Ключевые изменения в системе международных отношений. Международные отношения на современном этапе. Периодизация истории международных отношений в новое и новейшее время

В конце XX – начале XXI в. в международных отношениях и внешней политике государств обозначились новые явления.

Во-первых, существенную роль на трансформацию международных процессов стала оказывать глобализация.

Глобализация (от франц. global – всеобщий) – это процесс расширения и углубления взаимообусловленности современного мира, формирования единой системы финансово-экономических, социально-политических и культурных связей на основе новейших средств информатики и телекоммуникаций.

Процесс развертывания глобализации обнаруживает, что в значительной мере она представляет новые, благоприятные возможности, прежде всего для наиболее сильных стран, закрепляет систему несправедливого перераспределения ресурсов планеты в их интересах, способствует распространению установок и ценностей западной цивилизации на все регионы земного шара. В этом плане глобализация представляет собой вестернизацию, или американизацию, за которой просматривается реализация американских интересов в различных регионах земного шара. Как указывает современный английский исследователь Дж. Грей, глобальный капитализм как движение к свободным рынкам не является естественным процессом, а скорее политическим проектом, основанным на американской мощи. Это, собственно, не скрывают и американские теоретики и политики. Так, Г. Киссинджер в одной из своих последних книг утверждает: "Глобализация рассматривает мир как единый рынок, в котором процветают наиболее эффективные и конкурентоспособные. Она принимает – и даже приветствует тот факт, что свободный рынок безжалостно отделит эффективное от неэффективного даже ценой экономических и политических пертурбаций". Такое понимание глобализации и соответствующее поведение Запада порождает противодействие во многих странах мира, протесты общественности, в том числе и в западных странах (движение антиглобалистов и альтерглобалистов). Рост противников глобализации подтверждает усиливающуюся необходимость создания международных норм и институтов, придающих ей цивилизованный характер.

Во-вторых, в современном мире становится все более очевидной тенденция роста численности и активности субъектов международных отношений. Кроме увеличения количества государств в связи с распадом СССР и Югославии, на международную арену все активнее выдвигаются различные международные организации.

Как известно, международные организации подразделяются на межгосударственные , или межправительственные (МПО), и неправительственные организации (НПО).

В настоящее время в мире действует более 250 межгосударственных организаций. Значительная роль среди них принадлежит ООН и таким организациям, как ОБСЕ, Совет Европы, ВТО, МВФ, НАТО, АСЕАН и др. Организация Объединенных Наций, созданная в 1945 г., стала наиболее важным институциональным механизмом многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу народов. Сегодня ее членами являются более 190 государств. Основные органы ООН – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности и ряд других советов и институтов. Генеральная Ассамблея состоит из государств – членов ООН, каждое из которых обладает одним голосом. Решения этого органа не обладают принудительной силой, однако они имеют значительный моральный авторитет. Совет Безопасности состоит из 15 членов, пять из которых – Великобритания, Китай, Россия, США, Франция – являются постоянными членами, другие 10 избираются Генеральной Ассамблеей сроком на два года. Решения Совета Безопасности принимаются большинством голосов, при этом каждый из постоянных членов обладает правом вето. В случае угрозы миру Совет Безопасности имеет полномочия направлять в соответствующий регион миссию по поддержанию мира или применять санкции по отношению к агрессору, давать разрешение на военные операции, направленные на прекращение насилия.

С 1970-х гг. все более активную роль в качестве инструмента регуляции международных отношений стала играть так называемая "семерка", неформальная организация ведущих стран мира – Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции, Японии. Эти страны координируют свои позиции и действия по международным проблемам на ежегодных совещаниях. В 1991 г. на совещание "семерки" в качестве гостя был приглашен президент СССР М. С. Горбачев, затем Россия стала регулярно участвовать в работе этой организации. С 2002 г. Россия стала полноправным участником работы этой группы и "семерка" стала называться "группой восьми". В последние годы стали собираться лидеры 20 наиболее сильных экономик мира ("двадцатка") для обсуждения прежде всего кризисных явлений в мировой экономике.

В условиях постбиполярности и глобализации все больше обнаруживается необходимость реформирования многих межгосударственных организаций. В связи с этим сейчас активно обсуждается вопрос реформирования ООН с целью придания ее работе большей динамики, эффективности и легитимности.

В современном мире насчитывается около 27 тыс. неправительственных международных организаций. Рост их численности, возрастающее влияние на мировые события стали особенно заметны во второй половине XX в. Наряду с такими давно известными организациями, как Международный Красный Крест, Международный Олимпийский комитет, "Врачи без границ" и др., в последние десятилетия, с нарастанием экологических проблем, приобрела международный авторитет экологическая организация Гринпис. Однако следует отметить, что для международной общественности все большую озабоченность создают активизирующиеся организации нелегального характера – террористические организации, наркоторговые и пиратские группировки.

В-третьих, во второй половине XX в. огромное влияние на мировой арене стали приобретать международные монополии, или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли, и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТИК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества не только перед малыми, но даже и перед крупными державами. В конце XX в. в мире насчитывалось более 53 тыс. ТНК.

В-четвертых, тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных угроз, а соответственно, и необходимость их совместного решения. Глобальные угрозы, стоящие перед человечеством, можно разделить на традиционные и новые. Среди новых вызовов мировому порядку следует назвать международный терроризм и наркоторговлю, бесконтрольность транснациональных финансовых коммуникаций и др. К традиционным относятся: угроза распространения оружия массового поражения, угроза ядерной войны, проблемы сохранения окружающей среды, исчерпаемости в ближайшем будущем многих природных ресурсов, нарастания социальных контрастов. Так, в условиях глобализации обостряются и выдвигаются на уровень общепланетарных многие социальные проблемы. Мировому порядку все более угрожает углубляющаяся пропасть в уровне жизни народов развитых и развивающихся стран. Примерно 20% населения Земли потребляют в настоящее время, по данным ООН, около 90% всех производимых в мире товаров, остальные 80% населения довольствуются 10% производимых товаров. Менее развитые страны регулярно сталкиваются с массовыми заболеваниями, голодом, в результате которых гибнет большое количество людей. Последние десятилетия отмечены нарастанием потока сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, распространением СПИДа, алкоголизма, наркомании.

Надежных путей решения проблем, угрожающих международной стабильности, человечество пока не нашло. По все более очевидной становится необходимость решительного продвижения по пути снижения назревших контрастов в политическом и социально-экономическом развитии народов Земли, в противном случае будущее планеты представляется довольно мрачным.

План:

1. Эволюция системы международных отношений.

2. Ближний Восток и религиозный фактор в современной системе международных отношений.

3. Интеграция и международные организации в системе международных отношений.

4. Законодательные акты мирового и регионального значения.

5. Особенности современной международной системы и место России в ней.

После Второй мировой войны, как мы уже знаем, сформировалась двухполюсная система международных отношений. В ней в качестве двух сверхдержав выступали США и СССР. Между ними – идеологическое, политическое, военное, экономическое противостояние и соперничество, которые получили название «холодной войны». Однако ситуация начала меняться с перестройки в СССР.

