Тематический урок сохранение природы наука и технологии. Россия, устремленная в будущее. Государственная безопасность и политика

Презентация посвящена взаимосвязи человека с окружающим его миром. Тому как человек может оказать свое негативное влияние на столь хрупкий и беззащитный окружающий его мир. Все это продемонстрировано на фотографиях и в поэзии. Материал рассчитан для классного часа экологической направленности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить. Ф.Жолио-Кюри

Как прекрасен этот мир ПОСМОТРИ

Что такое экология? Наука, изучающая взаимоотношения животных и растительных организмов между собой и с окружающей средой, а также воздействие человеческой деятельности на окружающую среду. по гречески: «экос» - 2 дом»; «логос» - ученье, наука.

«Законы экологии» Всё связано со всем Всё должно куда-то деваться Ничто не даётся даром Природа знает лучше Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.

Р.Рождественский Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и земли без воды... Всё меньше – окружающей природы. Всё больше – окружающей среды.

Загрязнение - это процесс отрицательного видоизменения окружающей среды - воздуха, воды, почвы - путём её интоксикации веществами, которые угрожают жизни живых организмов.

Я молю, чтоб Планета – живою была, Чтоб морозы – зимой, чтоб весною – цвела, Чтоб звенела в лесу соловьиная трель, И с прилетом гусей приходил к нам апрель. Чтобы летом бежать по траве босиком, А зимою на санках лететь кувырком, Чтоб рассветы встречать и закат провожать, И на небе ночном с другом звезды считать. Люди мира, очнитесь, посмотрите вокруг! Из зеленой Планета стала черною вдруг. Небо в страшном дыму, полыхает земля, Наводнения и ливни размывают поля Все! Устала природа в этот сумрачный век Бороться с бесчинством твоим, человек. Что ж мы делаем, люди, что мы творим? Что сумеем оставить потомкам своим? Стихотворение ученика 6 класса Лупу Даниила

Цели : воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому; помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; формирование экологической культуры.

Эпиграф : Нельзя допустить, чтобы люди

направляли на свое уничтожение

те силы природы, которые они

сумели открыть и покорить.

Ф. Жолио-Кюри

1. Значение природы для человека.

2. Существует ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?

3. Какова экологическая обстановка в нашем городе?

4. Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?

5. Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?

В брифинге принимают участие:

– эколог,

– представитель комитета по охране природы,

– медицинский работник,

– экономист.

В роли специалистов выступают учащиеся 9–11 классов, подготовившие свои сообщения заранее по рекомендованной учителем литературе.

По вопросу «Экологическая обстановка в нашем городе» в ходе выступления демонстрируется видеозапись.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя о значении природы для человека.

Звучит музыка И. Штрауса «Сказки венского леса».

Ведущий (учитель). Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» – чудеса, сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.

Это чудо – Природа. Человек – ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. «Сохранить природу – сохранить жизнь» –тема брифинга.

В нашем брифинге принимают участие: эколог (Ф. И. О.), представитель комитета по охране природы (Ф. И. О.), медицинский работник (Ф. И. О.), экономист (Ф. И. О.).

Аэродромы,

и перроны,

леса без птиц

и земли без воды …

Все меньше – окружающей природы.

Все больше – окружающей среды.

Всего четыре строки стихотворения Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для сегодняшнего и последующих поколений? Предоставим слово ведущим специалистам.

II. Выступления специалистов.

Ведущий называет вопросы, которые необходимо рассмотреть на брифинге, и приглашает к выступлению специалистов.

Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?

С информацией по этому вопросу выступает эколог.

Эколог . Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.

Указ Петра I от 1718 года предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня, наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

Согласно Указу 1719 года об охране водоемов: «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».

Тысячелетиями расширялось вторжение человека в природу. Но особенно большие изменения в окружающей среде произошли в эпоху научно-технической революции. И не всегда они положительны.

Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить… К сожалению, не все понимают важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди и созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, а также города…

Еще несколько десятилетий назад академик В. И. Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерег от хищнического отношения к природе и ее богатствам: результат может быть только один – полное ее уничтожение.

Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды – дни, а без воздуха – минуты.

За последние 25–30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2–3 миллиона лет. В атмосферу выбрасываются сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд тонн, что может привести к потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.

Более 50 городов России имеют уровень загрязненности окружающей среды, превышающий санитарные нормы.

Все острее становится проблема источников чистой пресной воды.

Леса – «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы, – вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины – это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.

Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействием так называемых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.

В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.

Ведущий . Приведенные экологом факты тревожны. Они могут показаться вам далекими.

Какова экологическая обстановка в нашем городе?

Слово предоставляется представителю комитета по охране природы.

П р е д с т а в и т е л ь комитета по охране природы…

Выступление сопровождается демонстрацией видеофрагментов, характеризующих экологическую ситуацию в городе, и заканчивается стихотворением:

И только ахает Природа…

Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве – там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобренья, и мазут.

Весь берег стал похож на свалку –

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет…

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек,

И сокрушается Природа:

– Зачем все это, Человек?!

Иду таежною долиной…

И снова – горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берез осыпалась листва,

На травах – черные болячки –

Беда, куда ни погляди…

И разъяснил мне егерь мрачно:

– А что? Кислотные дожди…

… Лес плакал, точно в непогоду,

Скрипучей жалобой калек,

И я услышал стон Природы:

– Что натворил ты, Человек?!

Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогулялся возле пляжа

И, верь, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой –

Шибали запахи волной.

Не море – сточная канава

Плескалась тихо предо мной.

Дымили вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец Природы –

Ее созданье – Человек.

Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг?

От термоядерных реакций

И от химических новаций

Не раз рвалась потомства нить.

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.

Все может быть, все может статься…

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем все час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

Уже в реке нельзя попить.

Ракеты бьют по небосводу,

Тревожа мирный наш ночлег,

И только ахает Природа:

– Да сын ли ты мне, Человек?

В. Глебов

Ведущий . Экологическая ситуация в нашем городе тоже не радует и заставляет задуматься каждого.

Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?

С информацией выступает медицинский работник.

Медицинский работник . Загрязнение воздуха на 43–45 % повинно в ухудшении здоровья населения. На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. В Амурской, Курганской, Кемеровской, Новгородской областях и Мордовской республике установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, токсикозов при беременности, на увеличение мертворожденных детей и врожденных аномалий.

Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций. Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом.

На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске, Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, страдающих эндокринными заболеваниями. Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17–24 %.

Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья.

Ведущий . Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновения. С лица Земли уже исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения …).

Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?

Слово предоставляется экономисту.

Экономист . Прежде всего, необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны также больницы с современным оборудованием… На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережному отношению к природным ресурсам и сообществам.

Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2000 лет. Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить им, оберегать от разрушительных последствий.

Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник? (Обращает внимание всех на плакат.)

П л а к а т

«Будьте активными защитниками природной среды

    Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоемов…

    Соблюдайте правила сбора даров леса (грибов, лекарственных растений…).

    Заботьтесь о братьях наших меньших (муравьях, птицах, ежиках …).

    Украшайте в зеленый наряд города и села.

III. Заключительная часть (обобщение).

Ведущий . Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами  мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.

Послушайте стихотворение:

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, –

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

Берегите…

М. Дудин

Звучит песня «Березы» в исполнении Н. Расторгуева (в записи).

Вопросы Викторины:

1. Что такое «Замор» рыбы? (Гибель рыбы подо льдом из-за нехватки кислорода в воде, поэтому зимой на реках надо делать лунки, чтобы был доступ воздуха в воду.)
2. Назовите животное водоемов, которое является настоящим живым фильтром
(Улитка. Пропуская через себя воду, улитка очищает ее. Вот почему улиток селят в аквариумы.)
3. Как можно помочь дереву, если на стволе рана?
(Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)
4. Почему нельзя рвать цветы?
(Они не успевают дать семена.)
5. Назовите друзей леса среди животных.
(Муравьи, дятлы.)
6. Назовите главного коварного врага леса.
(Пожар в лесу.)
7. Может ли гриб съесть дерево?
(Да, трутовики разрушают древесину, превращая её в труху.)
8. Почему весной строго запрещена охота на пушных зверей?
(Происходит линька животных - мех непригоден, но главное – весной животные дают потомство, которое надо кормить, воспитывать, учить выживать.)
9. Кто такие слетки? Почему нельзя их трогать?
(Птенцы, которые выпали из гнезда.)
10. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах?
(Многие птицы после этого бросают свое гнездо.)
11. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их?
(Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)
12. Что едят синицы зимой, когда все насекомые спят?
(Зимой синицы разыскивают в щелочках и трещинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яйца, личинки и поедают их.)
13. Какое дерево считается символом России?
(Берёза)

14. Что такое «тихая охота»? (Сбор грибов)
15. Какая птица считается символом мудрости и познания? (Сова.)
16. Кого называют лесным доктором? (Дятла.)
17. Из какого дерева делают спички? (Осины.)
18. Кого из зверей величают по отчеству? (Лису.)
19. Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (Кукушка.)
20. Какое животное является национальной гордостью России? (Соболь.)
21. Кого называют санитаром леса? (Волка.)

IX. Показ слайдов.

У ч и т е л ь:

Настало время задуматься: выживут ли будущие поколения Земли, смогут ли дети XXI века купаться в реке, море, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов?

За день на Земле исчезает около 100 видов растений и животных, сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров и превращаются в пыль миллиарды тонн почвы.

Берегите свою планету,

Ведь другой на свете нету!




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Пояснительная записка.

Наша Земля всего лишь бесконечно малая частица Вселенной, но только на ней одной из всех обследованных человеком планет есть жизнь. А раз так, то нам надо вдвойне стараться, чтобы природа нашего общего дома не только сохранилась, а становилась все изобильнее и краше. Ведь все, что мы едим, пьем, даровано нам природой. Вся наша маленькая и большая техника – от лопаты до космических ракет – из природных материалов. Сам человек тоже часть природы и всякое неблагополучие в природе угрожает его здоровью и жизни. В эпоху научно-технической революции природа оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины...

Вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате гибнут реки, изменяется климат, исчезают растения и животные. Это бедствие называют экологическим кризисом.

Предмет изучения экологии – связь живых существ со средой. Экология призвана вырабатывать общую стратегию поведения человека в природе. А также она призвана искать пути к восстановлению пострадавших природных систем в измененном виде.

Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде – одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире в последнее время так обострилась проблема окружающей среды. Она приобрела экономическое, социальное и политическое звучание. Возросла роль экологии и в современной науке. Вопросами экологии начали заниматься и экономисты, и юристы, и социологи, и философы.

Однако до сих пор многие вопросы остаются неизученными и нерешенными. Поэтому проблема охраны окружающей среды и влияние загрязнений на здоровье человека остаются актуальными.

Цели:

  • воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому;
  • помощь учащимся в осознании своей моральной ответственности за судьбу родной земли, своего поселка;
  • формирование экологической культуры.

Оборудование:

  • презентация.
  • плакаты об охране природы;
  • фотографии влияние человека на природу;
  • репродукции картин с изображением природы;
  • детские рисунки о птицах нашего края;

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя.

2. Выступления учащихся с экологической информацией по теме классного часа.

3. Проблемная ситуация “Наличие источников чистой пресной воды п.Ноглики”

4. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “ Биологи”

5.Беседа с учащимися “Загрязнение окружающей среды”.

6. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Медицинский работник”.

7.Экологический рейд. “Какие законы нарушены”.

8. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Экономист”.

9. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Ученик”.

10.Работа в группах. “ Обращение от имени Природы”.

Ход мероприятия

Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё уничтожение
те силы природы, которые они сумели открыть и покорить.
Ф.Жолио-Кюри

1. Вступительное слово.

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить “чудеса света” - чудеса, сотворённые природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звёзд мы пока ещё не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.

Это чудо – Природа. Человек – её частица. Природа даёт человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Сохранить природу – сохранить жизнь.

Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Всё меньше – окружающей природы.
Всё больше – окружающей среды.

Всего четыре строки стихотворения Р.Рождественского, но в них самая суть серьёзнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для сегодняшнего и последующих поколений?

2. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Эколог”.

Многие годы не существовало общепринятого представления о количественной связи между загрязнением окружающей среды и состоянием здоровья человека.

Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?

Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.

Указ Петра I от 1718 года предписывал “преступников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня, наказа в батогами, посылать в каторжную работу”. Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

Согласно Указу 1719 года об охране водоёмов: “...если кто осквернит реку отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...”.

Тысячелетиями расширялось вторжение человека в природу. Но особенно большие изменения в окружающей среде произошли в эпоху научно-технической революции. И не всегда они положительны.

Научно-технический прогресс принёс и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить... К сожалению, не все понимают важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди и созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, а также города...

Ещё несколько десятилетий назад академик В.И.Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерёг от хищнического отношения к природе и её богатствам: результат может быть только один – полное её уничтожение.

Выражение “необходим как воздух” возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды – дни, а без воздуха – минуты.

За последние 25-30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2-3 миллиона лет. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд тонн, что может привести к потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.

Более 50 городов России имеет уровень загрязнённости окружающей среды, превышающий санитарные нормы.

Всё острее становится проблема источников чистой пресной воды.

Леса – “лёгкие планеты”, безотказные фильтры атмосферы, - вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины – это почти полтонны поглощённой из воздуха углекислоты.

Природа щедро одарила богатствами остров Сахалин. Главным богатством острова, несомненно, являются нефть и газ крупных месторождений на шельфе Сахалина. По данным ОАО “РоснефтьСахалинморнефтегаз”, они превышают запасы на суше острова соответственно в 27 и 57 раз, составляя просто космические объемы: более чем один миллиард тонн нефти и 3,6 триллиона куб. м газа.

Сравнительно небольшая по размерам территория Сахалинской области подвергается все более жесткому антропогенному воздействию, имеющему тенденцию к возрастанию в связи с освоением континентального шельфа, разработкой новых месторождений полезных ископаемых.

Загрязнение земель нефтепродуктами в Сахалинской области, в том числе и в Ногликском районе, не снижается. В области действует магистральный нефтепровод - 303 км, центральный нефтепровод - 273,7 км, подводящие нефтепроводы - 85,9 км, магистральный газопровод - 329 км, подводящий газопровод - 220,8 км, а также перекачивающие станки, нефтепарки, участки добычи нефти, нефтесборочные пункты, нефтенасосные станции всего - 71 шт., действует 377 складов ГСМ, свыше 100 заправочных станций, нефтеперерабатывающий завод АОЗТ “Петросах”. Все они являются экологически опасными объектами.

Производственная деятельность буровых предприятий нефтегазового комплекса оказывают существенную техногенную нагрузку на окружающую среду, вызывая сложные экологические последствия, вызывающие патологические отклонения в здоровье населения прилегающих городов и поселков, в том числе и в Ногликском районе.

В местах бурения скважин на нефть и газ отмечается загрязнение почвы, водного и воздушного бассейнов, приводящие к нарушению естественного экологического равновесия. Вопросы обезвреживания и утилизации отходов бурения имеют приоритетное значение в природоохранной политике предприятий отрасли. Решение указанной проблемы возможно лишь в рамках создания природосберегающих технологий и техники строительства скважин.

Сложной проблемой являются утилизация и обезвреживание отработанных буровых растворов и бурового шлама (буровой породы).

