Церковь и политика. Что говорится об этом в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви"? Церковь - вне политики

V.I. В современных государствах граждане участвуют в процессе управления страной путем голосования. Значительная их часть принадлежит к политическим партиям, движениям, союзам, блокам и иным подобным организациям, созданным на основе различных политических доктрин и взглядов. Эти организации, стремясь организовать жизнь общества согласно политическим убеждениям своих членов, имеют одной из своих целей достижение, удержание или реформирование власти в государстве. В ходе осуществления полномочий, полученных вследствие волеизъявления граждан на выборах, политические организации могут участвовать в деятельности структур законодательной и исполнительной власти.

Наличие в обществе различных, порой противоречащих друг другу политических убеждений, а также разнодействующих интересов порождает политическую борьбу, которая ведется как законными и нравственно оправданными методами, так подчас и методами, противоречащими нормам государственного права, христианской и естественной морали.

V.2. Церковь, по заповеди Божией, имеет своей задачей проявлять заботу о единстве своих чад, о мире и согласии в обществе, о вовлечении всех его членов в общий созидательный труд. Церковь призвана проповедовать и созидать мир со всем внешним для нее обществом: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12. 18); «Старайтесь иметь мир со всеми» (Евр. 12. 14). Но еще более важным для нее является внутреннее единство в вере и любви: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы… не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе» (1 Кор. 1. 10). Единство Церкви как таинственного тела Христова (Еф. 1. 23), от неповрежденного бытия которого зависит вечное спасение человека, является для нее наивысшей ценностью. Святой Игнатий Богоносец, обращаясь к членам Церкви Христовой, пишет: «Все вы составляйте из себя как бы один храм Божий, как бы один жертвенник, как бы одного Иисуса».

Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь проповедует мир и соработничество людей, придерживающихся различных политических взглядов. Она также допускает наличие различных политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению и нравственным нормам церковного Предания.

Невозможно участие церковного Священноначалия и священнослужителей, а следовательно, и церковной Полноты, в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах, таких, как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и так далее. Не допускается выдвижение кандидатур священнослужителей на выборах любых органов представительной власти всех уровней. В то же время ничто не должно препятствовать участию иерархов, священнослужителей и мирян, наравне с другими гражданами, в народных волеизъявлениях путем голосования.

В истории Церкви имеется немало случаев общецерковной поддержки различных политических доктрин, взглядов, организаций и деятелей. В ряде случаев такая поддержка была связана с необходимостью отстаивания насущных интересов Церкви в крайних условиях антирелигиозных гонений, разрушительных и ограничительных действий инославной и иноверной власти. В других случаях подобная поддержка была следствием давления государства или политических структур и обычно вела к разделениям и противоречиям внутри Церкви, к отходу от нее части нетвердых в вере людей.

В XX столетии священнослужители и иерархи Русской Православной Церкви являлись членами некоторых представительных органов власти, в частности, Государственной Думы Российской Империи, Верховных Советов СССР и Российской Федерации, ряда местных советов и законодательных собраний. В некоторых случаях участие священнослужителей в деятельности органов власти приносило пользу Церкви и обществу, однако нередко подобное участие порождало нестроения и разделения. Это имело место в особенности тогда, когда допускалось членство священнослужителей лишь в определенных парламентских фракциях, а также когда клирики выдвигали свои кандидатуры на выборные должности без церковного благословения. В целом практика участия священнослужителей в деятельности органов власти показала, что таковое практически невозможно без принятия на себя ответственности за вынесение решений, удовлетворяющих интересам одной части населения и противоречащих интересам другой его части, что серьезно осложняет пастырскую и миссионерскую деятельность священнослужителя, призванного, по слову апостола Павла, быть «для всех… всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9. 22). В то же время история показывает: решение об участии или неучастии священнослужителей в политической деятельности принималось и должно приниматься исходя из потребностей каждой конкретной эпохи, с учетом внутреннего состояния церковного организма и его положения в государстве. Однако с канонической точки зрения вопрос о том, должен ли священнослужитель, занимающий государственный пост, работать на профессиональной основе, решается однозначно отрицательно.

8 октября 1919 года святитель Тихон обратился к духовенству Русской Церкви с посланием, в котором призвал клириков не вмешиваться в политическую борьбу и, в частности, указал, что служители Церкви «по своему сану должны стоять выше и вне всяких политических интересов, должны памятовать канонические правила Святой Церкви, коими она возбраняет своим служителям вмешиваться в политическую жизнь страны, принадлежать к каким-либо политическим партиям, а тем более делать богослужебные обряды и священнодействия орудием политических демонстраций».

В преддверии выборов народных депутатов СССР Священный Синод 27 декабря 1988 года определил «благословить представителям нашей Церкви, в случае их выдвижения и избрания народными депутатами, эту деятельность, выражая при этом нашу уверенность, что она послужит благу верующих и всего нашего общества». Помимо избрания народными депутатами СССР, ряд архиереев и клириков заняли депутатские места в республиканских, областных и местных советах. Новые условия политической жизни побудили Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в октябре 1989 года уделить большое внимание обсуждению двух вопросов: «во-первых, как далеко может идти Церковь по пути принятия ответственности за политические решения без того, чтобы ставить под сомнение свой пастырский авторитет, и, во-вторых, позволительно ли для Церкви отказываться от участия в законотворчестве и от возможности оказывать нравственное воздействие на политический процесс, когда от принятия решения зависит судьба страны». В результате Архиерейский Собор признал определение Священного Синода от 27 декабря 1988 года имеющим отношение только к минувшим выборам. На будущее же был принят порядок, в соответствии с которым вопрос о целесообразности участия представителей духовенства в выборной кампании должен в каждом конкретном случае предварительно решаться Священноначалием (Священным Синодом — в отношении епископата, правящими архиереями — в отношении подведомственного клира).

Некоторые представители духовенства, не получив подобающего благословения, все же приняли участие в выборах. Священный Синод 20 марта 1990 года с сожалением заявил, что «Русская Православная Церковь снимает с себя моральную и религиозную ответственность за участие этих лиц в выборных органах власти». Из соображений икономии Синод воздержался от применения к нарушителям дисциплины полагающихся санкций, «констатируя, что такое поведение ложится на их совесть». 8 октября 1993 года, ввиду создания в России профессионального парламента, на расширенном заседании Священного Синода было принято решение предписать священнослужителям воздержаться от участия в российских парламентских выборах в качестве кандидатов в депутаты. Соответствующим Синодальным определением было установлено, что нарушившие его священнослужители подлежат извержению из сана. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 года одобрил данное определение Священного Синода, «как своевременное и мудрое», и распространил его действие «на участие в будущем священнослужителей Русской Православной Церкви в выборах любых органов представительной власти стран СНГ и Балтии как на общегосударственном, так и на местном уровне».