Перестройка в СССР оказала существенное влияние на международные отношения. Глава СССР М. Горбачев выдвинул идею нового политического мышления. Он заявил, что главной является проблема выживания человечества. Ее решению должна, по мнению Горбачева, подчинена вся внешнеполитическая деятельность. Решающую роль сыграли переговоры на высшем уровне между М. Горбачевым и Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем-старшим. Они привели к подписанию двусторонних переговоров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в 1987 году и об ограничении и сокращении наступательных вооружений (СНВ – 1) в 1991 году. Способствовало нормализации международных отношений и вывод ктнтингента советских войск из Афганистана в 1989 году.

После распада СССР Россия продолжила прозападную, проамериканскую политику. Был заключен ряд договоров по дальнейшему разоружению и сотрудничеству. К таким договорам – СНВ-2, заключенный в 1993 году. Последствия такой политики – в понижении угрозы новой войны с использованием оружия массового поражения.

Распад СССР в 1991 году, который был закономерным итогом перестройки, «бархатные» революции в Восточной Европы в 1989 – 1991 гг., последовавшие за ними распад ОВД, СЭВ, социалистического лагеря способствовали трансформации системы международной системы. Из двухполюсной она превратилась в однополюсную , где главную роль играли США. Американцы, оказавшись единственной сверхдержавой, взяли курс на наращивание своего вооружения, в том числе и новейшего, а также продвигали расширение НАТО на Восток. В 2001 году США вышли из Договора по ПРО 1972 года. В 2007 году американцы объявили о размещении систем ПРО в Чехии и Польше, рядом с РФ. США взяли курс на поддержку режима М. Саакашвили в Грузии. В 2008 году Грузия при военно-политической, экономической поддержке США, совершила нападение на Южную Осетию, напав на российских миротворцев, что грубо противоречит нормам международного права. Агрессия была отражена российскими войсками и местными ополченцами.

Серьезные изменения произошли в Европе на рубеже 80-90-ых годов двадцатого века. В 1990 году произошло объединение Германии . В 1991 году были ликвидированы СЭВ, ОВД. В 1999 году в НАТО вступили Польша, Венгрия, Чехия. В 2004 году – Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия, Эстония. В 2009 году – Албания, Хорватия. Расширение НАТО на Восток, которое не может не беспокоить РФ, состоялось.

В условиях сокращения угрозы глобальной войны усилились локальные конфликты в Европе и на постсоветском пространстве. Происходили вооруженные конфликты между Арменией и Азербаджаном, в Приднестровье, Таджикистане, Грузии, на Северном Кавказе. Особенно кровопролитными оказались политические конфликты в Югославии. Для них характерны массовые этнические чистки, потоки беженцев. В 1999 году НАТО во главе США без санкции ООН совершил открытую агрессию против Югославии, начав бомбардировку этой страны. В 2011 году страны НАТО совершили нападение на Ливию, свергнув политический режим Муаммара Каддафи. При этом сам глава Ливии был физически уничтожен.

Еще один очаг напряженности продолжает существовать на Ближнем Востоке . Неспокойным регионом является Ирак. Сложными остаются отношения между Индией и Пакестаном. В Африке периодически вспыхивают межгосударственные и гражданские войны, сопровождающиеся массовым истреблением населения. Сохраняется напряженность в ряде регионов бывшего СССР. Помимо Ю. Осетии и Абхазии здесь существуют и другие непризнанные республики – Приднестровье , Нагорный Карабах .

11. 09. 2001 года в США – трагедия. Американцы стали объектом агрессии. В 2001 году США провозгласили своей главной целью борьбу с терроризмом. Американцы вторглись под этим предлгом в Ирак, Афганистан, где при помощи местных сил свергнут режим талибов. Это привело к многократному росту торговли наркотиками. В самом Афганистане боевые действия между талибами и оккупационными силами все более усиливаются. Уменьшилась роль и авторитет ООН. ООН так и не смогла противостоять американской агрессии.

Однако очевидно, что США переживает множество проблем, которые подтачивают ее геополитическое могущество. Экономический кризис 2008 года, который начался в США, свидетельствует об этом. Американцы в одиночку не могут решить глобальные проблемы. К тому же, сами американцы в 2013 году оказались в очередной раз на гране дефолта. О проблемах американской финансовой системы говорят многие как отечественные, так и зарубежные исследователи. В этих условиях появились альтернативные силы, которые в будущем могут выступить в качестве новых геополитических лидеров. К ним можно отнести Европейский Союз, Китай, Индию. Они, как и РФ, выступают против однополярной международной политической системы.

Однако трансформации международной политической системы из однополярной в многополярной препятсвуют различные факторы. Среди них - социально-экономические проблемы и разногласия между государствами, входящих в ЕС. Китай, Индия, не смотря на экономический рост, до сих пор остаются «странами контрастов». Низкий уровень жизни населения, социально-экономические проблемы этих стран не позволяют стать полноценными конкурентами США. Это касается и современной России.

Подведем итоги. На рубеже веков наблюдается эволюция системы международных отношений от двухполюсной к однополюсной, а затем – к многополюсной.

В наши дни большое влияние на развитие системы современных международных отношений оказывает религиозный фактор, в особенности – ислам. По мнению религиоведов, ислам – самая сильная и жизнеспособная религия современности. Ни в одной религии нет такого количества верующих, которые были преданы своей религии. Ислам ощущается ими как основа жизни. Простота и непротиворечивость устоев этой религии, ее способность дать верующим целостную и понятную картину мира, общества и устройства вселенной – все это делает ислам притягательным для многих.

Однако постоянно растущая угроза со стороны ислама вынуждает все большее количество людей смотреть на мусульман с недоверием. На рубеже 60-7-ых годов двадцатого века начался рост социально-политической активности исламистов на волне разочарования в идеях светского национализма. Ислам перешел в наступление. Исламизацией захвачены образовательная система, политическая жизнь, культура, быт. Отдельные течения ислама на рубеже веков тесно срослись с терроризмом .

Современный терроризм превратился в опасность для всего мира. Начиная с 80-ых годов двадцатого века на Ближнем Востоке большую активность развивают исламские военизированные террористические группы «Хамас» и «Хезболла». Их вмешательство в политические процессы на Ближнем Востоке огромны. «Арабская весна» явно проходит под исламскими знаменами.

Вызов ислама реализуется в форме процессов, которые исследователи классифицируют по-разному. Одним рассматривают исламский вызов как следствие цивилизационного противостояния (концепция С. Хантингтона) . Другие делают акцент на экономических интересах, которые стоят за активизацией исламского фактора. Например, страны Ближнего Востока богаты нефтью. Исходным пунктом третьего подхода выступает анализ геополитических факторов . При этом предполагается, что есть определенные политические силы, которые используют подобные движения и организации в собственных целях . Четвертые говорят о том, что активизация религиозного фактора – это форма национально-освободительной борьбы.

Страны исламского мира длительное время существовали на обочине быстро развивающегося капитализма. Все изменилось во второй половине двадцатого века, после деколонизации, которая прошла под знаком возвращения угнетенным странам независимости. В этой ситуации, когда весь мир ислама превратился в мозаику разных стран и государств, началось быстрое возрождение ислама. Но во многих мусульманских странах нет стабильности . Поэтому очень сложно преодолеть экономическую, технологическую отсталость. Ситуация усугубляется начавшейся глобализацией. В этих условиях ислам становится орудием в руках фанатиков.

