Моторная лодка 9.9 л с. Тип «С» IX-бис серии. Подводные лодки типа ixd1

ПВХ – Поливинилхлорид – бесцветная, прозрачная пластмасса, термопластичный полимер винилхлорида. Отличается химической стойкостью к щелочам, минеральным маслам, многим кислотам и растворителям. Не горит на воздухе и обладает малой морозостойкостью (-15 °C), нагревостойкость: +66 °C.

Для производства современных надувных лодок используется специальная армированная ткань, которая состоит из плотно сплетенных синтетических волокон, покрытых слоями поливинилхлорида. Слои ПВХ склеивают специальным адгезивным веществом, соединяющем их на молекулярном уровне, в результате этого материал становится очень прочным.

Какая лодка лучше: из ПВХ или резиновая?

Выдерживают давление больше, чем , вследствие чего первые более жёсткие и грузоподъемные. Благодаря большей жёсткости лодка имеет лучшие мореходные качества, например, при использовании мотора улучшается всхожесть на волну, а при использовании вёсел – облегчается движение.

Лодка ПВХ устойчива к воздействию горючего, соленой воды, масел, ультрафиолетовому излучению.

Резина в полтора раза тяжелее, чем ткань ПВХ.

Таблица сравнительных характеристик надувных лодок из резины и ПВХ

Какая температура эксплуатации и хранения лодок ПВХ?

Большинство производителей тканей ПВХ для эксплуатации отводят температурный диапазон от -5 °C до +45 °C, а для хранения от -45 °C до +50 °C. При низких температурах (менее -5 °C) материал ПВХ теряет свою эластичность – «дубеет» – могут появиться, как безобидные заломы, так и серьезные повреждения, требующие ремонта. Поэтому переводить лодку из свёрнутого положения в накаченное рекомендуется при плюсовой температуре, выдержав её при +10 °C хотя бы час.

И всё-таки: как выбрать надувную лодку?

Если Вы, прочитав все предыдущие ответы всё-ещё не знаете, как выбрать лодку, то Вам лучше обратиться за помощью к нашим специалистам. Ведь для этого они у нас и есть, чтобы Вам помогать и консультировать.

Летающую лодку более крупных размеров с двигателем мощностью 150 л.с. для воздушной разведки на море. И вот в декабре 1916 года Дмитрий Павлович создал летающую лодку М-9, приспособленную для спуска и подъема на корабль. В качестве промежуточных, вспомогательных вариантов, изготовлялись прототипы М-6, М-7 и М-8. Летные испытания М-9 проводились в Баку с 25 декабря по 9 января следующего года и оказались более чем успешными. М-9 получилась очень удачной по своим мореходным и летным качествам. Она стала самой известной конструкцией Григоровича не только за предыдущие, но и за последующие годы его работы в области авиации. По ходатайству Морского генерального штаба Российской Империи авиаконструктор был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. В отличие от М-5 в конструкции М-9 изменили шпангоуты лодки, обшивку сделали большей толщины. Крылья и хвостовое оперение не имели особенностей по сравнению с М-5. Исключение составлял лишь киль, выполненный в иной конфигурации.

На большинстве гидросамолетов М-9, а их построили около 500 экземпляров — устанавливались двигатели «Salmson» мощностью 150 л.с., на одном, в качестве эксперимента, поставили «Renault.WC» в 220 л.с. Масса нового пустого самолета была 1060 кг, но при эксплуатации из-за сырости дерево набухало и аппарат утяжелялся на десятки килограммов. Полная боевая нагрузка находилась в пределах 480 — 550 кг. Максимальная скорость полета составляла 110 км/ч, а посадочная — 85 км/ч. Практический потолок — 3000 м.

Относительно невысокие летные данные самолета, особенно по скорости, объясняются значительным лобовым сопротивлением девятицилиндрового звездообразного двигателя с двумя довольно громоздкими радиаторами и другими выступающими в поток агрегатами. На опытной машине для уменьшения лобового сопротивления на двигателе устанавливался кок-обтекатель, но при серийном производстве этот обтекатель не использовался. Со временем М-9 по возможности модернизировали: меняли радиаторы, проводку управления, а для создания избыточного давления в топливном баке установили ветрянку. Этот гидросамолет на флоте в полном смысле стал рабочей лошадкой, простой в управлении, надежный в эксплуатации. Во время Первой Мировой войны, с 1915 года М-9 базировались на российских авиатранспортных кораблях «Орлица», «Александр I», «Николай I». Гидросамолеты располагались в ангарах по 4-5 машин и спускались на воду и поднимались с нее с помощью лебедки.

