Какая скорость баллистической ракеты. Межконтинентальная баллистическая ракета. Что из себя представляет крылатая ракета

Баллистические ракеты были и остаются надежным щитом национальной безопасности России. Щитом, готовым, в случае необходимости, обернуться мечом.

Р-36М "Сатана"

Разработчик: КБ «Южное»
Длина: 33, 65 м
Диаметр: 3 м
Стартовый вес: 208 300 кг
Дальность полета: 16000 км
Советский стратегический ракетный комплекс третьего поколения, с тяжёлой двухступенчатой жидкостной, ампулизированной межконтинентальной баллистической ракетой 15А14 для размещения в шахтной пусковой установке 15П714 повышенной защищённости типа ОС.

«Сатаной» советский стратегический ракетный комплекс назвали американцы. На момент первого испытания в 1973 году эта ракета стала самой мощной баллистической системой, которая когда-либо была разработана. Ни одна система ПРО неспособна была противостоять SS-18, радиус поражения которой составлял аж 16 тысяч метров. После создания Р-36М, Советский Союз мог не беспокоится «гонки вооружений». Однако в 1980-ые «Сатана» был модифицирован, и в 1988 году на вооружение Советской армии поступила новая версия SS-18 - Р-36М2 «Воевода», против которой ничего сделать не могут сделать и современные американские ПРО.

РТ-2ПМ2. «Тополь-М»


Длина: 22,7 м
Диаметр: 1,86 м
Стартовый вес: 47,1 т
Дальность полета: 11000 км

Ракета РТ-2ПМ2 выполнена в виде трехступенчатой ракеты с мощной смесевой твердотопливной энергетической установкой и стеклопластиковым корпусом. Испытания ракеты начались в 1994 году. Первый пуск был проведён из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк 20 декабря 1994 года. В 1997 году, после четырёх успешных пусков начато серийное производство этих ракет. Акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» был утверждён Госкомиссией 28 апреля 2000 года. По состоянию на конец 2012 года, на боевом дежурстве находилось 60 ракет «Тополь-М» шахтного и 18 мобильного базирования. Все ракеты шахтного базирования стоят на боевом дежурстве в Таманской ракетной дивизии (Светлый, Саратовская область).

PC-24 «Ярс»

Разработчик: МИТ
Длина: 23 м
Диаметр: 2 м
Дальность полета: 11000 км
Первый запуск ракеты состоялся в 2007 году. В отличие от Тополя-М обладает разделяющимися боевыми частями. Помимо боевых блоков, Ярс также несет комплекс средств прорыва противоракетной обороны, что затрудняет противнику ее обнаружение и перехват. Такое нововведение делает РС-24 наиболее удачной боевой ракетой в условиях развертывания глобальной американской системы ПРО.

СРК УР-100Н УТТХ с ракетой 15А35

Разработчик: ЦКБ машиностроения
Длина: 24,3 м
Диаметр: 2,5 м
Стартовый вес: 105,6 т
Дальность полета: 10000 км
Межконтинентальная баллистическая жидкостная ракета 15А30 (УР-100Н) третьего поколения с разделяющейся головной частью индивидуального наведения (РГЧ ИН) была разработана в ЦКБ машиностроения под руководством В.Н.Челомея. Летно-конструкторские испытания МБР 15А30 проводились на полигоне Байконур (председатель госкомиссии - генерал-лейтенант Е.Б. Волков). Первый пуск МБР 15А30 состоялся 9 апреля 1973г. По официальным данным, на июль 2009 г. РВСН РФ имели 70 развернутых МБР 15А35: 1. 60-я ракетная дивизия (г. Татищево), 41 УР-100Н УТТХ 2. 28-я гвардейская ракетная дивизия (г. Козельск), 29 УР-100Н УТТХ.

15Ж60 "Молодец"

Разработчик: КБ «Южное»
Длина: 22,6 м
Диаметр: 2,4 м
Стартовый вес: 104,5 т
Дальность полета: 10000 км
РТ-23 УТТХ «Молодец» - стратегические ракетные комплексы с твёрдотопливными трёхступенчатыми межконтинентальными баллистическими ракетами 15Ж61 и 15Ж60, подвижного железнодорожного и стационарного шахтного базирования, соответственно. Явился дальнейшим развитием комплекса РТ-23. Были приняты на вооружение в 1987 году. На внешней поверхности обтекателя размещаются аэродинамические рули, позволяющие управлять ракетой по крену на участках работы первой и второй ступеней. После прохождения плотных слоев атмосферы обтекатель сбрасывается.

Р-30 "Булава"

Разработчик: МИТ
Длина: 11,5 м
Диаметр: 2 м
Стартовый вес: 36,8 т.
Дальность полета: 9300 км
Российская твёрдотопливная баллистическая ракета комплекса Д-30 для размещения на подводных лодках проекта 955. Первый запуск "Булавы" состоялся в 2005 году. Отечественные авторы часто критикуют разрабатываемый ракетный комплекс «Булава» за достаточно большую долю неудачных испытаний.Как утверждают критики, "Булава" появилась благодаря банальному желанию России сэкономить: стремление страны сократить расходы на разработку за счет унификации "Булавы" с сухопутными ракетами сделало ее производство дешевле, чем обычно.

Х-101/Х-102

Разработчик: МКБ «Радуга»
Длина: 7,45 м
Диаметр: 742 мм
Размах крыла: 3 м
Стартовый вес: 2200-2400
Дальность полета: 5000-5500 км
Стратегическая крылатая ракета нового поколения. Её корпус представляет собой низкоплан, однако имеет сплющенное поперечное сечение и боковые поверхности. Боевая часть ракеты весом в 400 кг может поражать сразу 2 цели на расстоянии 100 км друг от друга. Первая цель будет поражена боеприпасом, спускающимся на парашюте, а вторая непосредственно при попадании ракеты.При дальности полета на 5000 км показатель кругового вероятного отклонения (КВО) составляет всего 5-6 метров, а при дальности 10 000 км не превышает 10 м.

Ракетное вооружение является главенствующим направлением в военной обороне всех ведущих держав, поэтому так важно знать: МБР – что это? На сегодняшний день межконтинентальные баллистические ракеты являются самым мощным средством сдерживания угрозы ядерного нападения.

МБР - что это такое?

Управляемая межконтинентальная баллистическая ракета имеет классность «земля-земля» и дальность полета более 5500 км. Ее оснащение – ядерные боевые части, которые предназначены для уничтожения исключительно важных, расположенных на других континентах стратегических объектов вероятного противника. Данный вид ракет по возможным способам базирования подразделяют на запускаемые с:

  • наземных станций - этот способ базирования в настоящее время считается устаревшим и не используется с 1960 г);
  • стационарной шахтной ракетной установки (ШПУ). Самый высокозащищенный стартовый комплекс от ядерного взрыва и иных поражающих факторов;
  • мобильных переносных, на базе колесного шасси установок. Этот и последующие базы являются самыми труднообнаружимыми, но имеющими размерные ограничения для самих ракет;
  • железнодорожных установок;
  • подлодок.

Высота полета МБР

Одна из наиважнейших для точности поражения цели характеристик это высота полета межконтинентальной баллистической ракеты. Запуск производится при строго вертикальном положении ракеты, для ускоренного выхода из плотных атмосферных слоев. Далее происходит наклон в сторону запрограммированной цели. Двигаясь по заданной траектории, ракета в наивысшей точке может достигать высоты в 1000 и более км.

Скорость полета МБР

Точность поражения цели противника во многом зависит от правильно заданной на начальном этапе, при запуске, скорости. В наивысшей точке полета МБР имеет наименьшую скорость, при отклонении в сторону цели скорость увеличивается. Большую часть ракета проходит по инерции, но в тех слоях атмосферы, где противодействие воздуха практически отсутствует. При спуске до соприкосновения с целью скорость межконтинентальной баллистической ракеты может составлять около 6 км в сек.

Испытания МБР

Первая страна, приступившая к созданию баллистической ракеты, стала Немецкая Германия, но достоверных данных о возможно проведенных испытаниях не существует, работы были приостановлены на стадии разработки чертежей и создания эскизов. В дальнейшем испытания межконтинентальной баллистической ракеты проводились в следующем хронологическом порядке:

  1. США в 1948 г. произвели запуск прототипа МБА.
  2. СССР в 1957 г. произведен успешный запуск двухступенчатой ракеты «Семерка».
  3. США в 1958 г. была запущен «Атлас», в дальнейшем он стала первой в государстве МБР взятой на вооружение.
  4. СССР в 1962 г. произведен запуск ракеты из шахтной установки.
  5. США в 1962 г. прошли испытания, и была взята на вооружение первая ракета на твердом топливе.
  6. СССР в 1970 г. прошли испытания, и была принята на гос. вооружение ракета с тремя разделяющимися боевыми блоками.
  7. США с 1970 г. принят на гос. вооружение «Минитмен», единственный запускаемый с наземной базы.
  8. СССР в 1976 г. приняты на гос. вооружение первые ракеты мобильного запуска.
  9. СССР в 1976 г. приняты на вооружение первые ракеты, запускаемые с железнодорожных установок.
  10. СССР в 1988 г. прошла испытание, и принята на вооружение самая многотонная и мощная МБР в истории вооружения.
  11. Россия в 2009 г. произошел учебный запуск последней модификации МБР «Воевода».
  12. Индия в 2012 г. провела испытание МБР.
  13. Россия в 2013 г. проведен испытательный запуск нового прототипа МБР с мобильной установки для запуска.
  14. США в 2017 г. проведены испытание наземной «Минитмен 3».
  15. 2017 г. КНДР впервые испытала межконтинентальную баллистическую ракету.

