Где сейчас готовят военных финансистов. Подготовка военных финансистов и особенности профессии. Особенности будущей профессии

Фото: Татьяна Шевцова, заместитель министра обороны Российской Федерации.

Указом Президента России в перечень профессиональных праздников и памятных дней введен День Финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно указу, отмечать этот праздник военные финансисты будут ежегодно 22 октября.
Появлению Указа предшествовала кропотливая работа с архивными документами, благодаря чему удалось дополнить историю возникновения и формирования армейских финансовых органов, а также по-новому оценить вклад военных финансистов в повышение обороноспособности страны. Именно 22 октября, в 1918 году, приказом Реввоенсовета Республики (РВСР) впервые в истории армии и флота было принято положение о финотделе и введен в действие юридический документ о самостоятельном финансовом органе. Выход этого приказа был связан с тем, что в связи с отказом от добровольческого принципа комплектования Красной армии и переходом к строительству регулярной армии, надо было отказаться от различных внебюджетных источников финансового обеспечения добровольческих отрядов и организовывать финансовое обеспечение регулярных частей и соединений полностью за счет государственного бюджета.
На Финансовый отдел при РВСР было возложено обеспечение необходимыми кредитами фронтов и отдельных армий и казначейское обслуживание армии. Финансовому отделу пришлось выполнять свои функции в условиях экономической разрухи и обесценивания денег. В ходе Гражданской войны функции Финансового отдела расширялись в соответствии с обстановкой. Так, на отдел было возложено управление и руководство всеми полевыми казначействами, осуществление финансового контроля и другие функции. При формировании Финансового отдела при РВСР и Положения о нем были определены два принципиально новых обстоятельства. Первое: устанавливалось, что должности финансовых работников комплектуются лицами командно-начальствующего состава. До этого периода, в царской армии, финансовые органы комплектовались военными чиновниками. В послереволюционные годы это было связано с необходимостью подчинения системы финансирования людям, принимающим присягу на верность новой власти наравне с другими представителями командно-начальствующего состава. Второе: определялась «встроенность» системы финансового обеспечения (также как и других систем обеспечения) в штатную организацию войск и звеньев управления и в их повседневную деятельность. Это было связано с особыми условиями боевой деятельности, необходимостью выполнения задач войсками в любых условиях обстановки и обеспечения их самостоятельности.
Финансовая служба Красной Армии под руководством Финансового отдела при РВСР в 1918-1920 годах выполнила свои обязанности, накопив богатейший опыт мобильного реагирования на быстро меняющиеся экономические и военные обстоятельства, и заложила определенные основы для организации финансового обеспечения дальнейшего совершенствования Вооруженных Сил страны. В период строительства Красной Армии с 1921 по 1941 год укреплялось положение финансовой службы. 1921-1936 годы - это период практики самообслуживания войск, при которой большое значение имели внутренние источники финансирования. А в предвоенные годы войска перешли на строгое бюджетное финансирование. В 30-е годы при возрастании роли финансовой службы совершенствовались все системы управления, были изданы Положения о финансовом хозяйстве (1936, 1938, 1940 годов), Положение о финансовом контроле (1936 года и от 4 апреля 1941 года), Положение о денежном довольствии военнослужащих и пенсионном обеспечении, специальный приказ о мерах по переходу финансовой службы на обеспечение войск в условиях войны. Когда читаешь эти документы, то понимаешь, что основные подходы по организации финансового обеспечения войск, заложенные в них, актуальны и сегодня.
В период Великой Отечественной войны вместе с основной задачей по бесперебойному обеспечению боевой деятельности войск встала и очень важная задача - добиться, путем внедрения жесткого режима экономии, высокой эффективности использования военных ассигнований. Учреждение Дня финансово-экономической службы можно считать государственным признанием вклада военных финансистов и ветеранов Великой Отечественной войны в дело укрепления обороноспособности страны, а также данью уважения к нашим ветеранам, сумевшим построить эффективную систему финансирования армии и флота, - подчеркнула заместитель министра обороны России Татьяна Шевцова. - 22 октября у нас будет еще один повод, чтобы встретиться с нашими заслуженными специалистами, поздравить их, вспомнить тех, кого уже с нами нет. Современное поколение военных финансистов настроено сохранять и преумножать традиции службы, накопленные за десятилетия достойной работы в интересах государства». Военные расходы тогда составляли 51 процент государственного бюджета, и была поставлена задача: экономить на всем.