Основная природоохранная проблема при проходке скважин связана с использованием бурового раствора, который состоит из нефти, минеральных добавок и бентонита (глинопорошок). В мире существует три способа утилизации отработанного бурового раствора – сброс в море, закачка в пласт и вывоз на берег для захоронения. Над оценкой этих альтернатив, с точки зрения экологической безопасности, и работают ведущие российские научно-исследовательские институты и организации.

В настоящее время разработаны технологические решения по повторному использованию отработанных буровых растворов при проводке скважин, применению их вместе с буровым шламом в качестве вторичного сырья при производстве грубой строительной керамики, а также регенерация активных компонентов (получение глинопорошка, выделение утяжелителя). Но пока на Сахалине эти методы утилизации не нашли поддержки. Экономически выгодным и практически доступным является обезвреживание указанных отходов методом отведения с последующим захоронением в минеральном грунте, непосредственно на территории площадки буровой. При этом значительно упрощается процесс ликвидации шламовых амбаров и рекультивация земель.

На Сахалине одной из самых серьезных проблем стало загрязнение ландшафтов в процессе разведки и освоения нефтяных и газовых месторождений. Накопление на ограниченной площадке буровых отходов, технология утилизации которых пока отсутствует, приводит к засолению почв, загрязнению их нефтепродуктами и тяжелыми металлами. Наибольшей токсичностью по отношению к почвенной микрофлоре обладают соединения хрома, гидроксиды и карбонаты натрия и калия, соединения хлора. В почвах у буровой скважины содержания бария увеличивается в 20 раз, ванадия в 16 раз, свинца – в 6-7 раз.

3. Проблемная ситуация “Источников чистой пресной воды п.Ноглики”

Кл. руководитель. Да, в природе все взаимосвязано, эту взаимосвязь изучает наука экология. Приведите примеры такой взаимосвязи в нашем поселке?

Примерные ответы детей:

1.Производственная деятельность буровых предприятий нефтегазового комплекса оказывают существенную техногенную нагрузку на окружающую среду.

2. На Сахалине одной из самых серьезных проблем стало загрязнение ландшафтов в процессе разведки и освоения нефтяных и газовых месторождений.

3.Сложной проблемой являются утилизация и обезвреживание отработанных буровых растворов и бурового шлама (буровой породы).

4. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Биологи”

Уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействием так называемых “мутантов”. К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.

Патологические признаки организма - это результат взаимодействия наследственных (внутренних) и средовых (внешних) факторов. Одной из важнейших причин наследственных патологий человека является мутационная изменчивость (индуцированный мутагенез).

В Ногликском районе среди новорожденных количество детей с врожденными наследственными аномалиями (при перерасчете встречаемости детей с наследственными аномалиями на 1000 здоровых новорожденных) составляет 0,219 ±0,036, а такой же показатель только среди детей первого года жизни - 0,742 ±0,123. Вероятно, одной из причин встречаемости наследственных аномалий в Ногликском районе является: неблагоприятная экологическая ситуация в п. Ноглики, связанная с загрязнением окружающей среды при нефте и газодобыче, а также та причина, что на севере острова среди популяции северных народностей, проживающих в отдаленных поселках (Вал, Тунгор, Мгачи, Даги, Сабо), в результате скрещивания происходит выщепление рецессивных генов, несущих наследственные аномалии, и увеличивается число гомозиготных организмов по данным аномальным признакам.

Общее количество людей с онкологическими патологиями в период с 1997 по 2005 гг. в Ногликском районе представлено на графике (рис. 1) увеличивается. Анализ данных показал, что с каждым годом увеличивается число людей с онкологическими заболеваниями. Так, если в 1997 г. было выявлено только 32 чел., то в 2005 г. этот показатель равнялся уже 73 чел.

Фактические данные по различным нозологическим единицам онкологических заболеваний населения п. Ноглики приведены на рисунке 2 . В целом важно отметить, что на первом месте по числу заболевших находятся люди, имеющие онкологию молочной железы (38% от общего числа анализируемых признаков), на втором месте – тела матки (16%), на третьем месте – легкого (14%). Далее в порядке убывания онкологические заболевания расположились следующим образом: рак желудка (10%), рак кишечника (8%), рак яичников (7%) и меланома кожи (7%).

Рис.1.
Обще количество людей с онкологическими патологиями в Ногликском районе (1997-2005 гг.):
1 – 1997, 2 -1998, 3 – 1999, 4 – 2000, 5 – 2001, 6 – 2002, 7 – 2003, 8 – 2004, 9 – 2005 гг.

Рис.2.
Фактические данные по различным нозологическим единицам
онкологических заболеваний населения п. Ноглики

В моря и океаны в течение веков сбрасывалось всё и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.

5. Беседа с учащимися “Загрязнение окружающей среды”.

Кл.руководитель. Какой экологический урок приносит загрязнение окружающей среды.

Примерные ответы детей:

1. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.

2. Причин встречаемости наследственных аномалий в Ногликском районе является: неблагоприятная экологическая ситуация в п. Ноглики, связанная с загрязнением окружающей.

3. Рост заболевания людей.

