Приюты православные и школа при них средняя. Московская покровская община сестер милосердия. Детский православный приют "Отрада" при Свято-Николаевском Черноостровском женском монастыре г. Малоярославца

При слове "приют" на ум приходит унылое холодное учреждение, наполненное безысходностью, страхом и чувством унижения. И в самом деле - подобные места, как правило, не святятся радостью, а попадают туда дети, не по своей вине оказавшиеся на обочине жизни из-за плачевных жизненных коллизий. Но так ли всё трагично?

Накануне мне удалось побывать в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре, где находится один из таких приютов, а вдобавок ещё и гимназия. Кстати, эта тема актуальная - в последнее время вокруг приюта скопилось много негатива и появился даже некий ореол скандальности. Почему вдруг? Если кому интересно - Гугл в помощь. Ну а я решил собственными глазами взглянуть на то, как там живут.


1. Полтора часа по Калужскому шоссе и мы в Малоярославце. Здешние места хорошо помнят события 1812 года - даже на монастырских вратах в своё время специально по личному распоряжению Александра I были сохранены следы французской шрапнели.

2. Встреча.

3. Черноостровский монастырь сейчас вполне благополучен, однако, позади у него история, полная невзгод и потерь. И разграбление в Смутное время, и почти полное разрушение в 1812-м, и печальные постреволюционные потрясения.

4. О жизни монастырского сестричества я расскажу в одном из ближайших постов, а это здание детского приюта "Отрада", открытого в самый разгар "лихих" 90-х по благословению патриарха Алексия II. Здесь воспитываются 60 девочек в возрасте от двух до семнадцати лет из самых разных уголков страны.

5. Новый корпус приюта был построен при поддержке НКО "Связь поколений" и сейчас в нём, не считая спален - 11 классных комнат, часовня, библиотека, компьютерный класс, комната отдыха, спортивный и концертный залы.

6. Учёба проходит в специально созданной для этой цели гимназии, по окончании которой барышни сдают экзамены и получают аттестат государственного образца. Кстати, помимо общеобразовательной программы, в ходу здесь хореография, живопись, лепка, рукоделие, вокал, сольфеджио, дирижирование. Конечно же, не обходится без греческого и церковно-славянского языков, основы древнерусского знаменного распева и византийской музыки.

7. Полно грамот, всех не перечесть, да это не так уж и важно.

8. На стенах развешаны акварели и гуаши с впечатлениями от поездок, в том числе, и зарубежных. Честно говоря, я был изрядно удивлён, узнав, что вопреки сложившимся представлениям о монастырском затворничестве, гимназистки путешествуют так, что иной трэвел-блогер позавидует. Италия, Израиль, Кипр, Греция, Болгария, Македония, Словакия и так далее. По православным, конечно же, маршрутам.

9. С обычной светской школой связывают, помимо прочего, такие стенды.

10. А как, собственно, проистекает учебный процесс? Давайте потихоньку заглянем в классы.

11. Впрочем, потихоньку заглядывать и не надо было. Барышни с удовольствием встречают заезжих гостей. Очередной разрыв шаблона - приготовившись увидеть приютских детей во всём нелицеприятном понимании этого образа, взамен знакомишься с открытыми и дружелюбными юными гражданами.

12. Вот, например - урок английского, преподаваемый, между прочим, носительницей языка из самых что ни на есть США. Правда, адаптированной для местных условий и именуемой "матушка Екатерина".

13. А так выглядит кабинет химии.

14. Факультативный урок рукоделия.

15. По окончании гимназии многие становятся студентами факультета православной журналистики (оказывается, есть и такой) Российского государственного социального университета. Понадеемся же, что эти милые создания не попадут под каток пропаганды, а будут верны профессии.

16. Но вдруг я услышал знакомые звуки любимого мною Бранденбургского концерта Баха! И точно, заглянув в актовый зал, я понял - в монастырских стенах в почёте далеко не только православные песнопения.

17. Добро пожаловать в уголок машинной вышивки. Интересно, на чьи же пожертвования такой навороченный станок?

18. Как раньше говорили - "с числовым программным управлением".

19. Перемещаемся в тренажёрный зал. В здоровом теле - здоровый дух и наоборот. Советский Светский врач непременно бы упомянул формулировку, согласно которой очень важна гармония физического и психического здоровья. А можно ещё и по Чехову - в человеке всё должно быть прекрасно!

20. Над чем так корпит юная воспитанница в гимназийной библиотеке?

21. А вот и прачечная, опровергающая бытующее мнение о вторичности "низменной и материальной" гигиены в монастыре.

