Российская федерация на рубеже xxi века. Международные отношения на рубеже XX–XXI веков. ООН


Г. П. Черников, Д. А. Черникова

Европа на рубеже XX–XXI веков

Предисловие

В истории человечества Европа всегда имела огромное значение. В конце XIX в. в одном из фундаментальных сочинений русской историко-социальной литературы, книге «Россия и Европа», Н. Я. Данилевский отмечал «громадные результаты исторической жизни Европы». Народы Европы, по его словам, не только основали могущественные государства, распространившие свою власть на все части света, но и установили отвлеченно-правомерные отношения граждан и между собой, и с государством. Это дает основание назвать европейский «культурно-исторический тип… двуосновным с преимущественно научным и промышленным характером культуры в тесном смысле этого слова».

Но положение в мире быстро менялось. Уже в 1900 г. США, бывшие в начале XIX в. отсталой аграрной страной, выдвинулись на 1-е место в мире по уровню развития промышленного производства. Такому ускоренному продвижению США на господствующие экономические позиции способствовали итоги Первой мировой войны (1914–1918), а Вторая мировая война (1939–1945) окончательно обеспечила первенство США, которые, благодаря быстрому развитию своей экономики, превратились в ведущую мировую державу.

Беспрецедентный по продолжительности и размерам экономический подъем имел место в США в конце XX – начале XXI в.: доля США в мировом ВВП достигла почти трети (в 2000 г. – 30,4 %). Но события 11 сентября 2001 г. положили начало новому этапу в политическом развитии всего мира. Ликвидация последствий теракта в Нью-Йорке продемонстрировала мощь «одинокой сверхдержавы», как стали называть свою страну граждане США. Одновременно эти трагические события показали слабость позиций других развитых стран, острейшую необходимость для них укрепления своего экономического, научно-технического и военно-политического потенциалов. И прежде всего это касается Европы, которая долгое время считалась вторым «центром» современного мира. Активную деятельность руководителей Евросоюза последнего времени журналисты охарактеризовали очень образно: «Европа жаждет независимости». Речь идет о создании Объединенной Европы, играющей главенствующую роль в мировой экономике и политике. Ее возникновение, быть может, явится наиболее важным событием XXI в.

Задача данного пособия – раскрыть процесс консолидации экономики стран Европы как составной части глобализации экономики и политики, показать его сложный характер, а также рассказать, какую важную роль призвана играть Россия в судьбе объединяющейся Европы. Для углубления анализа проблем мирового хозяйства последовательно рассматриваются европейские экономические модели, современная постиндустриальная экономика стран Европы, особенности ее динамики, эволюция роли Евросоюза в международных экономических отношениях. В частности, говорится о противоречиях между развитыми странами Европы и ведущей заокеанской державой – США.

Учитывая далеко продвинувшийся процесс создания Объединенной Европы, в книге подробно характеризуются национальные экономики основных европейских стран. При этом отмечаются не только достижения, но и противоречивые тенденции и возможные перспективы.

Большое внимание уделено рассмотрению социально-экономических и политических связей стран Западной Европы, Китая, Индии и России. Анализируются новые направления в их отношениях, делаются предположения о характере будущего сотрудничества между Россией и Объединенной Европой и той роли, которую может сыграть российско-европейский союз в развитии современного мира.

Книга написана на основе анализа зарубежной и отечественной научной литературы, публикаций в периодической печати, статистических материалов. Она подготовлена на базе лекций по экономике стран Европы, которые профессор Г. П. Черников в течение ряда лет читает в Московском государственном институте (университете) международных отношений, Московском государственном институте коммерции и других учебных заведениях.

Г. Черников.

Формирование Европейского союза. Социально-экономические основы объединения

Причины объединения стран Европы

В декабре 2002 г. на саммите Евросоюза (ЕС) в Копенгагене было принято решение о приеме в ЕС в 2004 г. 10 новых членов. Завершение процесса объединения европейских стран в 2010 г. будет означать решительный шаг вперед к созданию «супергосударства». Валовый внутренний продукт (ВВП) 25 государств – членов ЕС превысит 10 трлн долл. А численность населения в ЕС возрастет приблизительно до 454 млн человек (в 2002 г. – 452,2 млн человек). Существенно увеличится весь ресурсный потенциал стран ЕС.

Но главное – Объединенная Европа станет инструментом политической централизации. Логика расширения Евросоюза – это политическая логика, т. е. для ЕС важны политические последствия расширения. Многие лидеры европейских стран сегодня признают, что Европу необходимо превратить в сверхдержаву, которая была бы способна отстаивать свои интересы на мировой арене.

Объективной основой для объединения европейских государств выступает процесс глобализации – экономической и политической интернационализации мира. «Расширение Европы – это необходимость в глобализующемся мире, – говорил один из руководителей Евросоюза Р. Проди, – и, конечно, оно дает нам огромные политические преимущества. Единственный способ противостоять США и бурно развивающемуся Китаю, а также усилить свое мировое влияние – это образовать сильную объединенную Европу».

Судя по всему, уже в первые десятилетия XXI в. России придется иметь дело не просто с группировкой европейских стран, по силе равной США и Китаю и превосходящей Японию, но со своего рода Соединенными Штатами Европы. В настоящее время Евросоюз уже вплотную подошел к преобразованию в глубоко интегрированное объединение государств с общей наднациональной системой управления, политикой, обороной, валютой и единым экономическим и социальным пространством.

Чтобы понять причины создания такого объединения, необходимо рассмотреть объективные его основы, изменения, происходящие в мировой политике, особенности исторического прошлого и современных международных отношений стран Европы Определяющее значение имеет также состояние природных, демографических и финансовых ресурсов этих стран.

Глобализация. Основные формы ее проявления

Интернационализация хозяйственной деятельности развивалась на всех этапах формирования мировой экономики, составляя ее основу. Но в течение последних десятилетий под влиянием научно-технической революции и ряда других факторов интернационализация жизни приобретает новое качество, которое и назвали глобализацией.

Итак, глобализация – это качественно новый уровень интернационализации всех сторон жизни современного общества производства, обмена товарами, экономических, социально-политических и культурных отношений и т. д. При этом речь идет не только о широте охвата явлений, но и о качественных изменениях.

Понятие глобализации вошло в научный оборот в начале 80-х годов XX в и определяло прежде всего масштабность всех происходящих в мировой цивилизации социально-экономических изменений. В 1983 г американский ученый Р. Робертсон впервые использовал термин «глобализация» в названии одной из своих статей, а в 1992 г он одним из первых изложил концепцию глобализации.

