Природно-ресурсный потенциал и проблемы охраны окружающей среды крыма. Как охраняется уникальная Крымская природа? Мероприятия для сохранения фауны крыма таблица

Крым по праву называют музеем природы. Здесь в горах и на равнинах Крыма наблюдается сложное сочетание более 200 видов и разновидностей горных пород и минералов возрастом до 300 млн лет. В недрах гор насчитывается более 800 карстовых пещер, шахт и колодцев, многие из которых украшены уникальными натечными образованиями, хранят остатки древней фауны полуострова Крым. Самая крупная из пещер — Кизил-Коба — имеет 6 этажей, подземную реку, озера, а совокупная длина ее галерей простирается на 13,7 км. Склоны гор изрезанны грандиозными долинами, ущельями и каньонами. Самый глубокий из них — Большой каньон — врезан в толщу гор на 320 м. Красивы Крымские водопады Учан-Су, Головкинского, Джур-Джур, целебные воды и илы многих озер полуострова Крым (Сакское, Сасык, Чокракское и др.).

Общеизвестны богатства флоры Крыма: здесь насчитывается более 2600 видов дикопроизрастающих растений, многие из которых эндемичны (клен Стевена, боярышник Поярковой, крымский «эдельвейс») или являются реликтами прошлых эпох (можжевельник высокий, земляничник мелкоплодный, тис ягодный и др.).

Все это в условиях, когда в Крым ежегодно приезжают около 10 млн отдыхающих и туристов, требует исключительно большого внимания для сохранения природных уникумов полуострова.

Первые шаги по организации охраны редкостных объектов природы Крыма были предприняты сразу же после Октябрьской революции. В соответствии с ленинской идеей превращения Крыма во всесоюзную здравницу было положено начало и заповедной охране природы полуострова. В 1923 г. в его горной части был создан Крымский государственный заповедник им. В. В. Куйбышева. (В 1957 г. постановлением Совета Министров СССР реорганизован в Крымское государственное заповедно-охотничье хозяйство). Но особенно плодотворными по организации сети особо охраняемых природных территорий в Крыму стали 50 — 70-е годы. Ученые выявили, описали и картографировали десятки ландшафтных уникумов — постепенно было создана для охраны природных редкостей довольно развития сеть заповедников, заказников, памятников природы и садово-паркового искусства. Главная их цель — сохранить уникальные творения неживой природы и редкостные сообщества живых организмов для научных и учебно-познавательных целей, обеспечить охрану генетического фонда флоры и фауны ландшафтов в качестве средовоспроизводящих источников природы.

Сформированная нынешняя сеть заповедных ландшафтов Крыма включает 157 объектов общей площадью более 1 тыс кв км (3,7% территории Крыма, один из самых высоких в России показателей заповедной насыщенности). Эта мозаичная есть ландшафтных уникумов объединяет 3 заповедника (Ялтинский горно-лесной государственный заповедник, государственный заповедник «Мыс Мартьян», Карадагский государственный заповедник) и Крымское государственное заповедно-охотничье хозяйство (они занимают 58,6% общей заповедной территории полуострова) и 32 заказника (35% общей заповедной площади), в том числе 15 республиканского значения (мыс Айя, гора Аю-Даг, Большой каньон, каньон Черной речки, Качинский каньон, Хапхальское ущелье с водопадом Джур-Джур, гора Кубалач, участок Караби-яйлы, урочище Канака, побережье Нового Света, Арабатская стрелка, Каркинитский залив, Алтанинские плавни, «Горный карст Крыма», «Плачущая скала»). Кроме того, имеется 17 заказников местного значения (урочище Касьель, целинная степь села Григорьевка (Красногвардейский район), Караларский (Ленинский район) и др.). Более мелкие по площади уникумы образуют сеть из 87 заповедных памятников природы (3,3% площади общей охраняемой территории), среди них 13 — республиканского значения (гора Кошка, мыс Караул-Оба, Агармышский лес, гора Мангуп-Кале, Бельбекский каньон, гора Ак-Кая, урочище Демерджи, урочище и пещера Кизил-Коба, шахта Солдатская, сопка Джау-Тепе, урочище Карасу-Баши, гора Кара-Тау, Караби-яйлинская котловина). Кроме того, в охраняемую сеть включены 10 заповедных урочищ (1,9% площади заповедного фонда: балка Большой Кастель, побережье Атлеша, гора Опуск, мыс Казантип, роща Левадки, лес у Тополевки, яйла Чатыр-Дага, скалы Ласпи, долина Сатеры, мыс Алчак). Наконец, государством охраняются 24 крымских парка — памятника садово-паркового искусства. Среди них — Государственный Никитский ботанический сад и 10 парков — памятников республиканского значения (Форосский, Алупкинский, Мисхорский, Харакский, Ливадийский, Массандровский, Гурзуфский, Кипарисеый, парк санатория «Утес», Карасанский).

