Неформальные молодежные организации список. Молодёжные субкультуры. Виды и особенности. История неформального движения

В статье дается характеристика неформальных молодежных объединений, действующих в РФ в настоящее время, их особенности, классификация, атрибутика и символика, предпосылки формирования.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ»

Шадрина Н.Г., методист

МБУ ДО «Центр художественных ремесел»

г. Дзержинска Нижегородской обл.

Сегодня, когда терроризм становится угрозой всему миру, когда забота о будущем подрастающего поколения особенно актуальна, педагогам необходимо быть ориентированными в том, каким образом дети не только учатся, но и проводят свой досуг. Хорошо, если ребенок посещает организации дополнительного образования или включен в деятельность официальных детских общественных объединений. Но очень часто ни учителя, ни родители не замечают, как подросток попадает под влияние неформальных молодежных структур и сам становится активным участником неформального объединения.

В нашей стране насчитываются десятки тысяч неформальных молодежных объединений разной направленности, за деятельностью которых невозможно проследить. Отношение к неформальным молодежным объединениям неоднозначное. Об атрибутах уличной субкультуры, о риске, который несёт в себе эта самая субкультура для нравственности и жизни детей, много говорят и пишут, даются советы, как взаимодействовать с неформальными молодежными объединениями. Почти все существующие неформальные подростково - молодежные объединения (за исключением радикалов) можно отнести к категории досуговых, то есть ориентированных на свободное времяпрепровождение.

Досуг - время, свободное от профессиональной занятости и домашних обязанностей. Жизнь молодежи организована главным образом вокруг досуга. В значительной мере формы такого досуга обусловлены культурным потенциалом подростков и молодежи.

О больших потенциальных возможностях использования самодеятельных объединений в целях гражданского становления молодых говорит тот факт, что на практике они порой достаточно успешно участвуют в социальной реабилитации так называемых «трудных», в том числе представителей спонтанных подростковых и молодежных группировок. Весьма принципиален вывод о том, что при правильном влиянии неформальные объединения являются для молодого человека своего рода школой социального творчества, благодаря возможности систематического воспитывающего воздействия на личность. Одновременно они способствуют развитию коллективизма, формированию социально-психологической общности людей. Наконец, участие в объединениях дает дополнительную возможность для самореализации личности. Это особенно важно для тех молодых людей, у которых отсутствует по разным причинам подобная возможность в школе, то есть при правильной организации работы с неформальными объединениями мы можем в ряде случаев говорить и о компенсаторной функции подобных объединений. Дети находятся в постоянном поиске способов удовлетворения своих потребностей.

Умение сотрудничать с неформальными объединениями предполагает, прежде всего, способность найти точную меру своей активности по отношению к участникам этих объединений. Д.В. Ольшанский предлагает следующую формулу неформального сотрудничества: «Понять - помочь - не мешать». В работе с неформальными объединениями главной причиной конфликтов между педагогами и неформалами является элементарное незнание предмета молодежных увлечений, некомпетентность и незаинтересованность.

Неформальное молодежное объединение - своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей, существующее на протяжении нескольких десятилетий, часто имеющее международный характер.

Неформальные объединения для ребят есть способ свободного самовыражения, неограниченного проявления инициативы и бесконтрольного (со стороны взрослых) общения. Они могут принимать большие или меньшие количественные размеры, носить характер нездоровой эпидемии, иметь как социально значимые или индифферентные, так и асоциальные цели. Направленность неформальных молодежных объединений представлена широким спектром: от явно асоциальных группировок до вполне безобидных и законопослушных. Различные неформальные молодежные объединения имеют свою идеологию, специфику типичных видов деятельности, символику одежды, сленг и т. п. Неформальные молодежные объединения следует отличать от таких смежных образований, как неформальная группа, неформальная группировка и неформальная организация.

Неформальная группа - группа, деятельность, которой определяется, прежде всего, активностью ее членов, а не инструкциями каких-либо инстанций. Неформальные группы играют важную роль в жизни детей, подростков и молодежи, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Как отмечает В.В. Воронов, чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности. Обычно неформальная группа насчитывает от 3-5 до нескольких десятков человек. Контакты ее членов носят ярко выраженный личностный характер. Эта группа не всегда имеет четкую организацию, чаще порядок основан на традиции, уважении и авторитете. Факторами ее сплочения служат симпатии, привычки, интересы ее членов. Она имеет одного или нескольких неформальных лидеров. Основной формой деятельности является общение членов группы, которое удовлетворяет потребности в психологическом контакте. Как правило, школьники общаются в небольших контактных группах в 5-10 человек, часто относят себя к сторонникам того или иного течения, которые характеризуются разными признаками: возрастной и социальной принадлежностью, формой организации, направленностью.

Так, по направленности группы бывают просоциальными, асоциальными, антисоциальными. Для просоциальных групп характерна социально одобряемая деятельность, например, участие в решении экологических проблем, охране памятников и т.д. Асоциальные группы стоят в стороне от общественных проблем. Для них характерно наличие более или менее четко выраженного мотива сбора: употребить спиртное, выяснить отношения с соседней группировкой и т. п. Антисоциальные - это криминальные, агрессивно-националистические группы. Особую социальную опасность представляет явный рост националистических молодежно-подростковых организаций - либо неформальных, либо прячущихся за вывеской «патриотической» деятельности. Принадлежность к той или иной неформальной группе - часто обязательный элемент процесса социализации в подростковом возрасте. Именно входя в ту или иную группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять» на себя разнообразные социальные роли. Общеизвестно, что дети, подростки и молодежь, в силу различного рода причин не имевшие возможности постоянного общения со сверстниками (инвалидность, психологические особенности личности, жизнь в отдаленном от людей месте, т.п.), в более позднем возрасте испытывают трудности в создании семьи, в отношениях с сослуживцами, внутриличностные проблемы и т.д. По замечанию В.Д. Ермакова, большинство членов неформальных объединений, в отличие от своих сверстников, не входящих в подобные объединения, характеризуются зрелостью в социальном отношении. Они менее подвержены юношескому инфантилизму, самостоятельно определяют истинность общественных ценностей, более гибкие в своем поведении в конфликтных ситуациях, обладают волевым характером. Процесс вхождения подавляющего большинства подростков в ту или иную неформальную молодежную группу является процессом последовательного удовлетворения базовых потребностей человека: потребностей в самоутверждении, общении и самореализации. Неформальная среда общения порой является для подростка (особенно для подростка «группы риска») единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимоотношения в семье или не посещая регулярно какое-либо внешкольное учреждение, подросток вынужден примыкать к той или иной группе (группировке), автоматически принимая систему ее норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной. Для очень большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно значимой группой, являются личностно значимыми, причем эта значимость намного превосходит в сознании подростка «семейные» и «школьные» нормы и ценности. Именно этим во многом объясняется низкая эффективность воздействия воспитательных мер на трудного подростка: в его сознании совершенное им негативное действие таковым не является, так как является одобряемым с точки зрения референтной группы (например, грубость по отношению к педагогу в школе расценивается им не как нарушение норм поведения, а как подвиг, который будет поддержан и одобрен сверстниками). Неформальные объединения влияют на социализацию подростков и молодежи в зависимости от их состава, направленности, стиля лидерства, а главное − от меры значимости для того или иного их члена.

И.П. Башкатов выделяет четыре вида неформальных объединений.

I вид : социально нейтральные (озорные) группы общения. Основными типами этих групп являются самовозникающие «озорные» группы детей и подростков, сформировавшиеся по домовому, дворовому или уличному принципу по месту жительства. Основная цель деятельности этих групп - удовлетворение потребности в интимно-личностном общении со сверстниками, чаще всего выражающееся в играх, в разговорах о чем угодно. Характерной особенностью этих групп является то, что взаимоотношения подростков в них фактически не опосредуются совместной деятельностью. Подготовленность к групповой деятельности отсутствует. Аморальные действия и проступки совершаются отдельными членами внезапно по инициативе наиболее подвижных и деятельных членов стихийно возникшей группы. Внутригрупповой структуры тоже нет. Интересы, нормы и ценности существуют только на личностном уровне и могут быть как позитивной, так и негативной направленности. Общая направленность деятельности и общения в этих группах носит социально нейтральный характер, с тенденцией развиваться в асоциальном направлении. Многое зависит от прежнего опыта каждого подростка, от его включенности в социально полезную деятельность. Хорошо, если подростки в таких неформальных объединениях будут включены в позитивную общественно значимую деятельность, если же дворовые, уличные компании подростков оказываются вне контроля взрослых, школы и общественных организаций, а представлены сами себе, то с уверенностью можно сказать, что они будут развиваться по криминогенному пути.

