Национальная идея в рк что нас объединяет. За строкой послания: национальная идея казахстана воплотила индивидуальность страны, ее сильные стороны и лучшие качества народа - профессор академии госуправления при президенте рк жанылжан джунусова. Вопросы д

Нурканова Бакытжан Жамбырбаевна

Учитель истории и географии

КГУ «Средняя школа №2 города Тайынша»

Тема: Национальная идея « Мәңгілік ел » как вектор развития казахстанского общества.

1. В Послании народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев предложил разработать и принять Патриотический акт «Мәңгілік Ел».

«Мәңгілік Ел» - это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем», - сказал Глава государства.

Нынешний 2016 год ознаменован важным событием-25- летием Независимости Республики Казахстан. Все достижения, совершенные за эти годы- заслуга казахстанского мирного народа, который благодаря дальновидной политике нашего ел басы-Нурсултана Абишевича Назарбаева, создал единую страну –миролюбивую, устремленную в светлое будущее. Национальная идея должна объединить наши стремления, мировоззрения, духовные ценности, общегосударственные приоритетные направления экономики..

Время показало, что самый разумный путь - совмещение интересов всех граждан страны, независимо от их этнической принадлежности. Переход страны к гражданскому состоянию общества, формирование в Казахстане единого народа становится ядром национальной идеи.

Любая национальная идея представляет собой емкую, но в то же время предельно сжатую формулу, из которой развертывается базовая идеологическая концепция, определяющая жизнь государства, общества, граждан на длительную перспективу. Общепринятым считаются следующие признаки национальной идеи. Она должна: иметь зрительный образ - символ и опираться на идеологию; принадлежать предкам через историю, сказания, легенды; быть выгодной и человеку, и обществу, и власти; не содержать заведомой нереализуемости и лжи; быть краткой; быть понятной ребёнку.

Все это воплощено в идее «Мәңгілік Ел».

Идея «Мәңгілік Ел» - это национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. Во-вторых, это светское общество и высокая духовность. Это экономический рост на основе индустриализации и инноваций. Это Общество Всеобщего Труда., общность истории, культуры и языка, это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем. Благодаря этим ценностям, мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма».

Научные, культурные деятели, интеллигенция нашей страны рассматривают и создают различные направления в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел». И основным направлением я считаю- это современное образование.

С 2017 года в стране будет предоставлено гарантированное бесплатное техническое образование для молодых людей, развивается система дуального технического и профессионального образования. Кроме того, подтвержден приоритет трехязычия, то есть изучения казахского, английского и русского языков. Как подчеркнул Лидер нации, средние общеобразовательные школы должны подтягиваться по уровню преподавания к Назарбаев Интеллектуальным школам.

Образование современного подрастающего поколения зависит во многом от общественного устройства государства. В нашей стране делается много во благо завтрашнего будущего.

В современной школе стало больше техники - компьютеры, интерактивные доски, интернет, мультимедийные классы, что положительно сказывается на качестве проведении уроков и различных мероприятий, дает положительные сдвиги в процессе преподавания предмета.

Еще одним новшеством в образовании является то, что уделяется внимание малокомплектным школам, создаются ресурсные центры, идет большая работа по предпрофильному и профильному обучению учащихся. Ученик из сельской местности, приезжая в городскую школу, может подтянуть те предметы, в которых затруднялся раньше.

Наша страна борется за право быть конкурентоспособными государством, поэтому в школах проводятся международные исследования TIMSS , PISA , PIRLS и другие тестирования школьников. Проверяется естественно-математическая, читательская и функциональная грамотность школьников. По итогам международных исследований составляется национальный отчет, в результате чего в наших школах грядут изменения в лучшую сторону. Я считаю, что такие независимые оценки ЗУН дадут реальную картину современного образования в стране, и помогут поднять уровень образованности нашего подрастающего поколения.

Современная педагогическая общественность Казахстана переживает большие реформы в курсовой подготовке. Обучение по Кембридж технологии дает учителю новое мироощущение - меняется мировоззрение, сознание того, каким должен быть учитель и ученик. Учителя проходят обучение по 1 продвинутому, 2 основному и 3 базовому уровню. Новые технологии в обучении и воспитании детей дает большой заряд стимула учителю в его педагогической практике. Интеграция семи модулей в педагогическую работу– вот основная цель обучения на курсах.

Усилия администрации и педагогического коллектива направляются на создание условий для развития ребёнка как свободной, ответственной и творческой личности на основе вариативности программ, учебников, учебных курсов, использования инновационных технологий, индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, формирования здорового образа жизни. Основное внимание уделяется повышению квалификации педагогов и качественного образования школьников. Этому способствуют также работа в различных формах для повышения педагогического мастерства учителей, развитие практических умений и навыков учащихся на уроках и в объединениях по интересам, участие детей и взрослых на семинарах, конференциях, организация обмена опытом, аттестация педагогических кадров и выпускников школы.

Закрепилась устойчивая тенденция в кадровой политике школы, направленная на формирование учителя-профессионала, творческой личности.

Сформировано позитивное отношение учителей к непрерывному психолого-педагогическому образованию и самообразованию

В условиях перехода на 12-летнее обучение распространение инновационного педагогического опыта приобрело новое качество и рассматривается как одна из возможных форм обучения педагогов .

Завтрашняя школа - это школа будущего. Я думаю, такой школой является Назарбаев Интеллектуальные Школы, где имеют честь учиться одаренные и талантливые дети, которые смогут получить дальнейшее высшее образование в любой точке мира. Отрадно, что такие школы открываются во всех регионах нашей страны.

2 .Я считаю, что идея «Мәңгілік Ел» может прослеживаться в обучении и воспитании подрастающего поколения, начиная с дошкольного образования.

Конкретно в рамках учебной программы:

На уроках естественно-математического цикла применяются различные виды работ по математике - текстовые задачи, где текст содержит патриотическое содержание,

На уроке информатики учащиеся сталкиваются с данными по численности населения по областям Казахстана, на практических занятиях применяются тексты про Астану.

На уроках географии – часто применяются демографические данные по численности и этническому составу населения по каждой области Казахстана. Здесь же и исторические данные о населении.

На уроках математики, познания мира в начальных классах дети учатся на ярких примерах дружбы народов Казахстана, задачи содержат текст о нашей родине, столице, национальных обрядах, обычаях, традициях разных этносов.

Уроки гуманитарного цикла- казахский язык и литература, русский язык и английский язык, история Казахстана- отражают мирное сотрудничество, патриотизм, добрососедство представителей разных национальностей, этносов.

«Қазақ халқы Ассамблеясы», «Бір шаңырақ астында», «Бірлік пен ынтымақ елі», «Ұлтаралық келісім»- қазақ тілі сабағында өте көп тақырыптар жасөспөрімдерді татулық пен ынтымақтастыққа тәрбиелейді.Жоғары сыныптарда қазақ тілі сабағында да «Мәнгілік ел-мәнгілік тіл идеясы», «Тәуелсіздік толғауы», «Нұрлы дол» сияқты тақырыптар оқылып өтеді.Различные олимпиады, конкурсы районного, областного и республиканского значения отражают межкультурные и межэтнические связи: Абайские и Пушкинские чтения, Махамбет чтения, «Жаркын болашак» , где наши дети ежегодно принимают активное участие,занимают призовые места.

Внеклассные мероприятия направлены на воспитание толерантности, взаимопонимания, уважения к национальным традициям и обычаям народов Казахстана.

Учащиеся старших классов активно принимают участие в районных дебатных турнирах, где основными темами являются моральные принципы.

