Русская церковь в сан франциско. Православный паломник. Священник из Сан-Франциско рассказывает о почитании мощей Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича)

За те двести лет, сколько существует в Америке Православие, там появились свои святые, мученики и чудотворцы, о которых в России пока известно мало. Но есть и те, кого у нас уже давно знают и любят. Такие, например, как святитель Иоанн Шанхайский. Этот святой провел последние годы своей жизни в Калифорнии, в городе Сан-Франциско, куда и отправилась наш корреспондент Екатерина СТЕПАНОВА, чтобы встретиться с людьми, которые его помнят, и посмотреть, как живут православные американцы сегодня.

Островитяне
Ошибиться с посадкой на самолет в США невозможно -- американцев видно издалека. У выхода к трапу на груде рюкзаков расположилась группа студентов. И молодые люди, и девушки одеты в голубые джинсы, белые кроссовки и яркие толстовки с указанием, откуда они приехали: Гарвард, Стэнфорд, Техас, Чикаго. Кроме молодежи самолет ждут четыре инвалида в колясках, которым все охотно помогают, и несколько пожилых семейных пар в легких спортивных костюмах и мокасинах. Все они -- молодые, старые, больные и здоровые -- широко улыбаются белозубыми ртами и очень громко разговаривают и смеются. Только один уставший клерк в черном офисном костюме с ноутбуком затесался в эту шумную компанию, и тот был в белых кедах, хотя туфли у него тоже были с собой -- в пакете.



Жители Старого Света часто воспринимают Америку как большой, но оторванный от остального мира остров, а американцев -- как островитян: Америка думает по-своему, интерпретируя происходящие в мире события на свой лад. И у нее есть на то право, точнее, в Америке просто все есть: своя нефть, свои семь чудес света, свои Париж, Москва и Ново-Дивеево.
Православие в Америке имеет давнюю историю: в 1784 году русские колонисты построили первый храм на Аляске (кстати, через сто лет в 1898 году Алеутскую и Аляскинскую кафедру возглавил свт. Тихон, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, которого в Америке очень почитают). Русские поселения существовали еще в четырех штатах: в Британской Колумбии, Вашингтоне, Орегоне и Калифорнии. К 1808 году в этих колониях уже проживало около 40 тысяч человек. Центром всех поселений была церковь. «Однажды в Омске, -- рассказывает одна русская американка, -- в церковной лавке меня спросили: “А разве есть в Америке христиане?” -- я ответила, что не только христиане, но и православные есть, даже русские! Тогда тетушка из лавки заохала, засуетилась, набрала мне иконочек и просила передать православным братьям и сестрам! Представляете, она и не могла подумать, что здесь в Америке есть православные! Наверноt, думала, у нас одни команчи».

Первая волна русской эмиграции попала в Америку после революции 1917 года и оказалась в Калифорнии на апельсиновых или клубничных плантациях. Те, у кого не было денег, поручителей или родственников, могли попасть на пароход в Новый Свет, только подписав контракт на работу наемником в сельскохозяйственной отрасли. Работа была очень тяжелой. Когда срок договора заканчивался, русские уходили с плантаций на более привычную работу. Начали потихоньку обживаться, расселяться по другим штатам, чтобы переждать тяжелые времена и вернуться в Россию. Вторая волна эмиграции -- это люди, оказавшиеся за границей во время Второй мировой войны, или та же первая волна, но только осевшая до войны в Китае, а уже оттуда в конце 40-х годов попавшая в Америку, и тоже, как они надеялись, «временно». Третья волна -- эмиграция из Союза 60-80-х годов. Многие современные эмигранты, уехав из России, возвращаться назад не планируют, традиции не хранят, а, наоборот, все усилия прикладывают к тому, чтобы слиться с коренными американцами, забыть родной язык. Однако и те и другие, в конце концов, встречаются в русском храме. Одни -- всеми силами сохраняя в себе и воспитывая в детях русскость, а остальные -- тоскуя по соотечественникам и задушевным беседам на кухне. «У нас в Америке в храм к Богу людей приводит общее горе, -- рассказывает Ольга Очкурова, социальный работник в Сан-Франциско, -- ведь это горе, что человек по какой-то причине оставил свою Родину».


Священником в рясе на улицах Сан-Франциско никого не удивить. В городе много разного рода необычных персонажей в "чудной" одежде - так что жители давно привыкли и не глазеют на них, оборачивая головы. Но кто понимает, что перед ними священник, уступают место в очереди, здороваются, как принято у католиков. Большинство американцев очень вежливы и доброжелательны

Языковой барьер
Те, кто уехал в Америку десять, а то и меньше лет назад, говорят уже на смеси двух языков, в то время как потомки первых эмигрантов, родившиеся за границей, говорят на чистом русском языке и часто лучше многих современных москвичей. «С Богом, с детьми и с домашними животными я говорю только на русском! -- рассказывает одна русская американка. -- Хотя я родилась в Америке, не могу представить, как бы я молилась на английском языке, он еще недостаточно впитал в себя православную культуру». «Сохранение русскости» требует больших усилий, особенно трудно научить быть русскими детей, ведь для них эта культура «родная» только в четвертом поколении. «Когда я была молодой еще девушкой, -- рассказывает матушка Елена Перекрестова, -- моя мама возила меня на русский бал в другой город, чтобы я могла общаться с русскими ребятами и в перспективе выйти замуж за русского. Она работала на почте, и когда мы возвращались с такого бала домой в два-три ночи, мама в четыре уже уходила на работу. Вот на что она шла, ради того чтобы я говорила на русском и общалась с русскими детьми».

Сейчас при сан-францисском кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» открыт православный лицей. Хотя детей там учат на английском, чтобы они потом могли поступать в американские университеты, но кроме обычных наук преподают русскую историю, русский язык, литературу и Закон Божий. «Сначала мы занимались со своими детьми дома, отдавать их в обычную школу было страшно -- чему их там могли научить?! -- рассказывает матушка Мария Котар, администратор лицея. -- А в 1994 году, когда дети подросли, мы собрались с другими родителями и решили объединить усилия». Первое время преподавали сами, потом начали набирать учителей, которых к сегодняшнему дню в школе на 70 учеников уже 20 человек.
Лицей назвали в честь святителя Иоанна Шанхайского, так как его открытие совпало с прославлением святителя. Школа находится в том же здании, что и кафедральный собор, где покоятся мощи владыки, поэтому у детей есть возможность каждый день молиться у раки. «Несколько лет назад, -- рассказывает матушка Мария Котар, -- я искала учителя русского языка, через неделю уже должны были начаться занятия, а преподавать русский некому. Прибежала к мощам владыки Иоанна, встала на колени в пустом соборе -- молюсь: “Владыка, помоги!” Я только успела подняться от мощей, как в храм вошла женщина и направилась ко мне. Подошла и спрашивает: не нужен ли нам в школу учитель русского языка? И такие истории на каждом шагу! Владыка очень нам помогает, во всем».

Живой святой
Святитель Иоанн родился в селе Адамовка Харьковской губернии в 1896 году в дворянской семье Максимовичей. По окончании юридического факультета, уже во время Гражданской войны, будущий владыка, тогда еще Михаил Максимович, вместе с родителями переехал в Югославию. Там он окончил богословский факультет Белградского университета и в 1926 году принял постриг с именем святителя Иоанна Тобольского, тоже Максимовича, последнего канонизированного в Российской империи святого -- просветителя Сибири, своего предка. Студенты сербской семинарии в городе Битоль, где преподавал иеромонах Иоанн, первыми обнаружили его аскетический подвиг: они заметили, что он никогда не ложится спать. Произошло это так: желая подшутить над учителем, студенты подкладывали ему под простыню кнопки. Но постель оставалась нетронутой. Иеромонах Иоанн ночью, молясь, обходил общежитие и осенял спящих семинаристов крестным знамением. Святитель Николай (Велимирович), бывший тогда правящим епископом в Охридской и Жичской епархии, говорил о нем: «Хотите увидеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну!»

