Черный рынок ядерных материалов и технологий. Незаконный оборот ядерных, радиационных материалов и источников тонизирующего излучения. Развитие "черного рынка" ядерного радиационных материалов. Все это требует от международного сообщества интенсивных усил

Во всем мире продолжается распространение технологий, использующих ядерные материалы и ИИИ. Кроме прямого использования в ядерной отрасли, их применяют в сельском хозяйстве, промышленности, медицине, исследовательских и учебных программах. Связанные с ними радиационные риски необходимо ограничивать и обеспечивать их снижение соблюдением надлежащих норм радиационной безопасности . Соответствии с международными соглашениями по перемещению всех радиоактивных материалов в пределах государств и между ними должны применяться строгие регулирующие, административные (связанные с безопасностью) и инженерно-технические средства контроля, цель которых заключается в обеспечении надежности и безопасности таких перемещений. Что касается ядерных материалов, появляются дополнительные требования к их физической защиты и учета, обеспечивающих гарантии от угроз ядерного распространения и любых попыток перевода их с мирного применения в военное.

Террористические атаки, совершенные в сентябре 2001 г.., Подтвердили необходимость усиления контроля и обеспечения сохранности ядерных и радиоактивных материалов. В связи с этим принимаются необходимые меры с целью повышения физической защиты и сохранности ядерных материалов на глобальном уровне. Однако события во многих странах мира свидетельствуют о радиоактивных материалов вне регулирующими и законными структурами.

Среди основных факторов, определяющих состояние проблемы с незаконным оборотом и распространением ЯР-материалов и ядерных технологий, можно выделить социально-политические, экономические, организационные и информационные, преступные.

Социально-политические:

окончания периода "холодной войны", распад СССР и Варшавского Договора привели к разрушению стабильных глобальных и региональных структур международной безопасности, повышения самостоятельности государств в области военного строительства, является мощным стимулирующим причиной разработки собственной стратегии по созданию ядерного оружия или оружия массового поражения;

Повышение роли ядерного оружия в качестве главного элемента национальных стратегий безопасности ядерных государств, а в отдельных случаях неядерных государств;

Существенные изменения геополитической ситуации в мире привели к значительному росту амбиций радикального крыла исламских фундаменталистских группировок, повлекшее многочисленные региональные и локальные военные конфликты, которые охватили новые страны и распространились далеко за пределы территорий конфликтующих сторон;

Глобализация мировой экономики и формирования нового конфликтного и террористического среды привели к появлению нового, негосударственного субъекта - транснациональных террористических группировок, которые осознали возможность нанесения материального и морального ущерба без значительных человеческих и финансовых ресурсов с помощью нового оружия массового поражения, созданной на основе ЯР -материалов и ИИИ.

экономические :

мировой рынок ядерных материалов и технологий, который обещает миллиардные прибыли, стал ареной жестокой конкуренции не импортеров, а экспортеров; в борьбе за рынки сбыта государства-поставщики (прежде всего, США, Россия, Канада, Франция, КНР, ФРГ, Италия, Бельгия, Норвегия и др.) иногда формально подходят к соблюдению гарантий МАГАТЭ и даже к факту неучастия стран-импортеров в ДНЯО (Израиль, Индия, Пакистан); имеется информация о военных разработках, ведущихся не останавливают экспортеров от подписания коммерческих соглашений (Ирак, Иран, Ливия) .

Организационные и информационные:

Появление большого количества ядерного материала в результате сокращения ядерных вооружений;

Расширение круга государств, которые стали владеть ядерным оружием (горизонтальное распространение) и предельных государств (ближне- ядерные), имеющих потенциальные возможности для ее создания;

Распространение международной миграции высококвалифицированных специалистов в области ядерных технологий, сдерживалось существующей "железным занавесом";

Существенный рост обмена научно-технической информацией, возможность свободного доступа с помощью "интернет-технологий" в специальных знаний в области ядерной и радиационной физики;

Большое количество бесконтрольных ИИИ, которые образовались после распада СССР - это отработанные источники, которые использовались в народном хозяйстве, медицине, военной области и др.;

Распад и упадок государственной системы контроля за ИИИ, радиоактивными отходами бывшего СССР, потеря информации о месте нахождения военных радиоактивных материалов;

Отсутствие в развивающихся странах, инфраструктуры, которая бы обеспечивала жесткий контроль и ответственность за незаконное распространение ядерных материалов.

преступные :

сращивания террористических группировок с организованной преступностью привело к образованию и структурирование международной интернациональной "ядерной мафии" с развитым "черным рынком" ядерных, радиационных материалов и технологий, хорошо организованной структурной организацией со сверхвысокими доходами;

Открытость значительной части государственной границы со странами бывшего СССР, способствует привлечению Украины как транспортного коридора в сферу интересов международной ядерной мафии.

Все эти факторы сегодня сохраняют свое действие, а некоторые существенно усиливаются, что дает основание для прогноза углубления негативных тенденций в сфере незаконного оборота ЯР-материалов и ИИИ, повышение угрозы получения их террористическими организациями и использования в террористических акциях.

