Что характерно для молодежи как социальной группы. Особенности социального положения молодежи. Предпосылки складывания этноса

Агрессивная самодеятельность

Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития.

Эпатажная (фр. epater - пора­жать, удивлять) самодеятельность

Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)

Альтернативная самодеятельность

Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность

Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность

Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обусловливает воз­растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

Этнические общности

В древности люди жили замкнутой жизнью - каждая группа (род, племя) имела свой район обитания, свои занятия, особые знаки отличия, свой язык, свои верования. Все другие считались врагами, и поэтому происходили ­постоянные столкновения. Постепенно ситуация менялась - ­по­явились союзы племен и другие объединения разных групп. Вместе с тем особые черты прежних групп оставались. Так появилось взаимодействие этнических групп.
Этническая группа - группа людей, имеющих особые этнические, то есть культурные, языковые или расовые черты, которых объединяет полное или частичное общее происхождение и которые сами осознают свою причастность к общей группе. Освоенные и воспринятые этнические различия - язык, культура, религия, расовые черты передаются по наследству. Как правило, в современных государствах живут многочисленные этнические гру­ппы.
Характерная черта этнической группы - то, что ее члены классифицируют себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую они всеми способами стремятся сохранить. Можно выделить 4 обязательных критерия причисления индивида к определенной этнической группе: самоопределение (причисление себя к этнической группе, собственное желание индивида принадлежать к ней, классифицировать себя как члена группы), наличие родственных связей, культурные особенности, наличие социальной организации для внутренних контактов и для взаимодействия с окружающими.
Таким образом, этническую группу можно охарактеризовать как объединение людей, имеющих общие культурные, языковые, религиозные или расовые черты, характеризующихся общим происхождением и осознающих свою причастность к единой группе.
Главной особенностью таких групп является выделение себя из окружающих людей, понимание особенностей своей культуры и стремление всеми способами ее сохранить. Большинство ученых выделяют три основных вида этнических общностей , существовавших в истории человечества: племена,народности и нации.
Изучая историю древнего мира, вы часто слышали о родах и племенах. Род представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, единым языком, общими обычаями и верованиями.
Следующей ступенью объединения людей было племя - объединение нескольких родов. Именно племена считаются исторически первым этническим объединением . Каждое из них имело особый миф о своем происхождении, показывавший своеобразие и непохожесть на другие племена. Многие вели родословную от предков-животных и старались всячески на них походить - в танцах старались повторить повадки и движения священных зверей, раскрашивали себя под тигров, медведей или змей. Так подчеркивалась собственная позиция в окружающем мире. Сейчас в мире почти не осталось племен - они сохранились только в некоторых районах Африки, на островах Тихого океана, в лесах Южной Америки. Их жизнь остается такой же, как и тысячи лет назад, из поколения в поколение передаются представления предков о мире, традиции, образ жизни, манеры поведения. Представители этих племен никогда не видели городов, современных машин, ничего не знают о телевидении и кино. Ученые изучают сохранившиеся племена и делают выводы о том, что представляла собой жизнь людей в древние времена.
С возникновением государств племена стали превращаться в народности - более крупные общности с единством языка, территории, экономическими и культурными связями. Они зачастую образовывали одно государство, но сами еще оставались достаточно разобщенными, потому что господствовало натуральное хозяйство, при котором каждое селение производило все необходимое для жизни и мало нуждалось в установлении торговых связей. Не все народности смогли сохраниться до наших дней - загадочна судьба скифов, этрусков, ассирийцев, хазар и многих других. И все же большинство из них превратились в нации и существуют в современном мире.
Под нациями понимается устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общего происхождения, единой культуры, совместного проживания и тесного общения между собой. Самым главным при формировании наций являются налаженные отношения - экономические, политические, культурные и межличностные. Исторически они появились с распространением торговых отношений. Формирование многих из европейских наций историки относят к XVI–XVII векам. Эти группы характеризует также и наличие своей национальной идеи, под которой понимаются свои ответы на вопросы о происхождении народа, смысле его существования, о его месте в мире, об отношениях с соседями, о чертах уникальности и особенностях национального характера.
Общность нации выражается в особой национальной культуре.