Приведённые факты тревожны.
И только ахает природа...
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья, и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет...
Растут те свалки год от года
По берегам озёр и рек,
И сокрушается Природа:
- Зачем всё это, Человек?!
Иду таёжною долиной...
И снова – горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берёз осыпалась листва,
На травах – чёрные болячки –
Беда, куда ни погляди...
И разъяснил мне егерь смачно:
- А что? Кислотные дожди...
...Лес плакал, точно в непогоду,
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море – сточная канава
Плескались тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы –
Её созданье – Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг?
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Всё может быть, всё может статься...
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем всё час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя поить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
- Да сын ли ты мне, Человек?
В. Глебов

6. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Медицинский работник”.

Экологическая ситуация в нашей стране тоже не радует и заставляет задуматься каждого. Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?

Загрязнение воздуха на 43-45 % повинно в ухудшении здоровья населения. На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. На Сахалине наблюдения за состоянием окружающей среды проводит единственная служба – Сахалинское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Контроль за состоянием окружающей природной среды осуществляют Государственный комитет окружающей среды по Сахалинской области и Сахалинский комитет природных ресурсов.

Установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, токсикозов при беременности, на увеличение мёртворождённых детей и врождённых аномалий.

Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создаёт постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций. Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведёт к заболеваемости детей анемией, туберкулёзом.

Учёными зарегистрирован рост общей смертности на 17-24%.

Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья.

Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, всё живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25% птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновения. С лица Земли уже исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения...).

7. Экологический рейд. “Какие законы нарушены”

Классный руководитель. Сейчас мы проведем рейд по улицам нашего поселка и увидим, выполняют ли его жители экологические законы?

Примерные ответы детей:

  1. Загрязнение воздуха, виноват человек. (транспорт, производства.)
  2. Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно.
  3. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания растений и животных.

8. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Экономист”.

Что может сделать каждый из нас для сохранения природы? Прежде всего, необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны также больницы с современным оборудованием... На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережному отношению к природным ресурсам и сообществам.

Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчётам учёных, 2000 лет. Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить им, оберегать от разрушительных последствий.

9. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Ученик”.

Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник? Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоёмов! Соблюдайте правила сбора даров леса: грибов, лекарственных растений. Заботьтесь о братьях наших меньших: муравьях, птицах, ёжиках. Украшайте в зелёный наряд города и сёла.

Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьём воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами – мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.

10. Работа в группах. “ Обращение от имени Природы”.

Классный руководитель. Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.

  • Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.
  • Вторая группа напишет военным.
  • Третья группа подготовит обращение к учёным.
  • Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.
  • Пятая группа напишет морякам и рыбакам.
  • Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.

К доске выходят представители групп и читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите...
М.Дудин

Слушание в аудиозаписи песни “Берёзы” (муз.И.Матвиенко, слова М.Андреева – из телесериала “Участок”, исп. группа “Любэ” и С.Безруков).

Обобщающая беседа по теме классного часа.

Список литературы.

1. Aлексеев В.А. (ред). 1990. Лесные экосистемы и атмосферное загрязнение. Наука. Л. 200 стр. Алексеев С.В., Янушанец О.И.

2. Экологические проблемы охраны водных ресурсов. Чверткин Н.С., Рязанцева А.В., Заломнова О.Н., Лукашина Г.В.

3. Оценка негативного воздействия предприятий по ремонту транспортных средств на окружающую среду Гапонюк Н.А.

4. Гигиеническая оценка факторов среды. Гапонюк Н.А.

5. Природопользование: учеб. пособие Заломнова О.Н., Резчиков Е.А. М.

6.. Экология:учеб. пособие Резчиков Е.А., Заломнова О.Н. M.

Наблюдаемые в природе изменения, вызванные активным вмешательством человека, свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии индустриально-технологической практики, системы образования, о снижении нравственного и духовного уровня человека. В этой связи назрела необходимость пересмотра всей системы знаний о мире, человеке и обществе. Другими словами, возникла объективная необходимость укрепления фундаментальной базы образования, построенной на основе органичного единства его естественно-научных составляющих. Человек должен увидеть и осознать свою зависимость от природы, неотъемлемой частью которой он является. По мысли Бертрана Рассела, природа подчиняется только подчинением ей. Только в этом случае знание человека и могущество природы сочетаются и превращаются в созидательную силу. Можно назвать две группы причин, указывающих на необходимость повышения роли фундаментальной базы образования. Первая группа связана с глобальными проблемами цивилизации, нынешний этап развития которой характеризуется наличием признаков экономического, экологического, энергетического кризисов, а также резким обострением национальных и социальных конфликтов во многих странах мира. Вторая группа обусловлена тем, что мировое сообщество в последние десятилетия ставит в центр системы образования приоритет личности. Формирование высокообразованной личности требует решения комплекса взаимосвязанных задач. Во-первых, нужно создать условия для гармоничных связей человека с природой посредством изучения фундаментальных законов, которые ею управляют. При этом чрезвычайно важно не столько познать явления природы, чтобы путём раздумий овладеть ими, сколько сохранить природу в её естественном состоянии для будущих поколений. Во-вторых, человек живет в обществе и для его гармоничного существования необходимо погружение в культурную среду через освоение истории, права, философии, экономики и других наук. Концепцию фундаментального образования впервые отчётливо сформулировал в начале XIX в. филолог и философ Вильгельм Гумбольдт (1767–1835). Согласно этой концепции, предметом изучения должны быть те фундаментальные знания, которые рождаются на переднем рубеже развития науки, и фундаментальное образование должно сочетаться с научными исследованиями.

