Смирнов методологические основы психологии. Методологические основы психологии. 2. базовые учебники
Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров М.: Советская энциклопедия, Санкт - Петербург: Фонд "Ленинградская галерея", 1993. - 1630с. (или более поздние издания).
Bedny G.Z., Karwowski W. A A functional model of the human orienting activity // Theoretical Issues in Ergonomics Science. 2004. Vol. 5. Number 4. – pp. 255 – 274.
Принцип системности в психологии
Вопросы:
Понятия «система», «системный подход».
Функциональный анализ.
Структурный анализ.
Системно-исторический подход.
Подготовить краткое описание личности Вашего знакомого (учащегося) по следующей схеме:
6. Подготовить краткое описание известной Вам семьи по следующей схеме:
а) перечислить надсистемы; б) подсистемы; в) функции в надсистемах (только социальных); г) структура семьи; д) генез; е) избыточная неадаптивность; ж) системообразующий фактор.
7. Анализ фирмы, организации. +функциональные подсистемы; + единицы анализа.
Доклады:
1. Понятие о единицах анализа системы.
Избыточные неадаптивные элементы системы.
Теория систем Л. фон Берталанфи.
Синергетика.
Автопоэзис (аутопоэзис).
Теория диссипативных структур.
1,2. базовые учебники.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.
Дополнительная литература:
1. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, Санкт - Петербург: Фонд "Ленинградская галерея", 1993. - 1630с. (или более поздние издания).
Основная литература:
1,2. Базовые учебники.
Дополнительная литература:
Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.
Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, Санкт - Петербург: Фонд "Ленинградская галерея", 1993. - 1630с. (или более поздние издания).
Дискуссия по проблеме соотнесения психологической науки и психологической практики
Группа будет разделена на две части по алфавиту (списку).
Группа 1 (фамилии от «А») готовит обоснование следующей позиции: «Психологическая практика опирается на разработки ученых-психологов».
Группа 2 (вторая половина списка) готовит обоснование следующей позиции: «Психологическая практика НЕ опирается на разработки ученых-психологов».
Основная литература:
1. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006. – С. 125 – 131.
Дополнительная литература:
Берулава Г.А. Методология современной психологии . М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. – Главы 5,6.
Вопросы:
Пояснить смысл терминов, используемых в таблице 1 и в таблице 2 (см. ниже).
Как проявляется принцип детерминизма в вертикальном сопряжении понятий таблицы 1 и таблицы 2.
Как проявляется принцип развития в вертикальном сопряжении (снизу вверх) таблицы 1 и таблицы 2.
Как проявляется принцип системности в вертикальном и горизонтальном сопряжении понятий таблицы 2.
Почему А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский считали задачу поиска единиц анализа психики бесперспективной?
Сформулируйте теоретические проблемы современной психологии как проблемы объяснения сопряженности онтологической составляющей соседних по вертикали понятий. Сформулируйте понятия «теоретическая проблема психологии», «теоретическая психология».
Какие известные Вам психологические феномены не охвачены системой категорий из таблицы 2?
1 – 12. Проблема сопряжения понятий и ее решение в современной психологии. Например: проблема соотношения : 4. Потребности и мотива. 5. Мотива и ценности. 6. Ценности и идеала.
Табл. 1. Структура пространства природы и социума
Ноосфера |
Психосфера |
Биосфера |
Табл. 2. Структура психосферы
Экстрапсихологические категории: |
|||||
Личность |
Идеал |
Активность |
Логос |
Соучаствование |
Смысл |
Метапсихологические категории: |
|||||
Я |
Ценность |
Деятельность |
Сознание |
Общение |
Чувство |
Базисные психологические категории: |
|||||
Индивид |
Мотив |
Действие |
Образ |
Отношение |
Переживание |
Протопсихологические категории: |
|||||
Организм |
Потребность |
Реакция |
Сигнал |
Различение |
Аффективность |
Основная литература:
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1998. – Раздел: Категориальная система – ядро теоретической психологии (вместо заключения).
Дополнительная литература:
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. – Глава 3.
Семинар 15
Общение
Понятие «общение».
Категория «общение» в системе категорий психологии. Соотнесение категорий (см. Табл. 2 семинара 14).
Функции общения.
Структура общения.
Основная литература:
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. – 444 с. (или более поздние издания). – Глава 5. Общение.
Дополнительная литература:
Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований // Психологический журнал. 2011, № 3 (Т. 32), с. 3 – 21.
Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Обмен знаниями, групповая рефлексивность и корпоративная память как объекты социальной психологии // Психологический журнал. 2010, № 3 (Т. 31), с. 5 – 16.
Сознание
Онтологический аспект проблемы сознания .
Теории сознания.
Структура сознания.
Функции сознания: когнитивная, регулятивная, коммуникативная, проектировочная.
Проблемы разработки теории сознания.
Зачем А.Н. Леонтьев, описавший структуру (образующие) сознания (значение, личностный смысл, чувственная ткань), ввел еще понятие «образ мира»?
Доклады:
Теории сознания.
Основная литература:
Зинченко В.П. От потока к структуре сознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009, Т.6., № 2. – С. 3 – 36.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. – С. 173 - 189.
Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М.: Пчела, 2008. – С. 308 - 320.
1. Акопов Г.В. Психология сознания. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – 272 с.
2. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб: «Издательство ДНК», 2000. – 528 с.
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. – Глава 4.
Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная архитектоника смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989. – 287 с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с. – Гл. 6.
Akopov Garnik V. Consciosness as a central problem of modern psychology // Psychology in Russia: state of the Art. Scientific Yearbook / Ed by Yu.P. Zinchenko & V.F. Petrenko. – Moscow: Lomonosov Mocrow State University; Russian Psychology Society, 2011. – pp. 15 – 23.
Yung R.M. Mental Space. London: Process Press, 1994.
Актуальные проблемы современной психологии (1)
Вопросы:
Психофизическая проблема.
Психофизиологическая проблема.
Психогенетическая проблема.
Психогностическая проблема.
Психосоциальная проблема.
Проблема соотношения социального и биологического в психическом развитии.
Актуальные проблемы современной психологии (2)
Вопросы:
Критерии научности (повторить).
Психопраксическая проблема.
Психоэнергетическая проблема.
Психотерапевтические мифы.
Психология и парапсихология.
Психология и религия.
Берулава Г.А. Методология современной психологии. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. – С. 51 – 64, 161 – 180.
Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006. – Гл.2.
Ломов Б.Ф. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. – Гл.7.
Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии . М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – Гл.5.
К читателям // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т.4. № 4. С. 3 - 6.
