Броненосные крейсера типа принц адальберт. Броненосные крейсера типа «Принц Адальберт

Обозначение НАТО: BEAGLE

Работу над созданием Ил-28 С.В.Ильюшин начал после завершения работ по Ил-22/Ил-24 в инициативном порядке в то время, когда КБ А.Н.Туполева строило фронтовой бомбардировщик (позже названный Ту-14), по официальному заданию ВВС. Сравнительный анализ различных вариантов оборонительного вооружения бомбардировщиков показал, что с помощью одной только кормовой пушечной установки в сочетании с соответствующим маневром самолета можно эффективно отражать атаки современных истребителей со стороны задней полусферы и обеспечить надежную защиту машины. Создание первой в СССР двухпушечной электрогидравлической кормовой установки Ил-К6 и определило основные компоновочные особенности Ил-28.

Она воплотила в себе положительные черты КУ-З и КУ-4 и была лишена их недостатков. Установка Ил-К6 имела углы обстрела по 70° вправо-влево, 40° вниз и 60° вверх. На нормальном режиме работы привода оружие перемещалось со скоростью 15-17° в секунду, а на форсированном режиме - со скоростью до 36° в секунду. Мощность привода Ил-К6 обеспечивала ее эффективное использование при скорости полета более 1000 км/ч. Отличавшаяся большой боевой эффективностью Ил-К6 имела сравнительно небольшую массу (340 кг) и максимальный внешний момент 170 кгм. По сравнению с нею кормовые установки бомбардировщиков Б-29 и Ту-4 обладали значительно меньшими углами обстрела (по 30° вправо и влево, по 30° вверх и вниз), их максимальный внешний момент был равен 50 кгм, и при этом масса превышала массу башни Ил-К6 почти на 50 кг. В последующем башня Ил-К6 устанавливалась и на других отечественных самолетах.

Принятая схема оборонительного вооружения и состав экипажа позволили резко уменьшить геометрические размеры Ил-28 по сравнению с Ил-22: новый самолет стал почти на 3,5 м короче, а площадь его крыла уменьшилась на 13,7 кв.м. Соответственно уменьшилась и масса планера, что позволило применить силовую установку из двух ТРД "Rolls Royse Nene". От ТР-1 они отличались прежде всего высокой надежностью и на 25-30% меньшим удельным расходом топлива, однако имели и существенный недостаток - больший мидель. Последнее обстоятельство, а также стремление проектировщиков максимально удалить воздухозаборники двигателей от поверхности земли для предотвращения засасывания посторонних предметов с грунтовых ВПП привели к отказу от пилонного размещения двигателей и к установке их в мотогондолах, плотно прижатых к нижней поверхности крыла. Для получения необходимой центровки двигатели компоновались в передних частях мотогондол. Большой диаметр центробежного компрессора и сравнительно малый диаметр выхлопного сопла этого ТРД позволили относительно легко решить и другую, весьма важную для фронтового бомбардировщика проблему, связанную с обеспечением широкой колеи шасси и уборки главных стоек с большими колесами. Крепившиеся к силовому шпангоуту мотогондол стойки с помощью простейшего механизма, впервые примененного еще на штурмовике Ил-10, в процессе уборки поворачивались на 90°, и колеса укладывались плашмя в пространство позади компрессора под выхлопной трубой.

Экипаж размещался в герметизированных кабинах, причем летчик и штурман для аварийного покидания машины могли воспользоваться катапультируемыми вверх креслами. Шасси самолета было оптимизировано для использования на грунтовых ВПП. Для сокращения разбега конструкторы предусмотрели возможность применения двух твердотопливных ускорителей ПСР-1500-15 тягой по 1600 кгс и временем действия 13 с, сбрасываемых после отрыва самолета от земли. Ил-28 оснащался наиболее эффективной на то время воздушно-тепловой ПОС и новейшим комплектом аэронавигационного и радиотехнического оборудования: автопилота АП-5, радиокомпаса АРК-5, радиовысотомеров больших и малых высот, систем "слепого" захода на посадку ОСП-48, а затем СП-50, ответчика госопознавания, командной и связной радиостанций.

Эскизный проект Ил-28 Ильюшин утвердил 12 января 1948 г., а уже 8 июля 1948 г. летчик-испытатель В.К.Коккинаки поднял в первый полет Ил-28, оснащенный двумя ТРД "Rolls Royse Nene". 30 декабря 1948 г. начались заводские испытания Ил-28 с серийными отечественными двигателями РД-45Ф - лицензионным вариантом английского двигателя. Но решение судьбы самолета затянулось до 14 мая 1949 г., когда было принято решение Совета Министров об увеличении скорости полета Ил-28 до 900 км/ч за счет установки более мощных двигателей ВК-1 со взлетной тягой по 2700 кгс. Уже через три месяца, 8 августа 1949 г. впервые поднялся в воздух Ил-28 с двигателями ВК-1. Всего за шесть лет серийного производства в СССР (1949-1955 гг.) было построено 6316 Ил-28 различных модификаций на трех крупнейших авиазаводах: №30 в Москве (головной), №64 в Воронеже и №166 в Омске.

Одновременно с Ил-28 проходили испытания опытные фронтовые бомбардировщики "73" и "78". По свидетельству ветеранов ОКБ, А.Н.Туполев, увидев в первый раз на стоянке Ил-28, спросил работавших на самолете специалистов: "А это чей незаконнорожденный ребенок?" Затем внимательно осмотрел машину, ознакомился с ее данными и после долго выговаривал что-то своим сотрудникам. Действительно, стремление создателей "73" и "78" сохранить на этих самолетах схему оборонительного вооружения поршневого Ту-2 привело к неоправданному увеличению числа подвижных огневых точек и, соответственно, к увеличению экипажа, размеров самолета, возрастанию его массы, усложнению силовой установки. Впоследствии эти машины были модифицированы в "81" с одной кормовой пушечной установкой и основным экипажем из трех человек.

Ил-28 нашли широкое распространение за пределами СССР. Они состояли или состоят до ныне на вооружении ВВС или ВМС Алжира, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Египта, Индонезии, Ирака, Йемена, Китая, КНДР, Марокко, Нигерии, Польши, Румынии, Сирии, Сомали, Финляндии, Чехословакии. Самолеты строились серийно в Китайской Народной Республике и Чехословакии (под обозначением B-228). В 50-х гг. значительное количество Ил-28 было поставлено Китаю, в том числе и торпедоносцы, вооруженные торпедой РАТ-52. После ухудшения отношений между СССР и КНР на авиазаводе в Харбине был организован ремонт Ил-28, а также изготовление запасных частей для них. С 1964 г. там началось освоение серийного производства бомбардировщика, получившего в ВВС Китая обозначение H-5 (Харбин-5). Первая серийная машина поднялась в воздух в апреле 1967 г. В сентябре того же года был создан вариант H-5 - носитель тактического ядерного оружия. Первое его испытание со сбросом ядерной бомбы состоялось 27 декабря 1968 г. Было освоено серийное производство также учебной и фоторазведывательной (HZ-5) модификаций H-5. Китай был второй после СССР державой по численности парка Ил-28. Все варианты самолета состоят на вооружении КНР и в настоящее время. Китай активно экспортировал H-5 в другие страны.

