Принципы анархизма. Самые известные анархисты. К вопросу об общественном управлении

Введение

1. Происхождения анархизма

2. Суть анархизма и его базовые принципы

3. Основные направления анархизма

Заключение

Список использованной литературы


Введение

В социологической науке власть рассматривается, как неотъемлемая часть общества, «функция, необходимый элемент социальной системы».

Политические институты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти, являются важнейшими социальными институтами. Государство же среди социальных институтов один из главных, который контролирует общественную жизнь и определяет общественные нормы. Отличием государства от всех прочих форм коллективности в том, что лишь оно, обладая политической властью, имеет право создавать законы для регулирования и сохранения собственности для пользы всего общества или отдельной группы людей, стоящих во главе. Государство также имеет право прибегать к общественной силе для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. В современном понятии государство контролирует отношения различных социальных групп и слоев, а порой даже отдельных индивидов. Но государство также стремится к регулированию всех аспектов человеческой жизни, всех видов взаимодействия индивидов.

Таким образом, вопрос о роли государстве, степени его вмешательства в различные сферы общества чрезвычайно важен, особенно в России, где традиционно вмешательство государства в личную жизнь людей было очень широко. Именно этому вопросом, по сути, посвящено такое социалистическое учение, как анархизм.

Часть людей, которая хоть и не составляла никогда большинство, всегда привлекала анархическая идея о том, что общество может и должно быть организовано без гнета со стороны государства, а власть должна быть ликвидирована и заменена сотрудничеством индивидов.

Анархисты отвергают государство, выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. Это означает, что общественные отношения и институты должны формироваться на основе личных интересов, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого члена, а все формы власти должны быть упразднены. Л.Н. Толстой, рассуждая о проблеме государства, утверждал, что «государство есть насилие», а его слова: «Это так просто и несомненно, что не согласиться с этим нельзя» характеризуют отношение к теории анархизма.

Некоторые исследователи настолько широко рассматривают проблему власти, что отрицают наличие социологического исследования, которое не было бы связано явно или косвенно с проблемой власти.


1. Происхождение анархизма

Анархизм (от греч. anarchia - безначалие, безвластие) - общественно- политические и социально-экономические учение, враждебно относящееся ко всякому государству, противопоставляющее интересы мелкой частной собственности и мелкое крестьянство прогрессу общества, основанному на крупном производстве. Философской основой анархизма являются индивидуализм, субъективизм, волюнтаризм.

Элементы анархического мировоззрения и отдельные философские идеи анархического характера прослеживаются в течение многих веков. Желание полного освобождения личности в свободном обществе, противостояние власти и эксплуатации проходит через различные цивилизации и эпохи. Эту тенденцию можно охарактеризовать именно как протоанархизм. Первые анархистские идеи восходят к философским школам Древней Греции и Китая (хотя ростки протоанархизма отслеживаются в разных странах мира, в том числе в Египте и др.). К древнегреческой протоанархии традиционно относят софистику (Антифонт, Диоген Синопский и других) и учение киников. К древнекитайской относят даосскую традицию Лао-цзы и Чжуан-цзы. Анархизм в современной форме сформировался из светского, равно как и религиозного направлений мысли эпохи Просвещения, в частности из идей о свободе и морали Жан-Жака Руссо.

Кроме того, праотцами современного анархизма можно рассматривать многие религиозные христианские ереси, такие как, например движение анабаптистов.

Впервые основные принципы анархизма появились вскоре после Английской революции XVII в. В памфлете «Истина, торжествующая над злословием» Дж. Уинстэнли писал о развращении людей властью, о несовместимости собственности и свободы. С убеждением, что результаты собственной деятельности людей может положить конец несправедливому мироустройству, он возглавил группу своих последователей в 1649 году, носивших название «диггеров».

Идеи Уинстэнли были заимствованы некоторыми направлениями английского протестантизма и позднее нашли свое наиболее яркое отражение в работе Годвина «Исследование о политической справедливости», ставшей основой современной теории анархизма. Уильям Годвин (1756-1836) стал непосредственно первым теоретиком современного анархизма.

Годвин не только привел классический довод анархизма, заключающийся в противоречии власти человеческой природе, невозможности людей свободно действовать в соответствии с разумом, как причине общественного зла, но он также представил модель децентрализованного общества, в котором небольшие автономные общины являются основной ячейкой. Эти общины функционируют без каких-либо управленческих органов, поскольку даже демократия является формой тирании, а распределение полномочий при представительном правлении ведет к отчуждению индивида. Годвин также отрицал такой источник власти как собственность. Согласно ему, промышленное развитие и технический прогресс приведут к сокращению продолжительности рабочего времени до тридцати минут в день, что облегчит переход к свободному обществу (П.А. Кропоткин в своих работах также говорил о том, что в современном ему обществе четырёхчасовая работа каждого человека достаточна для удовлетворения всех материальных нужд). Значительное влияние Годвина прослеживается в работах таких поэтов и мыслителей, как П.Б. Шелли, У. Вордсворт и Роберт Оуэн.

Первым же либертарным теоретиком, открыто называвшим себя анархистом, выступил Пьер Жозеф Прудон. Он по праву считается подлинным основателем современной анархистской теории (в отличие от Годвина у него были последователи). Прудон предложил идею «положительной анархии», когда порядок возникает в результате того, что люди делают то, что они сами желают делать, и такая система самоуравновешивается, приходя к естественному порядку, где общественный строй создают деловые операции. При этом, как и Годвин, Прудон был противником революционного преобразования общества, он представлял анархию как «форму правительства или конституции, в которой общественное и личное сознание, сформированное через развитие науки и закона, достаточных, чтобы поддерживать порядок и гарантировать все свободы. В таком случае, как следствие, учреждения полиции, превентивных и репрессивных методов, бюрократического аппарата, налогообложение и т. д. должны были уменьшаться до минимума. В этом, в особенности, формы монархии и усиленной централизации исчезают, чтобы быть замененными федералистскими учреждениями и образом жизни, основанной на коммуне».

Под «коммуной» Прудон подразумевал местное самоуправление. Его идеи вдохновляли многих последователей анархизма в XIX – XX веках.

Анархизм в XIX веке был распространен во Франции, в Италии, в Испании.

В это время анархизм окончательно сформировался и самоопределился - в борьбе и полемике с двумя другими влиятельными течениями, также порожденными Французской Революцией - буржуазным либерализмом и государственным социализмом. Либерализм заострял внимание на значении политической свободы гражданина (признавая необходимость сохранения, хотя и в предельно упрощенной форме, государства), социализм провозглашал социальное равенство, называя способом его осуществления тотальную государственную регламентацию. Девизом анархизма, противостоящего обоим фронтам, по праву считаются знаменитые слова М. Бакунина: "Свобода без социализма есть привилегия и несправедливость... Социализм без свободы есть рабство и скотство".

При работе Международного товарищества трудящихся анархисты столкнулись с коммунистами, которые отрицали взгляды Прудона. Теории анархистов были поставлены под сомнение учением Маркса и Энгельса, поскольку, по их мнению, отказ анархистов от прихода пролетариата к политической власти является чертой подчинения рабочего класса буржуазии. После 1917 года анархизм сначала стал «третьей силой» гражданской войны, а потом его назвали контрреволюционным течением.

Анархизм пользовался значительным влиянием в Испании в 30-х гг. XX века. После Второй Мировой войны идеи коммунистического анархизма Кропоткина распространились в Восточной Азии, Латинской Америке.

2. Суть анархизма и его базовые принципы

Анархизм - это философская, социально-политическая теория, содержащая в себе множество направлений, которые могут быть диаметрально противоположными друг другу. Направления анархистской философии включают в себя широкий диапазон идей от крайнего индивидуализма до безгосударственного коммунизма. Одна часть анархистов отрицает любые виды принуждения и насилия (например - толстовцы, представители христианского анархизма), выступая с пацифистских позиций. Другая же часть анархистов наоборот находит насилие необходимой составляющей повседневной борьбы за свои идеалы, в частности выступая с позиций пропаганды социальной революции, как единственным способом достижения свободного общества.

Анархизм во всех формах вращается вокруг базовых принципов:

1) Полный отказ от существующего общественного строя, основанного на политической власти;

Отрицание власти говорит о том, что в анархистском обществе один индивид, либо группа лиц не могут навязывать собственное мнение, желания и волю другим представителям. Это же говорит об отсутствии иерархической системы и представительной демократии, равно как и авторитарного правления. Анархизм исключает любого рода попытки создания тоталитарного общества, при котором все сферы человеческой жизни тотально контролируются и регламентируются вплоть до полного единообразия. Анархизм личностоориентирован, направлен на максимальное развитие каждого индивида в отдельности и подходит к решению проблем и нужд отдельных людей индивидуально, если на это возможно в конкректой ситуации.

