По допризывной подготовке. Программа патриотического воспитания допризывной молодежи «Призывник. Учащиеся должны уметь

требования безопасности

при проведении занятий по допризывной подготовке

(полевые сборы)

1. Общие требования

1.1. К занятиям по допризывной подготовке (полевые сборы) допускаются учащиеся, прошедшие полный курс теоретической подготовки, получившие положительные оценки, прошедшие медицинское освидетельствование и не имеющие ограничений к занятиям по физической подготовке.

1.2. Перед началом занятий преподаватель обязан провести обучение учащихся мерам безопасности при выполнении конкретных видов упражнений с регистрацией в журнале учебных занятий.

1.3. Безопасность при проведении стрельб, метании ручных гранат обеспечивается четкой их организацией, знанием и точным соблюдением порядка и правил, установленных на стрельбище или в тире, высокой дисциплинированно­стью всех участников стрельбы.

1.4. При выборе направления стрельбы, метании гранат, необходимо учитывать, что выстрел из винтовки опасен на дистанции до 200 м., при метании гранат до 50 м.

1.5. В целях недопущения несчастных случаев и обеспечения безопасности как стре­ляющих, так и окружающих на стрельбище и в тире запрещается:

Производить стрельбу из неисправного оружия даже по команде «Огонь»;

Брать в руки и заряжать оружие без команды руководителя стрельбы;

Прицеливаться и направлять даже незаряженное оружие в стороны и тыл, в мише­ни, если в направлении их находятся люди или животные, а также в людей или в живот­ных;

Выносить оружие в заряженном состоянии с огневого рубежа;

Оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать его другим лицам без команды руководителя стрельбы;

Находиться на огневом рубеже посторонним от команды «Огонь» до команды «Отбой».

1.6. При следовании самостоятельно в район занятий пересекать проезжую часть до­роги по пешеходным переходам, а в случае их отсутствия - на перекрестках по линии тро­туаров и обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка переходить дорогу под прямым углом к ее продольной оси на участке, где дорога хорошо просматри­вается в обе стороны, убедившись, что переход безопасен.

2. Требования безопасности перед началом занятий.

2.1. Проверить исправность оружия, макетов гранат и других наглядных пособий и приспособлений.

2.2. Определить и обозначить границы огневого рубежа.

2.3. Выставить, если стрельба ведется на стрельбище, оцепление и назначить наблю­дателей за мишенным полем.

3. Требования безопасности во время проведения стрельбы из малокалиберной винтовки и метании макетов гранат.

3.1. При стрельбе стрелок обязан:

Держать оружие на линии огня дульной частью ствола только в направлении стрельбы под углом 45°-60° независимо от того, заряжено оно или нет;


Оставлять оружие или передавать его другому лицу только с разрешения по ко­манде руководителя стрельбы, при этом предварительно разрядив оружие;

Заряжать оружие только по команде руководителя «Зарядить оружие»;

Доложить руководителю о выполнении команды;

По команде «Огонь» самостоятельно заряжать оружие и вести огонь до окончания выполнения упражнения;

Доложить руководителю об окончании стрельбы, проверить отсутствие пульки в стволе, поставить оружие на предохранитель;

Положить оружие, по команде «Осмотреть мишени» подойти к мишени, опреде­лить количество пробоин (попаданий) и сумму очков.

3.3. Постоянно вести наблюдение за огневой зоной, при появлении в ней человека или животного немедленно прекратить стрельбу (метание гранат) и подать команду «Пре­кратить стрельбу (метание гранат), человек (животное) в зоне огня».

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Способы искусственного дыхания

Искусственное дыхание проводится только в тех случаях, если пострадавший не дышит или дышит редко, судорожно, со всхлипыванием. Существует несколько способов искусственного дыхания:

1) рот в рот - оказывающий помощь производит выдох в легкие через трубку или непосредственно в рот или нос пострадавшего;

2) пострадавшего кладут на спину и подкладывают под нижние края лопаток валик из оде­жды. Оказывающий помощь становится на колени за головой пострадавшего и, взяв его за руки ближе к локтям, поднимает их вверх и заводит за голову до отказа, а через 2-3 с. пе­реводит их в прежнее положение. Ритмичность 16-48 движений в минуту.

4.2. Поддержание кровообращения с помощью наружного массажа сердца

При отсутствии пульса и расширении зрачков пострадавшему одновременно с ис­кусственным дыханием делается непрямой массаж сердца.

Если в оказании помощи участвуют два лица, то один делает искусственное дыха­ние, второй, встав с левой стороны пострадавшего, кладет ладонь одной руки на нижнюю треть груди, вторую руку накладывает на первую. Выполняются ритмичные надавливаю­щие движения основанием ладони на грудную клетку (частота 60-70 р/мин).

Если помощь оказывает один человек, то он массаж сердца и искусственное дыхание делает поочередно 2-3 выдоха и 15-20 ритмичных надавливаний на грудную клетку.

4.3. Порядок оказания первой помощи при ранениях и кровотечениях:

Слабое капиллярное кровотечение останавливается наложением повязок;

При сильных кровотечениях, при венозном и артериальном кровотечениях исполь­зуется жгут, закрутка;

Кровь из шеи останавливают прижатием челюстной артерии, из бедра - бедренной артерии.

Жгут или закрутка накладываются на время не более 2 часов. При внутренних кро­вотечениях к месту травмы прикладывается лед.

4.4. Первая помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок

При переломе, вывихе и т.д. наложить на поврежденную часть тела транспортную шину (доску, палку и т.д.). При этом необходимо исключить из движения не менее 2 суста­вов (выше и ниже места перелома). Место перелома обязательно закрыть мягкой ватой или бинтом.

При глубоком обмороке, остановке дыхания, пострадавшему необходимо сделать искусственное дыхание.

После оказания первой помощи обязательно обратиться к врачу.