В 1936 году будущего владыку вызвали в Белград, чтобы возвести его в епископы. «В трамвае он встретил мою маму, -- рассказывает протоиерей Стефан Павленко, клирик храма в Бурлингеме, в окрестностях Сан-Франциско, -- она спросила, по какой причине он в городе, и владыка ответил, что произошла ошибка и его вызвали вместо какого-то другого иеромонаха Иоанна, которого решено посвятить в епископы. Она снова встретила его на следующий день, и владыка сообщил ей, что ошибка еще хуже, чем он ожидал, так как в епископы решили посвятить именно его. А когда он воспротивился, указывая на свое косноязычие (владыка страдал дефектом речи), ему ответили, что и пророк Моисей был косноязычным». Епископа Иоанна направили в Шанхай, где проживала большая русская община -- 12 тысяч человек, в основном это были те, кто бежал от коммунистов через Дальний Восток.

Приютяне
Первое, что владыка сделал в Шанхае, -- открыл приют для сирот и детей, нуждающихся родителей, -- приют свт. Тихона Задонского. Одновременно в нем жило до ста детей, а всего через приют прошло более трех с половиной тысяч мальчиков и девочек. Лидия Ионина, наполовину китаянка, родилась в Сибири, но в два с половиной года, спасаясь от коммунистов, оказалась в Шанхае с отцом и больной мамой, которая вскоре умерла. «Папа не мог меня содержать, и я попала к Тихону Задонскому, -- рассказывает Лидия Николаевна. -- Владыка сам подбирал голодающих и брошенных детей в шанхайских трущобах, где таких малышей, бывало, загрызали собаки. Одну девочку владыка спас, выкупив ее за бутылку китайской водки, другого мальчика он выпросил у матери, которая “работала” в публичном доме. Фамилию и имя, если они не были известны, владыка давал детям в честь того святого, в день памяти которого они попадали в приют. Пришел в день святого Федора Стратилата -- будет Федя Стратилатов».

Однажды во время войны кормить приютян, которых набралось уже более девяноста человек, было нечем, а владыка продолжал приводить новых детей. Персонал негодовал, и как-то вечером Мария Шахматова, казначей приюта, обвинила владыку Иоанна в том, что, приводя новых детей, он заставляет голодать остальных. Тогда владыка спросил: в чем она больше всего нуждается? Мария Александровна с обидой ответила, что вовсе нет никакой еды, но на худой конец нужна овсянка, чтобы накормить детей утром. Владыка посмотрел на нее печально и, поднявшись к себе, начал молиться и бить поклоны, причем так усердно и громко, что даже соседи стали жаловаться. Утром Марию Александровну разбудил звонок в дверь, незнакомый мужчина, на вид англичанин, представился сотрудником какой-то зерновой компании и сообщил, что у них остались лишние запасы овсяной крупы и он хотел бы отдать их приютским детям. В дом начали заносить мешки с овсянкой, а владыка у себя продолжал молитву, теперь уже благодарственную.

Владыка практически каждый вечер приходил в приют и благословлял на ночь часто уже спящих приютян: «Открываю глаза, -- рассказывает Лидия Ионина, -- владыка стоит надо мной, улыбается и благословляет кроватку, я перевернусь на другой бочок и сладко засыпаю». «Во всем, что не касалось церковной жизни, службы или учебы, владыка не был строгим, -- рассказывает Владимир Красовский, регент кафедрального собора в Сан-Франциско, иконописец и бывший прислужник у владыки Иоанна. -- Он много внимания уделял молодежи, старался сделать так, чтобы мы не растворились среди иностранцев, чтобы общались друг с другом на русском языке. Мы играли в городки, организовывали вечера и танцы. Причем, пока подходящего для танцев помещения не было, владыка благословлял завешивать алтарь занавеской и танцевать в храме -- вальс, например. Но только владыка уйдет к себе, мы раз -- и ставим более современную музыку и танцуем, а он знал это и скоро возвращался, мы сразу обратно меняем -- и так весь вечер!»

Разлука
В 1949 году к власти в Китае пришли коммунисты. «Они показывали нам фильмы о том, как хорошо в СССР, чтобы мы ехали в Союз. Давали бесплатные билеты на пароход, заманивали разными способами, да только в Союзе тех, кто возвращался, тут же сажали в лагеря», -- рассказывает Лидия Ионина. Русские вновь были вынуждены бежать. У кого была возможность -- уехали в Австралию и в Европу, кто-то вернулся в Союз, поддавшись на уговоры, а примерно шесть тысяч человек, у которых не было ни связей, ни денег, отправились в лагерь Международной беженской организации на острове Тубабао на Филиппинах. Пока решалась судьба -- куда ехать дальше, -- жили в палатках. Этот филиппинский остров известен бушующими на нем сезонными тайфунами и ураганами. Но за 27 месяцев, пока русские там находились вместе с владыкой Иоанном, тайфун случился только один раз, и то переменил свой курс и обошел остров. Местные говорили, что, «пока ваш святой человек каждую ночь обходит лагерь и благословляет его со всех четырех сторон», нечего беспокоиться. Пристанище на Филиппинах было временным -- нужно было искать другое место для поселения, и владыка об этом хлопотал: встречался с министрами, летал в Вашингтон в Белый дом -- и добился изменения американского закона (что немыслимо даже представить!), так что вся его паства, находившаяся на Тубабао, получила возможность перебраться в Калифорнию. После того как люди покинули остров, страшный тайфун разрушил лагерь до основания.

Из Шанхая русские уехали, и кафедра как таковая перестала существовать, а в Америке все архиерейские кафедры были уже заняты, поэтому в 1951 году владыку Иоанна назначили во Францию на Западно-Европейскую кафедру. В Париже он занялся восстановлением почитания древних святых Западной Европы, живших еще до отпадения Рима от полноты Церкви. Конечно, расставание с владыкой было не из легких. Но он молился о своих «шанхайских» чадах, постоянно писал письма, звонил по телефону, приезжал. Когда владыка умер, один человек, сокрушаясь, рассказывал, что навряд ли найдет второго такого духовника, который мог бы позвонить с другого континента среди ночи и сказать: «Ложись теперь спать, то, о чем ты просишь у Господа, угодно Ему».

Русский собор в Сан-Франциско
Приход сан-францисского православного собора был основан еще в 1927 году, задолго до приезда «шанхайцев». Через три года у местной епископальной общины выкупили здание, переоборудовали его в православном стиле и начали служить. «За последующие тридцать лет большинство русских обжились в Сан-Франциско и переехали в более привлекательные районы города, а дома вокруг собора населили новые эмигранты, не православные, -- рассказывает протоиерей Петр Перекрестов, клирик собора. -- В районе стало небезопасно, и возникла необходимость в строительстве храма на новом месте, хотя старый собор действует и сейчас».


Новый русский собо в Сан-Франциско находится в нескольких кварталах от океанского пляжа, недалеко от знаменитого моста "Золотые ворота". Это далеко не единственных храм в городе, но, пожалуй, самый знаметный


Иеромонах Джеймс (Коразза) служит в Старом соборе, где на аналое хранится мантия владыки Иоанна. Батюшка ездит с ней по больницам и, заворачивая больных в святительскую одежду, служит молебны о выздоровлении. «Если вы обратите внимание вот сюда, -- рассказывает отец Джеймс, подводя меня к дьяконским дверям во время краткой экскурсии по собору, -- вы увидите, что здесь есть замок. Такие же есть на всех дверях в алтаре. И что удивительно, все замки расположены изнутри. Я не видел такого ни в одном храме! Дело в том, что во время литургии здесь был Фавор! Да-да! Когда владыка здесь молился, он приподнимался над землей, и чтобы не смущать никого, он закрывал изнутри наполнявшийся нетварным Светом алтарь».


