Чему учат в армии, или кто чему научился? Чему учит воинская служба? Как я оказался в армии

В эти выходные более двенадцати тысяч новобранцев по всей стране приняли военную присягу и поклялись в верности Родине. Впереди у новобранцев полтора года армейской закалки. В связи с этим “НГ” поинтересовалась: Чему учит воинская служба?

Владимир БАЗАНОВ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности:
- Принятие военной присяги - это значимое событие не только для молодого человека, но и для всей его семьи. Недаром к каждому новобранцу на присягу приезжает от трех до десяти человек, его родственники и друзья. Я считаю, что настоящий мужчина обязан отслужить в Вооруженных силах и других воинских формированиях, получить военно-учетную специальность и быть готовым, если потребуется, с оружием в руках защитить свою семью, свой дом и свое государство. Поэтому действующий смешанный принцип комплектования армии наиболее оптимальный, и его надо сохранить. В стране проведена оптимизация Вооруженных сил, каждый год на вооружение принимаются новые и модернизированные образцы военной техники, проводятся учения войск территориальной обороны. Все это способствует укреплению национальной безопасности и обороноспособности государства.

Николай ФИНСКИЙ, ветеран, участник Курской битвы, Минск:
- Служба в армии - это обязательный элемент воспитания молодого человека. И не только потому, что она нацеливает человека на самое главное - защиту своей Родины. Армейская служба формирует множество весьма полезных качеств, которые пригодятся человеку в течение всей его жизни: исполнительность, уважительное отношение к другим людям, умение наводить и поддерживать порядок во всем. Человек, прошедший армейскую закалку, более здраво воспринимает действительность, менее восприимчив к каким-либо бытовым трудностям и другим досадным мелочам. Так что воинская служба - вещь крайне полезная и для государства, и для общества, и для его конкретного гражданина.

Сергей Рубец, капитан:
- Армия много дает молодым людям. Это не только строевая подготовка, умение обращаться с оружием и охранять военные объекты - эти навыки пригодятся в большей степени тем, кто захочет в будущем работать в милиции или в департаменте охраны МВД Республики Беларусь. Солдаты получают также хорошую техническую подготовку. Кроме того, в армии происходит становление личности бойца. Молодые люди приходят сюда зелеными юнцами, и уже во время службы учатся ответственности, самоконтролю, собранности, проходят идеологическую подготовку и начинают разбираться в политических процессах, происходящих в стране и мире. Из армии выходит уже не мальчик, а настоящий мужчина, хороший специалист и достойный гражданин.

Иван Пухнаревич, рядовой:
- У меня очень хорошие впечатления от армии. Трудностей практически не было - я привык к армейской жизни через неделю. Когда мы принимали присягу, командир сказал, что в армии у нас есть время заняться собой. И это действительно так. Здесь я не только приобрел новых друзей, но и стал более дисциплинированным. Армия многому учит, и полученные навыки, я думаю, пригодятся на гражданке. На занятиях по подготовке водителей мы изучаем устройство автомобиля. Раньше я только и мог, что под капот заглянуть, а теперь умею не только водить, но и починить машину.

Ирина ОРЛОВА, мама военнослужащего:
- Я всегда знала, что служба в армии для каждого парня - дело полезное, она закаляет характер, дисциплинирует. Хотя и нет у нас горячих точек, за сына очень переживали: как адаптируется к новым условиям, как найдет общий язык в непривычной среде. Многие волнения улеглись, когда пришло письмо за подписью командира роты, в котором даже был указан мобильный телефон. Раньше в армии подобного не было. Благодаря внимательному отношению давнее увлечение сына барабаном стало делом весьма полезным - барабанная дробь теперь будет сопровождать марши роты. На присяге в учебном центре подготовки прапорщиков и младших специалистов в Печах под Борисовом убедились, что все у сына в порядке. Свою природную доброжелательность он не утратил. И военная форма ему к лицу.

