Общины коренных малочисленных народов российской федерации. Общины коренных малочисленных народов российской федерации - как некоммерческие организации Община коренных малочисленных народов рф учредительные документы

Ни для кого не секрет, что Россия является многонациональным государством, в котором проживает свыше 100 народностей. У каждого народа имеются свои традиции и культура, которые охраняются на государственном уровне.

Однако, некоторые народности настолько малы, что само их существование ставится под угрозу. И потому государство внедряет разнообразные механизмы, которые помогают сохранить аутентичность малых народов.

Понятие общины коренных малочисленных народов РФ

Одной из обязанностей государства является защита всех граждан, которые проживают на его территории. Учитывая тот факт, что в России существует огромное количество народностей с разнообразием культурных и языковых традиций, государство охраняет аутентичность народов России и способствует развитию их самосознания.

Как показывает статистика, в России проживает около 40 народностей, численность которых едва ли превышает 30 тыс. человек. Защита подобных малочисленных народов является основной вехой государственной политики. Именно поэтому в 1990 году была организована общественная организация «Ассоциация коренных малочисленных народов РФ».

Понятие общины коренных малочисленных народов Российской Федерации часто упоминается в нормативной документации.

По сути, это общественные организации некоммерческого назначения, которые занимаются вопросами соблюдения прав человека и являются официальными представителями малых народов, которые живут в нашей стране.

Благодаря этой структуре, коренные народы имеют возможность придерживаться своего традиционного быта, всячески развивать и приумножать свои культурные особенности.

Территориально малочисленные коренные народы сосредоточены в северной части страны, Сибири и Дальнем Востоке. После того, как в советские годы численность коренных народностей резко пошла на убыль, государство занялось их охраной.

Большая часть представителей этих народностей живут в пределах мест компактного проживания и занимаются традиционными ремеслами.

Ст.69 Конституции РФ предусматривает, что права коренных народов с небольшой численностью представителей соблюдаются в полном объеме. Вопросам защиты малых народностей посвящены многие нормативные акты, которые регулируют политику государства в отношении граждан.

Общины коренных народов являются общественными структурами, которые не ставят себе за цель получение прибыли, и существуют на благотворительные взносы, добровольные пожертвования от граждан и государственную финансовую поддержку.

Признаки и виды общины коренных малочисленных народов РФ

Коренные народности России классифицируются в зависимости от языковой группы, и численности представителей.

В общем, среди коренных народностей выделяют следующие основные группы:

  • Народы Северной России;
  • Дальневосточные народности;
  • Алтайские народности;
  • Западно- и восточносибирские аутентичные общины.

Коренные народы проживают в традиционных местах своего скопления. Государство гарантирует им некую степень автономности и возможность поддержания особых для них устоев быта. Кроме того, малые народности занимаются традиционными видами деятельности (рыболовство, животноводство, сельское хозяйство).

В соответствии с действующими законодательными нормативами, к коренным малочисленным народам относят все народности, численность представителей которых не превышает 40 тыс. человек. При этом стоит отметить, что коренные народы распределены по территории Сибири и Дальнего Востока неравномерно.

Территория и исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов

Территории, где традиционно расселены малые народности, официально утверждены Правительством России. При этом, государство гарантирует, что коренные представители малых народов получат полную возможность вести культурный быт и заниматься теми видами деятельности, которые считаются традиционными для них.

В частности, перечень традиционных видов занятий для малых народов включает:

  • Кочевое животноводство (разведение оленей, яков и лошадей) и переработка продуктов животноводческого комплекса;
  • Охота на пушных зверей и изготовление меховых изделий;
  • Растениеводство, в частности земледелие, выращивание сельхоз культур, лекарственных растений и ягод;
  • Собирательство (заготовка, переработка и реализация продукции лесного происхождения);
  • Народные ремесла и художественные промыслы (вышивка, плетение из трав и кожи, обработка меха, костей и прочих материалов).

Как показывает статистика, значительное большинство коренного населения Сибири и Дальнего Востока традиционно селятся в тех местах, в которых ранее проживали их предки. Поэтому на карте страны можно встретить целые населенные пункты, в которых абсолютное большинство населения принадлежит к коренным народностям.