В последние годы в России и за рубежом опубликован ряд монографий, статей и т. п. по проблемам глобализации Большое внимание в них уделено раскрытию предпосылок для развития глобализации производственных (новые технологии, информативная революция), организационных (развитие новых субъектов мирового хозяйства), экономических (широкое распространение подетальной специализации, качественные сдвиги в эволюции международных финансовых рынков) и др. В исследованиях, как правило, подчеркивается, что в этом процессе достигается такой уровень интернационализации экономики, при котором можно констатировать становление глобально интегрированной экономики.

Процесс глобализации является объективным и системным, охватывает все сферы жизни общества. В политической сфере все больше полномочий получают ООН, ВТО, ЕС, НАТО, МВФ, Мировой банк. Реальный суверенитет национальных государств ограничивается. Велика и роль крупных транснациональных корпораций. Из-за свободного перемещения людей и капиталов через границы уменьшается власть государства по отношению к своим гражданам. Проблемы глобальной политики решаются на встречах мировых лидеров в рамках "Большой восьмерки" и "Большой двадцатки".

В экономической сфере глобализация представляет собой резко возросшую интеграцию, взаимозависимость экономик различных стран. Глобализация экономики связана с формированием глобального экономического пространства, в котором отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учетом мировой конъюнктуры. А экономические подъемы и спады приобретают глобальный, планетарный размах. Современные информационные системы позволяют финансовому капиталу быстро перемещаться, а финансовым рынкам круглосуточно работать в режиме реального времени.

В культурной глобализации велика роль Интернета, международного туризма, доступности кинофильмов, книг и других продуктов духовного творчества. Происходит определенное нивелирование деловой и потребительской культуры. С другой стороны, возникает угроза угасания национальных культур на фоне популярности международных культурных явлений, часто не самого высокого качества.

Антиглобалисты считают, что глобализация используется США как инструмент для ослабления или уничтожения своих геополитических противников и является прикрытием американизации. Мировой кризис 2008–2010 гг., по мнению многих, показал, что глобализация способствует росту спекулятивной экономики, монополизации производства и сбыта товаров и перераспределению богатства в пользу небольшой группы людей ("мирового правящего класса").

В мировом научном сообществе есть и немало поклонников концепции глобального общества (globalsociety), с точки зрения которой все люди нашей планеты являются гражданами единого глобального общества, состоящего из множества локальных обществ отдельных стран мира.

После развала СССР и "бархатных революций" в Европе закончилось глобальное противоборство двух сверхдержав. Возник однополярный мир, где полным гегемоном стали США. Но начавшийся летом 2008 г. экономический кризис показал, что внутренняя и внешняя политика США стала одной из главных причин этого кризиса. Все большую конкуренцию США составляет Китай. Важную роль в глобальном мире играют Европейский союз, Япония, Бразилия, Индия. Восстанавливает свои позиции и Россия.

Россия в начале XXI в.

В 2000–2008 гг. Президент Российской Федерации В. В. Путин опирался на большинство в российском парламенте, которое полностью поддерживало его действия. Партия "Единая Россия" стала доминировать в Государственной думе. Удалось укрепить государство ("вертикаль власти"), преодолеть сепаратистские тенденции и скорректировать осуществление экономических реформ. В 2000–2007 гг. сопротивление боевиков в Чечне переросло в партизанскую войну. Федеральным войскам удалось уничтожить главных лидеров вооруженного сопротивления. В восстановление Чеченской республики были вложены огромные средства.

Проводились административная (создано 7 крупных округов), налоговая (снижение подоходного налога до 13 %), военная (сокращение численности армии, введение альтернативной службы и службы по контракту) реформы и реформа местного самоуправления. В 2001 г. были утверждены гимн, герб и флаг Российской Федерации.

Рост цен на энергоносители позволил сократить внешний долг, поднять доходы работающих, а также пенсии и пособия.

В 2004 г. Путин был избран на второй срок, в 2008 г. Президентом РФ стал Д. А. Медведев, а 4 марта 2012 г. Путин вновь стал президентом, уже на срок в 6 лет.

В 2008–2010 гг. в обстановке мирового кризиса Президент РФ Д. А. Медведев и Председатель Правительства В. В. Путин стали повседневно контролировать социально-экономическую ситуацию. Сократилось промышленное производство, быстро росла безработица. Из Стабилизационного и Резервного фонда была оказана государственная поддержка крупным финансово-промышленным группам. Их сохранение "на плаву" российское руководство признало первостепенной задачей для недопущения дальнейшего ухудшения ситуации в стране. Повышались пенсии, но зарплаты работников государственных учреждений, а также стипендии студентов были заморожены. Тяжелым ударом по сельскому хозяйству, по экономике страны в целом стало экстремально жаркое лето 2010 г.

В ноябре 2009 г., несмотря на кризис, Президент страны Д. А. Медведев в качестве стратегической задачи для страны провозгласил проведение модернизации в самом широком смысле этого слова. Со второй половины 2010 г. страна стала выходить из кризиса.

При Путине и Медведеве внешняя политика России приобрела более динамичный и самостоятельный характер. Россия в качестве члена Совета Безопасности ООН, располагая мощным ядерным потенциалом, сохранила влияние на международные дела. В августе 2008 г. российские воины защитили население Южной Осетии от угрозы уничтожения со стороны руководства Грузии.

Российское руководство выдвинуло немало инициатив, направленных на разрешение существующих глобальных проблем. На собственной территории россияне вплотную столкнулись с проблемой международного терроризма. После продолжительных переговоров в 2010 г. был подписан договор ОСВ-3, который стал очередным шагом по сокращению опасности ядерной войны. Россия вносит крупный вклад в решение энергетических проблем, в освоение космического пространства.

Становление государственности новой России после распада СССР определило основные направления внешней политики. Россия оказалась в новой геополитической ситуации. В начале 1990-х гг. окончательно прекратила существование биполярная мировая система. Россия по сравнению с Советским Союзом уже не являлась великой державой. Соответственно, и отношение к ней стало иное. Если раньше Запад считался с СССР, то новая Россия не представляла большой угрозы.

Территория страны значительно уменьшилась. В сложной геополитической обстановке, когда восточноевропейские страны перестали строить социализм, а союзные республики СССР выделились в независимые государства, Российской Федерации приходилось искать новых союзников, создавать международные организации на равноправной основе.

Первым внешнеполитическим актом после прекращения существования Советского Союза стало создание Содружества Независимых Государств (СНГ) – региональной международной организации. СНГ было основано руководителями трех государств: РСФСР (Б. Ельцин), Белорусской ССР (С. Шушкевич), Украинской ССР (Л. Кравчук) в Беловежской пуще 8 декабря 1991 г. Советский Союз прекратил свое существование как субъект международного права. Соглашение ратифицировали Верховные Советы Украины, Белоруссии и РСФСР, хотя в РСФСР это должен был сделать Съезд народных депутатов РСФСР.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате 11 из 15 глав бывших союзных республик подписали совместную декларацию о вхождении в СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина). В 1993 г. к ним присоединилась Грузия.