В годы Великой Отечественной войны военным финансистам удалось создать механизм, обеспечивший мобилизацию экономических ресурсов государства и перестройку его экономики на военные рельсы, организовать грамотное планирование бюджетных расходов. Ключевым вопросом стало обеспечение бесперебойного финансирования потребностей фронта. Достаточно сказать, что через финансовую систему армии и флота в тот период прошло более половины всех бюджетных расходов страны! С первых дней войны был введен в действие порядок финансового планирования и финансирования на военное время. Квартальное планирование потребностей в денежных средствах уступило место месячному. В соответствии с требованиями военного времени была скорректирована структура финансовых органов войскового звена, в частности, в составе фронтов и армий были созданы финотделы. «Хозяйство» начфина полка было крайне аскетичным: небольшая металлическая шкатулка для хранения денег, деревянный ящик для финансовых документов, а также полевая сумка с денежной книгой и контрольной книжкой. Организация финансирования действующей армии проводилась одновременно с налаживанием их кассового и расчетного обслуживания. Были сформированы полевые учреждения Госбанка: во фронтах - конторы, в армиях - отделения, в соединениях - кассы.
При этом значительные объемы финансирования приходились на военные поставки: до трети всех расходов по смете Наркомата обороны. Интересно, что качество работы военных финансистов в те годы оценивалось еще и по уровню безналичных расчетов. Были введены аттестаты офицерскому составу на семьи, организована подписка на госзаймы, взносы в фонды обороны. На специалистов финансовых служб возлагались и задачи по учету трофейных ценностей и иностранной валюты, которые оприходовались по актам комиссий воинских частей. О качестве работы финансовой службы Красной Армии в годы войны красноречиво свидетельствуют воспоминания тогдашнего министра финансов Арсения Зверева: «Располагая крупными средствами, Финуправление Наркомата обороны имело такие резервы, которых не было даже у Наркомфина. Но оно никогда не цеплялось за них, а подходило к делу по-государственному. В этом отношении контакт между мною и Хотенко (начальник Финуправления Наркомата обороны) был полным. Если Наркомат финансов сталкивался с затруднениями (а в войну это, естественно, не раз случалось), я твердо знал, что, обратясь в Финансовое управление Наркомата обороны, я встречу содействие».
Вклад военных финансистов в обеспечение Победы был по достоинству оценен государством. 95 процентов офицеров финансовой службы армии и флота были награждены орденами и медалями. В первые послевоенные годы, когда страна направляла колоссальные ресурсы на восстановление разрушенного войной народного хозяйства, перед армией и флотом была поставлена задача: развивать и использовать возможности экономики Вооруженных Сил. Отсюда - ускоренное развитие различных направлений экономики Вооруженных Сил (строительное, промышленное и сельскохозяйственное производства, военная торговля, внутреннее хозяйство войск и т.п.) и соответственно - усиление роли финансовой службы Министерства обороны и постепенное превращение ее в финансово-экономическую.
В годы «холодной войны», когда реформирование Вооруженных Сил осуществлялось в сторону усиления ракетно-ядерной составляющей, численность армии и флота была увеличена почти до пяти миллионов человек, что повлекло неизбежное освоение необжитых северных, восточных и южных территорий. Эти обстоятельства поставили войска в такие условия, которые требовали развития своего собственного внутреннего хозяйства, самостоятельных служб обеспечения, в т.ч. и финансовых. Это же и повлекло за собой широкое развитие сети полевых банков.
Система финансового обеспечения Вооруженных Сил совершенствовалась вместе с изменениями их боевого состава, военной и социальной инфраструктуры. Войска должны заниматься решением своей основной задачи - достижением высокой боевой готовности. Поэтому сегодня все функции материального и финансового обеспечения выведены из боевого эшелона и сосредоточены в территориальных органах. Этим решается не только задача повышения мобильности и боевой готовности войск, но и возможности наиболее эффективного использования человеческих ресурсов, внедрения современных средств анализа, технических новшеств и, конечно, экономии финансовых ресурсов.
Такая система финансового обеспечения войск (сил) уже показала свои преимущества и соответствует избранной стратегии строительства Вооруженных Сил России. Сегодня в основу системы финансового обеспечения положен территориально-отраслевой принцип. Финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил осуществляется через территориальные финансовые органы и отраслевые распорядители: это военные учебно-научные центры и ведущие военно-медицинские учреждения, которые имеют свои финансовые органы.
Оптимизированы уровни доведения бюджетных средств до получателей и участников бюджетного процесса, реализован принцип оперативной подчиненности руководителей территориальных финансовых органов командующим войсками военных округов. При этом из обязанностей командиров исключены задачи по финансовому обеспечению подразделений.
Расчеты с личным составом войскового звена переведены в Единый расчетный центр Минобороны России. Созданная система финансового обеспечения войск (сил) обеспечивает прозрачность финансовых потоков и позволяет решать задачи по своевременному и полному финансированию воинских формирований в различных условиях обстановки, в том числе при решении внезапно возникающих задач. Отвечая на угрозы и вызовы своей безопасности, Россия развернула широкомасштабную модернизацию Вооруженных Сил.
Объективно это долгосрочный и весьма дорогостоящий процесс. И от того как эффективно будут потрачены средства федерального бюджета напрямую зависит национальная безопасность Российской Федерации. В свою очередь высокий уровень военной безопасности уже самим фактом своего наличия гарантирует стабильность хозяйственной системы, безопасность инвестиций в российскую экономику и уверенность людей в завтрашнем дне.