Тот же Архиерейский Собор, в верности святым канонам отвечая на вызовы современной реальности, установил ряд важнейших правил, касающихся рассматриваемой темы. Так, в одном из определений Собора говорится: «Подтвердить невозможность для церковной Полноты поддержки каких-либо из политических партий, движений, блоков, союзов и тому подобных организаций, а также отдельных их деятелей, в первую очередь в ходе предвыборных кампаний… Считать также крайне нежелательным членство священнослужителей в политических партиях, движениях, союзах, блоках и им подобных организациях, в первую очередь ведущих предвыборную борьбу».

Архиерейский Собор, состоявшийся в 1997 году, развил принципы взаимоотношений Церкви с политическими организациями и усилил одно из решений предыдущего Собора, не благословив священнослужителям быть членами политических объединений. В определении Собора «О взаимоотношениях с государством и светским обществом», в частности, говорится: «Приветствовать диалог и контакты Церкви с политическими организациями в случае, если подобные контакты не носят характера политической поддержки. Считать допустимым сотрудничество с такими организациями в целях, полезных для Церкви и народа, при исключении интерпретации подобного сотрудничества как политической поддержки… Считать недопустимым участие архиереев и священнослужителей в какой-либо предвыборной агитации, а также членство их в политических объединениях, уставы которых предусматривают выдвижение своих кандидатов на выборные государственные посты всех уровней».

Неучастие церковной Полноты в политической борьбе, в деятельности политических партий и в предвыборных процессах не означает ее отказа от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам, от представления этой позиции перед лицом органов власти любой страны на любом уровне. Такая позиция выражается исключительно церковными Соборами, Священноначалием и уполномоченными им лицами. В любом случае право ее выражения не может быть передано государственным учреждениям, политическим или иным светским организациям.

V.3. Ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе. Миряне могут и призваны, исполняя свой гражданский долг, участвовать в процессах, связанных с выборами властей всех уровней, и содействовать любым нравственно оправданным начинаниям государства.

История Православной Церкви сохранила множество примеров самой активной вовлеченности мирян в управление государством, в деятельность политических и иных гражданских объединений. Такая вовлеченность имела место в условиях различных систем государственного устройства: самодержавия, конституционной монархии, разнообразных видов республики. Участие православных мирян в гражданских и политических процессах было затруднено лишь в условиях иноверного владычества или режима, придерживающегося политики государственного атеизма.

Участвуя в управлении государством и в политических процессах, православный мирянин призван основывать свою деятельность на нормах евангельской морали, на единстве справедливости и милосердия (Пс. 84. 11), на заботе о духовном и материальном благе людей, на любви к отечеству, на стремлении преображать окружающий мир по слову Христову.

В то же время христианин — политик или государственный муж — должен ясно сознавать, что в условиях исторической реальности, а тем более в контексте нынешнего разделенного и противоречивого общества, большинство принимаемых решений и предпринимаемых политических действий приносит пользу одной части общества, одновременно ограничивая либо ущемляя интересы и желания других. Многие из упомянутых решений и действий неизбежно сопряжены с грехом или попустительством греху. Именно поэтому от православного политика или государственного деятеля требуется крайняя духовная и нравственная чуткость.

Христианин, трудящийся в области созидания государственной и политической жизни, призван стяжать дар особой жертвенности и особого самоотвержения. Ему совершенно необходимо быть внимательным к своему духовному состоянию, дабы не допускать превращения государственной или политической деятельности из служения в самоцель, которая питает гордыню, алчность и другие пороки. Следует помнить, что «начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано… и все Им стоит» (Кол. 1. 16-17). Святитель Григорий Богослов, обращаясь к властителям, писал: «Со Христом начальствуешь ты, со Христом правительствуешь: от Него получил ты меч». Святой Иоанн Златоуст говорит: «Поистине царь есть тот, кто побеждает гнев и зависть и сладострастие, подчиняет все законам Божиим, сохраняет ум свой свободным и не позволяет возобладать душою страсти к удовольствиям. Такого мужа я желал бы видеть начальствующим над народами, и землею и морем, и городами и областями, и войсками; потому что кто подчинил душевные страсти разуму, тот легко управлял бы и людьми согласно с божественными законами… А кто по-видимому начальствует над людьми, но раболепствует гневу и честолюбию и удовольствиям, тот… не будет знать, как распорядиться с властью».

V.4. Участие православных мирян в деятельности органов власти и политических процессах может быть как индивидуальным, так и в рамках особых христианских (православных) политических организаций или христианских (православных) составных частей более крупных политических объединений. В обоих случаях чада Церкви имеют свободу выбора и выражения своих политических убеждений, принятия решений и осуществления соответствующей деятельности. В то же время миряне, участвующие в государственной или политической деятельности индивидуально или в рамках различных организаций, делают это самостоятельно, не отождествляя свою политическую работу с позицией церковной Полноты или каких-либо канонических церковных учреждений и не выступая от их имени. При этом высшая церковная власть не преподает специального благословения на политическую деятельность мирян.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 года постановил полагать допустимым членство в политических организациях «мирян и создание ими самими таких организаций, которые, в случае наименования себя христианскими и православными, призываются к большему взаимодействию с церковным Священноначалием. Считать также возможным участие священнослужителей, в том числе представляющих канонические церковные структуры и церковное Священноначалие, в отдельных мероприятиях политических организаций, а также церковное сотрудничество с ними в делах, полезных для Церкви и общества, в случае, если таковое участие и сотрудничество не носит характера поддержки политических организаций, служит созиданию мира и согласия в народе и церковной среде».

В соответствующем же определении Архиерейского Собора 1997 года, в частности, говорится: «Полагать возможным участие мирян в деятельности политических организаций и создание ими таких организаций в случае, если последние не имеют в своем составе священнослужителей и ведут ответственные консультации с церковным Священноначалием. Постановить, что подобные организации, как участвующие в политическом процессе, не могут иметь благословения церковного Священноначалия и выступать от имени Церкви. Церковного благословения не могут получить, а в случае его наличия лишаются такового церковно-общественные организации, ведущие предвыборную борьбу, вовлеченные в политическую агитацию и выдающие свое мнение за мнение Церкви, выражаемое перед лицом государства и общества церковными Соборами, Святейшим Патриархом и Священным Синодом. То же относится к церковным и церковно-общественным средствам массовой информации».

Существование христианских (православных) политических организаций, а также христианских (православных) составных частей более широких политических объединений воспринимается Церковью как положительное явление, помогающее мирянам сообща и осуществлять политическую и государственную деятельность на основе христианских духовно-нравственных принципов. Упомянутые организации, будучи свободны в своей деятельности, одновременно призываются к советованию с церковным Священноначалием, к координации действий в области осуществления позиции Церкви по общественным вопросам.

