«Правильный дед»: что запрещено было делать дембелю в Советской армии. Неофициальные традиции в российской армии Что делают деды в армии

«Дедушка», конечно же, не станет мыть полы – это вообще западло. И в принципе любая обременительная работа – не для него. «Деды» не ходят на утреннюю зарядку, не подрываются спрыгивать с верхних ярусов коек в казарме по команде «Рота, подъем!». Во-первых, наверху спят только «душары» и «беспонтовые» «черпаки». Во-вторых, «деду» «по сроку службы положено» быть медлительным – «париться» за него должны другие, он свое отпрыгал. «Деды» стараются занять в армии «теплые» места – они каптерщики, хлеборезы.

В Советской армии «дедов» можно было безошибочно различить по внешнему виду. Внешность – паспорт «дедушки», его непременный атрибут. Уважающий себя «дед» никогда не будет выглядеть «по-духовски». Отличительные особенности, которые должны были свидетельствоват ь о наивысшем социальном статусе военнослужащего срочной службы, имелись практически в каждом предмете одежды и обуви старослужащего. Бляха кожаного ремня, непременно загнутая вовнутрь, – сияет, надраенная «пастой гои» как зеркало на солнце. Кокарда на фуражке (в холодное врем года – на шапке) загнута так же, как и ременная бляха. Сама шапка – «ведром» (особая форма «дедовского» головного убора, получавшаяся после оснащения шапки специальными вставками и последующей глажки).

«Парадка» – выходной китель – безукоризненно выглаженная и новая (чаще – «отжатая» у «духа»). На ней должны быть все значки, которые только возможно достать – от комсомольского до гвардейского. Форма х/б, как и шинель (бушлат) – ушитые. Сапоги – яловые, укороченные, каблуки обрезанные «на конус», с подковами. Прическа – спереди чуб, сзади по уставу, с окантовкой. Зимой под х\б – «вшивник» (свитер или что-то другое, тоже неуставное, но теплое).

«Подшива» (подворотничок) – никаких стандартных «духовских», только аккуратно сложенный в несколько слоев белоснежный кусок разорванной простыни или наволочки, желательно толщиной едва ли не с палец – это особый шик. «Дед» подшивается (вернее ему подшивают «духи») только черными нитками. «Деды»-«дембеля» (солдаты и сержанты после выхода приказа министра обороны о демобилизации их призыва) носят на «подшиве» вышитый знак «ДМБ».

Манера одеваться: шапка (фуражка) – на затылке, верхняя пуговица на кителе – расстегнута, крючок на х/б не используется вообще. Сапоги – гармошкой. Ремень – висит на… (на причиндалах, скажем так).

«Правильный» «дед» не гоняет «духов» – это удел «черпаков». В столовую «деды» тоже стараются не ходить – еду им должны носить «духи» «Дед»-«дембель» мыслями уже «там», на гражданке. Он отдает свое положенное на завтрак масло «духам», а сам заканчивает приводить в порядок свою карнавальную дембельскую форму.

У солдат в армии - своя иерархия, свои негласные звания и продвижение по служебной лестнице. Дорасти до "деда" - не только отмотать положенные два года службы, но и пройти целый ряд обрядов и посвящений: ведь можно и перед увольнением так и остаться бесправным "духом", если не соблюдать неписаные законы.

Первые полгода в армии солдат - ровным счетом никто. "Дух" бесплотный. "Салага". "Шнурок"... Правда, успешно пройденное "первое крещение" может существенно облегчить жизнь новобранцу. В одних частях этот обряд называют "свечка", в других - "клизма". Суть же этого испытания одна и та же: присягнувшие днем на плацу на верность Родине бойцы ночью в казарме держат суровый экзамен. Со вставленным между ягодиц стручком красного перца они должны тихохонько пролежать всю ночь. Чтобы "дедушек", значит, не разбудить и не потревожить.

Если утром испытуемый продемонстрирует неизвлеченную перчину и сможет ходить, то ему присваивают звание "перца". Если не сможет или, не дай боже, попытается симулировать, то так и останется "духом", удел которого - стирать "дедам" носки и заправлять чужие койки.