Ведущим инженером по испытаниям Ил-28 был В.Н.Бугайский, впоследствии Главный конструктор авиационного ракетного вооружения. С участия в разработке рабочих чертежей самолета началась карьера Г.В.Новожилова, нынешнего Генерального конструктора АК им. С.В.Ильюшина. За создание Ил-28 С.В.Ильюшину и группе конструкторов ОКБ была присуждена Сталинская премия.

Кодовое обозначение НАТО - Beagle (Гончая).

Модификации самолета

Ил-28У: Учебно-тренировочный вариант бомбардировщика. Его эскизный проект был утвержден Ильюшиным 14 октября 1949 г., а всего через пять месяцев, 18 марта 1950 г., В.К.Коккинаки поднял самолет в воздух. На Ил-28У кабина летчика-инструктора была организована на месте кабины штурмана. Летчики полка под командованием Героя Советского Союза подполковника А.А.Анпилова меньше чем за месяц на Ил-28У освоили самолеты и 1 мая 1950 года боевые Ил-28 впервые приняли участие в воздушном параде над Красной площадью в Москве. Сам же Ил-28У впервые "засветился" на праздновании Дня авиации в Тушино в 1951 году. Самолет был принят на вооружение советских ВВС и строился серийно на заводе №30 в Москве. Кодовое обозначение НАТО - Mascot (Талисман).

Ил-28Р: Самолет-разведчик, предназначенный для выполнения тактической и оперативной воздушной разведки в интересах фронтов, флотов и воздушных армий. Первое испытание этого самолета выполнил В.К.Коккинаки 19 апреля 1950 г. Зводские испытания были закончены в конце июня 1950 г., и после успешного завершения государственных испытаний самолет был принят на вооружение ВВС. Его серийное производство сначала было развернуто на заводе №30 в Москве, но с 1953 г. их стал строить завод №39 в Иркутске, до этого выпускавший торпедоносцы Ту-14.

Оборудование дневного фотографирования состояло из трех аэрофотоаппаратов АФА-33 с фокусным расстоянием 100, 75, 20 см и одного АФА-РБ для маршрутной, плановой и перспективной съемок. Ночное фотографирование обеспечивалось двумя аэрофотоаппаратами НАФА-3с и комплектом осветительных бомб, в который могли входить ФОТАБ-100-60, ФОТАБ-50-35, САБ-100-55 и САБ-100-35. Аппаратура размещалась в бомбоотсеке в автоматической качающейся установке АКАФУ и специальном фотоотсеке в хвостовой части фюзеляжа. Контейнеры аэрофотоаппаратов обогревались теплым воздухом, отбираемым из системы обогрева и наддува кабины экипажа.

В связи с возросшей до 22720 кг максимальной взлетной массой размер колес основных опор был увеличен. Вместо устанавливавшейся на серийных бомбардировщиках воздушной системы уборки и выпуска шасси на Ил-28Р применялась гидравлическая система, позволившая резко сократить время этой операции - до 8 с. Была предусмотрена система раскрутки колес основных опор в воздухе перед посадкой. Из двух носовых пушек была оставлена одна по левому борту. При выполнении полетов над морем в средней части фюзеляжа Ил-28Р могла размещаться спасательная лодка ЛАС-3, управление выбрасыванием которой осуществлялось из кабин пилота или кормового стрелка.

Дальнейшим развитием Ил-28Р стали самолеты радиотехнической разведки, на которых аэрофотоаппараты были заменены специальным радиооборудованием. Отличительной чертой этих машин являлись обтекатели антенн под центральной частью фюзеляжа.

Развитие средств радиолокационного обнаружения потребовало включения в боевые порядки бомбардировщиков самолетов РЭБ. На базе Ил-28 такие машины создавались путем установки в бомбоотсеке аппаратуры для рассеивания дипольных отражателей или постановки активных радиопомех. Доработка самолетов проводилась на ремзаводах.

Ил-28Т: Торпедоносец. В 1950-51 гг. в ОКБ был спроектирован, построен и испытан опытный торпедоносец Ил-28Т. Его основное отличие от бомбардировщика заключалось в увеличении длины бомбоотсека с 4270 мм до 6430 мм, в котором теперь могли подвешивать серийные торпеды и мины: по одной торпеде типов 45-36АНУ, 45-36АВ, TAС, PAT; по одной мине типов "Серпей", АМД-1000 и др. Прицеливание при низком торпедометании осуществлялось с помощью прицела ПТН-45, нижняя часть которого выходила за контур фюзеляжа и закрывалась сферическим обтекателем. При незначительном переоборудовании Ил-28Т мог быть использован как бомбардировщик с бомбовой нагрузкой как у серийной машины. Увеличение длины бомбоотсека и размещение в фюзеляже спасательной лодки ЛАС-3 определили уменьшение емкости внутренних топливных баков, и для сохранения прежней дальности полета Ил-28Т оснастили ПТБ на законцовках крыла. Ил-28Т успешно прошел заводские и государственные испытания, но серийно не строился. Причина - слишком затянулась доводка торпеды 45-36МАН, которая была принята на вооружение только в 1956 г. под обозначением 45-56НТ. Кроме того, даже новые габариты бомбоотсека Ил-28Т не позволяли увеличить на нем количество торпед РАТ-52 на внутренней подвеске.

Было принято решение оборудовать Ил-28 морской авиации наружными балочными держателями БД-4 по бортам фюзеляжа. С ними Ил-28 (также получивший индекс "Т") мог нести уже три торпеды РАТ-52: одну на внутренней подвеске и две снаружи. При использовании парогазовых торпед самолет мог нести две торпеды типа 45-56НТ на наружной подвеске. На наружных держателях можно было подвешивать мины АМД-500. Испытания самолета закончились только в 1955 г. Предполагалось переоборудовать в этот вариант некоторое количество Ил-28 морской авиации, но это не было сделано - торпедоносные варианты Ил-28 со второй половины 50-х гг. уже перестали удовлетворять требованиям флота, и в 1956 г. было принято решение о перевооружении минно-торпедной авиации на Ту-16.

Ил-28ПЛ: Когда служба Ил-28 в морской авиации близилась к закату, на Балтфлоте самолеты 769-го минно-торпедного полка (МТАП) переоборудовали под противолодочную торпеду AT-1. Машины получили обозначение Ил-28ПЛ. Удачной переделку признать было нельзя, так как продолжительность полета самолета оказалась совершенно не достаточной для противолодочной борьбы. Предполагалось, что эти самолеты будут действовать по вызову. Рассматривалось предложение об аналогичной модернизации самолетов еще двух балтийских полков, однако этого не случилось.

Ил-28Ш: Штурмовик. Сравнительно небольшая боевая нагрузка истребителей-бомбардировщиков того времени заставила военных специалистов обратиться к идее самолета-штурмовика на базе Ил-28. Было принято решение размещать оружие на пилонах под крылом даже в ущерб летным данным. Весной 1967 г., еще до знаменитой "шестидневной войны" на Ближнем Востоке, были составлены ТТТ к такому варианту Ил-28. В соответствии с ними модифицированный самолет должен был иметь в среднем такую же глубину боевых действий, как и Су-7, но превосходить его по количеству средств поражения в 2-3 раза.