4.5. Солнечный и тепловой удар

При солнечном и тепловом ударе пострадавший ощущает жажду, чувствует уста­лость, лицо краснеет, а затем бледнеет, повышается температура, могут появиться судоро­ги, потеря сознания.

Для оказания первой помощи при солнечном или тепловом ударе необходимо пере­нести пострадавшего в прохладное место, снять с него одежду, облить водой, положить холод на голову и грудь, обтереть тело холодной водой. Если отсутствует дыхание - сле­дует начать делать искусственное дыхание.

), перевязочными средствами и так далее, что является одним из главных составляющих мобилизационных возможностей государства .

Организация НВП

В СССР на основе Закона о всеобщей воинской обязанности, во всех средних общеобразовательных школах , в средних специальных учебных заведениях (техникумы) и в профессионально-технических училищах (ПТУ) НВП проводилась без отрыва от учёбы и производства.
НВП в средних общеобразовательных школах как предмет вводился с 9-го класса. Обучению подлежали юноши и девушки допризывного и призывного возраста. Также к сфере НВП относилась деятельность сети ДОСААФ .
По советской традиции преподавателями НВП по возможности набирались из числа офицеров вооружённых сил вышедших по выслуге лет в запас. Официально за ними закрепилось название военный руководитель или в обиходе сокращённое военрук .
В среднем в одну неделю полагалось два урока НВП.
Для полноценного изучения предмета, школы, ПТУ и техникумы обеспечивались соответствующей учебной материальной базой как:

  • учебное оружие (АК , малокалиберные винтовки, пневматические винтовки, муляжи ручных гранат);
  • средства индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, ОЗК);
  • средства радиационной и химической разведки (дозиметры, газоанализаторы);
  • учебные плакаты и макеты.

Начальной стадией программы НВП было введение, на котором учащимся объяснялись следующие пункты :

  • Определение Вооружённых сил и его задачи.
  • Состав вооружённых сил, его структура и разделение на рода войск.
  • Система воинских званий в вооружённых силах и знаки различия.
  • Порядок прохождения воинской службы.

В Начальную военную подготовку входило изучение следующих дисциплин:

  • Строевая подготовка - учащихся обучали образовывать строй, маршировать строем и вне строя, выполнять строевые приёмы.
  • Огневая подготовка - ознакомление с устройством АК и ручных гранат и их ТТХ , обучение порядку сборки-разборки АК , ознакомление с теорией стрельбы и умению правильного прицеливания. Осуществление практических стрельб в тире.
  • Тактическая подготовка - ознакомление с теорией ведения боя, тактическими приёмами и действиями военнослужащих в бою.
  • Защита от Оружия Массового Поражения (ЗОМП) - ознакомление с индивидуальными средствами защиты и правилами их применения. Изучение средств химической разведки. Ознакомление с поражающими факторами оружия массового поражения. Поверхностное изучение основ Гражданской обороны .
  • Медицинская подготовка - поверхностное изучение оказания медицинской помощи получившим ранения и травмы.
  • Изучение уставов - ознакомление с Общевоинскими уставами ВС СССР .
  • Топографическая подготовка - ориентирование на местности, изучение условных обозначений на топографических картах, движение по азимутам.
  • Инженерная подготовка - изучение способов оборудования и маскировки позиций, устройства укрытий, окопов и траншей, основных типов мин и заграждений.

К окончанию программы НВП , при возможности учеников (только юношей) 10-го класса вывозили на недельные военные сборы в воинскую часть , дислоцированную в данном регионе, где они под руководством кадровых военных знакомились с бытом военнослужащих срочной службы, с организацией караульной и внутренней служб, с образцами вооружения, копали одиночные окопы для стрельбы, занимались строевой подготовкой, элементами огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовок, изучали средства индивидуальной, радиационной, химической и биологической защиты, осуществляли учебные стрельбы .

НВП по линии ДОСААФ

Кроме обязательной программы НВП преподаваемой в школах, техникумах и училищах, в СССР для юношей изъявивших желание получить дополнительную подготовку перед призывом на военную службу существовала всесоюзная сеть организации ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) представительства которого имелись во всех областных центрах союзных республик.

В системе ДОСААФ имелись военно-технические школы и аэроклубы . Для изъявивших желание юношей и девушек ДОСААФ мог предоставить бесплатное обучение по следующим военно-прикладным дисциплинам:

  • Курсы по вождению грузовых автомобилей;
  • Курсы по вождению гусеничной техники (гусеничные тягачи);
  • Курсы радиотелеграфиста;
  • Обучение прыжкам с парашютом и парашютный спорт ;
  • Обучение управлению спортивными самолётами и самолётный спорт ;
  • Обучение вождению мотоцикла и мотоциклетный спорт ;
  • Моделизм (авиамоделирование , судомоделизм , автомоделирование , ракетомоделизм)
  • и многое другое

Фактически ДОСААФ занимался подготовкой юношей изъявивших желание поступить на обучение в высшие военные училища. ДОСААФ занимался также военно-патриотическим воспитанием молодёжи

Современная ситуация

На данном этапе НВП как программа для общеобразовательных средних школ, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ, является обязательной в следующих государствах бывшего СССР :

Несмотря на Законодательство «О воинской обязанности и военной службе» от 1998 года , которое гласит об обязательном наличии НВП в системе образования, в России так и не было возрождено преподавание НВП в школах, несмотря на неоднократные заявления руководства государства о том, что подобное возможно .

НВП в иных государствах

По объективным причинам правительства некоторых государств вынуждены повышать мобилизационные возможности государства внедрением НВП в общеобразовательную программу, либо содержать полувоенные образовательные учреждения, целенаправленно готовящих кандидатов для контрактной службы в вооружённых силах.

