Невидимые нити в осеннем лесу в виде. Пример невидимых нитей в осеннем лесу? Схема невидимых нитей в лесу? Самостоятельная письменная работа в своей тетради

Если вы уже изучаете вторую, перейдите сюда >>

На этой странице ответы к первой части тетради. Если вы уже изучаете вторую, перейдите сюда >>

Готовые ответы решебника по предмету "Окружающий мир" за 2 класс помогут родителям сориентироваться и помочь ребенку в подготовке домашнего задания. Приводим решебник к 1 части рабочей тетради по программе Перспектива. Все ответы на задания написаны учеником 2 класса Максимом Егоровым с помощью родителей, проверены и одобрены учителем начальных классов. Задания, которые могут вызвать затруднения, мы вам объясним. В качестве ответов мы приводим и расширенную информацию по соответствующим темам, которую можно прочитать в статьях нашей энциклопедии и использовать, если учитель задаст на дом подготовить доклад или презентацию.

ГДЗ к 1 части рабочей тетради окружающий мир 2 класс

Фотографии для рассказа:





По ссылке вы можете выбрать и другие приметы: все приметы живой и неживой природы о погоде >>

Фотографии для фоторассказа:


Страница 36. Осень.

Осенние месяцы.

1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь

Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.

В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной

2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.

б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.

в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.

3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.

Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени).

4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора - очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.

С. 38-39. Осень в неживой природе.

1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.

Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).

Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится "прямо над головой", лучи его падают "отвесно", это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.

2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.

3. Запиши дату.

С. 40-41. Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

Традиционные костюмы нанайских охотников Приамурья - это сочетание в узорах коричневого, красного, розового и голубого цветов. Посуда золотистая, расписная.

Оленеводы Камчатки одеваются в одежду и обувь из оленьих шкур, как правило, всех оттенков коричневого или серого, со светлым мехом.

С.42-43. Звездное небо осенью.

1. С помощью иллюстраций учебника соедини звезды так, чтобы получились фигуры медведицы и лебедя. На левом рисунке выдели ковш Большой Медведицы.

Ответ см. рисунок.

2. Нарисуй картинку к вашей сказочной истории о том, как на звездном небе появилась большая медведица.

Сказочная история: Захотел как-то медвежонок медком полакомиться и полез на дерево - улей разорять. А лесные пчелы злые, напали они на медвежонка, стали жалить. Медвежонок стал взбираться все выше по дереву. Увидела это мама медведица, кинулась медвежонка спасать, тоже на дерево влезла, да за ним на самую макушку дерева. Прикрывает собой сынишку, а пчелы все сильней жалят. Пришлось еще выше лезть, на самое небо, чтобы пчелы не достали. Они и поныне там: Большая Медведица и Малая Медведица.

Или сочините историю про то, как медведи от охотника спрятались на дереве, а потом на небо перелезли и ушли от погони.

Рисуем мишек, залезающих на небо с макушки дерева.

3. Понаблюдайте звездное небо. Найдите знакомые вам и новые созвездия и звезды. Обратите внимание на расположение ковша большой медведицы. Запиши названия созвездий и звезд, которые тебе удалось увидеть:

Созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, Рыбы, Овен, Андромеда.

Звезды: Венера, Сириус, Полярная звезда.

4. Напиши рассказ об одном из созвездий осеннего неба. Используй для этого сведения из атласа-определителя, других книг, Интернета (по своему усмотрению).

Рассказ: Волопас или Пастух - это созвездие неба северного полушария. Его наблюдают и летом и осенью. Оно выглядит, как человек, охраняющий стадо. Воображение древних людей нарисовало его с посохом и двумя собаками. Существует несколько мифов об этом созвездии, но самый интересный гласит, что в это созвездие был превращён первый пахарь на земле, научивший людей обрабатывать землю. В созвездие Волопаса входит очень яркая звезда Арктур рядом с Большой Медведицей, а само оно напоминает веер.

Если хочешь, придумай сказку о созвездиях осеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Для начала нужно выяснить, какие созвездия видны на небе северного полушария осенью. Они изображены и подписаны на рисунке:

Про любое из них или про все сразу придумываем сказку.

Сказка: Жили были в одном городе люди. Они были добрые и честные, всего добивались своим трудом. Среди них был пастух, который пас скот, возничий, ребятишки - близнецы, водолей, который носил из колодца воду, красавицы дева и Кассиопея и многие другие. Были у них и домашние животные: телец, овен, конь, гончие псы. А когда начинал играть на флейте мальчик Персей, все животные из близлежащего леса приходили его послушать: и хитрая лисичка, и рысь, и лев, и медведица с медвежонком. Подплывали к берегу рыбы, кит и дельфин. Даже сказочный единорог и дракон вслушивались в нежную мелодию. Но вот однажды осенью началось близ городка извержение вулкана. Он жег леса и поля, ронял дома и уже готов был сжечь город и всех его обитателей. Но огромный дракон сказал людям: вы никогда не сделали никому зла, вы все очень хорошие и я вас спасу. Он собрал на свою спину всех, кто уместился, и унес на небо. Так и светят с неба по сей день и созвездие Персея, и дракона, нашлось на ночном осеннем небе местечко для всех.

Страница 44-45. Трава у нашего дома.

1. Вырежи рисунки из Приложения и помести каждое растение в свое окошко.

3. Рассмотрите травянистые растения возле вашего дома. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких трав, запиши их.

Ответ: клевер, мятлик, лисохвост, тысячелистник, спорыш (птичья гречишка), подорожник, одуванчик, мята, репейник.

4. Напиши рассказ об одной из трав, растущих возле твоего дома. Используй сведения из книги "Зелёные страницы" или других источников (по своему усмотрению).

Мята.
Возле нашего дома растет мята. Это растение имеет очень приятный запах. Мы часто собираем мяту, высушиваем ее зеленые листочки и добавляем в чай. Я люблю пить чай с мятой. Есть несколько видов мяты, среди них есть и лекарственная.

Подорожник.
Подорожник растет вдоль дорог, оттуда и получил он свое название. У него широкие листья и длинный стебелек, на котором цветут мелкие цветочки и поспевают семена. Это растение лекарственное. Если порезался - приложи подорожник, и ранка заживет быстрее.

Фотографии для вклейки:

С. 46-47. Старинная женская работа.

1. Найди среди этих растений лён.

Ответ: второй слева.

3. Вы в музее льна и бересты в городе Костроме. Рассмотрите фотографии орудий труда для обработки льна, изготовления льняных нитей и ткани. Впишите номера их названий в кружочки. 1. Прялка. 2. Ткацкий стан. 3. Самопрялка. 4. Трепало. 5. Ступа с пестом. 6. Льномялка.