Двухместная лодка М-9 с отличной мореходностью позволяла применять гидросамолет в боевых условиях и в открытом море. На взлете и посадке свободно преодолевалась волна высотой 0,5 м. М-9 в основном применялась для воздушной разведки, патрулирования в море, бомбометания по кораблям и береговым объектам. Вооружение — пулемет «Виккерс» , установленный в передней кабине. Иногда самолет вооружался пушками «Гочкис» или «Эрликон». Следует заметить, что это было первое в мире пушечное вооружение на гидросамолете. На М-9 также устанавливалась радиостанция типа «Руза». 17 сентября 1916 года на гидросамолете М-9 впервые в мире с пассажиром на борту лейтенант Я.Нагурский выполнил петлю Нестерова и этот рекорд был зафиксирован как мировой.

Как боевой самолет М-9 вполне удовлетворял флот до начала 1917 года, когда у немцев появился поплавковый гидросамолет «Альбатрос», значительно превосходивший русские летающие лодки по скорости и вооружению (один пулемет на передней установке и один — на задней). Незащищенный М-9 вынуждал летчиков устанавливать на нижнем крыле второй пулемет для защиты с задней полусферы. Командованию флотом приходилось для прикрытия своих гидросамолетов привлекать для сопровождения сухопутные истребители.

К сожалению, в свое время специалисты не смогли использовать все возможности для модернизации М-9. Свидетельством тому можно привести пример частичной доработки, когда в 1919 году по совету летчика Кукуранова, установили крылья с более толстым профилем и по предложению инженера Холостова поставили двигатель «Renault» мощностью 220 л.с., что значительно повысило летные данные самолета. Максимальная скорость увеличилась до 130 км/ч. Но дело дальше эксперимента не пошло. К числу особых свойств М-9 с вогнутым реданом и со слабой килеватостью днища следует отнести его способность взлетать со снега и садиться на снег. Зимой 1920 года три М-9 сели на снежный покров Центрального аэродрома в Москве, немало удивив всех присутствующих.

Описание конструкции.

М-9 — расчалочный биплан с толкающим винтом н двигателем водяного охлаждения «Salmson» мощностью 150 л.с. Широкая вместительная «лодка-фюзеляж» имела трехместную кабину: спереди находился стрелок, в распоряжении которого на первых образцах самолета был пулемет на турели, а позднее, в 1916 году, он был вооружен полуавтоматической пушкой калибром 37-мм. Перед носком нижнего крыла в кабине рядом сидели пилот и летчик-наблюдатель. Под крылом гидросамолета были подвешены бомбы. По обеим сторонам двигателя располагались водяные радиаторы. Баки для горючего имелись в верхнем крыле и между третьей, внутренней парой межкрыльных стоек. Под концами нижних крыльев на стойках крепились небольшие опорные поплавки.

Фюзеляж, крыло с оперением, а также межкрыльные стойки летающей лодки были изготовлены из дерева и обшиты фанерой и сверху полотном, крылья и хвостовое оперение было обшито только полотном.

Все тросы управления рулей высоты и руля направления располагались снаружи. Элероны были только на верхнем крыле, ширина их к концу крыла увеличивалась. Эффективность поперечного управления от этого возрастала. Руль направления имел компенсацию в виде загнутой верхней его части, что заметно уменьшало усилия на ногу летчика от педалей.

Модификация: М-9
Размах крыла, м: 16,00
Длина, м: 9,00
Высота, м: 3,40
Площадь крыла, м2: 54,80
Масса, кг
-пустого самолета: 1160
-нормальная взлетная: 1540
Тип двигателя: 1 х ПД «Salmson»
-мощность, л.с.: 1 х 150
Максимальная скорость, км/ч: 110
Крейсерская скорость, км/ч: 98
Продолжительность полета, ч.мин: 3,45
Макс. скороподъемность, м/мин: 67
Практический потолок, м: 3000
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка, кг: 320
Вооружение: 1 х 7,62-мм пулемет
Боевая нагрузка: легкие бомбы до 160 кг на бомбодержателях под нижним крылом.