Второй обряд посвящения ожидает молодого бойца через полгода службы: "деды" торжественно переводят его в разряд "черепа". Салагу ставят на табуретку посреди казармы или укладывают на кровать лицом вниз. Приспускают штанишки и... всего лишь бьют по мягкому месту солдатской бляхой. По окончании ритуала седалище превращается в сплошную гематому со следами двадцати четырех звезд: "деды" бьют во всю силу - год назад они сами прошли через это испытание. Теперь посвященный обретает новые права и возможности. Он уже сам может шугать "духов" и получает поблажки от старших.

Еще через полгода "череп" становится "черпаком" - таким же манером, но получает уже вполовину меньше ударов, да и не с такой силой. Бьют не бляхой, а половником, заблаговременно утащенным из столовой. Говорят, что эта традиция пришла с флота: у кока были помощники, которых он за различные провинности лупил черпаком чуть пониже спины.

Разменяв полтора года службы, ты становишься "дедушкой" - казарменным полубогом. Можешь сам с молодыми развлекаться от скуки: работой и службой ведь "дед" не обременен. Днем может отоспаться в каптерке, а ночью шутки шутить. Например, "велосипед" посмотреть: спящему солдату вставляют между пальцами ног спички или кусочки ваты и поджигают. Бедолага дергает от боли ногами, а "дедушка" смеется: похоже, будто крутит педали.

Еще "деды" любят "сушить крокодила". Это когда "дух", зацепившись руками и ногами за спинки кровати, зависает над лежащим внизу весельчаком. Тот может и пощекотать, и ногой попинать - "крокодил" должен удержаться, во что бы то ни стало. В противном случае его ждет суровое наказание. Могут сделать "лося" (новобранец сводит ладони на лбу, а "дед" лупит его по "рогам"), могут "дрозда выпустить" (бьют в грудную клетку, иногда ногой). Некоторые "деды" заставляют "духов" "смотреть телевизор". Солдат стоит на полусогнутых ногах, в вытянутых руках держит табуретку, на которой стоит трехлитровая банка с водой. Это и есть "телевизор" (нужно еще пересказывать, что там показывают). "Телепередача" рассчитана на 5-10 минут, но, как правило, больше трех никто не выдерживает. А это чревато "лосем" или "дроздом"...

Есть в армии и мирные развлечения. Чаще всего играют в "дембельский поезд". Всю ночь три молодых солдата обхаживают "дедушку", который якобы едет домой. Один покачивает койку, издавая при этом звуки перестука колес поезда. Второй бегает вокруг кровати с фонариком и веткой, имитируя мелькающий за окном пейзаж. Третий исполняет роль проводницы: поправляет одеяло, взбивает подушку, приносит чай и сигареты, поет колыбельные песни. Если "дедушке" жарко, то его обмахивают газетой, если холодно - укрывают одеялом. Утром пассажира "дембельского поезда" встречают с букетом полевых ромашек и с веселой песней.

Иногда разбуженный чьим-то храпом "дед" открывает "охотничий сезон". Один из молодых солдат получает приказ "убить тигра". Вооружившись подушкой, "охотник" со всеми предосторожностями подкрадывается к храпящему и с громким криком лупит своим "оружием" по голове, после чего прячется под кровать. Уже оттуда следует доклад: "Товарищ "дедушка", "тигр" убит. Разрешите идти спать?.."

В танковых войсках "деды" учат молодых водить по ночам "танки". "Духи" ползают под кроватями с куском танковой гусеницы - траком - и забавно гудят и тарахтят, будто танковый дизелек. Иногда их заставляют устраивать "стрельбы" и "лобовые атаки": со стороны это выглядит забавно.

В десантных войсках весьма популярна игра в "подбитый самолет". Лежащий на койке нижнего яруса "дед" наблюдает за полем "боя", на верхней устраивается сам "самолет". Еще один новобранец "стреляет" из табуретки по верхнему ярусу: "Та-та-та-та...". "Подбит!", - кричит "старик" и пинает ногами сетку с матрацем над головой. "Самолет" стремительно пикирует вниз и при ударе о пол громко кричит: "Бабах!" Стрелок-табуретчик докладывает: "Товарищ "дедушка"! Самолет противника по вашему приказанию сбит. Потерь среди личного состава нет..."

В некоторых частях "шнурков" заставляют по ночам работать "парикмахерами" - делать газонам модные прически. "Ежик" должен быть строго определенной высоты, скажем, 2,3 сантиметра. Солдаты вооружаются линейками, ножницами и расческами: если ошибешься, можно получить новую задачу - чистить плац зубными щетками...