Лучшие МБР мира

Межконтинентальные баллистические установки разделяют по нескольким важным для успешного поражения цели параметрам:

  1. Лучшая из мобильных установок – «Тополь М». Страна – Россия, запущена в 1994 г., твердотопливная, моноблочная.
  2. Самая перспективная для дальнейшей модернизации – Ярс РС-24. Страна – Россия, запущена в 2007 г., твердотопливная.
  3. Самая мощная МБР – «Сатана». Страна - СССР, запущена в 1970 г., двухступенчатая, твердотопливная.
  4. Лучшая из дальнобойных - БРПЛ Trident II D5. Страна – США, запущена в 1987 г., трехступенчатая.
  5. Самая скоростная – «Минитмен LGM-30G». Страна – США, запущена в 1966 г.

Межконтинентальная баллистическая ракета «Сатана»

«Воевода» межконтинентальная баллистическая ракета это самая мощная ядерная установка из существующих в мире. На Западе, в странах НАТО ее называют «Сатана». На вооружении в России состоит две технической модификации данной ракеты. Последняя из разработок может вести боевые действия (поражение заданной цели) при всех возможных условиях, в т. ч. при условии ядерного взрыва (или неоднократных взрывов).

МБР, что же это означает в плане общих характеристик. Например, то что «Воевода» превосходит по мощности запущенный недавно Американский «Минитмен»:

  • 200 м – погрешность попадания;
  • 500 кв. км – радиус поражения;
  • не инфицируется радарами из-за созданных при полете «ложных целей»;
  • в мире не имеется ПРО способного разрушить ядерную головку ракеты.

Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава»

«Булава» МБР это последняя разработка российских ученых и инженеров. В технических характеристиках указано:

  • твердотопливная (применяется топливо 5-го поколения);
  • трехступенчатая;
  • астрорадиоинерциальная система управления;
  • запуск с подлодок, «на ходу»;
  • радиус воздействия 8 тыс. км;
  • вес при старте 36,8 т;
  • выдерживает попадание любого лазерного оружия;
  • испытания не окончены;
  • остальные технические характеристики засекречены.

Межконтинентальные ракеты мира

От того как летит межконтинентальная баллистическая ракета (амплитуда движения) зависят скоростные и ударные показатели. Помимо России и США существует еще несколько мировых держав, на вооружении которых стоят МБР, это Франция и Китай:

  1. Китай (DF-5A) – дальность полета 13 000 км, двухступенчатая, жидкотопливная.
  2. Китай (DF-31A) – дальность полета 11 200 км, твердотопливная, трехступенчатая.
  3. Франция (М51) – дальность полета 10 000 км, твердотопливная, запуск с подлодок.

Военная политика любого государства базируется на охране государственных границ, государственного суверенитета и национальной безопасности. Поэтому стоит задать вопрос: МБР - что это может означать для действенной охраны границ РФ? Российская военная доктрина предполагает право на ответную реакцию при применении в отношении ее агрессии. В связи с этим находящиеся на вооружении баллистические ракеты являются самым действующим средством сдерживание зарубежной агрессии.

Неотъемлемая часть вооружения крупных мировых держав. С момента появления они зарекомендовали себя в качестве грозного оружия, способного решать тактические и стратегические задачи на больших расстояниях.

Разнообразие задач и преимущества, предоставляемые такими снарядами, привели к ряду научных прорывов в данной сфере. Вторая половина XX века считается эпохой ракетостроения. Технологии нашли применение не только в военной сфере, но и в построении космических кораблей.

Баллистические и крылатые ракеты имеют широкое разнообразие в применении и классификации. Однако имеется и ряд общих аспектов, на основании которых можно выделить ряд самых лучших ракет мира. Чтобы определить подобный список, следует понимать общие отличия данного вооружения.

Что такое баллистическая ракета

Баллистическая ракета - это снаряд, поражающий цель по неуправляемой траектории.

С учетом данного аспекта, у него есть два этапа полета:

  • короткий управляемый этап, по которому задается дальнейшая скорость и траектория;
  • свободный полет - получив основную команду, снаряд движется по баллистической траектории.

Нередко в подобном вооружении применяются многоступенчатые системы разгона. Каждая ступень отсоединяется после отработки топлива, что позволяет увеличить скорость снаряда за счет уменьшения веса.

Разработка баллистической ракеты связана с исследованиями К. Э. Циолковского. Еще в 1897 году он определил связь между скоростью под действием тяги ракетного двигателя, его удельным импульсом, а также массой в начале и конце полета. Расчеты ученого до сих пор занимают важнейшее место при проектировании.

Следующее важное открытие сделал Р. Годдард в 1917. Он применил жидкостный ракетный двигатель для сопла Лаваля. Такое решение вдвое увеличило силовую установку и имело значительный отклик в последующих работах Г. Оберта и команды Вернера фон Брауна.

Параллельно данным открытиям свои исследования продолжал и Циолковский. К 1929 году он разработал многоступенчатый принцип движения с учетом земной гравитации. Также он разработал ряд идей по оптимизации системы сгорания.

Герман Оберт был одним из первых, кто задумался о применении подобных открытий в области космонавтики. Однако раньше него, идеи Циолковского и Годдарда были реализованы командой Вернера фон Брауна в военной сфере. Именно на основе их исследований в Германии появились первые серийно производимые баллистические ракеты «Фау-2» (V2).

8 сентября 1944 года они впервые были применены при бомбардировке Лондона. Однако в ходе оккупации Германии союзниками все документы исследований были вывезены из страны. Дальнейшие разработки велись уже со стороны США и СССР.

Что из себя представляет крылатая ракета

Крылатая ракета - это беспилотный летательный аппарат . По своей структуре и истории создания он ближе к авиации, нежели к ракетостроению. Устаревшее название - самолет-снаряд - оно вышло из употребления, поскольку так называли и планирующие авиабомбы.

Не следует связывать термин «крылатая ракета» с английским cruise missile. К последнему относятся только программно-управляемые снаряды, сохраняющие постоянную скорость большую часть полета.

С учетом специфики строения и применения крылатых ракет выделяют следующие преимущества и недостатки таких снарядов:

  • программируемый курс полета, что позволяет создавать комбинированную траекторию и обходить противоракетную оборону противника;
  • движение на малой высоте с учетом рельефа делает снаряд менее заметным для радиолокационного обнаружения;
  • высокая точность современных крылатых ракет сочетается с высокой стоимостью их изготовления;
  • снаряды летят с относительно небольшой скоростью - примерно 1150 км/ч;
  • поражающая мощность невысокая, исключение - ядерные боеприпасы.

История разработки крылатых ракет связана с появлением авиации. Еще до Первой мировой войны возникла идея летающей бомбы. Необходимые для ее реализации технологии были вскоре разработаны:

  • в 1913 комплекс радиоуправления беспилотным летательным аппаратом изобрел школьный учитель физики Вирт;
  • в 1914 был успешно опробован гироскопический автопилот Э. Сперри, позволявший удерживать самолет на заданном курсе без участия пилота.

На фоне подобных технологий сразу в нескольких странах велись разработки летающих снарядов. Большинство из них велись параллельно с работой над автопилотированием и радиоуправлением. Идея оснастить их крыльями принадлежит Ф. А. Цандеру. Именно он в 1924 году опубликовал рассказ «Перелеты на другие планеты».

Первым успешным серийным производством подобных летательных аппаратов принято считать английскую радиоуправляемую воздушную мишень Queen. Первые образцы были созданы в 1931, в 1935 запущено серийное производство Queen Bee (пчелиная матка). Кстати, именно с этого момента беспилотники получили неофициальное название Drone - трутень.

Основной задачей первых беспилотников была разведка. Для боевого применения не хватало точности и надежности, что при высокой стоимости разработки делало производство нецелесообразным.

Несмотря на это, исследования и испытания в данном направлении продолжались, особенно с началом Второй мировой войны.

Первой классической крылатой ракетой принято считать немецкую «Фау-1». Ее испытания прошли 21 декабря 1942, а боевое применение она получила к концу войны против Великобритании.

Первые испытания и применения показали низкую точность снаряда. Из-за этого планировалось использовать их вместе с пилотом, который на заключительном этапе должен был покинуть снаряд с парашютом.