Межнациональные отношения

В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые, дипломатические и другие связи . Они могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими), основанными на соперничестве и на сотрудничестве, равноправными и неравноправными . При этом не всегда обходится без конфликтов. Обычно их причинами являются территориальные споры, исторически сложившаяся напряженность, притеснение малых наций и народов, использование национальных чувств отдельными политическими лидерами с целью создания напряженной обстановки, стремление отдельных народов выйти из многонационального государства и создать собственное (по-другому его называют сепара­тизмом).
В мире достаточно примеров национальных конфликтов - кризис и многолетняя кровопролитная война в бывшей Югославии, территориальные споры между республиками­ бывшего Советского Союза, сепаратистские настроения в Северной Ирландии и в канадской провинции Квебек, войны­ между центральноафриканскими государствами и так далее.
Основу этих конфликтов составляют представления об особой роли своей группы в обществе, которые еще с древних времен были характерны для многих народов. Приведем пример из одного индейского мифа: «Чтобы закончить устройство мира, Бог вылепил из теста три человеческие фигурки и положил их в печь. Через некоторое время, сгорая от нетерпения, он вынул из печки первого человечка, наружность которого была слишком светлой и не очень приятной. Он был «непропечен» и внутри. Чуть позже Бог достал второго, он удался на славу - был красиво коричневым снаружи и «спелым» внутри. С радостью Бог сделал его основателем индейского рода. Ну а третий за это время сильно подгорел и стал совсем черным. Первый из испеченных человечков стал основателем белого рода, а последний - черного». Такой подход в своих крайних формах приводит к выводу, что определенные люди по своим биологическим расовым качествам изначально якобы более одарены и талантливы, как физически, так и психически, и поэтому более способны для руководства и управления.
Позиция этнического превосходства приводит в итоге к дискриминации - сокращению или лишению прав и свобод для определенной группы населения. В быту это выражается запрещением посещения отдельных ресторанов, пляжей, кинотеатров или городских районов; в производственной сфере - запретом на профессии, труднодоступностью образования, невозможностью успешной карьеры; в психологическом плане - обидными кличками, насмешками, анекдотами о «недоразвитом» народе и т. п. В крайних случаях меньшинства отдельно проживают в особых поселениях, заключают браки внутри своей группы. Такая система разделения долгое время существовала в ЮАР (Южно-Африканской Республике), где черное население изолировалось и лишалось большинства прав.
ХХ век дал много примеров разжигания страстей на национальной почве. Фашистская Германия взяла на вооружение расистские идеи о превосходстве одной группы людей над всеми остальными и существовании особой расы арийцев - избранного народа, который должен управлять всем миром. Воплощение этой идеи в жизнь привело к стремлению полностью уничтожить евреев, цыган, поляков, а других подчинить «истинным арийцам». Были даже определены внешние параметры высшей расы - определенный цвет волос, телосложение, разрез глаз, форма лица и т. п. Любопытно, что ни Гитлер, ни многие из его приближенных сами не подходили под эти параметры.
Сейчас появилось много неонацистских партий и движе­ний, которые используют националистические идеи для повышения своего авторитета и популярности. Кому не хоче­тся слышать, что он лучший в мире, самый умный и благородный, имеет единственно истинную религию, обладает герои­ческой историей, а его предки господствовали над другими лю­дьми? Подобные идеи используются на митингах, пропове­дуются в печати. Новоявленные лидеры заявляют о несправе­дливых притеснениях со стороны «чужих» и необходимости силой «навести порядок», для чего создаются особые боевые отряды. Обычно чем меньше у человека внутренней культу­ры, тем проще его убедить в особой исключительности и наличии врагов, не дающих ей проявиться. Стоящие же за всем этим люди стремятся к власти, славе и популярности, к личному обогащению через погромы. За их видимыми пере­живаниями о судьбе нации стоят ярко выраженные личные­ интересы. Это было, есть и, наверное, еще сохранится. Насколько долго? Многое зависит от самих граждан - до тех пор, пока будет существовать болезненное национальное самолюбие и стремление возложить ответственность за свои личные неудачи на внутренних или внешних врагов, останутся этнические противоречия и неприязнь между народами.