Буксировка летающих лодок М-9.

Летающая лодка М-9 Бакинской офицерской школы морской авиации.

Летающая лодка М-9 Бакинской офицерской школы морской авиации.

Летающая лодка М-9 Бакинской офицерской школы морской авиации.

Гидроплан М-9 заруливает к пирсу после полета.

Летающая лодка М-9 после аварийной посадки.

Летающая лодка М-9 из состава Балтийского флота.

Летающая лодка М-9 у причала.

Летающая лодка М-9 из состава авиации армии Колчака. г. Омск, 1918 г.

Летающие лодки М-9. Одесса 1918 г.

Летающая лодка М-9 с 37-мм пушкой «Гочкис».

Летающие лодки М-9 на борту авиатранспорта «Румыния».

База отряда летающих лодок М-9.

Осмотр М-9 в ангаре.

Заложена 26 июня 1936 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород), под стапельным номером 241 и литерным обозначением «Н-9». 20 октября 1937 года подводная лодка получила обозначение «С-9». 20 апреля 1938 года субмарина спущена на воду, 30 октября 1940 года вступила в строй и 19 декабря 1940 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

22 июня 1941 года «С-9» встретила под командованием капитан-лейтенанта Рогачевского Сергея Анатольевича в составе 1-го дивизиона 1-ой бригады ПЛ КБФ в Либаве. После перебазирования кораблей бригады в Усть-Двинск «С-9» оставлена на заводе «Тосмаре» для проведения докового ремонта и устранения повреждений, полученных в конце мая 1941 года, когда при выходе на боевую подготовку она ударилась о грунт и получила пробоину в балластной цистерне. Все необходимые работы были выполнены, однако пробоину в балластной цистерне завод заделать отказался. Завершение ремонта отложили, решив, что лодка может плавать пока с «балластом на подушке» в цистерне №1.

подводная лодка «С-9». Либава, 1941 г. подводная лодка «С-9». Кронштадт, 1942 г. подводная лодка «С-9». Кронштадт, 1942 г. подводная лодка «С-9». Кронштадт, 1942 г.

Подводная лодка «С-9». Либава - Кронштадт 1941-1942 г.г.

Вечером 22 июня «С-9» благополучно ушла из Либавы. Прибыв в Усть-Двинск, подводная лодка приняла там боевые торпеды и артбоезапас, выгруженные при постановке в док. Пополнив запас продовольствия и зарядив аккумуляторную батарею, подводная лодка получила приказание следовать на рейд Куйвасте. По свидетельству штурмана лодки В.В.Правдюка на переходе отсутствовала крупномасштабная карта, и поэтому пришлось пользоваться путевой масштаба 1:200 000. 1 июля подводная лодка перешла в бухту Рохукюла, откуда 3 июня вышла в свой первый боевой поход в район банки Штольпе (позиция № 19). Размеры позиции не перекрывали маршруты движения кораблей и судов противника, которые проходили под самым берегом, в 5-6 милях от южной границы района действий субмарины. Выйти за переделы района патрулирования командир корабля так и не решился. Впоследствии подводной лодке неоднократно предоставлялась возможность атаковать, но командир субмарины каждый раз отказался от шанса открыть счет. По результатам похода за проявленную пассивность и нерешительность приказом командира бригады Рогачевскому был объявлен строгий выговор.

20 июля при возвращении в базу «С-9» была атакована германской подводной лодкой «U-140» (командир капитан-лейтенант Хейльригель). К счастью торпеды прошли мимо. (21 июля эта субмарина потопит «М-94»). Утром 21 июля во время стоянки на рейде Триги «С-9» была атакована звеном бомбардировщиков. Две бомбы, разорвавшиеся в 30-40 м за кормой нанесли подводной лодке повреждения (пробоины в прочном корпусе, вышли из строя гирокомпас и фрикционная муфта, лопнуло несколько аккумуляторных баков), что не помешало ей благополучно прибыть в Таллин. 23-24 июля «С-9» перешла в Кронштадт, где прошла докование и начала подготовку к переходу на Север через Беломорканал. Скоро немцы вышли к Свири, и перебазирование лодок стало невозможно. Вместо этого в штабе бригады родилась идея о прорыве подводных лодок на Север через Датские проливы. Самоубийственность этого предложения заключалось в том, что выход в пролив Каттегат предполагалось совершить проливом Зунд с предельными глубинами на судоходном фарватере не превышающими 7 м и с наименьшей шириной в самом узком месте не более одной мили. Подводная лодка получила приказ о трехсуточной готовности к выходу. К счастью, скоро командование поняло абсурдность этой идеи.