В заключении отметим, что, помимо территориальной заповедной охраны природных редкостей Крыма, в 1978-1984 годы значительная часть редких растений и животных полуострова включена в Красную книгу СССР (сосудистых растений — 57 видов, низших растений — 6, грибов — 7 и животных — 58 видов), в 1980 г. — в Красную книгу УССР (66 видов растений и 48 видов животных). В перечень особо охраняемых представителей флоры и фауны вошли виды, находящиеся под угрозой исчезновения, сокращающиеся по численности или по площади мест своего обитания. Всего таких видов (со вмещенных по двум Красным книгам — СССР и УССР) в Крыму насчитывалось 178: растений — 93 вида, животных — 85. Помимо этого, 29 видов редких растений полуострова были взяты под защиту решениями Крымского областного (1974 г.) и Ялтинского городского (1971 г.) Советов народных депутатов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Сохраним природу Крыма Устный журнал РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР КРЫМА Подготовили учащиеся 10-Б класса биолого-химического профиля, воспитанники кружка «Основы биологии» и учитель биологии, руководитель кружка Кадырова Л.И. Цель мероприятия: воспитывать у учащихся любовь к родному краю и уникальности его природы

2 слайд

Описание слайда:

Ученик 1. Крым мы любим, наверно, не меньше! И стихи очень любим о нём:- Но порою шутливые вещи Мы читаем, вновь пишем, поём... Точно также нас манят просторы, Точно также пьянят песнь цикад И чудесные крымские горы, И сентябрьский ночной звездопад, Суховеи и горные тропы, Виноградники, солнце, вино... О Тавриде прекрасные строки Все читаем взахлёб и давно!

3 слайд

Описание слайда:

Ученик 2.Со времен Геродота и Страбона- уже более чем две с половиной тысячи лет - европейская цивилизация знакомится с природными богатствами Тавриды. Таврида, Крымский полуостров, является самым северным уголком Средиземноморья и одновременно самым южным регионом всей Восточной Европы. Великолепие и уникальность природы Крыма воспеты многими поэтами, писателями, учеными и путешествен-никами. Крым Л. С. Пушкина - это «волшебный край»-, Пабло Неруды - «орден на груди планеты Земля», у академика А. Е. Ферсмана - «музей природы»…

4 слайд

Описание слайда:

Ученик 3.Крым и на самом деле оказывается исключительно привлекательным местом, превратившимся теперь в крупнейший украинский курорт и одним из центров международного туризма. Крым испытывает сегодня настоящий туристский бум, который вместе с тем приводит к обострению экологических проблем. В этой связи встает главный вопрос - как сохранить биологическое и ландшафтное разнообразие полуострова для будущих поколений. Устойчивое развитие заповедных территорий здесь оказывается ключевым направлением в разрешении противоречий между человеком и природой.

5 слайд

Описание слайда:

Ученик 4.Современная сеть заповедных территорий Крыма, насчитывает более 160 объектов, охватывающих около 5% площади полуострова. Среди особо охраняемых территорий - 6 природных заповедников (Крымский, Ялтинский, Мыс Мартьян, Карадагский, Казантип-скийский, Опукский - треть имеющихся в стране!), 35 ландшафтных, гидрологических, ботанических, орнитологических заказников, 74 памятника природы, 38 парков-памятников садово-паркового искусства и 9 заповедных урочищ. Большая их часть расположена в Крымском лесном среднегорье и Крымском Субсредиземноморье - двух самых уникальных и ранимых ландшафтных областях полуострова.

6 слайд

Описание слайда:

Ученик 5.Охрана растений Крыма - необходимая мера для защиты и сохранности крымского растительного мира. Чтобы сохранить растения Крыма, создано следующее постановление,решение которого гласит: «Учитывая серьезную опасность обеднения флоры Крыма в результате беспорядочного сбора цветов, что ведет к их постепенному уничтожению, запретить на тер-ритории Крыма собирать дикорастущие цветы, выкапывать луковицы, клубни и корни с целью дальнейшей продажи, вывоз растений за пределы Крымской территории».

7 слайд

Описание слайда:

Ученик 6.В распоряжении говорится: «Областному управлению торговли, областному управлению внутренних дел, местным исполкомам и народным депутатам принять меры к прекращению продажи на рынках и улицах городов и сел всех видов дикорастущих и лекарственных растений». Ялтинский горисполком первым в Крыму издал решение «Об охране редких дикорастущих растений». В нем говорится о запрете массового и любительского сбора и продажи цветов, выкопку луковиц, а также сбор любых частей растений в качестве технического и лекарственного сырья. В решении перечисляется 48 видов охраняемых растений. Контроль за выполнением этого решения возложен на органы УВД, Ялтинский лесхоззаг и управление рынками города Ялты.

8 слайд

Описание слайда:

Ученик 7.За нарушение заповедного режима лесная охрана имеет право налагать штраф до 500 гривен. Основанием является «Кодекс Украины об административных правонарушениях», ст. 91 «Нарушение правил охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда». Большое число всевозможных запретов на первый взгляд удручает. Но давайте на минуту задумаемся и вновь представим себе маленький Крым, совсем миниатюрный Южный берег, посещаемый миллионами отдыхающих и туристов, природу горного Крыма, пока еще пышную, богатую и яркую, но уже потерявшую часть своей великолепной мантии.

9 слайд

Описание слайда:

Ученик 8.Многие растения, животные, насекомые стали редкими в Крыму из-за массового уничтожения людьми, некоторые исчезли совсем. И мы понимаем, что все ограничения - разумны, что они должны помочь нашей внутренней перестройке. Когда же экологическое воспитание общества достигнет должной высоты, запреты перестанут быть необходимыми. А пока нам придется привыкать к тому, что летом свободное посещение леса в горном Крыму запрещено из-за высокой пожароопасности, что нельзя нарушать границ заповедников.