При Новом соборе в Сан-Франциско есть сестричество, основной деятельностью которого является сбор средств на благоукрашение собора. По большим праздникам сестры пекут пирожки, средства от продажи которых идут на покупку церковной утвари и облачений


Возведение Нового собора начали в 1962 году, но в приходе возникли разногласия относительно финансовой стороны дела, и строительство пришлось приостановить. Для разрешения конфликтной ситуации на Западно-Американскую кафедру и назначили владыку Иоанна, ведь большинство прихожан были знакомы ему еще по Шанхаю. Владыка оказался в центре событий -- его самого обвинили в присвоении денег и посадили на скамью подсудимых. Хотя светский суд полностью оправдал святителя, конфликт не сразу удалось уладить. Но через три года, в 1965-м, строительство собора все-таки было завершено. Когда владыку спросили, кто был виноват в этой смуте, он ответил: «Дьявол». Святитель участвовал в установке крестов на куполах Нового собора и успел немного в нем послужить до того, как в 1966 году скончался в городе Сиэтле, куда ездил сопровождать Курскую коренную икону Божией Матери. Владыка умер во время молитвы, стоя на коленях перед иконой.

Память
«Нельзя сказать, что владыка запомнился всем как деятельный администратор, -- рассказывает протоиерей Петр Перекрестов, автор книги о владыке, -- хотя святитель Иоанн построил несколько храмов, открыл приют, сестричество, занимался с молодежью и очень много помогал своей пастве по всему миру, но главное, за что его любят и почитают, -- он был настоящим монахом». Он постоянно молился, никогда не ложился спать, ежедневно служил Божественную литургию (мало кто выдерживал такой ритм, поэтому часто владыка служил один -- сам читал и пел всю службу), причащался каждый день, строго постился -- ел только один раз поздно вечером, а Великим и Рождественским постом вкушал только просфоры. «Чтобы его не хвалили -- вот, дескать, не спит, служит ежедневно, святой почти, -- владыка юродствовал, -- считает отец Петр, -- он часто опаздывал на час и больше, говорил невнятно, ходил босиком и в мятой одежде».


Протоиерей Петр Перекрестов, клирик Сан-Францисского собора (на фото слева), не был знаком со святителем Иоанном лично, но много лет встречается со всеми, кто его помнит (например, протоиерей Стефан Павленко - на фото справа), записывает их воспоминания, собирает архивные материалы. Уже отдана в печать новая книга о святителе, на русском языке, которая скоро появится и в Москве. На фото: в трапезной храма Всех Святых в земле Российской просиявших, в калифорнийском городе Бурлингеме, где служит отец Стефан Павленко


Но во всем, что касалось службы, владыка был очень строг к себе и к остальным. Он никогда не разговаривал в алтаре и после службы оставался в нем на несколько часов, а как-то заметил: «Как трудно оторваться от молитвы и перейти к земному!» Однажды от постоянного стояния на ногах (а на каждой вечерне вычитывалось по пять и более канонов, чтобы почтить память всех святых) у владыки очень опухла нога. Консилиум врачей, боясь гангрены, предписал немедленную госпитализацию, от которой владыка категорически отказался. Члены приходского совета, после долгих просьб и угроз взять его силой, заставили владыку согласиться, но к шести часам вечера он тайно сбежал из госпиталя служить всенощную, через день «гангрена» прошла бесследно.

После литургии, независимо от обстоятельств, каждый день владыка Иоанн обходил городские больницы, навещая православных христиан, равно как и неправославных, если они искали встречи с ним. Он имел особый дар причащать душевнобольных -- как и его родственник святитель Иоанн Тобольский. Иногда служил в больницах литургию, причем на разных языках, в зависимости от необходимости: греческом, французском, голландском, арабском, китайском, английском или церковнославянском. Кроме больниц владыка любил бывать на кладбище и молиться об усопших.

Прихожанка собора Татьяна Фокина рассказала, как несколько дней назад она приехала в собор на всенощную, но не нашла места для парковки: «Евангелие уже читают, а я все не могу поставить машину, и я взмолилась громко: “Владыка, помоги!” Подъезжаю к собору, и два местечка рядом свободны! Но каждый раз перед тем, как попросить что-то у владыки, вспоминаешь, а прочитал ли правило утром? А не проспал ли службу в прошлое воскресенье? А честно ли постишься? Как тут просить, когда что должен -- не делаешь? Но он все равно помогает! А я стараюсь быть внимательнее к себе».

«Конверты»
Сегодня приход сан-францисского кафедрального собора -- один из самых крупных в Америке, но все равно -- относительно общего числа жителей -- православных мало. Крестный ход на Пасху собирает в десятки раз меньше людей, чем ежегодный гей-парад. «Сан-Франциско -- особенный, “свободный” город, город порока, -- рассказывает протоиерей Петр Перекрестов, -- здесь зародилось движение хиппи, здесь есть целый район, где живут однополые пары, в нашем городе действует множество очень сомнительных религиозных объединений, официально зарегистрирована церковь сатаны. Поэтому мы в соборе служим литургию каждый день, как делал при жизни и владыка Иоанн. Таких приходов в Зарубежной Церкви мало».

Православная община сложилась в основном из эмигрантов первой волны и примкнувшей к ним группы «шанхайцев», но есть в соборе и «конверты» -- американцы, перешедшие в Православие из других конфессий. «Когда я училась в школе, -- рассказывает матушка Елена Перекрестова, -- американцы очень мало знали о Православии, и когда им говорили “orthodox”, они думали, что это значит ортодоксальный еврей. А сейчас Православием уже никого не удивить». Первые «конверты» появились в соборе вместе с движением хиппи, в 60-х годах, -- их привлекала православная экзотика, но многие, «наигравшись», уходили в другие религии, например в буддизм или иудаизм. Владыка Антоний (Медведев) возглавлявший Западно-Американскую кафедру после владыки Иоанна, шутил: «Проблема с “конвертами” в том, что они часто расклеиваются».

Но после того, как в англиканской церкви разрешили женское священство и однополые браки, ситуация сильно изменилась. Люди, разочаровавшись в протестантизме, искали истинную Церковь. Начался массовый исход верующих в Православие. Так, например, двадцать лет назад к Православной Церкви присоединилась целая лютеранская община из шести тысяч человек. «Мои родители и вся наша община перешли в Православие, когда мне было 12 лет, -- рассказывает американец Елисей Керн. -- Я оказался в Русской Церкви, начал петь на клиросе. Пение помогает мне понимать службу. Хотя раз в месяц в нашем соборе бывают службы и на английском языке».

Трудностей перевода нет
«Я мечтал стать адвокатом, потому что очень любил спорить, -- рассказал свою историю иеромонах Джеймс (Коразза). -- И однажды я зашел в комнату к моему другу, где увидел у него икону трех святителей: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Иоанна Богослова. Я, будучи лютеранином, тут же начал дискуссию. Но все наши с Лютером доводы были разбиты мудростью трех святителей, даже в интерпретации моего товарища-“конверта” (он теперь игумен одного монастыря). Почему я служу в Русской Церкви? Потому что именно в ней я нашел бескомпромиссность апостольских времен. Хотя на самом деле Православие ведь не русское, не греческое, не сербское, Православие -- оно Божие! Это истинная Церковь, которую создал Господь. Оно универсально, но благодаря русским, грекам, сербам -- оно сохранилось для нас и воплотилось в культуре».

В русском лицее при соборе преподает Эдвард Мансагер. Когда он учился в школе, его лучший друг перешел в Православие (потом он стал монахом). Друг этот не говорил с Эдвардом о Боге, не читал ему Библию или жития святых, просто друг изменился в лучшую сторону. Тогда Эдвард тоже пришел в православный храм: «Сначала я услышал прекрасное пение, потом увидел росписи, потом почувствовал запах ладана и только после этого предпринял попытку понять богослужение. Я жил несколько месяцев в греческом монастыре, там я покрестился. Православие сильно поменяло мои жизненные планы, и когда я думал, что же делать дальше, мне посоветовали приехать в Сан-Франциско помолиться у мощей владыки. Так я здесь при нем и остался. “Русского” действительно в приходе очень много, но мне это не мешает. Если эта культура почему-то неинтересна -- ничто не мешает закрыть глаза и приходить в храм просто к Богу».