Сейчас надежным источником информации, анализа случаев незаконного оборота и других несанкционированных действий с незаконным оборотом ЯР-материалов является база данных МАГАТЭ (ITDB-Illicit Trafficking Database), который ведется по Программе повышения ядерной безопасности с 1995 В 2006г. Информацию в ITDB придавало более 90 государств. В докладах, представляемых государствами, содержится информация, анализ которой позволяет получить данные о возможных угрозах, методы и стратегии похищения и незаконного перемещения, а также о тенденциях развития рынка незаконного оборота ЯР-материалов и ИИИ. В базе ITDB данные об инцидентах с незаконного приобретения, владения, использования, перемещения ядерных и других радиоактивных материалов, а также о умышленное или неумышленное транспортировки их через международные границы .

Существующая сегодня тенденция свидетельствует о неуклонном росте инцидентов с неправомерными действиями со ЯР-материалами и ИИИ. По состоянию на 31 декабря 2005 было известно 827 подтвержденных инцидентов (на сегодня их более 900), из которых 224 - инциденты с ядерными материалами (уран U, высокообогащенный уран ВОУ, низкообогащенный уран НОУ, плутоний Pu), 516- инциденты с радиоактивными материалами (226Ra, l92Ir, 60Со, 90Sr, 24lAm, l37Cs), 26 - инциденты с ядерными и другими радиоактивными материалами (индустриальные и медицинские ИИИ), 50 - инциденты с радиоактивно загрязненным материалом, 11 - инциденты с другими радиоактивными источниками (рис. 9.4).

В течение 1993-2005 pp. состоялось 16 подтвержденных инцидентов с незаконной торговли высокообогащенным ураном (ВОУ) и Pu (рис. 9.5). В нескольких из этих инцидентов количество материала была достаточной для изготовления атомной бомбы.

Большая часть подтвержденных инцидентов с ядерным топливом, зарегистрированных в течение 1993-2005 pp., Включая незаконную куплю-продажу, что указывает на существование спроса "черного рынка" на такие вещества. Инциденты с ЯР-материалами включают низкообогащенный уран, природный уран и торий.

В течение 1993-2005 pp. произошло 542 инцидентов с радиоактивными веществами. Инциденты, которые включены в базу ITDB, касающимся

Рис. 9.4. Подтвержденные инциденты с ЯР-материалами (ITDB 1993-2005 pp.): 1 - ядерные материалы; 2 - радиоактивные материалы; 3 - ядерные и радиоактивные материалы вместе; 4 - радиоактивно загрязненные материалы; 5 - другие материалы (радиоактивные источники)

ся источников высокой активности, в основном это радионуклиды l37Cs, 24IAm, 90Sr, 60Со и 1921г.

По последним статистическим данным, в 2005 было зафиксировано 103 подтвержденных случаях нелегального оборота и другой не-

Рис. 9.5. Подтвержденные инциденты с ядерными материалами (а), радиоактивными источниками (б) и радиоактивными источниками по видам их применения (в) (ITDB 1993-2005 pp.)

конной деятельности, касающейся ЯР-материалов и ИИИ, из них 18 - ядерные материалы, 76 - радиоактивные материалы, 2 - ядерные и радиоактивные материалы, 7 случаев касались радиоактивно загрязненных материалов (табл. 9.1).

В течение 1993-2005 pp. произошло около 60 случаев, касающихся высокоактивных "опасных" источников радиации, мо

Таблица 9.1. Инциденты с высокообогащенным ураном и плутонием, 1993- 2005 pp .

Вещество и его количество

инцидент

Вильнюс (Литва)

ВОУ / 150 кг

4,4 т бериллия, включая 150 кг загрязненного ВОУ, было найдено в хранилище банка

Санкт-Петербург (Россия)

ВОУ / 2,972 кг

Тутлинген

(Германия)

Во время обыска полицией было найдено плутоний

Ландехут (Германия)

ВОУ / 0,795 г

Был арестован группу людей за нелегальное хранение ВОУ

Мюнхен (Германия)

Было конфисковано смесь Pu2-UO2 во время инцидента, связанного с другим арестом в Мюнхенском аэропорту 08.10.1994

Мюнхен, аэропорт (Германия)

В Мюнхенском аэропорту конфисковали смесь Pu2-UO2

Прага (Чехия)

ВОУ / 2,73 кг

ВОУ было конфисковано полицией в Праге. Вещество предназначалась для незаконной продажи

Москва (Россия)

ВОУ / 1,7 кг

Был арестован человека, который имел при себе ВОУ, украденный им ранее на ядерном объекте. Вещество предназначалась для незаконной продажи

Прага (Чехия)

ВОУ / 0,415 г

В Праге полиция конфисковала образец ВОУ

Ческе Будейовице (Чехия)

ВОУ / 16,9 г

В Ческе Будейовице полицией был конфискован образец ВОУ

Русе (Болгария)

Чиновники таможни задержали мужчину, который пытался перевезти контрабандой ВОУ через пропускной пункт Русе

Карлсруэ (Германия)

Радиоактивное вещество, содержала небольшое количество плутония, была похищена с перерабатывающего завода

Париж (Франция)

Трех мужчин - нелегальных продавцов ВОУ был арестован в Париже. Преступные искали покупателей на товар

Сачхаре (Грузия)

ВОУ / -170 г

При попытке нелегальной транспортировки через границу был арестован человека, шо имела при себе ВОУ

с 03.2005 по 04.2005

Нью-Джсрси

Был найден пакет с 3,3 г ВОУ

Фукуи (Япония)

ВОУ / 0,0017 г

Сообщение на ЛЕС об исчезновении детектора нейтронного потока

могут представлять серьезную радиологическую проблему. О подавляющем большинстве случаев, касающихся "опасных" источников (в основном это, 37Cs) было заявлено в течение последних шести лет.