Вечером 28 сентября «С-9» перешла к острову Лавенсари для несения дозорной службы на случай появления там немецких кораблей. (В тот момент командование флота допускало появление у Кронштадта немецкой эскадры, включающей линкор «Тирпиц» и другие крупные корабли Кригсмарине). За двадцать дней дозора подводная лодка наблюдала лишь финские катера. 21 октября она вернулась в Кронштадт. Настроение экипажа было подавленным. В дополнение ко всему обострились отношения личного состава лодки и ее комиссара А.Ф.Селезнева. Вскоре были арестованы командир отделения электриков Александров и старший моторист Зимин.

Такая атмосфера сопровождала второй выход подводной лодки в море. Вечером 31 октября «С-9» покинула Кронштадт с задачей ведения дозора у острова Эре на подходах к Ханко с целью прикрытия эвакуации базы с последующим действием в Аландском море и Ботническом заливе (позиция № 7). Утром 7 ноября при нахождении на грунте во время шторма подводная лодка ударами о камни повредила лопасти правого винта, вертикальные и горизонтальные рули были заклинены. Через несколько часов при безграмотном всплытии (лодка всплыла кормой к волне в 9-балльный шторм) смыло за борт командира Рогачевского, вахтенного офицера Милованова и сигнальщика Дрохина (по ошибочным данным В. Правдюка - рулевого Иванчука). Масса воды, попавшая в лодку через открытый рубочный люк, придала субмарине отрицательную плавучесть, и она чуть не погибла, провалившись на глубину 56 м. К счастью, люк удалось задраить. Через 10 минут лодка всплыла, но обнаружить смытых волной людей не удалось. В отсутствие командира в командование лодкой вступил его помощник старший лейтенант Дьяков. 9 ноября «С-9» начала возвращение в базу, и 13 ноября благополучно прибыла в Кронштадт. Больше в 1941 году лодка в море не выходила. Первую военную зиму она провела в Ленинграде, где 16 декабря получила осколочные повреждения корпуса в результате артобстрела.

Экипаж подводной лодки «С-9». Экипаж подводной лодки «С-9». Подготовка к боевому походу. Подводная лодка «С-9». Погрузка торпеды, Кронштадт, 1942 г. Подводная лодка «С-9». Погрузка торпеды, Кронштадт, 1942 г.

Подводная лодка «С-9», Подготовка к боевому походу.

14 января 1942 года командовать «С-9» назначен капитан-лейтенант (затем капитан 3 ранга) Мыльников Александр Иванович.

12 августа 1942 года лодка вышла к острову Лавенсари для подготовки к прорыву на Балтику (позиция № 8 в Ботническом заливе), но из-за отсутствия сил обеспечения выхода и обнаруженной неисправности гирокомпаса была вынуждена задержаться. Днем подводная лодка лежала на грунте и только ночью всплывала для проветривания отсеков. Вечером 19 августа при всплытии «С-9» попала в противолодочную сеть и от взрыва подрывного патрона получила повреждения ряда приборов и механизмов V и VI отсеков, что заставило ее в ночь на 23 августа вернуться в Кронштадт для ремонта.