Тема 8. Анархизм

1.Анархизм как политико-идеологическая концепция

Анархизм (от греч. anarchia - безвластие, безначалие) - совокупность идейно-политических течений, отрицающих необходимость государственной власти и официальной религии как источников экономического, политического и духовного подавления личности, выступающих за создание мелких автономных ассоциаций производителей. Переход к новому общественному устройству мыслится преимущественно революционным путем, прежде всего в результате самопроизвольного, стихийного бунта.

Цель анархизма - замена власти сотрудничеством свободных индивидов и коллективов. Как политическая идеология он синтезирует идеи свободы и социальной справедливости, коррелируя с либерализмом и социализмом. Термин «анархизм» вве-ден в 1840 году П.-Ж.Прудоном .

Анархистский социальный порядок, не допускает ни-каких принудительных действий со стороны государства . Данная позиция, а также сопутствующие ей обстоятель-ства — нерушимая свобода личности и абсолютное право соб-ственности на свое тело и свои владения — во многом вос-принимаются как данность. Права есть выражение «естествен-ной свободы» и анархия — возможность их реализации .

Американский философ Роберт Но-зик попытался показать, что место анархии может быть заня-то «минимальным» государством без нарушения анархической легитимности. Однако необходимым условием этого перехода становится добровольное согласие людей.

Сами же анархисты рассматривают любое движение в на-правлении принудительных институтов как аморальное, ирра-циональное и ненужное — в их концепции «естественного состояния» никаких серьезных проблем вообще не возникает. Но это крайность. Многие мыслители анархистского толка все же предполагали наличие некоторых оснований, которые делали движение в направлении государственности рацио-нальным и необходимым, например, ради выживания. Тем самым они признают аргументацию Т.Гоббса, изложенную им в «Левиафане». В любом случае моральность этой тенденции может придать только согласие, а далеко не все люди столь уж рациональны, чтобы принять это. При этом модель «общест-венного договора», некоего гипотетического контракта, т.е. согласия в малой группе, переносимое затем на всех граждан, считается неадекватной, ибо в соответствии с анархистскими установками предполагается согласие именно всех, так как необходимо уважать естественные права каждого человека. Л.С.Мамут пишет: «Индивидуализм анархистского толка, сохраняя в себе идею противопоставленности абсолютно самодовлеющей личности обществу как таковому, связывает ее (личности) свободу, пол-ноценное бытие с тотальным упразднением всех политических форм. Этим он резко отличается от того буржуазного индиви-дуализма, которого придерживались, скажем, Т.Гоббс и другие идеологи, мыслившие по стандартам этатистского политиче-ского сознания».

Любое государство воспринимается анархистским сознани-ем как абсолютное зло, оно — источник всех социальных по-роков .

Предтечами анархизма были английские мыслители Джерард Уинстенли (1609 - около 1652) и Уильям Годвин (1756-1836). Пер-вый из них в памфлете «Истина, торжествующая над злословием» (1649 ) писал о развращающем влиянии власти на людей, несовмес-тимости свободы и собственности . Его главная мысль: люди могут быть счастливы только в обществе без политики, власти и собствен-ности, действуя по велениям совести, а не внешнего закона . Пола-гая, что только благодаря собственной деятельности можно утвер-дить справедливый порядок, Дж. Уинстенли в 1649 г. возглавил группу своих последователей, которые на захваченных ими пусто-шах в южной Англии создали коммунистическую общину «дигге-ров» («копателей»). Движение вскоре потерпело неудачу из-за про-тиводействия соседних землевладельцев.

Идеи Дж. Уинстенли оказали влияние на английского писателя и историка и нашли выражение в его книге «Исследова-ние, касающееся политической справедливости и ее влияния на все-общую добродетель и счастье » (1793). Сочинение привлекло к себе внимание многих противников социального и имущественного не-равенства и государства как такового.

В книге У. Годвина выдвинут классический постулат анархиз-ма - власть противоречит человеческой природе, а общественное зло существует потому, что люди лишены возможности свободно действовать, руководствуясь разумом ; предложена модель децентра-лизованного общественного устройства, основной ячейкой которого являлись бы автономные общины (приходы). Эти общины, по мыс-ли автора, должны функционировать без демократических поли-тических процедур, поскольку даже правление большинства вы-ступает как форма тирании , и делегирования полномочий при представительном правлении, которое приводит к отчуждению ин-дивидов. У. Годвин отрицал собственность как источник власти, считая, что промышленное развитие и технический прогресс приве-дут к сокращению продолжительности рабочего дня до получаса и облегчат переход к обществу без власти.

При всей радикальности своих воззрений У. Годвин был против-ником революций, оценивая насилие как результат неразумности . Вместе с тем он приветствовал французскую революцию и призна-вал желательность насильственного переворота в случае, если в его результате утвердится проповедуемый им анархический порядок .

Учение У. Годвина оказало значительное влияние не только на становление доктрины анархизма, но и на развитие социалисти-ческой мысли, в частности, на воззрения Роберта Оуэна. Под его воздействием формировалось творчество поэта-романтика Перси Б. Шелли, разделявшего утопические социалистические идеи.

Как идейно-политическое течение анархизм сложился в середи-не XIX в. Его основоположниками и теоретиками были немецкий философ Макс Штирнер (1806-1856), французский философ Пьер Жозеф Прудон (1809-1865), русские революционеры Михаил Алек-сандрович Бакунин (1814-1876) и Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921)/ Идеи последних популярны вплоть до настоящего вре-мени, в частности, служат ориентиром для многих участников анти-глобалистских движений.

2. Индивидуалистический анархизм

М. Штирнер в книге «Единственный и его достояние» (1845 ) разработал индивидуалистический вариант анархизма Все соци-альные институты (государство, право, собственность) он счи-тал результатом отчуждения индивидуального сознания и поэтому полагал, что индивиды не должны признавать обязательными для себя любые социальные установления . В основу теории идивидуалистического анархизма была положена идея абсолютной свободы человека, который в своих желаниях и поступках не должен быть связан ни существующими религиозными догмами, ни нормами права и морали . Отрицая государство, М.Штирнер сводил социальную организацию общества к т.н. "союзу эгоистов" , целью которого являлось бы налаживание обмена товарами между независимыми производителями на основе взаимного уважения "уникальности" личности каждого.

В соответствии с концепцией Штирнера, единственное ограничение прав человека — это его сила, ограничиваемая силой других : «Дети не имеют права на совершеннолетие, потому что они несовершеннолетние: то есть, потому что они дети. Народы, не добившиеся полноправия, не имеют права на полноправие : выйдя из состояния бесправия, они приобретают права на полноправие. Другими словами: то, чем ты в силах стать, на то ты имеешь право . Все права и все полномочия я черпаю в самом себе. Я имею право на всё то, что я могу осилить . Я имею право низвергнуть Зевса, Иегову, Бога и т. д., если могу это сделать, если же не могу, то эти боги всегда останутся относительно меня правыми и сильными, я же должен буду преклониться перед их правом и силой в бессильном "страхе Божием", должен буду соблюдать их заповеди и буду считать себя правым со всём, что я ни совершу согласно их праву, как русская пограничная стража считает себя вправе застрелить убегающих от неё подозрительных людей, действуя по приказу "высшего начальства", то есть, убивая "по праву". Я же сам даю себе право убивать, пока я сам того не воспрещу себе, пока я сам не буду избегать убийства, не буду бояться его как "нарушения права". Подобная мысль проводится в стихотворении Шамиссо "Долина убийств", где седой убийца, краснокожий, вызы-вает благоговейное чувство у европейца, у которого он убил товарищей. Я только на то не имею право, чего я не делаю вполне свободно и сознательно, то есть на то, на что я сам себя не уполномочиваю».

Штирнер исходил из права силы. Согласно его концепции общество — это иллюзия, его не существует, зато люди являются реальностью. Он выступал защитником собственности, приобретённой физической силой, властью, но не моральным правом.

При этом Штирнер выступал за определённого рода защиту своих прав и предрекал создание «союза эгоистов», в котором жестокость сплачивает людей. Отношение к государству у Макса Штирнера было несколько противоречивым : с одной стороны он полагал его существование незаконным, противоестественным, но не считал в то же время необходимым, чтобы люди его уничтожили, хотя он и рекомендует от него избавиться . По сути, он выступает с позиции игнорирования существования государств - там, где оно находится в противоречии с интересами личности, и согласия с его наличием, когда их интересы совпадают . Однако, считая, что никто не обязан насильственно устранять государство, он в то же время полагал, что государство, в конечном счете, разрушится в результате повсеместного распространения эгоизма

3.Мютюэлистский анархизм П.Прудона

"Собственность - это воровство".

"Философия не признает иного счастья, кроме себя, счастье, в свою очередь, не признает никакой философии, кроме себя; таким образом, и философ счастлив, и счастливец считает себя философом".

П.Ж.Прудон

«Отцом анархизма» нередко называют выдающегося французского мыслителя Пьера Жозефа Прудона (1809-1865). Сын крестьянина, самоучка, проведший жизнь в тяжелом физическом труде и крайней бедности, Прудон был одним из немногих вождей социалистического движения XIX в., не принадлежавших к господствующим классам. С именем Прудона связаны самоидентификация анархизма, разработка его основных социальных идей и их распространение в массах.