Понимание и взаимопомощь между этносами, религиями в нашей стране переросло в крепкую дружбу, сплоченность единого народа, взаимоуважение. Этому свидетельствует праздничная новая дата-День Благодарности, которая отмечается в день создания Ассамблеи народов Казахстана- 1 марта.

1 мая –День Единства народов Казахстана ежегодно в школе проходит очень торжественно ребята представляют многие национальности - в концертной программе звучат песни на разных языках. Наурыз мейрамы сплотил все национальности нашей страны, ежегодно на сцене можно увидеть представителей различных этносов.

Все ценности воспитания подрастающего поколения - уважение, дружба, толерантность, любовь и взаимовыручка, готовность помочь - начинаеются с семьи. Становится доброй традицией проведение в стенах школы мероприятий, посвященных Дню семьи- это круглые столы с родителями и детьми.

3. В «Плане нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ», 85 и 89 шаги посвящены идее Мәңгілік Ел в виде задачи по созданию проекта патриотического акта и задачи внедрения ценностей Мәңгілік Ел в действующие учебные программы школьного образования.

Учителя должны играть важную роль в реализации программы «Мәңгілік ел», озвученной Президентом, а учителя общественно-гуманитарного цикла в первую очередь ответственные за продвижение национальной идеи среди подрастающего поколения. Новый 2015-2016 учебный год во всех организациях среднего образования республики начался со Дня знаний, где проводился урок мира по теме «Ценности Мәңгілік ел»,

Данное мероприятие способствует формированию у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитания чувства любви к своей Родине, уважения к ее истории и культуре, бережного отношения к природе родного края, гордости за достижения современного Казахстана.

В современных условиях особую значимость приобретает гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, возрастает роль организаций образования в воспитании юных граждан Республики Казахстан.

В этих целях учителя истории школы проводят дебатные турниры среди старшеклассников. На уроках географии и факультативного курса краеведения детям прививается любовь к родине, чувство ответственности за будущее родного края.

Классные руководители проводят классные часы посвященные событиям нашей страны:

День Независимости РК, День Победы.

20-летию Конституции Республики Казахстан;

20-летию Ассамблеи народа Казахстана;

Проведению Международной выставки «ЭКСПО-2017».

При проведении внеклассных мероприятий считаю продуктивным применять новые технологии преподавания и активные формы обучения, изученные на курсах третьего (базового) уровня Программы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, разработчиками которой является АОО Назарбаев Интеллектуальные школы и кафедра образования университета Кембридж.

Таким образом, все мероприятия организованные для реализации программы «Мәңгілік ел» будут направлены на формирование человека образованного, обладающего развитыми лидерскими качествами, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, активно участвующего в достижении главной цели Стратегии «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее».

Национальная идея «Мәңгілік ел» - это вектор развития казахстанского общества, которым должен руководствоваться современный учитель.

Фундамент её должен быть заложен в школе. В рамках реализации этой идеи необходимо целенаправленно вести воспитательную и образовательную работу в школе. Изучение предметов должно быть направленно на формирование духовно - нравственных качеств и патриотических чувств, гражданской ответственности учащихся, развитие национального самосознания и толерантности, укрепление светских ценностей и формирование осознанного неприятия молодёжью идеи терроризма и экстремизма, умения общаться в условиях полиэтнического Казахстана.

Педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою Родину, настоящего гражданина своей страны. Для достижения эффективности необходимо не только дать знания и умения, способствующие формированию соответствующих идеалов, принципов и мировоззрения, но и развивать необходимые личностные качества, духовный мир детей и учащейся молодежи, чтобы они стали достойными гражданами своей страны.

Быть гражданином и патриотом своей Родины, значит, иметь активную гражданскую позицию, грамотно пользоваться своими правами, честно и добросовестно исполнять свои обязанности. Быть трудолюбивым для поддержания достойного уровня собственной жизни и заботиться о тех, кто нуждается в твоей помощи и защите, ощущать свою ответственность и сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны.

Примечательно, что в заключении послания Президент обратился к подрастающему поколению. Им были сказаны такие слова: «Особо обращаюсь к нашей молодежи. Эта Стратегия - для вас. Вам участвовать в её реализации и вам пожинать плоды её успеха. Включайтесь в работу, каждый на своём рабочем месте. Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны вместе со всем народом!».

Использованная литература:

    Руководство для учителя «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

    Республиканский конкурс эссе «Конструктивистское обучение: настоящее и перспективы» .Эссе «Образование: вчера, сегодня, завтра»

    Послание народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее»

4. (веб-сайт )

Крах коммунистической идеологии многие годы стимулировавший развитие различных этносов, проживавших на территории Советского Союза, привел к переосмыслению роли и места идеологии, а также степени ее участия в политических процессах.

В СССР на протяжении многих десятилетий не существовало иной идеологии, кроме коммунизма, которая была представлена соответствующими институтами и влиятельна. Именно в силу того, что идеология имела значительный вес в политической жизни, а также оказывала существенное влияние на процесс принятия политических решений, она стала одним из главных дестабилизирующих факторов.

Перестроечные процессы, непосредственно затронувшие духовную сферу, привели общество в замешательство. Рушился формировавшийся десятилетиями образ мира, следствием чего стала массовая дезориентация, утрата идентификаций, как на индивидуальном и групповом уровнях, так и на уровне общества в целом.

Поэтому руководство республики совместно с научной общественностью на начальных этапах независимости пытались сформулировать основные принципы общегосударственной идеи, которые должны были служить для предотвращения духовного кризиса и стать важным механизмом сознательного переустройства общества. В противном случае идейный и ценностный вакуум могли бы усугубить системный кризис и затруднить переход к восходящей фазе развития.

В казахстанском обществе дискуссии по поводу создания национальной идеологии, которая обеспечивала бы социальную и общественную целостность и активность полиэтнического народа, идут с момента обретения независимости страны. При этом вопрос стоял не только о переоценке роли идеологии во властных отношениях, но и в трансформации отношения к ней как к инструменту, обеспечивающий ему сплачивание и направление политической энергии людей.

Кроме того, Казахстан находился на сложном переходном этапе, при котором любое общество испытывает трудности в определении идеологии. Большой отпечаток на негативное восприятие идеологии в национальном сознании казахстанцев наложило семидесятилетнее господство тоталитарного режима и соответствующее ему понимание и использование идеологии. Тогда как идеология, являясь по своей политической природе “орудием” консолидации групп как конкурентов в сфере государственной власти, содержит в себе активное преобразующее и побуждающее начало, так как активизирует и политизирует общественное сознание на основе определенного видения будущего. Ведь целостность общества складывается именно в процессе идеологической борьбы, так как идеологическая полемика дает толчок к постепенному вызреванию гражданского общества и демократии.

Немалую роль в духовно-идеологическом кризисе сыграл, во-первых, конфликт ценностей, носителями, которых выступают различные социальные группы общества. Во-вторых, поколенческий конфликт идеологических ориентаций, так как национальная идея невозможна без преодоления разрыва связи времен и разлома среди живущих сегодня. Поэтому необходимо критическое осмысление прошлого, для осуществления непрерывности истории и предотвращения раскола общества по идеологическим соображениям в настоящее время.

Следующей причиной, препятствующей формированию объединительной идеологии и затрудняющей процесс выявления наиболее жизненных и наиболее распространенных идей в самой народной массе, выступала рельефно выраженная дифференциация казахстанского социума.