22. Ого, здесь целые комнаты с яркой разноцветной одеждой! А как же хрестоматийное "белый верх, чёрный низ"?

23. Красивые!

24. Медицинский кабинет. Доктор в приюте приходящий, из городка.

25. Здесь же, в самом здании - часовня.

26. Интересно было понаблюдать, как дети с абсолютно светской радостью предвкушают обед. Да, начало и окончание приёма пищи в обители действительно по звонку, но ассортимент еды-то неплох. И это в постный день.

27. Но перед началом трапезы обязательная молитва, тут никуда не денешься.

28. А вот так выглядят комнаты, где живут девочки.

29. Рекреация для самых маленьких обитательниц.

30. Кстати, вот они.

31. Предметы интерьера детей постарше.

32.

33.

34. Всё-таки, удивительное дело... Какой бы унизительной и тягостной ни была прошлая жизнь попавшего сюда ребёнка, он всё равно будет вспоминать своих родителей, запечатлённых на постепенно выцветающих карточках. И мать-наркоманку, лишённую родительских прав, и отца, умершего от беспробудной пьянки.

35. Признаюсь, довольно трогательно было наблюдать, как при демонстрации собственноручно сделанного документального фильма, воспитанницы то и дело тыкали пальцами в экран - "ой, это я!", "а это я в три года!". Сегодня-то уже и женихов им впору подыскивать.

36. Я слышал много нелестного об этом приюте, поэтому и согласился посмотреть на всё собственными глазами. Но вот честно - не заметил ни у кого из гимназисток болезненной надломленности, той специфической религиозной отчуждённости, присущей многим набожным людям, проводящим добрую часть жизни при храмах и монастырях.

38. Ведь наверняка далеко не все из них решат продолжить церковную карьеру, а используют приютскую жизнь лишь как этап вынужденной социализации.

39.

40. Каково им будет в нашем агрессивном и малодружелюбном мире потом? Смогут ли они адаптироваться и не сломаться?

41. Хочется верить, что, как пелось в известной песне Максима Леонидова - без бед.

42.

В 2002 году при возрождавшейся обители совершенно неожиданно для сестер, возник детский приют с символическим названием «Ковчег». В зимний морозный вечер, в самый канун Рождества, пришли в обитель первые шесть воспитанниц из находившегося неподалеку в селе детского приюта и попросились остаться навсегда. Некоторое время девочки жили в монастырской библиотеке, для строительства отдельного здания средств у обители не было. Но, почувствовав подлинную защищенность родительского крова, дети были готовы претерпевать все бытовые трудности и лишения поднимающейся обители наравне со взрослыми сестрами и потихоньку молились святителю Спиридону Тримифунтскому, преподобным Стефану Махрищскому и Серафиму Саровскому о том, чтобы у них появился свой дом. И за такое упование щедро одарил их Господь: уже через год у девочек появился отдельный корпус с уютной трапезной, гостиной, библиотекой, классом для занятий, большой игровой и живым уголком. Здесь, окруженные любовью и заботой сестер монастыря, девочки, наконец, обрели семью.

Сейчас в приюте 30 воспитанниц от 2 до 17 лет. Сестры монастыря стараются воспитывать девочек так, чтобы они имели понятие не только о жизни в монастыре, но и о мире вообще. Молитва, труд, уроки музыки, рисования, экскурсии, поездки по святым местам, все это развивает детей, формирует их духовно-нравственный облик. Девочки получают светское образование в местных общеобразовательной и музыкальной школах, за их здоровьем бережно следят монастырские сестры-медики, наши благотворители обеспечивают для детей летний отдых.

Особое место уделяется церковному воспитанию, девочки с удовольствием посещают воскресные и праздничные богослужения, участвуют в церковных Таинствах. Старшие обычно выстаивают всю службу, а маленькие располагаются рядком на ковре у раки преподобного Стефана.

Социально-реабилитационный центр «Детский приют Саввино-Сторожевского монастыря» для детей-сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Предметом особого попечения Саввино-Сторожевской обители является Социально-реабилитационный центр «Детский приют Саввино-Сторожевского монастыря» для детей-сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

3 апреля 2000г. было получено Благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на создание Православного Детского приюта милосердия для мальчиков-сирот при монастыре. Было разработано Положение о социально-реабилитационном центре «Детский приют Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря», согласовано с главой администрации г.Звенигорода и 30 марта 2001г. утверждено Патриархом Московским и всея Руси Алексием II

Первые воспитанники поступили в Приют, располагавшийся в одном из монастырских строений (корпус №16), в марте 2002 г. К концу 2002 г. их количество составляло 14 человек..

