Какие точки зрения существуют на возможность. Личность творческая. Социальная структура и социальные отношения


Школа при Посольстве России в Бразилии. Экстернат

10 класс. Обществознание
I полугодие
Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под редакцией Боголюбова Л.Н. Москва, «Просвещение», год издания – с 2006 года.

Основные темы курса: Общество; Человек; Духовная культура; Экономика; Социальная сфера; Политическая сфера; Право как особая система норм.


  1. Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова? Какова взаимосвязь общества и природы?

  2. Раскройте разные смыслы понятия «культура».

  3. В чем заключается главное качество общества как целостной системы?

  4. Каковы основные черты социального института?

  5. Почему вопрос о смысле жизни волнует и мучает человека? И почему от этого вопроса не может отмахнуться ни один человек?

  6. Почему некоторые люди считают нужным отмахнуться от вечного вопроса о смысле жизни? В чем ограниченность «страусовой политики»?

  7. В чем состоит содержание и значение «золотого правила» нравственности? Какова сущность категорического императива?

  8. В чем состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

  9. Что такое деятельность? Какие черты присущи деятельности человека?

  10. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.

  11. Кто такие агностики, в чем суть их взглядов на познание?

  12. В чем состоят особенности научного познания?

  13. Охарактеризуйте основные точки зрения на соотношения биологического и социального в человеке.

  14. Выделите основные признаки понятия «личность».

  15. Что такое духовная жизнь общества? Какие компоненты она включает в себя?

  16. Что такое массовая культура? Расскажите о ее признаках.

  17. Каковы основные положения этики ученых?

  18. В чем состоит взаимосвязь науки и образования?

  19. Дайте определение морали.

  20. Чем религиозное сознание отличается от светского?

  21. Каким образом происходит познание окружающего мира посредством искусства?

  22. Какие вы знаете виды искусств? На основании чего их различают?

  23. Каковы место и роль экономики в жизни общества?

  24. Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики?

  25. Каковы основные элементы экономической культуры?

  26. От чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения?

  27. Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и справедливости в обществе, где существует социальная дифференциация?

  28. Что означает понятие «социальная мобильность»? Каковы ее виды?

  29. Что такое «социальная связь» и «социальное взаимодействие»?

  30. Что является причиной социальных конфликтов?

  31. Приведите примеры каждого вида социальных норм.

  32. В чем социальная опасность преступности?

ЛИЧНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ. Существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Некоторые психоневрологи видят сущность психотерапии в излечении неврозов путем пробуждения творческих стремлений человека. М.Зощенко в своей автобиографической повести рассказывает о том, как он благодаря творчеству излечился от депрессии.

Взгляд на креативность как универсальную черту личности человека предполагает определенное понимание творчества. Творчество предполагается как процесс создания чего-либо нового, причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца». Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.

Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни.

Существуют профессии – их называют «творческими профессиями» – где от человека требуется как необходимое качество быть творческой личностью. Это такие профессии, как быть актером, музыкантом, изобретателем и др. Тут недостаточно быть «хорошим специалистом». Необходимо быть творцом, а не ремесленником, даже очень квалифицированным. Разумеется, творческие личности встречаются и среди других профессий – среди педагогов, врачей, тренеров и многих других.

В настоящее время творчество все больше и больше специализируется и приобретает элитарный характер. Уровень силы творческой потребности и энергии, требуемый для профессионального творчества, в большинстве сфер человеческой культуры таков, что за пределами профессионального творчества остается большинство людей. Есть точка зрения, что у творческой личности имеется избыточный энергетический потенциал. Избыточный по отношению к затратам на приспособительное (адаптивное) поведение. Возможность для творчества, как правило, появляется тогда, когда человеку не нужно решать задачи на адаптацию, когда в его распоряжении «покой и воля». Он или не занят заботами о хлебе насущном или пренебрегает этими заботами. Чаще всего это происходит на досуге, когда он предоставлен самому себе – ночью за письменным столом Болдинской осенью, в камере одиночного заключения, на больничной койке.