18 сентября «С-9» вышла с Лавенсари на позицию в северной части Ботнического залива (позиция № 7). Ночью 19 сентября лодка обнаружила два финских сторожевых катера, и вахтенный офицер принял решение таранить их. Катера сумели уклониться от столкновения. Только срочное погружение спасло лодку от гибели. В пути «С-9» дважды встречала финские подводные лодки, но оба раза отказывалась от атаки, считая их советскими. 23 сентября «С-9» прибыла в назначенный район в Ботническом заливе. Днем 27 сентября у маяка Норршер лодка атаковала конвой. Через 13 секунд после выпуска торпеды на субмарине услышали взрыв большой силы. При погружении «С-9» была таранена транспортом, шедшим вторым в колонне. От удара погнут меч звукопроводной связи, сорваны носовые антенные стойки и пила сетепрорезателя. Через час после атаки командир смог наблюдать ее результат - горящий танкер. Посчитав его уничтоженным, подводная лодка покинула место боя. Результатом атаки «С-9» стало повреждение танкера «Миттельмеер» (6.370 брт), перевозившим 850 тонн авиабензина для нужд 5-го воздушного флота. Потеряв 42 тонны горючего, танкер был отбуксирован в Васу и впоследствии восстановлен. В некоторых источниках результат этой атаки оценивается иначе - потоплена голландская шхуна «Анна В» в 290 брт, (ее записала на свой счет «С-13» 17 сентября 1942 года), а лодку таранил «Миттельмеер», который сам в результате этого получил повреждения.

Командир «С-9» А.И. Мыльников. Командир «С-9» А.И. Мыльников. Торпедисты «С-9» В.Н. Николаев и В.Ф. Ефимов, 1942 г. А.И. Мыльников и неизвестный подводник «С-9».

С трубкой - командир «С-9» А.И. Мыльников.

Торпедисты «С-9» В.Н. Николаев и В.Ф. Ефимов, 1942 г.

А.И. Мыльников и неизвестный подводник «С-9».

Члены экипажа ПЛ «С-9». Кронштадт, май - июль 1943 г. Члены экипажа ПЛ «С-9». Кронштадт, май - июль 1943 г.

Члены экипажа ПЛ «С-9». Кронштадт, май - июль 1943 г. Медали «За оборону Ленинграда» еще не вручены.

Слева направо: 1. командир моторной группы капитан 3 ранга Булдаков А.Ф., 2. штурман старший лейтенант Кулыгин Г.П., 3. ?, 4. минер старший лейтенант Артюх И.А., 5. командир отделения торпедистов старшина 1 статьи Ефимов В.Ф., 6. ?, 7. ?, 8. старший моторист старший краснофлотец Иванов В.А., 9. ?

Четверо из экипажа ПЛ «С-9».

Слева направо: 1. ?, 2. минер старший лейтенант Артюх И.А., 3. штурман старший лейтенант Кулыгин Г.П. (на заднем плане), 4. старшина группы мотористов мичман Тульский П.С.

В ночь на 28 сентября «С-9» перешла к Кристине, где уже вечером неудачно атакует торпедами, а затем расстреливает артиллерией германский пароход «Хёрнум» в 1.467 брт (выпущено 17-100 мм снарядов). После двух попаданий транспорт загорелся, но сумел своими силами ликвидировать пожар и уйти. (В ряде источников повреждения «Хёрнума» относят к действиям субмарины «Щ-308»).

Утром 30 сентября при погружении через плохо задраенный люк (ему помешал закрыться сорванный при таране антенный стопор) стала поступать вода. Подводная лодка провалилась на глубину 44 м и ударилась о дно. Ситуацию спас командир БЧ-5 капитан 3 ранга Сафронов Г.А. сумевший организовать продувку цистерн. Через 34 минуты «С-9» всплыла. Хотя гибель лодки удалось предотвратить, в результате ЧП и затопления центрального поста вышли из строя многие механизмы и все навигационные приборы, уничтожены все документы и навигационные карты. До 3 октября подводная лодка силами экипажа производила ремонт. О каких-то активных действиях речь уже не шла. 19 октября «С-9» получила «добро» на возвращение. Без карт и надежно действующих навигационных приборов «С-9» сумела пройти через 74 линии минных заграждений противника и 30 октября вернуться в Кронштадт.

В свой последний поход для разведки Нарген-Порккалаудского рубежа «С-9» вышла 30 июля 1943 года. К этому времени немцы значительно усилили ПЛО в Финском заливе.