Ученый и публицист, издатель газет и депутат Национального собрания, участник революции 1848 г., проведший свои последние годы в эмиграции, Прудон написал множество книг и статей, из которых наиболее известны работы «Что такое собственность?» (1840), «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (1846), «Исповедь революционера» (1849) и «О политической способности рабочих классов» (1865). Он был первым человеком, назвавшим себя анархистом.

В воззрениях Прудона, как и в его жизни, соединялось немало противоречивых черт и, казалось бы, несочетаемых качеств: личная скромность и склонность к мессианству, революционность провозглашавшихся целей и приверженность к реформистским средствам, вольнолюбие в общественной жизни и крайняя патриархальность в семейном быту. Отстаивая индивидуальную свободу, Прудон одновременно писал работу «Порнократия, или Женщины в настоящее время», выступая против женской эмансипации и обосновывая тезис об извечном неравенстве полов. Передовой консерватор, реформистский революционер, оптимистический пессимист - таким предстает этот человек, которого А.И.Герцен называл «действительным главой революционного принципа во Франции » и «одним из величайших мыслителей нашего века ».

Основными элементами доктрины П. Прудона были мютюэлизм (фр. mutuallisme от лат mutuus - взаимный), федерализм и тактика прямого действия . Мютюэлизм (по названию действовавшей в Лио-не в 1830-х гг. тайной рабочей организации, к которой принадлежал П. Прудон) предполагал организацию общества на началах равен-ства и взаимности . Считая, что «собственность есть кража», П. Пру-дон отвергал ее использование для эксплуатации чужого труда, но рассматривал «владение» (право рабочих распоряжаться землей и орудиями труда в процессе производства) как главное основание свободы. Его идеалом было общество, состоящее из независимых крестьян и ремесленников, в котором фабрики и заводы находятся в собственности рабочих ассоциаций, а весь общественный механизм объединяется системой взаимного кредита на основе народных бан-ков . Централизованное государство П. Прудон предлагал заменить федерацией автономных местных общин и промышленных ассоциа-ций, связанных договорными отношениями; суд - арбитражем; бю-рократию - рабочим контролем, а академическое образование - об-щим образованием.

Прудон был противником государственного насилия в любых формах : будь то конституционная монархия Луи Филиппа, бонапартистская империя, якобинская республика или революционная диктатура. Проанализировав опыт революции 1848 г ., Прудон сделал вывод : революция несовместима с государством, а попытки реализовать утопии приверженцев государственного социализма (Луи Блана, Огюста Бланки и других), рассчитывавших овладеть властью и использовать ее как инструмент преобразований, ведут только к победе реакции и к поражению революции.

Если у Штирнера и Годвина, мало известных широкой публике, анархический идеал носил по преимуществу абстрактно-философский характер, а критика государства явно преобладала над конструктивными идеями, то Прудон развил и популяризировал анархическое мировоззрение, во многом подготовив появление поколения парижских коммунаров.

Задачей социализма в XIX в. Прудон считал достижение реального социального равенства и обеспечение реальной свободы (т.е. преодоление власти государства над человеком). Прудон избегал абстрактных схем, не занимался прожектерством, а стремился изучить и оценить уже существовавшие тенденции. Он говорил: «Я не предлагаю никакой системы; я требую уничтожения привилегий и рабства, я хочу равноправия... Предоставляю другим дисциплинировать мир».

Государственной власти, иерархии, централизации, бюрократии и праву Прудон противопоставил принципы федерализма, децентрализации, взаимности (мютюэлизма), свободного договора и самоуправления . Характеризуя современное общество, Прудон писал о круговой поруке буржуазии и власти, о сочетании централизации и монополизации с безудержной конкуренцией, пронизанной «духом несолидарности и корысти». Во имя свободы Прудон нападал на государство, во имя равенства - на собственность .

Прудон утверждал, что политическая свобода невозможна без экономического обеспечения и без децентрализации управления . «То, что называют в политике властью, - писал он, - аналогично и равноценно тому, что в политической экономии называют собственностью; эти две идеи равны друг другу и тождественны; нападать на одну - значит нападать на другую; одна непонятна без другой; если вы уничтожите одну, то нужно уничтожить и другую - и обратно».

Исходя из этого Прудон так формулировал собственное кредо : «Итак, то самое, что на экономическом языке называется нами взаимностью или взаимным обеспечением, в политическом смысле выражается словом федерация. Этими двумя словами определяется вся реформа наша в политике и в общественной экономии».

Прудон подчеркивал, что лишь на основе широчайшей и полной свободы личности, лишь в результате осознания людьми своих интересов и их взаимного согласования возможны истинная анархия, настоящий порядок и реальное единство .

Будучи противником рыночной экономики и неограниченной конкуренции, Прудон не стремился заменить их государственно-социалистической казармой и тотальной регламентацией. Говоря об «основном принципе верховности общего и подчиненности личного элемента» у всех социалистов-государственников (от Платона до Томаса Мора и Луи Блана), Прудон разъясняет: «Эта система коммунистическая, правительственная, диктаториальная, авторитарная, доктринерная, она исходит из того принципа, что личность существенно подчинена обществу; что только от общества зависят жизнь и права отдельного лица; что гражданин принадлежит государству, как дитя - семейству; что он находится вполне в его власти... и обязан ему подчиняться и повиноваться во всем».

Основываясь на принципе равновесия, Прудон отстаивал и права общества, и права личности, отрицая как эгоистические, так и деспотические крайности. Чтобы избежать их, французский анархист рекомендовал разрушить государственную власть и социальную иерархию, заменив их добровольным союзом свободных личностей, общин и местностей . «Общество нужно рассматривать не как иерархию должностей и способностей, а как систему равновесия свободных сил, где всем гарантированы одинаковые права, с условием нести одинаковые обязанности, равные выгоды за равные услуги. Следовательно, эта система существенно основана на равенстве и свободе, она исключает всякое пристрастие к богатству, рангам и классам».

Благодаря Прудону анархизм распространился по всей Европе , найдя целый ряд выдающихся приверженцев (Карло Писаканэ в Италии, Пии-Маргаль в Испании и другие). Историк анархизма Макс Неттлау пишет о Прудоне : «К несчастью, он умирал как раз в то время, когда возник Интернационал. Но в то же самое время огромная фигура Бакунина уже появилась, и на каких-нибудь 10 лет анархизм получил мощный толчок от этой замечательной личности».

Хотя П.Ж. Прудон отказывался счи-тать себя основателем какого-либо учения или партии, М.А. Баку-нин, П.А. Кропоткин и другие вожди анархизма видели в нем своего непосредственного предшественника.

Последователи П. Прудона, называвшие себя мютюэлистами, в 1864 г. совместно с английскими тред-юнионистами и европейскими социалистами создали в Лондоне «Международное товари-щество рабочих» (I Интернационал). Они оппонировали К. Марксу и его сторонникам в Интернационале, отстаивавшим тактику поли-тической борьбы, захвата государственной власти и установления диктатуры пролетариата. Идеями П. Прудона руководствовалось движение анархо-синдикалистов.

4.Анархо-коллективизм М.А.Бакунина

«Я становлюсь действительно свободным лишь благодаря свободе других, так что, чем больше количество свободных людей, окружающих меня, чем глубже и шире их свобода, тем распространеннее, глубже и шире становится моя свобода. Моя личная свобода, подтвержденная таким образом свободой всех, становится беспредельной».

«У нас нет отечества. Наше отечество - всемирная революция».

М.А. Бакунин

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876 ) закончил Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, затем год прослужил в армии в чине прапорщика и вышел в отставку. С начала 1836 г. Бакунин жил в Москве. В это время он много общался с В.Г. Белинским, В.П. Боткиным, М.Н. Катковым, Т.Н. Грановским, входил в философский кружок Н.В. Станкевича. В 1839-1840 гг. познакомился с А.И. Герценом и Н.П. Огаревым. Увлечение немецкой философией (трудами Канта, Фихте и Гегеля), а также напряженные отношения с окружающими (ссора с Катковым едва не завершилась дуэлью) побудили Бакунина уехать в 1840 г. в Германию .

На втором году жизни в Берлине его интерес к философии сменился страстью к политике. Уже в первой своей политической статье «Реакция в Германии» (1842) Бакунин написал: «Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть». Эта страсть одобряется и в следующей работе - «Коммунизм» (1843). В это время Бакунин еще не имел собственной программы, но был уверен, что Европа находится «накануне великого всемирно-исторического переворота», в ходе которого существующий строй будет разрушен .

В 1844 г. Бакунин познакомился в Париже с Марксом и Энгельсом . В том же году был заочно приговорен российским Сенатом, в случае возвращения в Россию, к лишению прав и ссылке в Сибирь на каторгу .

