Современные общины сестер милосердия. Современные сестры милосердия – реальные люди и судьбы. Московские общины сестер милосердия в XIX – начале ХХ века

Организация ухода за больными в нашей стране тесно связана с деятельностью общин сестер милосердия. Как упоминалось, в 1844 г. в мире насчитывалось 56 общин сестер милосердия, из которых 35 были организованы в Германии, 6 - в России (Санкт-Петербурге, Выборге, Саратове, Риге, Таллинне, Хельсинки) и по 1-3 общины в других странах.

Первые такие структуры в нашей стране создавались по линии частной благотворительности. В марте 1844 г. в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России православная община сестер милосердия (с 1873 г. - Свято-Троицкая община сестер милосердия в честь существующей при общине церкви святой Троицы). Согласно уставу общины, который был утвержден в 1848 г., ее целью было "попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истинный лиц, предававшихся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями". Община включала: отделение сестер милосердия; женскую больницу; богадельню для неизлечимых больных; исправительную школу; пансион; приют для приходящих детей; отделение "кающихся Магдалин".

В общину принимались вдовы и девицы всех сословий в возрасте от 20 до 40 лет. Прежде чем получить звание сестры милосердия, женщины должны были отработать в общине в течение года. Процедура зачисления в сестры милосердия проходила в торжественной обстановке, так же как при посвящении в сердобольные вдовы.

При создании общины количество сестер милосердия было определено в 30, испытуемых - в 20 человек. Звание сестер милосердия в течение года получали 3-4 человека. Богадельня общины имела 6 коек для неизлечимых больных; для сирот и детей неимущих было 70 мест; в исправительной школе обучались 20 детей; только в первые 11 лет в отделении "кающихся" находились 446 человек.

Существовала община на благотворительные средства. В 50-е годы община переживала трудный период - хозяйство пришло в расстройство, ухудшилась дисциплина сестер, встал вопрос об ее закрытии. Однако с 1859 г., когда общину возглавила Е. А. Кублицкая, ее деятельность стала возрождаться.

Профессиональная подготовка сестер милосердия включала обучение основным гигиеническим правилам ухода за больными, некоторым лечебным процедурам. Впоследствии круг их обязанностей был существенно расширен. Помимо работы в отделениях общины, сестры милосердия бескорыстно осуществляли уход за больными в малоимущих и бедных семьях. подвижничество милосердие медсестра

Женская больница при общине была организована на 25 коек, а начиная с 1868 г. уже насчитывала 58 коек. В 1884 г. была открыта мужская больница на 50 коек.

В разные годы в общине в качестве преподавателей-консультантов работали известные врачи: Н. Ф. Арендт, В. Л. Грубер, Н. Ф. Здекауер, Н. И. Пирогов, Е. В. Павлов, В. Е. Экк, первая женщина-врач Н. П. Суслова. Много для реорганизации системы преподавания в общине сделал П. С. Калабанович, который с 1873 по 1884 г. исполнял обязанности директора общины. Он разработал программу обязательного обучения сестер уходу за больными. Сестры милосердия общины участвовали во всех крупных войнах второй половины XIX начала XX века.

Деятельность Свято-Троицкой общины сестер милосердия с момента основания и до ее ликвидации в 1917 г. осуществлялась на средства и при активном участии царской семьи Ольденбургских. Принц Александр Петрович Ольденбургский (1844-1932 гг.), являясь с 1881 г. почетным опекуном общины, в 1886 г. создал при ней Пастеровскую прививочную станцию для лечения больных бешенством. Станция содержалась на средства ее основателя, и в декабре 1890 г. на ее базе был создан Институт экспериментальной медицины. Это было первое в России научно-исследовательское учреждение в области медицины и биологии.

В очерке, посвященном 50-летнему юбилею Свято-Троицкой общины, ее вклад в дело медицинского обслуживания оценивался следующими словами: "Труд сестры милосердия составляет фундамент всей деятельности общины. Вот итог деятельности общины: сестры милосердия сутками дежурят в больнице, чередуясь каждые 4-5 дней, участвуют в амбулаторном приеме больных, в значительной части хирургических операций, проводя в основном перевязки; следят за сохранным содержанием инструментария и приготовлением перевязочных материалов, необходимых для антисептических перевязок. На начало 1891 г. при общине было 47 сестер, выполняющих свои обязанности, и 7 человек престарелых, находящихся уже на покое. Из 48 сестер милосердия, находящихся в общине к 1 января 1894 г., 23 сестры по очереди дежурили в мужской и женской больницах, а также ухаживали за больными на дому, 7 сестер - в хирургических отделениях, остальные - в аптеке, "при белье", в операционной, в амбулатории, 2 сестры постоянно находились в Императорском Институте экспериментальной медицины".

За несколько десятилетий своей деятельности Свято-Троицкая община сестер милосердия внесла значительный вклад в дело ухода за ранеными и больными в России.

В 1844 г. в Петербурге княгиня М. Ф. Барятинская основала общину сестер милосердия Литейной части. Община ставила своей целью оказание помощи нуждающимся на территории данного района. Согласно уставу, она состояла из трех отделений: сестры милосердия; призреваемые бедные старушки (24 человека) и детские ясли (12 детей).

В сестры милосердия принимались совершеннолетние девушки или вдовы после шестимесячного испытательного срока. Сестры осуществляли уход за больными, преимущественно бедными. С 1853 по 1876 гг. сестрами, несмотря на то, что число их не превышало 23, был оказан уход 103 758 больным. В 1854 г. при общине была открыта небольшая больница для раненых офицеров Балтийского флота, реорганизованная в 1856 г. во временный дом призрения для вдов и сирот офицеров, убитых в Севастополе. В 1863-1877 гг. при общине работала детская больница на 10 коек. За этот период здесь получили лечение 987 детей.

В 1850 г. была организована Одесская богадельня сердобольных сестер. Цель общины - уход за больными женщинами и обучение желающих осуществлять уход за ними, который включал раздачу лекарств, перевязку ран, перестилание постелей, раздачу пищи и т. д. Община включала больницу на 24 койки и отделение сердобольных сестер, куда принимались девушки и вдовы православной веры в возрасте от 20 до 40 лет. В 1854 г. в больнице общины находились на лечении раненые на Крымской войне.

Покровская община сестер милосердия была учреждена в 1859 г. в Петербурге Великой княгиней Александрой Петровной. Согласно уставу (1861 г.) целью общины являлось "попечение о приходящих больных, подготовка опытных сестер милосердия и воспитание бедных и бесприютных детей".

Община включала отделение для сестер милосердия, больницу, лечебницу для амбулаторных больных, аптеку, отделение для грудных детей, отделение для детей младшего возраста, школу для мальчиков, училище для подготовки фельдшериц.

В отделении сестер работали 35 человек. Сюда принимались, как правило, девушки и вдовы в возрасте от 17 до 40 лет. Испытательный срок составлял 3 года, по истечении которого в торжественной обстановке, после принесения клятвы сестры получали золотой крест на ленте синего цвета с надписью: "Любовь и милосердие". Сестры, испытуемые и воспитанницы училища для фельдшериц дежурили в больнице, лечебнице для амбулаторных больных, аптеке и обязаны были выполнять распоряжения врачей. Больница общины имела 20 коек для взрослых и 30 - для детей. В лечебнице для амбулаторных больных бесплатно оказывалась помощь врачами-консультантами, находящимися в штате больницы.

Отделение для детей младшего возраста было рассчитано на 98 человек обоего пола. Сюда принимались дети-сироты, калеки, слепые, дети из бедных семей.