В течение десяти лет после обретения независимости отечественные ученые не раз обращали свое внимание к проблеме оформления идеологии в республике. Высказывались различные точки зрения относительно отсчета современного политического процесса, но обоснованной из них, по нашему мнению, является та, в которой предлагалось начинать с 1985 года, так как с ориентации курса государства на перестройку в обществе происходили процессы, направленные на переосмысления советского прошлого. Авторы данного подхода считают, что общественно-политические движения, партии, объединения, появившиеся в тот период, имевшие различную социальную направленность и концентрировавшиеся вокруг национальной идеи, были искусственно ограничены рамками идеи получения суверенитета.

Данное обстоятельство, по их мнению, способствовало отождествлению идеи суверенитета с национальной идеей, хотя последняя намного шире и богаче по содержанию. Но с 1991 года в силу трансформации сферы социально-экономических отношений, основные принципы национальной идеи, рассматриваемые в первом варианте, утратили свою актуальность.

Однако провозглашение Казахстаном государственного суверенитета и связанные с этим новые социально-политические реалии вызвали значительную трансформацию самосознания общества и его граждан. В этот период принципиально изменяется угол зрения на мир, народ и его историю. Все большую силу начинает набирать тенденция пересмотра исторического пути советского государства и нивелирование духовных ценностей, которые могли дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в полиэтническом государстве. Тогда как первым условием существования народа в настоящем и будущем является идея “общей судьбы”.

Если раньше история Казахстана интерпретировалась как одна из составных частей единой истории СССР, то в этот период постепенно формируется, с одной стороны, осознание того, что ее следует рассматривать в контексте мировой истории, истории Евразии, кочевых цивилизаций, истории тюркских народов, стран Центральной Азии. С другой же стороны, усиливается точка зрения, в которой Россию обвиняют в имперских устремлениях. Вследствие чего создание объективной картины прошлого рассматривалось как один из главных факторов формирования общенационального единства, становления государственной идентичности республики.

В качестве альтернативы предлагались религиозные (отмечается наличие перехода бывших атеистов в религию), национальные идеологии, при этом под “национальной” чаще всего понимали националистическую идеологию. Так, однозначно заявлялось, что “не может занять господствующее положение в государстве национальная идеология, в противном случае это может привести к трайбализму и полигамии”. Однако как первая, так и вторая не были признаны стать основой идеологической консолидации общества, в силу того, что и то и другое вело к господству моноидеологии.

Имело место и отрицание необходимости “навязывания” новых идеологических пут, где само понятие “идеологии” рассматривалось как реакционное и ненаучное. Учитывая большой разброс во мнениях, руководство государства предпринимает попытку дать направление идеологическому развитию общества. Глава государства в своих выступлениях не раз подчеркивал неприемлемость таких идейных течений, как национализм и шовинизм. В связи с этим в 1992 году была обнародована “Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства”.

В принятой 28 января 1993 г. Конституции была закреплена норма, предполагающая развитие идеологического плюрализма. В этом же году подготовлена и озвучена Президентом страны Н.А. Назарбаевым концепция “Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана”, в которой были выделены следующие цели направления в этой области.

1. Обеспечение стабильности и межнационального согласия как непременного политического условия успешного осуществления реформ.

2. Развитие общества, обеспечивающего достаточный уровень благосостояния всех граждан.

3. Развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразия Казахстана.

4. Углубление демократических преобразований, обеспечение плюрализма в политике.

Глава государства подчеркнул, что общество современного типа без идеологической системы просто не может существовать. В своей работе он дает определение идеологии как прошедшему проверку временем способу консолидации и мобилизации общества на решение политических и экономических задач, как механизму формирования социального поведения.

В своем выступлении на торжественном заседании, посвященном 50-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, Президент республики признал, что разрыв с социалистическим вариантом развития был вынужденной мерой, но сам по себе такой разрыв ставил перед народом задачу найти достойный эквивалент патриотизму, но серьезного, поработавшему общему делу прогресса СССР.

И.Назарбаев пытается учесть и ставить на первый план задачи консолидации для реализации экономических реформ, чтобы они решили проблему благосостояния всех и каждого. Следует учитывать, что любое общество не существует без идеологии, не бывает в обществе идеологического вакуума, неидеологического состояния.

Однако некоторые контуры новой идеологии, а также принципы, которыми следует руководствоваться при ее создании, можно уже было обозначить.

Во-первых, предлагалось позаимствовать из старых идеологий, старых идеологических школ и воззрений, при этом считали нецелесообразным отказываться и от отдельных воззрений марксизма. Это идеи добра, справедливости, гуманизма. Поскольку сам марксизм есть продолжение истории идеологии, то нет смысла реанимировать сам марксизм, социалистическую идеологию.

Во-вторых, стояла дилемма - должна ли быть новая идеология государственной? Либо она должна быть национальной?

Сторонники первого подхода свою точку зрения объясняли тем, что в реальности каждое государство имеет свою государственную идеологию, создает свою политическую, экономическую, правовую идеологию, без которой оно не может функционировать. Кроме того, государственная идеология может конкурировать, соперничать с другими негосударственными неидеологическими системами, но не должна подавлять другие идеологические концепции.

Представители второй линии под “национальной идеологией” понимали систему взглядов и теорий, которая порождается в многонациональном государстве. Вместе с тем, ее определяли как идеологию коренной нации в многонациональном государстве. В случае отнесения национальной в ранг государственной идеологии они предлагали при ее разработке учитывать интересы всех этносов, не замыкаться только лишь в национальных рамках. Однако при этом отмечали, что определенное место в новой идеологии должны занимать народные традиции.

Были выдвинуты следующие требования, по которым идеология должна:

1) включать все приемлемое, прогрессивное, что есть в прошлых и современных идеологиях других стран;

2) быть реалистичной, демократичной и учитывать интересы всех народов, населяющих страну;

3) включать исторические, социокультурные ценности народов республики и в особенности казахского народа;

4) для распространения идеологии нужна система пропаганды.

С 1994 года вектор дискуссии по поводу идеологии Казахстана сместился в другую сторону. Главной точкой споров стала объединяющая идея, также выяснение основных ее целей. Если раньше призывы к миру и согласию были нацелены на сохранение стабильности, то теперь они приобрели наступательный характер, оформились в мировоззрение, которое должно стать общенациональной идеей.

Но несмотря на ряд неудач в попытке сформулировать основные принципы новой идеологии в республике были определены ключевые ценности, на которых могла бы базироваться политическая идеология. Это демократические ценности - права и свободы человека, правовое государство, многопартийность, плюрализм, гибкая социальная политика в сочетании с рыночной экономикой, патриотизм.

Кроме того, в своем выступлении на 2 сессии Ассамблеи народов Казахстана Президент страны Н. Назарбаев высказал мысль, что “воспитание нравственных основ нашего многонационального общества должно быть возведено в ранг государственной политики”.

При этом он исходил из того, что идеология не является исключительной прерогативой государства и не должна навязываться обществу, так как это противоречит демократии. Поэтому перед обществом, народом, а также государственными структурами ставит задачу об определении идейной платформы консолидации казахстанского общества, которая должна сочетать в себе лучшие достижения человеческой цивилизации.

Для решения этих вопросов и ряда других проблем, обозначившихся в духовной сфере, был создан Национальный Совет по государственной политике при Президенте Республики Казахстан, функционировавший на постоянной основе как консультативно-совещательный орган при главе государства, осуществлявший выработку концептуальных основ государственной политики. В работе Совета на общественных началах участвовали известные ученые, писатели, политики республики.

Основными направлениями деятельности Совета были оценка современного состояния, тенденций развития и вероятных перспектив социально-политических процессов, формирование системы государственных ценностей, адекватных статусу независимого государства. Принятая в мае 1995 года на очередном заседании Совета “Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан” внесла свою позитивную лепту.

