Конспект урока: "Зима в мире растений". Зима в мире растений Зима в мире растений окружающий мир 2

«Неживая природа в зиму» - Неживая природа зимой. 2. Январь - «студень». -Самое холодное время года. -Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. -Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. -Замерзают почва и водоёмы. -Приходят морозы. -Земля покрывается снежным покровом. Изморозь. Декабрь Январь Февраль. 1. Оттепель 2. Гололедица 3. Снегопад 4. Метель 5. Изморозь.

«Изменения в природе зимой» - Медведь. Неживая природа. Зима в жизни растений. Клёст - друг ели. Белка. Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет. Зима. Что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели. Избушка новая, для всех столовая, зовёт обедать, крошек отведать. Как зимуют деревья, кустарники и травы.

«Путешествие в зимний лес» - Поет зима - аукает. Учись у них - у дуба, у березы. Запишите предложение про зайца. Еду. Тихо. Слышны звоны. Чародейкою зимою околдован, лес стоит. Чьи это следы. Чудная картина, как ты мне родна. Запишите предложение про белку. Путешествие. Не ветер бушует над бором. Белый снег пушистый. Путешествие в зимний лес.

«Зимний лес» - Едут сами! Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Лиса. Физкультминутка. Руки-сучки. Что делают звери зимой? Узнай дерево. Береги нос в большой мороз! Беседа о зимнем лесе. Что за зверь? Все открой, не утаи: ты же видишь – мы свои! Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Через горы и леса едут сани - чудеса!

«Зимняя природа» - По стволу. Сбрасывают листву Желтеют Уходят под снег зелёными. Кустарники травы. Как зимуют деревья? Хвойные. Питание животных зимой. Как зимуют медведь, белка, волк, лиса, ёж? Как зимуют птицы? Зимние месяцы. Учебные предметы: Окружающий мир. Домик №3- животные, которые ищут корм. Интернет, печатные издания, мультимедийное приложение.

«Природа зимой» - Как меняется продолжительность дня? В гости к зиме. Неживая природа зимой. Ответьте на вопросы: Что такое наст? Как меняется температура? Тема: В гости к зиме. Почему снег рыхлый? Из чего образуются снежинки? Как выглядит небо? Магазин школа ферма стройка аэропорт больница. Зима. Врач Продавец Лётчик Учитель Доярка Крановщик.

Всего в теме 13 презентаций

МБОУ «Арская начальная общеобразовательная школа №3»

Открытый урок по окружающему миру

«Зима в мире растений»

Провела учитель

начальных классов

Гиниятова Г.Т.

Тема

Зима в мире растений.

Цели урока

Сформировать знания о зимнем периоде в жизни растений.

Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, плодам.

Развивать зрительную и слуховую память; наблюдательность; познавательный интерес; навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

Межпредметные связи

История, литературное чтение, музыка, ИЗО.

Ресурсы

Компьютер, проектор, презентация, микроскопы, исследовательский материал.

Планируемый результат

Предметные результаты:

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

    перечислять способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам;

    называть зимние погодные явления и состояния природы зимой;

    определять растения, зимующие под снегом.

    отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений;

    извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой;

    осознавать важность проявления любви к зимней природе.

Технологическая карта урока « Зима в жизни растений»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Занимайте свои места, устраивайтесь поудобнее. Нас, как всегда, ждёт много интересного. Итак, улыбнитесь друг другу, начинаем работать.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: самоопределение.

2. Актуализация

знаний.

- Давайте вспомним, какую тему мы изучаем на уроках окружающего мира? С каким временем года знакомимся?

- Какова продолжительность зимы по календарю, по Солнцу и по природным признакам?

- Что изменилось в природе с наступлением зимы?

- Какие же зимние явления происходят в неживой природе?

- Так что же явилось причиной таких изменений в неживой природе? Понижение температуры воздуха, замерзание почвы, водоёмов, выпадение осадков в виде снега? (изменения связаны с Солнцем, его положением на небе)

- Правильно, ребята. Солнце поднимается не так высоко, ее лучи скользят по земле и оно уже не греет.

Отвечают на поставленные вопросы.

Определяют тему урока.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

3. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, с наступлением зимы изменения происходят только в неживой природе?(нет). И сегодня мы поговорим о том, как повлияли изменения в неживой природе на жизнь растений зимой.

Определяют тему урока.