22 января 1993 г. был принят Устав СНГ. Украина не ратифицировала Устав СНГ. Основными целями СНГ являлись: сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях; всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечение международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; взаимная помощь; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами-участниками организации.

Как видно из данного перечня, большую часть целей составляли основные принципы международного права. Главное, для чего создавалась новая международная организация, – это объединить и интегрировать новые независимые государства на постсоветском пространстве, прежде всего, экономически, поскольку разрыв экономических связей из-за распада СССР негативно повлиял на развитие бывших республик Союза. Совместными усилиями было легче решать и международные проблемы,

Концепция внешней политики Российской Федерации (1993 г.) предполагала установление равноправного партнерства с соседними, ведущими демократическими и экономически развитыми странами на базе отстаивания собственных ценностей и интересов. Главными направлениями российской внешней политики провозглашалось развитие тесных связей с СНГ, а также отношений с США, государствами Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока.

Хотя в первой половине 1990-х гг. ядерное оружие в России сохранялось, но проходило сокращение обычных вооружений. Заключаемые с западными странами договоры чаще всего являлись неравными. Во время переговоров российские представители шли на уступки.

В 1992 г. руководство России заявило, что ядерные ракеты не будут направлены против США. В 1993 г. Российская Федерация и США подписали договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2). По нему США получили право складировать снятые с ракет атомные боеголовки, а свои боеголовки Россия должна была уничтожить. По договору к 2003 г. предусматривалось взаимное сокращение ядерного потенциала до трети от уровня, определенного предыдущим договором ОСНВ-1. Однако Госдума не ратифицировала этот договор.

Военная доктрина России 1993 г. предусматривала формирование армии, достаточной для обороноспособности. Основное внимание обращалось на силы ядерного сдерживания. Особенностью доктрины являлось то, что в ней не назывались вероятные противники Российской Федерации.

Во внешней политике не были определены российские национальные интересы, чаще всего руководство страны ориентировалось на прозападный курс. Это касалось позиции России в связи с санкциями по Ираку, Югославии, что подрывало престиж нашего государства.

В эти годы проходил вывод российских войск из Германии. Поспешность, с которой осуществлялось это мероприятие, не прибавила авторитета России. Напряженными оставались отношения Российской Федерации с Японией по поводу так называемых северных территорий – четырех островов Курильской гряды.

Восточноевропейские страны и Прибалтийские государства после выхода из социалистического лагеря стали ориентироваться на Запад, на вступление в НАТО, Европейский Союз (создан в 1992 г.) и другие международные организации.

Мировые финансовые институты не всегда оказывали действенную помощь России по выходу из трудного социально-экономического положения в связи с проведением либеральных реформ.

Угрозой национальным интересам России стало расширение НАТО на Восток. Чтобы сгладить напряженность, западными странами было предложено России в 1994 г. участвовать в программе военного сотрудничества «Партнерство во имя мира».

Во второй половине 1990-х гг. начал меняться подход России во внешнеполитических связях с другими странами. С приходом в правительство Е.М. Примакова метод взаимодействия с государствами на международной арене стал более взвешенным, разумным. С российской стороны получила распространение концепция многополярного мира и учета национальных интересов всех государств. В 1997 г. начался активный диалог Российской Федерации с НАТО: был подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности.

Об активизации во внешней политике России свидетельствовало выступление против санкций в отношении боснийских сербов, осуждение бомбардировок объектов на территории Ирака. Российская Федерация стала проявлять инициативу в сотрудничестве по урегулированию международных конфликтов, к примеру, Израиля и Палестины.

Признанием вклада России в международную безопасность и равноправное сотрудничество стало ее принятие в Совет Европы в 1996 г. Российская Федерация также ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней. По протоколу №6 в России был установлен мораторий на применение смертной казни. Российские граждане стали активнее обращаться в Европейский суд по правам человека.

Российская Федерация и ведущие страны мира подписали в 1996 г. Договор о запрещении ядерных испытаний во всех сферах.

Вступление бывших социалистических стран в НАТО вызвало необходимость для России гарантий своей безопасности. Ей удалось лишь в общих чертах обговорить с НАТО не распространять ядерное и обычное оружие в этих странах, не использовать инфраструктуру, оставшуюся после Варшавского договора.

Российская Федерация также активно противодействовала вторжению сил НАТО в Югославию в 1999 г.

Более действенно Россия стала сотрудничать и в рамках СНГ. Это сотрудничество стало приоритетным в ее внешней политике. Россия постоянно стремилась к сближению с Беларусью. В 1997 г. был заключен договор о Союзе Беларуси и России, в 1999 г. – Договор о создании Союзного государства. Другое дело, что практическая реализация договоренностей не всегда была успешной.

В 1995 г. Белоруссия, Казахстан и Россия подписали первый Договор о создании Таможенного Союза. В 1996 г. была организована так называемая «Шанхайская пятерка» (Казахстан, Китай, Кыргызстан, Таджикистан, Россия).

Во второй половине 1990-х гг. Россия поддерживала отношения со многими странами мира, активно участвовала в работе ООН, в других международных организациях. В 1998 г. ее приняли в международную организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Данная организация создавалась с целью улучшения региональной торговли, либерализации капиталовложений

В 1992 г. Россия вступила в организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая занимается проблемами предотвращения конфликтов в Европе, урегулированием кризисных ситуаций, ликвидацией последствий конфликтов.

Россия с 1996 г. также участвует в неофициальном международном клубе «Большая восьмёрка» (G8), в который входят лидеры Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии. Она создана для согласования общих подходов по важным международным вопросам.

Таким образом, внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. носила противоречивый характер. Становление России в мире связано с преодолением препятствий в виде прошлых идеологических штампов об ее агрессивности, пресечении попыток разоружить и принизить ее статус. Однако при всех недочетах именно в эти годы стали проявляться контуры реальной независимости России и открыто провозглашаться приоритет национальных интересов.

В 2000-е годы Россия стремилась по-прежнему вести равноправный диалог со странами Запада, налаживать добрососедские отношения с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона и других регионов. По сравнению с 1990-ми гг. в российской внешней политике наблюдалось более четкое отстаивание национальных интересов, неукоснительное следование основным принципам международного права.

Как и в 1990-е гг., приоритетными во внешней политике России оставались отношения с СНГ. За это время произошли изменения в Содружестве Независимых Государств. В 2005 г. Туркмения стала ассоциированным членом данной организации. В 2009 г. Грузия вышла из СНГ. В рамках СНГ сформировались также несколько организаций. Например, в 2002 г. была создана Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Хотя в некоторых государствах СНГ к руководству пришли прозападно ориентированные политики, но все же и с ними удавалось находить общий язык, избегать конфликтов, действовать в рамках международного права. Лишь с Грузией не удалось мирно договориться после ее нападения на Южную Осетию в августе 2008 г. В связи с агрессией Грузии, войска которой были разбиты, Россия приняла решение признать государственную независимость Южной Осетии и Абхазии.