Другой «конверт», Тихон Томпсон, певец и чтец в соборе, пришел в Православие через русскую историю -- Тихон по образованию историк. Он ярый монархист, а каждый свой день начинает с чтения новостей на сайте «Православие.ru».

«”Конверты” занимают очень активную позицию, -- рассказывает протоиерей Петр Перекрестов, -- они больше миссионерствуют, каждый месяц отдают храму положенную десятину, изучают богослужение на чужом языке. Они полностью погружаются в жизнь по Евангелию -- так, как делали это у себя в протестантизме. Сейчас именно через “конвертов” начинает развиваться социальная деятельность Православной Церкви в Америке».

Диснейленд
Практически все русские, с которыми мне довелось здесь встречаться, побывали уже в России, причем чаще всего в начале 90-х, то есть в самое неприглядное время, но все они отзываются о России с большой любовью: «Когда я приехал первый раз, я тут же полюбил Россию, -- рассказывает Михаил Бордоков. -- Я ходил по Санкт-Петербургу, и эти мостовые, набережные, соборы -- все что я учил в школе, все, о чем я читал в книгах, все это вдруг ожило на моих глазах, как будто попал ребенком в Диснейленд!» Хамство в магазинах и билетных кассах, озабоченность и неприветливость современных россиян проявились позже, но все это уже не смогло уничтожить родившееся чувство. Отец Петр Перекрестов рассказал, что он плакал неделю до первой поездки в Россию, потому что не верил, что это возможно, и две недели после нее: «Побывав там однажды, я теперь очень скучаю по Москве и мечтал бы остаться жить и служить в ней».

«Калифорнию называют золотой, потому что она выцветает от солнца, а не потому, что здесь была золотая лихорадка, - утверждает матушка Елена Перекрестова. - Когда в октябре начинается сезон дождей и появляется первая зеленая травка, мы понимаем, что пришла зима. Живу здесь уже тридцать лет и все равно не могу привыкнуть к этому климату. Я родилась и выросла в Джорданвиле - там снег. Знаете, если долго смотреть на черно-белую фотографию, цветная покажется лубочной, ненастоящей, так и эта жирная калифорнийская сирень в апреле - раздражает меня своей яркостью. Хочется снега зимой, мягкого солнышка и едва распускающейся листвы весной на Пасху, как в России».

Так уж сложилось в моей жизни, что по работе я часто бываю в Америке, в одном из моих любимых городов – Сан-Франциско. Собственно, я и сейчас здесь. Сан-Франциско красивый город, у которого есть свое лицо.

Его сразу узнаешь на всех открытках: небоскребы, океан, холмы, мост Голден Гейт. Это столица высоких технологий, здесь базируются известные на весь мир компании Google, Apple, Facebook, и многое другие. Также здесь неподалеку находится винная столица США, которую часто называют Американской Тосканой - долина Напа.

Еще это город с развитой кофейной культурой, отличными магазинами, а также это самый либеральный город в США. У него поистине много лиц. Но мало кто знает, что Сан-Франциско, - это одна из столиц американского православия.

Никто из моих друзей из православной общины даже не берется точно сказать, сколько здесь православных приходов. Их тут много. По моим подсчетам, в городе вместе с пригородами их около двадцати. Православная община здесь внушительная. Представлены практически все ветви православия: Русская Православная Церковь за границей, храм Московского Патриархата, много приходов Греческой и Антиохийской православной церквей, и, пожалуй, самая «американская» церковь - Православная Церковь в Америке.

В Сан-Франциско есть и свои святыни, которым приезжают поклониться паломники со всего православного мира. Именно здесь, в большом русском соборе на улице Геари, находятся мощи одного из главных святых Америки - Иоанна Шанхайского. Этот великий богослов приехал сюда из Китая, в котором произошел коммунистический переворот. Он много сделал для развития местной православной общины. Его настолько ценили власти, что вручили ему ключи от города. Мне посчастливилось побывать в его келье, которая находится в здании епархии.

Попав сюда, ты как будто побывал в старой, дореволюционной Руси. Старинные книги, лампады, намоленные самим святителем иконы. Вообще, в храмах здесь чтят ту, Старую Русь, царскую семью, старо- русский язык, - ту Великую Русь, которую мы, может быть, уже не помним.

Поэтому для православного христианина Сан-Франциско особый город. И он точно особенный для меня.В пригороде, где я останавливаюсь, в 15 минутах езды от моего дома находится храм прекрасный святителя Николая.

Проезжая мимо и приходя сюда на службы, я ощущаю себя как будто дома в Пскове, где святителя любят особой любовью. И тут же у меня однажды произошло то, что я лично считаю православным чудом. Однажды, объезжая на велосипеде озеро неподалеку, я умудрился потерять сумку со всеми ценными вещами, включая паспорт, деньги, кредитные карты, ключи... Поиски не дали результатов. Мысленно попрощавшись с сумкой, я начал думать, что мне теперь делать дальше. Вечером моим друзьям позвонили на мобильный телефон. Сказали, что нашли сумку, и назвали адрес, по которому за ней можно приехать. И что вы думаете? Дом, куда я приехал забрать сумку, оказался в двух шагах от храма святителя Николая.

Протоиерей Сергий Котар, клирик в сентябре этого года посетил наш приход. Мы уже публиковали , в котором он рассказывал о лицее Святителя Иоанна – православной школе, которая действует при приходе Иконы “Всех скорбящих Радость”. Накануне дня обретения мощей Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского мы публикуем рассказ отца Сергия о почитании мощей святого.

– Отец Сергий. В храме, где Вы несёте служение, находятся мощи Святителя Иоанна. Расскажите, пожалуйста, о почитании Святителя за океаном.

Да, мощи Святителя Иоанна находятся в нашем храме, мы ежедневно получаем письма со всего мира на разных языках, и многие письма написаны прямо на имя Владыки, к нему обращены, и с разными просьбами. И эти письма кладут под раку, потом собирают и сжигают, и люди пишут, что получили ответ на свою просьбу. Если в письме приложена просьба о молебне – мы служим молебны. Очень многие люди приходят просто с улицы, заходят помолиться. Владыка Иоанн каким-то таинственным образом стал фактически мировым святым. Письма приходят со всех концов света. Меня даже удивляет, когда мы получаем письма из России, где столько много мощей, столько много святых, а обращаются именно к Святителю Иоанну. Каждую субботу перед всенощной у нас есть общий молебен, где есть все записки с именами, которые собираются в течение недели, кладутся под раки, а в молебне они упоминаются. И есть много частных молебнов.

Справка: Владыка Иоанн, в крещении Михаил, родился в Харьковской губернии 4-го июля 1896-го года у благочестивых дворян Бориса и Глафиры Максимовичей. Уже с детства в юном Михаиле чувствовалось какое-то особое стремление к святости, подобное тому, какое было у его дальнего родственника - выдающегося сибирского миссионера святителя Иоанна, митрополита Тобольского, прославленного Богом чудесами и нетлением мощей. Михаил был болезненным мальчиком с плохим аппетитом; игрушечных солдатиков он превращал в монахов, а крепости - в монастыри. Святогорский монастырь, расположенный недалеко от имения Максимовичей, располагал молодого Михаила к вдумчивому отношению к жизни. Под влиянием отрока Михаила инославная гувернантка приняла Православие.

В 1914-м году Михаил окончил Полтавский Кадетский Корпус и поступил в Харьковский Императорский Университет на юридический факультет. Учился он превосходно, хотя часть своего времени он уделял изучению житий святых и духовной литературе. Харьковская церковная жизнь содействовала начальным шагам юного Михаила по пути благочестия. В усыпальнице харьковского собора почивали мощи чудотворца архиепископа Мелетия (Леонтовича), который проводил ночи в молитве, стоя с поднятыми руками. Михаил полюбил этого святого и начал ему подражать в подвиге ночного бодрствования. Так постепенно у юного Михаила стало зреть желание всецело посвятить себя Богу, и в связи с этим в нем стали проявляться высокие духовные качества: воздержание и строгое отношение к себе, великое смирение и сострадание к страждущим.