Новое здание Приюта (бывшее здание детского сада, переданное местной администрацией монастырю), общей площадью 1000 м2, расположенное по адресу: г.Звенигород, Верхний Посад, Лапинский переулок, д. 27, было открыто после капитального ремонта в августе 2003г. Туда постепенно были переведены все воспитанники, количество которых к тому времени увеличилось до 28 человек. В настоящее время Приют располагается именно по этому адресу

Общая площадь земельного участка, отведенного Приюту, составляет 1 га. На этой территории, помимо самого здания Приюта, находятся также хозяйственные постройки, спортивная площадка, банно-оздоровительный комплекс, дом для сотрудников.

Курс реабилитации ребята проходят в соответствии с Положением о социально-реабилитационном центре «Детский приют Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря». Образование получают в Саввинской средней общеобразовательной школе. Также наши воспитанники постигают основы Православия, изучая закон Божий и церковно-славянский язык, получая духовно-пастырское окормление священнослужителей монастыря и духовника Приюта, знакомясь с православными традициями, выполняя утреннее и вечернее молитвенное правило, посещая богослужения и регулярно приступая к таинствам исповеди и Причастия.

Ребята участвуют в подготовке и проведении праздничных мероприятий для насельников и трудников монастыря и жителей г.Звенигорода, получают трудовые и профессиональные навыки, выполняя различные работы на территории Приюта, принимают участие в городских и региональных спортивных и военно-патриотических мероприятиях, регулярно совершают паломнические и экскурсионные поездки. Факультативно, дети посещают кружок керамистов, занимаются рукопашным боем, обучаются игре на различных музыкальных инструментах, хоровому и клиросному пению, учатся в иконописной мастерской. Летние каникулы ребята проводят на берегу Азовского моря в летнем лагере Приюта (Краснодарский край, Темрюкский р-н), а также в путешествиях по другим уголкам страны (Астраханская обл., Карелия, С.-Петербург, Псковская обл.) и на курортном лечении в санаториях г.Анапы.

За всё время существования Приют помог найти себя в этом мире и социально ориентироваться почти 100 воспитанникам. Судьбы ребят складываются по-разному, но многие из них периодически посещают Приют, с теплом вспоминая годы, проведенные в нем, а некоторые даже стали сотрудниками Приюта

Ребята участвуют в подготовке и проведении праздничных мероприятий для насельников и трудников монастыря и жителей г. Звенигорода, готовят праздничные спектакли и концерты. В приюте есть свой маленький кукольный театр.

В настоящее время в Приюте проходят реабилитацию 30 детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В основном это так называемые социальные сироты, а также ребята, оказавшиеся в асоциальной среде.

Приют, являясь подразделением монастыря, не имеет возможности использовать бюджетные средства, и его финансирование осуществляется исключительно за счет монастыря,

благодетелей Приюта и пожертвований частных лиц, поэтому рассматриваются любые предложения помощи и сотрудничества.
Обитель преподобного Саввы обращается ко всем православным христианам не быть безразличными к нашим детям. Они — будущее России, за которое в ответе перед Богом каждый из нас.

О судьбах животных, выброшенных, покалеченных или еще как-то пострадавших от людей, говорят и пишут много. То вся Москва сопереживает собаке, запертой хозяйкой-садисткой, то следит за поиском украденной собаки-поводыря. Даже Церковь в этому году установила день особой молитвы о Божьем творении. Но о том, какое место домашние животные занимают в жизни людей, до сих пор идут споры. Какие животные «чистые», а какие нет? До какой степени стоит любить своих питомцев, привязываться к ним? Корреспонденты «Правмира» нашли церковный приют для животных и побеседовали с его хозяином — священником.

Джанга – впрочем, тогда она еще не знала, что ее так будут звать – лежала на разделительной полосе Варшавского шоссе и готовилась умирать. Мимо в обе стороны плотным потоком шли машины: сбитой собаке не доползти до обочины.

«Я проскочил это место на скорости и заметил, что лежит какое-то черное пятно. Пришлось проделать круг, там нет разворотов. Мы с матушкой припарковали машину на кусочке земли между двумя сторонами шоссе, и оказалось, что правильно сделали, – это была собака, и она вообще не могла встать на задние ноги» – настоятель храма Илии Пророка в деревне Лемешево протоиерей Петр Дынников хотел поднять собаку и погрузить в машину, а она от страха инстинктивно пыталась кусаться. Но когда ее всё-таки удалось довезти в клинику на УЗИ и ветеринар сказал, что однозначно надо усыплять, вдруг затихла и положила голову на стол.