Отвечают на поставленный вопрос.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению

4. Решение учебной задачи.

а)Вступительная беседа.

б)Словесное рисование

в)Угадывание деревьев и кустарников.

г)Работа по учебнику.

А сейчас, я приглашаю всех вас на необычную экскурсию в сказочный зимний лес…

(Звучит фонограмма А.Вивальди “Зима”)

Закройте глаза и представьте себе, что вы очутились в мире спокойствия и особой тишины. Это сказочный зимний лес. Кругом все бело, деревья все убраны снегом до самого малого сучка. Лишь в вышине чернеют верхушки берез, их тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба.

Иногда деревья расступаются, открывая нам веселые солнечные полянки. И на этой полянке весело горит своими огоньками небольшая рябина с ажурной кроной. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах стоит дуб, огромный и величественный. Кажется, деревья почтительно расступились, чтобы дать ему развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной.

Сказочно красив зимний лес, но нам пора возвращаться. Откройте все глазки.

Вам понравилась эта экскурсия?

Какие чувства вы испытывали, гуляя по сказочному зимнему лесу?

- Каким предстал перед вами этот лес? Расскажите, что вы видели в зимнем лесу? Что показалось вам необычным? Какую бы картину вы нарисовали на этом белом листке бумаги, если бы были художниками? Расскажите нам.

- А вот каким я представила этот сказочный лес. Но что-то не пойму, какие же деревья растут в моем лесу. Помогите мне разобраться, ребята.

- По каким признакам вы узнали березу? дуб? рябину?

- Я тоже вспомнила. Вот это клен. Его можно узнать по крылаткам пропеллерам. А это осина, ее можно узнать по зеленоватому стволу.

Вот мы с вами рассмотрели деревья и кустарники. А какие еще растения можно встретить в лесу?

- Правильно, ребята. Давайте попробуем догадаться, что бы мы увидели, если бы приподняли зимнее “пуховое” одеяло. Откроем учебники на с.20 и посмотрим, какие же растения можно встретить под снегом в лесу.(слайд)

Да, это брусника, клюква, копытень и земляника. Как вы думаете, почему эти растения не погибают от морозов?

- Правильно. Снег, как одеяло, укрывает их и не дает им замерзнуть. Их корневая система приспособлена таким образом, что способна подпитывать растения даже зимой. На бруснике и клюкве в разгар зимы можно даже ягоды найти, очень вкусные!

Закрывают глаза, представляют зимний лес.

Рассказывают о своих представлениях, устно рисуют картину зимнего леса.

Определяют деревья по их стволам, плодам.

Работа с учебником.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: общеучебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

Личностные УУД:

5. Практическая часть.

У вас на столах стоят микроскопы.Для чего их используют? Правильно. С помощью микроскопа мы можем увидеть предметы в увеличенном виде. Сейчас попробуем разглядеть под микроскопом лист садовой земляники. Он является близким родственником лесной земляники. Мы уже работали с микроскопами и с правилами обращения с ним вам уже знакомы. На столах лежат готовые препараты. Положите их на столик микроскопа, закрепите зажимами. Медленно вращайте большой винт до тех пор, пока не появится четкое изображение объекта. Делайте это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

Что же вы увидели, ребята? Как думаете, для чего нужны эти жилки? По ним движется вода и растворенный в ней крахмал. Там, где зима теплее, крахмал так всю зиму остается крахмалом. Где морозы пожестче, крахмал заменяется сахаром. Весной на листьях березы можно увидеть кристаллики сахара. Весной мы проведем эти наблюдения.

Самостоятельная работа с микроскопами. Наблюдения учащихся, ответы на поставленный вопрос.

Регулятивные УУД: умение планировать, строить алгоритм деятельности.

Познавательные УУД: формирование логических умений(анализ синтеза, сравнение, выдвижение гипотез и их обоснование).

Коммуникативные УУД: развитие внимания учащихся.

6.Динамическая пауза

Хорошо гулять по лесу!

Хорошо гулять по лесу!

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она.

(потягивание – руки вверх )

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул.

(потягивание – руки в стороны )

Хорошо гулять по лесу!

Но учиться интересней!

(дети садятся за парты )

Приседаем, приседаем,

Ножки полностью сгибаем,

Чтобы мышцы укреплять.

Раз-два-три-четыре-пять! (приседания)

7 7.Продолжение

работы над

материалом.