Еще до отъезда из России юный Михаил познакомился с Блаженнейшим Митрополитом Антонием (Храповицким), основателем Русской Зарубежной Церкви. В конце гражданской войны Михаил со своей семьей эвакуировался в Югославию, где поступил на богословский факультет Белградского университета, который он окончил в 1925-м году. Ближе познакомившись с юным Михаилом, Митрополит Антоний очень полюбил его и приблизил к себе. В 1926-м году Митрополит Антоний постриг Михаила в монахи с именем Иоанна (в честь митрополита Иоанна Тобольского) и вскоре посвятил в иеродиаконы. На праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы инок Иоанн стал иеромонахом. В 1929-ом году он начал преподавать в сербской гимназии и быстро завоевал любовь учащихся своим умением вдохновлять их высокими христианскими идеалами.

Будучи иеромонахом, Иоанн продолжал преуспевать в подвиге строгого воздержания, к которому он присовокупил непосильный для большинства людей подвиг всенощной молитвы. В этот период по просьбе местных греков и македонян он начал служить для них на греческом языке. Подобно святому праведному Иоанну Кронштадтскому Владыка ежедневно служил Литургию, которая давала ему большую духовную силу, согревающую в нем любовь к Богу и людям. Иеромонах Иоанн стал посещать больницы и отыскивать больных, нуждающихся в молитве, утешении и причащении. Так как известность иеромонаха Иоанна непрерывно росла, то заграничные архиереи решили возвести его в епископы. Желая уклониться от такого высокого звания, иеромонах Иоанн стал ссылаться на свое косноязычие. Но архиереи остались непреклонными, указав ему, что и пророк Моисей был косноязычным.

Посвящение иеромонаха Иоанна во епископы с назначением его на Шанхайскую кафедру состоялось в мае 1934-го года. Владыка прибыл в Шанхай в конце ноября и сразу же взялся за восстановление церковного единства, установив связь с местными православными сербами, греками и украинцами. В это же время Владыка занялся построением огромного собора в честь иконы Богоматери «Споручница грешных», который был закончен вместе с трехэтажным приходским домом и колокольней. Обладая неиссякаемой энергией, Владыка Иоанн был вдохновителем построения храмов, госпиталей и приютов и принимал самое живое участие во многих общественных начинаниях русского Шанхая.

Но при всей этой кипучей деятельности, Владыка Иоанн пребывал как бы в ином мире. Чтобы избежать мирской славы и людских похвал, он по временам притворялся юродивым. Пребывая постоянно в молитве, Владыка, если не служил в храме, то сам вычитывал все суточные богослужения. Часто Владыка ходил босиком даже в самые холодные дни, ел однажды в день, а в посты питался лишь просфорой. Для бодрости он по утрам обливал себя холодной водой. В гости не ходил, но нуждающихся в помощи всегда посещал даже в самое неожиданное время и в плохую погоду. Знакомых больных Владыка ежедневно посещал со Святыми Дарами. Он обладал прозорливостью и даром сильной молитвы. Записано множество случаев чудесной помощи по молитвам Владыки Иоанна.

Некая прихожанка в 1939 г. по причине постигших ее испытаний стала терять веру. Однажды, войдя в храм во время служения Владыки Иоанна, она увидела, как во время пресуществления святых Даров огонек в виде большого тюльпана опустился в Чашу. После этого чуда вера вернулась к ней, и она стала каяться в своем малодушии.

Однажды от постоянного стояния нога Владыки сильно распухла, и врачи, опасаясь гангрены, предписали ему лечь в госпиталь. После долгих просьб, наконец, удалось уговорить Владыку лечь в русскую больницу. Но пробыл он в ней недолго: в первый же вечер он тайно сбежал в собор, где отслужил всенощное бдение. Через день опухоль ноги бесследно прошла.

Владыка посещал тюрьмы и служил Литургию для арестантов. Нередко при виде Владыки душевно больные успокаивались и с благоговением причащались. Однажды Владыку Иоанна пригласили причастить умирающего в русской больнице в Шанхае. Владыка взял с собой священника. Прибыв в больницу, он увидел молодого и жизнерадостного человека, возрастом 20-ти лет, играющего на гармошке. Этого юношу должны были выпустить из больницы на следующий день.

Владыка Иоанн подозвал его со словами: «Хочу сейчас тебя причастить». Молодой человек тут же исповедался и причастился. Изумленный священник спросил Владыку, почему он не пошел к умирающему, а задержался с очевидно здоровым молодым человеком. Владыка ответил: «Он умрет сегодня ночью, а тот, который тяжело болен, будет жить еще много лет». Так и произошло.

Огромным делом милосердия Владыки было построение в Шанхае приюта для сирот и нуждающихся детей. Вначале в приюте проживало 8 сирот, с годами приют стал давать убежище сотням детей, а в общей сложности через приют прошло 1500 детей. Владыка сам собирал больных и голодающих детей с улиц шанхайских трущоб. Однажды во время войны в приюте не хватило продуктов для питания детей. Владыка молился всю ночь, а утром - звонок: прибыл представитель какой-то организации с крупным пожертвованием для приюта. Во время японской оккупации Владыка объявил себя временным главой русской колонии и проявил большое мужество, защищая русских перед японскими властями.

В Шанхае преподавательница пения Анна Петровна Лушникова учила Владыку правильно дышать и правильно произносить слова, и этим помогла ему улучшить дикцию. В конце каждого урока Владыка платил ей 20 долларов. Однажды, во время войны, в 1945 году, она была тяжело ранена и попала во французский госпиталь. Чувствуя, что ночью она может умереть, Анна Петровна стала просить сестер позвать Владыку Иоанна, чтобы ее причастить. Сестры отказались это сделать, так как вечерами госпиталь запирали из-за военного положения. Вдобавок этой ночью был сильный шторм. Анна Петровна рвалась и звала Владыку. Вдруг около 11 часов ночи в палате появился Владыка. Не веря своим глазам, А.П. спросила Владыку сон ли это, или он действительно пришел к ней. Владыка улыбнулся, помолился и дал ей причастие. После этого она успокоилась и заснула. На следующее утро она почувствовала себя здоровой. Никто не верил А.П., что Владыка навестил ее ночью, так как госпиталь был наглухо заперт. Однако соседка по палате подтвердила, что она тоже видела Владыку. Больше всего всех поразило то, что под подушкой у Анны Петровны нашли 20-долларовую бумажку. Так Владыка оставил вещественное доказательство этого невероятного случая.

Бывший шанхайский прислужник Владыки, ныне протоиерей Георгий Л., рассказывает: «Несмотря на строгость Владыки, все прислужники очень его любили. Для меня же Владыка был идеалом, которому я хотел подражать во всем. Так, во время Великого поста я перестал спать в кровати, а ложился на пол, перестал есть обычную еду с семьей, а вкушал наедине хлеб с водой... Родители заволновались и повели меня к Владыке. Выслушав их, Святитель повелел сторожу пойти в лавку и принести колбасу. На мои слезные просьбы о том, что я не хочу нарушать Великий пост, мудрый Архипастырь приказал мне есть колбасу и всегда помнить, что послушание родителям важнее самовольных подвигов. «Как же мне быть дальше, Владыка?» - спросил я, желая все же как-то «особенно» подвизаться. - «Ходи в церковь, как ты до сих пор ходил, а дома делай то, что тебе говорят папа и мама.» Помню, как я тогда огорчился, что Владыка не назначил мне каких-нибудь «особых» подвигов».

С приходом к власти коммунистов русские из Китая бежали на Филиппинские острова. Пять тысяч беженцев находились на острове Тубабао. Владыка ежедневно обходил остров и своими молитвами и крестным знамением ограждал остров от сезонных тайфунов, это признавали и сами филиппинцы. По ходатайству Владыки в Вашингтоне изменили закон о русских беженцах, благодаря чему многие русские были допущены в США.