Однако ислам – это не единственная религия, оказывающее влияние на современную систему международных отношений. Христианство тоже выступает в качестве геополитического фактора. Вспомним, какое влияние оказала этика протестантизма на развитие капиталистических отношений . Эту взаимосвязь хорошо раскрыл немецкий философ, социолог, политолог М. Вебер. Католическая церковь , к примеру, оказала влияние на политические процессы, проходившие в Польше в годы «бархатной революции». Она сумела сохранить моральный авторитет в условиях авторитарного политического режима и повлиять на то, чтобы смена политической власти приняла цивилизационные формы, чтобы разные политические силы пришли к консенсусу.

Таким образом, роль религиозного фактора на современные международные отношения на рубеже веков возрастает. Тревогу придает тот факт, что он приобретает зачастую нецивилизационные формы, связан с терроризмом и политическим экстремизмом.

Религиозный фактор в форме ислама наиболее ярко проявил себя в странах Ближнего Востока. Именно на Ближнем Востоке поднимают голову исламисткие орагинзации. Такие, например, как «Братья-мусульмане». Они ставят перед собой цель исламизировать весь регион.

Ближний Восток – это название региона, расположенного в Западной Азии и Северной Африке. Основное население региона: арабы, персы, турки, курды, евреи, армяне, грузины, азербайджанцы. Государствами Ближнего Востока являются: Азербайджан, Армения, Грузия, Египет, Израиль, Ирак, Иран, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Сирия, Саудовская Аравия, Турция. В двадцатом веке Ближний Восток стал ареной политических конфликтов, центром повышенного внимания со стороны политологов, историков, философов.

Не последнюю роль сыграли в этом события на Ближнем Востоке, получившие название «арабской весны». «Арабская весна» - это революционная волна протестов, начавшаяся в арабском мире 18.12.2010 года и продолжающаяся до сих пор. «Арабская весна» затронула такие страны как Тунис, Египет, Ливию, Сирию, Алжир, Ирак.

«Арабская весна» началась с протестов в Тунисе 18.12.2010 года, когда Мохаммед Буазизи сжег себя в знак протеста против коррупции и полицейского произвола. На сегодняшний день «арабская весна» привела к тому, что в революционной форме были свергнуты несколько глав государств: президент Туниса Зин Эль-Абидин Али, Мубарак, а затем и Мирси в Египте, лидер Ливии Муаммар Кадафи. Он был свергнут 23.08.2011 г., а затем убит.

До сих пор продлжается на Ближнем Востоке арабо-израильский конфликт , который имеет свою предысторию. В ноябре 1947 года ООН приняла решение о создании на территории Палестины двух государств: арабского и еврейского . Иерусалим выделялся в самостоятельную единицу. В мае 1948 года было провозглашено государство Израиль, а также началась первая арабо-израильская война. В Палестину вели войска Египет, Иордания, Ливан, Сирия, Саудовская Аравия, Йемен, Ирак. Война закончилась в 1949 году. Израиль оккупировал более половины территории, предназначенной для арабского государства, а также западную часть Иерусалима. Итак, первая арабо-израильская война 1948-1949 гг. закончилась поражением арабов.

В июне 1967 года Израиль начал военные действия против арабских государств в ответ на деятельность ООП – Организации освобождения Палестины во главе с Ясиром Арафатом, созданной в 1964 году с целью борьбы за образование в Палестине арабского государства и ликвидацию Израиля. Израильские войска продвигались вглубь против Египта, Сирии, Иордании. Однако протесты мирового сообщества против агрессии, к которым присоединился СССР, вынудили Израиль остановить наступление. В ходе шестидневной войны Израиль оккупировал сектор Газа, Синайский полуостров, восточную часть Иерусалима.

В 1973 году началась новая арабо-израильская война. Египту удалось освободить часть Синайского полуострова. В 1970 г. и 1982 – 1991 гг. израильские войска вторгались на территорию Ливана для борьбы с палестинскими беженцами. Часть территории Ливана оказалась под контролем Израиля. Лишь в начале двадцать первого века израильские войска покинули Ливан.

Все попытки ООН и ведущих мировых держав добится прекращение конфликта не возымели успеха. С 1987 г. на оккупированных территориях Палестины началась интифада – восстание палестинцев . В середине 90-ых гг. была достигнута догворенность между лидерами Израиля и ООП о создании автономии в Палестине. Но Палестинская автномия находилась в полной зависимости от Израиля, а на ее территории оставались еврейские поселения. Ситуация обострилась в конце двадцатого-начале двадцать первого века, когда началась вторая интифада. Израиль был вынужден вывести свои войска и переселенцев из сектора Газа. Продолжились взаимные обстрелы территории Израиля и Палестинской автномии, террористические акты. 11. 11. 20004 г. умер Я. Арафат. Летом 2006 года шла война между Израилем и организацией «Хесбола» в Ливане. В конце 2008 года – начале 2009 года израильские войска нанесли удар по сектору Газа. Вооруженные действия привели к гибели сотен палестинцев.

В заключение отметим, что арабо-израильский конфликт далек до своего завершения: помимо взаимных территориальных претензий конфликтующих сторон, между ними наблюдается религиозно-идеологическое противостояние. Если арабы рассматривают Коран в качестве мировой конституции, то евреи – о торжестве Торы. Если мусульмане мечтают воссоздать арабский халифат, то евреи – создать «Великий Израиль» от Нила до Евфрата.

Для современной системы международных отношений характерна не только глобализация, но и интеграция. Интеграция, в частности, проявилась в том, что: 1) в 1991 году было создано СНГ – союз независимых государств, объединяющий бывшие республики СССР; 2) ЛАГ – Лига арабских государств. Это международная организация, которая объединяет не только арабские государства, но и те, которые дружественны арабским странам. Создана в 1945 году. Высший орган – Совет Лиги. В ЛАГ входят 19 арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока. Среди них: Марокко, Тунис, Алжир, Судан, Ливия, Сирия, Ирак, Египет, ОАЭ, Сомали. Штаб-квартира – Каир. ЛАГ занимается политической интеграцией. В Каире, 27.12.2005 г. прошла первая сессия Арабского парламента, штаб-квартира которого находится в Дамаске. В 2008 году вступила в силу Арабская хартия прав человека, которая существенным образом отличается от европейского законодательства. Хартия опирается на ислам. Она приравнивает сионизм к расизму, допускает в отношении несовершеннолетних смертную казнь. Возглавляет ЛАГ Генеральный секретарь. С 2001 по 2011 гг. им был Алер Муса, а с 2011 года – Набиль-аль-Араби; 3) ЕС – европейский союз. ЕС юридически закреплен Маастрихтским договором в 1992 году. Единая валюта – евро. Наиболее важными институтами ЕС являются: Совет Европейского союза, Суд Европейского Союза, Европейский центральный банк, Европейский парламент. Существование подобных институтов говорит о том, что ЕС стремится не только к политической, но и к экономической интеграции.

Интеграция и институционализация международных отношений проявляется в существовании международных организаций. Дадим краткую характеристику международным организациям и сферам их деятельности.