II вид : предкриминальные или асоциальные группы подражания. Это асоциальные группы подростков и юношей, которые сформировались на основе подражательного интереса к зарубежной рок-музыке, «тяжелому металлу» - группы «металлистов»; технике - группы «ночных мотоциклистов-рокеров»; политизированной моде - группы «хиппи», «панков», «чернорубашечников» и «коричневорубашечников»; группы спортивных болельщиков-«фанатов» и другие. Характер их групповой деятельности асоциален и имеет интимно-личностный уклон. Главное для подростков заключается в том, чтобы их заметили, выделили из среды взрослых и сверстников. Поэтому каждый, в меру своих сил и возможностей, старается выделиться, обратить на себя внимание: кто одеждой, кто прической, кто поведением, кто знанием техники, музыки и т.д. Чаще всего их совместная деятельность носит хулиганский характер, выражающийся в нарушении общественного порядка. Отдельные члены групп могут совершать более серьезные преступления: употребление, сбыт и хранение наркотических веществ, хищения личной и государственной собственности и т.д. Но эти преступления не являются групповыми, так как совершаются не всей группой, а только отдельными ее членами. Отклоняющееся от нравственных норм поведение, асоциальная ориентация во взглядах на жизнь свидетельствуют о том, что эти группы находятся на подступах к противоправной деятельности. Если своевременно не принимать профилактических мер, направленных на предупреждение возникновения предкриминальных групп, то в скором времени они перерастают в неустойчивые криминальные группы.

III вид : неустойчивые криминальные или антиобщественные группы. Основными типами этих групп являются группы хулиганов, воров, насильников, бродяг, наркоманов, токсикоманов и др. Утилитарные интересы и склонности, низменные потребности членов группы удовлетворяются антиобщественным или преступным путем. Члены таких групп уже в полном составе совершают преступления и сразу распадаются. Но со временем группы могут собираться вновь. Четко выделяется лидер и антиобщественное ядро группы, вокруг которых сплачиваются остальные члены. Заметно распределение прав и обязанностей. Характерным видом деятельности является антиобщественное поведение и совершение различных преступлений с целью удовлетворения низменных личных интересов и потребностей. Если неустойчивые криминальные группы не будут своевременно выявлены и к ним не будут применены пресекающие меры исправительно-трудового и медицинского воздействия, то они могут перерасти в устойчивые криминогенные группы.

IV вид : устойчивые криминальные или преступные группы. Это устойчивые объединения подростков, которые, как правило, хорошо организованы. Успешному совершению преступлений способствует высокая подготовленность преступных групп к противоправным действиям. В них просматривается четкая организационная структура. Количественный состав устойчивых криминальных групп более или менее постоянный. Выделяется «руководящий центр» - лидер, предпочитаемые и исполнители. В этих криминальных группах есть свои «законы», нормы и ценности, которые тщательно скрываются от окружающих. Несоблюдение или нарушение этих «законов» ведет к распаду группы, поэтому нарушители преследуются и караются. В группах всегда царит жестокая зависимость членов друг от друга, круговая порука. Деятельность такой группы носит явно негативный антисоциальный характер.

Существует большое количество классификаций неформальных подростково - молодежных объединений по различным признакам. В настоящее время наиболее актуальным вопросом работы с подростковыми формированиями является сохранение общественного спокойствия и профилактика правонарушений. В связи с этим наиболее приемлемой является классификация предложенная В.Т. Лисовским. На основании психолого-педагогических критериев, подростковые формирования делятся им на антисоциальные и просоциальные, асоциальные .

Под антисоциальным или деликвентным (лат. «delinquo» - совершать проступок, провиниться) поведением подразумевается цепь поступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, то есть наказуемых согласно действующего законодательства. Основной чертой такого поведения являются совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей. В медицине антисоциальное поведение рассматривается в рамках «антисоциального нарушения личности». Признаки его проявляются уже в детском возрасте: отсутствие эмоциональной привязанности к родителям и близким, ложь, жестокость проявляемая к животным и более слабым детям, агрессивность. Такие дети часто ввязываются в драки, совершают хулиганские действия, пропускают занятия в школе, бродяжничают, совершают мелкие кражи. Антисоциальные подростки раздражительны, импульсивны, склонны к агрессии, что особенно часто проявляется в условиях дома (избиение животных, младших сверстников и др.).

К просоциальным относятся клубы социальной помощи, экологические, этнические, историко-патриотические объединения и иные формирования.

Из просоциальных, с точки зрения общественного спокойствия, интерес представляют только движения и формирования, реализующие просоциальную деятельность в экстремистских формах.

Молодежные движения и формирования делятся также в соответствии с существующим социальным расслоением, проявляющимся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. В плане такого разделения наиболее характерным движением у неимущих подростков стали панки, а наиболее показательным движением подростков из среднего класса стали рэпера.

Для целей профилактики и коррекции асоциального поведения подростков наиболее удобной оказалась классификация, берущая за основу вопросы агрессивности и интеллектуализированности формирований.

Агрессивные формирования - те, которые представляют физическую опасность для личной безопасности граждан. Агрессивные подростковые формирования социально опасны, но конкретной самостоятельной цели - «избивать и грабить» людей - у них нет.

Экстремисты (радикалы) пытаются изменить ситуацию (реально негативную, либо негативную в их групповом понимании). Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные, и/или незаконные методы они собираются использовать.

Экстремистские (радикальные) формирования могут иметь агрессивную направленность, а могут и не иметь.

К примеру, экологические экстремисты (вопреки штампам, насаждаемым художественными фильмами) неагрессивны. Они не нападают на улице на людей. В тоже время, скинхеды (бритоголовые), часто совмещают в себе качества агрессивного движения и экстремистского формирования. Имеются также формирования, такие как «сатанисты», которые сложно относить к категории агрессивных либо неагрессивных движений. Собственную специфическую субкультуру имеют также ряд молодежных формирований третьего сектора (неправительственные организации), такие, к примеру, как «зеленые».

Имеются также радикальные и радикально-криминальные подростково - молодежные формирования: скинхеды (бритоголовые), мимикранты - дьяволопоклонники; политические радикалы: «Национал большевистская партия» Э. Лимонова, молодежные группировки РНЕ и Партия Свободы, относящая себя к молодежным организациям.

Для интеллектуализированных движений протест выражается в философии, социальной активности (как в просоциальной, так и в антисоциальной) и богемном образе жизни. Причем от этих факторов во многом зависит статус подростка в иерархии группы. Для участников иных движений статус во многом зависит от физической силы и криминализации.

Предпосылки образования неформальных молодежных формирований

Для детского и подросткового возраста характерно появление такого свойства как эмансипация. Эмансипация - стремление освободиться от руководства, опеки, противопоставить себя старшим по возрасту. В случае психологической оппозиции ко всему «старшему», неблагополучия в семье и (или) невысокого уровня интеллекта «отравление свободой» может осложняться асоциальным поведением. Последнее может включать в себя совершение противоправных действий, злоупотребление психоактивными веществами, бродяжничество и половую распущенность в их различных комбинациях.

Неформальные группы выполняют ряд важных функций:

адаптируют подростка к обществу;

присваивают первичный статус;

облегчают потерю связей с родительским домом;

передают специфические для подросткового возраста и данного молодежного социокультурного слоя ценностные представления;

удовлетворяют потребность в сексуальных контактах.

Социально-психологический механизм становления неформальных молодежных объединений примерно одинаков и мало зависит от направленности деятельности объединения. А также от социокультурной среды. В протестных подростковых движениях «протест» обычно выражается в форме маргинализма и пермиссивности (вседозволенности). Маргинализм- (от латинского «марго») - край, черта, то есть «находящийся за чертой». Маргинализм представляет собой бескровный социальный протест, выражающийся в игнорировании личностью требований официальной морали, стремлением выйти из-под контроля общественных институтов. Маргинализм зародился в глубинах леворадикального течения. Он осуждает в капиталистической системе все - официальную культуру, культ труда и семейный деспотизм, консервативные догмы, структуры чистогана многонациональных корпораций, урбанизм для рабов. Уход из социума приводит к созданию собственной субкультуры, собственных норм поведения, нравственности и морали. При этом сформированная в движении культура может носить какие-либо специфические особенности (субкультура), либо носить бунтарский характер, противоставляя себя общепринятой культуре (контркультура). Пермиссивность - от английского «пермишен» - дозволение.

Наркомания. В настоящее время выясняется, что для подростков, когда не нужно выражать свою позицию перед взрослыми, отношение к потреблению наркотиков колеблется от нейтрального до плохого. Для них - это не преступление, как для взрослых, а просто нехороший поступок. При этом отдельно выделяется категория «попробовать наркотик», при котором употребление наркотика один (первый и последний) раз часто вообще не рассматривается как осуждаемый поступок.

