Национальная система стандартизации российской федерации. Объекты стандартизации. Характеристика и классификация объектов стандартизации

Государственная система стандартизации Российской Федерации - это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.

С принятием Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» началось реформирование ГСС, в котором можно выделить три этапа:

1 этап - начальный (2002 г.) - состояние ГСС к моменту принятия названного закона;

2 этап - переходный (2003 - 2010 гг.) - формирование фонда технических регламентов и трансформация государственных стандартов с обязательными требованиями в национальные стандарты добровольного использования;

3 этап - заключительный (2001 г.) - окончание формирования фонда запланированных технических регламентов и национальных стандартов, гармонизированных с техническими регламентами.

Важнейшим структурным элементом ГСС являются органы и службы стандартизации.

Органы и службы стандартизации Российской Федерации

Органы и службы стандартизации - организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации - это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет

Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

В дальнейшем рассматривается деятельность Госстандарта как национального органа по стандартизации.

Госстандарт России как национальный орган Российской Федерации по стандартизации выполняет следующие функции:

    утверждает национальные стандарты;

    принимает программу разработки национальных стандартов;

    организует экспертизу проектов национальных стандартов;

    обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и уровню научно-технического прогресса;

    осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

    создает технические комитеты по стандартизации и координируя их деятельность;

    участвует в разработке международных стандартов, обеспечивает учет интересов РФ при их принятии;

    представляет РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации;

    утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам.

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100.

Службы стандартизации - специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления - государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Российские службы стандартизации - научно-исследовательские институты Госстандарта РФ (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

Как указывалось выше, любой стандарт - продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей).

Задача Технического комитета (далее - ТК) заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.

Важным инструментом, определяющим качество продукции и услуг, обеспечивающим безопасность труда, является стандартизация. Благодаря утвержденным нормам и положениям, в которых заключены качественные и количественные критерии объекта, достигается оптимальная степень упорядоченности в отдельных сферах производства. Услуги, товары, работы и другие процессы многократного использования и воспроизведения - это объекты стандартизации. Именно для них разрабатываются нормативные документы, определяющие общие правила, принципы и характеристики для различных видов деятельности.

События, приведшие к созданию системы стандартов

Принцип унификации при строительстве более пяти тысяч лет назад был известен еще древним римлянам. Уже в то время люди стали использовать кирпич, установленных размеров, а позже было реализовано единообразие труб одного диаметра при прокладке водопровода. Затем с совершенствованием трудовой деятельности человека стали расширяться объекты стандартизации.

Эпохой великих достижений в области унификации можно считать период с IV по XVIII вв. Именно в то время стандартизировали:

  • один дюйм, равный по длине трем зернам ячменя;
  • эталон ядра, состоящий из латунного стержня восьмигранного сечения;
  • железнодорожную колею;
  • оружейные замки француза Леблана, которые подходили для всех типов оружия, выпускаемого в то время;
  • калибр ружей, размером 13,9 мм;
  • систему крепежной резьбы;
  • калибры для пушечных ядер.

Дальнейшее упорядочение объектов стандартизации требовало создания организаций, содействующих обеспечению единства измерений, рациональному использованию ресурсов и международному обмену услугами и товарами.

Так, в 1875 году появилось Международное бюро мер и весов, которое по сей день, согласно Метрической конвенции, создает для разных стран условия единства метрологических стандартов. 1946 год ознаменовался появлением ИСО - международной организации, занимающейся разработкой и выпуском стандартов. И СССР был одним из основателей этого общества.

В России первый закон, определяющий нормативные документы по защите прав потребителей, был принят в 1993 году.

Основные задачи и цели процесса

Эволюция трудовой деятельности определила основные составляющие процесса унификации - это объекты и субъекты стандартизации. Сущность этой исторически сложившейся деятельности заключается в утверждении обязательных и рекомендуемых характеристик и норм для объектов многократного использования субъектами стандартизации.