В конце 1847 г. на собрании поляков-эмигрантов в Париже Бакунин произнёс речь, в которой обличал «царизм», предсказывал неизбежность революции и призывал поляков к союзу во имя освобождения всех славян . По настоянию русского правительства он был выслан из Франции . С восторгом окунулся в революцию 1848-1849 гг., охватившую ряд стран Европы. Позднее он так описал это, по его собственным словам, «духовное пьянство»: «Я вставал в пять, в четыре часа поутру, а ложился в два; был целый день на ногах, участвовал решительно во всех собраниях, сходбищах, клубах, процессиях, прогулках, демонстрациях; одним словом, втягивал в себя всеми чувствами, всеми порами упоительную революционную атмосферу».

В 1848 г. Бакунин участвовал в работе Славянского съезда в Праге и стал одним из лидеров начавшегося во время этого съезда бунта . В мае 1849 г. Бакунин в числе руководителей восстания в Дрездене (Саксония). Он был арестован и в апреле 1850 приговорён судом Саксонии к смертной казни , замененной пожизненным заключением . Передан в руки австрийского правительства и в мае 1851 вторично приговорён военным судом в Ольмюце (Оломоуц) к смертной казни , которая снова была заменена пожизненным заключением. Затем Австрия предпочла избавиться от Бакунина и выдала его России.

Отсидев несколько лет в Петропавловской, а потом в Шлиссельбургской крепости, Бакунин в 1857 г. был сослан в Сибирь, а в 1861 бежал через Японию и США в Лондон . В 1860-х гг. он поддерживал связь с обществом «Земля и воля». Пытаясь помочь польскому восстанию 1863-1864 гг. участвовал в неудачной экспедиции Ф. Лапинского на пароходе «Уорд Джексон» к берегам Литвы. В 1864 г. Бакунин вступил в I Интернационал . В 1864-1867 гг. жил в Италии , с 1867 г. - в Швейцарии .

В середине 1860-х гг. у него окончательно оформилось анархическое мировоззрение . Отрицая любую форму государственной власти, Бакунин утверждал идею организации общества «снизу вверх» в виде федерации самоуправляющихся общин, артелей, ассоциаций, областей, народов; рассматривал будущее общество как строй ничем не ограниченной свободы .

Развитие теория анархизма получила в работах М.А. Бакунина «О философии» (1840), «Кнуто-германская империя и социальная революция» (1871), «Государственность и анархия» (1873). Центральная идея его анархо-коллективизма - полное разру-шение государственности и установление безгосударственного об-щественного самоуправления на базе рабочих ассоциаций (земле-дельческих и ремесленно-фабричных). Эти ассоциации призваны пробуждать коллективистские инстинкты народа с целью формиро-вания коллективной собственности, обеспечения свободного това-рообмена, организации общества на принципах самоуправления, автономии и федерализма. Социальное содержание такого безгосу-дарственного устройства М. Бакунин определял как мир социализ-ма, равенства и справедливости, свободного труда без эксплуа-тации .

Возможность ликвидации основных препятствий на пути к сво-боде - государства и религии М.А. Бакунин видел в присущей че-ловеку способности мыслить и потребности бороться. Разум пре-одолеет религию, а бунт разрушит государство. Цель и критерий прогресса представлялись ему как постоянное возрастание свободы личности, во имя которого допустимы любые действия.

В 1864-1865 гг. он создал тайное общество «Интернациональное братство »; в 1867-1868 гг. выступал с пропагандой своих идей на конгрессах «Лиги мира и свободы» в Женеве. Тогда же образовал анархистскую организацию «Международный альянс социалистической демократии », которая была принята в I интернационал. В 1868 г. под его редакцией и с его программной статьей в Швейцарии вышел №1 журнала «Народное дело».

В 1869 г. Бакунин вступил в тесные отношения с одной из самых одиозных фигур революционного подполья - С.Г. Нечаевым, чтобы распространить на Россию влияние анархистской международной организации, однако в 1870 порвал с ним. К 1869-1870 гг. относится ряд печатных обращений Бакунина к русской молодёжи; в 1873 г. появилась его книга «Государственность и анархия », отрицавшая любые формы государства . Бакунин внушал молодёжи, что русский крестьянин - революционер по природе, поэтому «ничего не стоит поднять любую деревню» и призывал к установлению «всеми возможными средствами живой бунтовской связи между разъединёнными общинами». Программа Бакунина состояла из «освобождения умственного » (распространение в народе атеизма), социально-экономического (передача средств производства земледельческим общинам и рабочим ассоциациям) и политического (замена государственности федерацией земледельческих и фабрично-ремесленных артелей). Предполагалось также осуществить «полную волю всех народов, ныне угнетенных империею, с правом полнейшего самораспоряжения ». Идеи Бакунина воплотились в программах и деятельности разных подпольных кружков, а также организации «Земля и воля».

Узловой элемент бакунинского мировоззрения - концепция закономерностей возникновения государства, его роли в жизни общества и путей к его "разрушению" и установлению безгосударственного общественного самоуправления . Определенной исторической роли государства Бакунин не отрицал. В его глазах государство - зло, но зло исторически оправданное, в прошлом необходимое ; общество и государство не тождественны, а государство не вечно, оно лишь временная общественная форма , которая должна полностью и коренным образом перестроиться, исчезнуть, раствориться, стать простой "канцелярией" общества, "центральной конторой".

Антиэтатист Бакунин мечтал о "безгосударственных" формах политической и экономической организации жизни общества . Его идеал - не общество, организованное в государство, а общество, организованное на социально-политических началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций и на началах социализма : свободы, равенства, справедливости для трудящихся, освобожденных от всякой эксплуатации. Бакунинский принцип : свобода без социализма - это несправедливость, а социализм без свободы - это рабство .

В 1870 г. Бакунин участвовал в Лионском восстании , в 1874 - в выступлении анархистов в Болонье (Италия ). В 1872 г. на Гаагском конгрессе он был исключен из Интернационала , что привело к расколу организации и переезду Генерального совета в Нью-Йорк (анархический Интернационал, объединявший сторонников Бакунина, действовал в Европе до 1876 г.). Умер Бакунин в Швейцарии, там и похоронен.

Время показало утопичность воззрений Бакунина. Всенародный бунт и вольная организация масс ведут куда угодно, но только не к свободе и справедливости. Советские идеологи относились к Бакунину неоднозначно, так как он был оппонентом марксизма. Однако его вклад в разрушение русской государственности был признан, поэтому его имя появлялось на картах СССР.

В дальнейшем принципы индивидуализма и ненасилия (основ-ные в доктрине П. Прудона) продолжали развиваться периферийны-ми течениями анархизма. Идеи же М.А. Бакунина о необходимости коллективной собственности и насильственной революции домини-ровали в анархистском движении со времени I Интернационала до окончательного крушения анархизма как массового движения в пе-риод гражданской войны в Испании в 1939 г.

5.Анархический коммунизм П.А.Кропоткина

Последователь М.А. Бакунина русский революционер П.А. Кро-поткин пошел дальше его коллективизма и сосредоточил усилия на теоретической разработке идеала будущего анархического обще-ства , раскрытого в работах «Хлеб и Воля» (1892), «Поля, фабрики и мастерские» (1899), «Анархизм. Его философия и его идеал» (1900) и др.

Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921 ) - представитель старинного русского княжеского рода Рюри-ковичей. Кропоткин получил образование в привилегирован-ном высшем военном учебном заведении России — Пажеском корпусе (1857-1862) и как лучший его воспитанник в 1862 г. стал камер-пажем (помощником) императора Александра II . Хотя перед Кропоткиным открывались блестящие карьерные перспективы, он выбрал военную службу в Сибири — в Амур-ском казачьем войске. В 1862—1867 гг. он совершил ряд путе-шествий по Амурскому краю и Северной Манчжурии, первым среди русских географов составил подробное описание этого региона . После отставки в 1867-1868 гг. учился на физико-ма-тематическом факультете Петербургского университета и про-должал исследования в области географии и геологической ис-тории; в 1868 г. был избран членом Русского географического общества (РГО) и стал секретарем Отделения физической гео-графии , занимал этот пост до 1871 г.

Считается, что впервые с социалистическими идеями Кропоткин столкнулся во время службы в Сибири, а европей-ское путешествие 1872 г. привело его к знакомству со взгля-дами идеолога анархизма Михаила Александровича Бакунина (1814-1876) и деятельностью I Интернационала , к бакунин-скому крылу которого он присоединился. Возвратившись в Россию, он присоединился к подпольной революционной груп-пе «чайковцев» и начал пропагандистскую работу среди петер-бургских рабочих ; был арестован в 1874 г. и заключен в Петро-павловскую крепость , где имел возможность продолжать иссле-дования в интересах РГО, но в 1876 г. смог бежать за границу . В Европе Кропоткин возобновил сотрудничество с революцио-нерами и анархистами, став после смерти Бакунина их интел-лектуальным лидером , но одновременно продолжилось и его преследование со стороны властей сначала Швейцарии (вы-слан по требованию русского правительства), потом Франции (арестован по обвинению в подрывной деятельности и приго-ворен к пятилетнему заключению ).