«Она с такими глазами просила, чтобы ей дали шанс на жизнь, и пусть мне расскажут сказки о том, что у них нет разума», – говорит отец Петр. После этого Джангу показывали еще двум врачам: раздробленные кости таза, разрывы внутренних органов, задние ноги парализованы – все однозначно подтвердили, что надо усыплять. «Но, – продолжает отец Петр, – наступал мой день рождения и день ангела, и я решил всё же оставить ее, продолжить лечение, а там как Господь управит».

Эта история произошла жарким летом 2010 года, когда Москва и Подмосковье были в дыму от торфяных пожаров. С тех пор Джанга живет при Ильинском приходе и бегает на всех четырех лапах: по словам отца Петра, вместо раздробленных костей у нее срослись жесткие жилы, сухожилия.

Двадцать лет назад, когда он молодым священником из бывших хиппи получил этот приход, здесь был остов разрушенной церкви XVIII века, пустырь и помойка. Последний настоятель – протоиерей Александр Агафонников – был расстрелян на Бутовском полигоне в октябре 1937 года. Теперь на месте, где его посадили на телегу, чтобы отвезти в НКВД, построен крестильный храм, алтарь которого будет освящен во имя священномученика Александра, канонизированного Церковью в 2000 году. Сын святого, Ерминигельд Агафонников, не только дожил до канонизации своего отца, но и застал восстановление Ильинского храма, где протоиерей Петр Дынников его и отпевал в 2002 году.

Когда гуляешь вокруг Лемешевской церкви летом или ранней осенью, приходится всё время себе напоминать, что ты не в Средиземноморье: туи, кипарисы и ели пахнут хвоей, матовые шершавые листья ив и более экзотических растений вроде лоха серебристого напоминают оливы, постоянный ветер с берега Пахры, к которому сад спускается террасами, кажется бризом.

Но всякое сходство с Грецией или югом Италии заканчивается, как только взгляд упирается в высокий забор. Вдоль бетонных и кирпичных заборов, которые не только окружают прихрамовую территорию по периметру, но и разделяют ее на отдельные зоны, кое-где еще высажены сцепившиеся колючками ряды боярышника. Они защищают обитателей приюта во имя святого Серафима Саровского от злонамеренных людей. Все тридцать кошек и тридцать собак, живущих сейчас при Ильинском храме в Лемешево, пострадали от человеческой жестокости и равнодушия.

Пес Смирный пришел под Рождество, истекая кровью. У него было огнестрельное ранение, а из бедра торчала арматура, как будто в собаку метнули копье. Врач сказал, что если он не будет вести себя спокойно и терпеть все процедуры, спасти его не удастся. Пес понял и смирно стоял, пока два месяца изо дня в день послушник Константин, помощник отца Петра, обрабатывал его раны. За это и получил свое новое имя.

Каждый год после окончания дачного сезона приходят брошенные «игрушки» – в основном кошки, но иногда и собаки, и даже породистые. Однажды в октябре, когда было уже холодно, приблудились два огромных, голодных алабая. Они искали людей, стояли возле забора, жались друг к другу и смотрели. Одному из них по имени Айсберг, Айс, даже удалось найти новую семью – сейчас он, как говорит отец Петр, «пребывает в райских условиях» в большом загородном доме вместе с бернской овчаркой.

Если не знать, что недалеко от храма живут животные, стоя на службе или просто зайдя поставить свечку, об этом никак не догадаешься. Кошки еще могут гулять вокруг церкви или забредать в здание воскресной школы, а собак здесь не встретишь, разве что изредка доносится лай. Из окон храма видно только сад – цветы, разлапистые елки, аккуратные дорожки. Церковь стоит на холме, а вольеры устроены на склоне, под линией электропередач, где строить для людей ничего нельзя.

Отец Петр считает – дело не в том, что собаки могут что-то осквернить: «Это россказни. Всё гораздо прозаичнее. Кошка вообще не может ничем осквернить. На Кипре, например, я видел, как кошки спокойно заходят в храм.

Что касается собак, это бытовые моменты: всё-таки это большое животное, оно может что-то задеть, перевернуть, например, стащить продукты, которые люди на канон приносят.