Военные финансы есть часть системы военно-экономических отношений, складывающихся в процессе создания, распределения и использования стоимости совокупного военного продукта, формирования у субъектов военно-экономической деятельности фондов денежных средств, необходимых для обеспечения военной безопасности государства.

Основными функциями военных финансов являются:

распределительная функция военных финансов (проявление объективно присущих финансам внутренних свойств в процессе распределения стоимости совокупного военного продукта путем образования и использования фондов денежных средств целевого назначения);

контрольная функция (заключается в том, что военное финансы обладают свойствами количественно (через фонды денежных средств) отображать процесс производства, распределения и потребления совокупного военного продукта, благодаря чему их движение «сигнализирует» о пропорциях распределения совокупного военного продукта, фор-мировании доходов в сфере оборонно-промышленного комплекса, об имеющих место отклонениях и нарушениях, что позволяет систематически контролировать складывающиеся в военной экономике стоимостные пропорции).

Поговорим о влиянии устойчивости финансовой системы на обеспечение военно-экономических потребностей.

Денежными средствами, выделяемыми из государственного бюджета на оборону страны, оплачиваются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, боевая техника, вооружение, боеприпасы, военное имущество, продовольствие, поступающие в Вооруженные Силы. Они должны покрывать потребности войск в материально- технических средствах для ведения боевых действий, способствовать развитию производственных предприятий Министерства обороны, удовлетворять потребности военнослужащих в денежном довольствии, рабочих и служащих - в заработной плате.

Можно выделить две основные функции системы финансового обеспечения военной безопасности государства:

первая играет роль ограничителя, индикатора экономических возможностей государства. Особенно наглядно эта функция проявляется в период формирования и утверждения федерального бюджета;

вторая функция состоит в том, что через финансовые категории опосредуются военная и военно-техническая политика государства. Например, опыт ведения боевых действий в Дагестане и Чечне показал необходимость закупки более эффективных, современных боеприпасов, систем электронной разведки и оповещения, систем подавления электронной разведки противника, средств ночного видения, а также, что очень важно, эффективных средств индивидуальной защиты.

Военно-финансовая политика в решающей мере реализуется в военно-бюджетной политике и базируется на таких принципах, как:

соответствие выделяемых финансовых ресурсов задачам, стоящим перед Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами по обеспечению обороны и военной безопасности страны, а также текущим и долгосрочным планам и программам военного строительства;

максимально возможная открытость бюджета военной организации государства;

жесткий контроль за целевым использованием финансовых средств на всех уровнях военно-хозяйственной деятельности.

Военно-экономическая политика государства представляет собой закрепленную в нормативных и правовых актах систему взглядов, а также мероприятий и отраслей оборонно-промышленного комплекса по организации и использованию финансов в интересах военной безопасности страны.

Военно-финансовая политика включает предусмотренную за-конодательством систему форм и методов мобилизации военно- финансовых ресурсов, их распределения и использования в интересах поддержания обороноспособности страны.

На содержании военно- финансовой политики сказывается то, что она производна, с одной стороны, от экономической и финансовой, а с другой - от оборонной и военно-экономической политики. Вследствие этого содержание военно- финансовой политики весьма многогранно. Его составляет деятельность государства, структур военной организации, оборонных отраслей, предприятий и учреждений по выработке научно обоснованной концепции развития военных финансов, определению основных направлений их использования на перспективу и текущий период, формированию и осуществлению программы практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Основным инструментом реализации военно-финансовой политики является военный бюджет, под которым понимается централизованный фонд денежных средств, находящихся в распоряжении правительства и предназначенных для финансирования подготовки и ведения вооруженной борьбы.

Являясь основным источником финансирования строительства Вооруженных Сил, а также проведения других мероприятий в военной сфере, военный бюджет играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности государства.

Наиболее общей категорией, которая характеризует усилия госу-дарства по обеспечению военной безопасности, являются военные расходы. В федеральном бюджете раздел «Национальная оборона» предусматривает главным образом расходы на содержание Вооруженных Сил. Но не менее ресурсоемкими являются и бюджетные статьи, обес-печивающие финансирование других компонентов военной безопасности России. Так, почти половину - 46% от общего числа военнослужащих и приравненных к ним лиц содержат так называемые другие войска, воинские формирования и органы. Кроме того, предусмотрены зна-чительные расходы, обусловленные военной деятельностью государства, например, мобилизационная подготовка, конверсия оборонной промышленности, утилизация и уничтожение вооружений. К расходам, сопутствующим военной деятельности государства, следует отнести оплату процентов за пользование кредитом коммерческих банков, которая производится за счет расходов федерального бюджета на обслуживание внутреннего долга.

