Федеральное государственное бюджетное учреждение. Пути совершенствования геоинформационного обеспечения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения 85 цели региональной системы мониторинга земель

Россия располагает огромными земельными ресурсами, являющимися национальным богатством страны, однако используются они крайне неэффективно. Во многих регионах уровень негативного воздействия на земли достиг критического значения. Реальна угроза полного истощения и загрязнения земель, играющих роль важнейшего средства производства.

Особое место в системе наблюдений за состоянием и использованием земель должно быть отведено получению достоверной и своевременной информации об их качестве посредством применения современных технологий и методов дистанционного зондирования, позволяющей обеспечить тематическое картографирование изменений качества земель, своевременно производить анализ, оценку и прогноз проявления основных негативных процессов на землях, разрабатывать и принимать меры по их предотвращению и устранению, систематически вести государственный мониторинг земель для получения необходимых данных, включаемых в государственный земельный кадастр, получать объективную характеристику земельного фонда страны, вести государственную оценку земель, определять земельные платежи с учетом состояния качества земель и решать другие задачи, обеспечивающие государственную безопасность страны.

Наличие полной и достоверной информации -- важнейший фактор при принятии любых управленческих решений. Помимо ведущей роли в государственном управлении земельными ресурсами информация о состоянии и использовании (в том числе об истории использования) земель необходима для информационного обеспечения рынка земель, а также для целей государственного земельного кадастра при определении кадастровой стоимости. Недостаток информации о свойствах земли как приобретаемого товара, качественная характеристика которого является определяющей, приведет к неоправданному занижению (либо завышению) стоимости земельных участков, создаст многочисленные прецеденты для возникновения судебных споров в соответствии с существующим земельным и экологическим законодательством.

Следует особо отметить актуальность рассмотрения проблем национальной безопасности, относящихся к состоянию и использованию земель России.

Система мониторинга предполагает работу с большими массивами разнообразной информации, включающими различные данные: по структуре региона, гидрометеорологических измерений, о концентрациях вредных веществ в окружающей среде; по итогам картографирования и аэрокосмического зондирования, о результатах биологических исследований и др.

Программой определены следующие цели и задачи:

Стратегическая цель: Обеспечение рационального и эффективного использования земель в Российской Федерации

Первая задача. Совершенствование государственного регулирования землеустройства в Российской Федерации.

Задача 2. Совершенствование системы государственного мониторинга земель. Срок реализации программы: 2002-2008

В рамках указанной Федеральной целевой программы в регионах должны быть разработаны и реализованы региональные программы совершенствования государственного мониторинга земель и регулирования землеустройства для:

Своевременного выявления изменений состояния земель, оценки этих изменений, прогноза и выработки рекомендаций о предупреждении развития негативных процессов и об устранении их последствий;

обеспечения оборота земель, рационального использования земель и их охраны;

Информационного обеспечения заинтересованных лиц и органов власти информацией о состоянии и использовании земель.

Выполнение данной задачи характеризуется следующими показателями:

Фактическое выполнение запланированных объемов работ по изучению состояния и использования земель в процентах к плану;

Увеличение общей площади изученности состояния земель (в процентах к базовому году).

В 2004 году общая площадь изученности состояния земель составляла 60753,1 тыс. гектара. К 1 января 2009 году размер данной площади увеличится до 72 753,1 тыс. гектара. График работы по данному направлению показан на рисунке 3.2. Увеличение общей площади изученности использования земель (в процентах к базовому году).

Рис. 3.2.

В 2004 году общая площадь изученности земель составляла 114668,3 тыс. гектара. К 1 января 2009 года размер данной площади увеличится до 137 602,3 тыс гектара. График работы по данному направлению представлен на рисунке 3.3.

Рис. 3.3.

В 2004 году площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов составляла 16206 тыс. га. К 1 января 2009 года размер данной площади увеличится до 17826 тыс. га. График работы по данному направлению представлен на рисунке 3.4.

Рис. 3.4.

На выполнение данной задачи будет задействованы сотрудники Управления мониторинга земель, землеустройства и территориального планирования центрального аппарата Агентства, сотрудники территориальных органов Агентства, сотрудники подрядных организаций.