Учитывая, что история выступает памятью народа, откуда черпаются силы, вдохновение для социального творчества и прорыва к будущему, основное внимание было уделено созданию объективной картины прошлого. Это объясняется тем, что в условиях выбора моделей государственности и демократизации общества представители социума постепенно осознают себя субъектом исторического процесса. Вместе с тем именно историческое сознание с самого начала рождения человека приобщает его к определенным ценностям, прививает ему любовь к родине, к культуре своего народа.

Исходя из этого, в концепции были обоснованы принципы и подходы к историческому воспитанию молодого поколения. Одним из основополагающих названы: осторожный подход при оценке тех или иных событий, ненавязывание какой-либо точки зрения, отход от идеологических догм. Вместе с тем предполагалось обеспечить вариативность исторического образования, которое должно было зависеть от региона, социального и национального состава населения.

Как известно, одной из функций идеологии выступает социализация подрастающего поколения, которая направлена на воспитание уважения к своей стране и принятие правил поведения, ведущие к стабильному развитию общества. Благодаря этому главной целью программы являлось то, что каждый казахстанец независимо от его национальной принадлежности должен был сознавать, что Казахстан - это его родное государство, которое всегда готово прийти ему на помощь, защитить его права. А корневой основой воспитания чувства казахстанского патриотизма призвана была стать идея единства и целостности народа Казахстана.

В подтверждение этому как в первой Конституции Республики Казахстан, так и во второй, было закреплено идеологическое и политическое многообразие, запрещено создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни.

Вместе с тем, наблюдается изменение в употребляемых дефинициях. Если в первой половине 90-х годов речь в основном идет о формировании либо единой государственной идеологии, либо общегосударственной, то во второй половине спор разгорелся вокруг разработки принципов национальной или общенациональной идеологии, а также национальной идеи.

Национальная идея среди научной общественности рассматривается как неформулируемый элемент национального самосознания, частично выражаемая через национальную идеологию, которая в свою очередь, несмотря на то, что включает в себя экономические, политические, социальные, религиозные положения, отражает всего лишь одну из сторон национальной идеи.

Тогда как общенациональная идеология определяется как система основополагающих ценностей, идей, целей и интересов, позволяющая обеспечить единство ценностных ориентаций индивида и государства, интегрировать множество существующих социальных, конфессиональных, территориальных, этнических и иных групп в нечто целое.

Национальная идеология, в свою очередь, складывается в процессе строительства нации, где составляющей основой ее формирования выступает выявление национальных интересов как совокупности осознанных и сбалансированных потребностей общества, государства. В систему же национальных интересов входят фундаментальные ценности, т.е. человек, семья и общество, их права, свободы, гарантии совершенствования и развития.

В настоящее время речь о национальной идеологии уже не ведется в силу того, что пришли к общему мнению, что у нас в республике до сих пор не сформировалась нация, если ее понимать в либеральном смысле. То есть в западном понимании Казахстан выступает в первую очередь полиэтническим государством, в котором есть государственнообразующий этнос, проживающий на своей территории, и другие этнические группы, но нация в стране еще не сложилась. Исходя из этого, основной упор направлен на выявление принципов национальной идеи.

На современно этапе в казахстанском обществе на лицо факт раздвоенности идеологической сферы. С одной стороны, присутствует возврат к прошлому, обращение к традициям. С другой стороны, наличествует в нашей жизни современное мышление и вытекающие из него поведенческие схемы, которые в свою очередь пока еще не способны определить нашу деятельность и самосознание. Безусловно, в условиях нашей страны, переживающей транзитный период, подобное смешение неизбежно. Кроме того, как показывают многочисленные примеры, успешная идеологическая модернизация почти всегда выдвигает в центр инструментальную категорию традиции, а затем делает ее содержательной, хотя и открытой для сущностного оспаривания.

Однако в возврате и обращении к традициям есть и положительные моменты, с помощью традиций можно сохранить цивилизационное наследие в качестве бесценного духовного источника для политической и идеологической рационализации, отвечающей задачам нынешним и завтрашним.

В октябре 1998 года Президентом Н.Назарбаевым была озвучена стратегия развития Казахстана до 2030 года. В ней есть попытка осмысления и определения роли государства в решении экономических, социальных, политических, идеологических проблем. Особое внимание уделяется трансформации массового сознания, где основной упор делается на молодое поколение, благодаря их высокой степени адаптированности к новым условиям.

В январе 2001 года глава государства выдвинул пять принципов национальной идеи - равенство многонационального народа Казахстана, образующим этносом является казахский народ, религиозная идентичность народов, воспитание законопослушания у граждан, развитие среднего и малого бизнеса. Главная задача состоит в том, чтобы вдохнуть уверенность народу, дать возможность гражданам государства реализовать огромный созидательный, творческий потенциал.

Исходя из того, что наше общество стоит перед необходимостью решения следующих задач: сохранение политической стабильности и гражданского мира в государстве, обеспечение каждому гражданину республики достойную жизнь на основе продолжения социально-экономических преобразований, выделенные принципы могут быть положены в основу новой консолидирующей идеологии Казахстана.

Ни для кого не секрет, что выявление идеи, которая могла бы консолидировать общество, необходимо для достижения согласия по фундаментальным ценностям. Национальную идею не могут изобрести группа ученых или государственные служащие, она являет собой естественное мироощущение большинства народа, которое сложилось в течение его истории, она должна соответствовать восприятию народа. В ином случае - она не деконсолидирует нацию. Кроме того, следует учитывать, что идеология не создается единовременно, она вызревает, так как Национальная идея любого народа имеет несколько составляющих. Во-первых, систему устоявшихся исторических взглядов большинства народа на свое местоположение в пространстве. Во-вторых, важно, как народ себя представляет во времени, как он смотрит на свое этническое происхождение. Поэтому в казахстанском обществе существует потребность в мировоззрении, которое сплачивало и объясняло бы прошлое и давало смысл жить сегодня и ориентироваться в будущем.

В этом русле первостепенное значение для формирования национальной идеи имеет понимание большинством населения республики, что идеология нужна не только государству, но и, прежде всего, им самим. Ведь идеология это не просто совокупность определенных идей, а система воззрений на мир, общество и человека, государство и человека, система, определяющая ту или иную ценностную ориентацию и линию поведения.

Имея духовное начало, идеология, вместе с тем, дает представление населению о направлении движения общества и государства, о смысле государства, так как предполагает формирование общих принципов существования государства, его политики, разделяемым большинством данного общества.

Идеология может стать движущей силой общественного развития, выступая как инструмент политической мобилизации общества. Ее ключевой прикладной аспект заключается в том, что она представляет собой мощное объединяющее средство, без которого любое государство разваливается, теряет свою монолитность, поэтому никакое государство не может быть неидеологическим длительный период.

Как известно, национальная идея должна базироваться на фундаментальных принципах. В настоящий же момент одним из базовых для всех слоев населения является максимально эффективное устройство экономики, которое позволяло бы гражданам наиболее полно удовлетворять свои материальные запросы.

В последнее время многие ищут национальную идею, способную синхронизировать усилия разных слоев для развития страны. В то время как ведь каждый хочет достойной жизни, каждый хочет ощущать себя Человеком, иметь для этого определенные гарантии - это и есть то, что объединяет всех граждан. Наряду с этим, эта идея не требует специального названия подобное либерализму, традиционализму и т.д., для гарантии достойной жизни в виде тех или иных социально-ориентированных законов необходимо развитие экономики -иначе, как бы справедливо не делили товары, жизнь многих будет ниже приемлемого минимума.