Такая прогрессивная система образования внедрена в лучших университетах мира. Проблема укрепления фундаментальной базы образования актуальна не только для России, но и для других стран. Так, в одном из докладов комиссии США отмечалось, что Америка, как и при запуске первого советского спутника, находится перед угрозой потери своего уровня образования и может оказаться среди стран, которые не способны воспринимать новейшие достижения науки, техники, технологии, гуманитарной сферы из-за очень низкого уровня математического и естественно-научного образования. В официальном документе Национальной комиссии США по качеству образования утверждается: «Нация находится в опасности, так как образовательные основы государства подтачивает все более нарастающая волна посредственности, которая угрожает будущему нации и страны в целом, и если бы недружественная держава предприняла по-пытки навязать Америке такую посредственную систему образования, которая существует сегодня, мы бы расценили это как акт войны». Ещё в одном важном документе – докладе ЮНЕСКО – подчёркивается, что для развития мира «единственно значимыми ресурсами являются лишь знания, изобретательность людей, воображение и добрая воля; становится ясным, что без них невозможен какой-либо устойчивый прогресс в отношении мира, уважения прав человека и основных свобод; решающую роль в развитии этих качеств играет образование». Важную роль в фундаментальном образовании играют естественно-научные знания, которые не только расширяют кругозор познающего, но и представляют собой сферу активных действий, определяющих уровень развития общества. Один из парадоксов исторического развития состоит в том, что ни сознание надвигающейся планетарной катастрофы, ни осмысление идеи устойчивого развития, ни пересмотр концептуальных оснований образования пока ещё почти не сказались на реальном поведении государств и человеческих обществ. Мир продолжает двигаться по опасному пути, приближающему всех нас к последней грани – к той черте, за которой уже нет выбора, нет будущего, нет человека, а возможно, и нет жизни вообще. Спустя десять лет после утверждения концепции устойчивого развития, в 2002 г., в Рио-де-Жанейро состоялась Всемирная конференция ООН по проблемам устойчивого развития, названная «Саммит Земли». В ней приняли участие делегаты из 189 стран и главы свыше 100 государств мира. На этой конференции отмечалось, что за прошедшие десять лет удалось добиться гораздо меньше, чем предполагалось. Потребительский образ жизни продолжает истощать естественные жизнеобеспечивающие источники Земли. Развитые страны не выполнили свои обещания активизировать действия по защите окружающей среды даже на своих территориях, не говоря уж о помощи развивающимся странам. Представители многих стран заявили, что именно жители Европы и особенно США, так называемый «золотой миллиард», потребляют около 80 % мировых энергоресурсов, и поэтому они должны за это платить и помочь 2,5 млрд людей, которые не могут удовлетворить потребности даже в чистой воде и электроэнергии. Понятно, что корень зла кроется не только в мышлении и поведении от-дельных людей, но и во всеобщих политических и экономических отношениях. При этом огромную роль играет все-таки культурный и духовно-нравственный факторы, нацеленные на искоренение безжалостно-потребительских отношений человека и всего человечества к природе. А единственной силой, способной органично, как бы изнутри трансформировать культуру, выступает опять-таки образование на благодатной почве воспитания. В связи с этим необходимо кардинально перестроить преподавание фундаментальных наук. Одна из главных задач в состоит в том, чтобы радикально усилить их мировоззренческое значение. В понятиях и концепциях фундаментальных дисциплин необходимо видеть не только россыпь знаний, но и целостную картину мира природы, в том числе и в его планетарном изменении. А это означает, что фундаментальные знания должны приобретаться не разрозненными кластерами, а в единой системе – комплексно. И осваиваться не только в своём непосредственном значении, но и в качестве жизненно важных духовно-нравственных ценностей и моральных норм. Нормативная роль фундаментальных наук в формировании духовно-нравственного начала деятельности человека пока ещё не до конца постигнута самими учёными, она тем более не усвоена и далеко не понята политиками и воротилами делового мира. Но без этого все же не обойтись. Именно во всей системе современного образования и духовно-нравственного воспитания могут и должны взойти ростки нового миропонимания. Учёные, преподаватели, все представители фундаментальных наук при-званы видеть кардинальный характер проблемы выживания человека и человечества и осознать свою ответственность за её решение. Сегодня очень важно, чтобы, как в годы развёртывания Пагуошского движения, выдающиеся представители научной элиты и академическое сообщество в целом заняли столь же решительную позицию в борьбе с надвигающейся катастрофой. И чтобы наши современники действовали так же настойчиво, как в своё время активно выступали учёные-физики, сумевшие убедить общественность и политические круги в необходимости прекращения гонки ракетно-ядерных вооружений и добиться отказа от применения ядерного оружия. Однако усилия учёных и преподавателей будут напрасными, если каждый человек не осознает своей доли ответственности за решение глобальной проблемы сохранения жизни на нашей планете. «Будущее сообщества, как части единой системы биосферы, зависит от того, когда оно поймёт свою связь с Природой (Богом, Духом, Высшим Разумом, Мировой Информацией) и примет на себя ответственность не только за развитие общества (к чему стремились все утописты), но и биосферы в целом», – сказал академик В.И. Вернадский (1863–1945).