Полина АНТИПОВА, студентка, Барановичский район:
- Честно говоря, раньше я все эти бабушкины наставления об армии (“молодой человек должен отслужить, или это не мужчина”) всерьез не воспринимала. Ну другое сейчас время, другие интересы у общества, да и мы сами ведь миролюбивая страна, верно? Но сейчас все изменилось: мой молодой человек ушел служить, на днях принял присягу. Мы с его мамой ездили к нему в Марьину Горку, где как раз в эту субботу решили: сразу же после его демобилизации сыграем свадьбу. А самое главное, я поняла, как это здорово - быть невестой солдата. Выдержать разлуку, испытать наши чувства на прочность и стать женой настоящего мужчины. Поэтому на ваш вопрос я ответила бы так: военная служба учит самому главному - в любой жизненной ситуации принимать правильное решение.

"Армия учит тому, что инициатива наказуема": солдат о службе в ВМФ

Рассказ недавнего срочника о службе на флоте.

Во вторник, 15 ноября, в России празднуется День призывника. По этому случаю телеканал «360» спросил у недавнего призывника и уроженца Раменского района о службе. Молодой человек рассказал, что стоит брать с собой в военкомат, чему учит армия и как можно из Подмосковья попасть на Северный морской флот. По понятным причинам, имя и фамилия собеседника не указываются.

Как я оказался в армии


В армию я пошел в 22 года: нужно было на работу устраиваться, а без военника (военный билет - прим. «360») туда, куда я хотел, не брали. И я решил, что хватит уже от армии бегать и сам пошел. Тем более, что в местном военкомате мне слезно обещали, что служить я буду рядом с домом и смогу в «увал» (увольнительную - прим. «360») домой уходить.

Отвезли нас в распределок (распределитель - прим. «360») - я уже толком и не помню, где это было - и там спрашивали, куда я хочу, в ВДВ или в ВМФ. Так как высоты я боюсь и ВДВ - это не по мне, то я выбрал морфлот. По здоровью и по всем остальным параметрам я туда проходил. Мне сказали в итоге - Североморск (город расположен на Кольском полуострове, в 25 км к северо-востоку от Мурманска - прим. «360»). Я сначала пытался найти такой город в Подмосковье, вспоминая обещания военных комиссаров про службу рядом с домом, но, разумеется, никакого населенного пункта рядом со столицей с таким названием нет. Что, в общем-то, логично. После двух суток в поезде стало очевидно, что в «увал» домой на выходные я точно не попадаю.

Что брать с собой на службу


Я с собой взял только бритвенный станок, причем одноразовый, потому что мне сказали, что там все сначала отбирают. И взял еще дешевый телефон, чтобы не обидно было, если украдут или заберут. Ну и документы, зубную пасту, щетку и трусы с носками на всякий случай. И больше ничего не брал. У тех, кто с собой набрал много всего, все и разобрали на «распределке» (распределитель - прим. «360»).

«Учебка»


«Учебки» как таковой у нас не было. Хотя это странно: когда посылают служить на корабль, то первые полгода надо пройти некое обучение. У нас был курс молодого бойца в течение месяца - это скорее было похоже на физподготовку. А по сути мы вливались в процесс субординации, «физуха» была, бегали постоянно, маршировали. Потом уже - сама служба. Как на подиуме мы стояли все вместе перед командирами кораблей, и нас выбирали, «покупали», в общем. Попал я на большой десантный корабль «Георгий Победоносец», который на тот момент находился в доке. Там мы с первых дней начали «пахать».

С чего начинается служба

Именно когда нас с зеленой формы солдатской одежды в моряки переделали, переодели в морскую форму одежды, я и попал в док. Там мы по началу ремонтировали корабль, где-то недели две. Потом был первый наш выход в море - отправились в Североморск, где была бригада десантных кораблей. Сначала были пробные выходы - посмотреть, как все отремонтировано.

Стоит отметить, что там был полярный день, а я до армии в основном ночью активный образ жизни вел. И было достаточно напряженно два месяца не видеть ночи вообще. Потому что в казармах были. А вот на корабле комфортнее - внутри корабля, понятное дело, темно. Потом нас отправили в Балтийск на учения «Запад-2013» с белорусами. Наше задачей было БМПешки (боевые машины пехоты - прим. «360») высадить с воды, чтобы они десантировались, до земли дошли, а там у них уже свои были стратегические задачи. Мы все отрабатывали очень долго. И потом нас уже отправили в другие места - например, в Новороссийск. По пути туда мы заходили в Португалию на пару суток. Это был первый случай в истории российских десантных кораблей, когда нас принимал португальский порт. Там мы запаслись водой, топливом.