Таким образом, суммарные военные расходы включают в себя оборонные и прочие расходы, сопутствующие им; расходы на содержание войск и воинских формирований различного назначения, расходы оборонной промышленности и др.

Как отдельный документ военный бюджет в России не составляется. Поэтому практически единственным официальным документом, отражающим финансирование военных усилий государства в соответст-вии с бюджетным кодексом РФ, является федеральный бюджет, включая его закрытую часть.

Основными методологическими принципами формирования обо-ронного бюджета в современных условиях являются:

принцип приоритетности (предполагает обязательное выделение финансирования во всех областях жизнедеятельности ВС РФ исходя из потребности сбалансированности их развития);

принцип вариантности (предусматривает различные альтернативы строительства ВС РФ);

принцип сбалансированности (предполагает гармоничное развитие всех компонентов ВС РФ);

принцип программно-целевого планирования (позволяет увязывать цели и задачи военного строительства и ресурсы для решения важнейших задач);

принцип максимально допустимой прозрачности оборонного бюджета (вытекает из необходимости контроля расходов на военные цели различными структурами, а также международными организациями).

Таким образом, из вышеизложенного следует, что формирование оборонного бюджета в общем случае и в условиях осуществления военного строительства в России представляет собой сложную комплексную задачу.

Re: В армии восстанавливают сокращенные военные финансовые органы и службы
« Ответ #555: 27 Апрель 2014 21:04:38 »

Цитировать
"В 2010г. в результате "реформ" перевелся в Военный университет, где до настоящего времени преподаю военным финансистам (выпуски все уменьшаются, но ваша ветка дает надежду на востребованность нашей работы)."

Ну есть же НЕПОТОПЛЯЕМЫЕ люди.... avacyi Училища НЕТ, специальности и должностей таких в армии НЕТ, а вы там что-то кому-то преподаете... avacyi Что новенького в области финансового обеспечения слышно??
« Последнее редактирование: 28 Апрель 2014 09:32:12 от BiBiCiФИН »

Факт, что в Военном универститете выпускают военных финансистов - это правда. Но немного и для нужд других силовых ведомств. Не знаю насчет того, будет-ли выпуск в 2014 году, но в 2012 году самолично видел, как не смог призваться в одну из в/ч ФСО опытный финансист из-за того, что Московское управление уже назначило выпускника Военного универститета. А впоследствии данного выпускника я видел вживую. В 2013г. со слов знакомых в ВВ (кстати закончивших еще ЯВВФУ и ЯФЭА), что выпускники в 2013г у них приходили. В 3 командование ВВС и ПВО в 2012 г приходили выпускники, правда на должности мобистов (даже была одна представительница слабого пола).

Из всего перечисленного в ветке я понимаю можно сделать вывод:
1) в начале апреля на коллегии сказали военным финансистам быть, правда на следующей коллегии данный вопрос не поднимался???
2) в ГРУ с 1 апреля ввели должности военных финансистов???
3) в Крыму оставили военных финансистов из числа "местных"
4) ???

Цитата: 62209 от 09 Май 2014 01:51:00
Ходят слухи, что у Шевцовой есть конкретные предложения для МО по введению финансистов от бригады и выше (даты разные - 1 июля, 1 декабря). Только вот чем они будут заниматься не ясно. ЕРЦ и УФО все остается как было.

Так она своего теперь не отдаст ни за какие коврижки. Это равносильно росписи в своей несостоятельности как руководителя. ЕРЦ и УФО - ее детища. Значит ее вина что в финансах (_*_) творится.

З.Ы. хотя ясно что я Омерике никому не открыл - это так и есть)

Цитата: nachfin526 от 09 Май 2014 17:45:29
Надеюсь с 1 июня уже начнут двигать новую систему, а так бы хотелось узнать по подробней, нет не у кого телефона Щевцовой позвоните уточните уже что и как;D

В ТырНете поищите, мож найдете) тогда и с остальными инфой поделитесь;D

Всем доброго времени суток. Разговаривал с другом, проходит службу на Черноморском. Говорит стоит держать руку на пульсе, есть решение о восстановлении. Конкретно что и как по другим направлениям не в курсе, но в Севасе они назначены.

А с каким ВУС выпускались последние года?
- выпуск 2014 г. с ВУС 3101013

И куда едете служить, если не секрет?
- МО, ВВ и другие структуры.

До тех пор, пока Шевцова, Панков и иже с ними при должностях, толку в финансовой сфере не будет! Ибо, как сказал классик: "У нас фраза - "я вами руководил и буду за всё отвечать" произносится только по частям, и двумя разными людьми"... А офицеры-финансисты служить из запаса пойдут, если они государевы люди...