Как и в случае с баллистическими ракетами, разработки немецких ученых перешли к победителям. Дальнейшую эстафету по проектированию современных крылатых ракет переняли СССР и США. Планировалось использовать их в качестве ядерных боеприпасов. Однако разработка таких снарядов была остановлена в связи с экономической нецелесообразностью и успехом развития баллистических ракет.

Лучшие ракеты баллистические и крылатые ракеты мира

Чтобы определить самые мощные ракеты в мире, нередко используют различные методы классификации. Баллистические подразделяются на стратегические и тактические, в зависимости от применения.

В связи с договором о ликвидации ракет средней и малой дальности применяют следующую категоризацию:

  • малая дальность - 500-1000 км;
  • средняя - 1000-5500 км;
  • межконтинентальные - более 5500 км.

Крылатые ракеты имеют несколько типов классификации. По заряду выделяют ядерные и обычные. По поставленным задачам - стратегические, тактические и оперативно-тактические (обычно противокорабельные). В зависимости от базирования они могут быть наземными, воздушными, морскими и подводными.

Scud B (Р-17)

Scud B, она же Р-17, неофициально - «керосинка» - советская баллистическая ракета, принятая на вооружение в 1962 году для оперативно-тактического комплекса 9К72 «Эльбрус». Считается одной из самых известных на западе, ввиду активных поставок странам-союзникам СССР.

Применялась в следующих конфликтах:

  • Египтом против Израиля при операции Судного дня;
  • Советским Союзом в Афганистане;
  • В первую войну в Персидском заливе Ираком против Саудовской Аравии и Израиля;
  • Россией в период Второй чеченской войны ;
  • Йеменскими повстанцами против Саудовской Аравии.

Технические характеристики Р-17:

  • длина снаряда от опорных пят до вершины головной части - 11 164 мм;
  • диаметр корпуса — 880 мм;
  • размах по стабилизаторам - 1810 мм;
  • вес незаправленного изделия с головной частью 269А - 2076 кг;
  • вес полностью заправленного изделия с головной частью 269А - 5862 кг;
  • вес незаправленного изделия с головной частью 8Ф44 - 2074 кг;
  • вес полностью заправленного изделия с головной частью 8Ф44 - 5860 кг;
  • двигатель 9Д21 - жидкостный, реактивный;
  • подача компонентов топлива в двигатель - турбонасосным агрегатом, работающим от газогенератора;
  • способ раскрутки ТНА - от пороховой шашки;
  • исполнительный элемент системы управления - газоструйные рули;
  • система аварийного подрыва - автономная;
  • максимальная дальность поражения - 300 км;
  • минимальная дальность - 50 км;
  • гарантированная дальность - 275 км.

Боевая часть Р-17 могла быть как фугасной, так и ядерной. Мощность второго варианта варьировалась и могла составлять 10, 20, 200, 300 и 500 килотонн.

«Томагавк»

Крылатые американские ракеты Tomahawk, возможно, самые известные из данной категории снарядов. Приняты на вооружение в США в 1983 году. С этого момента применялись во всех конфликтах с участием Америки в качестве стратегического и тактического оружия.

Разработка «Томагавка» началась в 1971 году. Основная задача заключалась в создании стратегических крылатых ракет для подводных кораблей. Первые прототипы были представлены в 1974, через год начались испытательные запуски.

С 1976 года в программу включились разработчики из ВМС и ВВС. Появились прототипы снаряда для авиации, позже тестирование прошли и сухопутные модификации «Томагавков».

В январе следующего года была принята программа единой крылатой ракеты (JCMP). По ней все подобные снаряды должны были разрабатываться по общей технологической базе. Именно она заложила основу для разностороннего развития «Томагавков», как наиболее перспективной разработки.

Итогом данного шага стало появление различных модификаций. Авиация, наземное базирование, мобильные комплексы, надводный и подводный флот, - везде имеются подобные снаряды. Их боезапас может отличаться в зависимости от поставленной задачи - от обычных боеголовок до ядерных зарядов и кассетных бомб.

Нередко ракеты применяются и для разведывательных миссий. Низкая траектория полета с огибанием рельефа позволяет оставаться незамеченным для ПРО противника. Реже такие снаряды используются для доставки снаряжения боевым частям.

Широкое применение и различные модификации отражаются и на вариативности технических характеристиках «Томагавков»:

  • базирование - надводное, подводное, наземное мобильное, воздушное;
  • дальность полета - от 600 до 2500 км в зависимости от модификации;
  • длина - 5,56 м, со стартовым ускорителем - 6,25;
  • диаметр - 518 или 531 мм;
  • масса - от 1009 до 1590 кг;
  • запас топлива - 365 или 465 кг;
  • скорость полета - 880 км/ч.

По части систем управления и наведения применяются различные варианты, в зависимости от модификации и целевой задачи. Точность поражения также варьируется - от 5-10 до 80 метров.

Trident II

Trident (Трезубец) - американские трехступенчатые баллистические ракеты. Работают на твердом топливе, предназначены для запусков с подводных кораблей. Разрабатывались в качестве модификации снарядов «Посейдон» с акцентом на залповый огонь и увеличенную дальность поражения.

Совмещение технических характеристик «Посейдона» позволило перевооружить более 30 подводных лодок новыми снарядами. Trident I поступил на вооружение уже в 1979 году, однако, с появлением ракет второго поколения, были сняты.

Испытания Trident II завершились в 1990 году, тогда же новые ракеты стали поступать на вооружение ВМС США.

Новое поколение обладает следующими техническими характеристиками:

  • количество ступеней - 3;
  • тип двигателя - твердотопливный ракетный (РДТТ);
  • длина - 13,42 м;
  • диаметр - 2,11 м;
  • стартовая масса - 59078 кг;
  • масса головной части - 2800 кг;
  • максимальная дальность - 7800 км с полной нагрузкой и 11300 км с отсоединением блоков;
  • система наведения - инерциальная с астрокоррекцией и GPS;
  • точность поражения - 90-500 метров;
  • базирование - подводные лодки типа «Огайо» и «Вэнгард».

Всего было произведено 156 запусков баллистических ракет Trident II. Последний состоялся в июне 2010.

Р-36М «Сатана»

Советские баллистические ракеты Р-36М, известные как «Сатана» - одни из самых мощных в мире. Имеют всего две ступени, предназначены для стационарных шахтных установок. Основной акцент делается на гарантированном ответном ударе в случае ядерной атаки. С учетом этого шахты выдерживают даже прямые попадания ядерных боеголовок в район позиционирования.

Новая баллистическая ракета должна была заменить своего предшественника - Р-36. В разработку включили все достижения ракетостроения, что позволило превзойти второе поколение по следующим параметрам:

  • точность увеличилась в 3 раза;
  • боеготовность - в 4 раза;
  • энергетические возможности и гарантийный срок обслуживания увеличились в 1,4 раза;
  • защищенность пусковой шахты - в 15-30 раз.

Испытания Р-36М начались еще в 1970 году. В течение нескольких лет отрабатывались различные условия запусков. На вооружение снаряды были приняты в 1978-79 годах.

Оружие имеет следующие технические характеристики:

  • базирование - шахтная пусковая установка;
  • дальность - 10500-16000 км;
  • точность - 500 м;
  • боеготовность - 62 секунды;
  • стартовая масса - около 210 тонн;
  • количество ступеней - 2;
  • система управления - автономная инерциальная;
  • длина - 33,65 м;
  • диаметр - 3 м.

Головная часть Р-36М оснащена комплексом средств для преодоления противоракетной обороны противника. Имеются разделяющиеся боеголовки с автономным наведением, что позволяет поражать несколько целей сразу.

Фау-2 (V-2)

«Фау-2» - первая в мире баллистическая ракета, разработанная Вернером фон Брауном. Первые испытания прошли в начале 1942 года. 8 сентября 1944 года был произведен боевой запуск, а всего состоялось 3225 бомбардировок, в основном на территорию Великобритании.

«Фау-2» имела следующие технические характеристики:

  • длина - 14030 мм;
  • диаметр корпуса - 1650 мм;
  • масса - без горючего 4 тонны, стартовая - 12,5 т;
  • дальность - до 320 км, практическая - 250 км.

Также «Фау-2» стала первой ракетой, совершившей суборбитальный космический полет. При вертикальном запуске в 1944 году была достигнута высота в 188 км. После окончания войны снаряд стал прототипом для разработок баллистических ракет в США и СССР.

«Тополь-М»

«Тополь-М» - первая межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная в России после распада СССР. Была принята на вооружение в 2000 году и составила основу российских Ракетных войск стратегического назначения.

Разработка «Тополь-М» началась еще в середине 1980-х. Акцент делался на универсальные баллистические ракеты стационарного и мобильного запуска «Универсал». Однако в 1992 году было принято решение использовать текущие разработки в создании новой современной ракеты «Тополь-М».

Первые испытания со стационарной пусковой установки были проведены в 1994 году. Через три года началось серийное производство. В 2000 году был проведен запуск с мобильной пусковой установки, тогда же «Тополь-М» был принят на вооружение.