Ил-28, оборудованный подкрыльевыми пилонами для подвески разнообразного вооружения, предназначался для действий с малых высот по скоплениям живой силы и техники противника, а также по одиночным малоразмерным целям типа ракетных установок, танков и т.д. Под крылом этого самолета устанавливали 12 пилонов (по 6 под каждой консолью), на которых могли подвешиваться: 12 блоков УБ-16-57, или 6 тяжелых НАР С-24, или подвесные пушечные гондолы, или кассетное оружие, а также авиабомбы.

Государственные испытания этого варианта, иногда обозначаемого как Ил-28Ш, были начаты осенью 1967 г. По оценке испытателей, самолет мог быть рекомендован для штурмовых действий с малых и предельно малых высот. Несмотря на сравнительно близкую установку пилонов с обеих сторон воздухозаборников двигателей, залповая стрельба 192-мя НАР С-5 или шестью С-24 на всех проверенных в испытаниях режимах полета на работу силовой установки влияния не оказывала. (Надо заметить, что пуск С-24 с МиГ-27 и Су-25 вызывал неустойчивость работы их двигателей с осевыми компрессорами вплоть до остановки, что в свое время ограничивало боевые возможности этих самолетов).

Достоинством самолета являлись хороший обзор из кабин членов экипажа и возможность боевой работы с грунтовых аэродромов. Скорость Ил-28Ш до высоты 200 м ограничивалась 660 км/ч, расход топлива в полете у земли увеличивался на 30-50%. Тактический радиус действия с нагрузкой из двенадцати УБ-16 составлял 295 км. Подготовка самолета к боевому вылету не превышала 4-х ч. Однако из-за недостаточной бронезащиты экипажа и жизненно важных систем, а также ввиду того, что штатные средства спасения не обеспечивали аварийного покидания машины на предельно малых высотах, было признано, что самолет не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к штурмовику, и работы по нему в ОКБ прекратили.

Ил-28ЛЛ: Летающая лаборатория. В 1952 г. при завершении создания РЛС "Сокол" (разрабатывалась в НИИ-17, главные конструкторы А.Б.Слепушкин и Г.М.Кунявский), предназначенной для перспективных двухместных истребителей-перехватчиков Як-120 (в серии Як-25, в дальнейшем был оснащен РЛС "Сокол", получившей обозначение РП-6) и Ла-200, возникла необходимость ее отработки на реальном самолете. Пока Ла-200 дорабатывался под размещение станции, превращаясь таким образом в Ла-200Б, С.А.Лавочкин предложил продолжить доводки "Сокола" в нормальной компоновке на машине среднего класса. Выбор пал на отвечавший всем требованиям Ил-28. Для размещения станции и оператора у самолета была отрезана носовая часть по кабину штурмана. Конструкцию носовой части пришлось усилить, т.к. на изрядном плече предстояло навесить станцию, весившую без малого полтонны.

На специально оборудованных "двадцать восьмых" проводили обширные исследования по отработке комплекса оборудования и снаряжения для первого полета человека в космос. В частности, на Ил-28У были проведены летные испытания и отработка катапультного устройства и системы спасения летчика-космонавта космического корабля "Восток".

Ил-28ЗА: Зондировщик атмосферы. Модификация Ил-28 для проведения метеорологических исследований в атмосфере.

Ил-28П: Почтовый. В СССР часть Ил-28 была подготовлена для нужд ГВФ. На них демонтировалось вооружение и прицельное оборудование за исключением ПСБН. Самолеты имели обозначение Ил-20 или Ил-28П. На них проводилась подготовка летного, технического состава и обслуживающего персонала различных наземных служб для эксплуатации реактивных самолетов, а с конца 1954 г. экипажи Аэрофлота приступили к регулярной перевозке на этих машинах почты и грузов.

Ил-28С: Продолжая работы по совершенствованию Ил-28, в ОКБ разработали проект оснащения его новыми двигателями ВК-5 и стреловидным крылом. Однако проработки показали, что он не имеет решающих летно-тактических преимуществ перед серийным бомбардировщиком Ил-28, и эти работы были прекращены. Правильность такого решения подтверждалась летными испытаниями ряда опытных фронтовых бомбардировщиков со стреловидным крылом, которые также не смогли показать существенного преимущества в летно-технических данных перед Ил-28 (например, "82").

Ил-28А: Носитель ядерного оружия. При проектировании Ил-28 не предполагалось, что в его арсенале будет атомная бомба. Однако нарастание противостояния между двумя общественно-политическими системами потребовало придания машине такой возможности. Решить задачу позволило быстрое совершенствование советского ядерного оружия, в результате чего появились боеприпасы с относительно небольшой, массой. Доработка Ил-28 заключалась в оснащении бомбоотсека системой обогрева, установке на борту необходимого спецоборудования и светозащитных шторок в кабинах экипажа. В остальном конструкция самолета осталась без изменений.

Ил-28 - буксировщик мишеней: Специальное буксировочное устройство с лебедкой в бомбоотсеке и направляющая в виде штанги под кабиной кормового стрелка позволяли на тросе длиной от 5 до 2500 м буксировать специальные планеры-мишени типа ПМ-3Ж и 7БМ-2М, по которым тренировались в стрельбе как летчики пушечных истребителей, так и расчеты зенитных артиллерийских орудий. Продолжительность полета самолета-буксировщика с планером-мишенью составляла 2,5 ч. Одновременно под крылом этих машин могли подвешивать пикирующие мишени, которые снабжались дымовыми трассерами и спасательными парашютами.

Ил-28М: Беспилотная мишень. В 1955 г. ОКБ Лавочкина приступило к проектированию зенитной ракеты "400", которая должна была обеспечить ПВО крупных индустриальных центров. Для отработки прицельных систем ракеты было принято решение о создании на базе Ил-28 беспилотной летающей мишени. В 1955-56 гг. на самолете отработали систему, обеспечивающую беспилотное выполнение взлета, набора высоты, горизонтального полета, некоторых маневров в воздухе и посадки на заданном аэродроме. Впоследствии эти мишени широко использовались для подобного рода экспериментов.

Ил-28 на гусеничном шасси: С целью расширения эксплуатационных возможностей бомбардировщика Ил-28 для него было спроектировано, построено и испытано в движении по земле специальное гусеничное шасси. Оснащенный им обычный серийный самолет показал значительное улучшение проходимости на аэродромах с мягким, мокрым, покрытым водой, тающим снегом или грязью грунтом. Однако из-за сложности конструкции и большой массы такое шасси не нашло применения, а опытный самолет долгое время служил учебным пособием в одной из лабораторий МАИ.