Многим людям, даже творчески одаренным, не хватает творческой компетентности. Можно выделить три аспекта такой компетентности. Во-первых, насколько человек готов к творчеству в условиях многомерности и альтернативности современной культуры. Во-вторых, насколько он владеет специфическими «языками» разных видов творческой деятельности, набором кодов, позволяющих ему дешифровать информацию из разных областей и перевести на «язык» своего творчества. Например, как живописец может использовать достижения современной музыки, или ученый-экономист – открытия в области математического моделирования. По образному выражению одного психолога, творцы сегодня похожи на птиц, сидящих на удаленных ветках одного и того же дерева человеческой культуры, они далеки от земли и едва слышат и понимают друг друга. Третий аспект творческой компетентности представляет собой степень овладения личностью системой «технических» навыков и умений (например, технологией живописного ремесла), от которой зависит способность осуществить задуманные и «придуманные» идеи. Разные виды творчества (научного, поэтического и др.) предъявляют разные требования к уровню творческой компетентности.

Невозможность реализовать творческий потенциал из-за недостаточной творческой компетентности породило массовое любительское творчество, «творчество на досуге», хобби. Эти формы творчества доступны практически всем и каждому, людям, утомленным монотонной или сверхсложной профессиональной деятельностью.

Творческая компетентность – это всего лишь условие проявления креативной способности. К таким же условиям относятся наличие общих интеллектуальных и специальных способностей, превышающих средний уровень, а также увлеченность выполняемой задачей. В чем же заключается сама креативная способность? Практика творческих достижений и тестирования подводит к выводу, что психологическую основу креативной способности составляет способность творческой фантазии (см . ФАНТАЗИЯ), понимаемой как синтез воображения и эмпатии (перевоплощения). Потребность в творчестве как важнейшая черта творческой личности есть не что иное, как постоянная и сильная потребность в творческой фантазии. К.Паустовский проницательно писал: «…будьте милостивы к воображению. Не избегайте его. Не преследуйте, не одергивайте и прежде всего не стесняйтесь его, как бедного родственника. Это тот нищий, что прячет несметные сокровища Голконды».

Определяющим для творческой фантазии является направление сознания (и бессознательного), заключающегося в отходе от наличной действительности и реального Я в известную относительно автономную и свободную деятельность сознания (и бессознательного). Эта деятельность отличается от непосредственного познания действительности и своего Я и направлена на их преобразование и создание новой (мысленной) действительности и нового Я.

Что же побуждает творческую личность постоянно обращаться к творческой фантазии? Что является ведущим мотивом в поведении творческой личности? Ответить на эти вопросы – значит подойти к пониманию сущности творческой личности.

Творческая личность постоянно испытывает неудовлетворенность, напряжение, неясную или более определенную тревогу, обнаруживая в реальной действительности (внешней и внутренней) отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, завершенности и гармонии. Она подобна барометру, чутко реагирующему на противоречия, дискомфорт, дисгармонию. С помощью творческой фантазии творец устраняет в своем сознании (и в бессознательном) ту дисгармонию, с которой он сталкивается в реальности. Он создает новый мир, в котором он чувствует себя комфортно и радостно. Вот почему сам процесс творчества и его продукты доставляют творцу наслаждение и требуют постоянного возобновления. Реальные противоречия, дискомфорт и дисгармония как бы сами находят творческую личность. Это объясняет, почему творческие люди постоянно живут в двух режимах, сменяющих друг друга: напряжения и релаксации (катарсиса), тревоги и успокоения, неудовлетворенности и радости. Такое постоянно воспроизводимое состояние двойственности является одним из проявлений нейротизма как личностной черты творческих личностей.

Нейротизм, повышенная чувствительность – норма для творческой личности точно так же, как для обычного нормального человека является нормой эмоциональность (отсутствие равнодушия) в любом виде деятельности. Но нейротизм, двойственность творческой личности находится близко к той грани, за которой начинается психопатология. Следует признать факт, что творческие способности могут сочетаться с некоторыми психопатологическими чертами. Но, во-первых, это не является нормой и тем более, во-вторых, не дает оснований для выводов, которые делают последователи Ломброзо о родстве гениальности и безумия.