Название Дата Характеристика
ООН Международная организация, созданная для поддержки и укрепления международного мира и безопасности. На 2011 год включала 193 государства. Больше всего взносов – США. Генеральные секретари: Бутрос Бутрос Гали (1992 – 1997), Кофи Аннан (1997 – 2007), Пан Ги Мун (с 2007 по сегодняшний день). Официальные языки: английский, французский, русский, китайский. РФ – член ООН
МОТ Специализированное учреждение ООН, занимающееся регулированием трудовых отношений. РФ – член МОТ
ВТО Международная организация, созданная с целью либерализации торговли. РФ член ВТО с 2012 года.
НАТО Организация Североатлантического договора, крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США, Канада.
ЕС Экономическое и политическое объединение европейских государств, нацеленное на региональную интеграцию.
МВФ, МБРР, ВБ Международные финансовые организации, созданные на основе межгосударственных соглашений, регулируют валютно-кредитные отношения между государствами. МВФ, МБРР – специализированные учреждения ООН. РФ в 90-ые годы обращалась за помощью в эти организации.
ВОЗ Специализированное учреждение ООН, занимающаяся решением международных проблем здравоохранения. Членами ВОЗ – 193 государство, включая РФ.
ЮНЕСКО Организация ООН по вопросам образования, науки, культуры. Основная цель – содействовать укреплению мира и безопасности за счет расширения сотрудничества государств и народов. РФ – член организации.
МАГАТЭ Международная организация для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии.

Международные отношения, как и любые социальные отношения, нуждаются в проавовом регулировании. Поэтому появилась целая отрасль права – международное право, занимющаяся регулированием отношений между странами.

Принципы и нормы, относящиеся к сфере прав человека, разрабатывались и принимались как во внутригосударственном праве, так и в международном праве. Исторически первоначально складывались нормы, регулирующие деятельность государств в период вооруженных конфликтов. В отличие от международных конвенций, направленных на ограничение жестокости войны и обеспечение гуманитарных стандартов в отношении военнопленных, раненых, воюющих, гражданского населения, принципы и нормы, касающиеся прав человека в условиях мира, начали складываться лишь в начале двадцатого века. Международные соглашения в области прав человека подразделяются на следующие группы. В первую группу входят Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека . Вторая группа включает международные конвенции о защите прав человека в период вооруженных конфликтов. К ним относят Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг, Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны, Дополнительные протоколы к ним, принятые в 1977 г. Третью группу составляют документы, в которых регламентируется ответственность за нарушение прав человека в мирное время и во время вооруженных конфликтов: приговоры Международных военных трибуналов в Нюрнберге, Токио, Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него 1973 г., Римский статут Международного уголовного суда 1998г.

Разработка Всеобщей декларации прав человека проходила в острой дипломатической борьбе между западными странами и СССР. Западные страны при разработке Декларации опирались на Французскую декларацию прав человека и гражданина 1789 г., Конституцию США 1787 г.. СССР настаивал на том, чтобы за основу разработки Всеобщей декларации взяли Конституцию СССР 1936 г. Советская делегация также выступала за включение социальных и экономических прав, а также статей советской Конституцией, в которых провозглашалось право каждой нации на самоопределение. Обнаружились принципиальные различия и в идеологических подходах. Тем не менее, Всеобщая декларация прав человека после длительного обсуждения была принята Генеральной Ассамблеей ООН в виде ее резолюции 10 декабря 1948 г. Поэтому Всеобщая декларация прав человека, содержащая перечень его разнообразных свобод, носит рекомендательный характер. Однако этот факт не принижает значение принятия Декларации: 90 национальных конституций, включая Конституцию РФ, содержат перечень фундаментальных прав, которые воспроизводят положения этого международного правового источника. Если сравнить содержание Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека, особенно главу 2 Конституции, где говорится о многочисленных правах человека, личности, гражданина, об их правовых статусах, можно подумать, что российская конституция писалась «под копирку».

Дата принятия Всеобщей декларации прав человека – 10.12.1948 года отмечается как Международный день защиты прав человека. Декларация в переводе с латинского языка означает заявление. Декларация – это официальное провозглашенное государством основных принципов, которые имеют рекомендательный характер. Во Всеобщей декларации прав человека говорится о том, что все люди являются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Провозглашается, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность. Включено и положение о презумпции невиновности: человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его вине не будет доказана в судебном порядке. Каждому человеку гарантируется также свобода мысли, получение и распространение информации.

Приняв Всеобщую декларацию, Генеральная Ассамблея поручила Комиссии по правам человека через Экономический и Социальный Совет разработать единый пакет, охватывающий широкий перечень основных прав и свобод. В 1951 г. Генеральная Ассамблея ООН, рассмотрев на своей сессии 18 статей Пакта, содержащих гражданские и политические права, приняла резолюцию, в которой постановила включить в Пакт экономические, социальные и культурные права. Однако США и их союзники настаивали на том, чтобы Пакт был ограничен гражданскими и политическими правами. Это привело к тому, что в 1952 г. Генеральная Ассамблея пересмотрела свое решение и приняла резолюцию о подготовке вместо одного Пакта двух Пактов: Пакт о гражданских и политических правах, Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Решение Генеральной Ассамблеи содержалось в ее резолюции от 5 февраля 1952 г., №543. После этого решения ООН в течение многих лет обсуждала отдельные положения Пактов. 16 декабря 1966 г. состоялось их одобрение. Таким образом, Международные пакты о правах человека готовились свыше 20 лет. Как и при разработке Всеобщей декларации, в процессе их обсуждения ярко выявились идеологические разногласия между США и СССР, поскольку эти страны принадлежали к различным социально-экономическим системам. В 1973 г. СССР ратифицировал оба Пакта. Но на практике их не выполнял. В 1991 г. СССР стал участником первого Факультативного протокола к Пакту о гражданских и политических правах. Россия как правопреемница СССР взяла на себя обязательства соблюдать все международные договоры Советского Союза. Поэтому и неудивительно, что в Конституции РФ 1993 г. говорится о естественном характере прав человека, об их неотчуждаемости с рождения человека. Из сравнительного анализа содержания правовых источников следует, что Конституция РФ закрепила практически весь комплекс прав и свобод человека, содержащихся не только во Всеобщей декларации прав человека, но и в обоих Пактах.

Переходим к характеристике Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Пакт в переводе с латинского языка означает договор, соглашение. Пакт – это одно из наименований международного договора, имеющее большое политическое значение . Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах был принят в 1966 году . Отмечаем, что экономические, социальные и культурные права сравнительно недавно стали провозглашаться и закрепляться законодательством различных стран мира и международными документами. С принятием Всеобщей декларации прав человека начинается качественно новый этап в международно-правовой регламентации этих прав. Конкретный их перечень в Пакте об экономических, социальных и культурных правах начинается с провозглашения права человека на труд (ст.6), право каждого на благоприятные и справедливые условия труда (ст.7), право на социальное обеспечение и социальное страхование (ст.9), право каждого на достойный уровень жизни (ст.11). Согласно Пакту, человек имеет право на достойное вознаграждение труда, на справедливую заработную плату, право на забастовки в соответствии с местным законодательством . В документе также отмечается, что продвижение по службе должно регулироваться не родственными связями, а трудовым стажем, квалификацией . Семья должна находиться под охраной и защитой государства.