Зачем это необходимо? Дело в том, что все те рациональные нормы, отраженные в стандартах, инструкциях, технических условиях, помогают унифицировать товары и услуги от разных производителей по критериям качества. А это способствует: адаптации национального продукта на международном рынке, поскольку стандарты государственного уровня соответствуют международным эталонам, и обеспечению безопасности для здоровья потребителей.

Требования к производственным процессам, продукции, методы контроля, правила упаковки и маркировки, услуги, управленческие процедуры, измерительные операции - это подпадающие под унификацию объекты. И цели стандартизации для каждой составляющей процесса едины:

  • развитие научно-технического прогресса;
  • безопасность объектов и жизнедеятельности человека;
  • интеграция национального продукта на мировой рынок;
  • рациональное использование ресурсов;
  • взаимозаменяемость и совместимость технических средств;
  • решение судебных вопросов;
  • обеспечение конкурентоспособности продукции.

Принципы теории стандартов

Как и всякая наука, стандартизация базируется на определенных положениях:

  1. Добровольное использование стандартов.
  2. Разработка национального образцового документа на основании международных стандартов.
  3. Сбалансированность интересов участников работ при разработке, изготовлении, предоставлении и потреблении продукции/услуг.
  4. Основные объекты стандартизации должны содержать четкие оптимальные характеристики и требования, без допущения двусмысленных трактовок.
  5. Совместимость элементов. То есть каждый объект рассматривается как часть системы. Например, стелька 36 размера подходит для обуви стандартной длины, соответствующей указанной величине.
  6. Принятые стандарты должны быть динамичны, они должны адаптироваться к происходящим переменам в научно-техническом прогрессе.
  7. Эффективность деятельности, помогающая достигнуть экономического или социального эффекта.
  8. Комплексность определяет стандарт готовой продукции при соблюдении требований к составным ее частям (сырью, деталям, сборочным единицам).
  9. Объективность. Этот принцип позволяет проверить образцовые требования к объекту техническими или другими объективными средствами измерения (методами химического анализа, приборами).

Категории стандартизации

Государственные нормы подлежат обязательному соблюдению всеми организациями и предприятиями страны в рамках сферы их влияния.

Отраслевые стандарты разрабатываются для конкретного производства. Отраслевыми объектами стандартизации являются услуги, работы, продукция, общетехнические системы отдельной сферы производства, например, химической или сельскохозяйственной. Еще более узкую область применения имеют стандарты предприятий, которые установлены хозяйствующим субъектом для конкретного вида работы, производства товара или предоставления услуги.

Инновационная деятельность регламентируется стандартами общественных организаций, а информационная - применением соответствующих классификаторов.

Классификация объектов стандартизации

В зависимости от того, на каком уровне выдвигаются требования к объектам, различают следующие их виды:

  1. Объекты государственной стандартизации. К ним относится: продукция крупносерийного производства, экспортные товары, поверочные схемы, эталоны единиц физических величин, государственные испытания средств измерения.
  2. Отраслевыми объектами унификации являются изделия серийного производства, приборы, оборудования и машины.
  3. Эталонные объекты на предприятии: сборочные узлы, отдельные детали; нормы при проектировании изделий; внутренняя система управления качеством; документированные процедуры по закупке сырья.

Международная практика

Главным интернациональным органом, унифицирующим объекты во всех областях деятельности, кроме электроники, является Международная организация ИСО. Объекты стандартизации по выпуску и созданию электронных приборов относятся к прерогативе Международной электротехнической комиссии (МЭК), которая является партером ИСО.

Главный международный орган состоит из 157 национальных организаций по унификации из разных стран. Представителем от России выступает Федеральное Агентство по метрологии и техническому регулированию. Основными целями для ИСО выступают:

  • поддержание на должном уровне международной торговли;
  • достижение одного уровня качества продукции разными странами;
  • обеспечение в сложной продукции взаимозаменяемости элементов;
  • взаимообмен научно-технической информацией между странами-участниками для развития производственного процесса.