10 слайд

Описание слайда:

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ Ученик 9.Почти 130 лет назад, в 1870 году, часть горно-лесных ландшафтов в Крыму обрела статус заказника императорской (царской) охоты. Однако первые реальные шаги по выявлению и организации особой охраны наиболее выдающихся природных территорий и объектов были предприняты в Крыму только в 1917, 1918 и в 20-е годы по инициативе геолога акад. А.П. Павлова и зоолога проф. И.И. Пузанова. Важным этапом на пути организации заповедной охраны природы Крыма стал декрет Совнаркома РСФСР от 30.07.1923 г. “О Крымском государственном заповеднике и лесной биологической станции”. В последующие годы ряд редких природных объектов полуострова были объявлены памятниками природы. Заповедное дело в Крыму многие годы развивалось по пути “накопления сил” и организации (по мере открытия и описания ценных объектов, отличающихся природным разнообразием) с каждым десятилетием все новых и новых сравнительно небольших по площади заповедных территорий: заповедников, заказников, памятников природы, парков-памятников садово-паркового искусства, заповедных урочищ. .

11 слайд

Описание слайда:

Алексей Петрович Павлов (1854 - 9 сентября 1929) Алексей Петрович Павлов - геолог, палеонтолог, профессор Московского университета (1886), академик Петроградской академии наук (1916), учитель В.И. Вернадского. С именем А.П. Павлова связано создание богатейших геологических и палеонтологических коллекций Московского университета.

12 слайд

Описание слайда:

Пузанов Иван Иванович (1885-1971), зоолог и зоогеограф, доктор биологических наук, профессор (с 1923) Таврического университета (Симферополь). Основные исследования по экологии и систематике наземных животных, гидробиологии, истории формирования фаун, в том числе Крыма. Труды по охране природы, охотоведению, истории науки. Многочисленные природоведческие научно-популярные работы, в том числе для детей и юношества.

13 слайд

Описание слайда:

Ученик 10.Особенно ощутимой потребность в заповедной охране природы Крыма стала после Второй мировой войны: в связи с мощным развитием на полуострове химической, горнодобывающей, строительной промышленности, транспорта, резким увеличением численности населения и курортно-рекреационным бумом. В разные годы на основе изысканий ученых состоялись государственные решения, значительно увеличившие число и площади особо охраняемых природных территорий и объектов в Крыму.. Эти исследования и документы обосновали важность заповедного дела как составной части оптимального природопользования в Крымском регионе, способствовали формированию системного подхода в охране природных уникумов, сохранению ландшафтного и биоразнообразия на полуострове.

14 слайд

Описание слайда:

Ученик 11.Заповедный фонд Крыма за 80 лет своего развития стал важнейшим показателем эталонно-научного и природно-ресурсного потенциала полуострова. Это естественный источник равнинно-степной, горно-лесной и южнобережно-субсредиземноморской природы полуострова. При этом особо охраняемые территории и объекты, отражая степень уникальности природы в разных регионах полуострова, неравномерно распределены по ландшафтным областям Крыма. Наибольшей заповедной насыщенностью отличается Главная Крымская гряда и Крымское Субсредиземноморье. Значительно меньшей заповедной насыщенностью характеризуются ландшафтные области Равнинного Крыма, Керченского холмогорья и Крымского предгорья В целом на долю заповедного фонда в Крыму приходится 5. 4% территории полуострова. Это в 2. 5 раза превышает аналогичный средний показатель по Украине в целом, но в 2 раза ниже рекомендуемого ООН оптимального уровня заповедной насыщенности для регионов мира.

15 слайд

Описание слайда:

Ученик 12.Крымский полуостров по праву считается природной сокровищницей Украины. Здесь произрастает более 2000 видов дикорастущих растений, из них более 100 видов – это растения Красной книги, а также растения, признанные заповедными. Если говорить об уникальной растительности, в первую очередь необходимо упомянуть редкие растения Крыма. Некоторым их видам угрожает цивилизация настолько, что они навсегда могут исчезнуть. Например, орхидеи - самое редкое и самое оберегаемое семейство флоры Крыма. Почти все 45 местных видов этого семейства - растения Красной книги. Многие виды из них нуждаются в культивировании с целью сохранения и репатриации мест, где они раньше произрастали, а теперь исчезли.

16 слайд

Описание слайда:

Цикламен Кузнецова (Cyclamen kuznetzovii Kotov & Czernova сем. Primulaceae). Ученик 13.К редким видам, занесенным в Красную книгу Крыма, также можно отнести цикламены. Активная деятельность этих цветов приходится на холодное время года. Нежные лиловые соцветия цикламена косского распускаются прямо на снегу. Единственная популяция этого представителя семейства первоцветных в Крыму охраняется в ботаническом заказнике «Кубалач».

17 слайд

Описание слайда:

Ясколка Биберштейна, или «крымский эдельвейс» (Cerastium biebersteinii, сем. Гвоздичных). Это невысокое - 10-12 см – растение густо покрыто серебристым пушком голубоватого оттенка. Ясколка широко распространена на яйлах, где предпочитает обитать на каменистых почвах.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Тимьян (чабрец) Дзевановского (Thymus dzevanovsyi, сем. Губоцветных). В Крыму обитает 12 видов чабреца и среди них 6 видов – эндемы. Все они являются ценными эфироносами – содержат до 0,6% эфироного масла, в основном тимол и корвалол.