Молодежная субкультура развивается сама собой. Для каждой из субкультур свойственен свой стереотип злоупотребления психоактивными средствами. Так, например, хиппи - сторонники «свободной любви» - предпочитали алкоголю гашиш и галлюциногены. «Панки», наряду с алкоголизацией склонны к злоупотреблению лекарственными препаратами (транквилизаторы, циклодол). Ценители современной поп-музыки склонны к употреблению галлюциногенов и психостимуляторов. Фанаты футбольных команд злоупотребляют алкоголем. Существуют такие движения как кислотники (рэйверы), для которых определенные наркотики (ЛСД) являются культовыми, а их употребление и обмен наркотическим опытом - основным занятием. В других молодежных движениях даже с безобидной идеологией (рэпера, металлисты) наркотики просто бытуют, как нормальный элемент жизни.

Токсикомания - потребление токсичных веществ, для достижения одурманиявания (близкого к алкогольному). В доперестроечный период среди подростков - выходцев из рабочих слоев, была распространена токсикомания бензином. В дальнейшем большую популярность завоевали хлорорганические растворители и пятновыводители (типа производимого в Прибалтике в 70-х годах пятновыводителя «СОПЛС» на четыреххлористом углероде - сильнейшем печеночном яде). Изредка использовался дихлофос, который добавлялся в пиво. В 90-х годах из ингаляционных видов токсинов были наиболее распространены клей «Момент» и «Спрут». «Момент» был настолько популярен среди подростков, что вошел в наименование детей-токсикоманов: «моментщики». После 1998 года, когда производитель клея «Момент» изменил его рецептуру, изъяв из состава толуол, «Момент» перестал представлять интерес для токсикоманов. Они перешли на клеи «Спрут», «88» и бензин. Начиная с 2001 года наибольшее распространение получила крем-краска для обуви «Карат».

Сексуальная свобода. Во всем мире возраст между 14 и 16 годами сексуально активен. Подростковая гиперсексуальность - универсальное биологическое явление. Никакими запретами с ней не справиться. 14-15-летние подростки не только имеют определенно выраженные сексуальные интересы, но и сами проявляют в этом отношении инициативу. Внешние проявления гиперсексуальности подростка выражаются в поведении: грубость, хамство, нецензурная брань и прочее. Традиционная педагогика, как правило, старается отвлечь подростка от мыслей о сексе. Чаще всего это сводится к тому, чтобы тщательно обходить стороной любые вопросы, касающиеся вопросов пола, чтобы «не возбуждать нездорового интереса» у подростков. Информационно-просветительские кампании в области секса с начала 90-х годов были весьма агрессивными. Следует отметить, что все функции сексуального просвещения в настоящее время взяла на себя порно-секс-индустрия, которая вообще не признает каких-либо морально-этических ограничений. Серьезную конкуренцию ей могла бы составить школа и церковь. Сдвиги, произошедшие в сфере сексуально-эротических ценностей в результате «сексуальной революции»: более раннее сексуальное созревание и пробуждение эротических чувств у подростков; более раннее начало сексуальной жизни; социальное и моральное принятие добрачной сексуальности и сожительства; сужение сферы запретного в культуре и рост общественного интереса к эротике; рост терпимости по отношению к необычным, вариантным и девиантным формам сексуальности, особенно гомосексуальности (преимущественно среди более молодых - 18-24 года); увеличение разрыва между поколениями в сексуальных установках, ценностях и поведении - многое из того, что было абсолютно неприемлемо для родителей, дети считают нормальным и естественным.

Сейчас сложно прогнозировать, в каких направлениях будет развиваться молодежная сексуальная революция. Однако, возможно предположить: во-первых, уже сейчас наметилась декриминализация педофилии, те дети и подростки до 14 лет уже не считают чем-то ужасным половые отношения со взрослыми. И, хотя юридически это будет оставаться уголовно наказуемым деянием, можно ожидать заметный рост педофилии. Во-вторых, наиболее вероятно, что со стороны самих детей будут попытки вступления в сексуальные отношения в еще более раннем возрасте. К примеру6, в Лос-Анджелесе существует общество Рене-Гуньона, действующее под девизом: «Секс начинается с 8 лет, иначе будет слишком поздно». Цель этой организации - узаконить сексуальные отношения между взрослыми и детьми. В-третьих, подростки очень часто делают своим идеалом преуспевающего «нового русского». При этом появляется идеализированный суммарный образ такого «нового русского», которому они пытаются подражать.

Имеет место также тенденции к увеличению популярности садомазохизма с ориентацией на садизм. Постепенно становится нормой в молодежной среде и сексуальное насилие. Большого распространения это еще не нашло. Однако массовость такого насилия внутри подростковых групп настолько велика, что вопрос о «приемлемости» насилия в собственной среде - вопрос только времени.

Символика и атрибутика в молодежных неформальных объединениях

Отношение к какому-либо молодежному движению понимается подростками прежде всего как сумма внешних признаков, как мода.

Именно поэтому участники различных молодежных движений придают такое большое значение прическам, покрою одежды и всевозможным украшениям. Формирование, начиная с ассоциации, зримо обрастает атрибутами, получившими название «центры объединения». Это места встречи, характерные детали внешнего вида, символика, специфические слова и выражения, условные знаки - все то, что на внешнем уровне отличает данное формирование от прочих.

Атрибутика является средством коммуникации и идентификации: видимые (одежда, прическа, украшения) или слышимые (язык, музыка) знаки служат молодому человеку средством показать, кто он такой и распознать «своих». Кроме того, это средство приобретения статуса в своей среде: поскольку нормы и ценности юношеской субкультуры являются групповыми, овладение ими становится обязательным и служит способом самоутверждения. Для каждой молодежной субкультуры характерен свой специфический набор атрибутики. Причем именно сочетание нескольких атрибутов показывает отношение подростка к конкретному движению.

К примеру, у скинхедов, несмотря на кажущееся (исходя из названия: skin - «кожа» и head - «голова») обязательное наличие бритой головы, допускается «ежик» или любая промежуточная прическа. А вот наличие светлых джинсов или военных штанов, закатанных или заправленных в высокие военные ботинки Dc. Martens (или подобные) обязательно.

Характерный на Западе атрибут панка - гребень из волос на голове с выбритыми висками, в России оказался мало распространен среди панков, а среди андеграундных панков - почти полностью отсутствует. Зато наших панков легко перепутать с нашими же не совсем обритыми скинхедами. Здесь различия проводятся по наличию/отсутствию пирсинга. Скинхеды в России (в отличие от их западных коллег) идеологически не приемлют пирсинг, в том числе и в ушных раковинах. У панков же пирсинг поголовен.

В качестве символики обычно выступают специфические символы (логотипы, лэйблы) различных рок-групп, группировок, общественных объединений, политических и не политических движений. Особенность общемолодежной атрибутики - обозначить отличие от взрослых. Причем каждый возрастной слой подростков пытается сформировать собственную молодежную моду, отличающую его от предыдущего возрастного слоя. Это приводит к очень быстрой динамике изменения общепринятых молодежных атрибутов на каждый конкретный период времени.

Общемолодежная атрибутика активно вбирает в себя традиционные элементы атрибутики молодежных субкультур. Все это затрудняет возможность четкого различия по внешним характеристикам представителей неформальных движений и лиц, не имеющих к ним отношения.

Объединения, о которых ниже пойдет речь, возникают и живут по другим законам, чем те, в которых волей-неволей оказывается молодой человек, будучи членом студенческой группы, трудового коллектива и т.п.

Чаще проблематика неформальных молодежных объединений рассматривается на материале подростковых и юношеских групп, важными функциями которых является удовлетворение потребности в аффилиации, специфическая помощь в самоопределении, в обретении идентичности, в частности через присоединение к некоторому "Мы" в оппозиции к "Они" и т.п. Хорошо известно, что подростки в большинстве своем имеют острую потребность быть членами разного рода групп, главным образом неформальных. Есть ли такая потребность у тех, кто постарше, – у молодых? Какова ее природа? Нельзя сказать, что данная проблема хорошо изучена. Вместе с тем она волнует многих, и интерес этот носит далеко не только академический характер. Но прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению проблемы молодежных объединений, остановимся на тесно связанной с ней теме молодежной культуры (субкультуры).

Летом 1968 г. на улицы Парижа вышли тысячи молодых людей, которые вели себя буйно и страшно напугали не только других жителей французской столицы, но и всю Европу, весь западный мир, тем более что волна подобных акций молодежи прокатилась по многим городам в разных странах. Суть лозунгов, высказываний, деклараций, с которыми вышли демонстранты, сводилась к заявлению о том, что есть такие особые люди – молодежь, которую не устраивают порядки, придуманные и проповедуемые взрослыми, которая хочет жить иначе и намерена перестроить мир по-своему. Молодежь заявила о себе как о представителях особой культуры, или субкультуры, – молодежной. Молодежная субкультура предъявила миру свои представления о том, что важно и что не важно в жизни, новые правила поведения и общения людей, новые музыкальные пристрастия, новую моду, новые идеалы, новый стиль жизни в целом. Можно сказать, молодежь заявила свои права на культурное доминирование.