Элементарная логика подсказывает, что животным всё же в храме делать нечего, но вряд ли это имеет отношение к осквернению. А люди подчас вместо логики довольствуются тем, что они могут услышать из уст человека, даже, быть может, наделенного духовным саном, который при этом выражает всего лишь свое частное мнение, как это делаю сейчас и я. Одной моей прихожанке какой-то священник сказал, что собака – это грязное животное. Ну так, может, его собака в детстве укусила или просто напугала, а у него теперь личное предубеждение и фобия: вот и поверил в расхожую выдумку, что собака – животное грязное.

Мы всё же живем в реальности Нового Завета, в Евангелии есть момент, где Спаситель упоминает псов: “Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас”. Безусловно, это иносказание и речь идет о людях. Но в жизни псы действительно иногда могут разорвать, если это голодная стая, стерегущая свою территорию. Ну так и люди ведь могут… и даже еще хуже могут сделать, обладая абстрактным мышлением, когда теряют человеческое обличье».

Вольеры отделены друг от друга перегородками из гофрожелеза, калитки надежно запираются. Собаки живут в среднем по трое, у каждой тройки есть большая теплая будка, пространство, чтобы побегать, травка и деревце. Собак-соседей подбирают по размеру и по характеру, чтобы не было конфликтов.

Тех, кто в приюте недавно, видно по тому, как они боятся человека. Некоторых вообще не выманить из будки – выходят только когда видят, что возле миски никого нет.

Но большинство встречают звон ключей и лязганье отпирающихся замков радостным лаем. Даже те, которые на трех лапах, а таких несколько, резво скачут навстречу отцу Петру, его помощникам и гостям. Поэтому в подряснике и просто в чистой одежде здесь никто не ходит: выйдя из вольера, следы собачьих лап можно обнаружить даже на воротнике.

Кошки живут отдельно в «кошатнике» (он же «Кошкин дом», он же «Дай мне приют» по названию песни The Rolling Stones «Gimme Shelter»), который специально для них построен.

Некоторые выбрали себе место в приходском доме и в котельной. В «кошатнике» находится и мини-операционная – специальная чистая комната, где прихожанин-ветеринар осматривает животных и может проводить простые операции.

У каждого зверя есть ветпаспорт, сделаны все прививки, врач регулярно всех наблюдает. Первым делом попавших в приют зверей стерилизуют. Отец Петр считает, что это «акт не совсем милосердный с точки зрения вмешательства в Божественные дела, Господь нам такого права не давал, но это благо с точки зрения безопасности городских животных, живущих в неестественной среде обитания. Если им беспорядочно размножаться, то в этих условиях они обречены на гибель».

Деньги на содержание приюта не берут из церковной кассы: прихожане, если хотят, жертвуют на животных отдельно. Некоторые не могут взять найденного зверя к себе, просят отца Петра оставить его при храме, но дают денег на его содержание. Пса по имени Сержант Пеппер (в честь героя песни The Beatles про Клуб одиноких сердец), сбитого машиной, подобрала жена владельца крупной строительной фирмы. Но у нее дома уже была своя большая собака, поэтому Пеппера пришлось отдать отцу Петру. Теперь она «платит взносы» на его содержание: привозит корм и щебенку, цемент, песок.

Конечно, перед приютом стоит задача раздавать зверей, определять в семьи. Найти дом для кошки легче, чем для собаки, у одной женщины-волонтера даже псевдоним «Кошкина» – за талант успешно пристраивать кошек и организовывать им счастливую жизнь. Самые «непристраиваемые» – черные собаки, их почти никогда не забирают.

Отец Петр вовсе не стремится повышать поголовье своих подопечных. У него и дома живут две кошки Спяка и Твист, названный так потому, что котенком он умирал от дистрофии и у него были худые кривые лапки, и собака – найденный во дворе под машиной черно-белый французский бульдог Мамба.

Некоторые животные оказываются на улице после развода хозяев, когда становятся не нужны обоим. Бывает, что умирает одинокий человек, а новые родственники, вселившись в его квартиру, первым делом выкидывают на улицу осиротевших кошек и собак. Породистого шотландского кота Боба нашли на кладбище, Васю – в гаражах, рыжего кота Мёда с перебитой лапой отец Петр подобрал на рынке.

«Я не представляю, как можно не любить этих животин, – говорит отец Петр. – Однажды нам привезли кошку, которая жила при храме, а потом священник сказал: «Да нам людьми некогда заниматься, а вы кошками занимаетесь. Положите ее в пакет и отнесите на помойку». Человек не захотел везти на помойку и привез к нам, хотя у нас и так всё было переполнено. Самые несчастные животные – это те, которые побывали в доме, узнали человеческую ласку, привязанность: они без людей, без их любви уже жить не смогут».