В школе для мальчиков обучались 40 воспитанников, которые оставались в общине до 12 лет.

В училище осуществлялась подготовка 100 фельдшериц; обучение включало два этапа - подготовительный (гимназический) и специальный (медицинский). Учебная программа предусматривала изучение анатомии, физиологии, физики, фармакологии, клинических дисциплин, малой хирургии, десмургии, методов ухода за больными. Курс обучения составлял 4 года. Окончившие училище сестры милосердия получали аттестат, дающий право работы в качестве помощника лекаря.

В 1861 г. княгиня М. М. Дондукова-Корсакова создала в Псковской губернии общину сельских сестер милосердия.

В 1863 г. княгиня А. В. Голицына организовала в Москве приют для иногородних монахинь, а при нем больницу и общину сестер милосердия.

В 1866 г. княгиня Н. Б. Шаховская создала общину сестер милосердия "Утоли моя печали" (название иконы Божией Матери). При общине, созданной при тюремной больнице, позднее были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория. Впоследствии община стала самой крупной в России, в 1877 г. она насчитывала 250 сестер милосердия.

Особое место в деятельности первых общин сестер милосердия занимает Крестовоздвиженская община, которая была учреждена в Петербурге в самом начале Крымской войны по инициативе Великой княгини Елены Павловны (день создания общины - 5 ноября 1854 г. совпал с православным праздником Воздвижения Креста Господня - символа христианской веры). Это было первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым на поле боя. Помощь раненым силами сестер милосердия этой общины явилась прообразом деятельности будущего Общества Красного Креста.

Сестры милосердия принимали участие во всех войнах второй половины XIX столетия. Они самоотверженно трудились в госпиталях, на перевязочных пунктах, а также оказывали помощь раненым и непосредственно на поле боя.

При возвращении сестер в Петербург с Крымской войны в сентябре 1856 г. община насчитывала 96 сестер милосердия и 10 испытуемых. Они были направлены в морские госпитали - Калинкинский (ныне - Военно-морской) и Кронштадтский, в больницу для чернорабочих (ныне - Александровская больница), Максимилиановскую больницу, Повивальный институт (ныне - НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта). Сначала сестры жили в специально нанятом для них доме на Петербургской стороне, затем - в Михайловском дворце. В 1859 г. община приобрела дом на набережной Фонтанки, в котором и осуществляла свою деятельность. В 1860 г. здесь была создана небольшая женская больница и лечебница для приходящих больных, ставшие очень популярными среди бедного населения.

В послевоенные годы общину возглавляла Е. М. Бакунина, начавшая переговоры с представителями военного ведомства о постоянном использовании труда сестер милосердия в госпиталях. В 1860 г. на посту настоятельницы Крестовоздвиженской общины ее сменила Е. И. Карпова.

В 1863 г. последовал приказ военного министра Д. А. Милютина о введении по договоренности с общиной постоянного сестринского ухода за больными в госпиталях. Сестрам, прослужившим в них не менее 25 лет, назначали из государственной казны пенсию в размере 100 рублей. Эту дату можно считать годом рождения профессии медицинской сестры в России.

После Крымской войны для управления Крестовоздвиженской общиной был создан особый комитет. Его председателем стал Н. И. Пирогов, а с 1861 г. - известный общественный деятель, писатель и музыкант В. Ф. Одоевский. Обязанности сестер в мирное время включали уход за больными, перевязки после операций. Каждая из них обслуживала около 70-80 человек. Сестры находились в подчинении врачей, а сами имели право надзора за фельдшерами.

Первым главным врачом Крестовоздвиженской общины был В. И. Тарасов, который во время Крымской войны являлся ближайшим помощником Н. И. Пирогова. Лечебница общины имела большую популярность среди населения. В 1872 г. на VII Международном статистическом конгрессе в Петербурге Н. И. Торопов - преемник В. И. Тарасова в докладе "100 тыс. бедных больных Петербурга" привел данные о движении амбулаторных больных в этом учреждении за 3 года: "...Такую массу числовых данных, какой не в состоянии дать ни одно из подобных учреждений не только у нас, но и за границей, потому что мы не знаем, чтобы где-либо стекалась теперь в одно место за советом и лекарством так много больных, как в эту лечебницу". В течение 1876 г. 10 штатных врачей амбулатории больницы приняли уже 100 тыс. больных.

Община получила широкую известность не только в России, но и за границей. Она участвовала в международной гигиенической выставке в Брюсселе в 1876 г., а сестры Е. С. Высотская и С. П. Сухонен оказали помощь в создании первой общины сестер милосердия в Болгарии в 1900 г. по просьбе Болгарского общества Красного Креста.

С 1884 г. в течение 14 лет главным врачом общины работал известный русский хирург Н. А. Вельяминов. По его инициативе были построены лечебница для приходящих, дом для служащих, введены систематические курсы лекций для подготовки сестер по уходу за больными. Он принимал непосредственное участие в разработке проекта новых зданий общины, в числе авторов которого был видный архитектор Л. Н. Бенуа. В 1897-1898 гг. были построены новые корпуса общины, существующие и в настоящее время.

К 1 января 1891 г. в общине было 119 сестер милосердия и 19 испытуемых. В 1894 г., после упразднения ведомства Великой княгини Елены Павловны, община перешла в ведение Российского общества Красного Креста.

В начале XX века в состав комитета, управляющего общиной, вошли педиатр К. А. Раухфус и замечательный путешественник, географ и статистик П. П. Семенов-Тян-Шанский. В 1908 г. занятия по бактериологии вел Е. П. Первухин, один из организаторов здравоохранения в Петрограде в 1918 г.

После Октябрьской революции 1917 г. больница Крестовоздвиженской общины получила имя Г. И. Чудновского, профессионального революционера, а в настоящее время она называется Балтийская клиническая центральная бассейновая больница.

Проанализировав опыт первых общин сестер милосердия, можно отметить, что принципиальных отличий в их деятельности не было. Неизменными качествами сестер были строгая нравственность, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству. Уставы общин, хотя и были строгими, но, в отличие от монастырских, сохраняли за членами общины некоторые элементы свободы. Сестры имели право наследовать и владеть собственным имуществом, при желании могли вернуться к родителям или вступить в брак. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхождения. Однако устав не позволял делать кому-либо "скидки", да никто и не стремился к привилегиям, все с одинаковой самоотверженностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени и лишения и опасности фронтовой жизни.

С другой стороны, следует подчеркнуть социальную направленность сестринской, акушерской и фельдшерской помощи в России, которая прежде всего предназначалась для бедных, беременных, новорожденных, детей, стариков, больных и раненых. Кроме того, она была направлена на оказание помощи пострадавшим от войн, стихийных бедствий, эпидемий. Предоставлялись не просто уход и физическая помощь больному, раненому, сироте-ребенку, но было организовано гуманитарное и профессиональное образование (приюты и школы при общине). Все, что может быть названо современным термином "социальная реабилитация и адаптация".

Прослеживается и разделение сфер деятельности по оказанию помощи: помощь в госпиталях и больницах проходила под контролем врача и была от него зависима, поскольку врач рассматривал сиделку, хожатого или сердобольную вдову как "орудие, от верности и точности которого зависит успех лечения": работа сестер в приютах, богадельнях была менее зависима от врача, предоставляла больше самостоятельности в действиях, так как, кроме ухода, подразумевала обучение, привитие навыков, в том числе и профессиональных.

