Тяжелые крейсера типа зара. Что такое Зара? любопытных фактов и цитат

Текст: Сергей Балакин

На вопрос — что такое Зара? – каждый наверняка ответит по-своему. Кому-то сразу придёт на ум марка модной одежды, кому-то — сценическое имя певицы, а любителю военно-морской истории – название итальянского тяжёлого крейсера, одного из самых мощных и самых красивых в своём классе.

Но мало кто вспомнит, что Зара – это итальянское название хорватского города Задар. Между прочим, в честь него и назван упомянутый крейсер. На первый взгляд сей факт вызывает недоумение: с чего бы это? Полагаю, что итальянская история далматинских городов (кстати, не столь уж давняя, но малоизвестная) будет интересна многим, особенно участникам предстоящей парусной регаты Ocean Medi Cup-2015. Поскольку им предстоит посетить хорватский Задар – бывшую итальянскую Зару – и представить себя в центре событий столетней давности…

История итальянской Хорватии

Исторически на восточном побережье Адриатики проживало много итальянцев – ведь эти земли на протяжении многих веков принадлежали сначала Римской империи, затем Венецианской республике. После объединения Италии, завершившегося во второй половине ХIХ века, Рим начал рассматривать населённые соотечественниками территории как зону своих интересов. Но побережье Далмации входило в состав Австро-Венгрии, и этот факт стал главной проблемой в отношениях между двумя европейскими монархиями. Хотя обе страны в 1882 году заключили Тройственный союз, который возглавила Германия, противоречия между Римом и Веной продолжали сохраняться и в конце концов стали причиной раскола.

В Первой мировой войне Италия поначалу сохраняла нейтралитет, однако 26 апреля 1915 года она подписала Лондонский пакт - секретное соглашение, согласно которому королевство покидало Тройственный союз , присоединялось к Антанте и объявляло войну Германии и Австро-Венгрии . Взамен Италии были обещаны бывшие австро-венгерские территории, в том числе Тироль, Триест, Истрия, северная Далмация, а также ряд островов в Адриатическом море. Содержание Лондонского пакта держалось в строгой тайне и было предано огласке лишь большевиками, причём сразу же после революции. Впервые полный текст соглашения появился в советской России на страницах газеты «Известия» в ноябре 1918 года.

А чуть ранее, в октябре того же 1918 года, глубокий экономический и политический кризис привёл к распаду Австро-Венгрии, которую неслучайно называли «лоскутной монархией». Огромная держава в одночасье распалась на «лоскуты», и 6 ноября кайзер Карл I отрёкся от престола. Италия постаралась не упустить свой шанс. Уже 4 ноября началось вторжение итальянских войск в Далмацию, Истрию, Хорватское Приморье. Не встречая сопротивления, они захватили военно-морскую базу Пола (ныне Пула), порты Триест, Фиуме (Риека), Зара (Задар), Себенико (Шибеник), Спалато (Сплит), Каттаро (Котор) и приблизились к главному городу Словении Любляне. Большую часть населения приморских городов составляли этнические итальянцы, поэтому оккупантов встречали как освободителей. 5 декабря Италия провозгласила создание новой провинции Далмация; её губернатором был назначен адмирал Энрико Милло.

Однако Англия и Франция не были заинтересованы в усилении Италии. Правительства этих двух стран считали, что вклад итальянцев в общую победу над врагом слишком мал, чтобы удовлетворять их непомерные запросы. К тому же образовавшееся на руинах Австро-Венгрии Королевство сербов, хорватов и словенцев (будущая Югославия) выступало категорически против отчуждения в пользу Италии земель, считавшихся «исконно хорватскими». Антанта решила отправить на спорные территории свои войска, чтобы не допустить столкновения итальянцев с местным славянским населением.

В течение нескольких последующих лет в центре событий оказался город Фиуме – нынешняя Риека. Уже 4 ноября 1918 года в гавань порта входит итальянский броненосец «Эмануэле Филиберто», и под дулами его орудий итальянский национальный совет берёт власть в свои руки. В Лондоне и Париже такое самоуправство встретили с раздражением, и 17 ноября в Фиуме высаживаются французские, английские и американские войска. Официальным органом власти в городе становится союзный правящий комитет. Рим в ответ решает «поиграть мускулами». Вскоре в гавани Фиуме собирается внушительная итальянская эскадра, в том числе дредноут «Данте Алигьери», броненосцы «Аммиральо ди Сент-Бон» и «Эмануэле Филиберто», броненосный крейсер «Сан-Марко» и другие корабли. Противостояние бывших союзников по Антанте нарастает.

На Парижской мирной конференции, начавшейся в феврале 1919 года, вокруг территориальных притязаний Италии разгорелись нешуточные политические баталии. Итальянская делегация в ультимативном тоне требовала присоединения земель, обещанных Лондонским пактом 1915 года. Югославы резко возражали, при этом Англия и Франция явно были на их стороне. Роль посредника в споре взял на себя президент США Вудро Вильсон. В ходе личной встречи с итальянским премьером Витторио Орландо он призывал пойти на компромисс и, в частности, отказаться от претензий на Фиуме. Итальянцы не согласились и 26 апреля в знак протеста покинули Париж. Правда, через 10 дней Орландо вернулся и снова сел за стол переговоров. Однако в итоговом документе – Версальском договоре, подписанном 28 июня 1919 года, претензии Рима были удовлетворены лишь частично. Италия получила западную часть Истрии с Триестом, Полу, Горицию, Зару, острова Црес , Лошинь и Ластово . Зато Фиуме и значительная часть Далмации отходили Королевству сербов, хорватов и словенцев . Итальянцы посчитали Версальский договор оскорбительным. Они чувствовали себя, по словам современника, «побеждёнными в лагере победителей».