Основные тактико-технические характеристики самолета Ил-28:

Год принятия на вооружение - 1949

Размах крыльев - 21,45 м

Длина фюзеляжа - 17,65 м

Высота - 6,7 м

Площадь крыла - 60,8 кв.м

Тип двигателя - 2 х ВК-1(А)

Тяга двигателя - 2 х 2700 кгс

Масса пустого самолета - 12890 кг

Масса нормальная взлетная - 18400 кг

Масса перегрузочная взлетная - 23200 кг

Максимальная скорость - 906 км/ч

Крейсерская скорость - 700 км/ч

Практический потолок - 12500 м

Дальность полета - 2400 км

Разбег - 875-965 м

Пробег - 960-1170 м

Вооружение: для стрельбы вперед две пушки НР-23 по бортам внизу носовой части фюзеляжа (2 х 100 патронов); кормовая установка Ил-К6 с двумя пушками НР-23 (2 х 225 патронов); бомбовая нагрузка на внутренней подвеске: нормальная - 1000 кг, максимальная - 3000 кг. Варианты подвески бомб: 12 х ФАБ-100, 8 х ФАБ-250, 4 х ФАБ-500, 1 х ФАБ-1500, 1 х ФАБ-3000.

Экипаж: 3 чел.: пилот, штурман-оператор и кормовой стрелок-радист.


Общие характеристики Длина (м): 126,6 Ширина (м): 19,6 Водоизмещение (тонн): 10030 Скорость (узлов): 20 Запас хода (миль): 6750 Осадка (м): 7,8 Экипаж: 586 Вооружениe Орудия: 4 210 мм
10 150 мм
12 88 мм
37 мм Торпедные аппараты: 4 457 мм

Получив определенный опыт, немецкие кораблестроители далее заложили сразу два броненосных крейсера типа "Принц Адальберт", пополнившие флот в 1903-1904 годах. В отличие от предшественника крейсера Принц Генрих , они несли основное вооружение из комбинации 210 и 150-мм орудий. Прочие характеристики изменились незначительно, за исключением выросшей дальности плавания.

Крейсера типа "Принц Адальберт" больше известны своим невезением. Перефразировав песню из к/ф «Бриллиантовая рука» можно пропеть:

Как бы они не плыли – всю у них не так,

Видно в понедельник их мама родила.

Фридрих Карл1903 /1914

Построен на судоверфи "Блом и Фосс" в Гамбурге. Заложен в августе 1901 года, спущен на воду 21 июня 1902 года и 12 декабря 1903 года вступил в строй. Находился в резерве до 1908 года. До 1914 года использовался для подготовки торпедистов. С началом первой мировой войны был возвращен в действующий флот.

17 ноября 1914 года в 30 милях западнее Мемеля "Фридрих Карл" подорвался на русской мине. Командир корабля счел, что атакован английской подлодкой и приказал уходить полным ходом на запад во избежание второй торпеды. Через 11 минут "Фридрих Карл" вторично подорвался на мине. После 5 часов борьбы за живучесть корабля команда покинула крейсер, снятая крейсером "Аугсбург", успевшим подойти к месту катастрофы. При взрыве погибли 8 человек.

Принц Адальберт1904 /1915

Построен на судоверфи "Кайзерлих Верфт" в Киле. Заложен в апреле 1900 года, спущен на воду 22 июня 1901 года и 12 января 1904 года вступил в строй. До 1914 года использовался в качестве учебного корабля. С началом первой мировой войны крейсер вошел в состав IV (с 25 августа III) разведывательной группы.

“Несчастливый 1915” год начался для крейсера 22 января, когда командование направило "Принц Адальберт", в сопровождении эсминцев, для артиллерийского обстрела Либавы. Маршрут наметили, предполагая провести крейсер наиболее безопасным от мин фарватером, ранее проверенным подводной лодкой U-25. Чтобы облегчить ориентировку при подходе к Стейнорту, для определения места поворота на 20-и метровой глубине, вперед был выслан миноносец G-132.

На крейсере, следуя за тралящими миноносцами, 23 января в 4ч 13мин заметили силуэт небольшого судна без огней, которое было принято за русский дозорный корабль. "Принц Адальберт" резко изменил курс на сближение с противником. На самом деле силуэт оказался миноносцем G-132. Пройдя несколько минут новым курсом, крейсер ударился несколько раз подводной частью о грунт, а затем остановился на мелководье вблизи берега.

Попытки снять корабль с мели работой машин на полный назад и буксировкой за корму миноносцами результатов не дали.

Помогла идея приподнять носовую часть крейсера волной от проходящих мимо него самым полным ходом миноносцев, одновременно работая машинами аварийного корабля. При выполнении этого маневра крейсер быстро сошел с камней.

Операцию по обстрелу Либавы отменили. Крейсер, со средней скоростью 5 узлов, отправился в Свинемюнде для ремонта в доке. Вечером 25 января "Принц Адальберт" прибыл к месту ремонта.

2 июля 1915 года в 13ч 57мин в 6 милях от Рикогефта командир “Принца Адальберта” заметил справа на расстоянии 400м пузырь воздуха, поднявшийся на поверхность и следы двух торпед (выпущенных с английской лодки Е-9). Не прошло и 20 секунд, как одна из торпед попала в корабль, не смотря на то, что командир дал самый полный ход вперед. Произошел сильный взрыв под мостиком.

От пробоины, диаметром 2 метра, заполнились водой первая кочегарка, отделение бортовых торпедных аппаратов, один погреб с боезапасом и центральный пост.

К 21 часу крейсер принял 2000т воды, что составляло 22,22% его водоизмещения.

Для понижения давления воды на переборки корабль прошел к месту ремонта 240миль со скоростью 6 узлов задним ходом! Ремонт был закончен 10 сентября 1915 года

23 октября 1915 года командир действовавшей на Балтике английской подлодки Е-8 капитан-лейтенант Гудхард обнаружил "Принц Адальберт" в сопровождении двух эсминцев идущим по створу либавских маяков между двумя полосами немецких минных заграждений. Пропустив эсминцы, Гудхард дал залп с 5 кабельтовых. Торпеда попала в район носовых артиллерийских погребов. Взрыв был такой силы, что сама Е–8, потеряв управление, оказалась вышвырнутой на поверхность из–под воды. К счастью, на миноносцах в этот момент все резко повернули головы к тому месту, где только что был крейсер. Из его экипажа спасли всего трех моряков. Погибли 672. С начала Первой мировой немецкий флот не нес таких потерь на Балтике. Капитан-лейтенант Гудхард за эту атаку был награжден орденом Св. Георгия IV степени.


21 Kb 22 Kb
32 Kb
42 Kb 54 Kb
137 Kb
272 Kb

Во время Первой мировой войны самой почетной военной награды Российской Империи - ордена святого Георгия удостаивались не только русские герои, но и офицеры союзнических держав. Среди них можно отметить английского морского офицера Макса Кеннеди Хортона, удостоенного по личному распоряжению Императора Николая II орден Святого Георгия 4-й степени.

Журнал «Природа и люди» так писал об этом необычном случае: «В газетах официально сообщается, что комендор английского флота Макс Кеннеди Хортон награжден за свои подвиги орденом св. Георгия 4-й степени. Этот офицер является одним из национальных героев Англии и до сих пор известен своими подвигами на Северном море, когда он, командуя подводной лодкой Е9, потопил 30-го августа германский легкий крейсер "Гела", а 23-го сентября истребитель миноносцев Ѕ126, и его имя находится в числе четырех наиболее отличившихся офицеров английского подводного флота... (...) Комендор Хортон является первым английским морским офицером, получившим Георгиевский крест во время этой войны и до сих пор за время существования этого ордена его получили только английские адмиралы Кондрингтон за сражение при Наварине 1827 года (2-й степени) и Стопфорд, тоже 2-й степени в 1840 году. Но, в виду совместной работы во время этой войны русского и английского флотов, надо надеяться, что комендор Хортон не будет единственным офицером британского флота, который заслужит нашу высшую боевую награду».