Снаряд имеет следующие технические характеристики:

  • количество ступеней - 3;
  • тип топлива - твердое смесевое;
  • длина - 22,7 м;
  • диаметр - 1,86 м;
  • масса - 47,1 т;
  • точность попадания - 200 м;
  • дальность - 11000 км.

Ракета продолжает разрабатываться, особенно в отношении головной части. Акцент делается на преодоление противоракетной обороны, а также использование до 6 боевых блоков для успешного поражения нескольких целей.

Minuteman III (LGM-30G)

Minutemen III - американские баллистические ракеты стационарного базирования. Приняты на вооружение в 1970 году и остаются основой ракетных войск США. Ожидается, что они будут оставаться востребованными до 2020 года.

В основу разработки легла идея применения твердого топлива. Дешевизна, простота обслуживания и надежность сделали «Минитмены» более удобными, чем прежние «Атласы» и «Титаны». Акцент делался на создании достаточного количества боеприпасов на случай первого ядерного удара Советского Союза.

Minutemen III (LGM-30G) имеет следующие технические характеристики:

  • количество ступеней - 3;
  • стартовая масса - 35 т;
  • длина ракета - 18,2 м;
  • головная часть - моноблочная;
  • наибольшая дальность - 13000 км;
  • точность - 180-210 м.

Снаряды регулярно проходят модернизацию. Последняя программа началась в 2004 году и акцентируется на обновлении силовой установки двигателя путем замены его компонентов.

«Точка-У»

«Точка» - советский тактический ракетный комплекс, рассчитанный на дивизионное звено. С конца 1980 года переведен в армейское звено. Модификация «Точка-У» начала разрабатываться в 1986-88 годах, на вооружение поступила в 1989. Отличительная особенность от прежних поколений - увеличенная до 120 км дальность стрельбы.

Технические характеристики модификации «Точка-У»:

  • дальность стрельбы - от 15 до 120 км;
  • скорость ракеты - 1100 м/с;
  • стартовая масса - 2010 кг;
  • время подлета на максимальное расстояние - 136 секунд;
  • время подготовки к запуску - 2 минуты из состояния готовности, 16 минут из походного состояния.

Первое боевое применение состоялось в 1994 в Йемене. В дальнейшем комплексы применялись в ходе операций на Северном Кавказе, в Южной Осетии. С 2013 года применяются в Сирии. Также используются хуситами против Саудовской Аравии в Йемене.

«Искандер»

«Искандер» - российский оперативно-тактический ракетный комплекс. Предназначен для поражения противоракетной и противовоздушной обороны противника. Имеет две модификации ракет – «Искандер-К» и «Искандер-М», которые могут одновременно запускаться с одной пусковой установки.

«Искандер-М» рассчитан на высокую траекторию полета (до 50 км), имеет ложные мишени для противодействия ПРО, а также высокую маневренность. Поражает цели на расстоянии до 500 км.

«Искандер-К» принадлежит к наиболее эффективным крылатым ракетам России. Рассчитан на низкую траекторию полета (6-7 метров) с огибанием рельефа. Официальная дальность - 500 км, однако, западные эксперты полагают, что эти показатели занижены для соответствия договору о ликвидации ракет средней и малой дальности. По их мнению, реальная дальность поражения - 2000-5000 км.

Разработка комплекса «Искандер» началась в 1988 году. Первое публичное представление состоялось в 1999, но ракеты продолжают дорабатываться. В 2011 году завершились испытания снарядов с новым боевым оснащением и улучшенной системой наведения.

По мнению западных аналитиков, комплексы «Искандер», в сочетании с «С-400» и комплексами «Бастион», формируют надежную зону запрета доступа для любого противника. В случае военного столкновения это не позволит войскам НАТО передвигаться и развертываться вблизи границ России без риска получения неприемлемого урона.

Технические характеристики комплексов «Искандер» представлены следующими показателями:

  • точность попадания - 10-30 метров, у «Искандер-М» - 5-7 м;
  • стартовая масса - 3800 кг;
  • масса боевой части - 480 кг;
  • длина - 7,3 м;
  • диаметр - 920 мм;
  • скорость ракеты - до 2100 м/с;
  • дальность поражения - 50-500 км.

«Искандер» может использовать разные боевые части: осколочные, бетонобойные, осколочно-фугасные. Потенциально ракеты могут оснащаться и ядерными боеголовками. По мнению американского аналитического издания The National Interest, комплексы «Искандер» - самое опасное оружие России.

Р-30 «Булава»

Р-30 «Булава» - твердотопливные российские баллистические ракеты. Предназначены для запуска с подводных лодок проекта 955 «Борей». Разработка снарядов начата в 1998 году с целью не только обновить морскую боевую мощь страны, но и вывести ее на качественно новый уровень.

Первые успешные испытания прошли в 2007 году - с этого момента началось серийное производство большей части компонентов. Изначально ракеты предназначались для двух типов подводных лодок - 941 «Акула» и 955 «Борей». Однако от перевооружения первой категории было решено отказаться.

Фактическое принятие ракет на вооружение состоялось в 2012 году. С этого момента начинается не только массовое производство снарядов, но и оборудование хранилищ под них. Официально снаряды приняты на вооружение в 2018 году.

Технические характеристики баллистических ракет «Булава»:

  • дальность - 8000-11000 км;
  • точность - 350 м;
  • стартовая масса - 36,8 т;
  • вес боевой части - 1150 кг;
  • количество ступеней - 3;
  • длина пускового контейнера - 12,1 м;
  • диаметр первой ступени - 2 м.

Ракета способна нести до 6 боевых блоков. Акцент делается на улучшении систем наведения и противодействии ПРО по аналогии с ракетами «Тополь-М». Ожидается, что эффективность данного оружия будет в дальнейшем повышаться.

Если у вас есть дополнительная информация по баллистическим ракетам, делитесь в комментариях.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Межконтинентальная баллистическая ракета - впечатляющее творение человека. Огромные размеры, термоядерная мощь, столб пламени, рев двигателей и грозный рокот пуска… Однако все это существует лишь на земле и в первые минуты запуска. По их истечении ракета прекращает существовать. Дальше в полет и на выполнение боевой задачи уходит лишь то, что остается от ракеты после разгона - ее полезная нагрузка.

При больших дальностях пуска полезная нагрузка межконтинентальной баллистической ракеты уходит в космическую высоту на многие сотни километров. Поднимается в слой низкоорбитальных спутников, на 1000−1200 км над Землей, и ненадолго располагается среди них, лишь слегка отставая от их общего бега. А затем по эллиптической траектории начинает скатываться вниз…

Что это, собственно, за нагрузка?

Баллистическая ракета состоит из двух главных частей - разгоняющей части и другой, ради которой затеян разгон. Разгоняющая часть - это пара или тройка больших многотонных ступеней, под завязку набитых топливом и с двигателями снизу. Они придают необходимую скорость и направление движению другой главной части ракеты - головной. Разгонные ступени, сменяя друг друга в эстафете пуска, ускоряют эту головную часть в направлении района ее будущего падения.

Головная часть ракеты - это сложный груз из многих элементов. Он содержит боеголовку (одну или несколько), платформу, на которой эти боеголовки размещены вместе со всем остальным хозяйством (вроде средств обмана радаров и противоракет противника), и обтекатель. Еще в головной части есть топливо и сжатые газы. Вся головная часть к цели не полетит. Она, как ранее и сама баллистическая ракета, разделится на много элементов и просто перестанет существовать как одно целое. Обтекатель от нее отделится еще неподалеку от района пуска, при работе второй ступени, и где-то там по дороге и упадет. Платформа развалится при входе в воздух района падения. Сквозь атмосферу до цели дойдут элементы только одного типа. Боеголовки.

Вблизи боеголовка выглядит как вытянутый конус длиною метр или полтора, в основании толщиной с туловище человека. Нос конуса заостренный либо немного затупленный. Конус этот - специальный летательный аппарат, задача которого - доставка оружия к цели. Мы вернемся к боеголовкам позже и познакомимся с ними ближе.

Голова «Миротворца»
На снимках - ступени разведения американской тяжелой МБР LGM0118A Peacekeeper, также известной как MX. Ракета была оснащена десятью разделяющимися боеголовками по 300 кт. Ракета снята с вооружения в 2005 году.

Тянуть или толкать?

В ракете все боеголовки расположены на так называемой ступени разведения, или в «автобусе». Почему автобус? Потому что, освободившись сначала от обтекателя, а затем от последней разгонной ступени, ступень разведения развозит боеголовки, как пассажиров по заданным остановкам, по своим траекториям, по которым смертоносные конусы разойдутся к своим целям.

Еще «автобус» называют боевой ступенью, потому что ее работа определяет точность наведения боеголовки в точку цели, а значит, и боевую эффективность. Ступень разведения и ее работа - один из самых больших секретов в ракете. Но мы все же слегка, схематично, взглянем на эту таинственную ступень и на ее непростой танец в космосе.