«Гавриил-Благовестник»

И тут на сцене появляется Габриэле д’Аннунцио, о котором следует рассказать поподробнее.

Настоящая фамилия Габриэле – Рапаньетта, но он остался в истории под своим литературным псевдонимом Габриэле д’Аннунцио, что в переводе означает Гавриил-Благовестник. Но столь смиренное прозвище плохо вяжется с характером этой яркой и крайне противоречивой личности. В «Благовестнике» удивительным образом уживались талантливый поэт, писатель, донжуан и прожигатель жизни, политический деятель, храбрый воин, авантюрист, националист, крёстный отец итальянского фашизма, учитель и наставник Муссолини… Он эпатировал публику тем, что пил вино из черепа девственницы и носил ботинки из человеческой кожи, за свои сочинения был отлучён Ватиканом от церкви, содержал целый гарем любовниц и устраивал в своём поместье садомазохистские оргии. В то же время Николай Гумилёв посвящает ему восторженное стихотворение , лично для него танцует Ида Рубинштейн и поёт Энрико Карузо… Во время Первой мировой войны известный всей Европе поэт и писатель, которому уже перевалило за 50, добровольно надевает военную форму. 10 февраля 1918 года он в качестве члена экипажа торпедного катера участвует в отважной (хотя и по сути безрезультатной) атаке австрийских транспортов в бухте Буккари. Затем он становится лётчиком-истребителем, в августе того же года в составе группы из семи самолётов совершает рекордный перелёт до Вены и разбрасывает над столицей Австро-Венгрии тысячи пропагандистских листовок. После увечья и потери глаза при аварийной посадке Габриэле д’Аннунцио воюет на сухопутном фронте, дослуживается до чина подполковника. Пожалуй, трудно найти другой пример, когда человеку в ходе одной военной кампании удаётся отличиться в сражениях всех родов войск – на суше, в небе и на море…

Итак, 12 сентября 1919 года Габриэле д’Аннунцио въезжает в Фиуме на представительском «фиате», украшенном букетами роз. За ним следует вереница автомобилей, на которых едут около двух тысяч его сторонников. Основу дружины составляют ветераны штурмовых отрядов «ардити» (arditi — смельчаки). К ним после недолгого противостояния присоединяются итальянский гарнизон города во главе с генералом Питталугой, а также моряки и часть местных жителей. Расквартированные в городе войска союзников не оказывают сопротивления и позволяют заблокировать себя в казармах. 26 октября д’Аннунцио объявляет о присоединении города к Италии и таким образом ставит правительство перед свершившимся фактом. Но в Риме эту новость встречают без восторга. Премьер Нитти приказывает установить наземную и морскую блокаду Фиуме.

Оказавшись в изоляции, д’Аннунцио присваивает себе титул «команданте» и становится диктатором самопровозглашённого города-государства. Его вотчина неоднократно меняет названия: Республики Фиуме , Итальянское регентство Карнаро, Свободное государство Фиуме… Фактически это было первое в истории фашистское государство, со всеми его атрибутами: массовыми шествиями в чёрных рубашках , воинственными лозунгами, древнеримскими приветстви ями поднятой рукой, эмоциональными выступлениями вождя перед толпой. Д’Аннунцио превозносит величие национального духа и конечной целью своих действий видит спасение Италии от социалистов.

У самозванца-команданте появляется множество сторонников, к нему в Фиуме стекаются добровольцы и дезертиры из итальянской армии – некоторые перелетают к нему на боевых самолётах. Теперь Габриэле д’Аннунцио располагает полноценной хорошо вооружённой армией численностью в 11 тысяч человек. В его распоряжении — корабли и военная авиация. А в октябре 1919 года он получает поистине царский подарок — транспорт «Персия», в трюмах которого находились 20 батарей горных орудий, две тяжёлые гаубицы, 30 тысяч винтовок и 10 миллионов патронов. Всё это оружие предназначалось «верховному правителю» России Колчаку, однако экипаж парохода, следовавшего из Генуи во Владивосток, взбунтовался и самовольно взял курс на Фиуме. Моряки посчитали нужным поддержать «борца за национальные интересы» Италии, а не везти ценный груз в далёкую Россию какому-то непонятному белому движению…

Команданте д’Аннунцио, окрылённый успехами и поддержкой многочисленных сторонников, предпринимает попытки расширить территорию независимой республики. В ноябре он возглавляет экспедицию в город Зара (Задар). Десант из тысячи бойцов под его предводительством прибывает из Фиуме на четырёх миноносцах и высаживается на берег. Местный итальянский командующий вице-адмирал Нилло после переговоров переходит на сторону д’Аннунцио. По возвращении назад глава Республики Фиуме оглашает свои перспективные планы – захват Спалато (Сплита) и Черногории. Осуществить эти планы не удалось (даже Зара вскоре вновь оказалась под контролем итальянского правительства), но ближайшие территории, включая большой остров Велья (Крк) были присоединены и включены в состав «свободного государства».

Надо заметить, что экономически Республика Фиуме находилась в очень тяжёлом положении. В городе царила безработица, в условиях блокады возникали большие проблемы с продовольствием. Введённые продуктовые карточки не спасали. И единственным способом добычи средств к существованию являлось банальное пиратство. Подобно сомалийским пиратам нашего времени, фиумские «ардити» на моторных лодках выходили в море, догоняли грузовые пароходы, чаще всего ночью, и высаживались на палубу. Угрожая оружием, заставляли капитана брать курс на Фиуме. Там судно как следует потрошили, а затем отпускали. Поскольку денег в самопровозглашённой республики не было, добычу делили и раздавали солдатам и местным жителям бесплатно. Вот такой «пиратский коммунизм»!