За какой же и именно подвиг российский Император удостоил британского офицера столь высокой награды?

Макс Кеннеди Хортон встретил Первую мировую войну командиром подводной лодки E9 в звании лейтенант-коммандера. Уже 13 сентября 1914 года он обнаружил и потопил в Северном море у острова Гельголанд германский патрульный крейсер «Хела». А через две недели британский подводник отправил на дно эсминец S116. За эти победы он был награжден орденом «За выдающиеся заслуги». 31 декабря 1914 Хортон, ставший к тому времени уже легендарной личностью, был произведен в коммандеры и в числе 3-х других британских подводных лодок направлен на Балтику, куда благополучно прибыл, прорвав оборону Датских проливов.

С января 1915 года началась его служба на Балтике, где возглавляемая им подводная лодка Е9 успешно действовала против транспортов, перевозящих железную руду, а также против германских боевых кораблей. Уже в марте 1915 года Хортон был награжден орденом св. Анны 2-й степени с мечами, а в ноябре того же года английскому подводнику был Высочайше пожалован орден св. Георгия 4-й степени. Эта высокая награда была пожалована Максу Хортону за то, что его подводная лодка повредила германский броненосный крейсер «Принц Адальберт».


Произошло это событие 100 лет назад ‒ 2 июля 1915 года . В этот день эскадра русского Балтийского флота дала бой группе немецких кораблей у острова Готланд . Командир германской эскадры контр-адмирал Гопман, узнав о нападении русских крейсеров на отряд немецких кораблей, возвращавшихся после установки мин, отдал приказ идти ему на помощь. Около полудня он вышел в море с броненосными крейсерами «Принц Адальберт», «Принц Генрих» и эсминцами S-138, S-139. Однако выход немецких кораблей был замечен британской подводной лодкой под командованием Макса Хортона. Хортон начал немедленно маневрировать, чтобы выйти в атаку. Море было тихим, и противник легко мог обнаружить перископ. Но британскому подводнику удалось приблизиться на расстояние 400 ярдов и выпустить 2 торпеды из носовых аппаратов. Первая торпеда взорвалась под первой трубой головного крейсера ‒ столб дыма и обломков взлетел выше мачт. Затем прогремел второй взрыв... Взрыв первой торпеды привел к затоплению носовой кочегарки и еще нескольких отсеков крейсера. Из строя вышли приборы управления огнем, заклинило руль, и немцам пришлось перейти на ручное управление. Вторая торпеда пошла слишком глубоко и взорвалась, врезавшись в морское дно, при этом сильно встряхнув крейсер. Поврежденный немецкий корабль был вынужден вернуться в Данциг. Тем временем, немецкие эсминцы несколько часов гонялись за британской подводной лодкой, но обнаружить ее так и не смогли.

Крейсер «Принц Адальберт» пришлось ремонтировать, но дни его, как оказалось, были сочтены. Когда осенью 1915 года германский крейсер снова вступил в строй, его обнаружил другой британский подводник ‒ лейтенант-коммандер Гудхарт и утопил его единственной торпедой. Из экипажа крейсера в 675 человек спаслись лишь трое моряков. С начала Первой мировой германский флот не нес таких потерь на Балтике. Капитан-лейтенант Гудхард за эту атаку также был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.


Но вернемся к Максу Кеннеди Хортону. Этот английский офицер получил еще немало наград. Первую мировую войну он закончил на Северном море. В послевоенное время Хортон поочередно командовал крейсером, линкором, служил помощником директора Адмиралтейства по мобилизации. В 1932 году Хортон был уже контр-адмиралом, затем командовал эскадрой. Вторую мировую войну он встретил в звании вице-адмирала и был назначен командующим Северного патруля. С 1940 года Хортон возглавлял подводный флот Британии, получив в 1941 году звание адмирала. В 1942 году, полагая, что лучше всех бороться с немецкими подводными лодками может только подводник, правительство Британии назначило Хортона главнокомандующим Западными подходами. В 1945 году легендарный английский подводник по собственному желанию вышел в отставку. Скончался герой двух мировых войн 30 июля 1951 года.

Подготовил Андрей Иванов , доктор исторических наук

Prinz Adalbert ) - боевые корабли германского императорского флота времён Первой мировой войны . Стали усовершенствованной версией крейсера «Принц Генрих ». Внешне напоминали «Якумо » - японский крейсер Германской постройки. Проект получил развитие в типе «Йорк ».

Башни главного калибра: вертикальная 150 мм, крыша 30 мм. Башни среднего калибра имели стены толщиной 100 мм.

Носовая боевая рубка: стены 150 мм, крыша 30 мм, кормовая соответственно 20 и 20 мм.

Толщина горизонтальной брони палубы в пределах цитадели 40 мм, скосы имели толщину 50 мм и примыкали к нижнему краю пояса . Вне цитадели палуба и скосы имели толщину 80 мм.

Вооружение корабля состояло из двух двухорудийных башенных артиллерийских установок 210-мм скорострельных орудий С/01 с длиной ствола 40 калибров, которые были установлены в носу и в корме в диаметральной плоскости. Угол вертикального наведения - 5° + 30°. Орудия имели наибольшую дальность прицельного выстрела 16 300 м, боезапас 340 снарядов .

К вспомогательной артиллерии относились 12 скорострельных орудий на центральном штыре С/01 с длиной ствола 35 калибров. Угол вертикального наведения 88-мм орудий равнялся - 5° + 25°, дальность прицельного выстрела 49,1 кабельтовых, боезапас составлял первоначально 3000 выстрелов, позднее 1800 .

Для вооружения десантных партий имелись 297 винтовок mod. 98 и револьверы mod. 79 . Традиционный для многих кораблей того времени недостаток: нижний ярус центрального каземата располагался слишком низко, его орудия заливались при умеренном волнении моря. Торпедное вооружение крейсеров состояло из четырёх подводных торпедных аппаратов калибра 450 мм: одного носового, двух бортовых и одного кормового с общим боекомплектом из 11 торпед .

Три 3-х цилиндровые паровые машины тройного расширения вращали три винта различного диаметра: средний трёхлопастной 4,5 м, два бортовых четырёхлопастных 4,8 метровых . Запас угля 1570 тонн. Проектная мощность силовой установки: 17 000 л. с. Пар вырабатывали 14 паровых котлов Дюрра (42 топки) с давлением 14,25 атм., расположенные в трёх котельных отделениях. Общая поверхность нагрева составляла 4600 м² . Каждое котельное отделение имело свою трубу .