- Вот мы побывали с вами в смешанном лесу, рассмотрели лиственные деревья и кустарники, травы, которые остаются зелеными зимой. А сейчас Исламия нас приглашает в хвойный лес. Она любит рисовать и приготовила для вас сообщения. А помогала ей мама. Теперь послушаем ее.

- Спасибо, Исламия, тебе за интересный рассказ. Садись. Еще раз повторим, чем же отличаются хвойные деревья друг от друга, как их можно отличить?

Кроме хвойных деревьев в лесу можно встретить зеленые кусты можжевельника. Об этом кустарнике прочитаем из учебника. Откройте с. 22. (читают по цепочке)

Что узнали о можжевельнике? Оказывается можжевельник можно использовать при домашних соленьях. Но есть еще одна особенность у этого растения.

Учёные полагают, что в основе названия АРЧА лежит слово «артыш» (в переводе на тюркский язык – арча – можжевельник). В окрестностях Арска росло очень много можжевельника, который булгары считали священным. И поэтому считается, что это одна из версий происхождения названия Арск.

Выступление подготовленного ученика о хвойных деревьях.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Личностные УУД: формирование нравственно-эстетических ценностей.

8. Закрепление материала.

А сейчас откроем рабочие тетради на с.13, найдем нашу тему

«Зима в мире растений» и вспомним, по каким признакам

можно узнать лиственные и хвойные деревья? В тетрадях

соединим линиями рисунки и названия деревьев.

Молодцы, правильно угадали все деревья.

Работа в рабочих тетрадях.

Познавательные УУД: общеучебные умения:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: определение критериев для сравнения.

Личностные УУД : самоопределение.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

7. Рефлексия.

Вот подходит к концу наш урок. Вам он понравился?

Что было легко? Что было трудно?

Что нового узнали на уроке? Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений зимой?

Ответы детей.

Оценивание своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: самооценка.

8. Домашнее задание.

Во время прогулки постарайтесь определить несколько деревьев и кустарников в зимнем наряде. В рабочих тетрадях запишите название растений и нарисуйте признаки, по которым вы определили эти растения.

Я, ребята, хочу похвалить вас, вы сегодня очень хорошо потрудились, были внимательны и активны, но особенно интересные и правильные ответы были у следующих ребят (называю).

Я поздравляю каждого из вас, вы поднялись ещё на одну ступеньку знаний вверх. Молодцы! Спасибо за урок.

Каждое время года по-своему прекрасно. Погода за окном оказывает большое влияние на все живое, что нас окружает. Поэтому и зима и весна, и лето, и осень играют большую роль в жизни растений.

Весна

Растения, цветущие весной

Весной дни становятся длине, а солнечные лучи все теплее. Именно в этот период абсолютно все растения начинают расти, пускать почки и тянуться к солнечному свету. Для того, чтобы рост растений был прогрессивным, необходимо частое и обильное увлажнение, особенно если зама была не снежной.

Самыми первыми весенними цветами являются мелколучковичные, например, галантусы, карликовые ирисы, крокусы, хионодоксы и пушкинии.

А в апреле начинают цвести нарциссы, ботанические тюльпаны, гиацинты, а также пролески сибирские и рябчик императорский.

Ближе к маю распускаются прекрасные многолетки: примулы, пролески дубравная и лютичная, лесные хохлатки и медуницы сахарные.

Жизнь кустарников также восстанавливается в весеннюю пору. Самыми ранними являются: волчье лыко, форзиция, бузина красная и спирея японская. Ближе к середине весны начинает цвести айва японская, магония падуболистная, миндаль степной и луизеания трехлопастная.

Май является самым красочным месяцем в жизни растений. Начинают цвести луковичные - тюльпаны, нарциссы, мышиный гиацинт мускари. Поражает своей красотой лук декоративный и лук гигантский.

Также представителями весеннего цветения являются незабудки, маргаритки, виолы. А ближе к лету в права вступают: бадан, белоснежный ландыш, бруннера, дицентра и дороникум.

Конечно, стоит отметить деревья, цветущие в весенний период - абрикос, яблоня, груша, вишня, слива и многие другие.

Лето

Жизнь растений летом

Лето является жизненным пиком практически всех растений. Теплая погода, долгие солнечные дни и увлажнение способствуют не только благоприятному росту, но и возможности накопить полезные вещества для того, чтобы пережить зиму.