21 слайд

Описание слайда:

Учение 14.Богатейшая флора Крыма способствует практическому применению полезных свойств дикорастущих растений. В Крыму насчитывается около 600 видов лекарственных растений, многие из которых здесь выращивают, заготавливают и перерабатывают промышленным способом. В качестве примера можно привести одно из самых популярных растений Крыма – лаванду. Разводят лаванду в основном для извлечения эфирного масла, которое применяется в парфюмерной и косметической промышленности, для лечебных ванн в медицине. Отвар из лаванды известен как успокаивающее и обезболивающее средство. Разведенное спиртом лавандовое масло принимают при сильном сердцебиении, при мигренях, при повышенной раздражительности, приступах ревматизма. Известно благоприятное действие лаванды при гриппе. Вкупе с некоторыми травами дополняет оздоровительные сборы для фиточаев. Веточки с цветками и листья лаванды используют в кулинарии в качестве пряности.

22 слайд

Людмила Остапенко
Конспект занятия «Охрана растительного и животного мира Крыма»

РОДНАЯ ПРИРОДА

Тема : «Охрана растительного и животного мира Крыма »

Цель : уточнить представления детей об охране растительного и животного мира . Углубить знания детей о том, что такое «заповедник» , «заказник» , «красная книга» , их значение для сохранения редких видов растений и животных .

Закрепить знания о растениях и животных Крыма (3-4 представителя, занесённых в красную КНИГУ, а также названия крупнейших заповедников (заказников) полуострова.

Развивать память, мышление, связную речь, внимание.

Воспитывать любовь к природе и интерес к сохранности редких видов флоры и фауны, бережное отношение к их представителям.

МАТЕРИАЛ : карта Крыма , иллюстрации животных и растений .

СЛОВАРЬ : вымирающие , флора, фауна, «Лебяжьи острова» .

Ход занятия

1. Вступительная беседа

Воспитатель :

Сегодня наше занятие я хочу начать с чтения стихотворения. Послушайте внимательно.

Этот край чудесный, там, где синь небес,

Голубое море и зеленый лес,

Ручеек звенящий и веселый гром,

Это запах хлеба, это отчий дом

Родина родная наша сторона,

Ты на всей планете лучшая страна.

Воспитатель :

О чем это стихотворение? Как называется страна, в которой мы живем?

Ответы детей :

Воспитатель :

Россия – большая страна. А как называется наша маленькая родина, наш родной край?

Ответы детей :

- … (Республика Крым )

Воспитатель :

А как называется наш родной город?

Ответы детей :

Евпатория!

Воспитатель :

Городок наш небольшой

Дворики с цветами.

Пахнет морем край родной

Знойными ветрами.

Воспитатель :

Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым . Здесь живут наши родители, друзья, здесь родились вы сами. Крым – удивительный и сказочный. Со словом «Крым » люди связывают жаркое солнце, теплое море, манящие к себе горы, яркие солнечные краски великолепной крымской природы . С глубокой древности Крымский полуостров привлекает людей мягким климатом, прекрасным сочетанием степей, долин, моря, гор, богатым растительным и животным миром . Люди со всех уголков мира хотят побывать здесь. Крымская земля небольшая , но она с радостью принимает гостей, потому что ее хозяева – гостеприимные люди.

Как еще называют нас – тех, кто живет в Крыму ?

Ответы детей :

- … (Крымчане )

Воспитатель :

Да, мы крымчане и Крым – наш дом . Многие поэты и писатели восхищались красотой Крыма , писали о Крыме стихи и рассказы .

Крым – наша Родина , помните это!

Души не жалейте ради нее,

Пусть над зеленым островом этим

Мирное, доброе солнце встает!

Крым – это здравница и это чудо-сад,

Крым – это фрукты и сладкий виноград,

Крым – это море и райские места,

Крым – это южных гор крутая красота!

Прекрасен мир в любое время года

Ласкает солнца взор иль непогода

О скалы волны бьют, свирепа моря даль

Подснежники цветут, на склонах гор миндаль

Великолепен лес, красивы горы

Цветы садов бескрайние просторы…

Воспитатель :

Давайте с вами рассмотрим карту Крыма . Почему Крым называется полуостровом?

Ответы детей :

Воспитатель :

Какими морями омывается Крым ?

Ответы детей :

Воспитатель :

Покажите на карте.

Воспитатель :

Что вы можете сказать о Черном море?

Ответы детей :

Воспитатель :

Что можете сказать об Азовском море?

Ответы детей :

Воспитатель :

Как назывался Крымский полуостров раньше ?

Ответы детей :

- … (Таврида, Таврика)

Воспитатель :

Что еще есть на нашем прекрасном полуострове?

Ответы детей :

- … (Леса, скалы, реки, озера, пещеры, горы, животные , растения и т . д.)

Воспитатель :

Ребята, на нашем полуострове очень много разных растений и животных . Давайте вспомним, какие растения растут в наших краях ? Какие животные обитают на нашем полуострове? Птицы? Насекомые? Кто живет в Черном море?

Ответы детей :

Воспитатель :

Молодцы! Много представителей флоры и фауны вы знаете. А теперь давайте превратимся в белых лебедей и минутку полетаем как они!

2. Физминутка «Лебеди»

Лебеди летят,

Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

3. Продолжение беседы

Воспитатель :

Среди тех животных и растений , которые вы называли, есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют - редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими?

Ответы детей :

Воспитатель :

Редкие животные и растения в нашей стране , и в других странах тоже, охраняются законом . Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным . Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

Посмотрите на эти картинки. (Показ) .