Необходимо напомнить, что Международный пакт о гражданских и политических правах был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1996 г. Пакт содержит широкий перечень прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым государством-участником всем лицам без каких-либо ограничений. Заметим, что имеется и содержательная взаимосвязь между двумя Пактами: ряд положений, содержащихся в Международном пакте гражданских и политических свобод, касаются вопросов, которые регулируются в Пакте об экономических, социальных и культурных правах. Это ст. 22, предусмотревшая право каждого человека на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них, ст. 23-24 о семье, браке, детях, провозгласившее равенство прав и обязанностей супругов . Третья часть Пакта (ст. 6 – 27) содержит конкретный перечень гражданских и политических прав, которые должны быть обеспечены в каждом государстве: право на жизнь, запрещение пыток, рабства, работорговли и принудительного труда, право каждого на свободу и личную неприкосновенность (ст. 6 – 9), право на свободу мысли, совести и религии (ст.18), право на невмешательство в личную и семейную жизнь . В Пакте говорится, что все лица должны быть равны перед судом . Значение Пакта состоит в том, что он закрепил принцип современного международного права, в соответствии с которым фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая период военных конфликтов.

Международным сообществом были приняты и факультативные протоколы. Под факультативными протоколами в международном праве понимается разновидность многостороннего международного договора, подписанного в форме самостоятельного документа, обычно в связи с заключением основного договора в форме приложения к нему . Причина принятия факультативного протокола заключалась в следующем. При разработке Пакта о гражданских и политических правах длительное время обсуждался вопрос о процедуре рассмотрения жалоб отдельных лиц. Австрия предложила создать в рамках Пакта специальный международный суд по правам человека. Возбуждать дело могли бы не только государства как субъекты международного права, но и отдельные индивиды, группы лиц, неправительственные организации. СССР и страны Восточной Европы – сателлиты СССР, выступили против. В результате обсуждения вопросов было решено в Пакт о гражданских и политических правах не включать положения о рассмотрении жалоб отдельных лиц, оставив их для специального договора – Факультативного протокола к Пакту. Протокол был принят Генеральной Ассамблеей ООН вместе с Пактом 16 декабря 1966 г. В 1989 г. был принят Второй Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Второй факультативный протокол стал неотъемлемой частью Международного билля о правах человека.

Прежде чем говорить о месте и о роли России в современной системе международных отношений, отметим и раскроем ряд особенностей этой системы.

Современные международные отношения обладают рядом особенностей, которые хотелось бы подчеркнуть. Во-первых, международные отношения стали более сложными. Причины: а) увеличение численности государств в результате деколонизации, распада СССР, Югославии, Чехии. Сейчас в мире существует 222 государства, из которых 43 находятся в Европе, 49 – в Азии, 55 – в Африке, 49 – в Америке, 26 – в Австралии и Океании; б) на международные отношения стали оказывать влияние еще большее количество факторов : научно-техническая революция «не прошла даром» (развитие информационных технологий).

Во-вторых, неравномерность исторического процесса продолжает существовать . Разрыв между «Югом» («мировой деревней) – слаборазвитыми странами и «Севером» (мировым городом») продолжает увеличиваться. Экономическое, политическое развитие, геполитический ландшафт в целом по-прежнему определяется наиболее развитыми государствами. Если смотреть на проблему уже, то в условиях однополюсного мира – США.

В-третьих, расзвиваются интеграционные процессы в современной системе международных отношений: ЛАГ, ЕС, СНГ.

В-четвертых, в условиях однополюсного мира, рычаги влияние в котором принадлежат США, возникают локальные военные конфликты , подрывающие авторитет международных организаций, и, в первую очередь, ООН;

В-пятых, международные отошения на современном этапе институционализированы . Институционализация международных отношешений выражена в том, что существуют нормы международного права , эволюционирующие в сторону гуманизации, а также различные международные организации . Нормы международного права все глубже проникают в законодательные акты регионального значения, в конситуции различных стран.

В-шестых, увеличивается роль религиозного фактора, в особенности ислама, на современную систему международных отношений. Политологи, социологи, религоведы уделяют повышенное внимание к изучению «исламского фактора».

В-шестых, международные отношения на современном этапе развития подвержены глобализации . Глобализация – это исторический процесс сближения народов, между которыми стираются традиционные границы . Широкий спектр глобальных процессов: научно- технических, экономических, социальных, политических – все теснее увязывают страны и регионы в единое мировое сообщество, а национальные и региональные экономики – в единое мировое хозяйство, в котором капитал легко перешагивает государственные границы . Глобализация проявляется также и в демократизации политических режимов. Растет число стран, где внедряются современные конституционные, судебные, современные конституционные системы. В полной мере демократическими к началу двадцать первого века стало уже 30 государств или 10% всех стран современного мира . Следует отметить, что глобализационные процессы породили проблемы, поскольку привели к ломке традиционных социально-экономических структур, поменяли привычный уклад жизни многих людей. Можно выделить одну из главных глобальных проблем – это проблема отношений «Запад» - «Восток», «Север» - «Юг» . Сущность этой проблемы хорошо известна: разрыв в уровне между богатыми и бедными странами непрерывно увеличивается. Остается актуальной на сегодняшний день и самая главная глобальная проблема современности – предотвращение термоядерной войны. Это связано с тем, что некоторые страны упорно стремятся к обладанию собственным оружием массового поражения. Осуществили экспериментальные ядерные взрывы Индия, Пакистан, провели испытание новых видов ракетного оружия Иран, Северная Корея. Усиленно развивает программу создания химического оружия Сирия. Такая ситуация делает весьма вероятным использование оружия массового поражения в локальных конфликтах. Об этом свидетельствует применение химического оружия в Сирии осенью 2013 года.

Оценивая роль России в системе международных отношений, необходимо отметить ее неоднозначность , которую хорошо выразил Ю. Шевчук в песне «Моногород»: «сократили державу до фантика, правда, выжил наш ядерный щит». С одной стороны, Россия потреяла выход к морям, ее геополитическое положение ухудшилось. В политике, экономике, социальной сфере – проблемы, которые мешают РФ претендовать на статус полноценного конкурента США. С другой стороны, наличие ядерного вооружения, современных вооруженных средств вынуждают другие страны считаться с россйиской позицией. Россия имеет хорошую возможность заявить о себе в качестве глобального игрока. Все необходимые ресурсы для этого имеются. РФ - полноценный член международного сообщества: состоит в различных международных организациях, участвует в различных совещаниях. Россия интегрирована в различные глобальные структуры. Но в тоже время внтуренние проблемы, главная из которой – коррупция, связанная с нею технологическая отсталость, декларативный характер демократических ценностей, мешают стране реализовать свой потенциал.

Роль и место России в современном глобальном мире во многом определяется ее геополитическим положением – размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Распад СССР в 1991 году ослабил внешнеполитические позиции РФ. С сокращением экономического потенциала пострадала обороноспособность страны. Россия оказалась отодвинутой на северо-восток, вглубь Евразийского континента, потеряв при этом половину морских портов, прямой выход к мировым путям на Западе и Юге. Российский флот лишился традиционных баз в Прибалтике, возник спор с Украиной о базировании Черноморского флота РФ в Севастополе. Бывшие республики СССР, ставшие независимыми государствами, национализировали наиболее мощные ударные военные группировки, расположенные на их территории.