Ответ на рисунке.

Очень полезным будет показать ребенку обучающее видео по обработке льна >> Так ученик наглядно увидит весь процесс и лучше запомнит назначение предметов для обработки льна.

Страница 48-49. Деревья и кустарники осенью.

1. Узнайте деревья и кустарники по листьям и впишите номера их названий в кружочки.

Ответ на рисунке. Листочки липы, березы и орешника осенью желтеют. Бересклет осенью может быть и желтым, и фиолетовым. Листья дуба становятся оранжевыми. Рябины, клена и осины - желто-красными. Листья калины осенью зеленые или желтые у черенка и красные по краям.

Поможет с заданиями из этой темы рассказ о деревьях и кустарниках осенью с фотографиями >>

2. Найди среди этих растений кустарник и подчеркни его название.

Ответ: можжевельник.

Найди дерево, хвоинки которого осенью желтеют и опадают.

Ответ: лиственница.

3. Побывайте в лесу, парке или сквере. Полюбуйтесь деревьями и кустарниками в их осеннем наряде. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких деревьев и кустарников. Запишите их.

Ответ: Берёза, тополь, туя, клён, рябина, липа, ель, сосна, осина.

4. Понаблюдай и запиши, когда закончится листопад: у берез - в октябре; у лип - в сентябре; у кленов - в сентябре; у тополя - в ноябре; у осины - в сентябре; у калины - в октябре.

С. 50-51. Чудесные цветники осенью

3. Определите несколько растений осенних цветников. Запиши их названия.

Ответ: хризантемы, астры, георгины, рудбекия, гелениум, декоративная капуста.

Фото для вклейки:

4. Напиши рассказ об одном из растений осеннего цветника.

Георгина

1. Легенда рассказывает о том, как появился на земле цветок георгина. Георгина появилась на месте последнего костра, который угас при наступлении ледникового периода. Этот цветок первым пророс из земли после прихода тепла на землю и своим цветением ознаменовал победу жизни над смертью, тепла над холодом.

2. В далекие времена георгина не была так распространена, как теперь. Тогда она была лишь достоянием царских садов. Никто не имел права вынести или вывезти георгину из дворцового сада. В том саду трудился молодой садовник по имени Георгий. И была у него возлюбленная, которой и подарил он однажды прекрасный цветок – георгину. Он тайком вынес росток георгины из царского дворца и весной посадил его у дома своей невесты. Это не могло оставаться тайной и до царя дошли слухи о том, что цветок из его сада теперь растет и за пределами его дворца. Гневу царя не было предела. По его указу садовник Георг был схвачен стражей и посажен в тюрьму, откуда ему не суждено было выйти никогда. А георгина с тех пор стала достоянием всех, кому пришелся по душе этот цветок. В честь садовника и был назван этот цветок – георгина.

С. 52-53. Грибы

2. Нарисуй схему строения гриба и подпиши его части. Проверь себя по схеме в учебнике.

Основные части гриба: грибница, ножка, шляпка.

4. Приведи другие примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя От земли до неба (Плешаков) >> .

Съедобные грибы: маслёнок, подберёзовик, груздь, рыжик, сыроежка.

Несъедобные грибы: мухомор, галерина, свинушка.

Страница 54-55. Шестиногие и восьминогие.

1. Как называются эти насекомые? Впиши в кружочки номера их названий.

2. Вырежи картинки из приложения и составь схемы превращения насекомых. Закончи подписи.

Схема превращения насекомых.

Яйца - личинка - стрекоза. Яйца - гусеница - куколка - бабочка.

3. Найди в этом ряду лишний рисунок и обведи его. Объясни (устно) свое решение.

Ответ: Лишний паук. У него 8 ног и он относится к паукообразным, а у остальных на картинке 6 ног, это насекомые.

4. Напиши рассказ о насекомых, которые тебя заинтересовали или о пауках. Используй сведения из атласа-определителя, книги "Зелёные страницы! или "Великан на поляне" (по своему выбору).

Возле нашей дачи, в лесу есть несколько больших муравейников. Муравьи трудятся целый день, они собирают семена и мертвых животных. А еще муравьи пасут тлю. Они хлопают тлю по спинке, и та выделяет капельку сладкой жидкости. Эта жидкость и привлекает муравьев. Они любят сладкое.

Стр. 56-57. Птичьи секреты

1. Как называются эти птицы? Впиши в кружочки номера их названий.

Перелетные птицы: ласточка, стриж, скворец, утка, цапля, грач.

Зимующие птицы: сойка, дятел, поползень, синица, ворона, воробей.

2. Приведи другие примеры перелётных и зимующих птиц. Можешь использовать сведения из книги "Зелёные страницы".

Перелетные птицы: журавль, горихвостка, кулик, дрозд, трясогузка, дикие гуси.

Зимующие птицы: галка, голубь, снегирь, сорока.

3. Понаблюдайте за птицами вашего города (села). С помощью атласа-определителя узнайте их названия. Обратите внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой характер? По результатам наблюдения напиши свой рассказ. Сделай рисунок и наклей фотографию.

Сойка - лесная птица, но в последнее время ее все чаще можно встретить в городе: парках и скверах. Это очень красивая птичка. На крыльях у нее разноцветные перья, с синим отливом. Сойка кричит резко, пронзительно. Эта лесная красавица любит есть желуди, подбирает также остатки пищи, иногда разоряет птичьи гнезда и даже нападает на мелких птиц.

Стр. 58-59. Как разные животные готовятся к зиме.

1. Узнай животных по описанию. Напиши названия.

лягушка
жаба
ящерица
змея

2. Раскрась белку и зайца в летнем и зимнем наряде. Дорисуй каждому зверю его природное окружение. Объясни (устно), почему у этих животных изменяется цвет шерсти.

Заяц летом серый, слегка с рыжинкой, а к зиме меняет свою шкурку на белую.

Белки бывают разных цветов, от светло-рыжего до черного. Осенью они тоже линяют, меняют свою шубку на более густую и теплую, но цвет их при этом меняется не значительно.

3. Подпиши, кто сделал эти запасы на зиму.

Ответ: 1. Белка. 2. Мышь.

4. Впиши в текст названия животных.

На земле в ямке ёж делает небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он залегает в спячку до весны. А медведь поздней осенью устраивает себе берлогу под упавшим деревом и спит в ней всю зиму.

С. 60-61. Невидимые нити в осеннем лесу.

1. Как связаны между собой дуб и лесные животные? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в окошки схемы №1, а в схему №2 впиши названия животных.