Сотрудничество со странами Содружества Россия стремилась развивать на взаимовыгодных условиях. Политические контакты лидеров СНГ касались не только взаимоотношений между этими странами, но и совместных действий в решении важных международных проблем. При всех порой возникавших между Беларусью и Россией трениях, все же окончательно побеждала дружба и сближение братских народов. Сложнее было наладить дружеские отношения между Российской Федерацией и Украиной. Однако и здесь удалось урегулировать ряд вопросов, связанных с российско-украинской границей. Хорошие отношения установились между Россией и Казахстаном, а также с другими государствами СНГ.

По-прежнему больным вопросом в СНГ был вопрос экономического сотрудничества. Государства бывшего СССР были заинтересованы в получении более дешевых энергоресурсов из России, на что не всегда получали положительный ответ от энергетических компаний. Это вызывало определенные трения в межгосударственных связях, особенно с Украиной и Беларусью.

Западные страны ориентировались на однополюсную структуру международных отношений под эгидой США, тогда как Концепция внешней политики РФ (2000 г.) предполагала создание многополярной системы.

Россия принимала меры к налаживанию взаимовыгодных отношений с Европейским союзом, с отдельными странами, входящими в него, прежде всего, в экономической сфере. В 2002 г. ЕС и США признали российскую экономику рыночной. Россия и ЕС совместно решали и другие вопросы, связанные с оказанием правовой помощи в борьбе с преступностью, с реализацией культурных программ и т. д.

В эти годы были восстановлены прекращенные после событий в Югославии контакты с НАТО. В 2002 г. с этой организацией было подписано соглашение по координации действий в целях обеспечения международной безопасности.

В отношениях с азиатскими странами главными направлениями внешнеполитической деятельности являлись Китай, Япония и Индия, самые многонаселенные государства мира. Россия и КНР успешно взаимодействовали в Совете Безопасности ООН по актуальным вопросам международной безопасности.

Россия также постоянно выступала посредником в улаживании конфликта между Северной и Южной Кореей. Хотя Российская Федерация и не принимала непосредственного участия в международной операции под эгидой ООН в Афганистане, но оказывала гуманитарную помощь афганскому населению. Она в 2002 г. установила дипломатические отношения с Афганистаном, развивала с ним политические, торгово-экономические, научно-технические и культурные связи.

В эти годы наметилась тенденция повсеместного нарушения таких основополагающих принципов международного права, как уважение суверенитета государств, невмешательства в их внутренние дела. Революции в Египте, Тунисе, Ливии в январе-марте 2011 г. продемонстрировали, как благие намерения по установлению демократии превратились в локальные гражданские войны, расколовшие общество. Россия не поддерживает экстремизм толпы, террористических групп, опиравшихся на религиозный фундаментализм, а также вмешательство иностранных государств в эти страны.

В эти годы продолжают развиваться межгосударственные контакты и с другими странами мира. В настоящее время Россия имеет дипломатические отношения со 191 страной и дипломатические представительства в 144 государствах.

Россия принимает активное участие в деятельности международных организаций, прежде всего, Организации Объединенных Наций. Хотя результативность этой организации снизилась, но она по-прежнему остается сдерживающим в период конфликтов субъектом международных отношений, и Российская Федерация всячески поддерживает правомерную миротворческую деятельность этой организации.

«Шанхайская пятерка» в 2001 г. была преобразована в региональную международную организацию – Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС). В нее вошли Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан. В странах, входящих в организацию, проживает 1455 млн. человек. Экономика Китая – вторая в мире после США. ШОС выступает за укрепление стабильности и безопасность, борьбу с терроризмом, экстремизмом, за развитие экономического сотрудничества и по другим актуальным проблемам.

По инициативе России в 2000 г. было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В него вошли Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Беларусь. Оно занимается выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен.

В августе 2012 г. Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), членами которой являются 158 стран.

Российская Федерация вошла в пятерку стран (Бразилия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика), создавших организацию БРИКС. Данные государства занимают свыше 25% суши в мире, в них проживает 40% населения планеты, и они имеют объединенный валовой внутренний продукт 15,5 трлн. долл. Основная цель организации – экономическое сотрудничество.

Россия принимает участие в деятельности «группы двадцати» (G20) – международных совещаний глав государств, министров финансов и глав центральных банков 19 стран и Европейского союза (ЕС) по финансовым вопросам.

В первое десятилетие XXI в. в отношениях России со странами Запада на первом месте стояло взаимодействие с США. Внешнеполитическая стратегия США распространяется на все страны мира, ее национальные интересы охватывают и постсоветское пространство.

В эти годы противостояние с США по сравнению с советским периодом уменьшилось. Хотя в решении международных проблем американцы стали прислушиваться или делать вид, что прислушиваются к российской позиции, но остаются прежние расхождения во мнениях по острым проблемам. По-прежнему США пытаются распространять свои ценности, диктовать свои условия другим странам, в том числе и России.

Именно в нулевые и последующие годы Россия, решительно заявив о своих национальных интересах, стремиться держать в боеготовности свои Вооруженные Силы и адекватно реагировать на выпады западных стран.

Все чаще в Совете Безопасности ООН представители России и Китая стали блокировать проекты резолюций, предлагаемые США, которые предусматривают введение санкций против ряда стран.

США стремятся в соседних с Россией странах установить системы ПРО, заявляя об угрозах, исходящих от Ирана. Россия прилагает все меры к отказу с американской стороны от этого проекта, поскольку видит в ПРО систему двойного назначения: не только оборонительную, но и наступательную. Чтобы остановить США, Россия готова к ответным мерам по установке в приграничной зоне эффективных видов вооружений. В настоящее время работы по установке ПРО приостановлены.

Диалог между Россией и США проходит с переменным успехом: то улучшаясь, то ухудшаясь. «Перезагрузка» в российско-американских отношениях носит противоречивый характер.

Россия и США предпринимают шаги по сокращению вооружений. Однако не всегда это удается. В 2002 г. США вышли из Договора по противоракетной обороне, и Россия отказалась участвовать в Договоре СНВ-2. В том же году между двумя сторонами был подписан новый Договор СНП (сокращение наступательных потенциалов).

Договор СНВ-3 заменил Договор СНВ-1 и отменил договор СНП от 2002 г. Он был подписан в 2010 г. и вступил в силу в 2011 г. Договор ограничивает общее число развернутых ядерных боезарядов 1550 единицами для обеих сторон. Число развернутых межконтинентальных баллистических ракет, развернутых баллистических ракет подводных лодок и развернутых стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев для России и США ограничивается 700 единицами и др.