Обязанности матросов


На самом деле, когда я шел на корабль, я вообще не понимал, что там можно делать. Я-то думал: море, все на палубе, солнышко, все празднично, отлично. Но ничего подобного: когда корабль находится в море, у всех свои обязанности. У меня, например, была должность минера. Десантный кораль несколько функций выполняет. Первая - транспортировка БМП или танков в боевое время, вторая - сбрасывание мин в воду, чтобы контролировать локально подступы к берегу. Но так как боевых действий мы никаких не несли, то у меня даже не было материальной части. И поэтому я выполнял все подряд. Меня там писарем записали, так как я в ладах с компьютером.

В море самом постоянно отрабатывались тревоги. Мы отрабатывали задачу затопления корабля и поступления огня. Звучит тревога (обычно это было во время перерыва в смену), все занимают свои боевые посты и каждый выполняет определенную функцию. Все это у каждого моряка записано в книжке «Боевой номер».

Быт на корабле и еда

На корабле свой рацион, все по ГОСТу прописано. Но часто бывало, что что-то заканчивалось: как раз когда мы шли в Балтийск, у нас практически закончилась провизия и питались мы гречкой на завтрак, обед и ужин. И еще, в отличие от сухопутных войск, моряки едят четыре раза в день. Есть еще вечерний чай, грубо говоря. Когда мы ходили в море, сами хлеб пекли. Это логично: больше трех суток хлеб не продержится. Была даже вахтенная должность - пекарь, который всю ночь пек хлеб на весь личный состав в 140 человек.

Отношения внутри коллектива

Тут все просто. У нас, как и везде, есть так называемая вертикаль власти. То есть командиру бригады от верховного главнокомандующего поступает приказ - он приказал всем командирам кораблей. Они передают приказ своим офицерам, офицеры - мичманам, мичманы - контрактникам, а контрактники - нам. А нам уже не на кого это скидывать, потому что мы несчастные срочники. Как таковой дедовщины, в принципе, не было - что мы пришли, что кто-то на полгода раньше. Мы - срочники, и не то чтобы о нас ноги вытирали, но нам уже не на кого скинуть любую задачу. Это вынуждало нас сплотиться и действовать сообща.

Армия - школа жизни. Или нет?


Это палка о двух концах. Если бы я все это время не служил, а работал, то, понятное дело, и по финансам и по всему остальному выиграл бы больше. Но в армии нет ни мамы с папой, ни родственников, там сам на себя полагаешься и учишься жить в коллективе. Армия меня, как минимум, научила тому, что инициатива наказуема. И все. Единственное, что слегка напрягало, - делать масштабно в армии, в принципе, нечего. За счет этого там работает принцип: важен не результат, важен процесс. Нужно убивать время. Порой это доходило до абсурда., когда мы то в один цвет красили корпус корабля, то в другой. Это такие задачи, которые не рациональны и нелогичны.

человек поделились статьей

В армии существует несколько видов обучения. Самый распространённый – обучение, что называется, боем, то есть в боевых частях, когда человеку дают технику или оружие и говорят: используй. Солдат в таком случае до чего-то доходит сам, что-то ему подсказывают те, кто мучается с той же техникой или оружием уже некоторое время. В этом отношении распространена практика преемственности: перед тем, как уволиться, солдат готовит себе замену в том деле, которым занят.

Абсолютно во всех частях практикуется курс молодого бойца, продолжительностью около месяца, предназначенный для того, чтобы натаскать солдат в строевой подготовке к присяге, обучить армейской дисциплине и другим основам солдатской жизни.

В армии существуют также учебные части, в просторечье «учебки». Здесь солдат обучают по узкой специализации в течение полугода. Иногда – одиннадцать месяцев (в разведывательных учебных частях). За такой срок солдат даже при низком качестве обучения приобретает некоторые базовые навыки в своём ремесле. После завершения обучения в такой части солдат отправляют в обычные войска, как правило, по приобретённой ими в учебке специализации.

