Оружие Второй мировой. Торпедные катера. Малые боевые корабли и катера Самый быстрый в мире

На снимке: захваченный немцами советский торпедный катер ТК-47 в порту Либавы.

Задолго до начала второй мировой войны руководство советского Военно-морского флота придавало большое значение развитию лёгких сил флота, особенно торпедных катеров. Поэтому к началу Великой Отечественной войны СССР имел 269 торпедных катеров типа Ш-4, Г-5 и Д-3. Затем, уже в ходе войны отечественной промышленностью было построено ещё не менее 154 торпедных катеров, в том числе 76 катеров типа Г-5, 47 катеров типа Д-3 второй серии, 31 катер типа «Комсомолец» проекта 123бис. Кроме того, 166 (по другим данным даже 205) торпедных катеров типа «Хиггинс» и «Воспер» было получено от союзников по программе ленд-лиза. То есть, недостатка в торпедных катерах советский флот практически не испытывал.

Правда, неожиданно высокой оказалась нагрузка на катерников – ведь, кроме своей основной задачи по поиску и атакам кораблей на коммуникациях противника, торпедным катерам во время войны пришлось выполнять дополнительные боевые задачи. Такие, как, например, разведка и дозор, высадка и эвакуация разведывательно-диверсионных групп, охрана прибрежных конвоев, минные постановки, борьба с подводными лодками в прибрежных водах и многое-многое другое.

Не удивительно, что такое интенсивное использование торпедных катеров, причем, часто в несвойственном им виде, приводило к ощутимым потерям. Так, только за первые шесть месяцев войны, погибло почти 40 торпедных катеров, а всего за годы Великой Отечественной войны, по официальным данным, было потеряно 139 советских торпедных катеров.

Список торпедных катеров Военно-морского флота СССР, погибших в годы Великой Отечественной войны:

ТК-27 (типа Г-5) командир лейтенант Сафронов.
27 июня 1941 года совместно с тремя другими торпедными катерами обеспечивал эвакуацию командования и штаба Либавской военно-морской базы в Виндаву. На переходе катера были атакованы четырьмя немецкими торпедными катерами S-31, S-35, S-59 и S-60 из 3-й флотилии торпедных катеров. После боя ТК-27 оторвался от группы и следовал самостоятельно. Вскоре он был атакован бомбардировщиками противника и от полученных повреждений затонул.
По другим данным, утром при выходе из гавани Лиепаи он был обстрелян и потоплен двумя немецкими истребителями Bf-109. Личный состав был снят катером ТК-37.

ТК-47 (до 25.05.1940 – ТК-163) (типа Г-5) командир главстаршина (старшина первой статьи) Ф. Зюзин.
27 июня 1941 года совместно с тремя другими торпедными катерами обеспечивал эвакуацию командования и штаба Либавской военно-морской базы в Виндаву. На переходе отряд был атакован четырьмя немецкими торпедными катерами S-31, S-35, S-59 и S-60 из 3-й флотилии торпедных катеров. В завязавшемся бою ТК-47, прикрывая отход остальных катеров, получил тяжелые повреждения и израсходовал горючее. Двое суток катер дрейфовал в открытом море и после новых повреждений полученных в результате пулеметного обстрела вражеского истребителя был оставлен экипажем. Соорудив из бензобаков катера плоты, пять моряков и три офицера штаба базы направились к берегу. Утром 1 июля они пристали к берегу в районе Вентспилса, были взяты в плен айзсаргами и переданы немцам.
Оставленный катер был захвачен немцами, которые передали его финнам. В финском флоте катер назывался «Viima».

ТК-12 (типа Г-5) командир старший лейтенант М. В. Злочевский.
3 июля 1941 года подорвался на плавающей мине и затонул западнее Балаклавы (Черное море). Весь экипаж погиб.

ТК-123 (типа Г-5)
18 июля 1941 года при дневной атаке конвоя противника в Ирбенском проливе был подожжен артиллерийским огнем немецких тральщиков и затонул.

ТК-71 (до 25.05.1940 – ТК-123) (типа Г-5) командир лейтенант Н. С. Скрипов.
22 июля 1941 года сопровождал буксир «Лачплесис» от острова Эзель в Палдиски. В Рижском заливе к югу от острова Абрука был атакован немецкими торпедными катерами S-28 и S-29 из 3-й флотилии торпедных катеров. Загорелся, взорвался и погиб со всем личным составом.

У-1 (до апреля 1941 - ТК-134)

У-2 (до апреля 1941 - ТК-144) (типа Ш-4)
13 августа 1941 года на переходе Очаков - Николаев (Черное море) был обстрелян береговой артиллерией противника, получил серьезные повреждения и был затоплен личным составом.

ТК-103 (типа Г-5)
28 августа 1941 года, во время перехода Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт, в районе острова Прангли погиб под обстрелом советских кораблей (лидера «Минск», эсминцев «Скорый» и «Славный»), принявших ночью группу своих торпедных катеров за катера противника.
По другим данным, подорвался на мине и затонул в районе мыса Юминда (Финский залив).

ТК-34 (до 7.09.1941 - ТК-93) (типа Г-5) командир лейтенант В. И. Белугин.

ТК-74 (до 7.09.1941 - ТК-17) (типа Г-5) командир лейтенант И. С. Иванов.
17 сентября 1941 года при отходе советских войск был затоплен экипажем в бухте Кейгусте острова Эзель в связи с тем, что не успел закончить ремонт повреждений, полученных 7 сентября от авиации противника.

У-4 (типа Ш-4)
18 сентября 1941 года в порту Свободный от близких разрывов авиабомб получил серьезные повреждения и затонул.

ТК-91 (до 7.09.1941 - ТК-94) (типа Г-5) командир лейтенант Аристов.
20 сентября 1941 года в 14 часов 10 минут в районе острова Соммерс в Финском заливе был подожжен немецким гидросамолетом Ar-95 из SAGr.125, взорвался и затонул.

ТК-12 (типа Д-3) командир старший лейтенант А. Г. Свердлов.
23 сентября 1941 года около 15 часов 40 минут во время атаки конвоя в Финском заливе был потоплен артиллерийским огнем немецких сторожевых кораблей V-305, V-308 и V-313 в районе банки Орренгрунд (в районе Суурсаари).

ТК-24 (до 7.09.1941 - ТК-83) (типа Г-5) командир лейтенант М. П. Кременский.
27 сентября 1941 года во время атаки немецких крейсеров «Leipzig», «Emden», миноносцев Т-7, Т-8 и Т-11 в бухте Лыу (остров Эзель) затонул от попадания снаряда. Экипаж снят другими катерами.

