Оружие второй мировой, торпедные катера. «Шнелльботы». Германские торпедные катера Второй мировой войны Мы пойдем своим путем

Торпедный катер - это малый боевой корабль, предназначенный для поражения торпедами военных кораблей и транспортных судов противника. Широко применялся во время Второй мировой войны. К началу войны торпедные катера в основных флотах западных морских держав были представлены слабо, но с началом войны строительство катеров резко возросло. К началу Великой Отечественной войны СССР имел 269 торпедных катеров. В ходе войны было построено более 30 торпедных катеров, и 166 получено от союзников.

Проект первого глиссирующего советского торпедного катера разработал в 1927 г. коллектив Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) под руководством А.Н. Туполева, впоследствии выдающегося авиаконструктора. Первый опытный катер "АНТ-3" ("Первенец"), построенный в Москве, испытывался в Севастополе. Катер имел водоизмещение 8,91 т, мощность двух бензиновых моторов 1200 л. с., скорость хода 54 узла. Длина наибольшая: 17,33 м, ширина 3,33 м, осадка 0,9 м, Вооружение: 450-мм торпеда, 2 пулемета, 2 мины.

Сравнивая "Первенец" с одним из трофейных СМВ, выяснили, что английский катер уступал нашему и в скорости и в маневренности. 16 июля 1927 года опытный катер зачислили в состав военно-морских сил на Черном море. "Принимая во внимание, что данный глиссер является опытной конструкцией, - указывалось в приемном акте, - комиссия считает, что ЦАГИ выполнил поставленное ему задание полностью и глиссер независимо от некоторых недочетов военно-морского характера подлежит приему в состав Морских Сил РККА... " Работы над усовершенствованием торпедных катеров в ЦАГИ продолжались, и в сентябре 1928 года был спущен на воду серийный катер "АНТ-4" ("Туполев"). До 1932 года наш флот получил десятки таких катеров, названных "Ш-4". На Балтике, Черном море и Дальнем Востоке вскоре появились первые соединения торпедных катеров.

Но "Ш-4" был еще далек от идеала. И в 1928 году флот заказал ЦАГИ еще один торпедный катер, названный в институте "Г-5". Это был новый по тем временам корабль - в его кормовой части находились желобные аппараты для мощных 533-миллиметровых торпед, а на ходовых испытаниях он развил невиданную скорость - 58 узлов с полным боезапасом и 65,3 узла без нагрузки. Военные моряки сочли его лучшим из существующих торпедных катеров как по вооружению, так и по техническим свойствам.

Торпедный катер типа "Г-5"

Головной катер нового типа "ГАНТ-5" или "Г5" (глиссирующий № 5) прошел испытания в декабре 1933 года. Этот катер с металлическим корпусом был лучшим в мире, как по вооружению, так и по техническим свойствам. Он был рекомендован к серийному производству и к началу Великой Отечественной войны стал основным типом торпедных катеров Советского ВМФ. Серийный "Г-5", 1935 г. выпуска, имел водоизмещение 14,5 т, мощность двух бензиновых моторов 1700 л. с., скорость хода 50 узлов. Длина наибольшая 19,1 м, ширина 3,4 м, осадка 1,2 м. Вооружение: две 533-мм торпеды, 2 пулемета, 4 мины. Выпускался на протяжении 10 лет до 1944 года в различных модификациях. Всего построено более 200 единиц.

"Г-5" прошёл огневое крещение в Испании и в Великой Отечественной войне. На всех морях они не только выходили в лихие торпедные атаки, но и ставили минные заграждения, охотились за вражескими подводными лодками, высаживали десанты, осуществляли охрану кораблей и конвоев, тралили фарватеры, бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины. Особенно трудные, а порой - необычные задания выполняли в годы Великой Отечественной войны черноморские катерники. Им приходилось конвоировать... поезда, идущие вдоль Кавказского побережья. Они стреляли торпедами по... береговым укреплениям Новороссийска. И, наконец, обстреливали ракетами фашистские корабли и... аэродромы.

Однако, низкая мореходность катеров, особенно типа "Ш-4", ни для кого не была секретом. При самом незначительном волнении они заливались водой, которая легко забрызгивалась в очень низкую, открытую сверху ходовую рубку. Выпуск торпед гарантировался при волнении не свыше 1 балла, а просто находиться в море катера могли при волнении не свыше 3 баллов. Из-за низкой мореходности "Ш-4" и "Г-5" лишь в очень редких случаях обеспечивали проектную дальность хода, зависевшую не столько от запаса топлива, сколько от погоды.

Этот и ряд других недостатков во многом были обязаны "авиационному" происхождению катеров. Конструктор положил в основу проекта поплавок гидросамолета. Вместо верхней палубы у "Ш-4" и "Г-5" была круто изогнутая выпуклая поверхность. Обеспечивая прочность корпуса, она в то же врем создавала массу неудобств в обслуживании. На ней трудно было удержаться даже тогда, когда катер был неподвижен. Если же он шел полным ходом, сбрасывалось решительно все, что на нее попадало.

Это оказалось очень большим минусом во время боевых действий: десантников приходилось сажать в желоба торпедных аппаратов - размещать их больше было негде. Из-за отсутствия плоской палубы "Ш-4" и "Г-5", несмотря на сравнительно большие запасы плавучести, практически не могли перевозить серьезный груз. Накануне Великой Отечественной войны были разработаны торпедные катера "Д-3" и "СМ-3" - торпедные катера дальнего действия. "Д-3" имел деревянный корпус, по его проекту был выпущен торпедный катер "СМ-3" со стальным корпусом.

Торпедный катер "Д-3"

Катера типа "Д-3" производились в СССР на двух заводах: в Ленинграде и Сосновке Кировской области. К началу войны Северный флот располагал всего двумя катерами этого типа. В августе 1941 с завода в Ленинграде было получено еще пять катеров. Все они были сведены в отдельный отряд, который и действовал до 1943 года, пока не стали поступать на флот другие "Д-3", а также по ленд-лизу катера союзников. Катера "Д-3" выгодно отличались от своих предшественников торпедных катеров "Г-5", хотя по боевым возможностям они удачно дополняли друг друга.

"Д-3" обладали повышенными мореходными качествами и могли действовать на большем удалении от базы, чем катера проекта "Г-5". Торпедные катера этого типа имели полное водоизмещение 32,1 т, наибольшую длину 21,6 м (длина между перпендикулярами - 21,0 м), наибольшую ширину по палубе 3,9 и по скуле - 3,7 м. Конструктивная осадка составляла 0,8 м. Корпус "Д-3" изготовлялся из дерева. Скорость хода зависела от мощности использовавшихся двигателей. ГАМ-34 по 750 л. с. позволяли развивать катерам ход до 32 узлов, ГАМ-34ВС по 850 л. с. или ГАМ-34Ф по 1050 л. с. - до 37 узлов, "паккарды" мощностью по 1200 л. с. - 48 узлов. Дальность плавания полным ходом достигала 320-350 миль, восьмиузловым ходом - 550 миль.

На опытных катерах и серийных "Д-3" впервые были установлены бугельные торпедные аппараты бортового сбрасывания. Достоинство их было в том, что они позволяли производить залп со "стопа", в то время как катера типа "Г-5" при этом должны были развить скорость не меньше 18 узлов - в противном случае они не успевали отвернуть от выпущенной торпеды.

Выстрел торпедами производился с мостика катера воспламенением гальванического запального патрона. Залп дублировался торпедистом с помощью двух запалпатронов, установленных в торпедном аппарате. "Д-3" вооружались двумя 533-мм торпедами образца 1939 г.; масса каждой составляла 1800 кг (заряд тротила - 320 кг), дальность хода при скорости 51 узел - 21 кабельтов (около 4 тыс. м). Стрелковое вооружение "Д-3" состояло из двух пулеметов ДШК калибра 12,7 мм. Правда, в годы войны на катера устанавливали и 20-мм автоматическую пушку «эрликон», и спаренный пулемет «Кольт-браунинг» калибра 12,7 мм, и некоторые другие типы пулеметов. Корпус катера имел толщину 40 мм. При этом днище было трехслойным, а борт и палуба - двухслойными. На наружный слой шла лиственница, а на внутренний - сосна. Обшивка крепилась медными гвоздями в расчете пяти штук на один квадратный дециметр.

Корпус "Д-3" разделялся на пять водонепроницаемых отсеков четырьмя переборками. В первом отсеке 10-3 шп. располагался форпик, во втором (3-7 шп.) - четырехместный кубрик. Камбуз и выгородка для котла - между 7-м и 9-м шпангоутами, радиокаюта - между 9-м и 11-м. На катерах типа "Д-3" устанавливалось, улучшенное навигационное оборудование по сравнению с тем, что было на "Г-5". Палуба "Д-3" позволяла брать на борт десантную группу, к тому же по ней можно было передвигаться во время похода, что было невозможно на "Г-5". Условия обитаемости экипажа, состоявшего из 8-10 человек, давали возможность катеру подолгу оперировать вдали от основного места базирования. Был предусмотрен и обогрев жизненно важных отсеков "Д-3".

Торпедный катер типа "Комсомолец"

"Д-3" и "СМ-3" были не единственными торпедными катерами, разрабатывавшимися в нашей стране накануне войны. В те же годы группа конструкторов проектировала малый торпедный катер типа "Комсомолец", который, почти не отличаясь от "Г-5" по водоизмещению, имел более совершенные трубные торпедные аппараты и нес более мощное зенитное и противолодочное вооружение. Строились эти катера на добровольные взносы советских людей, и поэтому некоторые из них, помимо номеров, получили наименования: "Тюменский рабочий", "Тюменский комсомолец", "Тюменский пионер".