После досрочного освобож-дения в 1886 г. (в Европе развернулась кампания за его осво-бождение, в которой участвовали Эрнест Ренан, Виктор Гюго, Герберт Спенсер и другие известные европейцы) Кропоткин перебрался в Великобританию, где провел следующие три-дцать лет жизни , ведя активную научную и публицистическую деятельность: сотрудничал с ведущими британскими научными журналами и обществами (в 1893 г. избран членом Британской научной ассоциации ), основал анархистский журнал «Свобо-да », много писал.

В Россию Кропоткин вернулся после Фев-ральской революции в возрасте 74 лет. Триумфальная встреча в Петербурге 12 июня 1917 г., процесс спонтанного формиро-вания коммун и советов породили в Кропоткине надежду на скорую реализацию его мечты — анархо-коммунистического об-щества. Он в целом критически воспринял Октябрьскую рево-люцию, считал, что большевики пошли по неверному пути, стремясь к построению диктатуры пролетариата, и тем самым «похоронили» революцию . В этот период он вступил в перепи-ску с В.И. Лениным и даже несколько раз встречался с ним, предупреждая о грядущей победе новой бюрократии и восста-новлении репрессивного государства в результате диктатуры пролетариата и большевистского переустройства страны , что подтвердилось дальнейшим ходом событий. Последние годы жизни Кропоткин посвятил разработке проблем этики.

Автор ряда работ , среди которых: «Речи бунтовщика» (1885), «Современная наука и анархия» (1892), «Записки революционера» (1899), «Анархизм. Его философия и его идеал» (1900), «Взаимная помощь как фактор эволюции» (1902), «Государ-ство, его роль в истории» (1904), «Анархия и ее философия» (1905), «Нравственные начала анархизма» (1906), «Русская ре-волюция и анархизм» (1907), «Великая французская революция. 1789-1793 гг.» (1909), «Этика» (незакончена, публикация 1922 г.) и др.

Как отмечал сам Кропоткин, главная цель его деятельности как революционера и как ученого состояла в том, чтобы дать оригинальному анархическому принципу, известному как анар-хический коммунизм (анархо-коммунизм), научное обоснова-ние и выработать отвечающее этому принципу мировоззрение , которое позволило бы осуществить анархический коммунизм как высшую ступень социальной эволюции на практике . И хотя он разделял представление о государстве как об «абсолютном зле» (однако без отрицания политики, которая в будущем должна быть основана на всеобщем участии), порабощающем человека уже с детства, как о главном источнике социальных и политических бед и «непрерывной войны человека с челове-ком», критиковал капитализм как лишенный «научных и гума-нитарных основ» и «бессмысленно расточающий производи-тельные силы и общественный капитал», именно попытка со-здания позитивной программы анархизма в виде идеального устройства общества в противовес монополии стихийного антиэтатизма существенно отличает анархизм Кропоткина от теорий его предшественников , в особенности Бакунина. Более того, Кропоткин считал возможным целенаправленное движе-ние к анархо-коммунистической модели безгосударственного и безвластного общественного устройства, основанного на феде-рации свободных производственных коммун, открывающих личности возможности для безграничного развития , которых она ранее была лишена консервативным и репрессивным бю-рократическим государством.

От апологии «тотального отрицания », манифестом которо-го стала работа 1885 г. «Речи бунтовщика», Кропоткин в даль-нейшем перешел к научному обоснованию анархо-коммунизма путем создания основанной на «индуктивно-эволюционном ме-тоде» «синтетической теории», соединяющей естественно-на учные и социальные исследования. «Синтетическая теория» рассматривала человечество и природу в тесной, «органиче-ской» взаимосвязи, являясь таким образом радикальной тео-рией человеческой экологии: «Анархия — нечто большее, чем простой способ действия или чем идеал свободного общества. Он представляет собой, кроме того, философию как природы, так и общества».

Социально-политические концепции Кропоткина построены на предложенном им «всеобщем законе взаимной помощи», вос-ходящем к дарвинизму. Согласно Кропоткину, главной движу-щей силой эволюции видов (равно как и прогресса человечест-ва) является сотрудничество, взаимопомощь («инстинкт общи-тельности»), которые и в животном мире, и в человеческом обществе — доминирующая тенденция, правило (наряду с борь-бой, с которой взаимопомощь пребывает в диалектическом от-ношении), а не исключение , хотя он и признавал, что некото-рые современные экономические, политические и террито-риальные формы организации человеческого общества могут сильно затруднять свободную взаимопомощь и причинять вред выражающим ее институтам, таким как род, племя, деревенская община, гильдия, рабочие ассоциации и др., нанося ущерб нрав-ственному началу. Однако даже капиталистическое государство не в состоянии полностью подавить свободную взаимопомощь, которая выражается в распространении различных современ-ных автономных ассоциаций, таких как профсоюзы, кооперати-вы и прочие объединения на основе неполитических интересов .

Эволюция форм человеческого общества также связана с реализацией закона взаимной помощи первобытные племена уступают место сельским общинам, на смену которым прихо-дят вольные города, которые в свою очередь сменяются госу-дарствами . Данная типология человеческих общежитий стано-вится источником специфической историософии Кропоткина, для которой характерно циклическое видение истории. Вели-кие цивилизации древности уже проходили по этому пути, за-вершавшемуся их неизбежной гибелью. Современная европей-ская цивилизация также приближается к «закату», который должен стать, по Кропоткину, началом перехода к анархо-коммунистическому строю без государства и принуждения, без по-литической власти и лидеров, без розни и вражды .

В основе анархо-коммунистического общества Кропоткину виделось со-четание взаимной помощи, солидарности и «децентрализма» (в том числе и как особой формы регионализма, ведущего к взаимообмену товарами и информацией между федерациями коммун). Главным элементом анархо-коммунистического обще-ства должна стать самоуправляющаяся производственная ком-муна , в которой «промышленность соединяется с земледелием, умственный труд — с ручным», где господствует обязательный для всех труд и пол-ностью обобществлены не только средства производства, но и предметы потребления . Благодаря строгой регламентации внутренней жизни общины идеал П.А. Кропоткина имеет некоторое сходство с «казарменным коммунизмом ». Как и все создатели классиче-ских утопий, Кропоткин тщательно регламентировал жизнен-ный уклад такой коммуны, подверженной значительным уравнительным тенденциям, что в результате как раз и ограничива-ет свободу личности, к которой он так стремился. Особое внимание Кропоткин уделил образованию в коммунах, постро-енному на либертаристских принципах, подчеркивая, что об-разование должно облегчать выбор, воспитывать ответствен-ность , а не «ковать» характер.

Кропоткин даже в начале своей революционной деятельно-сти не был сторонником , как, впрочем, и не был практиком нео-граниченного насилия (террора) для достижения равенства и справедливости (ведь это может обернуться гражданской вой-ной и «увеличением взаимной ненависти»), чем отличался от многих русских радикалов и анархистов, видя главный смысл революции («ускоренная эволюция, ускоренное развитие и бы-стрые перемены») в создании альтернативных существующим социальных институтов и форм поведения, в общем изменении социальной среды (но вместе с тем он отвергал и реформист-ские проекты социальных преобразований).

В СССР анархизм Кропоткина расценивался как враждебный марксизму, а гума-низм его концепций считался слишком абстрактным и противо-речащим «пролетарской идеологии». В целом идеи Кропотки-на о местном самоуправлении и пользе местных инициатив, требования ограничить централистские притязания государст-ва и призывы к децентрализации , помимо значительного влия-ния в конце XIX — начале XX вв. и даже частичной реализации анархическим движением в Испании, по-прежнему актуальны.

6.Анархо-синдикализм

В XIX в. идеи анархизма получили некоторое распространение во Франции, Швейцарии, Испании, Италии и США . Тем не менее, попытки путем агитации подтолкнуть массы к восстанию закончились неудачей, что обусловило поворот анархизма к т.н. пропаганде действием, призванной при помощи террора в отношении представителей господствующего класса спровоцировать массовые революционные выступления. Поражение анархизма и на этом направлении способствовало формирова-нию принципиально новой тактической линии, предполагавшей в борьбе за уничтожение буржуазного государства использовать в качестве опоры пролетарские профсоюзные организации и положившей начало анархо-синдикалистскому течению в международном рабочем движении.

В основе анархо-синдикализма лежит идея о том, что только революционные организации трудящихся, базирующиеся на принципах взаимопомощи и коллективного самоуправления должны, и могут способствовать построению нового, действительно справедливого общества . Анархо-синдикализм рассматривает борьбу с государством как главную составную часть процесса разрушения капиталистического строя, движущей силой которой должна стать экономическая, а не политическая организация рабочего класса .

Анархо-синдикализм , или рабочий анархизм, признает только низовую, неиерархическую, самоорганизацию трудящихся и отвергает любые партии, равно как и любые органы власти . Анархо-синдикалисты призывают к развитию навыков самоуправления и солидарности через самоорганизацию в повседневной борьбе за улучшение жизненных условий и расширение прав наемных тружеников, против произвола капитала и государства, проводя забастовки и другие подобные акции протеста, чтобы подготовить тем самым социальную революцию , которая должна привести к торжеству либертарного (свободного, вольного) коммунизма.