Ответ: белка, сойка, мышь. Они кормятся плодами дуба и живут тут.

2. Вырежи рисунки из приложения и наклей их в окошки схем. В рамках составьте схемы с названиями.

Ответ: Орехами кормятся белка и мышь. Рябиной - дрозд.

3. Приведи свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

Пример: на сосне кормятся белка (ест семена шишек) и дятел (ест насекомых, обитающих в коре, тем самым лечит дерево).

4. Рассмотри фотографии. Расскажи (устно), о каких невидимых нитях в осеннем лесу они тебе напоминают.

Орехи напоминают о белках и мышах. Желуди - белка, сойка, мышь. Рябина - дрозд.

С. 62-63. Осенний труд.

1. Перечисли, чем занимаются люди осенью в доме, саду, огороде.

В доме: утепляют окна, запасают дрова и уголь на зиму, готовят печи и котлы отопления, делают закатки на зиму.

В саду: собирают урожай с деревьев, защищают стволы деревьев от грызунов и мороза, опавшие листья сжигают

В огороде: собирают овощи, отправляют их на хранение в погреб, грядки перекапывают.

2. Подбери и приклей фотографию осенних работ в твоей семье.

Фото для вклейки:

Подумай и запиши, какие качества нужны для выполнения такой работы.

Ответ: любовь к земле, трудолюбие, умение работать с лопатой, тяпкой, граблями, терпение, сила.

Стр. 64-65. Будь здоров.

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть летом и осенью. Вместо рисунков можно приклеить фотографии.

Летние и осенние игры: догонялки, салки, прятки, футбол, вышибалы, кондалы, бадминтон, для девочек - резиночка, классики.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть летом и осенью.

Ответ: ловкость, силу, смекалку, смелость, внимательность, настойчивость.

3. Попроси старших в семье рассказать об одной из игр нардов вашего края. Вместе опишите ход игры. Дайте ей название...

ИГРА "Высокий дуб"

В эту игру играли на Руси еще наши бабушки и дедушки, ее название сохранилось с 50-х годов прошлого столетия. Для игры нужен один мяч. Играют от 4-х до 30-ти (или более) детей.

Все становятся в круг. Внутри круга стоит один человек с мячом. Он подбрасывает мяч высоко вверх над собой и выкрикивает имя одного из игроков, например: "Люба!". Все дети (в том числе и тот, кто подбрасывал мяч) разбегаются врассыпную. Люба должна подхватить мяч и бросить в кого-нибудь из ребят. В кого попали, тот следующим подбрасывает мяч.

Играют до тех пор, пока не надоест.

Какие качества развивает эта игра: быстроту реакции, меткость, быстроту бега, ловкость.

С. 66-69. Охрана природы осенью.

3. С этими растениями и животными из Красной книги России мы познакомились в 1 классе. Вспомни их названия. Впиши номера в кружочки.

4. А вот еще несколько представителей Красной книги России. С помощью учебника раскрась их и подпиши названия.

Гриб баран, водяной орех, мандаринка.

5. Напиши рассказ об одном из представителей Красной книги России, обитающем в твоем крае.

Пример: Морж атлантический. Среда обитания этого редкого вида - Баренцево и Карское моря. Взрослый морж может достигать длину 4 метра, а вес атлантического моржа может составлять около полутора тонн. Этот вид моржей был почти полностью истреблен. На сегодняшний день, благодаря усилиям специалистов, регистрируется небольшой рост популяции, хотя точное их число определить пока невозможно, так как без специальной техники крайне трудно добраться до лежбища этих животных.

Или рассказ берем со странички: Доклады о животных красной книги >>

Страница 70. Осенняя прогулка.

Фото для вклейки:



Занятие по теме «Невидимые нити в осеннем лесу» классифицируется в учебном плане, как урок получения новых знаний. Конспект должен включать цели и задачи, предполагаемые результаты работы, сценарий подачи учебного материала, индивидуальные и групповые задания для учеников и итоги.

Целью урока является сформировать познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные и рефлексивные универсальные познавательные действия.

Задачи:

  • сформировать у учащихся навык работы с новой информацией;
  • сформировать представления о существовании взаимодействий представителей живого мира между собой;
  • научить детей правильно высказывать свои мысли;
  • привить навык групповой работы;
  • сформировать начальную форму рефлексии;
  • сформировать у учеников творческие способности с помощью разработки моделей взаимоотношений живых организмов.

Планируемый результат:

  • появление у учеников навыка систематизировать материал: выбирать главное, формировать логические связи и делать выводы;
  • формирование у детей представлений о том, как человек взаимодействует с природой;
  • появления навыка решения задач в группе;

развитие навыков решения задач в нестандартных условиях, используя творческие способности.

Технологическая карта урока

Шаг Действия преподавателя Действия учеников УУД, которые должны быть сформированы
Мотивирующий Выясняет интерес учащихся к предмету урока Дают ответ на заданный вопрос о заинтересованности. навык формирования личного мнения и высказывания
Актуализирующий Проверяет, как выполнено задание, данное на дом
  • Дают ответ на вопрос.
  • Зачитывают часть текста из книги.
  • Проходят тестирование
формулирование личного мнения

Самоопределяющий

В процессе беседы с учащимися призывает учеников принять тему занятия, его цель и учебные задачи Дают ответы на вопросы, составляют прогноз своей деятельности на занятии, участвуют в формулировке цели, задач и темы занятия
  • формулирование своего высказывания
  • навык определять цель, план и составлять прогноз
Основная часть работы на занятии А) Проводит организацию парной работы и опыта Изучают плоды дуба, обсуждают увиденное навык выискивания новых данных, выделения главного

Коммуникативные:

умение работать в группе и формировать свои высказывания

Б) Организует проведение эксперимент, призывает учащихся самостоятельно выявить, как живые организмы взаимодействуют в природных условиях На основе результатов эксперимента узнают о существовании взаимодействия организмов и делают выводы о том, что природу необходимо сохранять Коммуникативные:

умение формулировать свои мысли

Познавательные:

умение выстраивать логические связи, выявлять закономерности и обоснованно рассуждать

В) Дает учащимся знания, позволяющие выявлять взаимосвязи организмов в природе с помощью схем Получают навык работы со схематичными изображениями Познавательные:

выявление закономерностей, формирование логических связей и умение выделять главное

Г) Дает детям задание самостоятельно сформировать схематическое изображение в тетради
  • Формируют схемы, раскрывающие взаимодействия организмов.
  • Устно объясняют принцип построения созданных цепей
Коммуникативные:

умение формулировать устный ответ

Регулятивные:

навык создания нового продукта с помощью своих креативных способностей – формирование своей схемы, определяющей взаимодействия организмов

умение давать реакцию на трудные ситуации и отсутствие страха перед возможностью совершить ошибку

Д) Дает задание самостоятельно изучить параграф учебника, где нужно определить взаимоотношения в природе Читают раздел, выделяют для себя основную информацию навык выделения новых знаний и выделения основной мысли,

выявление логических связей,

формулирование мыслей, складывающихся в логическую цепочку

Коммуникативные:

умение строить устный ответ и формулировать мысли

Е) Включает мультфильм для просмотра на занятии и организует опрос для обсуждения идей сюжета Учащиеся смотрят фильм, и дают ответы на вопросы учителя навык поиска и дифференциации информации

умение строить высказывания

Рефлексия Призывает учащихся дать оценку своему состоянию на занятии Дают оценку своей работе на занятии Ориентация нравственности и этики
Итоговый Задает вопросы, выясняющие совпали у учащихся прогнозы с полученными результатами работы Проговаривают и проводят анализ результатов, которые были получены в ходе урока Регулятивные:

контроль полученных результатов своих действий

Сценарий урока

Невидимые нити в осеннем лесу – это тема урока для учащихся 2 класса , изучив которую дети должны понять, что все живые организмы в природе взаимосвязаны между собой. А также со средой, в которой они обитают. Для этого в течение занятия учитель должен пройти несколько обязательных этапов, включенных в учебный план, согласно требованиям Министерства образования.

Мотивация к учебной деятельности

Известный философ Вольтер еще в 18 веке, отметил, что книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека.

Ребята, вы готовы открыть эту книгу и раскрыть новую для вас природную тайну?

Актуализация знаний

Во время прошлого занятия мы раскрыли загадки осеннего леса. Что нового мы узнали о том, как живут звери в лесу осенью?

Расскажите о том, как животные готовятся зимовать

Как пресмыкающиеся животные готовятся к зиме ?

Дети должны ответить: данные животные у нас начинают готовиться к спячке в середине октября. Это происходит из-за понижения температуры, поэтому в теплых странах этого может не происходить. Зимуют они, обычно, в норах, пещерах или зарывают под землю. Впадают в спячку по одному, небольшими группами по 2-3 особи или образуют большие скопления.

На зиму пресмыкающиеся запасают питательные вещества.

Почему некоторые животные линяют осенью?

Ученики должны ответить: это происходит из-за сезонных изменений в природе. Животные утепляются на зиму. Новый мех, который у них вырастает более длинный и теплый. Линька начинается с наступлением первых холодов. Также на этот процесс влияет продолжительность светового дня.

шерсть начинает выпадать, как только сокращается время, когда на улице светло.

Кто делает запасы на зиму?

Примерный ответ учащихся: многие животные делают запасы на зиму. Это необходимо, чтобы не погибнуть зимой от голода, так как найти корм под большим слоем снега трудно. Например, белки, мыши, барсуки запасаются на зимний период орешками, грибами и другими плодами осеннего леса.

А медведи перед впадением в спячку запасают подкожный жир, который, постепенно расщепляясь, не дает им погибнуть.

Кто впадает в спячку на всю зиму?

Животные впадают в спячку, чтобы пережить долгую зиму. В таком состоянии им требуется меньше пищи, чтобы поддерживать жизнь. К таким животным относятся: медведи, ежи, суслики, сурки и другие.

А сейчас я проверю с помощью теста, знаете ли вы, как звери готовятся зимовать. Подготовьте лист бумаги и ручку и отмечайте с каждым пунктом верный ответ.

Самоопределение к деятельности

А все ли секреты природы мы раскрыли? Или в осеннем лесу еще остались тайны, которые нам сегодня только предстоит узнать? Что скрывают от нас растения и животные? Что вы думаете? (дети называют тему урока ).

Какие задачи сегодня перед нами стоят? (ученики пытаются сформулировать задачи занятия).

Работа по теме урока

В осеннем лесу скрывается много секретов, и сейчас мы узнаем, какие невидимые нити соединяют его обитателей. Для этого придется провести маленький опыт.

Опыт с желудем. Работа осуществляется в парах. На каждой парте лежит по 1 дубовому листику.

Что вы увидели у себя на партах? (дубовый лист). Посмотрите под него. Что вы обнаружили? (желудь). Что это? (плод дуба). Внимательно ознакомьтесь, можете заглянуть внутрь. Там находится одно семечко большого размера. Оно содержит запасные питательные вещества, 40% из них занимает крахмал, 5% — жир. Также внутри есть белки и углеводы.

В хороших условиях это семя может прорасти и дать начало новому растению. Что вырастет из этого семени? (дуб).

Интересный факт! Из плодов дуба можно приготовить кофе. А еще желуди питаются за счет дуба, а сами являются кормом для некоторых видов животных. Кто любит плоды дуба? (мыши, белки и т.д.). Как эти животные оказывают помощь дубам? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести эксперимент.

Эксперимент. Учитель играет роль дуба, ученики – в роли полезных животных.


Невидимые нити в осеннем лесу — тема, обучающая детей видеть взаимосвязи в живой природе

Ребята, кто сидит на 1 варианте, возьмите плоды дуба и подойдите ко мне. Когда весна наступает, многие желуди прорастают. Из них формирует большое количество новых деревьев. Не будет ли нам тесно. Но, животные могут нам помочь в этом. Ребята первого ряды, вы будете мышатами – унесите свои плоды в норку, чтобы питаться ими зимой.

Второй ряд – белки – унесите часть желудей в дупло на дереве. А остальные будут сойками и спрячут семена в лесной подстилке подо мхом. Теперь вы видите, что почти все желуди унесли звери, чтобы прожить зиму. Но они не успеют все съесть, часть запасов останется и даст жизнь новым растениям.

А сейчас скажите, как животные помогают дубам? (распространяют семена и предотвращают перенаселение леса).

Работа с изображением схемы .

Проведенный эксперимент хорошо иллюстрирует схема, показанная на доске. Однако почему на ней изображены двойные стрелки? Двойные стрелки обозначают взаимовыгодное сотрудничество. Дуб своими семенами помогает животным не погибнуть зимой без еды, а те, в свою очередь, помогают неподвижному дубу распространить свои плоды по всему лесу.

Самостоятельная письменная работа в своей тетради.

Ученикам необходимо вклеить в тетрадь заранее приготовленные изображения животных, точно повторив схему на доске и подписать виды животных.

Самостоятельная работа с учебником.

Невидимые нити в осеннем лесу сплетают всех его обитателей. Дуб является только примером. Другие организмы образуют целую паутину. Сейчас нам предстоит это выяснить.