Торпедный катер типа "Комсомолец", 1944 г. выпуска имел дюралюминиевый корпус. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на пять отсеков (шпация 20-25 см). По всей длине корпуса проложена полая кильбалка, выполняющая функцию киля. Для уменьшения качки на подводной части корпуса установлены бортовые кили. Два авиационных двигателя установлены в корпусе один за другим, при этом длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого - 10 м. Торпедные аппараты, в отличие от катеров предыдущих типов, трубные, а не желобные. Максимальная мореходность торпедоносца составляла 4 балла. Водоизмещение полное 23 т, суммарная мощность двух бензиновых моторов 2400 л. с., скорость хода 48 узлов. Длина наибольшая 18,7 м., ширина 3,4 м., среднее углубление 1 м. Бронирование: 7-мм противопульная броня на рубке. Вооружение: два трубных торпедных аппарата, четыре 12,7-мм пулемета, шесть больших глубинных бомб, дымовая аппаратура. В отличие от остальных катеров отечественной постройки на "Комсомольцах" была бронированная (из листа толщиной 7 мм) рубка. Экипаж насчитывал 7 человек.

Свои высокие боевые качества эти торпедоносцы в наибольшей степени проявили весной 1945 года, когда части Красной Армии уже завершали разгром гитлеровских войск, с тяжелыми боями продвигаясь к Берлину. С моря советские сухопутные войска прикрывали корабли Краснознаменного Балтийского флота, причем вся тяжесть боевых действий в водах южной Балтики легла на плечи экипажей подводных лодок, морской авиации и торпедных катеров. Пытаясь хоть как-то оттянуть свой неизбежный конец и как можно дольше сохранить порты для эвакуации отступающих войск, фашисты предприняли лихорадочные попытки резко увеличить число поисково-ударных и дозорных групп катеров. Эти срочные меры в какой-то степени обострили положение на Балтике, и тогда в помощь действующим силам КБФ была переброшена четверка "Комсомольцев", вошедшая в состав 3-го дивизиона торпедных катеров.

Это были последние дни Великой Отечественной войны, последние победные атаки торпедных катеров. Окончится война, и символом отваги - потомкам в пример, врагам в назидание - навечно застынут на постаментах овеянные боевой славой "Комсомольцы".


Limbourg brothers. Très Riches Heures du Duc de Berry. Delights and labours of the months. 15th century.

The «Très Riches Heures du Duc de Berry» is an illuminated manuscript created for John, Duke of Berry mostly in the first quarter of the 15th century by the Limbourg brothers. Although not finished before the death of both the customer and the artists. So later it was also worked on probably by Barthélemy d"Eyck. The manuscript was brought to its present state by Jean Colombe in 1485-1489. The most famous part of it is known as «Delights and labours of the months». It consists of 12 miniatures depicting months of the year and the corresponding everyday activities, most of them with castles in the background.

Письмо Н. В. Гоголю 15 июля 1847 г.

Белинский В.Г. / Н. В. Гоголь в русской критике: Сб. ст. - М.: Гос. издат. худож. лит. - 1953. - С. 243-252.

Вы только отчасти правы, увидав в моей статье рассерженного человека : этот эпитет слишком слаб и нежен для выражения того состояния, в какое привело меня чтение Вашей книги. Но Вы вовсе не правы, приписавши это Вашим, действительно не совсем лестным отзывам о почитателях Вашего таланта. Нет, тут была причина более важная. Оскорблённое чувство самолюбия ещё можно перенести, и у меня достало бы ума промолчать об этом предмете, если б всё дело заключалось только в нём; но нельзя перенести оскорблённого чувства истины, человеческого достоинства; нельзя умолчать, когда под покровом религии и защитою кнута проповедуют ложь и безнравственность как истину и добродетель. Да, я любил Вас со всею страстью, с какою человек, кровно связанный со своею страною, может любить её надежду, честь, славу, одного из великих вождей её на пути сознания, развития, прогресса. И Вы имели основательную причину хоть на минуту выйти из спокойного состояния духа, потерявши право на такую любовь. Говорю это не потому, чтобы я считал любовь мою наградою великого таланта, а потому, что, в этом отношении, представляю не одно, а множество лиц, из которых ни Вы, ни я не видали самого большего числа и которые, в свою очередь, тоже никогда не видали Вас. Я не в состоянии дать Вам ни малейшего понятия о том негодовании, которое возбудила Ваша книга во всех благородных сердцах, ни о том вопле дикой радости, который издали, при появлении её, все враги Ваши — и литературные (Чичиковы, Ноздрёвы, Городничие и т. п.), и нелитературные, которых имена Вам известны.

Upper Paleolithic by Zdenek Burian

Zdenek Burian: Reconstruction of Upper Paleolithic daily life

Cro-Magnons, early modern humans or Homo sapiens sapiens (50 000 - 10 000 years before present). Reconstruction of Upper Paleolithic daily life by Zdenek Burian, an influential 20th century palaeo-artist, painter and book illustrator from Czechoslovakia. The images represent an artistic rendition of the ideas used to circulate in the middle of 20th century: what was it like for European early modern humans or Cro-Magnons to live during the last Ice Ages (from about 40 000 to 12 000 years before present). Some of the concepts are put in doubt today, some are still retaining their value.

Годы решений

Освальд Шпенглер: Годы решений / Пер. с нем. В. В. Афанасьева; Общая редакция А.В. Михайловского.- М.: СКИМЕНЪ, 2006.- 240с.- (Серия «В поисках утраченного»)

Введение Едва ли кто-то так же страстно, как я, ждал свершения национального переворота этого года (1933). Уже с первых дней я ненавидел грязную революцию 1918 года как измену неполноценной части нашего народа по отношению к другой его части - сильной, нерастраченной, воскресшей в 1914 году, которая могла и хотела иметь будущее. Все, что я написал после этого о политике, было направлено против сил, окопавшихся с помощью наших врагов на вершине нашей нищеты и несчастий для того, чтобы лишить нас будущего. Каждая строка должна была способствовать их падению, и я надеюсь, что так оно и произошло. Что-то должно было наступить в какой-либо форме для того, чтобы освободить глубочайшие инстинкты нашей крови от этого давления, если уж нам выпало участвовать в грядущих решениях мировой истории, а не быть лишь ее жертвами. Большая игра мировой политики еще не завершена. Самые высокие ставки еще не сделаны. Для любого живущего народа речь идет о его величии или уничтожении. Но события этого года дают нам надежду на то, что этот вопрос для нас еще не решен, что мы когда-нибудь вновь - как во времена Бисмарка - станем субъектом, а не только объектом истории. Мы живем в титанические десятилетия. Титанические - значит страшные и несчастные. Величие и счастье не пара, и у нас нет выбора. Никто из ныне живущих где-либо в этом мире не станет счастливым, но многие смогут по собственной воле пройти путь своей жизни в величии или ничтожестве. Однако тот, кто ищет только комфорта, не заслуживает права присутствовать при этом. Часто тот, кто действует, видит недалеко. Он движется без осознания подлинной цели.

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР - Грузия, Азербейджан и Армения) заключают настоящий Союзный договор об объединении в одно союзное государство - «Союз Советских Социалистических Республик» - на следующих основаниях. 1.

О русском крестьянстве

Горький, М.: Берлин, Издательство И.П.Ладыжникова, 1922

Люди, которых я привык уважать, спрашивают: что я думаю о России? Мне очень тяжело все, что я думаю о моей стране, точнee говоря, о русском народe, о крестьянстве, большинстве его. Для меня было бы легче не отвечать на вопрос, но - я слишком много пережил и знаю для того, чтоб иметь право на молчание. Однако прошу понять, что я никого не осуждаю, не оправдываю, - я просто рассказываю, в какие формы сложилась масса моих впечатлений. Мнение не есть осуждениe, и если мои мнения окажутся ошибочными, - это меня не огорчит. В сущности своей всякий народ - стихия анархическая; народ хочет как можно больше есть и возможно меньше работать, хочет иметь все права и не иметь никаких обязанностей. Атмосфера бесправия, в которой издревле привык жить народ, убеждает его в законности бесправия, в зоологической естественности анархизма. Это особенно плотно приложимо к массе русского крестьянства, испытавшего болee грубый и длительный гнет рабства, чем другие народы Европы. Русский крестьянин сотни лет мечтает о каком-то государстве без права влияния на волю личности, на свободу ее действий, - о государстве без власти над человеком. В несбыточной надежде достичь равенства всех при неограниченной свободe каждого народ русский пытался организовать такое государство в форме казачества, Запорожской Сечи. Еще до сего дня в темной душе русского сектанта не умерло представление о каком-то сказочном «Опоньском царстве», оно существует гдe-то «на краю земли», и в нем люди живут безмятежно, не зная «антихристовой суеты», города, мучительно истязуемого судорогами творчества культуры.

Обращение к абхазскому народу

Дорогие соотечественники! Братство абхазов и грузин восходит к незапамятным временам. Наше общее колхское происхождение, генетическое родство между нашими народами и языками, общность истории, общность культуры обязывает нас сегодня серьезно призадуматься над дальнейшими судьбами наших народов. Мы всегда жили на одной земле, деля друг с другом и горе, и радость. У нас в течение столетий было общее царство, мы молились в одном храме и сражались с общими врагами на одном поле битвы. Представители древнейших абхазских фамилий и сегодня не отличают друг от друга абхазов и грузин. Абхазские князя Шервашидзе называли себя не только абхазскими, но и грузинскими князями, грузинский язык наравне с абхазским являлся родным языком для них, как и для абхазских писателей того времени. Нас связывали между собой культура "Вепхисткаосани" и древнейшие грузинские храмы, украшенные грузинскими надписями, те, что и сегодня стоят в Абхазии, покоряя зрителя своей красотой. Нас соединил мост царицы Тамар на реке Беслети близ Сухуми, и нине хранящий старинную грузинскую надпись, Бедиа и Мокви, Лихны, Амбра, Бичвинта и многие другие памятники - свидетели нашего братства, нашого единения. Абхаз в сознании грузина всегда бил символом возвышенного, рыцарского благородства. Об этом свидетельствуют поэма Акакия Церетели "Наставник" и многие другие шедевры грузинской литературы. Мы гордимся тем, что именно грузинский писатель Константинэ Гамсахурдиа прославил на весь мир абхазскую культуру и быт, доблесть и силу духа абхазского народа в своем романе "Похищение луны".