В рамках региональных программ можно предложить осуществлять следующие мероприятия:

Техническое оснащение структур, обеспечивающих сбор, обработку и анализ материалов и данных;

Техническое оснащение фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства и мониторинга земель;

Разработка методик и нормативно-технических документов;

Выполнение аэро- и космических съёмок;

Мониторинг состояния и использования различных категорий земель;

Обеспечение функционирования сети полигонов;

Осуществление почвенных, геоботанических и иных специальных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

Оценка качества земель

Разработка схем по использованию и охране земель;

Анализ информации и прогноз изменения состояния и использования земель;

Создание и обновление базовых карт земель (в т.ч. ортофотопланов, цифровых и электронных версий);

Создание и обновление тематических карт и атласов состояния и использования земель (в т.ч. цифровых и электронных версий);

Разработка проектов перераспределения земель сельскохозяйственного назначения;

Зонирование межселенных территорий;

Формирование баз данных ГМЗ;

Информационное обеспечение заинтересованных лиц и органов власти;

20) Проектирование АС ГМЗ;

21) Разработка программного обеспечения АС ГМЗ;

22) Подготовка и переподготовка специалистов;

23) Методологическое обеспечение.

Основные показатели реализации программ показаны в приложении 2.

В рамках региональных программ необходимо осуществлять:

Формирование инфраструктуры пространственных данных кадастра объектов недвижимости; создание цифровой (картографической) основы кадастра, мониторинга и землеустройства;

Выполнение работ выявлению изменений состояния земель и иных объектов недвижимости, оценка этих изменений;

Информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, кадастра объектов недвижимости, землеустройства, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель;

Обеспечение граждан информацией о состоянии земель;

Иные функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства.

Выполнение данной задачи должно характеризоваться следующими показателями:

фактическое выполнение запланированных объемов работ по изучению состояния и использования земель в процентах к плану;

увеличение общей площади изученности состояния земель (в процентах к базовому году).

В 2004 году общая площадь изученности состояния земель в России составляла 60 753,1 тыс. гектар. Реализация мероприятий по совершенствованию государственного мониторинга земель позволит к 1 января 2009 года размер данной площади увеличить до 72 753,1 тыс. гектар.

График работы по данному направлению представлен в табл.3.1.

Таблица 3.1 Увеличение общей площади изученности состояния земель РФ

В 2004 году общая площадь изученности использования земель составляла 114 668,3 тыс. гектар. К 1 января 2009 года размер данной площади должен увеличится до 137 602,3 тыс. гектар. График работы по данному направлению представлен в табл. 3.2.

Таблица 3.2 Увеличение общей площади изученности использования земель

В 2004 году площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов составляла 16 206 тыс. гектар. К 1 января 2009 года размер данной площади должен увеличится до 17 826 тыс. гектар. График работы по данному направлению представлены в табл.3.3.

Таблица 3.3 Увеличение площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов

На выполнение данной задачи должны быть задействованы сотрудники Управления мониторинга земель, землеустройства и территориального планирования центрального аппарата федерального агентства кадастра и объектов недвижимости, сотрудники территориальных органов Агентства, сотрудники подрядных организаций.

На современном этапе социально-экономического развития России земля в рамках Гражданского Кодекса РФ отнесена к недвижимости, вовлекается в оборот и приобретает свойства товара. В целях объективного определения налогооблагаемой, залоговой и кадастровой стоимости земельных участков необходимо иметь базовую и оперативную кадастровую информацию о состоянии земель по показателям плодородия, экологическим характеристикам и критериям, которые необходимы для реализации целевого назначения и разрешенного использования земель.

Особое место должны занять в стране работы, направленные на получение объективной и достоверной информации о качестве и экономическом состоянии земель. Цивилизованный оборот земли необходимо обеспечить стартовой информацией о качестве и экономическом состоянии земель, вести наблюдения для своевременного выявления их изменений и принятия мер по предупреждению и устранению негативных процессов на землях, обеспечению их рационального использования и охраны.