Понятие "молодежная культура" создано для описания особого типа социального пространства, которое населяют люди, находящиеся в относительно бесправном и зависимом положении. Зависимость молодежи проявляется в том, что она рассматривается "социально зрелыми" взрослыми не как самоценная группа, а лишь как естественный ресурс будущего общества, который надо социализировать, воспитывать и использовать.

Описание молодежи как отдельной социально-возрастной группы началось с работ С. Холла, К. Мангейма и Т. Парсонса, в которых были заложены основы так называемого биополитического конструкта. Зарождение и этапы развития биополитического конструкта молодежи анализирует в своей книге Е. Л. Омельченко . Суть состоит в том, что особенности молодости (понимаемой в данном случае широко, с включением в этот возраст и отрочества) обусловлена столкновением сил природы ("гормональное пробуждение") с "неподвижными" преградами культуры, т.е. социальными институтами, что и определяет необходимость социализации. Эти два обстоятельства – пробужденная сексуальность (биологическая предпосылка) и необходимость поколенческой социализации (политическая предпосылка) – и задают формулу биополитического конструкта.

Эти идеи стали особенно популярны на Западе после Второй мировой войны. Молодежная культура представлялась независимым социальным пространством, в котором люди могут обрести аутентичность, идентичность, тогда как в семье или школе они лишены реальных прав и полностью контролируются взрослыми. Если в доиндустриальных обществах семья полностью выполняла все необходимые функции социальной репродукции (биологическую, экономическую, культурную), то в современных индустриальных обществах семья теряет эти свои традиционные функции, прежде всего в области культуры – образования и профессиональной подготовки молодого человека. Молодежь в таких условиях начинает занимать максимально уязвимую позицию, находясь между двумя ценностными мирами: патриархальными моделями семейной социализации, с одной стороны, и взрослыми ролями, которые заданы рыночной рациональностью и безличной бюрократической структурой, – с другой. Молодость, по Т. Парсонсу, это период "структурированной безответственности", мораторий, вставленный между детством и взрослостью. Такая пространственно- временна́я позиция молодежи в жизненном цикле и приводит к формированию групп сверстников и молодежной культуры, что, в свою очередь, способствует развитию моделей эмоциональной независимости и безопасности, изменению ролевых характеристик первичной (детской) социализации через усвоение принятых в компании сверстников норм, ценностей, техник, моделей поведения и т.п.

Подобные идеи разделялись и разделяются многими учеными, как зарубежными, так и отечественными. Однако эмпирические исследования, проводившиеся в нашей стране, долгое время не выявляли никакой специфической подростковой или молодежной субкультуры. Ярким примером может служить сравнительное исследование моральных норм и регулируемого ими поведения у подростков СССР и США, которое проводилось в начале 1970-х гг. американским психологом У. Бронфенбреннером и сотрудниками лаборатории Л. И. Божович и описано в вышедшей и в США, и у нас его книге . Наши подростки тех лет устойчиво ориентировались на нормы взрослых, в то время как их американские сверстники в своем поведении опирались преимущественно на моральные нормы, правила, ценности, выработанные в их, подростковом, сообществе.

Однако постепенно, с ослаблением патриархальных порядков, снижением социализирующей функции семьи, ростом плюрализма в самых разных сферах общественной жизни и в нашей стране стала возникать молодежная культура и многочисленные подростковые и молодежные группы. И если раньше, в 1950-е гг., неформалами были разве что "стиляги" (наш вариант тех, кого на Западе называли "тедди бойз"), которых нещадно критиковали средства массовой информации, комсомольские и партийные организации, руководители вузов (вплоть до исключения), то постепенно и у нас появились панки, скинхеды, готы и т.п. молодежные группы, противопоставляющие свою культуру культуре большинства (как теперь говорят, мейнстрима).

В новейшей истории России, т.е. в течение последних двухтрех десятилетий, ситуация с молодежными объединениями менялась по меньшей мере трижды.

Бурный всплеск неформального молодежного движения возник в 80-е гг. прошлого века, в эпоху горбачевской перестройки. Тогда сообщество молодых разделилось на комсомольцев, с одной стороны, и неформалов – с другой.

Сам термин "неформалы" был введен в этот период комсомольскими бюрократами для обозначения самоорганизованных молодежных групп, которые ставили себя в оппозицию к формальным структурам – пионерским, комсомольским. Позже этим термином стали обозначать не только молодежные, но вообще всякие движения и организации, возникающие по инициативе "снизу". Впоследствии содержание понятия "неформалы" не раз менялось. Парадокс состоит в том, что термин, введенный "сверху", был воспринят самой молодежью. Сегодня им чаще всего обозначают различные молодежные группы, в первую очередь субкультурные формирования.

Следующий этап – 1990-е гг. Неформальное движение в этот период пошло на спад. Комсомол распался, так что противостоять стало нечему. Молодежные группировки фактически растворились в бандитской или полубандитской среде, стали активно завоевывать клубные и дискотечные пространства в российских городах.

Новые изменения принес новый век. По мнению исследователей современных тенденций в неформальном движении, сегодня представляющие его молодежные объединения характеризуется сложным характером взаимоотношения различных стилевых составляющих. Для современных разношерстных неформалов, так же как и для их предшественников, важно обозначение той силы, которой они противостоят, – это почти обязательное условие формирования соответствующей групповой идентичности. Сегодня место бывших комсомольцев заняли так называемые гопники. Противостояние неформалов (свои, продвинутые) гопникам (чужие, нормальные) и составляет сегодня основное стилевое напряжение в этой области .

Е. Л. Омельченко отмечает, что молодежная культура, как она понималась в середине XX в., ушла со сцены. Она солидарна с американским исследователем Дж. Сибруком в том, что сегодня понять характер молодежных объединений можно, лишь учитывая новый социокультурный контекст . А он заметно изменился в конце XX в.

В настоящее время определяющим фактором является то, что Дж. Сибрук назвал "культура супермаркета". Центральное действующее лицо в этой культуре – постоянно конструируемый с помощью коммерческих сетей подросток потребляющий. Ядром, центром культуры супермаркета становится мейнстрим, а индивидуальность занимает периферийные позиции. Культурная власть переходит от индивидуальных вкусов к авторитету рынка, и ключевой фигурой этого рынка становится подросток, вообще молодой человек, знающий, что будет модно завтра .

В качестве главной тенденции последних лет Е. Л. Омельченко называет формирование новой "комнатной культуры" молодежи. Когда-то молодежь вышла на улицы, породив представление о молодежи как особой социальной группе и особой социальной проблеме. Сегодня молодежь, молодежность становится брендом, который присваивается все новыми сегментами потребительского рынка. Высказывается следующая гипотеза: современная молодежь социализируется не столько через разного рода группы сверстников, а в рамках глобальных имиджей. В этой ситуации глобализация порождает новый тип социальной дифференциации – разрыв между теми, кто хорошо знаком с технологическими новшествами, и теми, кто не имеет к ним полного доступа.

Когда ни молодежные объединения, ни дружеские компании, ни тем более социальные институты не позволяют обрести собственную идентичность, самым важным для современного молодого человека становится наличие защищенного личного пространства. Таковым оказывается своя комната почти обязательно со своим компьютером.

Итак, молодежная культура в последнее время все больше превращается в часть общей потребительской культуры. Даже тогда, когда молодежь начинает создавать что-то свое, ее рано или поздно настигает массовая молодежная индустрия. Происходит перерождение молодежной культуры в ее коммерческую форму. Западные ученые все чаще говорят об этом, как о форме "коллективного исчезновения" или даже "смерти молодежной культуры". На смену классическим молодежным субкультурам, расцветшим во второй половине XX в., пришла так называемая рейв-культура, в основе которой – откровенно гедонистическое, нацеленное на сиюминутное удовольствие отношение к жизни, способствующее растворению молодежи в доминирующей массовой культуре.

Походы по магазинам (шопинг) для значительной части молодежи становятся формой культурной активности, восполняющий недостаток коллективизма. Поиск идентичности в таком случае идет не путем ролевого экспериментирования в разных группах сверстников, как это было некоторое время назад, а путем поиска своего стиля в якобы совершенно свободном выборе товаров. Правда, эта свобода доступна не всем и не в равной мере, поэтому для многих она превращается в источник негативных эмоций, в войну за то, чтобы поддерживать свой стиль, не стать аутсайдером. Как отмечает Е. Л. Омельченко, особую остроту и важность эта потребительская борьба имеет для российской молодежи, растущей по большей части в бедных или не очень состоятельных семьях Омельченко Е. Смерть молодежной культуры и рождение стиля "молодежный".