Серкин В.П. Влияние религиозных и эзотерических учений на развитие психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т.4. № 4. С. 75 – 79.
Слободчиков В.И. Толерантность к нетерпимости // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т.4. № 4. С. 13 - 17.
Выберите статью из этого номера журнала «Психология для обсуждения».
Benner David G. Psycotherapy and the Spirits Quest. Grand Rapids, Michigan: Baker Books House, 1988.
Anthony Freeman. A Daniel Come To Judgement? Dennett and the Revisioning of Transpersonal Theory // Journal of Consciousness Studies, 13, No. 3, 2006, pp. 95–109
Panov V.I., Khisambabeyev Sh.R. Climate Chandge and the Ecological Psychology // Psychology in Russia: state of the Art. Scientific Yearbook / Ed by Yu.P. Zinchenko & V.F. Petrenko. – Moscow: Lomonosov Mocrow State University; Russian Psychology Society, 2011. – pp. 62 – 73.
Культурно-историческая теория (КИТ)
Вопросы:
Основания КИТ.
Суть КИТ.
Наиболее эвристичные понятия КИТ (единицы анализа, интериоризация-эксетриоризация, ЗБР, ССР и др.).
Критика и развитие КИТ.
Культурно-историческая психология.
Темы |
581 |
582 |
583 |
584 |
Суть КИТ (до 10 мин.). | ||||
ЗБР (до 5 мин.). | ||||
ССР (до 5 мин.). | ||||
Критика КИТ (до 7 мин.). | ||||
Развитие КИТ (до 10 мин.). | ||||
Культурно-историческая психология (до 7 мин.). |
Основная литература:
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.С. 48 – 57.
Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. М.: Академический проект; Трикста, 2011. – С. 499 – 500.
Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. – С. 227 - 230.
Роджер Смит. История психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 326 - 330.
Шабельников В.К. История психологии. Психология души. М.: Академический проект: Мир, 2011. – С. 293 - 297.
Константинов В.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.
Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2010. - С. 95 -98.
Приложение 2
Лекция 1
Понятие «методология».
Научная рефлексия. Методология как форма рефлексии науки.
Понятие «метод».
Понятие «наука».
Формы существования науки.
Научные революции.
Проблема демаркации.
Различия: методология, мировоззрение, наука, философия.
Проблема знания.
Предмет и объект исследования, познавательная ситуация: предмет.
Предмет и объект исследования.
Основные методы методологического исследования.
Научные модели.
Проблемы современной психологии (внешние рамки развития).
Рациональная, эмпирическая и практическая психология.
Теоретические и эмпирические методы психологии.
Моделирование в психологии.
Требования к модели.
Особый вид моделей – единицы анализа психического .
Математическое моделирование и психология.
Теория как модель реальности в психологии.
Характеристики теории.
Компоненты теории (по В.Н. Дружинину).
Классификации научных теорий.
Структура теорий.
Теория и практика (психогностическая проблема).
Проблема закона в психологии.
Классификация законов (по Б.Ф. Ломову).
Виды детерминизма: причинный, целевой, множественный, синхронный, «вероятностный», опосредствованный.
Варианты решения проблемы детерминизма в отечественной психологии .
Категории психологии.
Слово и его значение.
Обобщающая, абстрагирующая и анализирующая функции слова .
Понятия и категории. Функции категорий. Виды категорий.
Выделение категорий: исторический аспект. Базовые категории диалектики.
Группы категорий психологии, выделяемые разными авторами.
1. Определения понятия «психика».
2. Критерии психического.
3. Стадии развития психики.
Лекция 14
1. Вопрос о субстанции психического.
2. Материалистический подход.
5. Стадии развития психики.
Лекция 15
1. Стадии развития психики.
2. Подходы к пониманию психического в отечественной психологии.
4. Субъективный характер психического.
5. Поиски механизмов психического отражения.
6. Уровни психического отражения.
Лекция 16. Сознание
Взгляды на природу сознания.
Определения понятия «сознание».
Сознание как качественно новая форма психического отражения.
Структура сознания.
Свойства сознания.
2. Решаемые теоретические проблемы.
3. Характеристика деятельности.
4. Теория деятельности как общепсихологическая парадигма.
15. Приложение 3
Дополнительное задание 1
(необязательное)
Дополнительное задании студент не обязан выполнять. Студент может выполнить дополнительное задание при желании набрать один или два дополнительных балла.
Суть задания состоит в самостоятельном составлении теста по предмету. Тест должен состоять из закрытых вопросов следующего типа:
Выбрать правильный ответ из нескольких вариантов ответа.
Правильно совместить понятия, расположенные в случайном порядке .
Вставить правильный ответ соответственно контексту (предложению, фразе).
При составлении вопросов постарайтесь быть оригинальными (подумайте, какие вопросы, прежде всего, составят Ваши однокурсники и постарайтесь не повторить их).
Тематика не менее половины Ваших вопросов должна быть шире , чем тематика первых трех глав базовых учебников.
16. Приложение 4
Дополнительное задание 2
(необязательное)
Студентам, желающим получить по итогам текущей работы до 2 (двух) дополнительных баллов, необходимо составить до 10 (десяти) обучающих упражнений по предмету «Теория и методология современной психологии», аналогичных выполняемым на семинарских занятиях. Каждое зачтенное преподавателем упражнение оценивается в среднем на 0,2 балла. Более двух баллов набрать с помощью этого задания нельзя (не нужно присылать по 100 упражнений).
Описание каждого упражнения должно включать с себя следующие четыре составляющие : 1) текст задания – не более 800 знаков с пробелами; 2) правильный ответ (варианты правильного ответа); 3) инструкция (задание) студентам; 4) объяснение получаемого в результате упражнения учебного результата.
Учебными результатами могут быть следующие: навыки рефлексивной работы; навыки выделения оснований; выделения принципа; объединения данных в систему (не просто перечисление); получение знаний по предмету как результат выполнения учебных действий; получение знаний по предмету для выполнения учебных действий; получение знаний по предмету как результат решения предложенной проблемы; навыки переформатирования текста с сохранением смысла и информации; навыки обобщение, нахождения закономерности, аналогии; опровержения и пр.