Особое место в системе наблюдений за состоянием и использованием земель должно быть отведено получению достоверной и своевременной информации об их качестве посредством применения современных технологий и методов дистанционного зондирования, позволяющей обеспечить тематическое картографирование изменений качества земель, своевременно производить анализ, оценку и прогноз проявления основных негативных процессов на землях, разрабатывать и принимать меры по их предотвращению и устранению, систематически вести государственный мониторинг земель для получения необходимых данных, включаемых в государственный земельный кадастр, получать объективную характеристику земельного фонда страны, вести государственную оценку земель, определять земельные платежи с учетом состояния качества земель и решать другие задачи, обеспечивающие государственную безопасность страны.

Наличие полной и достоверной информации - важнейший фактор при принятии любых управленческих решений. Помимо ведущей роли в государственном управлении земельными ресурсами информация о состоянии и использовании (в том числе об истории использования) земель необходима для информационного обеспечения рынка земель, а также для целей государственного земельного кадастра при определении кадастровой стоимости. Недостаток информации о свойствах земли как приобретаемого товара, качественная характеристика которого является определяющей, приведет к неоправданному занижению (либо завышению) стоимости земельных участков, создаст многочисленные прецеденты для возникновения судебных споров в соответствии с существующим земельным и экологическим законодательством.

Система мониторинга предполагает работу с большими массивами разнообразной информации, включающими различные данные:

  • -по структуре региона, гидрометеорологических измерений, о концентрациях вредных веществ в окружающей среде;
  • -по итогам картографирования и аэрокосмического зондирования, о результатах биологических исследований.

Программой определена стратегическая цель - это обеспечение рационального и эффективного использования земель в Российской Федерации. Содержит следующие задачи:

  • 1. Совершенствование государственного регулирования землеустройства в Российской Федерации.
  • 2. Совершенствование системы государственного мониторинга земель.

В рамках указанной Федеральной целевой программы в регионах должны быть разработаны и реализованы региональные программы совершенствования государственного мониторинга земель и регулирования землеустройства для:

  • -своевременного выявления изменений состояния земель, оценки этих изменений, прогноза и выработки рекомендаций о предупреждении развития негативных процессов и об устранении их последствий;
  • -обеспечения оборота земель, рационального использования земель и их охраны;
  • -информационного обеспечения заинтересованных лиц и органов власти информацией о состоянии и использовании земель.

Выполнение данной задачи характеризуется следующими показателями:

  • -фактическое выполнение запланированных объемов работ по изучению состояния и использования земель в процентах к плану;
  • -увеличение общей площади изученности состояния земель

Россия располагает огромными земельными ресурсами, являющимися национальным богатством страны, однако используются они крайне неэффективно. Во многих регионах уровень негативного воздействия на земли достиг критического значения. Реальна угроза полного истощения и загрязнения земель, играющих роль важнейшего средства производства.

Особое место в системе наблюдений за состоянием и использованием земель должно быть отведено получению достоверной и своевременной информации об их качестве посредством применения современных технологий и методов дистанционного зондирования, позволяющей обеспечить тематическое картографирование изменений качества земель, своевременно производить анализ, оценку и прогноз проявления основных негативных процессов на землях, разрабатывать и принимать меры по их предотвращению и устранению, систематически вести государственный мониторинг земель для получения необходимых данных, включаемых в государственный земельный кадастр, получать объективную характеристику земельного фонда страны, вести государственную оценку земель, определять земельные платежи с учетом состояния качества земель и решать другие задачи, обеспечивающие государственную безопасность страны.

Наличие полной и достоверной информации - важнейший фактор при принятии любых управленческих решений. Помимо ведущей роли в государственном управлении земельными ресурсами информация о состоянии и использовании (в том числе об истории использования) земель необходима для информационного обеспечения рынка земель, а также для целей государственного земельного кадастра при определении кадастровой стоимости. Недостаток информации о свойствах земли как приобретаемого товара, качественная характеристика которого является определяющей, приведет к неоправданному занижению (либо завышению) стоимости земельных участков, создаст многочисленные прецеденты для возникновения судебных споров в соответствии с существующим земельным и экологическим законодательством.

Следует особо отметить актуальность рассмотрения проблем национальной безопасности, относящихся к состоянию и использованию земель России.