Уже летом, тюльпаны, камелии, цикламены, гиацинты и нарциссы начинают готовиться к следующему цветению, набираясь сил и энергии в летнюю пору.

Это время года является периодом цветения многих сортов: клеомы колючей, роз, бегонии вечноцветущей, настурции, газании, львиного зева, бархатцев и петуний. Своими красками и ароматом радуют: резеда, смолевка, маттиола, кларкия, гацания и многие другие цветы.

Очень красивы кустарники, цветущие в летнюю пору - будлея, жасмин, кустовая роза, гортензия мельчатая, рододендрон и спирея. Кареоптерис, каликант, олеандр, лапчатка, ладанник, скумпия кожевенная и клетра - все эти кустарники цветут в теплый летний период.

В начале лета на лугах вырастают и зацветают васильки, колокольчики, ромашки, а на лесных опушках появляется малина. На водоемах виднеются кувшины. Начинают созревать плоды земляники, и появляются первые грибы.

В середине лета воздух пропитывается ароматами цветущий липы. А вишня, малина, черника, смородина и крыжовник покрываются многочисленными плодами.

Осень

Изменение жизни растений осенью

Практически для всех растений осень является периодом успокоения или окончания жизненного цикла. Солнечных дней становится все меньше, а температура воздуха постепенно понижается. Однолетние растения, такие как, горох, цветная капуста, укроп и другие заканчивают свои рост и высыхают. Тоже самое происходит и с однолетними цветами - календулой, лютиком, льном, незабудками и другими.

Осенью у березы листья становятся светло-желтыми, у рябины - пунцово-красными, у осины - оранжевыми, а у ольхи - мутно-зелеными. Большинство деревьев сбрасывают свою красочную листву.

Цвет трав также приобретает особый пигмент. Голубика и сныть становятся фиолетовыми, а черника - ярко-желтой.

Листопад является неотъемлемой и не малозначимой частью жизни растений. Покров, образуемый упавшими листьями, защищает деревья от зимних заморозков и насыщает корни полезными веществами.

Не все деревья сбрасывают с себя листву, например, сосна, ель и можжевельник являются вечнозелеными видами. Также в холодную пору зелеными остаются: вереск, багульник, клюква, брусника и другие растения.

Деревья подготавливаются к зиме, вырабатывая защитные вещества на своих ветвях - кожистые чешуи, волосистый покров и смолистые, восковые вещества.

Пережить зиму и начать жизненный цикл весной способны брусника, багульник, одуванчик, маргаритка, чистотел, медуница, подорожник. В виде луковиц сохраняется мать-и-мачеха. А в виде семян остаются мокрицы, ярутки, пастушьи сумки, лебеды и крапива жгучая.

Зима

Как растения живут зимой

Зима является самым сложным периодом в жизни растений. Осенью происходит подготовка к холодам, ветрам и снегу, меняется химический состав деревьев и кустарников. Опавшие листья защищают корни от мороза и насыщают растения питательными веществами.

Однолетние растения не доживают до зимнего периода, а многолетние успевают подготовиться. Снежный покров становится для них неким одеялом, способным сохранить тепло и поддерживать уровень влаги.

Растения, сбросившие листья, впадают в зимнюю спячку. А вечнозеленые виды: пихта, ель, сосна, можжевельник, кедр - не засыпают, а живут за счет того, что в их иголках содержится достаточное количество влаги и минералов. Это позволяет им пережить самые сильные морозы.

Вспомним

  1. Как изменились по сравнению с осенью лиственные деревья и кустарники?
  2. Как выглядят зимой хвойные растения?
  3. Видели ли вы растения, которые зимуют под снегом зелёными?

Без листьев все деревья и кустарники кажутся похожими. Но это только на первый взгляд. Есть у растений особые «визитные карточки», по которым их легко узнать.

Берёзу и осину мы узнаем по цвету коры. У берёзы она белая, у осины зеленоватая.

На некоторых деревьях и кустарниках зимой сохраняются сухие листья. Особенно много их на дубе.

Часто «визитными карточками» служат плоды. Например, красные грозди плодов рябины. Остались плоды и на клёне, липе, ясене, вязе. В течение зимы они постепенно осыпаются и разносятся ветром.

Удивительно красивы в заснеженном лесу сосна и ель, которые стоят зелёными. А вот лиственница дожидается весны без своей пушистой хвои.