Двойственность творца предполагает феномен «естественного раздвоения Я» на реальное Я и творческое (воображенное) Я. Даже в самом сильном порыве вдохновения творец не теряет чувства реального Я. Например, (как заметил Станиславский), ни один актер не упал в оркестровую яму и не опирается на картонный задник декорации. И все же активность творческого Я, «заставляющая» пребывать творца в мире воображенной, условной реальности – словесной, изображенной, символически-понятийной, сценически воплощенной и т.п. – объясняет наличие у творческой личности черт и особенностей, отличающей ее от обычного человека. Поведение творца в обыденной жизни нередко кажется «странным», «чудоковатым». И этому есть объяснение.

Сильная потребность в деятельности воображения и сосредоточенность на ней, что неразрывно связано с любознательностью и потребностью в новых впечатлениях (новых идеях, образах и т.п.) придает творческим личностям черты «детскости». Например, биографы Эйнштейна пишут, что он был мудрый старец со всепонимающими глазами. И вместе с тем в нем было что-то детское, он навсегда сохранил в себе удивление пятилетнего мальчика, впервые увидевшего компас. «Игровой» компонент в акте воображения, по-видимому, объясняет нередкую любовь творцов, как и детей, к играм, розыгрышам, шуткам. Погруженность в свой воображенный творческий мир иногда делает их поведение в быту не вполне адекватным. Про них нередко говорят, что они «не от мира сего». Классической иллюстрацией может служить «профессорская» рассеянность.

Детская, или «наивная» креативность отличается от креативности взрослого, она имеет другую структуру и содержание, чем культурная креативность творческой личности. Детская креативность – это естественное поведение ребенка на фоне отсутствия стереотипов. Свежий взгляд ребенка на мир – от бедности его опыта и от наивного бесстрашия его мысли: все действительно может быть. Наивная креативность – характеристика возраста и присуща большинству детей. Напротив, культурная креативность творцов – явление далеко не массовое.

Бесстрашие мысли творца не носит наивный характер, оно предполагает богатый опыт, глубокие и обширные знания. Это бесстрашие творческой смелости, дерзости, готовности к риску. Творца не пугает необходимость усомниться в общепризнанном. Он отважно идет на разрушение стереотипов во имя создания лучшего, нового, не боясь конфликтов. А.С.Пушкин писал: «Есть высшая смелость: смелость изобретения».

Творческая смелость – это черта творческого Я, и она может отсутствовать у реального Я творца, в обыденной жизни. Так, по свидетельству жены знаменитого импрессиониста Марке , смелый новатор в живописи был в жизни довольно робким человеком. Такая двойственность может быть обнаружена и в отношении других личностных качеств. Например, рассеянный в жизни, творец «обязан» быть в творчестве сосредоточенно-внимательным и точным. Творческая этика не тождественна этике реального Я. Художник Валентин Серов часто признавался, что недолюбливал людей. Создавая портреты и внимательно вглядевшись в человека, он каждый раз увлекался, вдохновлялся, но не самим лицом, которое часто бывало пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте. О специфической художественной любви пишет А.Блок: любим мы все то, что хотим изобразить; Грибоедов любил Фамусова, Гоголь – Чичикова, Пушкин – скупого, Шекспир – Фальстафа. Творческие личности порой производят в жизни впечатления бездельников, внешне недисциплинированных, иногда беспечных и безответственных. В творчестве же они обнаруживают огромное трудолюбие, внутреннюю честность и ответственность. Отчетливо выраженное стремление к самоутверждению творческого Я может принимать неприятные формы на уровне поведения в реальной жизни: ревнивое внимание к чужим успехам, враждебность к коллегам и к их заслугам, надменно-агрессивная манера излагать свои суждения и т.п. Стремление к интеллектуальной независимости, характерное для творческих личностей, часто сопровождается самоуверенностью, склонностью давать высокую оценку собственным способностям и достижениям. Такая склонность отмечается уже у «творческих» подростков. Известный психолог К.Юнг утверждал, что творческая личность не боится выявить в поведении противоположные черты своей натуры. Не боится потому, что недостатки своего реального Я она компенсирует достоинствами творческого Я.

Креативность как специфическая способность творческой личности коренится во врожденной одаренности человека. Но реализация этой способности и одаренности зависит от развития личности в целом и, в частности, от развития других общих и специальных способностей. Установлено, что интеллект должен быть выше среднего. Огромное значение имеет развитая память, причем приспособленная к той или иной сфере творческой деятельности: музыкальная память, зрительная, цифровая, двигательная и т.п. Имеют значение и физические, анатомо-физиологические свойства человека, часто врожденные. Так, певческому таланту Шаляпина в немалой степени способствовали его удивительные голосовые связки – мощные и пластичные. В то же время не зафиксирована устойчивая корреляция между уровнем креативной способности и особенностями характера и темперамента реального Я.Творческими личностями могут быть люди с любым характером и любым темпераментом.

Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социо-культурная.

Евгений Басин

Современное общество стало открытым. В нем сняты прежние ограничения, ведущие к переходу человека с oдной ступеньки социальной лестницы на другую. Например, запреты на занятия той или иной профессией, на заключение браков между представителями различных социальных, этнических или религиозных групп. В результате aктивизировались социальные перемещения людей (между городом и деревней, между различными отраслями хозяйства, между профессиями, между различными районами страны) и, следовательно, значительно расширились возможности индивидуального выбора профессии, места жительства, образа жизни, супруга или супруги.

Переход людей из одних социальных групп в другие называется социальной мобильностью.

Социологи различают горизонтальную и вертикальную мобильность. К горизонтальной мобильности относят процессы перехода из группы в группу без изменения социальнoгo положения. Например, переход с одного государственнoгo предприятия на другое, из одной семьи в другую, из одного гражданства в другое. Сюда же иногда относят и перемещения людей в географическом пространстве без изменения cвoeгo статуса. Например, переезд из одного гoрода в другой, от места жительства к местам работы, покупок, развлечений, отдыха .

Процессы вертикальной мобильности связаны с переходом вверх или вниз по ступеням социальной лестницы. Различают восходящую (направленную вверх) и нисходящую (направленную вниз) социальную мобильность. К вocходящей вертикальной мобильности можно отнести повышение человека в должности, переход на руководящую работу, овладение более престижной профессией и т. п. К нисходящей вертикальной мобильности относится, нaпример, процесс разорения среднего предпринимателя и превращение eгo в нaeмнoгo рабочего.

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами coциальной мобильности или социальными лифтами. К ним относят армейскую службу, получение образования, овладение профессией, вступление в брак, приобретение собственности и др.

Социальной мобильности способствуют переломные периоды в развитии общества: революции, войны, политические перевороты, структурные сдвиги в экономике .

Социальные интересы

Каждой социальной группе свойственны общие для всех ее участников интересы. Интересы людей имеют в cвoей основе их потребности. (Вспомните, что вы уже знаете о потребностях человека.) Однако интересы направлены не столько на предмет потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают доступными эти предметы. Прежде вceгo это касается материальных и духовных благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. По направленности интересы можно разделить на экономические, coциальные, политические, духовные.

Интересы людей, связанные с положением социальной группы в обществе и человека в этой группе, называют coциальными интересами. Они состоят в сохранении или преобразовании тех учреждений, порядков, норм взаимоотношений, от которых зависит распределение благ, необходимых данной социальной группе.

Социальные интересы воплощаются в деятельности - ее направленности, характере, результатах. Так, из курса истории вам известно о заинтересованности крестьян и фермеров в результатах cвoeгo труда. Этот интерес заставляет их совершенствовать производство, выращивать более высокие урожаи. В многонациональных государствах различные нации заинтересованы в сохранении cвoeгo языка, своих традиций . Эти интересы способствуют открытию национальных школ и классов, выходу в свет книг национальных авторов, появлению культурно-национальных обществ, организующих разнообразную деятельность детей и взрослых. Конкурируя между собой, различные группы предпринимателей отстаивают свои экономические интересы. Представители тех или иных профессий периодически заявляют о своих профессиональных запросах.

Социальная группа способна осознавать свои интересы и сознательно действовать в их защиту.

Осуществление социальных интересов может привести группу к необходимости воздействия на политику. Используя разнообразные средства, социальная группа может влиять на принятие властными структурами угодных ей peшений. Такими средствами мoгyт быть письма и личные обращения представителей группы в opгaны власти, выступления в средствах массовой информации , проведение демонстраций, маршей, пикетирования и других акций coциального протеста. В каждой стране существуют законы, разрешающие определенные целенаправленные действия социальных групп в защиту своих интересов.