23 октября 1915 года командир действовавшей на Балтике английской подлодки E-8 капитан-лейтенант Гудхард обнаружил «Принц Адальберт» в сопровождении двух эсминцев идущим по створу либавских маяков между двумя полосами немецких минных заграждений. Пропустив эсминцы, Гудхард дал залп с 5 кабельтовых . Торпеда попала в район носовых артиллерийских погребов. Взрыв был такой силы, что сама Е-8 , потеряв управление, оказалась вышвырнутой на поверхность из-под воды. К счастью, на миноносцах в этот момент все резко повернули головы к тому месту, где только что был крейсер. Из его экипажа спасли всего трех моряков. Погибли 672. С начала Первой мировой немецкий флот не нёс таких потерь на Балтике. Капитан-лейтенант Гудхард за эту атаку был награждён орденом Св. Георгия IV степени.

17 ноября 1914 года в 30 милях западнее Мемеля «Фридрих Карл» подорвался на русской мине. Командир корабля счёл, что атакован английской подлодкой и приказал уходить полным ходом на запад во избежание второй торпеды. Через 11 минут «Фридрих Карл» вторично подорвался на мине. После 5 часов борьбы за живучесть корабля команда покинула крейсер, снятая крейсером «Аугсбург», успевшим подойти к месту катастрофы. При взрыве погибли 8 человек.

1888 году состоялась коронация Вильгельма II, последнего императора Германии, претендовавшего очень на многое, ввергшего свою страну в самую кровопролитную за всю предыдущую историю Земли войну, закончившуюся катастрофой для его страны и для него самого. Новый император считал себя большим знатоком флота и даже сам составлял проекты боевых кораблей (пусть только эскизные). Неудивительно, что уже в первые годы правления он полностью перестроил организацию военно-морских сил, без особых потрясений просуществовавших 20 лет под эгидой сухопутных генералов.

Для руководства Вильгельм использовал старую, как мир, формулу: «разделяй и властвуй». Вместо единого морского ведомства появилось три могущественных органа: Верховное командование флота, Морское министерство и личный Морской кабинет кайзера. Руководители всех трех ведомств получили право непосредственного доклада императору. Несложно вообразить, какие это создало возможности для интриг и вражды адмиралов и чиновников.

Для того чтобы система могла не только заниматься интригами, но еще и эффективно функционировать, требовалась незаурядная личность. Это место в истории германского флота принадлежит адмиралу фон Тирпицу, хорошо понимавшему устремления своего правителя и сумевшему предложить средства для их осуществления. Однако до 1897 года, когда Тирпиц утвердился во главе Морского министерства, прошло почти 10 лет. Сам будущий создатель Флота Открытого моря назвал это десятилетие «потерянным». Действительно, германское кораблестроение в те годы еще не набрало той чудовищной скорости, которая, в конце концов, привела к противостоянию с Британией. Однако и потерянными назвать эти годы было бы не совсем корректно. Боевые суда, в том числе и крейсера, продолжали строиться, хотя и практически при отсутствии четко сформулированной концепции их использования.

Непосредственно перед пришествием Тирпица Морское министерство после шестилетнего перерыва «разродилось» серией крейсеров типа «Виктория Луизе». Да не просто серией, а самой крупной до тех пор среди всех кораблей данного типа в Германии - пять единиц.

Ни кайзер, ни его морской министр не любили и всячески критиковали эти корабли, отчасти из идеологических соображений, но, пожалуй, больше из ревности к предшествующим флотским заправилам.

В этих кораблях странным было все. Во-первых, скорость. Она не превышала 18,5 узла - на три узла меньше, чем у одинокой предшественницы - «Кайзерин Аугусты». Логично предположить, что довольно крупный (около 6,5 тыс.т) и притом тихоходный корабль должен бы быть сильно защищенным. Однако и защита оставляла желать лучшего. Она состояла только из броневой палубы со скосами, имевшими внушительную толщину (100 мм) лишь в районе механической установки. Немного удалось отличиться на вооружении: впервые немцы ввели на своих крейсерах 210-мм калибр, достаточно мощный для того, чтобы пробивать защиту все более распространявшихся броненосных крейсеров, притом еще и вполне скорострельный. (Немцы использовали клиновые затворы даже на орудиях крупного калибра.) В общем, получился своеобразный германский вариант английского «Эдгара», но менее скоростной и хуже бронированный. А заодно и опоздавший на шесть лет.

Неудачи не ограничивались «техническими» характеристиками. Хотя новые крейсера и предназначались для службы в колониях, а значит, в жарком климате, условия обитания на них, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Даже в европейском климате в каютах и на боевых постах люди страдали от слишком высокой температуры. Причина заключалась в неудачном расположении паропроводов. Устранить перегрев не удалось даже с помощью мощных вентиляторов. Для дальних плаваний не хватало запаса угля: даже при полной загрузке его следовало пополнять слишком часто. Наконец, даже чисто внешне «луизы» с их высоченным корпусом и обширными надстройками выглядели массивными и неповоротливыми. Конечно, ощущения здесь ни при чем, но большая площадь цели вряд ли улучшала боевые качества, повышая уязвимость. В общем, немцы получили довольно крупные, но отсталые бронепалубные крейсера, найти применение которым было непросто.

Для рейдеров - слишком медленные и с малой дальностью. Использование же их вместе с линейным флотом также не представляло особого смысла, поскольку они почти не имели запаса скорости даже по сравнению с современными им броненосцами.

Тем не менее вполне возможно, что при других условиях (например, в малой или даже большой войне почти с любым противником, кроме, разве что, Англии) пять крейсеров типа «Виктория Луизе», по крайней мере, на несколько лет могли стать основой крейсерских сил германского флота, и, вероятно, немцам не пришлось бы их стыдиться.

Аналогичные боевые единицы других стран прожили долгую жизнь, и многие из них приняли активное участие даже в Первой мировой войне. На долю же «луиз» выпала совсем иная судьба. Возглавивший морское министерство Тирпиц во всем предпочитал порядок, и «бесполезные» корабли вызывали у него острые приступы антипатии. Неудачники постоянно переводились из заморских владений на родину и обратно, и менее чем через десять лет после вступления в строй они были «приговорены» к обширному переоборудованию.

Работы преобразили даже внешний облик кораблей: толстая «боевая» передняя мачта уступила место современной тонкой, надстройки и мостики были переделаны. В результате замены котлов количество труб сократилось с трех до двух. По совершенно непонятным мотивам заодно сняли пару 150-мм орудий, заменив их на столько же 88-миллиметровок, которые в бою снижали роль крейсеров. Заодно увеличили запас угля. Но, самое любопытное: как только модернизация завершилась, многострадальные крейсера сразу же разжаловали до ранга учебных кораблей для морских кадетов и корабельных юнг. На том их карьера практически закончилась. Даже в 1914 году, когда разразилась мировая война и Германия начала испытывать острый недостаток в кораблях всех классов, «луиз» лишь ненадолго привлекли к береговой обороне. А в конце того же года вышел приказ об исключении четырех из них со службы. К 1916 году неудачников постепенно разоружали, и в небоеспособном состоянии они просуществовали до поражения империи, после чего крейсера тихонько разобрали на лом. Дольше всех просуществовал головной корабль серии.