Отношения между двумя державами показывают, что без взаимных уступок и компромиссов вряд ли можно рассчитывать на мир и безопасность, стабильность международных отношений.

В нынешней геополитической ситуации США ищут новые пути укрепления своего лидерства в мире. Выступая в Конгрессе (февраль 2013 г.), Барак Обама предложил проект создания Транстихоокеанского партнерства (ТТП) и Трансатлантического партнерства (ТАП) под эгидой США. В ТТП доля США будет составлять ¾ общего ВВП. Китай предлагает свой вариант объединения – Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия, Новая Зеландия и страны АСЕАН – всего 16 государств. Главную роль в этом объединении собирается играть Китай, на долю которого будет приходиться половина ВВП. ВТАП под руководством США предполагается сотрудничество демократических стран Северной Америки и Европы. В случае удачного исхода американского плана США возглавят мощную коалицию с 20% мирового населения, 65% мирового ВВП и 70% глобального экспорта. Поэтому не альтернативный проект Китая, ни Евразийский союз, который собираются сформировать Россия, Белоруссия и Казахстан к 2015 г. не смогут противостоять такой коалиции.

В Концепции внешней политики России, принятой в феврале 2013 г., представлены основные принципы, приоритетные направления, цели и задачи внешнеполитической деятельности Российской Федерации на ближайшую перспективу.

Так, наша страна намерена активно осуществлять курс на всемерное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности. Цель внешней политики России – установление справедливой и демократической международной системы, которая должна основываться на коллективных началах в решении международных вопросов и главенстве международного права. Концепция предлагает формировать отношения добрососедства с сопредельными государствами и с государствами «дальнего зарубежья», устранять и предотвращать очаги напряженности и конфликтов в прилегающих к России регионах.

Отношения Российской Федерации с другими субъектами международного права должны строиться на принципах: уважения независимости и суверенитета, прагматизме, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационного отстаивания национальных интересов.

В соответствии с Концепцией предполагается развертывать широкое и недискриминационное международное сотрудничество, содействовать становлению неконфронтационных внеблоковых объединений и активное в них участие. Россия стремится укреплять свои торгово-экономических позиции в системе мирохозяйственных связей, защите прав и законных интересов своих граждан и соотечественников, проживающих за рубежом.

Согласно Концепции приоритетными направлениями российской внешней политики являются развитие как двустороннего, так и многостороннего сотрудничества с государствами-участниками СНГ. Это сотрудничество предлагается осуществлять на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. В этом отношении большие надежды возлагаются на Евразийский экономический союз.

Не менее важной внешнеполитической задачей Россия считает взаимовыгодный политический диалог с Европейским союзом по основным международным проблемам. Продвижение национальных интересов России в европейских и мировых делах, содействие переводу российской экономики на инновационный путь развития наша страна видит в активизации взаимовыгодных двусторонних связей с ведущими государствами Европы.

В Концепции выражается уверенность, что Российская Федерация продолжит усилия по укреплению Совета Европы как европейской организации, обеспечивающей единство правового и гуманитарного пространств континента. Россия также отводит большую роль в решении европейских проблем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), осуществляющей строительство равной и неделимой системы общеевропейской безопасности.

В целях укрепления мира и безопасности Российская Федерация будет выстраивать отношения с НАТО с учетом степени готовности альянса к равноправному партнерству, неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права. Определенные риски для безопасности России представляет расширение НАТО и к приближению его военной инфраструктуры к российским границам.

Особое место в Концепции отводится отношениям России с США. Российская Федерация надеется выстроить контакты с США с учетом значительного потенциала развития взаимовыгодного торгово-инвестиционного, научно-технического и иного сотрудничества, а также особой ответственности обоих государств за глобальную стратегическую стабильность и состояние международной безопасности в целом. Диалог с США должен строиться на равноправной, недискриминационной основе, невмешательстве во внутренние дела, прагматизме и соблюдении баланса интересов.

В Концепции утверждается, что Россия последовательно выступает за конструктивное сотрудничество с США в сфере контроля над вооружениями, прежде всего, с учетом неразрывной взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными средствами. При этом подчеркивается, что в связи с созданием глобальной системы противоракетной обороны США, Российская Федерация будет последовательно добиваться предоставления правовых гарантий ее ненаправленности против российских сил ядерного сдерживания.

России предстоит укреплять свои позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Это, прежде всего, касается экономического взаимодействия с государствами региона, активного участия в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве. (АТЭС). В настоящее время данная организация насчитывает 21 страну, которые составляют около 40% населения мира и на долю которых приходится 54% ВВП и 44% мировой торговли.

Участие в организации позволит реализовать программу экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. В настоящее время Россия обладает 23% мировых запасов леса, 20% запасов пресной воды, почти 10% пахотных земель, большая часть из которых находится в этом регионе. Российская Федерация также заинтересована в деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Россия продолжит сотрудничество с перспективным партнером – Китаем. На долю этой страны приходится более 20% мирового экспорта технологичных товаров, тогда как у США – 13%, а у России – десятые доли процента. Российская Федерация стремится к улучшению отношений с Японией, взаимовыгодного сотрудничества с другими странами АТР.

В российской внешней политике немалое место отводится партнерству с государствами Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки.

Россия заинтересована в участии в таких международных организаций, как ООН, ЕС, ЕврАзЭС, ШОС, БРИКС.

С распадом СССР, Югославии, Чехословакии число суверенных государств значительно возросло. Причем процесс образования новых государств вряд ли завершен, тенденция к самоопределению народов проступает все более явственно, что грозит целостности многих государств.

Вопрос о роли ООН как гаранта мирового порядка всё чаще в международных отношениях ставится под сомнение. В 1990-е годы ООН предприняла несколько крупных миротворческих акций. Под эгидой ООН была проведена операция "Буря в пустыне". Ирак, совершивший неприкрытую агрессию против соседнего Кувейта, был в начале 1991 года разгромлен силами, состоящими в основном из американских войск. В 1993 г. американцы под эгидой ООН вмешались в гражданскую войну в Сомали и ввели туда свои войска. Агрессия НАТО против суверенной Югославии в 1999 г. серьезно подорвала роль ООН как гаранта мира.

Со второй половины 90-х гг. XX в. основными проблемами на пути укрепления международной безопасности становятся расширение военно-политического блока НАТО на восток, включение в него новых членов из бывших социалистических стран Восточной Европы, развертывание системы ПРО вдоль западной границы России. Происходит новая поляризация международного сообщества, усиливается военно-политическая конфронтация между Россией и рядом ведущих мировых держав (прежде всего, США).