В течение 13 лет (1993-2005) зарегистрировано 16 подтвержденных случаев незаконного оборота высокообогащенного урана и плутония. В некоторых случаях обнаружено несколько килограммов них веществ, такого количества достаточно для изготовления атомной бомбы.

Более половины известных случаев приходится на бывшие республики СССР. Учитывая то зафиксированы реальные выпад -

Таблица 9.2. Инциденты с ЯР-материалами в 2002-2005 pp.

число инцидентов

Число радиационных объектов

чисто инцидентов

Числа радиационной выч мы "

Беларусь

Португалия

Казахстан

Южная Африка

Танзания

Таджикистан

Болгария

кн незаконного оборота ЯР-материалов только незначительной частью из всех совершенных противоправных действий с ЯР-материалами, можно утверждать растущую активность "черного рынка" незаконного оборота ЯР-материалов, приводит к снижению потенциального барьера противодействия ЯР-терроризма.

Украина как транзитное государство находится в сфере интересов контрабандистских групп, участвующих в незаконном обороте ЯР-материалов. С мая 2002 по январь 2005 было зафиксировано 9 инцидентов с ЯР-материалами (табл. 9.2).

Возникает и более общий вопрос: что станет с мировым рынком ядерных материалов при установлении фактически фиксированной картельной цены на НОУ через поставки со стороны международных центров? Как гарантировать, что такая картельная цена действительно будет самой низкой и тем самым создаст стимул для отказа импортеров от собственного ЯТЦ? Как исключить возможность превращения концепции «гарантированных поставок НОУ» в инструмент шантажа в руках стран-получателей, нацеленного на получение все больших скидок и привилегий в ядерном сотрудничестве согласно ст. IV ДНЯО? Ведь любая страна теоретически сможет претендовать на такие льготные поставки и новые проекты домов (а возможно, дополнительно и на поставки готового топлива), заявив, что в ином случае она будет создавать собственный топливный цикл.

Создание многосторонних центров ЯТЦ также влечет много сложностей экономического, технического и юридического характера. Будет ли право на получение НОУ или ядерного топлива тем или иным государством зависеть от доли его инвестиций в МЦОУ или же право на импорт будет зависеть только от отказа от собственного ЯТЦ, а цена и объем услуг определяться мировым рыночным механизмом? Иными словами, если какое-либо государство не пожелает инвестировать в МЦОУ за рубежом, будет ли оно иметь право на гарантированные поставки только за отказ от собственного ЯТЦ? Каковы будут экономические отношения между МЦОУ и национальными компаниями, работающими на экспорт, особенно если одно и то же государство будет участником первых и также иметь вторые?

Означает ли это, что гарантированные поставки будущих МЦОУ вытеснят национальные фирмы по обогащению урана исключительно на рынок государств - обладателей ЯТЦ? За счет чего будут возмещаться убытки предприятиям в составе МЦОУ, вызванные гарантированными поставками НОУ по заниженным ценам? Какие члены МЦОУ возьмут на себя обязательства по вывозу на свою территорию, переработке и хранению ОЯТ импортеров?

Нужно также учитывать и то обстоятельство, что монополизация со стороны МЦОУ ключевых элементов ЯТЦ (обогащения урана и переработки ОЯТ) может негативно повлиять на рынок остальных звеньев ЯТЦ - производство уранового концентрата, гексафторида урана и тепловыделяющих сборок для реакторов. Особенно это касается тепловыделяющих сборок, поскольку поставка сертифицированных свежих сборок, а также вывоз и переработка облученных сборок, как правило, технологически и коммерчески тесно увязаны с поставками самих реакторов.

Наконец, успех инициативы постепенной интернационализации топливного цикла, предложенной руководством МАГАТЭ и подразумеваемой планами экспансии МЦОУ, во многом будет определяться прогрессом в вопросе прекращения производства расщепляющихся материалов для военных целей.

Едва ли можно рассчитывать на согласие всех стран, не имеющих ЯТЦ, навсегда связать свою ядерную энергетику с МЦОУ, если страны, обладающие технологиями производства расщепляющихся материалов, включая пять ядерных держав - членов ДНЯО и четыре страны«аутсайдера», не достигнут соглашения о запрете производства расщепляющихся материалов для военных целей, а их обогатительные заводы и предприятия по переработке ОЯТ останутся вне контроля МАГАТЭ.