Наряду с официально оформленными (зарегистри-рованными) общественными молодежными объедине-ниями в современном обществе широко распростране-ны неформальные молодежные объединения (НМО). Отличительной особенностью неформальных объе-динений являются отсутствие официальной, например, государственной регистрации; их самоорганизация (пер-воначально); стихийное (основанное на желании и вза-имном договоре участников группы) возникновение общегрупповой символики, правил, норм, ценностей и целей жизнедеятельности группы.

НМО следует отличать от таких смежных образова-ний, как неформальная группа и неформальная груп-пировка. Объединение небольшого числа подростков на основе близости возраста и территориальной общности (например, дворовая компания или друзья-одноклассни-ки) получило название неформальная группа .

Для нефор-мальной группы характерны дружеские взаимоотноше-ния между ее членами, высокая вариативность и личная свобода членов группы в процессе совместной дея-тельности, выбор которой осуществляется по общему согласию большинства ребят («А, давайте, пойдем в кино!» и т.п.), социально положительная направленность деятельности. Неформальная группировка — понятие, чаще используемое для обозначения неформальных групп асо-циальной направленности. Характеризуется наличием более или менее четко выраженного мотива сбора (упот-ребить спиртное, выяснить отношения с соседней груп-пировкой, «стрясти» деньги с прохожих и т.п.).

Неформальное молодежное объединение — своеобраз-ное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей, существующее на протя-жении нескольких десятилетий, часто имеющее меж-дународный характер. Направленность НМО представ-лена широким спектром: от явно асоциальных группи-ровок White power — белая власть (националистское движение) до вполне безобидных и законопослушных битников (вариант современного развития движения хиппи).

Различные НМО имеют свою идеологию, спе-цифику типичных видов деятельности, символику одеж-ды, сленг и т.п. Неформальные молодежные объедине-ния как своеобразные элементы культурной среды об-щества (так называемая субкультура) — явление, воз-никшее в 50-60 гг. XX столетия. Наиболее известными движениями тех лет являлись движения хиппи , модов, мажоров, тэдди-бойз. Например, тэдди-бойз — субкуль-тура рабочей молодежи, появившаяся в 50-е гг. на фоне относительного повышения уровня жизни, в условиях «изобилия» и экономического подъема.

Это первые пос-левоенные стиляги, выходцы из рабочего класса с не-законченным средним образованием, неспособные по этой причине получить хорошо оплачиваемые должно-сти или рабочие специальности, требующие высокой квалификации. Они просто копировали стиль поведе-ния и одежды молодежи высших слоев общества. Ти-пичный тэд носил пиджак свободного покроя с бар-хатным воротничком, брюки-дудочки, ботинки на ре-зиновой платформе и галстук-шнурок.


Чуть позже, в конце 60-70-х гг., возникают движе-ния рокеров, панков и др. Данные молодежные течения являлись своеобразными контркультурными обра-зованиями, противостоящими официальной государ-ственной системе норм и ценностей. Наряду с асоци-альными образованиями в этот же исторический пери-од достаточно активно развивались и просоциальные молодежные объединения (Greenpease , различные ре-лигиозные течения и т.п.).

В течение последнего десятилетия XX в. возникла и постепенно развивается новая тенденция в сфере не-формальных молодежных объединений. Она заключает-ся в следующем. Если НМО «классического» периода (хиппи, панки и т.п.) представляли из себя группы, достаточно четко сформированные по идеологическому принципу, определявшему все параметры их жизнеде-ятельности: от специфики одежды до особенностей межличностного общения, сленга и т.п., то в после-дние десятилетия наблюдается постепенный переход «неформальной принадлежности» от базовой формы жизнедеятельности к форме досуга, хобби, способа ус-тановления коммуникации со сверстниками. Для боль-шинства современных неформалов их принадлежность к той или иной группировке — вовсе не образ жизни, а всего лишь в той или иной степени глобальное увле-чение, часто не влияющее на основную жизнь.

Это легко проследить, анализируя основные неформальные группы (группировки) молодежи, распрост-раненные в настоящее время в обществе. «Рейверы», «Гранжи», «Металлисты» часто — уже не конкретные сообщества молодежи, а скорее прослойки в молодеж-ной среде, вся неформальность которых часто ограни-чивается лишь яркой одеждой и атрибутикой (колеч-ки, цепочки, значки и т.п.).

Для современного состояния неформальной молодеж-ной сферы гораздо более характерно не многообразие ярко выраженных группировок, а противостояние общей массы неформалов («нефоров») — молодежи, имеющей опре-деленное увлечение (музыка, техника и т.п.) и так на-зываемых «гопников» — подростков, ничем особым в жиз-ни не занимающихся, ничем не выделяющихся из об-щей массы. В то же время особую социальную опасность представляет явный рост националистических молодежно-подростковых организаций — либо неформальных, либо прячущихся за вывеску «патриотической» деятель-ности.

Принадлежность к той или иной неформальной груп-пе — практически обязательный элемент процесса со-циализации в подростковом возрасте.

Именно входя в ту или иную группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели меж-личностного общения, «примерять» на себя разнооб-разные социальные роли. Общеизвестно, что дети и подростки, в силу различного рода причин, не имев-шие возможности постоянного общения со сверстни-ками (инвалидность, психологические особенности личности, жизнь в месте, отдаленном от людей и т.п.), практически всегда в более позднем возрасте испыты-вают трудности в создании семьи, в отношениях с со-служивцами, внутриличностные проблемы и т.д.

Психологическим основанием возникновения подро-стково-молодежных групп (группировок) является одна из ведущих поведенческих реакций данного возрастно-го периода — реакция группирования со сверстниками.

Процесс вхождения (примыкания) подавляющего большинства подростков в ту или иную неформальную молодежную группу можно отразить как процесс пос-ледовательного удовлетворения базовых потребностей человека: потребностей в самоутверждении и общении (см. схему 1).

Следует особо отметить тот факт, что неформаль-ная среда общения порой является для подростка (осо-бенно для подростка «группы риска») единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимо-отношения в семье или не посещая регулярно какое-либо внешкольное учреждение, подросток вынужден примыкать к той или иной группе (группировке), ав-томатически принимая систему ее норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положитель-ной.

Для очень большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно значимой группой, являются личностно значимыми, причем эта значимость намного превос-ходит в сознании подростка «семейные» и «школьные» нормы и ценности. Именно этим во многом объясня-ется низкая эффективность воспитательных мер воздей-ствия на трудного подростка: в его сознании совершен-ное им объективно негативное действие таковым не является, так как является одобряемым с точки зре ния референтной группы (например, грубость по от-ношению к педагогу в школе или срыв урока может им оцениваться вовсе не как «плохое поведение», а «ге-роический подвиг», поддерживаемый сверстниками).

Одной из особенностей современных молодежных группировок является их расположенность вне основ-ных институтов социализации (школы, клубы и т.п.). Группы (группировки) собираются чаще всего либо по территориальному принципу (дворовая компания), либо по принципу близости интересов (фанаты футбольно-го клуба и т.п.). Исходя из этого, достаточно пробле-матичным оказывается привлечение подобного рода групп в «официальные» социально-педагогические уч-реждения.

Попытка разрешить эту проблему привела к возникновению в США еще в начале 30-х гг. XX столе-тия так называемой уличной социальной работы, ко-торая в настоящее время является одной из самых ши-роко распространенных в мире и перспективных форм взаимодействия с молодежными неформальными груп-пировками. Street workers — уличные работники осуще-ствляют социально-педагогическую деятельность непос-редственно в местах времяпрепровождения молодежи, пытаясь наладить контакт с ребятами, оказать своевре-менную помощь и поддержку.

В нашей стране деятель-ность уличных социальных работников началась со вто-рой половины 90-х гг. XX столетия. С недавнего време-ни начинает развиваться работа социальных педагогов в неформальных группах под так называемым прикры-тием. Социальный педагог входит в молодежную «ту-совку» на правах законного члена, участвует в ее жиз-ни, параллельно пытаясь собрать необходимую для ра-боты информацию, незаметно помочь кому-то из ребят, перенаправить (при возможности) деятельность данной группы в положительное русло.

Одним из ведущих направлений работы с нефор-мальными группами (группировками) учреждений до-суговой сферы в настоящее время являются, с одной стороны, развитие на своей базе разнообразных видов деятельности, привлекательных и популярных в моло-дежной среде (рок-клубы, фан-клубы и т.п.) и, с дру-гой, организация и проведение в микросоциуме серии мероприятий и акций, ориентированных на привлече-ние молодежи (праздники, конкурсы, дискотеки и т.п.).