Израиль

В Израиле допризывная подготовка начинается с 13 лет. Осуществляется она в юношеской военизированной организации ГАДНА (аббревиатура с иврита «Молодежные батальоны»). Руководство ГАДНА осуществляется кадровыми офицерами ЦАХАЛ , которые координируют процесс обучения с Министерством просвещения. Каждый год ученики старших классов отправляются на двухнедельные сборы в военных лагерях. На сборах они находятся в подчинении армейских офицеров и сержантов. На время сборов школьники получают обмундирование. С ними проводятся занятия по стрелковой, физической и строевой подготовке.
По окончании сборов каждый старшеклассник на аттестации получает от экспертов заключение об уровне подготовки и предпочтение по выбору военно-учётной специальности. Также в системе ГАДНА имеется авиационная и военно-морская секции .

Великобритания

В Великобритании допризывная подготовка именуется термином Система вневойсковой подготовки (СВП ). Существует она вне общеобразовательной системы.
СВП представлена добровольными военизированными юношескими организациями школ и колледжей. Также имеются объединенные и армейские кадетские подразделения, кадетский корпус авиационной подготовки и морской кадетский корпус.
В объединенные кадетские подразделения принимаются юноши и девушки в возрасте от 11 до 18 лет. Сперва их зачисляют на один год, после чего этот срок при желании может быть продлен еще на год. В первый год обучения уделяется строевой и огневой подготовке, на втором году - обучение по военно-учётной специальности. В тематику занятий кадетов сухопутных войск могут входить: техническое обслуживание автомобилей и бронетехники, верховая езда, связь, преодоление естественных преград.
Армейские кадетские подразделения в отличие от объединенных кадетских подразделений формируются по регионам (графствам) и готовят молодежь для службы преимущественно в территориальных войсках. Набор в них может производиться как из учащейся так и не учащейся молодёжи. Армейские кадетские подразделения служат основой для формирования кадетских батальонов, в которой и осуществляется начальная военная подготовка молодежи .

УДК 37

Программа по допризывной подготовке обучающихся МБОУ «Лицей»

On the pre-draft preparation program students MBOU "Lyceum"

Аннотация: Данная статья представляет собойпрограмму по допризывной подготовке обучающихся МБОУ «Лицей».

Annotation: This article presents a program of pre-conscription training of students MBOU "Lyceum".

Ключевые слова: патриотическое воспитание, обучающиеся, допризывная подготовка

The keywords: patriotic education, students, pre-service training

Информационная карта Программы

Полное наименование Программы.

Программа по допризывной подготовке обучающихся МБОУ «Лицей».

Сроки реализации Программы.

2013-2018 год.

Юридический адрес учреждения.

г. Нижневартовск ул.им. Дзержинского 17А

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей»; контактный телефон

Руководитель Программы.

Директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения

Учредители Программы.

Администрация Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей».

Материально-техническое обеспечение реализации Программы.

Эффективное использование материально-технической базы МБОУ «Лицей».

Участники Программы.

Источники финансирования.

Бюджетное финансирование образовательного учреждения.

Исполнители Программы.

Преподаватель-организатор ОБЖ и допризывной подготовки

Актив ВС клуба «Витязь»

Обучающиеся 5-11 классов МБОУ «Лицей».

Контроль над реализацией

Программы.

Контроль над реализацией Программы возлагается на администрацию МБОУ «Лицей».

Цель рабочей программы

Участие в реализации Программы патриотического воспитания учащихся МБОУ «Лицей» на 2013-2018 годы «Быть гражданином».

Основные задачи рабочей программы

воспитание чувства патриотизма, формирование у воспитанников МБОУ «Лицей» чувства верности Родине, готовности к служению Отечеству и его воору-женной защите;

сохранение и развитие лучших традиций российского воинства;

противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде, толерантное поведение учащихся.

физическое развитие учащихся, повышение привлекательности здорового образа жизни;

подготовка юношей к военной службе, популяризация работы в структурах МВД, ФСБ, МЧС, налоговой инспекции, таможенной службе;

усиление роли семьи в воспитании полноценных граждан общества.

Основные методы реализации рабочей программы

проведение теоретических и практических занятий по разделам ОВС, гражданской обороны, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, общественной и личной безопасности;

использование материально-технической и учебной базы МБОУ лицей: кабинет ОБЖ, спортивные залы и стадион, стрелковый тир.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Допризывная подготовка организуется и проводится с юношами в МБОУ «Лицей» на основании Федеральных Законов РФ «О воинской обязанности и воинской службе», «Об обороне»

Цели допризывной подготовки — формирование у юношей:

Морально-психологической готовности к военной службе;

Знаний, умений и основ культуры воинской службы, необходимых для освоения обязанностей защитника Отечества.

Укрепление здоровья, подготовка к несению службы в рядах ВС РФ.

Задачи допризывной подготовки:

Расширение и углубление знаний о героизме и мужестве наших предков в деле защиты Отечества;

Воспитание гражданственности и патриотизма, чувства личной ответственности за выполнение конституционного долга по защите Родины;

Ознакомление с оборонительным характером Военной доктрины России, историей и современным состоянием национальных Вооруженных Сил, основными положениями общевоинских уставов, порядком прохождения военной службы, службы в резерве;

Воспитание товарищества, коллективизма, взаимовыручки, гуманности, нравственности, основ культуры общения и уставных взаимоотношений;

Изучение прав, обязанностей и ответственности призывника;

Обучение стрельбе из пневматической и малокалиберной винтовок;

Метанию ручных гранат;

Действиям в экстремальных условиях;

Строевым приемам и движениям без оружия;

Выполнению нормативов и упражнений по основам военного дела.

Планирование работы по допризывной подготовке.

Планирование работы по допризывной подготовке в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей» осуществляется в соответствии с требованиями учебной программы. Оно направлено на всестороннюю и качественную подготовку юношей к службе. На допризывную подготовку, проводимую на III ступени общего среднего образования в общеобразовательных учреждениях, отводится 100 ч, из них 30 ч — на учебно-полевые сборы.