ТК-114 (до 7.09.1941 - ТК-184) (типа Г-5)
1 октября 1941 года вечером в 20 часов 50 минут во время перехода был ослеплен прожектором с финского острова Ранкки и сел на камни возле Рейпон севернее острова Гогланд в Финском заливе. На следующий день был обстрелян немецким разведывательным самолетом и в 9 часов 25 минут взорвался. Личный состав снят катером ТК-53.

ТК-151 (до 7.09.1941 - ТК-154) (типа Г-5) командир старший лейтенант И. В. Ткаченко.
3 октября 1941 года по неизвестным причинам погиб на переходе от острова Даго к Ханко (Финский залив). Весь экипаж пропал без вести.
По одним данным, 3 октября 1941 года он был потоплен авиацией противника на выходе из Ирбенского пролива, по другим данным 5 октября 1941 года был потоплен вражескими миноносцами при отходе от острова Сырве.

ТК-21 (до 7.09.1941 - ТК-24) (типа Г-5)
8 октября 1941 года при стоянке в гавани острова Соммерс в Финском заливе подвергся налету бомбардировочной авиации противника, получил большие повреждения и затонул.

ТК-52 (типа Д-3) командир старший лейтенант А. Т. Колбасов.
14 октября 1941 года на переходе Гогланд - Ханко (Финский залив) в составе отряда в шторм, оторвался от остальных катеров в районе банки Каллбедари. 18 октября западнее острова Борстё (западнее Ханко), катер и 6 членов экипажа были захвачены финнами. В финском флоте получил название «Vasama» и использовался в качестве сторожевого катера.

ТК-64 (до 7.09.1941 - ТК-121) (типа Г-5)
16 октября 1941 года при переходе мыс Колгания - Кронштадт (Финский залив) в пургу стал на якорь у мыса Сейвисте, был снесен ветром и выброшен на камни у острова Бьорке (в районе Койвисто). Получил повреждения и был оставлен экипажем. В ноябре 1941 года был обнаружен финнами, отремонтирован и введён в состав ВМС Финляндии под названием «Viima».

ТК-141 (до 7.09.1941 - ТК-144) (типа Г-5)
16 октября 1941 года при переходе мыс Колгания - Кронштадт (Финский залив) в пургу стал на якорь у мыса Сейвисте, был снесен ветром и выброшен на камни у острова Бьорке (в районе Койвисто). Получил повреждения и был оставлен экипажем. В ноябре 1941 года был обнаружен финнами, отремонтирован и введён в состав ВМС Финляндии под названием «Vihuri».

ТК-131 (до 7.09.1941 - ТК-134) (типа Г-5)
17 октября 1941 года в период 13.45-15.00 на переходе юго-западнее Гогланда (Финский залив) был атакован и потоплен пулеметным огнем двумя финскими самолетами Fokker D-21 из LLv 30.

ТК-13 (до 7.09.1941 - ТК-11) (типа Г-5)
22 октября 1941 года затонул в районе острова Лавенсаари в Финском заливе в результате аварии.
По другим данным, был потоплен авиацией противника.

ТК-74 (до 1937 – ТК-23) (типа Г-5)
26 октября 1941 года при стоянке в Новороссийске (Черное море) на катере произошел пожар, взорвались бензиновые цистерны и он затонул.
По другим данным, сгорел при переходе из Севастополя в Новороссийск.

ТК-72 (типа Д-3)

ТК-88 (типа Д-3)
1 ноября 1941 года в период 9.25-10.15 при следовании в составе звена к Ханко в 5 км восточнее острова Сескар (Финский залив) был атакован пятью финскими самолетами Fokker D-21 из LLv 30, от пулеметно-пушечного огня взорвался и затонул со всем экипажем.

ТК-102 (типа Д-3)
1 ноября 1941 года в период 9.25-10.15 при следовании в составе звена к Ханко в 5 км восточнее острова Сескар (Финский залив) был атакован пятью финскими самолетами Fokker D-21 из LLv 30, от пулеметно-пушечного огня взорвался и затонул со всем экипажем.

ТК-72 (типа Г-5) командир П. Я. Коновалов.
1 ноября 1941 года подорвался на мине и затонул в Черном море.

ТК-71 (типа Г-5) командир Л. М. Золотарь.
12 ноября 1941 года при бомбардировке Геленджика (Черное море) был поврежден и затонул. Позже был поднят, отремонтирован и введен в строй.

ТК-142 (до 11.08.1941 – ТК-145) (типа Г-5)
12 ноября 1941 года при бомбардировке Геленджика (Черное море) был поврежден взрывом бомбы и затонул.

ТК-21 (до 13.11.1940 – ТК-181) (типа Г-5) командир Романов.
17 ноября 1941 года в 23 часа при переходе из Севастополя в Геленджик вместе с ТК-11 столкнулся с ним в районе мыса Сарыч возле Ялты (Черное море) и затонул. Личный состав был спасен.

ТК-12 (типа Д-3)
11 декабря 1941 года при эвакуации гарнизона с острова Гогланд был раздавлен льдом в районе острова Лавенсаари (Финский залив).

ТК-42 (типа Д-3)
11 декабря 1941 года при эвакуации гарнизона с острова Гогланд был раздавлен льдом и затонул в районе острова Лавенсаари (Финский залив). Экипаж спасен канонерской лодкой «Волга».

ТК-92 командир старший лейтенант Б. Г. Коломиец.
26 декабря 1941 года во время высадки десанта в районе Эльтигена (Керченский пролив) был выброшен волной на берег, и позднее расстрелян береговой артиллерией противника. Погибли 2 члена экипажа.
По другим данным, после Керченской операции катер был доставлен в ремонтную базу с огромными повреждениями (имел 272 пулевых и осколочных пробоин), но был полностью восстановлен и снова вошел в строй.

ТК-85 (до 13.11.1940 – ТК-142) (типа Г-5) командир лейтенант Жуланов.
27 (28) декабря 1941 года при высадке десанта в порту Камыш-Бурун (Керченский пролив) в результате попадания мины противника получил пробоину и затонул в районе судоремонтного завода. Из состава экипажа погибли 3 человека.