Просто запоминание знаний по предмету в результате выполнения упражнения не
2012 -> Программа дисциплины Международные стратегии развития организации для направления 080500. 62 «Менеджмент»
2012 -> 5 Аминокислоты
2012 -> -
2012 -> Элементы теории случайных процессов
Настоящее издание является учебником к обязательному курсу «Методологические основы психологии». Психологическая наука в нем представлена в контекстах основных методологических подходов, специфики психологического знания и принципов психологии, изменения критериев научности и связи психологического объяснения с представлениями о ее предмете и методах исследования. Соотношение теории, закона и методов в психологии раскрывается на фоне динамики представленных в ней парадигм и обсуждения таких центральных проблем, как проблема кризиса (в разных вариантах ее осмысления), особенности психологического понимания и объяснения, стадиальность развития научного знания. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности 030301 (020400) «Психология» и 030302 (022700) «Клиническая психология», а также преподавателей и исследователей в различных областях психологии и методологии научного знания.
Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;
Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;
Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;
Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».
На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.
Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.
Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:
- Безналичный способ:
- Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
- Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения.
Просим корректно ввести данные во все поля.
Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта. - Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
- Понятие метода в узком и широком смысле
- Соотношение понятий «наука», «философия» и «мировоззрение»
- Виды и формы рефлексии научного знания
- Структура методологического знания (уровни и подходы)
- Дескриптивная и нормативная функции методологического знания
- Понятия объекта и предмета научного исследования (познавательная ситуация)
- Соотношение методологии и психологии. Значение психологического знания для методологии науки
- Историческая относительность форм, средств, идеалов и норм научного познания
- Субъективное и объективное знание в теориях познания
- Научная революция XX в.: возникновение неклассического естествознания
- Позитивизм и его роль как методологического базиса наук на определенной ступени развития научного познания
- Понятия парадигмы и научной революции по Т. Куну
- Принцип фальсифицируемости гипотез в теории критического реализма К. Поппера
- И. Лакатос и концепция внутреннего единства логики доказательства и опровержения
- Старые дихотомии в современных методологических подходах
- Новые критерии научного знания
- Фаллнбилизм
- Релятивизм и операционализм
- Номинализм, реализм, рационализм
- Интуитивизм
- Теоретическое - эмпирическое
- Постнеклассическая стадия развития науки
- Постпозитивистская трактовка развития науки
- Особенности психологического знания
- Ненаучное психологическое знание и возможность психологического знания как научного
- Рациональная и эмпирическая психология (в истории становления психологии как науки)
- Ассоцианизм как первое направление психологии
- Современное представление о теоретических и эмпирических методах в психологии
- Моделирующий подход в теории познания и психологические гипотезы
- Причинность как принцип научного объяснения
- Принцип детерминизма: от античного к механистическому и вероятностному
- Биологический детерминизм и классическая картина мира
- Зарождение представлений о психологической причинности
- Возникновение представлений о психологической причинности
- Каузальность в классической и неклассических парадигмах
- Причинность и закон
- Формирование новых подходов к пониманию причинности в естествознании
- Первые научные парадигмы в психологии и признаки кризиса
- Структура и специфика психологических теорий
- Множественность подходов к выделению структуры
- Теории разной степени общности
- Психологические теории и пограничные области знания
- Практика в противопоставлении психологической теории
- Постановка проблемы кризиса в психологии
- От понятия кризиса к пониманию психологии как мультипарадигмальной науки
- Основные признаки кризиса
- Кризисная или мультипарадигмальная наука? (Резюме)
- Теоретическая психология как оппозиция общей психологии
- Классификация общепсихологических теорий на основе закрытой типологии
- Методологический плюрализм в психологии
- Методология без общепсихологической теории и в контексте логики науки
- Деятельностное опосредствование
- Соотношение понятий «взаимодействие», «отражение» «активность», «деятельность»
- Категории «взаимодействие» и «отражение»
- Категория «активность»
- Деятельность как философская категория
- Теория деятельности как общепсихологическая парадигма
- Возвращение категории образа в подходе А. Н. Леонтьева (как аспект преодоления постулата непосредственности)
- Перспективы деятельностного подхода
- Различия в понимании психологической причинности и сути психологического экспериментирования
- Множественность представлений о психологической причинности
Понятие метода в узком и широком смысле 10
Соотношение понятий «наука»,
Виды и формы рефлексии научного знания 16
Структура методологического знания
Субъективное и объективное знание в теориях познания 35
Научная революция XX в.: возникновение неклассического естествознания 40
Позитивизм и его роль как методологического базиса наук
Понятия парадигмы и научной революции по Т. Куну 46
Принцип фальсифицируемости гипотез
И. Лакатос и концепция внутреннего единства логики доказательства и опровержения 55
Старые дихотомии в современных методологических
Особенности психологического знания 70
Ненаучное психологическое знание и возможность психологического знания как научного 74
Рациональная и эмпирическая психология
Ассоцианизм как первое направление психологии 82
Современное представление о теоретических
Возникновение представлений о психологической причинности 101
Каузальность в классической и неклассических парадигмах 104
Причинность и закон 106
Множественность подходов к выделению структуры 118
Теории разной степени общности 120
Психологические теории и пограничные области знания... 122
Практика в противопоставлении психологической
Основные признаки кризиса 137
Кризисная или мультипарадигмальная наука? (Резюме) 144
Теоретическая психология как оппозиция общей психологии 147
Классификация общепсихологических теорий
Методологический плюрализм в психологии 151
Методология без общепсихологической теории
Деятельностное опосредствование 156
Соотношение понятий «взаимодействие», «отражение», «активность», «деятельность» 157
Категории «взаимодействие» и «отражение» 157
Категория «активность» 165
Деятельность как философская категория 170
Возвращение категории образа в подходе А. Н. Леонтьева (как аспект преодоления постулата непосредственности) .... 181
Перспективы деятельностного подхода 183
Проблема статуса и сути психологического закона 195
Дискуссия о психологическом законе в отечественной психологии 198
Закон как аспект психологической теории и как методологический аспект понимания детерминации 202
Проблема причинности в подходе С. Л. Рубинштейна 203
Методологический подход М. К. Мамардашвили 208
Критерий неклассической картины мира но Мамардашвили... 215
Психология описательная и объяснительная 217
Морфологическая и динамическая парадигмы 225
Естественно-научная и гуманитарная парадигмы 227
Ориентация на классическую картину мира 227
Психологические объяснения и экспериментальный метод.... 231
Мифы о естественно-научном и гуманитарном мышлении
Классическая и неклассическая психология 239
Неклассическая психология и методологические заимствования 241
Постнеклассическая парадигма как определенная
Гуманитарный идеал и горизонты новой психологии 248
Психология в поиске новых парадигм 253
Изменение отношения к методу исследования 253
Признаки постнеклассической науки в современных психологических исследованиях 257
Деятельностный подход в психологии и принцип активности 264
Принцип системности 268
Предпосылки системного подхода в психологии 268
Принцип системности в методологии Б. Ф. Ломова 273
Системно-исторический подход к развитию психологических теорий 275
Дискуссии как способ обсуждения методологических проблем 280
Дискуссия о соотношении наследия вюрцбургской школы и отечественных исследований
Внешние аналогии в реконструируемых процессах регуляции мышления 284
Активность и социальная детерминация мышления 287
Связь методологических подходов с методической организацией исследований 289
Принцип активности и проблема саморегуляции мышления 293
«Культуральная» психология 296
Психологические орудия и артефакты 299
Активность, деятельность, опосредствование 303
В учебнике психологическая наука представлена в контекстах основных методологических подходов, специфики психологического знания и принципов психологии, изменения критериев научности и связи психологического объяснения с представлениями о ее предмете и методах исследования. Соотношение теории, закона и методов в психологии раскрывается на фоне динамики представленных в ней парадигм и обсуждения таких центральных проблем, как проблема кризиса (в разных вариантах ее осмысления), особенности психологического понимания и объяснения, стадиальность развития научного знания. В книге учтены дискуссии последних лет о проблемах методологии психологии, а также отражены новые интересные публикации по данной теме в отечественных периодических изданиях и сборниках.