Учитель раздает задание по рядам: 1 читает первый абзац в параграфе и затем рассказывает, как связаны между собой растения и животные, 2 ряду достается 2 абзац и отношения между птицами и растениями. А 3 ряд должен просмотреть весь текст и выделить из него главную мысль, которая отражает тему занятия.

Пример выполнения задания на тему взаимосвязи в живой природе:

Через несколько минут преподаватель проводит короткий опрос.

Просмотр мультипликационного фильма.

После просмотра мультика учитель задает несколько вопросов, о том, что дети поняли из него и что нового они узнали? Как человек связан с окружающей природой? И как люди должны к ней относиться?

Рефлексия

Была ли вам интересна информация, которая звучала сегодня на уроке? Дайте оценку своей деятельности на занятии.

Итог урока

Невидимые нити в осеннем лесу – это очень тонкий мир взаимоотношений организмов, которые не увидеть невооруженным взглядом. Удалось ли нам сделать это сегодня во время урока? Что вы для себя сегодня запомнили? Влияет ли человек на окружающий его мир и нужно ли его беречь?

Сейчас мы запишем домашнее задание.

Будет 3 варианта, каждый может выбрать себе работу самостоятельно:

  • Подготовить письменный рассказ об одном из героев сегодняшнего урока.
  • Письменно в тетради выполнить 3 задание.
  • Сделать устный пересказ параграфа из учебника.

Презентация

Невидимые нити в осеннем лесу - это тема, которая раскрывает взаимоотношения животных между собой и окружающей средой. И она будет лучше раскрыта, если будет сопровождаться показом изображений. Они представлены на слайдах презентации.

Описание слайдов

На 1 слайде показан ответ на первый вопрос в этапе актуализации знаний. На нем располагается 4 картинки. Под буквой «А» скрывается схематичное изображение зимовки змей. Они спускаются не несколько десятков сантиметров под землю и сплетаются в клубок.

Под буквой «Г» — модель, изображающая змеиную спячку. Под буквой «Б» изображена картинка, где показано, как зимуют лягушки. Они по одной закапываются под землю и впадают в анабиоз, состояние в котором замедляются все внутренние процессы. Фото под «В» показывает, как впадают в спячку ящерицы.

Они парами или по несколько штук образуют углубления в земле и так дожидаются весну.

На 2 слайде изображены некоторые животные, которые сменяю на зиму мех. Это нужно для того, чтобы не замерзнуть зимой, новая «шкурка» состоит из более длинной и плотной шерсти.

  • А – волк;
  • Б – лиса;
  • В – белка;
  • Г – заяц.

На 3 слайде изображены примеры животных, которые делают запасы на зиму в том или ином виде. Под цифрой «1» располагается фото бурундука, ниже, следуя за стрелочкой можно увидеть нору бурундука с его зимними запасами орехов и других плодов.

Под цифрой «2» находится медведь, а ниже фото его спячки. Можно отметить, что спящий медведь значительно крупней, потому что он накопил на зиму жира, чтобы питаться им. На 4 слайде находятся картинки с изображением животных, которые впадают в спячку на всю зиму и просыпаются только весной, когда световой день становится длиннее, а на улице теплее.

  • А – барсук;
  • Б – суслик;
  • В – еж;
  • Г – сурок.

На слайдах с 5 по 6 располагаются вопросы теста, на которые учащиеся должны будут дать ответы. Затем сдать листочки учителю.

Тест

Невидимые нити в осеннем лесу одна из тем школьной программы, по которой предусмотрена проверка знаний в тестовой форме.

1 вариант

  1. Необходимо отметить виды животных, которые не запасают корм на период зимних холодов.
  1. Отметьте , какое общее сезонное преобразование происходит в осенний период у зайцев, песцов и белок?
  2. Напишите
  3. Угадайте , какое животное описано.

2 вариант

  1. Необходимо установить соответствие между названием животного и способом подготовки к зимовке.
  1. Необходимо отметить животных, которые запасают корм на период зимних холодов.
Медведи Лисы Ежи Мыши Сойки
  1. Напишите, какие из этих животных меняет шкурку за зиму.
Медведи Ужи Ежи Зайцы Лисицы
  1. Напишите несколько (1-3) животных, которые делают запасы корма на зимний период года.
  2. Угадайте , какое животное описано.

Зиму данное животное проводит во сне, свисая головой вниз. При этом оно закутывается в свои крылья.

Провести урок для учащихся начальной школы непросто. Они еще не усидчивы и не могут сосредоточить свое внимание на длительно время. Поэтому важно заинтересовать их. Сделать занятие увлекательным и одновременно познавательным. Тема «Невидимые нити в осеннем лесу» хорошо подходит для того, чтобы сделать обучение интерактивным и провести его в игровой форме.

Оформление статьи: Е.Чайкина

Полезный видео-ролик о Невидимых нитях в осеннем лесу — теме для начальных классов

Пример урока на тему Невидимые нити в осеннем лесу:

Цель: формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир.

Задачи: закреплять понятие «живая» и «неживая» природа; систематизировать и расширять представление учащихся о животных, растениях леса и их образе жизни; проанализировать изменения, происходящие в осеннем лесу; систематизировать и обогатить знания о природных связях; воспитывать бережное отношение к природе; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, оценивать свой вклад в общий результат.

К концу урока должны знать взаимосвязи в природе и уметь находить «невидимые нити» в лесу.

Оборудование: иллюстрации с изображением объектов живой и неживой природы, детские минирефераты, рисунки учащихся, презентация «Экологический поход в осенний лес», презентация.

В ходе урока используются формы деятельности: доклады учеников о жизни животных осенью, стихотворения, загадки, работа в группах, в парах; беседа учителя о животных и растениях в осеннем лесу и их связях между собой. Ученикам предлагается найти «невидимые» нити - природные связи.

I. Организационный момент.

(запись на доске)

У. В. Бианки писал: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное. Самое увлекательное занятие в мире».

Мы сегодня тоже попытаемся открыть тайну.

II. Сообщение темы и целей урока.

У. На доске разбежались буквы. Соедините их по точкам и получите название темы:

У. Итак, тема: Невидимые нити.(запись на доске)

А где мы их будем находить, вы мне подскажете, отгадав загадки:

Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает,
Весной опять оживает.

У. Какая тема урока получилась?

Д. Невидимые нити в лесу.(на доске) Приложение 1

У.А в какое время года, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.

У. Итак, сформулируйте тему урока.

Д.Невидимые нити в осеннем лесу.(на доске)

У.А чем мы будем заниматься на уроке?