Чрезвычайно важно, чтобы новое миропонимание, основанное на синтезе достижений фундаментальных наук и духовно-нравственных ценностей, пронизало всю систему обучения и воспитания подрастающего поколения – от школ до университетов. Первый шаг в этом направлении уже сделан – студенты высших учебных заведений изучают концепции современного естествознания и экологию, а в школах постепенно внедряется изучение православной культуры и светской этики. Учитывая практическую значимость естественно-научных знаний, целесообразно сделать следующий шаг – включить в учебный процесс средней школы дисциплины, которые интегрировали бы знания в разных естественно-научных отраслях на основе целостного концептуального подхода в изучении свойств объектов природы и фундаментальных законов. Одной из таких дисциплин может быть, например, современное естествознание, которое по своему дидактическому наполнению соответствует концепциям современного естествознания для изучения студентами вузов, а другая не менее важная дисциплина – экология. Введение этих дисциплин для школьников старших классов вовсе не означает исключения из учебного процесса физики, химии и биологии. Это означает, что в рамках отведённых учебных часов возможен вариативный подход. Например, для школ с гуманитарным и социально-экономическим направлениями целесообразно предусмотреть больший объем учебных часов для изучения современного естествознания, а для физико-математических школ выбрать профилирующей физику вместе с математикой и т.д. Вне всякого сомнения, любой человек, обладающий не только общими концептуальными естественно-научными знаниями, но и усвоивший нравственные правила, будет действовать непременно так, чтобы польза как результат его действия всегда сочеталась с бережным отношением к природе и её сохранением и для нынешних, и для грядущих поколений. Только в этом случае созидательная деятельность каждого человека внесет ощутимый вклад в устойчивое равновесие природных процессов и динамичное поступательное развитие биосферы, которая перейдет в более упорядоченное состоянии – ноосферу, сферу разума.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 12-е изд. М.: Директ-Медиа, 2014.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для вузов. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.
Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 3-е изд. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.

«Сохранение природы – это наша забота»

Цель: изучить экологические глобальные проблемы существующие в мире, какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека и чем мы можем помочь для сохранения окружающей среды

Задачи:

расширить знания об окружающей среде;

воспитать бережное отношение к окружающей природе;

формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.

Вступительное слово учителя:

Наш урок посвящен экологии. 2013 год - Год охраны окружающей среды в России, а вы знаете какое влияние оказывает человек на окружающую среду? Изучив все проблемы давайте подумаем, а что мы можем сделать, для сохранения нашей природы.

Ход классного часа

Природа - это все, что окружает человека. Природу разделяют на живую и неживую. Ее можно рассматривать как Вселенную, как среду, в которой мы живем, как все сущее. Эта естественная окружающая среда , в разнообразии своих проявлений, имеет огромное непосредственное влияние на человека.

« Окружающая среда» - это более научное понятие. Оно характеризует естественные природные условия и экологическое состояние определенной местности. Еще в глубокой древности люди стали замечать закономерности взаимодействия животных друг с другом и с окружающей их природной средой.

Взаимоотношения "человек - природа" всегда должны быть гармоничными, потому что только это обеспечит человеку здоровье и качественное развитие всего общества. Сохранение природы в первозданном виде является отображением культуры каждого человека и общества в целом.


Всемирный день окружающей среды, введенный Генеральной Ассамблеей ООН в 1972 году, отмечается во всём мире 5 июня . Эта дата была выбрана в честь начала работы Стокгольмской конференции 1972 года, которая рассматривала проблемы окружающей человека среды.

Это призыв государств и организаций ежегодно в этот день проводить специальные мероприятия по сохранению и восстановлению окружающей среды.

В течение всей жизни организм человека подвергается постоянному воздействию окружающей среды. Это влияет на жизнедеятельность, здоровье и на продолжительность жизни.

Потребление ресурсов Земли приводит к истощению природных богатств, что привело к необратимому обеднению литосферы и биосферы .

Разведение домашних копытных привело к истощению растительности, которая уже не успевает возобновляться. Степь или саванна сменяются полупустыней. Из-за такого воздействия скотоводства произошло увеличение площади Сахары и соседней полупустынной зоны - Сахеля.

Отходы, побочные продукты производства и быта загрязняют биосферу, вызывают деформации экологических систем, нарушают глобальный круговорот веществ и создают угрозу для здоровья человека. Вы наверно знакомы с такими выражениями: парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди, смог.

Отчего же это происходит?

Основные источники - это сжигание ископаемого топлива, выжигание лесов, выбросы промышленных предприятий, использовании аэрозолей , выхлопные газы автомобилей.

Загрязнение среды - одна из самых острых проблем, происходит изменение состава атмосферы и климата. Смог очень вреден для живых организмов.

Кислотные осадки выпадают на поверхность Земли вместе с дождем, туманом, снегом или пылью. Попадая в озера, кислотные осадки нередко вызывают гибель рыб или всего животного населения.

Изменения атмосферы связано и с разрушением озонового слоя, который является защитным экраном от ультрафиолетового излучения. Особенно быстро процесс разрушения озонового слоя происходит над полюсами планеты, где появились так называемые озоновые дыры.