Ступень разведения имеет разные формы. Чаще всего она похожа на круглый пенек или на широкий каравай хлеба, на котором сверху установлены боеголовки остриями вперед, каждая на своем пружинном толкателе. Боеголовки заранее расположены под точными углами отделения (на ракетной базе, вручную, с помощью теодолитов) и смотрят в разные стороны, как пучок морковок, как иголки у ежика. Ощетинившаяся боеголовками платформа занимает в полете заданное, гиростабилизированное в пространстве положение. И в нужные моменты с нее поодиночке выталкиваются боеголовки. Выталкиваются сразу после завершения разгона и отделения от последней разгонной ступени. Пока (мало ли что?) не сбили противоракетным оружием весь этот неразведенный улей или не отказало что-либо на борту ступени разведения.

Но так было раньше, на заре разделяющихся головных частей. Сейчас разведение представляет собой совсем другую картину. Если раньше боеголовки «торчали» вперед, то теперь впереди по ходу находится сама ступень, а боеголовки висят снизу, вершинами назад, перевернутые, как летучие мыши. Сам «автобус» в некоторых ракетах тоже лежит в перевернутом состоянии, в специальной выемке в верхней ступени ракеты. Теперь после отделения ступень разведения не толкает, а тащит боеголовки за собой. Причем тащит, упираясь крестообразно расставленными четырьмя «лапами», развернутыми впереди. На концах этих металлических лап находятся направленные назад тяговые сопла ступени разведения. После отделения от разгонной ступени «автобус» очень точно, прецизионно выставляет свое движение в начинающемся космосе с помощью собственной мощной системы наведения. Сам занимает точную тропу очередной боеголовки - ее индивидуальную тропу.

Затем размыкаются специальные безынерционные замки, державшие очередную отделяемую боеголовку. И даже не отделенная, а просто теперь уже ничем не связанная со ступенью боеголовка остается неподвижно висеть здесь же, в полной невесомости. Начались и потекли мгновенья ее собственного полета. Словно одна отдельная ягода рядом с гроздью винограда с другими виноградинами-боеголовками, еще не сорванными со ступени процессом разведения.

Огненная десятка
К-551 «Владимир Мономах» - российская атомная подводная лодка стратегического назначения (проект 955 «Борей»), вооруженная 16 твердотопливными МБР «Булава» с десятью разделяющимися боевыми блоками.

Деликатные движения

Теперь задача ступени - отползти от боеголовки как можно деликатнее, не нарушив ее точно выставленного (нацеленного) движения газовыми струями своих сопел. Если сверхзвуковая струя сопла попадет по отделенной боеголовке, то неминуемо внесет свою добавку в параметры ее движения. За последующее время полета (а это полчаса - минут пятьдесят, в зависимости от дальности пуска) боеголовка продрейфует от этого выхлопного «шлепка» струи на полкилометра-километр вбок от цели, а то и дальше. Продрейфует без преград: там же космос, шлепнули - поплыла, ничем не удерживаясь. Но разве километр вбок - это точность сегодня?

Чтобы избежать таких эффектов, как раз и нужны разнесенные в стороны четыре верхние «лапы» с двигателями. Ступень как бы подтягивается на них вперед, чтобы струи выхлопов шли по сторонам и не могли зацепить отделяемую брюшком ступени боеголовку. Вся тяга разделена между четырьмя соплами, что снижает мощность каждой отдельной струи. Есть и другие особенности. Например, если на бубликообразной ступени разведения (с пустотой посередине - этим отверстием она надета на разгонную ступень ракеты, как обручальное кольцо на палец) ракеты «Трайдент-II D5» система управления определяет, что отделенная боеголовка все же попадает под выхлоп одного из сопел, то система управления это сопло отключает. Делает «тишину» над боеголовкой.

Ступень нежно, как мать от колыбельки уснувшего дитяти, боясь нарушить его покой, на цыпочках отходит в пространстве на трех оставшихся соплах в режиме малой тяги, а боеголовка остается на прицельной траектории. Затем «бублик» ступени с крестовиной тяговых сопел проворачивается вокруг оси, чтобы боеголовка вышла из-под зоны факела выключенного сопла. Теперь ступень отходит от оставляемой боеголовки уже на всех четырех соплах, но пока тоже на малом газу. При достижении достаточного расстояния включается основная тяга, и ступень энергично перемещается в область прицельной траектории следующей боеголовки. Там расчетно тормозится и снова очень точно устанавливает параметры своего движения, после чего отделяет от себя очередную боеголовку. И так - пока не высадит каждую боеголовку на ее траекторию. Процесс этот быстр, гораздо быстрее, чем вы читаете о нем. За полторы-две минуты боевая ступень разводит десяток боеголовок.

Бездны математики

Сказанного выше вполне достаточно для понимания, как начинается собственный путь боеголовки. Но если приоткрыть дверь чуть шире и бросить взгляд чуть глубже, можно заметить, что сегодня разворот в пространстве ступени разведения, несущей боеголовки, - это область применения кватернионного исчисления, где бортовая система ориентации обрабатывает измеряемые параметры своего движения с непрерывным построением на борту кватерниона ориентации. Кватернион - это такое комплексное число (над полем комплексных чисел лежит плоское тело кватернионов, как сказали бы математики на своем точном языке определений). Но не с обычными двумя частями, действительной и мнимой, а с одной действительной и тремя мнимыми. Итого у кватерниона четыре части, о чем, собственно, и говорит латинский корень quatro.

Ступень разведения выполняет свою работу довольно низко, сразу после выключения разгонных ступеней. То есть на высоте 100−150 км. А там еще сказывается влияние гравитационных аномалий поверхности Земли, разнородностей в ровном поле тяготения, окружающем Землю. Откуда они? Из неровностей рельефа, горных систем, залегания пород разной плотности, океанических впадин. Гравитационные аномалии либо притягивают к себе ступень добавочным притяжением, либо, наоборот, слегка отпускают ее от Земли.

В таких неоднородностях, сложной ряби местного гравитационного поля, ступень разведения должна расставить боеголовки с прецизионной точностью. Для этого пришлось создать более детальную карту гравитационного поля Земли. «Излагать» особенности реального поля лучше в системах дифференциальных уравнений, описывающих точное баллистическое движение. Это большие, емкие (для включения подробностей) системы из нескольких тысяч дифференциальных уравнений, с несколькими десятками тысяч чисел-констант. А само гравитационное поле на низких высотах, в непосредственной околоземной области, рассматривают как совместное притяжение нескольких сотен точечных масс разного «веса», расположенных около центра Земли в определенном порядке. Так достигается более точное моделирование реального поля тяготения Земли на трассе полета ракеты. И более точная работа с ним системы управления полетом. А еще… но полно! - не будем заглядывать дальше и закроем дверь; нам вполне хватит и сказанного.

Полет без боеголовок

Ступень разведения, разогнанная ракетой в сторону того же географического района, куда должны упасть боеголовки, продолжает свой полет вместе с ними. Ведь отстать она не может, да и зачем? После разведения боеголовок ступень срочно занимается другими делами. Она отходит в сторону от боеголовок, заранее зная, что будет лететь немного не так, как боеголовки, и не желая их потревожить. Все свои дальнейшие действия ступень разведения тоже посвящает боеголовкам. Это материнское желание всячески оберегать полет своих «деток» продолжается всю ее оставшуюся недолгую жизнь.

Недолгую, но насыщенную.

Космос ненадолго
Полезная нагрузка межконтинентальной баллистической ракеты большую часть полета проводит в режиме космического объекта, поднимаясь на высоту, в три раза больше высоты МКС. Огромной длины траектория должна быть просчитана с особой точностью.

После отделенных боеголовок наступает черед других подопечных. В стороны от ступени начинают разлетаться самые забавные штуковины. Словно фокусник, выпускает она в пространство множество надувающихся воздушных шариков, какие-то металлические штучки, напоминающие раскрытые ножницы, и предметы всяких прочих форм. Прочные воздушные шарики ярко сверкают в космическом солнце ртутным блеском металлизированной поверхности. Они довольно большие, некоторые по форме напоминают боеголовки, летящие неподалеку. Их поверхность, покрытая алюминиевым напылением, отражает радиосигнал радара издали почти так же, как и корпус боеголовки. Наземные радары противника воспримут эти надувные боеголовки наравне с реальными. Разумеется, в первые же мгновения входа в атмосферу эти шарики отстанут и немедленно лопнут. Но до этого они будут отвлекать на себя и загружать вычислительные мощности наземных радаров - и дальнего обнаружения, и наведения противоракетных комплексов. На языке перехватчиков баллистических ракет это называется «осложнять текущую баллистическую обстановку». А всё небесное воинство, неумолимо движущееся к району падения, включая боевые блоки настоящие и ложные, надувные шарики, дипольные и уголковые отражатели, вся эта разношерстная стая называется «множественные баллистические цели в осложненной баллистической обстановке».