В 1920 году состоялась перестройка «Виктории Луизе» в коммерческий пароход «Флора Зоммерфельд». На пароходе оставили только одну из трех машин, пар для которой вырабатывали четыре цилиндрических котла, снятые со старого линкора; 2000 л.с. хватило для того, чтобы развивать 12-узловой ход. В общем, переоборудование можно счесть за некоторый успех, если не принимать во внимание то, что грузовая вместимость 6,5-тысячетонного крейсера составила всего 3700 регистровых тонн. Неудивительно, что торговая карьера «Луизы» оказалась еще короче, чем боевая.

Явная неудача с бронепалубными «большими крейсерами» привела к резкому изменению политики развития этого класса кораблей. При этом процесс стал несколько напоминать бег зайца, запутывающего собственные следы. Сказывалось главное - отсутствие четкого понимания того, зачем все-таки Германии нужны эти самые «гроссе кройцер».

Следующий корабль - «Фюрст Бисмарк», стал первым немецким броненосным представителем крейсеров, одним из самых крупных и претенциозных. «Фюрст Бисмарк» имел почти вдвое большее водоизмещение по сравнению с «луизами», солидный по толщине (хотя и узкий) броневой пояс, выше которого располагался верхний, более тонкий (100-миллиметровый); главный калибр состоял из пары двухорудийных башен, также прилично защищенных. В общем, «Бисмарк» очень напоминал русские полукрейсера-полуброненосцы типа «Победа», лишь менее сильный и несколько хуже защищенный. И, что совсем плохо, - с куда меньшей дальностью. Однако, если ценность таких кораблей для России еще составляла предмет дискуссий, то роль «Бисмарка» во флоте Германии вызывает разве что недоумение. Действительно, создать «быстроходное крыло» флота из единственного корабля (к тому же всего на пол-узла) - более чем нелепо. Использовать его как одинокий мощный рейдер? - Немногим лучше: именно одинокий и недостаточно автономный. В общем, хотя в чисто боевом отношении второй опыт являлся куда более приемлемым, применение достаточно большой и дорогой единицы оставалось непонятным.

Естественно, палочкой-выручалочкой оказались заморские территории. «Бисмарк» по традиции обшили деревом и мюнц-металлом, и первые десять лет он провел в дальних плаваниях. Затем наступил продолжительный период ремонтов и модернизаций, затянувшийся почти на шесть лет, после чего, по дурной традиции, только что «приведенный в чувство» корабль немедленно разоружили и превратили в учебное судно для подготовки кочегаров. Так вполне приличный, но совершенно невостребованный еще в мирное время «Бисмарк» не пригодился своей стране и в ходе Первой мировой войны.

97.Броненосный крейсер «Шарнхорст» (Германия, 1907 г.)

Строился фирмой «Блом унд Фосс». Водоизмещение 12 780т, максимальная длина 144,6 м, ширина 21,6 м, осадка 8,38 м. Мощность трехвальной паросиловой машинной установки тройного расширения 30 000 л.с., скорость 23,5 уз. Бронирование: пояс 150 мм, палуба 35 - 60 мм (на скосах 40 - 55 мм), 210-мм башни - 170 мм, 150-мм установки - 100 мм, рубка 200 мм. Вооружение: восемь 210-мм, шесть 150-мм и восемнадцать 88-мм скорострельных орудий, четыре пулемета, четыре 450-мм торпедных аппарата. Всего в 1907 - 1908 гг. построены 2 единицы: «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Оба потоплены в бою у Фолклендских островов 8 декабря 1914 года.

98.Броненосный крейсер «Роон» (Германия, 1906 г.)

Строился на верфи ВМС в Киле. Водоизмещение 10 100 т, максимальная длина 127,8 м, ширина 20,21 м, осадка 7,77 м. Мощность трехвальной паросиловой машинной установки тройного расширения 20 000 л.с., скорость 21 уз. Бронирование: пояс 100 мм, палуба 40 -60 мм (на скосах 40 - 50 мм), 210-мм башни - 100 мм, 150-мм установки - 100 мм, рубка 150 мм. Вооружение: четыре 210-мм, десять 150-мм и четырнадцать 88-мм скорострельных орудий, четыре пулемета, четыре 450-мм торпедных аппарата. Всего в 1905 - 1906 гг. построены 2 единицы: «Роон» и «Йорк». Последний погиб на мине в 1914 г., «Роон» разоружен в 1916 г. и сдан на слом в 1921 г.

99.Броненосный крейсер «Принц Адальберт» (Германия, 1904 г.)

Строился на верфи ВМС в Киле. Водоизмещение 9720 т, максимальная длина 126,5 м, ширина 19,6 м, осадка 7,78 м. Мощность трехвальной паросиловой машинной установки тройного расширения 18 500 л.с., скорость 20,5 уз. Бронирование: пояс 100 мм, палуба 51 мм (на скосах 70 - 100 мм), 240-мм башни - 200 мм, 150-мм установки- 100 мм, рубка 150 мм. Вооружение: четыре 210-мм, десять 150-мм и двенадцать 88-мм скорострельных орудий, четыре пулемета, четыре 450-мм торпедных аппарата. Всего в 1903 - 1904 гг. построены 2 единицы: «Фридрих Карл» и «Принц Адальберт». Оба погибли на Балтике: «Фридрих Карл» - на русской мине в 1914 г., «Адальберт» торпедирован британской подводной лодкой Е-8.

Аналогичная судьба постигла и следующий эксперимент. Занявшийся всерьез созданием большого линейного флота, Тирпиц вполне логично заключил, что продолжение постройки «бисмарков» есть не что иное, как пустая трата денег, и потребовал разработки более дешевого и скоростного броненосного крейсера «Принц Генрих». Однако конструкторы его не порадовали. Убавив водоизмещение на 1700 тонн, они воспроизвели «половинный Бисмарк», заменив двухорудийные 240-мм башни одноорудийными. Вдвое уменьшилась и толщина пояса, хотя площадь, прикрытая броней, значительно увеличилась, что, в общем, лежало в русле мировых кораблестроительных идей в связи с повсеместным развитием скорострельной артиллерии. Любопытное решение было принято для собственных скорострелок. Все десять шестидюймовок стянули в центр корпуса в двухуровневые казематы, однако, в отличие от британских «двухэтажек», орудия располагались в шахматном порядке в единой броневой коробке, над которой размещались еще и 88-миллиметровки. Такое расположение стало традиционным для всех последующих германских броненосных крейсеров. Оно имело свои достоинства, поскольку удавалось защитить не только сами орудия, но и довольно обширное пространство в средней части корпуса вплоть до верхней палубы. Присутствовал и явный недостаток: тяжелый снаряд, попавший в этот многоэтажный «курятник», мог разнести его напрочь. И немцам пришлось испытать это теоретическое положение на практике в Фолклендском бою, когда на «Шарнхорсте» и «Гнейзенау» от первых же попаданий стали выходить именно средние орудия.