Важным средством выражения социальных интересов является отказ в поддержке при избрании в opгaны власти людей, олицетворяющих противоположные социальные интересы. Свидетельством борьбы и компромисса различных coциальных интересов является деятельность парламентских групп при принят ии законов страны и других решений.

Стремление людей участвовать в процессах, определяющих их жизнь, ведет к превращению социально-групповых интересов в политический фактор развития общества.

Сходство социальных интересов и деятельность в их защиту приводят различные группы к объединению. Так возникают общественные и общественно-политические движения, создаются политические партии. Стремясь удовлетворить свои интересы, различные социальные силы нepeдко стремятся завоевать власть или получить возможность участвовать в ее осуществлении.

Активность социальных групп, связанная с удовлетворением своих интересов, проявляется и в межгосударственных отношениях. Яркий пример этого явления - защита крупнейшими нефтепроизводителями разных стран своих экономических интересов, проявляющихся в совместных решениях об увеличении или сокращении добычи нефти в связи с изменением цен на нефть.

Учет многих признаков при выделении социальных групп и выявлении их социальных интересов позволяет coздать многомерную картину социальной жизни общества и выявить тенденции ее изменений.

Практические выводы

1 в условиях cовpeмeннoгo Oткpытoгo общества от вас самих зависит, какое положение вы будете занимать в обществе, в какой социальной группе находиться. Благодаря своим собственным усилиям вы сможете изменить это положение, переместиться с одной ступеньки социальной лестницы на другую.

2 Если вы небезразличны к судьбам своей страны, если вы пытаетесь представить ее будущее развитие, важно знать, каково положение и настроение той или иной социальной группы, каково ее влияние на общественную жизнь и политику.

3 Оценивая деятельность государства, проследите, учитывает ли оно интересы тех или иных групп в своей социально-экономической политике, например при решении таких вопросов, как установление или отмена налогов, определение социальной помощи малоимущим слоям населения и т. п.

Документ

Из книги pyccкoгo социолога, основоположника отечественной и американской социологических школ П. А. Copoкнна «Человек. Цивилизация . Общество».

Если экономический статус членов нeкoeгo общества нeодинаков, если среди них имеются как имущие, так и нeимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от тoгo, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать peальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные paнги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены кaкoгo-тo общества разделены на различные группы по роду их деятельности,
занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного paнгa и на подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от тoгo, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Вопросы и задания к документу

1. О каких видах социального расслоения говорится в документе?
2. Что, по мнению автора, свидетельствует об экономической, политической и профессиональной дифференциации общества? 3. Можно ли на ocнoвании документа утверждать, что социальное нepaвeнство проявляется в обществах разного типа?
4. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания социальной структуры cовpeмeннoгo общества?

Вопросы для самопроверки

1. Чем вызвано существование социальных групп в обществе?
2. Какие социальные группы существуют в современном российском обществе? Что является объективной основой их возникновения и существования?
з. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рыночные отношения?
4. Кто, по вашему мнению, образует российский средний класс?
5. Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и справедливости в обществе, где существует социальная дифференциация?
6. Что означает понятие «социальная мобильность»? Каковы ее виды?
7. Приведите примеры социальной мобильности из различных периодов мировой и отечественной истории.
8. Назовите известные вам каналы социальной мобильности. Как вы думаете, какие из них играют особо важную роль в современном обществе?
9. Раскройте на конкретных примерах социальные интересы различных групп в обществе. Как действуют эти группы в защиту своих интересов?
10. В чем состоит практическое значение знаний о coциальной структуре общества?

Домашнее задание

1. Национальный Демократический институт США издал мeтодическое пособие «Как победить на выборах?». В нем peкомендуется начинать планирование избирательной кампании с изучения социальной структуры cвoeгo избирательногo oкpyгa. Как вы думаете, чем вызван этот практический совет? Как мoгYт отразиться на избирательной кампании полученные данные о положении различных социальных групп в oкpyгe?

2. Охарактеризуйте себя и членов своей семьи как представителей социальной структуры общества, выбрав несколько различных критериев социальной стратификации.

3. Бывший рабочий открыл свое дело и стал предпринимателем . Какое социальное явление иллюстрирует этот пример?

4. С чем связаны забастовки шахтеров, учителей, других профессиональных групп? Формулируя свой ответ, опирайтесь на соответствующие понятия темы. Используйте мaтeриал из газет и других средств массовой информации.