Металлические ножницы раскрываются и становятся электрическими дипольными отражателями - их множество, и они хорошо отражают радиосигнал ощупывающего их луча радара дальнего противоракетного обнаружения. Вместо десяти искомых жирных уток радар видит огромную размытую стаю маленьких воробьев, в которой трудно что-то разобрать. Устройства всяких форм и размеров отражают разные длины волн.

Кроме всей этой мишуры, ступень теоретически может сама испускать радиосигналы, которые мешают наводиться противоракетам противника. Или отвлекать их на себя. В конце концов, мало ли чем она может быть занята - ведь летит целая ступень, большая и сложная, почему бы не нагрузить ее хорошей сольной программой?


Дом для «Булавы»
Подводные лодки проекта 955 «Борей» - серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» четвертого поколения. Первоначально проект создавался под ракету «Барк», ей на смену пришла «Булава».

Последний отрезок

Однако с точки зрения аэродинамики ступень не боеголовка. Если та - маленькая и тяжеленькая узкая морковка, то ступень - пустое обширное ведро, с гулкими опустевшими топливными баками, большим необтекаемым корпусом и отсутствием ориентации в начинающем набегать потоке. Своим широким телом с приличной парусностью ступень гораздо раньше отзывается на первые дуновения встречного потока. Боеголовки к тому же разворачиваются вдоль потока, с наименьшим аэродинамическим сопротивлением пробивая атмосферу. Ступень же наваливается на воздух своими обширными боками и днищами как придется. Бороться с тормозящей силой потока она не может. Ее баллистический коэффициент - «сплав» массивности и компактности - гораздо хуже боеголовочного. Сразу и сильно начинает она замедляться и отставать от боеголовок. Но силы потока нарастают неумолимо, одновременно и температура прогревает тонкий незащищенный металл, лишая его прочности. Остатки топлива весело кипят в раскаляющихся баках. Наконец, происходит потеря устойчивости конструкции корпуса под обжавшей ее аэродинамической нагрузкой. Перегрузка помогает крушить переборки внутри. Крак! Хрясь! Смявшееся тело тут же охватывают гиперзвуковые ударные волны, разрывая ступень на части и разбрасывая их. Пролетев немного в уплотняющемся воздухе, куски снова разламываются на более мелкие фрагменты. Остатки топлива реагируют мгновенно. Разлетающиеся осколки конструктивных элементов из магниевых сплавов зажигаются раскаленным воздухом и мгновенно сгорают с ослепительной вспышкой, похожей на вспышку фотоаппарата - недаром в первых фотовспышках поджигали магний!

Подводный меч Америки
Американские подводные лодки класса «Огайо» - единственный тип ракетоносцев, находящийся на вооружении США. Несет на борту 24 баллистических ракеты с РГЧ Trident-II (D5). Количество боевых блоков (в зависимости от мощности) - 8 или 16.

Все сейчас горит огнем, все обтянуто раскаленной плазмой и хорошо светит вокруг оранжевым цветом углей из костра. Более плотные части уходят тормозиться вперед, более легкие и парусные сдуваются в хвост, растягивающийся по небу. Все горящие компоненты дают плотные дымовые шлейфы, хотя на таких скоростях этих самых плотных шлейфов быть не может из-за чудовищного разбавления потоком. Но издали их видно прекрасно. Выброшенные частицы дыма растягиваются по следу полета этого каравана кусков и кусочков, наполняя атмосферу широким белым следом. Ударная ионизация порождает ночное зеленоватое свечение этого шлейфа. Из-за неправильной формы фрагментов их торможение стремительно: все, что не сгорело, быстро теряет скорость, а с ней и горячительное действие воздуха. Сверхзвук - сильнейший тормоз! Став в небе, словно разваливающийся на путях поезд, и тут же охладившись высотным морозным дозвуком, полоса фрагментов становится визуально неразличимой, теряет свою форму и строй и переходит в долгое, минут на двадцать, тихое хаотичное рассеивание в воздухе. Если оказаться в нужном месте, можно услышать, как тихо звякнет об ствол березы маленький обгорелый кусочек дюраля. Вот ты и прибыла. Прощай, ступень разведения!


Морской трезубец
На фото - пуск межконтинентальной ракеты Trident II (США) с подводной лодки. В настоящий момент Trident («Трезубец») - единственное семейство МБР, ракеты которого устанавливаются на американских подводных лодках. Максимальный забрасываемый вес - 2800 кг.

Натовцы дали название «SS-18 "Satan” («Сатана») семейству русских ракетных комплексов с тяжелой межконтинентальной баллистической ракетой наземного базирования, разработанных и принятых на вооружение в 1970-х - 1980-х гг. По официальной русской классификации – это Р-36М, Р-36М УТТХ, Р-36М2, РС-20. А «Сатаной» американцы назвали эту ракету по той причине, что сбить её трудно, а на огромных территориях США и Западной Европы эти русские ракеты устроят ад.

SS-18 "Satan” создана под руководством главного конструктора В. Ф. Уткина. По своим характеристикам эта ракета превосходит самую сильную американскую раету "Минитмен-3".

«Сатана» - самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета на Земле. Предназначена она, прежде всего, для того чтобы разрушать самые укрепленные командные пункты, шахты баллистических ракет и авиобазы. Ядерная взрывчатка одной ракеты может разрушить большой город, весьма большую часть США. Точность попадания – около 200-250 метров.

"Ракета размещается в самых прочных в мире шахтах "; по первоначальным сообщениям - 2500-4500 psi, некоторые шахты - 6000-7000 psi. Это значит, что если не будет прямого попадания американской ядерной взрывчатки на шахту, то ракета выдержит мощный удар, люк откроется и «Сатана» вылетит из под земли и понесется в направлении к США, где через полчаса устроит американцам ад. А таких ракет понесутся на США десятки. А в каждой ракете десять боеголовок индивидуального наведения. Мощность боеголовок равна 1200 бомбам, сброшенным американцами на Хиросиму, Одним ударом ракета «Сатана» может уничтожить объекты США и Западной Европы на площади до 500 кв. километров. И таких ракет полетят в направлении США десятки. Это полный капут для американцев. «Сатана» легко пробивает американскую систему противоракетной обороны.

Она была неуязвима в 80-е годы и продолжает быть жуткой для американцев и в настоящее время. Создать надёжную защиту от русской «Сатаны» американцы не смогут до 2015-2020 гг. Но ещё больше пугает американцев тот факт, что русские начали разработку ещё более сатанинских ракет.

«Ракета СС-18 несет 16 платформ, одна из которых загружена ложными целями. Выходя на высокую орбиту все головки "Сатаны" идут "в облаке" ложных целей и практически не идентифицируются радарами».

Но, даже если американцы их увидят «Сатану» на конечном отрезке траектории, головки "Сатаны" практически не уязвимы для противоракетных средств, ибо для разрушения «Сатаны» необходимо только прямое попадание в головку очень мощной противоракеты (а противоракет с такими характеристиками у американцев нет). «Так что подобное поражение весьма трудно и практически невозможно с уровнем американской техники ближайших десятилетий. Что же касается знаменитых лазерных средств поражения головок, то у СС-18 они прикрыты массивной броней с добавлением урана-238, металла исключительно тяжелого и плотного. Такая броня не может быть "прожжена" лазером. Во всяком случае, теми лазерами, которые могут быть построены в ближайшие 30 лет. Не могут сбить систему управления полетом СС-18 и ее головок импульсы электромагнитного излучения, ибо все системы управления "Сатаны" дублированы помимо электронных, пневматическими автоматами»

К средине 1988 года из подземных шахт СССР были готовы вылететь в направлении США и Западной Европы 308 межконтинентальных ракет «Сатана». «Из существовавших в СССР то время 308 пусковых шахт на долю России приходилось 157. Остальные находились на Украине и в Белоруссии». В каждой ракете 10 боеголовок. Мощность боеголовок равна 1200 бомбам, сброшенным американцами на Хиросиму, Одним ударом ракета «Сатана» может уничтожить объекты США и Западной Европы на площади до 500 кв. километров. И таких ракет полетят в направлении США, если потребуется, три сотни. Это полный капут для американцев и западноевропейцев.

Разработку стратегического ракетного комплекса Р-36М с тяжёлой межконтинентальной баллистической ракетой третьего поколения 15А14 и шахтной пусковой установкой повышенной защищённости 15П714 вело КБ «Южное». В новой ракете были использованы все лучшие наработки, полученные при создании предыдущего комплекса - Р-36.

Применённые при создании ракеты технические решения позволили создать самый мощный в мире боевой ракетный комплекс. Он значительно превосходил и своего предшественника - Р-36:

  • по точности стрельбы - в 3 раза.
  • по боеготовности - в 4 раза.
  • по энергетическим возможностям ракеты - в 1,4 раза.
  • по первоначально установленному гарантийному сроку эксплуатации - в 1,4 раза.
  • по защищённости пусковой установки - в 15-30 раз.
  • по степени использования объёма пусковой установки - в 2,4 раза.

