Проблема причинности в подходе С. Л. Рубинштейна 203

    3. Методологический подход М. К. Мамардашвили 208

    4. Критерий неклассической картины мира но Мамардашвили... 215
    Глава 9. Парадигмы и дихотомии в психологии 217

    1. Психология описательная и объяснительная 217

    2. Морфологическая и динамическая парадигмы 225

    3. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы 227

    1. Ориентация на классическую картину мира 227

    2. Психологические объяснения и экспериментальный метод.... 231

    3. Мифы о естественно-научном и гуманитарном мышлении
    и реальность гуманитарной парадигмы 232

    9.4. Типы рациональности в классической, неклассической

    и постнеклассической психологии 239


    1. Классическая и неклассическая психология 239

    2. Неклассическая психология и методологические заимствования 241

    3. Постнеклассическая парадигма как определенная
    картина мира 243

    9.4.4. Ценностный аспект как характеристика психологического


    знания на постнеклассическом этане психологии 245

    1. Гуманитарный идеал и горизонты новой психологии 248

    2. Психология в поиске новых парадигм 253

    1. Изменение отношения к методу исследования 253

    2. Признаки постнеклассической науки в современных психологических исследованиях 257
    Глава 10. Методологические принципы психологии 261

    10.1. Открытость системы принципов 261


    1. Деятельностный подход в психологии и принцип активности 264

    2. Принцип системности 268

    1. Предпосылки системного подхода в психологии 268

    2. Принцип системности в методологии Б. Ф. Ломова 273

    1. Системно-исторический подход к развитию психологических теорий 275
    10.4. Принцип развития: 276

    Глава 11. Методология отечественных и зарубежных подходов
    в современных дискуссиях
    280


    1. Дискуссии как способ обсуждения методологических проблем 280

    2. Дискуссия о соотношении наследия вюрцбургской школы и отечественных исследований
    (об активности познания) 281

    11.2.1. Идеи активности познания в отечественной психологии


    1. Внешние аналогии в реконструируемых процессах регуляции мышления 284

    2. Активность и социальная детерминация мышления 287

    3. Связь методологических подходов с методической организацией исследований 289

    4. Принцип активности и проблема саморегуляции мышления 293
    11.3. Современная трактовка культурной детерминации:
    дискуссия о книге М. Коула 296

    1. «Культуральная» психология 296

    2. Психологические орудия и артефакты 299

    3. Активность, деятельность, опосредствование 303
    Список литературы 308

    Предисловие

    Предисловие

    До настоящего времени не существует учебного пособия по общему университетскому курсу «Методологические основы психологии», достаточно полно охватывающему соответствующую типовую програм­му для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Большинство работ по методологии психологии носило характер монографий (авторских или коллективных; примерами мо­гут служить работа Б. Ф. Ломова «Методологические и теоретические проблемы психологии» (М.: Наука, 1984) и одноименная коллективная монография, вышедшая в том же издательстве в 1969 г.). Другие рабо­ты (часто также монографического характера) посвящены методоло­гическим проблемам отдельных отраслей психологии или частным принципам, категориям или разделам психологической науки (напри­мер: Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977; Помогайбин В. Н. Военно-психологические исследования: методологи­ческие основы. М.: СГУ, 2001; Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978; Будилова Е. А. Философские проблемы в советской психо­логии. М.: Наука, 1972; Мазилов В. А. Стены и мосты: методология психо­логической науки. Ярославль: МАПН, 2004 и др.). Вышедшее в 1983 г. небольшим тиражом в издательстве МГУ учебное пособие В. П. Зин-ченко и С. Д. Смирнова «Методологические вопросы психологии» так­же не отличалось полнотой охвата тем. К тому же бурно протекающий в последние 15 лет позитивный процесс деидеологизации науки приво­дит к устареванию значительной части материала. В последние несколь­ко лет появился ряд новых интересных публикаций по методологии психологии в отечественных периодических изданиях и сборниках, которые частично отражены в настоящем пособии.