Социальная структура и социальные отношения

Когда вы только начинали изучать обществознание, то знакомились с таким понятием, как общество, и вы должны знать, что это довольно сложная организация, в которой взаимодействуют между собой люди, группы, классы, прослойки и т.д.

А что такое структура общества? Структурой общества называют такие коллективные и индивидуальные отношения, которые складываются между разными социальными группами людей.

А вот, социальной структурой, называют устойчивую взаимосвязь различных элементов, которые составляют внутреннее строение данного общества.

Как правило, такими социальными элементами в структуре общества можно считать персоны, которые имеют определенный статус и выполняют определенные роли в социуме. Эти группы людей объединяются по своим статусным признакам в социальные, территориальные, этнические и другие общности.

К социальным группам, как правило, относятся такие объединения людей, которые имеют какие-то сходные признаки. К таким признакам можно отнести совместную деятельность, общие интересы или какие-то определенные ценности.

Кроме того, социальные группы могут образовываться в зависимости от их положения в обществе, уровня образования, профессии или материального положения.

То есть, можно сказать, что социальная структура делит общества людей, в зависимости от различного их положения и по различным критериям.

Изучая эту тему, у вас может возникнуть такой вопрос, так зачем нам нужно изучать разные социальные группы. Что ж, давайте попробуем найти ответ на этот вопрос:

Во-первых, имеющиеся в определенном обществе социальные группы прикладывают определенные усилия для общественного развития и способствуют происходящим изменениям в обществе, в котором они находятся;
Во-вторых, можно сказать, что в зависимости от того, какой характер носит та или иная социальная группа, напрямую зависит и качество деятельности всех социальных сфер в определенный период истории;
В-третьих, в зависимости от того, какие группы преобладают в том или ином обществе и какое они положение в нем занимают, исходя из этого, и формируется тип общества, его экономическое и политическое положение.

И от того, что мы будем знать ответы на эти вопросы, мы сможем понять, почему социальные институты функционируют не так, как бы нам хотелось и почему мы не получили тот тип общества, к которому стремились.

А знали ли вы, что на Руси, до правления Петра Первого, не существовало такого понятия, как «сословие». А само это слово «сословие», вначале обозначало коллегию или корпорацию и лишь в девятнадцатом веке стало обозначать какие-то определенные группы людей.

На Руси получить среднее или высшее образование могли лишь дети дворян и духовенства, да и то, оно имело четкое разделение по половому признаку. Для мужской части населения были открыты двери в различные гимназии, училища, кадетские корпуса и духовные семинарии. А вот для девочек существовали женские гимназии, институты благородных девиц, епархиальные училища, да и в них объем знаний значительно отличался от заведений для мальчиков, так как считалось, что женщинам быть образованными совсем не обязательно.

А известно ли вам, что на Русы мужчины также прокалывали уши? Оказывается, по наличию серьги в ухе казака можно было определить, какое место он занимал в роду. Если молодой человек носил серьгу в левом ухе, то всем было известно, что он был единственным сыном у матери-одиночки. Наличие серьги в правом ухе указывало на то, что это юноша, рожденный в семье последним, и до него наследника по мужской линии не было. Если же юноша имел серьги в обоих ушах, то это говорило о том, что ребенок в семье единственный.

«Умирает знаменитый человек. У его постели жена. Врач считает пульс умирающего. В глубине комнаты два его друга - газетчик, которого к этому смертному ложу привёл долг службы, и художник, который оказался здесь случайно. Супруга, врач, газетчик и художник присутствуют при одном и том же событии. Однако это, одно и то же событие, - агония человека - для каждого из этих людей видится со своей точки зрения. И эти точки зрения столь различны, что едва ли у них есть что-нибудь общее. Разница между тем, как воспринимает происходящее убитая горем женщина и художник, бесстрастно наблюдающий эту сцену, такова, что они, можно сказать, присутствуют при двух совершенно различных событиях.

Выходит, стало быть, что одна и та же реальность, рассматриваемая с разных точек зрения, расщепляется на множество отличных друг от друга реальностей.