Хвойные деревья можно различить и по шишкам. Под чешуйками шишек скрыты семена. В конце зимы чешуйки шишек раскрываются и семена высыпаются.

Ни с чем не спутаешь в зимнем лесу хвойный кустарник - можжевельник.

Не только хвойные растения, но и некоторые травы остаются на зиму зелёными. Например, земляника, копытень. Снег, как одеяло, укрывает их и не даёт им замёрзнуть.

Под снегом зимуют зелёными и маленькие кустарнички - брусника и клюква. На них в разгар зимы можно даже ягоды найти, очень вкусные!

Узнаем подробнее

Можжевельник

Вот как рассказал о можжевельнике замечательный русский писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов.

Красивы зелёные кусты можжевельника, приятно пахнущие смолою. Растёт можжевельник по краям лесов, по склонам глубоких оврагов.

Там, где растёт можжевельник, зимою обычно держатся тетерева. Они кормятся смолистыми пахучими «ягодами» можжевельника, всю зиму висящими на его ветвях. От куста к кусту на чистом белом снегу затейливым узором переплетаются крестообразные следы тетеревов.

Зимою, когда выпадет глубокий лёгкий снег, под кустами можжевельника часто ложатся на днёвку зайцы.

Ветвями можжевельника в деревнях парят кадушки, в которых засаливают на зиму огурцы и мочат яблоки. Запах можжевельника придаёт особо приятный вкус домашним соленьям.

Откроем атлас-определитель

    Попробуйте определить деревья по силуэтам. Воспользуйтесь атласом-определителем «От земли до неба». Проверьте себя на «Страничках Умного Совёнка» (6).

Подумаем!

    Как растения, о которых вы узнали на уроке, зимой кормят животных?

Проверим себя

  1. По каким признакам можно узнать зимой берёзу и осину?
  2. Какие растения легко узнать зимой по плодам?
  3. Как различить зимой хвойные растения?
  4. Какие растения зимуют под снегом зелёными? Почему они не замерзают?

Сделаем вывод

Зимой деревья и кустарники можно определить по цвету коры, сухим листьям на ветках, плодам, а также по общему силуэту. Некоторые растения зимуют под снегом зелёными.

Программа – УМК «Перспектива», А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, 2 класс

Тема: «Зима в мире растений».

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: формирование представлений об изменениях в жизни растений в зимний период и ознакомление со способами определения пород деревьев зимой по внешним отличительным признакам.

Планируемые результаты:

1) Предметные

Регулятивные:

Определять цель учебной деятельности

Контролировать способ решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану

Познавательные:

    развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между состоянием природы и изменениями в жизни растений

    развивать умение осуществлять анализ с выделением существенных признаков

    развивать умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации

    ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск и выделение необходимой информации

    развитие умения работать с информацией, представленной в разных видах (текст, иллюстрации)

    развитие умения обобщения, умения делать выводы при раскрытии и систематизации изучаемого материала

    подводить итоги урока по вопросам

Коммуникативные:

– выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

– формировать и аргументировать свое мнение при наблюдении за живой природой

– оформлять свои мысли в устной речи (составлять рассказ по картинкам)

3) Личностные

Воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.

Развивать личностные качества: взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Средства обучения: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., кроссворд, фонограмма, отрывок мультфильма «Мороз Иванович», мультимедийный проектор, презентация, гербарий, образцы веток зимних деревьев, предметные картинки, конверты с карточками-заданиями 6 штук, полоски жёлтого и красного цвета, жёлтый круг.

1. Орг. момент.

Начиная урок, я предлагаю вам послушать музыку.

Учитель включает аудиозапись и читает стихотворение. В это время на экране показываются слайды зимнего леса.

Чародейкою Зимою

Околдован , лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? (Зиме, лесу, зимнему лесу)

Сейчас вы видели много картин зимнего леса. А какие слова использует поэт Ф.И. Тютчев рисуя лес? (Околдован, заколдован, волшебный сон, окован, очарован, …).

2. Актуализация знаний

Что имел ввиду поэт говоря:

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован, …?

(Деревья в лесу как будто спят).

Действительно, может показаться, что деревья в лесу как не живые. Но на самом деле это не так. В зимнее время они перестают расти, питаться и погружаются в глубокий сон).

Кто из вас знает, как ещё деревья приспосабливаются к зимним холодам?