Во взаимоотношениях церковной Полноты с христианскими (православными) политическими организациями, в деятельности которых участвуют православные миряне, а также с отдельными православными политиками и государственными деятелями, могут возникать ситуации, когда заявления или действия этих организаций и лиц существенно расходятся с общецерковной позицией по общественным вопросам либо мешают реализации такой позиции. В подобных случаях Священноначалие устанавливает факт расхождения позиций и публично объявляет об этом во избежание смущения и недоразумений среди верующих и широких слоев общества. Констатация такого расхождения должна побудить православного мирянина, участвующего в политической деятельности, задуматься о целесообразности его дальнейшего членства в соответствующей политической организации. Организации православных христиан не должны носить характера тайных обществ, предполагающих исключительное подчинение своим лидерам и сознательный отказ от раскрытия сути деятельности организации в ходе консультаций с церковным Священноначалием и даже на исповеди. Церковь не может одобрить участия православных мирян, а тем более священнослужителей и в неправославных обществах такого рода, поскольку они по самому своему характеру отторгают человека от всецелой преданности Церкви Божией и ее каноническому строю.

Тема роли Церкви в жизни государства всегда вызывала жаркие споры. Нужно ли Церкви принимать активное участие в политике или оставаться в стороне? Вследствие актуальности этой темы и необходимости продолжения дискуссии по ней, я выскажу свою точку зрения, основываясь, прежде всего на Евангелии, описывающем земное служение Христа и Деяниях Апостолов, повествующих о жизни первой Церкви. Эти источники являются наиболее авторитетными для всех христиан.

Две тысячи лет назад политика занимала умы многих людей Древнего Востока. Израиль находился под римской оккупацией, приносящей много горя и страдания. Все ждали избавления, которое во многом связывалось с приходом Мессии. Но Иисус Христос разочаровал мессианские ожидания многих израильтян. Он вообще не занимался политикой, хотя этого очень ждали от Него. Тогда было много зла и несправедливости по отношению к оккупированным народам. Но Христос никогда не сопротивлялся римской власти.

Мы видим, что Его оппоненты желали вовлечь Его в политику. Они просто искали всевозможные уловки, чтобы побудить Его сделать политическое высказывание и тем самым настроить против себя определенную группу людей.

Тогда фарисеи пошли и приняли решение уловить Его в слове. И посылают учеников своих с иродианами спросить Его: Учитель, мы знаем, что Ты истинен и пути Божию истинно учишь, и не считаешься ни с кем; ибо не смотришь на лицо людей. Итак, скажи нам: как Тебе кажется? Можно платить подать кесарю, или нет? Но Иисус, поняв их лукавство, сказал: что Меня искушаете, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они же принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят: кесаря. Тогда говорит им: отдавайте же кесарево кесарю, а Божие - Богу. И услышав, они удивились и, оставив Его, ушли . (Матф.22:15-22)

Если бы Христос занял позицию израильтян, страдавших от римской оккупации, то противопоставил бы Себя римской власти и тех, кто был к ней лоялен. Это неминуемо привело бы к обострению отношений и обвинению в мятеже. Едва ли тогда мытари, собиравшие подать для Рима стали слушать Его проповеди. А ведь многие из них становились Его последователями.

Если бы Господь сказал, что платить нужно - это вызвало бы недовольство народа, страдавшего от римской оккупации, который вероятней всего отверг бы Его, как Учителя. Но Христос Своим мудрым ответом отстранил Себя от политики .

Неужели Христу было безразлично страдание Израильтян? Господь никогда не был равнодушен к человеческой боли и страданию. Но Он пришел не для того, чтобы менять политический строй или поддержать какое-то политическое движение. Он пришел, чтобы спасать человеческие души от греха и вечного разделения с Богом, чтобы Своей смертью на Кресте даровать спасение. Он пришел для того, чтобы принести Царство Божье в людские сердца, тем самым изменить их внутренний мир, чтобы научить людей настоящим духовным ценностям: вере в Бога, любви, доброте, праведности, радости, прощению, состраданию. Цель Его прихода была не иная, как служение людям. «Так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Матф.20:28). Мотивом всех его действий и поступков было желание блага погибающим людям независимо от их политических или каких-то иных взглядов.

Есть очень яркий эпизод в Евангелии, описывающий разговор между Христом и Пилатом, в котором Иисус выразил Свое отношение к политике, тем самым отвергнув обвинение религиозных вождей в мятеже против римской власти. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Иоан.18:33-37).

И так, Господь прямо говорит, что Его Царство не есть политическое, оно вообще не от мира сего, по этому не имеет географических границ. Греческое слово κ σμος (космос), переведенное в Новом Завете, как мир имеет много значений. Я упомяну только два из них: 1) упорядоченность, порядок; строение, устройство; 2) государственный строй, правовой порядок (Словарь Дворецкого).

Мы под понятием этого мира чаще всего подразумеваем «порядок и устройство» мировой системы, созданной людьми, отвергнувшими Божественное руководство и противоречащей Его воле, изложенной в Библии. Но, по моему мнению, в контексте разговора Христа с Пилатом будет уместно и второе, упомянутое мною значение слова «космос»: « государственный строй, правовой порядок ». Христос на самом деле был вне политики. Он проповедовал об отношениях человека с Богом и правильных взаимоотношениях между людьми, не касаясь политических вопросов. Такая позиция позволяла Ему служить людям разных политических взглядов. И Его проповеди слушали разные люди.

Очень важен и тот факт, что Христос провозгласил Своих последователей как людей «не от мира сего». Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (Иоан.17:11). Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира . Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина (Иоан.17:14-17).

Оставаясь жить в этом мире, в том или ином государстве или политическом строе мы, как Церковь являемся представителями Царства Божьего, которое не от мира сего. Быть вне политики - это не значит отделять себя от окружающих нас людей и их нужд и проблем, напротив, это значит служить людям независимо от их взглядов и мировоззрений.

Приверженность Церкви к тем или иным политических взглядам не минуемо будет вести к противостоянию с людьми других взглядов. Сможет ли эта Церковь нести Евангелие и любовь Божию таким людям? И напротив, если Церковь будет вне политики, и ее пасторы не будут навязывать свои политические взгляды прихожанам, то это Церковь может стать местом спасения многих абсолютно разных людей, местом добра и милосердия, местом примирения враждующих сторон.

Верующие, как граждане государства в праве иметь свою точку зрения на те или иные политические события. И в одной христианской общине могут быть люди разных национальностей и политических взглядов, не вступающих в противоречие с библейскими принципами (напр. диктатура, национализм, терроризм…), разного материального достатка и социального положения. И это не должно мешать верующим называть друг друга братьями и сестрами и вместе служить Господу.

Но очень важно отличать частную точку зрения того или иного христианина на политические события от позиции Церкви, которая должна оставаться вне политики . Вот почему христианским служителям и проповедникам следует остерегаться того, чтобы быть вовлеченным в политические интриги и делать какие-то неосторожные публичные заявления в Церкви и за ее пределами, т.к. их частная точка зрения будет выглядеть как точка зрения Церкви. Более того, мы знаем, что точка зрения пастыря всегда имеет большое значение для прихожан. По этому политики и власть имущие всегда жаждут поддержки служителей Церкви и делают все, чтобы ее заполучить. Ибо, получив их поддержку, политики обретают поддержку прихожан и даже тех, кто редко посещает Церковь.