В свою очередь, развитие экономики, рост благосостояния членов общества возможно лишь при политической стабильности внутри страны, отсутствия конфликтов на межэтнической почве. Ведь для успешного развития общества важна не национальная принадлежность, а психологическое сходство большинства граждан. И в этой ситуации идеей, которая действительно могла бы дать обществу нормально развиваться и которая обеспечивала бы благополучие и безопасность является идея социальной защищенности граждан.

Таким образом, надо безоговорочно признать, что новая национальная идея - это один из самых актуальных вопросов нашей общественной жизни. Разработка принципов национальной идеи должна стимулировать появление национальной идеологии, рождение новых идеалов.

И самым актуальным является то, что надо четко определить, что объединяет членов социума, чтобы найти консенсус в обществе, разработать реальный механизм улучшения социального состояния страны.

Как известно, существует определенная закономерность в переходном обществе, если благосостояние населения на каком-то этапе начинает расти, то его удовлетворенность существующим положением снижается, так как сознание неадекватно и не синхронно реагирует на объективные изменения. Так, у нас сейчас в республике наметился экономический рост, наблюдается улучшение ситуации во многих ее сферах, в то время как большинство населения страны недовольно своим социальным положением. Поэтому в таких условиях стабильность, благосостояние и социальная защищенность населения могут обрести ощутимую ценность.

Под крышей Казахстана в мире и согласии проживают более сотни национальностей, объединенных одной историей и одним будущим. «Мы, казахстанцы, единый народ! И общая для нас судьба - это наш «Мәңгілік ел», наш достойный и великий Казахстан! «Мәңгілік ел» - это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков», - сказал президент Нурсултан Назарбаев в ежегодном послании народу Казахстана. Скорее всего, каждый казахстанец понимает, что достигнуть поставленной цели, войти в топ-30 самых развитых стран мира мы сможем, лишь объединив усилия каждого гражданина. Такие амбициозные задачи нам по плечу, считает представитель Ассамблеи народа Казахстана Лео Шик, который поделился своим мнением касательно национальной идеи с нашими читателями.

- Лео Богданович, как вы считаете, единение народа Казахстана - уже реальность или к этому мы еще стремимся?

Я считаю, что Казахстан - наш общий дом. Благодаря мудрой политике Главы государства в нашей стране созданы все условия для мирной и дружной жизни в межнациональном и межконфессиональном согласии. Для единения казахстанцев в республике сделано много. Самое главное, я считаю, что Конституция начинается со слов «Мы, народ Казахстана». А это обстоятельство уже говорит о единении всех граждан. В главном документе нашего государства декларируется основной принцип - равенство перед законом. Ни один житель республики не ущемлен, вправе пользоваться всеми предоставленными благами.

- Поскольку мы заговорили о Конституции, как вы считаете, в полном объеме соблюдаются интересы представителей различных национальностей?

Наверное, только в Казахстане создан уникальный инструмент урегулирования межнациональных отношений, которому раньше не было аналогов в мире. Я говорю об Ассамблее народа Казахстана. В эту организацию входят представители всех национальностей и этносов, населяющие просторы современного Казахстана.

Как показывает практика, ассамблея стала действительно функциональным органом. Только вдумайтесь: в Парламенте РК девять депутатов назначаются из числа ее представителей! Несомненно, что они учитывают интересы казахстанцев разных национальностей на законодательном уровне. Это обстоятельство как раз и говорит о единении народа.

Ассамблея нашла свое развитие в создании домов дружбы, которые одобрил наш президент. Могу сказать, что в Восточном Казахстане работают девять домов дружбы, объединяющие представителей 105 национальностей. К тому же созданы школы возрождения национальных культур и языков. В них желающие изучают казахский, свой родной, и английский языки. В послании «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Глава государства еще раз акцентировал внимание на этом вопросе. Так что в Казахстане делается много по сравнению с другими государствами. Результатами такой работы являются мир и межэтническое согласие.

По инициативе нашего президента за одним столом собирались представители всех мировых конфессий. На мой взгляд, это большое достижение - собрать всех их под одной крышей. Религия, как известно, играет большую роль в жизни людей, она находится в душе каждого человека.

- Глава государства говорил о необходимости принятия Патриотического акта. Лео Богданович, а что для вас означает независимость Казахстана?

Независимость Казахстана - это многовековая мечта народа, населяющего огромную территорию, и тех людей, которые пришли под кров государствообразующей нации - казахов. Гостеприимный Казахстан стал для нас родным домом.

Независимость нашего государства позволяет нам в полной мере реализовывать себя в жизни, становиться людьми, профессионалами. Мы имеем возможность развивать свою вековую культуру, изучать свои языки, соблюдать свои традиции. Поэтому независимость дорога не только коренному населению, но и всем представителям единого народа Казахстана. Суверенитет позволяет нам всем вместе проводить долгосрочное планирование, строить планы на семь пятилеток вперед и войти в число самых развитых стран мира. Независимость гарантирует нам достижение всех поставленных целей.

- В прошлом году в Казахстане много говорилось об истории. Как сказал в послании народу президент, нас объединяет общая судьба, прошлое. Лео Богданович, вы ощущаете общность судьбы и ее объединяющее влияние?

Касательно общности истории я могу сказать по своему лично пережитому опыту. Судьба моего этноса - немцев - была по-своему трагичной. После того как мы были выселены в Казахстан, нас эта земля приняла как своих. Я здесь получил образование и признание, смог реализоваться в жизни. Многое нас связывает с Казахстаном, все тяжелое время мы прошли вместе. Казахи протянули нам руку помощи. В свою очередь люди других национальностей внесли свой огромный вклад в развитие и становление современного Казахстана. Мы все вместе строили и строим свое будущее. Мы вместе прошли и пережили годы Великой Отечественной войны, защитили Москву.

В последующем прошли историю всеобщего подъема народного хозяйства. Казахстанская целина поднималась всеми народами. Приезжие из других регионов СССР впоследствии остались здесь и посвятили свою жизнь служению и труду на казахской земле. И сейчас ставится вопрос о том, чтобы интенсивными методами поднимать сельское хозяйство с внедрением всех новейших достижений. Нам необходимо пересмотреть свои взгляды на жизнь, в обществе должны быть созидатели, а не люди, которые пытаются легко прожить и ничего не оставить для потомков. Нам не рисуют безоблачный рай, а говорят, что нужно всего достигать поэтапно и только своим трудом.

Следите за нашими новостями на

Казахстан - это полиэтническое и мультикультурное государство, и в основе его национальной идеи должно лежать единство всех наций и этносов, населяющих его территорию. Несмотря на то, что вопросы по формированию национальной идеи в стране обсуждаются не один десяток лет, однозначного решения ученых о том, что представляет собой казахстанская модель национальной идеи , до сих пор нет.

1. Некоторые отечественные ученые и политологи считают, что казахстанская национальная идея должна быть основана на концепции «национального строительства» , т. е. формирования единой нации из полиэтнического по своему составу общества.

2. Другие не согласны, полагая, что построение единой нации в корне невозможно. Этническая идентичность людей всегда будет преобладать над идентичностью с государством или другими этническими группами. Эта группа ученых уверена, что в Казахстане существует только одна нация - казахи, тогда как остальные народности представляют собой проживающие на территории страны диаспоры. Из этого они делают вывод о том, что национальная идея Казахстана должна быть отождествлена с казахской национальной идеей и стать основой для возрождения казахской нации. Этот подход получил в науке название «этнокультурного понимания нации» , где казахская нация представлена в качестве титульной. Соответственно ее культура и язык являются приоритетными и государственно важными. Особое значение для продвижения своей национальной идеи сторонники этого подхода возлагают на государство, которое, по их мнению, призвано оберегать культуру коренного этноса от влияния других культур и глобализации, а также создавать все условия для того, чтобы культура казахов стала основой для развития культуры многонациональной страны.