(На доске)

Д.Закреплять знания о живой и неживой природе.

Устанавливать невидимые нити в осеннем лесу.

III. Актуализация знаний.

У.1. Назовите природные явления осени.

Чтобы отправиться в лес мы должны взять с собой багаж - багаж знаний.

У. В некотором царстве. В некотором государстве жили-были…Нет. Каждое царство особенное. Они находятся вокруг нас. Это царства живой природы. Какие?

Д. Животных, растений., бактерий, грибов, микроорганизмов.

Вывешиваются картинки с царствами.

У. А что относится к неживой природе?

Д. Вода. Камни. Солнце. Воздух, … Схема - опора на доске.

У. Какие невидимые нити - связи в природе можно увидеть?

Д. Животные- животные, живая природа- неживая природа., растения-животные- человек.

Вывешивается схема - опора.

VI. Физкультминутка.

V. Работа над новой темой.

У.Итак, багаж собран, отправляемся в лес. Представителей, каких царств живой природы можно встретить?

У. Какие растения нам встретятся, мы с вами узнаем из загадок. (Ученик, отгадавший загадку, берет растения, развешанные по классу и прикрепляет к доске)

Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой коркой, растут под горкой. (береза)

Что за дерево стоит-
Ветра нет, а лист дрожит. (осина)

Зимой и летом одним цветом.(ель)

У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (сосна)

Весной зеленела, летом загорела.
Осенью надела красные кораллы. (рябина)

У. А название лесных кустарников и кустарничков вы найдете в кроссворде. Работаем в паре.

1-6-11 - лещина
4-7-9 - калина
2-8-16 - брусника
10-15-16 - черника
3-5-12 - бересклет

У. А что вы можете сказать про грибы? (заслушиваются рассказы детей, подготовленные дома).

У. Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Грибницы срастаются с корнями растений и помогают им всасывать из почвы воду, а растения «делятся» с грибами питательными веществами. Грибы помогают гниению растений.

У. А теперь назовем животных, которые встретятся в лесу.

У. На доске на плакате написаны животные.

Прочитайте и найдите лишнее животное.

У. На какие группы разделим животных? Назовите признаки этих групп.

Д. Птицы - есть оперение, насекомые -6 пар лап, звери - тело покрыто шерстью.

Д. Среди животных, которые находятся по всему классу, найдите птиц и расположите их в нашем лесу.

У. А теперь находим насекомых, зверей.

У. А какой группы животных не хватает?

У. Почему?

Д. Они живут в воде и тело покрыто чешуёй.

У. Наконец - то, мы в нашем осеннем лесу. А похож ли наш лес на летний?Назовите отличия.

Д. Листья изменили окраску, меньше птиц, меньше насекомых, зверей.

У. С чем это связано?

Д. С изменениями в неживой природе: солнце ниже, день короче, на улице прохладнее. Меньше корма, идет подготовка к зиме у деревьев, у животных.

У. Какую связь мы установили?

Д. Между живой природой и неживой.

У.А как будут вести себя ежи, медведи, насекомые?

(рефераты детей)

У. Какую связь установили?

(рефераты детей)

У.Давайте найдем все невидимые нити в лесу.

Дети подходят к доске, рисуют нити и называют тип связи.

У.А чем являются растения для животных?

Д. Домом, убежищем, пищей.

У. А как помогают растения животным?

Д. Расселяют их семена, съедая плоды или перенося на шерсти.

У. Какой вывод можно сделать?

Д. Все в природе связано.

VI. Закрепление.

У.Сейчас будем работать в группах (группы дифференцированные).

Перед вами находятся предметы живой и неживой природы. Вы должны:

  1. установить нити и указать тип связей;
  2. назвать причины, по которым может произойти разрыв этих связей.

Каждая группа рассказывает о своей работе.

У. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Что мы этим можем показать.(ответы детей)

Да, круг - это символ сплоченности, дружбы. Это солнце, которое нам дает тепло и свет. Это животный мир, среди которого мы живем, и мы все связаны. Это наша планета Земля и её проблемы - это наши проблемы.

У. Какой вывод сделаем?

Д. Между всеми объектами живой и неживой природы есть связь. И если её нарушить, то произойдет разрыв нитей и в другом месте.

У. А больше или меньше невидимых нитей в осеннем лесу? Почему?

У. Что мы с вами рассматривали?

У. Что запомнили?

VIII. Рефлексия.

У. Зачем нам нужен этот урок?

У. Перед вами Дерево ТВОРЧЕСТВА. А рядом есть плоды, листья разных цветов, цветы. Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, то прикрепите плод, если довольно неплохо- цветок, если так себе, то- зелёный лист, а если пропащий урок, то желтый лист.

У. Мы видим, что на нашем дереве висят одни плоды. Значит, урок прошёл для нас не зря.

IX.Домашнее задание.

Найти и нарисовать те связи осеннего леса, которые не были указаны на уроке.

    Все обитатели осеннего леса имеют взаимозависимые отношения: насекомые, грибы, растения даже разрушаясь, выполняют, как минимум, три функции:

    • превращаются в удобрения
    • становятся пищей
    • служат жилищем или материалом для строительства и утепления жилищ.

    Когда какое-то звено цепи разрушается, последствия могут быть катастрофическими. Например, применение пестицидов может погубить растения летом, тогда к осени остальным животным будет нечего есть, негде зимовать, им придется мигрировать, искать более безопасные и более сытые места обитания. Не все животные смогут дойти или долететь, многие просто погибнут.

    Под невидимыми нитями подразумевается взаимосвязь в природе. Например, осенью на дубе жлуди растут. Созревая они падают на землю, а весной из них начинают расти молодые деревья. Но не из всех, потому что желудями питаются животные и птицы, например белка, сойка и т.д. Для них плоды дуба - еда. Сойка переносит желуди и прячет их в разных местах, потом часть из них съедает, а часть остается из которой тоже растут молодые дубки весной. Таким образом дуб помогает птицам и животным кормя их желудями, а животные помогают расселяться дубу. Невидимые нити могут быть между живой и не живой природой.

    Невидимые нити - это связи, которые встречаются в мире повсеместно, но и в лесу в том числе. Если говорить именно об осеннем лесе, то не секрет, что именно в это время самое урожайное, деревья приносят плоды, животные и птицы этими плодами питаются.

    То, что многие птицы улетают в более теплые края - это тоже результат определенных изменений в природе: меньше пропитания, короче день, температура воздуха, воды и земли ниже.