Человечество пытается решить эту проблему. Существуют различные организации, занимающиеся вопросами взаимодействия народов, - Организация Объединенных Наций, Лига арабских государств, Организация африканского единства, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и другие. Многие конфликты были прекращены благодаря их содействию или при непосредственном вмешательстве этих организаций.
Разумное решение национальных проблем возможно лишь при сочетании двух основных тенденций в развитии национальных отношений -дифференциации (стремление народа к самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры, экономики, политики) и интеграции (тесное сотрудничество, обмен культурными ценностями, преодоление отчуждения и поддержание взаимовыгодных контактов). Многообразие национальных культур не должно вести к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.
При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение следующих гуманистических принципов:
- отказ от насилия и принуждения;
- поиск согласия (консенсуса);
- признание прав и свобод человека важнейшим принципом;
- готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

Причины межнациональных конфликтов:

Социально-экономические - неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

Культурно-языковые - недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

Этнодемографические - быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Экологические - ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

Экстерриториальные - несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.

Исторические - прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).

Конфессиональные - из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

Культурные - от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психоло­гических качеств.

Молодость - это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения эконо­мической независимости и социально ответственного поведе­ния.

Молодость является определенной фазой, этапом жиз­ненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи

Переходность положения.

Высокий уровень мобильности.

Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

Активный поиск своего места в жизни.

Благоприятные перспективы в профессиональном и ка­рьерном плане.

Молодежь - это наиболее активная, мобильная и дина­мичная часть населения, свободная от стереотипов и предрас­судков предыдущих лет и обладающая следующими социаль­но-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерант­ности (от лат. tolerantia - терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической мо­лодежной субкультуры.

Типичным для молодежи является объединение в нефор­мальные группы , которые характеризуются следующими признаками:

Возникновение на базе стихийного общения в конкрет­ных условиях социальной ситуации;

Самоорганизация и независимость от официальных структур;

Обязательные для участников и отличающиеся от ти­пичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоут­верждение, придание социального статуса, обретение защи­щенности и престижной самооценки);

Относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

Выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

Атрибутика, подчеркивающая принадлежность к дан­ной общности.

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения .

Агрессивная самодеятельность. Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития.

Эпатажная (фр. epater - пора­жать, удивлять) самодеятельность. Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т.д.)


Альтернативная самодеятельность. Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность. Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность. Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обусловливает воз­растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

2. Типология политических режимов .

Политический режим – совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей.

Характеристики политического режима:

· объем прав и свобод человека,

· методы осуществления государственной власти,

· характер отношений между государством и обществом,

· наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений,

· пути формирования политических институтов,

· методы выработки политических решений.

2. Классификация политических режимов

Лекция 4.

Типы самодеятельности молодежи.

Агрессивная самодеятельность - Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития.

Эпатажная (пора­жать, удивлять) самодеятельность - Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)

Альтернативная самодеятельность - Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделœей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность - Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность - Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы

Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнических групп и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Большинство современных стран полиэтничны. В составе РФ более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Этническая общность - ϶ᴛᴏ исторически сложившаяся на определœенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка,психического склада , самосознанием и исторической памятью , а также осознанием своих интересов и целœей, своего единства и отличия от других подобных образований.


  • - Этнические общности. Основные черты и этапы формирования, русской нации

    Видное место в общественной жизни занимают этнические общности - этнос, которые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос - это истори­чески сложившаяся на определенной территории, устойчивая сово­купность... [читать подробенее]


  • - Этнические общности. Межнациональные отношения.

    Этнос – исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности, нации, обладающая общими чертами культуры, языка, психологического склада. Этнические общности: Род- самая первая производственная, социальная и... [читать подробенее]


  • - Этнические общности

    Большие группы (общности) Большая группа - это настолько многочисленная группа, что все ее члены не знают друг друга в лицо и контакты между ними не могут совершаться непосредст­венно. Обычно под большими группами имеются в виду разные объединения, охватывающие... [читать подробенее]


  • - НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ.

    Важнейшим элементом социальной структуры общества являются социально-этнические общности людей. Они включали в себя (с учётом эволюции человеческого общества) род, племя, народность, нации. Эти объединения людей можно также называть историческими общностями, поскольку... [читать подробенее]


  • - Особенности социальной стратификации в современной России. Этнические общности.

    Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык,... [читать подробенее]


  • - Социально- этнические общности как субъекты и объекты политики

    Население Земли образует множестворазнообразных общностей. Особое место среди них по устойчивости в истории, по вкладу в культурное достояние человечества занимают этносы. Научное осмысление понятия «этнос» для обозначения особой общности людей активизировалось во...

  • Группа - объединение людей с общими интересами, которые влияют друг на друга. В группах они удовлетворяют потребности в общении; овладевают навыками общежития с другими людьми; усваивают определенные стат теворольови нормы поведения; привлекаются к отдельным субкультур. Под субкультурой понимают совокупность специфических социально-психологических признаков, влияющих на стиль жизни и мышления отдельных групп лю дей и позволяют им осознать и утвердить себя как непохожих на других представителей социума. Субкультуры относятся к стилизованных механизмов социализации личностисті.

    В результате неприятия подростками и молодежью молодежных и экономических реформ, социальных и духовных ценностей государства, обострения собственных проблем, они начали объединяться в различные группы

    По юридическому статусу группы (объединения) разделяются на формальные (официально признанные) и неформальные (существуют стихийно) основном неформальные объединения появляются как протест против существующих порядков в и поиск более справедливых форм общенияя.

    Проанализировав причины, по которым подростки и молодежь попадает в неформальные группы, ученые определили основные:

    Потребность в друзьях;

    Желание познать необычное, в том числе современные течения в искусстве;

    Неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива;

    Отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность, равнодушие к учебе;

    Потребность в эмоциональных впечатлениях;

    Отсутствие индивидуального подхода в школе;

    Безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность;

    Оригинальность впечатлений, полученных в группе, свобода;

    Возможность проявить протест против чего-то;

    Недоступность образования;

    Не трудоустроенность и другие;

    По социальной направленности группы подразделяются на:

    1 просоциального. У членов о социальных субкультур нормы поведения не противоречат общепринятым

    2. Антисоциальные, в которых групповая культура противопоставлена??общественным нормам, а ее носителей отличает деструктивное поведение, направленное на разрушение устоявшихся норм и ценностей общественной жизни

    3. Асоциальные группы, в которых наблюдается трансформация общечеловеческих норм. Для носителей характерна девиантное поведение, которое не совпадает с социальными нормами и ценностями, принятыми в обществе и. Отдельное подгруппу составляют криминогенные группы, которые объединяются по признаку деятельности, которая носит асоциальный характер. Выделяют три уровня развития криминогенных игругруп.

    1. Асоциальные (передзлочинни) группы подростков с направленностью на антиобщественную деятельность. Такие группы возникают по месту проживайня, для них характерно неопределенное времяпрепровождения, асоциальное поведение: игра, пьянство, мелкие правонарушения. В полном составе члены группы правонарушений не делают. Для этого у них нет лидера и группа не сплоченнойвана.

    2. Криминогенные группы характеризуются преступной направленностью ценностных ориентаций. Пьянство, разврат, корысть становятся нормой. Группа переходит к более значимым для общества преступлений. Однако групп па заранее не готовится к преступной деятельности. Преступная деятельность не организованована.

    3. Преступные группы. В группах наблюдается руководящий центр - лидер, существуют неписаные законы и ценности, санкции. Состав группы постоянный, план преступлений разрабатывается. Члены группы имеют холодное оружие и осу снюють кражи, грабежи, насилие, разбойные нападениепади.

    Своеобразные признаки субкультуры в неформальных объединениях:

    Специфические ценностные ориентации и нормы поведения;

    Своеобразные увлечения, вкусы;

    Особые способы времяпрепровождения;

    Жаргоны;

    Особенности одежды и внешности

    Среди детей нынче не модно быть обычным, нужно выделяться из толпы. Внешкольное образование на данном этапе не нашла широкого распространения, так школьники после уроков (пока не видят родители) принимают в руки ки оружие, рыщут опасными местностями, имитирующие недетские игры. Существует многообразная количество групп, среди которых можно определить таккі.