Данный вопрос в принципе можно решить путем переговоров по Договору о запрещении производства расщепляющихся материалов в военных целях (ДЗПРМ). Но эти переговоры, как известно, уже несколько лет находятся в глухом тупике на Конференции по разоружению в Женеве из-за военно-стратегических, технических и политических расхождений участников процесса. Перечисленные вопросы требуют объективной, тщательной и компетентной проработки. При этом следует учитывать опыт исследований 70-80-х годов прошлого столетия.

Необходим и анализ имеющихся практических проектов, нацеленных на решение проблемы нераспространения технологий ЯТЦ. В этом отношении представляет интерес строительство российской компанией «Атомстройэкспорт» атомной станции в Иране. В соответствии с межправительственным соглашением Россия приняла на себя обязательство поставлять свежее топливо и забирать ОЯТ на весь период работы станции, сооружаемой в Бушере, вплоть до конца срока ее эксплуатации.

Применение подобной практики во всех странах, приступающих к развитию ядерной энергетики, отвечало бы задачам обеспечения безопасности ЯТЦ. Дополнительную привлекательность подобной практике для стран-получателей придает тот факт, что они избавляются от проблем обращения с ОЯТ. Тем самым снимаются серьезные преграды для национальных программ развития ядерной энергетики. С другой стороны, тот же иранский опыт демонстрирует, что подобные двусторонние соглашения сами по себе не исключают заинтересованности государств в собственном ЯТЦ.

Низкий уровень обеспечения безопасности на постсоветском пространстве, в том числе в России, стал одной из причин попадания на черный рынок радиологических и ядерных материалы, заявил помощник госсекретаря США по международной безопасности и нераспространению Кристофер Форд.

«Отчасти из-за десятилетий слабых мер обеспечения безопасности в России и других частях бывшего Советского Союза после холодной войны – проблемы, которую американские программы помощи смогли на определенное время помочь исправить, – мы не можем быть уверены, какой объем радиологических и ядерных материалов уже находится на черном рынке», – передает ТАСС текст выступления представителя американского внешнеполитического ведомства.

При этом Форд не привел никаких конкретных данных и примеров.

По его словам, «пару раз чеченские группировки в России, террористы пытались заполучить «грязные бомбы», хотя до сих пор безуспешно». Помощник госсекретаря США также заявил, что среди прочего якобы имели место случаи мошенничества, в результате которых ядерные материалы оказались на черном рынке.

Форд утверждает, что Россия якобы может воспрепятствовать работе Базы данных по инцидентам и незаконному обороту (ITDB) Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В ITDB включена «информация об использовании Кремлем радиоактивного полония для убийства Александра Литвиненко (бывшего сотрудника ФСБ, который, как утверждается, был отравлен полонием в Лондоне) в 2006 году».

«Наибольшее беспокойство вызывает тот факт, что с 1990-х годов страны сообщили о 18 случаях изъятия ядерных материалов, пригодных для создания оружия, в различных количествах», – отметил Форд, указав на такого рода инциденты «с высокообогащенным ураном в Грузии и Молдавии в 2000-х годах».

Представитель Госдепа рассказал, что Соединенные Штаты помогают Украине ликвидировать последствия аварии на Чернобыльской АЭС, а также вместе с НАТО «устраняют уязвимые высокорадиоактивные источники с бывшего советского военного объекта Украины».

При этом Форд не считает, что радиологические и ядерные материалы через черный рынок могли оказаться в руках террористов.

Напомним, экс-офицер ФСБ Александр Литвиненко бежал в Великобританию и умер в ноябре 2006 года вскоре после получения британского гражданства. После смерти Литвиненко экспертиза выявила в его организме значительное количество радиоактивного полония-210. Основным подозреваемым по британскому делу Литвиненко проходит российский бизнесмен и депутат Андрей Луговой.

Сам Луговой отрицает выдвинутые в его адрес обвинения, а процесс по делу называет «театральным фарсом». Отец Литвиненко также не считает Лугового «отравителем» своего сына. В марте в эфире российского ТВ Вальтер Литвиненко поприветствовал и Андрея Лугового.

В Москве констатировали, что британское расследование смерти Литвиненко и непрофессионально. Лондон квазирасследование, подчеркивали в Кремле.

События нескольких последних лет в области ядерного распространения вызвали особую тревогу международного сообщества за судьбу режима нераспространения ядерного оружия. Эти события придали дополнительную актуальность призывам по выработке новых мер, направленных на укрепление режима ядерного нераспространения и по укреплению его основной юридической базы - Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1968 г. Появились свидетельства, подтверждающие существование подпольной транснациональной «ядерной сети» посредников и компаний, руководимой ведущим пакистанским специалистом-ядерщиком доктором Абдулом Кадиром Ханом, - так называемое дело Хана. Эта сеть предоставляла чувствительную ядерную технологию и экспертизу Ирану, Ливии и, возможно, другим странам. Это усилило обеспокоенность относительно распространения потенциальных возможностей для создания ядерного оружия как среди государств, так и среди негосударственных акторов, и способствовало появлению новых инициатив, направленных на предотвращение незаконной передачи ядерных технологий и материалов.