Служитель Церкви неминуемо рискует оказаться несправедливым, когда публично высказывается по поводу тех или иных политических событий. Чтобы быть более или менее справедливым нужно получить полноценную и объективную информацию об этих событиях. А это часто оказывается просто невозможно даже в наше время информационных технологий вследствие однобокости и односторонности освящения этих событий. Но, к сожалению, многие современные служители очень поспешны и неосторожны в своих высказываниях. Что приводит к негативному отношению людей этого мира к верующим, конфликтам и непониманиям между самими христианами. А это создает большие трудности в служении Церкви людям.

В первой Церкви Апостолы и все служители были далеки от политики. Они ходили из города в город, из селения в селение и проповедовали Евангелие, обращая людей в христианство. Церковь не делала никаких политических высказываний, не поддерживала никаких политических сил, не участвовала ни в мятежах, ни в протестах. Это было место, в котором люди находили Иисуса Христа и имели общение с Богом. Это были верующие, которые проповедовали Евангелие, искали святости и служили людям.

Безусловно, Церковь, движимая желанием добра людям не занимает равнодушную и безразличную позицию по отношению к государству, на территории которого находится. Ее члены или прихожане чаще всего являются гражданами данного государства, и их благосостояние и свобода вероисповедание во многом зависит от этого государства. Они живут в обществе окружающих их людей, работают, платят налоги. И Церковь должна учить их соблюдению законов, добросовестному отношению к работе, честности, справедливости, милосердию, прощению, любви. Она должна учить их молиться за всех людей. А все это и служит благу того государства, на территории которого она находится.

В чем же разница между политикой и служением Церкви на основании Евангелия? По моему мнению, политика отстаивает интересы государства и общества, живущего в нем. А Евангелие призывает служить каждому человеку вне зависимости от его гражданства и политических убеждений. Оно побуждает вести его от греха к Богу, праведной жизни, учит Церковь быть внимательным к его нуждам, проблемам и переживаниям. Евангелие учит распространять нравственные ценности не политическими методами, а проповедью и добрыми делами.

И так, Бог призвал Церковь активно участвовать в жизни людей. Но у нее другие цели и методы влияния на общество.

Церковь названа «Столпом и утверждением Божьей истины (1Тим.3:15) в этом греховном мире. По этому Бог призвал ее проповедовать людям о вере во Христа, о любви ко всем людям, о терпимости, целомудрии, прощении и многим другим духовным ценностям.

Церковь есть свет и для живущих во тьме греха и неверия. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Матф.5:14-16). Христиане призваны быть примером добрых дел.

Бог призвал Церковь молиться за всех людей, за всех начальников и руководителей, чтобы по ее молитвам совершать Свою работу среди общества. Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу , Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим.2:1-4).

Когда Церковь исполняет свое истинное предназначение на земле, она сможет принести гораздо больше пользы, чем когда она занимается тем, что Бог ей не повелевал делать.

Черных Максим

г. Кировск Мурманская обл.

Ригу посетил один из наиболее ярких современных православных публицистов — протоиерей Антоний Ильин. Отец Антоний известен не только как блистательный полемист, популяризатор православного мировосприятия и соавтор Социальной доктрины Русской православной церкви, но и как успешный администратор и дипломат.

Отец Антоний представляет интересы Русской православной церкви также и в контактах с Европейским парламентом. Еще в 2004 году он познакомился с первым русским депутатом Европарламента Татьяной Аркадьевной Жданок. Оказалось, что у священника и политика отношение к жизни и религии во многом совпадает. Татьяна Аркадьевна стала прихожанкой Свято-Николаевского собора в Брюсселе, а отец Антоний — консультантом фракции Европарламента в вопросах взаимодействия общества и религии. Отец Антоний активно участвовал в создании Европейского русского альянса, председателем которого на данный момент избрана Татьяна Жданок.

Отец Антоний был приглашен в Ригу на чтения ежегодного гуманитарного семинара SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS (руководитель — Сергей Мазур, ведущий — Владимир Соколов). Речь на семинаре шла о взаимодействии Русского мира и Русской православной церкви.

В ходе живой беседы отец Антоний ответил на вопросы многочисленной аудитории, собравшейся в Доме Москвы. Среди прочих была затронута щекотливая тема — допустимо ли участие представителей церкви в политической жизни. Как известно, в Латвии некоторые конфессии весьма активно включились в избирательные кампании разных партий. Отец Ильин пояснил позицию православной церкви: "Если под политикой понимать борьбу за власть, то церковь в этом, конечно, не участвует, если под политической деятельностью понимать вид коммуникации, то церковь этого не исключает. Церковь не поддерживает ни одну из партий, но выстраивает соработничество со всеми партиями. Мы поддерживаем не идеологию, а традиционные ценности и права человека там, где он гоним и унижаем", — уточнил протоиерей.

Так же и в отношении культуры. "Церковь не может отождествить себя ни с одной из них, даже с культурой наших дедов и прадедов. Православную веру исповедуют в разных странах люди разных национальностей и разных культур". И в то же время так называемое европейское православие, без укорененности в национальной почве, возможно лишь как теоретическая конструкция, убежден отец Антоний.

А как пастве относиться к выступлению батюшки на рок-концерте? — был задан "провокационный" вопрос из зала. "Когда отец Кураев выступает с проповедью перед публикой, пришедшей на рок-концерт, это не нарушение церковной этики, а современное миссионерство, — ответил о. Антоний. — Возможно, ему удастся кого-то из этих молодых людей в заклепках привести хотя бы к ограде церкви".

Но далеко не всякий священнослужитель способен разговаривать с такой аудиторией. Миссионерские кадры надо воспитывать. Поэтому в РПЦ принято решение о создании церковной аспирантуры, сообщил новость отец Антоний. Латвийская молодежь тоже может туда поступать.

А как вообще сегодня следует понимать смысл миссионерства? Во времена Империи это было обращение в христову веру языческих народностей, чьи земли присоединялись к России. Католическая церковь и сегодня направляет миссионеров в Азию и Африку.

"Русская православная церковь под миссионерской деятельностью понимает приближение к Церкви христовой в первую очередь тех невоцерквленных людей, которые исторически происходят из православных семей и для кого русская культура является родной, — объяснил о. Антоний.— В наше время "племя", живущее в соседнем микрорайоне, порой больше нуждается в миссионерстве, чем то, что затеряно где-то в джунглях".

Не утихают в обществе и жаркие дискуссии об опасности "клерикализации" образования. Гостю из Брюсселя проблема кажется надуманной. "В России началась настоящая битва за введение в школьную программу такого невинного предмета, как основа православной культуры. А вот в Бельгии любой ребенок за государственный счет может изучать основы любой из признанных конфессий или выбрать предмет "Светская этика". Причем если в России предлагается ввести "щадящий" вариант религиозного просвещения, то в бельгийских школах это именно уроки Закона Божьего", — рассказал о. Антоний, дети которого также изучают азы православия в брюссельской школе.