    Невидимыми нитями называют связи между всеми объектами природы. Без невидимых связей природа не может существовать, иначе погибнет вс. А примером невидимых связей в осеннем лесу может послужить такая картина, когда созревают грибы, ягоды и орехи, а птицы и животные их поедают и делают припасы на зиму, чтобы выжить. Или человек тоже собирает все эти дары природы, ходит в осенний лес, дышит чистым свежим воздухом.

    Невидимые нити- это нити, соединяющие всех обитателей леса. Чаще всего, это обычные пищевые цепочки. Ведь понятно, что все растения и животные в лесу в конце концов служат пищей друг для друга, чтобы опять-же, поддерживать существование этого самого леса.

    Невидимые нити в осеннем лесу.

    Дождик - грибы.

    Елка - белка.

    Заяц - лиса.

    Дуб - кабан, который питается желудями.

    Рябина - дрозды, которые кормятся ягодами рябины.

    рябина - свиристель, птица, которая также ест ягоды рябины.

    Представитель одного вида дает пищу другому виду. Растения кормят птиц и животных, дерево дает укрытие животным и птицам, служит им защитой от хищников и человека.

    Солнце - комары. Пока греет солнышко, в лесу полно комаров. Как только солнце спрячется, исчезнут комары.

    Самый видимый пример осенних невидимых нитей солнце - рябина.

    Семенами ели питаются животные, не будь ели, животные могли бы погибнуть зимой от холода.

    Невидимые нити присутсвуют повсеместно, стоит только получше приглядеться и вдуматься. А вот осенний лес может стать ярчайшим тому примером.

    Вот тому наглядный пример нитей в осеннем лесу:

    А вот ещ одна явная невидимая нить осеннего леса:

    Невидимые нити связывают между собой все объекты живой (например животные, растения, грибы, бактерии, микроорганизмы) и неживой (например вода, солнце, луна, камни, воздух) природы.

    Примеры невидимых нитей разбирают, что бы понять взаимосвязь объектов в природе. Например какую пользу приносят растения животным или солнце растениям, для чего нужны все объекты, какую пользу или вред они приносят друг другу.

    Пример невидимых нитей: растения-животные.

    Взаимосвязь: растения для животных пища, укрытие, а животные разносят семена растений, уничтожают вредителей.

    В осеннем лесу есть такой пример невидимых нитей взаимодействия живой и неживой природы: солнце ниже, значит короче день и прохладнее - животных и насекомых становится меньше так как становится меньше корма, некоторые животные заготавливают корм на зиму, другие впадают в спячку.

    Невидимыми нитями называют такие связи, которые существуют в природе. Их можно наблюдать повсюду. Эти связи могут быть как между животными, так и между растениями, между животными и растениями, между человеком и животными.

    Вот пример связи живой и неживой природы: солнце, воздух оказывают влияние на жизнь животных:

    растения могут служить для животных пищей, домом, укрытием от врагов. Животные, в свою очередь, опыляют растения, спасают их от вредителей, распространяют семена.

    Вот примеры невидимых нитей в осеннем лесу:

    Берза - заяц,

    солнце - рябина,

    Рябина - белка,

    солнце - деревья (начинают падать листья).

    Невидимые нити существуют везде, это связи, которыми соединены все объекты и живой и неживой природы. Солнце связано с ростом растений и поведением зверей, также как и вода и земля и даже ветер. Ягоды и грибы связаны с животными, которые их поедают или запасают на зиму, листопад связан невидимыми нитями с поведением насекомых, птиц и началом зимнего сна у деревьев. Даже человек связан этими нитями с остальной природой, ведь он также ходит в лес за грибами и ягодами, или просто дышит осенним воздухом и любуется буйством красок осеннего леса. Например осенний дуб связан нитями с различными грызунами, птицами и даже крупными животными, которые питаются его желудями или которые живут в его дуплах, ветвях и корнях.

    А вот схематичное представление некоторых невидимых нитей:


Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы центр образования № 1420

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ

(Программа «Перспектива», учебник: авт. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.)

Учитель: Коношенко Любовь Васильевна

Тема: Невидимые нити в осеннем лесу.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с невидимой пищевой цепью в дубовом лесу.

Задачи:

    выявить невидимую связь между животными и растениями в осеннем лесу;

    расширить представление учащихся об экологических связях,

    воспитывать бережное отношение к природе.

Предметные результаты:

    приводить примеры невидимых связей в осеннем лесу;

    делать выводы: 1) о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире; 2) о возможности построения разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей;

Метапредметные результаты:

    извлекать из текста информацию о связях в природе;

    анализировать рисунок и схему

    моделировать связи в осеннем лесу

    формулировать правила экологической этики

Личностные результаты:

    осознавать важность взаимосвязей между растениями и животными

Оборудование:

    желуди, орехи;

    разнообразные схемы: опорные знаки для моделирования связи между растениями и животными дубового сообщества;

    презентация в программе Power Point «Невидимые нити»;

    у учителя и учащихся компьютер Macbook (1 на парту);

    а/з 2 куплета песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева);

    рисунки животных и растений;

    клубок ниток;

    у учащихся клей, цветные карандаши или фломастеры.

ХОД УРОКА

I . Орг. момент.

Виталий Бианки писал: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное. Самое увлекательное занятие в мире».

Мы сегодня тоже попытаемся открыть тайну.

II . Сообщение темы и целей урока.

(На доске изображение осеннего дуба, объектов живой и неживой природы)

Ребята, на доске разбежались карточки, соедините их и получите тему сегодняшнего урока.

В ОСЕННЕМ ЛЕСУ




«Невидимые нити в осеннем лесу»

Какую цель поставим себе на уроке?

(На доске)

Закреплять знания о …

Устанавливать ….

1) Закрепим знания о живой и неживой природе.

2) Установим связи в осеннем лесу.

3) Научимся строить цепь питания.

III . Актуализация знаний.

Назовите царства живой природы. (Животных, растений, бактерий, грибов, микроорганизмов.)

- А что относится к неживой природе?

( Вода. Камни. Солнце. Воздух, …)

Как связаны между собой неживая и живая природа?

Какую пользу приносит вода растениям, животным, человеку?

Какую пользу приносят растения животным?

Какую пользу приносят грибы растениям?

А как помогают животные растениям?

На доске схема – опора. Что вы видите на этой схеме?

Животные Живая природа

Животные Неживая природа

Растения Животные Человек.

Итак, мы в осеннем лесу. А отличается ли он летнего?

Назовите природные явления осени. С чем это связано?

( Листья изменили окраску, меньше птиц, меньше насекомых, зверей. С изменениями в неживой природе: солнце ниже, день короче, на улице прохладнее. Меньше корма, идет подготовка к зиме у деревьев, у животных.)