В этой связи серия фактов, вскрытых в 2004 г., подтвердила циркулирующие долгое время слухи, что ведущий пакистанский ядерный физик д-р А.К. Хан стоял за спиной сети, занимавшейся незаконной ядерной контрабандой. Д-р А.К. Хан в течение двух десятилетий занимал пост директора Исследовательской лаборатории им. Хана (Khan Research Laboratories - KRL) в пакистанском городе Кахута. На этом предприятии в 1998 г. было создано первое ядерное взрывное устройство Пакистана. Д-р Хан обладал значительной автономией в реализации пакистанской ядерной программы и в Пакистане его называют «отцом пакистанской ядерной бомбы». Его считают национальным героем Пакистана .

Истоки «дела Хана» восходят к началу 2002 г., когда президент Пакистана П. Мушарраф начал кампанию по вытеснению из армии и спецслужб того сегмента, который в 1990-е гг. содействовал становлению афганского движения «Талибан» пакистанский физик-ядерщик был приговорен нидерландским судом к четырем годам заключения. 16 декабря 2005 г. суд голландского города Алкмаар приговорил предпринимателя Хенка Слебоса к году заключения за продажу Пакистану ядерных технологий, похищенных им во время работы в «ЮРЕНКО» в 1970-е гг. .

На этом расследование деятельности консорциума «ЮРЕНКО», по сути, прекратилось. В прессе, правда, мелькали сообщения о существовании тесных контактов между д-ром А.К. Ханом и европейским бизнесом. Авторы этих публикаций напоминали, что пакистанский ученый получил образование в Политехническом институте Западного Берлина, а впоследствии - в университете голландского города Дельфта . Однако правительства и правоохранительные органы Британии, Германии и Голландии претензий к деятельности «ЮРЕНКО» не имели .

По мере расширения деятельности ядерной сети (а в ней было задействовано всего около 50 человек ), А.К. Хан приступил к продажам ядерной технологии. Несмотря на утверждения пакистанских официальных лиц о непричастности правительства этой страны к деятельности сети Хана, американские эксперты считают, что имеются свидетельства того, что высокопоставленные пакистанские политические и военные руководители были также вовлечены в экспорт ядерной технологии из Пакистана. Это происходило, несмотря на тот факт, что со стороны Исламабада были предоставлены письменные заверения правительству США (в первый раз президентом Зия-уль-Хаком в ноябре 1984 г., затем в октябре 1990 г. президентом Гулямом Исхаком Ханом) и бесчисленные официальные заявления пакистанских властей в том, что послужной список Пакистана в области нераспространения безупречен .

Таким образом, ядерная сеть А.К. Хана была не «Уолл-Мартом» (популярный дешевый американский супермаркет), как ее неверно назвал генеральный директор МАГАТЭ Мохаммед Эль-Барадеи, а скорее представляла собой «экспортно-импортное предприятие». Начиная с середины 1980-х гг., параллельно изначальной, ориентированной на импорт сети под руководством главы Пакистанской комиссии по атомной энергии (КАЭП) Мунир Ахмад Хана возник и развивался филиал ядерной сети, ориентированный на экспорт, под руководством д-ра А.К. Хана. В конце 1990-х гг. сеть Хана стала более децентрализованной, поскольку А.К. Хан обнаружил, что он находится под наблюдением. Его сеть стала «приватизированным дочерним предприятием» сети импорта ядерной технологии .

После выяснения деятельности консорциума «ЮРЕНКО» начались расследования деятельности других компаний. В марте 2004 г. США обвинили дубайскую компанию «Эс-эм-би компьютерз» (SMB Computers) в незаконном транзите пакистанских ядерных технологий. В результате операции таможенных служб в Дубае в рамках деятельности по применению ИБОР (PSI) было перехвачено судно с грузом чувствительных ядерных материалов, предназначенных для нелегального экспорта. Партнерами фирмы SMB Computers оказались компании «Эпсон» (Epson), «Палм» (Palm), «Асер» (Aser) и «Самсунг» (Samsung). Однако вопрос о том, были ли они связаны с деятельностью сети А.К. Хана (и если да, то в какой степени), остался невыясненным .

20 февраля 2004 г. представители МАГАТЭ предъявили руководству Швейцарии список из двух компаний и 15 физических лиц, заподозренных в участии в сети А.К. Хана. 13 октября 2004 г. в Германии был задержан швейцарский бизнесмен Урс Тиннер, подозревавшийся в поставках ядерных технологий в Ливию. Полиция Малайзии обвинила У. Тиннера в причастности к заказу на производство комплектующих деталей к центрифугам, полученному местными малазийскими компаниями. До настоящего времени «дело Тиннера» остается незавершенным , хотя в 2008 г. швейцарские власти объявили о прекращении судебного преследования этого бизнесмена.