Организация сестринской помощи, направленная в основном на социально незащищенные группы населения, была экономически эффективной. Так, деятельность воспитательных домов, доходы которых значительно превышали расходы, позволила на заработанные средства открывать больницы для бедных. Развитие сестринской и акушерской помощи поддерживалось обществом и государством.

В разработке программ обучения акушерок, сиделок, сердобольных вдов и в реализации ухода за бедными, больными, ранеными и беременными принимали участие образованные представители российского государства, при этом был использован опыт Европы и учтены проблемы России. К женщине, решившей посвятить себя благородному, "Богу угодному делу" - оказанию помощи больному, бедному, беззащитному, предъявлялись высокие нравственные требования. Эти требования были закреплены в специальных документах (присяга, клятва, инструкции и др.). Кроме того, были разработаны и меры морального и материального поощрения сиделок и сердобольных вдов, с учетом качества и срока их работы.

Уже к концу XIX столетия в России сложилась оригинальная организационная структура оказания благотворительной и медицинской помощи населению, которая позволяла использовать труд сестер милосердия, сердобольных вдов, акушерок, фельдшериц. Помимо государственных учреждений здравоохранения, существовали ведомства благотворительных учреждений. Первое такое ведомство было создано в 1797 г. императрицей Марией Федоровной. В него входили: 2 воспитательных дома, 11 богаделен, 2 вдовьих дома, 15 больниц, женское патриотическое общество, осуществлявшее призрение бедных детей (девочек), попечительство слепых, попечительство глухонемых, особое общество детских приютов (150 по всей России).

Другим крупным учреждением, осуществлявшим благотворительную деятельность в сочетании с воспитательными функциями, было Императорское человеколюбивое общество, созданное в 1802 г. Оно имело свои учреждения в 25 губерниях России и включало 210 заведений (57 учебно-воспитательных учреждений, 6 богаделен, 32 дома бесплатных квартир, 3 ночлежных приюта, 7 народных столовых, 19 больниц и амбулаторий, 26 комитетов, оказывающих помощь бедным деньгами, одеждой, обувью, и др.). Бюджет общества составлял 1,5 млн. рублей.

В 1867 г. было основано Русское общество попечения о больных и раненых воинах (в 1879 г. переименовано в Российское общество Красного Креста). Оно имело 232 комитета во всех губерниях России и 62 общины сестер милосердия, при которых были больницы. Помимо своей основной деятельности во время войны, общество оказывало бесплатную медицинскую помощь населению.

Организованные на пожертвования частных лиц, в том числе и лиц императорской фамилии, эти ведомства и общества выполняли функции общественного призрения и являлись государственными учреждениями. Так, Ведомство императрицы Марии даже имело в своей структуре особый законодательный орган в лице Опекунского совета и не представляло своих счетов для государственного контроля. Опекунский совет считался высшим государственным учреждением, где обсуждались финансовые дела, законодательные вопросы и хозяйственные проблемы ведомства. Все ведомства и учреждения были самостоятельными и не подчинялись Министерству внутренних дел, по закону выполнявшему функции общественного призрения в России.

К 1877 г. в России насчитывалось 438 благотворительных учреждений, в том числе 210 - в Петербурге, 97 - в Москве, 131 - в губерниях. К благотворительным учреждениям относились воспитательные дома, родовспомогательные заведения, больницы и лечебницы, дома призрения, детские приюты общества благотворительности, попечительство о бедных в Москве, богадельни. В воспитательных домах Москвы находились 40 754 питомца, Санкт-Петербурга - 33 309, в родовспомогательных учреждениях - соответственно 103 902 и 55 497 родильниц. В детских приютах к этому году находилось почти 300 тыс. детей.

В последующие годы число благотворительных учреждений постепенно увеличивалось. В начале XX столетия в губерниях Европейской части России их было уже 14,8 тыс., в том числе 5270 (35,5%) в губернских и 9584 (64,5%) - в уездных городах. Благотворительных обществ и учреждений, относящихся к различным ведомствам, было 1775, из них более 680 принадлежали Ведомству Императрицы Марии, более 500 - Российскому обществу Красного Креста, более 200 - Императорскому человеколюбивому обществу, около 280 - попечительству о домах трудолюбия (основано в 1895 г.). Более 12,3 тыс. благотворительных обществ и учреждений не относились к указанным ведомствам и подчинялись Министерству внутренних дел (более 6,8 тыс.), Ведомству православия (более 3,3 тыс.), Министерству финансов (более 1,1 тыс.), Министерству юстиции (более 780).

Частная благотворительность в России в то время также была на высоком уровне. К 1898 г. насчитывалось более 5600 частных благотворительных обществ и учреждений.

Таким образом, на рубеже XIX и XX столетий в Российской империи насчитывалось около 30 тыс. государственных, общественных и частных учреждений, которые оказывали благотворительную и медицинскую помощь населению. Достойное место в этой работе занимали общины сестер милосердия.

На рубеже 80-х и 90-х годов XX столетия в России вновь появились общины сестер милосердия. Так стали называться группы православных мирянок во главе со священниками, объединившихся для оказания помощи больным, сиротам, престарелым, бездомным, бедным.

То время было отмечено особыми приметами. Русская Православная Церковь, наконец, получила возможность возродить традиционную благотворительную деятельность и имела значительный, как казалось тогда, «людской ресурс», готовый ее осуществлять. Большая часть народа оказалась на грани нищеты и представляла собой «зримый объект» для благотворительности. С Запада шли мощные потоки гуманитарной помощи: продуктовой, лекарственной, вещевой и денежной, в получении и распределении которой РПЦ получила большой кредит доверия. Все эти факторы сыграли немаловажную роль в образовании первых общин сестер милосердия.

«Идейным» стимулом для их возникновения стало возвращение в Россию имени святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители Милосердия в Москве. Св. Елисавета сразу снискала широкое молитвенное почитание и любовь многих православных женщин, которые зачитывались ее жизнеописанием и желали ей подражать. Недаром многие возникшие в России общины носят имя этой великой святой XX века.

Кроме того, в общественном сознании еще не стих резонанс от нашумевшей статьи известного писателя Даниила Гранина «О милосердии», опубликованной «Литературной газетой» в марте 1987 года. С его легкой руки запрещенное и забытое слово вырвалось на свободу и радостно перепевалось на все голоса. ««Заниматься милосердием» - стало новой модой в интеллигентской и околоинтеллигентской среде (советский middle-class)», - пишет петербургский правозащитник и юрист Игорь Карлинский. В Ленинграде было создано общество Милосердия «Ленинград», в Москве - благотворительный фонд «Сопричастность», в работе которых принимали участие и верующие.

Примечательно и то, что первые общины сестер милосердия возникли в местах, где упомянутый класс имел значительное представительство: в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирском Академгородке. Именно выходцы из его среды как активные православные неофиты оказались в числе организаторов новых общин.

Пятнадцатилетняя история современных общин сестер милосердия, большинство из которых после принятия нового Устава РПЦ МП в 2000 году именуются сестричествами, - обширная и непростая тема, требующая особого исследования. Отметим только некоторые ее аспекты. С началом возрождения Марфо-Мариинской обители в воздухе витал вопрос о возможности восстановления чина диаконисс, тем более, что стало известно о рассмотрении этого вопроса на Поместном соборе 1917-1918 г.г. Тогда, на рубеже 80 - 90-х годов прошлого века говорилось о сложности канонического обоснования возрождения этого чина, и о необходимости изучения вопроса. Для решения же насущных практических задач церковной благотворительности в рабочем порядке ввели звание «сестер милосердия». Со временем, исходя из тех же нужд, пришлось изобретать еще одно звание: «требные сестры». Так стали именовать сестер, помогающих священникам при посещении больных. Теперь к «сестрам милосердия» и «требным сестрам» как-то привыкли, и вопрос о диаконисах просто снят с повестки дня как неактуальный. Вместе с тем, никаких церковных определений этих новых званий до сих пор не существует.