    Из новых учебных пособий можно назвать работу Ф. Е. Василюка «Метод ологический анализ в психологии» (М.: МГППУ; Смысл, 2003) и «Теоретическую психологию» А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского (М.: Академия, 2003). Последняя книга является наиболее полной по широте охвата всего спектра методологических проблем в психологии, вместе с тем в ней отсутствует анализ самого понятия методологии, структуры и функций методологического знания и ряд других тем, что

    адекватно отражено в названии учебного пособия и определяется орга­ничной связью изложения с темами истории психологии. Последнее совершенно необходимо, но недостаточно для университетского курса. Вектор универсальности университетского образования психолога предполагает целостность построения взаимопереходов от постанов­ки задач к теории, от теории - к типу проверяемых гипотез, от форму­лирования гипотез - к выбору методов и т. д. И вопросы методологии сегодня необходимо пронизывают как курсы общей психологии (в со­отнесении психологических теорий и общенаучных предпосылок ис­следования), так и курсы экспериментальной психологии, которые сегодня адекватнее было бы называть введением в методы психологи­ческого исследования, поскольку они предполагают знакомство не только с разными типами методов в психологии, но и с общими про­блемами методологии в контексте организации психологического ис­следования и интерпретаций его результатов.

    И ранее, и сегодня теоретические курсы методологии психологии, как правило, являются авторскими, с опорой на тот срез проблем, ко­торые выглядят наиболее значимыми для их разработчиков. В то же время они не могут игнорировать интересы студентов, которые долж­ны иметь общие точки опоры в представлении методологических про­блем как в истории науки, так и в дискуссиях сегодняшних дней .

    При отборе материала для включения в учебное пособие авторы руководствовались также пониманием того, что предметом методоло­гии науки выступает прежде всего сама наука, взятая в целостности своих принципов и методов добывания нового знания, а не те реалии, которые являются предметом этой науки. Что такое образ или лич­ность и каковы закономерности их функционирования и развития, изучает собственно психология (в том числе и теоретическая), а вот как их изучать, чтобы полученное знание соответствовало критериям научности, каковы сами эти критерии и закономерности их истори­ческого развития - это изучает методология психологии.

    Глава 1. Общие представления о методологии науки

    1.1. Понятие метода в узком и широком смысле

    В словарях и энциклопедиях обычно дается определение методологии как учения о методе, под которым, в свою очередь, понимается совокуп­ность приемов, способов, регулятивных принципов познавательной де­ятельности 1 , обеспечивающих ей «верный путь к цели», т. е. к объектив­ному знанию. Соответствие, сообразность действия поставленной цели есть то исходное значение метода в широком смысле - как «пути к цели», которое нередко заслоняется пониманием его в качестве характеристи­ки операциональной стороны действия (способ, прием и т. п.). Такое бо­лее широкое понимание метода можно найти, например, в Философской энциклопедии, где он определяется как «форма практического и теоре­тического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта» [Философская энциклопедия, 1964, т. 3, с. 309].

    Метод (в широком смысле) - путь познания, опирающийся на не­которую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов).

    Методология - учение о методах и принципах познания.

    Можно выделить по крайней мере два понимания методологии, раз­виваемых: 1) как представленное при рефлексии теории познания по­нимание метода в указанном широком смысле и 2) как учение о систе­ме методов (в узком смысле), посредством которых в рамках той или иной науки в ходе теоретического или теоретико-эмпирического ис­следования проверяется правдоподобие (или истинность) теории (или теоретической гипотезы).

    Таким образом, в методологии психологии должно присутствовать как общефилософское представление о методе и связи его с принци-

    1 Методологический аспект может быть вычленен не только в познаватель­ной, но и в любой другой деятельности. Предметом анализа в данном учебнике является методология познавательной и, уже, научной деятельности.

    1.1. Понятие метода в узком и широком смысле 11_

    пами познания, так и более детально разрабатываемое в методологии науки (или в науковедении) понимание методов как системы иссле­довательских способов отношения к познаваемой действительности.