В 1951-м году Владыка возглавил Западно-Европейскую епархию, с кафедрой в Париже. Владыка приложил большие усилия, чтобы присоединить к Зарубежной Церкви приходы французской Православной Церкви и помог создать Голландскую Православную Церковь. Владыка обратил внимание на существование древних местных святых, дотоле неизвестных Православной церкви. По его инициативе Синод вынес резолюцию о почитании ряда святых, из живших на Западе до разделения церквей в 1054 году. Владыка постоянно разъезжал по Европе и служил Литургии то по-французски, то по-голландски, а позднее - по-английски. Многие его почитали, как бессребренника-целителя.

Е.Г. Черткова вспоминает: «Я несколько раз ходила навещать Владыку, когда он жил в Кадетском корпусе под Парижем. У него была маленькая келия на верхнем этаже. В келии находились стол, кресло и несколько стульев, а в углу - иконы и аналой с книгами. Кровати в келии не было, потому что Владыка не ложился спать, а молился, опираясь на высокую палку с перекладиной наверху. Иногда он молился на коленях; вероятно, когда клал поклоны, то немного засыпал в таком положении, на полу. Вот как он себя изнурял! Иногда во время нашего разговора, мне казалось, что он дремлет. Но когда я останавливалась, он сразу говорил: «Продолжайте, я слушаю».

«Когда он не служил, а находился дома, то обычно ходил босиком (для умерщвления плоти) - даже в самые сильные морозы. Бывало идет босиком в мороз по каменистой дороге из корпуса до храма, который находился у ворот, а корпус стоял внутри парка, на горке. Однажды он повредил себе ногу; доктора не могли вылечить ее, и была опасность заражения крови. Пришлось положить Владыку в госпиталь, но он отказывался лечь в кровать. Однако по настоянию начальства Владыка, в конце концов, покорился и лег в постель, но подложил под себя сапог, чтобы было неудобно лежать. Сестры госпиталя, француженки, говорили: «Вы привезли к нам святого!» К нему каждое утро приезжал священник, служил Литургию и Владыка причащался».

«Так как у нас одно время не было своего священника, то однажды к нам приехал священник из другого прихода и отслужил всенощную. Вся всенощная длилась 45 минут! Мы пришли в ужас! Столько было пропущено, что мы решились сказать об этом Владыке в надежде, что он повлияет на этого священника, в смысле соблюдения порядка богослужения. А Владыка, мило улыбнувшись, говорит нам: «Ну, вам никак не угодишь! Я служу слишком долго, а тот слишком коротко!» Как мило и кротко Владыка научил нас не осуждать».

В. Д. рассказывает: «Многие знали, что Владыку не надо просить кого-нибудь посетить: Сам Господь внушал ему куда и к кому идти. В парижских госпиталях многие знали Владыку Иоанна и впускали в госпиталь в любое время. Причем Владыка безошибочно направлялся, куда нужно. Когда мой брат получил ранение в голову, его положили в больницу.

Рентгеновский снимок показал, что у него большая трещина в черепе. Его глаза опухли и залились кровью; он находился в ужасном состоянии. Владыка, который не знал моего брата, каким-то чудом нашел его в больнице, помолился над ним и причастил. Когда моему брату сделали повторный снимок головы, то трещины не нашли. Мой брат быстро поправился. Доктор же ничего не мог понять!».

Последние годы Владыки Иоанна
Евангельские Заповеди Блаженства, имея последовательную связь между собой, завершаются наградой за терпение поношений и гонений за правду. Подошло время и для Владыки Иоанна на закате своих дней претерпеть многие скорби. Эти скорби застали его еще в Брюсселе: из Сан-Франциско к нему доходили печальные вести от его духовных чад, что в их приходе начались разногласия. В это время давний друг Владыки Иоанна, Архиепископ Тихон Сан-Франциский, ушел на покой. В его отсутствии сооружение собора было приостановлено, и ссора парализовала общину. В ответ на настойчивую просьбу тысяч русских прихожан в Сан-Франциско Синод назначил Архиепископа Иоанна на Сан-Францискую кафедру для восстановления мира и окончания постройки собора.

В Сан-Франциско, этот вечно туманный град дальнего Запада, Владыка прибыл осенью 1962-го года. Под руководством Владыки мир был восстановлен, величественный собор в честь Божией Матери «Всех скорбящих радости» был построен и украшен золотыми куполами. Воздвижение крестов в 1964 году было победным событием в жизни Владыки Иоанна. С того времени величественные кресты на соборе, символы Христовой победы, сияют над холмами современного Вавилона.

Но нелегко было Владыке: много пришлось ему кротко и молчаливо терпеть. Он даже был принужден появиться в американском гражданском суде и давать ответ на нелепые обвинения в церковных недочетах приходского совета. Хотя правда восторжествовала, последние годы Владыки были наполнены горечью клеветы и преследований.

Сохранилось несколько случаев чудесной помощи Владыки, относящихся к последнему периоду его жизни. Ограничимся двумя рассказами.

Анна Ходырева рассказывает: «У моей сестры Ксении Я., жившей в Лос-Анжелесе, сильно и долго болела рука. Она обращалась к врачам, лечилась домашними средствами, но ничего не помогало. Наконец она решила обратиться к Владыке Иоанну и написала ему письмо в Сан-Франциско. Прошло какое-то время, и рука поправилась. Ксения даже начала забывать о прежней боли в руке. Однажды, посещая Сан-Франциско, она пошла в собор на богослужение. В конце службы Владыка Иоанн давал целовать крест. Увидев мою сестру, он спрашивает ее: «Как Ваша рука?» А ведь Владыка видел ее впервые! Как же он узнал ее и то, что у нее болела рука?».

Анна С. вспоминает: «Мы с сестрой попали в аварию. Навстречу ехал пьяный молодой человек. Он с большой силой ударил дверь машины с той стороны, где сидела моя сестра. Вызвали скорую помощь, и сестру отвезли в госпиталь. Ее состояние было очень серьезным - легкое было пропорото и ребро сломано, отчего она очень страдала. Лицо у ней так распухло, что глаз не было видно. Когда Владыка навестил ее, она пальцем подняла свое веко и, увидев Владыку, взяла его руку и поцеловала. Говорить она не могла, т.к. в горле был разрез, но из щелей глаз у нее текли слезы радости. С тех пор Владыка ее навестил несколько раз, и она начала поправляться. Однажды Владыка приехал в госпиталь и, войдя в общую палату, сказал нам: «Мусе сейчас очень плохо.» Затем он пошел к ней, задернул занавеску около кровати и долго молился. К тому времени к нам подошли два врача, и я спросила у их насколько серьезно положение сестры и стоит ли вызывать ее дочь из Канады? (Мы скрыли от дочери, что мать попала в аварию). Врачи ответили: «Вызывать или не вызывать родных - это дело ваше. Мы не гарантируем, что она доживет до утра.» Слава Богу, что она не только выжила в ту ночь, но совсем поправилась и вернулась в Канаду... Мы с сестрой верим, что ее спасли молитвы Владыки Иоанна».

Л. А. Лю вспоминает: «В Сан-Франциско муж мой, попав в автомобильную аварию, очень болел; он потерял контроль равновесия и страдал ужасно. В это время Владыка испытывал множество неприятностей. Зная силу молитв Владыки, я думала: Если приглашу Владыку к мужу, то он поправиться. Однако я постеснялась пригласить Владыку, зная его занятость. Проходит дня два, и вдруг входит к нам Владыка в сопровождении г-на Б. М. Трояна, который его привез. Владыка побыл у нас только минут пять, но я стала верить, что мой муж поправится, хотя он переживал самый критический момент.