На нашем сайте вы можете скачать книгу "Методологические основы психологии 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата" Татьяна Васильевна Корнилова бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
Год выпуска: 2006
Жанр: Психология
Формат: PDF
Качество: OCR
Описание:
Несмотря на то что курс «Методологические основы психологии» является обязательным для специалиста-психолога, а интерес к данной области психологии усиливается, соответствующих университетских учебников до сих пор не существует. Этот пробел во многом восполняется настоящим изданием, в котором много внимания уделяется анализу методологии науки как особому типу знания, а также сущности научною знания в психологии. Изменение критериев научности, смена парадигм в психологии и связи психологического объяснения с используемыми методами - эти проблемы предваряют анализ основных принципов психологическою исследования. Cooтношение теории, закона и методов психологии раскрывается па фоне обсуждения одной из центральных проблем - проблемы кризиса (в разных вариантах ее осмысления и понимания возможностей ее разрешения).
Книга «Методологические основы психологии» рекомендуется студентам и аспирантам, а также преподавателям и исследователям в различных областях психологии и методологии научного знания.
«Методологические основы психологии»
Общие представления о методологии науки
«Формирование системы инновационного образования
в МГУ им. М. В. Ломоносова»
Корнилова Т. В., Смирнов С. Д.
К67 Методологические основы психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 320 с: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
ISBN 978-5-94807-015-5 5-94807-015-8
Несмотря на то что курс «Методологические основы психологии» является обязательным для специалиста-психолога, а интерес к данной области психологии усиливается, соответствующих университетских учебников до сих пор не существует. Этот пробел во многом восполняется настоящим изданием, в котором много внимания уделяется анализу методологии науки как особому типу знания, а также сущности научного знания в психологии. Изменение критериев научности, смена парадигм в психологии и связи психологического объяснения с используемыми методами - эти.проблемы предваряют анализ основных принципов психологического исследования. Соотношение теории, закона и методов психологии раскрывается на фоне обсуждения одной из центральных проблем - проблемы кризиса (в разных вариантах ее осмысления и понимания возможностей ее разрешения).
ББК 88я7 УДК 159.9(075)
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни быпо форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 978-5-94807-015-5 © ООО «Питер Пресс», 2007
Предисловие 8
10
1.5. Дескриптивная и нормативная функции
методологического знания 22
1.6. Понятия объекта и предмета научного исследования
(познавательная ситуация) 26
1.7. Соотношение методологии и психологии. Значение
психологического знания для методологии науки 28
Глава 2. История развития и современные представления
о научном познании 32
2.1. Историческая относительность форм, средств, идеалов
и норм научного познания 32
2.8.1. Новые критерии научного знания 58
2.9. Постнеклассическая стадия развития науки 66
2.10. Постпозитивистская трактовка развития науки 67
Глава 3. Специфика методологии психологии 70
3.6. Моделирующий подход в теории познания
и психологические гипотезы 90
Глава 4. Причинность и детерминизм
в методологии науки 92
4.1. Причинность как принцип научного объяснения 92
4.1.1. Принцип детерминизма: от античного
к механистическому и вероятностному 92
4.1.2. Биологический детерминизм и классическая картина мира... 98
4.2. Зарождение представлений о психологической
причинности 101
причинности в естествознании 109
Глава 5. Психология как самостоятельная наука 113
5.1. Первые научные парадигмы в психологии
и признаки кризиса 113
5.2. Структура и специфика психологических теорий 118
Глава 6. Кризис в психологии и поиск общей методологии 132
6.1. Постановка проблемы кризиса в психологии 132
6.1.1. От понятия кризиса к пониманию психологии
как мультипарадигмалыюй науки 132
Глава 7. Теория деятельности как методологический подход
в психологии 156
парадигма 175
8.1. Различия в понимании психологической причинности
и сути психологического экспериментирования 189
8.1.1. Множественность представлений о психологической
причинности 189
8.1.2. Расщепление психологии на академическую
и практическую 192
8.1.3. Искажения в понимании экспериментальной парадигмы 193
8.2. Подходы к пониманию закона в психологии 195
в связи с освоением марксистского наследия 202
9.4. Типы рациональности в классической, неклассической
и постнеклассической психологии 239
9.4.4. Ценностный аспект как характеристика психологического
знания на постнеклассическом этане психологии 245
10.1. Открытость системы принципов 261
Глава 11. Методология отечественных и зарубежных подходов
в современных дискуссиях
280
11.2.1. Идеи активности познания в отечественной психологии
дискуссия о книге М. Коула 296
Предисловие
Предисловие
До настоящего времени не существует учебного пособия по общему университетскому курсу «Методологические основы психологии», достаточно полно охватывающему соответствующую типовую программу для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Большинство работ по методологии психологии носило характер монографий (авторских или коллективных; примерами могут служить работа Б. Ф. Ломова «Методологические и теоретические проблемы психологии» (М.: Наука, 1984) и одноименная коллективная монография, вышедшая в том же издательстве в 1969 г.). Другие работы (часто также монографического характера) посвящены методологическим проблемам отдельных отраслей психологии или частным принципам, категориям или разделам психологической науки (например: Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977; Помогайбин В. Н. Военно-психологические исследования: методологические основы. М.: СГУ, 2001; Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978; Будилова Е. А. Философские проблемы в советской психологии. М.: Наука, 1972; Мазилов В. А. Стены и мосты: методология психологической науки. Ярославль: МАПН, 2004 и др.). Вышедшее в 1983 г. небольшим тиражом в издательстве МГУ учебное пособие В. П. Зин-ченко и С. Д. Смирнова «Методологические вопросы психологии» также не отличалось полнотой охвата тем. К тому же бурно протекающий в последние 15 лет позитивный процесс деидеологизации науки приводит к устареванию значительной части материала. В последние несколько лет появился ряд новых интересных публикаций по методологии психологии в отечественных периодических изданиях и сборниках, которые частично отражены в настоящем пособии.