    Метод (в узком смысле слова) представляет собой реализацию определенного познавательного отношения к изучаемой действитель­ности, направляющего организацию исследования и предполагающе­го использование соответствующих приемов и процедур исследования.

    Так, «пассивный» метод наблюдения отличается от эксперименталь­ного метода как «активного» тем, что при втором методе для проверки каузальных гипотез реализуется активное отношение - посредством вме­шательства в изучаемые реалии. В психологии второе понимание мето­дологии предполагает выделение системы методов, направленных на до­стижение цели познания (и реконструкций) психологической реальности. Однако вернемся к первому из названных выше пониманий метода.

    В общей методологии науки принимается положение, что метод находится в неразрывном единстве с теорией 1: любая система объек­тивного знания может стать методом. По существу метод - это сама удостоверенная практикой теория, обращенная к практике же иссле­дования; любой закон науки, будучи познанным, выступает и как прин­цип, и как метод познания. В этом смысле правомерно говорить о ме­тоде как теории в действии.

    Поскольку метод связан с использованием предварительных зна­ний, методология может подразделяться на две части: учение об ис­ходных основах (принципах) познания и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.

    В учении об исходных основах познания анализируются и оценива­ются те философские представления и взгляды, на которые исследо­ватель опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть мето­дологии непосредственно связана с философией, с мировоззрением, априорным принятием некоторых посылок. В учении о способах и при­емах исследования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общую методику 2 исследования.

    В этом определении сняты крайности понимания методологии как исключительно философско-мировоззренческого основания познания

    Следующий уровень - уровень конкретно-научной методологии - применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуа­ций, специфических для данной области знания. Обычно вытекающие из него рекомендации носят выраженный дисциплинарный характер. Разработку этого уровня методологического анализа осуществляют как методологи науки, так и теоретики соответствующих областей знания (второе, по-видимому, встречается чаще). Можно сказать, что на этом

    1.4. Структура методологического знания (уровни и подходы) 21

    уровне (иногда называемом частной, или специальной, методологи­ей) определенный способ познания адаптируется для более узкой сфе­ры знания. Но эта «адаптация» происходит отнюдь не механически и осуществляется не только за счет движения «сверху вниз», движение также должно идти от самого предмета данной науки.

    Как правило, философско-методологические принципы не прямо соотносятся с принципами, формулируемыми на уровне специально-научной методологии, они прежде преломляются, конкретизируются на уровне общенаучных принципов и концепций.

    Уровень методики и техники исследования наиболее близко при­мыкает к исследовательской практике. Он связан, например, с описа­нием способов, конкретных приемов получения релевантной инфор­мации, требований к процессу сбора эмпирических данных, в том числе проведения эксперимента и методов обработки экспериментальных данных, учета погрешностей. Регламентации и рекомендации этого уровня наиболее тесно связаны со спецификой изучаемого объекта и конкретными задачами исследования, т. е. методологическое знание здесь является наиболее специализированным. Оно призвано обеспе­чить единообразие и достоверность исходных данных, подлежащих теоретическому осмыслению и интерпретации на уровне частнонауч-ных теорий.

    Одна из важных функций дифференциации уровней методологи­ческого знания заключается в преодолении ошибок двоякого рода: 1) переоценка меры общности знаний более низких уровней; попыт­ка придать им философское и мировоззренческое звучание (часто (встречается философская интерпретация методологии структура­лизма, системного подхода и других общенаучных концепций); 2) непосредственный перенос положений и закономерностей, сфор­мулированных на более высоком уровне обобщений без прелом­ления, конкретизации их на материале частных областей знания; например, иногда делается вывод о конкретных путях развития того или иного объекта на основе применения к нему закона от­рицания отрицания и т. п.

    Кроме дифференциации методологического знания по уровням все более выраженным становится процесс консолидации его по содержа­тельным основаниям вокруг доминирующих методологических прин­ципов и даже мировоззренческих установок. Этот процесс приводит к формированию более или менее выраженных методологических под­ ходов и даже методологических теорий. За ними стоят особые методо-

    22

    логические ориентации. Многие из них строятся по дихотомическому принципу и противостоят друг другу (диалектический и метафизиче­ский, аналитический и синтетический, атомистический и холистиче­ский (целостный), качественный и количественный, энергетический и информационный, алгоритмический и эвристический).