3. Совершенно иная точка зрения представлена в подходе «гражданской нации» . Ее сторонники считают, что национальная идея полиэтнического и многонационального государства не может быть идеей только одного народа. В Казахстане, по их мнению, национальная идея должна стать обшенациональной, т. е. направленной на объединение и консолидацию всех членов общества, независимо от этнической и расовой принадлежности. Основой для этого единения, по их мнению, послужит казахстанское гражданство и равноправное участие казахстанцев в политической и экономической жизни общества.

Два вышеназванных подхода являются основными в определении национальности Казахстана и ни одной из них не отдано приоритета. Как показывает мировая практика, оба подхода одинаково важны, а потому должны взаимодополнять, а не взаимоисключать друг друга. Строительство общенациональной идеи наиболее эффективно, если идет по принципу «и-и», а не «или-или» и включает в себе обе концепции - гражданскую и титульную.

В Казахстане национальная идея представлена как через казахскую нацию, так и через другие этносы, населяющие его территорию. Причем казахи, являясь титульной нацией, в политическом отношении имеют не больше прав, чем другие народности Казахстана, а потому можно сказать, что представлены оба подхода - и титульный, и гражданский.

Роль субъекта национального строительства пока берет на себя государство. Оно же регулирует межэтнические отношения и на основе Конституции и Законов РК все процессы, протекающие в национальной сфере. Государство при этом руководствуется принципом компромисса между интересами казахской части населения и другими этническими группами Казахстана и не допускает конфронтации идеологий.

Казахстанская национальная идея находит отражение в Конституции Республики Казахстан, в Стратегии «Казахстан-2050», а также в трудах и выступлениях Президента страны Н. А. Назарбаева. Ее основной смысл можно передать следующими словами: народ и государство общими усилиями должны стремиться к достижению процветания страны, экономическому росту, межэтническому единству, высокому уровню развития политики, науки и культуры, и создать наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности.

Согласно итогам переписи 1999 г. население Казахстана составляет 14,9 млн. человек, из них 53,4 % - казахи, 29,9 % - русские, 16,7 % - прочие этносы. Всего в нашей стране проживает 130 национальностей. Уровень полиэтничности Казахстана достаточно высок ввиду большого коэффициента соотношения государствообразуюшего этноса с представителями других этносов.

Если учесть, что основными этническими группами считаются те, численность представителей которых составляет не менее 1 % жителей страны, то в Казахстане к таковым можно отнести 7 этносов со значительным удельным весом, будучи представленные почти во всех регионах, в то же время имеющие ареалы компактного проживания. Но отличительная особенность этнополитической ситуации Казахстана проявляется во взаимоотношениях его крупнейших этносов - казахского и русского.

Методологические подходы в рассмотрении современных межэтнических процессов обозначены в работах Президента Н. А. Назарбаева «Казахстан-2030», «На пороге XXI века», «Пять лет независимости», «В потоке истории» и др., в которых он постоянно подчеркивает важность сохранения нынешней гармонии и сотрудничества граждан и мира. Стремясь предупредить возможное перерастание противоречивых интересов в этнические конфликты, государство проводит центристскую политику.

Выработка этнополитики Казахстана за время его суверенитета прошла несколько сложных и противоречивых этапов.

Период с декабря 1986 по декабрь 1991 года является этапом господства национальной парадигмы. В ст. 47 Конституции 1993 г. было объявлено об этноориентированной национальной политике. Этому же документу не противоречили принятые до этого Декларация о государственном суверенитете и Декларация о государственной независимости Казахстана, где придавался акцент особому статусу казахской нации. Тем самым преследовалась идея консолидации всех этносов вокруг казахского этноса, что не нашло поддержки у большинства населения, ибо национальная парадигма была искусственно ограничена рамками идеи получения суверенитета.

Второй этап условно обозначают как доминирование гражданско-политической идеи . Он начинается в 1992 году и продолжается по сей день. На данном этапе Казахстан дважды меняет Конституции и пытается найти баланс между стабильностью и сильной властью и демократией. В тексте последней Конституции (1995 г.) отсутствует разделение казахстанцев на представителей титульной и нетитульной наций. В ней четко выражены общегражданские принципы характера государственности с переходом к гражданской модели нации. Ясно прослеживается толерантный аспект этнической политики устранение этнонациональной иерархии и установление межэтнического согласия. На открытии сессии Парламента Республики Казахстан 1 сентября 2004 года Н. А. Назарбаев сказал, что «межэтническое и межконфессиональное согласие должно быть неотъемлемым качеством общеказахстанской культуры. В этом должен быть свой казахстанский дух. Мы должен быть считать его нашей национальной чертой характера. Нельзя допускать роста трайбализма, классового противостояния или регионализма» .

В целом казахстанская государственная политика в этнической сфере основывается на принципиальном равенстве всех граждан страны, независимо от их национальной принадлежности, а в качестве стратегической задачи выделяет политическую стабильность и консолидацию общества на основе межэтнического согласия и единства. Однако интеграция казахстанского общества натолкнулась на существенное противоречие, возникшее реализации концепции «национального строительства».

Анализируя глубокие изменения в Казахстане, Президент страны Н. А. Назарбаев в книге «В потоке истории» обосновал необходимость поиска казахстанской модели национальной идентификации граждан, выделив два уровня - этнический и демотический (гражданский). В последнее время эта проблема неоднократно обсуждалась на многих научных конференциях ведущими политологами, философами и общественными деятелями. Часть из них, в том числе и элита коренного этноса (как его защитники), - приверженцы этнического подхода. Они считают, что в Казахстане существует только одна нация - казахи, а все остальные, проживающие в Республике народы являются диаспорами. Соответственно, интересы титульного этноса должны быть приоритетными: использование казахского языка как единственного средства коммуникации во всех сферах казахстанского общества представительство во власти только казахского этноса.

На принципиально иных позициях стоят те, кто считает, что в полиэтническом государстве не может быть «титульного», «коренного», «госудаствообразующего» этноса. По их мнению, в Казахстане как полиэтническом, мультикультурном государстве национальная идея должна быть общегражданской, общегосударственной по своему существу идеей, включающей: равенство всех этносов как составных частей единого согражданства Казахстана, пропорциональное представительство во власти всех этносов, придание русскому языку наряду с казахским языком статуса государственного, присущность всем гражданам самоидентификации - казахстанцы. Основанием данной позиции служат:

а) Конституция РК, где в преамбуле сказано: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом…»,

б) второй долгосрочный приоритет стратегии «Казахстан-2030», нацеливающий на внутриполитическую стабильность и консолидацию общества. Хотя сразу отметим, что о консолидации в нашем обществе без формирования национальной идеи пока говорить рано.

Сторонники казахской национальной идеи имеют своих приверженцев, как правило, среди казахов. Сторонниками гражданского подхода к национальной идее являются, в основном, представители некоренных, в первую очередь, славянских, этнических групп республики, хотя среди его приверженцев имеется немало и казахов. Прежде всего, основателем и сторонником этой идеи является Глава государства, который сказал, что «в нашем понимании казахстанская нация - это свободная ассоциация проживающих в стране этносов, их культурно-политическое и социально-экономическое единство при сохранении этнического многообразия» .