Учебно-полевые сборы (5 дней) с учащимися X класса проводятся на базе общеобразовательного учреждения по окончании учебного года, в мае-месяце.

Порядок проведения учебно-полевого сбора в общеобразовательном учреждении, устанавливается органами управления образования на местах по согласованию с военным комиссариатом города и Департаментом образования.

Организация занятий.

В целях обеспечения организованного проведения занятий по допризывной подготовке и привитии учащимся практических навыков в выполнении требований общевоинских уставов все занятия должны быть направлены на формирование у обучающихся высоких морально-психологических качеств, воспитание культуры общения, подготовку юношей к выполнению долга по защите Отечества, развитие у них навыков поведения и действий в соответствии с требованиями общевоинских уставов. На занятиях по допризывной подготовке необходимо применять разнообразные формы и методы обучения, вызывающие интерес учащихся к изучаемому материалу, прививающие им любовь к военному делу, обеспечивающие сознательное, прочное усвоение программы, способствующие выработке навыков самостоятельной работы и умения применять на практике полученные знания.

В содержание всех разделов допризывной подготовки следует включать элементы культуры воинской службы. Материальную культуру армии составляют уровень развития вооружения и военной техники, форма одежды военнослужащих. К базисным элементам духовной культуры воинов относятся: боевые традиции; воинские ритуалы; ценности, среди которых национальной ценностью для народа является победа советского народа в Великой Отечественной войне; система взаимоотношений между военнослужащими, основу которых составляют уставные взаимоотношения, культура общения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Вводное занятие

Героизм и мужество

1. Защита Отечества нашими предками.

2. Дни воинской славы России.

3 .Локальные военные конфликты.

4. Героизм и мужество в мирные дни

Учебно-полевые сборы

1. Войны и военные конфликты

2. Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов

3. Военная политика

4. Законодательство по военным вопросам

Допризывник и призывник

1. Постановка на первоначальный воинский учет и призыв на военную службу, служба в запасе

2. Права, обязанности и ответственность призывника

Вооруженные Силы России

1. История и современность российской армии

2. Состав и структура Вооруженных Сил

3. Вооружение и военная техника

4. Военные учебные заведения России

Основы военного дела

1. Тактическая подготовка

2. Огневая подготовка

3. Строевая подготовка

4. Уставы Вооруженных России

5. Радиационная, химическая и биологическая защита населения.

6. Военная топография

7. Выживание и деятельность в экстремальных условиях

8. Военно-медицинская подготовка

9 .Военно-прикладная физическая подготовка

10.Контрольные занятия

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Требования Закона РФ «О воинской обязанности и воинской службе» об обязательной и добровольной подготовке граждан к военной службе. Содержание программы допризывной подготовки, задачи обучения по каждому разделу. Порядок проведения занятий по допризывной подготовке. Обязанности обучаемых и правила их поведения на занятиях.

ГЕРОИЗМ И МУЖЕСТВО НАРОДА

Т е м а 1. Защита Отечества нашими предками. Мужество наших предков при защите своей земли, своего Отечества. Сражение на реке Неве, Куликовская битва. Доблесть и слава русских полков.

Т е м а 2. Воины в Великой Отечественной войне

Всенародный характер отпора, данного советским народом фашистам в Великой Отечественной войне. Воины и совершенные ими героические подвиги. Чтит память своих героев.

Т е м а 3. Партизаны и подпольщики в годы фашистской оккупации.

Причины возникновения партизанского движения и деятельности подпольщиков. Боевая деятельность партизан — народных мстителей. Подвиги героев-подпольщиков на оккупированной территории.

Т е м а 4. Героизм и мужество в мирные дни

Мужество воинов-саперов. Верность воинскому долгу воинов-интернационалистов. Продолжение традиции мужества и героизма. Родина. Отечество. Отчизна. Гражданственность, патриотизм. Ордена и медали за мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и его государственных интересов, образцовое исполнение воинского долга.

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА

Т е м а 1. Войны и военные конфликты

Занятие 1. Понятие, виды войн и военных конфликтов. Классификация войн. Специфика и характер современных войн. Трансформация содержания вооруженной борьбы в современных условиях.

Занятие 2. Информационно-психологическое противоборство. Понятие, история психологических войн. Цели и способы ведения психологической войны. Манипуляция сознанием, специфика и характер воздействия психологической войны на человека.

Занятие 3. Формы и методы манипуляции сознанием. Способы противодействия психологической агрессии. Контрпропаганда и создание независимого информационного пространства как средства защиты от психологической агрессии. Идеология государства как противодействие психологической агрессии и повышение национальной психологической устойчивости.

Т е м а 2. Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов

Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права. Запрещенные методы, средства ведения войны и действия в отношении жертв войны. Комбатанты и гражданские лица, военнопленные, их права и обязанности. Правила поведения военнослужащих в бою. Международные преступления. Международные трибуналы.

Т е м а 3. Военная политика

Военная политика как составная часть общей политики государства. Оборонительный характер Военной доктрины. Концепция национальной безопасности, жизненно важные интересы России в военной сфере.

ДОПРИЗЫВНИК И ПРИЗЫВНИК

Т е м а 1. Постановка на первоначальный воинский учет и призыв на военную службу, служба в запасе. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.

Призывные комиссии, их задачи и состав. Оповещение призывников о явке для призыва. Обязательность явки на призывной участок по повестке. Медицинское освидетельствование. Предоставление отсрочек и освобождение от призыва.

Т е м а 2. Права, обязанности и ответственность призывника.

Права призывника. Обязанности призывника. Административная ответственность за неисполнение обязанностей призывника. Уголовная ответственность за уклонение от призыва.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИИ

Т е м а 1. История и современность российской армии

Строительство Вооруженных Сил на новом историческом этапе.