7-9 августа подводная лодка обследовала противолодочные сети и сообщила об обстановке. Попытка форсирования сетевого заграждения окончилась неудачей. Пытаясь прорваться, «С-9» выпустила в сторону сетей торпеду, но была замечена силами ПЛО и атакована. В ночь на 12 августа подводная лодка сообщила о своем возвращении и запросила время и место встречи с эскортом. Больше «С-9» на связь не выходила. 4 сентября к западному берегу острова Сескар прибило труп старшего рулевого подводной лодки старшины 2 статьи К.Т. Дикого с надетым прибором ИСА-М.

Вооружение

Артиллерия

  • 37-мм орудие (с 1915 года).

Торпедно-минное вооружение

  • 4 ТА калибра 450 мм, 6 торпед.

Однотипные корабли

U-9 - германская керосин-электрическая подводная лодка времён Первой мировой войны. 22 сентября 1914 года под командованием Отто Веддигена U-9 за полтора часа последовательно потопила три британских крейсера.

История

Заказ на постройку корабля был отдан 15 июля 1908 года. Лодка была заложена на «Кайзеровской верфи» (нем. Kaiserliche Werft ) в Данциге под строительным номером 4. 22 февраля 1910 года спущена на воду, 18 апреля того же года вошла в строй. Будучи одной из первых германских подводных лодок, U-9 интенсивно использовалась для обучения подводников. 16 июля 1914 года экипаж U-9 под командой Отто Веддигена впервые в мире выполнил заряжание торпедных аппаратов в подводном положении.

Во время Первой мировой войны U-9 совершила 7 боевых походов, в которых потопила 13 судов суммарным водоизмещением 8 635 брт (10 небольших рыболовецких судов, три британских парохода: Don, Queen Wilhelmina и Serbino) и 5 военных кораблей (4 британских крейсера и российский минзаг) суммарным водоизмещением 44 430 т.

С апреля 1916 года U-9 не участвовала в боевых действиях и использовалась только для обучения подводников. 26 ноября 1918 года лодка капитулировала. В 1919 году её разделали на металл.

Бой 22 сентября 1914 года

Подводная лодка U-9 и Отто Веддиген на фоне потопленных кораблей. Открытка.

Отто Веддиген на фоне потопленных крейсеров. Открытка.

Отто Веддиген с Железными крестами.

Гирокомпас оказался неисправен, и в походе Веддиген неожиданно обнаружил, что находится ввиду голландского берега, в 50 милях от своего курса. Пришлось лечь на обратный курс и идти, ориентируясь днем по береговой черте, а ночью по Полярной звезде.

На следующий день море было столь бурно, что Веддиген счел за лучшее положить лодку на грунт и дать команде отдых. Когда же на рассвете 22 сентября U-9 всплыла на поверхность, то оказалось, что шторм прекратился, небо было безоблачным, ветер стих, а море покрывала легкая зыбь. Она находилась у Шевенингских банок, к югу от Доггер-Банки. Веддиген приказал включить двигатели для зарядки батарей и спустился вниз к завтраку. Наверху остался вахтенный офицер лейтенант Иоганн Шписс, который стал наблюдать за горизонтом в бинокль. Он и заметил верхушку мачты, выходящую из-за горизонта, а затем и облако дыма рядом с ней. Приказав остановить двигатели, чтобы из-за столба дыма лодка не была обнаружена противником, он вызвал командира наверх. Некоторое время Веддиген сосредоточенно разглядывал в бинокль очертания мачт на горизонте, а затем скомандовал погружение.

U-9 двинулась на перископной глубине по направлению к кораблям противника, поднимая перископ на короткие промежутки времени, чтобы не быть замеченной; Веддиген вел наблюдение, пока не убедился, что встретил английские крейсеры, предположительно легкие.

Новая победа добавила к наградам Веддигена высший прусский военный орден «Pour le Mérite» , рыцарский крест саксонского Военного ордена Святого Генриха , и рыцарский крест Вюртембергского ордена Военных заслуг. Однако Отто пришлось на некоторое время отойти от дел: в начале января 1915 года он повредил ногу и был вынужден сдать командование лодкой Иоганну Шписсу, чтобы пройти курс лечения.