Какое место занимает сегодня в мире православная конфессия по количеству прихожан и влиянию? Оказывается, по количеству — № 1 (вместе с Украиной). Но внутри конфессии много проблем, расколов, административных кризисов, поведал гость.

Сейчас определенные силы под протекцией США стараются, например, продвинуть верховенство Константинополя. Но это едва ли возможно, потому что предлагается греческую, по сути провинциальную, модель выдать за универсальное православие, что неприемлемо. Бурно растет румынское православие — румыны очень воцерковленный народ. Там, где поселились 300 румын, через год будет церковь, через три года — семинария, через пять — свой архиепископ.

Словом, баланса сил в православном мире сейчас нет. Вперед выйдет та церковь, которая предложит цивилизационную модель, устремленную в будущее. "И я не вижу никого другого, кроме Московского патриархата, кто бы с этой задачей справился," — высказал свое видение ситуации о. Антоний.

К счастью, о внутриконфессиональных интригах прихожане ничего не знают. Им это и не надо, если они относятся к церкви как телу Христову. Проблема православия не во внутренних противоречиях, а в том, что только десять процентов людей, относящих себя по культурному коду к православию, ходят на службы, читают молитвы, причащаются и исповедуются. "Это значит, что православие стало составной частью культурной идентичности, но не стало ее стержнем", — делает неутешительный вывод о. Антоний.

На упреки некоторых присутствующих, что православные священники малоактивны по сравнению с католическими пастырями и лидерами сектантских движений и редко выходят на диалог с обществом, Антоний объяснил: у батюшек огромные нагрузки, которые часто остаются за гранью видимости для мирян. Ведь после служб в храмах они спешат на отпевания, освящение, для утешения страждущих и т. д. И у них порой просто не хватает двух часов, чтобы прийти на какую-то светскую встречу и поговорить. Соотношение между количеством православных священников и потребностью в них сегодня несоразмерно.

А часто ли мы приходим к батюшке, задал встречный вопрос отец Антоний, чтобы не только получить что-то для себя — совет, утешение, благословение, а предлагая какую-то помощь или инициативу?
Думаю, ответ излишен.

Миссия

Протоиерей Антоний является настоятелем Свято-Николаевского кафедрального собора в Брюсселе и исполняет обязанности представителя РПЦ при европейских международных организациях. Ну и, наконец, важно отметить, что в сфере общественной деятельности отец Антоний выполняет миссию европейского представителя фонда "Русский мир", благодаря поддержке которого в странах Европы реализуются проекты, направленные на поддержку и развитие русской культуры.

Контакты

Вместе с русскими общественниками и политиками протоиерея Антония Ильина в Риге встречал и представитель Латвийской православной церкви иеромонах Иоанн (Сичевкий), который передал самые сердечные напутствия от имени Митрополита Рижского и всея Латвии Александра. Из Риги протоиерей Антоний направился в Вильнюс, где принял участие в открытии Центра русской культуры при Вильнюсском университете.

Должен ли христианин участвовать в политической жизни страны? Ответ на этот вопрос, на самом деле, не очевиден. Церковь учит, что любая власть от Бога. Так как же следует православным относиться к этой власти, если она чем-то не устраивает? Нужно ли активно отстаивать свою гражданскую позицию, участвовать в митингах, ходить на выборы и т.д.? Или правильнее оставаться в роли простого наблюдателя? С одной стороны, мы знаем, что Церковь - вне политики, с другой стороны - понимаем, что православный христианин является гражданином своей страны. Как правильно относиться к политическим событиям, какой должна быть их духовная оценка?

Сегодня мы приводим выдержки из "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви" - документа, принятого Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагающим базовые положения учения Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Этот документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом.

"V.I. В современных государствах граждане участвуют в процессе управления страной путем голосования. Значительная их часть принадлежит к политическим партиям, движениям, союзам, блокам и иным подобным организациям, созданным на основе различных политических доктрин и взглядов. Эти организации, стремясь организовать жизнь общества согласно политическим убеждениям своих членов, имеют одной из своих целей достижение, удержание или реформирование власти в государстве. В ходе осуществления полномочий, полученных вследствие волеизъявления граждан на выборах, политические организации могут участвовать в деятельности структур законодательной и исполнительной власти.

Наличие в обществе различных, порой противоречащих друг другу политических убеждений, а также разнодействующих интересов порождает политическую борьбу, которая ведется как законными и нравственно оправданными методами, так подчас и методами, противоречащими нормам государственного права, христианской и естественной морали. V.2. Церковь, по заповеди Божией, имеет своей задачей проявлять заботу о единстве своих чад, о мире и согласии в обществе, о вовлечении всех его членов в общий созидательный труд. Церковь призвана проповедовать и созидать мир со всем внешним для нее обществом: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12. 18); "Старайтесь иметь мир со всеми" (Евр. 12. 14). Но еще более важным для нее является внутреннее единство в вере и любви: "Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы... не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе" (1 Кор. 1. 10). Единство Церкви как таинственного тела Христова (Еф. 1. 23), от неповрежденного бытия которого зависит вечное спасение человека, является для нее наивысшей ценностью. Святой Игнатий Богоносец, обращаясь к членам Церкви Христовой, пишет: "Все вы составляйте из себя как бы один храм Божий, как бы один жертвенник, как бы одного Иисуса".

Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь проповедует мир и соработничество людей, придерживающихся различных политических взглядов. Она также допускает наличие различных политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению и нравственным нормам церковного Предания.

Невозможно участие церковного Священноначалия и священнослужителей, а следовательно, и церковной Полноты, в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах, таких, как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и так далее. Не допускается выдвижение кандидатур священнослужителей на выборах любых органов представительной власти всех уровней. В то же время ничто не должно препятствовать участию иерархов, священнослужителей и мирян, наравне с другими гражданами, в народных волеизъявлениях путем голосования.

В истории Церкви имеется немало случаев общецерковной поддержки различных политических доктрин, взглядов, организаций и деятелей. В ряде случаев такая поддержка была связана с необходимостью отстаивания насущных интересов Церкви в крайних условиях антирелигиозных гонений, разрушительных и ограничительных действий инославной и иноверной власти. В других случаях подобная поддержка была следствием давления государства или политических структур и обычно вела к разделениям и противоречиям внутри Церкви, к отходу от нее части нетвердых в вере людей.