    Понятие подхода применимо к разным уровням методологического анализа, но чаще всего такие подходы охватывают два верхних уров­ня - философскую и общенаучную методологии. Поэтому для выпол­нения ими конструктивной функции в специальных науках необхо­дима «переплавка» этих подходов с тем, чтобы они перестали быть внешними по отношению к той или иной дисциплине, а были имма­нентно связаны с ее предметом и сложившейся в ней системой поня­тий. Простой факт прогрессивности и очевидной полезности того или иного подхода не гарантирует успешности его применения. Если част­ная наука не подготовлена «снизу» для применения, например, систем­ного подхода, то не происходит, образно говоря, «зацепления» между материалом частной науки и концептуальным аппаратом этого подхо­да, а простое наложение его «сверху» не обеспечивает содержательно­го продвижения.

    Тот или иной подход не всегда осуществляется в явной и рефлекти-руемой форме. Большинство сформулированных в современной ме­тодологии подходов явились результатом ретроспективного выделе­ния и осознания постфактум того принципа, который был реализован в наиболее успешных конкретно-научных исследованиях. Наряду с этим наблюдаются случаи прямого переноса методологических под­ходов и научных категорий из одной науки в другую. Например, поня­тие поля в гештальтпсихологии, в том числе и теория поля К. Левина, несет на себе явные следы физической теории поля.

    1.5. Дескриптивная и нормативная функции методологического знания

    Структурная организация методологического знания прямо связана с теми функциями, которые оно выполняет в процессе научного по­знания. Рефлексия над процессом научного познания не является со­вершенно необходимым его компонентом. Основная масса знаний при­меняется, так сказать, автоматически, без специального размышления по поводу их истинности, их соответствия объекту. В противном слу­чае процесс познания был бы вообще невозможен, ибо каждый раз ухо­дил бы в дурную бесконечность. Но в развитии каждой науки бывают

    1.5. Дескриптивная и нормативная функции методологического знания 23

    периоды, когда сложившаяся в ней система знаний не обеспечивает по­лучения адекватных новым задачам результатов. Главным сигналом необходимости методологического анализа системы знаний является возникновение различных парадоксов, главный из которых заключа­ется в противоречии между теоретическими предсказаниями и реаль­но получаемыми эмпирическими данными.

    Приведенное положение относится к ситуациям, когда необходима рефлексия над категориальным строем и объяснительными принци­пами целой науки, т. е. над сложной и объективированной системой знания. Но рефлексии могут требовать и познавательные ситуации более мелкого масштаба - несостоятельность той или иной частной теории, невозможность решения новой задачи имеющимися метода­ми, наконец, неудачные попытки дать решение актуальной прикладной задачи. Если провести аналогию с процессами разного уровня контро­ля человеческой деятельности, можно сказать, что научная рефлексия того или иного уровня, так же как и осознание человеком своих соб­ственных действий, требуется там, где имеющиеся автоматизмы не обеспечивают получения необходимых результатов и нуждаются в пере­стройке или дополнении.

    Рефлексия и осознание нужны тогда, когда ставится задача постро­ения нового научного знания или формирования принципиально но­вого поведенческого акта.

    Чем же здесь может помочь методология, каковы ее функции в про­цессе конкретно-научного познания? Анализируя различные ответы на этот вопрос, можно встретиться как с недооценкой, так и с переоценкой роли методологии. Недооценка ее роли связана с узко эмпирическими тенденциями, игнорирующими ее философско-мировоззренческую ос­нову. Эти тенденции характерны, как мы уже указывали, для позитивист­ски ориентированных подходов. Но и здесь, в новейших вариантах пост­позитивистской философии науки, наблюдаются сдвиги в сторону признания важности философии и мировоззрения для научного ис­следования (см. п. 2.9). Рост интереса к методологическому знанию и повышение его роли в современной науке являются совершенно объек­тивным и закономерным процессом, в основании которого лежат такие 4 причины, как усложнение задач науки, появление новых организацион­ных форм научной деятельности, увеличение числа людей, вовлекае­мых в эту деятельность , рост затрат на науку, усложнение используе­мых средств. Одна из главных причин естественного роста «спроса на методологию» связана с превращением занятий научной деятельностью в массовую профессию, в методологии начинают искать фактор, обес-