Действительно, после посещения Владыки у него наступил резкий перелом, после которого он начал поправляться. Позже я встретила г-на Трояна на церковном собрании, и он рассказал мне, что это он правил машиной, когда вез Владыку в аэропорт. Вдруг Владыка говорит ему: «Едем сейчас к Лю.» Тот возразил, что они опоздают на самолет. Тогда Владыка спросил: «Можете ли вы взять на себя жизнь человека?» Делать было нечего, и он повез Владыку к нам. На самолет, однако, Владыка не опоздал, ибо его задержали».

Несколько человек утверждают, что Владыка Иоанн знал о времени и месте своей кончины. 19-го июня 1966 г. Владыка сопроводил чудотворную икону Курско-Коренную в Сеаттл, отслужил Божественную Литургию и остался в алтаре наедине с иконой еще часа три. Затем навестив с Чудотворной иконой духовных детей около собора, он проследовал в комнату церковного дома, где останавливался. Прислужники усадили Владыку в кресло и увидели, что он уже отходит. Так Владыка предал свою душу Богу перед чудотворной иконой Богоматери Знамения Божией Матери.

Отпевание Владыки возглавил митрополит Филарет. Шесть дней лежал Владыка в гробу, но, несмотря на жару, никакого запаха тления не ощущалось, а рука его оставалась мягкой. Владыка покоится в усыпальнице под собором. Особый мир и покой царят там и творятся знамения милости Божией. В 1994-ом году специальная комиссия по прославлению Владыки Иоанна обнаружила, что мощи его нетленные. Владыка Иоанн продолжает помогать людям, обращающимся к нему за помощью. Ограничимся здесь двумя случаями.

Виктор Бойтон поведал об исцелении Владыкой Иоанном его друга следующее. «Чудо произошло после того, как я получил очередной номер англоязычного издания «Ортодокс лайф» из Джорданвилля с фотографией Владыки Иоанна. У меня был друг - мусульманин из России, который страдал от рака крови и терял зрение. Врачи сказали, что через три месяца он совершенно ослепнет. Поставив фотографию Владыки Иоанна у своей лампады, я начал ежедневно молиться за своего друга. Через короткий период времени мой друг поправился от рака крови и стал нормально видеть. Глазные доктора были поражены этим случаем. С тех пор мой друг ведет нормальный образ жизни и читает беспрепятственно. Действительно Владыка Иоанн свят!».

Протоиерей Стефан П. вспоминает: «Мой брат Павел, не будучи военным, несколько лет жил во Вьетнаме. Там он разыскивал детей, раненных или осиротевших вследствие продолжавшейся тогда войны. Он устраивал их в приюты или госпиталя. Так он сблизился с вьетнамкой, Ким Ен, своей будущей женой, которая тоже помогала несчастным детям. Брат познакомил Ким с Православной верой и с жизнью многих угодников Божиих. Она рассказала брату, что в самые тяжелые моменты ей в сонном видении являлся некий старец, который утешал ее и указывал, что надо делать. Однажды к празднику Пасхи я послал брату кассеты монастырского пения и несколько книг и журналов духовного содержания. Получив мою посылочку и показав духовную литературу Ким, мой брат удивился когда она, увидев обложку одного журнала, воскликнула: «Вот это и есть тот старец, который является мне во сне!» Тут она указала на известный снимок Владыки Иоанна, снятый среди могилок кладбища Ново-Дивеевского монастыря в Спринг-Валлей. Впоследствии Ким крестилась в Православной Церкви с именем Киры».

Блаженнейший митрополит Антоний (Храповицкий), отказываясь от приглашения приехать в Китай, так написал Владыке Димитрию (Вознесенскому) - отцу будущего митрополита Филарета: «Друг, я уже настолько стар и слаб, что не могу думать ни о каком путешествии, кроме путешествия на кладбище... Но вместо себя я, как мою душу, как мое сердце, посылаю к вам Владыку Епископа Иоанна. Этот маленький и слабый человек, почти ребенок с виду, является каким-то чудом аскетической стойкости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления...» Так определил Владыку Иоанна, тогда еще совсем молодого, только что рукоположенного епископа, его великий Авва. Таким был Владыка Иоанн тогда, таким он остался и до конца своей жизни - «чудом аскетической стойкости» - высоким примером духовной, молитвенной настроенности. Владыка Иоанн молился непрерывно. Еще в Харбине молодой, но также духовно настроенный иеромонах Мефодий, точно отметил: «Все мы становимся на молитву, а Владыке Иоанну на нее становиться не нужно: он всегда в ней пребывает...» Действительно, кто имел дело с Владыкой Иоанном как с молитвенником и архипастырем, пекущимся о человеческих душах и всегда готовом прийти на помощь, и кто испытал на себе или на своих близких силу его молитвы - всегда будут с благодарностью вспоминать, что они имели счастье знать величайшего святого 20-го века.

В 2016 году исполняется пятьдесят лет со дня кончины святителя Иоанна Шанхайского – человека, которого при жизни называли святым. Еще живы люди, лично знавшие великого молитвенника. С некоторыми из них удалось встретиться в Сан-Франциско протоиерею Георгию Гуторову.

Икона святителя Иоанна Шанхайского из храма Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове. Написана диаконом Николаем Гуторовым — сыном протоиерея Георгия Гуторова

Все началось с фотографии, которую показал мне на сайте Западно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви один прихожанин нашего храма Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове. На ней был запечатлен момент переоблачения святых мощей владыки Иоанна в новые архиерейские одежды. Меня поразили его руки, голова, стопы ног – впервые я увидел воистину нетленного человека.

Вскоре этот прихожанин сообщил мне, что списался с протоиереем Петром Перекрестовым из храма в Сан-Франциско, где покоятся нетленные мощи святителя. Я высказал свое особое почитание владыки и попросил при случае передать поклон батюшке из Сан-Франциско. В ответ отец Петр написал, что может передать нашему храму частицу святых мощей. Я не мог этому поверить!

Отец Петр приехал в Москву Великим постом, на праздник сорока Севастийских мучеников. Мы вместе отслужили литургию, и он торжественно передал храму драгоценную святыню. А через два года отец Петр пригласил меня в США.

Отец Стефан

В 2013 году мне довелось принять участие в торжествах, посвященных дню памяти святителя Иоанна. На праздничной службе мы познакомились с протоиереем Стефаном Павленко, который служит недалеко от Сан-Франциско, в городе Бурлингейм, в храме Всех святых в земле Российской просиявших.

Мама отца Стефана в молодости, когда жила в Белграде, была дружна с будущим владыкой Иоанном. Его родители, как известно, эмигрировали в Югославию после революции 1917 года, там он окончил богословский факультет Белградского университета.

Отец Стефан (со слов своей матери Марии) рассказал мне, что по случаю выпуска студентов богословского факультета на торжество приехало много духовных лиц. Выпускники подходили под благословение к первоиерарху Русской Зарубежной Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому). Рядом с ним стоял старец высокой духовной жизни – настоящий провидец. Когда подходил под благословение молодой иеромонах Иоанн (Максимович), старец произнес: «С мощами этого человека самолеты будут летать в Россию через весь мир». Так и случилось. Я был одним из тех священников, кто привез частицу мощей святителя Иоанна из Америки в Россию. Сейчас она хранится в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском.

В детстве отец Стефан лично общался с владыкой. Это было уже в Америке в 1962 году, когда Иоанн Шанхайский возглавил Сан-Францисскую епархию. Тридцать лет прошло с тех пор, как его мама последний раз видела владыку. Они не состояли в переписке, и, казалось, ничего не знали друг о друге. И вот, когда владыка Иоанн приехал в Сан-Франциско, Мария сказала двенадцатилетнему Степе: «Зайдешь в алтарь, там будет несколько архиереев. Ты увидишь странного человека, который вообще на архиерея не похож. Наверняка он будет босиком. Подойди к нему и возьми у него благословение».