U-9 под командованием Шписса

Под командованием Шписса лодка совершила несколько боевых походов, в которых ей удалось добиться некоторых успехов. Третий боевой поход U 9 и первый для Шписса в качестве её командира был неудачен, но в следующем новому командиру удалось достичь результата. Лодка вышла в море 2 мая для действий в западной части Северного моря, где с 3 по 6 мая Шписс отправил на дно 10 британских рыболовецких траулеров, а 8 мая торпедировал и потопил два парохода: Don («Дон» , 938 тонн) и Queen Wilhelmina («Королева Вильгельмина», 3590 тонн). В результате 15 мая лодка вошла в Кильский канал с полностью растраченным боезапасом и с чувством выполненного долга у экипажа. U 9 была отправлена на верфь, где ей предстоял капитальный ремонт.

15 июня Шписс привёл лодку в Данциг, а 18 июля – в Либаву, откуда U 9 начала боевые действия против нового противника – русского флота. Первый боевой поход на Балтике был связан с проникновением лодки в Финский залив с целью сбора разведданных. Второй поход U 9 состоялся в августе 1915 года. На этот раз Шписс повёл свою лодку к острову Утё, который входил в систему морского укрепрайона, именовавшегося Або-Аландской шхерной позицией.

Там 9 августа он попытался атаковать русскую субмарину «Кайман» которой командовал Мессер 1-й . Но Шиссу не везло сначала он посадил U 9 на камни, а потом и сам был атакован противником, но, к счастью для немецкого экипажа, торпеды прошла мимо лодки.

Покинув этот район, 16 августа U 9 пришла к Моонзундскому архипелагу, где у острова Моон ею был потоплен английский пароход «Сербино» (Serbino , 2205 тонн), совершавший рейс Рига – Петроград. В ходе этого похода Шписс имел ещё несколько столкновений с неприятельскими подлодками.

Дальнейшие действия U 9 не изобилуют подробностями. Согласно Гайеру, с 2 по 10 октября она несла дозорную службу у входа в Финский залив. По воспоминаниям Шписса, в ноябре его послали к Ревелю караулить в фарватерах вражеские суда. 5 ноября U 9 атаковала у острова Оденсхольм группу русских вспомогательных тральщиков, вставших на якорь во время шторма. Торпедой был поражён и затонул тральщик ТМ4 (бывший пароход «Даго», реквизированный для нужд русского флота в 1914 году, 1080 тонн), на котором погибло семь моряков. Больше ничего существенного Шписсу на Балтике сделать не удалось.

20 апреля 1916 года U 9 была признана негодной для использования в боевых действиях и передана в распоряжение школы подводного плавания как учебная лодка. Шписс получил назначение на другую субмарину.

U-9 после заключения Версальского мира

Заключение Версальского мира поставило точку в Первой мировой войне. Согласно условиям перемирия, а затем ряду статей Версальского договора, 176 немецких подводных лодок передавались Великобритании и затем уже должны были быть разделены между союзниками по Антанте. Имевшиеся у Германии подводные лодки, которые находились в состоянии постройки или являлись немореходными, были пущены на слом под контролем победителей.

U-9 пережила войну и сдалась Королевскому Флоту 26 ноября 1918 года. По пути из Гарвича в Моркам для разделки на металл лодка дала течь. 13 марта 1919 года она зашла в гавань порта Дувр, где затонула. Три недели спустя, во время сильного прилива, её удалось поднять с помощью двух лихтёров. Когда вода сошла, U-9 осталась на отмели недалеко от загиба Ватерлоо (Waterloo Crescent).

Откачав из корпуса лодки остатки воды, портовые рабочие отремонтировали субмарину, вновь придав ей мореходность. Через две недели, во время прилива, подлодка всплыла и наконец отшвартовалась в восточной части Камбера. Но U-9 оставалась непокорной до конца! Один из очевидцев её транспортировки в Камбер с иронией заметил, что «U-9 показала ненависть ко всему английскому, протаранив и повредив северный причал». Дух Веддигена не мог смириться с поражением и продолжал мстить англичанам. Позже лодка была всё-таки приведена в Моркам, где и пошла на слом.

Командиры

  • 1 августа 1914 - 11 января 1915 - Отто Веддиген
  • 12 января 1915 - 19 апреля 1916 - Иоганнес Шписс.

Флотилии

  • 1 августа 1914 - 7 июля 1915 - I флотилия
  • 7 июля 1915 - 20 апреля 1916 - Балтийская флотилия
  • 20 апреля 1916 - 11 ноября 1918 - тренировочная флотилия