    Глава 1. Общие представления о методологии науки

    печивающий эвристическую компенсацию - восполнение продуктив­ных возможностей среднестатистического индивида.

    При этом часто складывается наивное представление, что все в на­уке сводится к отысканию подходящих методов и процедур, примене­ние которых автоматически обеспечит получение значимого научного результата. Действительно, часто для решения проблемы необходимо именно найти адекватный метод, но сделать это, особенно если речь идет о новом методе, невозможно только за счет движения «сверху». Становится все более ясно, что сама по себе методология не может ре­шать содержательных научных задач. Недостаточное осознание этого факта порождает «потребительское» отношение к методологии как к набору рецептов, которые достаточно просто усвоить и применить в практике научного исследования. Именно в этом и заключается опас­ность переоценки роли методологии, что, в свою очередь, по закону маятника может привести к ее мнимой дискредитации и как следствие к недооценке ее значения. Использование методологических принци­пов есть процесс сугубо творческий. «Как показывает история науки, познание обычно остается удивительно индифферентным к навязы­ваемой ему извне методологической помощи, особенно в случаях, когда эта последняя предлагается в виде детализированного, скрупулезно раз­работанного регламента. Поэтому и новый концептуальный каркас может возникнуть и действительно возникает не как результат прово­димой кем-то сверху методологической реформы, а как продукт внут­ренних процессов, совершающихся в самой науке. Что же касается ме­тодологических исследований в специальном смысле этого слова, то они в лучшем случае могут выступать катализаторами этих процес­сов, интенсифицируя самосознание науки, но ни в коем случае не под­меняя его» [Юдин, 1978, с. 122].

    Итак, первой может быть выделена функция катализации, стимули­ рования процесса познания как одна из основных функций методоло­гического анализа. Близко к ней примыкают такие функции, как про- блематизация и критическое осмысление функционирующих в культуре идей, формирование творческой личности ученого за счет расширения его кругозора, воспитания культуры мышления.

    Вторая функция методологии связана с организацией и структури­рованием научного знания как целого за счет его интеграции и синте­за, разработки общенаучных средств и форм познания - общенауч­ных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения единых философско-мировоззренческих принципов познания. Одним из следствий рефлексии методов той или иной науки является воз-

    1.5. Дескриптивная и нормативная функции методологического знания 25

    можность их переноса и использования в других науках, что позволя­ет методологии при определенных условиях выполнять и непосред­ственно эвристическую функцию.

    Определенную роль играет методология в выработке стратегии раз­ вития науки, оценке перспективности того или иного научного направ­ления, особенно при планировании комплексных исследований, обо­сновании целевых программ. Можно сказать, что методология здесь выступает в роли своеобразного «предзнания», которое должно ука­зать наиболее вероятный путь к успеху, предвосхищая результат, ко­торый будет получен в будущем. Главное место в таком обосновании занимает именно характеристика методов и способов движения к цели, соответствие их общим требованиям, сложившимся не только в науке, но и в обществе на текущий момент.

    Важной функцией методологии (ее философского уровня) являет­ся мировоззренческая интерпретация результатов науки с точки зре­ния той или иной картины мира.

    Перечисленные функции можно отнести к функциям методологии преимущественно дескриптивного типа, т. е. имеющей форму ретро­спективного описания уже осуществленных процессов научного позна­ния. Даже когда мы осуществляем выбор и обоснование направления научного исследования, пытаясь предвосхитить будущие результаты, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию в на­дежде выбрать оптимальный путь дальнейшего движения. Принципи­ально иной, конструктивный характер имеет нормативное методоло­гическое знание, включающее в себя положительные рекомендации и правила осуществления научной деятельности.