Какую связь мы установили?

Какой можно сделать из этого вывод? (Все в природе взаимосвязано)

IV . Работа по новой теме.

Давайте обратимся к нашему учебнику.

а) Прочитайте внимательно текст на стр. 102

(Читает вслух ученик, остальные следят по учебнику).

О чем узнали из этого отрывка ? (О том, что дуб кормит желудями различных животных). Рассмотрите плоды дуба (на парте на каждого ученика).

Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Кто узнал эту птицу? (Это сойка).

Мини-рассказ сойки (подготовленная ученица)

Сойка: Я, сойка, - большая любительница желудей. Много перетаскаю их за день. Сорву клювом желудь и улетаю далеко в лес. Где-нибудь сяду на дерево, прижму лапкой желудь к ветке и начинаю его расклёвывать. Но расклёвывать могу не каждый. Самые крепкие падают на землю. Из множества потерянных желудей какой-нибудь прорастет, и через год -другой в траве появится маленький, слабенький росточек будущего могучего дуба.

О каких связях узнали?

(Из рассказа сойки поняли, что она питается желудями, припрятывает их про запас, а те, которые она не съедает, прорастают весной).

Покажем стрелочкой, что сойка питается плодами дуба, направим стрелочку на сойку. А что должна показать другая стрелка? (Сойка помогает дубу расселяться)

А вы знаете, кто еще любит лакомиться желудями? (Мыши, белки, кабаны).

Добавим стрелки на схеме. (К белке и мыши).

С помощью чего составлена эта схема? (С помощью картинок и стрелок).

А что еще видите на доске? (Еще одну схему из карточек со словами и стрелочек)

Сравните две схемы.

(Различие: 1 – представлены рисунки, 2 – карточки со словами. Общее: схемы об одних и тех же связях между дубом и животными.)

Физминутка.

V . Моделирование связей «Невидимые нити в осеннем лесу».

I шаг

Продолжим работу с учебником. Прочитаем текст на стр. 104.

Чем, кроме желудей, еще питается белка? О какой птице узнали? (Яркие кисти рябин радуют не только человеческий глаз, но и птиц, которые кормятся ее ягодами. Это дрозд-рябинник.)

У вас на партах лежат орехи. Рассмотрите их.

Оказывается, мыши и белки способствуют распространению по лесу не только дубов, но и орешника.

II шаг

Выполнение задания № 1 и 2 в рабочей тетради на стр. 60.

Наклейте в окошки схем рисунки и впишите названия животных.

Проверьте со схемами на доске.

III шаг

(Моделирование пищевой цепи в ролевой игре)

Давайте составим пищевую цепь. Вызвать к доске троих учащихся.

(Шапочки мыши, лисы; листочки дуба; клубок ниток)

Какие роли будут выполнять Даня, Артемий, Таня? Подумайте, кому вы дадите клубок ниток, чтобы разматывая его, показать пищевую цепь. Что самое главное в цепочке?

Какой можем сделать вывод?

(Цепь питания всегда начинается с растения. Растение питается энергией солнца и минеральными веществами из почвы. В цепь питания входят живые организмы. В дубраве растения и животные взаимосвязаны, приспособлены к совместной жизни. Они друг без друга не смогут просуществовать. Мы говорили о невидимых нитях, а вот теперь увидели явную нить, которая их связывает.)

VI . Закрепление изученного

А сейчас я предлагаю поработать в парах с презентацией «Невидимые нити». Какие связи вы увидели? (На втором слайде связи представлены с помощью картинок, на третьем – картинки дуба и карточек с названием животных.)

Рябина → дрозд → ястреб. Береза → заяц → волк.

Береза → лось → волк. Желудь → сойка → орел.

Листья дуба → гусеница → кукушка → орел.

Желудь → мышь → лиса.

Желудь → кабан → волк. Желудь → лось →волк.

Приведите свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобразите его в виде схемы (задание № 3 в рабочей тетради). Выберите для себя наиболее удобную схему.

Физминутка для глаз.

VII . Прогнозирование детей о нарушении невидимых связей.

1). Вы уже знаете, что такое прогноз погоды.

(Это научное предположение о будущем состоянии погоды.)

Но прогноз может быть и экологическим.

- Что произойдет, если люди срубят могучий дуб? (Нарушится «экологическое равновесие».)

2). Послушайте 2 куплет песни И.Николаева «Расскажите, птицы

Расскажите, птицы, времечко пришло,

Что планета наша хрупкое стекло.

Чистые березы, реки и поля

Сверху все это нежнее хрусталя.

Неужели мы услышим со всех сторон

Хрустальный звон, прощальный звон?

Почему в песне поется, что планета наша хрупкое стекло?

Человеку необходимо знать природные связи и благодаря этому предвидеть последствия своих поступков, чтобы не допускать нежелательных последствий.

3). Поработайте в группе, выполните задание и попытайтесь доказать, что произойдет, если нарушится экологическое равновесие.

Повторим правила групповой работы.

1 группа, 3 группа

Если запретить охоту на хищных птиц, но вырубить все крупные деревья, сохранятся ли в данной местности хищ ные птицы?

2 группа, 4 группа

Пример пищевой цепи:

Слива-- тля----- муравей ------- дятел ------- сова
(насекомоядная (хищная птица)

птица)

Что произойдет при уничтожении хищных птиц?

Проверка работы групп.

(Если вырубить крупные деревья, то уменьшится численность хищных птиц, т.к. деревья – это дом для них, там они строят гнезда. Хищники оказывают пользу, т.к. они являются санитарами леса.

Уничтожение хищных птиц приведет к тому, что увеличится количество грызунов. А если увеличится численность грызунов, то пострадают растения. Истребление хищников из числа птиц приведет к увеличению численности насекомоядных птиц.)

Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие. Посмотрите, как всё просто и как всё сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями. И сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки.

Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

(Цепь питания начинается с растения, а взаимосвязь организмов называется невидимыми нитями.)

Достигли ли поставленных целей?

Возьмите лист оценивания, поставьте знаки «+» или «?» .

Утверждения

Поставь знак «+» или «?»

1). Тема урока мне понятна.

2). Я достиг цели урока.

3). Я могу построить пищевую цепь.

4). Я умею приводить пример связей в осеннем лесу.

5). Мне необходимо поработать над …

VIII . Итог урока.

- Мне хочется закончить урок словами ученого, путеше ственника Тура Хейердала:

« Мы настолько изменили все вокруг себя, что теперь, для того чтобы существовать, мы должны изменить себя»

Любите, берегите, изучайте и охраняйте родную природу, и любовь эта возвратится к вам.