Учреждение общины коренных малочисленных народов РФ

В соответствии с действующим законодательством, община, которая объединяет малые народы и ставит перед собой цель защитить их аутентичность, должна быть общественной структурой некоммерческого назначения.

Стоит отметить, что учредить подобную структуру может любой желающий, однако за некоторыми исключениями:

  • Подданные иностранных государств и лица без гражданства;
  • Юридические лица;
  • Органы государственной и муниципальной власти.

Кроме того, в качестве учредителей не могут выступать также иностранные коммерческие и некоммерческие организации, но при этом они могут осуществлять финансирование общины путем добровольных взносов и пожертвований.

Создаваемая община в обязательном порядке должна быть зарегистрирована в органах государственной власти.

Стоит отметить, что для того, чтобы процесс регистрации прошел без особых сложностей, должны быть соблюдены следующие правила:

  • Численность участников общины должна быть более 2-х человек;
  • Все участники организации должны подписать уставную документацию;
  • Община должна иметь официальное наименование, с указанием местонахождения и основного вида хозяйствования.

Имущество общины коренных малочисленных народов РФ

Учитывая тот факт, что община, объединяющая коренные народы не может быть коммерческой структурой, все ее имущество составляют благотворительные взносы, пожертвования и прочая финансовая помощь.

Государство определяет, что при регистрации общины, все ее участники должны сформировать устав, в котором будет отмечено, какое имущество они вносят в качестве своих вступительных взносов. Имущество может быть как в денежном выражении, так и в натуральном виде (недвижимость, транспорт, предметы мебели и интерьера и т.д.).

По закону, все имущество принадлежит самой общине.

Однако, если возникает ситуация, когда кто-либо из участников организации решает покинуть ее ряды, его доля, которая была внесена им в качестве вступительного взноса, будет ему возвращена в полном объеме в денежном выражении или в натуральном виде.

Стоит заметить, что несмотря на то, что община малочисленных народностей не является коммерческой структурой, она может способствовать реализации товаров, произведенных коренными народами.

Полученная прибыль будет распределена между участниками общины, или же переведена в уставный фонд организации с соответствующим разделением на доли.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Сколько по времени займет регистрация ТОСКМНС?

Сколько по времени займет регистрация ТОСКМНС и можно ли стать председателем в 17 лет, если вступить можно с 16 ?

Данила 21.05.2019 15:20

Здравствуйте! Согласно ст. 26 ГК РФ н есовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренныепунктом 2 статьи 28настоящего Кодекса. То есть несовершеннолетний не может стать председателем, для этого нужно быть объявленным полностью дееспособным.

Пчелинцева Марина Владимировна 19.06.2019 16:20

Задать дополнительный вопрос

Да,все верно.

Колпакова Галина Юрьевна 20.06.2019 12:30

Задать дополнительный вопрос

Как зарегистрировать общину малочисленных народов РФ?

как правильно написать заявление для открытия некоммерческой организации малочисленных народов

Анатолий 24.12.2018 12:39

Добрый день!
В соответствии со ст. 6.1 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее - община малочисленных народов) признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры.
Согласно ст. 8 ФЗ от 20.07.2000 № 104-ФЗ общины малочисленных народов организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, достигших возраста 18 лет. Воля к вступлению в общину малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов (собрания уполномоченных представителей малочисленных народов).
Образцы документов для регистрации некоммерческих организация можно найти по этой ссылке: https://minjust.ru/ru/obrazcy-zapolneniya-dokumentov

26.12.2018 10:22

Задать дополнительный вопрос

При необходимости «Юридическая группа «Сервиса бесплатных юридических консультаций» составит для Вас все документы, жалобы и заявления. Наш адрес: Москва, Старопименовский переулок, дом 18..html Наши контакты: сайт/kontakty.html

Федорова Любовь Петровна 27.12.2018 08:23

Задать дополнительный вопрос

некоммерческие организации, Общины кмн рф

Цель деятельности общин кмн РФ, закрепленные законом? Ответственность Общин кмн РФ, закрепленные законом?

Тамерлан 12.11.2018 21:17

Здравствуйте!Данные вопросы регулируются ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - «Сервиса бесплатных юридических консультаций».