а) (Осенью они сбросили листья).

Правильно, для листьев необходимо много тепла. Зимой это тепло будет очень необходимо дереву, поэтому они избавляются от листьев.

Но есть деревья, которые остаются зелёными всю зиму. Как называются эти деревья? (Хвойные). Их хвоинки имеют толстую кожицу и покрыты восковым налётом. Смола, которую выделяют деревья, защищает их от промерзания.

б) - А чем грозит зима деревьям? (От сильных морозов деревья могут замёрзнуть и погибнуть.)

Но не бойтесь, деревья и к этому приспособились. Под кожицей своего ствола и веток они имеют специальным защитным слоем, который не выпускает тёплый воздух из дерева и предохраняет его от морозов.

Но вот, что удивительно – зимние холода для лесных растений просто необходимы. Оказывается, почки деревьев и кустарников могут нормально распускаться только после зимних холодов.

Как вы думаете, там, под снегом, жизнь растений останавливается? Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Мороз Иванович ».

Смотрят мультфильм.

Вы правы, растения полностью укрыты под снегом, как тёплой периной. Снег, до весны, сохраняет их от холода и морозов.

А как вы думаете, кто легче переносит зимние морозы низкорослые растения или деревья, почему? (Низкорослые, потому что они полностью скрыты под снегом.)

3. Постановка проблемы и выход на цель урока.

Ребята, ученикам 2 класса дали задание запечатлеть красоту зимней природы сфотографировав разные деревья и определить, что это за дерево. Все справились с заданием. Маша тоже сфотографировала дерево, но не смогла определить, что это за дерево.

На экране учитель показывает фотографию дерева.

Предлагаю вам помочь Маше сделать это. (Ответы детей).

Мы не можем. Почему?

И так, перед нами тоже возникла проблема? Какая, как вы думаете? (У нас не получилось распознать дерево).

Учитель вывешивает на доску карточку ПРОБЛЕМА, и после ответов детей карточку НЕ МОЖЕМ РАСПОЗНАТЬ ДЕРЕВО ЗИМОЙ

Зная проблему, какую цель мы можем поставить? (Научиться распознавать деревья).

Учитель вывешивает на доску карточку ЦЕЛЬ, и после ответов детей карточку НАУЧИТЬСЯ РАСПОЗНАВАТЬ ДЕРЕВЬЯ

Для этого нам нужно обозначить пути решения. (Определить признаки, которые помогут распознать деревья).

Учитель вывешивает на доску карточку ПУТИ РЕШЕНИЯ, и после ответов детей карточку ОПРЕДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ДЕРЕВА

И конечно, необходимо выполнить пробное действие. (Попробовать распознать дерево по этим признакам).

Учитель вывешивает на доску карточку ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ, и после ответов детей карточку РАСПОЗНАТЬ ДЕРЕВО ПО ЭТИМ ПРИЗНАКАМ

Догадались ли вы, чему будет посвящён наш урок? (Ответы детей).

4. Открытие нового.

Действительно, трудно распознать дерево в зимний период времени потому, что все деревья кажутся одинаковыми. Летом это сделать проще. Почему? (Летом на деревьях есть листья).

Да, но листьев не стало. Но остались постоянные внешние признаки, по которым мы можем определить дерево, т.е. решить проблему.

Если дети называют признаки, учитель спрашивает: «Да, но знаем ли мы какие признаки характерны для Машиного дерева? (Нет). Значит у нас не хватает информации».

Давайте обратимся к учебнику.

Откройте учебники на стр. 20. Возьмите простые карандаши. Читая текст учебника, подчеркните слова обозначающие какой либо признак дерева.

Дети читают самостоятельно текст учебника.

Какие внешние признаки вы нашли? (Кора).

Учитель вывешивает карточку КОРА

Какие деревья легче узнать по коре? (Берёзу и осину).

Ещё какие признаки вы подчеркнули? (Остатки листьев).

Учитель вывешивает карточку ЛИСТЬЯ

На каких деревьях они остаются? (Ответы детей).

По листьям, какие ещё деревья мы можем узнать? (Ель, сосну, пихту). Какие это деревья? (Хвойные). Почему их так называют? (Вместо листьев у них хвоинки).

Ещё? (Плоды)

Учитель вывешивает карточку ПЛОДЫ

Под словом плоды мы подразумеваем и семена и шишки.