«Парниковый эффект» образуется от концентрации ядовитых газов в атмосфере и становятся причиной глобального потепления , таяние ледников.

Загрязнение природных вод. Человечество практически полностью зависит от поверхностных вод суши - рек и озер. Вода рек и озер покрывает потребности человечества в питьевой воде , используется на орошении в сельском хозяйстве , в промышленности, служит для охлаждения атомных и тепловых электростанций.

Человечество тратит 2200 км3 воды в год. Потребление воды постоянно растет, и одна из опасностей - исчерпание ее запасов. К примеру, забор воды на орошение из рек Средней Азии привел к обмелению Аральского моря, которое практически перестало существовать. Со дна высохшего моря соль разносится ветром на сотни километров, вызывая засоление почв.

Не менее грозное явление - загрязнение пресных водоемов .

Загрязнение водоемов происходит не только отходами промышленного производства, но и попаданием с полей в водоемы органики, минеральных удобрений, пестицидов, применяемых в сельском хозяйстве. При разложении органики многие живые организмы гибнут, исчезают ценные виды рыб, вредные вещества накапливаются в тканях организмов, иногда это приводит к мутации живых организмов.


Опаснейшими загрязнителями природной среды являются тепловые электростанции, гидроэлектростанции и атомные электростанции , на которых сжигаются огромные объемы топлива. Миллионы кубометров вредных и опасных отходов от работы тепловых электростанций практически целиком поступают в природную среду.

Почвы являются еще одним ресурсом, который подвергается чрезмерной эксплуатации и загрязняется. Плодородный слой почвы при неправильной распашке часто смывается выпадающими осадками (водная эрозия), или развеивается ветром (ветровая эрозия), происходит образование оврагов. Эрозия почвы в XX столетии стала всемирным злом.


странах стала причиной пыльных бурь и гибели миллионов гектаров плодороднейших земель. Избыточное орошение, в первую очередь в условиях жаркого климата, может вызывать засоление почв.

Уменьшение площади лесов вызывает нарушение круговоротов кислорода и углерода в биосфере. Хотя катастрофические последствия сведения лесов широко известны, их уничтожение продолжается. Леса на нашей планете занимают площадь около 42 млн. км2, но их площадь ежегодно уменьшается на 2%,

Истощение и загрязнение почвы. Несовершенство сельскохозяйственного производства - основная причина сокращения площади плодородных почв. Плодородный слой почвы при неправильной распашке часто смывается выпадающими осадками (водная эрозия), или развеивается ветром (ветровая эрозия), происходит образование оврагов. Эрозия почвы в XX столетии стала всемирным злом.

Распашка обширных степных площадей в России и других
странах стала причиной пыльных бурь и гибели миллионов гектаров плодороднейших земель.

Особую опасность представляют химические средства защиты, особенно органические соединения, применяемые в сельском хозяйстве в борьбе с вредителями, болезнями и сорняками.

Избыточное орошение, в условиях жаркого климата, может вызывать засоление почв. Радиоактивное загрязнение почвы несет большую опасность. Радиоактивные вещества из почв попадают в растения, затем в организмы животных и человека, накапливаются в них, вызывая различные заболевания. Долгоживущие радиоактивные элементы сохраняются в экосистемах сотни лет.

Сокращение природного разнообразия. Чрезвычайная эксплуатация, загрязнение, а зачастую и просто варварское уничтожение природных сообществ приводят к резкому снижению разнообразия живого. Вымирание крупных животных драматично, и они, естественно, подлежат охране. С лица Земли за последние 300 лет исчезло больше видов птиц и млекопитающих, чем за предшествующие 10000 лет.

Какие меры необходимо предпринять для сохранения нашей окружающей среды?

Такими мерами могут являться:

· Ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу с целью улучшения общей экологической обстановки;

· Экологическая экспертиза всех видов производств и промышленной продукции;

· Создание безотходных и малоотходных технологий;

· Создание заповедников, заказников и национальных парков с целью сохранения природных комплексов;

· Ограничение лова рыбы, охоты с целью сохранения определённых видов;

· Ограничение несанкционированного выброса мусора, строительство специальных очистительных заводов;

· В сельском хозяйстве использовать органические удобрения, соблюдать севооборот;

· Искусственно восстанавливать вырубленные леса.

А теперь давайте зададим себе такой вопрос: «Что могу сделать именно я, чтобы сохранить окружающую среду?»

Не ломать деревья, кусты;

Сажать деревья и цветы;

Не мучить животных и птиц;

Собирать макулатуру (чтобы срубали меньше деревьев).

Экономить природные ресурсы (например, воду, электрическую энергию);

Меньше использовать химикаты и пластик;

Не использовать вещества, разрушающие озоновый слой;

Не мусорить, соблюдать чистоту о оказывать свою помощь в уборке мусора.

Заключительное слово учителя:

Мы теперь знаем что угрожает нашей окружающей среде, если погибнет природа, погибнем и мы. Чтобы этого не случилось, человек должен поменять свое отношение к природе. А для этого необходимо, чтобы каждый человек принял активное участие в сохранении нашего природного богатства.

«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы…Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».