Особую значимость для России приобрели отношения с западными странами. Объективной базой развития российско-американских отношений явилась взаимная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. В конце 1991 – нач. 1992 гг. Президент РФ Б. Ельцин заявил о том, что ядерные ракеты больше не направлены на объекты США и других западных стран. В совместной декларации двух стран (Кемп-Дэвид, 1992 г.) было зафиксировано окончание «холодной войны» и заявлено, что РФ и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В январе 1993 г. заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2).

Однако, не смотря на все заверения, российское руководство столкнулось с проблемой расширения НАТО на Восток . В итоге – страны Восточной Европы вступили в НАТО.

Российско-японские отношения тоже претерпели эволюцию . В 1997 году руководство Японии фактически объявило о новой дипломатической концепции в отношении РФ. Япония заявила, что она отныне будет отделять проблему «северных территорий» от всего комплекса вопросов двухсторонних отношений. Но нервозный «дипломатический демарш» Токио по поводу визита Президента РФ Д. Медведева на Дальний Восток говорит об обратном. Проблема «северных территорий» не решена, что не способствует нормализации российско-японских отношений.

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА.

История международных отношений представляет собой науку, которая изучает совокупность экономических, политических, культурных взаимоотношений стран и народов мира в исторической динамике. Насколько разнообразны, сложны, неоднозначны в оценках ученых и политиков международные отношения, настолько сложна, интересна и познавательна эта наука. Равно как политика, экономика, культура взаимозависимы в рамках отдельного государства, так и на уровне международных связей эти составляющие неразделимы. В истории международных отношений ХХ в. условно можно выделить пять основных периодов.

1 – от начала столетия по Первую мировую войну включительно;

2 – становление и развитие нового европейского равновесия в рамках Версальской системы международных отношений; он завершается развалом Версальского миропорядка и установлением германской гегемонии в Европе;

3 – история международных отношений в годы Второй мировой войны; завершается оформлением биполярной структуры мира;

4 – период «холодной войны» Восток – Запад и раскол Европы;

5 – время глобальных изменений в мире, связанных с кризисом и разложением социализма, распадом Советского Союза, становлением нового миропорядка.

ХХ в. стал веком глобализации мировых процессов, усиления взаимозависимости государств и народов мира. Внешняя политика ведущих государств все отчетливее сопрягалась с интересами не только сопредельных, но и географически удаленных стран. Одновременно с глобальными системами международных отношений в Европе формировались и функционировали их периферийные подсистемы на Ближнем и Дальнем Востоке, в Центральной и Южной Америке и т.д.

Развитие мировой цивилизации в целом и отдельных стран в значительной степени определяется взаимоотношениями населяющих Землю народов.

ХХ в. ознаменовался бурным развитием международных отношений, усложнением комбинаций взаимодействия стран в политике, экономике, идеологии, культуре, религии. Межгосударственные связи вышли на новый уровень, превращаясь в сравнительно устойчивые системы международных отношений. Одним из важнейших факторов, определявших роль государства на международной арене ХХ в., являлось население страны, его этнодемографический состав.

Одной из главных тенденций последних столетий было резкое увеличение численности населения. Если за первые 15 веков нашей эры население земного шара выросло лишь в 2,5 раза, то в течение XVI – XIX вв. число людей увеличилось почти в 10 раз. В 1900 г. в мире было 1630 млн. человек. В настоящее время жителей планеты Земля уже более 6 млрд. Самыми населенными странами являются Китай (немногим менее 1,5 млрд.) и


Индия (более 1 млрд. человек).

Исследователи насчитывают в современном мире от 3,5 до 4 тысяч различных народов – от крупнейших наций до самых мелких племен с населением в десятки человек. Вообще, определение национального состава в различных странах – крайне сложное дело. В международных отношениях одним из определяющих факторов является осознание народа как единой нации, консолидированной вокруг национальной идеи (а ее подчас найти нелегко). В Европе, где живут в основном большие нации, выделяется около 60 крупных наций.

К наиболее распространенным языкам мира относятся:

– китайский (около 1,5 млрд., включая жителей диаспоры, т.е. проживающих вне Китая);

– английский (около 500 млн.);

– хинди (около 300 млн.);

– испанский (около 280 млн.);

– русский (около 220 млн.);

– арабский (около 160 млн.);

– португальский (около 160 млн.);

– японский (около 120 млн.);

– немецкий (около 100 млн.);

– французский (почти 94 млн.).

На этих языках говорит почти две трети человечества. Официальными и рабочими языками ООН являются английский, французский, русский, испанский, арабский, китайский.

РЕЛИГИЯ. С развитием общества, усилением контактов между народами возникают более широкие, чем ранее, религиозные общности; одну и ту же религию могут исповедовать разные народы. К ХХ в. большинство крупных современных народов принадлежало к одной из мировых религий – христианству, буддизму либо исламу.

Из предтечей этих религий можно выделить:

Иудаизм – первая монотеистическая религия, появилась у древних евреев;

Зороастризм – в основе его дуализм – представление о противоборстве доброго и злого начал;

Конфуцианство и даосизм (религиозно-этические и философские доктрины, возникшие в Древнем Китае);

Индуизм, для которого характерна вера в переселение душ;

Синтоизм (Япония).

Если попытаться представить население Земли через призму конфессиональной принадлежности, то получится:

Христиан – более 1 млрд., из них:

– католиков – около 600 млн.;

– протестантов – около 350 млн.;

– православных – около 80 млн.

Интересно, что большинство католиков и протестантов проживают в настоящее время в Новом Свете.

Ислам исповедует более 800 млн. человек, из них

– суннитов – 730 млн.;

– шиитов – 70 млн.

Индуизм – древнюю религию Индии – почитают 520 млн. человек. Несмотря на такое количество адептов (приверженцев), эта религия не входит в число мировых, так как носит чисто национальный характер.

Буддизм – самую старую из мировых религий – исповедуют около 250 млн. человек.

Следует отметить, что все мировые религии – плоды НЕЗАПАДНЫХ цивилизаций, а важнейшие политические идеологии – либерализм, социализм, консерватизм, социал-демократизм, фашизм, национализм, христианская демократия – продукты ЗАПАДА.

Религия объединяет народы, но она же может стать причиной вражды, конфликтов и войн, когда люди одной этнической группы, говорящие на одном языке, способны на братоубийственные войны. В настоящее время религиозный фактор является одним из ключевых в международных отношениях.

Глобальный масштаб и радикальность происходящих в наши дни изменений в политической, экономической, духовной областях жизни мирового сообщества, в сфере военной безопасности, позволяют выдвинуть предположения о формировании

новой системы международных отношений, отличной от тех, которые функционировали на протяжении ХХ в., а во многом,– и начиная с классической Вестфальской системы.

В мировой и отечественной литературе сложился более или менее устойчивый подход к систематизации международных отношений в зависимости от их содержания, состава участников, движущих сил и закономерностей. Считается, что собственно международные (межгосударственные) отношения зародились в период формирования национальных государств на относительно аморфном пространстве Римской империи. За точку отсчета принимается завершение «Тридцатилетней войны» в Европе и заключение Вестфальского мира 1648 г. С той поры весь 350-летний период международного взаимодействия рассматривается многими, особенно западными, исследователями, как история единой Вестфальской системы. Доминирующими субъектами этой системы являются суверенные государства. В системе отсутствует высший арбитр, поэтому государства независимы в проведении внутренней политики в пределах своих национальных границ и в принципе равноправны.