Что же касается самого Габриэле д’Аннунцио, то он отнюдь не бедствует – живёт в роскоши, устраивает шумные пиры, а в свободное от управления государством время изобретает собственные ликёры и стимулирует себя кокаином. Постепенно отношение к нему меняется в худшую сторону, причём не только у горожан, но и в его войсках. Дело доходит до вооружённых стычек. Оппозиция открыто называет команданте деспотом, тираном и сумасшедшим.

Официальному Риму всё это надоело, и когда, наконец, было достигнуто соглашение с Югославией (договор в Рапалло), по которому Фиуме провозглашался вольным городом под итальянской протекцией, то самозванцу д’Аннунцио предъявляют ультиматум: сложить оружие и покинуть город. В ответ экспансивный команданте 3 декабря 1920 года объявляет Италии войну.

24 декабря заговорили пушки: линкор «Андреа Дориа» открыл огонь по городу из 152-мм орудий. Один из снарядов попал в дворец, где заседало фиумское правительство. Сам Габриэле д’Аннунцио получил лёгкое ранение. Затем итальянские войска под предводительством генерала Энрико Коильи предприняли штурм города. Сепаратисты сопротивлялись ещё несколько дней, но в конце концов капитулировали. Их команданте объявил о своей отставке. 203 защитника сложили свои головы в боях с соотечественниками. Причём, как вскоре выяснилось, совершенно напрасно.

12 любопытных фактов и цитат

1. Согласно принятой конституции, Республика Фиуме являлась корпоративным государством, в котором все граждане входили в одну из десяти корпораций по классовому признаку: рабочие, управленцы, моряки, финансовые служащие и т.п. Любопытно, что последняя 10-я корпорация представляла собой «загадочные силы прогресса и приключений»! Похоже, сочиняя эту часть конституции, её авторы — д’Аннунцио и анархо-синдикалист Альчесте де Амбрис – переусердствовали с кокаином…

2. По конституции гражданам гарантировались бесплатное начальное образование, оплата труда, обеспечивающая достойную жизнь; гражданские права в полном объёме вне зависимости от пола, расы и религиозной принадлежности, прожиточный минимум для безработных. Д’Аннунцио выдвинул лозунг: «труд без утомления», означавший, что труд не должен вытеснять радостей жизни.

3. Фундаментальным принципом организации государства была объявлена музыка, поэтому концерты, хоровое пение, карнавальные шествия считались важнейшей и неотъемлемой частью жизни республики. В каждом населённом пункте должен быть свой оркестр и хор. Кроме того, вводилось всеобщее обязательное музыкальное образование.

4. Роль государства по конституции сводилась к минимуму – по сути провозглашался национал-анархизм. Но в случае военной опасности глава государства – команданте – получал неограниченную власть.

5. По мнению современников, из всех известных правителей д’Аннунцио был самым милосердным. Он щедро раздавал награды, а провинившихся судил по собственному «инстинкту справедливости». Самым жестоким наказанием считалась высылка из города.

6. Поэт и авантюрист д’Аннунцио сформировал правительство Республики Фиуме под стать самому себе. Министром иностранных дел стал бельгийский интернационалист и поэт Леон Кохницки, начальником штаба – тоже поэт полковник Марио Сани. Заместителем главнокомандующего (то есть самого д’Аннунцио) был назначен серебряный призёр Олимпийских игр 1908 года по фехтованию генерал Санте Чеккерин . А военно-морские силы республики возглавил герой Первой мировой войны капитан Луиджи Риццо. 10 июня 1918 года Риццо, будучи в чине лейтенанта и командуя торпедным катером MAS-15, потопил австро-венгерский дредноут «Сент-Иштван». Это была самая крупная победа в истории итальянского флота.

7. Секретарём и де-факто заместителем Габриэле д’Аннунцио был его давний друг военный лётчик Гвидо Келлер по прозвищу «Безбашенный» (La Disperata). Когда в Фиуме стало плохо с продовольствием, он летал на самолёте по окрестностям, приземлялся и просто воровал всё, что попадалось под руку. Однажды Келлер украл большую свинью, затолкал её в самолёт, но испуганное животное порвало обшивку и застряло под фюзеляжем. При посадке Келлеру пришлось использовать бедную хрюшку вместо шасси.

8. 14 ноября 1920 года в разгар «холодной войны» с Римом Гвидо Келлер совершил рискованный дальний полёт на аэроплане и произвёл символическую бомбардировку итальянской столицы - разбросал над Ватиканом и королевским дворцом красные розы, а на здание парламента сбросил ночной горшок, наполненный репой. Возвращаясь назад, он сбился с курса и совершил вынужденную посадку в Сан-Марино, причём не очень удачную: самолёт врезался в дерево, но сам Келлер отделался царапинами и ушибами.

9. Государственный флаг Республики Фиуме, придуманный Габриэле д’Аннунцио, — созвездие Большой Медведицы, окольцованное символом вечности — змеем Уроборосом, кусающим самого себя за хвост. Надпись на флаге — «Quis contra nos» - это вторая часть изречения «Если Бог с нами, кто против нас».

Государственный флаг Республики Фиуме — регентства Карнаро

  1. Пришедший к власти Муссолини так отозвался об истории независимого города-государства: «Фиуме – это восстание великой пролетарки против нового священного союза мировой плутократии». Под «великой пролетаркой» дуче подразумевал Италию.
  2. Ленин поначалу тоже воспринял события в Далмации как борьбу пролетариата с империализмом, и Советская Россия стала единственным государством, признавшим Республику Фиуме. Однако вскоре стало ясно, что идеология д’ Аннунцио враждебна большевикам, и де-факто дипломатические отношения так и не были установлены.
  3. Владимир Маяковский в стихотворении «Советская азбука» так представил букву Ф:

Фазан красив, ума ни унции.