На каких деревьях они остаются? (Рябина, клён, липа, ясень, вяз).

А если на дереве не видны ни плоды, ни оставшиеся листья. По какому признаку тогда придётся определять дерево? (По силуэту).

Учитель вывешивает карточку СИЛУЭТ

Правильно, но это трудно сделать.

Мы определили с вами признаки, зная которые мы сможем распознать деревья. Давайте попробуем это сделать.

Мы определили с вами признаки, по которым можем узнать дерево. Давайте вернёмся к нашему плану. И следующее наше действие? (Пробное действие). Сейчас мы должны попробовать эти знания применить.

На тарелочках разложены: кора деревьев, семена и шишки, сухие листья.

Посмотрите, что я принесла.

Дети встают, подходят, ощупывают.

Попробуйте назвать деревья.

Получилось ли у вас назвать все деревья? (Нет. Мы не знаем у какого дерева какие семена).

Где и откуда получить нам эти знания? (Из энциклопедии. Спросить у взрослых. Из интернета).

Физминутка.

Ели за окном стоят,

В небо синее глядят.

Ветки в стороны торчат,

Белки на ветках сидят.

Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу.

Он суровый и могучий.

Но утихла злая вьюга,

Белой стала вся округа.

Ну а мы чуть-чуть пройдемся

И домой к себе вернемся.

5. Применение нового знания. Работа в парах .

А) - Я предлагаю вам поработать самостоятельно в парах. Пользуясь иллюстрациями из «Атласа – определителя» распознать растение. Познакомьтесь с информации о деревьях. А работая с таблицами, нарисуйте признаки вашего дерева. Подумайте, как вы сможете рассказать о нём другим ребятам, чтобы и они смогли бы узнать его.

Давайте вспомним правила работы в паре. (Ответы детей).

Учитель выставляет карточку с правилами на доску .

У каждой пары листок с таблицей, иллюстрации деревьев, листы из «Атласа – определителя». Дети работают в парах. Записывают признаки на листочки. Учитель ходит и помогает им.

Название дерева

Силуэт

Кора

Листья

Плоды

1 ряд: 1 парта: сосна; 2 парта: ель.

2 ряд: 1 парта: липа; 2 парта: ясень.

3 ряд: 1 парта: ива; 2 парта: клён.

Работа закончена. Договоритесь между собой, кто из вас будет рассказывать, а кто помогать.

Дети в паре выходят и рассказывают.

Б) - Давайте снова посмотрим на то, что лежит на тарелочках. Попробуйте назвать деревья. (Дети называют и объясняют).

Дети называют, а учитель показывает правильную картинку на экране (кора: берёза, осина, сосна; листья: ясеня, рябины, тополя, осины, сосна, ель; семена: клёна, ясеня, дуба).

Если успеваем по времени, то отгадываем кроссворд на уроке. Если нет, то даем задание на дом.

В) – Хотите проверить себя ещё раз? Попробуем разгадать кроссворд?

Попробуйте определить дерево по его виду в зимнее время года.

Кроссворд. Работа с вебкамерой. На доске вывешиваются растения:

1. БЕРЁЗА

2. ОСИНА

3. СОСНА

4. ТОПОЛЬ

5. ЕЛЬ

6. КЛЁН

7. ИВА

8. РЯБИНА

6. Подведение итогов урока.

Молодцы! Вернёмся к проблеме возникшей вначале урока. Мы должны были распознать дерево и помочь Маше. (Мы не могли распознать дерево зимой).

Теперь мы знаем, почему она не смогла определить и назвать дерево? (Ей не хватало информации, содержащей сведения о признаках этого дерева).

Учитель добавляет признаки. Это клён .

Мы справились с задачей поставленной нами на уроке? (Да).

Что мы для этого должны знать? (Какая кора, листья, плоды у каждого дерева).

Вам задание: По дороге домой, попробовать распознать и назвать деревья, которые вам встретятся. И разгадать кроссворд .

7. Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу. Попробуйте рассказать о том, что вы узнали на уроке по схеме:

Узнал

Я Запомнил

Смог

На моём столе лежат жёлтые и красные полоски. Если вам понравился урок, и вы многое узнали, прикрепите к нашему солнышку жёлтую полоску, а если ничего нового не узнали – красную. Мне очень понравился наш урок, и я прикреплю свою жёлтую полоску. Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось. - Спасибо вам ребята за хорошую работу на уроке.