Очень важно, что далеко не все солдаты проходят учебные части. Подавляющее большинство сразу отправляется в действующие войска. Единственной возможной для них формой подготовки оказывается передача опыта от призыва к призыву. Только после полугода обучения и ещё полугода самостоятельной практической работы солдат оказывается достаточно подготовлен для несения службы на ответственной должности.

У заключившего контракт солдата имеется возможность получить повышение, отправившись для дополнительной подготовки на курсы офицеров или прапорщиков. Но занятие это довольно бессмысленное, потому что реально кроме муштры и очередной порции унижений ничего не даёт. Поэтому это действо сложно даже назвать учёбой.

У офицеров вопрос обучения поставлен гораздо серьёзней. Офицерами становятся либо после окончания гражданского высшего учебного заведения, где есть военная кафедра, дающая некоторую базовую подготовку, либо после специального высшего военного учебного заведения. Теоретически, выпускники военных вузов лучше подготовлены, нежели выпускники гражданских – не просто же так их гоняют целых пять лет. И уж тем более они лучше себе представляют, что такое реальный воинский коллектив, так как сами провели в нём приличный кусок жизни. Однако и те, и другие в войсках довольно быстро адаптируются к армейским условиям, усваивают необходимые навыки командования и некоторые технические умения. И тем, и другим приходится многое осваивать практически с нуля.

Интересно, что кадровые офицеры в своих высших военных учебных заведениях проходят нечто очень похожее на срочную службу для простых солдат. Только все здесь на курсе одного призыва, поэтому среди них сразу выделяются свои лидеры, занимающие сержантские посты. Они могут вести себя с сокурсниками очень нелицеприятно, пытаясь насадить нечто подобное дедовщине в войсках. Не стоит забывать и старшие курсы, которые по отношению к молодым уж точно воспроизводят элементы дедовщины.

В наше время качество человеческого материала чрезвычайно снизилось, особенно в морально-нравственном и интеллектуальном отношениях. Соответственно снизилось и качество человеческого материала в армии, причём, даже в большей мере, нежели на гражданке, так как большинство умных людей предпочитает невоенные учебные заведения. Военные же вузы всё в большей степени превращаются в приёмник людей, не сумевших никуда больше поступить. Но есть и приятные исключения, впрочем, являющиеся таковыми только в сравнении с другими аналогичными заведениями современной России; советским они всё равно в подмётки не годятся. Многие военные на высоких постах откровенно говорят, что они своих детей в эти военные вузы отдавать не собираются, потому что, когда они сами начинали служить, атмосфера в них была значительно человечней. Они даже признают, что при нынешнем раскладе сами не пошли бы учиться на военных. Уже одно это заставляет задуматься.

Часто условием занятия определённой воинской должности является прохождение доподготовки. Обычно она ничего не даёт и представляет собой череду беспробудных пьянок с другими «повышающими» квалификацию офицерами. Реально доподготовка есть не что иное, как пустая формальность. Большинство прибывших для её прохождения уже имеют реальный опыт работы по данной должности, им требуется просто формальное основание быть назначенными на такую должность. Если же опыта нет, офицеру в этом диком калейдоскопе пьянок вперемешку с занятиями удаётся усвоить только отдельные моменты, комплексного же законченного знания он не получает. Его он получит уже будучи на должности, в процессе повседневной работы.

В целом, можно констатировать чрезвычайно слабую подготовку кадров в вооружённых силах. Но не следует слишком драматизировать на этот счёт. Современная военная подготовка достаточна для использования устаревшей техники, адекватна ей. Обучение методам ведения боевых действий также соответствует потребностям общества: войскам даётся так называемая «контртеррористическая» подготовка, ориентированная на проведение локальных операций. На этом я останавливался в главе, посвящённой контрактникам.