Фиуме спьяну взял Д’Аннунцио.

Финита ля Фиуме/Зара/Пола

С приходом к власти Муссолини существование Фиуме как независимого территориального образования перестало устраивать итальянское правительство. В сентябре 1923 года в Фиуме вспыхивает мятеж, спровоцированный местными фашистами, и в городе под предлогом защиты мирного населения высаживается итальянский десант. А 27 января 1924 года югославская делегация в Риме наконец подписывает договор, по которому Фиуме официально отходит к Италии, а Королевству сербов, хорватов и словенцев в качестве компенсации (скорее, утешения) передаются незначительные окрестные территории. Лига Наций признала раздел законным. И до конца Второй мировой войны полуостров Истрия и часть хорватского побережья, в том числе «коммуна Зара», официально считались Италией.

В 1945 году бывшие итальянские территории перешли под контроль югославских партизан, возглавляемых Иосипом Броз Тито. В 1947 году они были присоединены к СФРЮ. Бывшие итальянские города Пола, Фиуме и Зара отныне стали именоваться Пула, Риека и Задар. Итальянское население, в отдельных областях составлявшее большинство, в массовом порядке стало уезжать на историческую родину. Особая ситуация сложилась в городе Триест, где в мае 1945 года едва не дошло до военного столкновения между югославскими и англо-американскими войсками, но это уже совсем другая история…

В 1929-1932 годах в Италии были построены 4 тяжёлых крейсера, которые можно считать одними из лучших в своём классе. Они получили названия в честь приобретённых городов: «Зара», «Фиуме», «Пола» и «Гориция». И все погибли в ходе Второй мировой войны. Причём три первых – в одном сражении у мыса Матапан 28-29 марта 1941 года…

Как ни странно, но воевавший с итальянским правительством д’Аннунцио после капитуляции не понёс никакого наказания. Наоборот, он был восторженно встречен на родине и всячески обласкан – особенно после прихода к власти Бенито Муссолини, с которым «поэт-герой» дружил с 1919 года. Бывшего правителя Фиуме осыпали наградами, а в 1924 году ему пожаловали княжеский титул. Габриэле д’Аннунцио получил в дар роскошную виллу с пафосным названием «Иль Витториале дельи Итальяни» («Победы итальянцев»), расположенную на берегу озера Гарда в Ломбардии. Эта вилла когда-то принадлежала немецкому аристократу, но после начала мировой войны была конфискована итальянскими властями. Д’Аннунцио капитально перестроил её и жил здесь вплоть до своей кончины в 1938 году.

Поместье Габриэле д’Аннунцио сохранилось и ныне является музеем своего владельца. Помимо шикарных, наполненных предметами искусства зданий, там неизменно привлекает внимание один экспонат, о котором хочется рассказать чуть подробнее.

Бронепалубный крейсер «Пулья» («Puglia») был построен в 1901 году. Он ходил в Южную Америку, на Дальний Восток, участвовал в итало-турецкой и Первой мировой войнах. А после падения Австро-Венгрии крейсер обеспечивал оккупацию далматинских городов. На нём выходил в море и Габриэле д’Аннунцио. А 11 июля 1920 года, во время беспорядков в Спалато (Сплите), сошедшие на берег итальянские моряки подверглись нападению хорватских повстанцев. Командир «Пульи» и один матрос были убиты.

В марте 1923 года старый крейсер исключили из состава флота, и Муссолини подарил его д’Аннунцио — своему учителю, наставнику и в некотором роде конкуренту. Корпус «Пульи» вместе с носовой надстройкой, мачтами и палубными орудиями был перевезён на территорию виллы «Иль Витториале дельи Итальяни» и установлен на склоне холма над озером Гарда. Этот необычный объект дожил до наших дней и является одной из военно-морских достопримечательностей Италии.

Во втором десятилетии XX века во флотах большинства ведущих морских держав сложилась удручающая ситуация. Дредноутная лихорадка всецело овладела умами адмиралов, стремительно опустошая при этом бюджеты военно-морских ведомств. Бесспорно, линкоры оставались основным классом боевых кораблей, становым хребтом флота, но за всем этим как-то забылась та истина, что флот должен быть сбалансированным. Самым негативным образом это сказалось на крейсерах. Пожалуй, к концу Первой мировой войны только Великобритания и Германия обладали крейсерскими силами, более или менее отвечающими стоящим перед ними задачам; в остальных странах количество современных крейсеров в лучшем случае исчислялось единицами, но чаще всего они отсутствовали вообще.

Италия находилась в числе таких аутсайдеров. Экономический кризис и сокращение финансирования существенно затруднили даже содержание находящихся в строю кораблей, а бездействие итальянских дредноутов в ходе войны привело к появлению в послевоенные годы противников строительства линкоров. Приверженцы новых военно-морских теорий считали, что главная роль в будущей войне станет принадлежать подводным лодкам и авиации. Как следствие, Италия не пыталась воспользоваться предоставленным ей по итогам Вашингтонской конференции (Договор пяти держав) г. правом на постройку новых линейных кораблей суммарным водоизмещением 70 тыс. т.

В целом же результаты конференции можно назвать для Италии весьма удачными. Во-первых, она узаконила свое пятое место в мировой иерархии военных флотов, уравнявшись по суммарному тоннажу с Францией, еще совсем недавно являвшейся второй морской державой. С учетом же того, что Франции приходилось делить свои силы между Средиземноморьем и Атлантикой, а также заботиться о многочисленных заморских колониях, на Средиземном море итальянский флот становился самым многочисленным. Во-вторых, налагавшийся договором мораторий на строительство новых линейных кораблей дал мощный толчок развитию класса крейсеров.