Владыке Иоанну еще в молодости была предсказана особая судьба и особое почитание

Когда мальчик увидел небольшого горбатенького человека, то сразу догадался: это именно тот, о ком рассказывала ему мама. Подошел, взял благословение, и вдруг владыка говорит: «Здравствуй, Степа. Как жива-здорова твоя мама Мария?» Затем он назвал по именам всех членов его семьи, которых никогда раньше не видел и даже не знал о них, упомянул некоторые подробности их жизни. Мальчик был потрясен. «Но больше всего, – поведал мне отец Стефан, – я испугался того, что если он все знает, то значит, знает и то, что, увидев его, такого маленького, я подумал – это гном».

Духовная дочь Клавдия

Оформляя документы в американском посольстве на выезд в США, я просил визу всего на одну неделю, а мне выдали ее аж на три года. Казалось, случайность, какая-то ошибка. Но тем не менее в Сан-Франциско я побывал еще дважды: в 2014 году, когда праздновалось двадцатилетие прославления владыки Иоанна и обретения его мощей, и в 2015-м, когда отмечали пятидесятилетний юбилей кафедрального собора во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Как оказалось, американская виза была выдана мне на три года совсем не случайно…

В Америке я видел духовную дочь владыки Иоанна Клавдию, которая воспитывалась у него сначала в Шанхае, а потом на Филиппинах. Будущий святитель был хиротонисан во епископа и направлен в Шанхай в 1934 году, где он окормлял русских эмигрантов, покинувших Россию после революции.

Первое, что поразило владыку по приезде в Шанхай, – это огромное количество беспризорных детей. И он организовал приют во имя святителя Тихона Задонского. Сначала в приюте были всего восемь детей, но вскоре их число пошло на сотни. Когда в Китае произошла так называемая культурная революция, русским людям не осталось места в этой стране – им предложили ее покинуть. Кто-то вернулся в Советский Союз, кто-то уехал в Австралию, а владыка с пятитысячной колонией русских беженцев переехал на Филиппины, на остров Тубабао.

Клавдия рассказывала, что жизнь на острове была очень суровой. Палаточный лагерь разбили прямо в диких джунглях. Беженцы постоянно находились под угрозой свирепых тайфунов. Владыка Иоанн благословлял на ночь каждую палатку, и никто не ложился спать, не дождавшись его обхода. На соседних островах стихия разрушала все до основания, местные жители погибали сотнями, и только остров Тубабао тайфуны два с половиной года обходили стороной…

Чтобы добиться переезда своей паствы с Филиппин в Америку, владыка несколько дней просидел на ступеньках Белого дома в Вашингтоне. Сенаторы проходили мимо, а он их благословлял и улыбался. Его упорство не осталось незамеченным. В конце концов пять тысяч человек получили американское гражданство!

Иподиакон Димитрий

В храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» служит иподиакон Димитрий. Когда ему было всего несколько месяцев, он заболел менингитом. Случай казался абсолютно безнадежным, мальчика выписали из больницы умирать.

Убитый горем отец (он был старостой собора) пошел к владыке Иоанну за советом. А тот, подобно Христу, говорит: «Иди, сын твой здоров». И действительно, приходит домой, а сын здоров. Я видел этого «безнадежного» – больше двух метров ростом.

И это далеко не единственное свидетельство чудесной помощи владыки. Он с готовностью помогал людям при земной жизни, помогает и после нее. Святитель постоянно ходил по больницам, исповедовал, причащал, напутствовал людей перед смертью. Владыка всегда был в трудах. Известно, что со дня принятия монашеского пострига он никогда не спал в кровати. Дремал либо в кресле, либо просто на полу.

Как-то я слышал разговор двух священников о том, что владыка, наверное, объехал весь мир. Да, он был и в Северной Америке, и в Южной, и в Китае, и на Филиппинах. Одиннадцать лет владыка служил архиереем в Западной Европе. Жил и в Париже, и в Брюсселе.

В любую погоду его можно было видеть в сандалиях на босу ногу. Да и те он часто отдавал нищим и, оставшись без обуви, ходил по улицам босиком. Один католический пастырь, француз, в беседе с молодежью воскликнул: «Вы требуете доказательств? Вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых? Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит Saint Jean Pieds Nus – Святой Иоанн Босой!»

Владыке Иоанну принадлежат промыслительные слова о том, что «не только за наши грехи Господь лишил нас Родины, но еще и для того, чтобы мы проповедовали Православие по всему миру». Благодаря русской эмиграции и таким святителям, как Иоанн Шанхайский, сейчас весь мир знает о Православии.

Владыка говорил русским эмигрантам: «Не только за наши грехи Господь лишил нас родины, но еще и для того, чтобы мы проповедовали Православие по всему миру»

…Когда в 1966 году владыку отпевали, улицы города были заполнены людьми. И русские, и американцы – все хотели попрощаться с Шанхайским и Сан-Францисским чудотворцем.

По американским законам хоронить людей можно только вне города. И, казалось, изменить это было невозможно – тем более что владыка умер в выходные дни, когда никакие учреждения в стране не работают. Но случилось чудо. Ради такого уважаемого человека сделали исключение (что для законопослушных американцев вещь практически невозможная!). За выходные дни были внесены все необходимые поправки в закон, и святителя с почестями похоронили в крипте кафедрального собора Сан-Франциско. Владыка упокоился в храме, который когда-то сам построил.

Протоиерей Пётр Перекрёстов — ключарь кафедрального собора

Полезная информация:

Адрес: Кафедральный собор Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости», штат Калифорния;

6210, Geary Boulevard, San Francisco, CA 94121

В Собор Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радость в Сан-Франциско

Давно хотела написать про церковь, пока единственный православный храм в Сан-Франциско, в котором мы были. http://sfsobor.com/ Собор Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радость («Holy Virgin Cathedral Joy of all who sorrow») принадлежит Русской Православной Церкви Заграницей, Западно-Американской епархии. Настоятель - архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл.

Я уже решила объездить все православные храмы в Сан-Франциско.

Вот список по Северной Калифорнии: http://www.wadiocese.com/directory.php?id=C0_35_5

Когда поехали посмотреть на этот храм, мы еще не знали, что это - главный собор.

Храм сразу очень понравился, он невероятно родной, русский, красивый снаружи и внутри. Построен в 60-е годы 20-го века при жизни святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца.

Святитель Иоанн был похоронен в крипте собора, а в 1994 году прославлен в лике святых. В соборе хранятся его мощи.

Наши фото храма.


Теперь несколько впечатлений.

Служба ведется на церковнославянском, английском или на двух этих языках вперемежку. Священники говорят на двух языках, но я столкнулась с одним, который по-русски говорил с большим трудом (он американец изначально, не эмигрант), остальные по-русски говорят лучше.

Прихожане находятся на службе в очень торжественных одеждах. Женщины в возрасте одеты как английские королевы: платья, костюмы, шляпки, прически (укладки очень серьезные), украшения. Мужчины в костюмах, брюки-пиджаки-жилетки-галстуки.

Меня все это наводило на мысли о русской дореволюционной интеллигенции.

Молодежь в храме одета довольно просто, девушки часто без платков, есть в коротких юбках. Не видела стиля «молиться, поститься и слушать радио Радонеж» («космы спутанные, длинные волосы, всклокоченная брода, стоптанные башмаки, а лучше сапоги, а лучше вообще в военную форму одеться и пугать народ»).

Еще что удивило: в храме совершается обход с подносом во время службы (с табличной примерно такой: “На благолепие храма”), абсолютно все люди достают деньги и кладут на поднос. Я такое встречала только в одном храме Москвы. Непривычно, потому что обычно висят ящики для разных надобностей - на восстановление храма и т.д.

Я уже познакомилась с несколькими священниками. Как мне показалось, они здесь более дружелюбно настроены, более приближены к народу, чем в России. Может быть, потому что здесь приход меньше и они более нацелены на миссионерство.

У меня была мысль о том, что вроде как русский храм в Сан-Франциско рискует стать неким клубом по сбору соотечественников. И о. Петр (я о нем рассказывала раньше в 365) позднее озвучил ту же мысль. Хотелось бы, чтобы люди приходили не ради русского языка, а ради веры.

Про фестиваль русской культуры «Taste of Russia » еще напишу.