Т е м а 2. Состав и структура Вооруженных Сил

Состав и структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил. Рода войск. Специальные войска. Организационное строение Вооруженных Сил.

Т е м а 3. Вооружение и военная техника

Занятие 1. Вооружение и военная техника Сухопутных войск.

Тактико-технические характеристики танка Т-90, боевой машины пехоты БМП-2, боевой машины десанта БМД-1, бронетранспортера БТР-80. Военная техника ракетных войск и артиллерии. Основные виды стрелкового вооружения.

Занятие 2. Вооружение и военная техника Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны. Основные типы самолетов и вертолетов, их предназначение и тактико-технические характеристики. Зенитно-ракетные комплексы, их типы и предназначение.

Т е м а 4. Военные учебные заведения России

Военная академии России, факультеты, порядок подготовки военных кадров. Академии МВД. Учебные заведения МЧС. Военные факультеты гражданских учреждений, обеспечивающих получение высшего образования.

Мужество и романтика военной профессии. Требования к подготовке и деятельности офицерских кадров. Сроки обучения и порядок поступления в военные учебные заведения.

ОСНОВЫ ВОЕННОГО ДЕЛА

Тема 1.Тактическая подготовка

Занятие 1. Современный общевойсковой бой. Определение боя. Характеристика современного общевойскового боя. Виды боя. Обязанности солдата и командира отделения в бою.

Занятие 2. Мотострелковое отделение. Организация и вооружение. Боевые возможности. Походный и боевой порядок мотострелкового отделения.

Занятия 3, 4. Практические. Инженерное оборудование позиции отделения. Самоокапывание. Способы маскировки на поле боя. Действия солдата в обороне. Занятия 5, 6. Практические. Передвижение солдата на поле боя. Действия солдата в наступлении.

Занятия 7, 8. Практические. Действия солдата, назначенного наблюдателем или дозорным.

Занятие 9. Вооруженные силы иностранных государств (США, Германии, Великобритании, Франции). Тактико-технические характеристики основных видов вооружения и военной техники.

Т е м а 2. Огневая подготовка

Занятие 1. История возникновения и развития стрелкового оружия. Требования безопасности при обращении с оружием и взрывчатыми веществами.

Занятие 2. Назначение, характеристики и общее устройство

пневматической винтовки. Заряжание винтовки. Уход и сбережение. Назначение и боевые свойства малокалиберной винтовки. Общее устройство. Уход и сбережение.

Занятие 3. Основы стрельбы. Явление выстрела. Начальная скорость пули. Отдача. Элементы траектории. Прямой выстрел. Прикрытое, мертвое (непоражаемое) и поражаемое пространство.

Занятие 4. Приемы стрельбы. Изготовка для стрельбы.

Прицеливание. Спуск курка. Организация дыхания при выстреле.

Занятие 5. Практическое. Требования безопасности при проведении стрельб. Занятие 6. Практическое. Требования безопасности при проведении стрельб. Занятия 7, 8. Практические. Требования безопасности при проведении стрельб.

Занятия 9, 10. Практические. Требования безопасности при проведении стрельб.

Занятия 11, 12. Назначение, тактико-технические характеристики автомата АК-74. Общее устройство и принцип работы.

Занятие 13. Порядок неполной разборки и сборки автомата. Уход и сбережение. Занятие 14. Ручные осколочные гранаты. Назначение, боевые свойства и общее устройство гранат РГД-5, Ф-1, РГО, РГН. Запалы УЗРГМ и ударно-дистанционный. Порядок боевого применения гранат.

Занятия 15, 16. Практические. Изучение приемов и правил метания ручных гранат. Требования безопасности при обращении с гранатами.

Т ем а 3. Строевая подготовка

Занятие 1. Практическое. Строи и их элементы. Управление строем. Предварительные и исполнительные команды. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.

Занятие 2. Практическое. Строевая стойка. Выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!», «Отставить!».

Занятие 3. Практическое. Повороты на месте.

Занятие 4. Практическое. Движение строевым и походным шагом.

Занятие 5. Практическое. Повороты в движении.

Занятие 6. Практическое. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Занятие 7. Практическое. Построение отделения в развернутый и походный строй. Перестроение отделения из развернутого строя в походный и обратно. Размыкание и смыкание отделения.

Занятие 8. Практическое. Движение отделения строевым и походным шагом. Воинское приветствие в строю. Ответ на приветствие и поздравление.

Т е м а 4. Уставы Вооруженных России

Занятие 1. Назначение и общее содержание общевоинских уставов. Воинские звания и знаки различия. Форма одежды военнослужащих. Обращение к начальникам и старшим.

Занятие 2. Военная присяга. Содержание Военной присяги. Порядок принятия Военной присяги.

Занятие 3. Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Описание, порядок вручения и хранения Боевого Знамени воинской части. Воинские ритуалы.

Занятие 4. Общие обязанности военнослужащих. Обязанности солдата. Начальники и подчиненные, старшие и младшие. Порядок отдачи и выполнения приказов. Воинское приветствие.

Занятие 5. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Поощрения, применяемые к солдатам, дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат.

Занятие 6. Нравственные принципы и нормы поведения в воинском коллективе. Адаптация военнослужащего в коллективе.

Занятие 7. Правила успешной адаптации в воинском коллективе. Личный рейтинг военнослужащего. Роли членов коллектива, лидерство в коллективе. Противодействие негативным тенденциям в отношениях между членами коллектива.

Занятие 8. Суточный наряд роты. Назначение, состав, вооружение суточного наряда. Обязанности дневального по роте.

Занятие 9. Практическое. Обязанности дневального по роте.

Т е м а 5. Радиационная, химическая и биологическая защита

Занятие 1. Краткая характеристика оружия массового поражения иностранных армий. Поражающие факторы ядерного взрыва.