Первые итальянские "вашингтонские" крейсера типа Тренто - строились по программе 1923 - 1924 гг. В основу их концепции была положена идея нанесения мощного огневого удара на максимально возможной дальности и большой скорости.

Недостатки кораблей типа Тренто были столь очевидны, что свои усилия конструкторы направили на создание "сбалансированного" крейсера, гармонично сочетающего скорость, защиту и вооружение. В задание на проектирование заложили следующие характеристики: толщина бортового пояса - 200 мм, скорость хода - 32 уз., вооружение - восемь 203-мм орудий. Уложиться при этом в "договорные" 10 000 т не представлялось возможным.

Заместитель начальника Морского штаба контр-адмирал Ромео Бернотти - кстати, один из ведущих итальянских военно-морских теоретиков - вообще предложил увеличить водоизмещение до 15 000 т. По мнению адмирала, три таких корабля запросто разделались бы с шестью обычными "вашингтонскими" крейсерами. Однако на столь явное нарушение международных соглашений правительство Италии пойти не могло, поэтому проект начали "ужимать".

Работы велись в Комитете по проектам боевых кораблей (Comitato progetti navi) под руководством инженера-генерал-лейтенанта Фабио Мибелли. Взяв за основу тип Тренто , конструкторы отказались от высокобортного гладкопалубного корпуса в пользу более низкого с относительно коротким полубаком. Это отрицательно сказывалось на мореходности, что не считалось критичным для Средиземного моря, зато позволяло сэкономить несколько сотен тонн. Состав артиллерийского вооружения остался неизменным, но от заложенных в первоначальный проект торпедных аппаратов отказались. Толщину пояса по ватерлинии уменьшили до 150 мм. Существенную экономию в весе дал переход на новую облегченную энергетическую установку, разработанную ранее для скаутов типа "Кондоттьери" первой и второй серий. В отличие от предшественников, число валов сократилось до двух.

Перечисленные меры позволили ощутимо снизить водоизмещение, но все равно оно продолжало превышать договорные значения почти на 1500 т. Тогда итальянцы решились пойти на прямую фальсификацию: не афишируя проектную перегрузку, они официально заявили о 10 000-тонном стандартном водоизмещении крейсеров. Подлог открылся совершенно неожиданным образом, когда во время гражданской войны в Испании один из крейсеров был отбуксирован в Гибралтар для ремонта в доке. Тогда-то и стало очевидно, что реальное водоизмещение корабля как минимум на тысячу тонн превышает официально заявленное.

Кораблестроительной программой 1928гг. была санкционирована постройка двух крейсеров типа "Зара". Третий корабль, строился по программе 1929гг.; четвертый - по программе 1930 - 1931 гг.

Как ни странно, первоначально корабли типа "Зара" числились легкими крейсерами (Incrociatori Leggeri) - таковы уж особенности итальянской национальной классификации того времени (крейсера со 120-мм и 152-мм артиллерией - "разведчиками"). Несуразность подобного отнесения была настолько очевидной, что еще в процессе постройки их перевели в разряд броненосных (Incrociatori Corazzato), чтобы отличать от соизмеримых, но куда более легко бронированных крейсеров типа "Тренто". Лишь в 1930 г, когда Италия подписала Лондонская конференция (1930) , установивший единую классификацию крейсеров по калибру артиллерии, и Тренто , и "Зара" были причислены к подклассу тяжелых (Incrociatori Pesanti).

В ходе Второй мировой войны итальянские тяжелые крейсера не добились заметных успехов, но постоянно вызывали сильное беспокойство англичан. Командующий британским Средиземноморским флотом адмирал Каннингхэм считал корабли типа "Зара" оптимальным типом крейсера для Средиземного моря и просил Адмиралтейство включить в состав его сил близкие по тактико-техническим характеристикам крейсера типа "Йорк". Когда в ходе ночного боя у Мыс Матапан удалось уничтожить сразу три итальянских тяжелых крейсера, британский командующий смог облегченно вздохнуть. "Хотя Виттоpио Венето ускользнул, - пишет он в своих мемуарах, - мы потопили "Зара", "Фиуме" и "Пола"... Эти три тяжелых крейсера были хорошо защищены против шестидюймовых снарядов и являлись постоянной угрозой для наших более легких и слабо бронированных кораблей".

Зара1931 /1941 Фиуме1931 /1941 Гориция1931 /1945

Поскольку погибшую у Мыс Матапан 1-ю дивизию официально расформировали, ее единственный уцелевший корабль был включен в состав 3-й дивизии. Закончив 7 мая 1941 г. ремонт, пережившая гибель систершипов "Гориция" на следующий день с новым командиром прибыла в Мессину. Впереди у крейсера были два года войны, многочисленные походы, столкновения с противником и боевые повреждения.

9 - 11 сентября британские бомбардировщики совершили несколько налетов на Мессину, где базировалась 3-я дивизия крейсеров. Вместе с другими кораблями "Гориция" осуществляла ПВО Противо-воздушная оборона базы и повреждений не получила.

В ночь на 21 ноября Мессина подверглась налету британских бомбардировщиков, "Гориция" получила повреждения - в корпусе и надстройках крейсера насчитали более 200 осколочных пробоин. Несмотря на это, в тот же день она вышла в море под флагом контр-адмирала Парона для прикрытия очередного конвоя.

13 декабря главные силы итальянского флота вышли в море для прикрытия конвоя "М.41", а затем - вышедшего 16 декабря конвоя "М.42". 17 декабря в заливе Сирт была обнаружена уступающая в силах эскадра контр-адмирала Вайена, однако бой с ней завязался уже в сумерках, длился всего 11 минут и не дал решительного результата. По утверждению итальянцев, "Гориция" добилась попадания главным калибром в британский эсминец, что не подтверждается британскими источниками.