Приходит на ум старый бородатый анекдот...
В публичный дом клиенты ходить престали.Уже и кровати новые ставили, и обои переклеивали, интерьер меняли…Пошли к мудрецу. Тот подумал и сказал:
- Да вам не кровати, вам бл...ей менять надо.

ВУС 3101013 - старый финиковский ВУС, ранее с ним выпускали будующих ПК по ФЭР - НФС части, их вроде бы отменяли, видимо опять возродили
- Не знаю, как насчет 3101013, а 310101 - это извечно наш коренной ВУС..
- Наш ВУС - 310101. А седьмая цифирька "3", добавленная к нему, указывает только на уровень образования, необходимый для занятия конкретной должности. В данном случае, этот уровень - военный институт (по-старому - военное училище).
- Только академический ВУС, кажется, был с 2 на конце, а не с 5 как написал ув. Al_Solo
- Седьмая цифра - только в штатах, напротив наименования должности офицера. 7-я цифра говорит о том, какое образование должно быть у Иванова И.И., чтоб он мог занять эту должность. Если в штате эта цифра 3, то Иванову достаточно закончить ЯВВФУ или быть призванным из запаса с родственным гражданским экономическим образованием. А вот если цифра 2, то Иванову надо иметь высшее военное образование ("Академию"), чтоб он имел право занять должность.
При этом у самого Иванова в личном деле будет значиться ВУС, состоящий только из шести цифр, поскольку 7-я цифра - это принадлежность к должности, а не к человеку.

Постоянно общаюсь и с командирами воинских частей, и с офицерами, и с гражданским персоналом. Ради собственного интереса провел опрос по несколько человек из всех категорий личного состава. Вопрос был такой: "если бы вы могли выбрать для себя финансовый орган для своего финансового обеспечения что бы вы выбрали 1) ЕРЦ 2) УФО 3)финансовый орган воинской части?" Из опрошенных 12 командиров (воинские звания опрашиваемых от г/м-ра до п/п-ка) СЕМЬ сказали, что их вполне устраивает УФО, а 5 хотели бы вернуть старые финансовые органы. А от рядового к/с до полковника (не командиров отдельных в/ч) все в один голос заявили, что хотят общаться с родными финансистами в родной части. А таких я опросил с пол сотни человек. Надо отметить, что и командиры выбирая УФО приследовали личные интересы(не надо отвечать за сохранность и т. п.) У меня на сегодняшний момент нет личной заинтересованности в какой либо структуре (предельный возраст наступил на днях), но из имеющегося опыта многолетней службы военным финансистом и исходя из реалий нынешней ситуации в МО я бы оставил ЕРЦ, сформировал ФРП при в/частях, а УФО оставил бы по только по округам.

Цитата: nachfin526 от 29 Июль 2014 11:58:39
Из всех ваших постов я делаю вывод что вы работник УФО и так старательно доказываете что финансисты не нужны, а что УФО собственно говоря сделало??? Что может УФО того что не может финансист? Я не пойму вас что военный финансист обижал? Финансисты столько не воровали сколько вы!!! Вас всех надо разогнать.
Уважаемый nachfin526 если вы были внимательны то я никогда не скрывал, что сегодня я являюсь работником УФО. Более того могу Вам сказать что имею стаж работы в финансовых органах частей на различных должностях более 15 лет и меня обидеть очень трудно. На сегодняшний день проблем перейти с гражданской должности на должность военного у меня нет, как и противопоказаний к восстановлению в армии. В данном случае я рассматриваю возможность своего восстановления в армии и перспектив зачем данная должность нужна и чем я там буду заниматься, я делаю соответствующие выводы, для себя и делюсь ими на форуме. Если вы опишите круг задач которые может исполнять финансист в части в данных условиях, мне будет приятно с Вами провести обоюдно полезную дискуссию. А в настоящее время, когда все шаги от планирования снабжения части до проведения госзакупок, выплата ДД и прочих выплат военнослужащим, а так же выплаты ГП, изьяты из ведения части и переданы в ОСК, ЕРЦ и УФО. А так же учитывая наличие подготовленного персонала в частях, смысла возвращения должностей финансовых работников в штат части не больше чем просто присутствие в части очень уважаемого, но абсолютно бесполезного свадебного генерала.
Изменятся условия и круг обязанностей, то смысл наверное будет. Поживем увидим.
А насчет воровства и пора всех разогнать - это Вас наверное УФО обидело. Поверьте в некоторых частях воровали несравненно больше. А отжимали и "решали" с командирами. Все перечислять, можно занять половину форума. Поэтому если я Вас обидел своим заключением, то это лично мое мнение и если Вы с ним не согласны я Вам его не навязываю. chect_imeu

ВОЕННЫЕ ФИНАНСИСТЫ

Финансисты Вооруженных Сил СССР носили в годы войны на петлицах эмблему - серебристую звезду меж двух пучков колосьев. Эти люди ведали теми большими средствами, которые волею партии и народа постоянно выделялись из бюджета страны на финансовое обеспечение Вооруженных Сил.