В XX столетии священнослужители и иерархи Русской Православной Церкви являлись членами некоторых представительных органов власти, в частности, Государственной Думы Российской Империи, Верховных Советов СССР и Российской Федерации, ряда местных советов и законодательных собраний. В некоторых случаях участие священнослужителей в деятельности органов власти приносило пользу Церкви и обществу, однако нередко подобное участие порождало нестроения и разделения. Это имело место в особенности тогда, когда допускалось членство священнослужителей лишь в определенных парламентских фракциях, а также когда клирики выдвигали свои кандидатуры на выборные должности без церковного благословения. В целом практика участия священнослужителей в деятельности органов власти показала, что таковое практически невозможно без принятия на себя ответственности за вынесение решений, удовлетворяющих интересам одной части населения и противоречащих интересам другой его части, что серьезно осложняет пастырскую и миссионерскую деятельность священнослужителя, призванного, по слову апостола Павла, быть "для всех... всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор. 9. 22). В то же время история показывает: решение об участии или неучастии священнослужителей в политической деятельности принималось и должно приниматься исходя из потребностей каждой конкретной эпохи, с учетом внутреннего состояния церковного организма и его положения в государстве. Однако с канонической точки зрения вопрос о том, должен ли священнослужитель, занимающий государственный пост, работать на профессиональной основе, решается однозначно отрицательно.

8 октября 1919 года святитель Тихон обратился к духовенству Русской Церкви с посланием, в котором призвал клириков не вмешиваться в политическую борьбу и, в частности, указал, что служители Церкви "по своему сану должны стоять выше и вне всяких политических интересов, должны памятовать канонические правила Святой Церкви, коими она возбраняет своим служителям вмешиваться в политическую жизнь страны, принадлежать к каким-либо политическим партиям, а тем более делать богослужебные обряды и священнодействия орудием политических демонстраций".

В преддверии выборов народных депутатов СССР Священный Синод 27 декабря 1988 года определил "благословить представителям нашей Церкви, в случае их выдвижения и избрания народными депутатами, эту деятельность, выражая при этом нашу уверенность, что она послужит благу верующих и всего нашего общества". Помимо избрания народными депутатами СССР, ряд архиереев и клириков заняли депутатские места в республиканских, областных и местных советах. Новые условия политической жизни побудили Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в октябре 1989 года уделить большое внимание обсуждению двух вопросов: "во-первых, как далеко может идти Церковь по пути принятия ответственности за политические решения без того, чтобы ставить под сомнение свой пастырский авторитет, и, во-вторых, позволительно ли для Церкви отказываться от участия в законотворчестве и от возможности оказывать нравственное воздействие на политический процесс, когда от принятия решения зависит судьба страны".

В результате Архиерейский Собор признал определение Священного Синода от 27 декабря 1988 года имеющим отношение только к минувшим выборам. На будущее же был принят порядок, в соответствии с которым вопрос о целесообразности участия представителей духовенства в выборной кампании должен в каждом конкретном случае предварительно решаться Священноначалием (Священным Синодом - в отношении епископата, правящими архиереями - в отношении подведомственного клира).

Некоторые представители духовенства, не получив подобающего благословения, все же приняли участие в выборах.

Священный Синод 20 марта 1990 года с сожалением заявил, что "Русская Православная Церковь снимает с себя моральную и религиозную ответственность за участие этих лиц в выборных органах власти". Из соображений икономии Синод воздержался от применения к нарушителям дисциплины полагающихся санкций, "констатируя, что такое поведение ложится на их совесть". 8 октября 1993 года, ввиду создания в России профессионального парламента, на расширенном заседании Священного Синода было принято решение предписать священнослужителям воздержаться от участия в российских парламентских выборах в качестве кандидатов в депутаты. Соответствующим Синодальным определением было установлено, что нарушившие его священнослужители подлежат извержению из сана. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 года одобрил данное определение Священного Синода, "как своевременное и мудрое", и распространил его действие "на участие в будущем священнослужителей Русской Православной Церкви в выборах любых органов представительной власти стран СНГ и Балтии как на общегосударственном, так и на местном уровне".

Тот же Архиерейский Собор, в верности святым канонам отвечая на вызовы современной реальности, установил ряд важнейших правил, касающихся рассматриваемой темы. Так, в одном из определений Собора говорится: "Подтвердить невозможность для церковной Полноты поддержки каких-либо из политических партий, движений, блоков, союзов и тому подобных организаций, а также отдельных их деятелей, в первую очередь в ходе предвыборных кампаний... Считать также крайне нежелательным членство священнослужителей в политических партиях, движениях, союзах, блоках и им подобных организациях, в первую очередь ведущих предвыборную борьбу".

Архиерейский Собор, состоявшийся в 1997 году, развил принципы взаимоотношений Церкви с политическими организациями и усилил одно из решений предыдущего Собора, не благословив священнослужителям быть членами политических объединений. В определении Собора "О взаимоотношениях с государством и светским обществом", в частности, говорится: "Приветствовать диалог и контакты Церкви с политическими организациями в случае, если подобные контакты не носят характера политической поддержки. Считать допустимым сотрудничество с такими организациями в целях, полезных для Церкви и народа, при исключении интерпретации подобного сотрудничества как политической поддержки... Считать недопустимым участие архиереев и священнослужителей в какой-либо предвыборной агитации, а также членство их в политических объединениях, уставы которых предусматривают выдвижение своих кандидатов на выборные государственные посты всех уровней".

Неучастие церковной Полноты в политической борьбе, в деятельности политических партий и в предвыборных процессах не означает ее отказа от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам, от представления этой позиции перед лицом органов власти любой страны на любом уровне. Такая позиция выражается исключительно церковными Соборами, Священноначалием и уполномоченными им лицами. В любом случае право ее выражения не может быть передано государственным учреждениям, политическим или иным светским организациям.

V.3. Ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе. Миряне могут и призваны, исполняя свой гражданский долг, участвовать в процессах, связанных с выборами властей всех уровней, и содействовать любым нравственно оправданным начинаниям государства.

История Православной Церкви сохранила множество примеров самой активной вовлеченности мирян в управление государством, в деятельность политических и иных гражданских объединений. Такая вовлеченность имела место в условиях различных систем государственного устройства: самодержавия, конституционной монархии, разнообразных видов республики. Участие православных мирян в гражданских и политических процессах было затруднено лишь в условиях иноверного владычества или режима, придерживающегося политики государственного атеизма.

Участвуя в управлении государством и в политических процессах, православный мирянин призван основывать свою деятельность на нормах евангельской морали, на единстве справедливости и милосердия (Пс. 84. 11), на заботе о духовном и материальном благе людей, на любви к отечеству, на стремлении преображать окружающий мир по слову Христову.

В то же время христианин - политик или государственный муж - должен ясно сознавать, что в условиях исторической реальности, а тем более в контексте нынешнего разделенного и противоречивого общества, большинство принимаемых решений и предпринимаемых политических действий приносит пользу одной части общества, одновременно ограничивая либо ущемляя интересы и желания других. Многие из упомянутых решений и действий неизбежно сопряжены с грехом или попустительством греху. Именно поэтому от православного политика или государственного деятеля требуется крайняя духовная и нравственная чуткость.