Важнейшими принципами анархо-синдикализма являются:

Ø coлидарность рабочего класса,

Ø прямое действие,

Ø самоуправление.

Рабочая солидарность означает, что все рабочие (без различия рас, пола, национальности и т.п.) противостоят своим работодателям . Кроме того, это подразумевает, что всякие поражения или уступки в классовой борьбе, сделанные в отношении к работодателям, коснутся, так или иначе, всех рабочих. Т.е. в целях освобождения рабочие должны поддерживать друг друга в борьбе; отсюда и анархо-синдикалистский лозунг : «Нападение на одного из нас — это нападение на всех!».

В действии предпочтение отдаётся так называемому «прямому действию » - действию, направленному на прямое достижение поставленных целей. Согласно этой этике, отвергается представительство, участие в представительской демократии и т.п. В дальнейшем считается, что организации рабочих (те, которые борются против системы наёмного труда и бюрократизации рабочего движения и, возможно, создадут основу нового общества) — должны быть самоуправляемыми . В них не должно быть боссов, напротив — трудящиеся должны уметь принимать решения, которые касаются своих коллективов и условий труда . Передача экономической и политической власти небольшой группе функционеров приведёт к наихудшей форме эксплуатации, но не к социализму, что было достаточно рано опознано и критиковалось анархо-синдикалистами в развитии таких стран как СССР, Китай, Куба, Албания и т.д.

Помимо непосредственной борьбы на рабочем месте, важной темой является борьба с милитаризмом и войной . Кроме того, анархо-синдикалистское движение критикует разрушительный, варварский способ хозяйствования при капитализме и борется с разрушением окружающей среды, патриархатом, расизмом и фашизмом . Анархо-синдикализм стремится к обществу, устроенному по принципам солидарности, свободы, равенства и просвещения . Земля, строения, средства производства, транспортная система и СМИ перейдут в коллективную собственность, чтобы положить конец обществу, раздираемому классовыми противоречиями.

Анархо-синдикализм возник в XIX столетии ввиду сходства целей анархистов и синдикалистов. Жорж Сорель использовал этот термин, чтобы описать свою теорию, объединяющую иррациональное насилие с синдикализмом . До первой мировой войны анархо-синдикалисты были значительной общественной силой во Франции.

Цели анархо-синдикалистов:

1.Свободное объединение людей в коммуны и их федерации вплоть до всемирного уровня.

2.Организация труда ассоциациями производителей.

3.Ликвидация частной собственности и государства — капитализма и иерархии, принуждения, будь то экономическое, или внеэкономическое.

4.Свободное развитие каждой личности во всех её проявлениях.

Рабочие-анархисты организуются в союзы и общества рабочего сопротивления — межпрофессиональные или по отдельным профессиям. В таких организациях не должно быть вождей, а также «освобождённых», платных функционеров .

Свободное объединение людей в коммуны и их федерации вплоть до всемирного уровня — действуя по принципу горизонтальной самоорганизации люди сами, без чьей бы то ни было указки смогут организовать жизнь так, как они того действительно захотят, и учитывая мнение по возможности каждого отдельного человека, а не узкой группы лиц, как это происходит в государстве или капиталистическом предприятии (фирме) бюрократов, а все решения должны приниматься общими собраниями трудящихся.

Организация труда ассоциациями производителей — исходным пунктом является понятие о том, что такое современное положение вещей, когда руководство предприятий распоряжается результатами труда непосредственных производителей является несправедливой, и, по сути, является грабежом трудящихся. В обществе же либертарного коммунизма подразумевается, что организовывать производственный процесс будут сами трудящиеся, всем производственным коллективом , а, так как все они являются жителями какой-то области, федерации, коммуны или общины, то и участвовать в непосредственном распоряжении плодами труда будут все жители.

Ликвидация частной собственности и государства — капитализма и иерархии, принуждения, будь то экономическое, или внеэкономическое — частная собственность возникла, когда общество стало расслаиваться на угнетённых и угнетателей, и чем больше увеличивался между ними разрыв, тем больше укоренялся институт частной собственности , который способствовал все большему разрыву межличностных отношений, приводя к тому, что человек действительно становился человеку волком . Таким образом, ликвидируя данный институт, анархо-синдикалисты добиваются торжества принципа солидарности, и ликвидации самого существования класса господ , которые заставляют основную массу населения жить по навязываемым им предписаниям, которые не учитывают мнения большинства, и не способствуют их полноценной самореализации.

Соответственно и государство рассматривается именно как орган насилия и принуждения, в действительности необходимый лишь узкой группе лиц, стремящихся сохранить своё господство. Уничтожив государство, капиталистические отношения, искоренив в обществе иерархию, а также экономическое и внеэкономическое принуждение анархо-синдикалисты стремятся к созданию общества, живущего в гармонии между всеми его членами , которые сами, коллективно распоряжаются своей судьбой.

Свободное развитие каждой личности во всех её проявлениях — даже во время расцвета социального государства (которое активно сворачивается с развитием капиталистической глобализации и неолиберализма) люди так и не получили возможности для полноценного самосовершенствования, саморазвития, так как их возможности всегда ограничивались теми пределами, которые устанавливала государственная власть, и что им позволяли экономические возможности. Это положение дел анархо-синдикалисты и стремятся исправить, предоставив возможность каждому члену общества возможность для максимально возможного самосовершенствования и развития, которое будет ограничено только ресурсами, возможностями общества .

Значительной спецификой отличался ненасильственный анар-хизм Льва Толстого . Он был разработан в его поздних романах и этических трактатах («Исповедь », 1879; «В чем моя вера », 1882; «Царство Божие внутри нас », 1899) и основывался на рационалис-тическом переосмыслении христианства.

Прогресс представлялся Л. Толстому как преодоление всех форм насилия путем «непротивления», полного отказа от насиль-ственной борьбы и сосредоточения человека на задачах личного нравственного усовершенствования . Считая злом любое принужде-ние, писатель пришел к безусловному отрицанию государства, ко-торое предлагал упразднить путем ненасильственного уклонения членов общества от обязанностей перед ним (уплата налогов, отбы-вание воинской повинности и пр.), отказа от участия в политиче-ской деятельности. Эти идеи существенно повлияли на идеологию и практику национально-освободительных движений в Китае и осо-бенно Индии.

В начале XX в. русский анархизм представлял собой конгломе-рат разнообразный течений - от «безначальцев », приверженных террору и экспроприации, «хлебовольцев », создававших земледель-ческие коммуны и отрицавших террор, до «христианского анархиз-ма » Льва Толстого, ратовавшего за христианские общины как аль-тернативу государству

Утверждение власти большевиков было воспринято большин-ством анархистов как «восстановление государственного гнета ». В 1919 г. ими была образована «Всероссийская организация анархи-стов подполья », осуществившая ряд террористических актов. Анархисты играли заметную роль в крестьянском повстанческом движе-нии на Украине в 1918-1921 гг. во главе с Н.И. Махно . Движение под лозунгами «безвластного государства» и «вольных советов» было направлено как против «белых», так и против «красных », вступая с последними в тактические временные соглашения. После поражения и эмиграции Н.И. Махно последние очаги сопротивле-ния анархистов были подавлены, а к концу 1920-х гг. все организа-ции анархистов ликвидировали карательные органы.

В конце 1930-х гг. анархизм как массовое движение практически перестал существовать . Влиятельное в Италии , оно было раз-громлено фашистским правительством Б. Муссолини в 1920-х гг. В Германии анархисты были уничтожены нацистами в 1930-х гг. В Японии анархистские организации, возникшие в период русско-японской войны 1904-1905 гг., были разгромлены в 1935 г., когда их обвинили в подготовке военного переворота.

В 1970-1980 -х гг. анархистские методы ведения политической борь-бы использовались такими левоэкстремистскими организациями , как «Фракция Красной Армии» и «Красные бригады ». Анархист-ские группы и структуры носят в большинстве своем маргинальный характер. Влияние идей анархизма остается заметным в таких областях общественной жизни, как защита гражданских прав и окружающей среды, проти-водействие негативным последствиям глобализации.

Современное анархистское движение весьма разнообразно и включает в себя множество течений. Наряду со «старыми» анархистами, то есть представителями классических направлений в анархизме, преимущественно анархо-синдикалистами и анархо-коммунистами, существует например такое движение как анархо-примитивизм.

Существуют также проанархистские движения «автономистов», ред-скинов (красные- и анархо- скинхеды), экологических движений, различных культурных инициатив, поселений, которые насчитывают десятки тысяч активистов. Они борются за так называемую «деколонизацию повседневной жизни» в нынешнем обществе.

Следуя традиции ситуационистов и новых левых, многие современные анархисты пытаются создать некую альтернативу отчуждённому и репрессивному социуму, решая все вопросы коллективно, на основе консенсуса, уважая личность и избегая всякого авторитаризма и иерархии . Патриархату противопоставляется равенство полов, традиционным семейным отношениям — коммуны, иерархии — самоуправление. Пропагандируются и активно практикуются экологизм, антиимпериализм и антифашизм .