Александров Александр Михайлович 13.11.2018 11:11

Задать дополнительный вопрос

Да, все верно.

Сайботалов Вадим Владимирович 14.11.2018 15:00

Задать дополнительный вопрос

недостатки

какими могут быть недостатки некоммерческой организации в форме общин коренных малочисленных народов?

Анастасия 13.10.2018 16:08

Добрый день! Согласно ст.6 ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" запрещаются организация и деятельность общин малочисленных народов в других целях, кроме целей, обозначенных настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, учредительными документами соответствующей общины малочисленных народов. К плюсам можно отнести ст. 8 ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Действия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие самостоятельность общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, могут быть обжалованы в порядке, установленном федеральным законодательством. Так же согласно ст 13 ФЗ члены общины малочисленных народов отвечают по обязательствам общины малочисленных народов в пределах своей доли из имущества общины малочисленных народов. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - «Сервиса бесплатных юридических консультаций».

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Юренев Виталий Анатольевич 13.10.2018 21:43

Задать дополнительный вопрос

Да, все верно.

Валуев Игорь Владимирович 14.10.2018 14:22

Задать дополнительный вопрос

Заявление на вступление в общину малочисленных коренных народов

Как правильно написать заявление на вступление в территориально-соседскую общину коренных малочисленных народов дальнего востока?

Ксения 13.08.2018 17:32

Здравствуйте! Заявление на вступление в общину коренных малочисленных народов пишется в свободной форме. Можете написать примерно так: Прошу принять в территориально-соседскую общину коренных малочисленных народов дальнего востока ФИО, согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Число, подпись.

Федорова Любовь Петровна 14.09.2018 21:50

Задать дополнительный вопрос

Галина 20.11.2018 05:24

В законе написано, что община подлежит обязательной регистрации. Можно ли обратиться в органы местного самоуправления местного поселения?

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Дубровина Светлана Борисовна 20.11.2018 07:57

Задать дополнительный вопрос

Да, все верно, согласна с коллегой

Дубровина Светлана Борисовна 15.09.2018 08:30

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Основные положения об автономной некоммерческой организации
  • Государственное учреждение и муниципальное учреждение
  • Адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами
  • Особенности управления в товариществе собственников недвижимости
  • Казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ РФ
  • Основные положения о товариществе собственников недвижимости
  • Учредители ассоциации (союза) и устав ассоциации (союза)
  • Права и обязанности участника (члена) общественной организации
  • Обязанность членов потребительского кооператива по внесению дополнительных взносов

Община коренных малочисленных народов Российской Федерации (община малочисленных народов) - форма самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

К коренным малочисленным народа Севера, Сибири и Дальнего Востока относятся народы, про живающие на территориях расселения своих предков, насчитывающие менее 50 ООО человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Особенности правового положения общин малочисленных народов, их создания, реорганизации и ликвидации, управления определяются Федеральным законом от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Общины малочисленных народов организуются на добровольной основе из лиц, достигших возраста 18 лет, по их письменному заявлению или путем внесения записи в протокол общего собрания (схода) членов общины. Учреждать общины могут физические лица - граждане Российской Федерации (не менее трех), относящиеся к малочисленным народам и достигшие 18 лет.

Членство в общине малочисленных народов может быть коллективным (семья, род) и индивидуальным. Право индивидуального членства предоставляется гражданам Российской Федерации, относящимся к малочисленным народам и достигшим 16 лет. Членами общины могут быть лица, не относящиеся к малочисленным народам, но осуществляющие традиционные хозяйствование и промыслы малочисленных народов. Как учредителями, так и членами общины малочисленных народов не могут быть юридические лица, органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления, их должностные лица.

Члены общины малочисленных народов отвечают по обязательствам общины в пределах своей доли в имуществе общины. Община не отвечает по обязательствам ее членов.

Общины малочисленных народов ведут свою деятельность на основе учредительного договора и устава. В них должны быть определены наименование общины, местонахождение, основные виды хозяйствования и другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и субъектов Федерации. С момента принятия решения об организации общины она считается созданной и подлежит обязательной государственной регистрации.

Решения о создании общины, утверждении ее устава, формировании органов управления и органов контроля принимаются на учредительном собрании, где вправе присутствовать все граждане, проживающие на территории (части территории) соответствующего муниципального образования.