Вот это – тюлень-монах, а это – обыкновенный длиннокрыл. Эти рисунки нарисованы художником. А вот сфотографировать этих животных никто и никогда не сможет, потому что люди уничтожили их всех, они исчезли навсегда и никогда больше не появятся.

Задумались люди : как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа .

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.

Вот так выглядит Красная Книга Крыма . (Показ) . А есть и Красная Книга России. И другие Красные Книги.

Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе?

Ответы детей :

Воспитатель :

А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными . Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе : исчез один – заболел другой – погиб третий.

Взгляните на эти картинки. (Показ) . На них изображены животные , птицы, насекомые которые нуждаются в защите. Их в Крыму осталось мало . Кого вы узнаете на этих картинках?

Ответы детей :

4. Дидактическая игра «Птицы-рыбы-звери»

Воспитатель :

Предлагаю вам поиграть в игру. Нужно все эти картинки разложить в разные коробки. В коробку с изображением жука складывайте картинки с изображением насекомых. В коробку с изображением дятла? Птиц. В коробку с зайцем? Зверей. В коробку с дельфином? Морских обитателей.

5. Продолжение беседы

Воспитатель :

- Растения тоже нуждаются в нашей защите. (Показ) .

Многие из этих растений вам знакомы . Какие?

Ответы детей :

Воспитатель :

А ведь их тоже осталось мало.

В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья.

К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков.

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все : травы, грибы, птицы, рыбы и все живое . Кто из вас бывал в поселке Коктебель?

Ответы детей :

Воспитатель :

Возле него есть заповедник. Он находится на потухшем вулкане Кара-Даг. Поглядите на карту Крыма . Вот здесь находится Карадагский заповедник. (Показ) .

Воспитатель :

А кто знает, какие ещё в Крыму есть заповедники ?

Ответы детей :

Воспитатель :

На территории Крыма на сегодняшний день находятся пять заповедников.

Казантипский природный заповедник - государственный заповедник. Расположен на северо-западном побережье Керченского полуострова на мысе Казантип.

Крымский природный заповедник – государственный заповедник, наибольший заповедник Крыма . Площадь 44 175 га. В состав заповедника входит 5 лесничеств и Раздольнинский орнитологический филиал «Лебяжьи острова» , а также в ведении заповедника находится Каркинитский орнитологический заказник водно-болотных угодий общегосударственного значения с площадью акватории 24 646 га.

Основная часть заповедника занимает центр Главной гряды Крымских гор .

Мыс Мартьян - природный заповедник на южном берегу Крыма , самый маленький заповедник - его площадь 240 га (120 га суши, 120 прилегающей акватории Чёрного моря) .

Опукский природный заповедник - природный заповедник, расположенный на юге Керченского полуострова. Площадь 1 592,3 га.

Ялтинский горно-лесной природный заповедник - государственный заповедник, площадь 14 523 га. В состав заповедника входит 4 лесничества (Оползневое, Гурзуфское, Ливадийское, Алупкинское) и 4 наблюдательных пункта. На территории заповедника расположены такие достопримечательные объекты как вершина (зубцы) горы Ай-Петри (1234 м, пещера Трёхглазка, водопад Учан-Су и перевал Чертова лестница.

Заповедник простирается вдоль побережья Чёрного моря полосой с юго-запада на северо-восток от Фороса до Гурзуфа на 40 км, максимальная ширина заповедника с севера на юг - 23 км. В состав территории заповедника входит также небольшая часть побережья Черного моря.

Воспитатель :

Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу?

Ответы детей :

Воспитатель :

Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы .

1. На природе запоминать увиденное.

2. Ходить по тропинкам.

3. Не ломать ветки деревьев.

4. Не топтать цветы, травы.

5. Не кричать, не включать громко музыку.

6. Не лезть в птичьи гнезда.

7. Не ловить насекомых.

8. Не разрушать грибницы.

9. Не ловить мальков и лягушек.

10. Не рвать паутинки.

11. Не оставлять не затушенных костров.

12. Не разорять муравейники.

А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным ?

Ответы детей :

Воспитатель :

Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах .

Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных , мы будем пополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду.

И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных , для всех растений .

Сейчас давайте разомнём наши пальчики, а затем возьмём в руки карандаши, и разукрасим редких животных и редкие растения Крыма !

6. Пальчиковая гимнастика

Паучок (Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по

предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем

стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к

другу, пальцы растопырены , качаем руками - солнышко светит.)

Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом

Паучок ползёт опять, ("Паучки" ползают по голове.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

7. Самостоятельная деятельность детей

Дети разукрашивают картинки редких животных и растений Крыма .