Когда до дембельского приказа остается 100 дней, наступает заключительное посвящение: "деда" переводят в "дембеля". Его заботливо укладывают на кровать и бьют шесть раз по причинному месту... ниткой. Теперь каждый вечер после отбоя кто-то из молодых солдат будет забираться на тумбочку и кукарекать оттуда на всю казарму: "Дембель стал на день короче, всем "дедам" спокойной ночи!" Скоро "дедушкам" домой - в обычную жизнь без армейских чудачеств.

Дедовщина в армии была всегда. Но в конце 1960-х гг. она расцвела махровым цветом, и полностью ее не искоренили до сих пор. Расцвет ее связывают с введением закона о всеобщей воинской обязанности, когда в одну часть попадали физически выносливые крестьяне и вчерашние студенты, неграмотные жители Средней Азии и оленеводы с просторов Чукотки.

Дедовщина - это не просто набор садистских и порой странных приемов воздействия на новобранца, это еще и строгая иерархия, пренебрегать которой решались немногие.

От «дрыща» до «васьки»

Только что оторванный от семьи, обритый и неуверенный в себе новобранец в армии считался существом никчемным и прав не имел. До присяги он именовался «дрыщем», «карантином» или «бесплотным духом». Это длилось от двух недель до полутора месяцев, после чего он принимал присягу и становился «духом», салагой, «зеленым» или «ежом». Во внутренних войсках таких называли «SOSами» или «чеками», а в стройбате – «васьками». «Васька-дух» прав не имел, у него были только обязанности. Он должен был выполнять пожелания старослужащих, например, доставал водку, сигареты, изображал «поезд», рассказывал сказки или чистил сапоги. Если «зеленый» соглашался с правилами, получал одобрение, если шел против, его избивали, а если не помогало, начинали травить.

«Духи» бывают разными

В изданном в 1991 году сборнике аналитических статей «Дедовщина в армии» (издательство «Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН») отмечается, что «духи» бывают четырех типов. Солдат мог стать «исполнителем» (к таким относились хорошо социализированные молодые люди, принимающие правила игры) или «летуном» (это мягкотелые новобранцы, которых легко сломать, и бунтовщики, которые поначалу сопротивлялись, но потом были все-таки сломлены). Эти два типа «духов» были наиболее многочисленными.

Кроме них были «борзые» – те, кто несмотря на побои, отказываются подчиняться преступной системе. Если солдата не удавалось заставить повиноваться, обычно его оставляли в покое. Были и «стукачи» - в этот разряд попадали те, кто хоть раз пожаловался офицеру на издевательства. Избить стукача мог каждый, не взирая на срок службы. На них сваливали всю самую грязную работу, а в тех частях, где насаждались уголовные порядки, могли изнасиловать, и все два года службы человек оставался «опущенным».

«Слон» или «шнурок»?

Но проходило полгода и военнослужащий становился «слоном», «помозой», «шнурком», «моржом», «старшим бобром», во внутренних войсках таких называли «гусями», а в ВДВ – «воронами». Переход на новую ступень обязательно знаменовался ритуалом «перебивания». Солдата били пряжкой ремня, табуретом, часто по голове, правда, в этом случае можно было смягчать удар, закрываясь руками; были и другие не менее садистские приемы. Если солдат отказывался от прохождения этого обряда, он навсегда оставался "духом".

Новоиспеченный «слон» имел право бить тех, кто «моложе» его. Отказ от этой «почетной» обязанности рассматривался как бунт, и тогда «слон» мог легко стать «летуном».

Били меня, теперь бью я!

Через год после призыва положение солдат серьезно менялось. Они становились «черепками», «черпаками», «фазанами» или «котлами» и получали все права, которых были лишены. Теперь они сами могли избивать и унижать «духов» и «слонов». В соответствии с характером они становились либо «умеренными» – теми, кто понимает, что находится в особой системе, и кому нет нужды проявлять жестокость; либо «садистами», получающими удовольствие от мучений жертв. Могли стать «независимыми» - теми, кто вообще отказывается принимать участие в дедовщине (такие выпадали из социума, но их не трогали), или, наконец, «отверженными» - «стукачи» и «летуны», их статус не менялся до конца службы.

За полгода до демобилизации солдаты приобретали почетный статус «дедов» или «стариков». Они могли пренебрегать обязанностями, возлагая их на других, и отстраняться от унижения «черпаков» и «духов». Бывали и «черные деды» - бойцы, вернувшиеся в часть дослуживать после дисциплинарного батальона. После официального приказа о демобилизации солдаты переходили в разряд «дембелей».