Как пишет А.В. Фененко, «под прицел международного расследования попали также компании ЮАР. В январе 2004 г. в США был задержан отставной офицер израильской армии Ашер Карни, проживавший в ЮАР, который через свою фирму в Кейптауне продавал товары двойного назначения в Пакистан и, возможно, в Индию. 3 сентября 2004 г. обвинение в причастности к ядерной сети Хана было предъявлено бизнесмену из ЮАР Йохану Мейеру. На складах принадлежавшего Мейеру машиностроительного завода в южноафриканском городке Вандербиджлпарк (60 км к югу от Йоханнесбурга) было обнаружено 11 контейнеров, содержащих комплектующие и документацию для обогатительных центрифуг. 8 сентября 2004 г. в ЮАР были арестованы граждане Германии Герхард Виссер и Даниэль Гейгс, также обвиняемые в сотрудничестве с А.К. Ханом. Однако вопрос о причастности южноафриканского бизнеса к делу Хана остается открытым: 22 августа 2005 г. судебное заседание в связи с вновь открывшимися обстоятельствами было перенесено на неопределенный срок» .

В июне 2004 г. гендиректор МАГАТЭ М. аль-Барадеи посетил город Дубай - основной транзитный центр нелегальных поставок ядерных технологий в Иран и Ливию. Но власти ОАЭ не представили конкретных данных о контактах своего бизнеса с представителями Пакистана.

В 2004-2005 гг. американские и западноевропейские исследователи попытались суммировать разрозненные данные о ядерной сети А.К. Хана. Эксперты СИПРИ подробно проанализировали проблему поставок пакистанских ядерных технологий . Согласно этому анализу предполагается, что в конце 1980-х гг. Хан стал заказывать большее количество компонентов центрифуг от иностранных поставщиков, чем требовалось для пакистанской программы создания ядерного оружия, и затем тайно продавал излишки третьим странам . Это позволило ему продать компоненты центрифуги Р-1 Ирану. Впоследствии он продал собранные Р-1, когда пакистанская программа по обогащению урана перешла на более усовершенствованные центрифуги Р-2. Он также предоставил Ирану данные о конструкции центрифуг Р-2 .

Что касается Ливийской Арабской Джамахирии, то Хан начал продавать ядерные технологии Ливии в середине 1990-гг. и продолжал это делать до 2003 г. Поставки включали компоненты центрифуг и сборки для незадекларированной ливийской программы по обогащению урана. Согласно данным МАГАТЭ, Ливия получила также из «иностранного источника» подробное инженерное описание ядерного оружия. Публично не было подтверждено, что описание поступило из Пакистана, но американские официальные лица отметили, что это была конструкция уранового боеприпаса имплозивного типа, разработанного Китаем в 60-х гг. и, по слухам, переданного Пакистану . По оценке правительства США, сеть Хана могла получить до 100 млн долл. от продаж одной лишь Ливии . Как считают американские эксперты, именно к случаю с поставками в Ливию ядерных технологий из Пакистана применимо выражение М. аль-Барадеи «ядерный Уолл-Март» .

Что касается КНДР, то поставки в эту страну, по-видимому, сводились к передаче Пхеньяну компонентов центрифуг (Р-1 или Р-2), данных о ее конструкции, а также газообразного гексафторида урана. Возможно, речь шла о поставках конструкции ядерного боезаряда, пригодного для доставки с помощью баллистической ракеты. В обмен Северная Корея передала Пакистану секреты развития ракетных технологий на базе системы Scud (Р-17) .

Вместе с тем, как справедливо полагает российский эксперт А.В. Фененко, «до настоящего времени остается ряд вопросов, который не позволяет поставить окончательную точку в деле Хана. Во-первых, вызывает недоумение, почему страны Запада легко поверили информации, исходящей от представителей Ирана и Ливии, - государств, чьи режимы десятилетиями оценивались и в США, и в Западной Европе как «авторитарные». В конце 2003 г. Тегеран и Триполи были объективно заинтересованы в разоблачении транснациональной сети поставщиков ядерных технологий. В это время МАГАТЭ обвинило Иран и Ливию в проведении незаконной ядерной деятельности, и в такой ситуации ливийское и иранское правительства закономерно пытались доказать, что ядерные технологии приходили в эти страны из-за рубежа, а не производились в Иране и Ливии» .

Во-вторых, непонятно, почему международные наблюдатели не были допущены к А.К. Хану и другим пакистанским ученым. Возможно, руководство Пакистана опасалось, что произойдет утечка закрытой информации о пакистанском ядерном потенциале. Оппозиционные партии, выступавшие против режима президента П. Мушаррафа, настаивали на том, что официальный Исламабад сам был причастен к продаже ядерных материалов и технологий. Нельзя исключать и третий вариант: международное расследование могло показать, насколько далеко связи ядерной сети А.К. Хана простирались за пределы Пакистана. Международное сообщество (в том числе США) не проявило настойчивости в том, чтобы принудить пакистанское руководство допустить независимых следователей к А.К. Хану .

В-третьих, трудно однозначно ответить на вопрос, связано ли дело А.К. Хана с внутриполитическими конфликтами в Пакистане. Пакистанские военные традиционно находятся в сложных отношениях с государственным аппаратом - достаточно вспомнить антиправительственный заговор генерала Аббаси в 1995 г. или попытки покушения на президента П. Мушаррафа в декабре 2003 г. и в 2004-2005 гг. Кстати, теперь уже бывший президент П. Мушарраф пришел к власти в результате военного переворота 12 октября 1999 г. Нельзя исключать, что дело А.К. Хана связано с теми «чистками», которые официальный Исламабад проводил в армии и силовых структурах в 2002-2004 гг., и это позволяет усомниться в некоторых источниках информации .