Итог занятия

Культура Добрососедства

Тема . Необходимость охраны природы Крыма. Труд людей (лесничих, пожарных, зоологов, ботаников и др.), заботящихся об охране природы. Защита степей, гор, лесов от пожаров и вредителей. Охрана водоемов. Путешествие в крымский лес (зеленую зону, степь, горы и т.д.). Растительный мир региона проживания. Основные правила поведения во время природоведческой экскурсии. Водоемы (моря, озера, реки, источники) и горы: возможности для активного отдыха Цель: показать историческую роль полуострова Крым в истории и современности России, обоснованность воссоединения с точки зрения моральных и этических норм.
Задачи: образовательная:
– освоение нового, ранее не изучаемого материала о новых субъектах Российской Федерации,
- познакомить учащихся с историей и культурным наследием Крыма, сформировать представление о природе Крыма;
- познакомить учащихся с творчеством русских художников (И.К. Айвазовского, И.И. Левитана, А.П. Боголюбова, К.А. Коровина, Р.Г. Судковского), писателей и поэтов (А.С. Пушкина, А.К. Толстого, М. Горького, М.М. Коцюбинского и др.);
- способствовать формированию понятия о пейзаже и умения его анализировать;
воспитательная:
– воспитание у учащихся гордости и уважения к истории своей страны, ее достижениям и достоянию, воспитание толерантности и дружеских отношений между братскими народами, патриотизма, любви к природе;
развивающие:
– заинтересовать учащихся предлагаемым материалом, дать им возможность самим самостоятельно продолжить изучение данной темы.
Формирование познавательных УУД:
расширить представление о Крыме как о ландшафтном и историко–культурном заповеднике, воспетом в произведениях литературы и искусства; формировать ключевые компетенции в области литературы, географии, информационных технологий; развивать познавательный интерес в разных областях знаний.
Формирование личностных УУД:
коммуникативных навыков; творческих способностей учащихся.
Формирование регулятивных УУД:
воспитание патриотических чувств, толерантности и уважения к этническому многообразию населения Крыма