ТК-105 (до 13.11.1940 – ТК-62) (типа Г-5) командир лейтенант И. Н. Васенко.
27 (28) декабря 1941 года при высадке десанта в порту Камыш-Бурун (Керченский пролив) был выброшен штормом на берег и 29 декабря 1941 года уничтожен минометно-артиллерийским огнем противника. Погибли 3 члена экипажа.
По другим данным, был подожжен минометно-артиллерийским огнем противника и выбросился на берег.

ТК-24 (типа Г-5) командир лейтенант А. Ф. Крылов.
29 декабря 1941 года при высадке десанта в порту Камыш-Бурун (Керченский пролив) был подожжен минометно-артиллерийским огнем противника и выброшен штормом на берег. Погибли 3 члена экипажа.

Продолжение следует…

Показать телефон

Количество комнат: 2-комнатные; Тип дома: кирпичный; Этаж: 3; Этажей в доме: 4; Общая площадь: 44 м²; Площадь кухни: 8 м²; Жилая площадь: 30 м²;
Мы в центре- РЯДОМ С ОСТРОВОМ КАНТА,НАПРОТИВ НАБ "РЫБНАЯ ДЕРЕВНЯ"!ЦЕНЫ см ниже в тексте! \\СВОБОДНЫЕ ДАТЫ: \\с 3.11 по 8.11;\\ с 10.11 по 28 ДЕКАБРЯ,\\с 8 ЯНВАРЯ и далее свободно пока все.
ЦЕНЫ НА ОСЕНЬ (ноябрь и зима еще дешевле на 100 р) :
от 14 суток 1400
от 7 до 13 сут 1500
от 4-х до 6 сут: 1600
от 2-х до 3-х суток: 1700 р
НЕ СДАЮ на 1 сутки
У нас не курят! После 22 час просим не шуметь.
По коридору 3-го этажа, просьба соседей, пройти тихо, не греметь чемоданами на колесиках
ФОТОГРАФИИ СООТВЕТСТВУЮТ квартире!!!
Для быстрой связи ЗВОНИТЕ, пишите СМС, на АВИТО отвечу только после работы.
КРАТКО: мы на берегу реки в историческом(остров Канта) и современном центре города напротив набережной, так называемой, Рыбной деревни (см видео Калининград, Рыбная деревня).Рядом новый шикарный светомузыкальный фонтан S около 200 кв.м!!! На первом фото красной стрелкой - наш дом.Комнаты изолированные, всё есть, от 1 до 5 человек, ремонт, новая мебель. Цена не зависит от количества гостей, но ЗАВИСИТ ОТ СРОКА аренды. Бронирование 1000 р.(в случае Вашего отказа не возвращается).
Заезд после 14 час, выезд после 12 час,но всегда можно урегулировать этот вопрос.В случае, если квартира свободна - въезд в любое время, даже ночью, т.к. живу этажом ниже в том же доме.
ПОДРОБНЕЕ:
Возможность размещения 2+2: спальня - 2 местная кровать 150*200; гостиная - 2 местный диван еврокнижка (есть раскладушка + 1ч)
Двухкомнатная квартира в немецком доме в тихом историческом центре города напротив набережной -" Рыбная деревня" (2 мин ходьбы от дома) с множеством ресторанов, кафе. Когда нет листвы на деревьях, Рыбная деревня видна из окна. В 50 м – главная достопримечательность города - остров Канта с Кафедральным собором. Комнаты светлые, большие окна, высокие потолки.
КВАРТИРА после свежего РЕМОНТА. Есть все необходимое для комфортного проживания 1-5 человек: новая мебель, новая бытовая техника (стиральная машина, холодильник, утюг), а также телевизоры, микроволновка, фен, гладильная доска, сушка, безлимитный интернет (Wi-Fi), кабельное телевидение, посуда, моющие средства, чистое белье и полотенца.
Развитая инфраструктура: рядом (5 мин. пешком) на ЛЕНИНСКОМ ПРОСПЕКТЕ остановки общественного транспорта, магазины, Южный вокзал (10- 15 мин. пешком) - электрички к морю - к городам-курортам Светлогорску и Зеленоградску. Недалеко современный центр города (2 остановки общ\трансп). Легко добраться в любую точку Калининграда. На набережной "Рыбная деревня" есть причал – прогулки на катерах по реке, а также турфирма, организующая экскурсии по городу и области.
P. S. На фото №1 виден верхний этаж и крыша нашего дома(красная стрелка). На 2х предпоследних фото- вид из окна, а перед этими видами - наш дом (стрелкой указан подъезд). На последнем фото Рыбная деревня и остров Канта с Кафедральным собором недалеко от дома.

Мало кто знает, что советские торпедные катера Второй мировой войны представляли собой гигантские поплавки от гидросамолетов.

18 августа 1919 года в 3 часа 45 минут над Кронштадтом появились неопознанные самолеты. На кораблях пробили воздушную тревогу. Собственно, ничего нового для наших моряков не было - английские и финские самолеты базировались в 20-40 км от Кронштадта на Карельском перешейке и почти все лето 1919 года совершали налеты на корабли и город, хотя и без особого успеха.

Но в 4 часа 20 минут с эсминца «Гавриил» были замечены два быстроходных катера, и почти сразу раздался взрыв у стенки гавани. Это торпеда с британского катера, прошедшая мимо «Гавриила», взорвалась, попав в причал.

В ответ моряки с эсминца первым выстрелом из 100-мм орудия вдребезги разнесли ближайший катер. Тем временем еще два катера, войдя в Среднюю гавань, направились: один - к учебному судну «Память Азова», другой - к Рогатке Усть-Канала (вход к доку Петра I). Выпущенными торпедами первый катер взорвал «Память Азова», второй подорвал линкор «Андрей Первозванный». В то же время катера обстреливали из пулеметов суда у стенки гавани. При выходе из гавани оба катера в 4 часа 25 минут были потоплены огнем эсминца «Гавриил». Так закончился рейд британских торпедных катеров, вошедший в историю Гражданской войны под названием Кронштадтская побудка.

13 июня 1929 года А.Н. Туполев приступил к строительству нового глиссирующего катера АНТ-5 с двумя 533-мм торпедами. Испытания привели начальство в восторг: о таких скоростях не могли и мечтать катера других стран.

Плавучий торпедный аппарат

Заметим, это было не первое применение британских торпедных катеров в Финском заливе. 17 июня 1919 года крейсер «Олег» стоял на якоре у Толбухина маяка под охраной двух эсминцев и двух сторожевых судов. Катер подошел почти в упор к крейсеру и выпустил торпеду. Крейсер затонул. Легко понять, как неслась служба у красных военморов, если ни на крейсере, ни на охранявших его судах никто не заметил днем и при отличной видимости подходящий катер. После взрыва был открыт беспорядочный огонь по «английской подводной лодке», которая привиделась военморам.