Система мониторинга предполагает работу с большими массивами разнообразной информации, включающими различные данные:

· по структуре региона, гидрометеорологических измерений, о концентрациях вредных веществ в окружающей среде;

· по итогам картографирования и аэрокосмического зондирования, о результатах биологических исследований.

Программой определена стратегическая цель – это обеспечение рационального и эффективного использования земель в Российской Федерации. Содержит следующие задачи:

1. Совершенствование государственного регулирования землеустройства в Российской Федерации.

2. Совершенствование системы государственного мониторинга земель. Срок реализации программы: 2002-2008 г.г.

В рамках указанной Федеральной целевой программы в регионах должны быть разработаны и реализованы региональные программы совершенствования государственного мониторинга земель и регулирования землеустройства для:

· своевременного выявления изменений состояния земель, оценки этих изменений, прогноза и выработки рекомендаций о предупреждении развития негативных процессов и об устранении их последствий;

· обеспечения оборота земель, рационального использования земель и их охраны;

· информационного обеспечения заинтересованных лиц и органов власти информацией о состоянии и использовании земель.

Выполнение данной задачи характеризуется следующими показателями:

· фактическое выполнение запланированных объемов работ по изучению состояния и использования земель в процентах к плану;

· увеличение общей площади изученности состояния земель (в процентах к базовому году).

В 2004 году общая площадь изученности состояния земель составляла 60753,1 тыс. гектара. К 1 января 2009 году размер данной площади увеличится до 72 753,1 тыс. гектара. Увеличение общей площади изученности использования земель (в процентах к базовому году).

В 2004 году общая площадь изученности земель составляла 114668,3 тыс. гектара. К 1 января 2009 года размер данной площади увеличится до 137 602,3 тыс гектара.

Увеличение площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов.

В 2004 году площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов составляла 16206 тыс. га. К 1 января 2009 года размер данной площади увеличится до 17826 тыс. га.

На выполнение данной задачи будет задействованы сотрудники Управления мониторинга земель, землеустройства и территориального планирования центрального аппарата Агентства, сотрудники территориальных органов Агентства, сотрудники подрядных организаций.

В рамках региональных программ можно предложить осуществлять следующие мероприятия:

· Техническое оснащение структур, обеспечивающих сбор, обработку и анализ материалов и данных;

· Техническое оснащение фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства и мониторинга земель;

· Разработка методик и нормативно-технических документов;

· Выполнение аэро- и космических съёмок;

· Мониторинг состояния и использования различных категорий земель;

· Обеспечение функционирования сети полигонов;

· Осуществление почвенных, геоботанических и иных специальных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

· Оценка качества земель

· Разработка схем по использованию и охране земель;

· Анализ информации и прогноз изменения состояния и использования земель;

· Создание и обновление базовых карт земель (в т.ч. ортофотопланов, цифровых и электронных версий);

· Создание и обновление тематических карт и атласов состояния и использования земель (в т.ч. цифровых и электронных версий);

· Разработка проектов перераспределения земель сельскохозяйственного назначения;

· Зонирование межселенных территорий;

· Формирование баз данных ГМЗ;

· Информационное обеспечение заинтересованных лиц и органов власти;

· Проектирование АС ГМЗ;

· Разработка программного обеспечения АС ГМЗ;

· Подготовка и переподготовка специалистов;

· Методологическое обеспечение.

В рамках региональных программ необходимо осуществлять:

· формирование инфраструктуры пространственных данных кадастра объектов недвижимости; создание цифровой (картографической) основы кадастра, мониторинга и землеустройства;

· выполнение работ выявлению изменений состояния земель и иных объектов недвижимости, оценка этих изменений;

· информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, кадастра объектов недвижимости, землеустройства, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель;

· обеспечение граждан информацией о состоянии земель;

· иные функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства.

Выполнение данной задачи должно характеризоваться следующими показателями:

1. фактическое выполнение запланированных объемов работ по изучению состояния и использования земель в процентах к плану;

2. увеличение общей площади изученности состояния земель (в процентах к базовому году).