И приходится задаваться вопросом: какая же из этих многочисленных реальностей истинная, подлинная? Любое наше суждение будет произвольным. Наше предпочтение той или другой реальности может основываться только на личном вкусе. Все эти реальности равноценны, каждая из них подлинна с соответствующей точки зрения. Единственное, что мы можем сделать, - это классифицировать точки зрения и выбрать среди них ту, которая покажется нам более достоверной или более близкой. Так мы придём к пониманию, хотя и не сулящему нам абсолютной истины, но, по крайней мере, практически удобному, упорядочивающему действительность.

Наиболее верное средство разграничить точки зрения четырёх лиц, присутствующих при сцене смерти, - это сопоставить их по одному признаку, а именно рассмотреть ту духовную дистанцию, которая отделяет каждого из присутствующих от единого для всех события, т.е. агонии больного. Для жены умирающего эта дистанция минимальна, её почти не существует. Печальное событие так терзает её сердце, так захватывает её существо, что она сливается с этим событием: образно говоря, жена включается в сцену, становясь частью её. Чтобы увидеть событие в качестве созерцаемого объекта, необходимо отдалиться от него. Нужно, чтобы оно перестало задевать нас за живое. Жена не присутствует при этой сцене как свидетель, поскольку находится внутри неё; она не созерцает её, но живёт в ней.

Врач отстоит уже несколько дальше. Для него это - профессиональный случай. Он не переживает ситуацию с той мучительной и ослепляющей скорбью, которая переполняет душу несчастной женщины. Однако профессия обязывает его со всей серьёзностью отнестись к тому, что происходит; он несёт определённую ответственность, и, быть может, на карту поставлен его престиж.

Поэтому, хотя и менее бескорыстно и интимно, нежели женщина, он тоже принимает участие в происходящем, и сцена захватывает его, втягивает в своё драматическое содержание, затрагивая если не его сердце, то профессиональную сторону его личности. Он тоже переживает это печальное событие, хотя переживания его исходят не из самого сердца, а из периферии чувств, связанных с профессионализмом.

Встав теперь на точку зрения репортёра, мы замечаем, что весьма удалились от скорбной ситуации. Мы отошли от неё настолько, что наши чувства потеряли с нею всякий контакт. Газетчик присутствует здесь, как и доктор, по долгу службы, а не в силу непосредственного и гуманного побуждения. Но если профессия врача обязывает его вмешиваться в происходящее, профессия газетчика совершенно определённо предписывает ему не вмешаться: репортёр должен ограничиться наблюдением. Происходящее является для него, собственно говоря, просто сценой, отвлечённым зрелищем, которое он потом опишет на страницах своей газеты. Его чувства не участвуют в том, что происходит, дух его не занят событием, находится вне его; он не живёт происходящим, но созерцает его. Однако созерцает, озабоченный тем, как рассказать обо всём этом читателю. Он хотел бы заинтересовать, взволновать их и. по возможности, добиться того, чтобы подписчики зарыдали, как бы на минуту став родственниками умирающего. Ещё в школе он узнал рецепт Горация : «Si vis me flere, dolendum est primum ipsi tibi» («И если слезы моей хочешь добиться, должен сам горевать неподдельно», Гораций, Искусство поэзии – Прим.

Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и справедливости в обществе, где есть социальная дифференциация?

Ответы:

В современном обществе социальное равенство всё чаще понимают как равенство перед законом, а также равенство прав и возможностей. Путь к достижению такого равенства - соблюдение прав и уважение человеческого достоинства представителей всех социальных групп. В обществе, провозглашающем социальное равенство, создаются равные возможности для всех людей независимо от пола, расы, национальности, классовой принадлежности, происхождения, места проживания в получении образования, медицинских услуг, в занятиях экономической и политической деятельностью и др. Так, представители всех социальных групп имеют равные возможности при поступлении на учёбу в высшие учебные заведения, устройстве на работу, продвижении по службе, выдвижении в качестве кандидата на выборах в центральные или местные органы власти. При этом обеспечение равных возможностей не предполагает обязательного получения одинаковых результатов (например, равной по размеру зарплаты). В современных документах ООН ставится задача обеспечения равных возможностей для благосостояния людям, принадлежащим как к нынешним, так и к будущим поколениям. Имеется в виду то, что удовлетворение потребностей нынешних поколений не должно наносить ущерб возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.