Объекты международной стандартизации от общей доли интересов организации возглавляет тройка лидеров: машиностроение (29 %), химия (13 %), неметаллические материалы (12 %). Также разрабатываются стандарты в сфере информационной техники, сельского хозяйства, строительства, специальной техники, окружающей среды, охраны здоровья и медицины. Нельзя не упомянуть растущую область в международной стандартизации - это предоставление услуг.

Перечень организаций, осуществляющих вопросы унификации на разных уровнях

Как упоминалось в классификации, по уровню требований и сферы распространения различают разные унифицированные объекты. И субъекты стандартизации аналогично упомянутой классификации подразделяются на разные уровни.

Уровень субъекта Перечень юридических и физических лиц по стандартизации
Международный ИСО; МЭК; Европейская организация по качеству
Межгосударственный Технический комитет (МТКС);

Европейская электротехническая комиссия;

Европейская организация по вопросам стандартизации;

Евразийский Совет по метрологии, сертификации и стандартизации

Национальный Ростехрегулирование;

технические комитеты, которые являются добровольными общественными объединениями заинтересованных предприятий для разработки стандартов разного уровня;

территориальные органы;

научно-методические центры

Организационный отделы и лаборатории по унификации организаций и обществ

службы по стандартизации предприятий и организаций

Методы достижения целей

Инструмент, определяющий приемы для достижения целей деятельности по разработке стандартов, называется методом. Перечень широко применяемых в работе средств:

  • упорядочение объектов;
  • параметрические приемы;
  • унификация продукции;
  • комплексный подход;
  • агрегатирование и опережающие требования.

Поскольку каждый из способов основан на установлении эталонных характеристик продукции, методы и объекты стандартизации являются неразрывными составляющими процесса определения образцовых характеристик и норм.

Универсальным методом, систематизирующим разнообразие продукции, является упорядочение объектов. К нему относятся селекция, систематизация, типизация, оптимизация и симплификация.

Примером параметрической стандартизации является любая количественная характеристика объекта (размерный ряд). Методом унификации приводятся объекты стандартизации одного функционального назначения к однотипности за счет установления рациональной номенклатуры и единых характеристик.

Способ агрегатирования в разработке и утверждении стандартов основан на конструировании оборудования, приборов и техники из унифицированных узлов, которые могут применяться при создании нового типа оборудования.

Комплексный метод предполагает утверждение взаимосвязанных требований к продукции. Опережающая стандартизация позволяет достигнуть еще более лучших показателей качества объекта по отношению к достигнутым требованиям.

Характеристика объектов стандартизации: пример

Технические условия, нормативные документы и стандарты содержат показатели, которые являются эталонными характеристиками конкретного объекта. На примере молока пастеризованного питьевого будут рассмотрены основные физико-химические показатели, соответствующие качественной продукции. ГОСТ31450-2013 является основным документом, определяющим требования к молочному продукту.

Плотность молока жирностью 0,5-1 % должна составлять не менее 1029 кг/м 3 . Массовая доля белка определена на уровне 3 %. Кислотность продукта - 21 °Т. Сухой обезжиренный молочный остаток не должен быть меньше 8,2 %. Температура качественного пастеризованного продукта с момента выпуска достигает 2-6 градусов.

Помимо перечисленных физико-химических показателей, в стандарте также определены требования к характеристикам (вкус, цвет, запах, внешний вид и консистенция) молока. Сырьем для пастеризованного продукта выступает сырое молоко, которое должно соответствовать ГОСТу 31449. Маркировка и упаковка готового продукта обязана соответствовать Техническому регламенту Таможенного Союза.

Указанные в ГОСТе показатели, характеризующие качество продукта, являются характеристиками объекта стандартизации, в конкретном случае - молока.

Заключение

Объектами стандартизации являются как элементы материального производства, так и элементы нематериального характера. Деятельность, направленная на установление образцовых требований к характеристикам и показателям объектов, называется стандартизацией.