В 2004 году общая площадь изученности состояния земель в России составляла 60 753,1 тыс. гектар. Реализация мероприятий по совершенствованию государственного мониторинга земель позволит к 1 января 2009 года размер данной площади увеличить до 72 753,1 тыс. гектар.

График работы по данному направлению представлен в табл.1.

Таблица 1 Увеличение общей площади изученности состояния земель РФ

В 2004 году общая площадь изученности использования земель составляла 114 668,3 тыс. гектар. К 1 января 2009 года размер данной площади должен увеличится до 137 602,3 тыс. гектар. График работы по данному направлению представлен в табл. 2.

Таблица 2 Увеличение общей площади изученности использования земель

В 2004 году площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов составляла 16 206 тыс. гектар. К 1 января 2009 года размер данной площади должен увеличится до 17 826 тыс. гектар. График работы по данному направлению представлены в табл. 3.

Таблица 3 Увеличение площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов

На выполнение данной задачи должны быть задействованы сотрудники Управления мониторинга земель, землеустройства и территориального планирования центрального аппарата федерального агентства кадастра и объектов недвижимости, сотрудники территориальных органов Агентства, сотрудники подрядных организаций.

На современном этапе социально-экономического развития России земля в рамках Гражданского Кодекса РФ отнесена к недвижимости, вовлекается в оборот и приобретает свойства товара. В целях объективного определения налогооблагаемой, залоговой и кадастровой стоимости земельных участков необходимо иметь базовую и оперативную кадастровую информацию о состоянии земель по показателям плодородия, экологическим характеристикам и критериям, которые необходимы для реализации целевого назначения и разрешенного использования земель.

Особое место должны занять в стране работы, направленные на получение объективной и достоверной информации о качестве и экономическом состоянии земель. Цивилизованный оборот земли необходимо обеспечить стартовой информацией о качестве и экономическом состоянии земель, вести наблюдения для своевременного выявления их изменений и принятия мер по предупреждению и устранению негативных процессов на землях, обеспечению их рационального использования и охраны.


Заключение

Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В заключение работы важно отметить, что в результате осуществления мониторинга земель собирают оперативную информацию о негативных изменениях, происходящих в земельном фонде и его отдельных категориях, что является основой для ведения земельного кадастра, оценки эколого-экономической ущербов (рисков), планировании природоохранных мероприятий.

Так же необходимо упомянуть о том, что углубление земельной реформы в России вызывает необходимость дальнейшего совершенствования правового механизма охраны почв как природного ресурса, внесения соответствующих поправок в природоохранительное, земельное и административное законодательство, укрепления судебной системы и усиления государственного земельного контроля.


Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. "Конституция Российской Федерации" от 12 декабря 1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7 - ФКЗ) // СПС Консультант Плюс

2. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 12.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012) // СПС Консультант Плюс

3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О государственном кадастре недвижимости" // СПС Консультант Плюс

4. Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ (ред. от 21.12.2009) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" // СПС Консультант Плюс

5. Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) "Об информации, информатизации и защите информации" // СПС Консультант Плюс

7. Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель" // СПС Консультант Плюс

8. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 N 1292-р "Об утверждении Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020" // СПС Консультант Плюс

9. Распоряжение Росаэронавигации от 23.05.2008 N 91-р "Об объявлении Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" // СПС Консультант Плюс

Монографии, учебные пособия, статьи из периодических изданий

10. Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. Земельное право России. – М.: Юрайт. – 2012. – 416 с.

11. Ерофеев Б.В. Земельное право России: учебник. – М.: Юрайт. – 2012. – 688 с.

12. Земельное право. Учебник для вузов. / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: «Норма». – 2009.

13. Земельное право. Учебник для вузов. / Под ред. В.Х. Улюкаева. – М.: «Былина». – 2011.

14. Земельное право России. Учебник для юридических вузов. / Под ред. В.В. Петрова. – М.: «Инфра-М». – 2008.

15. История отечественного государства и права. Учебник для вузов. / Под ред. О.И. Чистякова. Ч.1.,Ч.2. – М.: «Инфра-М». – 2010.