Христианин, трудящийся в области созидания государственной и политической жизни, призван стяжать дар особой жертвенности и особого самоотвержения. Ему совершенно необходимо быть внимательным к своему духовному состоянию, дабы не допускать превращения государственной или политической деятельности из служения в самоцель, которая питает гордыню, алчность и другие пороки. Следует помнить, что "начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано... и все Им стоит" (Кол. 1. 16-17). Святитель Григорий Богослов, обращаясь к властителям, писал: "Со Христом начальствуешь ты, со Христом правительствуешь: от Него получил ты меч". Святой Иоанн Златоуст говорит: "Поистине царь есть тот, кто побеждает гнев и зависть и сладострастие, подчиняет все законам Божиим, сохраняет ум свой свободным и не позволяет возобладать душою страсти к удовольствиям. Такого мужа я желал бы видеть начальствующим над народами, и землею и морем, и городами и областями, и войсками; потому что кто подчинил душевные страсти разуму, тот легко управлял бы и людьми согласно с божественными законами... А кто по-видимому начальствует над людьми, но раболепствует гневу и честолюбию и удовольствиям, тот... не будет знать, как распорядиться с властью".

V.4. Участие православных мирян в деятельности органов власти и политических процессах может быть как индивидуальным, так и в рамках особых христианских (православных) политических организаций или христианских (православных) составных частей более крупных политических объединений. В обоих случаях чада Церкви имеют свободу выбора и выражения своих политических убеждений, принятия решений и осуществления соответствующей деятельности. В то же время миряне, участвующие в государственной или политической деятельности индивидуально или в рамках различных организаций, делают это самостоятельно, не отождествляя свою политическую работу с позицией церковной Полноты или каких-либо канонических церковных учреждений и не выступая от их имени. При этом высшая церковная власть не преподает специального благословения на политическую деятельность мирян.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 года постановил полагать допустимым членство в политических организациях "мирян и создание ими самими таких организаций, которые, в случае наименования себя христианскими и православными, призываются к большему взаимодействию с церковным Священноначалием. Считать также возможным участие священнослужителей, в том числе представляющих канонические церковные структуры и церковное Священноначалие, в отдельных мероприятиях политических организаций, а также церковное сотрудничество с ними в делах, полезных для Церкви и общества, в случае, если таковое участие и сотрудничество не носит характера поддержки политических организаций, служит созиданию мира и согласия в народе и церковной среде".

В соответствующем же определении Архиерейского Собора 1997 года, в частности, говорится: "Полагать возможным участие мирян в деятельности политических организаций и создание ими таких организаций в случае, если последние не имеют в своем составе священнослужителей и ведут ответственные консультации с церковным Священноначалием. Постановить, что подобные организации, как участвующие в политическом процессе, не могут иметь благословения церковного Священноначалия и выступать от имени Церкви. Церковного благословения не могут получить, а в случае его наличия лишаются такового церковно-общественные организации, ведущие предвыборную борьбу, вовлеченные в политическую агитацию и выдающие свое мнение за мнение Церкви, выражаемое перед лицом государства и общества церковными Соборами, Святейшим Патриархом и Священным Синодом. То же относится к церковным и церковно-общественным средствам массовой информации".

Существование христианских (православных) политических организаций, а также христианских (православных) составных частей более широких политических объединений воспринимается Церковью как положительное явление, помогающее мирянам сообща и осуществлять политическую и государственную деятельность на основе христианских духовно-нравственных принципов. Упомянутые организации, будучи свободны в своей деятельности, одновременно призываются к советованию с церковным Священноначалием, к координации действий в области осуществления позиции Церкви по общественным вопросам.

Во взаимоотношениях церковной Полноты с христианскими (православными) политическими организациями, в деятельности которых участвуют православные миряне, а также с отдельными православными политиками и государственными деятелями, могут возникать ситуации, когда заявления или действия этих организаций и лиц существенно расходятся с общецерковной позицией по общественным вопросам либо мешают реализации такой позиции. В подобных случаях Священноначалие устанавливает факт расхождения позиций и публично объявляет об этом во избежание смущения и недоразумений среди верующих и широких слоев общества. Констатация такого расхождения должна побудить православного мирянина, участвующего в политической деятельности, задуматься о целесообразности его дальнейшего членства в соответствующей политической организации.

Организации православных христиан не должны носить характера тайных обществ, предполагающих исключительное подчинение своим лидерам и сознательный отказ от раскрытия сути деятельности организации в ходе консультаций с церковным Священноначалием и даже на исповеди. Церковь не может одобрить участия православных мирян, а тем более священнослужителей и в неправославных обществах такого рода, поскольку они по самому своему характеру отторгают человека от всецелой преданности Церкви Божией и ее каноническому строю."

Мне хочется верить, что грубая наша работа
Вам дарит возможность беспошлинно видеть восход!
В.С.Высоцкий

В свое время я писал о недопустимости подмены религиозности идеологией и политиканством, а в другой своей статье настаивал на том, что в ходе сетевых баталий с миссионерской целью имеет смысл переносить рассматриваемые вопросы из горячности политического дискурса в область нравственную и духовную. Все верно! Однако на сегодняшний день вижу насущную необходимость сказать слово в защиту политики и, в частности, в защиту тех православных христиан, которые несут свое служение в этой сложной и опасной сфере!

Последнее время приходится слышать достаточно странные суждения касательно участия православных христиан (мирян) в политической жизни. Речь идет о тех ситуациях, когда общественные выступления (пикеты, митинги, стояния) «в защиту нравственных ценностей» так или иначе имеют в своей содержательной части те или иные аспекты насущной политики , в том числе и в оценочных категориях. Высказывается мнение, что такого рода православные активисты не должны переходить в политическую плоскость ибо таковой тенденцией якобы подменяется подлинное содержание христианской проповеди и создается некий соблазн для людей, которые очень бы хотели видеть Церковь вне политики.

В качестве подтверждения подобной позиции приводятся слова Апостола Павла: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12), а так же указывается, что Христос не делил людей на друзей и врагов по политическому признаку, Его категории суждения сводились к «хорошо» и «плохо», а не к «наши/не наши», «полезно нам/не полезно».

Безусловно, в таких рассуждениях есть логика. Более того, из нашей жизни мы знаем, что такие понятия как «политика» и «порядочность» редко соседствуют друг с другом, а манипулятивные технологии столь распространены, а их пользователи столь циничны, что существуют все основания для тревоги по поводу участия православных активистов в акциях, имеющих в той или иной степени политическую окраску! В данном контексте совсем не лишним звучит вопрос - а не используют ли нас? И все же я принципиально не согласен с теми, кто полагает, что православные активисты должны быть вне политики!