Власти пытаются параллельно сохранить и внедрить высокоточное и высокоэффективное вооружение. Информации о качестве подготовки военнослужащих для его использования и планирования операций с его применением у меня нет. Разве что можно сослаться на книги Максима Калашникова , где он констатирует очень слабый уровень такой подготовки и говорит о том, что поколение советских высших офицеров, умевших планировать и претворять в жизнь грандиознейшие операции планетарного масштаба, умирает, не оставляя достойных преемников. Современных высших офицеров не учат воевать с лучшими армиями планеты с комплексным применением новейших вооружений. Я так понимаю, что советские офицеры учились этому не в военных вузах, а на практике, передавая свой реальный опыт преемникам. Теперь этот институт преемства разрушается.

Что касается собственно оперирования высокоэффективным современным вооружением, то очевидно, что через преемство опыт его использования передать невозможно в виду незначительного (годичного) срока службы срочников. Власти пытаются найти панацею в контрактниках, но, как было показано выше, они вряд ли оправдают ожидания. В результате неопытным командирам глобальных операций придётся командовать неопытными же исполнителями.

Важнейшей проблемой военного образования в России стала модернизация системы подготовки офицерских кадров. В обучение и воспитание курсантов военных училищ были внесены изменения. Но до сих пор добавляются новые разделы, все время расширяется перечень плановых тем. При этом в программах много ненужного, в то время как многие вопросы остаются за рамками обучения.

Разумная инициатива не должна быть наказуема

Ни одной программой военного обучения не предусмотрена выработка у будущих офицеров инициативы, умения генерировать собственные варианты решения . Конечно, знать основополагающие закономерности, принципы и правила ведения боевых действий нужно, но очень часто командирам в бою приходится принимать решения, полагаясь исключительно на свою сообразительность.

Учебный процесс – это тоже искусство, для которого требуются талантливые люди

Воспитанию инициативы и самостоятельности офицеров уделялось пристальное внимание с момента образования регулярной русской армии . Офицерам предоставлялась инициатива в действиях сообразно «случаю» и «обыкновению» противника. За «нерассуждение» в бою офицер подвергался суровому наказанию. Особо подчеркивалось, что в воинском Уставе «порядки писаны, а времен и случаев нет», поэтому в военных действиях нужно иметь «рассуждение», сообразуясь с обстоятельствами, а не держаться Устава, «яко слепой стены».

К сожалению, эти способности офицерами стали понемногу утрачиваться. «После войны на оперативно-тактических занятиях и учениях было принято говорить, что решение того или иного командира соответствует или не соответствует требованиям устава , – свидетельствует генерал армии Гареев. – Но решение по определенной задаче не может и не должно соответствовать уставам или иным теоретическим положениям. Оно может быть жизненным только в том случае, если учитывает все оттенки сложившихся условий, соответствует конкретной обстановке и обеспечивает наиболее эффективное выполнение поставленной задачи

Самый страшный враг рационального военного искусства – это шаблон и догматизм. Сила военного искусства – в творчестве, новаторстве, оригинальности, а следовательно, в неожиданности решений и действий для противника ».

Будущему офицеру нужны фундаментальные знания истории военного искусства. Но не для возведения в ранг догм, а для осмысления и творческого приложения к современным условиям. Хотя классические теории войны в разработках Сунь-цзы, Вегеция, Макиавелли, Клаузевица, Свечина, Гарта и требуют адаптации к нынешней эпохе, фундаментально они остаются справедливыми. Логика войны и стратегического мышления столь же универсальна и бесконечна, как и сама человеческая природа.

Курсанты военных училищ должны получать такие знания, которые давали бы им возможность в короткий срок освоить любую военную специальность . Учитывая, что концепция вооруженной борьбы и военная техника кардинально меняется в течение 5–10 лет, будущий офицер должен уметь учиться, самостоятельно овладевать знаниями.

Пример в этом показал Александр Суворов, который к 20 годам самостоятельно изучил и досконально знал все походы Македонского, Ганнибала, Цезаря, Конде и других известных тогда полководцев. В дальнейшем он освоил семь иностранных языков, в том числе турецкий и финский, прекрасно овладел математикой и другими науками. И не проиграл ни одного сражения.