Upper Paleolithic reconstructions

Reconstructions of Upper Paleolithic daily life

From 50 000 to 10 000 years before present. Last Ice Age. Realm of Cro-Magnons and other early Homo sapiens sapiens: anatomically and more or less behaviorally modern humans. Consciousness, speech, art positively exist. It is very much debatable if Homo species other than Homo sapiens sapiens ever possessed them. Major world population is early Homo sapiens sapiens, but also some other species of Homo, more characteristic for previous epochs, Neanderthals and possibly even some subspecies of Homo erectus, coexisted for much of the period. Humans begin to populate Australia and Americas. First decisive evidence of spears used as projectile weapons. Invention of a tool to throw them faster and farther: spear-thrower. Bow seems to be invented only near the transition from the Upper Paleolithic to the Mesolithic. Control of fire, fire making including, is widespread. Pleistocene megafauna: iconic mammoths and woolly rhinoceros. Many of mammals common enough today exist in much larger forms: giant beavers, giant polar bears, giant kangaroos, giant deers, giant condors. Some in "cave" forms, like cave bears, cave lions, cave hyenas.

Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль»

Дарвин, Ч. 1839

Кругосветное путешествие Чарльза Дарвина на корабле «Бигль» в 1831-1836 годах под командованием капитана Роберта Фицроя. Главной целью экспедиции была детальная картографическая съёмка восточных и западных берегов Южной Америки. И основная часть времени пятилетнего плавания «Бигля» была потрачена именно на эти исследования - c 28 февраля 1832 до 7 сентября 1835 года. Следующая задача заключалась в создании системы хронометрических измерений в последовательном ряде точек вокруг земного шара для точного определения меридианов этих точек. Для этого и было необходимо совершить кругосветное путешествие. Так можно было экспериментально подтвердить правильность хронометрического определения долготы: удостовериться, что определение по хронометру долготы любой исходной точки совпадает с такими же определениями долготы этой точки, которое проводилось по возвращению к ней после пересечения земного шара.

The Effects of a Global Thermonuclear War

4th edition: escalation in 1988 By Wm. Robert Johnston. Last updated 18 August 2003. Introduction The following is an approximate description of the effects of a global nuclear war. For the purposes of illustration it is assumed that a war resulted in mid-1988 from military conflict between the Warsaw Pact and NATO. This is in some ways a worst-case scenario (total numbers of strategic warheads deployed by the superpowers peaked about this time; the scenario implies a greater level of military readiness; and impact on global climate and crop yields are greatest for a war in August). Some details, such as the time of attack, the events leading to war, and the winds affecting fallout patterns, are only meant to be illustrative. This applies also to the global geopolitical aftermath, which represents the author"s efforts at intelligent speculation. There is much public misconception concerning the physical effects of nuclear war--some of it motivated by politics. Certainly the predictions described here are uncertain: for example, casualty figures in the U.S. are accurate perhaps to within 30% for the first few days, but the number of survivors in the U.S. after one year could differ from these figures by as much as a factor of four. Nonetheless, there is no reasonable basis for expecting results radically different from this description--for example, there is no scientific basis for expecting the extinction of the human species. Note that the most severe predictions concerning nuclear winter have now been evaluated and discounted by most of the scientific community. Sources supplying the basis for this description include the U.S.

Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года

Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами России под руководством Коммунистической партии во главе с В. И. Лениным, свергла власть капиталистов и помещиков, разбила оковы угнетения, установила диктатуру пролетариата и создала Советское государство - государство нового типа, основное орудие защиты революционных завоеваний, строительства социализма и коммунизма. Начался всемирно-исторический поворот человечества от капитализма к социализму. Одержав победу в гражданской войне, отразив империалистическую интервенцию, Советская власть осуществила глубочайшие социально-экономические преобразования, навсегда покончила с эксплуатацией человека человеком, с классовыми антагонизмами и национальной враждой. Объединение советских республик в Союз ССР преумножило силы и возможности народов страны в строительстве социализма. Утвердились общественная собственность на средства производства, подлинная демократия для трудящихся масс. Впервые в истории человечества было создано социалистическое общество. Ярким проявлением силы социализма стал немеркнущий подвиг советского народа, его Вооруженных Сил, одержавших историческую победу в Великой Отечественной войне. Эта победа укрепила авторитет и международные позиции СССР, открыла новые благоприятные возможности для роста сил социализма, национального освобождения, демократии и мира во всем мире. Продолжая свою созидательную деятельность, трудящиеся Советского Союза обеспечили быстрое и всестороннее развитие страны, совершенствование социалистического строя. Упрочились союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции, дружба наций и народностей СССР.

Cueva de las Manos

Cueva de las Manos. Some time between 11 000 and 7 500 BC.

The Cueva de las Manos in Patagonia (Argentina), a cave or a series of caves, is best known for its assemblage of cave art executed between 11 000 and 7 500 BC. The name of «Cueva de las Manos» stands for «Cave of Hands» in Spanish. It comes from its most famous images - numerous paintings of hands, left ones predominantly. The images of hands are negative painted or stencilled. There are also depictions of animals, such as guanacos (Lama guanicoe), rheas, still commonly found in the region, geometric shapes, zigzag patterns, representations of the sun and hunting scenes like naturalistic portrayals of a variety of hunting techniques, including the use of bolas.

На снимке: захваченный немцами советский торпедный катер ТК-47 в порту Либавы.

Задолго до начала второй мировой войны руководство советского Военно-морского флота придавало большое значение развитию лёгких сил флота, особенно торпедных катеров. Поэтому к началу Великой Отечественной войны СССР имел 269 торпедных катеров типа Ш-4, Г-5 и Д-3. Затем, уже в ходе войны отечественной промышленностью было построено ещё не менее 154 торпедных катеров, в том числе 76 катеров типа Г-5, 47 катеров типа Д-3 второй серии, 31 катер типа «Комсомолец» проекта 123бис. Кроме того, 166 (по другим данным даже 205) торпедных катеров типа «Хиггинс» и «Воспер» было получено от союзников по программе ленд-лиза. То есть, недостатка в торпедных катерах советский флот практически не испытывал.

Правда, неожиданно высокой оказалась нагрузка на катерников – ведь, кроме своей основной задачи по поиску и атакам кораблей на коммуникациях противника, торпедным катерам во время войны пришлось выполнять дополнительные боевые задачи. Такие, как, например, разведка и дозор, высадка и эвакуация разведывательно-диверсионных групп, охрана прибрежных конвоев, минные постановки, борьба с подводными лодками в прибрежных водах и многое-многое другое.

Не удивительно, что такое интенсивное использование торпедных катеров, причем, часто в несвойственном им виде, приводило к ощутимым потерям. Так, только за первые шесть месяцев войны, погибло почти 40 торпедных катеров, а всего за годы Великой Отечественной войны, по официальным данным, было потеряно 139 советских торпедных катеров.

Список торпедных катеров Военно-морского флота СССР, погибших в годы Великой Отечественной войны:

ТК-27 (типа Г-5) командир лейтенант Сафронов.
27 июня 1941 года совместно с тремя другими торпедными катерами обеспечивал эвакуацию командования и штаба Либавской военно-морской базы в Виндаву. На переходе катера были атакованы четырьмя немецкими торпедными катерами S-31, S-35, S-59 и S-60 из 3-й флотилии торпедных катеров. После боя ТК-27 оторвался от группы и следовал самостоятельно. Вскоре он был атакован бомбардировщиками противника и от полученных повреждений затонул.
По другим данным, утром при выходе из гавани Лиепаи он был обстрелян и потоплен двумя немецкими истребителями Bf-109. Личный состав был снят катером ТК-37.

ТК-47 (до 25.05.1940 – ТК-163) (типа Г-5) командир главстаршина (старшина первой статьи) Ф. Зюзин.
27 июня 1941 года совместно с тремя другими торпедными катерами обеспечивал эвакуацию командования и штаба Либавской военно-морской базы в Виндаву. На переходе отряд был атакован четырьмя немецкими торпедными катерами S-31, S-35, S-59 и S-60 из 3-й флотилии торпедных катеров. В завязавшемся бою ТК-47, прикрывая отход остальных катеров, получил тяжелые повреждения и израсходовал горючее. Двое суток катер дрейфовал в открытом море и после новых повреждений полученных в результате пулеметного обстрела вражеского истребителя был оставлен экипажем. Соорудив из бензобаков катера плоты, пять моряков и три офицера штаба базы направились к берегу. Утром 1 июля они пристали к берегу в районе Вентспилса, были взяты в плен айзсаргами и переданы немцам.
Оставленный катер был захвачен немцами, которые передали его финнам. В финском флоте катер назывался «Viima».

ТК-12 (типа Г-5) командир старший лейтенант М. В. Злочевский.
3 июля 1941 года подорвался на плавающей мине и затонул западнее Балаклавы (Черное море). Весь экипаж погиб.

ТК-123 (типа Г-5)
18 июля 1941 года при дневной атаке конвоя противника в Ирбенском проливе был подожжен артиллерийским огнем немецких тральщиков и затонул.

ТК-71 (до 25.05.1940 – ТК-123) (типа Г-5) командир лейтенант Н. С. Скрипов.
22 июля 1941 года сопровождал буксир «Лачплесис» от острова Эзель в Палдиски. В Рижском заливе к югу от острова Абрука был атакован немецкими торпедными катерами S-28 и S-29 из 3-й флотилии торпедных катеров. Загорелся, взорвался и погиб со всем личным составом.

У-1 (до апреля 1941 - ТК-134)

У-2 (до апреля 1941 - ТК-144) (типа Ш-4)
13 августа 1941 года на переходе Очаков - Николаев (Черное море) был обстрелян береговой артиллерией противника, получил серьезные повреждения и был затоплен личным составом.