Откуда же взялись у англичан катера, двигавшиеся с невероятной для того времени скоростью 37 узлов (68,5 км/ч)? Английским инженерам удалось объединить в катере два изобретения: специальный уступ в днище - редан и мощный бензиновый двигатель в 250 л.с. Благодаря редану уменьшалась площадь соприкосновения днища с водой, а значит, и сопротивление ходу корабля. Реданный катер уже не плыл - он как бы вылезал из воды и скользил по ней на огромной скорости, опираясь о водную поверхность лишь реданным уступом и плоской кормовой оконечностью.

Таким образом, в 1915 году англичане спроектировали малый скоростной торпедный катер, который иногда называли «плавучий торпедный аппарат».

Советские адмиралы стали жертвой собственной пропаганды. Воспользоваться западным опытом не позволяло убеждение, что наши катера - лучшие.

Стрельба назад

С самого начала английское командование рассматривало торпедные катера исключительно как диверсионное оружие. Британские адмиралы предполагали использовать в качестве носителей торпедных катеров легкие крейсеры. Сами же торпедные катера предполагалось применять для атак вражеских кораблей в их базах. Соответственно, катера были очень маленькими: длиной 12,2 м и водоизмещением 4,25 т.

Ставить нормальный (трубчатый) торпедный аппарат на такой катер было нереально. Поэтому глиссирующие катера стреляли торпедами… назад. Причем торпеда выбрасывалась из кормового желоба не носом, а хвостом. В момент выброса включался двигатель торпеды, и она начинала нагонять катер. Катер, который в момент залпа должен был идти со скоростью около 20 узлов (37 км/ч), но не меньше 17 узлов (31,5 км/ч), резко отворачивал в сторону, а торпеда сохраняла исходное направление, одновременно принимая заданную глубину и увеличивая ход до полного. Надо ли говорить, что точность стрельбы торпедой из такого аппарата существенно ниже, чем из трубчатого.

В созданных Туполевым катерах просматривается полуавиационное происхождение. Это и обшивка из дюраля, и форма корпуса, и напоминающая поплавок гидросамолета, и маленькая, сплюснутая с боков надстройка.

Революционные катера

17 сентября 1919 года Реввоенсовет Балтфлота на основании акта осмотра поднятого со дна в Кронштадте английского торпедного катера обратился в Реввоенсовет с просьбой дать распоряжение о срочной постройке на наших заводах быстроходных катеров английского типа.

Вопрос был рассмотрен весьма быстро, и уже 25 сентября 1919 года ГУК сообщил в Реввоенсовет, что «ввиду отсутствия механизмов особого типа, до сих пор не изготавливаемых в России, постройка серии подобных катеров в настоящее время, безусловно, неосуществима». Тем дело тогда и кончилось.

Но вот в 1922 году глиссирующими катерами заинтересовалось и «Остехбюро» Бекаури. По его настоянию 7 февраля 1923 года Главное морское техническо-хозяйственное управление наркомата по морским делам обратилось с письмом в ЦАГИ «в связи с возникшей потребностью для флота в глиссерах, тактические задания коих: район действия 150 км, скорость 100 км/ч, вооружение один пулемет и две 45-см мины Уайтхеда, длина 5553 мм, вес 802 кг».

Кстати, В.И. Бекаури, не очень надеясь на ЦАГИ и Туполева, подстраховался и в 1924 году заказал французской фирме «Пиккер» глиссирующий торпедный катер. Однако по ряду причин постройка торпедных катеров за границей так и не состоялась.

Глиссирующий поплавок

Зато Туполев рьяно взялся за дело. Малый радиус нового торпедного катера и его плохая мореходность никого в то время не смущали. Предполагалось, что новые глиссеры разместятся на крейсерах. На «Профинтерне» и на «Червоной Украине» предполагалось сделать для этого добавочные сваливающиеся шлюпбалки.

В основу глиссирующего катера АНТ-3 был положен поплавок гидросамолета. Верх этого поплавка, активно влияющий на прочность конструкции, перешел на катера Туполева. Вместо верхней палубы у них была круто изогнутая выпуклая поверхность, на которой человеку трудно удержаться, даже когда катер неподвижен. Когда же катер был на ходу, выйти из его боевой рубки было смертельно опасно - мокрая скользкая поверхность сбрасывала с себя решительно все, что на нее попадало (к сожалению, за исключением льда, в зимних условиях катера обмерзали в надводной части). Когда во время войны на торпедных катерах типа Г-5 приходилось перевозить десант, то людей сажали гуськом в желоба торпедных аппаратов, больше им негде было находиться. Обладая сравнительно большими запасами плавучести, эти катера практически ничего не могли перевозить, поскольку в них не было места для размещения груза.

Неудачной оказалась и позаимствованная у английских торпедных катеров конструкция торпедного аппарата. Минимальная скорость катера, при которой он мог выпустить свои торпеды, составляла 17 узлов. На меньшем ходу и на стопе катер не мог дать торпедный залп, так как это означало бы для него самоубийство - неминуемое попадание торпеды.

6 марта 1927 года катер АНТ-3, позже получивший название «Первенец», отправили по железной дороге из Москвы в Севастополь, где он был благополучно спущен на воду. С 30 апреля по 16 июля того же года АНТ-3 проходил испытания.

На базе АНТ-3 был создан катер АНТ-4, развивший на испытаниях скорость 47,3 узла (87,6 км/ч). По типу АНТ-4 было начато серийное производство торпедных катеров, получивших название Ш-4. Строились они в Ленинграде на заводе им. Марти (бывший Адмиралтейский судостроительный завод). Стоимость катера составляла 200 тысяч рублей. Катера Ш-4 оснащались двумя бензиновыми двигателями «Райт-Тайфун», поставляемыми из США. Вооружение катера состояло из двух торпедных аппаратов желобкового типа для 450-мм торпед образца 1912 года, одного 7,62-мм пулемета и дымообразующей аппаратуры. Всего на заводе им. Марти в Ленинграде было построено 84 катера Ш-4.