Широко распространенной формой работы с нефор-мальной средой общения ребят в последнее время ста-ли так называемые молодежные музыкальные клубы, предоставляющие им возможность регулярного обще-ния и становящиеся достаточно быстро для большин-ства основным местом тусовки.

Большое значение в социально-педагогической дея-тельности, проводимой с молодежными группами, яв-ляется процесс постоянного отслеживания так назы-ваемой групповой динамики, т.е. своевременное выяв-ление факта возникновения группы, установление наи-более частых мест «тусовок» ребят, численного и де-мографического состава (небольшая группа — 3-5 че-ловек либо группировка 10-12 и более), характера на-правленности группы (асоциальная/просоциальная).

До-вольно часто принципиальным для определения стра-тегии дальнейшей работы с группой является опреде-ление типа ее неформального лидера (физический или интеллектуальный). Также важно установление совокуп-ности основных нравственно-моральных, идеологичес-ких и иных ценностей, которыми руководствуется в своей жизни данная группировка.

Основными направлениями социально-педагогичес-кой деятельности в сфере неформальных молодежных группировок являются:

Профилактика расширения чис-ленности неформальных групп асоциальной, кримино-генной направленности за счет исключения возможно-сти создания молодежной группы под руководством взрослого, имеющего убеждения противоправного ха-рактера (например, вернувшегося из мест лишения сво-боды), а также за счет переориентации группировки на социально одобряемые виды деятельности (созда-ние временных рабочих мест, смена неформального ли-дера группы и т.п.);

Изыскание возможностей для обес-печения (материального и пр.)

существования нефор-мальной группы положительной направленности (пред-ложение различных вариантов занятости, обществен-но-полезной деятельности, занятий физкультурой и спортом, овладение боевыми искусствами и т.п.), например, создание на базе любительского музыкально-го коллектива группы, выступающей на официальной основе.

Вопросы и задания

1. К вам за консультацией обратились родители подростка. Выяснилось, что их сын уже около шести месяцев свя-зан с сектой «сатанистов». Это их беспокоит. Предложите возможные пути решения данной проблемы.

2. К вам обратилась мама восьмилетнего мальчика. По ее словам, сына терроризирует группа старших подростков (дразнят, избивают без визуально наблюдаемых послед-ствий, отбирают деньги и пр.). Ваши действия?

3. К вам обратился за помощью подросток. Принимая учас-тие в азартных играх, он проиграл крупную сумму денег. Мать воспитывает сына одна (заплатить сумму долга из семейного бюджета фактически невозможно). Подросток поставлен «на счетчик», сумма долга увеличивается. Име-ют место угрозы физической расправы и причинения материального ущерба. Что вы решите?

Виды и структура культуры

Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения...

Влияние политической обстановки в стране на формирование молодежной субкультуры

Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах...

Голливуд - фабрика грез

Миф об «обществе равных возможностей», на который работает и Голливуд, превратился его в своего рода «субкультуру»: влияние Голливуда становится все ощутим ее, оно выходит даже за пределы американского общества...

Имиджевые манифестации молодежной субкультуры

Субкультура - это культура группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей...

Исследование "аниме" как социально-культурного феномена

Рассмотрев основные культурные характеристики сообщества анимешников надо сделать непростой вывод: является ли оно своеобразной субкультурой в рамках современной культуры постмодерна? Прежде всего...

Культурология как продукт современной культуры

культурология субкультура массовая элитарная общество Субкультура с точки зрения культурологии же субкультура - это такие объединения людей, которые не противоречат традиционным ценностям культуры, а дополняют ее...

Молодежная культура и субкультура

В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура - это подкультура или культура в культуре...

Молодежная субкультура

Молодежная субкультура

Молодежные стили в моде 60-х

В 1960-е гг. начали выходить специализированные журналы для тинейджеров и молодежи: в Британии "Petticoat" (имевший подзаголовок "Новая молодая женщина") и "Honey"...

Молодежные субкультуры

Субкультура -- (лат. sub -- под и cultura -- культура) система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) -- понятие, характеризующее культуру группы или класса...

Молодежные субкультуры и мода

Начнем с истории термина. В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством...

Субкультуры

Субкультура (лат. Sub - под и cultura - культура; подкультура) - часть общества, которая отличается от преобладающей культуры своей собственной культурой, а также социальные группы, являющиеся носителями этой культуры. Г.В.Осипов. Социология. М. 2008. С...

Субкультуры: типология, признаки, виды

Само понятие "субкультура" сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе. Прежде под "культурою" понималась господствующая этическая, эстетическая...

Феномен готики в истории культуры: традиционный и современный аспект

В современном обществе уже нет того однообразия, которое наблюдалось еще лет 20 назад. Сейчас мы повсеместно наблюдаем молодых людей, стиль которых не вписывается в привычные представления о внешнем виде современного молодого человека...

Кислова Татьяна

В реферате ученицы 9 класса отражены различные молодежные группировки, им дана характеристика, основные отличительные черты

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 137

Автозаводского района г. Нижнего Новгорода

Неформальные молодежные организации и их влияние на личность подростка

Выполнила ученица 9 а класса

МБОУ СОШ №137 Кислова Татьяна

Проверила

Преподаватель - организатор ОБЖ

Землянуха Е.Е.

г. Нижний Новгород

2012

Вступление.................................................................................................................

1.4. Политические неформальные организации.

2. Функции молодежных группировок

Практическая часть

Заключение.

Вступление

Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.
За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы».

Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.
Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.
Они очень разные – ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

1. Виды молодёжных организаций

Существуют некоторые классификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения.

1.1 Музыкальные неформальные молодёжные организации.

Главная цель таких молодёжных организаций – прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.

Битломания оказала сильное влияние на культуру в целом и на музыку в частности. Многие известные люди в разных странах мира в своё время были «битломанами» и это оказало влияние на их творчество.

Среди «музыкальных» неформалов наиболее известна такая организация молодых людей как металлисты . Это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле рок (так же имеют название «Хэви металл»). Самыми распространёнными группами, играющие рок-музыку, являются «Кисс», «Айрон Мейден», «Металлика», «Скорпионз», и отечественные – «Ария» и т. д. В тяжелом металлическом роке присутствуют: жесткий ритм ударных инструментов, колоссальная мощность усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей. Металлисты (металхэ́ды, металлюги или мета́ллеры) - это молодёжная субкультура , вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в 1970-е годы.

Субкультура широко распространена в Северной Европе, достаточно широко - в России, Украине, Беларуси, в Северной Америке, есть значительное количество ее представителей в Южной Америке, Южной Европе и Японии. На Ближнем Востоке, за исключением Турции и Израиля, металлисты (как и многие другие «неформалы») малочисленны и подвергаются преследованию.

Слово «металлист» - русское, производная от слова «металл» с добавлением заимствованного латинского суффикса « -ист ». Изначально оно означало «жестянщиков», работников металлургии . Металлист в значении «поклонник тяжёлого металла » вошло в обиход в конце 1980-х.

В английском языке аналогом русского «металлист» является metalhead - «металлоголовый», «помешанный на металле». Металлистов также называют жаргонными словами headbanger - «головотряс» и mosher - «толкающийся», в соответствии с поведением фанатов на концертах.

В каждом языке возникают свои производные от слова metal для обозначения его поклонников. В испанском - metalero , в итальянском - Metallaro , в финском - hevari (от слова «Heavy»), в польском - metalowcy .

Типичный ремень металлиста:

  1. Длинные волосы у мужчин (распущенные или собранные в хвост).
  2. Преимущественно чёрный цвет в одежде.
  3. Кожаная мотоциклетная куртка « косуха », кожаный жилет.
  4. Банданы.
  5. Чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой металлической групп ы.
  6. Напульсники - кожаные браслеты с заклёпками и/или шипами (порки), шипастые, проклёпанные ремни, цепи на джинсах. Также на ремне может располагаться пряжка с логотипом какой-либо метал-группы.
  7. Нашивки с логотипами любимых метал-групп.
  8. Короткие или высокие сапоги с цепями - « казаки ». Тяжелая обувь - «камелоты», «керзы», «гриндерсы», «мартинсы», «стилы», «гады», обычные высокие ботинки. Туфли (как правило, остроносые, «готические» штиблеты).
  9. Кожаные штаны, армейские штаны, джинсы
  10. Клёпки и шипы на одежде и аксессуарах
  11. Часто - длиннополая одежда черного цвета (плащи, пальто)
  12. Мотоциклетные кожаные перчатки без пальцев
  1. В отличие от некоторых других субкультур, субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена только вокруг музыки. Тем не менее, есть некоторые особенности мировоззрения, которые можно назвать типичными для значительной части металлистов.
  1. Тексты метал-групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ «сильной личности». Для многих металлистов субкультура служит средством отчуждения от «серой реальности», формой молодёжного протеста.
  1. В прессе появлялись исследования, утверждающие, что интеллектуальный уровень металлистов зачастую довольно высок, на основании чего делается вывод, что увлечение металлом может быть признаком интеллектуальности.. По результатам опроса 1000 одарённых подростков, проведённого в 2007 году, многие из них ответили, что слушают металл и другую рок-музыку тяжелых направлений для снятия стресса.
  1. Некоторые исследователи утверждают, что у слушателей тяжёлого рока и металла выше тяга к агрессии и депрессии . Однако психологи сходятся на том, что это не следствие, а причина увлечения тяжёлой музыкой. Более того: респонденты, показывавшие негативные тенденции, чувствовали себя лучше и увереннее после прослушивания любимой музыки. По их словам, тяжёлая агрессивная музыка помогает им выплескивать негативные эмоции, не копить их в себе. Таким образом, некоторые металлисты осознанно или неосознанно используют металл как средство психотерапии