В настоящее время в Казахстане противоположность двух подходов к национальной идее порождает их противостояние, идейный конфликт.

Однако на микроуровне (среди граждан) обеих сторон наблюдается большая значимость и распространение государственно-гражданской идентификации. По результатам исследования в 2007 г., проведенного «Центром гуманитарных исследований» (ЦГИ) при Институте философии и политологии МОН РК в пяти регионах, этноидентичность респондентов не предстает в качестве ведущей. А восприятие себя казахстанцем как носителем наднациональных качеств, выразителем неких общих для этносов традиций, ценностных императивов характерно для 12–45 % опрошенных (в зависимости от номинальных групп). В менталитете граждан преобладает представление о казахстанской нации как наднациональном сообществе, что выражает политические устремления в отношении формирования гражданской общности политического типа.

Приведенные данные показывают востребованность в гражданской идентификации. Это означает, что:

1) национальные элиты необъективно «отражают волю народа;

2) граждане, связанные с разными уровнями и формами отношений с общественными институтами, отдают предпочтение не родственным связям, а правовому полю и взаимодействию с государственными институтами гражданского общества;

3) граждане, отдавшие предпочтение гражданской идентичности более склонны к межэтнической толерантности.

Все этнические группы населения проявляют высокую толерантность и готовность к таким формам межэтнических взаимодействий, как работа в многонациональном коллективе, соседские взаимоотношения, дружба с представителями других национальностей. Взаимоотношения двух крупных этносов в настоящее время характеризуются как спокойные, но носят сложный, многоуровневый, и порой, противоречивый характер.

Государственным языком является казахский язык, а в государственных структурах, органах местного самоуправления, согласно Конституции РК, можно официально использовать русский язык наравне с казахским. Об этом не раз говорил и сам Президент Н. А. Назарбаев, »помогая государственному языку, нельзя принижать значение русского языка… «; „… русский язык имеет международное значение, расширяет информационное поле. Он необходим и сейчас, и в будущем“; „… я знаю, что несколько акимов заявили о переводе делопроизводства на государственный язык. Такие меры нельзя воспринимать однозначно. Если делопроизводство переходит на государственный язык, это значит, что все документы будут составляться и на государственном, и на русском языках. Если на собраниях доклад ведется на казахском языке и в зале присутствуют люди, не владеющие государственным языком, должен быть синхронный перевод. Никто не должен быть ущемлен по языковому признаку“. В обществе крепнет понимание необходимости изучения и развития государственного языка, создаются необходимые условия для интенсивного обучения государственному языку различных слоев населения. Лишь в качестве пожеланий желающие изучить государственный язык высказывают улучшение качества обучения казахскому языку.

Президент Казахстана Н. Назарбаев рассказал в ходе „прямой линии“ о том, что должно лечь в основу Национальной идеи Казахстана . „Национальная идея рождается с развитием общества. Развитие Казахстана до 2030 года, мне кажется, - основа нашей идеи , - сказал Глава государства.

В основу идеи должны быть заложены четыре фактора : Первое - это национальное единство, второе - сильная конкурентоспособная экономика. Я об этом говорил, это необходимо для укрепления независимости и для благосостояния людей. Третье , я говорю об интеллектуальном, созидающем обществе. Если мы хотим быть наравне со всеми и выжить в глобальном мире, мы должны иметь интеллектуальное общество» , - сказал Глава государства.

Четвертой составляющей Президент РК назвал построение Казахстана как уважаемого государства. «Мы должны строить наше общество - это и есть четыре основы успешного развития нашей Родины» , - заключил Н. А. Назарбаев.

Национальная идея Казахстана базируется:

1. На единстве народа и конкурентоспособной экономике. Она должна включать в себя не только общую духовную идею различных наций и этносов, проживающих на территории республики, но и более широкое понятие «гражданской нации». В дальнейшем это будет способствовать повышению стабильности и внутренней безопасности страны, поскольку формирование общей гражданской общности позволит вовремя и эффективно сглаживать противоречия и конфликты ценностей между различными этническими группами.

2. Национальная идея Казахстана должна основываться на едином для всех понимании и признании родной страны - Республики Казахстан. Не казахи как одна доминирующая нация, а казахстанцы - как синтез множества наций и этносов должен стать тем фундаментом, на котором возводится и продолжит возводиться сильное и демократичное многонациональное государство. Казахстан - наш общий дом, соответственно казахстанцы - единый народ. Только осознав это и демонстрируя высокий патриотизм, возможно претворение в жизнь самых смелых начинаний. Президент страны Н. А. Назарбаев, выступая на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана, подчеркнул: «Мы должны быть единой и сплоченной нацией, - нацией, которая будет интегрирована общими ценностями, с гармоничной языковой средой, нацией, которая устремлена в будущее, а не прошлое».

3. При выработке национальной идеи необходимо учитывать тот важный фактор, что формируемый в стране казахстанский народ - это не эмигранты. И ситуация в корне отличается от той, которая существует в Соединенных Штатах Америки или Австралии, где коренное население страны не является титульным. Казахская нация непосредственно связана с территорией Казахстана этническими и историческими корнями, а потому очевидно, что казахи являются как коренным населением страны, так и ее титульной нацией.

4. Необходимо реконструирование традиционной культуры казахов. За время правления российской империи и Советской власти многие элементы собственно казахской культуры были утеряны или забыты, а потому их возрождение на новом этапе имеет принципиальное значение. Имеются в виду лишь те элементы культуры, которые могли бы органично вписаться в современную культуру и сыграли бы положительную роль в самоидентификации казахской нации.

Поиск и определение национальной идеи не является работой одного мыслителя или политика, это сплоченная и усиленная работа всего народа. Однако, можно отметить основные тенденции на этом пути - казахстанская модель национальной идеи строится по принципу «и-и», включая как этнокультурные концепции нации, так и гражданские. Их органичный синтез и гармония станут основой для уверенного и непрерывного роста страны.

_________________________________________

* По статье К. К. Бегалиновой, М. С. Ашинолой, А. С. Бегалинова «О некоторых аспектах концепции „Национальная идея“ / История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах. - 2015 - №2. - С.9–15

28 декабря 2015 года Президент Н. Назарбаев подписал Указ № 147 „Об утверждении Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства“ (http://www.akorda.kz/ Нормативные правовые акты)

Эта концепция базируется на общенациональной патриотической идее „Мәңгілік Ел“, выдвинутой Президентом страны, и на таких ценностях, как: гражданское равенство, трудолюбие, честность, культ учености и образования, светская страна.

Кроме того, основой концепции будут служить общенациональные ценности, основанные на культурном, этническом, языковом и религиозном многообразии.

»Казахстанская идентичность и единство - это непрерывный поколенческий процесс. Он базируется на том, что каждый гражданин, независимо от этнического происхождения, связывает свою судьбу и будущее с Казахстаном.

Единое прошлое, совместное настоящее и общая ответственность за будущее связывают общество в одно целое: «У нас одно Отечество, одна Родина - Независимый Казахстан». Осознанность этого выбора - главное объединяющее начало", - говорится в документе.

Одна из задач концепции - формирование общества труда и профессионалов, в котором культивируются такие ценности, как семья, дружба, единство, а также трудолюбие, честность, ученость и образование, трехъязычие.

Для реализации Концепции планируется :

создание общенационального календаря праздников;

модернизация системы использования государственных символов;

дальнейшее распространение успешного опыта отдельных регионов по формированию культурно-туристических кластеров и этнодеревень;

развитие благотворительности и медиации под эгидой Ассамблеи народа Казахстана.