Какой же смысл вкладывается теперь в звание «сестра милосердия»? Здесь, пожалуй, наиболее интересны и важны мнения, высказанные основателями первой современной общины сестер милосердия, названной теперь Свято-Димитриевским сестричеством (Москва). Ведь она послужила образцом для подражания общинам, созданным в других городах, чему способствовали сами москвичи, широко пропагандируя свои идеи. В 1992 году община учредила первое и единственное в стране Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. Насколько можно судить по отдельным высказываниям, москвичи считают, что «сестра милосердия» - это православная медицинская сестра. Но бывают ли профессии православными? На наш взгляд, ответ на этот вопрос может быть только отрицательным. Христианин может заниматься любой деятельностью, не запрещенной канонами. И медицина, в том числе и сестринское дело, - такая же сфера профессиональной деятельности, как строительство или педагогика, и в ней могут быть хорошие и плохие специалисты, независимо от их веры и убеждений. Прекрасно, если вера и Православие пронизывает всю жизнь и деятельность человека. Но это состояние возможно лишь при стяжании святости, обожении, к которым многие живущие лишь стремятся. Внешняя православность – это еще далеко не святость, и при недостаточно добросовестном отношении к своим профессиональным обязанностям «православная медсестра» рискует тем, что имя Божие будет хулиться у язычников. И потом, можно ли считать милосердие профессиональной характеристикой? Ведь евангельский призыв быть милосердными обращен ко всем, независимо от пола и профессии.

Александр Владимирович Флинт, тогда директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, в интервью, данном журналу «Нескучный сад», признает: «Сейчас с понятием «сестра милосердия» есть некоторая путаница. Одна из сложностей нынешнего времени - то, что в это понятие каждый вкладывает свой смысл. А если вернуться к истории, то надо понимать совершенно однозначно: сестра милосердия до революции - это просто медицинская сестра».

Но теперь, когда это название вернулось, оно, по мнению А.В. Флинта, имеет другое значение. Врач по профессии и многолетнему стажу работы, он хорошо знаком с той медициной, которая сформировалась еще в советские годы. Поэтому понятно его желание противопоставить «ту систему здравоохранения, которая существует, некой другой - более человечной, более разумной», а «сестру, формально относящуюся к своим обязанностям, сестре-христианке». А.В. Флинт считает, что «сестра милосердия - это профессиональный медик, но плюс особые душевные и духовные качества».

К такой простой «арифметике» он добавляет: «Сегодня, официально называя человека сестрой милосердия, мы все время путаем его статус. Ведь, по сути, это оценочное название. И бывает так, что сегодня я сестра милосердия, а завтра я ехидна. Потому что я сегодня больного люблю и занимаюсь им, а завтра они мне все надоели и я ими заниматься не хочу. И никакой сестрой милосердия по сути уже не являюсь».

Получается, что «сестра милосердия» - некая высшая оценка, прежде всего, душевных качеств медсестры, даваемая кем-то извне, со стороны. Изнутри же оценить себя «милосердной сестрой», а не «ехидной», вряд ли возможно, имея хоть толику трезвости.

Еще интереснее признание А.В. Флинта, что и в существующей системе здравоохранения «есть замечательные медсестры, которым надо ставить памятник. Которые остались работать, которые работают с тяжелыми больными. Они тоже сестры милосердия. Конечно, они нецерковные, но они сестры милосердия, потому что они любят больных и заботятся о них. И жизнь свою за них отдают. Вот их бы воцерковить…».

Таким образом, идеальный образ сестры милосердия во многом по-прежнему рисуется по-пироговски. Это - профессионал «с непременно чувствительным сердцем», т.е. постоянной душевной способностью любить больного и сострадать ему, но с той лишь разницей, что во времена Пирогова все сестры были воцерковлены. Ведь, так или иначе, им преподавался катехизис, а не курс с режущим слух названием «Духовные основы милосердия», который читается в православном медучилище.

Впрочем, о духовных качествах сестры милосердия и «духовных основах» предоставим судить людям духовным. Остановимся лишь на доступном и насущном.

По правилам православной аскетики, наше «чувствительное», неочищенное сердце - очень ненадежный «орган», даже если человек борется с кипящими в нем страстями. От него как центра душевно-эмоциональной жизни нельзя требовать «непременности», постоянства, если человек не достиг святости. Его чрезмерное и постоянное понуждение на сострадание и любовь к больному не по силам тем, кто лишь стремится к ней. «Чувствительное сердце» чревато психическим и физическим нездоровьем.

Интересно, что к сходным выводам пришли и психологи. Сравнительно недавно в психологии и психиатрии появилось понятие «эмоционального или психического выгорания» и «синдрома эмоционального выгорания» (СЭВ). Он характеризует состояние людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Согласно современным данным, СЭВ выражается в физическом, эмоциональном и умственном истощении, проявляющемся в профессиях социальной сферы. К последним, безусловно, относится и профессия медицинской сестры.

В своих выступлениях А.В. Флинт неоднократно упоминал о проблеме СЭВ и среди сестер милосердия. Недавно эта тема стала предметом активного обсуждения в Архангельском сестричестве св. царственной страстотерпицы Александры Феодоровны. Думается, что распространенность СЭВ среди тех, кто немощными силами стремится оправдать «столь высокое звание», неслучайна. Она может быть вызвана теми неправильными аскетическими установками, которые невольно (как «изнутри», так и «извне») диктуются оценочным званием.

Не случилось ли так, что мы опять вернулись к тем «милосердным сестрам», которыми грезил XIX век? Чем требования, предъявляемые к современным сестрам милосердия, отличаются от тех, что закреплены в уставе первой - Свято-Троицкой - общины сестер милосердия? Пожалуй, только тем, что «набожность» в них заменятся «воцерковленностью».

И еще об одном. Если в общественном сознании конца 80-х - начала 90-х годов «понятия «милосердие» (состояние души) и «благотворительность» (деятельность на благо других) легко перепутались в умах, то за прошедшие 15 лет они, наконец, устоялись и разделились.

Благотворительная деятельность в России получила правовую базу, пусть и далекую от совершенства. Благотворительные организации составляют широкий общественный спектр, способствующий реализации гражданских прав и свобод. Специализация их различна: от помощи отдельным группам обездоленных, до поддержки науки, культуры, искусства. А с нашумевшим «милосердием» поступили, как подобает российским интеллигентам. Как пишет Игорь Карлинский: «Не будем выставлять святое напоказ, и размахивать им как флагом перед досужей публикой. Пусть будет в сердце».

В массовом же церковном сознании понятия «милосердие» и «благотворительность» не только не определились, но еще более переплелись и перепутались. Стоит указать лишь на некоторые кричащие заголовки-лозунги лучших, в профессиональном отношении, православных СМИ, таких, как сайт Милосердие.ру и журнал «Нескучный сад»: «Начни день с милосердия!», «Милосердие - не мужское дело?», «История милосердия», «Летопись милосердия».