Как это было на флоте

На флоте на небольших кораблях и подводных лодках дедовщины почти не было: все на виду, офицеров много. Однако на больших кораблях тоже зверствовали старослужащие. Если учесть, что служили на флоте три года, а не два, многоступенчатая иерархия была еще жестче. Прослужившие полгода превращались из «духов» в «карасей», год - в «борзых карасей»; полтора года - в «полторашников». После двух лет службы матроса называли «подгодо́к», после двух с половиной - «годо́к», ну а потом он становился «гражданским». Дедовщину на флоте именовали годковщиной, по названию морских «дедов». Ритуалы «перебивания» тут были особыми: "карасей" кидали за борт или окунали в прорубь, причем сделать это надо было неожиданно, а с «гражданского» нужно было в день приказа сорвать и разорвать в клочья всю одежду вплоть до белья.

Перевод в эту категорию военнослужащих для советского солдата означал начало принципиально нового этапа в службе – «деды» де-юре становились некоронованными лидерами армейского или флотского подразделения.

Нитка вместо ремня

«Дед» – это военнослужащий, прослуживший полтора года. Армейские остроумцы переводили это слово как аббревиатуру «Домой Едут Дембеля». У «дедов» обязательно должен быть «свой» призыв «духов». Как только новички приходили в роту, начинался процесс перевода в «деды» из «черпаков». И если в «черпаки» посвящали ударами солдатского ремня с бляхой (а иногда и реальным черпаком, взятым с кухни), то перевод в «дедушки» был чисто символическим переходным обрядом.

По форме перевод в «деды» напоминал ритуальную «порку» кандидатов в «черпаки». Правда, имелись существенные отличия. При переводе в «черпаки» солдата лупили столько раз, сколько месяцев ему осталось до дембеля. И били бляхой чаще всего от души. Посвященный долгое время не мог сидеть. Если «черпак» произнес во время экзекуции хотя бы звук, перевод считался недействительным.

Будущий «дед» ложился на живот, на ягодицы ему клали подушку. По ним били ниткой, и «дед» должен был орать что есть мочи (якобы от боли). Если процедура перевода проходила, как положено, «дед» считался «правильным». В противном случае старослужащий получал полупрезрительный статус «беспонтового» «деда», над которым смеялись даже «черпаки» и «духи».

Масло – «духам»

Переведенный «дед» должен был исповедовать «стодневку» (стодневный срок до приказа об увольнении его призыва). В столовой это выражалось в том, что «деды» отдавали «духам» свое масло. «Дух» при этом обязательно говорил, сколько «дедушке» осталось служить. Если «молодой» ошибался, масло он не получал, вместо этого его «отоваривали» тумаками, чтобы впредь не забывался. В разных армейских и флотских подразделениях СССР этот ритуал соблюдался неодинаково. Кое-где он выглядел так: «дед» после получения ответа об остатке своего срока службы писал эту цифру черенком ложки на бутерброде и съедал кусок хлеба с маслом. Затем отрезал от припасенного специально для такого случая портновского метра очередной сантиметр. Данный ритуал означал, что у «дедушки» «день прошел».

В некоторых подразделениях советской армии «деды» в «стодневку» брились наголо, как «духи».

Когда проходила вечерняя поверка, вызванный при перекличке «дедушка» произносил цифру (количество дней до «дембеля») – «якать» для старослужащего считалось дурным тоном.

«Бумажными» «дедами» считались выпускники вузов, призывавшиеся на год (в советской армии служили два года, а на флоте — три). По армейским понятиям статус «деда» такой воин должен был получить уже через полгода службы. В армию призывали до 27 лет, и если возраст служивого переваливал за четверть века, он именовался «дедом в натуре». Таких, как правило, старослужащие не трогали.

Гармаш повредил «дедушку», а Нагиеву отбили почки

Дедовщина, начавшаяся проявляться в частях советской армии и на флоте в 60-70 годах ХХ века, была не везде, поэтому и строгой иерархии по срокам службы, с переводами военнослужащего на ту или иную социальную ступень в зависимости от того, кто сколько прослужил, в отдельных советских войсковых подразделениях не существовало.