ТК-103 (типа Г-5)
28 августа 1941 года, во время перехода Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт, в районе острова Прангли погиб под обстрелом советских кораблей (лидера «Минск», эсминцев «Скорый» и «Славный»), принявших ночью группу своих торпедных катеров за катера противника.
По другим данным, подорвался на мине и затонул в районе мыса Юминда (Финский залив).

ТК-34 (до 7.09.1941 - ТК-93) (типа Г-5) командир лейтенант В. И. Белугин.

ТК-74 (до 7.09.1941 - ТК-17) (типа Г-5) командир лейтенант И. С. Иванов.
17 сентября 1941 года при отходе советских войск был затоплен экипажем в бухте Кейгусте острова Эзель в связи с тем, что не успел закончить ремонт повреждений, полученных 7 сентября от авиации противника.

У-4 (типа Ш-4)
18 сентября 1941 года в порту Свободный от близких разрывов авиабомб получил серьезные повреждения и затонул.

ТК-91 (до 7.09.1941 - ТК-94) (типа Г-5) командир лейтенант Аристов.
20 сентября 1941 года в 14 часов 10 минут в районе острова Соммерс в Финском заливе был подожжен немецким гидросамолетом Ar-95 из SAGr.125, взорвался и затонул.

ТК-12 (типа Д-3) командир старший лейтенант А. Г. Свердлов.
23 сентября 1941 года около 15 часов 40 минут во время атаки конвоя в Финском заливе был потоплен артиллерийским огнем немецких сторожевых кораблей V-305, V-308 и V-313 в районе банки Орренгрунд (в районе Суурсаари).

ТК-24 (до 7.09.1941 - ТК-83) (типа Г-5) командир лейтенант М. П. Кременский.
27 сентября 1941 года во время атаки немецких крейсеров «Leipzig», «Emden», миноносцев Т-7, Т-8 и Т-11 в бухте Лыу (остров Эзель) затонул от попадания снаряда. Экипаж снят другими катерами.

ТК-114 (до 7.09.1941 - ТК-184) (типа Г-5)
1 октября 1941 года вечером в 20 часов 50 минут во время перехода был ослеплен прожектором с финского острова Ранкки и сел на камни возле Рейпон севернее острова Гогланд в Финском заливе. На следующий день был обстрелян немецким разведывательным самолетом и в 9 часов 25 минут взорвался. Личный состав снят катером ТК-53.

ТК-151 (до 7.09.1941 - ТК-154) (типа Г-5) командир старший лейтенант И. В. Ткаченко.
3 октября 1941 года по неизвестным причинам погиб на переходе от острова Даго к Ханко (Финский залив). Весь экипаж пропал без вести.
По одним данным, 3 октября 1941 года он был потоплен авиацией противника на выходе из Ирбенского пролива, по другим данным 5 октября 1941 года был потоплен вражескими миноносцами при отходе от острова Сырве.

ТК-21 (до 7.09.1941 - ТК-24) (типа Г-5)
8 октября 1941 года при стоянке в гавани острова Соммерс в Финском заливе подвергся налету бомбардировочной авиации противника, получил большие повреждения и затонул.

ТК-52 (типа Д-3) командир старший лейтенант А. Т. Колбасов.
14 октября 1941 года на переходе Гогланд - Ханко (Финский залив) в составе отряда в шторм, оторвался от остальных катеров в районе банки Каллбедари. 18 октября западнее острова Борстё (западнее Ханко), катер и 6 членов экипажа были захвачены финнами. В финском флоте получил название «Vasama» и использовался в качестве сторожевого катера.

ТК-64 (до 7.09.1941 - ТК-121) (типа Г-5)
16 октября 1941 года при переходе мыс Колгания - Кронштадт (Финский залив) в пургу стал на якорь у мыса Сейвисте, был снесен ветром и выброшен на камни у острова Бьорке (в районе Койвисто). Получил повреждения и был оставлен экипажем. В ноябре 1941 года был обнаружен финнами, отремонтирован и введён в состав ВМС Финляндии под названием «Viima».

ТК-141 (до 7.09.1941 - ТК-144) (типа Г-5)
16 октября 1941 года при переходе мыс Колгания - Кронштадт (Финский залив) в пургу стал на якорь у мыса Сейвисте, был снесен ветром и выброшен на камни у острова Бьорке (в районе Койвисто). Получил повреждения и был оставлен экипажем. В ноябре 1941 года был обнаружен финнами, отремонтирован и введён в состав ВМС Финляндии под названием «Vihuri».

ТК-131 (до 7.09.1941 - ТК-134) (типа Г-5)
17 октября 1941 года в период 13.45-15.00 на переходе юго-западнее Гогланда (Финский залив) был атакован и потоплен пулеметным огнем двумя финскими самолетами Fokker D-21 из LLv 30.

ТК-13 (до 7.09.1941 - ТК-11) (типа Г-5)
22 октября 1941 года затонул в районе острова Лавенсаари в Финском заливе в результате аварии.
По другим данным, был потоплен авиацией противника.

ТК-74 (до 1937 – ТК-23) (типа Г-5)
26 октября 1941 года при стоянке в Новороссийске (Черное море) на катере произошел пожар, взорвались бензиновые цистерны и он затонул.
По другим данным, сгорел при переходе из Севастополя в Новороссийск.

ТК-72 (типа Д-3)

ТК-88 (типа Д-3)
1 ноября 1941 года в период 9.25-10.15 при следовании в составе звена к Ханко в 5 км восточнее острова Сескар (Финский залив) был атакован пятью финскими самолетами Fokker D-21 из LLv 30, от пулеметно-пушечного огня взорвался и затонул со всем экипажем.

ТК-102 (типа Д-3)
1 ноября 1941 года в период 9.25-10.15 при следовании в составе звена к Ханко в 5 км восточнее острова Сескар (Финский залив) был атакован пятью финскими самолетами Fokker D-21 из LLv 30, от пулеметно-пушечного огня взорвался и затонул со всем экипажем.

ТК-72 (типа Г-5) командир П. Я. Коновалов.
1 ноября 1941 года подорвался на мине и затонул в Черном море.

ТК-71 (типа Г-5) командир Л. М. Золотарь.
12 ноября 1941 года при бомбардировке Геленджика (Черное море) был поврежден и затонул. Позже был поднят, отремонтирован и введен в строй.

ТК-142 (до 11.08.1941 – ТК-145) (типа Г-5)
12 ноября 1941 года при бомбардировке Геленджика (Черное море) был поврежден взрывом бомбы и затонул.

ТК-21 (до 13.11.1940 – ТК-181) (типа Г-5) командир Романов.
17 ноября 1941 года в 23 часа при переходе из Севастополя в Геленджик вместе с ТК-11 столкнулся с ним в районе мыса Сарыч возле Ялты (Черное море) и затонул. Личный состав был спасен.

ТК-12 (типа Д-3)
11 декабря 1941 года при эвакуации гарнизона с острова Гогланд был раздавлен льдом в районе острова Лавенсаари (Финский залив).

ТК-42 (типа Д-3)
11 декабря 1941 года при эвакуации гарнизона с острова Гогланд был раздавлен льдом и затонул в районе острова Лавенсаари (Финский залив). Экипаж спасен канонерской лодкой «Волга».

ТК-92 командир старший лейтенант Б. Г. Коломиец.
26 декабря 1941 года во время высадки десанта в районе Эльтигена (Керченский пролив) был выброшен волной на берег, и позднее расстрелян береговой артиллерией противника. Погибли 2 члена экипажа.
По другим данным, после Керченской операции катер был доставлен в ремонтную базу с огромными повреждениями (имел 272 пулевых и осколочных пробоин), но был полностью восстановлен и снова вошел в строй.

ТК-85 (до 13.11.1940 – ТК-142) (типа Г-5) командир лейтенант Жуланов.
27 (28) декабря 1941 года при высадке десанта в порту Камыш-Бурун (Керченский пролив) в результате попадания мины противника получил пробоину и затонул в районе судоремонтного завода. Из состава экипажа погибли 3 человека.

ТК-105 (до 13.11.1940 – ТК-62) (типа Г-5) командир лейтенант И. Н. Васенко.
27 (28) декабря 1941 года при высадке десанта в порту Камыш-Бурун (Керченский пролив) был выброшен штормом на берег и 29 декабря 1941 года уничтожен минометно-артиллерийским огнем противника. Погибли 3 члена экипажа.
По другим данным, был подожжен минометно-артиллерийским огнем противника и выбросился на берег.

ТК-24 (типа Г-5) командир лейтенант А. Ф. Крылов.
29 декабря 1941 года при высадке десанта в порту Камыш-Бурун (Керченский пролив) был подожжен минометно-артиллерийским огнем противника и выброшен штормом на берег. Погибли 3 члена экипажа.

Продолжение следует…

Ночь 24 мая 1940 года только началась, когда два мощных взрыва разорвали борт французского лидера «Ягуар», прикрывавшего эвакуацию войск из Дюнкерка. Объятый пламенем корабль выбросился на пляж Мало-ле-Бен, где был оставлен командой, а с восходом солнца его добили бомбардировщики люфтваффе. Гибель «Ягуара» известила союзников, что в водах Ла-Манша у них появился новый опасный враг – немецкие торпедные катера. Разгром Франции позволил «выйти из тени» этому оружию немецкого флота и блестяще оправдать свою концепцию, которая спустя девять месяцев «странной войны» уже начала подвергаться сомнению.

Рождение шнелльбота

По условиям Версальского мира союзники надёжно законсервировали отставание немцев в миноносных силах, разрешив им иметь в составе флота только 12 эсминцев водоизмещением 800 тонн и 12 миноносцев по 200 тонн. Это означало, что немецкий флот был обязан остаться с безнадёжно устаревшими кораблями, подобными тем, с которыми он вступил в Первую мировую войну – аналогичные корабли других флотов были как минимум вдвое крупнее.