Среди проблем, которые предстоит решить мировому сообществу, первоочередными являются также те, которые связаны с необходимостью погасить очаги имеющихся конфликтов. Все большую озабоченность мирового сообщества вызывают конфликты в бывших республиках СССР - Грузии, Молдове, армяно-азербайджанские столкновения из-за Нагорного Карабаха. Сpeди них наиболее опасным является межэтнический и межконфессиональный конфликт в бывшей Югославии. Другая проблема - поддержание режима нераспространения ядерного оружия. Помимо пяти признанных ядерных держав (США, Россия, Англия, Франция и Китай), сейчас ядерные амбиции имеют еще ряд стран - Индия, Пакистан, Израиль, Северная Корея. К этому списку, возможно, вскоре присоединится Иран.

После террористического акта в США 11 сентября 2001 г. силы НАТО оккупировали Афганистан для борьбы с радикальным мусульманским движением Талибан. В Афганистане был установлен лояльный коалиционным силам режим Хамида Карзая. Несмотря на то, что война длится уже более 10 лет, силам НАТО не удалось разгромить движение Талибан, опирающееся на организацию пуштунских племен. Афганистан в настоящее время является главным производителем наркотиков в мире.

В 2003 г. США с целью поиска оружия массового поражения, не получив санкции ООН, вместе с союзниками вторглись в Ирак и свергли режим Саддама Хусейна. Европа в вопросе поддержки американской агрессии в Ираке раскололась. Военную интервенцию поддержали Великобритания, Италия, Испании и восточноевропейские страны, против выступили Франция, Германия и Россия. В Ираке началась и продолжается до сих пор гражданская война, осложненная иностранной оккупацией, межэтническими и межконфессиональными противоречиями.


8-12 августа 2008 г. между Россией и Грузией произошел военный конфликт. Попытка Грузии взять под свой контроль территорию непризнанной Южной Осетии привела к «пятидневной» войне между Россией и Грузии. Итогом конфликта стало признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, выход Грузии из СНГ, обострение отношений с США.

С конца января 2011 г. в ряде арабских стран прокатилась волна антиправительственных выступлений, закончившихся сменой правящих режимов в Тунисе, Египте, Йемене, Ливии. 19 марта 2011 г. Франция, Великобритания и США приняли участие в военной интервенции против Ливии для свержения режима Муаммара Каддафи. В августе 2011 г. войска Переходного национального совета Ливии при поддержке войск упомянутых западных стран овладели столицей Триполи. В октябре 2011 г. Каддафи погиб.

Уже более года продолжаются антиправительственные выступления в Сирии, начавшиеся в феврале 2011 г. Общественное мнение большинства западных стран настроено враждебно по отношению к президенту Сирии Башару Асаду. Однако Россия и Китай в международных отношения выступают против военного вмешательства в сирийские дела. Следует заметить, что Россия и Китай уже несколько лет по многим международным проблемам занимают согласованную позицию.

Современный мир, переживший в XX веке две мировые войны и испытавший в конце века международную разрядку, в начале XXI века вновь, как и в начале прошедшего столетия, замер в тревожном ожидании.

Контрольные вопросы для самопроверки знаний по разделу:

1. В чем причины начала Первой Мировой войны?

2. Расскажите об основных событиях Первой мировой войны.

3. Укажите причины зарождения фашизма в Италии и Германии.

4. Что понимают под «новым курсом» Рузвельта?

5. Перечислите результаты большевистской модернизации России.

6. Каковы причины начала Второй Мировой войны?

7. В чем заключается всемирно-историческое значение победы советского народа в 1945 году?

8. Укажите причины, основные события и итоги «холодной войны».

9. Почему произошел распад колониальной системы?

10. Выделите и охарактеризуйте основные этапы в развитии КНР.

11. Определите причины распада СССР.

12. В чем специфика экономических реформ в России в 1991-2012 гг.?

13. Что привело к объединению Европы в Европейский союз?

14. Каковы особенности внешней политики России 1991-2012 гг.?

15. Каковы результаты политических преобразований в периоды правления В.Путина и Д.Медведева?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В учебном пособии «Всемирная (синхронная) история» представлена история человечества с древнейших времен до современности в наиболее знаковых событиях. Курс отражает поступательное развитие истории от самых ранних (локальных) цивилизаций и до современного, охваченного глобализацией, мира.

Возможно, студенты согласятся с интерпретацией событий, изложенных авторами, а, может быть, обоснуют собственное представление о них, тем более, что на одни и те же факты истории могут быть противоположные точки зрения, обусловленные разными причинами – личностью человека, его мировоззрением, количеством доступной ему информации.

Хронологическая таблица.

В августе 1999 г. обострилась ситуация на Северном Кавказе – чеченские боевики вторглись в горные районы Дагестана. Возникла опасность расширения очага международного терроризма. В Москве, Волгодонске и Дагестане террористы взорвали жилые дома – погибли сотни людей. В этой обстановке возглавивший в августе 1999 г. Российское правительство В. В. Путин начал антитеррористическую операцию. Российские войска вытеснили боевиков из Дагестана и разгромили военные силы сепаратистов на территории Чечни. Постепенно, несмотря на диверсионные действия сепаратистов, в Чечне стала налаживаться мирная жизнь. Действуют вновь созданные республиканские и местные органы власти, возобновили работу школы, возвращаются беженцы, государство помогает населению восстановить разрушенные дома. В 2003 г. В Чечне были проведены выборы президента республики.
31 декабря 1999 г. Б. Н. Ельцин объявил о досрочном сложении с себя полномочий президента и назначении В. В. Путина исполняющим обязанности президента России. В соответствии с конституцией через три месяца состоялись президентские выборы. Получив почти 58% голосов, В. В. Путин стал новым главой государства. Председателем правительства был назначен М. М. Касьянов.
После выборов в Думу в декабре 1999 г. Изменилась расстановка политических сил. Наибольшего успеха на них достиг центристский избирательный блок «Единство». В дальнейшем в результате слияния «Единства» с другим общественным объединением «Отечество – вся Россия» образовалась сильная центристская организация «Единая Россия», создавшая ведущую фракцию в Государственной Думе. Позднее «Единая Россия» была преобразована в политическую партию. Еще накануне выборов ряд партий и организаций объединились в «Союз правых сил» (СПС), который вместе с партией «Яблоко» представлял в Думе либералов. Левый фланг политических сил по-прежнему возглавила КПРФ.
Новому президенту, правительству и депутатам Федерального Собрания достался в наследство целый ряд проблем в сферах:
экономической – внешний долг, требующий погашения, низкий уровень инвестиций, криминализация промышленной и торговой деятельности и т.д.;
финансовой – незначительный золотовалютный резервный фонд, дефицит бюджета, низкая собираемость налогов;
федеративных отношений – этнократические тенденции в национальных республиках, несогласованность их конституций с Конституцией РФ, своеволие региональных властей и т.д.;
административно-управленческой – влияние олигархов и лоббистов на принятие решений разными органами власти, разбухший и малоэффективный чиновничий аппарат, коррупция и т.д.;
социальной – низкий уровень жизни значительной части населения, маленькие пенсии, безработица, демографический спад и т.д.;
военной – армия старого образца, износ и устаревание военной техники, необеспеченность офицерства жильем и т.д.
В течение первого года своего президентства В. В. Путин предпринял ряд мер по укреплению вертикали власти. К ним относятся: изменение порядка формирования Совета Федерации (в нем стали заседать не губернаторы, а представители местных органов власти), создание из губернаторов Государственного совета – совещательного органа при президенте, образование на территории России семи административных округов, в которые вошли как области и края, так и национально-государственные образования. Конституции республик были приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Ослабло влияние олигархических кругов на власть.
Улучшилось экономическое положение страны. Промышленный спад сменился устойчивым приростом производства. На прилавках магазинов отечественные товары, особенно продовольственные, начали вытеснять импорт. Повысился сбор зерна (особенно высокий урожай был в 2001 г.), возросло производство сельхозпродуктов.
Благодаря понижению ставки налогообложения уменьшилось число случаев уклонения от налогов, что благоприятно сказалось на их сборе. Впервые после «перестройки» начал формироваться бездефицитный бюджет, увеличился золотовалютный резервный фонд. Были приняты решения о повышении размеров минимального уровня зарплаты.
Произошли существенные изменения в социальной политике, направленные главным образом на улучшение положения малообеспеченных слоев населения. Повысились пенсии, началось проведение пенсионной реформы. Большое внимание уделяется проблемам жилично-коммунального хозяйства. Происходят перемены в системе образования, продиктованные требованиями научно-технического прогресса.
Как показывают данные социологических опросов, жители России в целом положительно относятся к политике правительства. Многих привлекают демократические ценности, открытость общества, возможность свободы выбора, рыночное изобилие и, наконец, надежда на экономический подъем и улучшение качества жизни в будущем.
«Новый курс» внутренней политики, проводимой президентом, привел к уменьшению социальной напряженности и обретению людьми веры в будущее России.