Скажем еще об одной путанице, сразу возникшей в современных общинах. На косынках старинного покроя, которые носят сестры милосердия, как правило, красуется «красный крест» или «женевский крест» - эмблема Международного Комитета Красного Креста, а также РОКК и других национальных обществ Красного Креста. В качестве таковой был взят герб Швейцарии (белый крест на красном фоне) с обращением цветов из чисто практических соображений. «Красный крест» на белом фоне был заметен издалека и сигнализировал о месте нахождения санитарного персонала и его нейтралитете. До октябрьского переворота 1917 года «Красный крест» как нашивка носился сестрами милосердия на передниках и нарукавной повязке. Уже тогда он не воспринимался как религиозный символ, и большевики, «ликвидировав» слово «милосердие» как «поповское», оставили его в качестве эмблемы советского Красного Креста. Современное РОКК также сохранило этот знак, а его работницы по праву преемства называются сестрами милосердия. Поэтому нередко от больных, особенно пожилого возраста, впервые увидевших современных сестер милосердия в таких косынках с крестами, нередко можно услышать: «Вы из Красного Креста?».

Но главное, что столичная идея «института сестер милосердия» в других городах и глубинке зачастую толкуется по-своему, поскольку не все были согласны с «православно-профессиональной» его концепцией. При отсутствии церковных определений, разъясняющих положение, задачи и звание сестер милосердия изобретаются и тиражируютя псевдонаучные «Законы создания и функционирования сестричеств милосердия». Возникают и другие тревожные и болезненные симптомы. Народно-приходское творчество порождает разнообразные самодельные «чины», «обеты» и «степени посвящения» и даже «поставления» сестер. Созданы обители и сестричества, где принимают в сестры милосердия по «Марфо-Мариинскому чину» в «адаптированном» виде, невзирая на то, что он был временным, утвержденным только для Марфо-Мариинской обители Милосердия в Москве. И это при том, что никаких «сестер милосердия» в ней никогда не было!

Автору этих строк самой довелось быть сестрой милосердия и принять участие в деятельности одного из петербургских сестричеств с начала 90-х годов. Поэтому для него обращение к истории института сестер милосердия, а также к краткой и, по необходимости, полемичной характеристике его современного «возрождения» в Русской Православной Церкви, продиктовано, прежде всего, желанием осмыслить его как явление. Это, на наш взгляд, совершенно необходимо для решения практических задач церковной благотворительности и постановки ее на должный уровень.

Нужно, в конце концов, задуматься: не посадили ли мы сами себя на крючок, вернув из небытия звание сестры милосердия в стиле «православное» ретро, дав возможность теперь толковать его на все лады? Не пора ли всерьез поставить вопрос о сестрах милосердия и - шире - о женском служении на общецерковное обсуждение, сообразуясь с Преданием и, прежде всего, с канонами Православной Церкви?

1. ЗАДАНИЕ

Начиная с первой половины XIX в. и связана история российских общин сестер милосердия, хорошо иллюстрирующая данный процесс: от героического энтузиазма до формализованной организованности в помощи ближним. Первые попытки создать подобного рода благотворительную организацию относятся к началу XIX в., когда в 1803г. при воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы были основаны вдовьи дома, а при них — отделения сердобольных вдов. Лишь в 1844г. великая княгиня Александра Николаевна и принцесса Тереза Ольденбургская основали в столице первую в России общину сестер милосердия, с 1873/74 года получившую наименование Свято-Троицкая. Новое учреждение приобрело черты церковно-общинной структуры, по духу близкой к монашеской. 25 октября 1854г. великая княгиня Елена Павловна учредила в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Главным врачом и непосредственным руководителем общины стал замечательный русский хирург Николай Иванович Пирогов, который провел основательную реорганизацию общины. Любая женщина, желавшая вступить в нее, в течение года проходила под руководством старших сестер испытания в госпиталях: по окончании первого месяца срока, когда она еще оставалась «на наблюдении», ей выдавалась форменная одежда. В период службы сестра не могла вступать в брак и обязывалась жить в общине. Отличившиеся каким-либо образом — ревностностью, особенным поведением, даже хорошим образованием, — могли быть приняты ранее установленного срока. Жалованья сестры не получали, но имели, помимо казенной одежды, стол и жилье. Непосредственной руководительницей сестер являлась настоятельница. Описанная структура в последующее время легла в основу устройства большинства российских общин сестер милосердия.

По идее Пирогова, сестры милосердия должны были сохранять максимальную независимость от госпитальной администрации, а старшие сестры нравственно влиять на больничный персонал — в этом и состояли главные функции сестер во время Крымской войны. Перед Русско-турецкой войной в России существовало около двух десятков общин. Кроме Троицкой, Никольской и Крестовоздвиженской, в 1850г. возникла Стурдзовская община в Одессе, в 1853г. — община Литейной части, 1858 г. — Покровская, 1870г. — во имя св. Георгия в Петербурге. Позднее Георгиевская община станет самой многочисленной организацией Красного Креста — в 70-е годы ее возглавляла Елизавета Петровна Карцева, покинувшая Крестовоздвиженскую общину. В Харькове сестричество появляется в 1872г. В 1875г. в Крыму, в окрестностях Ялты, в имении баронессы М. П. Фредерикс, под покровительством императрицы Марии Александровны была основана Благовещенская община во главе с М. С. Сабининой, а в 1876г. в Тифлисе (Тбилиси) — Тифлисская. Перед войной в Новгороде появилась Екатерининская община, две аналогичные организации — в Пскове (одна называлась Иоанно-Ильинской), небольшие сестричества возникают в Костроме, Курске и Ревеле (сейчас Таллин). В Москве в этот период создаются две общины: «Утоли моя печали» (1865) и Владычне-Покровская (1869). Постепенно стали определяться и основные функции общин: 1) общие благотворительные цели (призрение бедных, попечение о больных, воспитание детей: Троицкая, Покровская общины в Петербурге); 2) военные (помощь раненым и больным воинам: Крестовоздвиженская, Георгиевская, «Утоли моя печали»); 3) в ведении Синода, приписанные к женским монастырям (Владычне-Покровская в Москве). Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. юридическое и административное положение сестер милосердия в период войны было определено изданными в 1875г. «Правилами о сестрах Красного Креста» и правилами, составленными для желающих вступить в сестры Красного Креста только на период войны. Сестры находились в подчинении у двух организаций: военного ведомства и Российского общества Красного Креста (РОКК), и взаимоотношения этих организаций во многом определяли ситуацию в среде медицинского персонала. На 1879г. в ведении РОКК, помимо вышеназванных организаций, существовали: община сестер княгини Барятинской и Александровский отдел сестер Красного Креста в Петербурге, общины в Гельсингфорсе, Тамбове, Вильне, Варшаве, Киеве, но к 1900г. их число увеличилось до 84. Географически распределение общин по стране можно представить следующим образом: крайний северный город — Архангельск, крайний западный — Варшава, южный — Тифлис, восточный в европейской части России — Екатеринбург, крайний восточный город за Уралом — Хабаровск.

С началом Русско-японской войны 1904-1905 гг. Российский Красный Крест не сумел обеспечить нужное число медицинского персонала, и в результате огромного спроса на женский труд требования общин к поступавшим были сведены до минимума. К 1915 г. в России существовало 115 общин в ведении Общества Красного Креста, кроме того, сестры состояли при трех местных управлениях и двух Комитетах РОКК, Евангелическом госпитале и четырех иностранных больницах Петрограда. Самой крупной организацией, насчитывавшей 1603 чел., являлась община святого Георгия. Следующие по численности были петроградские сестричества имени генерал-лейтенанта М. П. фон Кауфмана (952 чел.) и святой Евгении (465 чел.). Всего в Москве к началу войны существовало семь общин. Все общины сестер милосердия в начале XX в. находились в ведении Общества Красного Креста под покровительством овдовевшей императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III и матери Николая II. Их деятельность регламентировалась Общим уставом общин Красного Креста, утвержденным в 1903 г.