16. Мельникова Б.Б. Разработка теоретических основ создания космического мониторинга с целью обеспечения оперативной информацией ГИС городского земельного кадастра (мониторинг озелененных территорий) / Е.Б. Мельникова // Известия высших учебных заведений.Геодезия и аэрофотосъемка. – 2006. – №4. – С.91-104.

17. Мясоутова Г.Х. Приобретение земельных участков для производственных нужд: юридическое оформление и учет / Г. X. Мясоутова // Бухгалтерский учет. – 2008. – №8. – С.8-14.

18. Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности: (Из Постановления Правительства РФ от 03.04.2008 №234) // Строй-инфо. – 2008. – № 8. – С.25-26.

19. Принципы построения систем мониторинга / Е. Король // Высотные здания. – 2008. – №5. – С. 123-125.

20. Сидорин А.М. Современное жилище: Часть вторая Градостроительные предпосылки создания доступного, достаточного и адекватного жилища / А. М. Сидорин // Архитектура и строительство России. – 2008. – № 2. – С.3-17.

21. Сладкопевцев С.А. Космический мониторинг в решении проблем городского земельного кадастра / С. А. Сладкопевцев, С. Л. Дроздов // Известия высших учебных заведений.Геодезия и аэрофотосъемка. – 2006. –№3. – С.77-82 .

22. Современное землеустройство в России: совершенствование законодательной базы: Постатейный комментарий федерального закона "О землеустройстве" в последней редакции // Библиотечка "Российской газеты". – 2008. – №19. – С. 3-126.

23. Сулин М.А. Основы землеустройства: Учеб. пособие для студ.вузов / Сулин М.А. – СПб.: Лань. – 2002. – 127с.

24. Сыродоев Н.А. Земельное право. Курс лекций. – М.: Проспект. – 2011. – 368 с.

25. Тихомиров М.Ю. Земельные участки. Новые правила образования и изменения границ. – М.: Издание Тихомирова М.Ю. – 2011. – 51 с.


Земельное право России. Учебник для юридических вузов. / Под ред. В.В. Петрова. – М.: «Инфра-М». – 2008. С. 198.

Земельное право. Учебник для вузов. / Под ред. В.Х. Улюкаева. – М.: «Былина». – 2011. С. 78.

Ерофеев Б.В. Земельное право России: учебник. – М.: Юрайт. – 2012. С. 203.

Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) "Об информации, информатизации и защите информации" // СПС Консультант Плюс

Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель" // СПС Консультант Плюс

Земельное право. Учебник для вузов. / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: «Норма». – 2009. С. 68.

Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель" // СПС Консультант Плюс

Принципы построения систем мониторинга / Е. Король // Высотные здания. – 2008. – №5. – С. 123-125.

Земельное право России. Учебник для юридических вузов. / Под ред. В.В. Петрова. – М.: «Инфра-М». – 2008. С. 45.

Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. Земельное право России. – М.: Юрайт. – 2012. С. 115.

Земельное право. Учебник для вузов. / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: «Норма». – 2009. С. 98.

Мельникова Б.Б. Разработка теоретических основ создания космического мониторинга с целью обеспечения оперативной информацией ГИС городского земельного кадастра (мониторинг озелененных территорий) / Е.Б. Мельникова // Известия высших учебных заведений.Геодезия и аэрофотосъемка. – 2006. – №4. – С.91.

Земельное право России. Учебник для юридических вузов. / Под ред. В.В. Петрова. – М.: «Инфра-М». – 2008. С. 102.