Не всю субкультуру металлистов, несмотря на бытующее мнение, следует считать деструктивной, так как для многих её представителей причиной объединения является именно увлечение «тяжёлой» музыкой, которая (за исключением некоторых групп) учит человека основополагающим моральным ценностям, таким, как сострадание, терпимость. Многие группы, в частности, отечественные команды Ария , Мастер , Catharsis , Чёрный Кофе , в своём творчестве затрагивают тематику борьбы добра со злом и проблему богоискательства. Агрессия , характерная для «металлических» текстов, в большинстве случаев является метафорой , а для многих групп (напр., Kreator , Metallica , Megadeth и др.) - предостережением, способом обратить внимание на «пороки» современного общества: на войны, терроризм и т. д.

Особняком стоят группы, которые не пропагандируют что-либо антиобщественное или античеловеческое , но с их идеологией, которую они сами считают созидательной, сложно согласиться большей части общества. Так, многие антихристианские группы искренне считают христианство злом, а себя - борцами за справедливость. Таковы, например, многие пэган-метал группы. Некоторые блэк-металлические группы также пропагандируют нацизм и сами не считают эту идеологию антиобщественной.

Другая наиболее известная молодёжная организация пытается сочетать музыку с танцами. Это направление носит название брейкеры (от англ. break-dance- особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение). Есть и другое толкование-в одном из значений брейк означает «изломанный танец» или «танец на мостовой». Неформалы этого течения объединены самозабвенной страстью к танцам, стремление их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации.
Политикой эти ребята практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носит поверхностный характер. Стараются поддерживать хорошую спортивную форму, придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь, наркотики, отрицательно относятся к курению.
Битломаны –течение, в рядах которого когда-то стаяли многие и родителей и учителей нынешних подростков. Их объединяет любовь к ансамблю «Битлз», его песням и наиболее известным его участникам – Полу Маккартни и Джону Ленону.

1.2 Неформальные организации в спорте.

Ведущие представители данного течения - знаменитые футбольные фанаты . Проявив себя как массовое организованное движение, спартаковские болельщики 1977 года стали основоположниками неформального течения, которое ныне распространено и вокруг других футбольных команд, и вокруг иных видов спорта. Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся серьезной внутренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркотиков и других негативных явлений, хотя в среде фанатов подобные вещи встречаются. Бывают и случаи группового хулиганства со стороны фанатов, и скрытый вандализм. Вооружены эти неформалы довольно воинственно: деревянные палки, металлические пруты, резиновые дубинки, металлические цепи и т. д.

Внешне фанатов легко различить.

Спортивные шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами «своих» клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланиями успехов тем, за кого они болеют. Они легко отличаются друг от друга по этим аксессуарам, собираясь перед стадионом, где обмениваются информацией, новостями о спорте, определяют сигналы, по которым будут скандировать лозунги в поддержку своей команды, разрабатывают планы других действий.

Близки к спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя «ночными всадниками ». Их называют рокеры . Рокеров объединяют любовь к технике и антиобщественное поведение. Их обязательные атрибуты – мотоцикл без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки, очки, металлические заклепки, молнии. Рокеры часто становились причиной дорожно-транспортных происшествий, в ходе которых были жертвы. Отношение к ним общественного мнения почти однозначно негативное.

1.3 Философствующие неформальные организации.

Интерес к философии – один из весьма распространенных в неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений, и толкают к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме.
Выделяются среди них хиппи . Внешне их узнают по неряшливой одежде, длинным непричёсанным волосам, определенной атрибутике: обязательные голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки, иногда-крестики. Символом хиппи на долгие годы стал ансамбль «Битлз» и особенно его песня «Земляничные поляны навсегда». Взгляды хиппи заключаются в том, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне, даже в ситуациях внешнего ограничения и закабаления. Раскрепоститься в душе – вот квинтэссенция их взглядов. Они считают, что человек должен стремиться к миру и свободной любви. Хиппи считают себя романтиками, живущими естественной жизнью и презирающими условности «добропорядочной жизни мещан». Стремясь к полной свободе, они склонны к своеобразному бегству от жизни, уклонению от многих социальных обязанностей. Хиппи используют медитацию, мистицизм, наркотики как средства, позволяющие добиться «открытия самого себя».
Новое поколение тех, кто разделяет философские поиски хиппи, часто именует себя «системой» (системные ребята, пиплз, пиплы). «Система» - это не имеющая чёткой структуры неформальная организация, в которую входят люди, разделяющие цели «обновления человеческих отношений» через добро, терпимость, любовь к ближнему.

Хиппи делятся на «старую волну» и «пионеров». Если старые хиппи (их ещё называют олдовые) в основном проповедовали идеи социальной пассивности и невмешательства в общественные дела, то новое поколение склонно к достаточно активной социальной деятельности. Внешне они стараются иметь «христианский» облик, походить на Христа: ходят по улицам босиком, носят очень длинные волосы, подолгу не бывают дома, ночуют под открытым небом.
Основными принципами идеологии хиппи стала свобода человека. Достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души; освобождению души способствуют наркотики; поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность. Красота и свобода тождественны, их реализация - чисто духовная проблема; все, кто разделяет сказанное, образует духовное сообщество; духовное сообщество-идеальная форма общежития. Помимо христианских идей. Среди «философствующих» неформалов распространены также буддистские, даосистские и иные древневосточные религиозно - философские учения.

Хи́ппи (англ. hippy или hippie ; от разг. hip или hep , - «понимающий, знающий» (hipster - старое название субкультуры поклонников бибопа ) - философия и субкультура , изначально возникшая в 1960-х годах в США .

Расцвет движения пришелся на конец 1960-х - начало 1970-х годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм . Один из самых известных лозунгов хиппи: « Make love, not war !» , что означает: «Распространяйте любовь вместо войны!» или «Занимайтесь любовью, а не войной!» .

Хиппи верит:

  • что человек должен быть свободным ;
  • что достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
  • что поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;
  • что красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого - чисто духовная проблема;
  • что все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;
  • что духовная община - идеальная форма общежития;
  • что все, думающие иначе, заблуждаются.

В настоящее время в России существует несколько творческих объединений хиппи:

  • Арт-группа « Фризия » (старейшая в Москве , художники).
  • Творческое объединение «Антилир» (Москва).
  • Ассоциация музыкантов «Время Ч» (Москва).
  • «Коммуна на Пражской», Москва (занимающаяся сетевым хиповым домом, она же fnb-хиппи-группа Magic hat )

1.4 Политические неформальные организации.

В данную группу неформальных молодёжных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию.
Пацифисты: одобряют борьбу за мир; против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью.

Пацифи́зм (от лат. pacificus - миротворческий, от pax - мир и facio - делаю) - идеология сопротивления насилию ради его исчезновения. Пацифистское движение, движение за мир - антивоенное общественное движение , противодействующее войне и насилию мирными средствами, в основном осуждением их аморальности. Антивоенная демонстрация на акции против вторжения в Ирак в 2003 в Шеффилде , Великобритания . Часто смыкается с антимилитаристским и антиимпериалистическими движениями.

Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными и т. п. Они верят в возможность предотвращения войн лишь посредством убеждения и мирных манифестаций.

Панк берёт своё начало в 60-х годах, когда под влиянием Beatles и Rolling Stones стали появляться много молодёжных команд, исполняющих рок-н-ролл.

Относительно сырой и грубый звук, основанный всего лишь на нескольких аккордах, . К концу 1960-х вызывающе примитивное звучание, в соединении с вульгарной манерой поведения на сцене, стала культивировать американская команда.

Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска « ирокез ». Носят джинсы, заправленные в тяжёлые ботинки или подвёрнутые под короткие тяжёлые ботинки (банки) и кеды. Некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами, а также носят кеды. Манеру носить кеды начала группа Ramones, а саму эту манеру они переняли у мексиканской шпаны (также именуемой как «латиносы»).