В собственности общины малочисленных народов могут находиться имущество, переданное ее членами в качестве вклада (взноса); финансо вые средства, принадлежащие общине (собственные и заемные); добровольные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе иностранных; иное имущество, приобретенное или полученное общиной. Общины самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащей им собственностью. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую уставным целям.

Общины малочисленных народов независимо от видов их хозяйствования вправе добровольно объединяться в союзы (ассоциации) общин на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями) общин. 2.4.

Еще по теме Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации:

  1. Использование лесов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
  2. Глава 10. Суверенитет народа и формы его реализации в Российской Федерации. Выборы и референдум в системе народовластия
  3. Список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации
  4. Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и о отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации
  5. Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении который допускается исключение некоторый мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации
  6. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  7. Глава 5. УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

В законодательство о некоммерческих организациях были внесены изменения, в соответствии с которыми законодательное закрепление получила новая разновидность некоммерческих организаций - община коренных малочисленных народов Российской Федерации.

И Конституции РФ установила, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международных соглашений. Особенности правового положения общин малочисленных народов, их создания, реорганизации и ликвидации, управления общинами малочисленных народов определяются законодательством Российской Федерации об общинах малочисленных народов.

В развитие этих положений были приняты соответствующие правовые акты, в том числе и Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", в котором гарантии прав коренных малочисленных народов излагаются наиболее полно.

В данном законе более конкретно установлено определение, согласно которому коренные малочисленные народы Российской Федерации - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

Для таких народов характерны такие понятия, как традиционный образ жизни, то есть исторически сложившийся способ жизнеобеспечения, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований и исконная среда обитания - исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни.

Создание же такой организационно-правовой формы юридических лиц, как община коренных малочисленных народов, обусловлено необходимостью представлять их интересы, а также выступать в гражданском обороте.

Неофициально подобные организации существовали и ранее. Однако они не могли зарегистрироваться в качестве юридических лиц, так как органы, осуществляющие государственную регистрацию, отказывались регистрировать общины малочисленных народов на том основании, что гражданским законодательством не предусмотрены такие организационно-правовые формы юридических лиц.

Общины малочисленных народов организуются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами общины.

Учредительными документами общины малочисленных народов являются:

учредительный договор;

устав.

Учредительный договор заключается учредителями общины малочисленных народов, а устав утверждается общим собранием (сходом) членов общины.

С момента принятия решения об организации общины малочисленных народов она считается созданной. При этом, созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица.

Как и в случае других некоммерческих организаций, основная цель общины коренных малочисленных народов - достижение общественно полезных целей. В частности, такой общественно полезной целью, как отмечено в указанном выше определении, является защита их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Как и в отношении других некоммерческих организаций, в данном случае действует правило, согласно которому община малочисленных народов вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана.

Определенной спецификой обладает процедура прекращения общины коренных малочисленных народов и судьба ее имущества после прекращения. Члены общины коренных малочисленных народов имеют право на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины малочисленных народов либо при ее ликвидации.

Таким образом, процедура похожа на процедуру прекращения хозяйственных обществ и товариществ, когда их участники имеют право на получение части имущества. Наличие подобного правила, очевидно, обусловлено тем, что в собственности общины малочисленных народов может находиться имущество, переданное членами общины в качестве вклада (взноса) при организации общины.

При этом, порядок определения части имущества общины малочисленных народов или компенсации стоимости этой части, устанавливается законодательством Российской Федерации об общинах малочисленных народов.


З.С. Боташев.,

главный специалист-эксперт отдела по

делам некоммерческих организаций

Одобрен Советом Федерации

Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, а также определяет правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления.