Занятие 2. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ по физиологическому действию на организм. Биологическое оружие, понятие о карантине и обсервации.

Занятие 3. Средства защиты органов дыхания. Назначение и устройство фильтрующих противогазов. Пользование противогазом. Назначение, устройство и правила пользования респиратором.

Занятие 4. Средства защиты кожи. Назначение и общее устройство общевойскового защитного комплекта (ОЗК). Использование ОЗК в виде «комбинезона», «плаща в рукава», «накидки». Медицинские средства защиты и профилактики.

Занятие 5. Средства коллективной защиты. Убежище. Противорадиационное укрытие. Щели открытые и перекрытые.

Занятия 6, 7. Практические. Выполнение нормативов по пользованию средствами индивидуальной защиты.

Занятие 8. Практическое. Проведение частичной специальной обработки, дезактивации и дезинфекции одежды, обуви, средств индивидуальной защиты.

Т е м а 6. Военная топография

Занятие 1. Ориентирование на местности без карты. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, солнцу с помощью часов, небесным светилам, по признакам местных предметов. Определение своего местоположения. Особенности ориентирования в различных условиях (ночью, в лесу, зимой).

Занятие 2. Магнитный азимут и его определение. Движение по азимутам. Составление схемы маршрута или таблицы для движения по азимутам.

Занятие 3. Топографические карты. Масштаб карты. Условные топографические знаки. Измерение расстояний по карте. Ориентирование по карте.

Занятие 4. Практическое. Ориентирование на местности без карты по компасу, небесным светилам, признакам местных предметов. Ориентирование по карте.

Занятие 5. Практическое. Составление схем движения по азимутам и движение по азимутам.

Т е м а 7. Выживание и деятельность в экстремальных условиях

Занятие 1. Понятие об экстремальной ситуации. Виды экстремальных ситуаций. Психология поведения людей в экстремальной ситуации. Эмоционально-волевая подготовка к действиям в экстремальных ситуациях. Действия человека в экстремальной ситуации. Выживание в условиях автономного существования. Носимый аварийный запас (НАЗ).

Занятие 2. Психологические нагрузки в экстремальных ситуациях. Способы преодоления негативного воздействия экстремальных ситуаций. Повышение психической устойчивости.

Занятие 3. Экстремальные условия в воинской деятельности. Боевая деятельность. Учебно-боевая деятельность. Специфика жизни и быта военнослужащих срочной службы.

Занятия 4—7. Практические. Совершение марша. Способы переходов в различных условиях местности. Психологическая подготовка к воздействиям экстремальных ситуаций на психику человека. Повышение психической устойчивости. Организация лагеря. Выбор места для лагеря с учетом рельефа местности и наличия водоисточников. Заготовка топлива. Добывание огня. Разведение и поддержание костра. Добывание, очистка и обеззараживание воды. Добывание и приготовление пищи.

Т е м а 8. Военно-медицинская подготовка

Занятие 1. Понятие о ране. Классификация ран. Виды кровотечений и их характеристика. Понятие об асептике и антисептике.

Занятие 2. Практическое. Понятие о повязке и перевязке. Правила наложения стерильных повязок. Перевязочный материал. Устройство пакета перевязочного индивидуального и правила его применения. Личная и общественная гигиена.

Занятие 3. Практическое. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы временной остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания. Способы и порядок проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Занятие 4. Практическое. Первая медицинская помощь при переломах костей. Табельные и подручные средства иммобилизации. Первая медицинская помощь при ушибе, вывихе, растяжении связок. Первая медицинская помощь при солнечном и тепловом ударах, укусах ядовитыми змеями, отравлении ядовитыми растениями и грибами. Способы транспортировки раненого (пострадавшего).

Т е м а 9. Военно-прикладная физическая подготовка

Занятие 1. Практическое. Изучение техники метания гранат из траншеи с места. Изучение техники преодоления препятствий: прыжком — рва шириной 2,5 м; проходов лабиринта; забора; вертикальной лестницы; бегом — балок разрушенного моста; трех ступеней разрушенной лестницы с касанием земли между ступенями; пролома стенки; траншеи; хода сообщения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

На контрольные занятия выносятся основные вопросы всех пройденных тем. Основной формой контроля на учебно-полевом сборе является прием зачетов по нормативам.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Обучающиеся должны з н а т ь:

Цель и задачи допризывной подготовки;

Основные вехи военной истории нашего государства;

Подвиги наших предков, проявивших мужество и героизм при защите Отечества;

Определение войн и их классификацию;

особенности современных войн;

Права, обязанности и ответственность призывника; - порядок приписки к призывным участкам и призыва на военную службу, службу в резерве;

Историю создания российской армии; назначение, состав и структуру Вооруженных Сил, основные виды вооружения и боевой техники;

Порядок поступления в военные учебные заведения России;

Текст Военной присяги и порядок ее принятия;

Назначение общевоинских уставов, правила воинской вежливости, воинские звания;

Сущность и значение воинской дисциплины; поощрения, применяемые к солдатам; дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат;

Требования безопасности при обращении с оружием;

Назначение, устройство и основные характеристики пневматической и малокалиберной винтовок;

Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата АК-74;

Основы, приемы и правила стрельбы;

Назначение, тактико-технические характеристики и общее устройство ручных осколочных гранат; порядок боевого применения ручных осколочных гранат и требования безопасности при обращении с ними;

Действия солдата в обороне и в наступлении;

Организацию, вооружение и боевой порядок мотострелкового отделения;

Принцип комплектования и состав вооруженных сил иностранных армий (США, Германии, Великобритании, Франции);

Краткую характеристику оружия массового поражения;

Средства индивидуальной защиты;

Порядок ориентирования на местности без карты и движения по азимутам; топографическую карту и топографические знаки.