    Нормативная методология - рефлексия формально-организацион­ной стороны исследовательской деятельности.

    Ее результатом является построение предписаний и норм, соблю­дение которых необходимо для обеспечения правильности постанов­ки проблемы как со стороны ее содержания, так и формы.

    Нормативная методология дает определенные средства для реше­ния уже поставленных задач (интеллектуальная техника научной дея­тельности), улучшает организационную сторону исследований.

    Дескриптивная методология - рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, осуществляемая, как правило, пост­фактум по отношению к вновь возникающим научным подходам.

    Рассмотрим некоторые методологические нормы и регламентации, касающиеся процесса научного познания, а также различную роль ме­тодологии на разных стадиях научной деятельности.

    Глава 1. Общие представления о методологии науки

    1.6. Понятия объекта и предмета научного исследования...

    1.6. Понятия объекта и предмета научного исследования (познавательная ситуация)

    Для анализа научной деятельности в соответствующих разделах мето­дологии введен и разработан ряд специальных понятий. Наиболее об­щим из них является понятие познавательной ситуации [Юдин, 1978].

    Познавательная ситуация включает в себя познавательную трудность (разрыв между сформулированной в науке проблемой и имеющимися в науке средствами), предмет исследования, требования к продукту, а так­же средства организации и реализации научного исследования.

    Использованное здесь понятие предмета исследования предполага­ет его дифференциацию от понятия объекта исследования .

    Предмет исследования является одной из центральных категорий методологического анализа. Зарождение и развитие науки связано с формированием и изменением предмета науки. Радикальное измене­ние предмета исследования ведет к революции в самой науке.

    Предмет исследования включает в себя объект изучения, исследо­вательскую задачу, систему методологических средств и последова­тельность их применения.

    В более упрощенной интерпретации предмет исследования рассмат­ривается как сторона, или аспект, объекта, который непосредственно вычленяется в нем сквозь призму проблемы.

    Предметы исследования могут быть разной степени общности, наи­более масштабным является предмет данной науки в целом, который выполняет по отношению к предмету частного исследования методо­логическую функцию.

    Понятие «объект исследования» также требует разъяснения - это не просто некоторая часть внешней реальности, на которую можно прямо указать.

    Объект исследования - та область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе науч­ных абстракций.

    Для построения объекта необходимо также отделить его содержа­ние, независимое от познающего субъекта, от формы отражения этого содержания. Процесс построения объекта научного исследования не­возможен без появления особой познавательной задачи, научной про­блемы.

    Средства исследования - фундаментальные понятия науки, с по­мощью которых расчленяется объект исследования и формулируется

    проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства.

    Один и тот же объект может входить в предмет нескольких разных исследований и даже различных наук. Совершенно различные пред­меты при изучении человека строятся такими науками, как антропо­логия, социология, психология, физиология, эргономика. Поэтому понятию предмета исследования противопоставляется не объект, а эмпирическая область - совокупность научных фактов и описаний, на которых развертывается предмет исследования.

    Исходя из данного расчленения научного знания можно обрисовать последовательные этапы исследовательского движения, открывающи­еся сквозь призму нормативно-методологического анализа. В качестве таких этапов выделяются: постановка проблемы, построение и обосно­вание предмета исследования, построение теории и проверка получен­ных результатов.

    Важно отметить, что постановка проблемы опирается не только на обнаружение неполноты имеющегося знания, но и на некоторое «пред-знание» о способе преодоления этой неполноты. Именно критическая рефлексия, ведущая к обнаружению пробелов в системе знания или ложности его неявных предпосылок, играет здесь ведущую роль. Сама работа по формулировке проблемы носит принципиально методоло­гический характер независимо от того, опирается ли исследователь сознательно на те или иные методологические положения или они определяют ход его мыслей неявным образом.