Торпедный катер Д-3
Торпедный катер ЭЛКО
Торпедный катер Г-5
Торпедный катер S-boat Schnellboot
Торпедный катер A-1 «Воспер»

Самый быстрый в мире

А тем временем 13 июня 1929 года Туполев в ЦАГИ приступил к строительству нового глиссирующего дюралевого катера АНТ-5, вооруженного двумя 533-мм торпедами. С апреля по ноябрь 1933 года катер прошел заводские испытания в Севастополе, а с 22 ноября по декабрь - государственные испытания. Испытания АНТ-5 привели начальство буквально в восторг - катер с торпедами развивал скорость 58 узлов (107,3 км/ч), а без торпед - 65,3 узла (120,3 км/ч). О таких скоростях не могли и мечтать катера других стран.

Завод им. Марти, начиная с V серии (первые четыре серии - это катера Ш-4), перешел на производство Г-5 (так назывались серийные катера АНТ-5). Позже Г-5 стали строить и на заводе № 532 в Керчи, а с началом войны завод № 532 эвакуировали в Тюмень, и там на заводе № 639 также приступили к строительству катеров типа Г-5. Всего был построен 321 серийный катер Г-5 девяти серий (с VI по XII, включая XI-бис).

Торпедное вооружение у всех серий было одинаково: две 533-мм торпеды в желобковых аппаратах. А вот пулеметное вооружение постоянно менялось. Так, катера VI-IX серий имели по два 7,62-мм авиационных пулемета ДА. Следующие серии имели по два 7,62-мм авиационных пулеметов ШКАС, отличавшихся большей скорострельностью. С 1941 года катера стали оснащать одним-двумя 12,7-мм пулеметами ДШК.

Торпедный лидер

Туполев и Некрасов (непосредственный руководитель опытно-конструкторской бригады по глиссерам)# не успокоились на Г-5 и в 1933 году предложили проект «лидера торпедных катеров Г-6». По проекту водоизмещение катера должно было составлять 70 т. Восемь моторов ГАМ-34 по 830 л.с. должны были обеспечить скорость до 42 узлов (77,7 км/ч). Катер мог дать залп шестью 533-мм торпедами, три из которых запускались из кормовых торпедных аппаратов желобкового типа, а еще три - из поворотного трехтрубного торпедного аппарата, расположенного на палубе катера. Артиллерийское вооружение состояло из 45-мм полуавтоматической пушки 21К, 20-мм пушки «авиационного типа» и нескольких 7,62-мм пулеметов. Следует заметить, что к началу строительства катера (1934) и поворотные торпедные аппараты, и 20-мм пушки «авиационного типа» существовали лишь в воображении проектантов.

Смертнички

Туполевские катера могли действовать торпедами при волнении до 2 баллов, а держаться в море - до 3 баллов. Плохая мореходность проявилась прежде всего в заливании мостика катера даже при самом незначительном волнении и, в частности, сильном забрызгивании открытой сверху очень низкой ходовой рубки, затрудняющем работу команды катера. Производной от мореходности была и автономность туполевских катеров - их проектная дальность никогда не могла быть гарантирована, так как зависела не столько даже от запаса топлива, сколько от погоды. Штормовые условия в море бывают сравнительно редко, но свежий ветер, сопровождающийся волнением 3-4 балла, явление, можно сказать, нормальное. Поэтому каждый выход туполевских торпедных катеров в море граничил со смертельным риском вне всякой связи с боевой деятельностью катеров.

Риторический вопрос: а зачем тогда в СССР строили сотни глиссирующих торпедных катеров? Все дело в советских адмиралах, для которых британский Гранд-Флит был постоянной головной болью. Они всерьез думали, что британское Адмиралтейство будет действовать в 1920-1930-х так же, как в Севастополе в 1854 году или в Александрии в 1882-м. То есть британские линкоры в штиль и ясную погоду подойдут к Кронштадту или Севастополю, а японские линкоры - к Владивостоку, станут на якорь и учинят баталию по «регламенту Госта».

И тут-то на вражескую армаду налетят десятки самых быстрых в мире торпедных катеров типа Ш-4 и Г-5. При этом часть их будет радиоуправляемыми. Аппаратура для таких катеров была создана в «Остехбюро» под руководством Бекаури.

В октябре 1937 года было проведено большое учение с применением радиоуправляемых катеров. Когда соединение, изображающее вражескую эскадру, появилось в западной части Финского залива, более 50 радиоуправляемых катеров, прорвав дымовые завесы, устремились с трех сторон на корабли противника и атаковали их торпедами. После учения дивизион радиоуправляемых катеров получил высокую оценку командования.

Мы пойдем своим путем

Между тем СССР был единственной ведущей морской державой, строившей торпедные катера реданного типа. Англия, Германия, США и другие страны перешли к строительству мореходных килевых торпедных катеров. Такие катера уступали реданным по скорости в штилевую погоду, но существенно превосходили их при волнении 3-4 балла. Килевые катера несли более мощное артиллерийское и торпедное вооружение.

Превосходство килевых катеров над реданными стало очевидно в ходе войны 1921-1933 годов у восточного побережья США, которую вело правительство янки с… господином Бахусом. Бахус, естественно, победил, и правительство было вынуждено позорно отменить «сухой закон». Немалую роль в исходе войны сыграли быстроходные катера фирмы «Элко», доставлявшие виски с Кубы и Багамских островов. Другой вопрос, что та же фирма строила катера и для береговой охраны.

О возможностях килевых катеров можно судить хотя бы по тому факту, что катер фирмы «Скотт-Пейна» длиной в 70 футов (21,3 м), вооруженный четырьмя 53-см торпедными аппаратами и четырьмя 12,7-мм пулеметами, прошел из Англии в США своим ходом и 5 сентября 1939 года был торжественно встречен в Нью-Йорке. По образу его фирма «Элко» начала массовое строительство торпедных катеров.

Кстати, 60 катеров типа «Элко» было поставлено по ленд-лизу в СССР, где они получили индекс А-3. На базе А-3 в 1950-х годах у нас был создан самый распространенный торпедный катер советского ВМФ - проекта 183.

Германцы с килем

Стоит заметить, что в Германии, буквально связанной по рукам и ногам Версальским договором и охваченной экономическим кризисом, сумели в 1920-х годах провести испытания реданных и килевых катеров. По результатам испытаний был сделан однозначный вывод - делать только килевые катера. Монополистом в области производства торпедных катеров стала фирма «Люрсен».