Двухступенчатая ракета Р-36М была выполнена по схеме «тандем» с последовательным расположением ступеней. Для оптимизации использования объёма из состава ракеты были исключены сухие отсеки, за исключением межступенчатого переходника второй ступени. Применённые конструктивные решения позволили увеличить запас топлива на 11 % при сохранении диаметра и уменьшении суммарной длины первых двух ступеней ракеты на 400 мм по сравнению с ракетой 8К67.

На первой ступени применена двигательная установка РД-264, состоящая из четырёх работающих по замкнутой схеме однокамерных двигателей 15Д117, разработанных КБЭМ (главный конструктор - В. П. Глушко). Двигатели закреплены шарнирно и их отклонение по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты.

На второй ступени применена двигательная установка, состоящая из работающего по замкнутой схеме основного однокамерного двигателя 15Д7Э (РД-0229) и четырёхкамерного рулевого двигателя 15Д83 (РД-0230), работающего по открытой схеме.

ЖРД ракеты работали на высококипящем двухкомпонентном самовоспламеняющемся топливе. В качестве горючего использовался несимметричный диметилгидразин (НДМГ), в качестве окислителя - тетраоксид диазота (АТ).

Разделение первой и второй ступеней газодинамическое. Оно обеспечивалось срабатыванием разрывных болтов и истечением газов наддува топливных баков через специальные окна.

Благодаря усовершенствованной пневмогидравлической системе ракеты с полной ампулизацией топливных систем после заправки и исключением утечки сжатых газов с борта ракеты удалось добиться увеличения времени нахождения в полной боевой готовности до 10-15 лет с потенциальной возможностью эксплуатации до 25 лет.

Принципиальные схемы ракеты и системы управления разработаны исходя из условия возможности применения трёх вариантов ГЧ:

  • Лёгкая моноблочная с зарядом мощностью 8 Мт и дальностью полёта 16000 км;
  • Тяжёлая моноблочная с зарядом мощностью 25 Мт и дальностью полёта 11200 км;
  • Разделяющаяся ГЧ (РГЧ) из 8 боевых блоков мощностью по 1 Мт;

Все головные части ракеты оснащались усовершенствованным комплексом средств преодоления ПРО. Для комплекса средств преодоления ПРО ракеты 15А14 впервые были созданы квазитяжелые ложные цели. Благодаря применению специального твердотопливного двигателя разгона, прогрессивно возрастающая тяга которого компенсирует силу аэродинамического торможения ложной цели, удалось добиться имитации характеристик боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном участке траектории и значительной части атмосферного.

Одним из технических новшеств, в значительной степени определившим высокий уровень характеристик нового ракетного комплекса, явилось применение миномётного старта ракеты из транспортно-пускового контейнера (ТПК). Впервые в мировой практике была разработана и внедрена миномётная схема для тяжёлой жидкостной МБР. При старте давление, создаваемое пороховыми аккумуляторами давления, выталкивало ракету из ТПК и только после покидания шахты запускался двигатель ракеты.

Ракета, помещённая на заводе-изготовителе в транспортно-пусковой контейнер, транспортировалась и устанавливалась в шахтную пусковую установку (ШПУ) в незаправленном состоянии. Заправка ракеты компонентами топлива и подстыковка головной части производились после установки ТПК с ракетой в ШПУ. Проверки бортовых систем, подготовка к запуску и пуск ракеты осуществлялись автоматически после получения системой управления соответствующих команд с удалённого командного пункта. Чтобы исключить несанкционированный запуск, система управления принимала к исполнению только команды с определённым кодовым ключом. Применение такого алгоритма стало возможным благодаря внедрению на всех командных пунктах РВСН новой системы централизованного управления.

Система управления ракетой - автономная, инерциальная, трёхканальная с многоярусным мажоритированием. Каждый канал самотестировался. При несовпадении команд всех трёх каналов управление брал на себя успешно протестировавшийся канал. Бортовая кабельная сеть (БКС) считалась абсолютно надёжной и в тестах не браковалась.

Разгон гироплатформы (15Л555) осуществлялся автоматами форсированного разгона (АФР) цифровой наземной аппаратуры (ЦНА), а на первых этапах работы - программными устройствами разгона гироплатформы (ПУРГ). Бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ) (15Л579) 16-разрядная, ПЗУ - куб памяти. Программирование производилось в машинных кодах.

Разработчик системы управления (включая БЦВМ) - Конструкторское бюро электроприборостроения (КБЭ, ныне ОАО «Хартрон», город Харьков), бортовую ЭВМ производил Киевский радиозавод, серийно система управления выпускалась на заводах имени Шевченко и «Коммунар» (Харьков).

Разработка стратегического ракетного комплекса третьего поколения Р-36М УТТХ (индекс ГРАУ - 15П018, код СНВ - РС-20Б, по классификации МО США и НАТО - SS-18 Mod.4) с ракетой 15A18, оснащенной 10-блочной разделяющейся головной частью, началась 16 августа 1976 года.

Ракетный комплекс создавался в результате реализации программы совершенствования и повышения боевой эффективности ранее разработанного комплекса 15П014 (Р-36М). Комплекс обеспечивает поражение одной ракетой до 10 целей, включая высокопрочные малоразмерные либо особо крупные площадные цели, расположенные на местности площадью до 300000 км², в условиях эффективного противодействия средств ПРО противника. Повышение эффективности нового комплекса было достигнуто за счет:

  • повышения точности стрельбы в 2-3 раза;
  • увеличения количества боевых блоков (ББ) и мощности их зарядов;
  • увеличения района разведения ББ;
  • применения высокозащищенных шахтной пусковой установки и командного пункта;
  • повышения вероятности доведения команд на пуск до ШПУ.

Компоновочная схема ракеты 15А18 аналогична схеме 15А14. Это двухступенчатая ракета с тандемным расположением ступеней. В составе новой ракеты без доработок использованы первая и вторая ступени ракеты 15А14. Двигатель первой ступени - четырёхкамерный ЖРД РД-264 закрытой схемы. На второй ступени используется однокамерный маршевый ЖРД РД-0229 закрытой схемы и четырёхкамерный рулевой ЖРД РД-0257 открытой схемы. Разделение ступеней и отделение боевой ступени - газодинамическое.

Основное отличие новой ракеты заключалось во вновь разработанной ступени разведения и РГЧ с десятью новыми скоростными блоками, с зарядами повышенной мощности. Двигатель ступени разведения - четырёхкамерный, двухрежимный (тягой 2000 кгс и 800 кгс) с многократным (до 25 раз) переключением между режимами. Это позволяет создавать наиболее оптимальные условия при разведении всех боевых блоков. Ещё одна конструктивная особенность этого двигателя - два фиксированных положения камер сгорания. В полете они располагаются внутри ступени разведения, но после отделения ступени от ракеты специальные механизмы выводят камеры сгорания за наружный контур отсека и разворачивают их для реализации «тянущей» схемы разведения боевых блоков. Сама РГЧ выполнена по двухъярусной схеме с единым аэродинамическим обтекателем. Также были увеличены объём памяти БЦВМ и модернизирована система управления, для использования улучшеных алгоритмов. При этом точность стрельбы была улучшена в 2,5 раза, а время готовности к запуску сократилось до 62 секунд.

Ракета Р-36М УТТХ в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) устанавливается в шахтную пусковую установку и находится на боевом дежурстве в заправленном состоянии в полной боевой готовности. Для загрузки ТПК в шахтное сооружение в СКБ МАЗ разработано специальное транспортно-установочное оборудование в виде полуприцепа высокой проходимости с тягачом на базе МАЗ-537. Используется минометный метод запуска ракеты.

Летно-конструкторские испытания ракеты Р-36М УТТХ начались 31 октября 1977 г. на полигоне Байконур. По программе летных испытаний проведено 19 пусков, из них 2 неудачно. Причины этих неудач были выяснены и устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего проведено 62 пуска, из них 56 - успешных.

18 сентября 1979 г. три ракетных полка приступили к несению боевого дежурства на новом ракетном комплексе. По состоянию на 1987 г. было развернуто 308 МБР Р-36М УТТХ в составе пяти ракетных дивизий. На май 2006 г. в состав РВСН входит 74 шахтные пусковые установки с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2, оснащенных 10 боевыми блоками каждая.

Высокая надежность комплекса подтверждена 159 пусками по состоянию на сентябрь 2000 года, из которых только четыре были неудачными. Эти отказы при пусках серийных изделий обусловлены производственными дефектами.

После распада СССР и экономического кризиса начала 1990-х встал вопрос о продлении сроков эксплуатации Р-36М УТТХ до замены их новыми комплексами российской разработки. Для этого 17 апреля 1997 года был произведен успешный пуск ракеты Р-36М УТТХ, изготовленной 19,5 лет назад. НПО «Южное» и 4-е ЦНИИ МО провели работы по увеличению гарантийного срока эксплуатации ракет с 10 лет последовательно до 15, 18 и 20 лет. 15 апреля 1998 года с космодрома Байконур был произведен учебно-тренировочный пуск ракеты Р-36М УТТХ, при котором десять учебных боевых блоков поразили все учебные цели на полигоне Кура на Камчатке.