Еще в 1940 году было образовано финансовое управление при Наркомате обороны, возглавленное генерал-лейтенантом интендантской службы Я. А. Хотенко.

Хорошие кадры финработников Красная Армия получила еще до войны. В 1932 году военно-финансовая служба была выделена как самостоятельная, и вплоть до 1941 года работали окружные курсы интендантов. В 1936 году военный факультет Ленинградского финансового института выпустил первый отряд специалистов. Такие же кадры готовила Харьковская военно-хозяйственная академия. В сухопутных частях, авиации и на флоте была создана стройная система сметно-бюджетного финансирования. Провели ряд неотложных мероприятий по финансированию капитального военного строительства, оборонной промышленности, финансовому контролю, пенсионному обеспечению и налаживанию денежного довольствия военнослужащих.

В годы войны структура финансового ведомства в основном себя оправдала, хотя некоторая перестройка оказалась неизбежной. В июне 1941 года фронтам и военным округам было ассигновано 4,7 миллиарда рублей. Расходы же составили только 3 миллиарда. Уже в 1942 году финорганы РККА справились с исполнением сметы Наркомата обороны. В следующем году был существенно уточнен порядок финпланирования. Лимиты остатков бюджетных средств регулярно пересматривались. Так, лимит, определенный с 1 августа 1942 года для Западного фронта в 5,5 миллиона рублей, с 1 января 1943 года был установлен в 4 миллиона, то есть со снижением, поскольку главные боевые операции развернулись в других районах. Юго-Западному фронту снизили цифру с 2 миллионов до 0,6 миллиона; Донскому фронту - с 2,5 миллиона до 0,8 миллиона; Ленинградскому фронту повысили с 4,5 миллиона до 6 миллионов рублей.

Одновременно проводилась огромная работа по режиму экономии и снижению цен на боевую технику. Финуправление НКО действовало здесь в теснейшем контакте с Наркоматом финансов СССР. Объединенные усилия принесли, на мой взгляд, исключительные результаты. Удалось вследствие одного лишь умелого пересмотра калькуляции цен на изделия и разумной экономии материалов для оборонных заводов сохранить для государства 50,3 миллиарда рублей - гигантская сумма, равная расходам за 138 дней войны!

В марте 1942 года заместитель Председателя СНК СССР А. И. Микоян подверг критике слабое изучение финорганами себестоимости оборонных изделий. Действительно, различным предприятиям за одинаковую продукцию Наркомат обороны платил по-разному. Допускались даже явно завышенные цены. А бюджет страдал. Образованный в составе финуправления НКО отдел цен и калькуляции взялся наладить дело. Перетряхнули все калькуляционные ведомости. Специально командированные люди прямо на предприятиях вникали в производство и выясняли, откуда берется разница в ценах и как распространить на заводах опыт лучших? И вот результат: только за 1942 год экономия составила 9,7 миллиарда рублей. Самыми «щедрыми» оказались предприятия танковой промышленности, и ее руководству пришлось выслушать и принять к сведению немало справедливых замечаний. Производство танков непрерывно росло. В мае 1942 года численность танков и самоходно-артиллерийских установок в РККА достигала 4960, в июле 1943 года- 9920, а в январе 1945 года - уже 12900. Так что военные калькуляторы старались не зря - точность и экономия при таком росте имели первостепенное значение.

Финуправление НКО стремилось не только сберечь народную копейку, но и потратить ее наиболее целесообразно. Весьма разумным было, например, предложение ввести повышенные денежные оклады военнослужащим ударных армий, а также снайперам, пулеметчикам, минометчикам, дополнительно оплачивать ночные вылеты летчиков и т. п. Иными словами, предложения шли по линии материального стимулирования боевой работы. И в этом нет ничего зазорного. Всем ясно, что поступками воинов двигали прежде всего высокие чувства долга и патриотизма. Однако разве одно мешает другому? Любой, скажем, рабочий, старательно повышая свои трудовые показатели, думает о пользе для дела. Тем не менее в материальном его поощрении заключены стимулы улучшения работы. Тем более это оправдано в боевой обстановке, где каждый умело вложенный в дело рубль оборачивался спасением жизней советских граждан и сохранением народного достояния.

Особой стороной финансовой работы военных лет было обеспечение семей генералов, офицеров и сверхсрочников денежными аттестатами. В условиях перемещения войсковых масс на большие расстояния часто случалось, что военнослужащие утрачивали связь со своими семьями, особенно если те были эвакуированы. Между тем ежегодные выплаты по аттестатам достигали 6 миллиардов рублей. Финуправление НКО проявило хорошую инициативу и с завидной оперативностью составило огромную картотеку, в которой были указаны все лица, имевшие право на аттестаты, и адреса их семей. Офицер мог отправить краткие сведения о семье прямо в ФУ НКО, а уж оно становилось посредником и не только пересылало денежный документ по назначению, но и помогало разбросанным по фронтам и тылу людям находить свои семьи. По запросам командного состава РККА было сообщено 174 тысячи адресов.