Анархисты активно выступают против дискриминации по национальному, гендерному, сексуальному признакам, против межгосударственных войн и политики неоколониализма . Анархисты весьма активны в антифашистском движении , постоянно участвуют в уличном противостоянии с неофашистами и неонацистами, а также полицией. В семидесятые огромный размах и известность приобрело антиядерное движение , в котором активно участвовали анархисты и автономы. Это было очень массовое движение, в котором активно участвовала западная молодёжь. Автономы-сквоттеры часто захватывают пустующие здания, которые они превращают в центры либертарной культуры и политики. Существуют различные анархистские коммуны , одной из самых знаменитых из которых является коммуна Христиания в Копенгагене .

В целом ряде стран продолжают действовать традиционные анархо-синдикалистские профсоюзы и пропагандистские организации , из которых наиболее крупными являются САК в Швеции , НКТ и ВКТ в Испании , УСИ в Италии , НКТ-МАТ и НКТ-Ф во Франции , ФАУ в Германии (в них состоят десятки тысяч человек).

Во многих странах мира насчитываются десятки тысяч сторонников анархистских идей. Появились группы анархистов и в тех странах, в которых их никогда не было, например, в Нигерии, Турции, Ливане, Бангладеш . Греческое анархистское движение является на сегодняшний день одним из самых сильных в либертарном лагере.

Во всём мире существуют многочисленные анархистские издания, исследовательские центры, библиотеки (среди них английское издательство «Фридом», основанное Кропоткиным, американский журнал «Анархия: журнал вооружённого желания», немецкое издание «Шварцен фаден», швейцарская анархическая библиотека СЕРА и др.).

В XXI в. явно анархистскую окраску приобретает движение ан-тиглобалистов . Следуя анархистской традиции, левое крыло анти-глобализма считает государство инструментом господства и угнете-ния и призывает к его замене самоорганизованным обществом. Анархисты играют наиболее активную роль в осуществлении са-мых радикальных антиглобалистских акций , как это имело место в Сиэтле, Барселоне. Генуе и других городах, где проходили форумы мировой экономической и политической элиты.

Представления анархистов о будущем общественном устройстве весьма туманны, что является причиной идейной и политической неопределенности их действий. Стремление анархистов к органи-зации общества на началах самоуправления, автономии общин и наций, на принципах свободы и равенства, справедливости, осво-бождения от эксплуатации находит понимание у левых партий, солидаризирующихся с ними.

Литература

Антология современного анархизма и левого радикализма. Том 1. Без государства. Анархисты. М.: Ультра. Культура, 2003.

Бакунин М.А. Анархия и порядок. М.: ЭКСМО, 2000.

Боровой А.А. Анархизм. М.: КомКнига, 2007.

Дамье В.В. Анархо-синдикализм в XX веке. М.: ИВИ РАН, 2001.

Кропоткин П. Анархия, ее философия, ее идеал // Сочинения / Сост., вст. ст. и коммент. М.А. Тимофеева. М.: ЭКСМО, 1999.

Кропоткин П. Записки революционера. М.: Мысль, 1990.

Нозик Р. Анархия, государство и утопия / Роберт Нозик; пер. с англ. Б. Пинскера под ред. Ю. Кузнецова и А. Куряева. — М.: ИРИСЭН, 2008. 424 с.

Рябов П.В. Краткая история анархизма. Краснодар: Чёрное и красное, 2000.

Рябов П.В. Философия классического анархизма (проблема личности). М.: Вузовская книга, 2007.

Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994.

Шубин А.В. Анархия — мать порядка. Между красными и белыми. М.: Яуза, Эксмо, 2005.

Анархо-индивидуализм (или индивидуалистический анархизм) (от греч. αναρχία - безвластие; лат. individuum - неделимое) - это одно из направлений анархизма. Базовый принцип традиции индивидуалистического анархизма – право свободно распоряжаться собой, которое присуще любому человеку от рождения вне зависимости от его пола.

Современные сторонники анархо-индивидуализма представляют новое общество как бесконфликтное общество, базирующееся на приоритете личности мелких собственников, вступивших во взаимный договор по вопросам самоуправления без государственных органов власти.

Основоположником этого направления анархизма считается немецкий нигилист Макс Штирнер (1806–1856 гг.), который в своем главном труде «Единственный и его собственность» (русский пер. в 1922 г.) пытался доказать, что единственной реальностью является индивид и всё имеет ценность лишь постольку, поскольку служит индивидууму.

Экономические представления анархо-индивидуалистов сложились в основном под влиянием теории мютюэлизма (взаимности услуг) французского философа и экономиста Пьера-Жозефа Прудона.
…«вы хотите нашего уважения, так купите его у нас по той цене, которую мы установим. <...> Если же вы сработаете что-нибудь в десять или сто раз более ценное, чем наша собственная работа, вы и получите в сто раз больше; но и мы тогда сумеем изготовить многое, что вы оплатите нам выше, чем по обыкновенной поденной плате. Мы уже сговоримся друг с другом; если только согласимся в том, что никто ничего не должен дарить другому.» Макс Штирнер, «Единственный и Его собственность»

В США идеи анархо-индивидуализма были восприняты и развиты Джошуа Уорреном, Лисандром Спунером, Бенджаменом Таккером.

Утверждения, исходящие из индивидуалистического анархизма:
люди не должны находится в зависимости от общества;
все теории, описывающие, как люди могут работать вместе, должны пройти испытание практикой:
целью должна являться не утопия, а реальная справедливость.
(с)Анархопедия

Впервые на просторах России мы предлагаем Вам ознакомиться с таким анархическим течением как христианский анархизм. Спешите читать:)

Христианский анархизм – это традиция в религиозной, философской и общественно-политической мысли, развивающая заложенные в учении Иисуса Христа философские, этические идеи о стремлении к духовному, политическому и социально-экономическому освобождению человека от общественных отношений, основанных на насилии и угнетении. Христианство даёт ответ на актуальные вопросы современности, исходя из религиозных, этических норм. Анархизм как социально-политическое учение способен дать решение политических и экономических проблем современного общества, не разрешимых лишь с этической точки зрения.

Безусловно, не существует и не должно быть искусственного соединения христианства и анархизма. Следует помнить, что изначально учение Христа и апостолов было анархическим по своей сути. Ведь само представление о свободе как цели человеческой истории в европейской цивилизации сформировалось впервые как раз в рамках христианского учения. В христианстве Бог как изначально свободный творец мира создаёт человека по своему образу и подобию, а значит – так же свободным в своём выборе, способным к самостоятельному творчеству жизни, не нуждающимся в какой-либо власти извне. В этом и заключается в христианстве главное обоснование возможности анархических, безвластных отношений между людьми.

Христианские анархисты выступают за немедленное воплощение в жизнь принципов гармонии и свободы. С точки зрения христианских анархистов, личность является первичным и единственным полноценным субъектом общественной жизни. В качестве ведущего фактора перемен в христианском анархизме выдвигается этическое развитие личности. Преодоление социальной несправедливости и угнетения возможно не в результате захвата власти и проведения «реформ» сверху, а лишь в результате изменения общественных отношений, готовности к этим переменам отдельного человека.

(с) st_kropotkin

Анархо-коммунизм (от греч. αναρχία - безвластие; лат. commūnis - общий) - это одно из направлений анархизма, целью которого является установление анархии (то есть безвластного общества, в котором отсутствуют иерархия и принуждение), основанного на взаимопомощи и солидарности всех людей. Основоположником анархо-коммунизма считается Пётр Алексеевич Кропоткин (1842-1921).

Основы анархо-коммунизма

Децентрализация
Свобода
Равенство
Взаимопомощь

Децентрализация – то есть замена централизованного управления крупными территориальными объединениями, а так же производством, коллективным самоуправлением на местах.

Свобода – имеется в виду в первую очередь свобода для полного и всестороннего развития личности без внешнего ограничения в лице государственного правительства, а так же финансового. Соответственно речь идет о свободе от политического и экономического давления, когда правители принуждают человека поступать тем или иным образом, с оглядкой на государственные законы, а товарно-денежные отношения вынуждают продавать свою рабочую силу владельцам частной собственности и средств производства.

Равенство – имеется в виду равенство возможностей, а так же стартовых условий, то есть, в первую очередь экономическое равенство.

Взаимопомощь – речь идет о том, чтобы заменить эгоизм, который разделяет людей, солидарностью, призванной восстановить общественную гармонию, когда люди помогают друг другу и заботятся о ближних, исходя из принципа “поможешь ты, помогут тебе”.

Анархо-коммунизм подразумевает эгалитаризм и отказ от социальной иерархии и социальных различий, которые являются результатом неравного распределения богатства, а так же как отмену частной собственности и товарно-денежных отношений. Вместо них предлагается коллективное производство и распределение богатств посредством добровольной ассоциации. При анархистском коммунизме больше не должно быть государственной и частной собственность. Каждый человек и/или группа лиц будут свободны способствовать производству и удовлетворить своих потребности, основанных на их собственном выборе. Подразумевается, что системами производства и распределения будут управляться самими их участниками соответствующих процессов.