Немецкие торпедные катера на верфи «Фридрих Люрссен», Бремен, 1937 год

Как и остальные немецкие военные, моряки не смирились с подобным положением дел и, как только страна оправилась от послевоенного политического кризиса, начали изучать пути увеличения боевых возможностей флота. Лазейка существовала: победители не стали строго регламентировать наличие и развитие малых боевых средств, впервые получивших широкое применение в ходе войны – торпедных и сторожевых катеров, а также моторных тральщиков.

В 1924 году в Травемюнде под руководством капитана цур зее Вальтера Ломана (Walter Lohmann) и обер-лейтенанта Фридриха Руге (Friedrich Ruge) под видом яхт-клуба был создан испытательный центр TRAYAG (Travemünder Yachthaven A.G.), а также ещё несколько спортивных и судоходных обществ. Финансировались эти мероприятия из секретных фондов флота.

Флот уже имел полезный опыт использования в прошедшей войне малых торпедных катеров типа LM, поэтому основные характеристики перспективного катера с учётом боевого опыта были определены довольно быстро. От него требовались скорость не менее 40 узлов и дальность плавания не менее 300 миль полным ходом. Основное вооружение должны были составлять два трубных торпедных аппарата, защищённых от морской воды, с боезапасом в четыре торпеды (две в трубах, две в запасе). Двигатели предполагались дизельные, так как бензиновые в прошлую войну стали причиной гибели нескольких катеров.

Оставалось определиться с типом корпуса. В большинстве стран со времён войны продолжалось развитие катеров-глиссеров с уступами-реданами в подводной части корпуса. Применение редана вызывало приподнимание носовой части катера над водой, что уменьшало сопротивления воды и резко повышало скоростные характеристики. Однако при волнении на море такие корпуса испытывали серьёзные ударные нагрузки и нередко разрушались.

Командование немецкого флота категорически не желало «оружия для спокойной воды», которое могло бы защищать лишь Германскую бухту. К тому времени противостояние с Великобританией было забыто, и доктрина немцев выстраивалась на борьбе против франко-польского альянса. Требовались катера, способные дотянуться из балтийских портов Германии до Данцига, а с Западно-Фризских островов – до французского побережья.


Экстравагантная и стремительная «Охека II» - прародительница шнелльботов кригсмарине. Её странной имя - всего лишь сочетание начальных букв имен и фамилии владельца, миллионера Отто-Германа Кана

Задача оказалась сложной. Деревянный корпус не обладал нужным запасом прочности и не позволял разместить мощные перспективные двигатели и вооружение, стальной корпус не давал требуемой скорости, редан был также нежелателен. К тому же, моряки хотели получить как можно более низкий силуэт катера, обеспечивающий лучшую скрытность. Решение пришло от частной судостроительной фирмы «Фридрих Люрссен» (Friedrich Lürssen), которая с конца XIX века специализировалась на небольших гоночных судах и уже строила катера для кайзеровского флота.

Внимание офицеров рейхсмарине привлекла яхта «Охека II» (Oheka II), построенная «Люрссеном» для американского миллионера немецкого происхождения Отто-Германа Кана (Otto Hermann Kahn), способная на скорости 34 узла пересечь Северное море. Достигнуто это было применением водоизмещающего корпуса, классической схемой трёхвальной двигательной установки и смешанного набора корпуса, силовой набор которого выполнялся из лёгкого сплава, а обшивка была деревянной.

Впечатляющие мореходные качества, смешанная конструкция, уменьшающая вес судна, хороший задел по скорости – все эти достоинства «Охеки II» были очевидны, и моряки решились: «Люрссен» получил заказ на первый боевой катер. Он получил наименование UZ(S)-16 (U-Boot Zerstörer – «противолодочный, быстроходный»), потом W-1 (Wachtboot – «сторожевой катер») и окончательное S-1 (Schnellboot – «быстроходный катер»). Литерное обозначение «S» и название «шнелльбот» после этого окончательно закрепились за немецкими торпедными катерами. В 1930 году были заказаны первые четыре серийных катера, которые сформировали 1-ю полуфлотилию шнелльботов.


Серийный первенец «Люрссена» на верфи: многострадальный UZ(S)-16, он же W-1, он же S-1

Чехарда с названиями была вызвана желанием нового главкома Эриха Редера (Erich Raeder) скрыть от союзной комиссии появление у рейхсмарине торпедных катеров. 10 февраля 1932 года он издал специальный приказ, в котором прямо указывалось: необходимо избегать любых упоминаний о шнелльботах как о носителях торпед, что может быть расценено союзниками как попытка обойти ограничения в миноносцах. Верфи «Люрссен» предписывалось сдавать катера без торпедных аппаратов, вырезы под которые закрывали легкосъёмными щитами. Аппараты должны были храниться в арсенале флота и устанавливаться только на время учений. Окончательный монтаж предполагалось осуществить «как только позволит политическая обстановка» . В 1946 году на нюрнбергском трибунале обвинители припомнят Редеру этот приказ как нарушение Версальского договора.

После первой серии катеров с бензиновыми двигателями немцы начали строить небольшие серии с дизельными высокооборотными двигателями фирм MAN и «Даймлер-Бенц». «Люрссен» также последовательно работал над обводами корпуса, чтобы улучшить скоростные и мореходные качества. На этом пути немцев поджидало много неудач, но благодаря терпению и дальновидности командования флота развитие шнелльботов шло в соответствии с доктриной флота и концепцией их применения. Экспортные контракты с Болгарией, Югославией и Китаем позволили проверить все технологические решения, а сравнительные испытания выявили преимущества в надёжности V-образных «Даймлер-Бенцев» перед более лёгкими, но капризными рядными изделиями «MAN».


«Эффект Люрссена»: макет «шнелльбота», вид с кормы. Хорошо видны три гребных винта, основной и два дополнительных руля, распределяющих потоки воды от крайних винтов

Постепенно сформировался классический облик шнелльбота – прочный мореходный корабль с характерным низким силуэтом (высота корпуса всего 3 м), длиной 34 метра, шириной около 5 метров, с довольно небольшой осадкой (1,6 метра). Дальность плавания составляла 700 миль на 35 узлах. Максимальная скорость 40 узлов достигалась с большим трудом лишь благодаря так называемому эффекту Люрссена – дополнительные рули регулировали потоки воды от левого и правого винтов. Шнелльбот был вооружен двумя трубными торпедными аппаратами калибра 533 мм с боекомплектом из четырёх парогазовых торпед G7A (две в аппаратах, две запасных). Артиллерийское вооружение составлял 20-мм автомат в кормовой части (с началом войны второй 20-мм автомат стали размещать в носу) и два съёмных пулемёта MG 34 на шкворневых установках. Кроме того, катер мог брать шесть морских мин или столько же глубинных бомб, для чего устанавливались два бомбосбрасывателя.

Катер был оснащён системой пожаротушения и аппаратурой дымопуска. Экипаж насчитывал в среднем 20 человек, в распоряжении которых имелись отдельная каюта командира, радиорубка, камбуз, гальюн, кубрики для экипажа, спальные места на одну вахту. Щепетильные в вопросах боевого обеспечения и базирования, немцы первыми в мире создали для своих торпедных катеров плавбазу спецпостройки «Циндао» (Tsingtau), которая могла полностью обеспечить потребности флотилии шнелльботов, включая штаб и обслуживающий персонал.


«Наседка с цыплятами» - плавбаза торпедных катеров «Циндао» и ее подопечные из 1-й флотилии шнелльботов

По поводу необходимого количества катеров мнения в руководстве флота разделились, и был принят компромиссный вариант: к 1947 году в строй должны были вступить 64 катера, ещё 8 – находиться в резерве. Впрочем, у Гитлера были свои планы, и ждать, когда кригсмарине обретут желаемую мощь, он не намеревался.

«Не оправдали ожиданий во всех отношениях»

К началу войны торпедные катера рейха оказались в положении настоящих пасынков и флота, и промышленности рейха. Приход к власти нацистов и согласие Великобритании на усиление немецкого военного флота дали мощный импульс к строительству всех ранее запрещённых классов кораблей от подводных лодок до линкоров. Шнелльботы, призванные нивелировать слабость «версальских» миноносных сил, оказались на задворках программы перевооружения флота.

Когда 3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии, немецкий флот располагал лишь 18 катерами. Четыре из них считались учебными, и лишь шесть были оснащены надёжными дизелями «Даймлер-Бенц». Эта фирма, выполнявшая огромные заказы люфтваффе, не могла выйти на массовый выпуск катерных дизелей, поэтому ввод в строй новых единиц и замена двигателей на катерах, находящихся в строю, представляли серьёзную проблему.


533-мм торпеда покидает торпедный аппарат шнелльбота

Все катера на начало войны были сведены в две флотилии – 1-ю и 2-ю, которыми командовали капитан-лейтенант Курт Штурм (Kurt Sturm) и капитан-лейтенант Рудольф Петерсен (Rudolf Petersen). Организационно шнелльботы подчинялись фюреру миноносцев (Führer der Torpedoboote) контр-адмиралу Гюнтеру Лютьенсу (Günther Lütjens), а оперативное руководство флотилиями на театре военных действий осуществляли командования военно-морских групп «Вест» (Северное море) и «Ост» (Балтика). Под руководством Лютьенса 1-я флотилия приняла участие в кампании против Польши, в течение трёх суток блокируя Данцигскую бухту, и 3 сентября открыла боевой счёт – катер S-23 обер-лейтенанта Христиансена (Georg Christiansen) потопил огнём 20-мм автомата польское лоцманское судно.

После разгрома Польши сложилась парадоксальная ситуация – командование флота не видело адекватного применения находящимся в его распоряжении торпедным катерам. На Западном фронте приморский фланг у вермахта отсутствовал, попыток проникнуть в Германскую бухту противник не предпринимал. Для того, чтобы самим действовать у побережья Франции и Англии, шнелльботы не достигли оперативной и технической готовности, да и далеко не все осенние шторма были им по плечу.