    Работа по построению и обоснованию предмета исследования также является преимущественно методологической, в ходе нее осуществля­ется развертывание проблемы, включение ее в систему существующего знания. Именно здесь и происходит слияние методологии с содер­жательной стороной процесса познания. Методология на этом этапе выполняет скорее конструктивную, нежели критическую функцию, корректируя работу исследователя. На стадии построения предмета исследования чаще всего и вводятся новые понятия, методы обработ­ки данных и другие средства, пригодные для решения поставленной задачи.

    На этапах построения частнонаучной теории и проверки получен­ных результатов основная смысловая нагрузка ложится на движение в предметном содержании. Отсюда видно, что с помощью методоло­гии самой по себе нельзя решить ни одной частнонаучной задачи и нельзя построить предметное содержание никакой конкретной обла­сти. Для успешного использования достижений методологической

    28 Глава 1, Общие представления о методологии науки

    мысли необходимо сочетание творческого движения «сверху вниз» и «снизу вверх».

    Сама методология строится и обогащается не за счет конструирова­ния умозрительных схем, она вырастает из обобщения завоеваний, достигнутых за счет движения в предметном содержании при анализе той или иной области действительности.

    Любая успешная реализация методологического принципа в кон­кретно-научном исследовании есть не только вклад в данную науку, но и в методологию, так как эта реализация не остается без послед­ствий для того знания, которое было взято в качестве предпосылки метода исследования. Последние не просто подтверждаются, но и обо­гащаются, дополняются всякий раз, когда они начинают новую жизнь, воплотившись в материале еще одной предметной области.

    1.7. Соотношение методологии и психологии. Значение психологического знания для методологии науки

    Все, что говорилось выше о методологии науки и ее функциях в част-нонаучном исследовании, справедливо и в отношения психологии. Однако любая частная наука имеет свои специфические, только ей свойственные аспекты отношений с наукой о методе, завязывает свои неповторимые узлы методологических проблем. Специфика эта опре­деляется объектом данной науки и его сложностью, уровнем развития науки, ее современным состоянием (наличие разрывов в теории или неспособность ответить на запросы практики говорит о необходимо­сти методологической помощи), наконец, тем вкладом, который сама наука делает в общенаучную или философскую методологию. Глав­ное состоит в том, что психология относится к числу наук о человеке, поэтому исходные принципы психологического исследования и его результаты не могут не иметь ярко выраженной мировоззренческой окраски, они часто напрямую связаны с представлением о сущности человека и его отношении к миру.

    Другую важнейшую особенность психологического знания, опреде­лявшую его методологическое значение, отметил еще Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в первых строчках своего трактата о душе. «Признавая познание делом прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо по тому, что оно знание о более возвышенном и удивительном, было бы правильно по той и дру­гой причине отвести исследованию о душе одно из первых мест. Дума-

    29


    ется, что познание души много способствует познанию всякой исти­ны, особенно же познанию природы» [Аристотель, 1976, с. 371]. Зна­чение это определяется тем, что психология способна давать знание о самом процессе познания и его развитии.

    В психологии получены данные, позволяющие обосновать необхо­димость методологического знания как некоторого предзнания, без ко­торого вообще невозможна познавательная деятельность коллектив­ного или индивидуального субъекта. Необходимость предварительного знания в той или иной его форме четко зафиксирована уже на уровне чувственного познания и со всей отчетливостью выступает в случае рационального, а тем более собственно научного познания. Призна­ние важнейшей роли такого предзнания автоматически приводит к тре­бованию максимально глубокой рефлексии его, что и составляет пред­мет методологии. Делая вклад в методологическое знание вообще, психология тем более высоко должна оценивать значение методоло­гии для себя самой. Более того, психологи издавна подчеркивают осо­бую ее нужду в помощи со стороны методологии и невозможность выработки ориентиров для построения и развития психологической науки исходя из собственно психологического знания. Сама «возмож­ность психологии как науки есть методологическая проблема прежде всего», - отмечал Л. С. Выготский (1896-1934) в работе «Историче­ский смысл психологического кризиса» [Выготский, 1982а], специаль­но посвященной обсуждению методологических проблем построения научной психологии. «Ни в одной науке нет стольких трудностей, не­разрешимых контроверз, соединения различного в одном, как в психо­логии. Предмет психологии - самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть по­лон особых ухищрений, чтобы получить то, чего от него ждут». И далее: «Ни одна наука не представляет такого разнообразия и полноты мето­дологических проблем, таких туго затянутых узлов, неразрешимых про­тиворечий, как наша. Поэтому здесь нельзя сделать ни одного шага, не предприняв тысячу предварительных расчетов и предостережений» [Выготский, 1982а, с. 417-418].