Из новых учебных пособий можно назвать работу Ф. Е. Василюка «Метод ологический анализ в психологии» (М.: МГППУ; Смысл, 2003) и «Теоретическую психологию» А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского (М.: Академия, 2003). Последняя книга является наиболее полной по широте охвата всего спектра методологических проблем в психологии, вместе с тем в ней отсутствует анализ самого понятия методологии, структуры и функций методологического знания и ряд других тем, что
адекватно отражено в названии учебного пособия и определяется органичной связью изложения с темами истории психологии. Последнее совершенно необходимо, но недостаточно для университетского курса. Вектор универсальности университетского образования психолога предполагает целостность построения взаимопереходов от постановки задач к теории, от теории - к типу проверяемых гипотез, от формулирования гипотез - к выбору методов и т. д. И вопросы методологии сегодня необходимо пронизывают как курсы общей психологии (в соотнесении психологических теорий и общенаучных предпосылок исследования), так и курсы экспериментальной психологии, которые сегодня адекватнее было бы называть введением в методы психологического исследования, поскольку они предполагают знакомство не только с разными типами методов в психологии, но и с общими проблемами методологии в контексте организации психологического исследования и интерпретаций его результатов.
И ранее, и сегодня теоретические курсы методологии психологии, как правило, являются авторскими, с опорой на тот срез проблем, которые выглядят наиболее значимыми для их разработчиков. В то же время они не могут игнорировать интересы студентов, которые должны иметь общие точки опоры в представлении методологических проблем как в истории науки, так и в дискуссиях сегодняшних дней .
При отборе материала для включения в учебное пособие авторы руководствовались также пониманием того, что предметом методологии науки выступает прежде всего сама наука, взятая в целостности своих принципов и методов добывания нового знания, а не те реалии, которые являются предметом этой науки. Что такое образ или личность и каковы закономерности их функционирования и развития, изучает собственно психология (в том числе и теоретическая), а вот как их изучать, чтобы полученное знание соответствовало критериям научности, каковы сами эти критерии и закономерности их исторического развития - это изучает методология психологии.
Глава 1. Общие представления о методологии науки
1.1. Понятие метода в узком и широком смысле
В словарях и энциклопедиях обычно дается определение методологии как учения о методе, под которым, в свою очередь, понимается совокупность приемов, способов, регулятивных принципов познавательной деятельности 1 , обеспечивающих ей «верный путь к цели», т. е. к объективному знанию. Соответствие, сообразность действия поставленной цели есть то исходное значение метода в широком смысле - как «пути к цели», которое нередко заслоняется пониманием его в качестве характеристики операциональной стороны действия (способ, прием и т. п.). Такое более широкое понимание метода можно найти, например, в Философской энциклопедии, где он определяется как «форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта» [Философская энциклопедия, 1964, т. 3, с. 309].
Метод (в широком смысле) - путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов).
Методология - учение о методах и принципах познания.
Можно выделить по крайней мере два понимания методологии, развиваемых: 1) как представленное при рефлексии теории познания понимание метода в указанном широком смысле и 2) как учение о системе методов (в узком смысле), посредством которых в рамках той или иной науки в ходе теоретического или теоретико-эмпирического исследования проверяется правдоподобие (или истинность) теории (или теоретической гипотезы).
Таким образом, в методологии психологии должно присутствовать как общефилософское представление о методе и связи его с принци-
1 Методологический аспект может быть вычленен не только в познавательной, но и в любой другой деятельности. Предметом анализа в данном учебнике является методология познавательной и, уже, научной деятельности.
1.1. Понятие метода в узком и широком смысле 11_
пами познания, так и более детально разрабатываемое в методологии науки (или в науковедении) понимание методов как системы исследовательских способов отношения к познаваемой действительности.
Метод (в узком смысле слова) представляет собой реализацию определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.
Так, «пассивный» метод наблюдения отличается от экспериментального метода как «активного» тем, что при втором методе для проверки каузальных гипотез реализуется активное отношение - посредством вмешательства в изучаемые реалии. В психологии второе понимание методологии предполагает выделение системы методов, направленных на достижение цели познания (и реконструкций) психологической реальности. Однако вернемся к первому из названных выше пониманий метода.
В общей методологии науки принимается положение, что метод находится в неразрывном единстве с теорией 1: любая система объективного знания может стать методом. По существу метод - это сама удостоверенная практикой теория, обращенная к практике же исследования; любой закон науки, будучи познанным, выступает и как принцип, и как метод познания. В этом смысле правомерно говорить о методе как теории в действии.
Поскольку метод связан с использованием предварительных знаний, методология может подразделяться на две части: учение об исходных основах (принципах) познания и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.
В учении об исходных основах познания анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией, с мировоззрением, априорным принятием некоторых посылок. В учении о способах и приемах исследования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общую методику 2 исследования.
В этом определении сняты крайности понимания методологии как исключительно философско-мировоззренческого основания познания
Следующий уровень - уровень конкретно-научной методологии - применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для данной области знания. Обычно вытекающие из него рекомендации носят выраженный дисциплинарный характер. Разработку этого уровня методологического анализа осуществляют как методологи науки, так и теоретики соответствующих областей знания (второе, по-видимому, встречается чаще). Можно сказать, что на этом
1.4. Структура методологического знания (уровни и подходы) 21
уровне (иногда называемом частной, или специальной, методологией) определенный способ познания адаптируется для более узкой сферы знания. Но эта «адаптация» происходит отнюдь не механически и осуществляется не только за счет движения «сверху вниз», движение также должно идти от самого предмета данной науки.
Как правило, философско-методологические принципы не прямо соотносятся с принципами, формулируемыми на уровне специально-научной методологии, они прежде преломляются, конкретизируются на уровне общенаучных принципов и концепций.
Уровень методики и техники исследования наиболее близко примыкает к исследовательской практике. Он связан, например, с описанием способов, конкретных приемов получения релевантной информации, требований к процессу сбора эмпирических данных, в том числе проведения эксперимента и методов обработки экспериментальных данных, учета погрешностей. Регламентации и рекомендации этого уровня наиболее тесно связаны со спецификой изучаемого объекта и конкретными задачами исследования, т. е. методологическое знание здесь является наиболее специализированным. Оно призвано обеспечить единообразие и достоверность исходных данных, подлежащих теоретическому осмыслению и интерпретации на уровне частнонауч-ных теорий.