    . Группы эпатажной самодеятельности . Целью объединения в такие группы является принадлежность к элитарной субкультуры. Характерными представителями являются панки, мажоры, постирай, байкеры, готы, эмо

    Панки отмечаются петушиными прическами (ирокезами), разрисованным волосами в разный цвет, кожаным пиджаком на голом теле, грубым жаргоном, вызывая поведенческие

    Байкеры ездят на мотоциклах без глушителей, на большой скорости, большей частью ночью, не имеют прав на вождение

    Мажоры носят одежду одной из зарубежных стран, ездят на дорогих автомашинах, любят быструю езду, проводят активный образ жизни

    Постирай подчеркивают неуважительное отношение к окружающим, блокируют активную деятельность

    Группировка. Эмо объединяет детей, которые не боятся смерти и пренебрегают правилами их можно узнать по черно-розовой гамме одежды и обязательным челкой на лбу. Эмо - от слова"эмоция"Это те, кто не кроется я в своих чувствах, они смеются и плачут громко. Главная опасность черно-розовых подростков - культ самоубийства. Дети этого даже не скрывают. Взрослые. Эмо доказывают самоубийство до концагубство до кінця.

    . Группы культурной самодеятельности направленные на создании новых художественных ценностей. Наибольшее распространение получили хиппи, музыканты, которые создают музыку на компьютере, рокеры (битломаны, мракоби-ли, хардрокеры, металлисты, брейкеры), е еталисты - сторонники металлического рока делятся на: тяжелый металлический рок (хэви метал рок), черный металлический рок (блэк метал рок), скоростной металлический рок (спид металл рок), исповедующих культ сат ани, призывают к насилию, жестокости, кибер-панки - люди, которые увлечены компьютерами.

    Члены группы хиппи имеют интерес к джинсовой одежды. Они носят длинные волосы на прямой пробор, тонкую повязку во главе. В основе их философии лежит внутренняя свобода, независимость от общества пропах овидують пацифизм, выступают против службы в армии, верят в медитацию их одежда и поведение объясняется желанием не отрываться от природроди.

    . Группы социальной самодеятельности . Деятельность таких групп направлена??на решение социальных проблем - экологи, екокультуристы, етнокультуристы, группы взаимной поддержки, интернационалисты и др.

    . Группы политической самодеятельности - политические клубе, фонды социальных инициатив. Деятельность направлена??на изменение политической ситуации и политических условий в стране

    Группы агрессивной самодеятельности

    Спортивные фанаты - группа людей, которые объединяются почитали-ными признаками к игрокам футболу

    Правоекстремисты - неофашисты, копируют образ. Гитлера, имеют реакционные взгляды

    Ливоекстремисты - сторонники советских политических деятелей

    . Граффити . Представители этой группы изображают определенные символы, высказывания на стенах домов, заборах, в лифтах где-либо. Таким образом они выражают протест против определенных социальных норм, отдельных людей, а также же самоутверджуються путем символической идентификации с любимыми спортивными командами, музыкальными группами или течениями.

    Социальному педагогу при работе с такими подростками и молодежью нужно знать особенности каждой группы, каждого члена. Необходимо собрать данные о существующих группы в микросреде, установить входящего ь в их состав, выяснить интересы, их уровень, идеалы, убеждения, желания, узнать структуру группы, правила приема в нее, характер лидерства, отношения между членами.

    Переходность положения.

    Высокий уровень мобильности.

    Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

    Активный поиск своего места в жизни.

    Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

    Проблемы социализации молодежи.

    Острая реакция на все недостатки общества

    Рост преступности среди молодого поколения

    Ухудшение уровня и качества жизни

    Экономическая незащищенность молодых ученых

    Социальная незащищенность молодежи в сфере труда

    Молодежные субкультуры

    Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру . Sub по- латыни – это «под», т. е. по смыслу содержит оттенок подчинения (подкультура, отклонение от культуры).

    Молодежная субкультура обладает:

    Своим языком; особой модой; искусством и стилем поведения.

    Ее носителями чаще всего выступают неформальные подростковые группы.

    Причины широкого распространения в современном обществе молодежной субкультуры:

    В субкультурной общности подросток получает возможность принадлежать к избранной группе сверстников, являющейся для него референтной, возникает объединяющее чувство «мы», что повышает уровень психологической значимости каждого, дает некую гарантию (или её иллюзию) независимости и защищенности от общества;

    Субкультура позволяет молодому человеку лучше почувствовать и проявить самостоятельность своего «я»;

    Помогает подростку освободиться от тягостных переживаний, вызванных конфликтом с внешним миром взрослых, с господствующей в обществе культурой.