В военном вузе педагоги должны делать все возможное, чтобы курсанты напрочь забыли школьную подготовку в виде «натаскивания» на сдачу ЕГЭ . Будущих офицеров необходимо учить мыслить самостоятельно, а не готовить из них начетчиков, как это делается в школе. Курсантов необходимо ориентировать на самостоятельный поиск нужного решения проблемных вопросов, а не на умение находить нужный вариант из представленного их набора.

Большую помощь в развитии творческого мышления оказывает изучение естественно-научных дисциплин, и прежде всего математики и информатики. В основе всех концепций вооруженной борьбы будущего лежит использование информационных технологий. Поэтому без знания информатики, без умения применять алгоритмические методы решения задач оптимального планирования и управления невозможно становление будущего командира. Каждый курсант должен проводить расчеты с использованием электронных таблиц, работать с базами данных, создавать алгоритмы и писать программы на языках программирования высокого уровня.

Немаловажную роль в становлении будущего командира играет изучение гуманитарных наук, в первую очередь педагогики и психологии. От командира требуется умение убеждать людей.

Боевая, политическая и физическая подготовка

Важнейшее значение имеет боевая подготовка . Основной метод обучения должен быть наглядный, а не словесный, как в большинстве военных вузов в настоящее время. Основное учебное время должно быть отведено на показ и отработку практических действий – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, но еще лучше – один раз сделать, чем сто раз увидеть.

Для качественной подготовки необходимы постоянные стажировки курсантов в воинских частях. В настоящее время стажировка проводится лишь на последнем году обучения курсантов. В результате после окончания училища офицеры нуждаются в дополнительной подготовке и адаптации к особенностям службы в воинской части. Стажировка в воинских частях по окончании каждого курса в военном вузе будет способствовать не только более качественной подготовке будущих офицеров, но и позволит командирам воинских частей заранее подобрать резерв для замещения вакантных офицерских должностей.

Кроме того, тесное взаимодействие военных вузов с воинскими частями позволяет решить многие проблемы в обучении и воспитании курсантов. К сожалению, этот огромный потенциал большинство военных вузов не использует.

Не менее важной является политическая подготовка . На всем протяжении истории русской армии офицеров пытались вовлечь в политику, привлечь на свою сторону, исходя из разнообразных убеждений и верований.

Царская власть запретила офицерам обращаться к политике. При производстве в офицеры давалась подписка следующего содержания (текст ее так и оставался неизменен до 1917 года): «Я, нижеподписавшийся, даю сию подписку в том, что ни к каким масонским ложам и тайным обществам, Думам, Управам и прочим, под какими бы названиями они ни существовали, я не принадлежал и впредь принадлежать не буду, и что не только членам оных обществ по обязательству, чрез клятву или честное слово не был, да и не посещал и даже не знал об них, и чрез подговоры вне лож, Дум, Управ, как об обществах, так и о членах, тоже ничего не знал и обязательств без форм и клятв никаких не давал ».

Такие клятвы пагубно сказались на политической подготовке офицеров и были одной из причин растерянности офицерского корпуса в ходе событий Февраля–Октября 1917 года. Политическое размежевание офицеров стало возможным лишь как следствие их политического невежества, а их практические действия нередко определялись сложившейся политической конъюнктурой, а не идейными позициями.

«Погоня за оставлением армии вне политики и общественных взглядов представляется ныне не чем иным, как плодом канцелярских мудрствований », – утверждал царский генерал-майор Владимир Воронецкий, до июля 1916 года возглавлявший штаб 13-го армейского корпуса.

Роль политической подготовки офицерского корпуса обусловливается следующими обстоятельствами .

Во-первых , армия является инструментом власти. Офицерский корпус не может блуждать в политических потемках: он должен быть политически просвещен и сопричастен к тем государственным задачам, которые решает власть. Офицер должен быть активным носителем государственной и национальной идеи.

Во-вторых , политическая подготовка войны, политический аспект самой войны требуют высокой политической квалификации не только высшего, но и старшего и младшего офицерства.

В-третьих , сама война требует от офицера умения управлять и направлять энергию масс на достижение победы, а без идеологии справиться с этой задачей невозможно.