В годы войны немецкие катера свободно действовали в свежую погоду на всем Северном море. Базируясь в Севастополе и в Двуякорной бухте (близ Феодосии), германские торпедные катера действовали во всем Черном море. Поначалу наши адмиралы даже не верили донесениям, что германские торпедные катера действуют в районе Поти. Встречи наших и германских торпедных катеров неизменно заканчивались в пользу последних. В ходе боевых действий Черноморского флота в 1942-1944 годах ни один германский торпедный катер не был потоплен в море.

Летящие над водой

Расставим точки над «i». Туполев - талантливый конструктор самолетов, но зачем нужно было браться не за свое дело?! В чем-то его можно понять - под торпедные катера выделялись огромные средства, а в 1930-х годах среди авиаконструкторов шла жесткая конкурентная борьба. Обратим внимание и еще на один факт. Строительство катеров у нас не было засекречено. Летящие над водой глиссеры вовсю использовались советской пропагандой. Население постоянно видело торпедные катера Туполева в иллюстрированных журналах, на многочисленных плакатах, в кинохронике. Пионеров в добровольно-принудительном порядке приучали делать модели реданных торпедных катеров.

В итоге наши адмиралы стали жертвой собственной пропаганды. Официально считалось, что советские катера лучшие в мире и нет никакого смысла обращать внимание на зарубежный опыт. А между тем агенты германской фирмы «Люрсен» начиная с 1920-х годов «высунув язык» искали себе клиентов. Заказчиками их килевых катеров стали Болгария, Югославия, Испания и даже Китай.

В 1920-1930-х годах немцы запросто делились с советскими коллегами секретами в области танкостроения, авиации, артиллерии, отравляющих веществ и т.д. Но у нас и пальцем не пошевелили, чтобы купить хоть один «Люрсен».

Начать я решил вот так, не сверху, где важно пускают пузыри всякие там линкоры, линейные крейсеры и авианосцы, а снизу. Где страсти кипели не менее шуточные, хоть и на мелководье.

Говоря о торпедных катерах, стоит отметить, что перед началом войны страны-участницы, включая даже «Владычицу морей» Британию, наличием торпедных катеров не отягощали себя. Да, малые корабли имелись, но так, скорее в учебных целях.

Например, Королевский флот имел в 1939 году всего 18 ТК, немцы владели 17-ю катерами, а вот у Советского Союза в наличии было 269 катеров. Сказывались мелководные моря, в акваториях которых приходилось решать задачи.

Итальянцы в России. На ладожском озере.

Достоинства: мореходность, скорость.

Недостатки: многофункциональность в итальянском исполнении. У катера было вооружение, но были проблемы с его применением. Один пулемет, пусть и крупнокалиберный – этого явно мало.

4. Патрульный торпедный катер РТ-103. США, 1942 год

Конечно, в США не могли сделать что-то маленькое и вертлявое. Даже с учетом технологий, полученных от англичан, у них вышел довольно массивный торпедный катер, что в общем объяснялось количеством оружия, которое на нем смогли разместить американцы.

Серия многоцелевых катеров типа «Kriegsfischkutter» (КFК) состояла из 610 единиц («KFK-1» – «KFK-561», «KFK-612» — «KFK-641», «KFK-655» — «KFK-659», «KFK-662» — «KFK-668», «KFK-672» — «KFK-674», «KFK-743», «KFK-746», «KFK-749», «KFK-751») и была принята в 1942-1945 гг. Катера строились в семи европейских странах на базе рыболовного сейнера с деревянным корпусом и служили в качестве тральщиков, охотников за подводными лодками и сторожевых катеров. В период войны погибло 199 катеров, 147 – передано по репарациям СССР, 156 – США, 52 — Великобритании. ТТХ катера: водоизмещение полное – 110 т.; длина – 20 м.: ширина – 6,4 м.; осадка – 2,8 м.; силовая установка – дизельный двигатель, мощность – 175 — 220 л.с.; максимальная скорость – 9 — 12 узл.; запас топлива – 6 — 7 т. соляра; дальность плавания – 1,2 тыс. миль; экипаж – 15 – 18 человек. Базовое вооружение: 1х1 – 37-мм орудие; 1-6х1 – 20-мм зенитных автомата. Вооружение охотника – 12 глубинных бомб.

Торпедные катера «S-7», «S-8» и «S-9» были построены на верфи «Lürssen» и приняты в строй в 1934-1935 гг. В 1940-1941 гг. катера были перевооружены. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 76 т., полное – 86 т.; длина – 32,4 м.: ширина – 5,1 м.; осадка – 1,4 м.; силовая установка – 3 дизельных двигателя, мощность – 3,9 тыс. л.с.; максимальная скорость – 36,5 узл.; запас топлива – 10,5 т. соляра; дальность плавания – 760 миль; экипаж – 18 — 23 человек. Вооружение: 1х1 — 20-мм зенитный автомат; 2х1- 533-мм торпедных аппарата; 6 мин или глубинных бомб.

Торпедные катера «S-10», «S-11», «S-12» и «S-13» были построены на верфи «Lürssen» и приняты в строй в 1935 г. В 1941 гг. катера были перевооружены. Один катер по репарациям был передан СССР. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 76 т., полное – 92 т.; длина – 32,4 м.: ширина – 5,1 м.; осадка – 1,4 м.; силовая установка – 3 дизельных двигателя, мощность – 3,9 тыс. л.с.; максимальная скорость – 35 узл.; запас топлива – 10,5 т. соляра; дальность плавания – 758 миль; экипаж – 18 — 23 человек. Вооружение: 2х1 — 20-мм зенитных автомата; 2х1- 533-мм торпедных аппарата; 6 мин или глубинных бомб.

Торпедный катер «S-16»

Торпедные катера «S-14», «S-15», «S-16» и «S-17» были построены на верфи «Lürssen» и приняты в строй в 1936-1937 гг. В 1941 гг. катера были перевооружены. В период войны 2 катера погибло и по одному катеру по репарациям было передано СССР и США. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 92,5 т., полное – 105 т.; длина – 34,6 м.: ширина – 5,3 м.; осадка – 1,7 м.; силовая установка – 3 дизельных двигателя, мощность – 6,2 тыс. л.с.; максимальная скорость – 37,7 узл.; запас топлива – 13,3 т. соляра; дальность плавания – 500 миль; экипаж – 18 — 23 человек. Вооружение: 2х1 или 1х2 — 20-мм зенитный автомат; 2х1- 533-мм торпедных аппарата; 4 торпеды.