Национальная система стандартизации представляет собой совокупность национальных, отраслевых стандартов, информационных общероссийских классификаторов и научно-технических документов.

Документы, содержащие требования к объектам стандартизации, имеют соответствующие обозначения: индекс, регистрационный номер и год принятия, например, ГОСТ Р 51121-97. Если же государственный документ принимается на основании международного стандарта (ИСО/МЭК 2593) без дополнений, принятый в РФ будет иметь обозначение ГОСТ Р ИСО/МЭК 2593-98.

От уровня развития этого вида деятельности зависит модернизация технологических процессов, обороноспособность государства и социально-экономическое развитие страны.

Национальная система стандартизации представляет собой национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также правила их создания и использования.

Национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации, в соответствии с имеющимися правилами стандартизации, нормами и рекомендациями. Как правило, он используется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации. Использование национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Порядок разработки национальных стандартов состоит из следующих этапов:

1) Уведомление о разработке национального стандарта отправляется в национальный орган по стандартизации и опубликовывается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Как правило, в уведомлении должна быть информация о имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

2) Разработчик национального стандарта (разработчиком может быть любое лицо) должен обеспечить

доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может быть выше затрат на ее изготовление. Если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет.

3) Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, осуществляет публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

При этом, разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их требованию.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения должен быть не менее чем два месяца.

4) Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Причем, порядок опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер Платы за их опубликование устанавливаются Правительством РФ.

5) Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует осуществление экспертизы данного проекта. После этого Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

В случае отклонения национального стандарта, мотивированное решение национального органа по стандартизации направляется разработчику проекта национального стандарта.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (общероссийские классификаторы) представляют собой нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с её классификацией и являющиеся обязательными для использования при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок использования таких классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области статистического учета, прогнозирования, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством РФ.

К обязанностям национального органа по стандартизации относятся:

¦ создание и утверждение программы по разработке национальных стандартов;

¦ обеспечение доступности программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам. Информационное обеспечение документов по стандартизации имеет следующие особенности:

¦ национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны всем заинтересованным в них лицам;

¦ официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов проводится национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяется Правительством РФ.

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным информационным ресурсом и состоит из: » международных стандартов;

¦ правил стандартизации;

¦ технических регламентов;

¦ документов национальной системы стандартизации;

¦ национальных стандартов других государств;

¦ информации о подтверждении соответствия;

¦ информации о международных договорах в области стандартизации;

¦ информации о правилах использования. Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации. В Российской Федерации в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ, создается и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. Всем заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг . Кроме того, стандартизация осуществляется в следующих целях:

  • повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных или растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
  • повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • обеспечения научно-технического прогресса;
  • повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
  • рационального использования ресурсов;
  • технической и информационной совместимости;
  • сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
  • взаимозаменяемости продукции.

Принципы стандартизации . Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях — принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.

Важнейшие принципы стандартизации.

1.Добровольное применение стандартов и обеспечение условий для их единообразного применения . Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов жизненного цикла продукции (ЖЦП), выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц (являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями).

2.Применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта . Исключение могут составить случаи, когда: соответствие требованиям международных стандартов невозможно вследствие несоответствия их требований климатическим и географическим особенностям РФ или техническим (технологическим) особенностям отечественного производства; Россия выступает против международного стандарта в рамках процедуры голосования в международной организации по стандартизации.

3.Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу) . Иначе говоря, необходим максимальный учет законных интересов перечисленных сторон. Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя — с другой, должны найти консенсус, который понимается как общее согласие, т.е. как отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия.

4.Системность стандартизации . Системность — это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Например, бутылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару — ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство. Системность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.

5.Динамичность и опережающее развитие стандарта . Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД. Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.