Одна из важных функций дифференциации уровней методологического знания заключается в преодолении ошибок двоякого рода: 1) переоценка меры общности знаний более низких уровней; попытка придать им философское и мировоззренческое звучание (часто (встречается философская интерпретация методологии структурализма, системного подхода и других общенаучных концепций); 2) непосредственный перенос положений и закономерностей, сформулированных на более высоком уровне обобщений без преломления, конкретизации их на материале частных областей знания; например, иногда делается вывод о конкретных путях развития того или иного объекта на основе применения к нему закона отрицания отрицания и т. п.
Кроме дифференциации методологического знания по уровням все более выраженным становится процесс консолидации его по содержательным основаниям вокруг доминирующих методологических принципов и даже мировоззренческих установок. Этот процесс приводит к формированию более или менее выраженных методологических под ходов и даже методологических теорий. За ними стоят особые методо-
22
логические ориентации. Многие из них строятся по дихотомическому принципу и противостоят друг другу (диалектический и метафизический, аналитический и синтетический, атомистический и холистический (целостный), качественный и количественный, энергетический и информационный, алгоритмический и эвристический).
Понятие подхода применимо к разным уровням методологического анализа, но чаще всего такие подходы охватывают два верхних уровня - философскую и общенаучную методологии. Поэтому для выполнения ими конструктивной функции в специальных науках необходима «переплавка» этих подходов с тем, чтобы они перестали быть внешними по отношению к той или иной дисциплине, а были имманентно связаны с ее предметом и сложившейся в ней системой понятий. Простой факт прогрессивности и очевидной полезности того или иного подхода не гарантирует успешности его применения. Если частная наука не подготовлена «снизу» для применения, например, системного подхода, то не происходит, образно говоря, «зацепления» между материалом частной науки и концептуальным аппаратом этого подхода, а простое наложение его «сверху» не обеспечивает содержательного продвижения.
Тот или иной подход не всегда осуществляется в явной и рефлекти-руемой форме. Большинство сформулированных в современной методологии подходов явились результатом ретроспективного выделения и осознания постфактум того принципа, который был реализован в наиболее успешных конкретно-научных исследованиях. Наряду с этим наблюдаются случаи прямого переноса методологических подходов и научных категорий из одной науки в другую. Например, понятие поля в гештальтпсихологии, в том числе и теория поля К. Левина, несет на себе явные следы физической теории поля.
1.5. Дескриптивная и нормативная функции методологического знания
Структурная организация методологического знания прямо связана с теми функциями, которые оно выполняет в процессе научного познания. Рефлексия над процессом научного познания не является совершенно необходимым его компонентом. Основная масса знаний применяется, так сказать, автоматически, без специального размышления по поводу их истинности, их соответствия объекту. В противном случае процесс познания был бы вообще невозможен, ибо каждый раз уходил бы в дурную бесконечность. Но в развитии каждой науки бывают
1.5. Дескриптивная и нормативная функции методологического знания 23
периоды, когда сложившаяся в ней система знаний не обеспечивает получения адекватных новым задачам результатов. Главным сигналом необходимости методологического анализа системы знаний является возникновение различных парадоксов, главный из которых заключается в противоречии между теоретическими предсказаниями и реально получаемыми эмпирическими данными.
Приведенное положение относится к ситуациям, когда необходима рефлексия над категориальным строем и объяснительными принципами целой науки, т. е. над сложной и объективированной системой знания. Но рефлексии могут требовать и познавательные ситуации более мелкого масштаба - несостоятельность той или иной частной теории, невозможность решения новой задачи имеющимися методами, наконец, неудачные попытки дать решение актуальной прикладной задачи. Если провести аналогию с процессами разного уровня контроля человеческой деятельности, можно сказать, что научная рефлексия того или иного уровня, так же как и осознание человеком своих собственных действий, требуется там, где имеющиеся автоматизмы не обеспечивают получения необходимых результатов и нуждаются в перестройке или дополнении.
Рефлексия и осознание нужны тогда, когда ставится задача построения нового научного знания или формирования принципиально нового поведенческого акта.
Чем же здесь может помочь методология, каковы ее функции в процессе конкретно-научного познания? Анализируя различные ответы на этот вопрос, можно встретиться как с недооценкой, так и с переоценкой роли методологии. Недооценка ее роли связана с узко эмпирическими тенденциями, игнорирующими ее философско-мировоззренческую основу. Эти тенденции характерны, как мы уже указывали, для позитивистски ориентированных подходов. Но и здесь, в новейших вариантах постпозитивистской философии науки, наблюдаются сдвиги в сторону признания важности философии и мировоззрения для научного исследования (см. п. 2.9). Рост интереса к методологическому знанию и повышение его роли в современной науке являются совершенно объективным и закономерным процессом, в основании которого лежат такие 4 причины, как усложнение задач науки, появление новых организационных форм научной деятельности, увеличение числа людей, вовлекаемых в эту деятельность , рост затрат на науку, усложнение используемых средств. Одна из главных причин естественного роста «спроса на методологию» связана с превращением занятий научной деятельностью в массовую профессию, в методологии начинают искать фактор, обес-
Глава 1. Общие представления о методологии науки
печивающий эвристическую компенсацию - восполнение продуктивных возможностей среднестатистического индивида.
При этом часто складывается наивное представление, что все в науке сводится к отысканию подходящих методов и процедур, применение которых автоматически обеспечит получение значимого научного результата. Действительно, часто для решения проблемы необходимо именно найти адекватный метод, но сделать это, особенно если речь идет о новом методе, невозможно только за счет движения «сверху». Становится все более ясно, что сама по себе методология не может решать содержательных научных задач. Недостаточное осознание этого факта порождает «потребительское» отношение к методологии как к набору рецептов, которые достаточно просто усвоить и применить в практике научного исследования. Именно в этом и заключается опасность переоценки роли методологии, что, в свою очередь, по закону маятника может привести к ее мнимой дискредитации и как следствие к недооценке ее значения. Использование методологических принципов есть процесс сугубо творческий. «Как показывает история науки, познание обычно остается удивительно индифферентным к навязываемой ему извне методологической помощи, особенно в случаях, когда эта последняя предлагается в виде детализированного, скрупулезно разработанного регламента. Поэтому и новый концептуальный каркас может возникнуть и действительно возникает не как результат проводимой кем-то сверху методологической реформы, а как продукт внутренних процессов, совершающихся в самой науке. Что же касается методологических исследований в специальном смысле этого слова, то они в лучшем случае могут выступать катализаторами этих процессов, интенсифицируя самосознание науки, но ни в коем случае не подменяя его» [Юдин, 1978, с. 122].