Немалые сложности довелось преодолеть при упорядочении пенсионной работы. До 1942 года пенсионное обеспечение входило в ведение отделов кадров военных округов. Но война показала, что этот порядок себя не оправдал.

Действительно, инвалидам и другим получавшим пенсии лицам приходилось ехать отовсюду в штаб округа, да порою не один раз. Вспомним, как это было трудно тогда - переполненный транспорт, хлопоты с пропусками для проезда в различные зоны и т. д.

Однажды приходит ко мне Я. А. Хотенко и советуется: куда направить докладную записку, в ЦК ВКП(б) или в Совет Министров СССР?

Какую записку? - спрашиваю.

С предложением передать пенсионные дела из округов в ведение местных военкоматов.

Читаю текст. Да, разумное предложение. Я тоже подписал его и направил в Совнарком. Вскоре у А. И. Микояна состоялось небольшое совещание по этому вопросу. Главное управление кадров Наркомата обороны почему-то было против перемены, но аргументировать свою позицию не сумело. После этого предложению быстро был дан ход. Назначать пенсии для военнослужащих и их семей стали финуправление НКО и его органы на местах. Все изменилось к лучшему, ибо никому не нужно было теперь ехать дальше райвоенкомата.

В целом численность пенсионеров, обеспечиваемых через НКО, возросла за военные годы в 18 раз. Государственные же расходы на соответствующие пенсии увеличились в 1945 году по сравнению с 1940 годом в 96 раз.

Немало забот и хлопот доставили дела, связанные с валютной интервенцией фашистов на территории СССР. В первые же дни Великой Отечественной войны, когда нам пришлось отступать, грабители сумели наложить лапу на советские денежные средства, захваченные в сберкассах и банках. Кроме того, большую сумму денег они собрали при массовых обысках у населения. Они вывезли в Германию около 4 миллиардов рублей советской валюты. Некоторую ее часть оккупанты использовали для снабжения засылавшихся к нам шпионов и диверсантов.

Враг пытался подорвать нашу экономику и вызвать инфляцию заброской к нам крупных партий фальшивых рублей. Гитлеровский Рейхсбанк заставлял всех своих соучастников по грабежу передавать им советские деньги. Эта «операция», конечная цель которой заключалась в изъятии рублей из обращения и навязывании оккупационных марок, имела обратный результат. После победы обнаруженные Красной Армией в Рейхсбанке наши деньги были оприходованы и полностью возвращены законному владельцу - Советскому Союзу.

Что касается обращения немецких денег на временно оккупированной территории, то они не сумели вытеснить наш рубль. Вынужденно используя оккупационную марку, поскольку, естественно, выдачи зарплаты в рублях там не производилось, советские граждане берегли уцелевшие у них рубли. По многочисленным свидетельствам лиц, переживших оккупацию, если нужно было совершить на «черном рынке» важную покупку и продавец не хотел брать за товар немецкие марки, покупатель, оглянувшись, доверительно сообщал: «Заплачу советскими».

Мы же, в свою очередь, не забывали о необходимости наносить удар по врагу не только оружием, но и экономическим путем: наши партизаны и подпольные центры на оккупированной территории специально снабжались советскими деньгами. Правительство СССР выделило для этой цели особый фонд.

Вот какими делами занимались в годы войны финансисты с погонами. Командуя миграцией финансовых средств по военным каналам, они не покладая рук трудились во имя великого дела приближения победы.

С изгнанием захватчиков граждане СССР принимались за восстановление разрушенного врагом хозяйства. Советские деньги снова стали единственными, законными, полновластными. А что стало с оккупационными марками? Их выбрасывали в хлам. Разве только нумизматы оставили один-два образца для своих коллекций…

Но этот коротенький рассказ о людях в погонах был бы все же неполным, если не упомянуть о незаурядном личном мужестве, проявленном многими военнослужащими с серебристой звездой и колосьями на петлице. Широко известен подвиг начфина полка капитана В. Ступина. Следуя на передовую для выплаты бойцам денежного довольствия, он внезапно попал в фашистскую засаду, однако не растерялся и вступил в неравный бой. Будучи раненным несколько раз подряд, Ступин тем не менее мужественно продолжал поединок, убил трех врагов, а одного даже взял в плен и сумел доставить его по назначению. Начфин дивизии техник-интендант 1-го ранга А. Атласов во время наступления нашего соединения заметил в глубине вражеского расположения брошенные фашистами трофеи. Быстро осмотрев их, он обнаружил в полевой конторе немецкого банка крупные ценности.