Марфо-Мариинская обитель — не просто организация по уходу за больными, а целое явление, подведшее итог краткому периоду существования в России общин сестер милосердия, — плодом, созревшим в эпоху, когда начался их упадок. Появление такой личности, как великая княгиня Елизавета Федоровна, воплотившей в себе лучшие черты безвестных тружениц, тоже не случайно. Можно сказать, что великая княгиня — собирательный образ, созданный сестрами предшествующего времени, поскольку было бы исторически несправедливым, если бы общины сестер не породили собственной святой. Елизавета Федоровна увидела в деятельности сестер обители восстановленную форму церковного служения женщин в православной церкви — служение диаконис. Собственно, на это указывал и новый чин настоятельницы обители. В дальнейшем великая княгиня называла себя почти монахиней, не исключено, что она приняла тайный постриг, — современники же в просторечии называли сестер обители диаконисами. Устав Марфо-Мариинской обители был утвержден в 1908г., а затем еще дважды: в 1911 и 1914г. В 1908 г. по проекту архитектора Щусева началось строительство храма Покрова на Большой Ордынке. Сама обитель открылась 10 февраля 1909г. После трагической гибели Елизаветы Федоровны в 1918 г. община просуществовала до 1926 г., когда большую часть сестер Марфо-Мариинской обители вывезли из Москвы в Среднюю Азию, а через два года арестовали замещавшую настоятельницу Татьяну Голицыну.

Общины сестер милосердия в России возникли не только как специальные организации по уходу за больными, но и как религиозные учреждения, основанные на искреннем порыве женщин ухаживать за больными, ранеными и детьми. В этом смысле им более близкой была монашеская традиция, в отличие от Западной Европы, где с приходом Флоренс Найтингейл в уходе стали видеть определенную профессию. Ф. Найтингейл заложила основы женского медицинского образования, и религиозный момент был в становлении новой системы далеко не решающим.

Как только общины сестер милосердия в России получают систематическое развитие, первоначальный энтузиазм начинает угасать — он восполняется и постепенно подменяется общеблаготворительной и профессиональной медицинской деятельностью женщин. Большую роль в этом, с одной стороны, сыграла деятельность Общества Красного Креста, а с другой — стремление женщин приобрести в обществе одинаковый с мужчинами статус. Тем не менее, в России возникают медицинские общины нового типа, основанные на религиозных принципах. 1 сентября 1992 года по решению Главного медицинского управления г. Москвы было открыто первое в современной России православное медицинское учреждение - Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. 9 сентября того же года его освятил и благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Основной его задачей является подготовка квалифицированных специалистов из числа православных христианок, желающих сочетать учебу с активной церковной жизнью. В Свято-Димитриевское училище невозможно поступить, не проработав определенный срок в больнице, исполняя самую грязную санитарную работу: мытье полов, раковин и унитазов, смена белья у лежачих больных и их кормление. После подобной практики у абитуриентов не должно остаться никаких иллюзий относительно больничной действительности. Студенткам запрещено пользоваться косметикой, курить, употреблять спиртные напитки или ходить в брюках, они обязаны носить форму установленного образца (платье, передник и косынка). В данном случае при наличии здравого духовного руководства эти ограничения призваны способствовать внутренней дисциплине, необходимой для полноты духовной жизни. Аналогичное сестричество во имя святой преподобномученицы Елизаветы Федоровны было создано 16 июля 1991 года при другом московском храме Митрофания Воронежского. У обеих общин сходная структура управления: во главе - духовник, от мнения которого зависит решение основных вопросов; организационные моменты разбираются на собрании сестричества, рабочим органом которого является Совет, куда входят главная и старшие сестры. Аналогичные учреждения возникают сейчас в различных городах России и ближнего Зарубежья: в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Минске и т. д., то есть прерванная в XX веке традиция сестринского дела активно возрождается.

2. ЗАДАНИЕ

милосердие сестра больной

Первым организатором службы сестринской помощи в России был X. Опель . Его первое руководство по уходу за больными на русском языке было опубликовано в 1822 году. В данном руководстве впервые давались основы деонтологии и требования к нравственным качествам ухаживающего персонала. В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны из Петербургского «вдовьего дома» на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины для «прямого назначения» ходить и смотреть за больными.

В 1844 году в Санкт-Петербурге по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия. В общине не только ухаживали, воспитывали, но и обучали сестер милосердия гигиеническим правилам ухода за больными и некоторым лечебным процедурам.

"Милосердие в войну как общественное движение родилось в Крымскую кампанию 1854-1856 годов, когда две выдающиеся женщины противоборствующих стран - англичанка Флоренс Найтингейл и Великая княгиня Елена Павловна - одновременно протянули руку помощи воинам, проливающим кровь на поле брани".

Флоренс Найтингейл - первая исследовательница и основоположница современного сестринского дела, совершила переворот в общественном сознании и во взглядах на роль и место медицинской сестры в охране здоровья общества.

Во время Крымской войны 1853-1856 годов Великая Княгиня становится одной из основательниц Крестовоздвиженской общины сестер милосердия - предшественницей Русского общества Красного Креста. В последние годы жизни Великая Княгиня занята была мыслью об устройстве такого лечебного заведения, в котором молодые врачи могли бы совершенствоваться в практической деятельности и которое, одновременно, могло стать объединяющим центром для научной и учебной деятельности врачей. Мысль эта осуществилась лишь после ее кончины, открытием в 1885 году “Клинического института Великой Княгини Елены Павловны”.

Екатерина Бакунина была родом из дворян, дочь губернатора Санкт-Петербурга, внучатая племянница М.И. Кутузова на деле оказалась идеальной Сестрой милосердия и ассистенткой в сложнейших операциях многих защитников Севастополя. В 1856 году Великая Княгиня Елена Павловна назначает ее главной - сестрой-настоятельницей, - и в этой должности она продолжает трудиться и после войны уже в С.-Петербурге в Кресто-воздвиженской общине. Е.М. Бакунина считается родоначальницей сестринской службы и сельской медицины в России. Именем Екатерины Бакуниной в 1954 году названа одна из улиц Нахимовского района Севастополя.

Примером героизма является Даша Севастопольская (Михайлова) , первая в России сестра милосердия, которая безвозмездно помогала раненым и больным. Ее почин - помощь раненым в боях под Севастополем - считается официально признанным самым первым - с 8 сентября 1854 года (то есть за два месяца до приезда русских сестер милосердия из С.- Петербурга и сестер из Англии вместе с Флоренс Найтингейл).

В 1995 г. впервые в России Г.М. Перфильева , инициатор создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, защитила докторскую диссертацию на тему: «Сестринское дело в России».

3. ЗАДАНИЕ

Община образована в 1854 г. по инициативе вел. кн. Елены Павловны. День создания общины — 5 ноября 1854 г. совпал с праздником Воздвижения Креста Господня, отчего община и получила свое название. Главным врачом и непосредственным руководителем общины стал замечательный русский хирург Николай Иванович Пирогов. При общине была церковь Воздвижения Креста Господня. Община управлялась специальным Комитетом, находящимся в ведении вел. кн. Елены Павловны. Сестрой-настоятельницей до 1860 оставалась Е. М. Бакунина. В 1861 г. община открыла собственную больницу на 16 мест. В 1863 при общине начали работать трех-четырехгодичная школа для девочек и ясли для дневного пребывания до 100 детей. 14 января 1863 г. императором Александром II было утверждено "Положение о сестрах Крестовоздвиженской общины, назначаемых для ухода за больными в военных госпиталях". 10 мая 1870 император утвердил штат и новый устав общины. Целью деятельности общины провозглашалось "безвозмездное христианское служение страждущим и неимущим".В 1873 г., после смерти вел. кн. Елены Павловны, высочайшее руководство общиной было вверено ее дочери вел. кн. Екатерине Михайловне. В 1894 г. община перешла в ведение РОКК.