Подобное отношение вызывало ответную реакцию - стиляги замыкались внутри своих компаний и от простого восхищения зарубежной поп-культурой переходили к неприятию советской действительности.

2. Функции молодежных организаций.

Правильно оценивать состояние неформального движения молодёжи как своего рода социальную симптоматику, помогающую поставить диагноз всему общественному организму. Реальная картина современной, как и ушедшей в прошлое общественной жизни определяется потому, сколько детей брошено родителями, сколько лежит в больнице, совершают правонарушений.
Именно в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнёра. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в условиях терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям характеризует молодёжную среду, провоцируют подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.

Важнейшая функция молодёжного движения – проводник общественной жизни между местными, региональными, поколенческими зонами общественной жизни и её центром – основными социально- экономическими и политическими структурами. По мере развития общества, усложнения его политической жизни растет количество общественных организаций и общественных движений, нарастает степень их политизации. Вместе с тем увеличивается и количество организаций и движений, вступающих во взаимоотношения друг с другом.

Разговор о неформальном движении молодежи будет не полон, если не коснуться вопроса о том, какие функции выполняют самодеятельные объединения в развитии общества.

Прежде всего, сам слой «неформальности» как не зарегулированной общественной активности никогда не исчезнут с горизонтов развития человеческого сообщества. Общественный организм нуждается в своего рода живительной подпитке, которая не позволяет социальной ткани иссушаться и становится для человека непроницаемым, обездвиживающим футляром. Правильно оценивать состояние неформального движения молодёжи как своего рода социальную симптоматику, помогающую поставить диагноз всему общественному организму. Тогда реальная картина современной, как и ушедшей в прошлое общественной жизни будет, определятся не только по процентам выполнения производственных заданий, но и потому, сколько детей брошено родителями, сколько лежит в больнице, совершают правонарушений.

Именно в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнёра. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в условиях терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям и морализаторство примитивизируют молодёжную среду, провоцируют подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.

Важнейшая функция молодёжного движения – стимулирование прорастания социальной ткани на окраинах общественного организма. Молодёжные инициативы становятся провоником общественной энергии между местными, региональными, поколенческими и т.п. зонами общественной жизни и её центром – основными социально- экономическими и политическими структурами.

3. Особенности психологии неформальности.

Психология неформальности включает в себя много слагаемых.

1. Стремление быть самим собой лишь первое из них. Это именно стремление при отсутствии умения быть самим собой. Подросток озабочен поиском смысла «Я», отделением себя «истинного» от себя «неистинного», определением своего предназначения в жизни – настойчиво увлекает на путь поиска чего-то необычного. А определить это необычное очень просто. Если взрослые не запрещают – это дело обычное и потому скучное. Если запрещают – вот он, тот самый сладкий плод.
2. Зарождение и поддержание. Он начинает подрожать, даже не замечая, что постепенно обычным становится и это его маскарад. Зарождение и поддержание облегчают задачу выделение из окружающей среды - ломать голову приходится только первым. Остальные же, как послушное стадо, идут следом.
3. Стадный инстинкт. Групповым он кажется лишь внешне. Глубинно, психологически это стадное поведение. И пусть стремление выделиться, обрести автономность и независимость носит индивидуальный характер – одному выделиться трудно. А в куче – легче. Заражение и подражание, наслаиваясь на индивидуалистическое стремление к выделению, искажает цель, ради которой подросток предпринимает неформальные действия, в итоге не выделяет, а растворяет подростка в толпе себе подобных. Подавляющее большинство неформальных группировок держаться не на сознательном единстве – это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов.
4.Непременный атрибут почти любого стада и одновременно еще одно слагаемое психологии данного типа – наличие конкурентов, оппонентов, недоброжелателей и даже врагов. Ими могут стать практически кто угодно: подростки с соседнего двора, и поклонники иной музыки, и просто взрослые. Тут действуют все те же выделения и обособление, но уже не на индивидуальном, а групповом уровне. Не соглашаясь с миром взрослых, подросток приходит в неформальную группировку, и его стихийный протест начинает распространяться и на других неформалов. «Врагов» может быть очень много. Поддержание образа врага - одно из условий существования подобных групп.
Психология неформальности по природе своей носит двойственный, активно-реактивный характер. С одной стороны, это во многом естественный выплеск энергии молодости. С другой стороны, мы сами же часто провоцируем на то, чтобы эта энергия направлялась в не лучшую сторону. Запрещая даже то, что полезно и выгодно обществу, мы приводим их в недоумение и подталкиваем к слепому протесту в явно негативных формах.
5. Завышение притязания. Это то самое «потребительство», которое столь часто ставится молодым в вину. Гласность и открытость позволяет сравнивать нашу жизнь с западной, а затем и громко выражать результаты этого нелесного для нас сравнения.

4. Влияние молодёжных группировок на личность подростка.

Многие из неформалов – люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они стекаются сами – все очень разные, и в тоже время чем- то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.

Ради чего они стали неформалами ?

Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках – возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: «балдежь» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 7 %. Около 15 % находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11 % самое главное – условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.

Возраст 11-12-15-16лет мы называем подростковым. Это период развития личности от детства к зрелости, к юношеству. Особенности этого периода зависимы отособенностей физического развития подростков. Но этот период обуславливается не только физическим и половым созреванием, но и развитием личности. В этот период идет нравственное развитие, формирование убеждений подростка. И чаще всего эти убеждения не совпадают с общественным мнением.

В этот период ребенок задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. В это время начинается и формирование его характера, подросток сравнивает себя с окружающими сверстниками. В этот период и появляются «трудные» подростки, составляющие большинство в различных неформальных объединениях.

Неформальное движение является, в какой-то мере, социальной группой –социально организованной общностью людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью. Правда, многие из них занимают различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Многие из неформальных групп являются асоциальными – ориентированными на удовлетворение потребностей лишь членов этой группы (хиппи, панки, рокеры, брейкеры, металлисты и т.п.), социально ориентированными (неонацисты, бритоголовые, рэдскины) и антисоциальными – откровенно преступными группами.

Первостепенная причина ухода подростков в неформалы – это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых, поиск или неосознавание смысла существования.

Откуда же и почему появляются "выпавшие" люди? Здесь два направления. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном" состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры.

Причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых - "нетерпение" занять места отцов в социальной структуре А они некоторое время еще остаются заняты. Но дело кончается втиранием нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством. Второе направление объясняет появление выпавших людей сдвигами в самом обществе. Молодежь приходит, взрослея,уже не в тот мир,к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, тех позиций в ней нет ".

В периоды перемен выпавшими становятся в той или иной мере значительные прослойки. Иногда это задевает чуть ли не каждого. Не все уходят в хиппи, но многие проходят через контркультурное состояние (попадают в зону действий контркультуры).

Причины участия подростков в неформальных группах – это: стремление познать необычное, особенно современное западное искусство; неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива; отсутствие интереса к чему -либо, бездеятельность, равнодушие к учебе; потребность в эмоциональных впечатлениях; отсутствие индивидуального подхода в школе, при наличии задержки в умственном развитии отдельных учеников; невнимание к подросткам в семье, безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность; оригинальность впечатлений, получаемых подростками в группах, внутренняя свобода; возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях.

Заключение

В своей работе над неформальными движениями России я решила отталкиваться в от непосредственной литературы о неформалах и общения с участниками неформальных молодежных течений, коих в нашей стране наблюдается немалое количество.

Я считаю что эта тема "неформалов" очень актуальна в наши дни, она всегда была актуальна. Неформальные объединения по сути целая система, это очень своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения, конгломерат групп или даже их иерархия. Где существует яркое деление на "своих" и "чужих".

Понятие "неформалы", "неформалы" - кто они? Ответы на эти вопросы я находила слушая музыку, собирая материал по теме реферата, рассматривая фотографии, просматривая фильмы и общаясь с разными людьми.

Проведя тестирование по теме реферата в своем классе, я поняла, что склонности к участию в неформальных группировках есть у части моих одноклассниках. И это хорошо, ведь многие неформалы интересные люди, занимаются саморазвитием как физическим, так и духовным. (Ролевики, хиппи, стиляги). Но есть и течения неформалов, которые способны существенно влиять на психику подростка и првести к неожиданным плоследствиям.

Мое мнение таково:

я считаю, что необходимо, что бы у подростка была своя компания, в которой было бы интересно, чтобы проводить свой досуг с пользой для здоровья и ума;

я считаю, что противопоставлять себя обществу взрослых людей не стоит, но и необходимо иметь в жизни активную жизненную позицию;

я считаю, что жизнь должна быть разнообразной, многогранной, но не в ущерб здоровью и психике, а во благо развития личности.