В-четвертых, деятельность сети А.К. Хана касается и проблемы попадания чувствительных ядерных технологий в руки международных террористов, например «Аль-Каиды». 23 октября 2001 г. в Пакистане были задержаны два физика-ядерщика, Султан Башируддин Махмуд (бывший директор КАЭП) и Чоудри Абдул Масджид (бывший директор пакистанского военного предприятия New Labs), которым было предъявлено обвинение в том, что во время своих неоднократных поездок в Афганистан они лично встречались с руководителем «Аль-Каиды» Усамой бен Ладеном и могли передать ему секреты изготовления ядерного оружия, которое эта международная террористическая организация стремится заполучить .

Таким образом, разоблачения деятельности ядерной сети А.К. Хана усилили опасения международного сообщества в отношении риска распространения, исходящего от отдельных специалистов или негосударственных поставщиков ядерных материалов и технологий, действующих либо независимо, либо в сговоре с правительственными чиновниками. Особое беспокойство вызвали размах, характер и масштаб деятельности сети А.К. Хана на «черном рынке» ядерных технологий. Высказывалось мнение, что сеть Хана - это небольшая часть этого рынка. Будучи источником нелегальных поставок, сеть Хана успешно преодолела многие правовые и регламентирующие меры, разработанные для предотвращения распространения государствами технологий по созданию ядерного оружия. Эти факты в свою очередь привели к тому, что был придан импульс новым инициативам в области нераспространения. Прежде всего, таким, как инициатива США - ИБОР, а также принятие Резолюции СБ ООН № 1540, направленной на укрепление режима нераспространения путем требований от государств рассматривать в качестве уголовно наказуемой деятельность частного сектора на «черном рынке», создание жесткой системы экспортного контроля и обеспечение безопасности всех чувствительных материалов в пределах своих границ.

К сожалению, приходится признать, что, несмотря на разоблачение ядерной сети А.К. Хана и принятие международным сообществом, в том числе в рамках ООН, ряда мер, направленных не предотвращение появления новых «нелегальных ядерных сетей», такая угроза все же, по-видимому, еще существует. Она исходит прежде всего от негосударственных акторов, а также от государств - так называемых ядерных париев (например, Ирана, КНДР). В этой связи международному сообществу необходимо усилить дальнейшие действия по укреплению систем национального контроля за ядерным экспортом в ключевых государствах - поставщиках чувствительной ядерной технологии. Кроме того, в рамках МАГАТЭ необходимо настаивать на том, чтобы все государства, осуществляющие ядерную деятельность, приняли к исполнению стандарты, предусмотренные Дополнительным протоколом МАГАТЭ. Избежать опасности появления новых нелегальных «ядерных сетей» можно только путем всемерного контроля за распространением чувствительных ядерных технологий.

В прогнозном плане представляется, что, если международное сообщество не предпримет срочных мер, описанных выше, то делу нераспространения ядерного оружия будет нанесен еще один непоправимый удар. И в этом плане является симптоматичным, что Пакистан - страна, откуда появилась подпольная «ядерная сеть» А.К.Хана, сегодня представляет собой основную, если не самую главную опасность с точки зрения попадания чувствительной ядерной технологии или даже самого оружия массового уничтожения (ОМУ) в руки международных террористов и исламистски настроенных радикалов, в случае коллапса государственной власти в Пакистане и прихода к управлению страной исламистов-радикалов. Но это возможно, на наш взгляд, только при том условии, что исламистских радикалов поддержит пакистанская армия, которая, кстати, сыграла не последнюю роль в деле поставок чувствительной ядерной технологии, в частности, в Иран. (В этой небольшой по объему статье не описывается роль пакистанского генерала Мирзы Аслам Бега в начале 1990-х гг. прошлого века в деле ядерного сотрудничества с Исламской республикой Иран (ИРИ), но в западных первоисточниках, использованных автором данной статьи, эта роль приводится достаточно красноречиво.) Конечно, захват ядерных активов Исламабада исламистами - это гипотетический сценарий развития ситуации вокруг ядерного оружия Пакистана, но он имеет полное право на существование. Это возможно только в случае, когда Пакистан станет так называемым “failed state” («несостоявшимся государством»), чего в условиях нового кризиса власти в этой стране нельзя исключать. А тема контроля (как внутреннего, так и внешнего) над ядерными активами Исламабада - это отдельная тема, требующая написания отдельной статьи, которая готовится автором к публикации.

"Die Welt": Много говорят о том, что ядерное оружие может попасть в руки международного терроризма. Насколько реальна такая опасность?

Мохамед Эль-Барадеи (Mohammed Al Baradei): В данный момент такая опасность является потенциальной. Однако существует реальная опасность, что радиоактивный материал может попасть в руки террористов. С его помощью они могут сделать "грязную бомбу". Таким оружием много людей, конечно, уничтожить было бы невозможно, но вызвать большую панику и страх оно в состоянии.