В результате на шнелльботы возложили несвойственные им задачи – противолодочный поиск и патрулирование, сопровождение боевых и транспортных кораблей, посыльную службу и даже «скоростную доставку» глубинных бомб миноносцам, истратившим боезапас в охоте за субмаринами союзников. Но в качестве охотника за подлодками шнелльбот был откровенно плох: его высота обзора была ниже, чем у самой субмарины, возможности малошумного «подкрадывающегося» хода и гидроакустическое оборудование отсутствовали. В случае выполнения эскортных функций катерам приходилось подстраиваться под скорость подопечных и идти на одном центральном двигателе, что приводило к большим нагрузкам и быстрой выработке его ресурса.


Торпедный катер S-14 в светлой предвоенной окраске, 1937 год

То, что первоначальная концепция катеров была забыта, и их начали воспринимать как некие многоцелевые корабли, хорошо характеризует доклад оперативного отдела группы «Вест» от 3 ноября 1939 года, в котором технические характеристики и боевые качества торпедных катеров были подвергнуты уничижительной критике – отмечалось, что они «не оправдали ожиданий во всех отношениях ». Высший оперативный орган кригсмарине SKL (Stabes der Seekriegsleitung – Штаб руководства войной на море) согласился и сделал запись в своём журнале, что «эти выводы очень прискорбные и самые разочаровывающие в свете надежд, которые были получены в ходе недавних расчётов…» При этом командование само запутало нижестоящие штабы, указывая в наставлениях, что «противолодочная деятельность является второстепенной для торпедных катеров» и там же продекларировало, что «торпедные катера не могут осуществлять противолодочное охранение соединений флота» .


Ранние шнелльботы кригсмарине

Всё это негативно сказывалось на репутации шнелльботов, но экипажи верили в свои корабли, совершенствовали их своими силами и в каждом рутинном задании копили боевой опыт. В них верил и новый «фюрер миноносцев», капитан цур зее Ханс Бютов (Hans Bütow), назначенный на этот пост 30 ноября 1939 года. Опытнейший миноносник, он категорически настаивал на сворачивании участия шнелльботов в эскортных миссиях, которые уничтожали моторесурс катеров, и всемерно пытался протолкнуть их участие в «осаде Британии» – так пафосно кригсмарине назвали стратегический план боевых действий против англичан, подразумевающий атаки и минные постановки, нацеленные на подрыв торговли.

Два первых запланированных выхода к берегам Британии сорвались из-за погоды (шторма Северного моря уже повредили несколько катеров), а засиживаться на базах боеготовым единицам командование не давало. Операция «Везерюбунг» (Weserübung) против Норвегии и Дании стала следующим этапом становления немецких катерников и привела их к первому долгожданному успеху.

День, который изменил всё

К высадке в Норвегии были привлечены практически все боеспособные корабли немецкого флота, и в этом отношении хорошая дальность плавания шнелльботов оказалась востребованной. Обе флотилии должны были осуществлять высадку в двух важнейших пунктах – Кристиансанде и Бергене. Шнелльботы блестяще справились с задачей, проскочив на скорости под огнём противника, который задержал более тяжелые корабли, и произвели быструю высадку передовых десантных групп.

После оккупации основной части Норвегии командование оставило обе флотилии для обороны захваченного побережья и уже привычного сопровождения конвоев и боевых кораблей. Бютов предупреждал, что если такое использование шнелльботов продолжится, то к середине июля 1940 года двигатели катеров исчерпают ресурс.


Командующий группой «Вест» адмирал Альфред Заальвехтер в своем кабинете

Всё изменилось буквально за один день. 24 апреля 1940 года SKL направил 2-ю флотилию для минно-заградительных и конвойных операций в Северном море, так как легкие силы союзников внезапно стали проводить набеги в районе Скагеррака. 9 мая летающая лодка «Дорнье» Do 18 обнаружила английский отряд из лёгкого крейсера «Бирмингем» (HMS Birmingham) семи эсминцев, который шёл в район немецких минных постановок. Разведчик заметил только один отряд (всего в операции принимали участие 13 британских эсминцев и крейсер), тем не менее, командующий группой «Вест» адмирал Альфред Заальвехтер (Alfred Saalwächter), не колеблясь, приказал четырём исправным шнелльботам 2-й флотилии (S-30, S-31, S-33 и S-34) перехватить и атаковать противника.

Английский отряд из эсминцев «Келли» (HMS Kelly), «Кандагар» (HMS Kandahar) и «Бульдог» (HMS Bulldog) шёл на соединение с «Бирмингемом» со скоростью в 28 узлов наиболее тихоходного «Бульдога». В 20:52 по Гринвичу британцы обстреляли Do 18, висевший над ними, но тот уже вывел шнелльботы на идеальную позицию засады. В 22:44 сигнальщики флагманского «Келли» заметили примерно в 600 метрах впереди по левому борту какие-то тени, но было уже поздно. Залп S-31 обер-лейтенанта Германа Опденхоффа (Hermann Opdenhoff) оказался точным: торпеда поразила «Келли» в котельное отделение. Взрыв вырвал 15 квадратных метров обшивки, и положение корабля сразу стало критическим.


Полузатопленный эсминец «Келли» ковыляет в сторону базы. Кораблю будет суждено погибнуть через год - 23 мая при эвакуации Крита его потопят бомбардировщики люфтваффе

Немцы растворились в ночи, а английский командующий лорд Маунтбэттен (Louis Mountbatten) даже не сразу понял, что это было, и приказал «Бульдогу» провести контратаку глубинными бомбами. Операция провалилась. «Бульдог» взял на буксир еле держащегося на поверхности флагмана, после чего отряд взял курс в родные воды. К ночи на море опустился туман, но шум дизелей подсказывал англичанам, что враг по-прежнему кружит поблизости. После полуночи неожиданно выскочивший из тьмы катер скользящим ударом протаранил «Бульдог», после чего сам угодил под таран полузатопленного «Келли».

Это был S-33, у которого заглохли двигатели, правый борт и полубак были разрушены на протяжении девяти метров, а командир обер-лейтенант Шульце-Иена (Hans Shultze-Jena) был ранен. Казалось, судьба катера была решена, и его приготовились затопить, но видимость была такой, что англичане уже в 60 метрах потеряли врага и стреляли наугад. И «Келли», и S-33 смогли благополучно добраться до своих баз – сказалась прочность кораблей и выучка их экипажей. Но победа была за немцами – четыре катера сорвали крупную операцию противника. Немцы сочли «Келли» потопленным, и SKL удовлетворённо отметил в своём журнале боевых действий «первый славный успех наших шнелльботов» . Опденхофф 11 мая получил Железный крест 1-го класса, а 16 мая стал десятым в кригсмарине и первым среди катерников обладателем Рыцарского креста.


Эсминец «Келли» на ремонте в доке - повреждения корпуса впечатляют

Когда победители отмечали свой успех в Вильгельмсхафене, они еще не знали, что в те же часы на Западном фронте немецкие подразделения выходят на исходные позиции для атаки. Начиналась операция «Гельб» (Gelb), которая откроет немецким торпедным катерам дорогу к их истинному предназначению – терзать прибрежные коммуникации врага.

«Блестящее доказательство возможностей и выучки»

Командование кригсмарине не проводило никаких масштабных подготовительных мероприятий в преддверии наступления на Францию и приняло самое минимальное участие в его планировании. Флот зализывал раны после тяжёлой схватки за Норвегию, причём, в районе Нарвика ещё продолжались бои. Целиком поглощённое задачами непрерывного снабжения новой коммуникации и укрепления захваченных баз, командование флота выделило для операций у берегов Бельгии и Голландии всего несколько малых подводных лодок и гидросамолеты 9-й авиадивизии, которые ночами ставили мины на прибрежных фарватерах.


Потяжелевшие шнелльботы с десантом на борту идут в норвежский Кристиансанд

Впрочем, участь Голландии была решена уже в течение двух суток наступления, и командование группы «Вест» сразу увидело прекрасную возможность для операций малых ударных кораблей по поддержке приморского фланга армии с голландских баз. SKL был в затруднении: стремительно расширяющийся театр боевых действий требовал привлечения всё больших сил, которых не было. Командующий адмирал в Норвегии настоятельно просил оставить одну флотилию шнелльботов, «незаменимых в вопросах охраны коммуникаций, доставке снабжения и проводках судов» , в своём постоянном оперативном подчинении.

Но здравый смысл в итоге возобладал: 13 мая в журнале боевых действий SKL появилась запись, в которой давался «зелёный свет» наступательному применению торпедных катеров в южной части Северного моря:

«Теперь, когда голландское побережье в наших руках, командование полагает, что сложилась благоприятная оперативная обстановка для действий торпедных катеров у бельгийского, французского побережья и в Ла-Манше, к тому же, имеется хороший опыт подобных действий в прошлую войну, и сам район действий очень удобен для подобных операций».

За день до этого была освобождена от эскортных функций 1-я флотилия, а 14 мая и 2-я флотилия была выведена из подчинения командующего адмирала в Норвегии – на этом участие шнелльботов в операции «Везерюбунг» закончилось, вместе с их ролью сторожевиков.


Шнелльботы 2-й флотилии, пришвартованные в захваченном норвежском Ставангере

19 мая девять катеров обеих флотилий вместе с плавбазой «Карл Петерс» (Carl Peters ) совершили переход к острову Боркум, с которого уже ночью 20 мая вышли на первые разведывательные поиски к Остенде, Ньюпорту и Дюнкерку. Первоначально шнелльботы планировалось использовать для прикрытия войск, десантирующихся на острова в устье Шельды, но вермахт справился сам. Поэтому, пока голландские базы и фарватеры спешно очищали от мин, катерники решили «прощупать» новый район боевых действий.

Первый же выход принёс победу, но несколько необычную. Звено «Энсонов» из 48-й эскадрильи Королевских ВВС в сумерках заметило катера в районе Эймюйдена и сбросило бомбы, ближайшая из которых разорвалась в 20 метрах от S-30. Ответным огнём ведущий самолёт был подожжён, все четверо лётчиков во главе с флайт-лейтенантом Стивеном Доддсом (Stephen Dodds) погибли.