История

Крымская война

После Крымской войны

Когда сестры вернулись в Петербург с Крымской войны в сен­тябре 1856 г., община насчитывала 96 сестер милосердия и 10 испытуемых. Они были направлены на работу в морские госпитали - Калинкинский (ныне - Военно-морской) и Кронштадтский, в боль­ницу для чернорабочих (ныне - Александровская больница), Максимилиановскую больницу, Повивальный институт (ныне - НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта). Сначала сестры жили в специ­ально нанятом для них доме на Петербургской стороне, затем - в Михайловском дворце . В 1859 г. общиной был приобретен дом на набережной Фонтанки . В 1860 г. в нем была создана небольшая женская больница и лечебни­ца для приходящих больных, ставшие очень популярными среди бедного населения.

Общину возглавляла Е. М. Бакунина. В 1860 г. на посту настоятельницы Крестовоздвиженской общины ее сменила Е. И. Карпова.

После Крымской войны для управления Крестовоздвиженской общиной был создан особый комитет. Его председателем стал Н. И. Пирогов, а с 1861 г. - известный общественный деятель, писатель и музыкант В. Ф. Одоевский .

В 1863 г. был издан приказ военного министра о введении по договоренности с общиной постоянного сестринского ухода за больными в военных госпиталях.

Община стала широко известна не только в России, но и за границей. Она участвовала в международной гигиенической выставке в Брюсселе в 1876 г., а сестры Е. С. Высотская и С. П. Сухонен оказали помощь в создании первой общины сестер милосердия в Болгарии в 1900 г. по просьбе Болгарского общества Красного Креста.

В литературе наиболее полно образ сестры милосердия воспет в одном из «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева - , посвященном Ю. П. Вревской , участницей Русско-Турецкой войны 1877-1878 .

С 1884 г. в течение 14 лет главным врачом общины работал известный русский хирург Н. А. Вельяминов .

На 1 января 1891 г. в общине было 119 сестер милосердия и 19 испытуемых. В 1894 г., после упразднения ведомства Великой княгини Елены Павловны, община перешла в ведение Российского общества Красного Креста .

В 1897-1898 гг. были построены новые корпуса общины. В 1903-1904 здание общины было полностью перестроено архитектором Ю. Ю. Бенуа в неорусском стиле. На третьем этаже был устроен Крестовоздвиженский храм .

После Октябрьской революции

После Октябрьской революции 1917 г. больница Крестовоздви­женской общины получила имя Г. И. Чудновского , профессионального революционера, а в 2002 г. на базе больницы был создан Северо-Западный Окружной Медицинский центр Министерства здравоохранения РФ, переименованный в 2011 г. в Федеральное государственное учреждение «Национальный медико-хирургический Центр им. Н. И. Пирогова». Община была закрыта в 1920 г.

В 90-е годы двадцатого века инициативная группа попыталась возродить деятельность Крестовоздвиженской общины.

В 2010-м году движение «Воины жизни» начало кампанию по прекращению абортов в здании, принадлежавшем Крестовоздвиженской общине (что, с точки зрения участников движения, является недопустимым кощунством), и возвращению этого здания Русской Православной Церкви . С этой целью движением был проведен ряд пикетов и митингов в Москве и Петербурге , инициировано голосование за возвращение здания на сайте Демократор . Поскольку в течение нескольких месяцев ответа со стороны администрации Петербурга не последовало, «Воины жизни» направили обращение с аналогичными требованиями, собравшее более тысячи подписей, президенту России .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Контрольная работа

на тему: «Деятельность первых в истории России общин сестер милосердия»

Екатеринбург 2016

Введение

Милосердие - положительное качество человека, выражающееся в сострадании, доброжелательности, заботливости, любовном отношении к другомучеловеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию. Безусловно, это качество потеряло свою актуальность в современном мире, благодаря определенным историческим событиям. Более того, современная цивилизация породила и новые проблемы, в частности, такие глобальные, как демографический и экологический кризис. Характерной чертой современной цивилизации является и рост индивидуализма, особенно связанный с погружением множества людей в виртуальную действительность, создаваемую компьютерами и Интернетом. Поэтому особое значение заслуживает благотворительная деятельность. Одной из организаций, занимавшейся благотворительной деятельностью является община сестер милосердия. Известно, что данная община являлась прототипом «Международного движения красного креста». Сестринское дело - это целый комплекс наук, только изучив который, можно по праву называться «медицинской сестрой». Кроме того, в основе сестринского дела лежит хорошая философская база, в которой описаны душевные качества, необходимые будущей медсестре для успешного выполнения своих обязанностей, закреплены основные принципы работы. Сестры милосердия тех лет -- отнюдь не то же самое, что медсестры в современном понимании. Девицы и вдовы в возрасте от 20 до 40 могли войти в общину только после испытательного 2-летнего срока по уходу за больными Затем они проходили специальное обучение в учреждениях Красного Креста. Работали безвозмездно, получая от общины лишь еду и одежду. Это была самоотверженная работа, заслуживающая большого уважения. найтингейл сестра милосердие

Глава 1. История возникновения общин сестер милосердия

1.1 Дореволюционный период

Впервые служба сестёр милосердия была организована во время Крымской войны англичанкой Флоренс Найтингейл. Флоренс вместе со своими помощницами, среди которых были монахини и сёстры милосердия, отправилась в полевые госпитали сначала в Турцию, а затем в Крым. Тогда и сформировался стереотип: медсестра -- это санитарка, которая выносит с поля боя раненых или стоит у операционного стола. Среди первых сестер, отправившихся на фронт, были и сестры милосердия московской Никольской обители. Добровольно и организованно они отправились на передовую для оказания помощи раненым. В годы Крымской войны великой княгиней Еленой Павловной была учреждена первая в России и в Европе Крестовоздвиженская община сестер милосердия. Эти женщины проходили специализированную подготовку для работы непосредственно в рядах действующей армии. Пирогов Николай Иванович, знаменитый врач, осуществлял руководство и организационную деятельность в формировании нового социального института.

Крымская война и ее первые сестры милосердия показали всему миру, сколь актуально именно женское участие в положении раненых. Тот же знаменитый Пирогов писал о первых сестрах Крымской войны: «Горжусь тем, что руководил их благословенной деятельностью».

В Москве, вслед за Никольской общиной сестер милосердия, вскоре образовали Александровскую, затем Покровскую, Иверскую, Павловскую и Марфо-Мариннскую. Создательницами их, в основном, были состоятельные подвижницы, исповедующие евангельские заветы милосердия. Особая роль в этом благочестии принадлежит великой княгине Елизавете Федоровне, организовавшей общество призрения обездоленных детей и стариков, возглавившей московское отделение РОКК, сформировавшей лазаретные отряды и санитарные поезда для раненых и больных воинов, покровительствовавшей почти всем общинам милосердия Москвы.

В 1877-78 годах, когда проходила русско- турецкая война, на театре войны трудились 1 100 сестер милосердия.