Итак, первой может быть выделена функция катализации, стимули рования процесса познания как одна из основных функций методологического анализа. Близко к ней примыкают такие функции, как про- блематизация и критическое осмысление функционирующих в культуре идей, формирование творческой личности ученого за счет расширения его кругозора, воспитания культуры мышления.
Вторая функция методологии связана с организацией и структурированием научного знания как целого за счет его интеграции и синтеза, разработки общенаучных средств и форм познания - общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения единых философско-мировоззренческих принципов познания. Одним из следствий рефлексии методов той или иной науки является воз-
1.5. Дескриптивная и нормативная функции методологического знания 25
можность их переноса и использования в других науках, что позволяет методологии при определенных условиях выполнять и непосредственно эвристическую функцию.
Определенную роль играет методология в выработке стратегии раз вития науки, оценке перспективности того или иного научного направления, особенно при планировании комплексных исследований, обосновании целевых программ. Можно сказать, что методология здесь выступает в роли своеобразного «предзнания», которое должно указать наиболее вероятный путь к успеху, предвосхищая результат, который будет получен в будущем. Главное место в таком обосновании занимает именно характеристика методов и способов движения к цели, соответствие их общим требованиям, сложившимся не только в науке, но и в обществе на текущий момент.
Важной функцией методологии (ее философского уровня) является мировоззренческая интерпретация результатов науки с точки зрения той или иной картины мира.
Перечисленные функции можно отнести к функциям методологии преимущественно дескриптивного типа, т. е. имеющей форму ретроспективного описания уже осуществленных процессов научного познания. Даже когда мы осуществляем выбор и обоснование направления научного исследования, пытаясь предвосхитить будущие результаты, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию в надежде выбрать оптимальный путь дальнейшего движения. Принципиально иной, конструктивный характер имеет нормативное методологическое знание, включающее в себя положительные рекомендации и правила осуществления научной деятельности.
Нормативная методология - рефлексия формально-организационной стороны исследовательской деятельности.
Ее результатом является построение предписаний и норм, соблюдение которых необходимо для обеспечения правильности постановки проблемы как со стороны ее содержания, так и формы.
Нормативная методология дает определенные средства для решения уже поставленных задач (интеллектуальная техника научной деятельности), улучшает организационную сторону исследований.
Дескриптивная методология - рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, осуществляемая, как правило, постфактум по отношению к вновь возникающим научным подходам.
Рассмотрим некоторые методологические нормы и регламентации, касающиеся процесса научного познания, а также различную роль методологии на разных стадиях научной деятельности.
Глава 1. Общие представления о методологии науки
1.6. Понятия объекта и предмета научного исследования...
1.6. Понятия объекта и предмета научного исследования (познавательная ситуация)
Для анализа научной деятельности в соответствующих разделах методологии введен и разработан ряд специальных понятий. Наиболее общим из них является понятие познавательной ситуации [Юдин, 1978].
Познавательная ситуация включает в себя познавательную трудность (разрыв между сформулированной в науке проблемой и имеющимися в науке средствами), предмет исследования, требования к продукту, а также средства организации и реализации научного исследования.
Использованное здесь понятие предмета исследования предполагает его дифференциацию от понятия объекта исследования .
Предмет исследования является одной из центральных категорий методологического анализа. Зарождение и развитие науки связано с формированием и изменением предмета науки. Радикальное изменение предмета исследования ведет к революции в самой науке.
Предмет исследования включает в себя объект изучения, исследовательскую задачу, систему методологических средств и последовательность их применения.
В более упрощенной интерпретации предмет исследования рассматривается как сторона, или аспект, объекта, который непосредственно вычленяется в нем сквозь призму проблемы.
Предметы исследования могут быть разной степени общности, наиболее масштабным является предмет данной науки в целом, который выполняет по отношению к предмету частного исследования методологическую функцию.
Понятие «объект исследования» также требует разъяснения - это не просто некоторая часть внешней реальности, на которую можно прямо указать.
Объект исследования - та область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций.
Для построения объекта необходимо также отделить его содержание, независимое от познающего субъекта, от формы отражения этого содержания. Процесс построения объекта научного исследования невозможен без появления особой познавательной задачи, научной проблемы.
Средства исследования - фундаментальные понятия науки, с помощью которых расчленяется объект исследования и формулируется
проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства.
Один и тот же объект может входить в предмет нескольких разных исследований и даже различных наук. Совершенно различные предметы при изучении человека строятся такими науками, как антропология, социология, психология, физиология, эргономика. Поэтому понятию предмета исследования противопоставляется не объект, а эмпирическая область - совокупность научных фактов и описаний, на которых развертывается предмет исследования.
Исходя из данного расчленения научного знания можно обрисовать последовательные этапы исследовательского движения, открывающиеся сквозь призму нормативно-методологического анализа. В качестве таких этапов выделяются: постановка проблемы, построение и обоснование предмета исследования, построение теории и проверка полученных результатов.
Важно отметить, что постановка проблемы опирается не только на обнаружение неполноты имеющегося знания, но и на некоторое «пред-знание» о способе преодоления этой неполноты. Именно критическая рефлексия, ведущая к обнаружению пробелов в системе знания или ложности его неявных предпосылок, играет здесь ведущую роль. Сама работа по формулировке проблемы носит принципиально методологический характер независимо от того, опирается ли исследователь сознательно на те или иные методологические положения или они определяют ход его мыслей неявным образом.
Работа по построению и обоснованию предмета исследования также является преимущественно методологической, в ходе нее осуществляется развертывание проблемы, включение ее в систему существующего знания. Именно здесь и происходит слияние методологии с содержательной стороной процесса познания. Методология на этом этапе выполняет скорее конструктивную, нежели критическую функцию, корректируя работу исследователя. На стадии построения предмета исследования чаще всего и вводятся новые понятия, методы обработки данных и другие средства, пригодные для решения поставленной задачи.
На этапах построения частнонаучной теории и проверки полученных результатов основная смысловая нагрузка ложится на движение в предметном содержании. Отсюда видно, что с помощью методологии самой по себе нельзя решить ни одной частнонаучной задачи и нельзя построить предметное содержание никакой конкретной области. Для успешного использования достижений методологической
28 Глава 1, Общие представления о методологии науки
мысли необходимо сочетание творческого движения «сверху вниз» и «снизу вверх».