Учащиеся должны у м е т ь:

Выполнять обязанности призывника, установленный порядок приписки к призывным участкам;

Выполнять правила воинской вежливости;

Выполнять команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»; выполнять повороты на месте, двигаться строевым шагом; выполнять строевые приемы: выход из строя и возвращение в строй, повороты в движении, подход к начальнику и отход от него;

Производить неполную разборку и сборку автомата АК-74;

Стрелять из пневматической и малокалиберной винтовок, выполнять установленные программой упражнения стрельб;

Пользоваться средствами индивидуальной защиты — противогазом и респиратором;

Оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, переломах, при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания;

Составлять схему маршрута движения по азимутам, двигаться по азимутам, читать топографическую карту.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Наставление по стрелковому делу. Основы стрельбы из стрелкового оружия. 1989. — 336 с.

2.Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф. Райс. — СПб.: Питер, 2000. — 624 с.

3.Варламов, В. Б. Допризывная подготовка: учеб. пособие для 10—11 кл. В.

4.Самыгин, С. И. Школа выживания / С. И. Самыгин. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 640 с.

5. Фатин, С. В. Поведение человека в экстремальных условиях и основы безопасности жизнедеятельности. — Могилев, 1996.

Сейчас, когда активно обсуждается необходимость обновления образовательных программ, активно переиздаются учебные пособия, журнал "Спецназ" начинает разговор о допризывной подготовке школьников. Дисциплина эта по стандартам средней школы, прямо скажем, далеко не приоритетная. Преподается она зачастую, увы, по остаточному принципу, проформы ради. Нужна ли вообще ДП современным школьникам да гимназистам? Что этот предмет дает ребятам, пребывая, мягко говоря, не на самых главных ролях? И что мог бы дать в идеале, при других подходах?

В свежем номере "Спецназа" на эти вопросы попытались ответить два эксперта - учитель физкультуры и допризывной подготовки лицея Белорусско-Российского университета (Могилев), бывший боец роты разведки в/ч 3214 внутренних войск, "краповик" и доцент Могилевского государственного университета имени А.А.Кулешова Сергей Фатин.

Сергей Фатин

"Одна из важнейших проблем - отсутствие полноценной учебно-материальной базы по допризывной подготовке, - считает Сергей Фатин. - От этого напрямую зависят возможности постановки и решения учебных задач. Понятно, что, используя стрелковый тир и пневматические винтовки, будет решаться задача обучения стрельбе, успешного участия в соревнованиях. Если в распоряжении учителя есть только наглядные пособия - плакаты, даже учебные фильмы, максимальными задачами могут быть рассказ, показ, ознакомление, объяснение и тому подобное. Понимая ограниченность любого учреждения образования в средствах, можно выделить и еще один аспект проблемы - отношение администрации школы к организации ДП, ее готовность решать проблемы. Военно-патриотическое воспитание не относится к явным приоритетам, и основные усилия руководства направлены, что вполне объяснимо, на подготовку и участие в олимпиадах по информатике, биологии, языкам, формирующих престиж учебного заведения, в том числе в глазах родителей учащихся. Другой подход состоит в поиске разумного компромисса между актуальностью и качеством образования и решением вопросов военно-патриотического воспитания молодежи. Анализируя положение дел в УО, в которых организованы, например, классы военно-патриотической направленности, можно видеть, что там вовсе не зацикливаются на "военизации", а, напротив, используют дополнительную мотивированность и организованность учащихся для решения всего комплекса образовательных проблем. Таким образом, достижение полноценного статуса ДП возможно в обоснованном стимулировании этой работы в низовых звеньях вертикалью органов Министерства образования".

По мнению доцента Могилевского госуниверситета, в организации допризывной подготовки школьников на современном уровне важную роль должно играть и Министерство обороны:

Ведомство напрямую заинтересовано в сотрудничестве с учреждениями образования по работе с допризывной молодежью. И эта работа проводится, но зачастую она эффективна там, где определенную активность и энтузиазм проявляет сама школа. Например, учреждение образования закрепляется за воинской частью для проведения учебно-полевых сборов по ДП, но нет возможности перевезти учащихся на сотню километров. Организовать стрельбы на базе воинской части, расположенной поблизости, казалось бы, несложно, но опять все строится на личных контактах учителей и офицеров, а не на обязательном выполнении утвержденного четкого плана работы. Плана, обязательного к выполнению как органами Министерства образования, так и структурами Министерства обороны. Связка этих ведомств может заработать только в результате жесткой регламентации и ответственности за обеспечение ДП военно-техническим имуществом, участием в военно-спортивных играх, соревнованиях по допризывной подготовке, сдачей и учетом результатов нормативов "Защитник Отечества", закреплением учреждений образования за воинскими частями, контролем за результатами учебно-полевых сборов с обязательным проведением стрельб из АК, военно-профессиональной ориентацией молодежи.

Андрей Безлепкин

"Могу подтвердить сказанное моим коллегой и учителем: взаимодействие с воинскими частями налажено не так, как хотелось бы, - продолжает разговор Андрей Безлепкин. - Работа с допризывной молодежью проводится, но она как раз эффективна лишь потому, что определенную активность и энтузиазм проявляет преподавательский состав".

Как отмечает могилевский учитель, школьникам не хватает разного рода военно-патриотических мероприятий. Некоего подобия игры "Зарница", например:

Не так давно мы с классом играли в лазертаг. Я сам не ожидал, насколько приближенной к реальной военной подготовке окажется игра. В ней могут быть реализованы различные стратегические и военизированные модели. Она хороша еще и тем, что не имеет расходного материала. То есть единственное, на что может потратиться организатор (помимо закупки автоматов), - это зарядка оружия от бытовой розетки. Естественно, детям необходимо работать с макетами автоматов (сборка-разборка АК), иметь возможность производить хотя бы несколько выстрелов из боевого оружия. Все это в связке даст понимание, представление о воинской службе, необходимые опыт и знания, которые пригодятся не только в армии.