С 1880 года и почти до окончания I Мировой войны Российское Общество Красного Креста, а значит и подготовка сестер милосердия, находились под патронажем императрицы Марии Федоровны- датчанки по происхождению, нареченной русским именем после заключения брака с русским императором Александром III.

К 1891-92 году Российский Красный Крест выработал единые правила приема и единые программы подготовки сестер милосердия. В годы правления Александры Федоровны был впервые опробован опыт вне общинной подготовки сестер милосердия. Обучаемые сами платили за свое образование.

1.2 Сестринское дело в России после революции, а также в годы Великой Отечественной Войны

После революции в России существовало 109 общин и около 10000 сестер милосердия.

В период Великой Отечественной войны потребность в медицинских сестрах для нужд фронта и тыла резко возросла, поэтому Народным комиссариатом здравоохранения СССР были приняты меры по ускоренной подготовке специалистов со средним медицинским образованием. Только за первые 6 месяцев войны Обществом Красного Креста было подготовлено 106 тыс. медсестер и 100 тыс. сандружинниц. А за весь период войны организации Красного Креста подготовили более 280 тыс. медицинских сестер, около 500 тыс. сандружинниц и 36 тыс. санитарок.

Современный этап развития сестринского дела.

В 1963 г. был окончательно решен вопрос о целесообразности открытия медицинских училищ при крупных многопрофильных больницах, являющихся одновременно клиническими базами высших медицинских учебных заведений и научно-исследовательских институтов страны. Это позволило приблизить обучение медицинских сестер к месту их будущей работы.

Важным событием в истории сестринского дела явилось создание в 1992 г. Ассоциации медицинских сестер России. Она была организована по инициативе медицинских сестер как неправительственная профессиональная организация. В "Проекте развития Ассоциации медицинских сестер России" были названы следующие направления работы Ассоциации: повышение роли медицинской сестры в системе здравоохранения, повышение престижности профессии; повышение качества медицинской помощи; распространение передового опыта и научных достижений в области сестринского дела; возрождение традиций сестринского милосердия; защита интересов медицинских сестер в законодательных, административных и других органах; организация сбора информации по сестринскому делу, ее анализ и распространение; сотрудничество с международными организациями и правительственными учреждениями.

Все современные общины и сестричества зарегистрированы как религиозные или общественные благотворительные организации. Во главе большинства из них стоит священник, а главные сестры исполняют роль его помощников. Деятельность общин и сестричеств рапсространяется на больницы, хосписы, богадельни, приюты, патронажные службы. Многие сестры отдают милосердному служению свое свободное время, не оставляя основные профессиональные занятия.

Глава 2. Деятельность первых общин сестер милосердия в России

В мирное время сестры ухаживали за больными в военных госпиталях и гражданских больницах, а также в квартирах частных лиц. В военное время они откомандировывались советом общины в распоряжение главноуполномоченного Российского общества Красного Креста и распределялись по госпиталям. Хорошо воспитанные, аккуратно одетые, корректные, чуткие и внимательные, сестры милосердия вносили в больничный быт особый морально-психологический климат, вселяя в души раненых спокойствие и уверенность.

Трудовой день сестер начинался ранним утром и заканчивался в полночь молитвами. Каждая из них выполняла определенное послушание (работу) в больнице, приюте или в хозяйстве общины. Работали все с усердием и на равных, освобождались только больные. Руководство общиной, как правила. оставалось в руках ее основательницы, делавшей основной взнос в казну, пополнявшуюся затем вкладами членов попечительского совета, щедрыми дарами благотворителей и платой за лечение в общинной больнице и амбулатории.

Сестры милосердия московских общин самоотверженно работали во время эпидемий холеры, тифа и других болезней в Поволжье, на Урале и даже в Якутии, а во время русско-японской войны 1904--1905 годов и мировой войны 1914--1915 годов -- в полевых лазаретах, санпоездах и госпиталях.

При каждой епархиальной общине создавались чадолюбивые приюты для сирот и детей обнищавших и духовно искалеченных семей. Несомненно, из-за не многочисленности приютов и ограниченности их возможностей они не решали проблемы всех несчастных детей, и тем не менее существование их было благом.

При общинах устраивали благоустроенные богадельни с полным пансионом. Нередко из сострадания сюда помещали и беспризорных престарелых людей, особо нуждающихся в помощи, которые тоже пользовались бесплатным питанием, одеждой и лечением.

Заключение

С женских общин сестер милосердия начинается процесс становления социальной работы как профессиональной деятельности. Ведь все члены организации не просто являлись добровольцами, а проходили курс обучения по специально разработанной программе и только после получения соответствующего аттестата приступали к работе. Велик вклад в развитие сестринского дела. Сестры милосердия внесли коррективы не только в современное будущее, но и оставили героический отпечаток в отечественной истории, тем не менее история благородных желающих продолжает писаться и сегодня.

На современном этапе сестринское дело, конечно же, не останавливается. Оно продолжает развиваться с тем, чтобы соответствовать все новым и новым требованиям, которые к ним предъявляют новейшие стандарты.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История создания первых российских общин сестер милосердия. Подготовка сестер милосердия, способных оказывать помощь участникам боевых действий. Характеристика деятельности сестер милосердия в мирное время. Регистрация сестричества в Российской Федерации.

    презентация , добавлен 12.06.2015

    Сестринское дело второй половины XVIII века. Время правления Марии Фёдоровны. Первое руководство по сестринскому делу. Появление в России общин сестер милосердия. становление процесса обучения сестер милосердия. Сестринское дело в России после революции.

    реферат , добавлен 14.12.2014

    Деятельность первых общин сестер милосердия. Социальная направленность акушерской, фельдшерской помощи. История создания Общества Красного Креста. Типы медицинских учебных заведений. Реформа сестринского дела. Высшее сестринское образование в России.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2013

    История российских общин сестер милосердия, которые олицетворяют героический энтузиазм и формализованную организованность в помощи ближним. Марфо-Мариинская обитель - организация по уходу за больными. Ф. Найтингейл – основоположница сестринского дела.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2011

    Ф. Найтингейл как первая исследовательница и основоположница современного сестринского дела, переоценка места медицинской сестры в охране здоровья общества. История жизни сестры милосердия, создание "Записок об уходе" - учебника для медицинских сестер.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Готовность Красного Креста и всей медицинской службы к войне. Работа и роль Красного Креста в начале и на протяжении всей русско-японской войны 1904-1905 гг. Описание самоотверженной работы сестер-милосердия и женщин-врачей на театре боевых действий.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2010

    Моральные ценности христианства в профессиональной этике врачей. Формирование монастырской медицины. Деятельность Института сердобольных вдов, Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Развитие медицины в советское время. Присяга и клятва врача.

    презентация , добавлен 23.09.2013

    Становление ухода на Руси в X-XVII вв. Организация сестринских общин, больниц для неимущих. Создание в 1707 году в Москве первого гражданского госпиталя. Крестовоздвиженная община сестер милосердия. Участие в развитии сестринского дела Н.И. Пирогова.

    презентация , добавлен 09.02.2014

    Становление ухода на Руси X – XVII в.в. Развитие ухода в XVIII в. Сестринский уход в XIX в. Реформирование сестринского образования в начале XX века. В России профессия "сестры милосердия" считалась уважаемой.

    реферат , добавлен 23.10.2003

    Особенности труда медицинских сестер ожоговых отделений, их место и роль в системе здравоохранения. Медико-демографическая и квалификационная характеристика состава медицинских сестер и больных. Оценка и методы совершенствования деятельности персонала.