Ночью 21 мая катера провели несколько атак по транспортам и боевым кораблям в районе Ньюпорта и Дюнкерка. Несмотря на красочные доклады о победах, эти успехи не подтвердились, но экипажи шнелльботов быстро возвращали себе квалификацию торпедных охотников. Первые выходы показали, что противник не ожидает в своих внутренних водах атак надводных кораблей – при шуме моторов лучи прожекторов упирались в небо, чтобы высветить атакующий самолет люфтваффе. SKL с удовлетворением отмечал: «Тот факт, что катерам удалось атаковать эсминцы противника вблизи его баз, оправдывает ожидания успешных постоянных действий с голландских баз» .


Яркая вспышка на фоне ночного неба – взрыв французского лидера «Ягуар»

Следующий выход принёс шнелльботам уже упомянутую первую победу в водах Ла-Манша. Пара катеров 1-й флотилии – S-21 обер-лейтенанта фон Мирбаха (Götz Freiherr von Mirbach) и S-23 обер-лейтенанта Христиансена – подкараулила французский лидер «Ягуар» (Jaguar) возле Дюнкерка. Полная луна и свет от горящего танкера не благоприятствовали атаке, но одновременно подсветили «француза». Две торпеды попали в цель и не оставили кораблю шансов. Впоследствии фон Мирбах вспоминал в газетном интервью:

«В свой бинокль я видел, как опрокидывается эсминец, и в следующие несколько мгновений только небольшая полоска борта виднелась над поверхностью, скрытая дымом и паром от взорвавшихся котлов. Наши мысли в ту минуту были о храбрых моряках, павших от наших рук – но такова война» .

23 мая все боеспособные катера перебазировались в прекрасно оборудованную голландскую базу Ден Хелдер. Туда же перенес свой штаб и «фюрер миноносцев» Ханс Бютов, который теперь не номинально, а полностью возглавил деятельность катеров и их обеспечение на западном театре под эгидой группы «Вест». Базируясь на Ден Хелдер, катера сократили свой путь к каналу на 90 миль – это позволило эффективнее использовать всё более короткие весенние ночи и экономить ресурс двигателей.

27 мая 1940 года началась операция «Динамо» – эвакуация союзных войск из Дюнкерка. Верховное командование вермахта запросило кригсмарине, что они могут предпринять против эвакуации. Командование флота с сожалением констатировало, что практически ничего, кроме действий торпедных катеров. Против всей огромной армады союзников в Ла-Манше могли действовать всего четыре катера – S-21, S-32, S-33 и S-34. Остальные шнелльботы встали на ремонт. Тем не менее, последовавшие успешные атаки окончательно уверили командование флота, что торпедные катера готовы играть свою особую роль в «осаде Британии».

Ночью 28 мая S-34 обер-лейтенанта Альбрехта Обермайера (Albrecht Obermaier) обнаружил у Норт-Фореленда транспорт «Абукир» (Abukir, 694 брт), уже отразивший несколько налётов люфтваффе с помощью единственного «Льюиса», и атаковал его двухторпедным залпом. На борту «Абукира» находилось около 200 военнослужащих британской армии, включая военную миссию для связи с верховным командованием армии Бельгии, 15 немецких военнопленных, шесть бельгийских священников и около 50 женщин – монахинь и британских школьниц.

Капитан судна Роланд Моррис-Вульфенден (Rowland Morris-Woolfenden), отразивший несколько воздушных атак, заметил след торпед и перешёл на зигзаг, полагая, что его атаковала подводная лодка. Обермайер перезарядил аппараты и снова нанёс удар, от которого тихоходный пароход со скоростью 8 узлов уже не смог уклониться. Моррис-Вульфенден заметил катер, и даже попытался его таранить, принял за рубку атакующей субмарины! Попадание под мидель-шпангоут привело к гибели «Абукира» в течение всего минуты. Мостик судна был обложен бетонными плитами от атак люфтваффе, но враг пришёл оттуда, откуда его не ждали.


Шнелльботы в море

Британские эсминцы, пришедшие на помощь, спасли всего пятерых членов экипажа и 25 пассажиров. Выживший Моррис-Вульфенден утверждал, что немецкий катер освещал место катастрофы прожектором и обстреливал выживших из пулемёта, что было широко освещено в британской прессе, описывающей «зверства гуннов». Это полностью противоречит записям в журнале S-34, который отступил на полной скорости и даже был засыпан обломками взорвавшегося судна. «Абукир» стал первым торговым судном, потопленным шнелльботами.

Следующей ночью шнелльботы нанесли ещё один удар, окончательно развеявший сомнения в их эффективности. Эсминец «Уэйкфул» (HMS Wakeful) под командованием коммандера Ральфа Фишера (Ralph L. Fisher), на борту которого было 640 солдат, был предупреждён об опасности атак надводных кораблей и нёс двойную вахту, но его это не спасло. Фишер, корабль которого возглавлял колонну эсминцев, шёл зигзагом. Увидев свет плавучего маяка Квинт, он приказал увеличить скорость до 20 узлов, но в это момент заметил следы двух торпед всего в 150 метрах от эсминца.

«Разрази меня гром, неужели это случится», – единственное, что успел прошептать Фишер, прежде чем торпеда разорвала «Уэйкфул» пополам. Командир спасся, но половина его экипажа и все эвакуируемые погибли. Устроивший засаду и добившийся попадания командир S-30 обер-лейтенант Циммерман (Wilhelm Zimmermann) мало того, что успешно покинул место бойни – его атака привлекла внимание подводной лодки U 62, которая потопила эсминец «Графтон» (HMS Grafton), поспешивший на помощь собрату.


Французский лидер «Сирокко» - одна из жертв шнелльботов в ходе дюнкеркской эпопеи

На следующий день, 30 мая 1940 года, SKL передал все оперативно пригодные катера в распоряжение командующего группой «Вест» адмирала Заальвехтера. Это было долгожданное признание полезности, но только после ночи 31 мая, когда катерами S-23, S-24 и S-26 были торпедированы французские лидеры «Сирокко» (Sirocco) и «Циклон» (Cyclone), SKL триумфально реабилитировал шнелльботы за нелицеприятные отзывы начала войны: «В Хуфдене (так немцы называли самый южный район Северного моря – прим. авт.) были потоплены пять вражеских эсминцев без потерь для торпедных катеров, что означает блестящее доказательство возможностей торпедных катеров и выучки их командиров…» Успехи катерников заставили серьёзно относиться к ним как собственное командование, так и Королевский флот.

Англичане быстро распознали новую угрозу и бросили на «зачистку» своих вод от шнелльботов 206-ю и 220-ю эскадрильи «Хадсонов» берегового командования RAF и даже привлекли флотскую 826-ю эскадрилью на «Альбакорах». Именно тогда, видимо, и возникло обозначение E-boats (Enemy boats – вражеские катера), которое сначала служило для облегчения радиообмена, а затем стало общеупотребительным в отношении шнелльботов для британских флота и ВВС.

После захвата северного побережья Франции перед немецким флотом открылась невиданная перспектива – фланг важнейшей прибрежной коммуникации противника стал полностью открытым не только для полномасштабного минирования и атак люфтваффе, но и для атак шнелльботов. Уже вступали в строй новые катера, – крупные, хорошо вооружённые, мореходные, – которые спешно сводились в новые флотилии. Опыт атак обобщался и анализировался, и это означало, что для командования британских сил в Ла-Манше наступали тяжёлые времена.

Спустя всего лишь год, весной 1941 года, набравшиеся опыта экипажи шнелльботов докажут, что могут наносить поражения не только единичным судам и кораблям, но и целым конвоям. Ла-Манш перестал быть «домашними водами» британского флота, которому теперь предстояло защищаться от нового противника, создавая не только принципиально новую систему охранения и конвоирования, но и новые корабли, способные противостоять смертоносному творению фирмы «Люрссен».

Литература :

  1. Lawrence Patterson. Snellboote. A complete operational history – Seafort Publishing, 2015
  2. Hans Frank. German S-boat in action in the Second World War – Seafort Publishing, 2007
  3. Geirr H. Haar. The Cathering storm. The naval War in Northern Europe September 1939 – April 1940 – Seafort Publishing, 2013
  4. М. Морозов, С. Патянин, М. Барабанов. Атакуют «Шнелльботы». Германские торпедные катера Второй мировой войны – М.: «Яуза-Эксмо», 2007
  5. https://archive.org
  6. http://www.s-boot.net
  7. Freedoms Battle. Vol.1. The War at Sea 1939–1945. An Antology of Personal Experience. Edited by Jonh Winton – Vintage books, London, 2007

Сделаем небольшое отступление от наших обзоров по авиации и перейдем на воду. Начать я решил вот так, не сверху, где важно пускают пузыри всякие там линкоры, эсминцы и авианосцы, а снизу. Где страсти кипели не менее шуточные, хоть и на мелководье.

Говоря о торпедных катерах, стоит отметить, что перед началом войны страны-участницы, включая даже «Владычицу морей» Британию, наличием торпедных катеров не отягощали себя. Да, малые корабли имелись, но так, скорее в учебных целях.

Например, Королевский флот имел в 1939 году всего 18 ТК, немцы владели 17-ю катерами, а вот у Советского Союза в наличии было 269 катеров. Сказывались мелководные моря, в акваториях которых приходилось решать задачи.

Потому и начнем, пожалуй, с участника под флагом ВМФ СССР.

1. Торпедный катер Г-5. СССР, 1933 год

Возможно, специалисты скажут, что стоило бы сюда поставить катера Д-3 или «Комсомолец», но вот просто Г-5 было выпущено больше, чем Д-3 и «Комсомольцев» вместе взятых. Соответственно, эти катера однозначно взвалили на себя такую часть войны, какая вряд ли сравнима с остальными.

Г-5 был катером прибрежной зоны, в отличии от Д-3, который вполне мог работать на удалении от берега. Это был небольшой кораблик, который, тем не менее, всю Великую Отечественную войну работал на коммуникациях противника.