6.Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации . Руководствуясь принципом опережающей стандартизации при формировании уровня требований национального стандарта или технического регламента, следует учитывать готовность страны, организаций к выполнению повышенных требований. В противном случае введение нового документа может парализовать деятельность значительной части организаций.

7.Эффективность стандартизации . Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.

8.Принцип гармонизации . Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов и недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.

9.Четкость формулировок положений стандарта . Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.

10.Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов . Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество. Комплексность стандартизации предусматривает увязку стандартов на готовые изделия со стандартами на сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, а также технические средства, методы организации производства и способы контроля.

11.Объективность проверки требований . Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость. Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как правило, техническими средствами измерения (приборами, методами химического анализа). Объективная проверка требований к услугам может осуществляться также с помощью социологических и экспертных методов. В качестве объективного доказательства используются сертификаты соответствия, заключения надзорных органов.

12.Обеспечение условий для единообразного применения стандартов . Например, указанный принцип следует учитывать при разработке стандартов организаций. Хотя порядок разработки, утверждения, учета изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно, он должен учитывать: во-первых, принципы стандартизации; во-вторых, универсальные правила, действующие в отношении стандартов любого статуса в части правил построения, изложения, оформления стандартов.

В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» в Российской Федерации формируется национальная система стандартизации, основу которой составляют следующие документы по стандартизации:
- национальные стандарты;
- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

Применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- стандарты организаций.
Национальный стандарт – это стандарт, учрежденный национальным органом РФ по стандартизации.
Термин «национальный стандарт» впервые вводится Федеральным законом «О техническом регулировании» вместо термина «государственный стандарт». Национальные стандарты, как и стандарты организаций, применяются только на добровольной основе. В этом состоит их отличие от государственных стандартов, требования которых в соответствие с Законом РФ «О стандартизации» могли быть как обязательными, так и добровольными.
В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания, разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на следующие виды:
- основополагающие стандарты,
- терминологические стандарты,
- стандарты на продукцию и услуги,
- стандарты на процессы,
- стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа,
- стандарты на совместимость.
Организация и проведение работ по стандартизации в Российской Федерации возложены на федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, осуществляющее межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области технического регулирования, стандартизации, метрологии и сертификации. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно и через находящиеся в его ведении центры стандартизации, метрологии и сертификации и государственных инспекторов. В ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии находится 86 центров стандартизации, метрологии и сертификации. В России создан и поддерживается Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов (Федеральный информационный фонд) как совокупность нормативных документов по стандартизации, метрологии и сертификации, которые содержат разработанные для многократного применения требования и нормы, относящиеся к продукции, процессам и услугам.
Комплектование и ведение Федерального информационного фонда стандартов осуществляет Федеральное государственное унитарное предприятие «Стандартинформ». Информационные ресурсы, созданные этим фондом, объединены с помощью автоматизированной системы Госстандарта РФ (АСОИ). Основу АСОИ составляет корпоративная цепь МАКРОНЕТ. Доступ к сети МАКРОНЕТ и ее информационным ресурсам обеспечивается через публичные сети передачи данных, в основном через интернет.


Стандарты нужны для того, чтобы было с чем сравнивать и к чему стремиться. А национальные стандарты - это такой эталон, который принят на уровне государства Национальным органом по стандартизации (Росстандарт). Образцы для соответствия классифицируют по видам.

По образу и подобию стандарта

Соблюдать или не соблюдать шаблоны - дело добровольное. Но есть в повседневной жизни такие моменты, которые требуют соблюдения установленных на законодательном уровне параметров, гарантирующих качество и безопасность. В законе отражены нормы и правила использования образцов для подражания.

Идеальные шаблоны в России

В современной жизни можно то и дело услышать или увидеть ссылки на Евростандарт или эталон общемировой.

Национальные стандарты Российской Федерации применимы только в пределах нашей родины и регламентируются в соответствии с Государственным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Основные положения.