Серия торпедных катеров состояла из 8 единиц («S-18» — «S-25») и была построена на верфи «Lürssen» в 1938-1939 гг. В период войны 2 катера погибло, 2 по репарациям были передано Великобритании, 1 — СССР. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 92,5 т., полное – 105 т.; длина – 34,6 м.: ширина – 5,3 м.; осадка – 1,7 м.; силовая установка – 3 дизельных двигателя, мощность – 6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 39,8 узл.; запас топлива – 13,3 т. соляра; дальность плавания – 700 миль; экипаж – 20 — 23 человек. Вооружение: 2х1 или 1х4 — 20-мм зенитный автомат; 2х1- 533-мм торпедных аппарата; 4 торпеды.

Торпедные катера «S-26», «S-27», «S-28» и «S-29» были построены на верфи «Lürssen» в 1940 г. В период войны все катера погибли. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 92,5 т., полное – 112 т.; длина – 34,9 м.: ширина – 5,3 м.; осадка – 1,7 м.; силовая установка – 3 дизельных двигателя, мощность – 6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 39 узл.; запас топлива – 13,5 т. соляра; дальность плавания – 700 миль; экипаж – 24 — 31 человек. Вооружение: 1х1 и 1х2 или 1х4 и 1х1 — 20-мм зенитный автомат; 2х1- 533-мм торпедных аппарата; 4-6 торпед.

Серия торпедных катеров состояла из 16 единиц («S-30» — «S-37», «S-54» – «S-61») и была построена на верфи «Lürssen» в 1939-1941 гг. В период войны все катера погибли. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 79 — 81 т., полное – 100 — 102 т.; длина – 32,8 м.: ширина – 5,1 м.; осадка – 1,5 м.; силовая установка – 3 дизельных двигателя, мощность – 3,9 тыс. л.с.; максимальная скорость – 36 узл.; запас топлива – 13,3 т. соляра; дальность плавания – 800 миль; экипаж – 24 — 30 человек. Вооружение: 2х1 — 20-мм и 1х1 – 37-мм или 1х1 – 40-мм или 1х4 – 20-мм зенитный автомат; 2х1- 533-мм торпедных аппарата; 4 торпеды; 2 бомбосбрасывателя; 4-6 мин.

Серия торпедных катеров состояла из 93 единиц («S-38» — «S-53», «S-62» – «S-138») и была построена на верфях «Lürssen», «Schlichting» в 1940-1944 гг. В период войны 48 катеров погибло, 6 катеров в 1943 г. было передано Испании, по 13 катеров по репарациям передано СССР и США, 12 – Великобритании. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 92 — 96 т., полное – 112 — 115 т.; длина – 34,9 м.: ширина – 5,3 м.; осадка – 1,7 м.; силовая установка – 3 дизельных двигателя, мощность – 6 – 7,5 тыс. л.с.; максимальная скорость – 39 — 41 узл.; запас топлива – 13,5 т. соляра; дальность плавания – 700 миль; экипаж – 24 — 31 человек. Вооружение: 2х1 — 20-мм и 1х1 – 40-мм или 1х4 – 20-мм зенитный автомат; 2х1- 533-мм торпедных аппарата; 4 торпеды; 2 бомбосбрасывателя; 6 мин.

Серия торпедных катеров состояла из 72 единиц («S-139» — «S-150», «S-167» – «S-227») и была построена на верфях «Lürssen», «Schlichting» в 1943-1945 гг. В период войны 46 катеров погибло, 8 катеров по репарациям передано США, 11 – Великобритании, 7 — СССР. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 92 — 96 т., полное – 113 — 122 т.; длина – 34,9 м.: ширина – 5,3 м.; осадка – 1,7 м.; силовая установка – 3 дизельных двигателя, мощность – 7,5 тыс. л.с.; максимальная скорость – 41 узл.; запас топлива – 13,5 т. соляра; дальность плавания – 700 миль; экипаж – 24 — 31 человек. Вооружение: 1х1 – 40-мм или 1х1 – 37-мм и 1х4 – 20-мм зенитный автомат; 2х1 — 533-мм торпедных аппарата; 4 торпеды; 2 бомбосбрасывателя; 6 мин.

Серия торпедных катеров состояла из 7 единиц («S-170», «S-228», «S-301» — «S-305») и была построена на верфях «Lürssen» в 1944-1945 гг. В период войны 1 катер погиб, 2 катера по репарациям передано США, 3 – Великобритании, 1 — СССР. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 99 т., полное – 121 — 124 т.; длина – 34,9 м.: ширина – 5,3 м.; осадка – 1,7 м.; силовая установка – 3 дизельных двигателя, мощность – 9 тыс. л.с.; максимальная скорость – 43,6 узл.; запас топлива – 15,7 т. соляра; дальность плавания – 780 миль; экипаж – 24 — 31 человек. Вооружение: 2х1 или 3х2 – 30-мм зенитных автомата; 2х1- 533-мм торпедных аппарата; 4 торпеды; 6 мин.

Серия торпедных катеров состояла из 9 единиц («S-701» — «S-709») и была построена на верфях «Danziger Waggonfabrik» в 1944-1945 гг. В период войны 3 катера погибло, 4 — по репарациям передано СССР, по одному Великобритании и США. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 99 т., полное – 121 — 124 т.; длина – 34,9 м.: ширина – 5,3 м.; осадка – 1,7 м.; силовая установка – 3 дизельных двигателя, мощность – 9 тыс. л.с.; максимальная скорость – 43,6 узл.; запас топлива – 15,7 т. соляра; дальность плавания – 780 миль; экипаж – 24 — 31 человек. Вооружение: 3х2 – 30-мм зенитных автомата; 4х1 — 533-мм торпедных аппарата; 4 торпеды; 2 бомбосбрасывателя; 6 мин.

Легкие торпедные катера типа «LS» состояли из 10 единиц («LS-2» – «LS-11»), построены на верфях «Naglo Werft», «Dornier Werft» и приняты в строй в 1940-1944 гг. Они предназначались для использования на вспомогательных крейсерах (рейдерах). Во время войны все катера погибли. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 11,5 т., полное – 12,7 т.; длина – 12,5 м.: ширина – 3,5 м.; осадка – 1 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 1,4 – 1,7 тыс. л.с.; максимальная скорость – 37 – 41 узл.; запас топлива – 1,3 т. соляра; дальность плавания – 170 миль; экипаж – 7 человек. Вооружение: 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 2х1- 450-мм торпедных аппарата или 3 — 4 мины.