УДК 528.91:004:332 И.А. Гиниятов, А.Л. Ильиных СГГА, Новосибирск ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В статье рассмотрены возможности совершенствования геоинформационного обеспечения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. I.A. Giniyatov, A.L. Ilyinykh Siberian State Academy of Geodesy (SSGA) 10 Plakhotnogo Ul, Novosibirsk, 630108, Russian Federation THE WAYS OF IMPROVING GIS DATAWARE FOR AGRICULTURAL LAND MONITORING Different ways of improving GIS dataware for agricultural lands monitoring are described. Почвенный покров, особенно сельскохозяйственных угодий, подвержен деградации и загрязнению, теряет устойчивость к разрушению, способность к восстановлению свойств и, в частности, плодородия. В настоящее время по-прежнему в большинстве субъектов Российской Федерации продолжается снижение плодородия почв, ухудшается состояние земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства . В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации на всей территории страны осуществляется ведение государственного мониторинга земель, который представляет собой систему наблюдений за состоянием земель Российской Федерации и является частью государственного мониторинга окружающей среды . Государственный мониторинг земель служит для выявления всех изменений, связанных с состоянием и использованием земель, оценки и прогнозирования этих изменений, а также разработки, на основе полученных сведений, рекомендаций по рациональному управлению территориями, устранению негативных влияний, связанных с природными и антропогенными процессами. Круг задач и предметная область мониторинга земель определяются «Положением об осуществлении государственного мониторинга земель» : Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и рекомендации по предупреждению и устранению последствий негативных процессов; Информационное обеспечение деятельности по ведению государственного кадастра недвижимости, осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства; Обеспечение граждан информацией о состоянии земель; Хранение систематизированной информации в государственном фонде материалов и данных мониторинга земель. Рациональное и эффективное использование земель не может осуществляться без наличия своевременной и достоверной информации. Поэтому основная функция мониторинга земель, как системы, заключается в обновлении информации о состоянии и использовании земель. Кроме того, информация мониторинга земель может быть использована для целей земельного контроля и земельного законодательства. При такой постановке вопроса функции мониторинга земель расширяются и могут быть распространены на задачи контроля состояния посевов, лесной растительности и водных объектов. Основой осуществления государственного мониторинга земель, как метода информационного обеспечения государственного кадастра недвижимости, организации структур и технологий сбора, хранения и использования, получаемых при этом сведений, служит Федеральный закон «Об информатизации, информатике и защите информации» № 24-ФЗ от 20.02.1995 г. . При организации и проведении мониторинга земель сельскохозяйственного назначения отмечается недостаточность решений следующих вопросов: Недостаточная открытость и оперативность системы мониторинга для внесения изменений о состоянии и пространственном положении земель; Слабая координация планов и программ создания и обновления информационных систем на различных уровнях (местном, региональном и федеральном); Локальность и поэтапность обновления информации; Дороговизна внедрения высоких технологий получения, обработки, хранения и передачи обновляемой информации о землях. В качестве инструмента геоинформационного обеспечения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения авторами была выбрана автоматизированная информационная система мониторинга земель сельскохозяйственного назначения (АИС МЗ). При этом должно осуществляться обеспечение ее необходимой информацией, включение в систему средств поиска, получения, хранения, накопления, передачи, обработки информации, организация баз (банков) данных . Информационное обеспечение мониторинга земель подразумевает предоставление необходимой информации для решения его конкретных задач. В этой связи, геоинформационное обеспечение мониторинга земель сельскохозяйственного назначения в каждом отдельном случае занимается информацией о конкретно рассматриваемом пространстве. Поэтому в качестве основной особенности геоинформации следует выделить ее цифровую форму, поскольку она формируется, сохраняется, преобразуется и используется компьютерной средой. Объектом деятельности по геоинформационному обеспечению мониторинга земель сельскохозяйственного назначения является информация о геопространстве – геоинформация. Именно сбор геоинформации о землях сельскохозяйственного назначения, ее преобразование и использование для получения результатов позволят получить актуальную и своевременную информацию для лиц, принимающих решения в сфере управления земельными ресурсами АПК в целом. Результатами геоинформационного обеспечения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения являются