Различают по таким видам:

  • общие или основополагающие;
  • по конкретной продукции и оказанию услуг;
  • шаблоны, относящиеся к определенной деятельности;
  • единые подходы к аналитической и надзорной функции.

Трудно было бы представить нашу жизнь без соблюдения этих эталонных требований. Национальные стандарты Российской Федерации обеспечивают дисциплину, повышают ответственность.

К чему стремиться?

Итак, шаблоны, образцы для подражания - все это призвано обезопасить нас и гарантировать качество, основываясь на определенных требованиях, будь то экологическая безопасность или безопасность труда, услуги, приносящие результат и не наносящие ущерба тем, кто их потребляет, санитарные и гигиенические распоряжения к тем или иным видам продуктов, условий содержания, транспортировки, интероперабельность и заменяемость разных типов товаров, технологий, также - информационных.

Таким образом, национальные стандарты - это, прежде всего, нормативные документы, определяющие заданные параметры и свойства для продукции или услуг одного типа. Обязательной стандартизации подлежит любая деятельность и производство, когда мы говорим о:

  • благополучии и безопасности людей, сохранности материальных ценностей любого уровня принадлежности (государственного, муниципального или личного);
  • воздействии на природу, на безопасное и здоровое существования живых организмов флоры и фауны;
  • исключении таких воздействий, которые наводят на неправильные выводы со стороны потенциальных потребителей;
  • необходимости надзора со стороны органов государственного органа по соблюдению стандартов.

Стандартизация охватывает практически все стороны нашей жизни. Ее значение только возрастает. Люди стали более требовательны к выбору товаров и услуг, к качеству обслуживания, к условиям труда, хотят гарантии.

ГОСТы - это звучит современно

ГОСТы никто не отменял, они по-прежнему в цене и актуальны, пожалуй, как никогда. А с 1 июля 2017 года введены в практику многие новейшие образцы для подражания в области пищевой промышленности. Уже в силе официальные бумаги, касающиеся технических условий и ГОСТа на методики измерения. Перечень ГОСТов и область их применения опубликована на специальных сайтах для всех заинтересованных лиц.

Для обычного потребителя важно увидеть, к примеру, на этикетке со сливочным маслом, указание на ГОСТ. То есть, потребитель видит, что масло произведено в соответствии со стандартом, определяющим натуральность и качество продукта. Если этот продукт не соответствует ГОСТу именно для сливочного масла, значит, называться он должен как-то иначе. То же касается творога, молока. Многие производители колбасных изделий также стали брать ориентир на ГОСТы, потому что видят, что покупатель отдает все чаще предпочтение продукции с гарантией.

Хотя это вовсе не означает, что производители ограничены в своих действиях. Цель их работы - быть лучше других, сохранять конкурентоспособность. А это значит, что ГОСТ и технические условия - это только часть обязательной программы действий. Остальное производитель может дополнить креативными решениями.

Образцы соответствия по отраслям

Существуют ГОСТы по отраслям, по инженерно-технологическим сообществам, по предприятиям, по разным другим организациям. Конечно, в разработке таких шаблонов участвуют профильные специалисты, обладающие опытом и большой подготовкой, имеющие немалый научно-технический потенциал, заслужившие авторитет. Принимаются такие образцы только в том случае, если они оптимально учитывают интересы всех предприятий. Они согласовываются с государственными органами управления. Иначе нельзя - отраслевые стандарты становятся законом, который придется соблюдать на практике.

Итак, при принятии отраслевого стандарта:

  • учитывают дату его введения;
  • регистрируют по всем правилам;
  • государственные органы, принявшие стандарты, информируют о них, издают или переиздают;

Соблюдать эти стандарты обязаны те предприятия, которые находятся в подчинении у государственного органа, принявшего стандарт. Все остальные могут соблюдать отраслевые стандарты на добровольной основе.