    За более чем три четверти века, прешедших с момента написания Л. С. Выготским этой работы (опубликована в 1982 г.), острота сфор­мулированных им проблем не сгладилась. «Ни в одной из научных областей результаты конкретного исследования не зависят в такой сте­пени прямо и непосредственно от исходных методологических посы­лок и используемых методических приемов, как в психологии» [Вы­готский, 1982а, с. 218].

    30 Глава 1. Общие представления о методологии науки

    Итак, первая причина особой заинтересованности психологии в ме­тодологических разработках заключается в сложности и многоплано­вости самого предмета исследования, его качественном своеобразии.

    Вторая причина заключается в том, что психология накопила огром­ное количество эмпирического материала, который просто невозможно охватить без новых методологических подходов. Обе эти причины тес­но связаны между собой, как и с десятком других, которые можно было бы перечислить, обосновывая особую потребность психологии в мето­дологических ориентирах.

    Необходимо также учесть особую ответственность психолога за пуб­ликуемые им результаты и выводы о сущности психического и детер­минантах его развития. Выводы, основанные на неправомерном обоб­щении результатов частных исследований, перенос данных, полученных при изучении животных, на человека, а при изучении больных - на здо­ровых людей и т. п., приводят к циркуляции в общественном сознании идей, искаженно отражающих природу человека и ведущих к отрица­тельным социальным, а иногда и политическим последствиям.

    Большая ответственность лежит и на психологах, работающих с людь­ми и участвующих в диагностике и прогнозировании профессиональ­ной пригодности, уровня развития, в постановке клинического диагно­за, в проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Работа в этих сферах требует хорошей методологической и методической подготовки.

    Следует обратить внимание на широко распространенную и типич­ную именно для психологии методологическую ошибку, заключающу­юся в некритическом заимствовании и использовании подходов и про­цедур (прежде всего тестов), разработанных применительно к людям совсем другой культуры, иной социально-экономической общности.

    В первой главе мы кратко изложили существующие представления о методологии, ее задачах, уровнях и функциях. В заключение нужно еще раз предостеречь от рецептурного понимания ее функций. Как на­учная, так и методологическая работа требуют творчества. Методоло­гически корректная работа требует творчества в еще большей степени. Попытки применения психологами новых концептуальных схем, раз­виваемых в современной методологии науки, наталкиваются на двоя­кого рода трудности. Первая трудность связана с наличием у любой та­кой концептуальной схемы определенного числа «степеней свободы». Так, например, среди специалистов в области системного подхода (или системной методологии) ведутся дискуссии относительно его существа, границ применимости, отношения к теории, эмпирии и практике.

    1.7. Соотношение методологии и психологии... 31

    Указанные выше трудности не могут быть преодолены механиче­ски, т. е. путем произвольного предпочтения определенной концепту­альной схемы и определенного представления о предмете психологии. Здесь необходимо проведение своего рода экспериментально-методо­логического исследования, или методологического эксперимента, ре­зультаты которого помогли бы уточнить и обосновать как саму мето­дологическую схему, так и представление о предмете психологии.

    Методологический эксперимент - проверка в ходе конкретного ис­следования эвристичности и полезности методологического знания того или иного уровня для решения возникшей в науке проблемы (по­знавательной трудности).

    Успешное решение поставленной научной задачи с помощью раз­рабатываемой методологии позволяет обосновать последующее при­менение того же методологического знания для решения аналогичных научных проблем.