непосредственно геоинформация, модели геопространства и пространственные решения, а также картографические изображения . Процесс геоинформационного обеспечения мониторинга земель сельскохозяйственного обеспечения заключается в сборе, получении, преобразовании и интеграции геоинформации о землях сельскохозяйственного назначения, моделировании геопространства, пространственном анализе, подготовке пространственных решений по функционированию сельскохозяйственной территории или преобразованию геопространства, а также в предоставлении результатов по запросам потребителей информации. В качестве основных направлений совершенствования геоинформационного обеспечения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения можно выделить следующие: Внедрение современного программного обеспечения, способного учесть насущные потребности разработки и эксплуатации ГИС и АИС на этапах сбора геоинформации, преобразования проекций и систем координат, моделирования пространственных объектов, пространственного анализа; Разработка ГИС и АИС, способных осуществлять межведомственный обмен информацией и интеграцию в существующие кадастровые системы; Организация интерактивного информационного обеспечения на основе интернет-ресурсов; Создание автоматизированной информационной системы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, включающей в себя необходимую атрибутивную информацию и геоинформацию о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения (например, о состоянии почвенного покрова, о состоянии окружающей природной среды), дополненную информацией о недвижимом имуществе и людских ресурсах, необходимую для принятия управленческих решений в сфере АПК. Одним из путей совершенствования геоинформационного обеспечения территорий предлагается разработанная база геопространственных данных АИС МЗ. База геопространственных данных о состоянии территории строится на основе сведений, поступающих из различных источников и, в том числе, баз данных организаций, занимающихся регулярными или периодическими наблюдениями за состоянием и использованием земель сельскохозяйственного назначения: Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Министерства сельского хозяйства (Минсельхоз), Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), Федеральной службы государственной статистики (Росстат), Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), сети Интернет и других, как показано на рис. 1. Росреестр Росгидромет Минсельхоз Росимущество БД АИС МЗ Интернет Росприроднадзор Росстат Рис. 1. Источники сведений о состоянии территории База данных содержит все необходимые сведения о состоянии земельных ресурсов, необходимые и достаточные для принятия управленческих решений в сфере земельных отношений. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Российская Федерация. Правительство. Об одобрении концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 30 июля 2010 г. № 1292-р. – Режим доступа: Консультант Плюс. – Загл. с экрана. 2. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2010 г.). – Режим доступа: Гарант. – Загл. с экрана. 3. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 28 ноября 2002 г. № 846. – Режим доступа: Консультант Плюс.- Загл. с экрана. 4. Российская Федерация. Законы. Об информатизации, информатике и защите информации [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 24-ФЗ от 20.02.1995 г. (с изм. от 10 января 2003 г.). – Режим доступа: Гарант. - Загл. с экрана. 5. Гиниятов, И.А., Ильиных А.Л. К вопросу о создании автоматизированной информационной системы для целей управления территориями агропромышленного комплекса [Текст]/ И.А. Гиниятов, А.Л. Ильиных// Геодезия и картография. – 2008.- №2. – С. 51-53. 6. Гиниятов, И.А., Ильиных А.Л. Концептуальная модель автоматизированной информационной системы для целей управления агропромышленного комплекса [Текст] / И.А. Гиниятов, А.Л. Ильиных// ГЕОСибирь-2008. Т. 2: Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью. Ч. 1: сб. материалов IV Междунар. науч. конгр. «ГЕО-Сибирь2008», 22–24 апр. 2008 г., Новосибирск.– Новосибирск: СГГА, 2008. – С. 129131. 7. Гиниятов, И.А., Ильиных А.Л. Выбор системы показателей автоматизированной информационной системы мониторинга земель для целей управления агропромышленным комплексом [Текст] / И.А. Гиниятов, А.Л. Ильиных // ГЕО-Сибирь-2009: сб. материалов V междунар. науч. конгресса «ГЕО-Сибирь-2009» Новосибирск, 20–24 апреля 2009 г. – Новосибирск: СГГА, 2009.– Т.3 ч.2. - С. 165-169 8. Гиниятов, И.А., Ильиных А.Л. Особенности систематизации и интеграции информации при разработке автоматизированной информационной системы мониторинга земель для целей АПК [Текст]/ И.А. Гиниятов, А.Л. Ильиных // ГЕО-Сибирь-2010. Т. 3. Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью. Ч. 1: сб. материалов VI междунар. науч. конгресса «ГЕО-Сибирь-2010», 19–29 апреля 2010 г., Новосибирск.– Новосибирск: СГГА, 2010.– С. 241-245 9. Карпик, А.П. Методологические и технологические основы геоинформационного обеспечения территорий [Текст]: Монография/ А.П. Карпик. – Новосибирск: СГГА, 2004.– 260 с. И.А. Гиниятов, А.Л. Ильиных, 2011