"Внедрение ценностей общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» в учебные программы позволит воспитывать подрастающее поколение в духе нового казахстанского патриотизма", - также отмечается в документе.

В целях внедрения трехъязычного образования будет реализована специальная Дорожная карта, модернизированы государственные программы по развитию и функционированию языков и развитию образования и науки до 2020 года, а также реализован информационный План мероприятий по продвижению трехъязычного образования. Будет создан Общенациональный центр по изучению казахстанских ценностей. Срок реализации Концепции - с 2015 до 2025 годы.

АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В Послании народу Казахстана 17 января 2014 «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Глава государства Нурсултан Назарбаев изложил и обосновал совершенно новую концепцию в отечественной истории - «Мәңгілік Ел». По сути, это

национальная идея и государственная идеология нашего государства, которая базируется не только на многовековой мечте нашего народа, но и на конкретных результатах развития Казахстана за годы независимости.

В беседе с нашим корреспондентом доктор политических наук, профессор Академии государственного управления при Президенте РК Жанылжан Джунусова говорит об особенностях национальной идеи Казахстана.

Жанылжан Хасымовна, почему именно на данном этапе развития нашей страны стала необходимой четко сформулированная национальная идея?

Дело в том, что в условиях глобализации от интегрирующей роли национальной идеи во многом зависит конкурентоспособность полиэтнического государства, вхождение страны к 2050 году в тридцатку самых развитых государств мира. В глобализирующемся мире национальная идея особенно необходима, так как именно она способна консолидировать этносы, страну.

Для нас сейчас важно понять, в чем особенность национальной идеи для той или иной страны, и какая национальная идея нужна Казахстану. По мнению отдельных российских политологов, «небольшие страны, особенно возникшие в последнее время, могут не артикулировать своей национальной идеи, национальной идеологии. В большинстве случаев она одинакова и прозрачна. И сводится она к простой формуле: нам хочется жить скромно, но хорошо». Но данная формула недостаточна для Казахстана.

- Как начался процесс формирования национальной идеи в нашей стране?

Этот процесс в Казахстане начался с момента обретения независимости. Зарождающееся гражданское общество активно участвовало в дискуссиях наряду с государством. В первые годы независимости Казахстан следовал англо-саксонской модели развития, ставя целью быстрые изменения. В республике в сжатые сроки проведены рыночные реформы, создано соответствующее законодательство. За 20 лет независимости, по данным Всемирного банка, Казахстан стал страной с уровнем доходов выше среднего. ВВП на 1 жителя страны вырос от 700 долларов до 12 тысяч долларов. Ни одна из стран, которые называют «азиатскими тиграми», не достигла таких результатов за 20 лет. Сегодня республика лидирует среди стран СНГ по развитию процессов трансформации экономики и общества.

Однако, будучи евразийской страной с собственной историей, мы не можем не испытывать различных влияний, остаться вне центральной проблемы современной истории - соотношения двух основополагающих цивилизаций: традиционной и либеральной.

Распад СССР придал мощный стимул развитию в 1990-е годы идей тюркизма. Для большинства турецкого общества, прежде всего, для светских кругов, эта идея означает реализацию давно культивируемых ожиданий тюркского единства на основе культурной, духовной, исторической близости турок к другим тюркским народам. Но постепенно и к той, и к другой стороне пришло понимание, что, хотя и есть возможность весьма тесного сотрудничества, политический союз с тюркскими республиками Центральной Азии невозможен. Этому есть и географические, и политико-социологические причины. После советского опыта, мало кто из среднеазиатских государств захочет приобрести нового «старшего брата».

Основой государственной идеологии является Конституция. В соответствии с Конституцией РК 1995 года Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его права и свободы. Основополагающими принципами деятельности РК являются: общественное согласие и политическая стабильность; экономическое развитие на благо всего народа; казахстанский патриотизм; решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.

Стратегические документы последующих лет рассматривают возможные варианты модели будущего устройства Казахстана и ценности, необходимые для государственной идеологии. Так, в Стратегии «Казахстан - 2030», принятой в 1997 году, подчеркнуто: «Мы - евразийская страна, имеющая собственную историю и собственное будущее. Поэтому наша модель не будет похожа ни на чью другую. Она впитает достижения разных цивилизаций».

Десятилетие спустя, с изменением экономических, политических, геостратегических трендов, цель меняется. Ставится задача провозгласить в качестве национальной идеи вхождение Республики Казахстан в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. В общественное сознание активно внедряются идеологемы конкурентоспособности, состязательности и победы.

В новых политических условиях важным документом стала «Доктрина национального единства Казахстана», принятая в 2010 году. Принципы национального единства, выдвинутые в Доктрине, также легли в основу формирования национальной идеи нашего государства. Эти принципы: «Одна страна - одна судьба»;«Разное происхождение - равные возможности»; «Развитие национального духа».

Для выработки национальной идеи необходима была консолидация общества не по этническому признаку, нация не должна пониматься как этнос. Мы не можем копировать опыт ни одной страны, исходя из специфики формирования населения. Казахстанская национальная идея должна учитывать и опираться на полиэтничность, не забывая при этом, что этничность продолжает играть важную роль. Время показало, что самый разумный путь - совмещение интересов всех граждан страны, независимо от их этнической принадлежности. Переход страны к гражданскому состоянию общества, формирование в Казахстане единого народа становится ядром национальной идеи.

- На чем строится национальная идея нашего «общеказахстанского дома», как выразился Глава государства?

Об этом очень хорошо сказал сам Президент в своем новом Послании: «Мы, казахстанцы, единый народ! И общая для нас судьба - это наш Мәңгілік Ел, наш достойный и великий Казахстан! «Мәңгілік Ел» - это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем. Во-первых , это Независимость Казахстана и Астана. Во-вторых , национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. В-третьих , это светское общество и высокая духовность. В-четвертых , экономический рост на основе индустриализации и инноваций. В-пятых, это Общество Всеобщего Труда. В-шестых , общность истории, культуры и языка. В-седьмых , это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем».

Любая национальная идея представляет собой емкую, но в то же время предельно сжатую формулу, из которой развертывается базовая идеологическая концепция, определяющая жизнь государства, общества, граждан на длительную перспективу. В истории известны идеи, способные объединить нацию, например, «Поднебесная империя - центр мира», «Японцы - это одна семья», «Богоизбранность евреев», «За веру, царя и Отечество», «Британия - владычица морей», «Американская мечта», «Общество равных возможностей», «Свобода, Равенство, Братство».

Общепринятым считаются следующие признаки национальной идеи. Она должна: иметь зрительный образ-символ и опираться на идеологию; принадлежать предкам через историю, сказания, легенды; быть выгодной и человеку, и обществу, и власти; не содержать заведомой нереализуемости и лжи; быть краткой; быть понятной ребёнку.

Все это воплощено в идее «Мәңгілік Ел». Национальная идея Казахстана стала плодом коллективных усилий государства, научного сообщества и гражданского общества, отражая реальность, а не умозрительные конструкции. Она вобрала в себя ментальность современных казахстанцев, симбиоз этнической и религиозной, либерально-демократической составляющих. Воплотила индивидуальность страны, ее сильные стороны и лучшие качества казахстанцев. В то же время, она построена на реальных ценностях, на национальном наследии. Это та идея, что мобилизует и нацию, и её отдельного представителя, создает определенную «картину мира», дает чувство психологического комфорта и защищенности. Ее жизнеспособность определяется соответствием интересов государства вектору развития мирового сообщества.