"Die Welt": Насколько большой является опасность того, что определенные ядерные державы могут передать "бомбу" в руки террористов?

Барадеи: Я не знаю ни одного государства, которое было бы готово снабжать террористов ядерным оружием.

"Die Welt": Американская делегация, которая недавно побывала в Северной Корее, сообщала о пропаже 800 ядерных топливных стержней. Вы можете предполагать, что Пхеньян создает ядерное оружие?

Барадеи: Северная Корея уже давно имеет возможности для производства ядерного оружия. Но вероятность того, что режим занимается регенерацией отработавших топливных стержней, сегодня очень велика. Северная Корея считает, что она находится под угрозой, в осаде. Это чувство угрозы вкупе с технологическими возможностями Пхеньяна ставит остро проблему нераспространения ядерного оружия.

"Die Welt": Если Пхеньян действительно принял решение использовать топливные стержни для создания "бомбы", то сколько потребуется для этого времени?

Барадеи: Это зависит от того, есть ли у режима полная документация и начат ли уже сам процесс производства, чего мы не знаем. У Северной Кореи много инженеров и ученых, специализирующихся в области ядерной энергетики. Нельзя исключать, что они определенное время уже работают над этим. Во всяком случае, можно говорить о нескольких месяцах, но не годах.

"Die Welt": Какие выводы Вы сделали из того, что недавно свою ядерную программу открыла Ливия? Можно ли считать, что существует международная сеть, через которую государства и террористические организации могут обеспечивать себя необходимыми средствами для производства оружия?

Барадеи: Ливия подтвердила наши предположения: существует хорошо развитый черный рынок, на котором по всему миру предлагаются ядерные материалы и необходимое оборудование. Масштабы его оказались, однако, больше, чем предполагалось. Кроме того, нас испугало то, насколько отлаженной является эта сеть. Она похожа на сеть организованной преступности и наркокартелей.

"Die Welt": Некоторые наблюдатели утверждают, будто центр этой сети находится в Пакистане.

Барадеи: На этот счет я не могу ничего сказать. Правительство Пакистана расследует случай, когда некоторые ученые якобы оказывали запрещенные услуги в ядерной сфере. Далее оно заявляет, что лишает всех контрабандистов знаний права на занятия в области атомной техники.

"Die Welt": Иран недавно дал Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ) согласие на проведение инспекции. Страна в связи с этим призналась, что уже далеко продвинулась в создании атомной бомбы. Для ястребов в США это является доказательством "неэффективности" МАГАТЭ.

Барадеи: Это чепуха. Невозможно инспектировать оборудование для обогащения, если оно используется на лабораторном уровне. Этого не в состоянии сделать ни одна контролирующая система мира. Это ни в коем случае не означает, что Иран использовал договор о нераспространении ядерного оружия, допускающий использование атомной энергии в мирных целях, в качестве прикрытия. Страна в состоянии осуществлять свою военную программу и в рамках, и за рамками договора, и при этом никто об этом не будет знать. Решающим является наличие системы, способной раскрывать ядерные программы, реализация которых находится на стадии производства. Здесь нам нужна любая информация.

"Die Welt": Вас тревожит безопасность старого советского ядерного арсенала?

Барадеи: Да. Это опасное наследство. Из одного этого арсенала можно выкрасть большое количество урана или плутония и, Боже упаси, настоящего оружия. Охрана этих арсеналов оружия - вопрос финансовых средств, а их не хватает.

"Die Welt": Договор о нераспространении ядерного оружия допускает использование атомной энергии в мирных целях, но он позволяет странам без труда выходить на порог обладания атомным оружием. Можно ли договор как-то приспособить к нынешним реалиям?

Барадеи: Имея дело с Ираном, Ираком и Ливией, мы обнаружили, что договор имеет ряд недостатков и лазеек. Они должны быть ликвидированы. Здесь я имею в виду, прежде всего, четыре момента: во-первых, мы должны ограничить право на обогащение урана и плутония в рамках ядерных программ, реализуемых в мирных целях. Во-вторых, мы должны основательно пересмотреть правила контроля над экспортом с тем, чтобы ввести более строгие ограничения на продажу техники и расщепляющихся материалов. В-третьих, МАГАТЭ необходимы более широкие полномочия для осуществления контроля. В-четвертых, мы обязаны пересмотреть оговорку, позволяющую государству на выход из договора в трехмесячный срок. По моему мнению, распространение ядерного оружия должно презираться так же, как рабство или геноцид. Не должно существовать право на передачу атомного оборудования.

"Die Welt": Иран можно заставить открыть свою ядерную программу, а Израиль нет?

Барадеи: Нет. Что касается крупных государств, касается и малых стран. Абсолютная безопасность для одной страны означает, возможно, для другой, абсолютную опасность. Нельзя требовать, чтобы Ливия и Иран отказались от ядерного, химического и бактериологического оружия, а Израилю позволять оставлять все виды оружия, которыми он сейчас обладает.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.