22 - 23 марта итальянский флот провел операцию против британского конвоя "MW-10". Эскадра перехватила конвой в заливе Сирт, но, хотя ей противостояло всего 5 легких крейсеров и 17 эсминцев контр-адмирала Вайенэ, итальянцы вели бой нерешительно и, не добившись успеха, отошли. "Гориция" в этом бою израсходовала 226 203-мм и 67 100-мм снарядов, не добившись попаданий.

В ночь на 26 мая во время авиационного налета на Мессину "Гориция" получила небольшие повреждения надстроек от осколков, а на следующий день перебазировалась в Таранто.

10 апреля 1943 г. Маддалена подверглась налету 84 американских бомбардировщиков В-24 "Либерейтор". Крейсер "Тренто" и торпедные катера MAS-501, MAS-503 затонули в гавани. "Гориция" получила три прямых попадания. Одна бомба пробила крышу башни №3 и взорвалась внутри, вырвав кормовую бронеплиту. Две других бомбы взорвались впереди на главной палубе по левому борту, причинив серьезные повреждения надстройкам. Несколькими близкими разрывами повредило бортовую обшивку, что привело к затоплению ряда отсеков, но благодаря грамотной борьбе за живучесть корабль сохранил остойчивость и мореходность.

12 - 13 апреля "Гориция" перешла на ремонт в Специю, где 19 апреля получила дополнительные повреждения от осколков авиабомб, разорвавшихся на бетонном пирсе, у которого она была пришвартована.

9 сентября, когда новое правительство Италии подписало перемирие с западными союзниками, "Гориция" по-прежнему стояла в сухом доке Специи. На следующий день в город вошли германские войска, осуществлявшие операцию "Ахзе" {"Ось") - захват боевых кораблей бывшего союзника по оси. Для предотвращения этого последний командир корабля капитан 2 ранга Карло Десси приказал открыть кингстоны и ворота дока, однако малочисленность находившегося на борту экипажа не позволила осуществить это в полном объеме. Тем не менее, крейсер достался немцам в столь плачевном состоянии, что вопрос о включении его в состав флота даже не поднимался. Крейсер вывели из дока и поставили на якорь в гавани. В конце июня 1944 г. сражавшиеся на стороне союзников подразделения итальянских морских диверсантов провели несколько успешных операций. 21 июня аквалангисты на управляемой торпеде, доставленной торпедным катером MS-74, под прикрытием эсминца "Грекале" проникли в гавань в Специи и установили подрывные заряды на днище крейсера "Больцано". В результате взрыва он затонул. 26 июня аналогичная акция была проведена против "Гориция", правда, на этот раз менее удачно - корабль был сильно поврежден, но остался на плаву и впоследствии использовался немцами в качестве блокшива.

Выпуск: 04 Каким быть миноносному судну?

  • Схемы ТТХ
  • Вступление
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Служба
  • 22 Миноносец «Батум», Россия, 1880 г.
  • 23 Миноносное судно «Цитен», Германия, 1876 г.
  • 24 Миноносец № 1, Франция, 1876 г.
  • 25 Миноносец «Ягер», Германия, 1883 г.
  • 26 Торпедный корабль «Зара», Австро-Венгрия, 1881 г.
  • 27 Миноносное судно «Взрыв», Россия, 1877 г.

Строился в Англии фирмой «Ярроу».

Водоизмещение полное 48,4 т.

Длина наибольшая 30,5 м, ширина 3,8 м, осадка 1,9 м.

Мощность одновальной паросиловой установки около 500 л.с., скорость на испытаниях 22 узла (фактически при полном водоизмещении 15,5 узла).

Вооружение:

два торпедных аппарата.

В 1895 г. переименован в № 251.

Исключен из списков флота в 1908 г.

Строилось в Англии, заложено в 1875 г.

Водоизмещение полное 1152 т.

Длина наибольшая 79,4 м, ширина 8,56 м, осадка 4,63 м.

Мощность двухзальной паросиловой установки 2000 л.с., скорость 16 узлов.

Вооружение: два подводных торпедных аппарата.

В 1899 г. передан рыбоохране, в годы Первой мировой войны - прибрежное сторожевое судно.

Исключено из списков флота в 1921 г.

Строился фирмой «Клапаред», заложен в сентябре 1875 г.

Водоизмещение нормальное 95 т, полное 103 т.

Длина наибольшая 38,67 м, ширина 4,19 м, осадка 2,59 м.

Мощность двухвальной паросиловой установки 800 л.с., скорость 14,37 узла.

Вооружение:

два подводных торпедных аппарата.

В 1883 г. переименован в «Изар» и переклассифицирован в авизо (посыльное судно) 3-го класса.

Исключен из списков флота в 1889 г.

Строился в Германии фирмой «Везер».

Водоизмещение полное 138 т.

Длина наибольшая 34,8 м, ширина 5,58 м, осадка 2,6 м.

Мощность одновальной паросиловой установки 550 л.с., скорость 15 узлов.

Вооружение:

два торпедных аппарата, одна 37-мм пушка Гочкиса.

Исключен из состава флота в 1889 г., сдан на слом в 1900 г.

Строился в Морском арсенале в Поле.

Водоизмещение нормальное 852 т, полное 930 т.

Длина наибольшая 67,2 м, ширина 8,2 м, осадка 4,1 м.

Мощность двухвальной паросиловой установки около 1000 л.с., скорость фактическая 11,1 узла.

Вооружение:

четыре 90-мм и одна бб-мм пушки, две 25-мм картечницы, три торпедных аппарата.

Всего построено две единицы:

«Зара» и «Спалато».