Серия 60-тонных катеров-тральщиков типа «R» состояла из 14 единиц («R-2» — «R-7», «R-9» — «R-16»), построена на верфях «Abeking & Rasmussen», «Schlichting-Werft» и принятая в строй в 1932-1934 гг. В период войны 13 катеров погибло. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 44 – 53 т., полное — 60 т.; длина – 25-28 м.: ширина – 4 м.; осадка – 1,5 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 700 — 770 л.с.; максимальная скорость – 17 — 20 узл.; запас топлива – 4,4 т. соляра; дальность плавания – 800 миль; экипаж –18 человек. Вооружение: 1-4х1 — 20-мм зенитных автомата; 10 мин.

Серия 120-тонных катеров-тральщиков типа «R» состояла из 8 единиц («R-17» — «R-24»), построена на верфях «Abeking & Rasmussen», «Schlichting-Werft» и принятая в строй в 1935-1938 гг. В 1940-1944 гг. 3 катера погибло, по одному катеру по репарациям было передано Великобритании, СССР и США, остальные списаны в 1947-1949 гг. ТТХ катера: водоизмещение полное — 120 т.; длина – 37 м.: ширина – 5,4 м.; осадка – 1,4 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 1,8 тыс. л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; запас топлива – 11 т. соляра; дальность плавания – 900 миль; экипаж –20 — 27 человек. Вооружение: 2х1 и 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 12 мин.

Серия 126-тонных катеров-тральщиков типа «R» состояла из 16 единиц («R-25» — «R-40»), построена на верфях «Abeking & Rasmussen», «Schlichting-Werft» и принятая в строй в 1938-1939 гг. В период войны 10 катеров погибло, 2 катера по репарациям было передано СССР и 1 Великобритании, остальные списаны в 1945-1946 гг. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 110 т., полное — 126 т.; длина – 35,4 м.: ширина – 5,6 м.; осадка – 1,4 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 1,8 тыс. л.с.; максимальная скорость – 23,5 узл.; запас топлива – 10 т. соляра; дальность плавания – 1,1 тыс. миль; экипаж – 20 человек. Вооружение: 2х1 и 2х2 — 20-мм и 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 10 мин.

Серия 135-тонных катеров-тральщиков типа «R» состояла из 89 единиц («R-41» — «R-129»), построена на верфях «Abeking & Rasmussen», «Schlichting-Werft» и принятая в строй в 1940-1943 гг. В период войны 48 катеров погибло, 19 катеров по репарациям было передано США, 12 — СССР и 6 Великобритании. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 125 т., полное — 135 т.; длина – 36,8 – 37,8 м.: ширина – 5,8 м.; осадка – 1,4 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 1,8 тыс. л.с.; максимальная скорость – 20 узл.; запас топлива – 11 т. соляра; дальность плавания – 900 миль; экипаж –30 — 38 человек. Вооружение: 1-3х1 и 1-2х2 — 20-мм и 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 10 мин.

Серия 155-тонных катеров-тральщиков типа «R» состояла из 21 единицы («R-130» — «R-150»), построена на верфях «Abeking & Rasmussen», «Schlichting-Werft» и принятая в строй в 1943-1945 гг. В период войны 4 катера погибло, 14 катеров по репарациям было передано США, 1 — СССР и 2 Великобритании. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 150 т., полное — 155 т.; длина – 36,8 – 41 м.: ширина – 5,8 м.; осадка – 1,6 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 1,8 тыс. л.с.; максимальная скорость – 19 узл.; запас топлива – 11 т. соляра; дальность плавания – 900 миль; экипаж –41 человек. Вооружение: 2х1 и 2х2 — 20-мм и 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 1х1 – 86-мм реактивный миномет.

Серия 126-тонных катеров-тральщиков типа «R» состояла из 67 единицы («R-151» — «R-217»), построена на верфях «Abeking & Rasmussen», «Schlichting-Werft» и принятая в строй в 1940-1943 гг. 49 катеров погибло, остальные переданы по репарациям Дании. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 110 т., полное – 126 — 128 т.; длина – 34,4 – 36,2 м.: ширина – 5,6 м.; осадка – 1,5 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 1,8 тыс. л.с.; максимальная скорость – 23,5 узл.; запас топлива – 10 т. соляра; дальность плавания – 1,1 тыс. миль; экипаж – 29 — 31 человек. Вооружение: 2х1 — 20-мм и 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 10 мин.

Серия 148-тонных катеров-тральщиков типа «R» состояла из 73 единиц («R-218» — «R-290»), построена на верфи «Burmester» и принятая в строй в 1943-1945 гг. 20 катеров погибло, 12 по репарациям передано СССР, 9 — Дании, 8 — Нидерландам, 6 — США. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 140 т., полное – 148 т.; длина – 39,2 м.: ширина – 5,7 м.; осадка – 1,5 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 2,5 тыс. л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; запас топлива – 15 т. соляра; дальность плавания – 1 тыс. миль; экипаж – 29 — 40 человек. Вооружение: 3х2 — 20-мм и 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 12 мин.

Серия 184-тонных катеров-тральщиков типа «R» состояла из 12 единиц («R-301» — «R-312»), построена на верфи «Abeking & Rasmussen» и принятая в строй в 1943-1944 гг. В период войны 4 катера погибло, 8 катеров по репарациям передано СССР. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 175 т., полное – 184 т.; длина – 41 м.: ширина – 6 м.; осадка – 1,8 м.; силовая установка – 3 дизельных двигателя, мощность – 3,8 тыс. л.с.; максимальная скорость – 25 узл.; запас топлива – 15,8 т. соляра; дальность плавания – 716 миль; экипаж – 38 — 42 человек. Вооружение: 3х2 — 20-мм и 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 1х1- 86-мм реактивный миномет; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата; 16 мин.

Серия 150-тонных катеров-тральщиков типа «R» состояла из 24 единиц («R-401» — «R-424»), построена на верфи «Abeking & Rasmussen» и принятая в строй в 1944-1945 гг. В период войны 1 катер погиб, 7 катеров по репарациям передано США, 15 – СССР, 1 – Нидерландам. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 140 т., полное – 150 т.; длина – 39,4 м.: ширина – 5,7 м.; осадка – 1,5 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 2,8 тыс. л.с.; максимальная скорость – 25 узл.; запас топлива – 15 т. соляра; дальность плавания – 1 тыс. миль; экипаж – 33 — 37 человек. Вооружение: 3х2 — 20-мм и 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 2х1- 86-мм реактивных миномета; 12 мин.