Внешне же «Принц Генрих», как и его предшественник, «Фюрст Бисмарк», очень напоминал своих неудачных сестриц - предшественниц «луиз». Все тот же высокий полубак и характерный сильно изогнутый хищный форштевень… И вновь новичок оказался не у дел. На этот раз - почти официально: «Генрих» изначально предназначался для службы в колониях. Однако по воле случая в начале войны он оказался в отечественных водах, что и определило его, в общем-то, печальную судьбу. По все той же схеме вместо боевой деятельности корабль «в расцвете сил» (он прослужил к тому моменту только 12 лет) отправили на модернизацию с последующим переводом в разряд вспомогательных.

Трудно понять такую расточительность. В принципе, оба первых германских броненосных крейсера вполне могли пригодиться в далеких океанах. Можно себе представить, что было бы в то время в Тихом океане, если вместо одной эскадры из двух единиц фон Шпее в тех водах оказалось две пары сильных бронированных кораблей. Англичанам (и их союзникам японцам) и так пришлось сильно напрячься, чтобы отразить угрозу, послав на охоту несколько эскадр мощных боевых судов. Но, даже если судьба сложилась так, как на самом деле, и крейсера остались именно в Германии, то и «Бисмарк», и «Генрих» с их 240-мм орудиями вполне могли бы пригодиться на Балтике против русских броненосных крейсеров, вооруженных максимум 203-миллиметровками (кроме нового «Рюрика»). Но командование Флота Открытого моря не решилось применить их в деле, возможно, учтя судьбу их младших братьев.

Между тем методом проб и ошибок тирпицевское министерство наконец-то, как ему казалось, нащупало необходимый тип броненосного крейсера. Поэтому в последующие четыре года, с 1900-го по 1903-й, ежегодно закладывалось по одному кораблю двух очень близких по всем характеристикам типов. Пары «Принц Адальберт» - «Фридрих Карл» и «Роон» - «Йорк», в сущности, представляли собой тот же «Генрих», у которого одиночные 240-мм установки заменили двухорудийными 210-мм. В результате получился достаточно сбалансированный корабль, «средний» по всем параметрам. По артиллерийской мощи и защите он уступал армстронговской «Асаме», но выглядел неплохо в сравнении с вооруженными только среднекалиберными (152 - 164-мм) орудиями британскими «каунти» или французскими «дюпле». При этом скорость «британцев» заметно превышала таковую у «немцев». (Робкая попытка увеличить ход на второй паре дала в итоге довольно жалкое приращение в пол-узла ценой примерно в 400 тонн водоизмещения.) Русский «Баян» имел более мощное бронирование, но менее сильное вооружение. И так далее.

В общем, германские броненосные крейсера действительно трудно назвать однозначно неудачными или в чем-то особо передовыми. К качеству их постройки (традиционно высокому) никаких претензий не замечено. Реальная проблема состояла в их использовании. И здесь немцы не смогли найти разумного решения. С началом мировой войны «Адальберт» и «Карл» обосновались на Балтике, где германский флот количественно значительно уступал русскому, являясь при этом одним из наиболее сильных в Европе. Но как оказалось, ненадолго. Несмотря на то, что каждое появление в восточной части Балтики даже одиночного немецкого броненосного крейсера заставляло русское командование выводить в море по возможности всю бригаду крейсеров, командование противника не захотело объединить хотя бы четыре (или пять, если учитывать «Принц Генрих») практически одинаковых единиц и пытаться использовать их в открытых стычках. Немцы продолжали бояться новых дредноутов типа «Гангут», которые, в принципе, могли бы догнать и жестоко расправиться с «нарушителями спокойствия». Но и русские дредноуты ни разу не вышли на боевую операцию. Между тем число немецких «броненос-ников» быстро уменьшилось. С промежутком в две недели в ноябре 1914 года на минах погибли сразу два: на Балтике - «Фридрих Карл», а на Северном море, буквально в собственной «норе» на реке Яде, к тому же на своем заграждении - «Йорк». Оставшаяся пара выходила в море не слишком часто, но «Адальберт» тоже не сумел уйти от судьбы. Спустя почти год после потери «братцев» его торпедировала британская подводная лодка Е-8, специально пробравшаяся на Балтику для помощи союзнику. Оставшийся в одиночестве «Роон» постигла судьба старших сородичей, «Бисмарка» и «Генриха». В 1916 году совсем еще не старый (находившийся на службе менее десяти лет) корабль отправили в отставку, ангажировав на роль плавучей казармы. Правда, вначале предполагалось перестроить его в плавбазу гидросамолетов с кормовым ангаром и вооружением из шести 150-мм и такого же количества зениток (своеобразная предтеча крейсера-авианосца «Готланд»!), однако планы осуществить не удалось.

По-настоящему знаменитой стала только следующая (и последняя) пара «традиционных» германских броненосных крейсеров. Широко распространено мнение, что «Шарнхорст» и «Гнейзенау» являлись намного более сильными боевыми единицами, чем их предшественники, и значительно от них отличались конструкцией и живучестью. На самом деле, в этих уже очень поздних по времени закладки кораблях немцы только попытались «заткнуть» те конструктивные «дыры», которые очевидно сквозили в предшественниках. Полностью сохранив как общую схему расположения, так и технические решения, конструкторы заменили четыре 150-мм орудия в верхних казематах в середине корпуса на 210-миллиметровки, доведя общее их число до шести. В полтора раза увеличилась толщина броневого пояса, что примерно соответствовало защите иностранных современников. Наконец, скорость возросла до вполне приемлемых 23,5 узла. Ввиду хорошей отработки предыдущих проектов цена за все это оказалась небольшой - всего около 2000 тонн дополнительного водоизмещения. Нельзя сказать, что разработчикам удалось все. По-прежнему артиллерия состояла из трех калибров, включая непомерное число совсем малополезных в крейсерском бою 88-миллиметровок.

В сущности, известность этим крейсерам принесли не их достоинства, а случайность, по которой именно они с началом Первой мировой войны составили основную силу Тихоокеанской эскадры вице-адмирала фон Шпее. Английские и японские отряды, довольно сильные по составу, долго и безуспешно ловили вражескую эскадру. Наконец ее «поймал» контр-адмирал Крэдок, но… с фатальным для себя исходом. Прекрасно подготовленные артиллеристы «Шарнхорста» и «Гнейзенау» (они регулярно получали призы за учебные стрельбы) отправили на дно пару британских броненосных крейсеров, один из которых, «Гуд Хоуп», был к тому же больше своих противников. Упорным англичанам пришлось послать в удаленные воды Атлантики сразу три драгоценных линейных крейсера, чтобы достичь «окончательного решения». В бою у Фолклендов германские корабли пошли ко дну после безнадежного боя с «Инвинсиблом» и «Инфлексиблом», получив по 30-40 попаданий 12-дюймовыми снарядами (даже и не лучшего качества).

Эпопея эскадры Шпее показывает, насколько много шума могли бы наделать и остальные германские крейсера при более удачной диспозиции (или более смелом применении). Конечно, они также оказались бы на океанских путях смертниками, поскольку Антанта всегда была в состоянии выставить больше кораблей, но можно себе представить, какого напряжения это могло стоить союзникам. Ведь даже «стандартные» броненосные немцы превосходили по боевой мощи основу британских заморских крейсерских сил - «охотников» типа «каунти». Германия имела свой «океанский» шанс, но воспользоваться им так и не смогла.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.