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:

коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями;

представители других этнических общностей - представители этнических общностей, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие в районах проживания этих народов и осуществляющие традиционное хозяйствование малочисленных народов;

общины малочисленных народов - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры;

семейные (родовые) общины малочисленных народов - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;

территориально-соседские общины малочисленных народов -формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих (компактно и (или) дисперсно) на территориях традиционного расселения малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;

союзы (ассоциации) общин малочисленных народов - межрегиональные, региональные и местные объединения общин малочисленных народов.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, деятельности, реорганизации и ликвидации общин малочисленных народов.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

Действие настоящего Федерального закона распространяется на все общины малочисленных народов, в том числе созданные до его вступления в силу, а также на союзы (ассоциации) общин малочисленных народов.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации об общинах малочисленных народов

1. Законодательство Российской Федерации об общинах малочисленных народов состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Решения по вопросам внутренней организации общины малочисленных народов и взаимоотношений между ее членами могут приниматься на основании традиций и обычаев малочисленных народов, не противоречащих федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации и не наносящих ущерба интересам других этносов и граждан.

Статья 5. Принципы организации и деятельности общин малочисленных народов

Организация и деятельность общин малочисленных народов основываются на принципах:

равенства общин малочисленных народов перед законом вне зависимости от видов их деятельности и количества членов общины малочисленных народов;

добровольности, равноправия, самоуправления и законности;

свободы в определении своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности;

гласности.

Деятельность общин носит некоммерческий характер.

Статья 6. Ограничение на организацию и деятельность общин малочисленных народов

Запрещаются организация и деятельность общин малочисленных народов в других целях, кроме целей, обозначенных настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, учредительными документами соответствующей общины малочисленных народов.

Статья 7. Взаимоотношения общин малочисленных народов с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав и законных интересов малочисленных народов могут оказывать помощь общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов в виде:

предоставления налоговых льгот и преимуществ;

целевого финансирования региональных и местных программ сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

заключения с общинами малочисленных народов, союзами (ассоциациями) общин малочисленных народов договоров на выполнение работ и предоставление услуг;

целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов для самоуправления и традиционного хозяйствования малочисленных народов;

бесплатной консультативной помощи по вопросам традиционного хозяйствования малочисленных народов;

предоставления на конкурсной основе социального заказа на разработку и реализацию региональных и местных программ социально-экономической помощи общинам малочисленных народов.

В местах компактного проживания малочисленных народов органы местного самоуправления по предложению общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов могут наделять их отдельными полномочиями органов местного самоуправления.

2. Вопросы, затрагивающие интересы общин малочисленных народов, решаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом мнения общин малочисленных народов.

3. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Действия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие самостоятельность общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, могут быть обжалованы в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 8. Организация общин малочисленных народов

1. Общины малочисленных народов организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, достигших возраста 18 лет. Воля к вступлению в общину малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов (собрания уполномоченных представителей малочисленных народов).

Общины малочисленных народов организуются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами общины.

2. Учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. Число учредителей не может быть менее трех.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть учредителями общин малочисленных народов.

Учредителями не могут быть юридические лица.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица не могут быть учредителями общин малочисленных народов.

3. Учредительными документами общины малочисленных народов являются:

учредительный договор;

Учредительный договор заключается учредителями общины малочисленных народов, а устав утверждается общим собранием (сходом) членов общины.

В учредительных документах общины малочисленных народов должны быть определены:

наименование общины;

местонахождение;

основные виды хозяйствования.

В учредительных документах общины малочисленных народов могут содержаться и другие сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

Учредительные документы подписываются учредителями общины малочисленных народов.

С момента принятия решения об организации общины малочисленных народов она считается созданной.

Созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица.

4. По решению общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов в члены общины могут приниматься лица, не относящиеся к малочисленным народам, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов.

5. Отказ лица от вступления в общину малочисленных народов не может служить основанием для ограничения его права на самостоятельное осуществление традиционного хозяйствования и занятие традиционными промыслами.

Статья 9. Учредительное собрание общины малочисленных народов

Решения о создании общины малочисленных народов, об утверждении ее устава, о формировании органов управления и органов контроля принимаются на учредительном собрании общины малочисленных народов. На учредительном собрании общины малочисленных народов вправе присутствовать все граждане, проживающие на территории (части территории) соответствующего муниципального образования.