Ход урока
1. Организационный этап
Организация пространства класса для работы детей. Приветствие учащихся, проверка их готовность к уроку. Подготовка рабочего места.
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний Учитель:
Ребята, сегодня мы снова обращаемся к тем произведениям, которые хранят и экспонируют в музеях.
Для того, чтобы узнать к какому жанру изобразительного искусства мы обратимся, разгадаем ребус
Вопрос детям: - А вы знаете что такое пейзаж?
Учитель: Слово происходит от французского и переводится на русский язык как "изображение страны", т.е. изображение какой-нибудь местности.
Мы с вами живём в средней полосе России, но сегодня обратимся не к родной природе, а к природе удивительного края - к природе полуострова Крым.
Вопросы детям:
- Слышали о таком полуострове? Бывал кто-нибудь в Крыму?
- Знаете, почему именно о Крыме пойдет речь?
Учитель: Сегодня у вас есть возможность полюбоваться одним из красивейших мест планеты. Великий чилийский поэт Пабло Неруда назвал Крым орденом на груди планеты Земля. Не только его, но и многих других творческих людей очаровала красота этого края, который боги создали для себя, но затем подарили людям.
Крым – это чудесный уголок щедрой природы, музей под открытым небом. Сколько волшебства в крымских названиях!
Просмотр и комментирование учителем слайдовой презентации "Природа Крыма". 1. Эпиграф:
…люблю всё больней и больнее
Каждый метр этой странной земли,
Раскалённое солнце над нею,
Раскалённые горы вдали,
Истомлённые зноем деревни,
Истомлённые зноем стада...
Суховея горячие вздохи,
Исступлённые песни цикад.
И в тяжёлом бреду суховея,
В беспощадной колючей пыли
Продолжаю любить, не трезвея,
Каждый метр этой трудной земли –
Пусть угрюмой, пускай невоспетой,
Пусть такой необычной в Крыму.
Ю.В. Друнина
Далее учитель демонстрирует слайды с фотографиями природы Крыма, сопровождая их высказываниями поэтов, писателей.
2. К.Г. Паустовский (1892-1968) писал:
«Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья.... Таков Крым... "
3. Польский поэт А.Мицкевич, потрясенный очарованием Южного берега Крыма, пишет: "Передо мной страна волшебной красоты. Здесь небо ясное, здесь так прекрасны лица..."
4. "Я ходил здесь, как во сне", - передает свое впечатление украинский поэт М.М.Коцюбинский.
5. "Шел в немом восхищении..." - признавался М.Горький в рассказе "Мой спутник".
Множество восхищённых строк о Крыме принадлежат поэту А. С. Пушкину.
В Крыму уникальное сочетание степных равнин и горных вершин, остывшие
и грязевые сопки, уютные бухты и обрывистые скалы, песчаные или галечные живописные побережья. Южный берег не зря называют крымским раем. Здесь отвесные кручи гор, раздолье моря, глубокие ущелья, тенистые леса, стремительные горные ручьи и водопады. На Южном побережье можно найти уголки, напоминающие природу многих стран мира - Италии и Испании, Австралии и Греции.
Полуостров омывается Чёрным и Азовским морями. В Крыму более 150 рек и ручьев.
6. Стихотворение Бенедиктова «Потоки»:
Не широки, не глубоки
Крыма водные потоки,
Но зато их целый рой…
7. Один из редчайших и удивительных по красоте уголков нашей Родины - горный массив Кара-Даг. Породил его расцвет вулканической деятельности в Крыму много миллионов лет назад. Название "Кара-Даг" дошло до нас из средневековья и в тюркских языках означает "чёрная гора".
Крымские города - Ялта, Феодосия, Коктебель, Евпатория, Судак, Севастополь и Симферополь воспевали многие поэты. Здесь лучшие люди России черпали вдохновение, предавались романтическим порывам, некоторые даже обретали личное счастье. Эти города не потеряли своего очарования и в наше время - по прежнему вдохновляет писателей, поэтов, художников.
Но почему о маленьком Крыме собрано много - преданий, легенд, сказок. Зачем? Потому что это - часть культуры и истории нашего удивительного уголка земли и не может не представлять интереса.
8. Вы сейчас услышите одну из многочисленных легенд, об одном из самых примечательных памятников природы Южного берега Крыма – горе Аю-даг. Сходство её с медведем, который, словно охваченный жаждой, припал к морю, чтобы напиться издавна вызывало удивление и породило много легенд об этом памятнике природы.
Легенда о Медведь-горе.
В отдалённые времена на самом берегу моря поселилось стадо огромных зверей. Управлял им вожак - старый и грозный медведь. Однажды возвратились медведи из набега и обнаружили на берегу обломки корабля.
Среди них лежал свёрток. Старый вожак развернул его и увидел маленькую девочку. Девочка стала жить среди медведей. Шли годы, она росла и превратилась в красивую девушку.
Однажды недалеко от медвежьего логова прибило к берегу челн с молодым красивым юношей. Буря долго носила его челн по волнам, пока не выбросила на крымский берег. Девушка перенесла юношу в укромное место. Много раз приносила она юноше еду и питьё. Юноша рассказывал ей, как живут люди в его родных краях. И в эти дни полюбили они друг друга.
Юноша уже окреп, он смастерил мачту, сделал парус - влюблённые решили покинуть медвежий берег.
Тут вернулись на берег из далекого похода медведи и не обнаружили девушку. Вожак посмотрел на море и яростно взревел. Он опустил огромную пасть в голубую влагу и с силой стал втягивать воду. Его примеру последовали остальные. Течение увлекало челн обратно к берегу.
И девушка запела. Как только донесся до зверей её голос, они подняли головы от воды и заслушались. Лишь старый вожак продолжал своё дело. Еще глубже погрузил он передние лапы и морду в холодные волны. Бурлило море у его пасти, вливаясь в неё широкими потоками.
Заклинала в песне девушка все силы земные и небесные стать на защиту её первой, чистой любви. Умоляла она старого медведя пощадить юношу. И так горяча была мольба девушки, что страшный зверь перестал тянуть в себя воду. Но не захотел он оставлять берега, продолжал лежать, всматриваясь вдаль, где исчезал челн с существом, к которому он привязался.
И лежит старый медведь на берегу уже тысячи лет. Окаменело его могучее тело. Мощные бока превратились в отвесные пропасти, высокая спина стала вершиной горы, достигающей облаков, голова сделалась острой скалой, густая шерсть обратилась в дремучий лес. Старый вожак-медведь стал Медведь –горою.
9. Ласточкино гнездо - памятник архитектуры расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале. И у него есть своя история, но, к сожалению, на одном уроке нам не хватит времени узнать всё о природе Крыма. Я надеюсь, что дома вместе с родителями вы сможете найти ещё много интересных сведений об этом волшебном крае.
3. Целеполагание.
Учитель организует диалог с учащимися, в ходе которого помогает сформулировать некоторые задачи занятия.
Вопросы детям:
- Какой образ складывается у вас после просмотра презентации?
- Как вы думаете каковы цели и задачи урока?
3. Этап усвоения новых знаний 1. Учитель: Познакомимся с историей и культурным наследием Крыма.
Сложны и прихотливы пути его истории. Когда пытаешься проследить их из сегодняшнего дня – начинает казаться, будто кто-то всемогущий забавлялся этим маленьким полуостровом, как драгоценной игрушкой: «А вот сделаю я с ним ещё то-то… И что выйдет?»….
В течение многих веков Крым завоёвывали и населяли разные народы, он носил разные названия - Таврида, Хазария, Крымское ханство, Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика.... В 10 веке в Крыму киевский князь Владимир принял христианство, с крымской земли пошло его распространение на Руси. Затем Крым был захвачен Османской империей. В 18 веке императрица Екатерина II подписала указ о присоединении Крыма к России. В середине 20 века руководитель Советского Союза Н. Хрущёв передал Крымскую область Украине. И теперь с 21 марта 2014 года снова Крымский полуостров оказался со своей Родиной - Россией!
Меняется время, сменяются народы, но любовь к Крыму остается неизменной…Любовь к этому удивительному уголку Земли.
2. Знакомство с творчеством русских художников и поэтов посвятивших свои произведения Крыму.
Крым - удивительное место, которое вызывало восхищение у всех, кто здесь побывал. Не оставил он равнодушным не только писателей, поэтов, но и художников, побывавших здесь.
Художник и педагог А. М. Дубинчик говорил, что "Пейзаж - это исповедь художника".
Вопросы детям:
- Что значит исповедь, исповедоваться? (признаваться, говорить правду, рассказывать тайны)
- А в чём перед нами, зрителями, могут исповедоваться, признаваться художники, изображая природу? (в любви к ней)
Просмотр слайдовой презентации "Крым в произведениях художников":
1. И.К. Айвазовский "Лунная ночь в Крыму",
2. Л.И. Левитан "Крымский берег",
3. А.П. Боголюбов "Гурзуф и Аю-Даг",
4. А. Куинджи "Крым. Яйла",
5. Куприн "Бахчисарай. Тополя",
6. Кончаловский "Бахчисарай. Тополя",
7.К.А. Коровин.
У художников, как и у поэтов, особенный интерес к крымским пейзажам.
3. Все пейзажи разные, но существуют некоторые правила построения рисунка, которыми пользуются художники.

4. Практическая деятельность.
Учитель предлагает выполнить пейзаж природы Крыма, руководствуясь полученными знаниями.
5. Подведение итогов урока.
Учитель предлагает обучающимся продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность.