Оба корабля сданы на слом в 1920 г.

Строился на заводе Берда в Санкт-Петербурге.

Водоизмещение нормальное 134 т.

Длина наибольшая 39,62 м, ширина 4,87 м, осадка 3,05 м.

Мощность одновальной паросиловой установки 800 л.с., скорость 13,3 узла.

Вооружение:

подводный торпедный аппарат.

Исключен из списков флота в 1907 г.

Массовая постройка миноносок в конце 70-х годов XIX века отнюдь не свидетельствовала о том, будто во взглядах адмиралов всех ведущих морских держав царило единодушие. У нового класса боевых судов было немало критиков, считавших, что увлечение «несерьезными корабликами» равносильно выбрасыванию денег на ветер. Действительно, у первых миноносок имелись очевидные недостатки; главные из них - ничтожные мореходность и дальность плавания. Стоило разгуляться даже небольшой волне, и флотилии носителей самодвижущихся мин оказывались не в состоянии выйти в море. Поэтому корабелы не прекращали попыток параллельно со строительством миноносок создать более солидную и мореходную боевую единицу аналогичного назначения.

Первым в мире кораблем, специально построенным в качестве носителя мин Уайтхеда, стал английский «Везувиус», вошедший в строй в 1874 году. Это было относительно крупное судно водоизмещением в 245 т, вооруженное одним носовым торпедным аппаратом. Оно имело очень низкий силуэт без дымовых труб - дым выбрасывался в атмосферу вентиляторами через отверстия по бокам корпуса. Считалось, что таким образом «Везувиус» мог в тумане или сумерках незаметно приблизиться к неприятелю на дальность торпедного выстрела. Однако это выглядело проблематичным, так как 350-сильная паровая машина-компаунд позволяла «миноносному судну» развить скорость всего в 9,7 узла. После всесторонних испытаний «Везувиус» был переоборудован в опытовое судно, в качестве которого он служил до 1924 года.

Более совершенный корабль англичане построили для Германии. В 1875 году немцы заказали заводу «Темз Айрон Уоркс» быстроходное посыльное судно «Цитен». В июле следующего года оно вошло в состав кайзеровского флота. Элегантный яхтенный силуэт этого суперминоносца скрадывал его внушительные размеры. Две паровые машины общей мощностью 2000 л.с. обеспечивали ему прекрасный для того времени ход в 16 узлов. Вооружение состояло из двух подводных 380-мм торпедных аппаратов, установленных в штевнях и способных стрелять строго по диаметральной плоскости корабля в нос и в корму. Предусматривалась возможность перезарядки торпед - их имелось по пять на каждый аппарат. Артиллерии поначалу не было вообще; позже появились шесть 50-мм пушек. В целом «Цитен» оказался весьма неплохим судном - скоростным и мореходным, но его размеры, близкие к тогдашним крейсерам, адмиралы посчитали чрезмерными, а стоимость - очень высокой. Будучи преемником немецких так называемых «минных пароходов» и прототипом вскоре появившихся торпедных канонерских лодок и минных крейсеров, «Цитен» так и остался в единственном экземпляре. А вот попытка немцев создать более дешевый вариант мореходного миноносца потерпела крах. Построенный в 1883 году 138-тонный «Ягер» хотя и показал мало-мальски приемлемую скорость (15 узлов), но его маневренность и мореходность не выдерживали никакой критики. После шести лет испытаний судно исключили из состава флота.

Прямые родственники у «Цитена» появились лишь в одной стране - Австро-Венгрии. Там в 1878 году заложили два очень похожих судна - «Зара» и «Спалато», официально именовавшихся «торпедными кораблями». Они также были двухвинтовыми и внешне похожими на яхты, но их паровые машины не смогли развить проектной мощности, из-за чего ожидавшаяся 14-узловая скорость так и не была достигнута. Вооружение каждого из них состояло из четырех 90-мм, одной 66-мм пушек, двух 25-мм картеч-ниц и трех торпедных аппаратов; одного носового и двух бортовых. В 1887 году все старые орудия заменили на пять скорострельных 47-мм, а вместо трех торпедных аппаратов установили два носовых надводных. Оба корабля после неоднократных модернизаций участвовали в Первой мировой войне, служили сторожевыми судами в системе охраны военно-морских баз, а «Зара» в июне 1917 года даже выдержала подрыв на мине. В 1920 году их продали на слом в Италию.

В 1882-1883 годах австрийцы построили еще два очень похожих, слегка увеличенных (водоизмещением 890/1000 т) корабля - «Себенико» и «Луссин». Весьма любопытна судьба последнего. В 1911-1914 годах он был переоборудован в яхту, причем его паровые машины уступили место двум дизелям фирмы «МАН» мощностью по 900 л.с. каждый. С 1916 года «Луссин» использовался в качестве плавучей казармы для экипажей немецких подводных лодок, базировавшихся в Поле. После окончания Первой мировой войны он достался Италии и некоторое время служил под именем «Сорренто».