В период второго срока президентских полномочий Б.Н. Ельцина укрепились демократические начала в государстве и обществе, сложилась рыночная экономика. В то же время не удалось преодолеть негативных последствий поспешного реформаторства. В 2000 год страна вступила с новым президентом – В.В. Путиным. Ему удалось укрепить «вертикаль» государственной власти, добиться консолидации российского общества. В стране наметилась тенденция экономического роста.

Становление российской государственности. 12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов принял Декларацию о Государственном суверенитете РФ. К этому времени другие союзные республики уже провозгласили свою независимость /Литва, Латвия, Эстония и др./. Россия не могла оставаться в стороне от этого процесса. При своей политической и экономической значимости для страны Россия была той республикой, которую командно-бюрократическая система истощила особенно сильно.

Провозглашение суверенитета России было вызвано и экономическими причинами. К этом; времени выявилась неспособность центра вывести с]рану ич кризиса. Руководство России стремилось в кратчайшие сроки перейти к рынку. С осени 1990 г. параллельно разрабатываются две экономические программы - правительственная (Н. И. Рыжков) и программа "500 дней" (С," Шаталин - Г. Явлинский), за которой стояло Российское руководство. Правительственную характеризовала постепенность введения рыночных методов, их регулируемость государством. Программа "500 дней" была рассчитана на максимальное ускорение рыночных процессов.

Переход России к рынку /октябрь 1991 г./ резко обострил противостояние центра и республик, "война законов" переросла в новую стадию. Вступило в высшую фазу и соперничество союзного и российского лидеров - Горбачева и

Ельцина. В основе его лежала борьба за власть. В июне 1991 г. первым Президентом России Был избран Б. Н. Ельцин.

Августовский путч 1991 года /ГКЧП/ ускорил распад СССР. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев в связи с прекращением существования СССР сложил свои полномочия. Россия вступила на путь самостоятельного существования.

России предстояло решать вопросы государственного устройства, социально-экономического и духовного возрождения.

У государственной власти и демократических сил не оказалось конкретной программы политических преобразований. Поэтому основой российской государственности стал союз нового руководства и старой партий но-хозяйствен ной номенклатуры.

Перед многонациональным Российским государством стояла задача укрепления его целостности. Все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Некоторые из них /Татарстан. Башкортостан, Якутия" пытались взять курс на постепенный выход из состава РФ. Местные правящие элиты стремились вырваться из подчинения центру. Это могло привести к распаду страны. Ряд народов Северного Кавказа провозгласили суверенитет и выступили с территориальными претензиями к России.

Политика центра не была последовательной. Не были разоружены формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 199! г. Верховный Совет Чсчено-Ингушской автономной республики.

В целях сохранения единства России в марте 1992 г. большинством субъектов Федерации был подписан Федеральный договор о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субт>ектов Федерации.

Дальнейшее становление российской государстве и нести связано с разработкой Конституции. Парламентская оппозиция во главе с Р. И. Хасбулатовым всячески препятствовала этому.

Камнем преткновения являлся выбор формы государственности; президентская или парламентская республика. Противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти было обусловлено также разным видением стратегии экономических реформ. Все это привело к тому, что Президент своим Указом от 21 сентября 1993 г. "О поэтапной конституционной реформе в России" объявил о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета и проведении 12 декабря 1993 г. референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное собрание. Развязкой кризиса стали трагические события 3-4 октября в Москве. , Несколько сот человек погибли и получили ранения.

Результаты референдума 12 декабря 1993 г. позволили принять Основной Закон страны. Россия объявлялась демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Президент по Конституции наделен широкими полномочиями. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, является Верховным Главнокомандующим, назначает


федеральных министров. Президенту предоставлено право распускать Государственную Думу в случае трехкратного отклонения Думой кандидатуры премьер-министра.

Внутренняя политика Российской федерации. К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российского общества. В стране сложилось рыночное хозяйство. Однако данная социально-экономическая система имела ряд недостатков. Отсутствовала юридическая защита прав собственностн и отечественных производителей. Не был разработан план социальной зашиты населения. Не уменьшились размеры внешнего долга.

Производство находилось в Депрессивном состоянии. Руководство страны обладало недостаточной компетентностью. Все это привело в августе 199S г. к финансовому кризису. Кризис поразил все отрасли хозяйства. Потери банковской системы составила 100-150 млрд. рублей.

Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении российского населения. Стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий. В 1999 г. насчитывалось В,9 млн. безработных, что составляло 12.4 % трудоспособного населения России. Уменьшилось население страны: за 1989 -1999 гг. его численность сократилась на 2 млн. человек.

Только во агорой половине 1999 г. были преодолены негативные последствия кризиса. Начался медленный подъем производства.