С полным текстом проблемного материала "Казарма любит подготовку" и всеми аргументами экспертов можно ознакомиться в , который еще можно успеть приобрести в киосках. Приглашаем читателей к дискуссии!

  • § 7. Противодействие информационно-психологической агрессии
  • § 9. Законодательство Республики Беларусь по военным вопросам
  • § 10. Международное гуманитарное право в период вооружённых конфликтов
  • § 16. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе
  • § 23. Действия солдата, назначенного наблюдателем или дозорным
  • § 25. История возникновения и развития стрелкового оружия
  • § 28. Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова
  • § 29. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. Уход и сбережение
  • § 36. Воинское приветствие, выход из строя и подход к начальнику
  • § 41. Права, обязанности и ответственность военнослужащих
  • § 46. Прохождение срочной военной службы солдатами и сержантами
  • § 53. Психология и поведение человека, попавшего в экстремальную ситуацию
  • § 61. Прикладной физкультурно-спортивный комплекс «Защитник Отечества»
  • Приложение 1. Образцы формы одежды военнослужащих Вооружённых Сил Республики Беларусь
  • Приложение 2. Образцы военной техники иностранных армий
  • Приложение 3. Тактико-технические характеристики образцов вооружения и военной техники иностранных армий
  • Введение

    Человек проник в тайны внутриядерной энергии, вышел в космическое пространство, клонирует клетки животных. Человеческий разум покорил Землю, но не смог примирить человечество. Мир ещё не научился жить в мире. И в третье тысячелетие люди вошли с грузом диктата и насилия, с локальными и глобальными конфликтами, с наличием армий почти во всех странах мира.

    Беларусь — миролюбивое государство. В Конституции нашей страны записано, что «Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой». Но одно миролюбие в современной обстановке ещё не даёт гарантий безопасности. Одним из приоритетных направлений обеспечения безопасности Республики Беларусь является создание необходимого оборонного потенциала.

    В последние годы произошли изменения в теории и практике подготовки и ведения войн. Вооружённая борьба сегодня уже не является единственным и основным средством достижения целей войны. На первый план вышли политические, дипломатические, экономические, информационные, психологические и иные формы противоборства. Вероятность и исход войны в настоящее время всё более и более зависят от единства и готовности всего народа встать на защиту Отечества. Всё это придало национальной безопасности страны действительно всенародный характер.

    Трансформировалось и содержание вооружённой борьбы — приоритетными в ней стали неконтактные действия, специальные операции, действия иррегулярных войск, террористические акции. Радикальные изменения в содержании вооружённой борьбы привели к необходимости глубокого реформирования Вооружённых Сил Республики Беларусь. Возникла необходимость в организации стройной системы территориальной обороны страны, актуальной стала допризывная подготовка граждан к военной службе.

    Оборона страны отнесена белорусским законодательством к важнейшим функциям государства, является всеобщим делом, а защита Республики Беларусь определена её Конституцией как обязанность и священный долг граждан республики. Испокон веков вооружённая защита Отечества была уделом мужчин, их долгом и делом чести. В Беларуси установлена воинская обязанность, в соответствии с которой граждане подлежат воинскому учёту, готовятся и привлекаются к военной службе либо службе в резерве в Вооружённых Силах или других воинских формированиях республики, состоят в запасе.

    Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» предусматривает обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе. Важным элементом обязательной подготовки является допризывная подготовка, которая проводится в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

    Целью допризывной подготовки является формирование у юношей морально-психологической готовности к военной службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.

    В процессе обучения допризывники и призывники должны усвоить конституционные права и обязанности граждан по защите государства, предназначение Вооружённых Сил и других воинских формирований Республики Беларусь, порядок прохождения военной службы солдатами и сержантами, основные требования Военной присяги и общевоинских уставов; приобрести практические умения и психологическую устойчивость, с тем чтобы, будучи призванными на военную службу, успешно овладевать вверенным вооружением и военной техникой.

    В учебнике изложено содержание всех тем программы по допризывной подготовке для учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. Вместе с тем последовательность подачи материала несколько отличается от размещения тем в программе. Такое отступление делает учебник более стройным, логически последовательным и не должно вызывать трудностей при изучении предмета.

    В первой части учебника «Защита Отечества» содержится теоретический материал по героическому историческому прошлому нашего народа, зарождению, развитию и современному состоянию Вооружённых Сил Республики Беларусь, военному законодательству, конкретизируются вопросы подготовки и прохождения военной службы. Изучение этого материала способствует воспитанию у юношей гражданственности и патриотизма, формирует психологическую готовность к предстоящей военной службе.

    Во второй части учебника «Основы военного дела» представлен в основном практический компонент допризывной подготовки. Практическая отработка приёмов, упражнений и нормативов способствует более осознанному восприятию вопросов первой части, а также даёт возможность приобрести первоначальные умения, которые помогут молодым солдатам быстрее адаптироваться к военной службе.

    Изучение предмета «Допризывная подготовка» в комплексной системе идеологического и военно-патриотического воспитания формирует у юношей готовность к выполнению конституционного долга по защите Родины, укрепляет моральный дух учащихся, способствует повышению их сознательности, ответственности, дисциплинированности, трудовой активности.

    В настоящем издании учтены изменения в военном строительстве и военном законодательстве Республики Беларусь после 2006 года. Содержание главы 2 «Защита Республики Беларусь» основано на положениях Концепции национальной безопасности Республики Беларусь 2010 года. В учебнике использован иллюстрационный материал, предложенный государственным учреждением «Военно-информационное агентство Вооружённых Сил Республики Беларусь «Ваяр» и сотрудником Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь С. Н. Гамолко.

    Допризывная подготовка: учебник для 10-11-х кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В. Б. Варламов. - 3-е изд., пересмотр. и доп. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. - 328 с. : ил.