Если австрийский «Луссин» уже в весьма зрелом возрасте превратился в роскошную яхту, то первый мореходный миноносец Российского флота претерпел обратную метаморфозу, причем прямо на стапеле. Еще в декабре 1876 года русское Морское министерство выдало заказ петербургскому заводу Берда на строительство миноносного судна «Взрыв», по идее напоминавшего германские минные пароходы. Первоначально предполагалось, что его вооружение будет состоять из шестовой мины, закрепленной на выдвижном трубчатом шесте, но затем остановились на более перспективном оружии - подводном носовом аппарате для мин Уайтхеда. Чтобы ускорить работы (а возможно, просто найти применение имевшемуся в наличии недостроенному корпусу), подрядчик решил использовать уже опробованный проект прогулочной яхты. Так появился необычный миноносец, по силуэту напоминавший «Цитен» и «Зару», но с более изящными обводами, и имевший даже медную обшивку подводной части корпуса. Но эффектный внешний вид «Взрыва», увы, стал единственным его достоинством. Попытка впихнуть в существующий проект механизмы вдвое большей мощности не увенчалась успехом: на испытаниях корабль вместо контрактной 17-узловой скорости смог развить лишь 13,3 узла. Кроме того, остойчивость судна была явно недостаточной, что заставило ограничиться очень скромным вооружением. Последнее, кстати, оказалось неэффективным: из-за повышенной рыскливости навести неподвижный носовой торпедный аппарат на цель было крайне трудно. В 1885 году на «Взрыве» установили четыре 37-мм пушки Гочкиса и два аппарата для метательных мин, ради чего пришлось демонтировать боевую рубку, деревянный настил палубы и впервые примененный в нашем флоте гидравлический привод руля. В сущности, «Взрыв» являлся экспериментальным судном и до 1907 года служил для проведения различных опытов, а затем был сдан на слом.

Попытка построить мореходный миноносец поначалу не удалась и французам. Свой 100-тонный корабль, получивший обозначение №1, они заложили еще в 1875 году. Его конструкция отличалась множеством оригинальных решений. Так, вооружение состояло из двух расположенных в диаметральной плоскости в носу и в корме торпедных аппаратов, причем мины Уайтхеда выбрасывались не порохом и не сжатым воздухом, а давлением пара. Вообще на судне имелось «всякой твари - по паре»: два торпедных аппарата, два котла, две паровые машины, две дымовые трубы, два двухлопастных гребных винта... Как достоинство миноносца можно рассматривать наличие двух раздельных погребов с солидным запасом торпед. Но в целом корабль оказался явно неудачным: вместо проектных 17 узлов он развил лишь чуть больше 14, а абсолютно неработоспособные торпедные аппараты после испытаний пришлось демонтировать и заменить... одной шестовой миной, поскольку другого надежного оружия тогда не нашлось. В результате миноносец № 1 переклассифицировали в посыльное судно «Изар», а в 1889 году его сдали на слом.

Итак, потуги кораблестроителей разных стран создать большой миноносец для действий в открытом море потерпели фиаско: первые представители нового класса кораблей получались либо слишком крупными и дорогими, либо вообще ни на что не годными. Складывалось мнение, будто достичь приемлемых скорости и мореходности одновременно не удастся, и одним из этих качеств придется жертвовать. Странно, но самое очевидное решение - просто увеличить миноноску до размеров мало-мальски мореходного судна - пришло не сразу. И что еще более удивительно - появилось оно не у английских, французских или немецких конструкторов, считавшихся бесспорными лидерами в разработке носителей торпедного оружия, а в отнюдь не самой развитой в технологическом отношении России.

Впрочем, на то имелись веские основания. Управляющий русским Морским министерством адмирал И.А.Шестаков с горечью констатировал, что сотня построенных в 1877-1878 годах миноносок, обошедшаяся казне в 4 млн. рублей, «оказалась совершенно неоправданной для действий в водах финского залива, к чему предназначалась». Поэтому в конце 1879 года было решено заказать более крупный миноносец (в то время его продолжали называть миноноской). Отечественная промышленность еще не могла обеспечить быстрое и качественное выполнение заказа, и Морское министерство остановило свой выбор на английской фирме «Ярроу». В память о первой успешной торпедной атаке русских катеров новому кораблю присвоили имя «Батум». Разработчиком детального проекта стал известный английский кораблестроитель Э.Рид.

Компоновка «Батума» почти в точности повторяла компоновку серийных миноносок фирмы «Ярроу». Корпус делился водонепроницаемыми переборками на восемь отсеков; толщина стальной обшивки не превышала 3,5 мм. В котельном отделении размещался цилиндрический паровой котел локомотивного типа «вместимостью в 240 ведер», дымовых труб было две. Двухцилиндровая машина-компаунд располагалась в шестом по счету (от носа) отсеке; во время испытаний она обеспечила предельно облегченному (без вооружения и запасов) миноносцу рекордную скорость в 22,16 узла! Благодаря наличию двух рулей - кормового и выдвижного носового - диаметр циркуляции на полном ходу составил лишь 5,1 длины корпуса, что для узкого сигарообразного судна считалось неплохим результатом. Для обеспечения большей дальности плавания «Батум» снабдили парусным вооружением - на палубе установили три откидные мачты, на которых при необходимости поднимались косые паруса общей площадью 500 кв. футов. Водоотливные средства состояли из шести эжекторов, способных откачивать около 75 ведер воды в минуту. Забегая вперед, заметим, что конструкция русского миноносца стала классической на все следующее десятилетие.

31 мая 1880 года «Батум» спустили на воду, а 17 июля его принял русский экипаж во главе с лейтенантом И.М.Зацаренным. Затем миноносец своим ходом отправился - ни много ни мало - на Черное море! Англичане были шокированы: совсем недавно их газеты выражали восторг по поводу того, что построенные для Франции миноноски смогли преодолеть Ла-Манш. А тут - поход вокруг Европы, через бурный Бискайский залив и пять морей. Это казалось просто невероятным. Тем не менее рискованное предприятие завершилось успешно. По пути «Батум» зашел в Фиуме, где на него установили торпедные аппараты и немного удлинили дымовые трубы, так как при первоначальной высоте (1,5 м) их нередко заливало водой. 21 сентября миноносец прибыл в Николаев.

Это плавание заставило военно-морских специалистов по-новому взглянуть на зарождавшуюся силу флота. Им стало ясно, что миноносцам по плечу не только охрана подступов к своим базам, но и куда более серьезные задачи.