Во-первых, в официальном документе Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, в частности, читаем: «Церковь как богочеловеческий организм имеет не только таинственную сущность, неподвластную стихиям мира, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе с государством ». В одной из своих работ я уже говорил, что все мы сегодня оказываемся заложниками политического дискурса, в том числе и православные верующие и Церковь естественным образом оказывается втянутой в политическую жизнь страны . И здесь важно подчеркнуть - не Церковь лезет в политику, но политика является неминуемой зоной отстаивания интересов любого общественного института , включая и Церковь в плане ее земного бытия! Уйти из этого поля автоматически означает выключить себя из общественной жизни, отказаться от любой активной деятельности , оскопить себя. А нужно ли это Церкви? Совершенно справедливо замечание о том, что необходимо быть крайне осторожным в политической сфере, мудро определять приоритеты сотрудничества , однако из-за мнимой чистоты покидать зону сосредоточения любой общественной активности видится мне крайне нецелесообразным . Да, политикой заниматься вредно, как и вдыхание угарного газа не идет на пользу организму, однако православный священник вдыхает его, когда едет на другой конец города чтобы причастить больного или умирающего!

Увы, но в наши дни «совсем беспартийным» может быть только бомж, а даже простому человеку невозможно быть полностью аполитичным... Что уж тут говорить о крупной организации, которая, отстаивая свои насущные интересы, не может не коснуться политических реалий? Собственно, Церковь в той или иной степени почти всегда выражала свой приоритет той или иной политической силе. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви об этом говорится так: «В истории Церкви имеется немало случаев общецерковной поддержки различных политических доктрин, взглядов, организаций и деятелей. В ряде случаев такая поддержка была связана с необходимостью отстаивания насущных интересов Церкви в крайних условиях антирелигиозных гонений, разрушительных и ограничительных действий инославной и иноверной власти».

Конечно, современная Россия не ведет открытой войны с каким-либо агрессором, однако мы ясно видим, что внутри нашей страны имеются определенные политические силы (чаще либерального толка) , который выказывают свое, по большей части, резко негативное отношение к Церкви . В свою очередь, для Церкви абсурдно искать в такого рода политических движениях какую-то «альтернативную правду» или «нравственную истину»! Мы все видим к чему привела «борьба с коррупцией» на Украине, мы видим, как в странах Западной Европы провозглашаются в качестве нормы всевозможные виды сексуальных извращений, наркомания, эвтаназия. Более того, этим нормам фактически присваивается элитарный статус и основы подобной «морали» в обязательном порядке внедряются в программу общеобразовательных школ и даже в систему дошкольного образования! Сложно себе представить, чтобы Церковь радовалась подобным политическим тенденциям в нашей стране.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви об этом сказано очень резко: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении ». Для Церкви разумней сотрудничать с той властью, которая пусть далеко не идеальна, но все же (иной раз и декларативно) разделяет нравственные положения христианской веры и выражает Церкви свое доверие и поддержку ! Абсурдно утверждать, что подобными жесткими, но правильными заявлениями о защите своих сограждан от скверны Церковь подменяет подлинное содержание христианской проповеди некоей политической идеологией. Что же касается «соблазнившихся», то это плохо характеризует только их интеллект и образовательный уровень. Стыдно верить в то, что в XXI веке некая масштабная организация может быть полностью аполитична. Еще глупее полагать, что наличие какого-то политического содержания может изменить главную ценность Церкви, которой уже 2000 лет и которая достойно пережила все политические модели и идеологические системы!

И надо, конечно же, сказать о Христе... О том, что Он не делил людей по политическому признаку, оперировал понятиями «хорошо»/ «плохо», а не враги/друзья, наши/не наши... А, соответственно, и мы, православные христиане, должны поступать так же, т. е. находиться вне политического дискурса! Однако я позволю себе не совсем согласиться с данным заявлением. Дело в том, что в онтологическом плане у Христа действительно не было врагов на земле , Он пришел спасти всех людей, но в плане историческом и ситуативном и друзья (т. е. доброжелатели) и враги (соответственно недоброжелатели) у Христа имелись . И надо таки отметить, что Сам Христос отнюдь не игнорировал исходящую от кого бы то ни было опасность или наоборот благожелательное отношение. Всякий раз Господь поступал сообразно ситуации!

Так, в самом начале Нового Завета святое семейство бежит из Палестины в Египет - от Ирода, который хотел убить Богомладенца... И вся последующая новозаветная история рисует нам врагов (недоброжелателей Христа), которые искали Его убить и друзей (доброжелателей) в домах которых Господь находил отдохновение. Вплоть до Своей Крестной смерти Иисус Христос дифференцирует то или иное отношение к Нему и всякий раз поступает сообразно ситуации . И вся последующая история Церкви следует именно данной модели поведения - Церковь не занимается практической политикой, но естественным образом она симпатизирует тем политическим силам, которые в той или иной степени разделяют ее вероучительные или нравственные принципы.

В конце хотелось бы отметить, что политическая активность православных верующих подразумевает, прежде всего, деятельность мирян, а не священнослужителей , которым запрещено заниматься агитацией и практической политикой. Да, безусловная обязанность священнослужителя давать духовную оценку тому или иному, в том числе и политическому, событию, но мирянин может давать и оценку политическую , особенно в том случае, если он является профессиональным политиком. Апостол Павел говорит так: «В каком звании кто призван , братия , в том каждый и оставайся пред Богом» (1 Кор. 7:20, 24). И, действительно, христианство, внося в мир человека удивительные нравственные принципы, однако не отменяет дисциплину жизни. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви об этом говорят так: «Ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе ».

В молитве Святому Духу мы говорим о Боге «Иже везде сый и вся исполняяй»! Бог Своей благодатью наполняет любую достойную деятельность человека, к которой, вне всякого сомнения, относится и политическая деятельность, ибо без таковой невозможно функционирование государственной системы, которая, в свою очередь, своей целью имеет заботу о людях, в этом государстве живущих. И когда я слышу от православных людей о том, что «Церковь должна быть вне политики», то это сильно меня печалит. Ибо это невозможно! Это утопия! Если Церковь станет вне политики, она уйдет в гетто! Удивительно, что таковые люди хотя и называют себя православными, однако ведут к тому же, к чему вели большевики в 20-е гг. - чтобы Церковь заперлась в своей ограде и ее служение сводилось исключительно к богослужебной деятельности! Однако подлинная традиция Церкви не такая. Церковь не раз в истории нашего Отечества возвышала свой голос в той или иной сложной политической ситуации. Примеры тому - преподобный Сергий Радонежский, священномученик Ермоген, святой праведный Иоанн Кронштадтский, Патриархи Тихон, Сергий, Алексий II и другие. И хотя, преимущественно, их призывы сводились к миру, однако оценивать их позиции, как политически индифферентные, полагаю, будет не верно. Православные люди имеют полное право выражать свое суждение (в том числе и осуждение) в отношение того или иного политического явления (будь то партия или принятие какого-либо закона), того или иного политического события. А если эти православные христиане занимаются практической политикой, то это не только их право, но и прямая обязанность!

Диакон Артемий Сильвестров , клирик Собора во имя св. блгв. князя Александра Невского, руководитель Православного молодежного миссионерского центра Новосибирской митрополии