Статья 10. Устав общины малочисленных народов

1. Устав общины малочисленных народов должен определять:

вид общины, предмет и цели ее деятельности;

состав учредителей;

наименование и местонахождение;

источники формирования имущества общины и порядок его использования;

порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционного хозяйствования и изделий традиционных промыслов;

порядок возмещения убытков;

условия ответственности членов общины по долгам и убыткам общины;

порядок использования имущества в случае ликвидации общины;

структуру и компетенцию органов управления общины, порядок принятия ими решений, перечень вопросов, решения по которым принимаются квалифицированным большинством голосов;

порядок внесения изменений и дополнений в учредительные документы;

периодичность проведения общего собрания (схода) членов общины;

порядок реорганизации и ликвидации общины;

права и обязанности членов общины;

порядок и условия приема в члены общины и выхода из нее;

порядок и характер участия членов общины в ее хозяйственной деятельности;

ответственность членов общины за нарушение обязательств по личному трудовому и иному участию.

Устав общины малочисленных народов может содержать описание символики общины малочисленных народов.

В уставе общины малочисленных народов могут содержаться иные положения, относящиеся к деятельности общины, не противоречащие федеральному законодательству.

2. Об изменениях в своем уставе община малочисленных народов должна сообщить в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления в сроки и в порядке, установленные законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 11. Членство в общине малочисленных народов

1. Членство в общине малочисленных народов может быть коллективным (членство семей (родов) и индивидуальным (членство лиц, относящихся к малочисленным народам).

Индивидуальными членами общины малочисленных народов могут быть лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 16 лет, ведущие традиционный для этих народов образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами.

Члены общины малочисленных народов имеют право выхода из нее.

В случае выхода из общины малочисленных народов члену общины и членам его семьи предоставляется доля из имущества общины малочисленных народов.

При выходе из общины одного или нескольких ее членов и выделении им доли из имущества общины должно предусматриваться сохранение за вышедшими возможности вести традиционный образ жизни и осуществлять традиционное хозяйствование.

Права и обязанности членов общины малочисленных народов, порядок и условия вступления в общину и выхода из нее определяются уставом общины малочисленных народов.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами общины малочисленных народов, но вправе оказывать общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов материальную, финансовую и иную помощь.

2. Принадлежность к общине малочисленных народов лиц, относящихся к малочисленным народам, не может служить основанием для ограничения их прав и свобод человека и гражданина, условием предоставления им органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

3. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица не могут быть членами общины малочисленных народов.

Статья 12. Права членов общины малочисленных народов

1. Члены общины малочисленных народов в соответствии с уставом общины малочисленных народов имеют право на:

участие в принятии решений общины;

участие в выборах органов управления общины и право быть избранными в эти органы;

получение доли из имущества общины или ее компенсации при выходе из общины либо при ее ликвидации;

выход из общины;

другие права, предусмотренные уставом общины.

2. Члены общины малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации вправе использовать для нужд традиционных хозяйствования и промыслов объекты животного и растительного мира, общераспространенные полезные ископаемые и другие природные ресурсы.

Статья 13. Обязанности членов общины малочисленных народов

1. Члены общины малочисленных народов обязаны:

соблюдать устав общины;

рационально использовать природные ресурсы и осуществлять природоохранные меры;

исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Члены общины малочисленных народов отвечают по обязательствам общины малочисленных народов в пределах своей доли из имущества общины малочисленных народов.

3. Община малочисленных народов не отвечает по обязательствам ее членов.

Статья 14. Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов

1. Высшим органом управления общины малочисленных народов является общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов.

Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов созывается по мере необходимости, периодичность его проведения определяется уставом.

Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов считается полномочным при условии участия в нем не менее половины членов общины, если уставом общины не установлены иные правила.

В уставе общины малочисленных народов может быть предусмотрен созыв общего собрания (схода) членов общины по требованию не менее одной трети ее членов.

Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов рассматривает все важнейшие вопросы жизнедеятельности общины малочисленных народов.

2. В исключительной компетенции общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов находится:

принятие устава общины;

избрание правления (совета) общины и его председателя;

принятие новых членов;

исключение из общины;

определение основных направлений деятельности общины;

избрание ревизионной комиссии;

принятие решений о реорганизации, ликвидации и самороспуске общины;

утверждение решений председателя правления (совета) общины.

Уставом общины малочисленных народов к полномочиям общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов могут быть отнесены и другие вопросы деятельности общины малочисленных народов.