В-четвертых , попытки политических партий использовать офицерство в борьбе за власть, требуют не только политической бдительности, но и политической прозорливости, умения за действиями отдельных партий, групп и лиц видеть общее благо государства.

В-пятых , офицерство следует рассматривать, как важнейший кадровый резерв государства.

Поэтому важнейшим направлением обучения курсантов военных училищ должна стать политическая подготовка. При этом политическая подготовка курсантов есть нечто большее, чем просто сумма занятий и семинаров. Это – сложный и многогранный методический комплекс, позволяющий решать многие вопросы становления будущего офицера. Просто информировать о политических вопросах – лишь полдела. Необходимо вступать в дискуссию по спорным положениям. Лишь тогда будущий офицер станет компетентным в принятии политических решений и сможет убеждать и воспитывать военнослужащих срочной службы, которые могут быть членами различных политических партий и движений.

Сейчас физическое здоровье российских граждан значительно снизилось. Опыт чеченских войн показал слабый уровень физической подготовки и многих офицеров Вооруженных сил. Об уровне подготовки солдат и вообще не стоит говорить. Поэтому в военных училищах необходимо заняться вопросами укрепления и поддержания здоровья курсантов . Большую пользу принесло бы включение в программу обучения занятий боевыми искусствами. Такие программы есть в Китае, Корее, Японии. Был такой опыт и у нас, когда, например, бокс входил в программу суворовских училищ, а дзю-дзюцу – юнкерских училищ.

Изучение боевых искусств способствует также воспитанию собранности, внимательности, умению не упускать из виду детали, проникать в замыслы противника . Используемые в боевых искусствах методы психофизического воспитания употребляются и с целью развития определенных морально-волевых качеств, навыков саморегуляции, позволяющих противостоять стрессам и перегрузкам военной службы. Занятия боевыми искусствами способствуют развитию активности, целеустремленности.

Нас учат те, кого мы выучили сами

Определяющая роль в подготовке будущих офицеров принадлежит руководству . К сожалению, Департамент образования Минобороны РФ, когда его возглавляла Екатерина Приезжева, сделал немало для развала . Ликвидировали многие военные академии и вузы, в семь раз сократили профессорско-преподавательский состав. Перешли на трехуровневую болонскую систему, что повлекло снижение качества подготовки (кстати, министр обороны генерал армии Сергей Шойгу ее уже отменил).

Важнейшую роль в подготовке будущих офицеров играют преподаватели военных училищ. При этом уровень подготовки самих преподавателей за последние годы резко снизился . Это связано с отсутствием у некоторых преподавателей боевого опыта, а порой и службы в войсках. Один мой знакомый по военному училищу прошел «боевой путь» от лейтенанта до полковника, сидя за одним столом в одном помещении и обучая курсантов уставам Вооруженных сил. Другой сослуживец по Военной академии при написании кандидатской диссертации по эксплуатации боевого ракетного комплекса ходил в Центральный музей Вооруженных сил, чтобы посмотреть, как этот комплекс выглядит вживую.

Поэтому имеет смысл проводить ротацию офицеров-преподавателей и офицеров из войск , направляя первых в длительную командировку в войска для обновления и пополнения знаний, а наиболее подготовленных офицеров из войск откомандировывать в военные училища на преподавательскую работу. Например, в США после войны в Персидском заливе получившие боевой опыт офицеров были направлены на преподавательскую работу в Университет национальной обороны, военные колледжи и учебные центры в фортах Ливенворт, Нокс, Бенин и другие.

В наших гражданских вузах сейчас больше времени уделяется изучению фундаментальных наук, а узкоспециальные дисциплины выносятся в программу специальных курсов и семинаров. Это способствует тому, что каждый студент может сделать выбор в изучении специальных дисциплин, сообразуясь со своими способностями и наклонностью, что дает выпускникам базу для овладения любой специальностью по профилю вуза.

Такой опыт, думается, полезен и для Минобороны. Увеличение времени на изучение фундаментальных наук за счет некоторого сокращения узкоспециальных дисциплин и более гибкое их распределение способствовали бы скорейшему росту числа военных специалистов, используемых в различных областях деятельности.