Большинство ученых сходятся во мнении, что основной движущей силой Вестфальской системы международных отношений было соперничество между государствами: одни стремились увеличить свое влияние, а другие – не допустить этого. Исход соперничества, как правило, определялся соотношением сил между государствами или союзами, в которые они вступали для реализации своих внешнеполитических целей. Установление равновесия, или баланса, означало период стабильных мирных отношений; нарушение баланса сил в конечном счете вело к войне и восстановлению его в новой конфигурации, отражающей усиление влияния одних государств за счет других. Эту систему для наглядности и упрощения сравнивают с движением бильярдных шаров. Государства сталкиваются друг с другом, образуя меняющиеся конфигурации, а затем движутся снова в бесконечной борьбе за влияние или безопасность. Главный принцип при этом – собственная выгода. Главный критерий – сила.

Вестфальскую систему международных отношений разбивают на несколько этапов (подсистем), объединенных общими закономерностями, но отличающихся друг от друга особенностями, характерными для конкретного периода отношений между

государствами. При этом обычно выделяют:

– систему преимущественно англо-французского соперничества в Европе и борьбы за колонии в XVII–XVIII вв.;

– систему «европейского концерта наций» или «Венского конгресса» XIX в.;

– Версальско-Вашингтонскую систему между двумя мировыми войнами;

– систему «холодной войны», или Ялтинско-Потсдамскую.

Очевидно, что во второй половине 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. в международных отношениях произошли кардинальные изменения, которые позволяют говорить о завершении «холодной войны» и формировании новых системообразующих закономерностей.

Большинство зарубежных и отечественных международников принимают в качестве водораздела между «холодной войной» и нынешним этапом международных отношений волну политических изменений в странах Центральной Европы осенью 1989 г., а наглядным примером считают падение Берлинской стены. Очевидными отличительными моментами зарождения новой системы по сравнению с предыдущей является снятие политико-идеологического противостояния между «антикоммунизмом» и «коммунизмом» ввиду стремительного и почти полного исчезновения последнего, а также свертывание военной конфронтации блоков, группировавшихся в годы «холодной войны» вокруг двух полюсов – Вашингтона и Москвы.

В последнее время все чаще звучат пессимистические сетования по поводу того, что новая международная ситуация менее стабильна, менее предсказуема и даже более опасна, чем в предыдущие десятилетия. Ситуация усугубляется и тем, что смена систем происходит не мгновенно, а постепенно, в борьбе нового со старым, и ощущение повышенной нестабильности и опасности вызвано изменчивостью нового и непонятного мира.

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений, возникшая после Второй мировой войны, являлась частью Вестфальской модели мира, основанной на примате суверенитета национального государства. Эта система была закреплена Хельсинским Заключительным актом 1975 г., утвердившим принцип нерушимости сложившихся в Европе государственных границ.

Исключительной положительной особенностью Ялтинско-Потсдамского порядка выступала высокая степень управляемости международных процессов.

Система строилась на согласовании мнений двух сверхдержав, бывших одновременно лидерами крупнейших военно-политических блоков: НАТО и Организации Варшавского Договора (ОВД). Блоковая дисциплина гарантировала исполнение решений, принятых лидерами, остальными членами этих организаций. Исключения были крайне редки. Например, для ОВД таким исключением был отказ Румынии в 1968 году поддержать ввод войск блока в Чехословакию.

Кроме того, СССР и США имели свои сферы влияния в « третьем мире», к которому относили так называемые развивающиеся страны. Решение экономических и социальных проблем в большинстве этих стран, а нередко и прочность властных позиций конкретных политических сил и деятелей, в той или иной степени (в иных случаях - абсолютно) зависели от помощи и поддержки со стороны. Сверхдержавы использовали это обстоятельство в своих интересах, прямо либо косвенно определяя внешнеполитическое поведение ориентированных на них стран «третьего мира».

Состояние конфронтации, в котором постоянно находились США и СССР, НАТО и ОВД вело к тому, что стороны систематически предпринимали враждебные друг другу шаги, но одновременно они следили за тем, чтобы столкновения и периферийные конфликты не создавали угрозы Большой Войны. Обе стороны придерживались концепции ядерно-силового сдерживания и стратегической стабильности на базе «равновесия страха».

Таким образом, Ялтинско-Потсдамская система в целом была системой жёсткого порядка, в главном - эффективной и поэтому - жизнеспособной.

Фактором, не позволившим этой системе приобрести долговременную позитивную стабильность, явилось идеологическое противостояние. Геополитическое соперничество СССР и США было только внешним выражением противоборства различных систем социальных и этических ценностей. С одной стороны - идеалы равенства, социальной справедливости, коллективизма, приоритета нематериальных ценностей; с другой - свободы, конкуренции, индивидуализма, вещного потребления.

Идеологическая поляризация обуславливала непримиримость сторон, делала невозможным их отказ от стратегической установки на абсолютную победу над носителями антагонистической идеологии, над противоположной общественно-политической системой.

Итог этого глобального противостояния известен. Не вдаваясь в подробности, отметим - он не был безальтернативным. В поражении и распаде СССР главную роль сыграл так называемый человеческий фактор. Авторитетные политологи С.В.Кортунов и А.И.Уткин, проанализировав причины происшедшего, независимо друг от друга пришли к мнению, что переход СССР к открытому обществу и правовому государству мог быть проведён и без распада страны, если бы не целый ряд грубейших просчётов, допущенных правящей элитой позднего Советского Союза.

Во внешней политике это выразилось, по оценке американского исследователя Р. Хантера, в стратегическом отступлении СССР с позиций, достигнутых в результате победы во Второй мировой войне и разрушении своих внешних форпостов. Советский Союз, по заявлению Хантера, «сдал все свои международные позиции».

Исчезновение с политической карты СССР, одной из двух опор послевоенного мироустройства, повело к крушению всей Ялтинско-Потсдамской системы.

Новая система международных отношений всё ещё находится в стадии формирования. Затянутость объясняется тем, что была утрачена управляемость мировыми процессами: страны, бывшие ранее в сфере советского влияния, оказались не некоторое время в бесконтрольном состоянии; страны сферы влияния США, в отсутствие общего врага, стали действовать более самостоятельно; развилась «фрагментация мира», выразившаяся в активизации сепаратистских движений, этнических и конфессиональных конфликтов; в международных отношениях выросло значение силы.

Ситуация в мире через 20 лет после крушения СССР и Ялтинско-Потсдамской системы не даёт оснований считать, что прежний уровень управляемости мировыми процессами восстановлен. И скорее всего, в обозримой перспективе «процессы мирового развития будут оставаться по их природе и протеканию преимущественно стихийными».