Отечественные знаменитости, прошедшие армейскую школу, об этом проявлении неуставных взаимоотношений чаще всего упоминают вскользь или же не говорят вообще. К примеру, пародист Александр Песков рассказывал в интервью, что за время его службы «боевые крещения» «духов» больше напоминали игру, нежели издевательства. А вот актер Сергей Гармаш в армии так отметелил «дедушку», что загремел в дисбат.

Самыми откровенными признаниями о службе в советской армии выглядят изобилующие шокирующими подробностями рассказы актера Дмитрия Нагиева. Мастер спорта по самбо Нагиев попал в часть, где служили 60% уроженцев Средней Азии плюс грузины и азербайджанцы. Спортивная подготовка Дмитрия не только не помогла ему защитить себя – по словам знаменитого актера и телеведущего, его жестоко избивали зачастую именно из-за желания проверить, какой он самбист. Из армии, по признанию Дмитрия Нагиева, он пришел с раскрошившимися зубами и отбитыми почками.

Ни о каких статусах «дух» — «черпак» — «дед» в подобных частях, где преобладали выходцы из среднеазиатских и северокавказских республик, не могло быть и речи – солдатские группировки там формировались по принципу землячеств. Русским солдатам, оказывавшимся в меньшинстве, в таких подразделениях служилось крайне тяжело.

Одни считают армию напрасной тратой времени, мол, учёба в том же университете, развитие собственного бизнеса и другие дела гражданские принесли бы гораздо больше пользы. Другие же, обычно в эту категорию входят те, кто уже отслужил, искренне верят, что армия делает из мужчины мужчину в полном смысле этого слова. Спорить об этом можно долго, но прийти к единому мнению так и не получится.

Вместе с тем, все сходятся во мнении о том, что армия - это своеобразное государство, со своими порядками, иерархией, неписанными законами, порой не совсем понятными гражданским. Вот вы знаете, кого называет армия «дух», «слон», «череп», «дед», «дембель»? Если некоторые из этих званий вы хоть раз в жизни и слышали, то вот с другими придётся поломать голову. Итак, попробуем разобраться, кто есть кто в армейской иерархии.

Иерархия. Запахи

Первая ступень, которая часто служащими и не учитывается, это эпоха бытности запахом. С того момента, как призывник прибыл в часть, он получает именно это звание. На следующую ступень он перейдёт тогда, когда примет присягу, становясь полноценным солдатом. Запахи обычно не очень хорошо ещё представляют, кто такой череп или слон в армии, но зато они полны армейской романтики, веры в то, что именно в этом месте они приобретут настоящих друзей, а может, на этом этапе они всё же пытаются смириться с тем, что в ближайшее время они вынуждены будут жить в казармах, питаться в общей столовой и подчиняться приказам.

Запахи изучают основы строевой подготовки, основы службы, именно на этом этапе случаются первые наряды, первые конфликты со старослужащими (пока ещё не заканчивающиеся ничем серьёзным), первые боли после марш-бросков. Проще сказать, запах - это кто-то вроде воспитанника младшей группы детского сада, который уже вроде как не на гражданке, но пока ещё не солдат.

Духи

В день принятия присяги бывший запах переходит на новую ступень: он становится духом. Несмотря на то что именно этот этап службы считается самым тяжёлым, всё весёлое ещё только впереди. Командовать духом, кроме законных старшин и офицеров, могут только так называемые слоны (о них будет рассказано чуть ниже), да и те с подачи старослужащих. Дух - неизвестное животное, которого первое время опасаются и деды, и черепа: мало ли, как он отреагирует на «внеуставные» отношения, может ведь и пожаловаться - и тогда несдобровать всем. Бытность духом определяет, как вас дальше будут воспринимать ваши сослуживцы: те, кто сломаются уже на этом этапе, никогда не смогут восстановить свою репутацию, именно поэтому важно произвести хорошее впечатление на старослужащих. Через 100 дней службы новую ступень предоставляет иерархия в армии: дух - слон - вот следующий этап.

Слоны

«Слоновство» - наверное, самое сложное время для служащего. Уже есть определённые отношения со старослужащими, они хорошо понимают, что собой представляет тот или иной солдат и поэтому пользуются своими неписаными полномочиями на полную. Наилучшее понимание того, кем является слон в армии, расшифровка этого «звания» даёт: солдат, любящий офигенные нагрузки.