Статья 15. Правление (совет) общины малочисленных народов

1. Органом управления общины малочисленных народов является правление (совет) общины малочисленных народов.

Правление (совет) общины малочисленных народов избирается в составе председателя правления (совета) общины и других членов правления (совета) общины на общем собрании (сходе) членов общины малочисленных народов простым большинством голосов.

Правление (совет) общины малочисленных народов организует деятельность общины малочисленных народов в перерывах между общими собраниями (сходами) членов общины малочисленных народов и проводит заседания по мере необходимости.

Полномочия правления (совета) общины малочисленных народов и срок полномочий устанавливаются уставом общины малочисленных народов.
Избранными в состав правления (совета) общины малочисленных народов считаются члены общины, получившие более половины голосов ее членов, присутствующих на общем собрании (сходе) членов общины.
2. Правление (совет) общины малочисленных народов вправе:

рассматривать заявления граждан, изъявивших желание вступить в общину, и рекомендовать их к вступлению в общину;

определять количество работников, привлекаемых общиной малочисленных народов по трудовым договорам, и порядок оплаты их труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

утверждать решение председателя правления (совета) общины.

Уставом общины малочисленных народов правлению (совету) общины могут быть предоставлены и иные полномочия.

Статья 16. Полномочия председателя правления (совета) общины малочисленных народов

Председатель правления (совета) общины малочисленных народов:

организует работу правления (совета) общины;

в период между заседаниями правления (совета) общины решает все организационные, производственные и иные вопросы, за исключением тех вопросов, которые отнесены к ведению общего собрания (схода) членов общины или правления (совета) общины;

в соответствии с уставом общины собирает правление (совет) общины и общее собрание (сход) членов общины;

представляет общину в отношениях с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Уставом общины малочисленных народов председателю правления (совета) общины могут быть предоставлены и иные полномочия.

Статья 17. Имущество общин малочисленных народов

1. В собственности общины малочисленных народов могут находиться:

имущество, переданное членами общины в качестве вклада (взноса) при организации общины;

финансовые средства, принадлежащие общине (собственные и заемные);

добровольные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе иностранных;

иное имущество, приобретенное или полученное общиной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Общины малочисленных народов самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащей им собственностью.

3. Общины малочисленных народов с согласия членов общины вправе реализовывать продукты труда, произведенные ее членами.

4. Общины малочисленных народов несут материальную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Льготы, предоставляемые членам общины малочисленных народов

В целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни и хозяйствования малочисленных народов члены общины малочисленных народов пользуются льготами, установленными федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 19. Деятельность общин малочисленных народов в сфере образования и культуры

1. В целях сохранения культур малочисленных народов общины малочисленных народов могут организовывать воспитание и обучение детей членов общины, исходя из традиций и обычаев этих народов.

Привлечение преподавателей для воспитания и обучения детей членов общины малочисленных народов может осуществляться на основе договоров общин малочисленных народов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

2. Общины малочисленных народов имеют право на соблюдение религиозных традиций и обрядов малочисленных народов, если такие традиции и обряды не противоречат законам Российской Федерации и законам субъектов Российской Федерации, содержание и охрану культовых мест, создание собственных культурных центров и других общественных объединений.

Статья 20. Союзы (ассоциации) общин малочисленных народов

1. Общины малочисленных народов независимо от видов их хозяйствования вправе добровольно объединяться в союзы (ассоциации) общин на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями) общин. Правоспособность союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Союзы (ассоциации) общин малочисленных народов являются некоммерческими организациями.

2. Общины малочисленных народов - члены союза (ассоциации) общин малочисленных народов сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

3. Союз (ассоциация) общин малочисленных народов не отвечает по обязательствам своих членов. Члены союза (ассоциации) общин малочисленных народов несут субсидиарную ответственность по обязательствам союза (ассоциации) в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами союза (ассоциации).

4. Наименование союза (ассоциации) общин малочисленных народов должно содержать указание на основной предмет деятельности его (ее) членов с включением слова "союз" или "ассоциация".