В политической жизни отчетливо проявлялся кризис власти. Падал авторитет Б. Н. Ельцина. Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 г. по март 2000 г. на должности Председателя Правительства РФ сменились 5 человек: С. В. Кириченко, В. С. Черномырдин, Е. М. Примаков, С. В. Степашин, В. В. Путин. В апреле 2000 г. главой правительства стал М. М. Касьянов. Однако смена лидеров правительства не меняла положения в стране. По-прежнему не проводилась стратегия развития реформы в экономике и политике. В республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному за конодател ьству.

В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение во главе с президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков. Все это стало причинами второй чеченской войны /август 1999 г./.

В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. В избирательной кампании приняли участие многие объединения и партии: "Наш дом - Россия", КПРФ, ЛДПР, "Яблоко". Появились новые политические движения: "Отечество - вся Россия" /лидеры - Е. М. Примаков, Ю. М. Лужков/, "Союз правых енл" /С. В. Кириченко, Б. Е. Немцов, И. Хакамада/, "Единство" /С. Шойгу"/. В результате выборов в составе III Государственной Думы лидирующими фракциями стали "Единство" и КПРФ.

31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б. Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские


обязанности он назначил В. В. Путина. На выборах 26 марта 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом РФ.

Становление новых социально-экономических отношений оказывало глубокое воздействие на развитие российской культуры. Резко сократились размеры государственных ассигнований (га ее нужды. Законодательство РФ закрепило за культурой 2 % средств федерального и около 6 % местного бюджета. Во всех сферах культуры утвердилось честное предпринимательство.

В тяжелом состоянии находилась отечественная наука. Российская АН испытывала острую нехватку средств, были прерваны контакты с бывшими союзными академиями наук.

Социальное расслоение общества обернулось страшной девальвацией образования, духовных ценностей, культуры в целом.

В 1999-2000 г. наметилось оживление в культурной жизни России. Широко отмечалось 200-летие Л. С. Пушкина. Возобновилось проведение ежегодных Московских международных кинофестивалей. Вновь вошли в нрахтику выставки зарубежных художников.

Основ ные направления внешней политики России. После распада СССР во внешней политики России выделилось два направления: 1) ближнее зарубежье и 2) дальнее зарубежье.

Предстояло решать сложные вопросы формирования национальной армии и раздела имущества СССР, создания границ. В ближнем зарубежье оказалось не менее 25 млн. русскоязычного населения, проблемы зашиты прав которого решаются в ходе межгосударственных контактов России с отдельно взятыми странами /особенно в государствах Балтии/.

Возникли сложности в отношениях с Украиной по вопросам о принадлежности Крыма, разделе Черноморского флота, статусе Севастополя.

За последнее время в рамках содружества Россия подписала свыше 500 документов по вопросам режима границ и торговли, расчетов за поставки сырья и товаров, совместного изучения космоса. Заключен Таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Кирппстаном. Подписан договор о коллективной безопасности с 6 из 11 стран-членов СНГ.

Однако не удалось добиться роста удельного веса стран-членов СНГ во внешнеторговом обороте России. И это при том, что Россия за последние годы предоставила им льготные кредиты на сумму почти в 2Q млрд. долларов, а нефть, газ и продукты их переработки отпускала по иенам в 2 раза ниже мировых.

В "большой" внешней политике для России было важно утвердиться в ООН, сохранить статус ядерной державы, добиться экономической поддержки Запада, наладить связи с крупными странами мира.

Среди дипломатических достижений можно назвать следующие: принятие России в члены Международного валютного фонда, заключение договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2) между РФ и США, подписание важных соглашений с Китаем, установление тесного сотрудничества с ФРГ, Францией, Японией и др. Россия


присоединилась к профамме "Партнерство во имя мира"", предложенной НАТО. В январе 1996 г. Россия была принята я Совет Квропы.

В отношениях Россия - Запад следует выделить Кэмп-Дэвидскую декларацию (1992 г.), принятую на встрече Б. Н. Ельцина и Президента США Дж. Буша.

В то же время Россия потеряла контроль над традиционными тонами своего влияния: Средняя Ачия, страны СЭВ. США являлись единственной сверхдержаной, диктующей свою волю в большинстве регионов мира. Ую наглядно проявилось во время событий в Югославии. России не удалось воспрепятствовать включению в НАТО Польши, Чехии, Венгрии.

1. С. Ф. Платонов. Учебник русской истории. М., 2002.

2. А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. История России с
древнейших времен до конца XX века. Изд. 2-е. М., 2001.

3. Л. С. Орлов, В. А. Георгиев и др. История России. Учебник. М.,
2001.

4. История России. С древнейших времен до конца XVII века. Отв.
редактор А. Н. Сахаров, М., 1998.

5. История России. С начала XVTI до конца XIX века. Отв. редактор
А. Н. Сахаров, М., 1998.

6. История России. XX век. Отв. редактор В. П. Дмитриев ко, М., 1998.




Введение..................................................................................... ............... 3

Славяне в древности..................... ■ ■ ■................................. ;............................. 4

Древнерусское государство IX - XII вв......................................................................... ?

Борьба Руси за независимость в ХШ В.. ,.. ...-■■■.......................................................... 9

Становление Русского государства в XIV -XV вв.............................................. ■-^ ^

Россия в XV веке...................................................................... :............................. [ 2

Россия в XVII веке......................................................................................... 1 6

Россия в XVI11 веке........................................................................................... 22

Россия в XIX веке............................................................................................... 32

Россия в начале XX века............................................................................. 35

Революция 1905 - 1907 гг. в России ^................................................................... 3 g

Царская Россия в первой мировой воине...............................................................

Россия в 1917 г. Установление советской власти.................................................... ^

Россия в годы гражданской войны я НЭ1 la.............................................................. 5 Q

СССР в 1929 - 1941 гг....................................................................................... 57

Великая Отечественная война...................................................................................... 63

СССР в середине 40-х - начале 50-х годов............................................................ ад

СССР в 1953 - 1964 гг....................................................................................... 70

СССР в 1964 - 1985 гг........................... ■ ■ - -; - ■................................................ ?6

СССР в годы перестройки /1985 - 1991 П\/ ........................................................ ?9

Российская федерация на рубеже XXI века..........................................................


Составителя

Копанев Андрей Александрович

Копаневя Елена Михайловна

Шкври Иван Иванович

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Методическое пособие


Печатается в составительской редакции

Редактор титульных элементов
Т. Г. Смирнова

Подписано к печати 07.07.2003. Формат 60i84 Ш6. Бумага писчая. Печать офсетная. Усл. печ. Л. 5,12 Шч. Л. 5,5. Уч.-взд. л. 5,19.

_____________ Тираж250экз. Заказ №167.С 51.

СПбГУНиПТ. 191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, 9 ИПЦ 191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, 9


Похожая информация.