Также было создано совместное российско-украинское предприятие по разработке и дальнейшему коммерческому использованию ракеты-носителя легкого класса «Днепр» на базе ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2

9 августа 1983 года постановлением Совета Министров СССР КБ «Южное» была поставлена задача доработать ракету Р-36М УТТХ, чтобы она могла преодолевать перспективную систему американской противоракетной обороны (ПРО). Кроме того было необходимо повысить защищенность ракеты и всего комплекса от действия поражающих факторов ядерного взрыва.

Вид на приборный отсек (ступень разведения) ракеты 15А18М со стороны головной части. Видны элементы двигателя разведения (цвета алюминия - баки горючего и окислителя, зеленые - шаровые баллоны вытеснительной системы подачи), приборы системы управления (коричневые и цвета морской волны).

Верхнее днище первой ступени 15А18М. Справа - отстыкованная вторая ступень, видно одно из сопел рулевого двигателя.

Ракетный комплекс четвёртого поколения Р-36М2 «Воевода» (индекс ГРАУ - 15П018М, код СНВ - РС-20В, по классификации МО США и НАТО - SS-18 Mod.5/Mod.6) с многоцелевой межконтинентальной ракетой тяжелого класса 15А18М предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району. Его применение позволяет реализовать стратегию гарантированного ответного удара.

В результате применения новейших технических решений, энергетические возможности ракеты 15А18М увеличены на 12 % по сравнению с ракетой 15А18. При этом выполняются все условия ограничений по габаритам и стартовому весу, накладываемые договором ОСВ-2. Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных ракет. По технологическому уровню комплекс не имеет аналогов в мире. В ракетном комплексе применена активная защита шахтной пусковой установки от ядерных боевых блоков и высокоточного неядерного оружия, а также впервые в стране осуществлен маловысотный неядерный перехват высокоскоростных баллистических целей.

По сравнению с прототипом, в новом комплексе удалось добиться улучшения многих характеристик:

  • повышения точности в 1,3 раза;
  • увеличения в 3 раза длительности автономности;
  • уменьшения в 2 раза времени боеготовности.
  • увеличения площади зоны разведения боевых блоков в 2,3 раза;
  • применения зарядов повышенной мощности (10 разделяющихся головных частей индивидуального наведения мощностью от 550 до 750 кт каждая; общий забрасываемый вес - 8800 кг);
  • возможности пуска из режима постоянной боеготовности по одному из плановых целеуказаний, а также оперативного переприцеливания и пуска по любому неплановому целеуказанию, переданному из высшего звена управления;

Для обеспечения высокой боевой эффективности в особо сложных условиях боевого применения при разработке комплекса Р-36М2 «Воевода» особое внимание уделялось следующим направлениям:

  • повышение защищенности и живучести ШПУ и КП;
  • обеспечение устойчивости боевого управления во всех условиях применения комплекса;
  • увеличение времени автономности комплекса;
  • увеличение гарантийного срока эксплуатации;
  • обеспечение стойкости ракеты в полете к поражающим факторам наземных и высотных ядерных взрывов;
  • расширение оперативных возможностей по перенацеливанию ракет.

Одним из основных преимуществ нового комплекса является возможность обеспечения пусков ракет в условиях ответно-встречного удара при воздействии наземных и высотных ядерных взрывов. Это достигнуто за счет повышения живучести ракеты в шахтной пусковой установке и значительного повышения стойкости ракеты в полете к поражающим факторам ядерного взрыва. Корпус ракеты имеет многофункциональное покрытие, введена защита аппаратуры системы управления от гамма-излучения, в 2 раза повышено быстродействие исполнительных органов автомата стабилизации системы управления, отделение головного обтекателя осуществляется после прохождения зоны высотных блокирующих ядерных взрывов, двигатели первой и второй ступеней ракеты форсированы по тяге.

В результате радиус зоны поражения ракеты блокирующим ядерном взрывом, по сравнению с ракетой 15А18, уменьшен в 20 раз, стойкость к рентгеновскому излучению повышена в 10 раз, гамма-нейтронному излучению - в 100 раз. Обеспечена стойкость ракеты к воздействию пылевых образований и крупных частиц грунта, имеющихся в облаке при наземном ядерном взрыве.

Для ракеты построены ШПУ со сверхвысокой защищенностью от поражающих факторов ЯВ путем переоборудования ШПУ ракетных комплексов 15А14 и 15А18. Реализованные уровни стойкости ракеты к поражающим факторам ядерного взрыва обеспечивают её успешный пуск после непоражающего ядерного взрыва непосредственно по ПУ и без снижения боевой готовности при воздействии по соседней ПУ.

Ракета выполнена по двухступенчатой схеме с последовательным расположением ступеней. На ракете применяются аналогичные схемы старта, разделения ступеней, отделения ГЧ, разведения элементов боевого оснащения, показавшие высокий уровень технического совершенства и надежности в составе ракеты 15А18.

В состав двигательной установки первой ступени ракеты входят четыре шарнирно закрепленных однокамерных ЖРД, имеющих турбонасосную систему подачи топлива и выполненных по замкнутой схеме.

В состав двигательной установки второй ступени входят два двигателя: маршевый однокамерный РД-0255 с турбонасосной подачей компонентов топлива, выполненный по замкнутой схеме и рулевой РД-0257, четырёхкамерный, открытой схемы, ранее уже использовшийся на ракете 15А18. Двигатели всех ступеней работают на жидких высококипящих компонентах топлива НДМГ+АТ, ступени полностью ампулизированы.

Система управления разработана на базе двух высокопроизводительных ЦВК (бортового и наземного) нового поколения и непрерывно работающего в процессе боевого дежурства высокоточного комплекса командных приборов.

Для ракеты разработан новый головной обтекатель, обеспечивающий надежную защиту головной части от поражающих факторов ядерного взрыва. Тактико-технические требования предусматривали оснащение ракеты четырьмя типами головных частей:

  • две моноблочные ГЧ - с «тяжелым» и «легким» ББ;
  • РГЧ с десятью неуправляемыми ББ мощностью 0,8 Мт;
  • РГЧ смешанной комплектации в составе шести неуправляемых и четырёх управляемых ББ с системой самонаведения по картам местности.

В составе боевого оснащения созданы высокоэффективные системы преодоления ПРО («тяжелые» и «легкие» ложные цели, дипольные отражатели), которые размещаются в специальных кассетах, применены термоизолирующие чехлы ББ.

Летно-конструкторские испытания комплекса Р-36М2 начались на Байконуре в 1986 г. Первый пуск 21 марта закончился аварийно: из-за ошибки в системе управления не запустилась двигательная установка первой ступени. Ракета, выйдя из ТПК, тут же упала в ствол шахты, её взрыв полностью разрушил пусковую установку. Человеческих жертв не было.

Первый ракетный полк с МБР Р-36М2 встал на боевое дежурство 30 июля 1988 г. 11 августа 1988 ракетный комплекс принят на вооружение. Летно-конструкторские испытания новой межконтинентальной ракеты четвёртого поколения Р-36М2 (15А18М - «Воевода») со всеми видами боевого оснащения были завершены в сентябре 1989 года. На май 2006 года в состав РВСН входит 74 шахтных пусковых установки с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2, оснащенными 10 боевыми блоками каждая.

21 декабря 2006 года в 11 часов 20 минут по московскому времени был произведен учебно-боевой пуск РС-20В. По словам главы службы информации и общественных связей РВСН полковника Александра Вовка, учебно-боевые блоки ракеты, запущенные из Оренбургской области (Приуралье), с заданной точностью поразили условные цели на полигоне Кура полуострова Камчатка в Тихом океане. Первая ступень упала в зоне Вагайского, Викуловского и Сорокинского районов Тюменской области. Она отделилась на высоте 90 километров, остатки топлива сгорели во время падения на землю. Пуск прошёл в рамках опытно-конструкторской работы «Зарядье». Пуски дали утвердительный ответ на вопрос о возможности эксплуатации комплекса Р-36М2 в течение 20 лет.

24 декабря 2009 года в 9 часов 30 минут по московскому времени был произведен пуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-20В («Воевода»), сообщил пресс-секретарь управления пресс-службы и информации Минобороны по РВСН полковник Вадим Коваль: «Двадцать четвёртого декабря 2009 года в 9.30 мск РВСН проведен пуск ракеты из позиционного района соединения, дислоцированного в Оренбургской области», - сообщил Коваль. По его словам, пуск проведен в рамках опытно-конструкторской работы в целях подтверждения летно-технических характеристик ракеты РС-20В и продления срока эксплуатации ракетного комплекса «Воевода» до 23 лет.

я лично сплю спокойно, когда знаю что такое оружие охраняет наш покой..............