Ещё сто дней выполняет всевозможные поручения старших, несёт ответственность перед ними за свои собственные ошибки и даже за какие-то ошибки духов. Порой именно в это время старослужащие начинают вымогать у младших деньги, причём пожаловаться последние никуда не могут, иначе потеряют своё лицо перед остальными. Но и это скоро проходит: слон в армии становится черепом.

Черпаки (черепа)

В современной российской армии через двести дней солдат продвигается дальше, получая «титул» черепа. Иногда его называют также черпаком. Выбор определенного наименования зависит от предпочтений конкретной части. Командовать черпаками могут только деды и офицеры, тогда как сам череп руководит и слонами, и, если возможно, духами. На самом деле после переживания слоновства служба идёт куда легче. Всё меньше остается контроля со стороны старослужащих и обязательств перед ними, всё больше появляется какой-то личной свободы, всё легче переносятся все тяготы армейской жизни, которые сначала казались едва ли не пытками. Но ведь на этом еще не заканчивается армия. Дух, слон, черпак - а потом идёт дед, это едва ли не высшая ступень в иерархии.

Деды

И вот прошло уже триста дней со дня принятия присяги. Служащий уже прекрасно знает, что значит слон в армии, как одеться за время, пока горит спичка, как собрать и разобрать автомат, как командовать теми самыми слонами и духами. И вот он становится дедом. Не считая дембелей, деды - это высшая каста, которой руководить могут только офицеры, да и те уже относятся с уважением к тем, кто практически уже отдал свой долг родине.

Практически всё, что приказывается деду, перепоручается молодым, так что этот этап службы можно назвать едва ли не самым приятным. Дед уже чувствует приближение гражданки всеми фибрами своей души. И это ощущение становится ещё сильнее, когда за полтора месяца до долгожданного возвращения домой он переходит на последнюю ступень иерархии, получая звание дембеля.

Дембеля

Кажется, что такое полтора месяца?! Но именно это время считается одновременно и самым радостным, и тоскливым. Дембель уже может позволить себе не так точно следовать командам вышестоящих, только, кстати говоря, старшин, потому что остальные ему уже давно не указ. Руководить молодыми уже тоже особого желания нет - всё застилает мысль о скорой гражданке. Но вместе с тем, на этом этапе солдат понимает, какой след в его жизни оставила армия. Слон, дух, дед, черпак, наряды вне очереди, марш-броски, готовка на кухне, бритьё под покровом ночи, чтобы никто не занял ванную - всё это вот-вот останется в прошлом. От того, к чему настолько привык за это время, отучаться будет сложновато, но дембеля прекрасно знают, что там, на гражданке, всё будет совершенно по-иному, и, возможно, это новое будет гораздо лучше казарм, приказов и нарядов.

Армейские развлечения. Присвоение "звания"

Теперь, когда мы знаем, кого называют слоном в армии, чем отличается дух от запаха и как себя ведёт дембель, можно перейти к некоторым армейским традициям, связанным с той или иной ступенью в иерархии. Интересны, например, обряды «присвоения» того или иного звания.

Солдат получает столько ударов ремнём по мягкому месту, сколько месяцев он отслужил. Причём, как замечают некоторые служащие, удары обычно такой силы, что бляха-звезда на коже отпечатывается надолго. Происходит это так: солдат ложится на табурет грудью, подложив под себя подушку, чтобы прикрыть причинное место, а старослужащий отвешивает ему удары. Причём всё это молодой должен вынести без писков и жалоб, иначе как же его такого продвигать по иерархии дальше?

Грудь к осмотру!

Есть и традиции, которые проверяют выносливость и, признаться, мужество бойцов. Одна из них получила шуточное название «грудь к осмотру». От старослужащего духи, слоны в армии порой слышат эту фразу. После неё они должны подняться, выпрямить грудь и произнести: «Фанера трёхслойная, бронебойная, такого-то года выпуска (здесь вставляется год рождения) к бою готова». Дед бьёт жертву в эту самую грудь, а та, если, конечно, после такого удара сможет, деды ведь не мелочатся, отвечает: «Откат нормальный, гильзы в ящике». В том случае, если молодой проваливает проверку, она повторяется снова и снова.

Лось

Но на этом слон в армии не закачивает своё «веселье». Ещё более опасная и, пожалуй, многовариантная забава получила название «лось». Самый простой вариант, лось обычный - молодой ставит руки в виде рогов лося (ладонь одной руки прижимается к кисти второй и это сооружение прижимается в свою очередь ко лбу). После этого дед бьёт по этим самым рогам.