За время войны претерпел несколько модификаций, моторы ГАМ-34 (да, Микулинские АМ-34 стали глиссирующими) были заменены на импортные «Изотта-Фраскини», а потом на ГАМ-34Ф мощностью 1000 л.с., которые разгоняли катер до сумасшедших 55 узлов с боевой нагрузкой. Пустым катер мог разогнаться до 65 узлов.

Вооружение тоже менялось. Откровенно слабенькие пулеметы ДА заменили сперва ШКАСом (интересное решение, если честно), а потом двумя ДШК.

Кстати, огромная скорость и немагнитный деревянно-дюралюминиевый корпус позволили катерам тралить акустические и магнитные мины.

Достоинства: скорость, неплохое вооружение, дешевизна конструкции.

Недостатки: очень низкая мореходность.

2. Торпедный катер «Воспер». Великобритания, 1938 г.

История катера примечательна тем, что его британское Адмиралтейство не заказывало, а фирма «Воспер» разработала катер в инициативном порядке в 1936 году. Однако катер так понравился морякам, что был принят на вооружение и пошел в серию.

Торпедный катер обладал очень приличной мореходностью (в то время британские корабли были эталоном) и дальностью хода. Еще он вошел в историю тем, что именно на «Восперы» впервые на флоте поставили автоматические пушки «Эрликон», что очень существенно повысило огневую мощь кораблика.

Так как британские ТКА были слабыми соперниками немецким «шнелльботам», о которых речь пойдет ниже, пушка пришлась весьма кстати.

Изначально на катера ставили такие же двигатели, как и на советские Г-5, то есть, итальянские «Изотта-Фраскини». Начавшаяся война оставила и Великобританию, и СССР без этих моторов, так что перед нами еще один пример импортозамещения. В СССР очень оперативно приспособили авиационный двигатель Микулина, а британцы передали технологию американцам, и те стали строить катера со своими двигателями от «Паккарда».

Американцы еще усилили вооружение катера, ожидаемо заменив «Виккерсы» на «Браунинги» 12,7-мм.

Где воевали «Восперы»? Да везде. Участвовали в эвакуации Дюнкерского позорища, ловили немецкие «шнелльботы» на севере Британии, атаковали итальянские корабли в Средиземном море. Отметились и у нас. 81 катер американской постройки был передан нашему флоту в рамках . 58 катеров приняли участие в боях, два было потеряно.

Достоинства: мореходность, вооружение, дальность плавания.

Недостатки: скорость, большой экипаж для маленького корабля.

3. Торпедный катер MAS тип 526. Италия, 1939 год

Итальянцы тоже умели строить корабли. Красивые и быстрые. Этого вот не отнять. Стандарт для итальянского корабля – более узкий, чем у современников, корпус, потому чуть больше скорость.

Почему я взял в наш обзор именно 526-ю серию? Наверное, потому что они даже у нас нарисовались, и воевали в наших водах, хоть и не там, где большинство подумало.

Итальянцы хитрецы. К двум обычным моторам «Изотта-Фраскини» (да-да, все те же!) по 1000 лошадок они добавили пару движков «Альфа-Ромео» по 70 л.с. для экономичного хода. И вот под такими двигателями катера могли красться со скоростью 6 узлов (11 км/ч) на совершенно фантастические расстояния в 1100 миль. Или 2000 км.

Но если кого-то надо было догнать, или от кого-то оперативно смыться – с этим тоже был порядок.

Плюс катер получился не только хорошим в плане мореходности, он вышел весьма универсальным. И кроме обычных торпедных атак мог вполне пройтись по подводной лодке глубинными бомбами. Но это больше психологически, поскольку гидроакустического оборудования на торпедный катер понятное дело, не поставили.

Торпедные катера этого типа участвовали в первую очередь на Средиземном море. Однако, четыре катера в июне 1942 года (MAS №№ 526-529) вместе с итальянскими экипажами были переброшены на Ладожское озеро, где они участвовали в атаке на остров Сухо с целью перерезать Дорогу жизни. В 1943 году их забрали себе финны, после чего катера служили в составе финских морских сил.

Итальянцы на Ладожском озере.

Достоинства: мореходность, скорость.

Недостатки: многофункциональность в итальянском исполнении. У катера было вооружение, но были проблемы с его применением. Один пулемет, пусть и крупнокалиберный – этого явно мало.

4. Патрульный торпедный катер РТ-103. США, 1942 год

Конечно, в США не могли сделать что-то маленькое и вертлявое. Даже с учетом технологий, полученных от англичан, у них вышел довольно массивный торпедный катер, что в общем объяснялось количеством оружия, которое на нем смогли разместить американцы.

Сама по себе идея заключалась не в создании чисто торпедного катера, а патрульного. Это видно даже из названия, ибо расшифровывается РТ как Patrol Torpedo boat. То есть, патрульный катер с торпедами.

Торпеды, естественно, были. Два спаренных крупнокалиберных «Браунинга» - вещь полезная во всех отношениях, а про 20-мм автоматическую пушку от «Эрликона» мы вообще молчим.

Зачем американскому флоту столько катеров? Все просто. Интересы защиты тихоокеанских баз требовали именно таких кораблей, способных в первую очередь нести патрульную службу и в случае чего оперативно смыться, если вдруг обнаружатся корабли противника.

Самым значительным вкладом катеров серии РТ стала борьба с «Ночным токийским экспрессом», то есть, с системой снабжения японских гарнизонов на островах.

Особенно полезными катера оказались в мелководных акваториях архипелагов и атоллов, куда остерегались заходить эсминцы. А торпедные катера перехватывали самоходные баржи и небольшие каботажные суда, перевозившие воинские контингенты, вооружение и снаряжение.

Достоинства: мощное вооружение, неплохая скорость

Недостатки: пожалуй, что и нет.

5. Торпедный катер Т-14. Япония, 1944 год

Вообще японцы как-то с торпедными катерами на заморачивались, не считая их оружием, достойным самурая. Однако, со временем мнение изменилось, поскольку успешная тактика применения американцами патрульных катеров сильно обеспокоила японское флотское командование.

Но беда крылась в другом: не было свободных двигателей. Факт, но действительно, японский флот не получил достойного торпедного катера именно потому, что для него не было двигателя.

Единственным приемлемым вариантом во второй половине войны сталд проект фирмы «Мицубиси», который назвали Т-14.

Это был самый маленький торпедный катер, даже прибрежный советский Г-5 оказался крупнее. Тем не менее, благодаря своей экономии места, японцы умудрились втиснуть туда столько оружия (торпеды, глубинные бомбы и автоматическую пушку), что кораблик получился весьма зубастым.

Увы, но откровенный недостаток мощности 920-сильного двигателя при всех достоинствах не сделал Т-14 хоть каким-нибудь конкурентом для американского РТ-103.

Достоинства: малый размер, вооружение

Недостатки: скорость хода, дальность.

6. Торпедный катер Д-3. СССР, 1943 год

Есть смысл добавить именно этот катер, поскольку Г-5 был катером прибрежной зоны, а Д-3 как раз обладал более приличными мореходными качествами и мог действовать на удалении от береговой линии.

Первая серия Д-3 строилась с двигателями ГАМ-34ВС, вторая пошла с американскими ленд-лизовскими «Паккардами».

Моряки считали, что Д-3 с «Паккардами» был намного лучше американских катеров «Хиггинс», которые приходили нам по ленд-лизу.

«Хиггинс» был неплохим катером, но низкая скорость (до 36 узлов) и бугельные торпедные аппараты, которые в условиях Заполярья замерзали напрочь, как-то ко двору не пришелся. Д-3 с такими же двигателями был быстрее, а так как еще и оказался меньше по водоизмещению, то и маневренней.

Низкий силуэт, малая осадка и надежная система глушителей делали наши Д-3 незаменимыми для действий у побережья противника.

Так что Д-3 не только ходил в торпедные атаки на конвои, его с удовольствием использовали для высадки десантов, подвоза боеприпасов на плацдармы, постановки минных заграждений, охоты за вражескими подводными лодками, охраны кораблей и конвоев, траления фарватеров (бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины).

Плюс это был самый мореходный из советских катеров, выдерживал волнение до 6 баллов.

Достоинства: набор вооружения, скорость, мореходность

Недостатки: считаю, что их нет.

7. Торпедный катер S-Boat. Германия, 1941 год

В конце у нас «Шнелльботы». Они действительно были весьма «шнелль», то есть, быстрыми. Вообще концепция немецкого флота предусматривала огромное количество кораблей, несущих торпеды. И тех же «шнелльботов» было построено более 20 различных модификаций.

Это были корабли несколько выше классом, чем все перечисленные до этого. Но что делать, если германские корабелы старались выделится всеми возможными способами? И линкоры были у них не совсем линкоры, и эсминец мог озадачить иной крейсер, то же самое и с катерами вышло.

Это были универсальные корабли, способные делать все, почти как наши Д-3, но обладали весьма впечатляющим вооружением и мореходностью. Особенно – вооружением.

Собственно, как и советские катера, немцы взвалили на свои ТКА все те же задачи по охране небольших конвоев и отдельных судов (особенно идущих из Швеции с рудой), в чем, кстати, преуспели.

Рудовозы из Швеции спокойно приходили в порты, потому что крупные корабли Балтийского флота всю войну простояли в Ленинграде, ничем не мешая противнику. А торпедным катерам и бронекатерам, тем более, подводным лодкам, «шнелльбот», напичканный автоматическим оружием, был не по зубам.

Так что контроль над доставкой руды из Швеции считаю главной боевой задачей, которую выполнили «шнелльботы». Хотя и 12 эсминцев, которые были потоплены за войну катерами – это не мало.

Достоинства: мореходные качества и вооружение

Недостатки: размеры, соответственно, не прекрасная маневренность.

Непростая жизнь была у этих корабликов и их экипажей. Не линкоры все-таки… Совсем не линкоры.