Разработчики стандартов

Главное действующее лицо в создании стандартов - это Росстандарт. У него очень важная миссия:

  • Представлять родину на мировых форумах и собраниях по созданию идеальных образцов для подражания, принимать активное участие в воплощении общемировых эталонов с учетом интересов нашей родины. Иногда международные стандарты идут вразрез с нашими стандартами и надо найти компромисс.
  • Вести работу с национальными стандартами. Это значит, разбираться в самой программе по разработке, организовывать экспертизу проверки, утверждать стандарты, опубликовывать их в средствах массовой информации и на сайтах, утверждать специальный знак - его изображение, означающее соответствие стандарту.
  • Организовывать и курировать их деятельность.
  • Следить за тем, чтобы отвечала интересам нашей экономики, соответствовала материальной базе и служила техническому прогрессу. Это важнейшая цель при разработке любых шаблонов и штампов.

Росстандарт свои функции и задачи реализует благодаря органам стандартизации в РФ. К ним относятся:

  • Технические комитеты, функция которых разработать стандарты по конкретным видам работ, услуг, стандартизировать технологии.
  • Различные институты, занимающиеся исследованиями, их два десятка.
  • Федеральные органы по стандартизации.
  • Службы стандартизации предприятий.

У всех обозначенных организаций есть свои конкретные задачи и границы компетенции.

Как разрабатывают шаблоны и образцы?

Национальные стандарты - это свод требований, необходимых в определенных случаях к обязательному исполнению. Но и сами эталоны требуют строгого подхода к их созданию. Существуют требования к их формулировке, построению, составлению. А также к обозначению специальными знаками. Все это тоже регламентировано ГОСТом. При разработке стандартов нужно обязательно указывать в содержании:

  • краткое содержание и «лицо» официальной бумаги;
  • содержание и введение;
  • наименование и сфера внедрения;
  • сноски на нормативы;
  • расшифровка обозначений и сокращений;
  • требования, нормы, правила и характеристики;
  • приложения и библиографические данные.

Национальные стандарты и своды правил носят заявительный характер. Подать такую заявку могут те организации, что занимаются разработкой шаблонов. К примеру, различные предприятия, общественные объединения, государственные органы и организации. Важный момент - обосновать необходимость разработки требуемого шаблона. Причем, заявивший даже может предоставить собственное видение этого эталона.

Где применяют?

Применение национальных стандартов имеет достаточно широкую географию. Применять его можно добровольно, а в некоторых случаях он становится обязательным. Обязательство наступает, когда:

  • изготовитель решил использовать знак, обозначающий соответствие с национальным стандартом;
  • в контракте отражена ссылка на стандарт предоставляемых услуг или качество товаров или на какой-то другой стандарт;
  • товар производится по заказу государственных служб и организаций;
  • изготовитель решил сертифицировать свою продукцию;
  • национальный стандарт используется как доказательство прямого отношения к техническому регламенту;
  • проектировщик пожелал отразить соответствие стандарту, чтобы подчеркнуть основанного на многолетнем опыте.

У потребителя услуг и товаров складывается определенное мнение, если есть ссылка на национальный стандарт. То есть, если продукция или услуга сертифицированы, соответствуют стандарту, то меньше риска потратить деньги впустую.

Ключевой момент экономической политики

Национальные стандарты - это еще и инструменты для экономического роста в стране. От грамотной системы стандартизации зависит эффективность работы всех предприятий, субъектов хозяйственной деятельности и федеральных органов исполнительной власти, что в целом отражается на развитии государства, поэтому трудно переоценить роль такой масштабной работы.

Конечно, задачи и стандарты можно поставить самые высокие. Но воплощению их в жизнь будут препятствовать недостаточный уровень материально-технической базы, кадровый дефицит, низкое финансирование тех или иных работ, несовершенство правовой и нормативной базы национальной системы стандартизации.

Подводя итоги

Однако при общей глобализации мировой экономики, интеграции во всех областях придется так или иначе повышать эталоны качества и давать стопроцентные гарантии. Иначе не угнаться за мировым прогрессом. Сама жизнь заставляет идти в ногу со временем.