6. Рефлексия.
Вот и закончилось наше знакомство с природой Крыма. Что же вы узнали сегодня нового?
Высказывания (по цепочке) учащихся:
Крым - это.... (заповедник Природы; земля, где круглый год, что-то цветёт; край, готовый всегда принять гостей; морская сказка; земля старинных легенд и т.д.)
Учитель: Крым - прекрасный край! Я надеюсь, что каждый из вас сможет когда-нибудь побывать там и увидеть всё великолепие крымской природы уже не на фотографиях и картинах художников.

Мероприятия по охране растительности включают: 1. законодательные мероприятия; 2. охрану растительности на особо охраняемых природных территориях; 3. создание коллекций редких и исчезающих видов в Ботанических садах и других учреждениях; 4. создание «генных банков»; 5. регулирование торговли редкими и исчезающими видами.

Законодательный путь охраны – это принятие законов, постановлений об охране растений, в т.ч. дикорастущих.

Многие растения охраняются на особо охраняемых природных территориях. Для сохранения природной флоры и фауны важно создание развернутой сети природных резерватов, для чего предлагается в каждом часовом поясе через 5о широты создавать резерваты площадью не менее 25 км2. Эти резерваты должны включать разнообразные ландшафты с максимально возможным числом видов живых организмов. Прообразом организации таких резерватов может служить Япония с системой национальных парков и резерватами.

Сохранение редких и исчезающих видов растений осуществляется в Ботанических садах. В программе МСОП и Всемирного фонда дикой природы указываются основные задачи Ботанических садов:

1. совершенствование коллекций, имеющих важное значение для сохранения растений как источник материала для научных исследований, садоводства и просвещения;

2. выявление видов растений и территорий, интересных в ботаническом отношении, в наибольшей степени нуждающихся в охране;

3. проведение фундаментальных исследований по таксономии растений;

4. проведение экологических исследований и мониторинга за находящимися под угрозой видами растений;

5. культивирование и интродукция растений;

6. создание охраняемого местообитания для отдельных видов.

Важность культивирования и сохранения редких видов в ботанических садах подчеркивается тем, что около 200 видов растений уже отсутствует в природе, но существуют в культуре. К таким видам относятся имбирь, шафран.

Для сохранения генного материала видов растений создают банки семян. Советом экспертов ФАО предлагается два способа хранения семян: предпочтительный – хранение в воздухонепроницаемой таре при t = -18о С и влажности семян 1-5%; допустимый – хранение в воздухонепроницаемой или открытой таре с влажностью воздуха не более 20% при t = +5о С и ниже. При предпочтительном режиме семена пшеницы, как предполагают, могут сохраняться 390 лет. Такие банки семян созданы в Великобритании, Швейцарии.

Регулирование торговли видами растений осуществляется посредством «Конвекции о международной торговле видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения» (СИТЕС). Конвекция запрещает торговлю видами, указанными в Приложении 1 и 2. В Приложения включены целые семейства (орхидейные, кактусовые, саговниковые), роды (алоэ, цикламен, молочай) и отдельные виды. Почти для всех редких видов, выращиваемых в культуре, вывоз в другие страны запрещен.

Для рационального использования полезных дикорастущих растений необходимо вести работу в пяти направлениях:

1. разработка научно-обоснованной оценки запасов полезных видов растений с учетом их размещения и выделения видов, требующих охраны;

2. разработка экономически обоснованного режима эксплуатации естественных зарослей полезных растений;

3. экономическое использование полученного сырья, повышение интенсивности извлечения из него полезных веществ;

4. создание дополнительных запасов тех растений, потребность в которых возросла;

5. разработка специальных инструкций, регламентирующих сбор полезных растений.

Воспроизводство лесных ресурсов. Существует три основных направления воспроизводства лесных ресурсов: лесовозобновление, искусственное лесоразведение и создание лесных плантаций.

Лесовозобновление преобладает в таежных лесах Северной Америки и Европы. Искусственное лесоразведение применяется в странах со сведенными или низкопродуктивными лесами, которые искусственно заменяются более ценными деревьями. Это направление характерно для центрально-европейских стран, Японии, Австралии, частично для Скандинавии. Почвы и деревья подвергаются усиленной химической обработке.

В настоящее время широко распространено создание лесных плантаций. На плантациях выращиваются быстрорастущие, высокопродуктивные, пользующиеся большим спросом лесные породы. Эти породы представлены гибридными видами, дающие в 10-12 раз больший прирост, чем обычные древостои. В умеренном поясе высаживают дуглассову пихту и сосну скрученную (годовой прирост до 10 м3/год), ситхинскую ель (до 18-22м3/год), веймутовую сосну, японскую лиственницу, в южных районах – американские тополя, эвкалипты, вязы. В тропическом поясе выращивают сосну лучистую, сосну Эллиота, эвкалипты. На плантациях экваториального пояса древостои могут давать в 5-10 раз больше древесины, чем на плантациях умеренного пояса.

По оценкам ФАО, посадка быстрорастущих пород только на 5% пригодной для этого площади в Латинской Америке и в Африке даст 150 млн га искусственных насаждений. Эти леса дадут древесины в 10 раз больше, чем все европейские леса. В возрасте 6-10 лет тропические лесные плантации могут поставлять сырье для целлюлозно-бумажной промышленности, к 20 годам – пиломатериалы и фанеру. Темпы разведения лесных плантаций недостаточны для удовлетворения спроса на древесину (на мировом рынке).