Сегодня на формирование новой системы международных отношений оказывают влияние многие факторы. Укажем только важнейшие:

во-первых, глобализация. Она выражается в интернационализации экономики, расширении потоков информации, капиталов, самих людей по всему миру при всё более прозрачных границах. В результате глобализации мир становится всё более целостным и взаимозависимым. Любые более-менее заметные сдвиги в одной части мира имеют отзвук в других его частях. Однако глобализация - противоречивый процесс, имеющий и негативные последствия, стимулирующие государства к принятию изоляционистских мер;

во-вторых - нарастание глобальных проблем, решение которых требует объединённых усилий мирового сообщества. В частности, сегодня всё большее значение для человечества приобретают проблемы, связанные с аномалиями климата на планете;

в-третьих - подъём и возрастание роли в международной жизни новых держав мирового уровня, прежде всего Китая, Индии и так называемых региональных держав, таких как Бразилия, Индонезия, Иран, Южная Африка и некоторых других. Новая система международных отношений, её параметры не могут теперь зависеть только от атлантических держав. Это, в частности, влияет и на временные рамки формирования новой системы международных отношений;

в-четвёртых - углубление социального неравенства в мировом сообществе, усиление разделения глобального социума на мир богатства и стабильности («золотой миллиард») и мир бедности, нестабильности, конфликтов. Между этими мировыми полюсами, или, как принято говорить - «Севером» и «Югом», нарастает противостояние. Это подпитывает радикальные движения, является одним из источников международного терроризма. «Юг» хочет восстановления справедливости и ради неё обездоленные массы могут поддержать любую «аль -каиду», любого тирана.

В целом в мировом развитии противоборствуют две тенденции: одна - к интеграции и универсализации мира, нарастанию международного сотрудничества и вторая - к дезинтеграции и распаду мира на несколько противостоящих региональных политических или даже военно-политических объединений на основе общности экономических интересов, отстаивания права своих народов на развитие и процветание.

Всё это заставляет серьёзно отнестись к прогнозу английского исследователя Кена Буса: «Новый век, … возможно, будет больше похож на пёстрое и беспокойное средневековье, чем на статичный двадцатый век, но учтёт уроки, извлечённые из того и другого».

Глобальный масштаб и радикальность происходящих в наши дни изменений в политической, экономической, духовной областях жизни мирового сообщества, в сфере военной безопасности позволяют выдвинуть предположение о формировании новой системы международных отношений, отличной от тех, которые функционировали на протяжении завершающегося столетия, а во многом и начиная с классической Вестфальской системы.
В мировой и отечественной литературе сложился более или менее устойчивый подход к систематизации международных отношений в зависимости от их содержания, состава участников, движущих сил и закономерностей. Считается, что собственно международные (межгосударственные) отношения зародились в период формирования национальных государств на относительно аморфном пространстве Римской империи. За точку отсчета принимается завершение «тридцатилетней войны» в Европе и заключение Вестфальского мира в 1648 г. С той поры весь 350-летний период международного взаимодействия вплоть до наших дней рассматривается многими, особенно западными исследователями, как история единой Вестфальской системы международных отношений. Доминирующими субъектами этой системы являются суверенные государства. В системе отсутствует высший арбитр, поэтому государства независимы в проведении внутренней политики в пределах своих национальных границ и в принципе равноправны Суверенитет предполагает невмешательство в дела друг друга. Со временем государства выработали основанный на этих принципах свод правил, регулирующих международные отношения, - международное право.
Большинство ученых сходится во мнении, что основной движущей силой Вестфальской системы международных отношений было соперничество между государствами: одни стремились увеличить свое влияние, а другие - не допустить этого. Коллизии между государствами определялись тем фактом, что национальные интересы, воспринимаемые как жизненно важные одними государствами, вступали в конфликт с национальными интересами других государств. Исход этого соперничества, как правило, определялся соотношением сил между государствами или союзами, в которые они вступали для реализации своих внешнеполитических целей. Установление равновесия, или баланса, означало период стабильных мирных отношений, нарушение баланса сил в конечном счете вело к войне и восстановлению его в новой конфигурации, отражающей усиление влияния одних государств за счет других. Эту систему для наглядности и, естественно, с большой долей упрощения сравнивают с движением бильярдных шаров. Государства сталкиваются друг с другом, образуя меняющиеся конфигурации, и затем движутся снова в бесконечной борьбе за влияние или безопасность. Главный принцип при этом - собственная выгода. Главный критерий - сила.
Вестфальскую эпоху (или систему) международных отношений разбивают на несколько этапов (или подсистем), объединенных общими, указанными выше закономерностями, но отличающихся друг от друга особенностями, характерными для конкретного периода отношений между государствами. Обычно историки выделяют несколько подсистем Вестфальской системы, которые часто рассматриваются в качестве как бы самостоятельных: систему преимущественно англо-французского соперничества в Европе и борьбы за колонии в XVII - XVIII вв.; систему «европейского концерта наций» или Венского конгресса в XIX в.; более глобальную по географии Версальско-Вашингтонскую систему между двумя мировыми войнами; наконец, систему холодной войны, или, по определению некоторых ученых, Ялтинско-Потсдамскую. Очевидно, что во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX в. в международных отношениях произошли кардинальные изменения, которые позволяют говорить о завершении холодной войны и формировании новых системообразующих закономерностей. Основной вопрос сегодня заключается в том, каковы эти закономерности, в чем специфика нового этапа по сравнению с предыдущими, как он вписывается в общую Вестфальскую систему или отличается от нее, каким образом можно обозначить новую систему международных отношений.
Большинство зарубежных и отечественных международников принимают в качестве водораздела между холодной войной и нынешним этапом международных отношений волну политических изменений в странах Центральной Европы осенью 1989 г., а наглядным его символом считают падение Берлинской стены. В названиях большинства монографий, статей, конференций, учебных курсов, посвященных сегодняшним процессам, формирующаяся система международных отношений или мировой политики обозначается как относящаяся к периоду «после холодной войны» (post-cold war). Такое определение акцентирует внимание на том, чего в нынешнем периоде нет по сравнению с предыдущим. Очевидными отличительными моментами зарождающейся сегодня системы по сравнению с предыдущей являются снятие политико-идеологического противостояния между «антикоммунизмом» и «коммунизмом» ввиду стремительного и почти полного исчезновения последнего, а также свертывание военной конфронтации блоков, группировавшихся в годы холодной войны вокруг двух полюсов - Вашингтона и Москвы. Такое определение так же неадекватно отражает новую суть мировой политики, как в свое время формула «после Второй мировой войны» не вскрывала нового качества формировавшихся закономерностей холодной войны. Поэтому при анализе сегодняшних международных отношений и попытках прогноза их развития следовало бы обратить внимание на качественно новые процессы, зарождающиеся под влиянием изменившихся условий международной жизни.
В последнее время все чаще можно услышать пессимистические сетования по поводу того, что новая международная ситуация менее стабильна, предсказуема и даже более опасна, чем в предыдущие десятилетия. Действительно, четкие контрасты холодной войны яснее, чем многообразие полутонов новых международных отношений. Кроме того, холодная война - уже достояние прошлого, эпоха, ставшая объектом неспешного изучения историков, а новая система только зарождается, и ее развитие можно лишь предсказывать на основе еще небольшого объема информации. Эта задача тем более усложняется, если при анализе будущего исходить из закономерностей, характеризовавших прошлую систему. Частично это подтверждается тем
Фактом, что, по существу, вся наука о международных отношениях оперирующая методологией объяснения Вестфальской системы, оказалась не в состоянии предвидеть крушение коммунизма и окончание холодной войны. Ситуация усугубляется и тем, что смена систем происходит не мгновенно, а постепенно, в борьбе нового со старым. Видимо, и ощущение повышенной нестабильности и опасности вызвано этой изменчивостью нового, пока еще непонятного мира.