«Мама - анархия, папа - стакан портвейна» - так в песне В. Цоя сообщают о себе некие молодые люди. С портвейном, допустим, все ясно, но при чем здесь анархия? Попытаемся понять.

Анархизм (дословно - безвластие) - это система философских взглядов, отрицающая всякое принудительное управление и власть одних членов общества над другими. Анархия призывает к ликвидации любых считая их органами эксплуатации и подавления. Анархист - желающий полной и абсолютной свободы.

Человечеству свойственно вольнолюбие, и потому идеи анархизма многими изначально воспринимаются с симпатией. Но позже пропадает.

Базовые принципы анархизма

Идеология анархизма базируется на замечательных принципах, таких как равенство и братство, полная свобода (в т. ч. ассоциаций) и человеческая взаимопомощь. А главное - отсутствие какой-либо власти. Настоящий анархист - это человек, искренне верящий в такое построение общества, где один вождь или их группа не смогут навязывать свои требования другим. Поэтому он отрицает не только авторитарность и тоталитаризм, но даже Анархист - это тот, кто ратует за полный отказ от принуждения личности к участию в любых действиях против ее воли (даже при наличии самых благородных целей!). Предполагается, что человек может участвовать в каких-либо общественных проектах, лишь осознавая свою собственную ответственность. А так как личность мало что может сделать в одиночку, предполагаются ассоциации людей, свободно объединившихся с общей целью и обладающих равными правами в ее реализации.

К вопросу об общественном управлении

Но как же можно, отрицая всякую власть, осуществлять общественное управление? Анархист - это тот, кто видит решение данной проблемы в коллективном правлении и развитии низовой инициативы. То есть при осуществлении каких-либо общественных проектов инициатива идет снизу вверх, а не сверху, как это принято сейчас (простейший пример - выборность руководства на предприятиях).

Подобный подход к общественному устройству многими рассматривается как идеалистичный. Он требует от членов общества, построенного по принципам анархизма, особой самоорганизации и высочайшего уровня культуры. Ведь человек, отрицающий власть извне, должен уметь не только свободно выстроить собственную жизнь, но и наладить мирное бесконфликтное сосуществование с другими людьми, жаждущими, как и он, полной неограниченной свободы. Нужно ли говорить о том, что в современном, не самом совершенном обществе, это почти нереально? И. А. Покровский, известный российский правовед начала 20 века, так и писал: «Если есть учение, которое поистине предполагает святых людей, так это именно анархизм; без этого он неизбежно вырождается в звериное».

Разрушать или созидать?

Известные анархисты сетуют на то, что в обществе их идеология часто воспринимается неверно; анархизму приписывают не свойственное ему желание вернуть мир к диким законам и погрузить его в хаос. Но давайте разбираться.

Анархизм как теория существует уже сотни лет и состоит из десятков направлений, зачастую противоречащих друг другу, а то и вовсе противоположных. Анархисты не могут определиться не только в своих отношениях с властями и другими партиями. Они не могут достичь единства даже в своем понимании цивилизации и технического прогресса. Поэтому в мире почти не существует примеров успешного построения, а затем и стабильного поддержания анархистами каких-либо значимых проектов. Зато примеров разрушений (впрочем, иногда полезных), осуществленных сторонниками анархии, более чем достаточно. Так что, если вернуться к песне Цоя, анархия и стакан портвейна - вполне реальное сочетание, анархизм и наган - тоже. А вот представить себе созидающего анархиста уже несколько сложнее.

План работы:

1. Анархизм: содержание, представители и основные положения.

2. Национализм: базовые принципы и разновидности.

3. Фашизм – крайняя форма национализма.

4. Глобализм: особенности возникновения и сущность.

5. Пацифизм, феминизм, экологизм и антиглобализм – идеологии альтернативных социальных движений.

6. Религиозный фундаментализм: сущность и причины возникновения роста влияния на общественность.

1. Анархизм: содержание, представители и основные положения.

АНАРХИЗМ (от греч. anarchia - безначалие, безвластие) - мелкобуржуазное общественно-политические и социально-экономические учения, враждебно относящиеся ко всякой власти и государству, противопоставляющие интересы мелкой частной собственности и мелкое крестьянство прогрессу общество, основанному на крупном производстве. Философской основой анархизма являются индивидуализм, субъективизм, волюнтаризм. Возникновение Анархизма связано с именами Штирнера (Шмидта), Прудона, Бакунина и Кропоткина. Анархисты требуют немедленного уничтожения государства, не признают возможности его использования для подготовки к революции. Анархистское учение отрицает необходимость государственной власти и политической организации общества, а также общественные движения, провозглашающие своей целью освобождение человека от всех видов политического, экономического и духовного принуждения. Анархизм во всех вариантах обязательно включает: 1) полное отрицание существующего общественного строя, основанного на политической власти; 2) представление об идеальном общественном устройстве, исключающем принуждение; 3) определенный (преимущественно революционный) способ перехода от первого состояния ко второму.

Хотя под анархизмом обычно понимают насильственное, антигосударственное движение, на самом деле анархизм - намного более тонкая и полная нюансов традиция, чем простая оппозиция государственной власти. Анархисты противостоят идее о том, что власть и доминирование необходимы для общества, и вместо них предлагают более кооперативные, анти-иерархические формы общественной, политической и экономической организации.

Теория анархизма вращается вокруг пяти базовых принципов: Равенство, демократия, свобода ассоциаций, взаимопомощь, разнообразие.

Равенство подразумевается как равенство по отношению к власти. Это не означает призывов к построению общества тоталитарного типа, при котором все должны выглядеть одинаково и делать одно и то же. Анархизм, наоборот, предполагает разнообразие, при котором все должны иметь одинаковый доступ к власти и равенство в принятии властных решений. Лучший способ институционализировать власть - через различные формы демократии.

Демократия - довольно расплывчатое понятие, но в общем демократия призвана дать власть каждому человеку и обеспечить равноправие каждого в принятии решений, которые влияют на жизнь всего общества. Демократия эффективна лишь в том случае, если её принципы применяются ко всем аспектам жизни общества. Капитализм, по мнению анархистов, недемократичен, особенно когда он сочетается с расизмом и сексизмом.

Свобода ассоциаций предполагает отказ от принуждения людей к участию в общественных мероприятиях или структурах против своей воли. В анархическом обществе ассоциации для удовлетворения всех общественных потребностей, любые общественные структуры должны создаваться свободно объединившимися людьми, обладающими равным правом определять будущее общества.

Анархисты полагают, что власть должна распределяться на низовом уровне, что ассоциации людей должны расти снизу вверх, а не наоборот. В качестве более крупных форм организации (вплоть до всемирных) анархисты предлагают создание федераций свободных коллективов, которые могут брать на себя управление сбором и утилизацией отходов, развитием компьютерных технологий, использованием природных ресурсов, самообороной или промышленным производством. Федерации основываются на тех же базовых принципах, но действуют через представительство от коллективов. Представители (делегаты), в анархическом понимании, являются не профессиональными политиками, а членами своих коллективов, выбираемыми лишь на время, чтобы представлять свой коллектив в определённых вопросах на уровне федерации.

Два последних принципа взаимосвязаны. Взаимопомощь - это лишь синоним сотрудничества, культурный идеал, противоположный конкуренции. Когда люди работают вместе, они достигают гораздо больших результатов, чем когда они работают друг против друга. Разнообразие - ключ к выживанию в будущем. Современное стремление нормировать всё и применить принцип конвейера ко всем сторонам общественной жизни отчуждает и разобщает людей. Это стремление также во многом является причиной разрушения окружающей среды. Разнообразие является более экологичной формой организации. Отказываясь от того, чтобы загонять реальность в государственно-бюрократические рамки понятий о порядке, навязываемые верховной властью, анархисты полагают, что общественные организации более эффективно удовлетворяют интересы своих членов, когда те имеют возможность формировать их по своему усмотрению. Таким образом, анархисты поддерживают различные формы демократии, семейной организации, производства, приёма пищи, искусства и чего угодно. Когда люди живут разнообразно, они взаимодействуют более естественно и непосредственно. Кроме того, разнообразие людей приводит к тому, что их становится сложнее контролировать.

По мнению сторонников анархизма, понятия «анархизм» и «анархия», безусловно, принадлежат к числу тех, которые наиболее часто представляются в искажённом виде и ошибочно используются в значении «хаос» или «беспорядок» - при этом утверждается, что анархисты якобы желают общественного хаоса и возврата к «законам джунглей».

Греческую приставку а- в слове «анархия» следует понимать как "отсутствие", а не "противостояние" или "противоположность" (власти).

Сторонники анархизма считают, что в последнее время эта философия, несмотря на представление анархии как стремления к хаосу и полному насилия беспорядку, получает всё большее распространение.