    К созданию субкультуры молодежь побуждают:

    - Внутренне одиночество; - Протест против вранья; - Обособление от старших;

    Потребность в друзьях; - Недоверие к взрослым; - Уход от жестокости мира;

    Конфликты в школе и дома; - Власть над другими; - Противостояние официальному обществу;

    Бегство от социальной действительности или неприятие ее; - Стремление найти эмоциональную поддержку.

    Виды молодежных субкультур

    По специфике поведения членов группы выделяют:

    1. просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают;

    2. асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера;

    3. антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.



    В советские времена, наши бабушки и дедушки, папы и мамы были вовлечены в официальные молодежные организации. Этого требовала идеология.

    По видам увлечений:

    Музыкальные - субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:

    Готы (субкультура) - поклонники готик-рока, готик-метала.

    Металлисты - поклонники хэви-мэтал. - Панки - поклонники панк-рока.

    Растаманы - поклонники регги. - Рэперы - поклонники рэпа и хип-хопа.

    Субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочем:

    Отаку - поклонники аниме - Ролевики - поклонники ролевых игр

    Байкеры - любители мотоциклов - Фурри - поклонники антропоморфных существ.

    Имиджевые - субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению:

    Кибер-готы - Моды - Стиляги - Фрики - Гламур

    Политические и мировоззренческие - субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям:

    Антифа - Хиппи - Яппи

    Раскройте понятия «правосознание» и «правовая культура». Выделите факторы, влияющие на правовую культуру подростка.

    Правосознание это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.

    СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ

    1. Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации.

    2. Правовая идеология это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.

    ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ

    Обыденное правосознание массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.



    Профессиональное правосознание понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм)

    Научное правосознание идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы, работающие, как правило, в специализированных НИИ юридического профиля.

    Правовая культура - совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними.

    СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

    1. психологический элемент (правовая психология);

    2. идеологический элемент (правовая идеология);

    3. Правовое поведение (юридически значимое поведение, воплощение закона в жизнь).

    Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению.

    Правовая культура личности зависит от следующих показателей :

    § знания и понимания права;

    § уважения к праву в силу личного убеждения;

    § умения пользоваться правом;

    § подчинения своего поведения требованиям норм права.

    ВИДЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

    Правовая культура общества определяется уровнем правосознания и правовой активности общества, степенью прогрессивности и эффективности юридических норм.

    Правовая культура социальной группы может сильно отличаться в зависимости от характера этой группы. Она выше в социальных группах, объединяющих лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование, пенсионеров, сотрудников правоохранительных органов, работников госаппарата.

    Правовая культура личности формируется прежде всего образованием, которое человек получает, и образом жизни, который ведет. Помимо правовой образованности правовая культура личности предполагает умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм.

    Факторы, влияющие на правовую культуру подростка:

    На формирование правовой культуры несовершеннолетнего ребенка влияют множество факторов:

    1. Воспитание в семье (начиная с самого рождения), когда закладываются понимание добра и зла.

    2. Дошкольное образование/воспитание (в детском саду) – первые запреты, опыт социализации.

    3. Школьное образование/воспитание - соблюдение устава школы, режима дня, ПДД и т.д.

    4. Уроки права – усвоение юридической терминологии, опыт работы с документами, разбор ситуаций

    5. Близкое окружение (родственники, знакомые, друзья) пример соблюдения/несоблюдения законов

    6. Улица (опыт социализации, девиантное поведение и его последствия, влияние социальных групп)

    7. СМИ (особенное TV и Internet) – распространяемые принципы, создание образцов поведения

    8. Государственная политика (правовые мероприятия, выполнение демократических принципов).

    9. Работа правоохранительных органов (соблюдение принципа наказуемости, равенства перед законом)

    10. Самообразование – чтение специальной литературы, анализ ситуаций и жизненный опыт.

    11. Экономическое положение (уровень жизни населения, доступность благ цивилизации и т.д.)

    12. Возрастные особенности личности подростка.