Организовав под сильным обстрелом охрану трофеев, отважный и предприимчивый офицер передал затем государству ценностей на 370 тысяч рублей. О подобных фактах фронтовая и центральная печать писала очень широко.

Каков же общий итог деятельности советских финансовых органов в военное время? Ответ может быть один: все военные потребности страны были обеспечены необходимыми средствами, а госбюджет СССР уже с 1944 года имел заметное превышение доходов над расходами. За этой короткой фразой - напряженнейший труд всего советского народа, в том числе финансовых работников.

Из книги Повседневная жизнь Парижа в Средние века автора Ру Симона

Международные финансисты и королевские казначеи Париж давал временный приют иностранцам, явившимся вести дела, переводить деньги в столицу. Разумеется, здесь были итальянцы, поставившие свои знания и навыки на службу монарху, в частности уроженцы Лукки и Сиены, весьма

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Банкиры и финансисты Аббатства, особенно в раннее Средневековье, были наиболее важными финансовыми центрами. Все в них предрасполагало к подобной роли: относительно солидные капиталы, которыми они владели, авторитет и доверие, которыми они пользовались, их

Из книги Хетты. Разрушители Вавилона автора Гёрни Оливер Роберт

2. ВОЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ Сезон военных кампаний приходился на весенние и летние месяцы; зимним операциям препятствовали обильные снегопады на Анатолийском плоскогорье. Ежегодно с наступлением весны рассматривались знамения, и если они предвещали удачу, то царь отдавал

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

Финансисты-алхимики В XV веке в Западной Европе уже появились люди, которых с полным правом можно отнести к той социальной категории, которую мы называем финансовой олигархией. Прежде всего мы уже встречаем банкиров - как известных по имени, так и анонимных (в этой связи

Из книги Осторожно, история! Мифы и легенды нашей страны автора Дымарский Виталий Наумович

Военные во власти 16 февраля 1893 года родился будущий маршал Михаил Тухачевский, расстрелянный в 1938 году по обвинению в заговоре против РККА и сотрудничестве с Германией.Пожалуй, это как раз тот случай, когда история изрядно напутала. Маршала Рабоче-крестьянской Красной

Из книги Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны и мира. Книга I автора Карпов Владимир Васильевич

Военные планы Прежде чем перейти к теме, обозначенной в названии главы, приведу небольшую часть из моих бесед с Молотовым, ту, где он затрагивает предвоенное время и касается оценки личности Сталина, которого он знал на протяжении многих лет.- Для меня Сталин неотделим

Из книги De conspiratione. Капитализм как заговор. Том 1. 1520 - 1870-е годы автора Фурсов Андрей Ильич

17. Крымская война, или Финансисты и революционеры против России Отсутствие стратегического плана сыграло с Россией злую шутку в период, предшествующий Крымской войне, и в самой войне. В 1848 г. в Европе началась революция, захватившая и следующий год. Эту «буржуазную» (в том

Из книги Царствование, деяния и личность Людовика XI [СИ] автора Костин А Л

Военные действия Людовик умел учиться на своих ошибках, и этот тяжёлый урок не прошёл для него даром. Вернувшись обратно, Людовик провёл расследование о том, кто мог доложить Карлу о его агентах в Люттихе. В итоге военачальник Шарль де Мелон, герцог Немурский и епископы

Из книги Запечатленный труд (Том 1) автора Фигнер Вера Николаевна

2. Военные на юге Через Ив. Ив. Сведенцева как бывшего военного имелись связи и среди военных, и я познакомилась с ними у него. Это были ротный командир Люблинского полка Крайский и офицеры Телье (брат осужденного) и Стратонович. Они относились ко мне со вниманием и

Из книги Красная эпоха. 70-летняя история СССР автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Реформаторы и финансисты Победа Ельцина ненадолго вернула стране политическую стабильность и позволила обратить внимание на экономику. Состояние ее было крайне тяжелым – и главным препятствием к ее оздоровлению была Чечня. В июне и июле активных боевых действий там не

Из книги От денежной кладовой до Министерства финансов автора Бердников Л П

Материалы к биографическому словарю Финансисты Енисейской губернии и Красноярского края

Из книги De Conspiratione / О Заговоре автора Фурсов А. И.

17. Крымская война, или Финансисты и революционеры против России Отсутствие стратегического плана сыграло с Россией злую шутку в период, предшествующий Крымской войне, и в самой войне. В 1848 г. в Европе началась революция, захватившая и следующий год. Эту «буржуазную» (в

Из книги Полное собрание сочинений. Том 23. Март-сентябрь 1913 автора Ленин Владимир Ильич

Буржуазные дельцы-финансисты и политики Английская рабочая печать продолжает свои разоблачения о связи финансовых «операций» с высшей политикой. Эти разоблачения заслуживают внимания рабочих всех стран, ибо вскрывается здесь самая основа управления государством в