Сама методология строится и обогащается не за счет конструирования умозрительных схем, она вырастает из обобщения завоеваний, достигнутых за счет движения в предметном содержании при анализе той или иной области действительности.
Любая успешная реализация методологического принципа в конкретно-научном исследовании есть не только вклад в данную науку, но и в методологию, так как эта реализация не остается без последствий для того знания, которое было взято в качестве предпосылки метода исследования. Последние не просто подтверждаются, но и обогащаются, дополняются всякий раз, когда они начинают новую жизнь, воплотившись в материале еще одной предметной области.
1.7. Соотношение методологии и психологии. Значение психологического знания для методологии науки
Все, что говорилось выше о методологии науки и ее функциях в част-нонаучном исследовании, справедливо и в отношения психологии. Однако любая частная наука имеет свои специфические, только ей свойственные аспекты отношений с наукой о методе, завязывает свои неповторимые узлы методологических проблем. Специфика эта определяется объектом данной науки и его сложностью, уровнем развития науки, ее современным состоянием (наличие разрывов в теории или неспособность ответить на запросы практики говорит о необходимости методологической помощи), наконец, тем вкладом, который сама наука делает в общенаучную или философскую методологию. Главное состоит в том, что психология относится к числу наук о человеке, поэтому исходные принципы психологического исследования и его результаты не могут не иметь ярко выраженной мировоззренческой окраски, они часто напрямую связаны с представлением о сущности человека и его отношении к миру.
Другую важнейшую особенность психологического знания, определявшую его методологическое значение, отметил еще Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в первых строчках своего трактата о душе. «Признавая познание делом прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо по тому, что оно знание о более возвышенном и удивительном, было бы правильно по той и другой причине отвести исследованию о душе одно из первых мест. Дума-
29
ется, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы» [Аристотель, 1976, с. 371]. Значение это определяется тем, что психология способна давать знание о самом процессе познания и его развитии.
В психологии получены данные, позволяющие обосновать необходимость методологического знания как некоторого предзнания, без которого вообще невозможна познавательная деятельность коллективного или индивидуального субъекта. Необходимость предварительного знания в той или иной его форме четко зафиксирована уже на уровне чувственного познания и со всей отчетливостью выступает в случае рационального, а тем более собственно научного познания. Признание важнейшей роли такого предзнания автоматически приводит к требованию максимально глубокой рефлексии его, что и составляет предмет методологии. Делая вклад в методологическое знание вообще, психология тем более высоко должна оценивать значение методологии для себя самой. Более того, психологи издавна подчеркивают особую ее нужду в помощи со стороны методологии и невозможность выработки ориентиров для построения и развития психологической науки исходя из собственно психологического знания. Сама «возможность психологии как науки есть методологическая проблема прежде всего», - отмечал Л. С. Выготский (1896-1934) в работе «Исторический смысл психологического кризиса» [Выготский, 1982а], специально посвященной обсуждению методологических проблем построения научной психологии. «Ни в одной науке нет стольких трудностей, неразрешимых контроверз, соединения различного в одном, как в психологии. Предмет психологии - самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений, чтобы получить то, чего от него ждут». И далее: «Ни одна наука не представляет такого разнообразия и полноты методологических проблем, таких туго затянутых узлов, неразрешимых противоречий, как наша. Поэтому здесь нельзя сделать ни одного шага, не предприняв тысячу предварительных расчетов и предостережений» [Выготский, 1982а, с. 417-418].
За более чем три четверти века, прешедших с момента написания Л. С. Выготским этой работы (опубликована в 1982 г.), острота сформулированных им проблем не сгладилась. «Ни в одной из научных областей результаты конкретного исследования не зависят в такой степени прямо и непосредственно от исходных методологических посылок и используемых методических приемов, как в психологии» [Выготский, 1982а, с. 218].
30 Глава 1. Общие представления о методологии науки
Итак, первая причина особой заинтересованности психологии в методологических разработках заключается в сложности и многоплановости самого предмета исследования, его качественном своеобразии.
Вторая причина заключается в том, что психология накопила огромное количество эмпирического материала, который просто невозможно охватить без новых методологических подходов. Обе эти причины тесно связаны между собой, как и с десятком других, которые можно было бы перечислить, обосновывая особую потребность психологии в методологических ориентирах.
Необходимо также учесть особую ответственность психолога за публикуемые им результаты и выводы о сущности психического и детерминантах его развития. Выводы, основанные на неправомерном обобщении результатов частных исследований, перенос данных, полученных при изучении животных, на человека, а при изучении больных - на здоровых людей и т. п., приводят к циркуляции в общественном сознании идей, искаженно отражающих природу человека и ведущих к отрицательным социальным, а иногда и политическим последствиям.
Большая ответственность лежит и на психологах, работающих с людьми и участвующих в диагностике и прогнозировании профессиональной пригодности, уровня развития, в постановке клинического диагноза, в проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Работа в этих сферах требует хорошей методологической и методической подготовки.
Следует обратить внимание на широко распространенную и типичную именно для психологии методологическую ошибку, заключающуюся в некритическом заимствовании и использовании подходов и процедур (прежде всего тестов), разработанных применительно к людям совсем другой культуры, иной социально-экономической общности.
В первой главе мы кратко изложили существующие представления о методологии, ее задачах, уровнях и функциях. В заключение нужно еще раз предостеречь от рецептурного понимания ее функций. Как научная, так и методологическая работа требуют творчества. Методологически корректная работа требует творчества в еще большей степени. Попытки применения психологами новых концептуальных схем, развиваемых в современной методологии науки, наталкиваются на двоякого рода трудности. Первая трудность связана с наличием у любой такой концептуальной схемы определенного числа «степеней свободы». Так, например, среди специалистов в области системного подхода (или системной методологии) ведутся дискуссии относительно его существа, границ применимости, отношения к теории, эмпирии и практике.
1.7. Соотношение методологии и психологии... 31
Указанные выше трудности не могут быть преодолены механически, т. е. путем произвольного предпочтения определенной концептуальной схемы и определенного представления о предмете психологии. Здесь необходимо проведение своего рода экспериментально-методологического исследования, или методологического эксперимента, результаты которого помогли бы уточнить и обосновать как саму методологическую схему, так и представление о предмете психологии.
Методологический эксперимент - проверка в ходе конкретного исследования эвристичности и полезности методологического знания того или иного уровня для решения возникшей в науке проблемы (познавательной трудности).
Успешное решение поставленной научной задачи с помощью разрабатываемой методологии позволяет обосновать последующее применение того же методологического знания для решения аналогичных научных проблем.