Статья 21. Реорганизация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов

1. Реорганизация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов осуществляется по решению общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов или съезда (конференции) союзов (ассоциаций) общин, принятому квалифицированным большинством членов общины малочисленных народов или союза (ассоциации) общин малочисленных народов.

2. Реорганизация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения и выделения общин.

3. Государственная регистрация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, вновь образованных после реорганизации, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

4. Имущество общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, являющихся юридическими лицами, переходит после их реорганизации к вновь образованным общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов, ставшим юридическими лицами, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 22. Ликвидация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов

1. Общины малочисленных народов, союзы (ассоциации) общин малочисленных народов могут быть ликвидированы на основании и в порядке, установленных федеральным законодательством.

2. Кроме того, общины малочисленных народов могут быть ликвидированы в случае:

выхода из состава общины более двух третей учредителей или членов данной общины или иной фактической невозможности продолжения деятельности данной общины;

прекращения осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами;

неоднократных грубых нарушений общиной целей, определенных в уставе данной общины. Ликвидация осуществляется по решению суда.

3. При ликвидации общины малочисленных народов ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит распределению между членами общины в соответствии с их долей из имущества общины малочисленных народов, если иное не установлено уставом общины малочисленных народов. Решение об использовании оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества общины малочисленных народов, союза (ассоциации) общин малочисленных народов публикуется ликвидационной комиссией в органах печати.

4. Запись о прекращении деятельности общины малочисленных народов вносится в реестр органа юстиции, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, при представлении следующих документов:

заявление о прекращении деятельности общины, подписанное лицом, уполномоченным общим собранием (сходом) членов общины малочисленных народов;

решение соответствующего органа о ликвидации общины;

устав общины малочисленных народов;

ликвидационный или разделительный баланс;

документ об уничтожении печати общины.

Споры о ликвидации общин малочисленных народов решаются в суде.

Ликвидация союза (ассоциации) общин малочисленных народов осуществляется в соответствии с уставом данного союза (ассоциации) общин малочисленных народов в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Решение о ликвидации общины малочисленных народов, союза (ассоциации) общин малочисленных народов, являющихся юридическими лицами, направляется в орган юстиции, зарегистрировавший общину малочисленных народов, союз (ассоциацию) общин малочисленных народов.

В случае, если община малочисленных народов не проходила государственную регистрацию, решение о ее ликвидации или самороспуске направляется в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления в порядке и в срок, установленные законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 23. Обжалование действий органов государственной власти и органов местного самоуправления

Общины малочисленных народов вправе обжаловать в суд действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, ущемляющие права общин малочисленных народов и их членов, в установленном законом порядке, а также требовать возмещения убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба окружающей среде.

Статья 24. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - это народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями;

Общины малочисленных народов - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Общины малочисленных народов бывают двух видов:

  • 1. семейные (родовые) общины малочисленных народов - это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;
  • 2. территориально-соседские общины малочисленных народов - это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих на территориях традиционного расселения малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами.

Учредителями общин малочисленных народов могут выступать не менее 3 граждан Российской Федерации, относящихся к малочисленным народам и достигших возраста 18 лет. Учредителями не могут быть юридические лица. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица не могут быть учредителями общин малочисленных народов.

Учредительными документами общины малочисленных народов являются учредительный договор и устав.

Созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица.

Членство в общине малочисленных народов может быть коллективным (членство семей (родов)) и индивидуальным (членство лиц, относящихся к малочисленным народам).

Высшим органом управления общины малочисленных народов является общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов. Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов созывается по мере необходимости, периодичность его проведения определяется уставом.

Органом управления общины малочисленных народов является правление (совет) общины малочисленных народов. Правление (совет) общины малочисленных народов избирается в составе председателя правления (совета) общины и других членов правления (совета) общины на общем собрании (сходе) членов общины малочисленных народов простым большинством голосов.

В собственности общины малочисленных народов могут находиться:

  • 1. имущество, переданное членами общины в качестве вклада (взноса) при организации общины;
  • 2. финансовые средства, принадлежащие общине (собственные и заемные);
  • 3. добровольные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе иностранных;
  • 4. иное имущество, приобретенное или полученное общиной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общины малочисленных народов с согласия членов общины вправе реализовывать продукты труда, произведенные ее членами.