Второй вариант, более изощрённый - лось музыкальный: конструкция та же самая, только при этом слон ещё должен петь: «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь», а после удара - «Всё мне ясно стало теперь». Версия третья - «камышовый лось» - после лося обычного слон пятится назад, словно проходя через камыш. И последний вид - «лось бешенный» - здесь дед не бьёт, а только указывает на объект, об который с разгона должен удариться слон.

45 секунд - отбой!

Одна из главных вещей в армии - быстрота. Именно этому деды учат духов (слоны уже знаю это не понаслышке) с помощью команды «45 секунд - отбой!». Молодые выстраиваются в кубрике, их задача после команды добежать до кровати, раздеться («тренировка» проводится в форме), уложить одежду и лечь в кровать. Если хоть один дух проваливает задание, всё повторяется заново.

Следующий этап этой «игры» - «3 секунды - отбой!». Из одежды на духов только трусы и майка, и они должны лишь добежать до кровати и улечься. В случае неудачи команда повторяется до тех пор, пока деду не надоест. Но если молодые прошли и это испытание, то тренировка переходит в свою финальную стадию - «три контрольных скрипа». После этой команды дед считает скрипы кроватей духов, пока не заснёт. Если услышит три - то все дружно поднимаются и идут дальше оттачивать «45 секунд - отбой!».

Ловля бабочек

В принципе, не особо есть разница между тем, что собой представляет в иерархии дух или слон в армии - и тот, и тот время от времени подвергаются издевательствам-тренировкам со стороны старослужащих. Ещё одна забава - «ловля бабочек», развивающая и физическую силу, и выносливость. Молодой приседает, а потом выпрыгивает как можно выше, хлопая руками над головой, словно пытается поймать бабочку руками. После этого он демонстрирует свои ладони деду, чтобы тот проверил, поймал ли младший злополучное насекомое. Чаще всего ответ, конечно, негативный, и несчастный слон продолжает свою «охоту» до тех пор, пока старшему не надоест.

Письмо

Сами же слоны порой участвуют в «письме». В части, как известно, с современными способами общения с внешним миром есть трудности. Поэтому и используются бумажные письма. Стандартом являются физические упражнения, но порой деды оказываются гораздо изобретательней.

Когда дух получает своё первое письмо от любимой девушки, старшие надрывают край конверта, надувают его на манер хлопушки, а потом лопают об затылок духа. Ощущения неприятные, но, как верят служивые, если хлопок был громкий, то девушка всё ещё ждёт своего солдата. Если же конверт взорвался без особых спецэффектов, то и не стоит надеяться на благосклонность.

Глушение тигра

Что означает слон в армии? Бесконечные «тренировки», проверки и указания от старослужащих. Слоны и духи вынуждены подстраиваться под старослужащих, а если они каким-то образом мешают последним, начинается «учёба». Одним из вариантов её является «глушение тигра». Если старший не может уснуть из-за храпа молодого, он отдаёт команду «глуши тигра!», после которой несчастного забрасывают подушками, одеялами, обувью - всем тем, что подвернётся под руку, чтобы его разбудить. Проснувшийся от такого слон разбирает всё то, что в него прилетело, и только после этого ложится спать снова, естественно, стараясь снова не захрапеть, чтобы не навлечь на себя гнев дедов.

Стритрейсинг

Вдали от цивилизации мужчинам иногда хочется погонять. Учитывая то, что машин в части не наблюдается, «стритрейсингом» занимаются духи и слоны. Парни становятся на четвереньки, на руки и на ноги надеваются тапочки. И устраивают гонки по длинному коридору вдоль спален в казарме. Естественно, победил тот, кто пришёл первый. Но и тут не обходится без армейского юмора: по ходу трассы есть пит-стопы - места, где стоят дополнительные тапочки, чтобы «гонщик» смог «переобуться»; второй вариант - «ускорители» - солдаты, стоящие вдоль трассы и придающие стритрейсерам ускорение пинками. Конечно, звучит странно, но на что не пойдёшь ради развлечения?

Заключение

Служба - это школа жизни. После неё молодые люди узнают, что значит слон в армии, как делать то, что совсем не хочется, как есть малосъедобную пищу, как подчиняться странным командам дедов - всё это неизменно закаляет характер. Идти служить или нет - личное дело каждого, но, возможно, в этой службе не так уж и много минусов, как кажется на первый взгляд.